Ми минор параллельная тональность. Гамма ми-минор на грифе гитары, по позициям. Мажорная тональность, параллельная Ми-минор

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Прошлый выпуск был посвящён рассмотрению таких музыкальных понятий как лад и тональность. Сегодня мы продолжим изучение этой большой темы и будем поговорить о том, что такое параллельные тональности, но сначала очень кратко повторим предыдущий материал.

Основы лада и тональности в музыке

Лад – это особо отобранная группа (гамма) звуков, в которой есть основные – устойчивые ступени и есть неустойчивые, которые подчиняются устойчивым. Ещё лад обладает характером, поэтому есть разновидности ладов – например, мажор и минор .

Тональность – это высотное положение лада, ведь мажорную или минорную гамму можно построить, спеть или сыграть абсолютно от любого звука. Этот звук будет называться тоникой , и он является самым главным звуком тональности, самой устойчивой и, соответственно, первой ступенью лада.

Тональности имеют названия , по которым мы понимаем, какой лад и на какой высоте расположен. Примеры названий тональностей: ДО-МАЖОР, РЕ-МАЖОР, МИ-МАЖОР или ДО-МИНОР, РЕ-МИНОР, МИ-МИНОР. То есть название тональности несёт информацию о двух важных вещах – во-первых, о том, какая у тональности тоника (или главный звук), и, во-вторых, какое у тональности ладовое наклонение (какой характер – мажорная она или минорная).

Наконец, тональности различаются между собой ещё и , то есть наличием всяких диезов или бемолей. Эти различия есть из-за того, что мажорные и минорные гаммы имеют особенное строение по тонам и полутонам (подробнее читайте в предыдущей статье, то есть ). Итак, чтобы мажор был мажором, а минор был действительно минором, иногда в гамму приходится добавлять определённое количество изменённых ступеней (с диезами или с бемолями).

Например, в тональности РЕ МАЖОР всего два знака – два диеза (фа-диез и до-диез), а в тональности ЛЯ МАЖОР уже три диеза (фа, до и соль). Или в тональности РЕ МИНОР – один бемоль (си-бемоль), а в ФА МИНОРЕ – целых четыре бемоля (си, ми, ля и ре).

А теперь зададимся вопросом? Неужели все тональности совсем-совсем разные и нет никаких гамм, похожих друг на друга? И неужели между мажором и минором огромная непреодолимая пропасть? Оказывается, нет, есть у них связи и похожести, об этом дальше.

Параллельные тональности

Что означают слова «параллельный» или «параллельность»? Вот есть такие хорошо знакомые вам выражения, как «параллельные прямые» или «параллельный мир». Параллельный – это такой, который существует одновременно с чем-то и похож на это что-то. А еще слово «параллельный» очень похоже на слово «пара», то есть параллельными друг другу всегда являются два предмета, две вещи или ещё какая-то пара.

Параллельные прямые – это две прямые, которые находятся в одной и той же плоскости, похожи друг на друга как две капли воды и не пересекаются (они родственны, но не пересекаются – ну не драматизм ли?). Помните, в геометрии параллельные прямые обозначают двумя штрихами (// вот так), в музыке тоже такое обозначение будет приемлемым.

Так, вот параллельные тональности – это две похожие друг на друга тональности. Между ними довольно много общего, но есть и существенные различия. Что общего? Общие у них абсолютно все звуки. Раз звуки все совпадают, значит, одинаковыми должны быть и все знаки – диезы и бемоли. Так и есть: у параллельных тональностей одинаковые знаки.

Например, возьмём две тональности ДО МАЖОР и ЛЯ МИНОР – и там, и там нет знаков, все звуки совпадают, значит, эти тональности параллельные.

Ещё пример. Тональность МИ-БЕМОЛЬ МАЖОР с тремя бемолями (си, ми, ля) и тональность ДО МИНОР тоже с такими же тремя бемолями. Снова мы видим параллельные тональности.

Что же тогда различного между этими тональностями? А вы сами внимательно посмотрите на названия (ДО МАЖОР // ЛЯ МИНОР). Что думаете? Видите, ведь одна тональность мажорная, а вторая минорная. В примере со второй парой (МИ-БЕМОЛЬ МАЖОР // ДО МИНОР) тоже самое: одна мажорная, другая минорная. Это значит, что параллельные тональности имеют противоположное ладовое наклонение, противоположный лад. Одна тональность всегда будет мажорной, а вторая – минорной. Вот так: противоположности притягиваются!

