«Теории»: Философия и Секс. Три взгляда на взаимоотношения полов. Чем отличается мужчина от женщины: факты, психология. Почему мужчины отличаются от женщин

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА

УДК 130.2:392

ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СУЩНОСТИ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

О.Ю. ШИБАРШИНА

В статье рассмотрены взгляды античных философов классического периода и философов эллинистических школ на место мужчин и женщин в обществе. Определен порядок формирования тендерных отношений в античный период. Осуществлен критический анализ концепций Пифагора, Сократа, Платона, Ксенофонта и Аристотеля, рассматривающих тендерные проблемы, сделан вывод о доминировании идеи приоритета мужчин по отношению к женщинам в социальных отношениях.

Ключевые слова: античная философия, пол, тендер, социальный пол, миф об андрогине.

Сегодня человек с его правами и свободами является ключевым звеном любой философии, но были и другие времена. В античный период во главу угла ставилась отнюдь не личность, а окружающий людей мир. Тайны мироздания объяснялись мифами, а природные неурядицы -волей богов. Первопроходцем в становлении античной философии считается Пифагор. Он основал Пифагорейский союз, который исходил из постулата, что человек является частью мироздания, космоса, природы, а основой природы выступает число. С этой позиции объяснялись все события, происходящие в жизни людей. Подобно тому как почва ежегодно дает щедрые урожаи, женщина дарит миру дитя. Ответ на вопрос о том, что же выделяет человека от окружающих его природных сил, животных, можно найти в глубинах культуры. Культура сопровождается установлением законов в обществе, которым все подчиняются, в то время как в природной среде отношения строятся на силе.

Эпоха античности была далека от феминизма. В те времена многие мужчины считали женщин людьми второго сорта, средством для продолжения рода. Подтверждением этому служит одно из сохранившихся высказываний античной поры, принадлежащее Фалесу Милетскому. Философ сказал, что благодарен судьбе за то, что родился человеком, а не животным, эллином, а не варваром, мужчиной, а не женщиной. То есть женщина в противопоставлении мужчине ставилась в один ряд с варварами и животными.

Однако не все мужчины Античности придерживались такого мнения. Прогрессивный Пифагор, напротив, всячески подчеркивал и обособлял важную роль женщины. В Пифагорейском союзе был даже учрежден женский филиал, в котором дамы постигали суть обрядов и знакомились с сакральными заповедями своих высоких обязанностей. Пифагор учил женщин тому, как любовь преображает сердца двух людей в браке, и какую роль в этом процессе играет жена.

Эллинский мыслитель уже тогда знал, что гармоничный союз - это слияние душ. В своих работах он писал о мужской силе как начале творческого духа и о женском могуществе как олицетворении пластичности природы. И когда две эти силы сливаются в одно целое как физически, так и духовно, рождается нечто новое - целая вселенная. То есть Пифагор употребил тезисы, соответствующие принципам Инь-Ян. Он явно продемонстрировал, что считает мужчину и женщину одни целым, а значит, их место и роли в обществе одинаково важны и нужны.

Последователи философа смотрели на устройство мира несколько иначе. Они представляли его миксом упорядоченности и хаотичности. При этом мужское считалось активным, оформленным, а женское - пассивным, неоформленным. Впервые такое противопоставление можно увидеть в одном из сохранившихся документов VI в. до нашей эры. Пифагорейцы предложили таблицу пар, в которой были следующие противопоставления:

Предел - беспредел;

Чет - нечет;

Покой - движение;

Свет - тьма;

Левое - правое;

Квадрат - прямоугольник;

Добро - зло;

Прямое - кривое;

Одно - множество.

Десятой парой противопоставления стала цепочка «мужчина-женщина».

Что примечательно, в теории философы присваивают строго определенные качества как мужскому, так и женскому началам. Если первое считается рациональным, то второе -эмоциональным. Но на практике ситуация была далека от прогрессивной, и интересами, мнением женской половины человечества никто не интересовался. Фактически женщины не имели никаких прав. Они не могли участвовать в выборах, получать образование, владеть имуществом и т.д. В обществе царил строжайший патриархат, а роль женщины была второстепенной. Ее рассматривали, как инструмент для продолжения рода, причем жена считалась собственностью мужа .

Первым философом, который обратился к личности человека, считается Сократ. Именно он начал исследовать феномен души, называя ее связующим звеном между материей и идеями. Сократ обозначил важное место внутреннего мира человека в его жизни. Он указал на необходимость познания самого себя, как важнейшей цели в жизни каждого. По мнению философа, самопознание - это главная задача, призвание человека.

Сократу принадлежит ряд крылатых фраз, которые актуальны и в наши дни. Например, высказывание о необходимости жениться. Философ проявил чувство юмора, когда сказал, что «если попадется хорошая жена, будешь исключением, а если плохая - станешь философом». Или другой пример - о том, что любовь женщины подобна приятному, но опасному яду, и ее нужно остерегаться больше, чем ненависти со стороны мужчины. Очевидно, Сократ имел в виду ситуации, когда разгневанная женщина начинает мстить, и объектом ее нападок становится бывший возлюбленный.

Его ученик Платон продолжает развивать тему души. Уже в его ранних работах появляются высказывания о дуализме интеллектуального и материального, рационального и эмоционального. Именно учение Платона впоследствии стало основополагающим в философии Запада. Оно разделяло понятия души и тела, отчетливо формировало образ женского начала.

Платон возвеличивает душу, принижая тело. Физическую ипостась человека ученик Сократа находит недостойной, низшей материей. Этим его учение противостоит философии софистов, которые говорят о единстве души и тела.

Платон категоричен и в отношении женщин. Он считает их более низкими созданиями по сравнению с мужчинами. Об этом говорит созданная им повесть о сотворении мира. Согласно ей, изначально существовали только мужчины, пришедшие на землю с далеких звезд. Каждый, кто достойно проживал свои дни, в итоге возвращался домой - на звезду. Его душа при этом обретала чувство гармонии и удовлетворения. Если же мужчина сделал что-то недостойное при жизни, он не мог покинуть землю и рождался на ней вновь, но уже в теле женщины. При этом, по мнению Платона, ее душу то и дело одолевает дьявол. Слабые женщины, которые не могут ему сопротивляться, постепенно опускаются все ниже в цепочке перерождений, достигая состояния животного.

Таким образом, согласно Платону, женщина - это связующее звено, переходный элемент эволюции между мужчиной, высшим творением, и животным, бессловесной скотиной.

Стоит отметить, что философ предложил и другой миф о появлении человека. Согласно ему, возникновение полов связано с разделением сущности первочеловека. Миф рассказывает, что были времена, когда на земле жили мужчины, женщины и смешанные обоеполые существа

Андрогины. Описание последних очень напоминает сиамских близнецов: сросшиеся тело, двойная голова, по четыре руки и ноги. При этом андрогины были невероятно сильны - сам Зевс их опасался. Чтобы избавиться от потенциальной угрозы, он разделил «сиамских близнецов». С тех пор мужчины и женщины стремятся друг к другу, ищут вторую половину. Причем если одна из сущностей умирала, живущая искала другого партнера, не обращая внимания на пол. Из-за того, что однополые люди не могли продолжать род человека, Зевс сделал так, чтобы разнополые союзы давали потомство. То есть разделение полов было неизбежным .

В своих работах, касающихся социального порядка, Платон описывает структуру государства. Философ рассматривает два варианта функционирования общества: «наилучший» и «второй после наилучшего». В первой утопической модели роль женщины по-прежнему остается второстепенной. Она должна родить младенца, после чего он передается на воспитание в общину. Обязанности по выращиванию детей выполняют либо мужчины, либо рабы. В таком обществе нет привычного нам института семьи и брака. Все дети являются общими, как и хозяйство. При этом нет такого понятия как глава семьи - женщина не подчиняется мужчине .

Стоит отметить, что в некоторых работах философ ставил женщин наравне с мужчинами в вопросах выполнения одних и тех же обязанностей в идеальном обществе. Например, первые должны были осваивать военное дело, а вторые - участвовать в воспитании детей. То есть Платон стал первым писателем для своего времени, который допустил, что женщина может быть на равных с мужчиной, занимать одинаковое положение в обществе (идеальном, утопическом).

Более того, некоторые современные философы считают, что Платон был первым феминистом в истории человечества. Его феминизм носил вынужденный характер. Согласно работам Платона, существование частной собственности рождает необходимость появления института наследства, а это невозможно без наличия частной семьи и частной жены.

Другая утопическая теория о «втором после наилучшего» обществе низводит женщину до состояния частной собственности. В основе её положений лежит андроцентричный взгляд на отношения мужчин и женщин. При этом мужчина является хозяином, а женщина должна во всем ему подчиняться. Конечно, такой подход полностью исключает наличие у жены каких -либо прав. Она может только следить за порядком в доме и растить детей, причем на бытовом уровне - кормить, стирать и т.д. Мать не имеет права обучать ребенка письму, чтению и прочим интеллектуальным знаниям - эта почетная обязанность ложится на плечи мужчины.

