Сочинение Достоевский Ф.М. Авторская позиция в преступлении и наказании

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Многие герои Достоевского одержимы идеей поиска смысла жизни и пытаются вырваться из круга жизненных противоречий. Одержим жела нием изменить мир и Раскольников. Исследуя трагизм судьбы униженных, Достоевский старается “найти в человеке человека”, - так отмечает он в записных книжках. Это стремление автора выражается в его отношении к героям, к событиям, которые он изображает в романе. И эта позиция - взгляд прежде всего реалиста. Этот истинный реализм проявляется в глубоком психологизме повествования. Боль писателя за униженных, раздавленных жизнью людей сливается с их болью и обидой. Однако он не растворяется в своих героях, они существуют самостоятельно, независимо. Автор лишь стремится проникнуть в суть человеческого характера, обнажить те страсти, которые терзают его персонажей. Достоевский выступает как тщательный исследователь всех движений души человеческой, но делает это в разных ситуациях по-разному, никогда не выражая своей прямой оценки.
Подробно описывая все оттенки меняющегося состояния Раскольни-кова, Достоевский все-таки оставляет читателю возможность самому делать выводы. Очень часто в его описаниях содержатся намеки, догадки. С самой первой встречи Раскольников предстает как человек, одержимый идеей, терзаемый внутренней борьбой. Неопределенность душевного состояния героя создает ощущение напряженности. Важно, что герой даже в мыслях не называет убийство убийством, а заменяет это слово определениями “это”, “дело” или “предприятие”, что показывает, насколько душа его, пусть бессознательно, боится задуманного.
Сцена за сценой включают все новых лиц в действие. И если в начале романа автор подводит нас к теории Раскольникова намеками, потом развертывая ее в форме статьи, написанной Родионом, то по мере развития сюжета идея эта обсуждается, оценивается другими героями, подвергается сильнейшему испытанию. Раскольников, чувствуя, что погибает, мучительно ищет выхода. В нем зреет бунт, но бунт индивидуалистический, связанный с теорией, по которой сильные личности имеют право нарушать человеческие законы, даже преступая через кровь, имеют право властвовать над слабыми, которых считают “тварями дрожащими”.
Образ Раскольникова не лишен обаяния. Он честен и добр, склонен к состраданию. Беспокоится о матери, любит сестру, готов помочь несчастной обреченной девочке, которая поразила его своим видом, тревожится о судьбе Мармеладовых. Убедив себя, что смерть старухи спасет тысячи жизней, он не может сладить со своей растревоженной совестью. Душевная уязвимость обостряет страдания героя, он постепенно начинает задумываться над тем, насколько вредна его теория. Может ли сильная личность переступить закон, если обрекает себя и близких на нравственные страдания? Сначала ему казалось, что если существует право сильного, если мир, разделенный на угнетателей и угнетенных, стонет от несправедливости, то он вправе преступить законы общества. Но не смог. И не смог потому, что преступление отчуждало его от пюдей, потому, что не старуху убил, а принцип убил, “себя убил”. То, что Раскольников после содеянного в буквальном смысле слова заболел, ясно выражает позицию автора: убийство противно человеческой атуре. Раскольников не выдержал испытания, которому себя подверг, в этом его спасение. Потрясенный великодушием и душевной силой 2онм Мармеладовой, Раскольников оказывается способным приблизиться нравственному воскрешению. Достоевский ставит вопрос, имеет ли право такая личность пойти на крайность - убить другого человека, и отвечает на него отрицательно: не может, потому что за этим обязательно следует наказание - нравственное, внутреннее страдание.
Носителем нравственного идеала Достоевского является Соня Мар-меладова. Писатель считает, что человек, который жертвует собой ради спасения других людей, стоит очень высоко в нравственном отношении. Его героиня волею судьбы оказалась в крайней степени падения. Но для нас Соня - чистая, возвышенная, потому что все делает, движимая одним чувством - желанием спасти близких, даже такой ценой.
По мысли Достоевского, общественное зло может быть побеждено, если люди не будут строить счастье на несчастье других. Человек, испытывающий страдания, не будет причинять зла людям. Автор ставит проблему добра и внутренней гармонии, к которой человек может прийти через страдания.
Достоевский ставит еще одну проблему - проблему способности человека к нравственному возрождению. Раскольников, пройдя через страдания, под влиянием Сони подходит к порогу нравственного перерождения. Именно поэтому следователь, предлагая явку с повинной, спросил, верит ли он в легенду о Лазаре, которого воскресил Христос.
Позиция Достоевского по отношению к героям глубоко гуманна. Он сострадает своим героям, заступается за их право быть людьми, за право, которого лишает общество, где властвуют деньги. И, по-моему, Достоевский не видит смысла в изменении общественных условий, он ищет выход в нравственном совершенствовании своих героев, путь к счастью видит через страдания.