А что еще различного? Гамма ДО МАЖОР начинается с ноты ДО, то есть нота ДО в ней является тоникой. Гамма ЛЯ МИНОР начинается, как вы понимаете, с ноты ЛЯ, которая является тоникой в этой тональности. То есть что же получается? Звуки в этих тональностях абсолютно одинаковые, но разные в них верховные главнокомандующие, разные тоники. Вот вам второе отличие.

Давайте сделаем маленькие выводы. Итак, параллельные тональности – это такие две тональности, у которых совпадают звуки гаммы, совпадают знаки (диезы или бемоли), но различаются тоники и противоположен лад (одна мажорная, другая – минорная).

Ещё примеры параллельных тональностей:

  • РЕ МАЖОР // СИ МИНОР (и там, и там два диеза – фа и до);
  • ЛЯ МАЖОР // ФА-ДИЕЗ МИНОР (по три диеза в каждой из тональностей);
  • ФА МАЖОР // РЕ МИНОР (один общий бемоль – си-бемоль);
  • СИ-БЕМОЛЬ МАЖОР // СОЛЬ МИНОР (два бемоля и там, и здесь – си и ми).

Как найти параллельную тональность?

Если вы хотите знать, как определить параллельную тональность, то давайте выясним ответ на этот вопрос опытным путем. А затем мы с вами сформулируем правило.

Вот представьте: ДО МАЖОР и ЛЯ-МИНОР – это параллельные тональности. А теперь скажите: на какой ступени ДО МАЖОРА находится «вход в параллельный мир»? Или, иначе говоря, какая ступень ДО МАЖОРА является тоникой параллельного минора?

Теперь поступим «шиворот-навыворот». Как из мрачного ЛЯ МИНОРА выбраться в параллельный солнечный и радостный ДО МАЖОР? Где находится «портал» для перехода в параллельный мир на этот раз? Иначе говоря, какая ступень минора является тоникой параллельного мажора?

Ответы просты. В первом случае: тоникой параллельного минора является шестая ступень. Во втором случае: тоникой параллельного мажора можно считать третью ступень. Кстати, до шестой ступени мажора совсем необязательно добираться долго (то есть отсчитывать шесть ступеней от первой), достаточно спуститься на три ступени вниз от тоники и мы точно так же попадём на эту шестую ступень.

Давайте теперь сформулируем ПРАВИЛО (но ещё не окончательное). Итак, чтобы найти тонику параллельного минора, достаточно спуститься на три ступени вниз от первой ступени исходной мажорной тональности. Чтобы найти тонику параллельного мажора, наоборот, нужно подняться на три ступени.

Проверьте это правило, на других примерах. Не забывайте, что в них есть знаки. И когда мы поднимаемся или спускаемся по ступеням, эти знаки мы должны проговаривать, то есть учитывать.

Например, найдём параллельный минор для тональности СОЛЬ МАЖОР. Эта тональность содержит один диез (фа-диез), значит, в параллельной будет также один диез. Спускаемся на три ступени вниз от СОЛЬ: СОЛЬ, ФА-ДИЕЗ, МИ. СТОП! МИ – это как раз та нота, которая нам нужна; это шестая ступень и это вход в параллельный минор! Значит, тональность, параллельная СОЛЬ МАЖОРУ, будет МИ МИНОР.

Ещё пример. Найдём параллельную тональность для ФА-МИНОРА. В этой тональности четыре бемоля (си, ми, ля и ре-бемоли). Поднимаемся на три ступени вверх, чтобы открыть дверцу в параллельный мажор. Шагаем: ФА, СОЛЬ, ЛЯ-БЕМОЛЬ. СТОП! ЛЯ-БЕМОЛЬ – вот он нужный звук, вот он заветный ключ! ЛЯ-БЕМОЛЬ МАЖОР – вот тональность, которая является параллельной по отношению к ФА МИНОРУ.

Как определить параллельную тональность ещё быстрее?

Как можно найти параллельный мажор или минор еще проще? И, особенно, если мы не знаем, какие знаки вообще в данной тональности есть? А давайте снова выясним это на примерах!

Вот только что мы выявили такие параллельности: СОЛЬ МАЖОР // МИ МИНОР и ФА МИНОР // ЛЯ-БЕМОЛЬ МАЖОР. А теперь посмотрим, какое расстояние между тониками параллельных тональностей. Расстояние в музыке измеряется и если вы хорошо разобрались в теме , то легко сообразите, что интересующий нас интервал – это малая терция.

Между звуками СОЛЬ и МИ (вниз) – малая терция, потому что ступени мы проходим три штуки, а тонов – полтора. Между ФА и ЛЯ-БЕМОЛЕМ (вверх) тоже малая терция. И между тониками других параллельных гамм, также будет интервал малой терции.

