Мысль семейная в романе «Война и мир» (Школьные сочинения). Семейная мысль в романе-эпопее «Война и мир» Льва Николаевича Толстого Война и мир мысль семейная

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Толстой считал семью основой всего. В ней и любовь, и будущее, и мир, и добро. Из семей состоит общество, нравственные законы которого закладываются и сохраняются в семье. Семья у писателя – это общество в миниатюре. У Толстого почти все герои – семейные люди, и характеризует он их через семьи.

В романе перед нами разворачивается жизнь трех семей: Ростовых, Болконских, Курагиных. В эпилоге романа автор показывает счастливые «новые» семьи Николая и Марьи, Пьера и Наташи. Каждая семья наделена характерными особенностями, а также воплощает какой-то свой взгляд на мир и его ценности. Во всех событиях, описанных в произведении, так или иначе участвуют члены этих семей. Роман охватывает пятнадцать лет жизни, семьи прослежены в трех поколениях: отцы, дети и внуки.

Семья Ростовых – пример идеальных отношений любящих и уважающих друг друга родных людей. Отец семейства, граф Илья Ростов, изображен как типичный русский барин. Управляющий Митенька постоянно обманывает графа. Только Николай Ростов разоблачает и увольняет его. В семье никто никого не обвиняет, не подозревает, не обманывает. Они – одно целое, всегда искренне готовы помочь друг другу. Радости и горести переживаются сообща, вместе ищут ответы на сложные вопросы. Они быстро переживают неприятности, в них преобладает эмоциональное и интуитивное начало. Все Ростовы – увлекающиеся люди, но ошибки и промахи членов семьи не вызывают неприятия и вражды друг к другу. Семья расстраивается и горюет, когда Николай Ростов проигрывается в карты, переживает историю влюбленности Наташи в Анатоля Курагина и попытку бегства с ним, хотя все светское общество обсуждает это позорное событие.

В семье Ростовых «русский дух», все любят национальную культуру и искусство. Они живут в согласии с национальными традициями: рады гостям, щедры, любят жить в деревне, с удовольствием принимают участие в народных праздниках. Все Ростовы талантливы, обладают музыкальными способностями. Дворовые люди, служащие в доме, глубоко преданы господам, живут с ними как одна семья.

Во время войны семья Ростовых остается в Москве до последнего момента, пока еще можно эвакуироваться. В их доме размещают раненых, которых нужно вывезти из города, чтобы их не убили французы. Ростовы решают бросить нажитое добро и отдать повозки для солдат. Так проявляется истинный патриотизм этой семьи.

В семье Болконских царят другие порядки. Все живые чувства загнаны на самое дно души. В отношениях между ними – только холодная рассудочность. У князя Андрея и княжны Марьи нет матери, а отец заменяет родительскую любовь сверхтребовательностью, чем делает несчастными своих детей. Княжна Марья – девушка с сильным, мужественным характером. Ее не сломило жестокое отношение отца, она не озлобилась, не утратила чистую и нежную душу.

Старик Болконский уверен, что на свете «есть только две добродетели – деятельность и ум». Он сам всю жизнь трудится: пишет устав, работает в мастерской, занимается с дочерью. Болконский – дворянин старой закалки. Он патриот своей родины, хочет принести ей пользу. Узнав, что наступают французы, он становится во главе народного ополчения, готов защищать свою землю с оружием в руках, не дать ступить на нее врагу.

Князь Андрей похож на своего отца. Он тоже стремится к власти, работает в комитете Сперанского, хочет стать большим человеком, служить на благо страны. Хоть он и дал себе слово больше никогда не участвовать в битвах, в 1812 году снова идет воевать. Спасать родину для него – это святое дело. Князь Андрей гибнет за родину, как герой.

Семейство Курагиных несет в мир зло и разрушение. На примере членов этой семьи Толстой показал, как обманчива бывает внешняя красота. Элен и Анатоль красивые люди, но эта красота мнимая. Внешний блеск скрывает пустоту их низких душ. Анатоль везде оставляет о себе скверную память. Из-за денег он сватается к княжне Марье, разрушает отношения князя Андрея и Наташи. Элен любит только себя, разрушает жизнь Пьера, позорит его.