Многие герои Достоевского одержимы идеей поиска смысла жизни и пытаются вырваться из круга жизненных противоречий. Одержим жела нием изменить мир и Раскольников. Исследуя трагизм судьбы униженных, Достоевский старается “найти в человеке человека”, - так отмечает он в записных книжках. Это стремление автора выражается в его отношении к героям, к событиям, которые он изображает в романе. И эта позиция - взгляд прежде всего реалиста. Этот истинный реализм проявляется в глубоком психологизме повествования. Боль писателя за униженных, раздавленных жизнью людей сливается с их болью и обидой. Однако он не растворяется в своих героях, они существуют самостоятельно, независимо. Автор лишь стремится проникнуть в суть человеческого характера, обнажить те страсти, которые терзают его персонажей. Достоевский выступает как тщательный исследователь всех движений души человеческой, но делает это в разных ситуациях по-разному, никогда не выражая своей прямой оценки.

Подробно описывая все оттенки меняющегося состояния Раскольникова, Достоевский все-таки оставляет читателю возможность самому делать выводы. Очень часто в его описаниях содержатся намеки, догадки. С самой первой встречи Раскольников предстает как человек, одержимый идеей, терзаемый внутренней борьбой. Неопределенность душевного состояния героя создает ощущение напряженности. Важно, что герой даже в мыслях не называет убийство убийством, а заменяет это слово определениями “это”, “дело” или “предприятие”, что показывает, насколько душа его, пусть бессознательно, боится задуманного.

Сцена за сценой включают все новых лиц в действие. И если в начале романа автор подводит нас к теории Раскольникова намеками, потом развертывая ее в форме статьи, написанной Родионом, то по мере развития сюжета идея эта обсуждается, оценивается другими героями, подвергается сильнейшему испытанию. Раскольников, чувствуя, что погибает, мучительно ищет выхода. В нем зреет бунт, но бунт индивидуалистический, связанный с теорией, по которой сильные личности имеют право нарушать человеческие законы, даже преступая через кровь, имеют право властвовать над слабыми, которых считают “тварями дрожащими”.

Образ Раскольникова не лишен обаяния. Он честен и добр, склонен к состраданию. Беспокоится о матери, любит сестру, готов помочь несчастной обреченной девочке, которая поразила его своим видом, тревожится о судьбе Мармеладовых. Убедив себя, что смерть старухи спасет тысячи жизней, он не может сладить со своей растревоженной совестью. Душевная уязвимость обостряет страдания героя, он постепенно начинает задумываться над тем, насколько вредна его теория. Может ли сильная личность переступить закон, если обрекает себя и близких на нравственные страдания? Сначала ему казалось, что если существует право сильного, если мир, разделенный на угнетателей и угнетенных, стонет от несправедливости, то он вправе преступить законы общества. Но не смог. И не смог потому, что преступление отчуждало его от людей, потому, что не старуху убил, а принцип убил, “себя убил”. То, что Раскольников после содеянного в буквальном смысле слова заболел, ясно выражает позицию автора: убийство противно человеческой натуре. Раскольников не выдержал испытания, которому себя подверг, в этом его спасение. Потрясенный великодушием и душевной силой Сони Мармеладовой, Раскольников оказывается способным приблизиться нравственному воскрешению. Достоевский ставит вопрос, имеет ли право такая личность пойти на крайность - убить другого человека, и отвечает на него отрицательно: не может, потому что за этим обязательно следует наказание - нравственное, внутреннее страдание.

Носителем нравственного идеала Достоевского является Соня Мармеладова. Писатель считает, что человек, который жертвует собой ради спасения других людей, стоит очень высоко в нравственном отношении. Его героиня волею судьбы оказалась в крайней степени падения. Но для нас Соня - чистая, возвышенная, потому что все делает, движимая одним чувством - желанием спасти близких, даже такой ценой.

