Нод по рисованию медведь средняя группа. Конспект открытого занятия по рисованию в средней группе методом тычка «Медведь. Конспект НОД по рисованию в средней группе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Трудно переоценить значение изобразительной деятельности для психического развития дошкольника. На занятиях рисованием педагог в детском саду предлагает детям самые разнообразные темы: дом и семья, природа и времена года, одежда и игрушки, город и транспорт. Что же касается изображения домашних и диких животных, то это одна из самых любимых тем для юных художников.

Специфика рисования животных в средней группе ДОУ

Дети в средней группе умеют изображать предметы, примерно передавая их форму, величину и цвет. В этом возрасте дошкольники уже могут составить несложную композицию из нескольких предметов, поэтому можно предложить им сюжетное рисование животных (например, «Козлята пасутся на лугу» или «Ежики идут по лесу).

Малыши 4–5 лет довольно хорошо подбирают цвета, оценивая окраску животного на картинке.

Процесс обучения рисованию животных можно условно разделить на два направления: познавательная деятельность (дети уясняют особенности строения, окраски живых существ) и совершенствование непосредственно изобразительных навыков. Чтобы изобразить какого-либо зверька дошкольник должен хорошо уметь рисовать округлые и овальные, треугольные и прямоугольные формы (ведь, именно из них складывается тело объекта). Педагог также должен совершенствовать композиционные умения детей - гармонично располагать предметы на листе бумаги.

Отметим, что ребятам 4–5 лет легче изображать игрушечных животных: как правило, у них большая голова, толстые лапки, относительно короткое туловище. Поэтому правильные пропорции в таком рисунке будут не очень важны. Перед тем, как приступить к рисованию, воспитатель должен дать малышам потрогать игрушку, поиграть с ней.

Обучая дошкольников рисованию животных, воспитатель должен подчеркивать, что в их строении много общего. Кроме того, крайне желательно, чтобы занятию по рисованию предшествовала лепка по аналогичной теме.

Что касается образца, то в средней группе он имеет очень большое значение. Перед самостоятельной детской деятельностью педагог демонстрирует ребятам все этапы рисования. Образец остается на доске до конца занятия, чтобы дети могли ориентироваться на него в процессе работы.

Используемые материалы и основа

Животные изображаются на листе бумаги формата А4. Поскольку чаще всего их изображают красками (гуашь или акварель), то педагог предварительно тонирует основу в природный фон. Это может быть голубая верхняя часть (небо) и низ зеленого цвета (травка). Если предполагается, что животное будет рисоваться в домашней обстановке, например, кошка, то тонировать бумагу можно в любые пастельные оттенки.

Использование гуаши позволяет сделать работу яркой, насыщенной. Это особенно актуально, например, при рисовании жирафа или белого козленка на зеленом фоне.

Воспитанник средней группы рисует гуашью

Изображения акварелью получаются более нежные.

Если рисунок предполагает наличие мелких деталей (травка, грибы, ягоды и пр.), можно предложить дошкольникам цветные карандаши.

Рисунок карандашом

В некоторых случаях уместно использование фломастеров. Например, с помощью рисования «петельками» можно передать особенность шкуры козлят.

Рисование петельками с помощью фломастеров

Техники и приёмы, которые нужно использовать при рисовании животных

Обучая детей 4–5 лет рисованию животных, необходимо отрабатывать навык правильного закрашивания кистью. Контур тела зверька и мелкие детали (мордочка, лапки, хвост) аккуратно прорисовываются кончиком кисти. Туловище же закрашивается более интенсивно, всем ворсом.

Штриховка же карандашом должна быть в одном направлении: сверху вниз либо слева направо.

Кроме того, ребята должны овладеть навыком своевременной остановки движения, регулировать его размах в зависимости от размера закрашиваемой поверхности.

Дети должны учиться по-разному держать кисточку и карандаш. Например, при закрашивании больших фигур карандаш можно побольше наклонить к бумаге - штрихи будут более широкими. При прорисовке мелких элементов инструмент удобнее держать практически вертикально. Те же приемы касаются и использования кисти. Все это способствует легкости и свободы движения кисти.

Отметим, что усвоив способ изображения одного животного, ребенку будет значительно проще изобразить любое другое. Однако это вовсе не принуждает малыша к однотипному решению образов.

Используемые дополнительные виды изобразительной деятельности, уместность индивидуального подхода

Рисунок в анималистическом жанре в средней группе вполне можно разнообразить включением в него аппликативных деталей. Например, изображая козлят, которые пасутся на зеленом лугу, можно оформить травку из полосы цветной бумаги с надрезами: приклеивается только нижняя часть, а надрезанный верх остается свободным - возникает эффект объема. С помощью аппликации также можно украсить кошку бантиком на шее или смастерить яблоки, которые ежик будет нести на спинке (мелкие детали прорисовываются).