В Древней Греции эта теория находила отголоски в реальной жизни людей. В домах существовали специальные «флигеля» - гинекеи, где женщины выполняли бытовую работу. Они не имели права наследовать имущество, иметь собственность, выступать свидетелями на судебных разбирательствах и самостоятельно выбирать мужа. То есть и дома, и женщины, и дети принадлежали мужчинам.

Зажиточные семьи имели рабынь, которые под руководством «хозяйки» занимались рукоделием. Большую часть дня женщина проводила в гинекее. В качестве милости ей разрешалось встречаться с подругами, ходить в театры на представления, посещать могилы умерших родственников и участвовать в мероприятиях религиозного характера в честь богов Олимпа.

Исключением из правила являлись гетеры. Они выполняли роль любовниц, имели хорошее образование. Греческие мужчины не скрывали, что жены созданы для рождения потомства, а гетеры - для развлечений.

Следует обратить внимание на мнение Ксенофонта по поводу обязанностей полов. В своем высказывании современник Платона обратил внимание на тот факт, что природа создала мужчину для походов и путешествий, сделав его тело сильным и выносливым. Женщина же более слабое создание, которое должно находиться дома и обустраивать семейный очаг. Мужчине же зазорно проводить свой досуг в стенах жилища - он должен заниматься решением внешних задач как полагается его природе. По мнению Ксенофонта, такой порядок в ролях

полов установил Бог, наделив их соответствующими телами.

Еще одним отъявленным приверженцем патриархата является Аристотель. Как и его учитель, Платон в ранних работах, он не считал женщину равной мужчине. По мнению Аристотеля, абсурдна сама идея сравнивать неравное. Это вполне укладывается в иерархическую модель устройства мира, созданную умом мыслителя. Согласно его идеям и космос, и общество являют собой структурированную лестницу. Одни элементы (мужчины) находятся на верхних ступенях, в то время как другие (женщины) - на нижних.

Иерархическое устройство согласно философским гипотезам Аристотеля состоит из пяти слоев. Внизу находится материя, затем вещи, люди, животные, душа и, наконец, дух, который венчает структуру. При этом низшее создано для того, чтобы служить высшему, обеспечивать его лучшими ресурсами.

Аристотель был невысокого мнения о женщинах. Прежде всего, это связано с некой, по его мнению, недоразвитостью их характера. Философ обвиняет женщин в отсутствии рациональности и, как следствие, логики, способности рассуждать, делать обоснованные выводы. Поэтому он располагает их ниже мужчин в своей иерархической структуре устройства мира. Аристотель прямым текстом говорит то, за что сегодня на него бы обрушился справедливый хор феминистического движения. А именно: «Самка является самкой в силу отсутствия определенных качеств. Характер женщины мы должны рассматривать как страдающий от природного изъяна» .

Аристотель отождествляет пассивную женскую энергию с хаосом и располагает ее на нижней ступени иерархии. Единственной ролью женщины в обществе является деторождение, а ценностью - способность к размножению половым путем. Мужчина же, напротив, олицетворение активного начала, дух, стремящийся к новым открытиям .

Интересно, что философ не считал существование полов необходимостью, в отличие от Платона, указывающего на это, как на божественную данность. Аристотель упоминал о двуполых животных, которые способны самооплодотворяться и продолжать человеческий род. Однако он соглашался с тем, что существование полов является более желанным явлением, нежели двуполость. А все потому что лучше не смешивать высшее и низшее в одном теле . Такие высказывания Аристотеля впоследствии были названы классическим андроцентризмом в отношении женщин. Неудивительно, что западные феминисты раскритиковали учения эллинского мыслителя.

Эпоха учений Сократа, Платона, Аристотеля и других - это классический период античной философии. Он знаменовался многими открытиями, расширением идейного мировоззрения древних греков, патриархальными, антифеминистическими взглядами на роли полов в обществе. На смену ему пришла эпоха эллинистических учений: стоицизм, скептицизм, эпикурейство.

Основным отличием новой античной философии стала ориентация на моральное поведение человека. Были внесены коррективы и в представления относительно природы мужского и женского начала, достигнуто большее идейное равенство полов. Например, стоик Зенон как-то сказал, что у дружбы нет критерия по одежде (брюки или юбка). При оценке характера человека во внимание принимается его моральный облик, а не половая принадлежность.

Единомышленник Зенона Сенека утверждал, что «мужчину пробуют женщиной». То есть той, кого он выбирает себе в пару. Философ приводит слова Марка Аврелия о пресыщенности мужчин и неумении чувствовать по-настоящему, испытывать сильные желания, решаться на героические поступки во имя обожаемой избранницы. При этом женщине в этом высказывании отводится почетная роль носительницы вселенского смысла - трепетной любви.

Высказывания обоих философов подтверждают тот факт, что стоицизм высоко оценивал роль института брака в человеческом обществе. Союз супругов должен основываться на дуальной гармонии - гармонии души и тела. Именно представители этого эллинского течения оказали большое влияние на формирование христианской философии и неоплатонизма.

Подводя итоги, отмечаем, что период Античности характеризуется разными

представлениями о роли мужчины и женщины в человеческом обществе. Философы Древней Греции признавали силу и значимость любви, но она в их глазах могла иметь как положительный, так и отрицательный характер. Ее рождение приравнивалось к вселенскому подарку, некой космической неизбежности, ниспосланной на человека. При этом сами люди считались участниками этого процесса, а не его творцами.

К институту брака в античные времена было особое отношение. Его считали союзом противоположных сущностей, у каждой из которых свои функции и роль. Такие умозаключения стали следствием сравнения общественных процессов с теми явлениями, которые происходят в природе (каждое из них якобы имеет мужской или женский характер). Подобный подход к позиционированию полов привел к обоснованию неравенства мужчин и женщин в социальных отношениях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аристотель. О возникновении животных. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1940. 250 с.

2. Воронина О.А. Гендер // Словарь гендерных терминов. М.: Информация ХХ1 век, 2002. С. 20-24.

3. Воронина О.А. Основы гендерной теории и методологии // Теория и методология гендерных исследований: курс лекций / под общ. ред. О.А. Ворониной. М.: МЦГИ - МВШСЭН-МФФ, 2001. С. 101-105.

4. Обидина Ю.С. Специфика гендерных ролей в античном полисе: роль греческой драмы в становлении женской идентичности // Вестник Марийского государственного университета. 2014. № 1 (13). С. 150-153.

5. Платон. Государство //Платон. Диалоги / пер. с древнегр. С.Я. Шейнман-Топштейн / под ред. А.Ф. Лосева. М., 1986. С. 8-114.

6. Шибаршина О.Ю. Гендерные модели мифологических систем Европы и современность // Научный ВестникМГТУГА. 2014. № 203. С. 85-90.

DEVELOPMENT OF IDEAS OF THE SUBJECT-MATTER OF A MAN AND A WOMAN

IN ANCIENT PHILOSOPHY

Shibarshina O.Yu.

In the article concepts of ancient philosophy of the classical period, and also philosophy of the Hellenistic schools in which the problem of regulation of the relations between the man and the woman was considered are analyzed. The features of formation of the gender relations in antique society are defined, conditions of emergence of the concept "social gender" are opened. A valid conclusion that in the period of Antiquity in the system of the gender relations the androtsentrizm dominated, priority value belonged to the man.

Keywords: ancient philosophy, the gender relations, the myth about the androginakh, an androtsentrizm, feminism.

1. Aristotel". O vozniknovenii zhivotnyh. M.-L.: Izd-vo Akademii nauk SSSR. 1940. 250 p. (In Russian).

2. Voronina O.A. Gender // Slovar" gendernyh terminov. M.: Informacija HHI vek. 2002. Pp. 20-24. (In Russian).

3. Voronina O.A. Osnovy gendernoj teorii i metodologii // Teorija i metodologija gendernyh issledovanij: kurs lekcij. Pod obshh. red. O.A. Voroninoj. M.: MCGI - MVShSJeN-MFF. 2001. Pp. 101-105. (In Russian).

4. Obidina Ju.S. Specifika gendernyh rolej v antichnom polise: rol" grecheskoj dramy v stanovlenii zhenskoj identichnosti // VestnikMarijskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. № 1 (13). Pp. 150-153. (In Russian).

5. Platon. Gosudarstvo. Platon. Dialogi. Per. s drevnegr. S.Ja. Shejnman-Topshtejn. Pod red. A.F. Loseva. M. 1986. Pp. 8-114. (In Russian).

6. Shibarshina O.Ju. Gendernye modeli mifologicheskih sistem Evropy i sovremennost". Nauchnyj VestnikMGTU GA. 2014. № 203. Pp. 85-90. (In Russian).

