Религия хананеев. Значение слова ханаан Ханаанская земля где

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

История

Изображение протоханаанейских надписей

Древний Ханаан был заселён различными народами, такими как хананеи, хетты , иевусеи , амореи , и представлял собой чересполосицу враждовавших между собой царств и городов-государств . Расположенный между Междуречьем и территорией Древнего Египта , Ханаан, с одной стороны, находился в центре цивилизации Древнего Востока , а с другой стороны, постоянно подвергался внешним нашествиям. Жители Ханаана первыми в древнем мире научились добывать из моллюсков пурпур и окрашивать им одежды; выходцы из этой земли - финикийцы - основали множество колоний на берегах Средиземного моря , в том числе Карфаген . Ханаан является родиной алфавита , легшего в основу греческой и латинской систем письма.

Храмы и жрецы

В главных городах Ханаана находились храмы важнейших богов. Каждый храм обслуживался жрецами, певчими и прислугой. По праздничным дням в храм входила торжественная процессия. Возглавлявший её местный царь совершал жертвоприношение. Одни жертвы сжигали целиком, другие делили между богом и верующими. По случаю большого праздника к процесии мог присоединиться и простой народ - ему разрешалось издали наблюдать за совершавшимися церемониями. Поскольку храмовые здания были небольшими, внутрь входили только посвящённые. Для каждого царя было делом чести сделать храм своего божества возможно более величественным, покрыть изваяния богов и стены святилища драгоценными металлами, подавать богам пищу на золотых блюдах. Кроме статуи бога или символизировавшего его животного (к примеру, символом Ваала был бык, Ашеры - львица), внутри храма имелись жертвенник для жертвоприношений, жертвенник для курений и несколько каменных столбов, которые считались обиталищами богов или духов. Наряду с храмами в Ханаане существовали и святилища, устроенные на открытом воздухе («высоты»). Здесь тоже имелись каменные столбы, жертвенники и деревянный шест или ствол дерева. Народ приходил в такие святилища принести жертву или просто помолиться. Иногда местом почитания Ваала и Ашеры служили врытые в землю столбы (см.Втор.12:3) Во время жертвоприношения по внутренностям животного жрец предсказывал судьбу жертвователя. Другие предсказатели определяли будущее по звездам, общаясь с мертвыми или впадая в пророческий транс. От жрецов требовалось и умение исцелять больных с помощью молитв и магических заклинаний.

Жертвоприношения

В жертву богам обычно приносили животных и пищу. По свидетельствам греческих и римских источников, у хананеев практиковалось и человеческие жертвоприношения. Ханаане приносили детей в жертву Молоху . Рассказывается, что внутри громадного идола этого бога горела печь. Живых детей бросали в распростёртые руки этого идола, кидая детей через них в горящий внизу огонь. В «Библейском справочнике» говорится о том, что археологи нашли в Мегиддо руины храма, посвящённого богине Астарте, жене Ваала . Пишет: «Лишь в нескольких шагах от этого места было кладбище, где найдены в кувшинах останки детей, приносимых в жертву... Жрецы Ваала и Астарты были официальными убийцами маленьких детей». «Другой ужасный обычай назывался „жертвоприношением на основания“. Когда заканчивалась постройка нового дома, то в жертву Ваалу приносился младенец, тело которого позже замуровывалось в стену...»

Примечания

Литература

  • «Библейская энциклопедия» - ISBN 5-85524-022-3
  • Грей Дж. Ханаанцы: На земле чудес ветхозаветных = The Canaanites / Джон Грей / Пер. с англ. С. Фёдорова; Разработка серийного оформления художника И.А. Озерова. - М .: Центрполиграф , 2003. - 224, с. - (Загадки древних цивилизаций). - 7 000 экз. - ISBN 5-9524-0639-4 (в пер.)

