Как экономика отвечает на вопросы что производить. Три главные вопроса экономики. Экономические потребности. Методы распределения ресурсов в закрытой экономике

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

На данном уроке мы выясним, какие главные вопросы в экономике, для чего она существует и каким образом пытается ответить на эти главные вопросы. Также мы поговорим об экономической эффективности и экономическом выборе. Постараемся показать, каким образом экономика входит в жизнь каждого человека.

Тема: Экономика

Урок: Главные вопросы экономики

На прошлом занятии мы говорили о том, что ресурсы весьма ограничены, и экономика, по сути, призвана решать вопрос, каким образом использовать данные ресурсы с максимальной пользой для человечества. Все участники экономических процессов так или иначе находятся в состоянии выбора: они выбирают, какой из ресурсов использовать сейчас, а какой - использовать потом, какие блага производить и т. д. Соответственно, в экономике возникают три основных вопроса , на которые она должна отвечать: «что производить?» , «как производить?» и «для кого производить?» . Ответ на эти три вопроса - это ответ на основную задачу экономических процессов. Давайте поговорим о каждом из них отдельно.

Рис. 1. Основные вопросы экономики ()

Итак, первый вопрос - «какие товары производить?». Понятно, что человек - это существо, которое, живя в социальной среде, во многом обслуживает себя сам. Первобытные люди, разумеется, обслуживали себя самостоятельно. Так, первобытный охотник изготавливал нужные ему для охоты предметы: копьё, лук и другие необходимые ему вещи. И в наше время каждый из нас какие-то вещи может сделать для себя самостоятельно, а может получить эти вещи другим путём. Вам могут что-то подарить, что-то может быть передано вам по наследству, а что-то вы можете приобрести на рынке. Таким образом, вы создаёте свой быт таким, каким вы хотите его видеть. Вы можете стать абсолютно удовлетворённым человеком, все ваши потребности и желания могут быть реализованы, но общество так жить, увы, не может по причине ограниченности наших ресурсов.

Именно поэтому все производители (ими могут выступать государство, частные фирмы, даже частные лица) находятся в ситуации постоянного выбора, какой из продуктов им необходимо произвести. Это зависит от того, что именно будет востребовано в ближайшем будущем. С течением времени спрос на те или иные товары меняется. Век или два назад какие-то вещи были совершенно необходимы, а сейчас необходимость в них отпала, помимо всего прочего они стали архаикой. Примером такой вещи могут служить лапти.

Находясь в ситуации выбора, производители стремятся получить не только сиюминутную выгоду, но и заложить основы для своего будущего производства. Они стремятся в будущем увеличить свои прибыли, предугадывая потребности общества, которые могут возникнуть.

Конечно, для всех производителей очень выгодно производить те услуги либо товары, от которых невозможно отказаться. Человек ведь не может отказаться от пищи или от одежды. Но суть экономики заключается в наличии конкуренции, в противостоянии между различными производителями, для того чтобы у потребителя была возможность выбрать, купить подешевле или купить подороже. Кстати, следует пояснить, почему вещи вообще бывают дешевле или дороже. Это происходит потому, что производитель всегда решает вопрос, как ему производить товары.

Рис. 3. Суть экономики - конкуренция между производителями ()

Итак, мы подошли ко второму вопросу - «как производить товары и услуги?» . Всегда существуют самые разные способы и возможности произвести один и тот же товар либо услугу. От того, каким будет конечный продукт, зависит способ его изготовления, решения, которые производители принимают в ходе изготовления товара. Так или иначе, любой производитель заботится о том, чтобы его решения были наиболее эффективными. А под экономической эффективностью понимают произведение данного объёма готового продукта при наименьших затратах ограниченных ресурсов. Уяснив это соотношение, мы можем понять, почему тот или иной товар имеет такую цену. Производитель всегда стремится удешевить своё производство, но при этом ни в коем случае не хочет уменьшать свои прибыли. Это лежит в основе любого производства, на этом балансе и существует экономика производства.

Однако существует ещё и третий вопрос, который мы сегодня обозначили - «для кого производить товары и услуги?» . Понятно, что у всех у нас желания разные, разные у нас и возможности. Производя какой-либо товар, производитель стремится угодить интересам широких масс населения. Но сделать это с помощью какой-то одной услуги или товара попросту невозможно. Именно поэтому каждый из производителей стремится либо узкоспециализироваться, либо выпускать широкий ассортимент товаров и услуг для различных социальных слоёв. Не имеет значения, физический это продукт либо же услуга, которая не имеет физического выражения, ведь она тоже имеет стоимость и приносит прибыль производителю.

Итак, для получения правильных ответов на главные вопросы экономики необходимо знать возможности экономической системы, состояние рынка, факторы формирования спроса и предложения.

Как видим, три основных экономических вопроса ставят человеческое общество в состояние выбора. Так или иначе, нам приходится выбирать, где производить, как производить, что производить, для кого производить. Вопрос этот всякий раз мучителен, потому что какое-то время производство одних вещей и услуг может быть выгодным, но далее оно перестаёт быть таковым. Следует понимать, что практически каждый день производители находятся в подвешенном состоянии, ведь очень сложно определить точные приоритеты человека. Существует вероятность, что наши взгляды на жизнь изменятся и необходимость в каком-то предмете или услуге исчезнет. Можно привести массу примеров в истории человечества, когда некие важные и интересные вещи, которыми человек пользовался, в конечном итоге сходили на нет. Такова жизнь, такова экономика.

