Обломов гончаров краткий анализ темы для выступления. Характеристика и анализ «Обломова» (Гончаров И. А.). Жанр и литературное направление

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Обломов и обломовщина — два символа русской жизни с момента выхода романа в свет. «Впечатление, которое этот роман при своём появлении произвёл в России, не поддаётся описанию. Вся образованная Россия читала “Обломова” и обсуждала “обломовщину”», — писал анархист Пётр Кропоткин спустя многие годы. Немедленный — всего через месяц — отклик на роман дал Н.А. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» — статье, с которой сам автор не только согласился, но поразился глубокому проникновению критика в замысел писателя. Статья Добролюбова многие годы воспринималась как манифест русской интеллигенции.

Система образов романа и его сюжет на первый взгляд не сложны. Обломов Илья Ильич, помещик, владелец села Обломовки и крепостных, в числе которых — слуга его Захар (образ, прототипом которого стал вестовой Фаддеев с фрегата «Паллада»), по воспитанию и характеру не чужд самому автору, и уж во всяком случае и понятен, и хорошо, до мелочей, изучен.

Знакомые и друзья называли И.А. Гончарова «Маркиз де Лень» и очень были удивлены, когда он вдруг отправился в кругосветное путешествие на паруснике; напомним также, что и работал над своими романами Гончаров именно так, как это нередко присуще русскому человеку, — десяток лет замыслов, а почти полный текст — вдруг, и за два месяца.

Обломов, которому с малых лет чулки надевал крепостной слуга, преданный и ленивый, так и остаётся на всю жизнь ребёнком — добрым, мечтательным, а главное — несамостоятельным и совершенно пассивным. Всякое усилие ему чуждо, напряжение — в тягость. Повзрослев, он это за собой знает, но противиться избалованному дитяти в себе не в силах.

Андрей Штольц, обрусевший немец, «безродный» друг Обломова, — прямая ему противоположность. Отец-немец привил ему педантичность и деловитость, русская мать — чувствительность. Наблюдая «зелёненькими глазками» жизнь и быт в княжеском семействе, Штольц воспринимает и уроки светского обращения. «Предки Андрея и не подозревали, что варьяции Герца [музыкальные опыты отца], мечты и рассказы матери, галерея и будуар в княжеском замке обратят узенькую немецкую колею в такую широкую дорогу, какая не снилась ни деду его, ни отцу, ни ему самому». Рассудительный, практичный, целеустремлённый, предприимчивый, он «делает себя сам» и, конечно, добивается успеха. Образ прямолинейный, жёстко написанный, лаконично резкий. Интересно, что картины детства Обломова в Обломовке читателю помнятся, аналогичные же описания детства Штольца — пропадают из памяти.

Ольга Ильинская — на первый взгляд один из привлекательных образов русской женщины в литературе, «чистое и гордое существо с её бесплодной жертвой и торжественным “никогда!”, разбивающимся о нравственную дряблость Ильи Ильича», как характеризует героиню романа А.Ф. Кони.

Сюжет романа, казалось бы, тоже совершенно традиционен. Это любовный треугольник, и перед Ольгой встаёт закономерный выбор. Чувство, возникшее у Обломова к Ольге, — единственная сила, способная вырвать его из пучины собственного дивана, лени и сделать усилие, чтобы приблизиться к любимой. Но и это оказывается напрасным: Ольга, превозмогая собственную трагедию, понимая, что Обломов безнадёжен, любя его, как ей кажется, всем сердцем, спасает себя от неминуемой гибели вместе с ним в ленивом застое обломовщины. Однако «любовь» Ольги проявляет свой подлинный, надуманный характер хотя бы в нескольких фразах объяснения с Обломовым: «Будешь ли ты для меня тем, что нужно?» — вопрос Ольги вовсе не похож на речь любящей женщины, а уж тем более следующая фраза: «Я люблю в тебе то, что я хотела, чтобы было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним». Тут уж скорее слышатся интонации разумной ученицы Штольца, чем голос влюблённой девушки. Не так уж привлекателен, выходит, этот образ, как единодушно представляли его критики, начиная с Н.А. Добролюбова. Ольга по логике развития своего характера не могла не стать женою Штольца. После разрыва с Обломовым, когда рассудочный план предприимчивой героини «сделать из Обломова человека», т.е. Штольца, терпит неудачу, Андрей и Ольга встречаются в Швейцарии. «Штольц ещё в Париже решил, что отныне без Ольги ему жить нельзя. Решив этот вопрос, он начал решать и вопрос о том, может ли жить без него Ольга».