Получается следующее ПРАВИЛО (упрощённое и окончательное): чтобы найти параллельную тональность, нужно от тоники отложить малую терцию – вверх, если мы ищем параллельный мажор, или вниз, если мы ищем параллельный минор.

Потренируемся (можно пропустить, если всё понятно)

Задание: найти параллельные тональности для ДО-ДИЕЗ МИНОРА, СИ-БЕМОЛЬ МИНОРА, СИ МАЖОРА, ФА-ДИЕЗ МАЖОРА.

Решение: нужно строить малые терции. Итак, малая терция от ДО-ДИЕЗА вверх – ДО-ДИЕЗ и МИ, значит, МИ МАЖОР и будет параллельной тональностью. От СИ-БЕМОЛЯ тоже строит малую терцию вверх, потому что мы ищем параллельный мажор, получаем – РЕ-БЕМОЛЬ МАЖОР.

Чтобы найти параллельный минор, терции откладываем вниз. Так, малая терция от СИ даёт нам СОЛЬ-ДИЕЗ МИНОР, параллельный СИ МАЖОРУ. От ФА-ДИЕЗА малая терция вниз даёт звук РЕ-ДИЕЗ и, соответственно, строй РЕ-ДИЕЗ МИНОР.

Ответы: ДО-ДИЕЗ МИНОР // МИ МАЖОР; СИ-БЕМОЛЬ МИНОР // РЕ-БЕМОЛЬ МАЖОР; СИ МАЖОР // СОЛЬ-ДИЕЗ МИНОР; ФА-ДИЕЗ МАЖОР // РЕ-ДИЕЗ МИНОР.

А много ли вообще пар таких тональностей?

Всего в музыке применяется три десятка тональностей, половина из них (15) мажорные, а вторая половина (еще 15) – минорные, и, знаете, ни одна тональность не одинока, у всякой есть пара. То есть получается, что всего есть 15 пар тональностей, у которых одинаковые знаки. Согласитесь, 15 пар запомнить проще, чем 30 отдельных гамм?

Дальше – ещё круче! Из 15 пар семь пар диезных (от 1 до 7 диезов), семь пар бемольных (от 1 до 7 бемолей), одна пара как «белая ворона» без знаков. Кажется, вы без труда можете сами назвать эти две чистенькие тональности без знаков. Не ДО МАЖОР ли это с ЛЯ МИНОРОМ?

То есть вам теперь нужно запомнить уже не 30 страшных тональностей с загадочными знаками, и даже не 15 чуть менее пугающих пар, а всего лишь волшебный код «1+7+7». Все эти тональности мы сейчас поместим в таблицу для наглядности. В этой таблице тональностей сразу станет видно, кто кому параллелен, сколько у кого знаков и каких.

Таблица параллельных тональностей с их знаками

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ

ИХ ЗНАКИ

МАЖОР

МИНОР СКОЛЬКО ЗНАКОВ

КАКИЕ ЗНАКИ

ТОНАЛЬНОСТИ БЕЗ ЗНАКОВ (1//1)

До мажор ля минор нет знаков нет знаков

ТОНАЛЬНОСТИ С ДИЕЗАМИ (7//7)

Соль мажор ми минор 1 диез фа
Ре мажор си минор 2 диеза фа до
Ля мажор фа-диез минор 3 диеза фа до соль
Ми мажор до-диез минор 4 диеза фа до соль ре
Си мажор соль-диез минор 5 диезов фа до соль ре ля
Фа-диез мажор ре-диез минор 6 диезов фа до соль ре ля ми
До-диез мажор ля-диез минор 7 диезов фа до соль ре ля ми си

ТОНАЛЬНОСТИ С БЕМОЛЯМИ (7//7)

Фа мажор ре минор 1 бемоль си
Си-бемоль мажор соль минор 2 бемоля си ми
Ми-бемоль мажор до минор 3 бемоля си ми ля
Ля-бемоль мажор фа минор 4 бемоля си ми ля ре
Ре-бемоль мажор си-бемоль минор 5 бемолей си ми ля ре соль
Соль-бемоль мажор ми-бемоль минор 6 бемолей си ми ля ре соль до
До-бемоль мажор ля-бемоль минор 7 бемолей си ми ля ре соль до фа

Эту же табличку вы можете скачать в более удобном для пользования виде как шпаргалку в формате pdf для распечатывания –

На этом пока всё. В следующих выпусках вы узнаете, что такое одноимённые тональности, а также о том, как быстро и навсегда запомнить знаки в тональностях, и о том, какой есть метод скорейшего определения знаков, если вы их забыли.