Задумайтесь, почему качество произведённых товаров разное. Одна и та же вещь на рынке может иметь совершенно разную стоимость в зависимости от её качества. Для примера возьмём ручки. Это обычный повседневный предмет, хорошо вам знакомый. Но даже он может стоить совершенно по-разному. Можно купить простую и недорогую шариковую ручку, которую вы будете использовать каждый день, а можно купить очень дорогую подарочную ручку, для особых случаев. Но, тем не менее, это всё та же ручка, письменный прибор.

Рис. 4. Простая или подарочная, - ручка всего лишь письменный прибор ()

Так откуда же возникает такая разница в цене? Дело в человеческих интересах и желаниях. Производитель изначально ориентируется на специфического покупателя. Вкусы людей разнообразны: кто-то имеет больше тяги к роскоши и желания окружать себя дорогими предметами, другим же людям достаточно иметь под рукой простые и многофункциональные предметы. С точки зрения производителя, именно человек с тягой к роскоши, необычным вещам, является покупателем, который готов заплатить большую сумму за тот же самый товар. На него и ориентированы самые дорогие предметы и услуги. Например, часы могут быть просты в дизайне, а могут стать сложной элитной вещью, которая имеет массу дополнительных функций и указывает на высокий социальный статус её владельца. Необходимость в них весьма условно, но сам обладатель таких часов гордится тем, что они у него есть.

Рис. 5. Дорогие часы - скорее роскошь, чем необходимость, но владелец гордится их обладанием ()

Все мы окружаем себя вещами и предметами, которые нам необходимы. Именно так мы выстраиваем собственную жизнь. Вот так экономика входит в жизнь каждого человека.

Список литературы

1. Кравченко А.И. Обществознание 8. - М.: Русское слово.

2. Никитин А.Ф. Обществознание 8. - М.: Дрофа.

3. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 8. - М.: Просвещение.

3. Сайт для профессиональных трейдеров ().

Домашнее задание

1. Объясните, что такое экономическая эффективность.

2. Охарактеризуйте три основных экономических вопроса.

3. * Представьте, что по наследству вам передали право на владение сетью фабрик по производству кондитерских изделий. Ответьте, на главные экономические вопросы: что именно вы будете производить, как и для кого.

Урок 1. Тема: Основы экономических знаний.
Зачем нужно изучать экономику? Ресурсы. Главные вопросы экономики.

2. Повторение основных понятий.
Экономика -
- наука, изучающая использование различного рода ограниченных ресурсов в целях обеспечения потребностей людей и отношения между различными сторонами, возникающие в процессе хозяйствования;
- само хозяйство, т. е. совокупность всех средств производства, используемых людьми в целях обеспечения своих потребностей.
Цель экономики – обеспечение потребностей людей (экономические продукты и услуги), поддержание и продолжение жизни людей.
Потребности человека: Физиологические; В защищенности и безопасности; Социальные; В уважении и признании; В самовыражении.

3. Главные вопросы экономики . «Что? Как? Для кого?»
1.Что производить? - то, что нужно покупателю, доступно по цене, выгодно производителю.
"Сигналом для производителей - что производить - является цена, предопределяемая Спросом и Предложением".
2. Как производить? - так, как позволяет Конкуренция.
"Способ использования ресурсов - как производить - определяется возможностями Экономической системы".
3. Для кого производить? - для того, кто имеет деньги:
сам способен производить или получает помощь из-за ограниченной трудоспособности.
"Распределение товаров - для кого производить - осуществляется Рынком на основании единственного критерия - наличия денег на покупку".
Вывод : Для получения правильных ответов на Главные Вопросы Экономики необходимо знать возможности Экономической системы, состояние Рынка, факторы формирования Спроса и Предложения.
Для решения трех главных вопросов экономики в обществе формируются экономические системы, перед которыми стоят две основные задачи:
- как рационально использовать ограниченные ресурсы для наилучшего удовлетворения материальных потребностей в обществе, т.е.какие товары и услуги необходимо создать и в каком количестве;
- кто их будет производить, и как он будет распределяться между людьми.
В процессе решения этих задач возникает сложная система отношении между участниками экономической деятельности. Они делают выбор, принимают решения, обеспечивают производство необходимыми факторами, получают доходы, финансируют экономику и т.д.
Ресурсы - это всё то, что может быть использовано.
Ресурсы подразделяются на:
- экономические (функционирующие);
- потенциальные (не вовлечённые в хозяйственный оборот);
Экономические ресурсы включают:
- природные ресурсы;
- трудовые (население в трудоспособном возрасте);
- материальные (все созданные человеком средства производства,
являющиеся результатом производства);
- финансовые (денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства);
- информационные (научная, научно-техническая, проектно-конструкторская, статистическая, технологическая, информационная информация, а также др. виды интеллектуальных ценностей, необходимых для создания экономического продукта).
Средства производства - это средства труда и предметы труда.
Средства труда - это то, с помощью чего производят.
Предметы труда - это то, из чего производят.
Инфраструктура - это экономические объекты, обеспечивающие нормальное функционирование производства и потребления (транспорт, связь, дороги, порты, склады...).
Экономические системы - это способы использования ресурсов для производства товаров (работ, услуг) и их распределения.
Рыночная экономическая система - это способы использования ресурсов для производства и распределения продукции, основанные на взаимодействии спроса и предложения при обязательной конкуренции.
Смешанная экономическая система - это способы использования ресурсов для производства и распределения продукции, основанные на совмещении рыночных способов и государственного индикативного (рекомендательного, не принудительного) планирования.
Командная система - принудительное руководство экономикой на основе директивного планирования, т.е. разработки обязательных для исполнения плановых заданий по производству и распределению всей продукции в масштабе страны.
Основные вопросы экономической системы: «Что?», «Как?», «Для кого?»
Для того чтобы решить главную проблему экономики - распределение ограниченных ресурсов, каждая экономическая система по-своему отвечает на эти три вопроса.
Какие из возможных товаров и услуг должны производиться в данной экономической системе и в определенный период времени? При какой комбинации производственных ресурсов, с использованием какой технологии должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товары и услуги? Кто будет покупать выбранные товары и услуги, оплачивать их, извлекая при этом пользу? Как должен быть распределен валовой доход общества от производства данных товаров и услуг?