Вверху композиции можно разместить солнышко, выполненное в технике пластилинографии.

Что касается пластилина, то можно предложить малышам вылепить из него глазки и носик животного. Если это кошка, то можно сделать ей красивые усы из тонких пластилиновых жгутиков. А нарисованный ежик будет смотреться более эффектно, если добавить ему несколько вылепленных колючек.

Отметим, что все эти приемы можно использовать также в рамках индивидуального подхода, поскольку в средней группе уже начинают просматриваться способности детей. Кто-то справляется быстрее, и такому ребенку будет интересно внести дополнительную оригинальность в вою композицию.

Конкретные варианты композиций (в том числе коллективных) в рамках темы

Во втором полугодии в средней группе детям предлагается лепка игрушечного животного по выбору, чуть позднее лепка козленка с последующим рисованием на тему «Козлятки выбежали погулять на зеленый лужок». Далее следует лепка и последующее рисование зайчиков (в виде изображения подвижной игры «Бездомный заяц»).

Кроме того, дошкольникам можно предложить следующие темы в анималистическом жанре:

  • «Медведь», «Медвежонок», сюжетная композиция «Медведь с бочонком меда», «Три медведя» (иллюстрация к сказке), «Мишка спит в берлоге».
  • «Ёжик», «Ёжик везет на спине грибы (яблоки)».
  • «Белка», «Белочка с грибочком (орешком)».
  • «Кошка», «Кошка спит», «Котенок играет с клубком», «Котенок есть из мисочки».
  • «Собака», «Веселый щенок», «Собака в будке».
  • «Лиса», «Лисичка-сестричка и серый волк» (по русской народной сказке).
  • «Поросенок», «Три поросенка» (иллюстрация к сказке).
  • «Волк», «Волк из мультфильма «Ну-погоди» (в одежде), «Злой волк из сказки про Красную Шапочку».

Рисование животных при желании можно преобразовать в коллективную деятельность. Например, педагог может предложить ребятам средней группы оформить композицию «Ферма»: дети работают в группах по 4–5 человек, каждый рисует какое-то домашнее животное. Другой вариант - оформить иллюстрацию к сказке «Зимовье» (также изображение домашних животных).

Варианты мотивирующего начала занятия: рассматривание предметов, тематических картинок, иллюстраций, беседа, сказка и прочее

Рисование животных для ребенка 4–5 лет - довольно сложная деятельность. Поэтому на занятии его внимание нужно активизировать, стимулировать с помощью игровых моментов. Нужно задействовать сказочных персонажей (игрушки), которые приходят к детям в гости и приглашают их совершить путешествие.

Герои могут обратиться к малышам с просьбой о помощи. Например, кошечка грустит, что ее бабушка живет далеко, и она хочет отправить ей свой портрет, однако не умеет рисовать. Дети никогда не откажут в такой просьбе, ведь, они так любят почувствовать свою значимость.

Другой вариант - коза просит детей собрать ее козляток, которые разбежались и спрятались, так как испугались серого волка. С такой же просьбой к ребятам может обратиться и мама-зайчиха.

На занятие может прийти игрушечный ежик, которому скучно гулять одному - малыши с удовольствием нарисуют ему друзей. Так же скучно и медведю, который вдруг проснулся зимой в берлоге, ведь, все остальные мишки крепко спят. Почему бы в гости к ребятам не прийти медвежонку из сказки про трех медведей: он попросит их сделать фотографию его мамы и папы.

Фотогалерея: игрушки - зверята

Плюшевая игрушка
Плюшевая игрушка Резиновая игрушка

Воспитатель может начать занятие с загадки: сказать, что у нее под платком спрятался лесной зверек, который зимой не спит, а меняет окраску с серой на белую. Малыши догадываются, что это зайчик.

Мотивацию к изобразительной деятельности вполне можно почерпнуть из русских народных сказок про животных. Например, дети могут изобразить одного из героев сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» (волка, лису или сразу обоих персонажей), лисицу из сказки «Лиса-лапотница», проиллюстрировать русские народные потешки «Идет лисичка по мосту…», «Зайчишка-трусишка…», Сидит, сидит зайка…». Можно предложить проиллюстрировать сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» – нарисовать козленочка рядом с лужей, из которого он только что попил воды. Отметим, что все эти произведения входят в программу средней группы, прочтение сказки обязательно должно сопровождаться показом иллюстраций, которые педагог вывешивает на доску.

Фотогоалерея: подборка иллюстраций из сказок

Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк» Иллюстрация к сказке

Из зарубежных сказок порекомендуем «Красную шапочку» Ш. Перро - после знакомства с произведением ребята рисуют злого волка и дополняют композицию соответствующим фоном, например, комната в доме бабушки или дерево, из-за которого он выглядывает. Другой вариант - английская сказка «Три поросенка»: дошкольники с удовольствие нарисуют ее забавных персонажей. Сюжетом для изображения также может стать эпизод из сказки братьев Гримм «Заяц и еж».