По мысли Достоевского, общественное зло может быть побеждено, если люди не будут строить счастье на несчастье других. Человек, испытывающий страдания, не будет причинять зла людям. Автор ставит проблему добра и внутренней гармонии, к которой человек может прийти через страдания.

Достоевский ставит еще одну проблему - проблему способности человека к нравственному возрождению. Раскольников, пройдя через страдания, под влиянием Сони подходит к порогу нравственного перерождения. Именно поэтому следователь, предлагая явку с повинной, спросил, верит ли он в легенду о Лазаре, которого воскресил Христос.

Позиция Достоевского по отношению к героям глубоко гуманна. Он сострадает своим героям, заступается за их право быть людьми, за право, которого лишает общество, где властвуют деньги. И, по-моему, Достоевский не видит смысла в изменении общественных условий, он ищет выход в нравственном совершенствовании своих героев, путь к счастью видит через страдания.

Многие герои Достоевского одержимы идеей поиска смысла жизни и пытаются вырваться из круга жизненных противоречий. Одержим жела нием изменить мир и Раскольников. Исследуя трагизм судьбы униженных, Достоевский старается “найти в человеке человека”, - так отмечает он в записных книжках. Это стремление автора выражается в его отношении к героям, к событиям, которые он изображает в романе. И эта позиция - взгляд прежде всего реалиста. Этот истинный реализм проявляется в глубоком психологизме повествования. Боль писателя за униженных, раздавленных жизнью людей сливается с их болью и обидой. Однако он не растворяется в своих героях, они существуют самостоятельно, независимо. Автор лишь стремится проникнуть в суть человеческого характера, обнажить те страсти, которые терзают его персонажей. Достоевский выступает как тщательный исследователь всех движений души человеческой, но делает это в разных ситуациях по-разному, никогда не выражая своей прямой оценки.
Подробно описывая все оттенки меняющегося состояния Раскольни-кова, Достоевский все-таки оставляет читателю возможность самому делать выводы. Очень часто в его описаниях содержатся намеки, догадки. С самой первой встречи Раскольников предстает как человек, одержимый идеей, терзаемый внутренней борьбой. Неопределенность душевного состояния героя создает ощущение напряженности. Важно, что герой даже в мыслях не называет убийство убийством, а заменяет это слово определениями “это”, “дело” или “предприятие”, что показывает, насколько душа его, пусть бессознательно, боится задуманного.
Сцена за сценой включают все новых лиц в действие. И если в начале романа автор подводит нас к теории Раскольникова намеками, потом развертывая ее в форме статьи, написанной Родионом, то по мере развития сюжета идея эта обсуждается, оценивается другими героями, подвергается сильнейшему испытанию. Раскольников, чувствуя, что погибает, мучительно ищет выхода. В нем зреет бунт, но бунт индивидуалистический, связанный с теорией, по которой сильные личности имеют право нарушать человеческие законы, даже преступая через кровь, имеют право властвовать над слабыми, которых считают “тварями дрожащими”.
Образ Раскольникова не лишен обаяния. Он честен и добр, склонен к состраданию. Беспокоится о матери, любит сестру, готов помочь несчастной обреченной девочке, которая поразила его своим видом, тревожится о судьбе Мармеладовых. Убедив себя, что смерть старухи спасет тысячи жизней, он не может сладить со своей растревоженной совестью. Душевная уязвимость обостряет страдания героя, он постепенно начинает задумываться над тем, насколько вредна его теория. Может ли сильная личность переступить закон, если обрекает себя и близких на нравственные страдания? Сначала ему казалось, что если существует право сильного, если мир, разделенный на угнетателей и угнетенных, стонет от несправедливости, то он вправе преступить законы общества. Но не смог. И не смог потому, что преступление отчуждало его от пюдей, потому, что не старуху убил, а принцип убил, “себя убил”. То, что Раскольников после содеянного в буквальном смысле слова заболел, ясно выражает позицию автора: убийство противно человеческой атуре. Раскольников не выдержал испытания, которому себя подверг, в этом его спасение. Потрясенный великодушием и душевной силой 2онм Мармеладовой, Раскольников оказывается способным приблизиться нравственному воскрешению. Достоевский ставит вопрос, имеет ли право такая личность пойти на крайность - убить другого человека, и отвечает на него отрицательно: не может, потому что за этим обязательно следует наказание - нравственное, внутреннее страдание.
Носителем нравственного идеала Достоевского является Соня Мар-меладова. Писатель считает, что человек, который жертвует собой ради спасения других людей, стоит очень высоко в нравственном отношении. Его героиня волею судьбы оказалась в крайней степени падения. Но для нас Соня - чистая, возвышенная, потому что все делает, движимая одним чувством - желанием спасти близких, даже такой ценой.
По мысли Достоевского, общественное зло может быть побеждено, если люди не будут строить счастье на несчастье других. Человек, испытывающий страдания, не будет причинять зла людям. Автор ставит проблему добра и внутренней гармонии, к которой человек может прийти через страдания.
Достоевский ставит еще одну проблему - проблему способности человека к нравственному возрождению. Раскольников, пройдя через страдания, под влиянием Сони подходит к порогу нравственного перерождения. Именно поэтому следователь, предлагая явку с повинной, спросил, верит ли он в легенду о Лазаре, которого воскресил Христос.
Позиция Достоевского по отношению к героям глубоко гуманна. Он сострадает своим героям, заступается за их право быть людьми, за право, которого лишает общество, где властвуют деньги. И, по-моему, Достоевский не видит смысла в изменении общественных условий, он ищет выход в нравственном совершенствовании своих героев, путь к счастью видит через страдания.

