Рассказ Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор. Анализ рассказа «Чудесный доктор» (А. Куприн) История создания чудесный доктор куприн

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Рассказ «Чудесный доктор» был написан Александром Куприным в 1897 году, в то время он жил в Киеве. Первое, на что следует обратить внимание при анализе произведения, - на заявление автора в самом начале, что рассказ "не есть плод досужего вымысла". Всё описанное действительно произошло некоторое время назад в Киеве, и это сразу заставляет читателя иначе воспринимать текст.

Перед декабрьскими праздниками в городе царит весёлая суета, это подчёркивается эпитетами "прекрасные", "сияющие", "праздничные", "весёлый", "нарядные". Беззаботная и сытая жизнь - и ей противопоставляется иная реальность, описанная словами "мрачные", "неосвещённые", "ветхий", "грязный". Двое мальчиков из обнищавшей семьи Мерцаловых возвращаются с нарядных улиц домой в подвал, где их ждёт мать, больная сестра и голодный младенец. А в городе готовятся к празднику и накрывают богатые столы. Это противопоставление двух разных миров, существующих в одно время и в одном месте, и есть главная проблема рассказа. А главное действующее лицо - чудесный доктор - объединяет их.

Отец попавшего в беду семейства, Мерцалов, слабый и невезучий человек. В праздничный вечер, не в силах помочь своей семье, он готов бежать от бед, решаясь даже на самоубийство. И в критическую минуту случайно встречает врача, который спасёт больного ребёнка и всё семейство. Это сродни чуду, что подчёркивается в названии рассказа. Резкие слова отчаявшегося Мерцалова встречают живой человеческий отклик, и доктор сразу же предлагает свою помощь, вместо того чтобы обидеться или проигнорировать чужую беду. Это также похоже на чудо, ведь люди из обеспеченной, праздничной, "другой" жизни не откликались на просьбы Мерцалова о помощи и даже не подавали милостыню. А чудесный доктор одним своим появлением вселяет бодрость в измученных людей, после назначает лечение больному ребёнку, даёт деньги на необходимую еду и незаметно оставляет на столе крупные кредитные билеты. И при всём этот не называет даже своего имени, не только не желая выслушивать благодарности, но даже не считая, что должен их выслушать: "Вот ещё пустяки выдумали!.."

И после появления этого необыкновенного человека нищая, неудачная жизнь семьи Мерцаловых входит в благополучное русло. Дети выздоравливают, отец находит место, мальчиков устраивают в гимназию. Все они попадают в ту, другую, "праздничную" реальность - посредством доброго деяния чудесного доктора. Только истинное, искреннее человеколюбие способно менять нашу жизнь. Но оно встречается так редко, что считается чудом.

«Чудесный доктор» Куприна А.И.

Рассказ «Чудесный доктор» был написан Александром Куприным в 1897 году, в то время он жил в Киеве. Первое, на что следует обратить внимание при анализе произведения, - на заявление автора в самом начале, что рассказ "не есть плод досужего вымысла". Всё описанное действительно произошло некоторое время назад в Киеве, и это сразу заставляет читателя иначе воспринимать текст.

Перед декабрьскими праздниками в городе царит весёлая суета, это подчёркивается эпитетами"прекрасные" , "сияющие" , "праздничные" , "весёлый" , "нарядные" . Беззаботная и сытая жизнь - и ей противопоставляется иная реальность, описанная словами "мрачные" , "неосвещённые" , "ветхий" ,"грязный" . Двое мальчиков из обнищавшей семьи Мерцаловых возвращаются с нарядных улиц домой в подвал, где их ждёт мать, больная сестра и голодный младенец. А в городе готовятся к празднику и накрывают богатые столы. Это противопоставление двух разных миров, существующих в одно время и в одном месте, и есть главная проблема рассказа. А главное действующее лицо - чудесный доктор - объединяет их.

Отец попавшего в беду семейства, Мерцалов, слабый и невезучий человек. В праздничный вечер, не в силах помочь своей семье, он готов бежать от бед, решаясь даже на самоубийство. И в критическую минуту случайно встречает врача, который спасёт больного ребёнка и всё семейство. Это сродни чуду, что подчёркивается в названии рассказа. Резкие слова отчаявшегося Мерцалова встречают живой человеческий отклик, и доктор сразу же предлагает свою помощь, вместо того чтобы обидеться или проигнорировать чужую беду. Это также похоже на чудо, ведь люди из обеспеченной, праздничной, "другой" жизни не откликались на просьбы Мерцалова о помощи и даже не подавали милостыню. А чудесный доктор одним своим появлением вселяет бодрость в измученных людей, после назначает лечение больному ребёнку, даёт деньги на необходимую еду и незаметно оставляет на столе крупные кредитные билеты. И при всём этот не называет даже своего имени, не только не желая выслушивать благодарности, но даже не считая, что должен их выслушать: "Вот ещё пустяки выдумали!.."

И после появления этого необыкновенного человека нищая, неудачная жизнь семьи Мерцаловых входит в благополучное русло. Дети выздоравливают, отец находит место, мальчиков устраивают в гимназию. Все они попадают в ту, другую, "праздничную" реальность - посредством доброго деяния чудесного доктора. Только истинное, искреннее человеколюбие способно менять нашу жизнь. Но оно встречается так редко, что считается чудом.

Винница, Украина. Здесь в усадьбе «Вишня» на протяжении 20 лет жил и работал известный русский хирург Николай Иванович Пирогов: человек, за свою жизнь совершивший немало чудес, прототип «чудесного доктора», о котором повествует Александр Иванович Куприн.

25 декабря 1897 года в газете «Киевское слово» выходит произведение А.И. Куприна «Чудесный доктор (истинное происшествие)», которое начинается со строк: «Следующий рассказ не есть плод досужего вымысла. Все описанное мною действительно произошло в Киеве лет около тридцати тому назад…», — что сразу настраивает читателя на серьезный лад: ведь реальные истории мы воспринимаем ближе к сердцу и сильнее переживаем за героев.