В семье Курагиных царят ложь и лицемерие, презрение к окружающим. Отец семьи, князь Василий, придворный интриган, его интересуют только сплетни и подлые поступки. Ради денег он готов на все, даже на преступление. Его поведение в сцене смерти графа Безухова – верх кощунства и презрения законов человеческой морали.

В семье Курагиных нет духовного родства. Толстой не показывает нам их дом. Они примитивные, неразвитые люди, которых автор изображает в сатирических тонах. Счастья в жизни они достичь не могут.

По мысли Толстого, хорошая семья – это награда за праведную жизнь. Своих героев в финале он награждает счастьем в семейной жизни.

В романе «Война и Мир» основными дворянскими семьями являются Ростовы, Болконские и Курагины, которые были взяты за основу сюжета и играют ключевую роль.
Наиболее яркий и важный род, которому отдает предпочтение сам писатель – род Ростовых, состоящий из Графа Ильи Андреевича и его жены Натальи, воспитавшие и вырастившие в достатке и благополучии четырех детей: Веру, Наташу, Николая и Петю. Также частью семьи Ростовых наравне с остальными детьми стала Соня, племянница Графа, которая воспитывалась у Ростовых с самого детства. В каждом из них есть наивность и душевная простота. Одна лишь Вера отличалась и отделялась от остальных своей холодностью и никак не раскрылась в романе. Графиня-мать не скрывает, что воспитывала Веру не так, как других детей, а в строгости и ограничениях. В отличие от старшей сестры, остальные выросли очень дружными и искренними друг с другом. Совместное воспитание Графа Ильи и Графини Натальи заметны во всем. Лев Николаевич создал свой идеал семьи в Ростовых, где он видит четкое распределение – мать отвечает за духовные качества, а отец за мужество. К примеру, Граф Илья сумел привить детям чувство долга, отважности и чести, а Графиня – мать – доброту, отзывчивость и честность.
Самая интересная и любимая самим автором героиня – Наташа. Она проходит путь от молодой девушки, совершающей ошибки (что, безусловно, простительно для нее) до женщины, которая, наконец, счастлива с любимым человеком. Мы видели её и в радости, и в горе, и в тех безрассудных ситуациях, когда она решила сбежать с Анатолем Курагиным. Как бы порой не поворачивался язык назвать Наташу недалекой и глуповатой, нельзя не вспомнить, что она была юна и как у всех молодых, чувства преобладали над разумом.

Семья Ростовых тесно связана с семьей Болконских – влюбленные Андрей и Наташа, а после Николай с Марьей Болконской. Положение в этой семье обстоит несколько иначе, нежели у Ростовых. Глава семьи – Николай Андреевич, человек, с гордостью несущий устоявшийся семейный уклад, дух и характер своего рода и передающий его своим детям – Марье и Андрею. Николай Андреевич чувствует огромную ответственность за свою честь и долг, вспомним также, что Граф хорошо дружил с Генералом Кутузовым и, по сути, род Болконских - это потомственные военные, а военное дело подразумевает подчинение, строгость, точность и жесткость.
«Если с тобой что-то случится – мне будет больно, если же ты поступишь не как сын Болконского – мне будет стыдно» – говорит Граф своему сыну. А дочь Марью Николай Андреевич всячески старается сделать смекалистой и образованной девушкой, раз уж с внешностью ей повезло меньше.
Семье Болконских в романе противопоставлена семья Курагиных. И Болконские, и Курагины занимают видное место в светской жизни Москвы и Петербурга. Описывая членов семьи Болконских автор обращает внимание на вопросы гордости и чести, а Курагиных изображает в качестве активных участников интриг и закулисных игр (история с портфелем графа Безухова). Семья Курагиных – это сплошные балы и рауты, ложь и притворство, расчетливость и низость. Глава рода – Василий Курагин, эгоист и карьерист. Нетрудно догадаться, что его дети – Элен и Анатоль, тоже не отличались достойными поступками. Они оба считают, что всё должно доставлять лишь удовольствие, но это не то благое удовольствие, а скорее пошлость и разврат. Его дети одни из тех людей, которые имеют красивую внешность, но не соответствующий внутренний мир. Но мы все же не вправе осуждать их, поскольку нам не узнать, что сделало их такими помимо воспитания.