Фотогалерея: картинка с изображением животных из детских сказок

Герои сказки братьев Гримм Иллюстрация к сказке «Красная шапочка» Иллюстрация к сказке «Красная шапочка» Герои английской сказки

Если детям предстоит изображать медвежонка, то замечательным решением будет продемонстрировать им мультфильм «Умка». Малышам наверняка захочется нарисовать портрет этого милого персонажа.

В занятие по рисованию можно успешно включать стихотворения о животных. Приведем следующие примеры:

Александрова З. «Белочка»

Белая грудка,
Рыженький хвостик.
Сказка приходит
К Оленьке в гости.
Сказка лесная.
Белка живая
Скачет по соснам,
Хвост развевая.
Прыгнет в беседку,
Схватит конфетку
И удирает
С ветки на ветку.
В чащу ускачет,
Но ненадолго.
К Оле вернется,
Прыгнет на елку,
Кинется шишкой,
Выпросит булку.
Олю с собой
Зовет на прогулку.
Вместе попрыгать
Ловко и метко
С ветки на ветку,
С ветки на ветку!

Из этого стихотворения можно позаимствовать сюжет для композиции - нарисовать белку с конфетой.

Степанов В. «Ежик и дождик»

Ёжик, ёжик,
Видишь: дождик
Так и льёт
Как из ведра.
Может, на небе дыра?

Что сидеть без толку?
Доставай иголку.
По тропинке
В горку
Топай,
Дырку на небе
Заштопай.

http://allforchildren.ru/poetry/index_animals.php

После прочтения стихотворения дошкольники могут нарисовать ежика под дождем.

Блок А. «Зайчик»

Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки…
Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На жёлтые листочки.
Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капусту сняли,
Нечего украсть.
Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть…
Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится –
Неба не видать…
Только б потеплее,
только бы посуше…
Очень неприятно
По воде ступать.

http://allforchildren.ru/poetry/index_animals.php

Данные строки подсказывают тему для рисования - грустный зайчик на фоне осеннего пейзажа (желтые деревья и падающие листья).

Перед самостоятельной деятельностью дошкольников педагог обязательно проводит физкульминутку или пальчиковую гимнастику, которые, конечно же, также должны быть на анималистическую тему:

« Медвежата»

«Кошка и собачка»

Отметим, что педагогу желательно использовать на занятии рисованием музыкальное сопровождение. Так, рисовать живых существ детям будет приятнее под инструментальную композицию Поля Мориа «В мире животных», которая давно уже стала классической.

Рисование в средней группе домашних и диких животных: конспекты занятий

ФИО автора Название конспекта
Чикунова Л.Г.

Образовательные задачи : учить рисовать кошку, передавая ее характерные черты.
Развивающие задачи : развивать глазомер, цветовосприятие, чувство пропорций.
Воспитательные задачи : воспитывать интерес и заботливое отношение к животным.
Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Демонстрационный материал: игрушечная кошка.
Раздаточный материал: листы белой бумаги согласно количеству детей, гуашь, стаканчики-непроливайки, кисточки, подставки под них.
Ход занятия:
Занятие начинается с сюрпризного момента - кто-то плачет. Оказывается, это кошечка. Она грустит, потому что ее бабушка живет далеко. Кошечка хочет отправить ей свой портрет, но не умеет рисовать (мотивация). Дети с радостью соглашаются помочь животному.
Беседа на тему: что есть у кошки, какие части тела, что находится на мордочке. Какого цвета может быть это животное, какого размера? Что любят делать кошки?
Проводится дидактическая игра «Кто больше?»: кошки сравниваются по размеру с лисицей, собакой, хомячком, медведем, мышкой и пр.
Воспитатель демонстрирует поэтапное изображение кошки. На доске оставляется образец и схема поэтапного рисования.
Проводится пальчиковая гимнастика «Кошки»:
Раз, два, три, четыре, хлопают в ладоши
В нашем доме кошки жили. руки вверх «показывают крышу»
Кошки мячиком играли, руки вытянуты «показывают мяч»
Кошки молочко лакали. ладошки в виде «ковша» поднести к губам
Кошки коготки точили, «точить» об коленки
Мышек сереньких ловили. руки вытянуты пальцы сжимать–разжимать.

Физкультминутка: дети имитируют передвижения кошки.

  • Полюбуемся немножко,
    Как ступает мягко кошка.
    Еле слышно: топ-топ-топ,
    Хвостик к низу: оп-оп-оп. (Дети ходят на цыпочках, стараясь делать это максимально бесшумно.)
    Но, подняв свой хвост пушистый,
    Кошка может быть и быстрой.
    Ввысь бросается отважно,
    А потом вновь ходит важно. (Легкие и быстрые прыжки на месте, сменяющиеся неспешной грациозной ходьбой с выпрямленной спиной и гордо приподнятой головой, слегка покачиваясь.)

