Самые известные картины финских художников. Современная живопись в финляндии Живопись финляндии

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Долгие годы считалось, что написанный Альбертом Эдельфельтом портрет племянников Александра III, был утерян или уничтожен. Фото: Erkka Mikkonen / Yle

Финский искусствовед случайно обнаружила считавшееся утраченным произведение Альберта Эдельфельта в собраниях российского регионального музея. Исследовательница хотела бы привезти картину на выставку в Финляндию.

Полотно известного финского живописца Альберта Эдельфельта (1854-1905), долгие годы считавшееся утраченным, было найдено в России в Рыбинском музее. Финский искусствовед Сани Контула-Вебб нашла написанную в 1881 году картину при помощи интернет-поисковика.

– Работу я увидела случайно, но я её идентифицировала, поскольку ранее тщательно изучала эту тему.

Выпускница Петербургской академии художеств Контула-Вебб видела эскизы этого произведения в хельсинкском художественном музее Атенеум. С помощью эскизов удалось установить и личность изображённых на портрете детей: это племянники российского царя Александра III. На одном из эскизов Эдельфельт указал их имена.


Искусствовед Сани Контула-Вебб. Фото: David Webb

Длинноволосые мальчики на картине одеты в платья согласно моде конца 19 века. В Рыбинском музее полагали, что на ней изображены девочки. Музейные работники были рады новой информации о картине.

– Мы считали, что это девочки, а выяснилось, что изображены сыновья великого князя Владимира Борис и Кирилл, – рассказывает заместитель директора Сергей Овсянников.

Картина рассказывает о контактах Эдельфельта с царской семьёй

Произведение попало в собрание Рыбинского музея после революции. Согласно подписи на обратной стороне картины, ранее она находилась во Владимирском дворце Санкт-Петербурга.


Красная площадь, Рыбинск. Фото: Erkka Mikkonen / Yle

Дополнительное значение находке придаёт то, что картина указывает на тесные контакты финского художника с городом на Неве и царской семьёй.

– Вероятно, именно этот портрет был решающим с точки зрения блестящего развития карьеры Эдельфельта при царском дворе, – отмечает Контула-Вебб.

Впоследствии Эдельфельт написал портрет детей Александра III Михаила и Ксении, а также несколько портретов последнего русского царя Николая II.

Связи финских художников с Россией пока мало исследованы

В своё время Эдельфельт пользовался популярностью в России. Его работы хранятся в собраниях как петербургского Эрмитажа, так и московского Пушкинского музея.

Сегодня же Эдельфельт как, впрочем, и другие художники Золотого периода финской живописи российскому зрителю практически неизвестны. Также в финских искусствоведческих исследованиях внимание особо не акцентируется на связях финских художников с Россией.

Контула-Вебб сейчас готовит диссертацию о связях Петербургской академии художеств с финской художественной жизнью.

– Надеюсь, благодаря этой находке Эдельфельта вновь обретут в России, и в Финляндии вспомнят о важных связях финских художников с Россией.


Заместитель директора Рыбинского музея Сергей Овсянников. Фото: Erkka Mikkonen / Yle

Контула-Вебб поинтересовалась у сотрудников Рыбинского музея о возможности привезти считавшуюся утраченной картину на выставку в Финляндию. Заместитель директора Сергей Овсянников отнёсся к идее положительно.

– Если Финляндия хочет получить картину на выставку, то мы сделаем всё зависящее от нас для того, чтобы проект удался.

Всё же, по словам Овсянникова, для потенциальной поездки в Финляндию картину нужно отреставрировать.

Hugo Simberg
Haavoittunut enkeli - Раненый ангел
(1903)
Сюжет картины разворачивается на узнаваемом историческом фоне: это парк Эляйнтарха (букв. «зоопарк») и бухта Тёёлё в Хельсинки. В начале 20 века парк был популярным местом отдыха для представителей рабочих профессий, в нём располагались также благотворительные учреждения. Дорога, по которой движутся персонажи, сохранилась и сегодня: процессия движется по ней в сторону существовавшей тогда школы для слепых девочек и приюта для инвалидов.
На картине изображены два мальчика, несущие на носилках женоподобного ангела с завязанными глазами и кровоточащим крылом. Один из мальчиков пристально и хмуро глядит прямо на зрителя, его взгляд выражает то ли сочувствие к раненому ангелу, то ли презрение. Фоновый пейзаж намеренно суров и скуп, однако производит впечатление спокойствия. Нетривиальный сюжет открывает пространство для широкого спектра интерпретаций. Грубая одежда и обувь мальчиков, их нахмуренные серьёзные лица противопоставляются хрупкой, одетой в светлое платье фигуре ангела, что наводит на мысль о противостоянии жизни и смерти, кровь на крыле ангела и повязка на глазах - знак уязвимости и эфемерности существования, однако в руке ангел держит букет подснежников - символ возрождения и выздоровления. Жизнь здесь как будто вплотную приближается к смерти. Один из мальчиков повернулся к зрителям, разрывая герметичное пространство картины, тем самым давая понять, что вопросы жизни и смерти имеют к ним прямое отношение. Сам Симберг отказывался давать какую-либо интерпретацию «Раненого ангела», предоставляя зрителю самому делать выводы.
Картина оказала огромное влияние на финскую культуру. Ссылки на неё встречаются во многих произведениях высокого и массового искусства. Клип финской метал-группы Nightwish к песне «Amaranth» обыгрывает мотив «Раненого ангела».