Шибаршина Ольга Юрьевна, окончила РГРТА (2002), кандидат социологических наук, доцент НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет» (филиал, г. Рязань), автор 18 научных работ, область научных интересов - социальная философия, философская антропология, гендерология, социология молодежи.

И мужчины и женщины – представители человеческого рода. Между ними много общего, но различного еще больше. Видимые различия в строении тела и половых органов – вершина айсберга.

Психологические и социальные отличия личности представителей двух полов существенны настолько, что мужчины и женщины кажутся друг другу самой сложной загадкой на планете Земля.

Чем отличается мужчина от женщины? Почему так важно знать и учитывать эти отличия?

Определение мужского и женского

Несмотря на то, что говорной мозг, нервная система мужчин и женщин устроены одинаково, воспринимают и реагируют они на окружающий мир по-разному. Мысли, чувства, эмоции, потребности имеют разную направленность. Привычки, поведение и мировоззрение разнятся настолько, что порой представители обоих полов не понимают друг друга, словно говорят на разных языках. У мужчин и женщин разный стиль и образ жизни, .

Качества личности, черты характера, темперамент и другие особенности психики объективно одинаковы для сильной и слабой половины человечества. Разделение на «мужские» и «женские» качества условно принято в обществе, как преимущественно свойственные тому или иному полу особенности.

Мужчина – активный, целеустремленный, сильный смелый, волевой Деятель и Защитник. Он ориентируется на внешний, предметный мир. Женщина добрая, нежная, эмоциональная, интуитивная, стремящаяся к постоянству и стабильности. Она – ориентированная на внутренний мир, отношения и чувства Хранительница домашнего очага и Мать.

Мужчины стремятся достичь конкретной цели, результата, женщины – создать отношения и гармонию. Мужчина предпочитает действовать, женщина – чувствовать и переживать.

Женщина живет так, как подсказывает ей сердце, мужчина – руководствуется доводами разума.

У мужчины бывает немало чисто женских, феминных качеств, у женщины – мужских, мускульных. Некоторые мужчины , а некоторые женщины – мужественны. Отличие мужчины от женщины в психологическом плане условно. Воспитание, самовоспитание, образование, образ жизни накладывают отпечаток на личность, обуславливают развитие женских или мужских черт характера.

Отличия в мировосприятии и мироощущении

Каждый человек – индивидуальность, с особенным сочетанием черт и качеств личности. Наукой изучается психология не конкретных мужчин и женщин, а среднестатистические данные, полученные путем исследований и экспериментов. Ученые опираются на представления о типичном представителе того или иного пола.

Мужчины и женщины по-разному смотрят на мир и воспринимают его неодинаково, несмотря на то, что органы чувств у них одинаковые. Зрение, слух, осязание, обоняние, вкус определяют картину мира. Информация об окружающей среде поступает от органов чувств к головному мозгу человека, где проходит обработку.

Мужской головной мозг крупнее женского и больше весит, но соотношение размеров мозга с размерами тела у мужчин и женщин одинаковое. Левое и правое полушария женского головного мозга имеют между собой большее количество нейронных связей, что позволяет представительницам прекрасного пола заниматься большим количеством дел одновременно. Мужчины предпочитают концентрироваться на одной задаче в конкретный момент времени, проблемы решают поэтапно.

Отличия в мироощущении и мировосприятии мужчин и женщин изучены не до конца, так как поле исследований этой сферы необычайно широко.

Некоторые отличия женского от мужского взгляда на жизнь и особенности восприятия мира:

  • Ориентация в пространстве. Мужчины лучше женщин ориентируются в пространстве и понимают карты. Женщине легко заблудиться, даже имея в распоряжении план местности. Мужчины определяют километраж и стороны света, женщины ориентируются на отличительные признаки ландшафта и направления движения.
  • Обоняние. Женщины лучше ориентируются и легче различают запахи, чувствительнее к интенсивности и силе аромата. В выборе мужчины женщина ориентируется на его естественный запах. Он бессознательно оценивается как показатель здоровья мужчины (сильного или слабого иммунитета и набора генов) и сексуальной совместимости с женщиной.
  • Зрение. У мужчин от природы зрение острее, они лучше видят вдаль и в темноте. Женщины лучше различают и разбираются в оттенках цвета и света. У них лучше развито периферическое, боковое зрение. Если женщина видит объект, не поворачиваясь к нему, не разворачивая голову, мужчина вынужден это делать.

  • Боль. У женщины больше рецептов, отвечающих за ощущение боли, поэтому чувствуют они ее острее, сильнее и дольше. Мужчины менее чувствительны к боли, интенсивность болевых ощущений снижена восприятием. Но у женщин больше механизмов, справляющихся с болью и призванных ее устранить.
  • Реагирование в экстремальной ситуации. В острой экстремальной ситуации мужчина сохраняет трезвость ума и скорость реакций, действует правильно и спокойно. Женщины больше , волнениям и панике. Они не любят не только экстремальные, но и любые новые ситуации, в которых раньше не приходилось бывать.
  • Сексуальное удовольствие. В среднем мужчина способен получить сексуальное удовлетворение уже после четырех минут занятия сексом, у женщин этот показатель варьируется от десяти до двадцати минут. После секса тело женщины запрограммировано оставаться в положении лежа неподвижно, так как в этом случае вероятность зачатия увеличивается. После оргазма и у мужчин, и у женщин активируется правое, творческое полушарие головного мозга.

Психологические отличия женщин и мужчин

Отличие мужчины от женщины в психологическом плане заметили еще философы в древности. От философских рассуждений к психологическим исследованиям отличий в мужской и женской психологии ученые перешли в позапрошлом столетии. С тех пор и до наших дней проводится немало исследований, результаты которых подтверждают, что различия в психологии мужчины и женщины существенные и значительные.

Знать чем отличается мужчина от женщины нужно им обоим, чтобы понять друг друга и построить отношения.

Особенности психологии полов учитываются во взаимоотношениях не только конкретных мужчины и женщины, но и мужчин и женщин в целом.

Отличия женского от мужского в психологии:

  • Мышление. Женщины мыслят образами, опираются , у мужчин преимущественно логическое мышление, они опираются на ощущения и разум.
  • Эмоционально-волевая сфера. Испытывать глубокие и сильные чувства могут как мужчины, так и женщины. Но эмоциональность как черта характера больше свойственна женщинам. Женщинам сложнее управлять эмоциям и настроением. Это связано с частой сменой гормонального фона, его цикличностью. Женщины часто нервничают, тревожатся, испытывают стихи и фобии. Сила воли, бесстрашие, больше развиты у мужчин.
  • Темперамент. Мужчины чаще бывают активными холериками и , а женщины – и
  • Самооценка. и самооценка женщин часто занижены. Они больше тревожатся о том, что не вписываются в идеалы и принятые стандарты, как внешнего облика, так и поведения.
  • Приоритеты и социальные потребности. Мужчина хочет достичь успеха в карьере, реализоваться как профессионал, приобрести статус в обществе. Женщина хочет быть любимой, создать семью, стать гармоничной личностью, реализоваться как жена и мать.

Сочетание мужского и женского начал рождает целостную систему, где элементы дополняют и подчеркивают друг друга.

Женщина ищет своего мужчину, а мужчина – женщину. Одновременно похожие и разные, они испытывают друг к другу притяжение, которое перерастает в любовь.

Разум даётся человеку для понимания сути вещей. Когда разум начинает форсированно развиваться и опережать раскрытие сердца, любви становится всё меньше. При недостатке любви возникает агрессия, насилие и требуются какие-то специальные меры, правила и законы для ограничения зла. Закон появился в тот день, когда рассудок взял верх над любовью. И институт брака был введён потому, что не стало хватать любви для создания пары и семьи. Но от обилия всевозможных организаций и законов, регламентирующих взаимоотношения людей, жизнь лучше и счастливее не стала. Когда люди любят, им ничего особенного не нужно организовывать - всё образуется естественно, как бы само собою. Любовь соединяет мужчину и женщину, родителей и детей, семьи и народы. Человек, наполненный любовью, творит мудрость и идёт по жизни, созидая гармонию.
Весь вопрос в самом человеке! Как он относится к себе и к окружающему миру, как взаимодействует с другими людьми - вот где кроется ответ. Любовь и уважение ко всем и ко всему, что окружает человека, и, в первую очередь к самому себе - вот путь преобразования человека и мира.

У любых отношений есть фазы, поворотные точки, помогающие понять, на какой стадии своего «приключения» находятся женщина и мужчина.

Первая фаза - это тот напор энергии, который вы чувствуете, когда только что встретили кого-то, кто вас сильно привлекает. В это время к вам идёт поток не отфильтрованной энергии, который захлёстывает вас по горло. В этой фазе взаимоотношений вы просто опьянены любовью. Это часто называют «щенячьим восторгом», страстью или «медовым месяцем». Длительность первой фазы зависит от возраста, опыта, индивидуальных качеств человека.