Анализ этих семей можно сделать, лишь дав краткую характеристику и лишний раз убедиться в том, что семья – это основа всего. Писатель еще раз дал нам знать, что семья есть почва для образования человеческой души и что каждый род – это отдельный мир. Мир Ростовых – яркий, шумный, веселый. Мир Болконских – серьезный, упорядоченный, консервативный, роскошный. Мир Курагиных – вольный, наигранный, расчетливый и безнравственный. Автор даже показывает нам исход всех пороков семьи – Наталья и Николай остаются со своими любимыми, а Элен и Анатоль погибли в своей хитрости и лживости.

Я, как и Лев Николаевич Толстой, отдаю свое предпочтение семье Ростовых, наиболее нравственно воспитанных и культурных личностей, но также хотелось бы отметить Болконских за их точность и искреннюю любовь, хоть и скрывающуюся за гордостью, и будущее, безусловно, за этими двумя семьями.

Нет похожих записей.

Размышление о семейных ценностях (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

Семья - это одна из наибольших ценностей в жизни каждого человека. Члены семьи дорожат друг другом и видят в близких людях радость жизни, поддержку, надежду на будущее. Это при условии, что семья имеет правильные нравственные установки и понятия. Материальные ценности семьи нарабатываются годами, а духовные, отражающие эмоциональный мир людей, связаны с их наследственностью, воспитанием, средой.

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» в центре повествова­ния три семьи - Курагины, Болконские, Ростовы.

В каждой семье тон задаёт глава семейства, и он передаёт своим детям не только свойства характера, но и свою нрав­ственную суть, жизненные заповеди, понятия о ценностях - те, в которых отражены стремления, наклонности, цели и старших, и младших членов семьи.

Семья Курагиных является одной из известных в высших кругах Петербурга. Князь Василий Курагин, человек неис­кренний и недалёкий, тем не менее сумел выстроить для сына и дочери самое выгодное положение: для Анатоля - успешную карьеру, для Элен - брак с одним из самых богатых в России людей.

Когда бездушный красавец Анатоль беседует со старым князем Болконским, он едва удерживается от смеха. Ему пред­ставляются «чудацкими» и сам князь, и слова старика о том, что ему, молодцу Курагину, надо служить «царю и отечеству». Ока­зывается, полк, к которому «причислен» Анатоль, уже выступил, и Анатолю не быть «в деле», что ничуть не смущает светского повесу. «При чём я числюсь, папа?» - цинично спрашивает он своего отца, и этим вызывает гнев и презрение старого Болкон­ского, генерал-аншефа в отставке, человека долга и чести.

Элен - жена умнейшего, однако крайне наивного и доброго Пьера Безухова. Когда умирает отец Пьера, то князь Василий, старший Курагин, строит бесчестный и подлый план, согласно которому незаконнорожденный сын графа Безухова мог бы не получить ни наследства, ни графского титула. Однако интрига князя Василия не удалась, и он с его напором, цинизмом и хи­тростью почти силой соединяет брачными узами доброго Пьера и свою дочь Элен. Пьера поражает то, что в глазах света Элен была очень умной, но только он один знал, насколько она была глупой, вульгарной и развратной.

И отец, и молодые Курагины - это хищники. Одна из их се­мейных ценностей - умение вторгнуться в чужую жизнь и сло­мать её в угоду своим эгоистическим интересам.

Материальные выгоды, способность казаться, но не быть - вот их приоритеты. Но срабатывает закон, согласно которому «…нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Жизнь мстит им страшно: на поле Бородина ампутируют ногу Анатолю (он всё-таки должен был «служить»); рано, в расцвете молодо­сти и красоты, умирает Элен Безухова.

Семья Болконских - из знатного, известнейшего в России рода, богатая и влиятельная. Старый Болконский, человек че­сти, одну из важнейших семейных ценностей видел в том, на­сколько его сын выполнит одну из главных заповедей - быть, а не казаться; соответствовать статусу семьи; не разменивать жизнь на безнравственные поступки и низменные цели.