Ну а теперь предлагаем вам посмотреть рисованный анимационный фильм с удивительной музыкой Моцарта. Как-то раз Моцарт выглянул в окно и увидел, что по улице проходит военный полк. Самый настоящий военный полк в блестящем обмундировании, с флейтами и турецкими барабанами. Красота и величие этого зрелища так потрясли Моцарта, что он в тот же день сочинил свой знаменитый «Турецкий марш» (финал фортепианной сонаты №11) — произведение, известное во всём мире.

В. А. Моцарт «Турецкий марш»

Гамма Ми-минор – одна из самых популярных гамм на гитаре. Песни, написанные, опираясь на эту гамму отдают домашней теплотой и вызывают чувство комфорта и уюта. Так выглядит гамма Ми-минор на грифе:

Звуки, входящие в гамму Ми-минор

Диаграмма грифа гитары

Названия нот, входящих в гамму Ми-минор

Звуки, входящие в гамму Ми-минор подчиняются следующей последовательности: Ми(E) – Фа#(F#) – Соль(G) – Ля(A) – Си(H) – До(C) – Ре(D)

Практические указания к быстрому запоминанию и дроблению гаммы!

Для того чтобы играть гамму Ми-минор на протяжении всего грифа гитары, рекомендуется поделить гамму на отдельные кусочки. Каждый из этих кусочков должен включать в себя три ноты, причем эти ноты должны находится на одной струне. Это самый короткий путь к запоминанию гамм. Трехнотная аппликатура идеально подходит для того, чтобы развивать свою скорость игры и тренировать свою технику.

Чуть ниже ты найдешь гамму Ми-минор для гитары , представленную в виде семи маленьких диаграмм грифа. Каждая такая диаграмма показывает тебе аппликатуру пальцев для каждой из трехнотных позиций.

Гамма Ми-минор, дробленая по позициям. В каждой из этих позиций играются по три ноты на каждой из струн

Позиция №1

Позиция №2

Позиция №3

Позиция №4

Позиция №5

Позиция №6

Позиция №7

Мажорная тональность, параллельная Ми-минор

Обрати внимание на то, что Соль-мажор мажорная параллель гамме Ми-минор . Это означает, что звуки, входящие в состав гаммы Ми-минор – идентичны звукам, входящим в состав гаммы Соль-мажор.

МИ минор - минорныйлад, в котором тоникой является звук "МИ" (лад, параллельный СОЛЬ мажору, с одним диезом в ключе).

Звуки, из которых состоит МИ минор:

  • МИ, ФА-диез, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО, РЕ, МИ.

Ключевой знак в тональности МИ минор:

  • ФА-диез, записывается на пятой линии нотного стана.

Гамма МИ минор и ее ступени вверх:

  • МИ - I, ФА-диез - II, СОЛЬ - III, ЛЯ - IV, СИ - V, ДО - VI, РЕ -VII , МИ - I.

Гамма МИ минор и ее ступени вниз:

  • МИ -I, РЕ -VII, ДО - VI, СИ - V, ЛЯ - IV, СОЛЬ - III, ФА-диез - II, МИ - I.

Тоническое трезвучие в МИ миноре:

  • МИ -I, СОЛЬ - III, СИ - V.

25. Тональность РЕ минор

РЕ минор - минорныйлад, в котором тоникой является звук "РЕ" (лад, параллельный ФА мажору, с одним бемолем в ключе).

Звуки, из которых состоит РЕ минор:

  • РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ-бемоль, ДО, РЕ.

Ключевой знак в тональности РЕ минор:

  • СИ-бемоль, записывается на третьей линии нотного стана.

Гамма РЕ минор и ее ступени вверх:

  • РЕ - I, МИ - II, ФА - III, СОЛЬ - IV, ЛЯ - V, СИ-бемоль - VI, ДО -VII, РЕ - I.

Гамма РЕ минор и ее ступени вниз:

  • РЕ -I, ДО -VII, СИ-бемоль - VI, ЛЯ - V, СОЛЬ - IV, ФА - III, МИ - II, РЕ - I.

Тоническое трезвучие в РЕ миноре:

  • РЕ -I, ФА - III, ЛЯ - V.

26. Размер 3/4

Размер 3/4 - это трехдольный такт, в котором каждая доля длится четверть. За каждой сильной долей следуют две слабые.

Схема дирижирования на 3/4: вниз - в сторону - вверх.

27. Размер 3/8

Размер 3/8 - это трехдольный такт, в котором каждая доля длится одну восьмую. За каждой сильной долей следуют две слабые.

Схема дирижирования на 3/8: вниз - в сторону - вверх.