4.Закрепление материала.
- что собой представляет экономическая система вообще и рыночная система в частности;
- что лежит в основе различий между системами;
- как они решают три основные вопросы общества;
- что такое экономическая деятельность человека;
- какую роль играет собственность в экономике;
- место каждого участника экономической деятельности;
- основные организационно – правовые формы бизнеса;
- роль домашнего хозяйства в рыночной экономике.

Экономическая система – это форма организации хозяйственной жизни общества.

Элементы экономической системы:

    Социально-экономические отношения. Они основываются на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы.

    Организационные формы хозяйственной деятельности (натуральное хозяйство, товарное хозяйство и т.д.).

    Хозяйственный механизм – это способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне, а также система стимулов и мотиваций, которыми руководствуются участники хозяйственной жизни.

    Конкретные экономические связи между предприятиями и организациями.

В любой экономической системе экономика решает 3 главных вопроса:

    Что производить? (То есть, какие товары и услуги, в каком количестве, к какому сроку).

    Как производить? (Какие ресурсы использовать, на каких предприятиях, с помощью, какой технологии и т.д.).

    Для кого производить? (То есть целевая группа потребителей).

Вопрос 4. Основные типы экономических систем и их характерные черты.

Экономические системы различаются по:

    Способу решения главных экономических вопросов.

    По типу собственности на важнейшие виды ресурсов.

С точки зрения этих критериев различают следующие типы экономических систем:

    Традиционная система.

Данные экономические системы существовали в основном в начальные периоды истории человечества. Главные экономические вопросы решались на основе инстинкта. Сейчас данные системы встречаются гораздо реже (в наиболее отдаленных районах мира, в экономически слабо развитых странах).

Традиции, обычаи, наследственность, сословность, ритуалы определяют что, как и для кого производить. Следовательно, данная экономическая система базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. Мелкотоварное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике. Активна роль государства – оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения. Преобладает натурально-общинная форма хозяйствования.

    Административно-командная система.

В этой системе главную роль играет государство. Именно оно решает вопросы что, как и для кого производить с помощью централизованного планирования и управления.

Характерные черты:

    Общественная собственность на все экономические ресурсы, монополизация экономики.

    Координация экономической деятельности осуществляется на основе иерархии, то есть административного способа подчинения вышестоящему органу.

    Руководство экономикой осуществляется из единого центра с помощью приказов, прямых команд.

    Из центра дается указание: что, как и для кого производить, куда поставлять продукцию, в каком количестве, по какой цене. Следовательно, центр должен заранее знать и определять все потребности, все ресурсы. На этой основе составляется директивный план развития экономики на определенный период времени. До каждого работника доводятся конкретные задания, и жёстко контролируется их выполнение.

    Гигантские монополии не заботятся о внедрении новинок техники и технологии.

    Значительная часть ресурсов направляется на развитие ВПК.

Примеры стран: СССР, страны Восточной Европы.

Практика показала, что такая система может быть эффективна в экстремальных условиях, в чрезвычайных обстоятельствах (война). Однако, в длительной перспективе, в нормальной социально-политической и экономической обстановке она не может быть эффективной. Последствия: утрата моральных и материальных стимулов к труду, утрата у человека чувства хозяина, уравнительность в оплате, следовательно, спад производства. Экономика становится неэффективной.

    Рыночная система.

Рынок – это механизм взаимодействия продавцов и производителей, баланс спроса и предложения.

Вопрос «что производить?» решает потребитель.

Вопрос «как производить?» решается производителем. Под давлением конкуренции производители стараются внедрить новшества, чтобы не разориться, чтобы снизить свои затраты.

Вопрос «для кого производить?» - в рыночной системе, для тех, у кого есть деньги.