Как утверждают специалисты, душа человека условно имеет три уровня: интеллектуальный, эмоциональный и физиологический. Когда у двух встретившихся людей вибрации этих уровней совпадают, то возникает взаимное влечение друг к другу. Если же начинает сильно резонировать физиологический уровень, то на подсознании включается самая мощная инстинктивная программа продолжения рода и мужчина, в основном, играет здесь роль самца и никакой любовью тут не пахнет, срабатывает инстинкт, а после физической близости партнёр теряет к ней интерес. Это надо учитывать после первого знакомства.

Вторая фаза - это тот момент, когда вы впервые заметили проблему и с вас сняли розовые очки. Это когда «щенячий восторг» исчезает и вы начинаете понимать, что перед вами живой человек, у которого есть как позитивные, так и негативные качества. Вторая фаза нужна для того, чтобы научиться не сбегать при первом же появлении проблемы. Идеальных мужчин не бывает и дело не в том, чтобы найти идеального мужчину, а в том, чтобы найти идеального партнёра по жизни. Во время второй фазы возникает вопрос: «А могу ли я выдержать этого человека?» Посмотрите на своего избранника и спросите себя: «Могу ли я поддерживать этого человека?» Эти вопросы - своеобразный тест для истинности вашего желания. Не страсти, а настоящего стремления преодолеть возникшие испытания. В первой фазе желание приходит легко, безо всяких усилий, Но во второй вы сами должны поддерживать желание в ситуации, когда энергия первой фазы уже израсходована.

Третья фаза даёт испытания, чтобы открыть для себя, насколько сильно вы на самом деле хотите этого мужчину и эти отношения в вашей жизни. Во второй фазе вы начали видеть его как живого человека. В третьей вы увидите его в самых худших его проявлениях, а он вас в ваших. Спросите себя- являются ли ваши отношения отражением Света? Если нет, то есть ли в них потенциал стать таковыми? Если же нет, то что до сих пор я здесь делаю? Являюсь ли я любящей и поддерживающей его насколько могу? Что мне надо делать в моей жизни, чтобы наилучшим способом раскрыть тот Свет, что есть внутри меня? Уйдёте ли вы или останетесь, третья фаза означает поворотный момент в ваших отношениях со Светом и, в последствии, с мужчиной в вашей жизни. Но Свет всегда стоит на первом месте! Это то основание, на котором строятся самые глубокие и наполненные отношения.

Третья фаза - это когда мы ломаем старые не эффективные схемы и решаем придерживаться высшей цели.

Четвёртая фаза - это итог постановки перед собой трудных вопросов, принятия решений и получения результата.

Если вы находитесь в долгих серьёзных отношениях, то четыре фазы будут повторяться снова и снова. Это составная часть процесса исправления. Если вы будете открыты тому, чему эти отношения могут вас научить, вы постоянно станете сближаться как пара и Свет, который вы будете вырабатывать вместе, также станет расти по экспоненте.

Цель любых взаимоотношений - решить, какую часть себя ты хотел бы проявить, а не какую часть другого человека ты хотел бы захватить и удержать.

Большинство людей вступают во взаимоотношения скорее с прицелом на то, что они могут из них извлечь, чем на то, что они могут в них внести. Мерилом прочности взаимоотношений является то, насколько другой человек легко сжился с твоими убеждениями и насколько хорошо ты осознал себя, согласно его представлениям.

Ценность женщины как духовного существа не зависит ни от какого мужчины и ни от кого вообще. Если бы она это понимала, то нужда в мужчине растворилась бы. Она бы узнала, что у её желания развивать отношения с мужчиной есть первостепенная цель - приносить Свет своему партнёру и всем тем, кого она любит, окружающему миру. Когда она достигнет такого уровня сознания, она достигнет Света!

Многие допускают ошибку, стараясь обрести любовь к себе через любовь к другому. В начале ты себя должна (должен) видеть достойной и тогда ты сможешь видеть достойного другого. Для начала убедись, что ты вступаешь во взаимоотношения с благими намерениями, то есть в соответствии с главной целью, которая есть у тебя в жизни. К неправильным отношениям, которые потом всё равно плохо аукнутся, относятся намерения покончить с одиночеством, заполнить пустоту, найти себе объект для любви, чтобы потешить своё самолюбие, выйти из депрессии, улучшить сексуальную жизнь или избавиться от скуки. Такое положение ведёт к драматическим последствиям.

Большинство говорят, что вступают во взаимоотношения потому, что влюбились. А что было причиной влюблённости? Какая потребность тогда удовлетворялась? Для многих людей любовь - это ответ на удовлетворение потребностей. Влюблённые видят друг в друге шанс удовлетворить свою потребность. Молча вы договариваетесь на обмен! Я продам тебе то, что у меня есть, а ты продашь мне то, что есть у тебя! Это сделка, а не любовь!!! После чего и начинается разочарование, если вы на сознательном уровне не согласитесь, что цель ваших взаимоотношений в том, чтобы создать благоприятную возможность, а не обязательство! Развивай в себе способ воспринимать все проблемы как возможности. Заметь больше в своём партнёре, чем он тебе показывает.

Женщина - ключ к созданию гармонии и душевных отношений, она ответственна за успех отношений.

До тех пор пока женщина ищет какую-то внешнюю силу - мужчину, карьеру, материальное положение или любой вид внешних отношений для того, чтобы стать счастливой - это будет являться ПОТРЕБЛЕНИЕМ и отключает её от Света.

СВЕТ - это сила сознания, разум которого- абсолютное желание делиться. Именно поэтому Свет расширяется и отдаёт, рассеивая тьму своим присутствием. Наши мысли и обусловленное ими поведение определяют, соединяемся ли мы на самом деле с этой сияющей энергией или, наоборот, отсоединяемся от неё. Мир вокруг нас никогда не изменится, если сначала не изменится мир внутри нас!

Внешний мир - это просто отражение, он даёт нам ровно то количество света, к которому мы подсоединены внутри себя. Подобное привлекает подобное! Поиск чего то вне вас, отсоединяет вас от Света и это отсоединение заставляет вас чувствовать себя ещё более одинокой.

Закон Притяжения гласит, что когда вы получаете, вы отсоединяетесь от Света!!!

Чем больше мы игнорируем Свет внутри нас и ищем счастье во вне, тем более пустой и разочаровывающей становится наша жизнь.

Самое важное в жизни - это познать то, как воссоединиться со Светом, подключиться на самом базовом уровне реальности к духовной энергии, находящейся внутри нас. Ничто материальное не сможет сделать нас счастливыми надолго, несмотря на то, что будут шептать наши эгоистичные, эгоцентрические импульсы. Только отношения с другими людьми могут принести нам подлинное счастье и истинное наполнение.

Мы должны научиться привлекать правильных людей в нашу жизнь, соединяясь со Светом внутри нас самих, тогда нормальные и удачливые люди сами станут приходить в нашу жизнь. Именно человеческие отношения дают нам возможность наполнить наши души подлинным Светом и постоянной Радостью.

Отключить нас от Света может наше Эго, у этой сущности есть один первичный признак - Сомнение, оно разрушитель по сути. Это Эго заставляет нас реагировать на каждое внешнее воздействие так, чтобы мы никогда не взяли под контроль нашу жизнь. Вот почему женщины так часто ищут признание, счастье и одобрение вне себя. Вот почему мужчины не могут найти ту часть себя, которая действительно жаждет иметь и заслужить свою вторую половинку и остепениться. Эго дёргает за наши ниточки, манипулируя нашим поведением, делая слепым само наше существование. Истинная любовь - это награда и её надо заслужить.

Проблема в том, что люди сейчас любовью называют чувство, фактически являющееся потребностью. Любовь не имеет ничего общего с получением. Любовь состоит не в том, что вы получаете от отношений, а в том, чтобы отдавать. Удовольствие и наполнение появляются от того, что вы делитесь с человеком, которого любите. Вы чувствуете его счастье. Когда это так, мы принимаем доброту, внимание, заботу, любовь и другие подарки, которые любимый человек даёт нам, потому что знаем, что партнёр получает удовольствие от того, что делится с нами. Мы достигаем замечательного обмена энергией, в результате которого даже акт получения преобразуется в процесс отдачи.

Этот вид безусловной любви может быть достигнут только при настоящих отношениях двух половинок души и только на тех высотах любви, прийти к которым можно через годы борьбы и самопреобразования во имя другого человека. Преодоление своих отрицательных черт - это работа для обоих участников отношений. И обе стороны должны делиться друг с другом своими положительными, хотя и часто противоположными чертами так, чтобы объединить обе точки зрения. Это Клей, который скрепляет отношения. И если ты занят заботой о других, то Свет обязательно позаботится и о тебе!

