Конфликт между чувством и разумом обломов. Любовь как испытание «Обломов. Несколько интересных сочинений

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Полутемная комната, заваленная ненужными вещами, заставленная громоздкой мебелью. Кругом пыль, запустение, грязь. В центре диван, на котором лежит человек, ставший символом лени, апатии и … душевной чистоты, сердечности. Да, да, почти полтора века на восклицание Обломова: «Жизнь: хороша жизнь! Чего там искать? интересов ума, сердца?» - мы отвечаем: «Сердца, конечно, сердца!» И сразу в сторону отходит деятельный, практичный целеустремленный Штольц, и остается он, изнеженный, неуклюжий, порой смешной, Обломов. Почему?

Мне кажется, вопрос приоритета

Ума или сердца в России всегда решался и, наверное, будет решаться в пользу второго. Наша страна даже сейчас, когда наступило время Штольцев, нуждается в Обломовых. Этот герой «даже слишком русский», ибо в нем соединились непробудная лень, о которой говорят: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится», щедрость, наивность и главная черта нашего менталитета - душевность, синоним которой сердечность.

Я обожаю Обломова с его трогательным смущением из-за недоеденных сухарей, пылким признанием в любви к музыке и женщине, искренней верой в дружбу. «Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало

К нему грязи…» - скажет Штольц, выразив главные качества характера друга - сердечность и отсутствие фальши.

Умен ли Обломов? Безусловно, неглуп. Но это лишь крошечная толика его «хрустальной души». Ум его - это ум ребенка, который понимает, что нужно учиться, работать, но зачем? Обломов искренне рад и горд за близкого друга, тот уж точно знает, куда применить свои силы, куда вложить, что купить, где достать. Это умение отсутствует у Ильи Ильича, оно даже пугает его. Герою, наверное, было бы очень трудно сейчас, в наше «коммерческое» время.

Все, что происходит с Обломовым, - результат сердечных «движений», он не планирует, не рассчитывает своих действий, так ему подсказывает сердце. Этому сколько угодно подтверждений.

Встреча с Ольгой. Первое неожиданное признание во время пения: «Я чувствую не музыку…а… любовь». Илья искренне верит хотя и недолго в то, что может измениться,. Обломов чувствует любовь всем сердцем. В Ольге - его новая жизнь, его почти нереальное, идеальное обломовское представление о семье и счастье. Почему же он отказывается от всего? Потому что Илья Ильич прекрасно понимает: он не сделает любимого человека счастливым.

А быть таковым самому за счет кого-то для Обломова невозможно. Только большое сердце способно на подобный поступок. Он никогда больше не испытает «лихорадки жизни», он почти духовно умирает и все-таки по-другому не может. Самопожертвование Обломова - одна из ярчайших черт русского характера. Эта способность заставила великосветских княгинь отказаться от титулов и отправиться в Сибирь, а их мужей выйти на Сенатскую площадь. Нельзя заглушить зов сердца быть с теми, кому тяжело, кто нуждается в поддержке.

Есть в русском языке выражение: «Сердца на всех хватит». Это об Обломове. Все, находящиеся с ним рядом, получают душевное тепло и понимание. Штольц спешит к другу не только затем, чтобы вытащить его из постели. Андрей получает заряд сердечности, добра, как в детстве, когда полусонная Обломовка становилась истинным раем для лишенного детства мальчика. И взрослому Штольцу необходим Обломов, только с ним он не делец, предприниматель, а человек. Это Илья помог Андрею познать настоящую дружбу, бескорыстную и верную, а позже любовь, на которую Штольц, казалось бы, был не способен.

А Ольга? Разве она не была счастлива с Обломовым? Разве сравнима боль разлуки с нежностью, искренностью и пылкостью чувства! Ее жизнь «пересекла… такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины», говоря словами купринского генерала Аносова из рассказа «Гранатовый браслет». Сердце Ольги испытало все грани большого чувства, а это не только восторг и радость, это и боль. Она научилась любить, поэтому с ней счастлив Штольц.

