Служебные части речи могут быть. Служебные части речи. Основные правила и определения. Что известно про имена существительные

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Служебные части речи

Служе́бные ча́сти ре́чи

Служе́бные (незнамена́тельные) ча́сти ре́чи
части речи, служащие для связи самостоятельных частей речи. Не обладают формообразованием и словоизменением. Служебные части речи в русском языке – предлог, союз, частица . Служебные части речи пополняются из фонда самостоятельных: напр., предлог в течение – из имени существительного; союз что – из местоимения.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .


Смотреть что такое "служебные части речи" в других словарях:

    Современная классификация частей речи в русском языке в основе своей является традиционной и опирается на учение о восьми частях речи в античных грамматиках. Классификация частей речи «Российская грамматика» М. В. Ломоносова… … Википедия

    части речи - Центральная морфологическая категория, в соответствии с которой все слова распределяются по грамматическим классам (частям речи). Слова, относящиеся к одной части речи, обладают: 1) одинаковым общекатегориальным (частеречным) значением –… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Основные лексико грамматические разряды, по которым распределяются слова языка на основании признаков: а) семантического (обобщенное значение предмета, действия или состояния, качества и т. д.), б) морфологического (морфологические категории… … Словарь лингвистических терминов

    Часть речи (калька с лат. pars orationis) категория слов языка, определяемая морфологическими и синтаксическими признаками. В языках мира прежде всего противопоставляются имя (которое может делиться далее на существительное, прилагательное и т. п … Википедия

    Части речи - Части речи классы слов языка, выделяемые на основании общности их синтаксических (см. Синтаксис), морфологических (см. Морфология) и семантических (см. Семантика) свойств. Различаются знаменательные Ч. р. (существительное, глагол, прилагательное … Лингвистический энциклопедический словарь

    Список частей речи в турецком языке: Исим существительное. Сыфат (от араб.صفة и перс. صفت) прилагательное Сайы ады числительное Адыл, замир (от араб. ضمير) местоимение Эйлем, фииль (от араб.فعل) глагол Улач деепричастие Белиртеч (зарф) наречие … Википедия

    Основные классы слов языка, выделяемые на основании сходства их синтаксических (см. Синтаксис), морфологических (см. Морфология) и логико семантических (см. Семантика) свойств. Различаются знаменательные Ч. р. (существительное, глагол,… … Большая советская энциклопедия

    Самостоятельные (знаменательные) части речи грамматические классы слов, называющие фрагменты действительности (предмет, событие, признак) и обладающие особой системой формообразования и словоизменения, которая определяется грамматической… … Литературная энциклопедия

    Знаменательные части речи - ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ и знаменательные слова. Части речи со своей семасиологической стороны, т. е. со стороны их значения, разделяются на знаменательные и служебные. Знаменательные слова отличаются своей конкретностью, и потому звуковая… … Словарь литературных терминов

    Служебные (незнаменательные) части речи части речи, служащие для связи самостоятельных частей речи. Не обладают формообразованием и словоизменением. Служебные части речи в русском языке – предлог, союз, частица. Служебные части речи пополняются … Литературная энциклопедия

Книги

  • Русский язык. 6 класс. Учебное пособие. В 2 книгах. Книга 1. Морфемика. Словообразование. Морфология (служебные части речи) , В. В. Репкин, Е. В. Восторгова, Т. В. Некрасова. В учебно-методический комплект по русскому языку для 6 класса входят рабочие тетради (№ 1, 2 и 3), являющиеся обязательным компонентом комплекта и связанные с учебнымпособием единой…
  • Практическая грамматика на уроках русского языка Учебно-методическое пособие для работы с учащимися 4-7 классов специальных коррекционных образовательных учреждений В четырех частях Часть 4 Служебные части речи предлог союз частица Междометие , Зикеев А.. В четыре выпуска пособия вошли упражнения, направленные на развитие лексической, словообразовательной, морфологической, синтаксической, фразеологической и стилистической сторон речи учащихся.…

Цели урока:

  • Образовательная : дать представление о самостоятельных и служебных частях речи, сформировать умение различать самостоятельные и служебные части речи.
  • Развивающая : развитие у учащихся познавательного интереса к русскому языку, аналитических способностей, навыков правильной речи.
  • Воспитательная : формирование у учащихся любви к родному языку.

Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация урока .

ХОД УРОКА

1. Слово учителя:

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Вы уже подготовились к уроку, поэтому запишите сегодняшнее число и тему урока.

(Слайд 1)

Сейчас, как обычно синтаксическая минутка. Выпишите основу предложения и начертите его схему. По схеме расскажите о предложении.

(Слайд 2)

Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит.

Ребята, найдите метафору в этом предложении.

Обозначьте части речи у выписанных вами главных членов предложения.

(Слайд 3)

2. Объяснение нового материала.

Ребята, сегодня мы вступаем в обширные владения княжества Морфологии. С давних пор живут в нем части речи. Одни из них нам хорошо известны, а другие – нет. Поближе познакомиться с ними нам помогут жители этого княжества и мои ассистенты.