Мужская природа состоит в том, чтобы приносить Свет в окружающий мир для того, чтобы наполнять и завоёвывать любовь Женщины, это делает его ориентированным на действие. Мужчины действуют, они решают проблемы.

Задача Женщины - направлять и управлять потоком Света, исходящим от мужчины. Женщины - это менеджеры отношений. Управление отношениями не входит в компетенцию мужчины. Мужчина — канал для Света, его основное желание угодить женщине. Роль женщины, чтобы уважать желание мужчины вам понравиться и поддержать его в роли канала для Света Творца в этом мире.

Муж и жена должны находиться на одном и том же уровне духовного развития. Рамки их желаний должны соответствовать друг другу. Если один будет выше, то они никогда не станут близки для того, чтобы общаться максимально эффективно. Дело мужчины- решать, каким способом он будет приносить Свет в этот мир, а дело женщины решать, соответствует ли способ, с помощью которого он приносит Свет в эту физическую реальность, её ценностям, целям и направлению, которые она выбрала для своей жизни.

Третье условие- это скорость. Если один нацелен на быстрое движение вперёд, а другой отстаёт, это обязательно приведёт к негативу в будущем. Тянуть за собой не надо, потому что принуждение это не путь к Свету. Для общего счастья необходимо одинаковое направление, высота, скорость и свобода от любого принуждения- не то станет формироваться и накапливаться отчуждение к партнёру.

Мужчине приказывать не эффективно, его надо попросить что-то сделать для вас, дать ему шанс понравиться вам, действовать согласно его естественному импульсу. Женщина не может изменить природу мужчины, но она может изменить доступность и форму своего сосуда, принимающего Свет от мужчины. Духовно женщина не нуждается в мужчине, она сама и Свет и Сосуд!

Мужчина нуждается в женщине больше, чем она в нём. Мужчина нуждается в вашем Сосуде, чтобы проявить свой потенциал, проявить свой Свет. Женщина- Сосуд для всего того, что мужчина должен принести в этот физический мир. Без Сосуда он просто трубопровод, не источник Света и даже не контейнер. Он всего лишь посредник.

Проблема состоит в том, что женщина часто не в состоянии увидеть свой врождённый Свет. Зачастую она обладает низкой самооценкой и неуверенностью в себе. Но ирония заключается в том, что в Сосуде женщины не может быть недостаточного количества Света, потому что бесконечный Свет- это сущность души женщины, он был с ней изначально, она только не знала об этом прежде. Чтобы найти достойного мужчину, сначала надо осознать свою ценность, увидеть мощный Свет внутри самой!

Согласно Закону Привлекательности, вы сами должны стать подобной Свету для того, чтобы притянуть Свет к себе. Если же вы ищите счастье вне себя, то отказывайтесь от контроля над ситуацией. Вы становитесь Следствием, вместо того, чтобы быть Причиной! Это создаёт разъединение, разделение и пространственный промежуток между вами и Божественным Светом. А свободное пространство заполняется Темнотой и она становится корнем всех несчастий.

Так как же вам соединиться со своим внутренним Светом?

Начните уважать свои собственные интересы и желания. Начните заниматься тем, от чего вы действительно получаете наслаждение, а не тем, чего от вас ждут другие. Один из самых важных способов соединения с внутренним Светом состоит в том, чтобы перестать волноваться о своих проблемах и начать взаимодействовать с людьми вокруг вас, другими словами - делиться!

Чем больше вы волнуетесь о счастье других, тем больше Света направляется на создание вашего счастья. Подобное притягивает подобное!!! Ваше Эго станет препятствовать этому. Вы делитесь по-настоящему только тогда, когда каждая клеточка вашего тела кричит: «Не надо этого делать»!

Ваш Свет похож на маяк, который привлекает мужчин. Почему? А потому что единственная цель Света Творца в этом мире, каналом которого является мужчина - найти свой путь к вам. Это Закон Привлекательности в своей наиболее элементарной форме. Свет привлекает Свет, и мужчины хотят заслужить ваш Свет! Мужчина жаждет ту, которую ведёт Любовь, а не страх и отчаяние.

Когда вы в глубине души осознаете, что не нуждаетесь в мужчине, вот тогда вы станете безусловно привлекательной. Женщина должна защищать свой Свет и никогда не отдавать его напрасно!

Первое свидание должно быть днём. Приглашение на ужин- это намёк на интимность. Он назначает, вы под благовидным предлогом переносите. Разрешая мужчине определить день и время для свидания, вы теряете своё управление им. Ваша деятельность состоит не в том, чтобы защищать его Эго, она заключается в том, чтобы защищать ваш Свет. Позвольте ему заслужить вас. Если он искренне заинтересован вами, то обязательно появится в вашем поле зрения. Определяя время и место встречи, вы посылаете ему два сообщения: первое- вы цените себя и второе- вы ожидаете, что он станет ценить вас и ваш выбор. Если он хочет говорить о вас, ваша задача направить его энергию подальше от вас. Вы можете поощрять его, просто говоря: «Давай ещё немного поговорим о тебе, мне очень интересно, что происходило в твоей жизни». Вы поощряете его натуру, т. е. то, для чего он создан- разделить свой Свет с вами, но, вместе с тем, вы держите свой Свет скрытым, показывая только лучики. Скрывая свой Свет, вы создаёте Сопротивление- ключ к созданию Света между вами.

Мужчин привлекают женщины, уважающие свой собственный Свет, свою ценность, свою уникальность. Первое свидание не должно быть долгим. Оно должно длиться столько, чтобы определить, заслуживает ли этот мужчина вашего дальнейшего внимания.

Если провожая, он кладёт руку не туда, надо просто молча передвинуть его руку. Одним движением вы сохранили свой Свет и перенаправили его энергию.

Функция мужчины- делиться. Функция женщины- быть Сосудом, чтобы получать всё, чем он делится. Мужчина хочет понравиться, в то же время женщина хочет уважения и высокой оценки. Партнёр не должен забывать, что ваша любовь всегда должна быть заслужена!!!

Эго контролирует наши мысли и слова 99% времени. А наша душа говорит только тогда, когда мы сопротивляемся своему Эго. Таким образом большинство слов, которые мы говорим, мотивированны нашим интересом, а не исходят от Света.

В женском мире разговор- это важнейший способ обмена энергией, способ соединения. У мужчин же разговор- это то, с помощью чего мужчины создают себе инструмент для достижения результата. Большинство мужчин понимают действия гораздо лучше, чем устные подсказки.

Женщина должна осознать, вместо того, чтобы затевать разговор со своим супругом о статусе отношений, надо сделать что-нибудь восхитительное для себя, что не предполагает его участия, например, сходить на «девишник», в сауну, на массаж, в салон красоты, бассейн и т. д. Сделайте то, что оживит вашу душу! В это время вы стали недоступны для него, а мужчины хотят того, чего не могут получить. Они никогда не должны получать вашего Света, он принадлежит вам. Вы можете позволить мужчинам время от времени купаться в нём, но принадлежит он вам, а умная женщина никогда не отдаёт свой Свет. Свет только ваш и это то, что делает вас счастливой. Если мужчина не нашёл своё место в этом мире, он будет изменять вам и эта измена необязательно должна быть сексуальной. Эго- это мощная сила, которая испытывает нас постоянно! Отдаваясь материальности, мужчины отдают контроль своему Эго!

Ключ для женщины в том, чтобы найти мужчину, который стоит на пути к открытию своего уникального способа делиться своими достоинствами с другими. Вместо стремления «раскусить» мужчину, вы можете основывать свои решения только на его поведении. Поступая так, вы начинаете принимать более эффективные решения и становитесь женщиной, исполненной уверенности и силы. Женщина должна выбирать себе мужчину, которого она сможет поддерживать. И если не получается поддерживать тот способ, которым он проводит энергию в этот мир -его работа, увлечения, вера и др. не соответствуют вашим убеждениям, значит он не ваш мужчина. Если ваши интересы не совпадают, вы постоянно будете находиться в напряжении и делать по жизни ошибки, потому что в состоянии стресса у человека блокируется логика здравого смысла и он начинает жить эмоциями, а это ставит под удар ваши самые важные отношения - отношения со Светом.

Поддержка и признание способа, которым ваш мужчина приносит Свет в этот мир, укрепляют вашу связь с Творцом. Переделать сущность мужчины с помощью отношений нельзя!!!