Еще об одном герое, вернее героине, живущей исключительно сердцем, хотелось бы вспомнить. Тихая, недалекая Пшеницына, пожалуй, единственная не хочет переделывать Обломова, ей ничего не нужно, она сама отдает ему сердце. Потеря Ильи Ильича для нее намного тяжелее, чем для Ольги. Ведь только с появлением героя «проиграла и просияла ее жизнь», «разлились лучи, тихий свет». Обломов внес смысл в существование Пшеницыной, он научил ее быть счастливой. С образом Агафьи Матвеевны снова появляется тема самопожертвования: она отдает сына Андрею и Ольге. Это ее плата за семь лет счастья, ее благодарность.

«Таких людей мало, они редки…» - скажет Штольц. Да, их почти нет, вторим мы ему. Где же ты, Обломов, несчастный человек с большим сердцем, которого хватало на всех?

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Подготовка к итоговому сочинению по направлению «Разум и чувство» Учитель русского языка и литературы ГАПОУ МОК им. В. Талалихина Лодыгина А.В. Москва, 2016

«разум и чувство» Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

Разум Чувство Ум Рассудок Здравый смысл Интеллект Разумение Мыслительные способности Умение чувствовать истину 1. Высшая ступень познавательной деятельности человека, способность логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания. // Продукт деятельности мозга, выражающийся в речи. 2. Ум, интеллект (противоп.: чувство). // Разумность. Ощущение Впечатление Эмоция Душевный порыв Переживание Страсть Сердечная склонность Влечение Увлечение 1. Способность живого существа воспринимать внешние впечатления. 2. Самый процесс ощущения, восприятия чего-л. 3. Психофизическое состояние живого существа, то, что оно испытывает, ощущает, то, что входит в содержание его душевной жизни. 4. разг. Любовь, испытываемая кемл. к кому-л. // Волнение, душевный подъем, порыв.

Разум Чувство Человек бывает: Бесчувственный, невосприимчивый, рациональный, расчетливый, видевший насквозь, отдающий себе отчет, разбирающийся, волевой, мыслящий, эгоистичный, рассудительный, дальновидный, образованный. Человек бывает: Трогательный, чувствительный, ранимый, сентиментальный, чуткий, восприимчивый, впечатлительный, отзывчивый, эмоциональный, искренний, опьяненный, легкоранимый.

Тема Произведения эпизоды Что значит испытывать благородные чувства? Что такое истинные чувства? В чем сила человеческого чувства? Ю.М. Нагибин « Старая черепаха» А.И. Куприн « Олеся» Эдуард Асадов «Баллада о ненависти и любви» Мальчик испытал благородные чувства, когда у него проснулось чувство ответственности за другого. Он смог исправить свою ошибку: вернул Машку домой. Олеся любит Ивана Тимофеевича искренно, глубоко- в этом ее удивительная сила. Благодаря силе своей любви она способна жертвовать ради Ивана Тимофеевича своими убеждениями: Олеся идет в церковь будучи убежденной в том, что она ведьма. Чувства созидающие и разрушающие Ю.М. Нагибин « Старая черепаха» А.И. Куприн « Олеся» И.А. Гончаров «Обломов» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Разрушающее чувство. Страстное желание обладать маленькими веселыми черепашками привело мальчика к тому, что он без сожаления продал старую черепаху, верного друга. Это эгоистическое чувство возникло из-за того, что он слышал и видел только свои желания, свое «хочу». Созидающее чувство. Неожиданно проснувшееся чувство ответственности за жизнь старой Машки, стыд за предательство друга, который в тебе нуждается, приводят мальчика к смелому и важному решению: любой ценой вернуть старую черепаху домой.