Ольга же стыдится признаться Андрею в том, что была влюблена в Обломова, таким недостойным «мешком» он представляется ей теперь! Но признаётся. И что же! Штольц, этот по первому замыслу автора и по мнению многих критиков «образцовый» человек, деятельность которого способна спасти Россию, «преданный друг» Обломова, превозносивший его и сам «указавший» Ольге его «красоту», на признание Ольги вдруг восклицает: «Обломова! Не может быть!.. Это что-нибудь другое!.. Боже мой, если б я знал, что дело идёт об Обломове, мучился ли бы я так!» Далее следует особенно неприятная сцена: Штольц разбирает перед Ольгой письмо Обломова, чётко, по пунктам, аккуратно, логично, ещё и ещё раз убеждая героиню в ошибочности её любви к Илье Ильичу. И со всяким «пунктом» она соглашается! По сути дела, оба «положительных» героя романа, хотел того автор или нет, предают: один — друга, вторая — любимого. Впрочем, «другом» и «любимой» считал их по-настоящему чистый сердцем и сильный чувством «отрицательный» герой — Обломов. Обломов, не способный на решительный поступок, но не способный и на предательство.

Критики единодушно отмечали одну весьма важную черту развития сюжета этого романа Гончарова: казалось бы, в нём ничего или почти ничего не происходит, однако читается он с неослабевающим интересом. Эту напряжённость развития действия порождает то, что подлинное действие романа — это внутренняя борьба Обломова с наступающей со всех сторон новой жизнью, враждебной ему, губительной для его сознания и самосознания. «Ах, Боже мой! Трогает, со всех сторон достаёт!» — восклицает Илья Ильич, когда поутру его то и дело отрывают с дивана и «пустой щёголь, и чиновник-карьерист, и обличительный писатель. Маски разные, а суть одна: пустопорожняя суета, обманчивая деятельность» (В. Сквозников. Обломов и обломовщина).

Да стоит ли ради такой «деятельной жизни» оставить покой? Поспешить куда-то? А для чего, куда стоит? Вслед за Штольцем, по его стопам и по его указке? Да, Обломов был обречён, но не только тем «неумением жить», которое возникло вместе с неумением надевать чулки и не было развито затем потребностями взрослой жизни. Вряд ли тот новый путь развития России и его «деятели» — «новые люди», которых олицетворяют в романе Штольц и Ольга, предполагали возможность включения Ильи Ильича в активную жизнь и продуктивную, творческую работу. А своего ума, своих замыслов, своего пути он не смог выработать, и не только в силу дурного воспитания, инертности, лени, но главное — в силу объективных трудностей самостоятельного формирования такого нового пути в неведомое, в силу отсутствия тогда в России доступной Обломову необходимой общественной среды. Не для чего было и вставать с дивана!

Противоположные суждения и оценки высказывались в критике не только о главных героях романа. Вдова Пшеницына, под чьей опекой провёл остаток своей загубленной жизни Обломов, представляется то чудовищем обывательского застоя, воплощением быта и «грязи» (по мнению Штольца, посетившего Обломова), то как «открытие щедрости души простой русской женщины», сумевшей сердцем угадать «голубиную душу» Ильи Ильича и создать ему подобие детского гнезда в Обломовке.

Образ Ильи Ильича Обломова сложен, как непрост и сам роман Гончарова. Слабость, привитая старинным воспитанием барчука, рабовладельческой психологией крепостничества и развившаяся у повзрослевшего барина в неспособность к любому серьёзному усилию, губительна и для своего носителя, и для окружающих. Эта слабость — обломовщина — враждебна жизни. Но и «новые», на первый взгляд «прогрессивные» герои обнаруживают такую силу, что, возможно, не лучше, а во многих, особенно нравственных отношениях, и хуже этой слабости — создают вокруг себя ту же обломовщину. Зато кроме слабости есть у героя романа — Ильи Ильича Обломова — и сила доброты, честности, совестливости, сомнения. Внутренний конфликт романа — столкновение силы и слабости в душе героя, борьба в нём обломовщины и Обломова. Напряжённая борьба Ивана Ильича с собой и с наступающей на него враждебной реальностью, по сути, трагична.