1-й ученик:

Я самая главная часть речи, так как называю все предметы, которые вас окружают, одушевленные и неодушевленные. Я имею постоянные признаки, но могу изменяться по падежам и числам. Да и в предложении я играю одну из главных ролей, хотя второстепенные тоже приходится. Угадали, кто я?

Учащиеся: имя существительное (на слайде добавляется «имя существительное»).

Дети, давайте подберем 5 существительных на тему «Весна», ведь зима почти закончилась и «воздух уж весною дышит».

Существительные записывает ученик-участник в столбик, объясняя орфограммы.

Сол нце, ка пель, тра ва, под снежник, ручь и.

2-й ученик:

А я дружу с существительным, обозначаю его признак, т.е. помогаю ему сделать речь более живой, яркой и точной, соглашаюсь с существительным во всем: как изменяется существительное, так изменяюсь и я. В предложении моя роль второстепенная.

Ребята, кто же это?

Имя прилагательное.

Дети, поскольку прилагательное делает речь яркой и точной, как оно само нам сказало, то подберите к данным существительным прилагательные, т.е. составьте словосочетания:

Например: теплое, звонкая, первая, нежные, весенние

3-й учащийся:

Я тоже дружу с существительным, обозначаю его действие в настоящем, прошлом и будущем времени, изменяюсь вместе с ним по числам. Я главный член предложения, как и существительное. А я кто?

Подбираем глаголы к словам на доске.

Например: светит, поет, пробивается, появляются, бегут.

Обратите внимание, что у нас получились предложения, но чего-то в них не хватает. Чего?

4-й учащийся:

Наверное, меня. Я иногда завидую этой дружбе, мне тоже нравятся глагол и прилагательное, поэтому я с готовностью помогаю им, если нужно что-либо уточнить. Что я за часть речи и придумайте мои слова в этих предложениях.

Кто догадался? Правильно, это наречие. Так какие наречия подберем в предложения?

Например: ярко, весело, дружно, робко, быстро.

Наречие – особая часть речи. В чем же ее особенность?

Учащийся:

Наречие не изменяется, и поэтому у него нет окончания.

Ребята, выделите о у наречий и запомните, наречие – слово без окончания.

5-й учащийся:

А я очень занятая часть речи, всегда что-нибудь считаю-пересчитываю: очень люблю порядок. Поэтому и зовут меня имя числительное. Вспомните пословицы, где есть я.

Учащиеся: называют пословицы.

Давайте запишем пословицу, и разберем ее по членам предложения.

Двое пашут , а семеро руками машут .

Чем выражено в предложении подлежащее?

Учащийся:

Именем числительным.

Сделайте вывод.

Учащийся:

Подлежащее может быть выражено не только существительным и местоимением, но и числительным.

6 учащийся:

Кто это тут меня вспоминает? Я – особая часть речи! Я предмет не называю, а только указываю на него. Но и без меня не обойтись, ведь я могу заменять повторяющиеся слова.

Дети, что же это за единоличник такой? Все «я» да «я»!

Учащиеся:

Местоимение.

Итак, ребята, как же мы назовем все представившиеся нам части речи? Давайте проверим себя по учебнику – с. 186. (читаем материал). А сейчас я узнаю, кто внимательно слушал моих помощников. Сколько в русском языке самостоятельных частей речи? Перечислите их. Молодцы, хорошо запомнили.

Но в этом княжестве живут не только самостоятельные, но и служебные части речи (указывая на тему). Давайте познакомимся и с ними.

(Выходит сразу 3 учащихся)

7-й учащийся:

Мы соединяем всех в дружную компанию. Связываем однородные предложения и простые предложения в составе сложного. И зовут нас – союзы.

8-й учащийся:

Мы служим для связи слов в словосочетаниях: существительных с прилагательными, глаголов с существительными и местоимениями. Значит, мы предлоги.

9-й учащийся:

А мы вносим в предложение различные оттенки значения: отрицание, сомнение, указание. Называемся мы – частицы.

Так как называются эти части речи? Почему? (Читаем учебник с 186.) Сколько служебных частей речи в русском языке?

А кто же это у нас остался в одиночестве?

10-й учащийся:

Меня зовут междометие. Я особая часть речи, т.к. не отношусь ни к самостоятельным, ни к служебным. Выражаю, но не называю различные чувства и побуждения. Ваши «ах», «эй», «ой», «ура» - это я.

Так сколько же всего в русском языке частей речи? Каких больше? А как называется раздел науки о языке, который изучает части речи?

(Слайд 4)

Теперь поблагодарим наших помощников и как говорится «делу время…» Перейдем к закреплению того, что мы узнали на уроке.

3. Закрепление материала.

Объяснительный диктант.

Записать текст, объясняя графически орфограммы, знаки препинания.