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Фаворский, Владимир Андреевич
  • Расплющенный космос

Смотреть что такое "Ханаан" в других словарях:

    Ханаан - (евр. Кенаан): 1) сын Хама, внук Ноя (Быт 9:18,22; 10:6). Х. был проклят Ноем за проступок см. Хама (Быт 9:22,24 и след.). В Быт 10:15 18 перечислены сыны Х., т.е. народы, произошедшие от него: Сидон, Хет (в МТ лишь эти два имени имена… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    ХАНААН - древнее название территории Палестины, Сирии и Финикии … Большой Энциклопедический словарь

    Ханаан - древнее (доизраильское) название Палестины, Сирии и Финикии. Население древнего Ханаана: главным образом, семитские племена ханаанеев, из несемитских хетты и хурриты … Исторический словарь

Ханаан находился на восточном побережье Средиземного моря. Южная часть её стала Страной Израиля в XIII вв до н. э., остальное превратилось в Финикию и Сирию .

Название "Ханаан" впервые появляется в источниках из Мари 18 века до н.э. и встречается вплоть до 12 века до нашей эры. После этого оно практически исчезает, кроме Библии и текстов, написанных под её влиянием.

Исключения - вавилонский лексический текст (ок. 1100 до н.э.), египетское текстовое указание на источник (ок. 900 г. до н.э.) и две монеты второго века до нашей эры.

Один из "отцов церкви" Августин свидетельствует, что еще в его время (IV век) крестьяне на территории бывшего Карфагена (потомки финикийских колонистов) называли себя «ханани».

Согласно библейской генеалогии, Ханаан (Кнаан) - младший сын Хама , брат Куша (Нубия), Мицраима (Египет) и Пута - прародитель народов, населявших Ханаан.

Найденные в 2014 гду остатки ханаанского города начала XIII века до н.э. в Изреэльской долине дают основание полагать, что там была резиденция верховного египетского наместника в Ханаане.

Ханаанские города были окружены стенами из глины и камней, защищавшими от набегов грабителей и от диких животных. Внутри городских стен дома теснились, лепясь один на другой - подобное можно встретить на Ближнем Востоке и сегодня.

Простые люди вели хозяйство на небольших участках земли или занимались различными ремеслами. Некоторые нанимались на работу к царю, богатым землевладельцам или купцам. Между городами были разбросаны деревни, где жили земледельцы и пастухи.

Ханаанеи

Ханаанские моряки (ещё до финикийских времён) наладили поставки олова с Британских островов в Восточное Средиземноморье. Это обеспечило стабильное производство оловянистой бронзы - лучшего из вариантов состава этого сплава. В более поздние времена финикийцы обошли вокруг Африки и колонизовали запад Средиземного моря.

Соседствовали, взаимодействовали и воевали с еврейским народом со времён Авраама до раннего средневековья, когда они полностью растворились среди других народов. Многократно упоминаются в ТАНАХе . Некоторые учёные считают, что часть их на разных стадиях истории влилась в еврейский народ.

Развитая технология мореплавания позволила ханаанеям (прежде всего, финикийцам) основать колонии по всему Средиземноморью. Они передали эту технологию соседним еврейским племенам . Согласно легендам средиземноморских общин, их предки участвовали в колонизации наравне с финикийцами уже во времена царя Шломо .

Письменность

Ханаанеи говорили на языке, близкородственном ивриту .

Самым большим вкладом хананеев в мировую цивилизацию является изобретение алфавитного письма в период между 2000 и 1600 гг. до н. э. Его древнейшие образцы обнаружены в городе Угарит на побережье современной Сирии .

Многие выражения, встречающиеся в ТАНАХе , содержались в угаритских текстах. Например, «מטל השמיים ומשמני הארץ » - «от росы небесной и от туков земных». Из этого следует, что эти обиходные формулировки были обычными для западносемитских языков в те времена, когда происходили события, описанные в Торе .

Торговля

Основным занятием жителей побережья была торговля. Финикийские моряки господствовали в средиземноморской торговле. Поэтому в иврите слово «хананей» стало означать «купец» - именно такое значение оно имеет, например, в Притч 31:24 .