Таким образом, в рыночной системе основное средство координации экономической деятельности – это товарно-денежные отношения и конкуренция. Преобладающей является частная собственность. Это очень жёсткая система. За ошибки приходится платить «рублем», так как просчеты ведут к убыткам, разорению, банкротствам. Эта система основывается на принципе экономической целесообразности, то есть на стремлении достичь максимального результата при минимальных затратах. В условиях конкуренции каждый предприниматель старается произвести более качественный товар, а значит, стремится внедрить новую технику и технологии. Все это способствует НТП.

Однако, это не идеальная система и в ней много недостатков. В результате конкуренции разоряются одни и обогащаются другие, следовательно, растет имущественное расслоение общества. Социальные гарантии минимальны, так как государство играет малую роль, являясь лишь арбитром, который следит за исполнением законов. Таким образом, высокая эффективность сочетается с нарушением принципов равенства и социальной справедливости.

    Смешанная система.

Следует иметь ввиду, что в реальной жизни рыночной экономики в чистом виде нет. Она существует только в теории. В реальной жизни современные экономические системы большинства развитых стран носят смешанный характер.

Главная черта смешанной экономики: и государство, и частный сектор играют важную роль в ответах на вопросы: Что? Как? Для кого производить?

В ней получают довольно широкое распространение плановые методы: планы развития отдельных фирм на основе маркетинговых исследований, конкретное государственное вмешательство. Планы разных экономических уровней влияют на структуру и количество производимой продукции, обеспечивая их большее соответствие общественным потребностям.

Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний также на основе анализа перспективных отраслей.

Таким образом, государство в смешанной экономике действует по многим направлениям, (в т.ч. финансирование новых, малоприбыльных отраслей, переподготовка кадров, развитие медицины, социальная защита), оказывая влияние на экономику, которое резко возрастает в периоды кризисов.

Однако, главную роль в ответах на классическую тройку вопросов продолжает играть рыночный механизм.

Модели организации хозяйства:

Американская модель – это либеральная рыночно - капиталистическая модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно - конкурентного механизма, а также высокий уровень социальной дифференциации.

Германская модель – модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала.

Шведская модель – это социальная модель, для которой характерен высокий уровень социальных гарантий, базирующихся на широком перераспределении доходов.

Японская модель – модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, инвестиций и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением внутрифирменного начала.

Как соотносятся затраты и прибыль?

Вспомни: Что и для кого выгодно производить? Кого можно назвать рациональным производителем? Где границы экономической свободы?

Нужно ли регулировать производство? Ограниченность экономических ресурсов на планете порождает необходимость решения человеком проблемы их рационального использования и распределения. Из предыдущего параграфа вы узнали, что постоянно делать экономический выбор приходится всем, кто принимает экономические решения: домашним хозяйствам, фирмам, государству. Любое общество , независимо от уровня благосостояния, должно уметь определить, какие товары, как и для кого производить. Эти три вопроса организации экономики являются решающими для. развития общества. Рассмотрим их подробнее.

Что производить? Какие из возможных товаров и услуг должны быть произведены в данное время? Отдельный человек может обеспечить себя необходимыми товарами различными путями: произвести их самостоятельно, обменять на другие блага, получить их в качестве подарка. Общество в целом не может увеличить производство всех товаров и услуг одновременно. Ему приходится делать достаточно трудный выбор: что хотелось бы получить немедленно, с получением чего можно подождать или от чего-то вообще отказаться. Фирмы, отдельные предприниматели постоянно принимают решения о том, какие товары и услуги должны быть произведены с использованием имеющихся и их распоряжении ресурсов и предложены потребителю.

Итак, суть проблемы в том, что ресурсы ограниченны и экономика не может обеспечивать неограниченный выпуск товаров и услуг. Поэтому необходимо принимать решения, какие товары и услуги следует производить, а от каких надо отказаться. (Приведи примеры подобных решений участниками экономики.)

Как производить? Решение этого вопроса связано с выбором экономических ресурсов, технологии, места размещения предприятия, организации производства и т. п.

Существуют различные варианты производства благ. Из множества вариантов важно выбрать наиболее эффективный. Так, всегда существует несколько способов строить дороги, изготавливать машины, осваивать новые месторождений полезных ископаемых. Один способ требует больших денежных затрат, другой - технических, третий - значительного использования трудовых ресурсов и т. п. Какой вариант соединения необходимых для производства ресурсов является оптимальным? При решении этого вопроса берется во внимание в первую очередь экономическая эффективность проекта.

Экономическая эффективность означает получение данного объема продукции при наименьших затратах ограниченных ресурсов. Большее количество продуктов, произведенных благодаря данному объему затрачиваемых ресурсов, означает большую эффективность, и наоборот. Из обществоведческого курса 7 класса вы знаете связи между количеством ресурсов производства и количеством и качеством произведенного продукта. Напомним, что производитель, решая проблему «затраты – выпуск», стремится найти лучшие способы комбинации ресурсов и организации своего производства. Так, эффективно использовать ресурсы и снижать затраты производителю помогают следующие способы: внедрение технических новшеств и новых технологий, экономное и бережное расходование ресурсов, совершенствование мастерства работника, использование разделения труда.

Таким образом, общество в целом и отдельные производители должны решать: кем, из каким ресурсов и с помощью какой технологии должны быть произведены блага, как должно быть организовано производство?

