Ротонда где находится. Ротонда — это храм, мавзолей или беседка? Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В литературных произведениях романтического характера часто местом встречи возлюбленным является ротонда. Это что за здание? Да и постройка ли вообще? В сочинениях начала и середины XIX века в ротонду облачены героини. Похоже, это слово имеет несколько значений. Ведь и в описании архитектуры церквей мы встречаем термин «ротонда». Что же это такое? Мы попробуем это выяснить в данной статье. Ниже мы рассмотрим не только этимологию слова, которое нашло воплощение в парковых беседках и женских манто, но и приведем интересные факты о ротонде, расположенной в Санкт-Петербурге. Какими мифами овеян данный тип здания?

Ротонда - это что такое?

Происхождение этого слова латинское. Rotundus в переводе означает попросту «круглый». И прежде чем ротонда стала архитектурным термином итальянских зодчих, она уже существовала в античных зданиях. В форме окружностей выстроены древнегреческие моноптеры и толосы. Некоторые языческие храмы в Римской империи тоже являются ротондами. В качестве примера можно привести Пантеон. Позже здания, имеющие в своей основе круг, стали использоваться в христианской сакральной архитектуре. Это преимущественно баптистерии, которые раньше были отдельными от храмов постройками, и некоторые церкви. Получается, что ротонда - цилиндрической формы, увенчанное круглым куполом. Но это не совсем так. Мы можем встретить ротонды совсем без стен. Вместо них окружность создают равномерно отстоящие друг от друга колонны. А бывают ротонды совсем без крыши. Так, в греческих сооружениях кровлей служил только портик.

Ротонды в церковной архитектуре

Христианская Церковь при постройке храмов брала за образец античные мавзолеи, которые были в своей планировке круглыми. Первые храмы для верующих были местом поминовения и почитания святых мучеников. Возможно, поэтому и была взята форма пантеонов для планирования церквей. Итальянские зодчие активно использовали в своей работе ротонду. Это повлияло на сакральную архитектуру не только в Южной Европе, но и в Киевской Руси. Мы находим храмы-ротонды XI-XII веков в Галиче, Львове, Владимире-Волынском, Перемышле. Тринадцатым столетием датируются фундаменты круглых церквей в Ужгороде, Нижанковичах, Черниховцах, Столпье. Самая ранняя церковь-ротонда в северной части Киевской Руси была обнаружена в Смоленске. Это храм Немецкой Богородицы, который построили во второй половине XII столетия по заказу купцов-иностранцев. Но эта архитектурная форма довольно быстро прижилась в русской архитектуре. Еще в допетровскую эпоху, когда модно было приглашать строить церкви итальянских мастеров, ротонды появились в московских монастырях. Столетия спустя их можно было встретить повсеместно.

Ротонды в светской архитектуре

Строения в форме идеального круга в римскую эпоху возводились часто как мавзолеи, пантеоны. Поэтому светская архитектура времен классицизма, желая наследовать античные образцы, стала использовать ротонды. Это были мавзолеи, прославляющие павших героев. Как правило, стены таких зданий украшали колонны, а кровлей служил округлый купол. С приходом эпохи романтизма «пантеоны» стали строить в парках. Эти небольшие сооружения стали неотъемлемой частью ландшафтного дизайна. Ротонда в парке не всегда наследовала пантеон. Она могла не иметь стен. Многие парки украшают ротонды в виде стоящих кругом колонн, соединенных невысоким куполом. Но есть и сооружения, напоминающие романтические часовни.

Ротонда в Санкт-Петербурге

Дом на углу набережной Фонтанки и улицы Гороховой скрывает довольно мистический объект. Глядя на типичное для Санкт-Петербурга мрачное здание, невозможно догадаться, что в нем скрыта ротонда. Как оказался этот округлый в прямоугольном доме? Точно ответить на этот вопрос не может никто. Дом был возведен в XVIII столетии, но впоследствии неоднократно перестраивался. Вероятно, ротонда осталась от первоначальной конструкции. Сейчас она как бы спрятана в «футляр» нового дома: купол упирается в чердак, окна выходят во внутренний двор. Из-за своей скрытности ротонда в Санкт-Петербурге овеяна самыми мрачными легендами. Считается, что она является центром мирозданья, некой осью бытия, и здесь в полночь можно встретить Сатану. В 80-90-х годах прошлого века ротонда стала местом посещения не только разного рода эзотериков, но и неформальной молодежи. Тут бывали В. Цой и Кинчев. В последнее время красивую ротонду настолько изгадили вандальскими граффити, что жители дома ввели плату за вход - целых 70 рублей. За эти деньги они реставрируют

Другие значения слова «ротонда»

В архитектуре термин означает конструкцию цилиндрической формы, независимо от того, какую функцию она выполняет: церкви, павильона или беседки. Ротонда - это также название верхней женской одежды в виде просторной накидки. Она была в моде в XVIII-XIX столетиях. В Средние века ротондой называли танец-хоровод. Есть также одноименный термин в типографике. Он означает разновидность готического шрифта.