Зима на исходе. Сонно хмурится солнце в лесу, сонно ресницами игл щурится лес. Снег на дорогах чернеет, и в полдень на них маслянисто блещут лужи. Пахнет снегом и березовыми почками.

(Слайд 5)

Задание к тексту:

  1. Найдите метафоры (солнце хмурится, лес щурится, ресницы игл).
  2. Вспомните, что такое антонимы? Подберите антонимы к словам чернеет (белеет), полдень (полночь). Укажите части речи этих слов.
  3. Найдите в тексте слова с нулевым окончанием. На что оно указывает? Что это за часть речи?
  4. Укажите слова без окончания. К какой части речи они относятся?
  5. Выделите окончания прилагательного. На что оно указывает? К какому слову относится?
  6. Найдите местоимение. Укажите его лицо и начальную форму.
  7. Для чего служат предлоги? Обозначьте их и укажите падежи имен существительных.
  8. Что связывают союзы в 3 и 4 предложениях? Объясните графически.
  9. Установите, слов каких частей речи нет в данном отрывке. (Числительное, частицы, междометие).

4. Итог урока

Дети, давайте вспомним замечательное стихотворение О. Высоцкой о частях речи:

Существительное – школа,
Просыпается – глагол,
С прилагательным веселый
Новый школьный день пришел.
Встали мы – местоименье.
Бьет числительное семь,
За ученье, без сомненья,
Приниматься нужно всем.
Мы наречием «отлично»
На уроках дорожим,
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни у нас частицы,
Нам их надо повторять,
И при этом не лениться
И ни часу не терять.
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах.
А потом у теплой печи
Повторяем части речи.

Все слова в любом языке можно разделить на категории, в которых эти слова будут объединены по сходным признакам — например, по своему внутреннему строению (морфологии) и роли в предложении (синтаксическая роль). Можно долго спорить, что считать отдельной частью речи, а что нет, но вот выделить среди всей массы слов три категории всегда можно. Речь о самостоятельности слова в языке и в предложении.

Вконтакте

Одноклассники

По этому критерию все слова в языке можно разделить на три группы.

К первой относятся самостоятельные части речи. Это существительное, прилагательное, глагол (со всеми своими формами), местоимение, числительное, наречие. Специфика этой категории такова, что слова, которые к ней относятся, имеют самостоятельное лексическое значение, отвечают на конкретный вопрос и играют самостоятельную роль в предложении, являясь полноправными его членами. Если быть более точными, то они и образуют предложение.

Вторая группа — это служебные части речи. К ним относятся предлоги, союзы и частицы. Слова, относимые к ним, не несут определенного лексического значения, не могут образовать предложения, но выполняют важную грамматическую функцию: связывают предложение воедино. Отсюда и их название — служебные.

К третьей группе относятся междометия и звукоподражания, которые придают речи эмоциональную окраску. Их особенность в том, что они сочетают в себе признаки и первой, и второй категории частей речи. Эти слова также не имеют четкого лексического значения, они не отвечают ни на какой вопрос и не являются членами предложения, но могут предложение образовывать, и у последнего будет законченная мысль.

Признанными чемпионами по употреблению междометий раньше считались представители флота: у них в речи междометные предложения, часто с нецензурной лексикой, могли занимать больше половины всего ее объема, но выражали они именно эмоции и в переводе не нуждались.

Рассмотрим служебные части речи в русском языке, а именно, предлоги, союзы и частицы.

Предлог

Предлогом называется часть речи, которая выражает синтаксическую зависимость между словами.

А вдоль дороги мертвые с косами стоят («Неуловимые мстители»).

Стоят (где?) вдольдороги.

Мертвые (с чем?) с косами.

Как видим, вдоль и с — предлоги, которые обеспечивают связь зависимого существительного в падеже с управляющим элементом (в данном случае — с глаголом и с другим существительным).

Классифицировать предлоги можно различным образом. Вот примеры некоторых классификаций.

Происхождение

Предлоги бывают первичными и производными. К первичным относятся те, что достались нам со времен праиндоевропейского языка. Это предлоги в, на, с, у, через, для, от, о, к, из, до, при, за, над, под, без, из, об, перед . Производными предлогами являются те, которые образовались в историческое время от других частей речи, к примеру, около, после, кругом, благодаря и т. д. Очень важно отличать их от самостоятельных частей речи, от этого часто зависит их правописание.

Вместо отдыха поехал на дачу. В место отдыха еду на поезде.

Структура

Предлоги бывают простыми (из одного слова), сложными (пишутся через дефис — например, из-под ) и составными, которые состоят из двух и более слов (в течение, в отличие от ).

Валентность

Зависит от того, со сколькими падежами может употребляться предлог. Некоторые предлоги сочетаются только с одним падежом, например, без, у, ради употребляются только с родительным падежом, при — с предложным, а к — с дательным. Другие — с двумя (в, на, между, за и т. д.) Третьи — с тремя.