Многие герои Достоевского одержимы идеей поиска смысла жизни и пытаются вырваться из круга жизненных противоречий. Одержим жела нием изменить мир и Раскольников. Исследуя трагизм судьбы униженных, Достоевский старается “найти в человеке человека”, - так отмечает он в записных книжках. Это стремление автора выражается в его отношении к героям, к событиям, которые он изображает в романе. И эта позиция - взгляд прежде всего реалиста. Этот истинный реализм проявляется в глубоком психологизме повествования. Боль писателя за униженных, раздавленных жизнью людей сливается с их болью и обидой. Однако он не растворяется в своих героях, они существуют самостоятельно, независимо. Автор лишь стремится проникнуть в суть человеческого характера, обнажить те страсти, которые терзают его персонажей. Достоевский выступает как тщательный исследователь всех движений души человеческой, но делает это в разных ситуациях по-разному, никогда не выражая своей прямой оценки.
Подробно описывая все оттенки меняющегося состояния Раскольникова, Достоевский все-таки оставляет читателю возможность самому делать выводы. Очень часто в его описаниях содержатся намеки, догадки. С самой первой встречи Раскольников предстает как человек, одержимый идеей, терзаемый внутренней борьбой. Неопределенность душевного состояния героя создает ощущение напряженности. Важно, что герой даже в мыслях не называет убийство убийством, а заменяет это слово определениями “это”, “дело” или “предприятие”, что показывает, насколько душа его, пусть бессознательно, боится задуманного.
Сцена за сценой включают все новых лиц в действие. И если в начале романа автор подводит нас к теории Раскольникова намеками, потом развертывая ее в форме статьи, написанной Родионом, то по мере развития сюжета идея эта обсуждается, оценивается другими героями, подвергается сильнейшему испытанию. Раскольников, чувствуя, что погибает, мучительно ищет выхода. В нем зреет бунт, но бунт индивидуалистический, связанный с теорией, по которой сильные личности имеют право нарушать человеческие законы, даже преступая через кровь, имеют право властвовать над слабыми, которых считают “тварями дрожащими”.
Образ Раскольникова не лишен обаяния. Он честен и добр, склонен к состраданию. Беспокоится о матери, любит сестру, готов помочь несчастной обреченной девочке, которая поразила его своим видом, тревожится о судьбе Мармеладовых. Убедив себя, что смерть старухи спасет тысячи жизней, он не может сладить со своей растревоженной совестью. Душевная уязвимость обостряет страдания героя, он постепенно начинает задумываться над тем, насколько вредна его теория. Может ли сильная личность переступить закон, если обрекает себя и близких на нравственные страдания? Сначала ему казалось, что если существует право сильного, если мир, разделенный на угнетателей и угнетенных, стонет от несправедливости, то он вправе преступить законы общества. Но не смог. И не смог потому, что преступление отчуждало его от людей, потому, что не старуху убил, а принцип убил, “себя убил”. То, что Раскольников после содеянного в буквальном смысле слова заболел, ясно выражает позицию автора: убийство противно человеческой натуре. Раскольников не выдержал испытания, которому себя подверг, в этом его спасение. Потрясенный великодушием и душевной силой Сони Мармеладовой, Раскольников оказывается способным приблизиться нравственному воскрешению. Достоевский ставит вопрос, имеет ли право такая личность пойти на крайность - убить другого человека, и отвечает на него отрицательно: не может, потому что за этим обязательно следует наказание - нравственное, внутреннее страдание.