2.


Albert Edelfelt
Pariisin Luxembourgin puistossa - В Люксембургском саду Парижа.
(1887)

3.

Akseli Gallen-Kallela
Akka ja kissa - Бабка и кошка
(1885)
У Галлен-Каллелы в общем-то все картины шедевры, это действительно художник мирового уровня.
Данная картина написана в подчеркнуто натуралистической манере, однако она, несмотря на всю ее неприукрашенность, полна сочувствие и любви к самым простым и бедным людям.
Картина была приобретена Художественным музеем Турку в 1895 году и там до сих пор и находится.
Слово akka я всегда с трудом перевожу - и «баба», и «бабка».

4.

Тут я немного проявлю вкусовщину и добавлю еще одну картину Helene Schjerfbeck - по-русски мы читаем ее имя Хелена Шерфбек.
Есть и более известные картины финских авторов, но уж больно они иногда мрачные.
А здесь именно лучик света и тепла.
Картина 1882 года, Tanssiaiskengät - Танцевальные туфельки.


Фото: Sani Kontula-Webb

Портрет племянников Александра III, принадлежащий кисти одного из самых известных финских художников Альберта Эдельфельта и в Финляндии считавшийся утерянным, неожиданно обнаружился в художественном музее города Рыбинска.

Финский искусствовед Сани Контула-Вебб, уже более 10 лет изучающая финско-российские художественные связи, нашла картину случайно в Интернете, на сайте музея-заповедника Рыбинска, но под другим названием. Запрос с именем художника, вбитый в поисковике на кириллице, наверное, в сотый раз, вдруг дал неожиданный результат - глаз исследователя зацепился за изображение, не встречавшееся ранее, но показавшееся очень знакомым.

"В Финляндии картина считалась пропавшей. В российских источниках я тоже не сталкивалась с информацией о её местонахождении. Нигде раньше не печатали её репродукции. Но в Атенеуме хранятся эскизы, сделанные Эдельфельтом, и я имела примерное представление, как должен выглядеть портрет", - рассказала "Фонтанке.fi" Сани Контула-Вебб.

Фото: Sani Kontula-Webb
Сани Контула-Вебб пишет диссертацию о влиянии Академии на искусство Финляндии в период её автономии (с 1809 по 1917 г.).

Речь идёт о портрете двух племянников императора Александра III - Бориса и Кирилла, сыновей его брата, князя Владимира. Работа Эдельфельта под названием "Дети" хранится в музее Рыбинска, в техпаспорте картины, составленном ещё в 80-е годы, говорится, что на ней изображены девочки, - дети одеты в платья, а волосы у них длинные и кудрявые, в соответствии с модой тех времён. Но описание устарело.

Фото: Sani Kontula-Webb
На картине "Дети" изображены племянники императора Александра III, сыновья князя Владимира Александровича Кирилл и Борис.
Портрет был написан в 1881 году по заказу князя Владимира, который возглавлял Академию художеств, и изначально хранился в его дворце в Царском Селе. Что произошло после революции, оставалось для финских искусствоведов неизвестным. Согласно техпаспорту, она поступила в хранилище музея Рыбинска в 1921 году.

Фото: Sani Kontula-Webb
Инвентарный номер на заднике картины указывает на то, что она хранилась во дворце князя Владимира.
Стоимость картины не оценена. На аукционе Bukovskis работы Альберта Эдельфельта были проданы за суммы от 18 до 120 тысяч евро.