Отношения между словами

Не имея собственного значения, предлоги придают его словам, с которыми они связаны. С этой позиции предлоги можно подразделить по категории отношения. Различают отношения:

Эта классификация не является четкой, потому что предлоги — пополняемая категория слов. Скажу больше — со временем предлоги забирают себе падежные функции и становятся основным регулятором отношений между словами в словосочетании по мере аналитизации языка.

Еще одно интересное свойство предлогов — их роль в словообразовании. Предлоги имеют давнюю «привычку» становиться приставками, и таким образом получаются новые слова:

пассажир без билета — безбилетник

Иногда с этим возникают сложности, особенно если предлог сравнительно новый. Предлог, как известно, пишется отдельно от слова, а иногда может быть и за словом (послелог — например, для и ради ). Чтобы проверить, что перед вами, попробуйте поставить между словом и сомнительным чем-то другое слово. Если смысл не потеряется, значит, перед вами предлог. Можно также просклонять слово.

Орфография

Предлоги в русском языке имеют разный возраст, а потому какое-то правило их правописания придумать сложно. Проще запомнить, что:

  1. Слитно пишутся: вслед, вместо, вследствие, насчет, вроде, наподобие, ввиду, вдоль, внутри, навстречу.
  2. Пишутся раздельно: в продолжение, в заключение, вслед за, в отличие от, в силу, в виде, невзирая на, за счет, в течение, в целях, несмотря на и др.

Союзы

Союз — служебная часть речи, которая регулирует отношение между частями предложения, например, между частями сложного или между однородными членами.

Классификация союзов сходна с таковой у предлогов — они также бывают первичными и производными, простыми и сложными. Могут употребляться в паре:

  • ни то, ни се;
  • сколько надо — столько и будет.

Но самая интересная их классификация — по типу регулирования отношений частей предложения. Для иллюстрации приведем такую таблицу:

Категория Подкатегория Союз Пример употребления
Сочинительные Соединение и, да, также, тоже, ни… ни, как… так, не только… но и, сколько… столько и Этот рыцарь был и со страхом, и с упреком (А Гончаров)
Разделение или, либо, то… то, ни то… ни се, и т. п. Кто я, царь или дитя? (А. Пушкин)
Противопоставление а, но, да, зато, все же, однако Мороз невелик, а стоять не велит (пословица)
Градация не только… но и, не то чтобы… а (но), не столько… сколько Все, что прежде кружило ему голову, не то чтобы поблекло, но просто перестало существовать… (Н. Гоголь)
Присоединение тоже, также притом, причем, да и, но, и Дети шумно лепили бабу из талого снега, и хорошая вышла баба. (С. Сергеев-Ценский)
Пояснение а именно, то есть, даже Ну что же, поедешь нынче вечером к нашим, к Щербацким то есть ? (Л. Толстой)
Подчинительные Изъяснение чтобы, как, что Князю показалось тоже, что Евгений Павлович недоволен и раздражен.. . (Ф. Достоевский)
Время когда, едва, лишь Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. (И. Крылов)
место откуда, где, куда Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.. . (А. Пушкин)
Мера действия столько, до такой степени, настолько, какой, так, до того Как молодой повеса ждет свиданья с какой-нибудь развратницей лукавой иль дурой, им обманутой, так я весь день минуты ждал… (А. Пушкин)
Сравнение как, как бы, как будто, точно, словно как баран на новые ворота (фразеологизм)
Причина так как, потому что Петр Евсеевич ежедневно следил за ростом сооружений, потому что в теплоте их крова приютятся тысячи трудящихся семейств и в мире после их поселения станет честней и счастливей (А. Платонов)
Условие если, коли, ежели, если… то Коли ты уж решился ехать, то я хоть пешком да пойду за тобой.. . (А. Пушкин)
Уступка хотя, пускай …и хотя здесь дядья щёлкали своих то по лбу, то по затылку, - дети относились к этому равнодушно… (М. Горький)
Цель дабы, чтобы Конечно, ты хотел, старик, чтоб я в обители отвык от этих сладостных имен… (М. Лермонтов)
Следствие так что Так что давай отложим серьезный разговор (Стругацкие)

Орфография

Несмотря на то что правописание союзов обычно трудностей не вызывает, подвохи есть, поскольку союзы тоже бывают производными и их порой сложно отличить от других частей речи. Наиболее часто допускаются ошибки при написании союзов также и тоже . В первом случае можно попробовать осуществить замену на слова еще, и и таким же образом . В первом случае у нас получится союз также со слитным написанием, а во втором — раздельное написание так же с частицей же. В случае же с союзом тоже можно заменить то на это или убрать же и посмотреть, не изменился ли смысл сказанного.

Также тебе нужно больше работать. — Он учился так же, как и я.

Он тоже пошел в кино. — Мы ели то же, что и раньше.

Частицы

Частицей является такая часть речи, которая придает слову оттенок смысла или образует другую грамматическую форму. Последние частицы называют формообразующими.