Самостоятельная продуктивная деятельность детей.
Выставка работ. Кошечка обещает подарить их своей бабушке, чтобы она не так сильно скучала.

Тонких Л.П.

Занятие начинается с мини-беседы о животных.
Сюрпризный момент: кто-то шевелится в сугробе. Чтобы узнать, кто это, дети должны отгадать загадку.

  • «Где живет он? В самой чаще,
  • Самой-самой настоящей,
  • Там гуляет, там и спит, Там детей своих растит.
  • Любит груши, любит мёд,
  • Сладкоежкою слывет,
  • Но всего сильнее он
  • Любит крепкий долгий сон.
  • Ляжет осенью, а встанет
  • Лишь когда весна настанет.
  • Кто это?»

Появляется игрушечный медведь - оказывается, он потерял свою маму и забрел к детям на лесную полянку. Нужно помочь животному - нарисовать его портрет и развесить по лесу на деревьях. Мама увидит его и найдет (мотивация).

Беседа на тему: какая по цвету шубка медведя, какой формы его голова, лапы, туловище, сколько лап у медведя.

Педагог показывает технику рисования и раскрашивания медведя.
Проводится физкультминутка

  • Мишка с куклой бойко топают…»
  • Бойко топают, посмотри! (Дети топают ногами)
  • И в ладоши громко хлопают,
  • Громко хлопают: раз, два, три! (Хлопают в ладоши)
  • Мишке весело, мишке весело, (Делают «пружинки»)
  • Крутит мишенька головой. (Повороты головы влево-вправо)
  • Кукле весело, тоже весело, (Руки на поясе, ногу выставлять вперед на пяточку)
  • Тоже весело ой-ой-ой!

Самостоятельная деятельность дошкольников под музыкальное сопровождение.

Луканина Ю. Г
(на контурной основе)

Занятие начинается с беседы о зиме. Педагог подводит детей к тому, что зимой диким животным в лесу холодно.
Детям демонстрируется презентация «Дикие животные», которая сопровождается коротким рассказом воспитателя о каждом звере.
Дошкольникам предлагается дидактическая игра «Найди маме её детёнышей»
Физкульминутка

  • «Звери шли на водопой»
    (Дети спокойно идут по кругу за воспитателем.)
    За мамой - лосихой топал лосёнок, (идут громко ступая)
    За мамой - лисицей крался лисёнок, (крадутся на носочках)
    За мамой - медведицей шёл медвежонок, (идут вперевалочку)
    За мамой - ежихой катится ежонок, (приседают, медленно двигаются вперёд)
    За мамой - зайчихой, косые зайчата, (скачут на прямых ногах)
    Волчица вела за собою волчат (идут по кругу осторожно переступая)
    Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают движения языком – «лакают» – гимнастика язычка)

Дидактическая игра «Кто, чем питается?»

Дидактическая игра «Где, чей дом?»

Беседа о ежах: где они живут, чем питаются, для чего им нужны иголки.

Сюрпризный момент - появляется зайчик с посылкой и письмом из леса. Письмо написал ежик: у него в норке мрачно, он хочет сделать ее нарядной - повесить над кроваткой свой портрет (мотивация). А за это он передает детям гостинцы.

Педагог показывает, как нарисовать ежика.
После пальчиковой гимнастики ребята приступают к работе.

Тажекенова С.А.

Занятие начинается с чтения стихотворения «Козленок»

  • Козочка сынка-козлёнка
    Уговаривает звонко –
    –Мой сынок, пойдем на грядки!
    Вкус капусты сочный, сладкий
    Мне так нравится, сынок,
    Скушай хоть один листок!
    – Ме - проблеял козлик грустно,
    – Не хочу я есть капусту,
    Кочерыжка в ней жестка!
    Дай мне, мама, молока…
    (И. Реутова)

Беседа по содержанию: кто герой стихотворения, куда мама звала сыночка, что ответил ей козленок.
Дошкольники рассматривают картинку с изображением козленка, обсуждают форму его тела, шерсть.
Демонстрация приемов рисования (животное изображается белой краской, силуэт рисуется по частям, начинается с головы). Педагог предлагает ребятам нарисовать также цветочки на лужайке (по желанию).
Проводится физкультминутка на цветочную тему:

    Вместе по лесу идем, не спешим, не отстаем.
    Вот выходим мы на луг, тысяча цветов вокруг.
    Наши яркие цветы распускают лепестки.
    Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
    Наши яркие цветы закрывают лепестки.
    Головой качают, тихо засыпают.

Самостоятельная деятельность детей.
Выставка работ.