Источник (в сокращении): Михальская, А.К. Литература: Базовый уровень: 10 класс. В 2 ч. Ч. 1: уч. пособие / А.К. Михальская, О.Н. Зайцева. - М.: Дрофа, 2018

«Обломов» Гончарова И.А.

Роман Гончарова " " раскрывает нам психологический кризис русского человека, обнажая проблемы общества XIX века. Изначально мы видим противопоставление двух героев, Обломова и Штольца. Разное мировоззрение этих людей, прямо противоположные характеры заставляют нас выбирать: кто же больше симпатичен.

Обломов - бездеятельный, апатичный человек с тонкой душой, любящий помечтать, мягкий, нежный и душевный, ни в чём никого не стесняющий, как впрочем и ничем никому не помогающий, не считающий нужным даже заботиться о себе самом, полностью пустивший дела в своём имении на самотёк.

Штольц - человек деятельный, активный, постоянно в работе, увеличивающий своё благосостояние, не остающийся равнодушным к проблемам друга.

Что же сближает этих людей? Отчего дружба между ними длится столько лет? Кажется, что Обломов и Штольц - противоположности, но они взаимодополняют друг друга, может быть, даже не могут друг без друга жить (а иначе зачем Штольцу так активно уговаривать Обломова изменить образ жизни, заботиться о благосостоянии Ильи Ильича).

Штольц имел в жизни чёткую задачу и "шёл по избранной дороге", "и среди увлечений чувствовал землю под ногой и силы в себе".

Эти качества чужды Илье Ильичу, у него нет ни цели в жизни, ни каких-либо стремлений. Что же есть в Обломове, чего не хватает Штольцу, такому, казалось бы, совершенному человеку? Обломов любит мечтать, его мысли свободно парят в неизведанном будущем, его душа отдыхает в мире грёз, он в мыслях живёт в гармоничном мире, который давно утрачен. А Штольц? "Больше всего боялся он воображения." Все стремления Штольца (он наполовину немец по происхождению) просты и приземлённы, ему не чужды сочувствие, преданность дружбе, но он не умеет отдохнуть душой, что так важно для человека, особенно для русского человека.

Обломова Штольц считает мечтателем-романтиком и подсознательно понимает, что обломовского романтизма ему не хватает в жизни.

Илья Ильич наделён при всех своих отрицательных качествах одним очень важным достоинством - он, сам того не осознавая, чувствует высокий духовный идеал, хоть и не умеет выразить свои ощущуния словами. Может быть, эта духовность и привлекает Штольца, критикующего Обломова, возмущающегося его бездействием. Ведь как бы ни велика была пропасть между такими разными людьми, всё же Штольц не покидает своего друга, заботится о нём (а впоследствии и о его сыне.

Трагедия русского общества XIX века, может быть, в том и заключается, что оно распалось на Обломовых, людей-романтиков, сохранивших в душе своей идею, но не имеющих никаких сил и воли, чтоб эту идею воплотить, и Штольцев, людей действия, которые работают ради самой работы (именно так говорил Штольц Обломову), забывших или не знавших, зачем они живут.

Штольц по-своему так же беспомощен, как и Обломов. Что будет со Штольцем, если его заставить задуматься над тем, зачем он действует. Штольц в романе активно проповедует идею работы ради самой работы, но ведь это тоже абсурд.

Обломов и Штольц - две стороны одной медали, следствия нарушения гармонии в жизни, распадения общества на людей нравственной идеи и людей действия. Соединение этих противоположностей может дать тот новый импульс жизни, который изменит ход вещей и сделает общество счастливым и гармоничным. Надежду на это Гончаров нам оставляет.

Может быть, сын Обломова, Андрей, воплотит в себе духовность отца, и, воспитанный Штольцем, вырастет человеком активным и деятельным.

Анализ романа И.А. Гончарова "Обломов"

В 1859 году в журнале «Отечественные записки» пуб­ликуется роман И.А.Гончарова «Обломов». По отчетливос­ти проблематики и выводов, цельности и ясности стиля, по композиционной завершенности и стройности роман - вершина творчества писателя.