Тема Произведения эпизоды Когда разум становится опасен? Разум- счастливый дар человека или его проклятие? И.А. Бунин «Красавица» М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь » Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» А.С. Грибоедов «Горе от ума» Красавица, вторая жена чиновника, обладала «зорким» взглядом, все замечала, разумно подходила к решению любых вопросов. И так же разумно, спокойно она возненавидела сына чиновника от первого брака. Она сделала вид, что его не существует в доме, перевела его спать сначала на диван, а потом на пол. Результатом такого разумного подхода стала одинокая, обособленная от всего дома жизнь маленького семилетнего мальчика. Образ А.Чацкого. Умен, но не нужен фамусовскому обществу. Уезжает из Москвы «Карету мне, карету» Что важнее: разум или чувство? Что слушать: разум или сердце? И.А. Бунин «Темные аллеи » А.И. Куприн « Поединок» И. С. Тургенев «Отцы и дети» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (распечатка) Л.Н. Толстой «Война и мир» Юрий Алексеевич Ромашов каждый вечер отправляется к Николаевым, хотя знает, что его там не ждут и не церемонятся в его присутствии, однако увидеть в очередной раз Шурочку(Александру Петровну), наблюдать за ней во время рукоделия – выше его сил. Ромашов готов терпеть позор, лишь бы только почувствовать крепкое и ласкающее пожатие милой женской руки: он душой уходил в это очаровательное пожатие. Юрий Алексеевич каждый раз испытывал острое чувство стыда, слыша насмешки денщиков и чувствуя на себе пренебрежительное отношение мужа Шурочки. Эпизод оставления Москвы семьей Ростовых. Мать за разумный подход, т.к. на подводах нужно увезти наследство детей. Наташа воспринимает ситуацию иначе: «что мы немцы какие-то!» и умоляет отдать подводы раненым. Матери становится стыдно.

Тема Произведения эпизоды Можно ли идти на поводу у своих эмоций? Нужно ли давать волю чувствам? И. А. Бунин « Солнечный удар» Л.Н. Толстой «Война и мир» Ф.И. Тютчев « О, как убийственно мы любим» Поручик, очарованный своей новой знакомой, умоляет ее сойти на берег. Она растеряна, поддавшись на уговоры, идет на поводу у своих эмоций, словно солнечный удар затмевает ее сознание. Она называет это сумасшествием: никогда ничего подобного не было в ее жизни и никогда не будет. Почему она так поступает? Эта милая женщина замужем, имеет трехлетнюю дочь. Такое поведение безрассудно, однако автор не осуждает ее за это. Чувство может вспыхнуть внезапно, как затмение- человек теряет самообладание. Но это чувство-самое прекрасное, что когда-либо было и будет в жизни этих людей. Пусть только мгновение- оно стоит вечности. Наташа Ростова, поддавшись чувству к Анатолю Куракину, решает с ним сбежать, несмотря на отговоры близких. Этот поступок привел ее к разрыву отношений с Андреем Болконским. Елена Денисьева, страстно влюбившись в Ф.И. Тютчева, принимает тяжелые удары судьбы: осуждение общества, невозможность стать женой Федора Ивановича (он женат), тяжелую болезнь.

В чем сила человеческого чувства? Сила чувств необыкновенно велика. Сила может менять человека: пробудить лучшие или худшие его стороны. Таким сильным чувством является любовь(вера, страх): она воскрешает и убивает, прощает и ненавидит, одухотворяет и опустошает. Мир наполнен силой любви от рождения до смерти: материнская любовь не знает границ, глубину чувств между мужчиной и женщиной трудно описать словами; любовь к творчеству показывает силу личности, к животным – чуткость и милосердие. Эта тема волновала многие поколения и до сих пор остается важной и значимой в жизни каждого человека. Примеры проявления силы человеческого чувства часто встречаются в произведениях русской классической литературы.

тезис Вспомним произведение А.И. Куприна «Олеся». В этой повести ярко показана сила любви главной героини: ее самоотверженность, искренность, одухотворенность.