Так, историю эту Александру Ивановичу поведал знакомый банкир, который, кстати, также является одним из героев книги. Реальная основа рассказа ничуть не отличается от того, что изобразил автор.

«Чудесный доктор» – произведение об удивительном человеколюбии, о милосердии одного известного доктора, который не стремился к славе, не ждал почестей, а лишь бескорыстно оказывал помощь тем, кому она была необходима здесь и сейчас.

Смысл названия

Во-вторых, никто, кроме Пирогова, не захотел протянуть руку помощи нуждающимся людям, светлый и чистый посыл рождества прохожие заменили на погоню за скидками, выгодными товарами и праздничными яствами. В этой атмосфере проявление добродетели — чудо, на которое остается только надеяться.

Жанр и направление

«Чудесный доктор» – это рассказ, а если быть точнее, святочный, или рождественский, рассказ. По всем законам жанра, герои произведения оказываются в сложной жизненной ситуации: беды сваливаются одна за другой, не хватает денег, из-за чего персонажи даже задумываются о сведении счетов с жизнью. Помочь им может только чудо. Чудом этим становится случайная встреча с доктором, который за один вечер помогает им побороть жизненные трудности. Произведение “Чудесный доктор” имеет светлый финал: добро побеждает зло, состояние духовного упадка сменяется надеждами на лучшую жизнь. Однако это не мешает нам отнести данное произведение к реалистическому направлению, ведь все произошедшее в нем – чистая правда.

Действия рассказа происходят в предпраздничные дни. Из витрин магазинов выглядывают наряженные елки, всюду изобилие вкусной еды, на улицах раздается смех, а ухо улавливает веселые разговоры людей. Но где-то, совсем рядом царит нищета, горе и отчаяние. И все эти человеческие беды в светлый праздник Рождества Христова озаряются чудом.

Композиция

Все произведение построено на контрастах. В самом начале двое мальчишек стоят перед яркой витриной, в воздухе витает праздничный дух. Но когда они идут домой, все вокруг становится мрачнее: повсюду старые разваливающиеся дома, а их собственное жилище и вовсе находится в подвале. В то время как в городе люди готовятся к празднику, Мерцаловы не знают, как свести концы с концами, чтобы просто выжить. О празднике в их семье не идет и речи. Этот резкий контраст позволяет читателю ощутить то отчаянное положение, в котором оказалась семья.

Стоит отметить и контраст среди героев произведения. Глава семьи оказывается слабым человеком, который уже не способен решать проблемы, а готов бежать от них: он задумывается о самоубийстве. Профессор Пирогов же представлен нам невероятно сильным, бодрым и позитивным героем, который своей добротой спасает семью Мерцаловых.

Суть

В рассказе «Чудесный доктор» А.И. Куприн повествует о том, как человеческая доброта и неравнодушие к ближнему способны изменить жизнь. Действие происходит приблизительно в 60-е годы 19 века в Киеве. В городе царит атмосфера волшебства и приближающегося праздника. Начинается произведение с того, что двое мальчишек, Гриша и Володя Мерцаловы, радостно глазеют на витрину магазина, шутят и смеются. Но вскоре оказывается, что в семье их большие проблемы: живут они в подвале, денег катастрофически не хватает, отца погнали с работы, полгода назад умерла их сестренка, теперь и вторая, Машутка, сильно заболела. Все отчаялись и, кажется, готовы к самому худшему.

В этот вечер отец семейства идет просить милостыню, но все попытки тщетны. Он заходит в парк, где рассуждает о тяжелой жизни своей семьи, и его начинают посещать мысли о самоубийстве. Но судьба оказывается благосклонна, и в этом самом парке Мерцалов встречает человека, которому суждено изменить его жизнь. Они едут домой к обедневшему семейству, где доктор осматривает Машутку, выписывает ей необходимые лекарства и даже оставляет крупную сумму денег. Он не называет имени, считая содеянное своим долгом. И лишь по подписи на рецепте семья узнает, что доктор этот – знаменитый профессор Пирогов.

Главные герои и их характеристика

Рассказ предполагает небольшое количество действующих лиц. В этом произведении для А.И. Куприна важен сам чудесный доктор, Александр Иванович Пирогов.

  1. Пирогов – известный профессор, хирург. Он знает подход к любому человеку: он так внимательно и заинтересованно смотрит на отца семейства, что почти сразу внушает ему доверие, и тот рассказывает обо всех своих бедах. Пирогову не надо раздумывать, стоит ли помогать или нет. Он направляется домой к Мерцаловым, где делает все возможное, чтобы спасти отчаявшиеся души. Один из сыновей Мерцалова, будучи уже взрослым мужчиной, вспоминает его и называет святым: «… то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо».
  2. Мерцалов – сломленный невзгодами мужчина, которого гложет собственное бессилие. Видя смерть дочери, отчаяние жены, обездоленность остальных ребятишек, он стыдится своей неспособности им помочь. Доктор останавливает его на пути к малодушному и фатальному поступку, спасая, прежде всего, его душу, которая была готова согрешить.
  3. Темы

    Главными темами произведения являются милосердие, сострадание и доброта. Семья Мерцаловых делает все возможное, чтобы справиться с навалившимися бедами. И в момент отчаяния судьба посылает им подарок: доктор Пирогов оказывается настоящим волшебником, который своим неравнодушием и сочувствием излечивает их искалеченные души.

    Он не остается в парке, когда Мерцалов выходит из себя: будучи человеком невероятной доброты, он выслушивает его и сразу же делает все возможное, чтобы помочь. Мы не знаем, сколько таких поступков совершил профессор Пирогов за свою жизнь. Но можно быть уверенным, что в его сердце жила огромная любовь к людям, неравнодушие, которые оказались спасительной соломинкой для несчастной семьи, которую он протянул в самый нужный момент.