Главный герой романа, Илья Ильич Обломов, - чис­тосердечен, мягок, у него не потеряно драгоценное нрав­ственное качество - совесть. Уже на первой странице этого произведения автор посчитал необходимым обратить вни­мание читателя на главную черту своего героя: «Душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, рук его». Истории этой живой души посвящен роман, в котором на примере жизни, от рожде­ния до смерти, одного из многих представителей русского дворянства автор пристально рассматривает современное общество в нравственно-психологическом, философском и социальном аспектах его существования. Не раз прозву­чат похвалы тому, что в Обломове «дороже всякого ума: честное, верное сердце!» Более того, окажется, что встреча с Обломовым дала «уроки жизни» Ольге Ильинской, что Штольц возвращался к нему, чтобы «в ленивой беседе отвести и успокоить встревоженную или усталую душу...», что, наконец, само существование Ильи Ильича выявило духовное богатство Агафьи Матвеевны Пшеницыной: «...навсегда осмыслилась и жизнь ее: теперь уж она знала, зачем она жила и что жила не напрасно».

Но трагическое звучание и содержание романа тем и определяется, что сам герой, раздавленный гнетом всероссийской «обломовщины», «тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб остального своего существова­ния, сделанный собственными руками, как старцы пустын­ные, которые, отворотясь от жизни, копают себе могилу».

Всем неспешным ходом повествования читатель по­буждается к осознанию причин и сути совершившейся трагедии. Широкая сюжетная экспозиция рисует картину духовного запустения героя. Обломов не забывает о своем помещичьем положении и никак не может освободиться от сословного высокомерия.

Ничегонеделанье Обломова вовсе не невинно. Конеч­но, лежащий на диване Илья Ильич привлекательнее, чем надоедливые ничтожества, мелькающие перед Обломовым. Но Добролюбов заметил: «Да пока лежит один, так еще ничего; а как придет Тарантьев, Затертый, Иван Матвее­вич - брр! такая отвратительная гадость начинается около Обломова. Его объедают, опивают, спаивают... разоряют его именем мужиков... Он все терпит безмолвно». Как бы предупреждая возможные восторги по поводу положитель­ных качеств Обломова, Добролюбов делает вывод: «Нет, нельзя так льстить живым, а мы еще живы, мы еще по-прежнему Обломовы. Обломовщина никогда не остав­ляла нас».

Обломову в романе противопоставлен Андрей Штольц. Первоначально он мыслился писателем как поло­жительный герой. Автор мечтал, что со временем много «Штольцев явится под русскими именами». Он пытался соединить в Штольце немецкое трудолюбие, расчетливость и пунктуальность с русской мечтательностью и мягкостью, с философскими раздумьями о высоком предназначении человека. Но это не получилось. Штольц - не положитель­ный герой романа. Его деятельность иногда напоминает никчемную суету Петрова и Судьбинского из петербург­ского окружения Обломова. Его практицизм далек от вы­соких идеалов. В Штольце ум преобладает над сердцем. В отличие от Обломова, он энергичный, деятельный человек. Но по мере развития романа читатель убеждается, что никаких широких идеалов у Штольца нет, что практика его направлена на личное благополучие и мещанский комфорт.

Главная сюжетная ситуация в романе - взаимоотно­шения между Обломовым и Ольгой Ильинской. Здесь Гончаров идет путем, ставшим к тому времени традиционным в русской литературе: проверка ценностей человека через его интимные чувства, его страсти. В свое время Чернышевский писал о том, как через нравственную сла­бость человека, оказавшегося неспособным ответить на сильное чувство любви, раскрывается его общественная несостоятельность. «Обломов» не противостоит этому вы­воду, а еще более закрепляет его. Ольге Ильинской свой­ственны гармония ума, сердца, воли, деятельного добра. Невозможность для Обломова понять и принять эту высо­кую нравственную норму жизни оборачивается неумоли­мым приговором ему как личности. В романе так поэтизи­руется внезапно вспыхнувшее чувство любви Ильи Ильича, к счастью взаимное, что может возникнуть надежда: Обло­мов возродится как человек в полной мере. Внутренняя жизнь героя пришла в движение. Любовь открыла в нем свойства непосредственности, которая затем вылилась в сильный душевный порыв, в страсть.