Для кого производится продукт? Кто сможет приобрести товары и услуги и как они распределяются между членами общества?

Поскольку ни одно общество не в состоянии каждому желающему предоставить, например, собственный коттедж или автомобиль, то приходится мириться с тем, что кто-то живет в многоквартирном доме или пользуется общественным транспортом. Общество вынуждено ориентировать производителей на определенного потребителя экономических благ. Производитель учитывает потребности в товарах и услугах различных групп населения с разными доходами и решает, для кого производить: для богатых (предметы роскоши), для массового потребителя или для бедных (дешевые товары}.

Производитель часов может выпускать наручные часы в простом металлическом корпусе или в золотом, обычные механические будильники или сложные электронные. Его выбор будет зависеть, в частности, от решения вопроса о том, кто будет пользоваться произведенной продукцией. Тем самым посредством выбора решается и проблема распределения экономических благ.

Все перечисленные основные экономические вопросы основаны на выборе и решаются участниками экономики в тесной взаимосвязи.

Экономическая система и ее функции. Мы уже затрагивали вопрос о том, как люди совершают выбор в условиях ограниченности ресурсов. Дли того чтобы экономика любой страны нормально работала, необходимо найти способ координировать этот выбор миллионов людей.

Разнообразии способов координации хозяйственной жизни и принятия решений по главным экономическим вопросам зависит от господствующей в обществе формы собственности (кто имеет доступ к экономическим ресурсам), методов принятия экономических решении об организации производства и распределении благ (стихийно с помощью приказов, команд), а также методов примечания людей к экономической деятельности (стимулы и мотивы участия в деятельности).

В самом общем виде должно назвать три пути решения обществом главных вопросов экономики: согласно заведенным издавна обычаям (по традиции); путем отдачи распоряжений и приказов «сверху вниз» (командными методами); с помощью рынка. Более подробно остановимся на них далее.

Развитие общества показало возможность существования нескольких вариантов организации экономической жизни. Они получили название экономических систем.

Экономическая система - совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения вопросов: что, как и для кого производить?

Экономисты выделяют следующие основные типы экономических систем: традиционную, централизованную (командную), рыночную. Каждая из них ищет свои подходы к решению главных экономических вопросов и пути распределения ограниченных ресурсов. Однако подобное выделение экономических систем достаточно словно. В реальной жизни трудно найти государство с чисто выраженным типом экономической системы. Действующие в мире экономические системы используют различные сочетания названных выше способов организации экономической жизни.

Типы экономических систем. Хозяйственная деятельность людей, осуществляемая в той или иной экономической системе, имеет свои особенности. Рассмотрим их на примере основным типов экономики.

Традиционная экономика - экономическая система, которой обычаи и традиции определяют практику использования ограниченных ресурсов. Она основана на широком использовании ручного труда, отсталой технологии, общинном ведении хозяйства, натуральном обмене, Основные экономические вопросы решаются и соответствии с обычаями и традициями (все делать так, как раньше).

Обитатели африканских джунглей или островов южных морен, канадские эскимосы ведут хозяйственные дела на основе вековых традиций, передаваемых из поколения в поколение. Экономические ресурсы в традиционной экономике чаще всего находятся в коллективной собственности племени или общины. Решение об использовании общинных ресурсов принимаются коллективно.

Набор производимых экономических благ не отличается разнообразием. То же характерно и для отдельных видов деятельности (преимущественно труд в сельском хозяйстве, ремесла). Технологии и способы производства в традиционной экономике не меняются веками, что тормозит развитие экономики и рост эффективности производства. Такая экономическая система, несмотря на стабильный, предсказуемый характер, способна удовлетворять лишь минимальные, жизненно необходимые потребности людей.

В настоящее время традиционная экономическая система сохранилась в чистом виде у некоторых племен Центральной Африки , Южной и Юго-Восточной Азии. Отдельные элементы такой экономики можно найти в ряде слаборазвитых и развивающихся стран. Например, в некоторых штатах Индии сохраняется полунатуральное хозяйство.

(Подумай, существуют ли в современном российском обществе какие-либо стороны экономической жизни, регулируемые традициями и обычаями.)

Рыночная экономика - способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии форм собственности, предпринимательстве и конкуренции, свободном ценообразовании. В этой экономической системе решение вопросов, что как и для кого производить, является результатом взаимодействия продавцов и покупателей на рынке. В экономическом смысле рынок - это совокупность экономических отношений, проявляющихся в сфере обмена, а также условий, благодаря которым продавцы и покупатели находят друг друга и могут совершать сделки.

В рыночной экономике основные ресурсы производства и его результаты находятся в руках частных лиц. Действующие в этой экономике люди свободны от власти обычаев и распоряжений «сверху». Каждый самостоятельно принимает экономические решения в соответствии с собственными интересами и потребностями. Потребитель принимает решение о покупке, руководствуясь желанием получить большую пользу от потребления товара. Производитель, решая производить тот пли иной товар, рассчитывает получить прибыль. Поэтому на вопрос «что производить?» в рыночной экономике есть один ответ: производиться будут лишь те товары, которые могут принести прибыль, а те товары, производство которых влечет за собой убытки, выпускаться не будут. При этом производитель стремится выбрать такую технологию производства, которая обеспечит ему наибольшую прибыль . В рыночной экономике производство осуществляют лишь те фирмы, которые желают и способны применять новую технологию производства. Применение новых технологий обеспечивает рост экономической эффективности в результате снижения издержек производства. Тем самым рыночная экономическая система благоприятствует техническому прогрессу.