Так, в частности, пророк Хошеа (12:8), порицая упадок морали жителей Ираильского царства , называет его жителей «ханаанеями»: «Ханаанеянин с неверными весами в руке любит обижать», а Иехезкель называет Вавилонию «землей Ханаанской, городом торговцев».

В моде были египетские фигурки жуков-скарабеев и иные ювелирные изделия, вавилонские цилиндрические печати, хеттские золотые украшения из Малой Азии. Хананеи использовали одновременно египетскую (иероглифическую) и вавилонскую (клинописную) письменность.

Религия хананеев

Ханаанская ритуальная маска, найденная на горе Кармель

Ханаанские боги и богини были персонифицированными силами природы. Имя Баал (Ваал), означающее «господин», было титулом Хаду, бога грома и дождя. Поскольку Баал ведал дождями, туманами и росой, от него зависело, каким будет урожай, что имело жизненно важное значение для всего хананского общества.

Женой Баала была Астарта, или, иначе, Анат , богиня любви и войны, отцом - Эль, повелитель богов, который ко времени израильского завоевания превратился в довольно туманную фигуру. Женой Эля была Ашера, богиня-мать и повелительница моря. И Астарту, и Ашеру часто называли Баалат («хозяйка»).

К числу главных божеств принадлежали также Шамаш (бог солнца), Решеф (бог войны), Дагон (бог хлеба). Вокруг старших богов вращалось множество прочих, составлявших семьи и дворы верховных божеств. Это общая картина варьировалась, ибо каждый город имел своего персонального покровителя или свое любимое божество, часто именовавшееся «Господином» или «Госпожой» этого места.

Статуэтка хананейского бога Ваала (предположительно). Поднятая правая рука, вероятно, некогда сжимала оружие.

Языческий культ ханаанеев включал поклонение ослу, как часть представлений о посмертном существовании, человеческие жертвоприношения и ритуальное скотоложество как часть культа Ваала (об этом написано в угаритских текстах). Этот культ сохранялся тысячи лет, давая рецидивы уже в эпоху Первого храма .

Рассказы о богах

Рассказы о богах хананеев известны как из собственно ханаанских (угаритских) , так и из иноземных источников. Ханаанские божества были жестоки и кровожадны. Они находили удовольствие в бесконечных схватках друг с другом и в беспорядочных совокуплениях.

В человеческие дела они вмешивались только ради удовлетворения собственных капризов, не задумываясь о причиняемых людям страданиях. Но порой боги хананеев могли быть добрыми и щедрыми.

Храмы и жрецы

В главных городах Ханаана находились храмы важнейших богов. Каждый храм обслуживался жрецами, певчими и прислугой. По праздничным дням в храм входила торжественная процессия. Возглавлявший ее местный царь совершал жертвоприношение. Одни жертвы сжигали целиком, другие делили между богом и прихожанами.

По случаю большого праздника к процесии мог присоединиться и простой народ - ему разрешалось издали наблюдать за совершавшимися церемониями. Поскольку храмовые здания были небольшими, внутрь входили только посвященные.

Для каждого царя было делом чести сделать храм своего божества возможно более величественным, покрыть изваяния богов и стены святилища драгоценными металлами, подавать богам пищу на золотых блюдах. Кроме статуи бога или символизировавшего его животного (к примеру, символом Баала был бык, Ашеры - львица), внутри храма имелись жертвенник для жертвоприношений, жертвенник для курений и несколько каменных столбов, которые считались обиталищами богов или духов.

Наряду с храмами в Ханаане существовали и святилища, устроенные на открытом воздухе («высоты»). Там тоже имелись каменные столбы, жертвенники и деревянный шест или ствол дерева. Народ приходил в такие святилища принести жертву или просто помолиться. Иногда местом почитания Ваала и Ашеры служили врытые в землю столбы (см.Втор.12:3)

Жертвоприношения

В жертву богам обычно приносили животных и пищу. По свидетельствам греческих и римских источников, у хананеев практиковалось и человеческие жертвоприношения. Ханаанеи приносили детей в жертву Молоху . Археологи нашли в Мегидо руины храма, посвященного богине Астарте, жене Баала. В нескольких шагах от этого места было кладбище, где найдены в кувшинах останки детей, приносимых в жертву...