И Андрей, человек сугубо военный, не задерживается в адъютантах «светлейшего», Кутузова, так как это «лакейская должность». Он на передовых рубежах, в центре сражений при Шенграбене, в событиях при Аустерлице, на поле Бородина. Бескомпромиссность и даже жёсткость характера делают князя Андрея человеком, крайне сложным для окружающих. Он не прощает людям их слабостей, так как требователен к себе. Но постепенно, с годами, к Болконскому приходят мудрость и иные жизненные оценки. В первой войне с Наполеоном он, будучи известным человеком при штабе Кутузова, мог радушно встретить никому не известного Друбецкого, который искал покровительства влиятельных людей. В то же время Андрей мог позволить себе небрежно и даже с презрением отнестись к просьбе боевого генерала, заслуженного человека.

В событиях 1812 г. молодой Болконский, много страдавший и много понявший в жизни, служит в действующей армии. Он, полковник, командир полка и мыслями, и образом действий вместе со своими подчинёнными. Он принимает участие в бес­славном и кровопролитном сражении под Смоленском, идёт тяжёлой дорогой отступления и в битве при Бородине получает рану, ставшую смертельной. Следует отметить, что в начале кампании 1812 г. Болконский «навеки потерял себя в придвор­ном мире, не попросив остаться при особе государя, а попросив позволения служить в армии».

Добрый дух семьи Болконских - княжна Марья, которая при её терпении и всепрощении сосредоточивает в себе идею любви и доброты.

Семья Ростовых - это любимые герои Л.Н. Толстого, которые воплощают в себе черты русского национального характера.

Старый граф Ростов с его расточительностью и щедростью, увлекающаяся Наташа с постоянной готовностью любить и быть любимой, Николай, который жертвует благополучием семьи, защищая честь Денисова и Сони, - все они совершают ошибки, которые дорого обходятся им самим и их близким.

Но они всегда верны «добру и правде», они честны, они жи­вут радостями и бедствиями своего народа. Для всей семьи это наивысшие ценности.

Юный Петя Ростов убит в первом же бою, не сделав ни еди­ного выстрела; на первый взгляд, гибель его нелепа и случайна. Но смысл этого факта в том, что юноша не щадит своей жизни во имя царя и отечества в самом высоком и героическом смысле этих слов.

Ростовы окончательно разоряются, оставив в захваченной врагами Москве своё имущество. Наташа со всей горячностью доказывает, что спасти несчастных раненых гораздо важнее, чем спасти материальные ценности семьи.

Старый граф гордится дочерью, порывом её прекрасной, светлой души.

На последних страницах романа Пьер, Николай, Наташа, Марья счастливы в состоявшихся, построенных ими семьях; они любят и любимы, они крепко стоят на земле и радуются жизни.

В заключение можно сказать, что высшие семейные цен­ности для любимых героев Толстого - чистота их помыслов, высокая нравственность, любовь к миру.

Здесь искали:

  • тема семьи в романе война и мир
  • Семья в романе война и мир
  • семьи в романе война и мир

История народа состоит из судеб миллионов граждан государства. В творчестве Льва Толстого тема родовых связей, их чести и достоинства занимает ключевое место. Всесторонне развернутая семейная мысль в романе «Война и мир» является основой сюжетной линии. Писатель многократно подчеркивает, что великий народ состоит из маленьких людей, передающих своим детям из поколения в поколение традиции и добродетели.

Семейство Ростовых, как образец дворянского счастья.

У графа Ильи Андреевича Ростова было четверо своих детей, пятая девочка Соня приходилась ему племянницей, но воспитывалась, как родная дочь. Графиня, верная жена и заботливая мать, выглядела изможденной четырьмя родами, но трепетно относилась к плодам своих мук. Дети росли без строгости, окруженные заботой и нежностью.

Автор с любовью относится к этому дому, представляя хозяев добрыми и гостеприимными людьми. Здесь царит взаимное уважение, искренность и порядочность. В простоте общения воспитывают будущих матерей отечества и верных подданных государя в лице мужчин.

Ворота графской усадьбы открыты для гостей. В большом доме роскошно, как привыкла с детства радушная хозяйка, шумно и весело от многоликих криков детей, чувствующих себя свободно и просторно. На примере Ростовых можно отследить семейные ценности, как понимал их Лев Толстой.