Если каждый участник экономики действует в своих интересах, то как же решается проблема справедливого распределения благ? Приобретение потребителями произведенного продукта зависит от величины их денежных доходов и цен на товары и услуги. Чем больше доход потребителя, тем большую часть продукта он сможет приобрести. Чем ниже цена продукта, тем в большем количестве он потребляется, и наоборот. Именно цены, свободно формирующиеся в процессе купли-продажи, дают ответ на вопросы: что, как и для кого производить? О том, как действует рынок, каким образом цены способствуют эффективному распределению и использованию экономических ресурсов, вы подробно узнаете на последующих уроках.

Мнения . Экономисты ведут серьезные споры об эффективности рыночной экономики: она, с одной стороны, способствует рациональному распределению ресурсов и личной свободе, а с другой - недостаточно эффективна. К так называемым «просчетам рынка» относят безработицу, чрезмерное неравенство в доходах населения. экономическую нестабильность и др.

Командная экономика экономическая система, в которой основные экономические решения принимаются государством, выступающим организатором хозяйственной деятельности общества. Ее характеризует государственная собственность на средства производства, централизованное планирование производства, распределения и потребления материальных благ.

Все экономические и природные ресурсы находятся в собственности государства . Поэтому, что, как и для кого производить, государство планирует из единого центра на основе приказов (директив), законов, плановых заданий. Государство контролирует и регулирует производство и распределение основных благ. Такая экономическая система была в СССР, других социалистических странах. Единый экономический центр пытался учесть все потребности - от общественных до индивидуальных, предусмотреть все возникающие проблемы, связанные с их удовлетворением, (Подумай, возможно ли составить идеальный план развития экономики всей страны. Что может мешать этому?)

Результатом такого планирования нередко были недостаточность одних товаров (ваши родители еще помнят многочисленные очереди) или избыток других, затягивание из-за сложных административных процедур сроков внедрения новых технологий в производство и новой техники в быт населения.

Производители, отстраненные от самостоятельных экономических решений, превращались в исполнителей чужих распоряжений. Они не были заинтересованы в результатах деятельности, так как значительная часть дохода перечислялась государству. Это вызывало снижение производительности труда и в целом эффективности общественного производства. Как следствие - низкий уровень удовлетворения потребностей людей в товарах и услугах. Это одна из причин крушения командной экономики в нашей стране и сужения круга стран в мире, сохраняющих этот тип экономики. В настоящее время командная экономика действует на Кубе, в Северной Корее, некоторых странах Юго-Восточной и Средней Азии .

Современная экономика большинства стран является смешанной. В ее основе лежит рынок, но при этом используются различные формы государственного регулирования, частная собственность и государственная собственность взаимодействуют. Смешанная экономика современное хозяйство, в котором активную роль играет как рынок, так и государство.

Документ . Российский ученый-экономист, доктор экономических паук Е. Н. Лобачева так характеризует рассматриваемый тип экономики:

«В современных условиях наиболее распространенной экономической системой следует, очевидно, признать смешанную экономику. Для нее характерно: развитый рынок, экономическая свобода, а потому разнообразная предпринимательская деятельность широких слоев трудоспособного населения и активная регулирующая роль государства… Это позволяет реализовать возможности рыночной экономики для повышения эффективности производства, а через государственное регулирование ориентировать страну на рациональное и более полное пользование ограниченных ресурсов, применение безопасных технологий и сохранение окружающей среды . Достаточно длительный период функционирования разумных моделей смешанной экономики показывает, что регулируемое государством рыночное хозяйство способно обеспечить экономическое и научно-техническое развитие страны и предоставлять достаточно высокие социальные гарантии ее гражданам».

Соотношение экономической роли государства и рынка в управлении Экономикой серьезно различается в современных развитых странах. Так, в США около 4/5 всего объема произведенной в стране продукции обеспечивается рыночной системой. Экономику Японии характеризует государственное планирование и координация экономической деятельности правительства и частного сектора.

Итак, экономическая система способствует решению задачи эффективного использования ограниченных ресурсов. Основная задача экономической системы привести в соответствие безграничные потребности и ограниченные возможности членов общества через решение вопросов: что, как и для кого производить?

Проверь себя

1. Как решить противоречие между ограниченностью ресурсов и ростом потребностей людей?

2. Что такое экономическая эффективность?

3. В чем различие способов координации экономического выбора в различных экономических системах?

4. Каковы особенности функционирования основных экономических систем?

В классе и дома

1. Прочитай приведенный ниже текст, в котором пропущены слова.

В рыночной экономике ресурсы производства и его результат - продукт - принадлежат не общине, как в - , и не государству, как в - а частным

лицам. Поэтому проблема стимулов к производству в рыночной экономике не стоит. Каждый производитель выбирает самый выгодный для себя продукт и производит его, чтобы получить в итоге - . Он также выбирает по возможности наиболее эффективную - производства, при которой отношение результата к затратам является наибольшим. Рыночная экономика основана на предпринимательстве и частной - . Исторический опыт показал преимущество рыночной экономики над другими -.