иллюстрация Олеся выросла в лесу, знала особенности жизни дикой природы, ей были чужды мелочные проблемы жителей Полесья. Ее встреча с Иваном Тимофеевичем произошла ранней весной, сама природа благословила их любовь. Олеся знала, что их чувства обречены, что ей придется сильно страдать, но от своей любви не отказалась, не променяла ее на спокойствие. Волшебство Олеси не в колдовстве, как она думала, а в удивительной искренности, глубине чувств. Зная о л енивом сердце своего избранника, девушка принимала все его слабости, не упрекая, не осуждая. Олеся очень хотела сохранить свою любовь, но ведь судьбу невозможно изменить! Решение, принятое Олесей, вызывает восхищение. Она пошла в церковь, надеясь изменить предопределение, тем самым спасти их чувства. Всю ответственность она берет на себя. Так может поступить только человек, обладающий огромной силой любви! К сожалению, жители Полесья обошлись с ней крайне жестоко: избили, измазали дегтем. Олеся вынуждена уехать, но ни разу она ни в чем не обвиняет Ивана Тимофеевича, в ее словах звучит благодарность и по-прежнему---любовь.

Мини-вывод Удивительная сила любви Олеси заключается в умении отдавать, а не брать, в самопожертвовании.


1. Любовь как испытание «Обломов» .

2. Отношения героев: Ольга, Штольц, Обломов, Лгафья Матвеевна.

«Обломов » - слишком большой и разноплановый роман, чтобы обсуждать его только в одном ключе. Как правило, об Обломове вспоминают, говоря о таком явлении, как «обломовщина». Мне же хотелось показать этого героя немного с другой стороны, доказать, что и в его жизни были чувства, и среди них - такое прекрасное, как любовь.

Обломов постоянно на протяжении всей жизни борется с собой, а на пути его все время возникают препятствия и трудности: от раздражающих по своей нелепости житейских - встать или не встать с кровати, съезжать ли с квартиры или оставаться, до общечеловеческих, философских - «быть или не быть». И среди всех трудностей, которые пришлось перенести Обломову, на первом месте стоит любовь.

«Господи! - восклицал Обломов . - Зачем она любит меня? Зачем я люблю ее?...»

Любовью наполнен весь роман, а не только жизнь одного Обломова. Это прекрасное, недоступное человеческому разуму чувство приходит ко всем - к Ольге, к Штольц, и к Агафье Матвеевне. Интересен тот факт, что Гончаров превращает любовь каждого героя в испытание. Ни одному из них не дается она легко и просто.

Красной линией проходят в романе взаимоотношения Ольги Ильинской и Обломова. Штольц приводит ее в дом Ильи Ильича как спасение - надежду на то, что Обломов наконец-то очнется от бесконечного лежания на боку, захочет вдохнуть жизнь полной грудью, не только почувствовать, но и прочувствовать ее. И действительно, Ольга сильно меняет Обломова.

Через некоторое время после знакомства с Ильинской, Илья Ильич становиться другим: «на лице ни сна, ни усталости, ни скуки», «халата не видать на нем», «сидит с книгой или пишет». Ольга задевает его до самой глубины души, зарождает в нем такие чувства, о существовании которых он и подумать не мог. Он «лишь проснется утром, первый образ в воображении - образ Ольги». Теперь Обломова с полным правом можно назвать счастливым человеком: в его жизни есть любовь, и любовь эта взаимна. Ведь именно из-за безответной любви в мире разворачивается столько трагедий. Однако «любовь делалась строже, взыскательнее, стала превращаться в какую-то обязанность». Она уже не радует, а скорее омрачает. Герой не несет ее в себе, как бесценный дар, а тащит, словно громоздкий багаж. Обломов приходит к выводу, что «любовь - претрудная школа жизни». Многие часы тратит Илья Ильич на размышления об их с Ольгой отношениях и подводит им итог: «Я похищаю чужое! Я - вор!»

Oil пишет своей возлюбленной страстное, одухотворенное письмо: «Прощайте, ангел, улетайте скорее, как испуганная птичка улетает с ветки, где села ошибкой...»