К частицам относятся такие распространенные слова, как ли, неужели, -то, же, как, даже, ни, ведь, вишь, бишь, небось, бы, пусть, уж, как раз, разве, все-таки, нехай, таки и др..

По происхождению все частицы — остатки от других слов. В разряд частиц слово переходит тогда, когда оно перестает нести в предложении роль его члена и утрачивает самостоятельное лексическое значение: этот процесс начался давно и не закончился. С этим связан ряд трудностей, а именно, к какому классу отнести то или иное слово. Частицу можно спутать с наречием, с глаголом, с союзом, с предлогом и местоимением.

И если в одних случаях это не представляет проблему (например, частицы ли, -ка, бы, не, ни, уж, же не имеют словообразовательных связей в современном литературном языке), то в других это актуально. Например слова единственно, действительно, скорей, прямо, всё, ничего, тоже и многие другие могут быть разными частями речи. Приведем примеры.

Ночью бывало дождливо. — Ночью, бывало,шел дождь. (глагол — частица).

Это действительно так. — Да, действительно, это так. (наречие — частица)

Он пошел к себе домой. — Он пошел себе домой. (местоимение — частица)

Она жила в этом доме, а именно — на третьем этаже. — Именно ее я и видел . (союз — частица)

Вы будете ходить в школу, даже если будет плохая погода. — Даже вы будете ходить в школу . (союз — частица)

Как видим, частица, в отличие от предлогов и союзов, не несет на себе функцию связи между словами в словосочетании или между частями предложения, и не отвечает ни на какой вопрос, чем и отличается от самостоятельных категорий слов.

Формообразующие частицы

Некоторые частицы имеют грамматическое значение, так как участвуют в образовании форм глагола.

  1. Частица бы образует сослагательное наклонение.
  2. Частицы пусть и давай образуют варианты повелительного наклонения.

Поел бы , да нечего.

Пусть говорят!

Давай закурим, товарищ.

Исключение из правил

В некоторых северо-восточных регионах страны в речи местных жителей можно встретить обороты вроде:

  • Ты жену-ту с восьмым мартом-то поздравил?

Где частица -то согласуется с существительным в роде и падеже и означает данное конкретное лицо или предмет. В этом случае то (та, от, те ) является не частицей, а определенным артиклем. Литературной нормой наличие артикля не является, но поскольку он есть, о нем следует упомянуть.

Служебными называются такие части речи, которые без самостоятельных частей речи не могут формировать предложение и служат для связи самостоятельных единиц или для выражения добавочных оттенков смысла. Предлог - служебная часть речи, которая выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании, а значит, и в предложении. Предлоги не изменяются и не являются членами предложения. Предлоги выражают различные отношения: 1. пространственные; 2.временные; 3.причинные.

Непроизводные и производные предлоги. Предлоги делятся на непроизводные и производные. Непроизводные предлоги: без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, по, под, пред, при, про, с, у, через. Производные предлоги образованы от самостоятельных частей речи путем утраты ими своего значения и морфологических признаков. Следует различать производные предлоги от омонимичных им самостоятельных частей речи.

Предлоги: напротив дома, впереди отряда, возле реки, внутри палатки, кругом сада,вдоль дороги, вблизи берега, согласно указанию;

вокруг оси, ввиду ненастья, насчет работы, вследствие дождя, в течение суток, в продолжение ночи, сказать в заключение , в силу обстоятельств;

благодаря дождю, несмотря на болезнь.

Самостоятельные части речи: Наречие: живу напротив , идти впереди , стоять возле , вымыть внутри , осмотрел кругом , наклеить вдоль , не было вблизи , жить согласно , оглянулся вокруг , иметь в виду. Имя существительное: положить на счет банка, в следствии по данному делу, в течении реки, в продолжении романа, в заключении на книгу, верить в силу . Деепричастие: благодаря хозяйку, не смотря по сторонам.

Производные предлоги обычно употребляются с одним каким-либо падежом. Многие непроизводные предлоги могут употребляться с разными падежами.

Предлоги, состоящие из одного слова, называются простыми (в, на, к, от, до, из, вопреки, после и др.). Предлоги, состоящие из двух и более слов, называются составными (несмотря на, в заключение и др.).

Морфологический разбор предлога I. Часть речи. Общее значение. II. Морфологический признак: Неизменяемость III. Синтаксическая роль.

Союз - служебная часть речи, которая связывает однородные члены в составе простого предложения и простые предложения в составе сложного предложения. Союзы делятся на сочинительные и подчинительные. Сочинительные союзы связывают однородные члены и равноправные простые предложения в составе сложного (сложносочиненного). Подчинительные союзы связывают в сложном (сложноподчиненном) предложении простые предложения, из которых одно подчинен по смыслу другому, т.е. от одного предложения к другому можно поставить вопрос. Союзы, состоящие из одного слова, называются простыми: а, и, но, или, либо, то, как, что, когда, едва, будто и др., а союзы, состоящие из нескольких слов, составными: в связи с тем что, ввиду того что, в то время как, вследствие того что, несмотря на то что и др. Сочинительные союзы делятся на три группы: Соединительные : и; да (в значении и); не только... но и; как... так и; Противительные : а; но; да (в значении но); однако же; зато; Разделительные : или; или... или; либо; то... то; не то... не то.