Не только внешний облик, но и дух Санкт-Петербурга сформировался в XVIII веке, известном своими роскошными балами и непрерывными войнами, высоким искусством и дворцовыми интригами, распространением просвещения и самых темных суеверий. Аура мистицизма, присущая этому гламурному веку, пропитала дворцы и особняки, парки и каналы города на Неве.

Эта атмосфера и сегодня накладывает отпечаток на жизнь Санкт-Петербурга, заставляя говорить о нем, как о колдовском, волшебном городе. Странных мест, где происходят удивительные события и появляются потусторонние сущности, в Северной столице много. Но самым мистическим местом считается не дворец или старинное кладбище, а обычный, на первый взгляд, дом. Точнее, то, что находится в доме – Ротонда.


Особняк на Гороховой

Обнаружить Ротонду непросто, хоть адрес этого странного сооружения известен. Находится оно в доме по улице Гороховой, 57 с фасадом, выходящем на набережную Фонтанки (дом № 81). Особняк, построенный в традиционном для конца XVIII века стиле классицизма, неоднократно реконструировался, но фасад с колоннами портика и лепниной остался прежним.

Здание является памятником архитектуры и фигурирует под названием «Дом Яковлева-Евментьева». Купец Савва Яковлев считается застройщиком, но кто был первым владельцем особняка доподлинно неизвестно – Александр Евментьев стал его хозяином значительно позже в 1860 году. При нем дом был частично перестроен, и тогда же, возможно, появилась Ротонда. Евментьев – далеко не последний обитатель особняка на Фонтанке. Известно, что в конце XIX века домом то ли владел, то ли просто в нем жил Андрей Зубов - граф и известный масон. Согласно легендам, именно в этом здании проводился обряд посвящения в масоны.


Архитектурные странности

Сама Ротонда – это не отдельно стоящее здание. Подобное сооружение на Гороховой улице тоже имеется – во дворе особняка купца Усова, его нередко путают со знаменитой Ротондой-лестницей. Но у него совсем другая история и другие странности. Самое мистическое место Санкт-Петербурга находится внутри здания, и представляет собой шесть высоких колонн, завершающихся куполом. Вокруг колонн поднимаются две металлические винтовые лестницы. Одна из них доходит до третьего этажа, и лестничная площадка, украшенная пилястрами, огибает Ротонду по кругу.

Вторая лестница – левая – не ведет никуда и заканчивается небольшой площадкой на уровне второго этажа, где вообще нет квартир. Говорят, в XIX веке стены на Ротонды были расписаны масонскими знаками но во время одного из ремонтов рисунки исчезли. На полу в центре площадки между колоннами есть крышка люка, который тоже никуда не ведет – ход, видимо, все же существовавший в прошлом, залит бетоном.

В помещении Ротонды необычная акустика. С одной стороны, гулкая, давящая тишина, от которой по спине бегут мурашки. С другой – слышно буквально каждое, даже тихо сказанное слово. И звук приходит всегда со спины, как бы обегая Ротонду по кругу и вызывая ощущение шепчущего на ухо невидимки. Снаружи особняка вся эта непонятная, хоть и не лишенная мистического очарования конструкция незаметна, даже купол закрыт чердаком. Кому и зачем понадобилось строить такое странное и совершенно нефункциональное сооружение?


Мифы и легенды Ротонды

Возможно, в XVIII–XIX веках Ротонда, действительно, являлась местом встреч масонов или проведения тайных ритуалов – различные эзотерические и спиритические сообщества тогда были в моде. Однако участники их не имели обыкновения рассказывать о своих занятиях, и дом № 57 на Гороховой улице хоть и пользовался дурной славой, но знаменитым и выдающимся не был.

Ситуация изменилась в 70-х – 80-х годах XX века, когда Ротонда стала местом тусовок различных неформальных молодежных групп. Именно тогда вспомнились старые легенды и родились новые мифы, и этому немало способствовало воображение экзальтированной молодежи, нередко подогретое алкоголем, а то и наркотиками. В настоящее время о мистических свойствах Ротонды ходят невероятные и часто противоречивые слухи. Она считается местом, откуда можно попасть в другой мир или оказаться в четвертом измерении. Кто-то уверен, что туда ведет неприметная дверка на первом этаже, сейчас, правда, наглухо замурованная. Другие утверждают, что вход в иной мир открывается на лестнице. Если идти по ней с закрытыми глазами, то до верха никогда не поднимешься – время словно останавливается. А с небольшой площадки левой лестницы можно увидеть тень седьмой колонны, несуществующей в нашем мире. По этим же металлическим ступеням иногда спускается в наш мир сам Сатана, недаром же другое название Ротонды – Лестница Дьявола.С владыкой преисподней можно даже встретиться и попросить его исполнить желание. Для этого надо подняться ночью по лестнице до самого верха. Только люди, знающие особенности Ротонды, не советуют этого делать, так как можно просто не вернуться в наш мир.