Примеры готовых работ воспитанников средней группы с комментариями по выполнению работы

Ребята с удовольствие создают иллюстрации к любимым сказкам - сюжетные композиции «Злой волк» (персонаж сказки «Красная шапочка» Ш. Перро), «Три медведя», «Три поросенка» (герои одноименных произведений русского и английского фольклора).

Для изображения животных очень уместна техника тычка сухой кистью. Она позволяет передать мохнатость шкуры или пушистость меха зверька. Таким нетрадиционным способом выполнены композиции «Медвежонок», «Зайчишка», «Рыжий кот», «Мишка косолапый», «Кошечка есть из миски».

Некоторых животных очень хорошо рисовать с помощью ладошек, например, это работа «Жираф». А чтобы нарисовать колючки ежика, нет лучше инструмента, чем вилка (работа колючий ежик»).

Ребята очень любят дополнять изображения животных характерными атрибутами. Это грибочек и шишечка для белки (рисунок «Белочка с грибком»), мисочка из которой есть кошка («Кошечка ест из миски»). А козлятки пасутся на лугу, украшенном красивыми цветочками («Козлятки вышли на лужок», «Козленок пасется на лугу»).

Фотогалерея: подборка детских рисунков

Иллюстрация к сказке «Красная шапочка» Иллюстрация к сказке Рисование гуашью Рисование акварелью Рисование акварелью Рисование тычком Рисование гуашью Рисование акварелью Рисование гуашью Рисование ладошкой Рисование гуашью Рисование тычком Рисование гуашью на цветной бумаге Рисование тычком Ричование гуашью Рисование вилкой Рисование тычком Рисование тычком

Хорошее подспорье для дошкольников - поэтапное рисование. Ребята учатся не допускать ошибок, вырабатывают определенный алгоритм изображения животного. После нескольких тренировок они вполне могут рисовать объект и без схемы. Кроме того, это очень увлекательный процесс - наблюдать, как из фигур и штрихов получается изображение животного.

Фотогалерея: поэтапное рисование зайчика, козлика, поросенка, ежика, медведя и щенка

Поэтапное рисование Поэтапное рисование Поэтапное рисование Поэтапное рисование Поэтапное рисование Поэтапное рисование

Дети очень интересуются миром животных. Ведь, все они имеют свой отличительный внешний вид, характер, своеобразное поведение. Основная же задача педагога в детском саду - не только научить малышей работать в анималистическом жанре, но и с самого раннего возраста прививать любовь к живым существам, стремление оберегать их. А красота животных развивает эстетические чувства детей, учит их видеть прекрасное в окружающем мире.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию

«В ГОСТИ К ТРЕМ МЕДВЕДЯМ»

Средняя группа.

Программное содержание: знакомство детей с русским художником Ю.Васнецовым. Учить детей рисовать елочку методом тычка жесткой кисточкой. Развивать воображение, внимание, кругозор, словарный запас и интерес к изобразительному искусству. Воспитывать желание прийти на помощь друг другу.

Материалы: Портрет Юрия Васнецова, сказка «Три медведя», иллюстрированная Ю.Васнецовым, листы бумаги с изображением елок; гуашь; вода; кисти из щетины.

Предварительная работа: чтение сказки Л. Толстого «Три медведя», рассматривание иллюстраций разных художников к сказке «Три медведя».

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, вы любите рассматривать книжки с картинками или без картинок?

Дети: С картинками.

Воспитатель: Сегодня я хочу вас познакомить с русским художником Юрием Васнецовым (показ портрета). Он нарисовал много картин к сказкам. Я вам загадаю загадку, а вы отгадаете, что это за сказка

Возле леса на опушке Трое из живет в избушке Там три стула и три кружки, Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки Кто герои этой сказки?

Дети: «Три медведя»

Воспитатель: А как их зовут?

Дети: Михаил Иванович, Настасья Петровна, Мишутка

Воспитатель: Посмотрите на эту картину. Кто на ней нарисован?

Дети: Девочка Маша.

Воспитатель: Девочка Маша идет одна по лесу, она заблудилась, ей страшно, кого она боится?

Дети: Диких зверей.

Воспитатель: Что еще нарисовано на картине?

Дети: Избушка.

Воспитатель: Кто в ней живет?

Дети: Медведи.

Воспитатель: Где находится избушка?

Дети: В лесу.

Воспитатель: Посмотрите какими темными красками нарисован лес, какие высокие деревья, у елочек стволы высокие, пушистые ветки смотрят вниз. Слышите, кто-то плачет? (появляется кукла Маша.) Да это же Маша.

Здравствуй, Маша.

Маша: Здравствуйте.

Воспитатель: Ты почему плачешь?

Маша: Медведи пригласили меня в гости, а я боюсь идти по темному лесу к их избушке

Воспитатель: Не волнуйся, Маша, мы с ребятами можем тебе помочь. Правда ребята.

Дети: Да. Поможем.