Части некоторых союзов (как... так и, не только... но и, не то... не то и др.) находятся при разных однородных членах или в разных частях сложного предложения. Подчинительные союзы делятся на следующие группы: Причинные: потому что; оттого что; так как; в виду того что; благодаря тому что; вследствие того что; в связи с тем что и др.; Целевые: чтобы (чтоб); для того чтобы; с тем чтобы и др.; Временные: когда; лишь; лишь только; пока; едва и др.; Условные: если; если бы; раз; ли; как скоро и др.; Сравнительные: как; будто; словно; как будто; точно и др.; Изъяснительные: что; чтобы; как и др.; Уступительные: несмотря на то что; хотя; как ни и др.

Морфологический разбор союза: I. Часть речи. Общее значение. II. Морфологические признаки: 1) Сочинительный или подчинительный; 2) Неизменяемое слово. III. Синтаксическая роль.

Частица - служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки значения или служит для образования форм слов. Частицы не изменяются и не являются членами предложения. По значения и роли в предложении частицы делятся на три разряда: формообразующие, отрицательные и модальные. К формообразующим относятся частицы, которые служат для образования условного и повелительного наклонения глагола. Частица бы (б) может стоять перед глаголом, к которому относится, после глагола, может отделяться от глагола другими словами. К отрицательным относятся частицы не и ни. Частица не может придавать предложения или отдельным словам не только отрицательное, но и положительное значение при двойном отрицании.

Значение частицы не: Отрицательное значение. 1) всего предложения: Не спешите с ответом. Не бывать этому. 2)отдельного слова: Перед нами оказалась не маленькая, а большая поляна. Положительное значение. Товарищ не мог не помочь мне. Отрицательная частица ни может иметь, кроме отрицательного, другие значения.

Значение частицы ни: Отрицательное значение в предложении без подлежащего. - Ни с места! Вокруг ни души.

Усиление отрицания в предложениях с частицей ни и со словом нет. - Вокруг нет ни души. Не видно ни кустика.

Обобщающее значение в предложениях с отрицательным местоимением и наречием. - Что ни (=всё) делал бы, всё у него получалось. Куда ни (=всюду) посмотришь, везде поля и поля.

К модальным относятся частицы , которые вносят в предложение различные смысловые оттенки, а также выражают чувства и отношение говорящего. Частицы, вносящие в предложение смысловые оттенки, делятся на группы по значению:

Вопрос: ли, разве, неужели

Указание: вот (а вот), вон (а вон)

Уточнение: именно, как раз

Выделение, ограничение: только, лишь, исключительно, почти

Частицы, выражающие чувства и отношение говорящего, также делятся на группы по значению:

Восклицание: что за, как

Сомнение: вряд ли, едва ли

Усиление: даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, всё, всё-таки

Смягчение, требование: -ка

Морфологический разбор частицы. I. Часть речи. Общее значение.II. Морфологические признаки:1) Разряд;2) Неизменяемое слово. III. Синтаксическая роль.

Междометие - особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения. Междометия не входят ни в самостоятельные, ни в служебные части речи. Междометия не изменяются и не являются членами предложения. Но иногда междометия употребляются в значении других частей речи. При этом междометие принимает конкретное лексическое значение и становится членом предложения.

Служебными называются такие части речи, которые без самостоя­тельных частей речи не могут формировать предложение и служат для связи самостоятельных единиц или для выражения добавочных оттен­ков смысла.

Предлог

Предлог - это служебная часть речи, которая служит для связи су­ществительного, местоимения и числительного с другими словами в сло­восочетании. Предлоги могут обозначать отношения между действием и объектом (смотреть на небо), объектом и объектом (лодка с пару­ сом), признаком и объектом (готовый на самопожертвование).

Предлоги не изменяются, не являются самостоятельными членами предложения.

При синтаксическом разборе существуют разные приемы работы с предлогами. Во-первых, предлоги могут быть никак не выделены. Во-

вторых, предлоги могут быть подчеркнуты вместе с присоединяемым словом в качестве единой предложно-падежной группы, выражающей единое значение. Такой подход представлен в комплексах 1 и 2 (в ком­плексе 1 предлог при этом обведен квадратом). Комплекс 3 распоряжа­ется предлогами неоднозначно: в одних примерах они не выделены во­все, в других - подчеркнуты вместе с существительным; есть даже случаи подчеркивания предлога вместе с прилагательным-определени­ем в конструкциях типа у лесной опушки; последнее недопустимо.

Предлоги употребляются либо с одним падежом (например, не­ смотря на - с В. п., от и у - с Р. п.), либо с несколькими падежами (например, за - с В. п. и Т. п., на и в - с В. п. и П. п., по - с Д. п. и В. п., с - с Р. п., В. п. и Т. п.).