28. Затакт

Затакт - это неполный такт, с которого начинается мелодия. Мелодии, в которых есть затакт, всегда начинаются со слабой доли такта.

Затакты - четверть, восьмая, две восьмые.

29. Тональность РЕ мажор

РЕ мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук РЕ (лад с двумя диезами в ключе).

Звуки, из которых состоит РЕ мажор: РЕ, МИ, ФА-диез, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО-диез, РЕ.

Ключевые знаки в тональности РЕ мажор:

  • ФА-диез, ДО-диез.

Гамма РЕ мажор и ее ступени:

  • РЕ -I, МИ - II, ФА-диез - III, СОЛЬ - IV, ЛЯ - V, СИ- VI, ДО-диез - VII, (РЕ) - I.

Тоническое трезвучие в РЕ мажоре:

  • РЕ-I, ФА-диез - III, ЛЯ - V.

Вводные звуки в РЕ мажоре:

  • ДО-диез - VII, МИ - II.

30. Лига

Если лига (дуга) стоит над или под двумя соседними нотами одинаковой высоты, то она связывает эти ноты в один непрерывно тянущийся звук, увеличивая его длительность.

Если же лига стоит над нотами различной высоты, то она обозначает необходимость связного, или плавного, их исполнения, называемого легато.

31. Четверть с точкой в двухдольном размере

Точка около ноты увеличивает ее длительность наполовину.

32. Фермата

Фермата - это знак, который показывает, что данный звук надо выдержать несколько дольше, чем написано. Знак ферматы обозначается как лига над или под точкой.

33. Интервалы

Интервалом называется сочетание двух звуков.

Если звуки интервала берутся раздельно (один за другим), то интервал называется мелодическим. Если звуки интервала берутся одновременно, то интервал называется гармоническим. Основных названий интервалов - восемь. Каждый интервал заключает в себе определенное количество ступеней.

Названия интервалов:

Прима - первая, обозначается цифрой 1
Секунда - вторая, обозначается цифрой 2
Терция - третья, обозначается цифрой 3
Кварта - четвертая, обозначается цифрой 4
Квинта - пятая, обозначается цифрой 5
Секста - шестая, обозначается цифрой 6
Септима - седьмая, обозначается цифрой 7
Восьмая - восьмая, обозначается цифрой 8

Мелодические интервалы от звука ДО вверх:

  • ДО-ДО (прима), ДО-РЕ (секунда), ДО-МИ (терция), ДО-ФА (кварта), ДО-СОЛЬ (квинта), ДО-ЛЯ (секста), ДО-СИ (септима), ДО-ДО (октава).

Мелодические интервалы от звука до вниз:

  • ДО-ДО (прима), ДО-СИ (секунда), ДО-ЛЯ (терция), ДО-СОЛЬ (кварта), ДО-ФА (квинта), ДО-МИ (секста), ДО-РЕ (септима), ДО-ДО (октава).

Гармонические интервалы от звука ДО те же, только их ноты звучат одновременно.

34. Главные ступени лада и их названия

Главные ступени лада - первая ступень (тоника), пятая ступень (доминанта) и четвертая ступень (субдоминанта).

Главные ступени в тональности ДО мажор:

  • тоника - ДО(I), доминанта - СОЛЬ(V), субдоминанта - ФА(IV).

Главные ступени в тональности ЛЯ минор:

  • тоника - ЛЯ(I), доминанта - МИ(V), субдоминанта - РЕ(IV).

35. Устойчивые и неустойчивые звуки лада

Устойчивые (опорные) звуки - I, III и V ступени.

Неустойчивые звуки - VII, II, IV и VI ступени.

Устойчивые звуки в ДО мажоре:

  • ДО-МИ-СОЛЬ.

Наиболее устойчивый звук в ДО мажоре:

Неустойчивые звуки в ДО мажоре:

  • СИ-РЕ-ФА-ЛЯ.

Окружение устойчивых звуков неустойчивыми звуками в ДО мажоре:

  • СИ-ДО-РЕ, РЕ-МИ-ФА, ФА-СОЛЬ-ЛЯ.

Восходящее тяготение VII ступени на полтона вверх:

  • СИ-ДО.

Нисходящее тяготение IV и VI ступеней:

  • ФА-МИ, ЛЯ-СОЛЬ.

Двойное тяготение II ступени:

  • РЕ-ДО, РЕ-МИ.

36. Размер 4/4

Размер 4/4 - это четырехдольный такт, в котором каждая доля длится четверть. Состоит из двух простых тактов по 2/4.

Обозначение размера 4/4:

  • 4/4 или С.