"Альберт Эдельфельт для Финляндии - как Репин для России, - говорит Контула-Вебб. - Он национальный, всеми любимый и почитаемый художник, который сделал блестестящую карьеру, его картины выставлялись в Академии художеств, ему предлагали профессуру". Именно портрет детей князя Владимира открыл для художника путь в фавориты российского императорского двора. После этого Эдельфельт был представлен супруге императора Александра III Марии Федоровне (Дагмар), и она заказала ему портреты своих детей - Ксении и Михаила. Затем художнику уже позировал лично Николай Второй, что считалось большим знаком уважения - официальные портреты обычно копировали либо с уже существующего, либо с фотографии.

В музее Рыбинска благосклонно отнеслись к идее финнов организовать выставку, но сначала картину предстоит отреставрировать.

На вопрос "Фонтанки.fi" о том, есть ли шанс обнаружить какие-то другие пропавшие работы финского живописца, Сани Контула-Вебб ответила с сомнением и надеждой. По её словам, существовал камерный портрет Николая Второго, который предназначался для его супруги Александры. На нём император изображён в халате в домашней обстановке: "Если он, конечно, дошел до наших дней после революции..."

Альберт Густав Аристид Эдельфельт (швед. Albert Gustaf Aristides Edelfelt, 1854-1905) — финский живописец, график шведского происхождения. Писал картины на исторические и бытовые сюжеты, портреты, пейзажи. Работал в монументальной живописи. Использовал технику пастели и акварели. Часть его работ хранится в Эрмитаже.

Основано в 1933 в Хельсинки. Первоначально объединяло 23 художника разных специальностей, к концу 1930-х – около 45. Первым председателем общества стал архитектор и художник по интерьеру Л. Е. Курпатов, с 1934 этот пост занимала Е. А. Буман-Коломийцева, с 1935 – барон Р. А. Штакельберг (в 1936 избран почетным членом), с 1936 – В. П. Щепанский. Общество устраивало ежегодные выставки работ своих членов (с присуждением денежных премий) и ежегодные благотворительные балы (обычно в Hotel Grand); действовала касса взаимопомощи, проводились товарищеские вечера, читались публичные доклады по искусству. Среди прочитанных в разные годы докладов: «Русский театр за последние 25 лет» С. М. Веселова (1935), «Русские пейзажисты» В. П. Щепанского (1936; посвящен памяти художницы М. А. Федоровой), «Культура дома» Л. Е. Курпатова (1936) и др. Общество участвовало в устройстве ежегодного Дня русской культуры, отмечаемого в день рождения А. С. Пушкина, а в 1937 – в мероприятиях, связанных со столетием со дня гибели поэта. В 1934 было решено организовать художественную мастерскую, а летом сообща снять дачное помещение для работы на этюдах.

В выставках общества участвовали: М. Акутина-Шувалова, Н. П. Белый, А. П. Блазнов, Н. Блинов, Е. А. Буман-Коломийцева, П. Варлачев, В. А. Вейнер, С. М. Веселов, В. И. Воутилайнен, Э. В. Детерс, Х. Диппель-Шмаков, С. Добровольский, П. С. Захаров, С. Г. Ирманова, И. М. Карпинский, И. Красностовский, Л. Кратц, Л. Л. Кузьмин, Н. Г. Кузьмина, И. Куркиранта, Л. Е. Курпатов, О. Курпатова, Т. Курто, А. Линденберг, П. Ломакин, баронесса М. Б. Майдель, М. Милова, М. М. фон Мингин, В. Митинин, М.Н. Немилова, М. Пец-Блазнова, Л. Платан, Г. Пресас, Ю. И. Репин, В. И. Репина, М. Романов, С. Румбин, В. П. Семенов-Тян-Шанский, М. А. Федорова, Т. Шванк, В. Шерманова-Браун, М. Н. Шилкин, А. Л. фон Шульц, Г. Шумахер, М. Н. Щепанская, В. П. Щепанский.

С началом в 1939 боевых действий СССР против Финляндии деятельность общества прекратилась и вновь активизировалась только после войны. В 1945 общество было преобразовано в Союз русских художников в Финляндии, председателем которого стал И. М. Карпинский. В следующем году эта организация стала коллективным членом Русского культурно-демократического союза, а в 1947 в художественном салоне Хэрхаммера состоялась ее первая выставка.

Библиография:

Хроника литературной жизни русского зарубежья: Финляндия (1918–1938) / Составители: Э. Хямяляйнен, Ю. А. Азаров // Литературоведческий журнал. Секция языка и литературы РАН. Институт научной информации по общественным наукам РАН. – 2006. № 20. С. 271–319.

Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:
Рассказать друзьям