Федор Мочалин: «Сталинградская битва дала мне путевку в жизнь. Владимирская ракетная стратегическая

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой


444-й Берлинский Орденов Кутузова III степени и Александра Невского тяжелый бомбардировочный авиационный полк

Формирование полка началось 5 июля 1941 г. на Большом аэродроме Хабаровска. Личный состав был переведен, главным образом, из 1 0-го и 14-го дальнебомбардировочных авиаполков 33-й авиадивизии. Полк формировался как «Падалинский авиационный полк». Приказом Командующего Дальневосточного фронта от 22 июля 1941 г. формируемой части присвоено наименование «444-й дальний бомбардировочный авиационный полк». Он вошел в состав 53-й авиадивизии 5-го авиакорпуса ВВС Дальневосточного фронта. Боевое знамя было вручено полку 15 августа 1943 г., 15 августа утверждено как День части.

Первым командиром полка стал капитан А.И. Макаров, служивший летчиком-инструктором 33-й авиадивизии, которая базировалась в Воздвиженке под Уссурийском.

В августе 1942 г. полк перебазировался на аэродром Дзёмги (Комсомольск-на-Амуре). Полк имел смешанный самолетный парк: бомбардировщики ДБ-3 и ИЛ-4, истребители И-16. Всю войну на базе полка велась подготовка экипажей для Действующей Армии. В 1942 г. на фронт было отправлено 17 полноценных экипажей, в 1943 г. – 19 экипажей, в 1 944 г. на фронт убыли два экипажа.

Экипажи полка составили костяк эскадрильи «Дальневосточный Чекист». Самолеты Ил-4, поступившие на вооружение эскадрильи, были построены на средства, собранные личным составом Краснознаменных пограничных войск НКВД Хабаровского округа. 10 февраля 1943 г. в составе эскадрильи «Дальневосточный Чекист» убыло на фронт десять экипажей из 444-го полка. Эскадрильей командовал капитан А.В. Гаврилин, также служивший в 444-м полку. Эскадрилья воевала в составе 3-го гвардейского авиаполка Дальнего действия. Затем эскадрильей командовал капитан А.З. Кузнецов, учивший летному искусству лейтенанта Василия Решетникова. Генерал-полковник Василий Васильевич Решетников с 1969 по 1980 гг. командовал Дальней Авиацией.

Летом 1945 г. полк перебазировался с аэродрома Дзёмги на аэродром Варфоломеевка в Приморье, а 8 августа Советский Союз объявил войну Японии. Первые боевые вылеты экипажи полка произвели в ночь на 9 августа 1945 г. Объектом налета стал г. Чаньчунь. Летчики отмечали в рапортах, что при подлете затемнения в Чаньчуне не наблюдалось, но после первых разрывов бомб свет погас и открыла огонь зенитная артиллерия. Отмечалось наличие в воздухе японских истребителей. Ил-4 капитана Н.М. Нойкина, согласно его донесению, дважды атаковала пара истребителей противника. В ночь с 9 на 10 августа основной целью налета вновь стал Чуньчан, запасной был определен г. Муданьцзян.

Наступление советских войск развивалось стремительно. К 1 1 августа части 25-й общевойсковой армии вышли к Дуннинскому укрепленному району. 1 1 августа укреп- район бомбили 108 самолетов 19- го бомбардировочного авиакорпуса, в том числе и самолеты 444-го авиаполка. Осмотр разрушений, произведенный после захвата укрепрайона, позволил оценить эффективность удара: разрушено 4 ДОТа, 2 ДЗОТа, уничтожен склад боеприпасов убито порядка 180 человек. Днем 15 августа 15 экипажей полка бомбили Южно – Дуннинский укрепрайон. Фотоконтролем отмечено большое количество взрывов в центре укрепрайона.


Бомбардировщик Ил-4


"Дружеский" британский шарж на советскую дальнюю авиацию. Гпавныйгерой – "усатый"Ил-4.



Дальний бомбардировщик Ту-4



Ту-16 с ракетой КСР-5


14 и 15 августа советские войска штурмовали Муданьцзян, который обороняло четыре пехотных дивизии противника. Днем 16 августа полк в полном составе нанес бомбовый удар по обороне японцев и скоплению живой силы у Мажаньцзяна. К вечеру того же дня в город вошли войска 1-й Краснознаменной и 5-й армий. 19 августа боевые действия фактически закончились на всем фронте.