По образованию (с точки зрения исторической производно-сти) предлоги могут быть разделены на:

    непроизводные (первообразные) - не связаны по происхожде­ нию с другими частями речи, например, без, при, с, от, из-за;

    производные (непервообразные), то есть такие, которые связаны по происхождению с другими частями речи:

а) наречные: вблизи, вокруг, напротив, вдоль;

б) отыменные: ввиду, в виде, в течение, за счет, по поводу;

в) отглагольные: благодаря, включая, исключая, начиная, спустя. По строению предлоги могут быть разделены на:

    простые (пишущиеся без пробела): вокруг, благодаря, около, вследствие;

    составные (пишущиеся с пробелом): в течение, в продолжение, за исключением, во время, в связи с, в зависимости от, по направлению к.

Предлоги могут выражать следующие значения:

    объектное: рассказать о себе, тоска по родине;

    пространственное: жить в Москве / под Москвой / около метро;

    временное: прийти к вечеру, работать до / после обеда, прий­ ти через день;

    причинное: не прийти из-за / вследствие /по/ ввиду болезни;

    целевое: жить ради детей, подарить на память, сделать для друга;

    сравнительное: величиной с кулак, пойти в мать; *

8) определительное: лодка с парусом, юбка в клетку, пальто на пуху. Вопрос о разрядах предлогов по значению затронут лишь в

комплексе 2, причем таких разрядов в нем выделено 6: не выделяются определительное и сравнительное значения, а объектное значение на­звано дополнительным.

Предлоги стоят либо перед существительным, либо перед опреде­лением (определениями), относящимся к этому существительному, если определение предшествует существительному: в красивом пла­тье. Лишь некоторые предлоги употребляются также и после суще­ствительного : ради чего и чего ради.

При изучении предлога как части речи необходимо работать над различением предлогов и других частей речи. Так, слова вокруг, нака­нуне, возле могут быть как предлогами, так и наречиями. Если данные слова употреблены с последующим местоимением или существительным, это предлоги: Вокруг сада был высокий забор, Накануне отъезда на­строение было тревожное; если эти слова употреблены без последую­щего местоимения или существительного, это наречия: Вокруг была непроходимая чаща, Еще накануне я чувствовал себя хорошо. Имеется также ряд сочетаний, образованных из предлога и существительного или наречия, которые могут выступать в роли предлогов, например: в отличие от, согласно с, вдоль по.

Предлоги в течение, в продолжение, вследствие следует отличать от существительных с предлогом в течении, в продолжении, в следствии, ср.: В продолжение своего рассказа хочу сказать следующее (предлог) и В продолжении романа автор развивает только одну из сюжетных линий первой части (существительное).

Предлог несмотря на надо отличать от деепричастия, ср.: Несмотря на дождь, мы пошли в кино и Не смотря на отца, он встал из-за стола.

Во всех учебных комплексах служебные части речи изучаются в 7 классе.

Комплексы представляют предлог как часть речи следующим образом. Комплекс 1 определяет предлог как «служебную часть речи, кото­рая выражает зависимость одних слов от других слов в словосочетании и предложении». В комплексе разграничена предлоги простые и состав­ные, непроизводные и производные (при изучении этой темы необхо­димо обратить внимание учащихся, что речь идет об исторической про-изводности). Один из параграфов называется «Употребление предло­гов» и интегрирует информацию об употреблении предлогов с 1, 2 и 3 падежами и о многозначности некоторых предлогов (около - "место" и "приблизительное количество"). Из значений, выражаемых предлогами, упомянуты временные, причинные, пространственные и целевые.

Комплекс 2 определяет предлог как «служебную часть речи, кото­рая выражает зависимость существительных, числительных и местоиме­ний от других слов в словосочетании и предложении». В комплексе выделе­но 6 разрядов предлогов по значению: пространственные, временные, причинные, целевые, образа действия, дополнительные (под последним

понимается объектное значение: рассказывать о поездке). При этом сообщается, что предлоги передают те или иные значения вместе с окончаниями изменяемых самостоятельных слов (в комплексе принято решение о подчеркивании предлога вместе с самостоятельным словом при разборе предложения по членам). Предлоги подразделяются на не­производные и производные; разграничение простых и составных пред­логов не производится.

Комплекс 3 определяет предлог как «служебное слово, выражающее отношение имени существительного, числительного и некоторых ме­стоимений к другим словам в речи». Предлоги подразделяются на про­стые и составные, непроизводные и производные. Вопрос о значении предлогов не затрагивается. В параграфе «Употребление предлогов в речи» отрабатываются умения употреблять предлоги с нужным паде­жом (например, согласно, благодаря, вопреки + Д. п.) и поднимается вопрос о необходимости разграничения предлогов и омонимичных им наречий, существительных, деепричастий.

Союз

Союз - это служебная часть речи, которая служит для связи одно­родных членов предложения, частей сложного предложения, а также отдельных предложений в тексте.