Так называемое „жертвоприношение на основания“ состояло в принесении младенца в жертву Баалу в конце постройки здания. Его тело замуровывалось в стену (См. Мелахим-I, 21:25, 26). Неясно, насколько широко это было распространено. Не исключено, что к человеческому жертвоприношению прибегали лишь в чрезвычайных обстоятельствах.

Контакты с еврейским народом

Приход Араама Авину

В Ханаан по велению Б-га пришёл Авраам Авину со своей семьёй и хозяйством в XVIII веке до н.э. Именно там Авраам Авину заключил союз с Б-гом.

Окружающие язычники считали, что это был родовой бог Авраама , подобный тем, которых имел каждый род тогдашнего населения региона. Наследием тех времён является распространённое выражение "Б-г Авраама , Ицхака и Яакова ".

В Ханаане произошла большая часть событий, связанных с родом Авраама и его племянника Лота .

Род жил там на протяжении трёх поколений, прежде чем переселился в Египет . К этому времени он был уже ядром будущего еврейского народа.

Страна евреев

Примерно через век после начала завоевания евреями своей страны, в эпоху Судей (рубеж XII - XI вв до н.э.) северные колена Израиля встретили сопротивление сильной коалиции ханаанеев во главе с царём Хацора . Натиск ближайших к ним еврейских колен был остановлен на двадцать лет.

Хацор смог нанять войско из 900 боевых колесниц, сделанных из железа (в самом начале железного века). Как показали археологические открытия последнего времени, колесницы были изготовлены на территории современной Нижней Галилеи в сардинской колонии Харошет hа-Гоим .

Хотя самый богатый и сильный из финикийских городов-государств, Хацор , был побеждён и завоёван северными коленами , продвижение евреев было остановлено примерно на той северной границе, которая указана в Торе .

В объединённом царстве

Царь Шломо наладил морскую торговлю. Учитывая финикийскую гегемонию на морях в X веке до н.э., это не могло быть сделано без содействия финикийцев. Моряки Израиля и

История

Изображение протоханаанейских надписей

Древний Ханаан был заселён различными народами, такими как хананеи, хетты , иевусеи , амореи , и представлял собой чересполосицу враждовавших между собой царств и городов-государств . Расположенный между Междуречьем и территорией Древнего Египта , Ханаан, с одной стороны, находился в центре цивилизации Древнего Востока , а с другой стороны, постоянно подвергался внешним нашествиям. Жители Ханаана первыми в древнем мире научились добывать из моллюсков пурпур и окрашивать им одежды; выходцы из этой земли - финикийцы - основали множество колоний на берегах Средиземного моря , в том числе Карфаген . Ханаан является родиной алфавита , легшего в основу греческой и латинской систем письма.

Храмы и жрецы

В главных городах Ханаана находились храмы важнейших богов. Каждый храм обслуживался жрецами, певчими и прислугой. По праздничным дням в храм входила торжественная процессия. Возглавлявший её местный царь совершал жертвоприношение. Одни жертвы сжигали целиком, другие делили между богом и верующими. По случаю большого праздника к процесии мог присоединиться и простой народ - ему разрешалось издали наблюдать за совершавшимися церемониями. Поскольку храмовые здания были небольшими, внутрь входили только посвящённые. Для каждого царя было делом чести сделать храм своего божества возможно более величественным, покрыть изваяния богов и стены святилища драгоценными металлами, подавать богам пищу на золотых блюдах. Кроме статуи бога или символизировавшего его животного (к примеру, символом Ваала был бык, Ашеры - львица), внутри храма имелись жертвенник для жертвоприношений, жертвенник для курений и несколько каменных столбов, которые считались обиталищами богов или духов. Наряду с храмами в Ханаане существовали и святилища, устроенные на открытом воздухе («высоты»). Здесь тоже имелись каменные столбы, жертвенники и деревянный шест или ствол дерева. Народ приходил в такие святилища принести жертву или просто помолиться. Иногда местом почитания Ваала и Ашеры служили врытые в землю столбы (см.Втор.12:3) Во время жертвоприношения по внутренностям животного жрец предсказывал судьбу жертвователя. Другие предсказатели определяли будущее по звездам, общаясь с мертвыми или впадая в пророческий транс. От жрецов требовалось и умение исцелять больных с помощью молитв и магических заклинаний.