Вместе с чувством к Ольге в Обломове пробуждается активный интерес к духовной жизни, к искусству, к умст­венным запросам времени. Но Илье Ильичу далеко до естественности Ольги, свободной от многих житейских соображений, посторонних и враждебных любовному чув­ству. Чувство любви Обломова к Ольге было кратковремен­ной вспышкой. Иллюзии на этот счет быстро развеиваются у Обломова. Разрыв между ними естествен: слишком не­схожи их натуры. Дороже романтических свиданий оказа­лись для Обломова жажда безмятежного, сонного состоя­ния. «Спит безмятежно человек» - вот каким видится Илье Ильичу идеал существования.

Жизнь Ильи Ильича в доме Пшеницыной оказалась непродолжительной, ненормальной, нездоровой. Обломов стал быстро идти навстречу своему вечному сну - смерти. Так Гончаров произнес приговор обломовскому идеалу.

После выхода в свет роман стал предметом активного критического внимания. В статье «Что такое обломовщи­на?» Н.А.Добролюбов писал о том, что Илья Ильич Обло­мов - «коренной народный наш тип», символизирующий лень, бездействие и застой всей крепостнической системы отношений. Он - последний в ряду «лишних людей» - Онегиных, Печориных, Бельтовых и Рудиных. В Обломове типичный комплекс «лишнего человека» доведен до пара­докса, до логического конца, за которым - распад и гибель человека. Гончаров, по мнению Добролюбова, глубже всех своих предшественников вскрывает корни обломовского бездействия.

«Ясно, что Обломов не тупая, апатическая натура. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, - развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое со­стояние нравственного рабства. Рабство это так переплета­ется с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обуславливаются, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-то границу... Он раб своего крепостного Захара, и трудно решить, который из них более подчиняется власти другого. По крайней мере - чего Захар не захочет, того Илья Ильич не может заставить его сделать, а чего захочет Захар, то сделает и против воли барина, и барин покорится...»

Поэтому и слуга Захар в известном смысле «барин» над своим господином: полная зависимость от него Обломова дает возможность и Захару спокойно спать на своей лежан­ке. Идеал существования Ильи Ильича - «праздность и покой» - является и мечтой Захара. Они оба - дети Обломовки.

Л.Н.Толстой писал: «Обломов» - капитальная вещь, какой давно, давно не было... Но что приятнее... это что Обломов имеет успех не случайный, не с треском, а здоро­вый, капитальный и невременный в настоящей публике». В этом романе было нечто вечное, имеющее высокий духовный и общечеловеческий смысл. Не случайно он сразу возбудил в читателях потребность говорить о таких понятиях, как народность, национальность, о проблемах добра и зла в их противоборстве, о традициях и об истоках, об «уме» и «сердце».

Прав был И.С.Тургенев, когда сказал: «... пока оста­нется хоть один русский, - до тех пор будут помнить Обломова».

План
1. Введение
2. Жанр и литературное направление
3. Композиция
4. Проблематика
5. Тема и идея
6. Персонажи
7. Заключение

Введение

Роман Гончарова «Обломов» был написан в 1858 году и входит в трилогию с двумя другими знаковыми произведениями писателя - «Обрыв» и «Обыкновенная история». Роман затрагивает многие исторические и философские вопросы, связанные с развитием каждой отдельной личности и общества в целом. Краткий анализ «Обломова» Гончарова освящает основную проблематику произведения.

Жанр и литературное направление

«Обломов» написан в рамках литературного направления реализм. Жанр романа разными исследователями определяется по-разному, однако существуют три основные версии: социально-бытовой роман (исследование «обломовщины» как социального явления русского мещанства); философский (раскрытие вопросов смысла жизни, любви, человеческого счастья); психологический (автор тонко исследует внутренний мир своих героев).

Композиция

Экспозиция романа представляет собой первую часть романа и 1-4 главы второй части (день Обломова). Основное действие охватывает вторую и третью часть. Кульминация произведения – прощание Ольги и Обломова. Эпилог – четвертая часть. Основными сюжетным узлом романа является любовная история Обломова и Ольги.