Образ Наташи Ростовой, младшей дочери, ее юность и жизнь являются типичными для русской дворянки начала XIX века. Общество формирует смысл жизни девочки, который состоит в том, чтобы стать преданной женой и заботливой матерью.

В парном союзе Наташе с Пьером Безуховым удается воссоздать семейную модель общества, где отец ведет себя, как духовный законодатель семьи, мать несет бремя хранительницы очага, а дети обещают обеспечить будущее.

Князья Болконские, патриоты и защитники государства.

Главной темой воспитания мужчин в семье Болконских является долг перед Государем и Отечеством. Князь Николай Болконский, как старый генерал в отставке, тяготеет к упрощенному уровню быта на уровне спартанских традиций. Солдат в душе, он чтит память о Екатерине II, как о великой женщине прошлого. Это идейный слуга имперской системы, готовый умереть за государственные приоритеты.

Будучи человеком образованным, старик ценит в людях ум и деятельность, формируя эти качества в своих детях. В доме Болконских с утра до вечера кипит работа, потому что глава семейства постоянно находится в трудах, то создавая новый военный устав, то с удовольствием, завернув рукава, мастерит за станком.

Когда Андрей уходит на войну, оставляя беременную жену, отец благословляет решение сына, потому что в их роду интересы страны всегда стояли выше личных обстоятельств.

Жизненные ценности, привитые отцом, формируют в дочери такую редкую черту характера, как самоотвержение. Будучи богатой и образованной невестой, Марья Болконская могла бы выйти замуж еще в ранней молодости, но осталась с отцом до конца его дней. Сложные взаимоотношения отца и дочери автор представил, как психологическую драму между тираном и жертвой. Родные люди остаются преданными друг другу, пренебрегая болезненными ситуациями, которые возникают в следствии недопонимания.

В семье Курагиных алчный отец воспитал недостойных детей

Князь Василий Курагин с выгодой для себя служил при дворе императора. Расчетливый ум и жажда обогащения руководят поступками вельможи. Имея влияние в царском дворце, чиновник редко употребляет его, чтобы помочь окружающим, используя в собственных интересах.

Курагин плохо отзывается о собственных детях, считая их наказанием свыше, от Бога. Ипполита, Анатолия и Эллен Лев Толстой представляет читателю, как образец недостойного поведения в обществе. Эти взрослые дети нацелены на развлечения, праздный образ жизни, на цинизме и равнодушии ко всем проблемам страны основаны их характеры.

Княгиню Курагину автор упоминает два раза, называет ее толстой и старой, выражая свое неприятие, осуждая за полное безучастие в воспитании детей. Ведь для того, чтобы в ребенке сформировать добродетель надо много потрудиться, потратить массу времени, чего графиня не соизволила сделать.

По мнению автора, Элен заслуживает на порицание потому что не хочет рожать детей. Но ведь в семье, где девушка росла, не было ни ласки, как у Ростовых, ни чести и порядочности, как у Болконских. Поэтому вступив в брак с Пьером Безуховым, молодая женщина воссоздавала жизнь, которую она знала – без любви и нежных чувств.

В семействе Безуховых идет борьба за наследство

Старый граф имел столько внебрачных детей, что сам не знал их всех. Жизнь доживал в окружении троих племянниц, а те надеялись, что после смерти дядя их обеспечит. Состояние Кирилла Владимировича считалось огромным. Многочисленные близкие и дальние родственники окружили умирающего вельможу своим вниманием, надеясь на богатство.

Пьера Безухова отец любил больше остальных детей, поэтому дал сыну приличное образование за границей. На фоне всех претендентов на наследство Пьер выглядит бескорыстным, порядочным и наивным молодым человеком.

Основную интригу за наследство графа ведут Анна Друбецкая с одной стороны и князь Курагин с другой стороны, заручившись поддержкой племянниц приживалок. Курагины являются прямыми наследниками усопшей раннее законной супруги старика. А Друбецкая приходится племянницей самому Кириллу Безухову, кроме того, Пьер Кириллович крестил ее сына Бориса.