Выбери из предлагаемого ниже списка то, что необходимо вставить и запиши в тетрадь (Слова даны в именительном падеже; слов в списке больше, чем необходимо выбрать): 1) командная экономика ; 2) традиционная экономика; структура; 4) прибыль; 5) торговля; 6) технология; 7) выручка; 8) экономическая система.

2. Используя знания истории России, определи, признаки каких экономических систем характеризуют экономику эпохи Петра I. Приведи необходимые примеры.

3. Заполни в своей тетради таблицу.

Рыночная экономика

Командная экономика

Традиционная экономика

Впиши перечисленные признаки той или иной хозяйственной системы в соответствующую графу таблицы: господство натурального хозяйства; экономическая самостоятельность производителей; контроль над распределением благ со стороны государства; преобладание государственной собственности; «простой труд» как основа хозяйства; равные права для всех форм собственности: принятие государственных планов, обязательных л ли производителен; производство продукции преимущественно для собственного потребления; поддержка государством стабильного уровня цен; замкнутость хозяйства; централизованное перераспределение хозяйственных ресурсов; использование производственных ресурсов на основе обычаев.

1. Прочитай текст и выполни задания.

Телеграф, как известно, появился задолго до телефона и быстро стал популярным средством передачи информации. Но мало кто знает, что в XIX в. была попытка сделать бизнес на торговле телеграфными аппаратами, продвигая их на рынок как устройства для личного бытового использования. Подобный бизнес не состоялся, поскольку каждому покупателю аппарата приходилось изучать азбуку Морзе и приобретать навыки общения на этом «нечеловеческом языке». Инженер А. Белл, увидев, что общество нуждается в средствах коммуникации, вскоре изобрёл телефон, обеспечив простой и естественный для людей способ общения. С использованием телефона коммуникационный бизнес стал быстро расширяться.

(По материалам «Энциклопедии для школьников»)

Как в этой конкретной ситуации решались основные вопросы экономики:

1) Что и в каком количестве производить?

Необходимо производить вещи, которые делают жизнь для человека легче.

2) Как производить?

С выгодой для себя и покупателей.

3) Для кого производить?

Для как можно большего числа людей, чтобы многие люди могли позволить себе этот продукт.

2. Объясни значение понятий.

Экономическая эффективность – это результат, который можно получить, соизмерив показатели доходности производства по отношению к общим затратам и использованным ресурсам. Если первый показатель выше по сравнению со второй составляющей, значит, целей достигнуто, все потребности удовлетворены. Если ситуация наоборот, значит, экономического эффекта не наблюдается и предприятие несет убытки.

Суть экономической эффективности состоит в том, чтобы из доступных предприятию ресурсов получать больше результатов производства, окупив затраты на приобретение ресурсов.

Эффективность экономической системы зависит от эффективности производства, социальной сферы (систем образования, здравоохранения, культуры), эффективности государственного управления. Эффективность каждой из этих сфер определяется отношением полученных результатов к затратам и измеряется совокупностью количественных показателей.

Экономическая система - это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Для выделения этих систем используют два основных критерия: форма собственности на средства производства (Средства и предметы труда); способ координации и управления экономической деятельностью.

С большой долей условности можно выделить модель традиционной, командно-административной (централизованной) и рыночной экономики.

3. Назови несколько способов повышения эффективности производства.

Пути повышения эффективности производства – комплекс конкретных мероприятий по росту эффективности производства в заданных направлениях. Основные пути повышения эффективности производства: снижение трудоемкости и повышение производительности труда, снижение материалоемкости продукции и рациональное использование природных ресурсов, снижение фондоемкости продукции и активизация инвестиционной деятельности предприятий.

Важным фактором повышения эффективности деятельности предприятия является научно-технический прогресс. В современных условиях нужны революционные, качественные изменения, переход к принципиально новым технологиям, к технике последующих поколений, коренное перевооружение всех отраслей народного хозяйства на основе новейших достижений науки и техники.

Коренные преобразования в технике и технологии, мобилизация всех, не только технических, но и организационных, экономических и социальных факторов создадут предпосылки для значительного повышения производительности труда. Предстоит обеспечивать внедрение новейшей техники и технологии, широко применять на производстве прогрессивные формы научной организации труда, совершенствовать его нормирование, добиваться роста культуры производства, укрепления порядка и дисциплины.

Одним из важных факторов интенсификации и повышения эффективности производства предприятий является режим экономии. Ресурсосбережение должно превратиться в решающий источник удовлетворения растущей потребности в топливе, энергии, сырье и материалах.

Повышение эффективности производства зависит от лучшего использования основных фондов. Необходимо интенсивнее использовать созданный производственный потенциал, добиваться ритмичности производства, максимальной загрузки оборудования, существенно повышать сменность его работы и на этой основе увеличивать объем продукции с каждой единицы оборудования, с каждого квадратного метра производственной площади. Результатом организации интенсивного использования производственных мощностей является ускорение темпов прироста продукции без дополнительных капитальных вложений.