Проблематика

Основные проблемы, раскрытые автором в произведении: проблема «обломовщины» как социального и личностного явления, ее влияние на жизнь конкретного человека; проблема лишнего человека, не «вписывающегося» в свою эпоху, ее устои и правила; проблема национального характера, русской и европейской ментальности; нравственные вопросы универсального счастья, смысла жизни и любви; исторические темы русских национальных типажей и характеров – слуги, барина, русской женщины, предпринимателя, жулика, чиновника и др.

Тема и идея

В «Обломове» Гончаров раскрывает тему взаимодействия старых, архаичных, отживших свое традиций и устоев с новыми, обновленными нормами и идеями. Автор показывает, что становление гармоничной, счастливой личности возможно только при полном принятии обоих этих явлений, в умении соответствовать реальному времени, а не смотреть назад, как это делал Обломов, или только стремиться вперед, как Штольц.

Персонажи

Центральными противопоставляемыми мужскими персонажами романа являются Обломов и Штольц. Обломов изображается как герой-мечтатель, живущий в иллюзиях, мечтах о прошлом. Он выступает носителем истинно русской культуры и ментальности, старопомещицких ценностей и морали. Штольц – персонаж-практик, для которого основной целью является непрерывный труд и действие. Он является представителем нового прогрессивного типа русского человека, носителем русско-европейской ментальности.
Мужским персонажам соответствуют и два женских – Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Пшеницына представляет собой классическую русскую женщину, простую, бесхитростную, добрую, тихую, обожающую своего мужа и готовую на все ради него. Для Агафьи основой всего были чувства, тогда как Ольга, несмотря на свою поэтичность, жила более логикой и долгом – девушка практично подходила к вопросу замужества, до самого расставания хотела изменить Обломова.

Заключение

Роман «Обломов» является знаковым произведением 19 века, поднимающим важные исторически-социальные и философские вопросы, актуальные и для современного читателя. Чтобы по достоинству оценить гениальный труд Гончарова, рекомендуем не ограничиваться кратким анализом произведения «Обломов», а прочесть роман полностью.

Важное место на уроках литературы в школе занимает критический анализ «Обломова». Гончаров - крупнейший прозаик середины XIX века. Его романы оказали значительное влияние на развитие отечественной литературы указанного столетия. Книги писателя отличаются глубоким психологизмом, драматизмом, а также постановкой актуальных проблем современного ему времени, которые, впрочем, значимы и сегодня.

Первая часть книги

Изучение композиции романа в первую очередь предполагает анализ «Обломова». Гончаров в начале своего произведения подробно описывает тот образ жизни, который вел его герой. С начала произведения читатели знакомятся с этим персонажем глазами его посетителей. Но автор также передает и внутреннее состояние Ильи Ильича, который после ухода каждого из гостей пускается в длинные рассуждения, раскрывающие его как человека незаурядного. Проводя весь день дома, не работая и укрывшись от жизни, Обломов тем не менее задается сложными философскими вопросами о смысле существования, цели и перспективах общественной карьеры.

Он пытается понять причину собственной бездеятельности, неактивности и полного равнодушия ко всему происходящему. Акцент на душевное состояние персонажа должен включать анализ «Обломова». Гончаров - мастер создания психологических портретов своих героев. Он показывает, что Илья Ильич - человек, настроенный философски, что мешает ему вести образ жизни, который пытается привить ему его лучший друг детства Штольц.

Описание деревни

Большое значение описанию формирования своего героя придавал Гончаров. «Обломов» (сон Обломова, анализ которого традиционно является главной частью школьного урока, объясняет характер Ильи Ильича) - это ключевое произведение в творчестве писателя, так как в нем он раскрыл самые главные проблемы российской действительности своего времени. Этот сон показывает деревню, в которой родился и вырос герой. В этом месте жители отличались необыкновенной мягкостью характера, покладистостью, дружелюбием.

Они ни о чем не заботились, не думали о карьере или образовании. Все эти люди жили сегодняшним днем, их главной ценностью был домашний уют, тепло, забота друг о друге. Поэтому маленький Обломов полностью находился под опекой любящей матери, родных, своих нянек, кормилиц. Это объясняет его бездействие во взрослой жизни.