На куполе Ротонды кто-то даже написал предостережение словами из «Божественной комедии» Данте: «Оставь надежду всяк сюда входящий». Но исполнения желания, особенно если оно связано с делами сердечными, можно добиться проще – достаточно написать его на стене Ротонды. И до недавнего времени ее стены, словно причудливым ковром покрывали разнообразные надписи и рисунки – результат творчества молодежи. Сейчас этих надписей практически не осталось. В Ротонде сделали ремонт, установили на двери кодовый замок, и попасть туда стало непросто. Но те, кому все же удалось проникнуть в необычный подъезд, могут почувствовать всю мистическую атмосферу этого места и, возможно, поверить в самые удивительные легенды Ротонды.


По общему правилу, ротондой признают архитектурное сооружение, выполненное в виде круглой постройки, увенчанной куполом с колоннами по периметру. Ротонда - «круглый» (от итальянского rotonda, от латинского rotun-dus). Круглая форма воспринимается человеком, как идеальная, создающая впечатление цельности и законченности, гармонии и уравновешенного покоя. Поэтому развитие ротондальной архитектуры началось с создания круглых погребальных сооружений, призванных служить памяти и вечному покою усопших (мавзолеи, баптистерии, часовни, церкви). Первые античные храмы такого рода- древнегреческий толос и древнеримская фронтально-осевая ротонда. В эпоху Возрождения и барокко они поучили дальнейшее развитие в плане конструктивного и художественного исполнения. Наиболее активно строительство храмов-ротонд велось в исторические периоды расцвета гуманистических идей и творческого переосмысления классических образцов архитектурного наследия.

Сакральные круговые постройки

Использование центрических (то есть центрально-осевых) построек в культовой архитектуре связано с выражением идеи неба. Центр круга - абсолют сакральности, единство бесконечности и законченности, предел покоя и высшего совершенства. В круглом храме нет ничего лишнего, ничто не отвлекает от общения с Всевышним. В каждой точке такого сооружения человек находится в подкупольном пространстве, а значит, остается наедине с Богом Вседержителем. Храм-ротонда также выступает напоминанием о том, что Церковь Божия будет существовать вечно. Основные элементы христианских культовых строений - алтарь, притвор и столбы, разделяющие внутреннее пространство. Ротонду использовали как апсидное закругление алтарной части храма. Такой тип культового сооружения был близок христианам и больше им подходил для службы.

В ряду исторических памятников европейского сакрального зодчества есть несколько наиболее значимых.

  • Форму ротонды имеет относящаяся к IV столетию церковь Ротонда Святого Георгия (Болгария). Это раннехристианская постройка, изначально использовавшаяся в качестве баптистерия.
  • Храм в Брешии знаменит тем, что до XX века оставался единственным круглым христианским собором.
  • Памятником романского зодчества в Италии считается старейший храм Мантуи – ротонда святого Лаврентия.
  • Собор Ротонда Mosta Dome в городе Мосты (Мальта) - красивейшее сооружение, которое прославилось благодаря своему уникальному купольному завершению. В 1942 году в церковь попал снаряд. Пробив купол, он упал у самого алтаря и не взорвался. Никто из прихожан не пострадал. Венчающий ротонду купол, диаметр которого около 37 метров, занимает по размерам третье место в Европе.

Эти и многие другие религиозные сооружения зачастую возводились по образу и подобию Римского Пантеона, либо в своем архитектурном исполнении ориентировались на вид храма Гроба Господня на Святой земле.

Иерусалимская святыня в нынешнем виде представляет собой огромную (22 м в диаметре) ротонду, внутри которой находится кувуклия. Реликварии (сионы или иерусалимы) тоже изготавливают в виде миниатюрных ротонд, символически воспроизводящих этот храм.

Храм Гроба Господня стал прототипом для множества христианских построек. А ротонда, наряду с крестовидным зданием и октогоном (правильным восьмиугольником), заняла свое историческое место среди основных типов центрально-купольных культовых зданий.

Пришедшая к русичам от древних эллинов и жителей Византии любовь к круглым завершениям (куполам) и круглым (от основания) храмам выразилась в создании построек, которые стали уникальными для русской церковной архитектуры. Строительство ротондальных церквей в России началось с эксперимента по воспроизведению храма Гроба Господня в Новоиерусалимском монастыре под Москвой (г.Истра, 1658-1685гг.). В соборе, построенном по указу патриарха Никона в подражание храму на Святой земле, была и ротонда, увенчанная коническим шатром.