Почему же Обломов гак яростно отвергает это чувство, за которое многие борются, мечтают о нем, стремятся к нему? Почему он отвергает Ольгу?

«Она полюбила человека честного, умного и развитого, но слабого, не привыкшего жить; она узнала его хорошие и дурные стороны и решилась употребить все усилия, чтобы | огреть его тою энергию, которую чувствовала в себе. Она думала, что сила любви оживит его, вселит в него стремление к деятельности и даст ему возможность приложит!:, к де-iy способности, задремавшие от долгого бездействия. Ольга приняла мгновенную вспышку чувства со стороны любимого ею человека за действительное пробуждение энергии; она увидела свою власть над ним и надеялась вести его вперед на пути самосовершенствования» - вот как объясняет поведение Обломова Дмитрий Иванович Писарев.

Илья Ильич начинает сомневаться в искренности Ольги-пых чувств, он не хочет быть участником своеобразного эксперимента». И где-то глубоко внутри себя Обломов понимает, что не найдет в Ольге того, что ищет в женщине: она не тот идеал, который он рисует в своих мыслях. Да и Ольга разочаровывается. Ведь любовь - это всегда самопожертвование. А Илья Ильич не способен принести себя на алтарь искренних, сильных страстей. «Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, - а ты уж давно умер», - говорит Ольга Обломову.

Судьба посылает главному герою большой дар, настоящее счастье, но в это же время и тяжкое испытание, и только любовь может стать для нас и тем и другим одновременно. Илья Ильич начинает борьбу с «обломовщиной», и поле битвы разворачивается внутри него самого, а это всегда самое сложное. Обломов проигрывает самому себе, он не в силах преодолеть воспитание, собственный характер, уклад жизни. Он сдается. И внутри него зияет пустота - прежде физической смерти наступает духовная: «Сердце было убито: там на время затихла жизнь». На мой взгляд, духовная гибель гораздо Страшнее, чем физическая. Этот вид смерти не позволяет человеку возродиться в сердцах тех, кто когда-то искренне его любил.

Спустя много лет Обломов находит тот идеал, к которому" всегда стремился: в его жизни появляется женщина, несущая покой. Это Агафья Матвеевна Пшеницына. Казалось бы, именно теперь Илья Ильич может чувствовать себя счастливым. Но нет того любовного трепета, сладостного волнения, слез радости. Отчего таится он от друзей, словно стесняется новой своей суженой, отчего завещает им заботу о сыне? Обломов возвращается к истокам, «он смотрел на настоящий свой быт, как продолжение того же обломовского существования».

После смерти Обломова все в жизни Агафьи Матвеевны меняется: она остается одна, сын Андрей воспитывается у Штольцев. Создается впечатление, что новая семья Ильи Ильича была фикцией, и как только его не стало, мираж распался, перестал существовать, и каждый, кто принимал в нем участие, мгновенно и навсегда забыл о прошлом.

Отношения Ольги и Штольца также оставляют у читателя некоторую неудовлетворенность. Кажется, что оба они больше живут умом, чем сердцем. Но все же это счастливая, жизнерадостная семья. Эти люди идут вперед, они живут по-настоящему, осваивая окружающий мир и знают, что нужно делать дальше.

Трагичность, которой окутал Гончаров любовь в своем романе, вероятно, пришла на страницы произведения из его собственной жизни, из глубин души. И, может, однажды он, как и Обломов , не смог вынести бремени этого до боли сладкого чувства.

В романе Гончарова выведено несколько типов идеальных людей.

В первой части романа мы видим ленивца, лежащего на диване в пыльной комнате. И, конечно, мы не можем сказать, что Обломов - идеал мужчины. Он не живет в гармонии со своим сознанием, со своим сердцем и с внешним миром.