За время непродолжительной кампании экипажи 444-го полка выполнили 73 боевых самолето-вылета, 52 днем и 21 ночью. Боевой налет составил 232 часа, из них 107 часов ночью, сброшено 70,5 т бомб. Приказом Верховного Главнокомандующего № 372 от 23 августа 1945 г. за отличные боевые действия по разгрому японских захватчиков на Дальнем Востоке всему личному составу 444-го Дальнебомбардировочного авиационного полка была объявлена благодарность.

В ходе войны полк потерял два экипажа. В ночь с 8 на 9 августа при взлете с Варфоломеевки разбился Ил-4 командира звена старшего лейтенанта А.Г. Царегород- цева (штурман старший лейтенант В. Князев, радист сержант О.М. Ямайкер, стрелок старший сержант Бояркин). 10 августа из боевого вылета не вернулся экипаж командира звена лейтенанта Н. Малышева (штурман лейтенант М.К. Смирнов, радист старший сержант Морозов, стрелок младший сержант Красинов).

После окончания войны с Японией полк перебазировался в Северную Корею на аэродром Канко-2. В Корее полк оставался до июля 1948 г. Затем базировался в Приморском крае.

В 1951 г. началось освоение бомбардировщиков Ту-4 и В-25, последний служил переходным типом от Ил-4 к Ту-4. Параллельно продолжалась боевая учеба на самолетах Ил-4, в частности отрабатывалось взаимодействие с истребителями. В летно-тактическом учении 1951 г. принимало участие 27 бомбардировщиков Ил-4 во взаимодействии с четырьмя истребителями Ла-1 1 из 936-го истребительного авиаполка. Отрабатывались действия бомбардировочного авиаполка ночью по железнодорожному узлу.

Официально на новые штаты с самолетами Ту-4 полк перешел с 25 мая 1951 г., но переучивание на Ту-4 началось лишь в августе (на В-25 – в июне). Первые полеты на Ту-4 экипажи выполнили в начале сентября. Освоение тяжелых кораблей в полном объеме растянулось на годы. В 1952 г. полк отрабатывал нанесение удара по железнодорожному узлу с больших высот днем (опять во взаимодействии с Ла-11 из 936-го ИАП), в 1954 г. – уже ночью (но в простых метеоусловиях).

Средний налет на Ту-4 колебался в пределах 100 – 160 часов в год.

В августе 1956 г. личный состав приступил к теоретическому изучению самолета Ту-16, с 1 октября начались полеты на реактивных бомбардировщиках. К концу года на Ту-16 в простых метеоусловиях самостоятельно летали два экипажа. До конца года полк получил пять Ту-16. Переучивание всего личного состава полка на реактивную технику завершилось в 1957 г. Тогда же наиболее подготовленные экипажи выполнили первые дозаправки в воздухе. В 1957 г. в качестве заправщиков было подготовлено четыре экипажа, заправляемых – три экипажа. 19 экипажей освоили выполнение на Ту-16 «спецзаданий» – нанесение ударов с применением ядерного оружия.


"Афганские"звездочки но борту Ту-22МЗ


Подвеска практической бомбы. Размеры бомбоотсека впечатляют


Подготовка к полету



Ту-22 выруливает на старт


1957 г. оказался богат на летные происшествия с Ту-16: четыре вынужденных посадки и одна катастрофа. 13 августа при выполнении полета в районе аэродрома самолет взорвался в воздухе, экипаж погиб.

На Ту-16 полк отработал удары во взаимодействии с ракетными частями по базам стратегической авиации вероятного противника в условиях преодоления сильной ПВО с применением бортовых средств радиопротиводействия; по стартовым площадкам «беспилотных средств нападения». В 1959 г. были выполнены первые посадки на арктических аэродромах, а через два года полк принял участие в крупных учениях «Волна». 16 экипажей с 10 по 12 июня выполняли полеты с заполярного аэродрома Тикси. «Крайний» полет завершился посадкой в Дягилево под Рязанью. Из Дягилева экипажи 444-го полка летали до 24 июня, после чего ушли домой на Дальний Восток. Полк на практике продемонстрировал возможность оперативного перебазирования в пределах целого континента.

С 1962 г. приоритетными целями для Ту-16 из 444-го полка стали считаться боевые корабли вероятного противника в Тихом океане. Сегодня учения с дальними полетами в которых принимают участие четыре-шесть самолетов считаются событиями. Оцените череду учений 1963 г.:

– 27-28 августа 30 экипажей отрабатывают нанесение ударов по кораблям в Охотском море и Тихом океане.