    Проблемы

    А. И. Куприн в этом небольшом рассказе поднимает такие общечеловеческие проблемы как гуманизм и утрата надежды.

    Профессор Пирогов олицетворяет человеколюбие, гуманизм. Ему не чужды проблемы незнакомых людей, а помощь ближнему он воспринимает как должное. Ему не нужны благодарности за содеянное, не нужна слава: важно лишь, чтобы люди вокруг боролись и не теряли веру в лучшее. Это и становится его главным пожеланием семье Мерцаловых: «…а главное – не падайте никогда духом». Однако окружение героев, их знакомые и коллеги, соседи и просто прохожие – все оказались безучастными свидетелями чужого горя. Они и не подумали, что чье-то бедствие их касается, не захотели проявить человечность, думая, что они не уполномочены исправлять социальную несправедливость. В этом и заключается проблема: никому нет дела до того, что происходит вокруг, кроме одного человека.

    Отчаяние тоже подробно описано автором. Оно отравляет Мерцалова, лишает его воли и силы двигаться дальше. Под влиянием горестных дум он опускается до трусливого упования на смерть, в то время как его семья погибает от голода. Ощущение безысходности притупляет все остальные чувства и порабощает личность, которая в состоянии жалеть только себя.

    Смысл

    Какова же основная идея А. И. Куприна? Ответ на этот вопрос как раз и заключен во фразе, которую говорит Пирогов, уходя от Мерцаловых: не падайте никогда духом.

    Даже в самые темные времена нужно надеяться, искать, а если совсем не остается сил, ждать чуда. И ведь оно случается. С самыми обыкновенными людьми в один морозный, скажем, зимний день: голодные становятся сытыми, замерзшие – согретыми, больные ­– выздоравливают. И чудеса эти совершают сами люди добротой своих сердец — это и есть главная мысль писателя, который видел спасение от социальных катаклизмов в простой взаимовыручке.

    Чему учит?

    Это небольшое произведение заставляет задуматься о том, как важно быть неравнодушным к окружающим нас людям. В суете дней мы часто забываем о том, что где-то совсем рядом страдают соседи, знакомые, соотечественники, где-то царит нищета и хозяйствует отчаяние. Целые семьи не знают, как заработать себе на хлеб, и еле-еле доживают до получки. Поэтому так важно не пройти мимо и суметь поддержать: добрым словом или поступком.

    Помощь одному человеку мир, конечно, не изменит, но изменит одну его часть, причем самую важную для того, что дает, а не принимает помощь. Даритель обогащается гораздо больше, чем проситель, ведь он получает духовное удовлетворение от того, что сделал.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Тема: «По рецепту профессора Пирогова» (рассказ Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор»)

Дидактическая цель: анализ литературного произведения

Цели:

    продолжить разговор о гуманности человека, о помощи другим людям

    развивать навыки анализа художественного произведения

    донести до сведения детей основные моменты из биографии известного хирурга Пирогова

    воспитывать в детских душах любовь и сострадание к людям

    пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения, как милосердие, сострадание, доброта.

Методические комментарии : Методы и приёмы: словарная работа, чтение по ролям, аналитическая беседа по тексту, индивидуальное задание, ролевая игра. Методы (проблемный, частично-поисковый, исследовательский)

Формы организации познавательной деятельности (индивидуальная, коллективная)

Для проведения занятия необходимы: учебники, тетради, портреты А.И. Куприна, Н.И. Пирогова, иллюстрации учащихся, репродукция иконы Владимирской Божьей Матери, мультимедийный проектор, компьютер. Слайды помогают выделить смысловую доминанту урока, способствуют лексическому комментарию, активизируют внимание учащихся на теме урока.

Заранее было дано задание: определить по Словарю значение слов «чудесный», доброта, милосердие. Ключевыми словами на уроке будут вопросы нравственности: добро, милосердие, сострадание. А эпиграфом урока станут слова автора

«…человеку надлежит быть…

верным в дружбе, милостивым

к больному и падшему, ласковым

к зверям»

А.И. Куприн

К нему мы будем обращаться в течение всего урока. А также в качестве эпиграфа на доске записаны слова:

А ты?

Скажи:

Какой ты след оставишь?

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

О. Высоцкая

Ход урока: Эмоциональный настрой.

    Приветствие:

«Здравствуйте!»-

Скажем мы друг другу просто,

Улыбнемся и начнем.

Приоткроем с вами двери

В мир искусства и добра,

Чтобы в светлое поверить,

Чтобы многое понять.

И шагать мы будем вместе,

И нельзя свернуть с пути,

Дружно будем мы трудиться,

Чтобы истину найти.

Установка на восприятие.

В самые трагические минуты русские люди обращались к образу Богородицы, прося ее денно и нощно, шепча горячие слова молитвы:

Милосердия двери отверзи нам,

Благословенная Богородице,

надеющиеся на Тя да не погибнем,

но да избавимся Тобою от бед:

Ты бо еси спасение рода христианского.

Вглядитесь в репродукцию иконы Владимирской Божьей Матери. Что на ней изображено? (Ответы учащихся.)

Мы просим милосердия свыше, а можем ли быть сами милосердными? Существует мнение, что, чем жизнь тяжелее, тем одни люди становятся черствее, а другие милосерднее.

Каких людей больше? В этом нам поможет разобраться А.И. Куприн и герои его рассказа «Чудесный доктор»

Что несут в мир люди милосердные?

Этих людей мы обозначим белыми сердечками, которые будем мысленно складывать на одной чаше весов. А злым, черствым сердцам отведем вторую чашу.

Актуализация знаний учащихся.