Жертвоприношения

В жертву богам обычно приносили животных и пищу. По свидетельствам греческих и римских источников, у хананеев практиковалось и человеческие жертвоприношения. Ханаане приносили детей в жертву Молоху . Рассказывается, что внутри громадного идола этого бога горела печь. Живых детей бросали в распростёртые руки этого идола, кидая детей через них в горящий внизу огонь. В «Библейском справочнике» говорится о том, что археологи нашли в Мегиддо руины храма, посвящённого богине Астарте, жене Ваала . Пишет: «Лишь в нескольких шагах от этого места было кладбище, где найдены в кувшинах останки детей, приносимых в жертву... Жрецы Ваала и Астарты были официальными убийцами маленьких детей». «Другой ужасный обычай назывался „жертвоприношением на основания“. Когда заканчивалась постройка нового дома, то в жертву Ваалу приносился младенец, тело которого позже замуровывалось в стену...»

Примечания

Литература

  • «Библейская энциклопедия» - ISBN 5-85524-022-3
  • Грей Дж. Ханаанцы: На земле чудес ветхозаветных = The Canaanites / Джон Грей / Пер. с англ. С. Фёдорова; Разработка серийного оформления художника И.А. Озерова. - М .: Центрполиграф , 2003. - 224, с. - (Загадки древних цивилизаций). - 7 000 экз. - ISBN 5-9524-0639-4 (в пер.)

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Ханаан" в других словарях:

    - (евр. Кенаан): 1) сын Хама, внук Ноя (Быт 9:18,22; 10:6). Х. был проклят Ноем за проступок см. Хама (Быт 9:22,24 и след.). В Быт 10:15 18 перечислены сыны Х., т.е. народы, произошедшие от него: Сидон, Хет (в МТ лишь эти два имени имена… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    Древнее название территории Палестины, Сирии и Финикии … Большой Энциклопедический словарь

    Древнее (доизраильское) название Палестины, Сирии и Финикии. Население древнего Ханаана: главным образом, семитские племена ханаанеев, из несемитских хетты и хурриты … Исторический словарь

До берега Средиземного моря . В настоящее время поделена между Сирией , Ливаном , Израилем и Иорданией . Ханаан в целом также известен как «Земля обетованная ».

История

Древний Ханаан был заселён различными народами западносемитского происхождения, такими как хананеи, аморреи , иевусеи , а также индоевропейского (хетты), и представлял собой чересполосицу враждовавших между собой царств и городов-государств . Расположенный между территориями Древней Месопотамии и Древнего Египта , Ханаан, с одной стороны, находился в центре цивилизации Древнего Востока , а с другой стороны, постоянно подвергался внешним нашествиям. Жители Ханаана первыми в древнем мире научились добывать из моллюсков пурпур и окрашивать им одежды; выходцы из этой земли - финикийцы - основали множество колоний на берегах Средиземного моря , в том числе Карфаген . Ханаан является родиной алфавита , лёгшего в основу греческой и латинской систем письма, происходя от протосинайского письма .

Ханаан в Священных Писаниях

Письменность

Самым большим вкладом хананеев в мировую цивилизацию является изобретение алфавитного письма в период между 2000 и 1600 гг. до н. э. Благодаря влиянию египтян основным писчим материалом в Ханаане стал папирус . Поскольку папирус в местных климатических условиях хранится очень недолго (в отличие от Египта), образцы раннего алфавитного письма чрезвычайно редки. До нашего времени дошло лишь несколько надписей на более прочных материалах, например, имена, нацарапанные на чашах.