Сильные и слабые доли в такте на 4/4:

  • первая - сильная;
  • вторая - слабая;
  • третья - относительно сильная;
  • четвертая - слабая.

Схема дирижирования на 4/4:

  • вниз - к себе - в сторону - вверх.

37. Три вида минорного лада

Минорный лад бывает трех видов: натуральный, гармонический, мелодический.

Натуральный минор - минор, в котором ступени не изменены.

Гармонический минор - минор с повышенной VII ступенью.

Мелодический минор - минор с повышенными VI и VII ступенями (в восходящем порядке). В нисходящем порядке гамма мелодического минора исполняется как натуральная.

Гамма ЛЯ минор натуральная:

  • ЛЯ - СИ - ДО - РЕ - МИ - ФА - СОЛЬ - ЛЯ.

Гамма ЛЯ минор гармоническая:

  • ЛЯ - СИ - ДО - РЕ - МИ - ФА - СОЛЬ-диез - ЛЯ.

Гамма ЛЯ минор мелодическая:

  • ЛЯ - СИ - ДО - РЕ - МИ - ФА-диез - СОЛЬ-диез - ЛЯ.

38. Тональность СИ минор

СИ минор - минорныйлад, в котором тоникой является звук "СИ" (лад, параллельный РЕ мажору, с двумя диезами в ключе).

Звуки, из которых состоит СИ минор: СИ, ДО-диез, РЕ, МИ, ФА-диез, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

Ключевые знаки в тональности СИ минор:

  • ФА-диез, записывается на пятой линии нотного стана;
  • ДО-диез, записывается между третьей и четвертой линиями.

Гамма СИ минор натуральная:

  • СИ - I, ДО-диез - II, РЕ - III, МИ - IV, ФА-диез - V, СОЛЬ - VI, ЛЯ -VII , СИ - I.

Гамма СИ минор гармоническая:

  • СИ - I, ДО-диез - II, РЕ - III, МИ - IV, ФА-диез - V, СОЛЬ - VI, ЛЯ-диез -VII , СИ - I.

Гамма СИ минор мелодическая:

  • СИ - I, ДО-диез - II, РЕ - III, МИ - IV, ФА-диез - V, СОЛЬ-диез - VI, ЛЯ-диез -VII, СИ - I.

Тоническое трезвучие в СИ миноре:

  • СИ -I, РЕ - III, ФА-диез - V.

Неустойчивые звуки с разрешением в гармоническом СИ миноре:

  • ЛЯ-диез - в СИ, ДО-диез - в СИ, ДО-диез - в РЕ, МИ - в РЕ, СОЛЬ - в ФА-диез.

39. Большая и малая секунды

Секунда - это интервал, который содержит две ступени. Секунда называется большой , если она составляет целый тон. Секунда называется малой , если она составляет полтона. Большая секунда обозначается б.2, малая секунда обозначается м.2.

Например:

  • Большая секунда от звука ДО вверх - ДО-РЕ. Малая секунда от звука ДО вверх - ДО-РЕ-бемоль.
  • Большая секунда от звука ДО вниз - ДО-СИ-бемоль. Малая секунда от звука ДО вниз - ДО-СИ.

В музыкальной практике используется большое число разнообразных музыкальных ладов. Из них два лада наиболее распространены и практически универсальны: это мажор и минор. Так вот и мажор, и минор бывают трёх видов: натуральным, гармоническим и мелодическим. Только не нужно этого пугаться, всё просто: разница лишь в деталях (1-2 звука), остальное в них совпадает. Сегодня в поле нашего зрения – три вида минора.

3 вида минора: первый – натуральный

Натуральный минор – это простая гамма без всяких случайных знаков, в таком виде в каком она есть. Учитываются только ключевые знаки. Звукоряд этой гаммы один и тот же при движении и вверх, и вниз. Ничего лишнего. Звучание – простое, немного строгое, печальное.

Вот, например, что представляет собой звукоряд натурального ля минора :

3 вида минора: второй – гармонический

Гармонический минор – в нём при движении и вверх, и вниз повышается седьмая ступень (VII# ). Повышается она не с бухты-барахты, а ради того, чтобы обострить её тяготение в первую ступень (то есть в ).

Давайте посмотрим на звукоряд гармонического ля минора :

В результате седьмая (вводная) ступень действительно хорошо и естественно переходит в тонику, зато между шестой и седьмой ступенями (VI и VII# ) образуется «дыра» – увеличенной секунды (ув2).

Впрочем, в этом есть своя прелесть: ведь благодаря этой увеличенной секунде гармонический минор звучит как-то на арабский (восточный) лад – очень красиво, изысканно и очень характерно (то есть гармонический минор легко узнаётся на слух).