Другое дело Штольц. 11а фоне неподвижного и постоянно лежащего Обломова Штольц идеал. Он находится в постоянном движении, не останавливается на чем то достигнутом. Он всего добился сам и из бедного мальчишки превратился в преуспевающего дельца. Такой человек никогда не будет лишним для общества. Уже в Штольце-ребенке можно было увидеть Штольца сегодняшнего. Он - гармоничная личность, чему способствовало его воспитание. Отец-немец учил его трудиться и добиваться всего самому, а мать воспитывала в нем духовность.

В отличие от Обломова, в Штольце разум, сознание и холодность преобладают над чувствами, сердцем. Обломов - мечтатель, а Штольц не любит и боится мечтать. Поэтому он идеален только с точки зрения нового общества. Штольц - трезвомыслящий человек, по в нем нет поэзии, романтики. А это уже говорит о некоторой "ущербности", о том, что не во всем этот человек может служить образцом для подражания.

Тем более мы не можем назвать идеалом Обломова. Особенно при первой встрече с ним. Но вдруг - о чудо! - появилась Ольга. И мы уже не узнаем прежнего Обломова, потому что в нем наконец-то просыпается его истинная душа. Обломов-ленивец превращается в Обломова движущегося, желающего жить, петь, в Обломова-поэта. В этот миг для нас, возможно, перестает существовать идеал-Штольц и появляется идеал-Обломов. Мы начинаем видеть не ленивца, а великого творца, поэта, писателя. Но теперь Обломова переполняют только чувства, готовые выплеснуться в любой момент, в нем перестало существовать сознание. И опять мы не можем сказать, что Обломов - абсолютный идеал. Возможно, лишь соединив Штольца и Обломова, можно получить то, что ищет Ольга.

В отдельности Штольц и Обломов тоже могут быть идеальны, но с разных точек зрения. Проблема этих двух идеалов, с одной стороны, в том, что Штольц слишком сдерживает свои чувства, а с другой - в том, что Обломов, наоборот, не может сдерживать свои чувства и свои страсти.

Еще одна героиня романа, претендующая на идеальность,- это Ольга. Я думаю, что Ольга - это и есть настоящий идеал. В ней уравновешены и чувства, и сознание, хотя она ближе к Обломову, чем к Штольцу. Ольга почти совершенна, и поэтому именно ей Гончаров передает роль просветительницы и проповедницы. Она должна пробудить настоящего Обломова. На один миг ей это удается. Но Ольга постоянно хочет чего-то нового, она постоянно должна преображать, создавать. Для нее главное это долг. Она пилит свое назначение в том, чтобы перевоспитать Обломова.

Ольга, в отличие от Обломова и от Штольца, никогда не успокои тся, она постоянно движется, она не может стоять па месте. Возможно, проблема Ольги - это ее непрестанное движение. Она сама не знает, чего хочет, не знает своей конечной цели, но стремится к ней.

Из всего написанного можно заключить, что вообще-то все главные герои романа идеальны. Но они идеальны с разных сторон. В Обломове - идеал поэта, в Штольце - идеал трезвомыслящего человека, в Ольге - идеал человека, осознающего свой долг. Обломов идеален для Пшеницыной и для Обломовки. А Штольц и Ольга идеальны для общества. Гармоническая личность - это не Штольц, не Обломов, не Ольга в отдельности. Это все они, вместе взятые.


Часть 1. Что такое чувство и что такое разум на примере Обломова

Часть 2. Что управляет Обломовым

Чувство и разум - это два основных компонента в жизни человека, которые всегда идут рука об руку, но в то же время конфликтуют между собой, потому что не имеют ничего общего. Человек всегда ставит перед собой сложнейший выбор: послушать веление сердца, поддаться чувствам или же действовать по соображениям разума, думать и взвешивать каждое решение? Одни люди стараются дать объяснение своим поступкам, ищут для своих решений логическое основание.

Другие люди просто отпускают ситуацию и совершают поступки, не ища им какое то объяснение, а лишь, так как подсказывает сердце, чувства.