Удерживая кого-то в рамках своего собственного стиля, вы лишаете его пространства для роста. Вы не можете заставить кого-то измениться, но это не должно делать вас бессильной. У вас есть выбор, поддерживать его или нет. Один из способов оказать поддержку на практическом уровне- это дать понять мужчине, когда он что-то сделал для вас — вам от этого приятно. Мужчине по своей природе нравится чувствовать, что Свет, которым он поделился, не был напрасным. Чтобы брак или серьёзные отношения работали, вы должны быть готовы сделать для своего партнёра всё, в том числе покинуть его, если это будет нужно. Когда женщина чувствует себя в отношениях неуверенно, когда она боится быть отвергнутой или покинутой, она всё время ищет причину уйти первой- нанести партнёру первый удар, чтобы избежать боли в будущем. Она может начать отталкивать его, бессознательно лишая его энергии, говоря нечто такое, что будет ему неприятно или что посеет сомнения в её доверии к нему и в его способности нести Свет для неё. Эти реакции не что иное, как защитный механизм, очень умело созданный для защиты женского Эго и для того, чтобы держать её запертой в круге страхов и одиночества. А самое главное надо помнить, что нет причин бояться быть покинутой, Свет Творца всегда будет с вами. Это зависит от вас- принять и признать эту глубочайшую правду. Это может изменить жизнь! Ваш мусор- это ваши сомнения, страхи, неуверенность и низкая самооценка, и на всех нас лежит ответственность за то, чтобы преобразовать наш мусор в Свет!

Самая большая проблема человека состоит в том, что он путает эмоции и чувства. Эмоции несут разрушение и хаос, а чувства - созидание и гармонию. Эмоции после себя оставляют чувство опустошённости, а настоящие чувства- наполнение и восторг. Любовь сохраняется длительное время, когда её не просят, а дарят. Она становится подарком судьбы. При наличии психологической совместимости в поступках и желаниях, любовь дополняет вас, раскрывает ваши способности, делает более умным и значительным, оставляет свободу быть самим собой. Встреча двух душ, двух сердец создаёт энергию любви, она становится частью энергии души, которая начинает излучать любовь. Появление духовности в жизни супругов надолго сохраняет семью, при этом исчезает чувство собственности, ревности, появляется желание участвовать в развитии личности друг друга. В браке необходим поиск сходных черт характера, наклонностей, взаимодополняющее общение.

Отсутствие уважения, ласки, нежности, внимания, взаимопомощи в делах приводят к утрате большого чувства. Присмотритесь сначала к своему партнёру, прежде чем прыгать к нему в постель- это только ваш выбор, не ищите виноватых во вне, всё в вас. Каждое слово излучает определённую энергию и Свет. Войти в мыслеформу-энергию, которую создали мы, смогут лишь те, кто излучает такие же вибрации. В неё не сможет проникнуть ничто другое, поскольку она создана на определённой длине волны, с определенной частотой.

К сожалению, Любовь, которую мы исповедуем по своей сути технократична, а не космична. Мы любим не предмет, а себя в предмете.

Надо принимать людей такими, какие они есть, тогда не будет ссор в семье. Эгоцентризм существует не сам по себе, он насаждается в виде приоритета таких социальных завоеваний как карьера, оклад, степень, звание, кресло и т. д. В человеческой душе эгоцентризм — прямой антипод духовности и вакуума там быть не может. Чем больше в человеке эгоцентризма, тем меньше духовности, а, следовательно, всё меньше того, что делает человека Человеком. Взаимоотношения в семье создают соответствующее энергоинформационное поле, в котором рождаются дети, идёт их воспитание, происходят те или иные события. Это поле называют ещё «пространством любви», если оно основано именно на любви, а не на унижении, насилии и диктате. Как правило, в семье есть ярко выраженный лидер, оказывающий наибольшее энергетическое и психологическое влияние. Общее поле создаётся всеми членами семьи и они ответственны за происходящие события в этом пространстве.

Поэтому так важно знать законы формирования этого пространства, что позволяет сознательно формировать его. Проникая друг в друга на тонком уровне, индивидуальные души, сливаясь, порождают новое психическое существо, представляющее психическую индивидуальность нового типа, обладающее собственным сознанием — это и есть так называемый ЭГРЕГОР- энергоинформационный объект в тонком мире, связанный на полевом уровне с определёнными состояниями, идеями, желаниями и стремлениями людей. В переводе с греческого Эгрегор означает- Ангел-хранитель. Задача любящей пары- сформировать свой эгрегор, который будет поддерживать и хранить любовь, являющуюся источником Света.

По материалам книг И.Берга и А.Некрасова. Составил Б.Ратников.

Два лагеря – мужской и женский – ведут постоянную захватывающую игру. Они то отдаляются друг от друга, не сумев понять противоположную «цивилизацию», то соединяются, восторженно переплетаясь. А все дело в несходстве взглядов и принципов, разном понимании мира, осознании в нем своего места. Рассмотрим подробней, чем отличается женское мировоззрение от мужского.

Мужской и женский фактор

Начнем с того, почему мужчина и женщина по-разному смотрят на этот мир. Прежде всего, конечно, речь идет о том, что в них заложено самой природой, а конкретней – об особенностях мышления.

Известно, что четко выстроенная мысль, логика – это про мужчину. Он прямолинеен, хорошо ориентируется в пространстве, видит ситуацию более масштабно, во главу угла ставит рациональность. У женщины на первом месте ощущения, эмоции, сопровождаемые отсутствием логических рассуждений. Начав с одного, она пропускает это через свою гамму чувств и образов и на выходе получает совершенно иной результат.

Другим моментом, объясняющим отличие женского мировоззрения от мужского, является то, какая роль издревле отведена представителям противоположных полов. Миссия мужчины – продолжить род, и он имеет свой взгляд на отношения с женщиной. Женщина нацелена на рождение здорового потомства и его безопасное существование, и это также сказывается на ее позиции по отношению к мужчине.

Мужчина сильный. Он призван оберегать. Поэтому его отношение к риску и опасностям совершенно отличается от женского. Кроме того, привязанность женщины к семейному очагу и стоящая перед мужчиной задача решения внешних дел заставляют представителей обеих сторон по-разному относиться к всевозможным проблемам и трудностям.

Сравнение

Отметим несколько ключевых моментов.

Приоритеты

Мужчине крайне важно быть успешным. А успех тесно связан с тем, насколько мужчина реализовался в своем деле, каких добился высот. Мужчина постоянно обдумывает детали, касающиеся его работы, и стремится добиться главного – увеличения материальных накоплений. Если мужчина видит, что его труды были не напрасны, и получает ожидаемый результат, он счастлив.

Конечно, в современном обществе женщина тоже нередко пытается своими силами твердо стоять на ногах в материальном плане, проявляя при зарабатывании денег мужские качества, но все же зачастую ей приходится делать это по необходимости. Ведь, в принципе, главное, что ее занимает, – собственная семья, спокойствие каждого ее члена, создание уюта и благожелательной атмосферы в доме.

Отношение к противоположному полу

Роль мужчины – в зачатии потомства. Он быстро «вспыхивает» для близости, видя в этом возможность отдать женщине свое семя. К сожалению, после он способен оставить партнершу и отправиться покорять другие, еще не изведанные горизонты. Это составляет трагедию многих женщин. Однако если избранница всерьез привлекла мужчину не только физически, но и душевными качествами, он может остаться с ней навсегда и сделает все, чтобы она чувствовала себя счастливой.

Женщина, с ее инстинктами материнства, действует осторожней. Она более избирательна в выборе партнера и старается не подпускать к себе слишком быстро. Женщине важно убедиться в том, что ее спутник надежен, даст необходимую стабильность, что с ним дети и она сама будут стопроцентно защищены.

Отношение к трудностям

В мире, полном опасностей, мужчине некогда растрачиваться на постороннее. В экстренной ситуации его реакция незамедлительна, он способен действовать решительно и безошибочно. Мужчина словно ждет случая, который позволит ему проявить свои железные качества, доказать, что он «настоящий», умеющий всегда найти лучший выход. Сущность мужчины – ходить по лезвию ножа, ставить на кон все для получения еще большего.

Женщину проблемы часто пугают. Она предпочитает оставаться спокойной и уверенной… за крепкой мужской спиной. А если ей все-таки приходится бороться с серьезными препятствиями, то на это уходит столько энергии, что, скорее всего, она будет чувствовать себя обессиленной и опустошенной, но не счастливой.

Лидерство

Многие женщины не хотят это признавать, но все-таки быть лидером – привилегия мужчины. Для успешной реализации своего потенциала ему просто необходимо чувствовать себя значимым, главным. Это ощущение придает мужчине уверенности, увеличивает энергию, требующуюся для решения проблем.

Женщина, примеряя на себя роль лидера, вынуждена столкнуться с ответственностью, которая порой оказывается не по зубам и вместо удовлетворения приносит раздражение и стрессы. Поэтому чаще всего женщина более мягкая, уступчивая. Это еще один критерий, который определяет разницу между мужским и женским мировоззрением.

Соперничество

В крови мужчины – борьба за признание своего первенства перед себе подобными. Его женщина должна быть самой достойной, дети – самыми умными и талантливыми, достижения – широких масштабов.

В женщинах также присутствует дух соперничества, но все-таки постоянная гонка их слишком выматывает, и чаще всего они предпочитают сотрудничать, чтобы общими усилиями добиться какого-то результата.