Вступительное слово учителя : Каждый человек любит праздники. К сожалению, в нашей жизни их немного. Особенно любим мы Рождество. Это заложено в нашем подсознании. Ведь рождество – это рождение человека – Бога, который был послан Человечеству, чтобы помочь ему избавиться от грехов, чтобы помочь сделать жизнь Человека лучше, чище, нравственнее. В рождественские праздники каждый ждет чуда. Взрослый ли это, ребенок ли... Мы загадываем желания, готовим рождественский ужин, украшаем свои жилища, а главное – мы наряжаем ёлку. Знаете ли вы, ребята, почему на Рождество наряжают именно ёлку, а не какое – то другое дерево, не березу, например, или осину? Существует старинная сказка про елку.

«Когда Христос родился, все деревья пошли поздравить Его и принесли подарки, у кого что было: яблоня – яблоки, орешник – орехи. Одна лишь ёлка стояла в отдалении и не приближалась.

Что же ты не подойдешь поздравить Младенца? – спросили у нее другие деревья.

Я ведь колючая, я боюсь уколоть маленького, – отвечала она.

А ты добрая, печальная ёлка! – сказал Ангел, который слышал ее слова, – Ты скромная и добрая! За это я награжу тебя. Пусть все звезды неба украсят тебя. И так будет в каждый день рождения Божественного Младенца"" И все дети будут смотреть на тебя, и протягивать к тебе свои руки.

И в каждый день рождения Младенца ёлку украшают яблоками, золочеными орехами, сладостями, всякими игрушками и звездами».

Рождество – самый светлый, самый счастливый, самый таинственный праздник христианской культуры.

И поэтому он нашел отражение в живописи, поэзии, прозе.

Методический комментарий :

Демонстрируются картины Сандро Боттичелли «Рождество», 1501 г., Питера Брейгеля старшего «Поклонение Христу», 1551 г. и др.

В новый год всем хочется верить в добрые чудеса, в изменения к лучшему. Когда-то в России готовили к Рождеству специальные сборники, существовала традиция семейного чтения вслух святочных рассказов.

«Чудесный доктор» относится именно к таким произведениям. Но в своем рассказе Куприн подчеркивает реальность случая. И даже подчеркивается, когда и где он произошёл:«В Киеве лет около 30 назад».

Рассказ подготовленного ученика:

"Чудесный доктор" (1897), опубликованный в рождественском номере газеты «Киевское слово», написан в жанре святочного рассказа. Для этого жанра характерно описание чуда, спасающего человека в трагической ситуации. Для читателей 19в. святочные рассказы на страницах журналов и газет были привычным рождественским подарком. Они были очень разные: добрые и трогательные, фантастические и иронические, печальные и даже скорбные, назидательные и сентиментальные, но всегда пытались умягчить людские сердца. При всём их разнообразии сохранялось главное – особое, рождественское мировосприятие. Истории вмещали в себя мечты о доброй и радостной жизни, о милосердном отношении друг к другу, о победе добра над злом. Н.С.Лесков писал: "Святочная история должна быть фантастична, иметь мораль и отличаться веселым характером повествования". Герой рассказа Н.И.Пирогов - русский хирург, внесший большой вклад в становление военно-полевой хирургии. Он способствовал организации движения сестер милосердия в России в период военных действий в 1853-1856гг. В 1867г. это движение оформилось в российское общество попечения о раненых и больных воинах, переименованное в 1879г. в Российское общество Красного Креста.

Вы получили индивидуальные задания. И одно из них было: подготовить рассказ о писателе, его творческой судьбе.

Но прежде, чем мы послушаем рассказ, посмотрите на этот портрет. Перед вами портрет А.И. Куприна. Всмотритесь в это удивительное доброе, простое, уставшее лицо. Сдержанность, молчаливость и даже некоторая суровость видится во взгляде, но вместе с тем нескрываемая доброта.

Ученица делает сообщение о писателе Куприне

А сейчас вспомните о своих настроениях перед праздником (ответы детей)

Учитель: Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье? Ведь в жизни в реальности рядом с достатком, радостью соседствуют горе, нужда и одиночество.

Понять красоту человеческой души, научиться понимать друг друга, вовремя прийти на помощь человеку, подарить радость и самому ощутить людское участие, - что может быть важнее всего на свете? Не это ли делает человека счастливым?

Жизнь людей на Земле – и взрослых, и детей – на протяжении всей истории человечества не была простой, безоблачной. Самые разные испытания и проблемы подстерегали и подстерегают буквально каждого не только во время войны, но и в мирные, казалось бы, спокойные дни.

Безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким дорогим людям… Эти испытания могут быть такими тяжелыми, что иногда у сильного человека опускаются руки. Им овладевает отчаяние. И поэтому помощь, которая приходит в критический момент, воспринимается как чудо. А название этому чуду – добро и милосердие людей. «Все отчаянней сердце стучит, Не погибни во мне, доброта».

Бесценное это человеческое качество – доброта, милосердие, без них невозможна сама жизнь.

Методические комментарии: Словарная работа. Дать объяснение словам, данным в тексте: досужий, вымысел, управляющий, швейцар, залог, поденная работа, риза, сюртук, сочельник.

НРАВСТВЕННЫЕ ПОНЯТИЯ

Доброта

Милосердие

Совесть

Зло

Дружба

Искренность

Чуткость

Щедрость

Жадность

Любовь

Бережливость

Бескорыстие

Красота

Жестокость

Таинственность

Патриотизм

Гордость

Память

Презрение

Храбрость

А как вы понимаете слова: доброта, милосердие? (ответы ребят)

А вот как дает толкование этих слов в разных словарях. (На экране запись):

Доброта -ы, ж. 1. см. добрый. 2. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Полон доброты кто-н.

    Милосердие- В христианском искусстве милосердие изображается в образе женщины, окруженной детьми, либо укачивающей ребенка, либо кормящей его. Она часто держит сердце или цветок. Другими символами милосердия являются сердце, ягненок, пеликан, кормящий своих птенцов собственной кровью, либо человек, принимающий детей или ухаживающий за ними, а также простой хитон Христа.

    Готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия, а также сама помощь, снисхождение, вызванные такими чувствами. Проявить милосердие

Рассказ называется «Чудесный доктор». Объясните значение слова «чудесный» (запись на экране)

У слова «чудесный» несколько значений: волшебный, сверхъестественный, сказочный, необычный.

А для вас что приятнее: дарить подарки или получать их?

Учитель: Не все любят дарить подарки. А ведь человек, который любит дарить и получать подарки, испытывает двойную радость, двойное чудо.

Учитель: Сегодня мы станем свидетелями ещё одной рождественской истории. Это время, когда происходят необычные события, сбываются мечты, свершаются судьбы.

Учитель: Рассказ назван «Чудесный доктор». Почему?

Учитель: Рождество – это время, когда в каждую семью нисходит благодетельный ангел, и всё чудесным образом меняется.

На сегодняшнем уроке мы продолжим разговор о гуманности человека, о помощи другим людям, будем развивать навыки анализа художественного произведения, воспитывать чувство уважения, деятельного сострадания к человеку.

Методические комментарии . Работа с текстом. Краткий пересказ учителем первой части.

Композиция произведения необычна. Это рассказ в рассказе. Куприн услышал эту историю от преуспевающего банкира, благополучного, богатого человека, который слыл образцом порядочности и благодетельности. Но только жизнь этого человека в юности была трудной, безрадостной, тоскливой. Он вспоминает жуткую рождественскую стужу. Он и брат вышли из холодного промёрзлого подвала. Голодные дети прошли заиндевелыми улицами и оказались в ярком, красивом манящем городе. Городе – сказке. Но только там не было места страдающей семье Мерцаловых. Хозяин семьи не мог найти работу, Машутка умирала от голода, мальчики Гриша и Володя ели пустые щи и солили их своими слезами., а Елизавета Матвеевна была убита безденежьем и измождена трудом. Семья не раз пыталась найти выход: она просила помощи у многих, но те, кто материально мог спасти эту семью, отказывались, ссылались на нехватку времени, денег, желания. Трагедия Мерцаловых была настолько сильна, что сам хозяин чуть не покончил жизнь самоубийством. На Рождество все ждут сверхъестественного, забывая о том, что каждый человек способен на чудо. И вдруг… что же произошло?

Узнаем, какие события свершились в день накануне Рождества.

Методические комментарии . Педагог организует работу с текстом. Чтение по ролям.

Для чего Куприн так подробно описывает разговор мальчиков у витрины магазина?

-Могут ли мальчики Гриша и Володя надеяться на сюрприз, подарки в эти праздничные дни?

-Что вы узнали о них и их поручении?

-Как вы думаете, о чем говорилось в письме к бывшему хозяину главы семейства Мерцаловых?

-Почему швейцар не передал письмо хозяину? (Очевидно, что он жестокий и злобный человек, не любит тех, кто беден)

Как вы думаете, что же произошло дальше? (Дети высказывают свои точки зрения.)

Учитель: Рождественское чудо свершилось, и благодать снизошла на семью Мерцаловых.

Что мы узнаем о семье мальчиков из описания «подземелья» и его обитателей?

А как помогает нам писатель сильнее ощутить трагедию обездоленных людей?

Ребята, хочу обратить ваше внимание не только на бытовые контрасты. Постарайтесь увидеть пейзаж в рассказе и понять, зачем Куприн так подробно его описывает. Найдем это место в рассказе, прочитаем

Зачем писатель ведет своего измученного, голодного героя в городской сад?

Учитель: Красота пейзажа создается с помощью метафор, олицетворений, эпитетов. Все это, во-первых, служит контрастом, т.е. противопоставлением. Царственная, спокойная, роскошная природа и нищенское существование семьи Мерцаловых. Во-вторых, подталкивает Мерцалова к такому же спокойствию, такой же тишине, и он уже готов исполнить свое намерение.

Какую роль в рассказе играет портрет Мерцалова? Читаем эпизод героя в городском саду

Ребята, приходилось ли вам когда-нибудь испытать чувство обиды, одиночества и страха из-за того, что вы не в состоянии ничего изменить? (ответы уч-ся)

Методические комментарии. Работа с текстом.Разговор со стариком (чтение диалога в лицах)

-Как же повел себя после разговора с Мерцаловым незнакомый старик? Что он предложил Мерцалову?

-Какую картину увидел доктор, когда вошли в подвал, где жил Мерцалов?

-Кем оказался незнакомый старик?

- Как мало человеку нужно для счастья: тёплый дом, сытная еда, здоровье близких. Из этого складывается и наше благополучие, и благополучие близких людей. Спасение семьи свершил человек, которого мы можем назвать святым. Его имя – Николай Иванович Пирогов.

Кто из вас слышал о докторе Пирогове?

Методические комментарии. Заранее учителем подготовлен ученик, который делает сообщение о Пирогове. Можно привлечь учащихся старших классов.

История жизни этого замечательного человека знакома многим по рассказам Гиляровского и Бунина, Куприна и Пикуля, о нем мы узнаем из дневников и писем петербургской и московской интеллигенции быстротекущего девятнадцатого столетия. Он пережил трех царей, уйдя из жизни, наверное, на пике своей славы...

В начале последнего года жизни, суровым зимним вечером 1881 года его можно было часто встретить на одной из присыпанных снегом петербургских аллей густого городского сада. Он был занят вечерним моционом, ибо считал, что подобные прогулки способствуют хорошему сну и прекрасному аппетиту. Прогуливаясь по зимнему саду, как обычно курил сигарету.