Носителем нравственного идеала Достоевского является Соня Мармеладова. Писатель считает, что человек, который жертвует собой ради спасения других людей, стоит очень высоко в нравственном отношении. Его героиня волею судьбы оказалась в крайней степени падения. Но для нас Соня - чистая, возвышенная, потому что все делает, движимая одним чувством - желанием спасти близких, даже такой ценой.
По мысли Достоевского, общественное зло может быть побеждено, если люди не будут строить счастье на несчастье других. Человек, испытывающий страдания, не будет причинять зла людям. Автор ставит проблему добра и внутренней гармонии, к которой человек может прийти через страдания.
Достоевский ставит еще одну проблему - проблему способности человека к нравственному возрождению. Раскольников, пройдя через страдания, под влиянием Сони подходит к порогу нравственного перерождения. Именно поэтому следователь, предлагая явку с повинной, спросил, верит ли он в легенду о Лазаре, которого воскресил Христос.
Позиция Достоевского по отношению к героям глубоко гуманна. Он сострадает своим героям, заступается за их право быть людьми, за право, которого лишает общество, где властвуют деньги. И, по-моему, Достоевский не видит смысла в изменении общественных условий, он ищет выход в нравственном совершенствовании своих героев, путь к счастью видит через страдания.

Я предлагаю коллегам конспект нестандартного урока литературы в 10 классе. Он будет интересен и для педагогов, и для учащихся, так как сложный во всех отношениях роман Достоевского требует особого подхода к изучению и рассмотрению. Конечно, для качественного проведения такого урока требуется прочтение текста романа всеми учащимися

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 10 классе

Цели:

  1. Выработка навыков аналитической работы над прозаическим текстом большой формы.
  2. Пополнение словарного запаса лексикой философского характера.
  3. Воспитание гуманизма, милосердия, стремления быть полезным людям, неприятия унижения человеческого достоинства.

Оборудование:

  1. белый и чёрный цилиндры:
  2. романы Достоевского «Преступление и наказание», «Бесы»;
  3. опорная схема по роману.

Столы расположены полукругом. В центре – учитель, расположившейся за тумбой.

Ход урока.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Учитель зачитывает эпиграф урока:

Живи и помни:

Жизнь коротка,

Не делай того,

Что греховным считается.

Учитель: На предыдущих уроках мы с вами говорили о людях и их поступках, о добре и зле, о любви и ненависти, о грехе и праведности, о преступлении и наказании. Всё это позволил нам сделать великий русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский и его роман «Преступление и наказание». А сегодня я предлагаю вам поговорить о том, как ко всем этим нравственным категориям относился писатель. Чтобы мы могли общаться с вами по принципу «глаза в глаза», я пригласила вас в древний амфитеатр, но не бой гладиаторов, а на заседание Совета старейшин. Итак, первое заседание объявляется открытым.

Звучат фанфары.

Учитель: Первый этап нашего заседания я предлагаю считать разминкой.

Учитель предлагает классу четыре вопроса.

Отвечает любой ученик.

2. Разминка:

Вопрос № 1. Почему роман «Преступление и наказание» одновременно роман-исследование и роман-предупреждение?

Ответ: В этом романе Достоевский задаёт множество вопросов, на которые сам и отвечает: почему убил, почему признался, почему воскрес. Перед нами Достоевский – психолог человеческих душ. На протяжении всего романа автор пытается доказать, что нельзя загонять человечество в счастье железной рукой и что любое преступление должно быть наказано.

Вопрос № 2 . За годы своей жизни Достоевский сменил много квартир, и большинство из них были угловыми. Там же живут его герои. Почему?