В допетровскую эпоху ротонды появились в московских монастырях. Русские архитекторы 18 века изучали труды Витрувия, А.Палладио, Дж.Б.Виньолы и др., применяли в культовом зодчестве европейский опыт. Но появлению цилиндрических церквей в центральных городах препятствовала трудность включения их в сетку кварталов (в те времена применялся прямоугольный принцип застройки). Поэтому круглые церкви стали возводить при малых приходах и в частных владениях. Это были небольшие по площади, не рассчитанные на толпы прихожан шатровые церкви, расположенные в дворянских усадьбах. В Подмосковье их насчитывается более 50-ти. Храм Рождества Богородицы, расположенный в имении Подмоклово под Серпуховом – жемчужина русского церковного ротондального зодчества.

В окрестностях Петербурга таких построек менее десятка. Первую круглую церковь спроектировал при стрельнинском дворце Николо Микетти. Другой итальянский зодчий Пьетро Трезини создал в Троице-Сергиевой пустыни круглый храм, напоминающий крепостную башню. В 1785 году в селе Александровском (что по дороге в Шлиссельбург) в загородной усадьбе светского вельможи А. А.Вяземского появился храм-ротонда. Это знаменитая Троицкая церковь, построенная архитектором Н. А.Львовым.

Из-за необычной формы Храм во имя Святой Живоначальной Троицы в народе прозвали Кулич и Пасха. Колокольня выполнена в виде четырехгранной пирамиды -это пасха, а в роли кулича выступила ротонда.

В древнерусском понимании круг и сфера - образ Небесного Града. Но для стиля барокко эти фигуры были слишком простыми и незамысловатыми и мастера не охотно обращались к этой архитектурной форме. Активно возводить ротондальные церкви в России стали только при Екатерине II. Николай I и пришедший с ним «русский стиль» к круглым постройкам не благоволил, так как ориентировался на допетровское зодчество. Поэтому храмы-ротонды уникальны для русской архитектуры и относятся к памятникам цилиндрического сакрального зодчества.

Ротонда в светской архитектуре

Интерпретация классических образцов архитектурного наследия коснулась не только религиозных сооружений, но и светских построек. В эпоху Возрождения архитектурные решения кругового типа стали применять при строительстве общественных зданий и частных домов, мест отдыха и развлечений.

Впечатлившись римским Пантеоном, талантливый мастер ренессанса Андреа Палладио спроектировал и построил первое некультовое здание, увенчанное куполом. Вилла Капра «Ла-Ротонда» была выполнена в форме античного храма, мало походила на уютное жилье и предназначалась для приемов и празднеств.

Почин итальянца подхватили английские и американские аристократы, построившие для себя роскошные усадьбы (Мереворт-касл, Чизик-хаус, Монтичелло и др.). По образу и подобию виллы Капра третий президент США Томас Джефферсон спроектировал не только собственные апартаменты, но и Капитолий. А главный корпус построенного им Виргинского университета до сей поры называется просто Ротонда.

Ярким примером стиля палладианства называют одно из зданий знаменитой Бодлианской библиотеки Oксофрде. Радклифф Камера – один из первых в мире образцов так называемых круговых библиотек. Возле Ротонды Радклиффа в 20 веке снималось несколько сцен из американских фильмов про Шерлок Холмса.

Примеров публичных и частных купольных зданий круговой планировки в современной зарубежной архитектуре достаточно много: новозеландский парламент (так называемый Улей) и главное федеральное учреждение Индии Samsad Bhavan, ротонда на Мэшем-Стрит в Лондоне и офисное здание в Бирмингеме, главный концертный зал Румынии и ирландский театр Ворот, замок Nereworth и жилой дом Ickworth в Англии и др.

В России историческим примером светской ротонды является нынешний экспонат Эрмитажа, считающийся в музее одним из самых дорогих. Речь идет о малахитовой беседке, которая была преподнесена Николаю I в качестве подарка уральским промышленником А.Демидовым.

Выполненная лучшими европейскими мастерами в Париже, каменная ротонда должна была украсить дворцовый парк. Но самодержец использовал её иначе. В «малахитовой сени», покрытой малиновым бархатным балдахином с изображением двуглавого орла, было его царское место во время богослужений в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры.

Ротонда, не имеющая прямых аналогов в архитектуре, была построена в 1845 году под крышей Мариинского дворца. Это внутреннее сооружение возводилось на пересечении двух главных дворцовых анфилад, разделено на несколько ярусов и представляет собой сплошную колоннаду из 32-х колонн. Признанная шедевром с точки зрения необычности архитектурного решения Мариинка – традиционное место для пышных приёмов и роскошных балов.

А недавно открытая после реставрации Ротонда бывшей голландской церкви (в настоящее время здесь находится Центр искусства и музыки библиотеки им. Маяковского) функционирует как концертный и выставочный зал.

До сегодняшних дней сохранились жилые здания, оформленные с использованием купольно-круговых архитектурных элементов. Например, один из символов Екатеринбурга - дом Севастьянова.