Важное место в повышении эффективности производства занимают организационно-экономические факторы. Особо возрастает их роль с ростом масштабов общественного производства с усложнением хозяйственных связей. Требует дальнейшего развития и совершенствования производственная социальная инфраструктура, оказывающая существенное влияние на уровень эффективности производства. В управлении – это совершенствование самих форм и методов управления, планирования, экономического стимулирования всего хозяйственного механизма. В этой же группе факторов широко применяются многообразные рычаги хозяйственного расчета и материального поощрения, материальной ответственности и других хозрасчетных экономических стимулов.

Особое место в интенсификации экономики предприятия, снижении удельного расхода ресурсов принадлежит повышению качества продукции. Эта задача должна стать предметом постоянного внимания и контроля, главным фактором в оценке деятельности каждого трудового коллектива.

4. Заполни таблицу, используя текст учебника.

Традиционная экономика основана на традициях, передающихся от поколения к поколению. Эти традиции определяют, какие товары и услуги производить, для кого и каким образом. Перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях данной страны. Экономические роли членов общества определяются наследственностью и кастовой принадлежностью.

Такой тип экономики сохранился сегодня в некоторых слаборазвитых странах, куда технических прогресс проникает с большими трудностями, так как он, как правило, подрывает устоявшиеся в этих странах обычаи и традиции.

Характерные черты экономик традиционного типа:

Слабое развитие техники и технологий производства;

Большая доля ручного труда во всех отраслях экономики;

Незначительная роль в традиционной экономике предпринимательства, в том числе и малого при постоянном увеличении масштабов деятельности крупных подразделений;

Преобладание во всех сторонах жизнедеятельности общества традиций и обычаев.

Основные особенности капиталистической экономики: Частная собственность; Свобода предпринимательского выбора; Конкуренция; Опора на рыночную систему; Ограниченная роль государства.

Рыночная экономика характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. Что, как и для кого производить определяет рынок через механизм спроса и предложения.

В капиталистической системе материальные ресурсы принадлежат частным лицам. Право заключать обязательные для исполнения юридические договоры позволяет частным лицам по своему усмотрению распоряжаться своими материальными ресурсами.

Производитель стремится производить (ЧТО?) ту продукцию, которая удовлетворяет потребности покупателя и приносит ему наибольшую прибыль. Потребитель сам решает, какой товар ему купить и сколько за него заплатить денег.

Поскольку в условиях свободной конкуренции установление цен от производителя не зависят, то на вопрос "КАК?" производить, хозяйственный субъект экономики отвечает стремлением производить продукцию с более низкими издержками, чем его конкурент, с тем чтобы продать больше из-за более низких цен. Решению этой задачи способствуют использование технического прогресса и различные методы управления.

Вопрос "ДЛЯ КОГО?" решается в пользу потребителей с наибольшим доходом.

Командная или централизованная экономика является противоположностью рыночной экономики. Она основана на государственной собственности на все материальные ресурсы. Отсюда все экономические решения принимаются государственными органами посредством централизованного (директивного планирования).

Каждому предприятию производственным планом предусматривается, что и в каком объеме производить, выделяются определенные ресурсы, тем самым государство решает вопрос как производить, указываются не только поставщики, но и покупатели, то есть решается вопрос, для кого производить.

Средства производства распределяются между отраслями на основании долговременных приоритетов, определяемых плановым органом.

В такой экономической системе правительство не вмешивается в экономику. Его роль сводится к защите частной собственности, установлению законов, облегчающих функционирование свободных рынков.

5. Проанализируй ситуации и определи тип экономической системы.

Традиционная экономика

1) В стране W основным богатством считается земля, которая находится в собственности общины. Процесс производства осуществляется в соответствии с обычаями предков. Всё необходимое для жизни семьи производят в своих собственных хозяйствах. Товарно-денежные отношения не развиты.

Командная экономика

2) В стране N все природные и экономические ресурсы находятся в собственности государства. Вопросы планирования и ценообразования решаются централизованно.

6. Сравни рыночную и командную экономику. Выбери и запиши в первую колонку таблицы порядковые номера черт их сходства, а во вторую колонку порядковые номера черт отличия рыночной экономики от командной.

1) господство государственной формы собственности

2) разрешение проблемы ограниченности ресурсов

3) производство товаров и услуг

4) конкуренция товаропроизводителей

7. В разделе «Говорят мудрые» приведено высказывание американского экономиста В. Леонтьева (см. с. 160 учебника). Проанализируй слова автора.

1) Как ты понимаешь смысл этого высказывания?

Желание людей создавать новое, трудиться дает обществу силы на развитие, а планирование использует эти силы, чтобы они не были растрачены впустую, а служили достижению общегосударственных целей.

2) Запиши два-три обществоведческих термина, с помощью которых можно объяснить смысл этого высказывания.

Смысл высказывания можно назвать такими терминами как:

1) инновации

2) экономическая перспектива,

3) эффективность

4) менеджмент

3) Приведи несколько примеров, иллюстрирующих это высказывание.

Создание Виндоус системы, создание компьютеров и распространение их как домашних персональных устройств, создание кондиционера и подобных новинок, которые делают нашу жизнь лучше, легче и комфортнее.

Рассказать друзьям