Седовласый старик умел ценить одиночество. Так бывает, когда человек устает от самого бесконечного людского потока и, как змейка, ищет маленькую лазейку, чтобы спрятаться, незаметно ускользнуть от общества. Впереди показалась маленькая скамейка. Но он проследовал мимо, слыша лишь скрип своих шагов, отчетливо раздававшийся в морозном воздухе. Казалось, он в эти минуты радовался этому одиночеству и возникшей вокруг него тишине, всем своим видом выказывая любезное радушие редким прохожим. - Славная, видит бог, ночка-то! - говорил он мягким и каким-то особенно ласковым голосом. - Что за прелесть - русская зима!

В лице этого человека было что-то до того спокойное и внушающее всем доверие, что каждому, кто застал его за прогулкой по зимнему саду, хотелось раскрыть свою душу, поделившись самым сокровенным и наболевшим, безо всякой утайки. Старик умел долго и внимательно слушать людей, не перебивая их ни словом, ни жестом, и был чрезвычайно терпелив. Наконец, он, бывало, вскакивал с садовой скамейки и цепко хватал собеседника за руку: - Счастье, голубчик, ваше, что вы встретились сегодня с врачом. Едемте, непременно едемте домой! Правда, признаюсь, ни за что ручаться я пока не могу...

Сад, окутанный в свои сказочно-белые ризы, казалось, дремал в неподвижной своей красоте и блеске ночного величия. Но среди этой зимней сказки уже не был заметен силуэт трогательного и очень милого старика, взявшего первого ямщика и умчавшегося по адресу пациента. Но мог ли успеть везде, этот уже в годах доктор совсем-таки небольшого роста, в теплой шапке, меховом пальто и высоких калошах, который вдруг одним быстрым движением нарушал эту иллюзию тишины и спокойствия и спешил на помощь очередному малознакомому собеседнику? Почему он внезапно вскакивал с места и сломя голову несся в один из бедных петербургских концов, в ночную неизвестность? Наверное, потому что он уважал себя и по-настоящему любил людей. Оттого, что сам человек был правильный и весьма порядочный, да и доктор редкий, чудесный.

Он был точно благодетельный ангел для простых людей, врачуя их и не беря за визит денег. Бывало, он сам оплачивал им лекарства и, торопливо распрощавшись с пациентом, оставлял под каким-нибудь чайным блюдечком или сахарницей вместе с выписанным рецептом несколько крупных кредитных билетов.

О фамилии своего благодетеля узнавали больные по надписи на аптечном ярлыке, прикрепленном к склянке с лекарством, где было четко написано: «По рецепту профессора Пирогова».

На прощание обычно чудесный доктор говорил своим спокойным и уверенным голосом отчаявшимся пациентам: Все поправится, сделается лучше. Дай бог здоровья вам, а главное - никогда не падайте духом!

Врачей от бога в далеком XIX веке было, впрочем, немного: можно по пальцам пересчитать имена Боткина и Захарьина - двух великих докторов, создавших две великолепные клинические школы, соответственно в Питере и Москве, физиологов Сеченова и Павлова. Но и среди них имя профессора Николая Ивановича Пирогова выделяется особым образом.

Будущий великий хирург родился 13 ноября 1810 года в семье небогатого казначейского чиновника. Ему шел лишь пятнадцатый год, когда Пирогов, приписав себе два года, поступил на медицинский факультет Московского университета. Увлекся хирургией и анатомией. Правда, в те годы «анатомички» в университетах закрывались, а само приготовление анатомических препаратов преследовалось законом как богопротивное дело, причем обнаруженные препараты, как водится, с панихидой предавали земле.

Однако пытливому Пирогову удалось поработать с настоящими препаратами, которые иногда добывались негласно. Работая в «анатомичке» круглый день, студент-препаратор едва находил время, чтобы успеть перекусить в трактире или же попросить кого-то из приятелей на полтинник купить чаю, сахару и булок в ближайшей лавке.

По окончании университета Пирогов был отправлен в Дерпт (Тарту), где готовится к получению звания профессора. В 1832 году он блестяще защитил докторскую диссертацию по хирургии, где разрешил ряд вопросов по технике перевязки аорты.

В 1833 году Пирогов уже во Франции, затем в Пруссии, где совершенствуется в хирургическом искусстве. Берлинский профессор Лангенбек научил его держать скальпель не полной рукой, а тянуть, как смычок, по разрезываемой ткани. (Так ставят руку начинающему пианисту!)

Однако то, что увидел Пирогов в Европе, должно было несколько разочаровать его. Здесь операции тянулись ровно столько, сколько мог терпеть пациент. Как правило, не дольше двух-трех минут. Ведь тогда еще не применялись ни наркоз, ни местное обезболивание. Больше всего он был поражен грубыми ошибками французских хирургов.

Возвратясь в Дерпт в 1835 году, где он был избран профессором, великий хирург будет особое внимание уделять анализу ошибок, допущенных студентами, врачами, а порой и им самим в диагнозе или в лечении болезни. Вскоре, в 1839 году, издадутся два тома «Клинических анналов», которые наделают много шума и принесут их автору скандальную славу. Пирогов в своей книге впервые в истории медицины осмелился открыто сообщить происшедшее в клинике врачебной публике. Тем самым молодой хирург дерзнул нарушить старую цеховую традицию медиков - не выносить сор из избы. Никто и никогда до его книги не обсуждал публично допущенные хирургами грубые ошибки.

«Прав ли я в моем воззрении или нет, предоставляю судить другим. В одном только могу удостоверить, что в моей книге нет места ни для лжи, ни для самохвальства», - писал о своем научном методе профессор.

В 1840 году он получает в ведение госпиталь на тысячу коек, а в 1846 году создает первый в Европе анатомический институт при кафедре хирургии Петербургской медико-хирургической академии. В это время он публикует несколько знаменитых научных трудов, главный из которых атлас «Топографической анатомии...». Атлас принес Пирогову всемирное признание. В 1847 году его избирают действительным членом Академии наук.