В советский период круглыми постройками с куполообразной крышей и цилиндрическими конструкциями становились места отдыха, клубы, рестораны и бани, вестибюли метро и морские вокзалы. В парках и на набережных появляются многолепестковые ротонды (архитектурный термин «октаконхи»).

Из эпохи классицизма в современность шагнуло легендарное здание в Санкт-Петербурге, известное как Дом на Гороховой. С виду это ничем не приметная постройка, типичная для города конца 18 века, именовавшаяся раньше домом Яковлева-Дементьева. Секрет - во внутренней круглой постройке с шестью колоннами и изогнутыми лестницами.

Ротонде на Гороховой приписывают мистические свойства, она буквально «обросла» мифами и легендами о связи с потусторонним миром. А в 70-80-е годы прошлого столетия, на которые пришелся бум молодежного движения неформалов, здание стало культовым местом.

Памятники - ротонды

Эпоха модернизма, с его приверженностью к строгим планам, заимствовала из античности ротонду, как пантеон или часовню.В нашей стране в форме ротонд выполнены некоторые исторические памятники.

  • Как напоминание о горе и страданиях, которые приносит война, в Воронеже сохранена в руинизированном виде ротонда здания больницы, разрушенной при обстрелах в 1942-м году.


Ротонда как элемент садово-парковой архитектуры

Особый вид конструкции цилиндрической формы - беседка. Это ротонда в виде стоящих кругом колонн, соединенных невысоким куполом в виде крыши. Промежутки между колоннами могут заполняться балюстрадой, а внутреннее пространство позволяет расставить радиусные скамейки. Такое сооружение ассоциируется с тишиной, уединением и покоем.

В эпоху романтизма значение беседки заключалось в том, чтобы скрыть от любопытных глаз страстные поцелуи и пылкие признания в любви. Колонны романтических беседок для свиданий были увиты плющом и украшены цветами. У представителей дворянства ротонда считалась излюбленным местом отдыха и была неотъемлемым атрибутом усадьбы 18 века. Ставили садовые павильоны на высоких местах, позволяющих обозревать окрестности. Позже они приобрели вид гостевых домиков, ажурные конструкции которых позволяли демонстрировать во всей красе наряды гостей.

Двухъярусная ротонда «Миловида» в подмосковном Марфино стоит недалеко от музыкального павильона на крутом склоне холма перед спуском к большому нижнему пруду. Это один из хорошо сохранившихся до наших дней образцов усадебной садово-парковой архитектуры.
Беседка сегодня – обязательный элемент дачного участка или загородного дома. Также легкие и нарядные круговые конструкции используют в качестве атрибута при организации выездных торжественных бракосочетаний.

Ротонда присутствует в местах отдыха.

В качестве примера архитектурного новодела - беседка для медитаций.

Источники:

  • Ротонда (архитектура)

Р отонда на Гороховой - одно из самых мистических мест Петербурга. С ним связано множество легенд.
Тут принимали в масоны, тут жил Распутин и Ленька Пантелеев, тут был публичный дом и.... впрочем, обо все по порядку)))

По официальной версии, дом был построен по заказу купца Устинова с весьма «мирской» целью. Владелец хотел иметь на своем участке еще одно здание, в котором можно сдавать внаем квартиры, и при этом не ухудшить жилищные условия в других помещениях, выходящих окнами во двор. К 1827 году строительство завершили.

Заказчик остался доволен — новое здание не затемняло углы во дворе уже существующего дома. В 1861 году к уникальному сооружению приделали трехэтажный корпус, однако в советские годы дому вернули первоначальный вид.

Однако есть версия, пользующаяся гораздо большей популярностью среди петербуржцев, о том, что здание первоначально предназначалось то ли для масонской ложи, то ли для сатанинского храма (говорят по-разному, а в доказательство приводят странный узор решеток, на которых просматриваются пентаграммы). После там якобы располагался публичный дом, а уже в начале XX века в доме на Гороховой в том самом подъезде Ротонды жил Григорий Распутин.

Принадлежал этот дом в конце XVIII — начале XIX веков графу Андрею Зубову, известному масону, и именно в нем, в подвальном помещении ротонды, и принимали посвященных в известную ложу и якобы, даже приносили людей в жертву на специальном камне-алтаре... и т.п. и т.д... и прочая жуть махровая...

Когда-то вход к Ротонде был с набережной, но замет его по непонятным причинам заложили. Это видно на фасаде дома. Там где должна быть дверь глухая стена, нет и окна.

Мы там пару раз шалили... с масками и прочим...

Во время перестройки 1856 года здесь были устроены металлические лестницы, повторяющие изгиб стен. Тогда же убрали и кабалистические символы со стен и решетки лестницы. На площадке третьего этажа стены украшены пилястрами и завершены купольным перекрытием. Сооружения такого типа называются ротондой, и под именем «Ротонда» это легендарное место вошло в новейшую историю Ленинграда-Петербурга.