– 2-9 сентября 24 экипажа задействованы в учениях по отработке действий эскадрилий по уничтожению авианосцев и крейсеров на переходе морем.

– 25-26 сентября дивизионные учения на тему боевые действия тяжелого бомбардировочного авиационного полка Дальней Авиации в составе авиационной дивизии с целью окончательного разгрома авианосной ударной группировки после нанесения по ней удара самолетами-ракетоносцами Дальней Авиации и Военно-Морского Флота. 21 экипаж в ходе этого учения летал ночью и семь – днем.

Экипажи отрабатывали нанесение ударов с аэродрома подскока на мысе Шмидта.

С 6 по 9 февраля 1966 г. личный состав полка принимал участие в показном учении, в ходе которого отрабатывал боевые действия тяжелого бомбардировочного авиационного полка Дальней Авиации вслед за ударами ракетных войск по разрушению стационарных объектов. В ходе учения было выполнено 52 самолето-вылета с грунтового аэродрома Кировское.

В 1967 г. планировалось перевооружить полк самолетами Ту-22, началось даже теоретическое изучение этих машин. Однако, перевооружения с Ту-16 на Ту-22 так и не произошло – в мае 1968 г. сверху дали «отбой».

Не менее напряженными чем 60-е, выдались для полка 70-е годы: полк был постоянно готов к активным и решительным действиям днем и ночью по уничтожению важных объектов противника на ТВД ракетами и бомбами в ядерном и обычном снаряжении, к поражению стационарных и подвижных наземных и морских целей и постановке минных заграждений.


То взлет…








В июле 1974 г. полк принимал участие в учениях «Восток-74», учения проводил лично министр обороны, а в ноябре гарнизон принимал высоких гостей. На аэродром прибыли самолеты Генерального Секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева и Президента США Джеральда Форда. Понятно, что встреча на высшем уровне происходила во Владивостоке, тем не менее хлопот хватило.

В 1975 г. началось освоение ракетоносной модификации самолет а Ту-16. Первым практический пуск ракеты КСР-5 выполнил 3 июля 1976 г. экипаж командира полка полковника В.А. Басистова. В 1982 г. высокая выучка летного состава была отмечена на самом высоком уровне: полк получил звание «ли- дерного тбап мастеров боевого применения». На вооружении 1-й эскадрильи тогда состояли бомбардировщики, 2-й – ракетоносцы, 3-й – самолеты – постановщики помех. Второй раз со времен Кореи полк покинул территорию СССР в 1984 г., когда в ходе проведения учений были выполнены посадки на монгольском аэродроме Чойфэн, Три с половиной месяца в 1987 г. полк отрабатывал боевые задачи в рассредоточенном положении с различных аэродромов.

В ноябре 1 990 г. полк приступил к переучиванию на самолет Ту-22МЗ. Первый Ту-22МЗ перегнали 19 ноября 1990 г. Неделей раньше личный состав убыл на переучивание. Экипажи 1-й эскадрильи осваивали «Бэкфайр» в Орше, 2-й эскадрильи – в Полтаве. Перегоняемые на Дальний Восток Ту-22МЗ ставили на консервацию.

Первый вылет на Ту-22МЗ совершил 18 февраля 1991 г. экипаж в составе подполковника Д.И. Сигаре- ва, майоров В.Г. Пухова, В.Г. Ветцеля и Г.А. Кошеварова. Новые самолеты пришли в полк на переломном моменте истории страны. Причем слово «новые» по праву следует заключить в кавычки. Эти «новые» самолеты собирали со всего Союза: из Эстонии, Белоруссии, с Украины. Несколько самолетов прошли Афганистан. Один Ту-22МЗ до сих пор сохранил афганские звездочки на борту фюзеляжа – отметки о боевых вылетах. Часто пригодными к полетам оставались четыре-пять самолетов. Трудности технические наложились на «человеческий фактор». Развал Союза едва не перешел в развал армии. На Украину, в Белоруссию, Казахстан и страны Балтии уехал 31 офицер полка, в том числе десять летчиков и штурманов. За год сменились два заместителя командира полка, все командиры эскадрилий и их заместители, большинство командиров кораблей.


… то посадка.