Как может показаться на первый взгляд, главный герой романа И. А. Гончарова «Обломов», человек ленивый, инертный. Но в то же время Илье Ильичу присущи такие качества, которые многим людям недоступны. Он много мыслит и чувствует. Обломов - это человек, в котором чувства и разум находятся в постоянном взаимодействии.

В романе на примере многочисленных ситуаций можно сказать, что Обломов человек добрый и мягкий. И. А. Гончаров пишет, что мягкость Обломова «была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души». Также он писал: «Поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: «Добряк должен быть, простота!» Человек поглубже и посимпатичнее, долго вглядываясь в лицо его, отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой.» Все эти качества Обломова (доброта, простодушие) говорят о том, что этому человеку в большей части присуще такое качество, как чувство, так как только человек с добрым и чистым сердцем может искренне чувствовать и понимать людей.

Лучший друг Обломова – Штольц, абсолютно противоположный персонаж. Но он очень восхищен качествами своего друга: «Нет сердца чище, светлее и проще!» - говорил Штольц. Друзья дружат с детства, любят и уважают друг друга. Однако, качества личности Штольца противоположны Обломову. Штольц практичный, энергичный, деятельный, человек, который часто выходит в свет. По этим всем качествам, можно судить о Штольце, как о человеке, который чаще всего в своей жизни, руководствуется именно разумом, нежели поддается воле чувств. Поэтому между Штольцом и Обломовым существует некий конфликт. Штольц конечно уважает чувственную натуру друга, но леность и бездейственность Обломова очень возмущают его. Он каждый раз приходит в ужас от того, какую жизнь ведет Обломов. Штольцу тяжело наблюдать как его лучшего друга «засасывает» глубже и глубже жизнь, наполненная только лишь воспоминаниями о тех счастливых днях детства, проведенных в Обломовке. Илья Ильич не живет реальной жизнью, а утопает в счастливых воспоминаниях, греющих душу. Штольц, видя это, хочет помочь другу. Он начинает выводить Обломова в свет, везет в гости в разные дома. На некоторое время к Обломову возвращается жизнь, словно Штольц отдал ему часть своей кипучей энергии. Илья Ильич снова встает по утрам, читает, пишет, интересуется происходящим. На такие поступки способен лишь тот, который искренне любит и уважает своего друга. А эти качества присущи человеку, имеющему сердце, умеющему чувствовать. Таким образом, Штольц сочетает в себе оба компонента чувство и разум, где последнее преобладает в большей степени.

Про Обломова нельзя сказать, как о человеке, который руководствуется только чувством, просто это качество значительно преобладает. Разумом и умом Илья Ильич не был обделен, хоть и уступал по образованности своему другу, Штольцу. Штольц говорил Ольге, что в Обломове «есть и ума не меньше других, только закрыт, завален он всякой дрянью и заснул в праздности».

Все - таки в большей степени Обломовым управляет чувство. Причины того, что Обломов стал именно таким человеком нужно искать в детстве Ильи, в его воспитании. Маленький Илюша был с раннего детства окружен безмерной любовью и заботой. Родители старались оградить свое чадо от любых проблем, а также от любой деятельности. Даже, чтобы надеть чулки, приходилось позвать Захара. Учиться также Илюшу не заставляли, поэтому остались некоторые пробелы в образовании. Такая беззаботная и спокойная жизнь в родной Обломовке пробудила в Илье мечтательность и мягкость. Именно эти качества полюбились Ольге в Обломове. Она полюбила его душу. Все же, Ольга, уже замужем за Штольцем, иногда спрашивала себя, «чего по временам просит, чего ищет душа, а только просит и ищет чего – то, даже будто – страшно сказать – тоскует». Вероятнее всего Ольга скучала по родной душе Обломова, потому что Штольц, при всех своих достоинствах, не давал той душевной близости, которая объединяла Ольгу и Обломова.

Таким образом, на примере двух друзей, Обломова и Штольца видно, что одним в большей степени управляет чувство, а другим - разум. Но, не смотря на эти два противоположных качества, друзья все же любили и уважали друг друга.

Рассказать друзьям