12. Второй пол и философия

Симона де Бовяар: «Женщиной не рождаются, женщиной становятся»

В 1949 году увидела свет книга «Второй пол» французской писательницы Симоны де Бовуар, жены выдающегося философа Жан-Поля Сартра. В книге было показано, что, во-первых, понимание мужского и женского определяется культурными, в том числе и философскими, нормами; во-вторых, с незапамятных времен мужская культура признается положительной, а женская негативной. Писательница дала своей книге название не случайно. Имеется в виду, что первый пол - это биологические признаки, по которым биологи отличают мужчину от женщины. Самое главное биологическое отличие женщины от мужчины состоит в ее детородной способности. Но наряду с первым полом есть еще и второй, сотворение мужественности и женственности в социальной жизни человека, выработка и культивирование мужских и женских ценностей. Вот почему Симона де Бовуар утверждает, что «женщиной не рождаются, женщиной становятся».

Первые книги в защиту женщин появились еще в XV веке. Но вплоть до второй половины XX века женскую проблематику не удавалось поднять на философские высоты. В последние 30 лет это удалось. Теперь женский вопрос становится сквозным для всей культуры. Что значит быть мужчиной, что такое женщина? Эти, на первый взгляд, простые вопросы при детальном рассмотрении оказались наполненными философскими тонкостями, разветвленной проблематикой, о которой раньше и не подозревали. Из поля зрения философов выпало подлинное значение единства и различия мужественного и женственного. Исподволь, незаметно для себя традиционная философия не только не поставила под сомнение правомерность подчинения женщины мужчине, но и способствовала укреплению патриархата (власть отцов). Тем самым философия неправомерно сузила свои горизонты, абстрагировалась от множества проблем, имеющих важнейшее значение не только для женщин, но и для мужчин (материнство и отцовство, семья, общество, неравенство в семье, сексуальное насилие, проституция и т. д.).

Женщина и мужчина, женственность и мужественность

О качествах женщин и мужчин написаны миллионы страниц. Очень часто приходят к следующим двум выводам:

Сколько-нибудь уверенное проведение границ между мужчиной и женщиной возможно лишь на среднестатистическом уровне. На индивидуальном уровне признаваемые типично мужскими или же, наоборот, женскими качества мигрируют от мужчин к женщинам и в обратном направлении. Так, высокую рациональность и научную дерзость обычно приписывают мужчинам. Но как быть с полькой Марией Склодовской-Кюри, которая дважды удостаивалась Нобелевской премии - первый раз по физике, второй раз по химии (к тому же она была обаятельной женщиной)? Говорят, что женщины пасуют перед опасностями, но относится ли сие к летчицам и космонавткам? Опять же некоторые мужчины способны соперничать в изяществе с женщинами.

Качества «среднестатистических» мужчины и женщины дополняют друг друга. Нельзя утверждать сколько-нибудь обоснованно, что качества мужчины непременно лучше качеств женщины.

Ниже мы приводим в сопоставлении качества (добродетели) среднестатистических мужчины и женщины. Речь идет о мужественности и женственности, о второй природе мужчин и женщин.

Фактически как в левом, так и в правом столбце указаны ценности. Сложите все мужские ценности (M 1 …, М n) и вы получите то, что можно назвать мужской философией. Соответственно сумма Ж 1 …., Ж n даст женскую философию.

Возьмите теперь какую-либо философскую систему, например рационализм. Он попадет под рубрику мужской философии. Если же мы изберем в качестве объекта ту или иную конкретную личность, то в ней наверняка обнаружатся как мужские, так и женские качества. Мы получим записи типа: Сидоров Алексей (M 1 , M 4 , Ж 3 , Ж 7), Иванова Марина (М 2 , М 5 , Ж 1 , Ж 3).

В качестве вывода отметим: так называемая женская философия составляет органическую часть современной философской картины мира.

Философия любви

«Любовь, - отмечал писатель А.П. Платонов, - есть соединение любимого человека со своими основными и искреннейшими идеями - осуществления через него (любимого - любимую) своего смысла жизни». Любовь - это взаимное влечение мужчины и женщины, это биологические инстинкты, одухотворенные и нравственно, и эстетически. Нет такой ценности человека, которая бы не входила так или иначе в нежное таинство любви. Самое, пожалуй, короткое определение любви гласит: любовь - это одухотворенная плоть. Любовь - это, по В.Г. Белинскому, не просто каприз чувств или прихоть сердца, а уважение достоинств человека.

О любви много размышляли философы. Платон был первым, кто в систематически развитой философии возвысил духовную любовь над чувственной (отсюда выражение - «платоническая» любовь, т. е. духовная, а не физиологическая). В средние века любовь считалась главной добродетелью Бога. В Новое время любовь по преимуществу приписывалась человеку, но достаточно часто символ любви - сердце противопоставлялся символу разума - уму. В XX веке любовь то низводят до физиологических инстинктов (как у Фрейда), то приравнивают к ценностям эстетики или этики. «Любовь - это цветы нравственности…» (В.А. Сухомлинский).

Отметим одно весьма любопытное обстоятельство. Довольно часто на фоне поэтической лирики философские рассуждения блекнут, им недостает свежести, проникновенности. Чтобы не быть голословным, послушаем поэта. Вот что писал А.С. Пушкин о любви соответственно в 14, 25 и 36 лет:

Сердце страстное пленилось;

Признаюсь - и я влюблен!

И сердце бьется в упоеньи,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Я думал, сердце позабыло

Способность легкую страдать,

Я говорил: тому, что было,

Уж не бывать! уж не бывать!

Прошли восторги, и печали,

И легковерные мечты…

Но вот опять затрепетали

Пред мощной властью красоты.

Вряд ли возможно перевести строчки Пушкина в философский текст. Мы и не будем пытаться сделать это. Нам остается пожелать философии достичь поэтического совершенства (не обязательно в стихах, ведь поэтика в прозе тоже отнюдь не заказана).

Сформулируем теперь основные выводы.

Любовь - философская тема постольку, поскольку она в жизни человека занимает наиважнейшее место.

Любовь - это одухотворенная плоть, путь к совершенству посредством природно данных инстинктов. Любовь - критерий духовной красоты.

Понимание любви зависит от духовного уровня эпохи и отдельного человека.

В любви, как и в других делах, человек сам кузнец своего счастья: хочешь быть любимым - совершенствуй себя.

В философии любви так называемой мужской философии недостаточно, ее необходимо дополнить женской философией.

Обсуждение многочисленных дискуссионных вопросов философии любви (проблема первой любви, выбор объекта любви, трагедии любви, целомудрие, роль танца, музыки, искусства), рассмотрение которых выходит далеко за пределы этой книжки, требует должной философской подготовки.

Забавную телевизионную передачу довелось автору этих строк наблюдать в Германии. Там в престижном дамском клубе еженедельно разыгрывается звание «Мужчина недели», победителя прилично награждают. В конкурсе участвуют 10 молодых людей, судьи - девушки, неудачников под общий хохот сталкивают в бассейн. Каково же было наше удивление, когда однажды среди красавцев оказался довольно тщедушный паренек с лысиной и оттопыренными ушами. Он оказался студентом-философом. И - настоящее чудо! - философ выиграл приз! Дамы полюбили его за ум, юмор, умение превращать свои слабости в силу.

Хорошая философия - это всегда любовь, а подлинная любовь - это всегда философия, сложный слалом на пути к желаемым призам.

Легко ли быть молодым?

«Легко ли быть молодым?» - это название фильма, который был очень популярен в конце 80-х годов. Оказывается, быть молодым точно так же нелегко, как быть взрослым мужчиной или взрослой женщиной. Во всех случаях, молод ты или стар, дорожи человеческим достоинством. С ним не рождаются, оно не достается по наследству, его вырабатывают, лелеют, за него приходится бороться. Молодым не становятся в потоке времени, который, вроде бы, увлекает каждого от детства к юности. Молодым нужно уметь стать.

С философским осмыслением молодости дело обстоит приблизительно так же, как с философским осмыслением женственности. Подобно женщинам и молодежь является социальной группой. В обществе всякая биология нагружается социальностью. Это относится как к молодым, так и к пожилым, как к мужчинам, так и к женщинам.

Итак, молодежь - это особая социальная группа людей, выделяющаяся как своей биологией, так и ценностями. Эта вроде бы простая мысль, как ни странно, была выработана не где-то в глубине истории, а в конце 60-х - начале 70-х годов нашего столетия. Решающее значение имели три обстоятельства: 1) достигшее апогея в середине 60-х в США движение молодежи против войны во Вьетнаме; 2) молодежные волнения во Франции в мае 1968 года, когда недовольство молодых своим положением вылилось в массовые беспорядки; 3) создание особой молодежной культуры с ее акцентом на рок- и поп-музыке, рок-н-ролльном стиле танца, модной одежде с ее игрой в обнаженность, кожу и прозрачность, наконец, откровенной сексуальной революции. Во всех трех случаях налицо самостоятельность молодежи, невозможность втиснуть ее в старый стереотип: молодежь - это всего лишь люди, еще не ставшие взрослыми. Если пластинки Майкла Джексона и Элтона Джона расходятся 30-миллионными тиражами, то это очевидным образом указывает не только на своеобразие молодежной культуры, но и на ее размах, массовость. Об этом же свидетельствуют заполненные фэнами спорта и поп-музыки стадионы и огромные концертные залы.