Невзирая на массу сложностей, личный состав в достаточно короткий срок освоил новую технику. 24 апреля 1992 г. два экипажа (1-й экипаж: подполковник Г.С. Иванов, капитан И.Э. Гнездилов, капитан А.И. Копылов, майор С.Г. Лутошкин. 2-й экипаж: капитан СМ. Филонов ст. лейтенант А.Г. Ляховец, майор И.Г. Радкевич, ст. лейтенант А.С. Шкляр) выполнили практические пуски ракет. Экипаж подполковника Иванова осуществил пуск ракеты в полете на сверхзвуке, экипаж капитана Филонова пускал ракету на дозвуковой скорости.

В 90-е годы резко упал налет, план боевой подготовки зачастую не выполнялся. Винить в этом летчиков и техников глупо. Причины лежат на поверхности. К примеру: 1994 г. – «основной причиной не выполнения плана боевой подготовки является отсутствие авиационного топлива, что привело к потере натренированности. Причина – прежняя, нет керосина. Между тем именно в середине 90-х годов вставал на ноги Лукойл и иже с ним. Кто знает, может на керосине российской Дальней Авиации летали если не В-1, то «Торнадо» с «Миражами»… Средний налет летчиков Дальней Авиации держался на уровне 10-15 часов, да и то налет поддерживали на Ту-134УБЛ.

В ходе реформирования ВВС на основании Директив 1-го заместителя министра обороны РФ от 29 января 1997 г., Главкома ВВС от 14 февраля 1997 г. и Командующего Дальней Авиацией от 24 февраля 1997 г. 444-й и 132-й тяжелые бомбардировочные авиаполки были переформированы в один 444-й полк с сохранением почетного наименования и регалий 132-го тбап. Полк стал именоваться следующим образом: «444-й Берлинский орденов Кутузова 3-й степени и Александра Невского бомбардировочный авиационный полк». Ордена Кутузова III степени 132-й полк был удостоен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 октября 1944 г. за прорыв сильноукрепленной обороны противника по реке Западная Двина юго- восточнее Риги. Орденом Александра Невского полк награжден за успешное бомбардирование укреплений немцев в районе Розенберг, Браунсберг при ликвидации отрезанной группировки немцев юго-западнее Кенигсберга (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1945 г.).



Над Японским морем


Сопровождение – F-15 сил самообороны Японии. Снимок сделан с борта Ту-22МЗ


После полета…



Командир 444-го тбап полковник И. В. Конарев


За успешную боевую работу при выполнении приказов Верховного Главнокомандующего и Командующего 1-м Белорусским фронтом по взятию столицы Германии г. Берлин 132-му полку приказом от 11 июня 1945 г. присвоено наименование «Берлинский».

К концу 90-х годов наметились тенденции к улучшению. Полеты стали более частым явлением, стали проводиться учения стратегического масштаба. Так, с 6 по 8 октября 1998 г. проходили командно-штабные учения 37-й Воздушной Армии Верховного главнокомандования (стратегического назначения), то есть – КШУ Дальней Авиации. В ходе этих учений были произведены два полета самолетов Ту-22 над акваторией Японского моря. В 2000 г. в рамах КШУ, проходивших с 18 по 21 апреля, Ту-22 444-го полка летали над Черным морем. В апреле 2004 г. пара Ту-22 (экипаж заместителя командира полка подполковника А.А. Еремчева и экипаж командира 2-й АЭ подполковника С.С. Ермакова) выполнил облет ряда островов Японского архипелага со стороны Тихого океана. На обратном пути один Ту-22МЗ успешно отбомбился по полигону, расположенному в Приморском крае, практическими бомбами. Такие полеты совершаются теперь более-менее регулярно. Первые полеты к Японии после довольно длительного перерыва порой заставали врасплох ПВО дальневосточного соседа – расслабились самураи в связи с перестройкой. Теперь «Бэйкфайры» всегда встречают F-15 Сил Самообороны. Такие «встречи» все же носят несколько иной характер, чем в годы Холодной войны. В те временя истребители вероятного противника пристраивались буквально к крыльям бомбардировщиков. Теперь «сопровождение» следует на безопасной дистанции. «Мы делаем свою работу, они – свою», – говорят летчики 444-го полка. Важно чтобы наши летчики занимались только «своей работой» – летали, а не рыскали в поисках хлеба насущного. Поводы для оптимизма к счастью есть.