В советское время Ротонда была местом сбора хиппи и рок-н-ролльщиков, и являлась по-настоящему культовым местом молодежи. Примерно тогда же она получила название «Центр мироздания». Естественно, Ротонда постепенно стала обрастать ещё большим количеством мифов, которые имеют приверженцев по сей день. О них немного позже...

Лестница.

Окно... фонаря и аптеки не будет...

Все стены исписаны желаниями. Считается, что тому, кто несчастен в любви, нужно прийти в Ротонду и оставить какую-нибудь надпись на ее стенах. Правда, писали желания, связанные не только с личной жизнью, и постепенно все стены покрылись многочисленными посланиями. На потолке-куполе раньше располагался противоположный по смыслу призыв: «Забудь надежды, всяк, сюда входящий…».

Но надписи появляются все равно...

Пожелания от серьезных до смехотворных и даже наивных.

Россияне любят Ротонду, чего не скажешь о местных жителях. Боев за спокойствие в подъезде было много, но любители мистики победили.

Ради фото я даже куртку снял))))) это потому что футболочка у меня была соответствующая месту)))) круговорот божественного в природе...

Зенит - это святое...

На нижнем фото что-то непонятное... но именно ЭТО находится в самом центре нижней площадки Ротонды (на нем как раз стоят на верхнем фото). Именно тут ночью и загадывают желания князю Тьмы.

Легенды Ротонды

Колонн шесть... но можно увидеть тень и от седьмой колонны. Место Архи мистическое. Храм сатаны. Тут принимали в масоны, говорят тут приносили человеческие жертвы разные секты. Тут имел квартиру Ленька Пантелеев и Распутин, тут был публичный дом))) тут пропадали люди... безобразия в основном творились в подвале, сейчас он замурован. Считается, что тут портал времени и возможны переходы в иные миры... откуда можно вернуться или не вернуться... сюда можно прийти молодым а уйти старым... или наоборот...)))

Бытует мнение, что в Петербурге 6 мистических ротонд, которые образуют на плане города правильный шестиугольник, похожий на израильский символ .

Это антинаучное исследование я сделал примерно в 2009 году и оно полетело по интернету. Мой пост в блоге на Майле

Его уже подхватили даже туристические сайты.
На мой взгляд, всерьез относиться к исследованию сложно, но он и правда имеет определенный мистический шарм))) в этих местах частенько творится какая-то "чертовщинка", странные события, которые потом превращаются легенды.

Знатоки этого места и экстрасенсы утверждают, что Ротонда на Гороховой обладает особыми физическими свойствами - вплоть до возможности выйти в четвертое измерение . И что таких случаев уже не мало.

В советское время в 80-х один парень зашел в подвал, пробыл там 15 минут и вышел стариком 70 лет. О случившемся с ним, кроме близких родственников и врачей дурдома он так и не рассказал. Телевидение тогда было слишком далеким от мистицизма и чересчур верным идеалам Марксизма-Ленинизма. Представляю с каким восторгом этого "юношу" показывали бы сегодня по ТВ-3 или НТВ.

Говорят, если придти на нижнюю площадку ровно в полночь, встать в ее центр (там непонятная пентаграмма), можно встретить самого Сатану, а ежели вдруг возникнет желание или какая потребность, даже о чем-то заветном его попросить.

И это не "свежие" мифы сегодняшнего дня. Все это идет с царских времен. Так, например, некая молодая девица N, из дворян, в конце сороковых годов XIX века, как рассказывала сама, вызвала его туда по случаю несчастной любви, имела с ним продолжительную беседу, а наутро ее возлюбленный был найден в своей постели мертвым без всяких признаков насильственной смерти.

Уже в наше время, в конце 80-х годов ХХ столетия, студент экономического факультета университета Сушков, несмотря на уговоры своих товарищей, коротавших очередной вечер в "Ротонде", остался там до полуночи , ибо захотел обзавестись некоторым долларовым капиталом. Больше его никто не видел . (с) Антон Успенский.

Очень мистические свойства приписывали еще и подвалу. С советских времен его заложили наглухо. Именно там, под Ротондой, и принимали в масоны и даже совершали жертвоприношения. Говорят там любил прятаться знаменитый бандит Ленька Пантелеев. Он заходил в этот подвал и оказывался в совсем другом месте Петербурга. Якобы были многочисленные свидетели таких переносов. Так он уходил от слежки и ЧК. Но Ленька Пантелеев имел много двойников, так что я бы этим свидетельствам не придавал сильного значения.
В советские времена тут искали его драгоценности и золотые монеты (бумажные деньги он не признавал). Считалось, что спрятал он свои сокровища именно в этом подвале. Их, конечно искали, но увы... сокровища Леньки Пантелеева до сих пор не найдены, а это очень серьезная сумма, даже по сегодняшним меркам. Ротонда умеет хранить свои тайны.