Воспитатель: Мы нарисуем для тебя веселые ярко-зеленые елочки, среди которых тебе будет весело и не страшно идти.

Показ воспитателем рисование елочек методом тычка.

Воспитатель: Посмотрите, какая получилась одна пушистая веселая елочка, а в лесу их много. Давайте вместе отправимся в нашу мастерскую и нарисуем каждый по одной елочке, чтобы получился лес.

Физкультминутка “Три медведя”.

“Три медведя шли домой (Ходьба на месте вразвалочку) Папа был большой – большой (руки вверх, потянуться) Мама с ним поменьше ростом (руки на уровне груди) А сынок – малютка просто (присесть) Очень маленький он был (покачаться в стороны) С погремушками ходил (встать, руки перед грудью, сжать кулаки) Динь-динь, дзинь-дзинь!” (Имитация игры с погремушками).

Дети приступают к рисованию. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь и поддержку в случае необходимости.

Воспитатель: Маша посмотри сколько ярких пушистых елочек ребята нарисовали (рассматривание всех елок). Когда они высохнут мы с ребятами наклеим их около тропинки

Маша: Спасибо вам, ребята. Теперь мне не страшно будет идти в гости к медведям.

Воспитатель: А пока елочки сохнут, Маша, поиграй с нами в игру «У медведя во бору.»

Конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе

"Рисование медведя" (нетрадиционный способ: «Рисование тычком»)

Цель: Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.

Задачи:

  • Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы персонажей литературных произведений (иллюстрации Евгения Ивановича Чарушина).
  • Учить передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, а также движение фигур.
  • Продолжать знакомить детей с нетрадиционными средствами рисования, используя губку и гуашь (сухой способ).
  • Продолжать формировать умение работать аккуратно, экономно расходуя материалы.

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок "Маша и медведь", "Три медведя", Е. Чарушин "Медведь" и др. рассказы о животных. Рассматривание иллюстраций Е.Чарушина. Конструирование из геометрических фигур животных, дорисовывание частей тела лисе, зайцу. Рассматривание фото иллюстраций с животными весной, беседа о жизни животных весной, настольно - печатная игра "У кого какое жилище?", дидактическая игра "Кто, чем питается?". Аппликация, лепка животных.

Материалы: Звукозапись рычание медведя, игрушка плюшевого медведя. Художественная литература загадка о медведе, дидактическая игра «На лесной полянке», набор игрушек животных, иллюстрация медведя Евгения Ивановича Чарушина, гуашь, кисти, поролоновая губка, салфетки, 1/2 альбомного листа зелёного фона.

Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель предлагает детям собраться на лесной полянке.

Какое время года на дворе? (весна)

Педагог включает звукозапись «Рычание медведя».

Ребятки, послушайте, кто рычит? (Если дети затрудняются в ответе, загадывает загадку о медведе):

Он в лесу глухом живёт,

Он большой и косолапый

Любит ягоды и мёд,

А зимой сосёт он лапу. (Медведь)

Воспитатель организует дидактическую игру "Мишка". Дети по кругу передают плюшевого медвежонка друг другу и описывают мех медвежонка, используя тактильные ощущения (густой, лохматый, мохнатый, коричневый, бурый, длинный, тёплый, толстый и т.д. ).

Основная часть

Воспитатель приглашает детей рассмотреть иллюстрации Евгения Чарушина. Спрашивает:

Знакома ли вам эта иллюстрация? Выслушивает ответы детей. (На этой иллюстрации медведя, нарисовал художник Евгений Иванович Чарушин).

Обращает внимание на мех медвежонка, как художник изобразил его.

А вы хотели бы, нарисовать медвежонка с таким же красивым мехом? (ответы детей)

Как вы думаете, что нам понадобится для рисования? Выслушивает ответы детей (альбомный лист, простой карандаш, гуашь, тонкая кисть).

Педагог обращает внимание детей на материалы для рисования:

Чем же нам нарисовать мех медвежонку? (жёсткой кистью, губкой, шерстяными нитками и др.)

А что у Вас на столе? (палочка, на конце которой поролон ).

Потрогайте поролон, какой он на ощупь? (жёсткий, пористый с крупными пузырьками, сухой)

Воспитатель предлагает нарисовать медвежонка необычным способом, нетрадиционными средствами рисования, используя губку и гуашь (сухой способ «метод тычка»).

Воспитатель:

Как вы думаете, с чего нужно начинать рисовать медвежонка? (Ответы детей)

Молодцы! Сначала мы нарисуем медвежонка простым карандашом, плавными линиями сделаем контур фигуры. Рисовать тело всегда начинают свержу вниз. Какая часть тела у медведя на верху. (Голова )

Правильно! Какой формы у медвежонка голова? (Круглая )

Воспитатель приглашает по желанию одного из детей нарисовать на мольберте голову медвежонка.