Союзы не изменяются, не являются членами предложения.

По образованию союзы делятся на:

    непроизводные (первообразные), то есть такие, которые не свя­ заны по происхождению с другими частями речи: а, но, или, да и;

    производные (непервообразные), образованные:

    соединением непроизводных союзов: как будто",

    соединением указательного слова из главной части и простого союза: для того чтобы;

    соединением союза с местоимением и словом с обобщенным значением: до тех пор пока, в то время как;

От других частей речи: пока, хотя, чтобы. По строению союзы делятся на:

    простые (пишущиеся без пробелов): а, ибо;

    составные (пишущиеся с одним или несколькими пробелами): так как, в то время как.

Разновидностями составных союзов являются:

а) двойные (двукомпонентные) союзы, части которых расположены дистантно с обязательной (не столько...сколько, не только...но и) или необязательной (если...то, когда...то, едва...как) второй частью,

б) повторяющиеся, то есть такие составные двойные, которые со­ стоят из одинаковых частей (ни...ни, то...то, или...или).

По характеру синтаксических отношений, выражаемых ими, союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы соединяют равноправные компоненты. Они связывают однородные члены предложения (иногда и неоднородные то­же, например: У нее есть племянница, и прехорошенькая, - где при­соединительный союз и связывает подлежащее и определение), части сложного предложения, предложения в тексте.

Сочинительные союзы имеют следующие разряды по значению:

    соединительные (значение "и это, и то"): и, да (в значении "и"), ни...ни, как...так и, и...и, не только...но и, как...так и, тоже, также;

    разделительные (значение "или это, или то"): или, либо, то...то, не то...не то, или...или, то ли...то ли;

    противительные (значение "не это, а то"): а, но, да (в значении "но"), однако, зато.

В лингвистике список разрядов сочинительных союзов по значению дополняется еще тремя разрядами:

    градационные: не только...но и, не столько...сколько, не то чтобы... а;

    пояснительные: то есть, а именно;

    присоединительные: тоже, также, да и, и, притом, причем.

Как можно видеть, некоторые из этих союзов находят место в пред­лагаемой школьной грамматикой классификации (не только...но и, тоже, также), а некоторые не вписываются в нее (то есть, притом и др.).

Подчинительные союзы объединяют неравноправные ком­поненты и указывают на зависимость одного из этих компонентов от другого. Они связывают главным образом части сложного предложе­ния, но могут быть использованы и в простом предложении для связи однородных и неоднородных членов. Так, например, подчинительный союз хотя связывает однородные члены предложения Книга интерес­ ная, хотя немного затянутая; союзы как, будто, словно, чем связывают однородные и неоднородные члены предложения Зимой ночь длиннее, чем день; Пруд словно зеркало.

Выделяют следующие разряды подчинительных союзов по значению:

    временные: когда, пока, едва, лишь;

    причинные: так как, потому что; ибо (устар. / книжн.);

    условные: если, кабы (устар.), коли (устар.);

    целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.);

    уступительные: хотя, несмотря на то что;

    следствия: так что;

    сравнительные: как, словно, будто, точно, чем;

    изъяснительные: что, как, чтобы.

Эти списки можно дополнить составными подчинительными союзами, например: в то время как, как будто, лишь только, в связи с тем что, с той целью чтобы и др.

Некоторые союзы многозначны и могут быть отнесены к нескольким разрядам, например чтобы (целевой и изъяснительный), когда (времен­ной и условный).

Комплексы имеют следующие особенности представления союза как

части речи.

Комплекс 1 определяет союз как «служебную часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложно­го, а также предложения в тексте». Союзы подразделяются на простые и составные, сочинительные и подчинительные. Сочинительные делятся на соединительные, противительные и разделительные. Подчинитель­ные подразделяются на причинные, целевые, временные, условные, срав­нительные и изъяснительные. Уступительные союзы и союзы следствия

не упомянуты.

Комплекс 2 определяет союз как «служебную часть речи, которая связывает члены предложения и простые предложения в составе слож­ного». Союзы делятся на простые и составные, сочинительные (соеди­нительные, противительные, разделительные) и подчинительные (времен­ные, причинные, целевые, условные, уступительные, сравнительные, след­ственные, изъяснительные). Как мы видим, по сравнению с комплексом 1 классификация подчинительных союзов расширена.

Комплекс 3 определяет союз как «служебное слово, которое связы­вает между собой однородные члены предложения или части сложного предложения». Необходимо дополнить, что в структуре простого пред­ложения союзы могут связывать не только однородные члены, но и не­однородные (сравнительные союзы могут присоединять сказуемое, об­стоятельство и другие члены предложения). Классификация предлогов дана по строению и по значению, при этом подчинительные союзы объ­единены в 2 группы - изъяснительные и обстоятельственные; в группу обстоятельственных попадают союзы со значением времени, причины, цели, условия, уступки, следствия, сравнения.

Рассказать друзьям