Пропадали тут и жильцы квартир . Причем без документов и как говорится - с концами и без каких-то видимых причин. Кстати! Одна из квартир в соседнем подъезде сейчас продается.

Если "правильно" сесть на ротондовском тупичке (своего рода, лестничная площадка), то можно увидеть тень от седьмой, несуществующей колонны (всего их 6 и я об этом уже писал выше).

Еще одна легенда - кто переночует в Ротонде и попытается молиться Богу, может сойти с ума . Данный миф тоже опровергали, но интересно, что сколько бы людей ни убедилось в обратном, предания живут и передаются последователям.

Место по-праву считается одним из культовых в городе мест темных сил . Сил зла. Центром темных сил и храмом сатаны. Одно время были открыты популярный кафе-шантан и танцкласс Марцинкевича с весьма сомнительной репутацией.

Если шепнуть что-нибудь, стоя лицом к стене, то фраза не только будет слышна всем присутствующим, но и, облетев всю Ротонду, вернется к своему хозяину: покажется, что кто-то шепчет на ухо твои же собственные слова.

Здесь репетировали группа «Пикник», бывали Виктор Цой и Константин Кинчев, сюда заходили пообщаться многие сегодняшние звезды - артисты и музыканты. Говорят, что что-то здесь что-то просил ночью и знаменитый сейчас артист Хабенский.

Ротонда советского времени получила название «Центр мироздания» и обросла большим количеством мифов. Самой крупной надписью в советское время была "Оставь надежды всяк сюда входящий". Фото знаменитостей и Ротонды советского периода (С).

Подъезд периодически ремонтируют, все надписи закрашивают. Теперь там дорогие квартиры, но «паломники» продолжают идти на прежнее культовое место. Жильцы борьбу прекратили, просят только не шуметь и не мусорить. Иногда обилие людей в подъезде вызывает у них недовольство, но они понимают - бороться с гостями не представляется возможным.

Все ящики с номером 666... юмористы...

Какова подлинная история Ротонды, сказать сложно. Однако та вера в легенды, та энергия приходивших сюда людей не могли не создать в ней совершенно неповторимую атмосферу. Ведь здания обязательно впитывают дух своих обитателей…

Некоторые детали...
Мистики тут так много, что ее можно легко найти во всем. Ничем (на первый взгляд) не примечательный подоконник окна на верхнем этаже (фото примерно 2008 года)

На подоконнике все, как обычно - надписи, просьбы и пожелания и т.п. Все как везде, но на нем было что-то разлито, коричневым пятном... скорее всего пиво, Пепси или Кока-Кола.
Если присмотреться, то можно увидеть, что разлитое странным образом обрело какие-то "художественные" очертания. Там виднеется нечто с бородкой и рожками... и как перевертыш картинки - свинья.

Это место ниже я обвел красными овалами. Мистика, однако... и правда живет Ротонда)))

Люди тут не без юмора))) а кошки спокойны и надменны.

Эту картину под аркой ведущей к Ротонде, увы, уже закрасили коммунальщики... рядом заложенная кирпичам дверь. Куда она вела не знаю. Сейчас ее уже заштукатурили и закрасили, так что там обычная стена.

Рядом (прямо в соседнем дворе), находится памятник Ольге Бергольц.

У входа во двор оригинальное кафе со скелетом в витрине)))

Теперь можно и посидеть в кафе...)))

На пересечении набережной Фонтанки находится «дом с Ротондой», построенный в 18 веке для купца Саввы Яковлева, семейство которого владело домом до середины 19 века. Последним владельцем дома до революции был купец Евментьев. Место это легендарное, которое было особенно популярно в 80-е годы прошлого века.

Вид на дом (вход к Ротонде со двора Гороховой)
Хоть легенды Ротонды широко известны, но не могу удержаться и расскажу о них в своем исполнении. Очень заманчивая тема о параллельных мирах, масонской ложе и лестнице Дьявола. Так много разных историй в одном доме на пересечении Гороховой и Фонтанки, мимо которого я часто проезжала, но всегда обращала внимание. Наконец-то, я заглянула внутрь и увидела знаменитую Ротонду.


Вот так сейчас выглядит Ротонда. Хочется поворчать - почему местные жители, закрывшись на кодовый замок, так и не "скинулись" на ремонт в "парадной"
Мистические легенды о Ротонде известны с 19 века. Говорили, что в этом месте ровно в полночь появляется сам Дьявол, и может исполнить любую просьбу. За подарки хозяин тьмы потом потребует свою оплату, но люди обычно не задумываются о последствиях.