Завязка

Штольцу в конце концов кое-как удается занять своего приятеля некоторыми делами. Он вывозит его из дома, знакомит с новыми лицами. Встреча с молодой, красивой, умной девушкой Ольгой Ильинской коренным образом меняет жизнь Обломова. Он влюбляется в нее, и эта любовь окрыляет его. Герой начинает вести активный образ жизни: учится, много читает, совершает частые и дальние прогулки. Ильинская же, следуя указаниям Штольца, всячески побуждает своего нового знакомого к различным занятиям.

Характеристика их отношений входит составной частью в анализ «Обломова». Гончаров описывает, как их взаимное влечение друг к другу впоследствии переросло в сильное и глубокое чувство. Через некоторое время они объяснились и решили пожениться.

Кульминация

Это было важным событием в жизни персонажа. Однако он испугался того, как далеко зашли их отношения. Ему нравилось общение с Ольгой, однако, будучи по природе тихим, застенчивым и нерешительным, он почувствовал, что не в состоянии взять на себя брачные узы. Подробно описал психологическую эволюцию своего персонажа И.А. Гончаров. «Обломов» (анализ романа предполагает детальный разбор причины разрыва Ольги и главного героя) - это роман, который посвящен в первую очередь тонким наблюдениям автора за душевным состоянием персонажей.

Ильинская почувствовала нерешительность и колебания своего жениха. Она не сомневалась в его любви, но ее деятельная кипучая натура требовала активной и полноценной жизни. Самым напряженным моментом в произведении является момент объяснения героев между собой, когда выясняется, насколько они далеки друг от друга, несмотря на любовь. Анализ романа Гончарова «Обломов» объясняет различие в их характерах. Ольга была очень требовательна к себе и окружающим. А Илья Ильич оказался неспособным к полной трансформации своей личности и привычного образа жизни. Он сильно изменился под влиянием любви, однако в глубине души остался прежним. Именно в этом последнем разговоре со своей возлюбленной герой называет своей порок «обломовщиной» - понятием, которое вошло в обиход в повседневной речи.

Развязка

Одним из лучших прозаиков середины девятнадцатого века по праву считается И.А. Гончаров. «Обломов» (анализ произведения должен включать и описание последнего периода жизни героя) - это роман, который показывает развитие главного действующего лица с психологической точки зрения. После разрыва с Ольгой Илья Ильич женится на своей квартирной хозяйке Анисье. Эта женщина полностью соответствовала его представлениям о домашней хозяйке и жене. В ее доме Илья Ильич снова впал в прежнее, даже еще худшее бездействие, чем очень огорчил своего друга Штольца и Ольгу. Однако автор раскрывает внутренние причины такой трансформации персонажа.

Он объясняет это разочарованием от потери любимой девушки. Это состояние перешло у героя в полную апатию и равнодушие ко всему окружающему, что фактически и привело его впоследствии к смерти. Писатель в полной мере показывает читателю, что физическая кончина героя стала следствием его душевного опустошения, которого не могли заполнить заботы и искренняя и простая любовь Анисьи.

Герои

Обломову противопоставлены Штольц и Ольга Ильинская. Первый был обрусевшим немцем. Он много работал, заботился о своей карьере, но при этом не потерял душевности и доброты, за что его и полюбил Илья Ильич. Штольц искренне заботился о своем лучшем друге, пытался занять его и увлечь каким-нибудь делом. В конце произведения он женился на Ольге, с которой был схож характерами. Последняя, пожалуй, является для писателя идеалом. Она активная, целеустремленная, но при этом умная и сдержанная.

Изучение первой сцены

Для закрепления пройденного материала школьникам можно предложить сделать анализ эпизода романа Гончарова «Обломов». В качестве примера обычно выбирают сцены визитов гостей к герою в самом начале книги, так как их диалоги дают первое представление о главном действующем лице романа. Читатели видят, что Илья Ильич отказывается от участия в различных делах своих товарищей.

Все они чем-то заняты и всячески пытаются увлечь его, но безрезультатно. После их ухода Илья Ильич рассуждает о бесполезности их суеты, занятий, работы. Он задается главным вопросом всего произведения: а где во всей этой суете человек? Симпатии автора в данном случае явно на стороне Ильи Ильича, хотя он и не одобряет его образа жизни.

Рассказать друзьям