Командиры 444-го тяжелого бомбардировочного авиацион ного полка

Год вступления в должность

капитан А.И. Макаров 1941

майор М.Г.Омелов…… 1943

гвардии майор СВ. Козлов 1947

гвардии подполковник Н.М. Шошин 1950

подполковник Г.Н. Пискунов 1955

гвардии майор М.В. Резниченко 1952

гвардии подполковник М.И. Кишенков 1 959

подполковник И.К. Савельев 1965

подполковник Е.А. Бирюков 1970

подполковник В.А. Басистов 1973

подполковник A.Т. Мочалин 1977

подполковник B.А. Гусев 1984

подполковник В.П. Малашицкий 1987

подполковник A.M. Гориславец 1989

полковник Ю.Т. Калмыков 1993

подполковник Н.В. Бушуев 1998

полковник И.В. Конарев. 2001





Стоянка МиГ-27Д 58-го опиб. Как видно, аэродром Степь полностью оправдывает свое название

Командир 444-го тбап полковник И. В. Конарев

За успешную боевую работу при выполнении приказов Верховного Главнокомандующего и Командующего 1-м Белорусским фронтом по взятию столицы Германии г. Берлин 132-му полку приказом от 11 июня 1945 г. присвоено наименование "Берлинский".

К концу 90-х годов наметились тенденции к улучшению. Полеты стали более частым явлением, стали проводиться учения стратегического масштаба. Так, с 6 по 8 октября 1998 г. проходили командно-штабные учения 37-й Воздушной Армии Верховного главнокомандования (стратегического назначения), то есть – КШУ Дальней Авиации. В ходе этих учений были произведены два полета самолетов Ту-22 над акваторией Японского моря. В 2000 г. в рамах КШУ, проходивших с 18 по 21 апреля, Ту-22 444-го полка летали над Черным морем. В апреле 2004 г. пара Ту-22 (экипаж заместителя командира полка подполковника А.А. Еремчева и экипаж командира 2-й АЭ подполковника С.С. Ермакова) выполнил облет ряда островов Японского архипелага со стороны Тихого океана. На обратном пути один Ту-22МЗ успешно отбомбился по полигону, расположенному в Приморском крае, практическими бомбами. Такие полеты совершаются теперь более-менее регулярно. Первые полеты к Японии после довольно длительного перерыва порой заставали врасплох ПВО дальневосточного соседа – расслабились самураи в связи с перестройкой. Теперь "Бэйкфайры" всегда встречают F-15 Сил Самообороны. Такие "встречи" все же носят несколько иной характер, чем в годы Холодной войны. В те временя истребители вероятного противника пристраивались буквально к крыльям бомбардировщиков. Теперь "сопровождение" следует на безопасной дистанции. "Мы делаем свою работу, они – свою", – говорят летчики 444-го полка. Важно чтобы наши летчики занимались только "своей работой" – летали, а не рыскали в поисках хлеба насущного. Поводы для оптимизма к счастью есть.

Командиры 444-го тяжелого бомбардировочного авиацион ного полка

Год вступления в должность

капитан А.И. Макаров 1941

майор М.Г.Омелов…… 1943

гвардии майор СВ. Козлов 1947

гвардии подполковник Н.М. Шошин 1950

подполковник Г.Н. Пискунов 1955

гвардии майор М.В. Резниченко 1952

гвардии подполковник М.И. Кишенков 1 959

подполковник И.К. Савельев 1965

подполковник Е.А. Бирюков 1970

подполковник В.А. Басистов 1973

подполковник A.Т. Мочалин 1977

подполковник B.А. Гусев 1984

подполковник В.П. Малашицкий 1987

подполковник A.M. Гориславец 1989

полковник Ю.Т. Калмыков 1993

подполковник Н.В. Бушуев 1998

полковник И.В. Конарев. 2001

Стоянка МиГ-27Д 58-го опиб. Как видно, аэродром Степь полностью оправдывает свое название

Истребитель- бомбардировщик МиГ-27

В. Марковский И. Приходченко

Продолжение. Начало в Ne 9-13/2003. 1-4/2004 г

Испытания реформами

Достижение боеготовности полками на МиГ-27 совпало с крупными реформами в ВВС. Начало им положил Приказ МО СССР от 5 января 1980 года, резко изменивший саму структуру военной авиации. Всю ее решено было свести "под одни знамена", передав ВВС и полки перехватчиков авиации ПВО. Прежние воздушные армии (ВА), объединявшие полки и дивизии фронтовой авиации и подчинявшиеся непосредственно ГК ВВС, упразднялись, а их части и соединения переходили во вновь образуемые авиационные объединения – ВВС соответствующих территориальных военных округов (ВВС ВО), подчиненные напрямую командующим округов.