Первоначально молодежную культуру считали исключительно формой протеста против тех или иных устоявшихся общественных порядков (отсюда название «контркультура»). Впоследствии стало ясно, что хотя молодежной культуре действительно присущ пафос протеста и бунтарства, она вместе с тем есть просто новая культура. Когда в начале 1998 года Борису Гребенщикову, лидеру российских рок-музыкантов, была присуждена престижная премия «Триумф», то тем самым отмечался его вклад в музыкальную культуру страны.

Итак, молодежь - это самостоятельный субъект социального творчества.

Ценности молодых

Между ценностями молодых и пожилых нет резкой границы. Что же касается самих ценностей молодых, то там на каждом шагу встречаются неопределенности, все максимально подвижно, крайности то и дело сходятся. Это затрудняет характеристику ценностей молодых. Даже перечислить их непросто.

Итак, среди ценностей молодых, на наш взгляд, доминируют следующие:

Стремление к максимальной жизненной непосредственности, противостоящей чопорности и надменности;

Поддержка групповой, формальной или неформальной общности («мы - это мы, а они - это они»);

Непрактичность, переходящая порой в свою противоположность - прагматичность;

Изобретательность и новаторство, сменяющиеся непрактическим следованием стандартам;

Бунтарство и экстремизм, сменяющиеся социальной пассивностью;

Безудержное стремление к свободе и анархии, то и дело дополняемое иждивенчеством;

Опора на воображение, фантазию, конструирование виртуальной (ускользающей) реальности в противовес строгой логичности;

Игривость, противопоставляемая плановости;

Ирония, смех, карнавальность культуры;

Переплетение мужского и женского (парни похожи на девушек, а девушки на парней).

Молодежная философия перед новым вызовом

Совокупность ценностей молодых образует основу того, что можно назвать философией молодых. Из всех философских систем философия молодых больше всего напоминает постмодернизм. Их роднит стремление наполнить новое сверхновым, протест против строгой логики, придания эстетическим и этическим ценностям характера обязательных норм. Естественно, при сопоставлении философии молодых и постмодернизма следует учитывать, что в первом случае речь идет об умонастроении, складывающемся не за письменным столом ученого-философа, а в общении молодых; во втором же случае мы имеем дело с глубоко профессиональной философией.

И, наконец, еще одно очень важное обстоятельство. В философской культуре молодых указанные выше ценности не обязательно доминируют, чаще всего они дополняются веером других философский ценностей, всех тех, которые обсуждаются с первых страниц этой книги. В конечном счете молодые задумываются над теми же проблемами, что и взрослые. Тем и другим нет резона отказываться от достижений философии как единого целого.

Наше время - вызов каждому, и молодому, и пожилому. Чтобы ответить на вызов достойным образом, нужна хорошая философия. С этой точки зрения сами по себе ни мужская, ни женская, ни молодежная философия не являются самодостаточными.

Молодежь изначально находится в философском поле, где она проявляет известное своеобразие.

Сложность современной ситуации требует от молодежи включения в мировую философию (молодостью жизнь не заканчивается).

Леонардо да Винчи справедливо заметил: «Приобретай в юности то, что с годами возместит тебе ущерб, причиненный старостью».

Основные выводы

Быть женщиной, мужчиной, а также молодым (или пожилым) означает не только обладать некоторой биологией, но и соответствующими социально-ценностным содержанием;

Традиционная философия недостаточно учитывает особенности философствования женщин и молодежи.

Новации так называемых женской и молодежной философий вполне возможно обогатят современную мировую философию.

Основные термины

МУЖЕСТВЕННОСТЬ

ЖЕНСТВЕННОСТЬ

МОЛОДЕЖЬ

ЖЕНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

МОЛОДЕЖНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Вопросы и задания

1. Согласно греческой мифологии, по воле Зевса в наказание людям за похищение Прометеем огня у богов Гефест создал из воды и земли Пандору. Пандора пленила красотой брата Прометея Эпиметея и стала его женой. Увидев в доме у мужа ящик, любопытная Пандора открыла его. Ящик был наполнен бедствиями, которые распространялись по земле. Дайте философскую характеристику мифу о ящике Пандоры.

2. В христианстве есть Бог-отец и Бог-сын, но нет Бога-матери. Придумайте возможное объяснение этому факту.

3. Назовите по три главные черты мужественности и женственности.

4. Как вы понимаете смысл выражения: любовь - это одухотворенная плоть?

5. Почему, на ваш взгляд, влюбленные, поженившись и даже прожив счастливо несколько лет, вдруг расходятся?

6. Каковы особенности так называемой женской философии?

7. Что значит быть молодым?

8. Каковы особенности так называемой молодежной философии?

Из книги Хрестоматия по философии автора Радугин А. А.

Из книги Ответы на вопросы Кандидатского минимума по философии, для аспирантов естественных факультетов автора Абдулгафаров Мади

11. Философия аль-Фараби. Философия Ю.Баласагуни. Его труд: «Благодатное знание» Абунасыр Мухаммед ибн Мухаммед Фараби (870–950) является одним из величайших мыслителей раннего Средневековья. Он многогранным ученым-энциклопедистом и одним из основоположников восточного

Из книги Я и мир объектов автора Бердяев Николай

27. Казахская философия: история и современность (Абай, Валиханов, Алтынсарин), истоки черты, традиции и новации. Профессиональная философия в Казахстане. (Рахматуллин -

Из книги Лекции по истории философии. Книга вторая автора

1. Философия между религией и наукой. Борьба философии и религии. Философия и общество Поистине трагично положение философа. Его почти никто не любит. На протяжении всей истории культуры обнаруживается вражда к философии, и притом с самых разнообразных сторон. Философия

Из книги Шпаргалки по философии автора Нюхтилин Виктор

2. Философия личная и безличная, субъективная и объективная. Антропологизм в философии. Философия и жизнь Киркегард особенно настаивает на личном, субъективном характере философии, на жизненном присутствии философа во всяком философствовании. Он противополагает это

Из книги Философия истории автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Раздел второй. Второй период: Догматизм и скептицизм В этом втором периоде, предшествующем периоду александрийской философии, мы должны рассмотреть догматизм и скептицизм: догматизм, который распадается на два философских учения, на стоическое и эпикурейское, и третье

Из книги Краткий очерк истории философии автора Иовчук М Т

8. Немецкая классическая философия и ее главные проблемы. Философия Канта: понятие «вещи в себе» и трансцендентального знания. Антиномии чистого разума Немецкая классическая философия рассматривается в качестве самостоятельного этапа развития философии, потому что на

Из книги Трагедия философии автора Булгаков Сергей Николаевич

15. Аналитическая философия ХХ столетия. Философская программа неопозитивизма и ее кризис. «Постпозитивизм» и философия науки Аналитическая философия (Мур, Рассел, Витгенштейн) сформировалась в XX веке и видела задачу философии не в синтезе научного знания, а в

Из книги Я познаю мир. Философия автора Цуканов Андрей Львович

Отдел второй. РИМ ОТ ВТОРОЙ ПУНИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ ДО ИМПЕРИИ По нашему разделению, второй период начинается со второй Пунической войны, т.е. с того решительного момента, когда установилось римское господство. В первую Пуническую войну римляне показали, что они могут

Из книги Лекции по истории русской философии автора Замалеев Александр Фазлаевич

Глава XVII Буржуазная философия в странах Западной Европы во второй половине XIX в. Во второй половине XIX в. упадок буржуазной философской мысли продолжается: будучи неравномерным, по-разному проявляясь в различных странах и в различные периоды, он повсеместно обнаруживает

Из книги Марксистская философия в XIX веке. Книга вторая (Развитие марксистской философии во второй половине XIX века) автора

Глава XVIII Идеалистическая философия в России второй половины XIX - начала XX в. Развитие капитализма в России во второй половине XIX - начале XX в. проходило при наличии значительных остатков феодально-крепостнических отношений. Капитализм в сельском хозяйстве развивался

Лекция 5 ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII в. Время и идеалы эпохи Екатерины II. Либерально-правовое направление: Я.П. Козельский, Д.И. Фонвизин. Патриархально-консервативное направление: М.М. Щербатов. Радикально-демократическое

Из книги автора

МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В XIX ВЕКЕ. Книга вторая. Развитие марксистской философии во второй половине XIX

Рассказать друзьям