Но Пирогову не сидится в столице, где между лекциями и операциями он изо дня в день еле успевает перекусить пирогами с подливкой. Он возлагает на себя еще одну обязанность - заведует технической частью военно-врачебного завода, где создает наборы хирургических инструментов для работы в полевых условиях.

Так великий профессор постепенно превращается в военного хирурга. В том же году он уезжает в этом качестве в действующую армию на Кавказ. При осаде аула Салты Пирогов впервые в истории медицины использовал эфир для наркоза при проведении операций в полевых условиях. Позднее он пояснит, что эфир как наркотическое вещество оказывает через кровь действие на центральную нервную систему. О новшествах при лечении ранений Пирогов обстоятельно доложит военному министру графу Чернышеву.

Пожалуй, бессмертная слава придет к Пирогову во время обороны Севастополя. В боевых условиях он проявит себя на деле как превосходный организатор; к примеру, он впервые будет очень широко использовать в полевых условиях помощь сестер милосердия. Опыт военного хирурга во время Кавказской и Крымской войн позволит ему приступить к написанию главного и итогового труда по военно-хирургической практике, который он назовет «Начала общей военно-полевой хирургии» (1864).

В 1870 году Пирогов будет в районе боевых действий в качестве представителя Российского общества Красного Креста во время франко-прусской войны. В 1877 году он уже в Болгарии, где развернулись жестокие сражения между русскими и турецкими войсками.

Вернувшись в Россию, Пирогов поселился в своем имении близ села Вишня под Винницей. Добрые полвека он отдал российской медицине и, казалось бы, мог,наконец, уединиться и обрести долгожданный покой.

Как человек Пирогов пользовался в народе исключительной любовью и уважением. Как врач, профессор до самой своей кончины помогал всем - от бедняков до придворных. Он до последней минуты своей жизни продолжал практиковать, верный клятве Гиппократа. И те и другие считали Пирогова святым человеком, совершающим без конца чудо за чудом в хирургии.

Чудесного доктора петербуржцы видели последний раз в конце ноября 1881года, когда его забальзамированное тело перевозили в его собственное имение Вишню. С горечью замечали все: что-то великое, животворное и святое, что так ярко горело в чудесном докторе при его жизни, угасло навсегда...

Благотворительная деятельность Пирогова – врача оставила след в художественной литературе. Куприн в рассказе «Чудесный доктор» поведал, как Пирогов спас семью бедного чиновника от болезней и голода, помог ей «выбиться». Мы как-то не очень доверяем концам, где как в сказке появляется великий человек, который все устраивает, потому что все может. Но рассказ достоверен - это дань гуманности, доброте и благородству Пирогова.

Незнакомец ушёл, не назвал своего имени и не дал денег открыто. Почему?

Ответ учеников: Пирогов был не только опытным врачом, но незаурядным добрым спасителем человеческих душ. Он безвозмездно помогал страдающим людям, не требуя наград и похвал. Ведь истинную доброту не выставляют напоказ. А свершают её от чистого сердца, искренне, тайно. Именно поэтому Пирогову установлено много памятников. А в родной ему Виннице покоится в мавзолее тело хирурга, который даже после смерти завещал себя науке.

Методические комментарии.

Релаксация. Презентация заочно знакомит учащихся с родным городом Пирогова (познавательная функция), музыка на слайде способствует расслаблению и отдыху детей, способствует обобщению учителем содержательной стороны рассказа, подведению итогов на аналитическом уровне.

Отправимся в Винницу. Соберёмся. Сконцентрируемся. Закроем глаза. Послушаем прекрасную музыку. Протянем руки к миру. Откроем сердца любви.

Учитель: Какие душевные качества раскрываются в человеке, совершающем подобные гуманные поступки? (Отзывчивость, доброта, милосердие, любовь, толерантность, благородство, патриотизм, щедрость.)

Запишите для себя эти качества.

В чём смысл деятельного сострадания? (Главное в жизни – быть необходимым, нужным, протянуть руку помощи. И человек, обладающий всеми этими качествами, готов к деятельному состраданию)

Методические комментарии. Для учащихся нужно провести физминутку для снятия напряжения. Предлагается 2 варианта. Учитель выбирает тот, который ему больше понравится:

    Мы работали отлично

Отдохнуть не прочь сейчас.

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки,

Улыбнитесь веселей.

Мы попрыгаем как зайки!

Сразу станем всех бодрей!

Потянулись и вздохнули.

Отдохнули? Отдохнули!

    Стали стройными березки,

И дубочки подтянулись,

Распрямили свои листья,

Солнцу нежно улыбнулись.

Поклонились земле низко

За тепло, за день, за ласку

Дружно все «Спасибо» скажем,

Что мы есть и что мы рядом

Методические комментарии. Учитель организует дискуссию. Класс заранее разделён на группы. Групповая работа: объяснить афоризмы. Какой из них может служить своеобразным итогом раздумий над рассказом Куприна? Какой эпизод рассказа находит отражение в афоризме? Выберете из предложенных афоризмов тот, который бы соответствовал вашим жизненным принципам. Реализация жизненного опыта. Презентация знакомит с мудрыми мыслями великих людей и позволяет формировать активную жизненную позицию учащихся.

    Доброта - это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. Марк Твен

    Доброта – это прекрасное в действии. Ж. Ж. Руссо.

    Добро есть жизнь. Н.Ф. Фёдоров.

    Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки.Л. Н. Толстой.

    И с другом и с врагом ты должен быть хорош!

Кто по натуре добр, в том злобы не найдешь.

Обидишь друга - наживешь врага ты

Врага обнимешь - друга наживешь. Омар Хайям

    Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле. Толстой Л. Н.

Слово учителя. Обобщение.

Пройдёт много лет. Каждый из вас выберет себе дело по душе, у вас будет семья, близкие люди. И главное, чтобы вы стали личностью, готовой помочь, сострадать. Для этого необходима огромная работа над собой.

О чем заставляет задуматься рассказ?