Из легенды 19 века: «некая молодая девица, в конце 40-х годов 19 века обратилась в Ротонде к Антихристу с просьбой наказать мужчину которого она любила, но который не отвечал ей взаимностью. И Сатана ответил жертве несчастной любви, - на следующее утро после разговора с Лукавым её возлюбленный мужчина, отвергнувший её любовь, был найден в постели мёртвым без каких-либо признаков насильственной смерти».
Говорят, что сам А.С. Пушкин иногда наведывался в Ротонду на Гороховой.


Сейчас свои пожелания пишут на стенах
О необычном месте расположения здания говорили еще в 18 веке. До постройки дома Яковлева здесь находился стекольный завод Виллима Эльмзеля, владельца которого подозревали в увлечении Алхимией.


Лестница ведущая наверх, получившая прозвище «Лестница Дьявола», появились в середине 19 века


Одним из арендаторов дома в начале 19 века был граф Андрей Зубов, адепт масонского ордена. По легенде, в помещении Ротонды проходили обряды посвящения в масоны.
Кстати, в подвале есть подземный ход, ведущий в соседний двор, но сейчас вход в него забетонирован. Причина создания этого подземелья неизвестна.


Принятие в масонскую ложу


Масонские знаки
Говорят, в Петербурге несколько зданий с Ротондами, и если их соединить линиями, то получится масонская пентаграмма. Этот магический знак защищает город. Одна из Ротонд пентаграммы находится в Исакиевском соборе. Ротонда на Гороховой – центральная в знаке.

Уже в наши дни, железный люк на полу, находящийся в центре Ротонды, однажды сам раскололся на пентаграмму. Объяснения случаю найдено не было.
По легенде 19 века под люком масоны замуровали предателя ордена.

По официальной исторической версии, в 19 веке в доме находилось «кафе шантан» с криминальной славой.


План дома


По другой легенде, в помещении Ротонды находится путь «в другое измерение», легенды о «пути в никуда» распространились в 19 веке.
Интересно, что в Ротонде две лестницы: одна ведет наверх, другая упирается в стену. Говорили, что именно лестница, заканчивающаяся стеной, ведет в другой мир, дверь в который открывается в определенные дни. По другой версии – дверь в «параллельный мир» открывается под куполом Ротонды.


Лестница справа ведет наверх, лестница слева - путь в никуда


Вот эта лестница, упирающаяся в стену


Раньше в помещении Ротонды висела люстра, спускавшаяся между первым и вторым этажом. По легенде на люстре повесился один горожанин, а теперь его дух бродит по дому. Помещение вполне располагает к историям о привидениях. Вполне вероятно, что призрак повешенного не единственный.


Вид в темноту с последнего этажа


О людях, пропавших без вести в подвалах здания, есть несколько легенд. Известный уголовник конца 19 века Александр Штрамм часто прятался в подвале Ротонды от полиции, но однажды он не вернулся. В «лихие 90-е» 20 века один молодой студент-бизнесмен решил выпросить у Ротонды успех в бизнесе и остался в здании на ночь, больше его никто не видел.
По легенде наших дней одному человеку удалось побывать в «другом измерении», он спустился в подвал 20 летним парнем, а через 15 минут вернулся 70 летним стариком. О своем путешествии он ничего не смог рассказать.


В 80-е годы 20 века Ротонда была местом встречи неформальной молодежи. Появились легенды, что если на стене написать свое желание, оно обязательно сбудется. Только не стоит забывать о былых легендах 19 века - исполнители желаний всегда требуют свою плату с процентами.


Народное творчество с пожеланиями


Хранитель портала в другие миры:)


Вид на здание с другого берега Фонтанки


Мост к Гороховой улице

Такие разные местные жители

Для тех, кто хочет побывать внутри, немного моих впечатлений от общения с местной публикой.

Сейчас дверь к Ротонде закрыта на кодовый замок, попасть можно только по милости жильцов. Мне повезло, встретилась добрая девушка, которая меня пропустила. Она пожаловалась, что пришлось закрыть дверь от местной гопоты и наркоманов, которые все загадили.

А потом мне не повезло, фотографируя помещение, я наткнулась на агрессивную мадам. Судя по манере ее разговора - типичная тётка-хабалка, привыкшая идти напролом в трамвае с авоськами и побеждать в скандалах на коммунальной кухне.
На мой ответ, что я хочу написать о доме, она разоралась «Вы всякую херню про дом пишите!» (цитата фразы этой «интеллигентной» женщины) и так далее.

После такой «приятной» встречи, я готова согласиться со скептиками – никакой нечисти в здании нет. Конечно, нет, вся нечисть разбежалась из-за таких тёток, вспоминается сказка «О чёрте и злой женщине».

Если хотите посмотреть Ротонду, надейтесь на удачу, что вам попадутся доброжелательные люди, которые не откажут приличному человеку войти пофотографировать. Но потом будьте готовы к хамству неадекватов, ползущих наверх по лестнице с кошелками.

Обновления блога в моем

Рассказать друзьям