Торговля

Основным занятием жителей побережья была торговля, составлявшая столь важную часть жизни хананеев, что в древнееврейском языке слово «хананей» стало означать «купец» - именно такое значение оно имеет, например, в Притч 31:24 .

Храмы и жрецы

В главных городах Ханаана находились храмы важнейших богов. Каждый храм обслуживался жрецами, певчими и прислугой. По праздничным дням в храм входила торжественная процессия. Возглавлявший её местный царь совершал жертвоприношение. Одни жертвы сжигали целиком, другие делили между богом и верующими. По случаю большого праздника к процессии мог присоединиться и простой народ - ему разрешалось издали наблюдать за совершавшимися церемониями. Поскольку храмовые здания были небольшими, внутрь входили только посвящённые.

Для каждого царя было делом чести сделать храм своего божества возможно более величественным, покрыть изваяния богов и стены святилища драгоценными металлами, подавать богам пищу на золотых блюдах. Кроме статуи бога или символизировавшего его животного (к примеру, символом Ваала был бык, Ашеры - львица), внутри храма имелись жертвенник для жертвоприношений, жертвенник для курений и несколько каменных столбов, которые считались обиталищами богов или духов. Наряду с храмами в Ханаане существовали и святилища, устроенные на открытом воздухе («высоты»). Здесь тоже имелись каменные столбы, жертвенники и деревянный шест или ствол дерева. Народ приходил в такие святилища принести жертву или просто помолиться. Иногда местом почитания Ваала и Ашеры служили врытые в землю столбы (см. Втор.12:3)

Во время жертвоприношения по внутренностям животного жрец предсказывал судьбу жертвователя. Другие предсказатели определяли будущее по звёздам, общаясь с мёртвыми или впадая в пророческий транс. От жрецов требовалось и умение исцелять больных с помощью молитв и магических заклинаний.

Жертвоприношения

В жертву богам обычно приносили животных и пищу. По свидетельствам греческих и римских источников, у хананеев практиковались и человеческие жертвоприношения . Ханаане приносили детей в жертву Молоху . Рассказывается, что внутри громадного идола этого бога горела печь. Живых детей бросали в распростёртые руки этого идола, кидая детей через них в горящий внизу огонь. В «Библейском справочнике» утверждается, что археологи нашли в Мегиддо., 5-271-07249-5, 5-9578-0330-8.

  • Lewis Bayles Paton Canaanite Influence on the Religion of Israel//The American Journal of Theology, Vol. 18, No. 2 (Apr., 1914), pp. 205-224. (англ.)
  • Вконтакте

    Страна, простирающаяся на запад от северо-западной излучины Евфрата и от Иордана до берега Средиземного моря.

    История

    В глубокой древности Ханаан был заселён различными народами, такими как хананеи, хетты, иевусеи, и представлял собой чересполосицу враждовавших между собой царств и городов-государств.

    Расположенный между Междуречьем и территорией Древнего Египта, Ханаан, с одной стороны, находился в центре цивилизации Древнего Востока, а с другой стороны, постоянно подвергался внешним нашествиям.

    Ханаан был заселён еврейскими племенами в середине II тысячелетия до н.э. По преданию, Бог повелел покинуть родное Междуречье и отправиться в Ханаан, названный , который стал страной его потомков.

    Самым большим образованием, существовавшим на его территории, было Израиля и Иудеи во времена царей , и (около 1029-928 гг. до н. э.).

    Жители Ханаана первыми в древнем мире научились добывать из моллюсков пурпур и окрашивать им одежды; выходцы из этой земли - - основали множество колоний на берегах Средиземного моря, в том числе Карфаген.

    Письменность

    Самым большим вкладом хананеев в мировую цивилизацию является изобретение в период между 2000 и 1600 гг. до н.э.

    Благодаря влиянию египтян основным писчим материалом в Ханаане стал папирус.

    Поскольку папирус в здешних климатических условиях хранится очень недолго (в отличие от Египта), образцы раннего алфавитного письма чрезвычайно редки.

    До нашего времени дошло лишь несколько надписей на более прочных материалах, например имена, нацарапанные на чашах.