Силы ВВС округов разделялись на две составляющих – фронтовой комплект, включавший истребители, разведчики и ударные самолеты, и армейский комплект из боевых и транспортных вертолетов, распределенных по общевойсковым и танковым армиям. Фронтовые бомбардировщики выделялись в ВА Верховного Главнокомандования, имевшие оперативное назначение (ВА ВГК (ОН)) – ударные кулаки центрального подчинения, непосредственно управлявшиеся более крупными, чем округа, Главными Командованиями направлений (ГК Юго-Западного, Юго-Западного и Южного направлений и управления ВВС при них были созданы Приказом МО СССР от 21 августа 1984 года).

Управление авиацией осуществлялось КП ВВС фронтов и КП ВВС армий. Помимо них, учреждалось командование авиацией на ТВД, а роль собственно Главкомата ВВС, хотя и сохраненного, становилась чисто номинальной – от планирования и организации Главкомат и Главный Штаб ВВС, по сути, отторгались, им не доверялся и маневр силами в ходе боевых действий (получив авиацию, сухопутные генералы взяли в руки и всю власть над нею). Вся деятельность ГК ВВС сводилась практически к летной подготовке личного состава авиачастей.

ИБА определялась основным средством авиационной поддержки войск, задачами которой ставились: . в обороне – воспрещение подхода и развертывания войск противника, контрподготовка и отражение атаки; в наступлении – подготовка атаки своих войск, обеспечение их выдвижения и сопровождение войск в глубине противника.

Основная цель реформирования преследовала достижение наилучшего взаимодействия и согласованности между авиацией и сухопутными войсками – вопроса, оставшегося проблемным и далеким от разрешения еще со времен войны, когда те далеко не всегда могли сосредоточить усилия на решении общих задач, ставя перед собой "свои" цели. Запросы армейцев часто удовлетворялись поддержкой с воздуха не так, как им хотелось: заявки на авиаподдержку подавались в инстанции, согласовывались, а в это время авиаторы сами разведывали, планировали и атаковали противника. Даже на учениях оставляла желать лучшего связь между КП армии и ВВС, а вопросы боевого управления, наведения и целеуказания на поле боя долгое время вообще оставались неразрешенными (эти проблемы вскоре пришлось буквально на ходу решать в Афганистане, где война лучше любых директив выявляла недостатки и диктовала перемены).

Однако на практике сведение всех сил в единый кулак, как оно задумывалось в Генштабе, оказалось далеким от совершенства. Одним руководящим махом решить проблему не удалось. Осуществленное в приказном порядке изменение не только нарушило сложившуюся и проверенную временем структуру – оперативно-стратегическое руководство ВВС оказалось децентрализованным, а управление авиацией строилось по чрезмерно сложной иерархии со множеством звеньев, параллелей и начальников. По существу, организация ВВС была сведена к уровню сорокалетней давности, когда в войну авиация вступила разрозненной на окружные, армейские и корпусные формирования, недостатки и слабая эффективность которых проявились уже в первые дни войны. Лишь после тяжелых потерь стала очевидной необходимость мощных авиационных объединений – воздушных армий под единым руководством командующего ВВС (их ввели в мае 1942 года).

На популярном снимке МиГ-27 заметно, что самолет отнюдь не готов к вылету – не закрыты крышки люков…

Главком ВВС главный маршал авиации П. С. Кутахов инспектирует 88-й апиб. в ходе учений "3апад-83"

Предполетный осмотр МиГ-27Д 58-го апиб. Лето 1986 г.

Ветеран Великой Отечественной войны, полковник Федор Ильич Мочалин прибыл 2 февраля в Городище из Ленинградской области и принял участие в районном торжественном мероприятии, посвященном 75-летию Сталинградской Победы.

Как узнала районная газета «Междуречье», 25 февраля ветерану исполнится 91 год, а Городище он посетил спустя 75 лет после военных событий. Пятнадцатилетним подростком встретил Федор тяжелую битву на Волге и был принят в молодежный трудовой отряд во время обороны Ерзовки, а затем - в машинно-тракторную станцию р. п. Городище.

В начале лета 1942 года я, в то время живший в Сталинграде, приехал в Ерзовку для подработки в местном колхозе, - поделился ветеран, - здесь и застал страшную осень. Не забыть мне первую бомбежку Красной улицы в Ерзовке. В доме, где я ночевал, обрушилась стена. Осколками ранило в позвоночник молодую женщину, у которой был грудной ребенок.