3 вида минора: третий – мелодический

Мелодический минор – это минор, в котором при движении гаммы вверх повышаются сразу две ступени – шестая и седьмая (VI# и VII# ), зато при обратном (нисходящем) движении эти повышения отменяются, и играется (или поётся) фактически натуральный минор.

Вот пример мелодического вида того же ля минора :

Почему нужно было повысить эти две ступени? С седьмой мы уже разбирались – она хочет быть ближе к тонике. А вот шестая повышается для того, чтобы закрыть ту «дыру» (ув2), которая образовалась в гармоническом миноре.

Почему это так важно? Да потому что минор МЕЛОДИЧЕСКИЙ, а по строгим правилам ходы на в МЕЛОДИИ запрещены.

Что даёт повышение VI и VII ступеней? С одной стороны, более направленное движение к тонике, с другой стороны, это движение смягчается.

Зачем тогда отменять эти повышения (альтерацию) при движении вниз? Тут всё очень просто: если мы будем играть гамму сверху вниз, то при возвращении на повышенную седьмую ступень нам снова захочется вернуться к тонике, притом что это уже не нужно (мы, преодолев напряжение, уже завоевали эту вершину (тонику) и спускаемся вниз, где можно отдохнуть). И ещё: мы просто не должны забывать, что находимся в миноре, а эти две подружки (повышенные шестая и седьмая ступени) как-то добавляют весёлости. Этой весёлости в первый раз может быть и в самый раз, но во второй – уже лишка.

Звучание мелодического минора полностью оправдывает своё название: он действительно звучит как-то по-особому МЕЛОДИЧНО, мягко, лирично и тепло. Такой лад часто встречается в романсах и песнях (например, о природе или в колыбельных).

Повторенье – мать ученья

О, как я тут разошёлся, сколько про мелодический минор написал. Скажу вам по секрету, что чаще всего вам предстоит иметь дело с гармоническим минором, поэтому про «госпожу седьмую ступень» не забывайте – иногда ей нужно «повыситься».

Давайте еще раз повторим, какие есть в музыке. Это минор натуральный (простой, без прибамбасов и наворотов), гармонический (с повышенной седьмой ступенью – VII#) и мелодический (в котором при движении вверх нужно повысить шестую и седьмую ступени – VI# и VII#, а при движении вниз – играть просто натуральный минор). Вот вам в помощь рисуночек:


Правила теперь вы знаете, сейчас предлагаю посмотреть просто шикарное видео в тему. После просмотра этого короткого видео-урока вы раз и навсегда научитесь отличать один вид минора от другого (в том числе и на слух). В видео предлагается разучить песенку (на украинском языке) – очень интересно.

Три вида минора – другие примеры

Что это у нас всё ля минор да ля минор ? Что же? других нет? Есть, конечно. Сейчас и посмотрим примеры натурального, гармонического и мелодического минора еще и в других нескольких тональностях.

Ми минор – три вида: в этом примере цветом выделены изменения ступеней (в соответствии с правилами) – поэтому не буду давать лишних комментариев.

Тональность си минор с двумя диезами при ключе, в гармоническом виде – появляется ля-диез, в мелодическом – к нему добавляется еще и соль-диез, а затем при движении гаммы вниз оба повышения отменяются (ля бекар, соль бекар).

Тональность фа-диез минор : в ней при ключе три знака – фа, до и соль диезы. В гармоническом фа-диез миноре повышается седьмая ступень (ми-диез),а в мелодическом – повышаются шестая и седьмая ступени (ре-диез и ми-диез), при нисходящем движении гаммы эта альтерация отменяется.

До-диез минор в трёх видах. При ключе у нас четыре диеза. В гармоническом виде – си-диез, в мелодическом – ля-диез и си-диез в восходящем движении, и натуральный до-диез минор в нисходящем движении.

Тональность фа минор . – бемоли в количестве 4-х штук. В гармоническом фа миноре повышается седьмая ступень (ми-бекар), в мелодическом – повышается шестая (ре-бекар) и седьмая (ми-бекар), при движении вниз повышения, разумеется, отменяются.

Три вида до минора . Тональность с трёмя бемолями при ключе (си, ми и ля). Седьмая ступень в гармоническом виде повышена (си-бекар), в мелодическом виде – кроме седьмой повышена ещё и шестая (ля-бекар), в нисходящем движении гаммы мелодического вида эти повышения отменяются и возвращаются си-бемоль и ля-бемоль, которые есть в натуральном виде.