Хорошо. Какую часть тела нужно изобразить следующую? (Туловище/тело медвежонка )

Замечательно, на какую фигуру похоже туловище медвежонка? (Овал )

Педагог предлагает одному из детей изобразить на мольберте тело медвежонка.

Какие части надо ещё дорисовать нашему медвежонку? (передние и задние лапы, они овальные, уши полукругом ).

Воспитатель предлагает детям дорисовывать на мольберте недостающие части тела медвежонка.

А чтобы наш медвежонок получился пушистым, лохматым, мы будем рисовать губкой. Если обмакнуть сухую губку в краску нужного нам цвета (коричневую ), а затем окрашенной стороной слегка прижать к нарисованной карандашом линии и тут же оторвать её от поверхности, то получиться отпечаток, который придаст линии объём и пушистость. Не забывайте снимать лишнюю краску на листочек. Следующий отпечаток следует накладывать рядом, не оставляя свободного пространства предыдущим и последующим отпечаткам. Когда контур готов, заполнить отпечатками пространство внутри.

Воспитатель сопровождает инструкцию показом, приглашает детей.

Чего же не хватает у нашего медвежонка? (Ответы детей )

Правильно. Когда рисунок подсохнет, тонкой кистью мы дорисуем медвежонку глаза. нос, рот и когти.

Приглашаю вас отдохнуть на лесную полянку сделать зарядку

Медвежата в чаще жили

Головой они крутили,

Вот так, вот так головой они крутили.

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали,

Вот так, вот так дружно дерево качали.

Медвежата воду пили,

Друг за дружкою ходили,

Вот так, вот так друг за другом все ходили.

Медвежата танцевали,

Кверху лапы поднимали,

Вот так, вот так кверху лапы поднимали.

Молодцы, какие замечательные медвежата у нас получились. А хотели бы Вы подарить своим родителям по маленькому пушистому медвежонку? (Да ).

Давайте нарисуем таких медвежат!

Самостоятельная работа детей.

Заключительная часть

У воспитателя на магнитной доске прикреплены разные деревья, импровизированный лес.

Как вы думаете, где живут медведи? (ответы детей)

Медведи очень любят гулять в лесу. Нашим медвежатам тоже нравится лес.

Дети размещают своих медвежат на импровизированной лесной полянке, они общаются друг с другом, рассказывают о своём медвежонке.

Как получился красивый, пушистый мех у медвежонка?

Какие средства выразительности мы использовали? (поролон, гуашь, цвет ).

Список литературы.

  1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3е изд., испр. и доп. – М: Мозаика-Синтез, 2014 - 368 с.
  2. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду (4-5 лет). Средняя группа / Т. С. Комарова. – М: Мозаика-Синтез, 2015 – 112с.

ОД по «Художественно-эстетическому развитию» в средней группе. Рисование «Белый медведь» с использованием нетрадиционной техники.

Зюркалова Наталья Геннадьевна, воспитатель, МАДОУ детский сад № 166, город Тюмень

Описание: Конспект ОД по «Художественно-эстетическому развитию» для детей среднего возраста с использованием нетрадиционной техники. Материал будет полезен педагогам-воспитателям и педагогам дополнительного образования, работающим с детьми среднего возраста.
Цель: познакомить детей с новым способом передачи изображения – рисование манкой; учить заполнять все изображение.
Задачи:
расширять представления детей о животных севера, о белом медведе,
(чем питается, где живет, характерные признаки)
Познакомить детей с новым явлением - северным сиянием
Продолжать знакомить с нетрадиционными приемами рисования
Учить детей рисовать манкой, продолжать формировать навык работы в нетрадиционной технике
Развивать мелкую моторику рук, воображение, образное мышление, творческие способности.
Развивать познавательную активность и эстетическую восприимчивость
Воспитывать интерес к нетрадиционным способам рисования, умение доводить начатое дело до конца, самостоятельность при выполнении работы
Материалы:
Манка, клей, кисточка, подставка для кисточки, салфетка, лист с готовым рисунком.
Ход работы:
1. загадка про белого медведя.
-ребята отгадайте загадку:
«Сев на ледяную глыбу,
Я ловлю на завтрак рыбу.
Белоснежным я слыву
И на Севере живу»
-правильно, это белый медведь.
-давайте посмотрим на эту картину.
2. рассматривание картины «Семья белых медведей»


-кого вы видите на этой картине?
-что делают медвежата? Какие они?
-что делает медведица? Какая она?
-ребята, что вы знаете о белом медведе? (ответы детей)
3. рассказ воспитателя.
«Белый медведь живет на северном полюсе, в Арктике. Там всегда зима, всегда лежит снег. Он - самый крупный хищник нашей планеты. Медведь хорошо плавает и ныряет. Быстро передвигается по льду. Белые медведи охотятся на тюленей, на детенышей моржей. Еще белые медведи едят рыбу, птиц и их яйца, мох, ягоды»
4. физ-минутка.
«Белый мишка на рыбалку
Не спеша идёт, вразвалку.
Чует старый рыболов,
Что богатый ждёт улов»
5. Постановка задачи перед детьми.
-сегодня я вам предлагаю нарисовать белого медведя, но рисовать мы с вами будем не красками, а клеем и манкой.
-у вас на столах лежат заготовки, и все необходимое для работы.
-сначала нужно клеем закрасить медведя, потом засыпать весь нанесенный клей манкой, и лишнее стряхнуть.
6. Самостоятельная - практическая работа детей.