Как вспоминает ветеран, в конце лета 1942-го немцы со стороны Сталинграда начали методично уничтожать дома и население в Ерзовке налетами самолетов и обстрелом улиц из пулеметов.

Отметим, очевидец тех страшных событий делает упор на исторический факт – Ерзовка не была оккупирована. Однако фронт подошел вплотную, вплотную было дыхание смерти.

Самолёты пролетали вдоль Красной улицы так низко, что были видны лица лётчиков. Стреляли из пулемётов по всем и всему «без разбору», - вспоминает Федор Ильич, - Однажды и я попал под такой обстрел, когда переходил улицу с вёдрами воды из Шиловского родника. Пули миновали меня.

Парень рисковал умереть от холода и голода – ведь приехал от еще летом, и теперь стал беспризорным в Ерзовке, без тёплой одежды, обуви и крыши над головой.

Помню, как за краюшку хлеба выменял я пиджак и сапоги у мужчины, которого, можно сказать, прямо на улице переодели в красноармейскую форму и сразу же, вместе с такими же, как он, приехавшими из города на выходной день, отправили на «передовую», - рассказывает Мочалин, - Надо сказать, что мне тогда повезло. На селе таких, как я, бездомных подростков-школьников оказалось несколько человек. Среди них был и Коля Мирошников, мой одноклассник. Он рассказал мне, что его взяли работать шеф-поваром при втором секретаре Городищенского райкома партии. И что при секретаре райкома собирается команда из таких, как мы с ним, бездомных. Меня в эту команду приняли, но не помощником шеф-повара, как обещал Коля, а в охрану, с винтовкой. Это было в сентябре 1942 года, сразу же после остановки наступления немцев на рубеже у Ерзовки. Размещался секретарь райкома в подвале разрушенного дома на улице, на которой был когда-то наш дом. Мне тогда показалось странным, что у второго секретаря Городищенского райкома партии не было никаких помощников. Позже я узнал, что за районный центр Городище велись ожесточённые бои. Райком партии был разгромлен. Восстановить работу партийного аппарата было не просто.

Организованная команда подростков стала выполнять разные работы и поручения. В начале обороны Ерзовки, когда армия очень нуждалась в продовольствии, ребята помогали в сборе пшеницы, вынесенной населением из церкви во время первых бомбёжек села, и сдавали её войсковым частям. Приходилось доставлять и пакеты с документами в села, куда были эвакуированы жители Ерзовки.

Запомнилась мне одна такая поездка зимой на попутных машинах в Дубовку, когда пришлось заночевать в доме на окраине села. В жарко натопленном доме, из одной комнаты и печки, столько было красноармейцев, что мне пришлось, согнувшись, как только мог, спать в проёме на пороге входной двери, так как на полу в избе места не было, - вспоминает герой материала, - А осенью в Ерзовку прибыл инструктор и стал нас, подростков, обучать разминированию полей. Но эти занятия быстро прекратились. Наверное, кто-то догадался, что не детское это дело. С ноября начали готовить нас к «посевной компании» – учить на трактористов.

Как рассказывает ветеран, в это время в Ерзовку стали прибывать свежие войска – сибиряки, в белых овчинных полушубках, молодые парни. Чувствовалось приближение Победы. 31 января 1943 года сдался в плен командующий немецкой группировкой войск фельдмаршал Паулюс. Втогого февраля сдалась в плен вся немецкая армия. Однако гул взрывов со стороны Сталинграда не прекращался. В городе добивали отдельные группы фашистов. Ещё раньше, чем сдался Паулюс, через Ерзовку из Сталинграда потянулись бесконечные колонны пленных немцев. Шествие это продолжалось долго и казалось бесконечным.

– Не могу вспомнить, как так получилось и по чьей команде, но в первых числах февраля 1943 года, когда ещё гремела канонада в Сталинграде и шли колонны пленных, был я направлен на Машиннотракторную станцию (МТС), которая находилась в районном центре Городище, только что освобождённом от немцев, – говорит Федор Ильич, – Добирался я в Городище почему-то один, а навстречу мне медленно и молча, как на похоронах, двигались пленные немцы. Вдоль дороги, слева и справа, на заснеженном поле, было разброшено много сгоревших танков – немецких и наших. Забравшись в один из наших танков, я увидел обгоревший труп танкиста. Величиной он был, как мальчик, но правую руку держал на рычаге управления танком. Увиденное вызвало у меня чувство глубокой скорби… Кто он был – этот герой? Как теперь узнать?