Тональность соль минор : здесь при ключе выставляется два бемоля. В гармоническом соль миноре – фа-диез, в мелодическом – кроме фа-диеза, ещё и ми-бекар (повышение VI ступени), при движении вниз в мелодическом соль миноре – по правилу возвращаются знаки натурального минора (то есть фа-бекар и ми-бемоль).

Ре минор в своих трёх видах. Натуральный без какой-либо дополнительной альтерации (не забывайте только про знак си-бемоля при ключе). Гармонический ре минор – с повышенной седьмой (до-диез). Мелодический ре минор – при восходящем движении гаммы си-бекар и до-диез (повышенные шестая и седьмая ступень), при нисходящем движении – возвращение натурального вида (до-бекар и си-бемоль).

Ну вот, на этом и остановимся. Можете добавить страничку с этими примерами в закладки (наверняка пригодится). Ещё рекомендую подписаться на обновления

19 июля 2014

Данная статья посвящена чрезвычайно важной теме в музыке - тональности. Вы узнаете, что представляет собой тональность, что такое параллельные и одноименные тональности, а также будут рассмотрены их буквенные обозначения.

Что такое тональность?

Само слово подсказывает его значение. Она как будто задает тон целому музыкальному произведению. По сути, тональность и является основой произведения. От нее отталкиваются, создавая ту или иную музыкальную композицию. Это своеобразное начало.

Так, например, есть тональность до мажор. Это означает, что тоника, она же первая ступень лада, - это звук "до". Основной аккорд в данной тональности состоит из звуков до-ми-соль. Такой аккорд носит название "тоническое трезвучие".

В связи с этим, перед тем как разбирать и играть музыкальное произведение, исполнитель определяет основную тональность, ладовое наклонение, смотрит на количество ключевых знаков, мысленно определяет, какова ее параллельная тональность.

Одну и ту же музыкальную композицию можно спеть или сыграть в совершенно разных тональностях соответствующего лада. Это применяется, в первую очередь, для удобства вокального исполнения.

Используемая в произведении параллельная тональность может придать иную окраску композиции. Так, например, если музыкальное сочинение написано в светлой тональности ре мажор, то ее параллельная тональность - грустный и трагический си минор.

Буквенные обозначения тональностей

Мажор обозначается dur, минор имеет обозначение moll. Диез - is, бемоль - es. Ниже приводится список некоторых параллельных тональностей и их буквенные обозначения.

  • До мажор (нет знаков). Обозначается C-dur. Параллельная тональность - ля минор (a-moll).

  • Фа мажор - один бемоль (си). Имеет обозначение F-dur. Ее параллель - ре минор (d-moll).
  • Соль мажор - один диез (фа). Обозначается G-dur. Параллельная ей тональность - ми минор (e-moll).
  • Си-бемоль мажор - два бемоля (си, ми). Имеет обозначение B-dur. Ее параллель - соль минор (g-moll).
  • Ре мажор - два диеза (фа, до). Обозначается D-dur. Ее параллель - си минор (h-moll).

Что такое параллельные тональности

Это тональности мажорного и минорного наклонения, которые содержат одни и те же ключевые знаки, но при этом у них имеются разные тоники.

В списке выше приведены некоторые тональности и параллельные к ним.

Чтобы найти параллельную тональность к данной мажорной, нужно от заданной опуститься на м.3 (малую терцию) вниз.

Если требуется определить параллельную тональность к данной минорной, то надо от указанной подняться на б.3 (большую терцию) вверх.

Приведенный выше список наглядно демонстрирует параллельные тональности мажорного и минорного наклонений до двух знаков при ключе.

Одноименные тональности

Это такие, которые имеют одну и ту же тонику, но разное ладовое наклонение и, соответственно, абсолютно различные знаки при ключе.

Так, например:

  • C-dur (нет знаков) - c-moll (три бемоля).
  • F-dur (один бемоль) - f-moll (четыре бемоля).
  • G-dur (один диез) - g-moll (два бемоля).

Таким образом, тональность - это своеобразное начало любого музыкального сочинения как для композитора, так и для исполнителя. Транспонирование мелодии, то есть переход из одной тональности в другую, позволяет вокалистам беспрепятственно исполнять абсолютно все композиции. Такое перенесение иногда придает произведению совершенно новую окраску. Можно провести интересный эксперимент, и попробовать музыкальное сочинение, написанное в мажорной тональности, исполнить в минорной (может быть избрана и параллельная тональность). Светлое и радостное настроение при этом превратится в грустное и печальное. В ХХ веке появился термин "атональная музыка", то есть музыка, которая не имеет установленной тональности. Но это уже совсем другая история...

Источник: fb.ru

Актуально

Разное
Разное

Рассказать друзьям