7. Оформление выставки.
-ребята, у вас получились очень красивые медведи, давайте мы их разместим на льдинах, и у нас получится самый настоящий северный полюс, где живут и гуляют белые медведи.
-ребята, вы знаете на северном полюсе бывает северное сияние. Северное сияние - это такое чудесное явление, когда небо сияет, всеми красками сразу. Волны то красного, то зелёного света, чередуясь, проносятся по нему с одного края до другого.
-давайте мы с вами посмотрим, как это происходит. (демонстрация видео)
-а теперь вернемся к нашим работам, посмотрите, как чудно у нас получилось!


Всем спасибо за работу.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе Белый медведь
Цель : Формирование устойчивого интереса к изобразительной деятельности. Задачи: Воспитательные: Воспитывать интерес к животным холодных стран. Обучающие: Учить детей испoльзовaть свои познания и представления об особенностях внешнего вида белого медведя. Совершенствовать умение получать необходимый цвет краски для рисования (светло-желтый, голубой), путем смешивания исходных цветов (белого и желтого, белого и синего). Формировать умение изoбражать медведя, точно передавая особенности внешнего вида и пропорции. Развивающие: Развивать у детей умение передавать в рисунке несложный сюжет с одним персонажем (белым медведем). Развивать творческие способности ребенка, особенности воображения. Закреплять умение рисовать контур тонкой кистью, пользоваться сухoй жесткой кистью при рисовании шерсти медведя. Материал для занятия: - иллюстрации с природой Севера, - изображение белого медведя (игрушки, фотографии, рисунки); - гуашь; - палитра; - кисть клеевая и акварельная. Предварительная работа: - Беседа о животных холодных стран, - Рассматривание серии картин «Животные Севера», - Чтение рассказа: «От чего у белого медведя нос черный?». - Д/и «Кто, что ест?», «Отгадай животное», «Узнай чей след?». Ход занятия. Воспитатель : Ребята отгадайте загадку: Люблю я плавать и плескаться Где холодная вода. В снежных кучах кувыркаться, Где зима всегда-всегда. Белый мех и жира слой Выручат в беде любой. Дети: Белый медведь. Воспитатель : Правильно. Сегодня мы будем рисовать белого медведя. Давайте вспомним где они живут? Дети: В холодных странах, где вечнaя зима. Воспитатель: Да, зима – это трудное, холодное, но в то же очень красивое время года. Давайте сейчас закроем глазки и представим, что мы оказались на Северном полюсе. Дует холодный ветер, воет вьюга, вся земля покрыта снегом, а неподaлёку гуляет большой белый полярный медведь. Рассмотрите его. Воспитатель: А сейчас открывайте глазки. (рассказ 1-2 детей о медведе) Воспитатель: Давайте рассмотрим медведя, который изображен на нашей картинке. Это огромный зверь, самый крупный хищник на нашей планете. У медведя есть большая круглая голова. Она расположена впереди (выше) туловища, и соединена с ним мощной короткой шеей. На голове у медведя есть маленькие, полукруглой формы уши. На морде у мишки глаза и нос. Они черненькие как угольки. У медведя большое овальное туловище. У медведя мощные, удлиненные, овальной формы лапы, расположены внизу туловища их 4, 2 передние и 2 задние. На лапах когти. И еще у медведя есть хвостик. Воспитатель : Ребята, какого цвета медведь? Дети: Белого. Воспитатель: Правильно, а когда на него светит солнце, у него бледно желтый оттенок шерсти. Покaз и объяснение способа рисования. В центре листа нарисовать большого медведя. С чего начинаем рисовать? (с головы, затем туловище, и 4 лапы, хвост.) Делим лист горизонтально пополам и проводим линию горизонта. С помощью голубой краски раскрашиваем небо. Нижнюю часть листа раскрашиваем с небольшим оттенком – снег. Рисуем медведя, старaясь точно передать особенности внешнего вида животного (нос, глаза, уши, хвост) Воспитатель: Давайте полюбуемся нашими мишками. Какие они все получились красивые, пушистые. Теперь вы можете дома самостоятельно нарисовать таких медведей и порадовать родителей. А этими белыми красавцами мы украсим нашу выставку. Наше занятие закончено.

Рассказать друзьям