Ответ: Достоевский очень настороженно относился к людям. Травма, перенесённая им в детстве, непростые взаимоотношения в семье, социальные проблемы общества – всё это в какой-то степени отложило отпечаток на психику писателя. Он предпочитал жить подальше от суеты, чужих глаз, создавая свой, закрытый для других мир. Это свойственно и его героям.

Вопрос № 3. Для понимания данного романа, творчества писателя в целом и гражданской позиции Достоевского необходимо представить образ Петербурга, который помогает писателю передать душевное состояние его героев, особенно Раскольного. Найдите сцену возвращения героя от Разумихина. Почему красота города угнетает Раскольникова?

Ответ: По мнению Достоевского, Петербург глух и нем к страданиям человеческим. К тому же писателя угнетало то, что на город, в котором жили он и его герои, огромное влияние оказывал Запад.

Вопрос № 4 . Достоевский долго думал, как назвать своего героя. Он перебрал много вариантов, но от имени Пётр отказался сразу. Почему?

Ответ: Достоевский ненавидел это имя по 3 причинам: а) Пётр-анархист, он против Бога; б) Пётр-нигилист, а Достоевский всегда был против революции; в) Пётр – имя, которое он дал своему отрицательному герою – Петру Петровичу Лужину, так как считает, что это имя – олицетворение жестокости, например, Пётр I.

Учитель: Итак, позади разминка, и мы выяснили, как относится автор к своему роману, к Петербургу и имени Пётр. Достоевский считает, что в главное зло в мире – это деньги. Именно они стали причиной трагедий, происходящих в романе. Несчастны и нищи положительные герои романа, из-за них идёт на убийство Раскольников, за деньги продаёт себя Соня Мармеладова, чтобы выжить, соглашается на замужество Дуня. Достоевский в романе не раз упоминает о деньгах и делает это не случайно. Почему? Мы поймём это после того, как примем участие в аукционе цен.

3. «Аукцион цен»

  1. Сколько стоит обмундирование титулярного советника Мармеладова?

Ответ: 11 рублей 50 копеек.

  1. Какое жалование получал Мармеладов?

Ответ: 23 рубля 40 копеек.

  1. Сколько стоит рюмочка водки (полуштоф) или бутылка минеральной воды?

Ответ: 30 копеек.

  1. Во сколько обошлись Катерине Ивановне поминки Мармеладова?

Ответ: 10 рублей.

  1. Сколько стоит урок, которым подрабатывали студенты типа Раскольникова?

Ответ: 20 копеек

Вывод делает ученик: Цены аукциона – свидетельство того, что рабский труд людей и жизнь простого человека в России 60-х годов 19 века стоили гроши, на которые невозможно было жить по-человечески. Достоевский презрительно относится к деньгам, ради которых люди готовы так низко пасть. При этом писатель сочувствует несчастным, понимая, что на это их толкает жизнь и обстоятельства, в которых они оказались.

Учитель: Вы, ребята, совершенно правы. Мы постепенно определяем отношение автора ко всем сторонам русской жизни и делаем это для того, чтобы к концу урока понять, как Достоевский относится к двум очень важным составным жизни: преступлению и наказанию. Ведь именно в этом и содержится основной смысл романа.

Учитель просит ассистентов вынести в центр класса два цилиндра:

Чёрный и белый. В каждом из них находятся карточки с вопросами,

Только в белом – простые вопросы, в то время как в чёрном – сложные.

Отвечающий вправе выбрать вопрос по мере сложности и, естественно, он понимает, что от сложности вопроса зависит оценка его ответа.

Вопросы чёрного цилиндра:

  1. Какое историческое событие произошло на том канале, где произошло убийство старухи-процентщицы Раскольниковым?

Ответ: покушение на Александра II

  1. Назовите чин, должность или происхождение нижеперечисленных героев романа:

А) Катерина Ивановна – штабс – офицерская дочь;

Б) Мармеладов - титулярный советник;

В) Раскольников – студент;

Г) Разумихин – бывший студент;

Д) Порфирий Петрович – следователь;

Е) Лужин – надворный советник;

Ж) Алёна Ивановна – коллежская регистраторша, процентщица.

Вопросы белого цилиндра:

  1. Как иначе могла звучать фамилия Разумихина, если учесть способ и степень его влияния на Раскольникова?