    Торговля

    Основным занятием жителей побережья была торговля, составлявшая столь важную часть жизни хананеев, что в древнееврейском языке слово «хананей» стало означать «купец» - именно такое значение оно имеет, например, в Притч 31:24.

    Главными портами были Тир, Сидон, Бейрут и Библ, расположенные в северной части Ханаана (на побережье современного Ливана).

    Отсюда в Египет, Грецию и на Крит везли кедровую древесину, кувшины с оливковым маслом и вином, другие товары.

    Привозили же сюда предметы роскоши и папирус из Египта, гончарные и металлические изделия из Греции.

    Важной статьей средиземноморской торговли хананеев была работорговля.

    На севере ханаанского побережья (близ современной Латакии) лежал крупный город Угарит, население которого было близко хананеям по языку, культуре и уровню экономического развития.

    Угарит был одним из важнейших и богатейших торговых центров Восточного Средиземноморья.

    Положение страны на пути между Египтом и Азией и активная торговля делали хананеев открытыми для самых разнообразных культурных влияний. В городах, находившихся под властью египтян, дворцы и храмы возводились в египетском стиле. А по-соседству мог господствовать ассирийский стиль.

    В моде были египетские фигурки жуков-скарабеев и иные ювелирные изделия, вавилонские цилиндрические печати, хеттские золотые украшения из Малой Азии.

    Показательно, что хананеи использовали одновременно египетскую (иероглифическую) и вавилонскую (клинописную) письменность.

    Города и их правители

    Ханаанские города были окружены стенами из глины и камней, защищавшими от набегов грабителей и от диких животных. Внутри городских стен дома теснились, лепясь один на другой, - подобное можно встретить и на Ближнем Востоке и сегодня.

    Простые люди вели хозяйство на небольших участках земли или занимались различными ремеслами.

    Некоторые нанимались на работу к царю, богатым землевладельцам или купцам. Между городами были разбросаны деревни, где жили земледельцы и пастухи.

    Правители городов постоянно ссорились и воевали друг с другом. Иногда города подвергались нападениям скрывавшихся в лесах разбойничьих шаек.

    Такого было положение дел в Ханаане около 1360 г. до н.э. Об этом свидетельствуют документы, найденные при раскопках города Эль-Амарна в Египте.

    Полезная информация

    Ханаан
    финикийск. kĕnaʿan
    ивр. כְּנַעַן‎
    араб. کنعان‎‎
    Слово «Ханаан» ([ārāṣ] kĕnaʿan) возможно означает «страна пурпура»

    Рассказы о богах

    Рассказы о богах хананеев известны как из собственно ханаанских (угаритских), так и из иноземных источников. Ханаанские божества были жестоки и кровожадны. Они находили удовольствие в бесконечных схватках друг с другом и в беспорядочных совокуплениях.

    В человеческие дела они вмешивались только ради удовлетворения собственных капризов, не задумываясь о причиняемым людям страданиях. Однако порой боги хананеев могли быть добрыми и щедрыми. Словом, они представляли собой не более чем отражение тех, кто им поклонялся. Естественно, подобная мифология оказывала влияние на ханаанский культ.

    Религиозные празднества превращались в разгул самых худших, животных свойств человеческой натуры. Греческие и римские писатели ужасались бесчинствам, которые хананеи творили во славу своей религии. Неудивительно, что и Библия сурово осуждает эту развращенность. Втор.18:9 ; 3 Цар.14:22-24; Ос.4:12-14.

    Храмы и жрецы

    В главных городах Ханаана находились храмы важнейших богов. Каждый храм обслуживался жрецами, певчими и прислугой. По праздничным дням в храм входила торжественная процессия. Возглавлявший ее местный царь совершал жертвоприношение. Одни жертвы сжигали целиком, другие делили между богом и верующими.

    По случаю большого праздника к процесии мог присоединиться и простой народ -- ему разрешалось издали наблюдать за совершавшимися церемониями. Поскольку храмовые здания были небольшими, внутрь входили только посвященные.

    Рассказать друзьям