Можем ли мы с уверенностью сказать, что рассказ актуален, современен в наши дни?

Учитель: В рассказе глубокое размышление писателя о добре и зле, которое существует не только где-то, но находятся в самом человеке. Прочитав этот рассказ, понимаешь, что надо любить ближнего. Ведь если ты будешь любить человека, то будешь любим и сам.

Один известный писатель сказал, что мир спасет красота. Я согласна с ним. Но что мы можем с вами добавить, чтобы мир стал лучше?

Не жалейте сердца.

Не таите доброты и нежности своей,

Не своих прозрений и открытий

Не таите в жизни от людей.

Жизнь – она всегда сплошные муки.

По земле, идя одной тропой,

Щедрый на любовь живет богато,

До могилы бедствует скупой.

Торопитесь все отдать при жизни,

И на помощь вовремя прийти,

Делом добрым, словом добрым,

И самим добро, встречая на пути.

    Между словами милосердный и милостыня есть что-то общее? (Добро бескорыстно. Но можно совершать добро не для того, чтобы помочь, а продемонстрировать окружающим, кто тут лучший, добрейший).

А вот что об этом говорится в Библии:

    «Смотрите, не творите милостыни вашей перед людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. // Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою//.

У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая.//

«Чтобы милостыня твоя была втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаёт тебе явно». (Мф. 6,1-4).

    Почему рассказ называется «Чудесный доктор?»

    А надо ли помогать тому, кто тебя не просит?

Подведение итогов:

Умение помочь другому человеку, который нуждается в этой помощи. Каждый из нас должен быть готов к этому и помнить о том:

Какой след

Незримый прочный след. В чужой душе оставим мы

На много лет?

Такой след, который оставил в жизни других людей профессор Пирогов. И главное – никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами и при первой же возможности протянуть руку тому, кто нуждается в помощи.

Домашнее задание: Напиши сочинение «В какие чудеса следует верить людям?»

Используемая литература:

Все произведения школьной программы в кратком содержании /Авт.-сост.И.О.Родин, Т.М.Пименова, 1997.

Данные всемирной компьютерной сети INTERNET.

А. Куприн писал истории не только о любви, но и о том, как важно оставаться добрым, человеколюбивым, и что нужно помогать другим людям. Это рассказ о том, что в жизни каждого есть место для чуда, которое может оказаться помощью и добрыми словами от другого человека. Ниже вы сможете познакомиться с анализом рассказа "Чудесный доктор".

История написания

Анализ "Чудесного доктора" следует начать с того, что писатель в самом начале своего произведения просит читателя воспринимать эту историю серьезно. Потому что она не выдумка, а случай, произошедший на самом деле с одним знакомым Куприна.

Это произведение было написано в 1897 году, когда писатель находился в Киеве. Банкир, с которым был знаком Куприн, рассказал эту рождественскую историю, которая произошла почти 30 лет назад.

Семья находилась на грани отчаяния: у них не было денег ни на еду, ни на огонь, и приходилось им ютиться в каморке. Когда заболела маленькая сестра рассказчика, родители просили помощи у более состоятельных людей, но им всюду отказывали. И когда глава семейства уже отчаялся, он встретил одного доктора. Доктора, который изменил всю их дальнейшую жизнь. Это был Пирогов Николай Иванович.

Те, кто был с ним знаком, отмечали, что он всегда был готов помочь ближнему, все делал бескорыстно и был очень добрым человеком. С его приходом в эту семью пришло счастье: жизнь их стала постепенно налаживаться. Эта добрая и волшебная история поразила Куприна, и он написал этот рассказ, который получился красивой рождественской историей.

Композиционные особенности рассказа

В анализе "Чудесного доктора" один из пунктов - это особенности композиции рассказеа. Все произведение построено на противопоставлении. В Рождество все покупают подарки, все дома сияют праздничными огнями, украшают елки, а витрины магазинов яркие, так и манят покупателей.

И всей этой обеспеченности и роскоши противопоставляется семья Мерцаловых. Им приходилось жить в каморке, у них не было денег для того, чтобы купить еду и огонь, не говоря о подарках. И вот на этом контрасте появление чудесного доктора кажется еще большим чудом в жизни этой семьи.

Также противопоставляются и герои произведения. Если глава семейства Мерцалов показан как человек слабый, который отчаялся настолько, что готов покончить с жизнью, то Пирогов Николай Иванович - сильный, добрый и деятельный человек. Именно он показал героям, что никогда не нужно терять веру в чудо и добрых людей.

Главная мысль

Анализируя "Чудесного доктора", следует выделить главную мысль рассказа. А. Куприн хотел показать читателям, что такие человеческие качества, как доброта, милосердие, умение сопереживать и бескорыстие, стали очень редкими. Настолько, что они кажутся людям чудом. И на примере Пирогова Н. И. писатель показал, что одно доброе дело может изменить жизнь людей к лучшему.

Смысл названия рассказа

В анализе "Чудесного доктора" также нужно объяснить, почему рассказ так называется. Это связано не с каким-то волшебством, а с тем, что Пирогов Николай Иванович был удивительным человеком. Для него совершать добрые дела совершенно бескорыстно, стараться помочь ближнему было абсолютно естественно.

Пирогов Н. И. обладал такими качествами, которые высоко ценил в людях А. Куприн. Это человеколюбие, милосердие, сострадание, готовность помочь и поддержать человека. Эти качества стали очень редкими, и если они есть у человека - это настоящее чудо.

Это был краткий анализ "Чудесного доктора" Куприна. Недаром писатель отнес этот рассказ к жанру рождественских историй. Потому что особенно в Рождество сильна вера в чудо. И делать добрые дела нужно не только тогда, когда наступает этот праздник, но и каждый день. Ведь даже просто сказанное доброе слово может изменить жизнь человека к лучшему. И это и станет для него настоящим чудом.

Рассказать друзьям