Его сиятельство был умным человеком, предвидел человеческие страсти по наследству, поэтому подал прошение самому императору Александру I, чтобы Пьера признали его родным сыном. Царь удовлетворил прошение умирающего вельможи. Так Пьер получил титул графа и самое доходное состояние в России.

Вывод: семейная мысль является одной из главных тем романа «Война и мир», определяющая государственную крепость, как крепость отдельно взятой семьи в государстве.


Семья. Как много это слово значит для каждого из нас. Семья - это тот круг людей, где тебя всегда поддержат и поймут. Для Льва Николаевича Толстого семья значила не меньше. Семья есть для него начало всех начал. Именно поэтому его главное произведение – «Война и мир» строится на истории «взросления» трех семей: Курагиных, Болконских и Ростовых. На примере своих героев Лев Николаевич ярко показал разнообразие моделей семейных отношений, положительные и отрицательные стороны каждой из них. Лев Николаевич настолько правдоподобно изобразил условные типы семей, что даже в наше время мы можем встретить эгоистичных Курагиных, рациональных Болконских и хлебосольных Ростовых.

Семейство Курагиных –объединяет людей, которые не знают правил морали.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


В их взаимоотношениях главенствует эгоизм и самолюбие. Они постоянно выступают или зачинщиками скандалов, или в центре интриг и сплетен. Чего стоит роль князя Василия в истории с «мозаиковым портфелем» или участие Анатоля в расстройстве свадьбы князя Андрея и Наташи Ростовой. Семья Курагиных – семья великосветская. Вся их жизнь ориентируется на идеалы высшего общества. Князь Василий устраивает судьбу своих детей, укрепляя их финансовое положение, а Элен наслаждается от осознания своего негласного звания «первой красавицы Петербурга».

Антиподом семьи Курагиных выступает семейство Болконских. Если для главы семьи Болконских – князя Николая Болконского существует лишь две добродетели - «деятельность и ум», которые он прививает своим детям: княжне Марье и князю Андрею, то у главы семейства Курагиных – князя Василия - нет никаких жизненных ориентиров, нет моральных норм, и свое видение мира он передал Элен и Анатолю. Марья и князь Андрей отличаются от всех других дворянских детей своими идеалами, которые им привил отец. В их семействе мы не увидим проявлений такой любви, которая есть у Ростовых, но она и не отсутствует, как у Курагиных. Она иная, если у Ростовых она выражается в словах, то у Болконских она неэмоциональна, выражается в отношении и поступках. Так старый князь Болконский учит княжну Марью наукам, желая, чтобы она не стала игрушкой в чужих руках. Их взаимоотношения на вид не так теплы, как у Ростовых, но они крепки, как звенья одной цепи.

Безусловно, тип семьи, который близок большинству из нас, - это семья Ростовых. Они кардинально отличаются от двух предыдущих семейств. Если все действия семьи Болконских подчинены правилам и понятиям чести, то в семье Ростовых все подчинено эмоциям и чувствам. Они откровенны между собой, у них нет тайн, они не осуждают друг друга даже в самых критичных ситуациях (такой ситуацией был крупный проигрыш в карты Николая Долохову). Их семейное счастье распространяется на всех, кто может войти в их гостеприимный московский дом – мать и сына Друбецких, сослуживца Николая Денисова, Пьера Безухова.

Таким образом, Лев Николаевич Толстой, предъявляя читателю разные модели семейных отношений, высказывает свой взгляд на будущее членов этих семей. Будущее за Болконскими и Ростовыми, а не за Курагиными. Ведь именно в семье последних после войны 1812 года в живых остается лишь старый князь Василий, а дети, умирая, не оставляют потомства. А в эпилоге романа мы видим две новые семьи. Это семья Безуховых, идеальная по мнению Толстого, ведь эта семья основана на полном взаимопонимании, доверии и душевном родстве между Наташей и Пьером, и семья Ростовых, основанная на взаимном уважении между Николаем Ростовым и Марьей Болконской. Княжна Марья внесла в миропонимание Николая высокие духовные и моральные ценности, которых ему не хватало, а Николай сохранил семейный уют и душевность Ростовых, то, чего не хватало Марье всю жизнь.

Обновлено: 2019-02-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Рассказать друзьям