Только к вечеру Федор дошёл до райцентра и нашёл МТС. Станция была полуразрушена. Через пару дней на МТС прибыли ещё несколько товарищей Федора – юных трактористов. Была поставлена задача – готовиться к «весенней посевной компании». Здесь Федор пробудет несколько дней – а затем придет весть, где находится его мама. Подростка переправляют на станцию «Двойная» Сталинградской железной дороги, в Ростовскую область. Из Сталинграда мать Федора туда добиралась пешком, вместе с другими беженцами. Молодой тракторист, фактически освоивший ремесло во время Сталинградской битвы, был принят рабочим на железную дорогу.

За работу на железной дороге с марта 1943 года по октябрь 1945 года он был удостоен звания «Ветеран Великой Отечественной войны». За свою долгую жизнь Федор Ильич освоил несколько профессий. Является заслуженным строителем РСФСР, ветераном 23-го Государственного морского проектного института Минобороны РФ, награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Сейчас ветеран проживает в Ленинградской области. Буквально неделю назад он стал прадедом замечательного правнука Тимофея. После войны он несколько раз приезжал в Ерзовку, но в Городище прибыл второй раз, спустя 75 лет. 2 февраля, ветеран со сцены в ДК Городищенского района рассказал о тяготах войны и сердечно пожелал молодому поколению жителей, чтобы небо над головой всегда оставалось мирным.

Родился 26 декабря 1922 года в селе Титовка (ныне в черте города Шебекино) Курской (ныне Белгородской) области в семье рабочего. Русский. Окончил 9 классов. После окончания художественной школы в городе Донецк работал художником в Доме отдыха «1-е Мая» и на Шебекинской фабрике-кухне.

В Красной Армии с 8 сентября 1941 года. С этого же времени на фронте. Был стрелком, командиром группы блокировщиков десантов врага, командиром взвода связи, командиром взвода автоматчиков морской пехоты, командиром стрелковой роты. В 1942 году окончил полковую школу, в 1943 году - курсы младших лейтенантов. Воевал на Юго-Западном, Южном, Юго-Восточном, Сталинградском, Северо-Кавказском фронтах, в Отдельной Приморской армии, на 3-м и 2-м Украинских фронтах. Член КПСС с 1945 года. В боях трижды ранен.

Участвовал:
- в оборонительных боях в районе городов Шебекино, Волчанск, на реке Айдар, в выходе из окружения за Дон – в 1941-42 годах;
- в боях в степях Калмыкии на Астраханском направлении – в 1942;
- в боях за город Керчь, в освобождении южного крымского побережья, города Севастополь, в Ясско-Кишинёвской операции, в том числе в освобождении городов Татарбунары, Галац, в освобождении Румынии, Болгарии, в боях в Югославии в крае Воеводина и в районе городов Зренянин и Вуковар – в 1944;
- в боях в Венгрии и Австрии, в том числе за города Будапешт и Вена – в 1945.

Командир взвода автоматчиков 305-го батальона морской пехоты лейтенант Мочалин с бойцами высадился 8 декабря 1944 года в глубоком тылу врага у города Вуковар (ныне Хорватия) и перерезал важную дорогу, преградив, тем самым, пути отступления фашистам и дезорганизовав их тылы. Более 2-х суток его взвод удерживал захваченный рубеж, отразив 12 атак противника. В ходе этого сражения лейтенант Мочалин лично уничтожил 2 самоходные установки, танк и несколько десятков фашистов.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм лейтенанту Мочалину Николаю Гавриловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8790).

В июле 1945 года окончил Курсы усовершенствования офицеров пехоты в городе Красноярск. Служил начальником 4-й части Кировского РВК города Красноярск.

С сентября 1946 года старший лейтенант Н.Г.Мочалин - в запасе. Жил в городе Шебекино. Работал на руководящих должностях в пожарной охране Шебекинского района и в Отделе пожарной охраны УВД Белгородской области. С 1964 года – на заслуженном отдыхе. Капитан (04.04.75). Вёл большую военно-патриотическую работу среди молодёжи. Умер 2 марта 2001 года. Похоронен в Шебекино.

Н.Г.Мочалин удостоен звания «Почётный гражданин города Шебекино». Имя Героя помещено на мемориальном комплексе в городе Николаев.

Награждён орденами Ленина (20.04.45), Красного Знамени (25.05.44), Отечественной войны 1-й степени (06.04.85), Красной Звезды (20.04.44), медалями.

Рассказать друзьям