Ответ: Вразумихин.

  1. Адрес одной из самых ненавистных квартир Достоевского.

Ответ: Петропавловская крепость.

Учитель: Мы немного отклонились от замысла нашего урока, но сделали это для того, чтобы вы могли ещё более полно представить ситуацию, сложившуюся вокруг романа Достоевского. Добро и зло, вера и безверие, праведность и грех. Что эти нравственные категории значат для самого Достоевского, ведь о них так часто идёт речь в романе? Давайте сейчас поговорим об этом посредством сравнения романа «Преступление и наказание» с романом «Бесы».

Это задание было дано предварительно самым сильным ученикам в классе.

1 ученик: Главные герои романа – Ставрогин и Верховенский – ведут разговор о вреде собственного мнения. Именно тогда Верховенский говорит Ставрогину: «Я ваш червяк!», чем демонстрирует свою привязанность и зависимость от этого человека.

Эта сцена создана автором для того, чтобы показать, что Ставрогин стремится подняться над людьми. Он создаёт идею, и оба героя начинают по ней жить. Верховенский жаждет власти. Он предлагает убийство, и Ставрогин соглашается. Верховенский – реализатор бредовых идей Ставрогина. Они оба презирают людей. Это бесы, несущие идею разрушения.

В роман звучит фраза: «Если Бога нет…». Её произносят герои, но не Достоевский. Писатель считает, что человек не может быть выше Бога, а значит не может создавать какие-то жуткие философии и теории и свято им следовать.

2 ученик: Совершенно верно. Раскольников тоже создал теорию: тварь ли я дрожащая или право имею. Как и Наполеон, которого идеализировал герой, он считает, что в жизни существует право одному иметь преимущество над другими. Достоевский утверждает, что добро и зло – критерии человеческой натуры. Нет в душе Бога – нет ничего человеческого, нет чести, долга, совести. И Ставрогин, и Верховенский, и Раскольников идут именно этим путём. Но Раскольникову повезло: рядом с ним появилась Соня Мармеладова. Я считаю, что это любимый персонаж Достоевского. «Станьте солнцем, и вас заметят…» - это жизненный выбор не только Сони, но и самого писателя. Бог – спасение, это очищение от скверны и ужаса. Революция – красное зарево – это гибель человечества.

Учитель: Действительно, идея Бога – основа жизни Достоевского. Бог – это не символ. Бог есть любовь.

Завершая разговор об авторской позиции в романе «Преступление и наказание», я предлагаю вам вынести вердикт, который позволит сформулировать эту позицию наиболее полно и чётко. На доске записано начало 7 фраз. Ваша задача – завершить начатое. Чтобы вам было легче, первой начну я.

  1. Выводы – выработка вердикта.
  1. Достоевский убеждён: самое мучительное наказание для человека – это…утрата им глубинной сути, того, что составляет неотъемлемое свойство его природы – свободу;
  2. Достоевский считает, что в своих преступлениях, в первую очередь, виноват сам …

Раскольников, но писатель не снимает вины и с общества, жестокого и равнодушного к человеческим страданиям;

  1. Достоевский просит: не убий, иначе… убьёшь в себе человека;
  2. Достоевский настаивает: возлюби… ближнего своего, и он ответит тем же;
  3. Достоевский напоминает: за каждым преступлением… следует наказание;
  4. Достоевский утверждает: нельзя загнать… человечество в счастье железной рукой.

5. Обобщение.

Учитель: По-моему, теперь ясно, что каждая строчка романа «Преступление и наказание» пронизана болью за всё человечество и за каждого человека в отдельности. Достоевский-гуманист верил в людей и надеялся, что разум восторжествует, что любовь и вера в Бога победят преступление, эгоизм, кровопролитие. Завершая разговор об авторе и его романе, хочется попросить Вас помнить об этом и не преступать непреложный закон нравственности: оставайтесь людьми в любой ситуации. Именно этому учит нас Достоевский.

  1. Итоги урока.
  2. Домашнее задание.

1 гр. – формулировка тем по роману Достоевского «Преступление и наказание»;

2 гр. – размышление на тему «Как бы поступил я, оказавшись на месте Раскольникова?»;

3 гр. – ответ на вопрос «Кто из героев романа мне ближе и почему?»


Рассказать друзьям