Особенности организации культурно-досуговой деятельности населения в домах культуры. Дом культуры - как субъект организации культурно-досуговой деятельности Категории населения в доме культуры

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Что значит для меня быть работником культуры?

Дом, дарующий творчество

Сегодня меняется понимание культурного досуга. И современные клубы вынуждены искать новые формы общения с аудиторией, переосмысливать накопленный опыт, использовать новые механизмы и принципы работы для привлечения зрителей, для организации самодеятельного творчества, для создания комфортного культурного пространства.
Для меня дом культуры - это место, где я проработала более 38 лет. На протяжении их я стараюсь запечатлеть интересные моменты тех или иных мероприятий, праздников, событий, чтобы отразить в памяти чувства людей, когда они раскрывают свои таланты, демонстрируя радость, грусть и другие эмоции, например, в песне, танце….
Признаться, я и сама на протяжении многих лет воплощала мечту своей юности - пение в ансамбле народной песни.
Дом культуры, я считаю, это место, где можно отдохнуть душой, пообщаться, встретиться с друзьями, побывать в роли артиста или посмотреть творчество своих детей на сцене. А кто-то просто приходит отдохнуть от повседневного быта.
В наше время, когда жизнь наполнена бесконечными трудностями, проблемами и заботой, хочется чего-то особенного - светлого и доброго.
В преддверии профессионального праздника работников культуры хочу пожелать коллегам идти в ногу со временем, здоровья, творческих успехов во всех начинаниях, вдохновения и счастья.

Любовь Кайгородова, ведущий методист по социо-культурной деятельности МБУК КРДКиД.

Дарим людям радость

Для меня работник культуры - это настоящее призвание, трудное, но захватывающее, творческое и всепоглощающее. Главное предназначение нашей профессии - дарить людям радость.
Профессия сложная, но прекрасная, которой я отдала более 20 лет. Кто работает в культуре, тот знает, какой это тяжелый труд. Ежедневно быть у всех на виду, общаться и находить контакт с людьми всех возрастов, взглядов и убеждений. Вечерами, в выходные и праздничные дни находиться на работе, даже дома на отдыхе, в гостях, просто, когда идешь по улице, придумывать что-то новое и интересное.
Своим творчеством и любовью к своей профессии мы зажигаем сердца, дарим людям радость и хорошее настроение, создаем праздник, открывая заветные двери в мир прекрасного. А наша любовь к зрителю эхом отзывается в сердцах слушателей.
Нам не дарят песни и сонеты,
Не слагают оды в нашу честь.
Может быть не слышали поэты
Что на свете культработник есть!
Не встают артисты на катурны,
Чтоб воспеть великие дела
Скромного работника культуры,
Славного работника села!
Впрочем, не за строчку же в куплете
И не в благодарность от лица.
Делаем мы дело, мы в ответе
За людские души и сердца.

Татьяна Кулакова, заведующая
методическим отделом МБУК КРДКиД.

Пусть сияют глаза зрителей

Как показывает практика, очень важными для клубного работника оказываются организаторские способности, умение налаживать и поддерживать контакты с людьми. Клубный работник должен иметь «психологическое чутье»: быстро и правильно понимать людей, находить к ним индивидуальный подход, быть тактичным и проявлять педагогическую находчивость.
Во всем этом мне помогает мое педагогическое образование и образование психолога, а также многолетний управленческий опыт. В наше время не просто наладить работу трех домов культуры и вызвать у людей желание идти в клубы. В этом мне помогают наши специалисты-стажисты: Николай Васильевич Черемных и Татьяна Ивановна Баранова. Очень ценю позитив и желание работать наших молодых девушек, которые только-только начинают делать первые шаги в нашей сфере, а работают в ней только самоотверженные и преданные своему делу люди, а другие просто не выдерживают. А ведь временные трудности ничто по сравнению с тем ощущением удовлетворенности, которое ты испытываешь после удачно проведенного мероприятия и сияющих глаз своих односельчан.
В профессиональный праздник желаю всем коллегам оптимизма, терпения, творческих задумок и полные залы благодарных зрителей.

Нина Норова, директор Рождественского
центрального дома культуры.

Ради этого следует жить

Всемирно известный французский писатель и поэт Антуан де Сент-Экзюпери считает, что культура - это внутреннее содержание человека, которое открывается ему через упорный труд, верования, обычаи и знания, накопленные веками. И я разделяю его точку зрения.
Для меня культура - это внутренняя, душевная составляющая, при которой человек живет в гармонии с окружающим миром и самим собой, осознает свою значимость. Такому человеку для счастья достаточно лишь заниматься любимым делом.
Если человек делает что-то от чистого сердца, с вдохновением, то это не может оставить равнодушным, это завораживает.
Именно такой принцип лежит в основе моей работы - с полной самоотдачей служить культуре. Это то, ради чего следует жить.

Галина Пендюр, заведующая отделом
по культурно-досуговой
деятельности МБУК КРДКиД.

Гореть самим - зажечь других

Быть работником культуры - это настоящее призвание, профессия - не из легких: попробуйте каждый день зажигать других оптимизмом, добротой, любовью и надеждами!
Моя профессия захватывающая, творческая и звездная. Работник культуры на селе - это самый публичный человек. Если он идет на выборы, его обязательно изберут жители, и он будет депутатом. Это очень универсальный человек, потому что найдет подход ко всем. Это очень чуткий человек, который может достучаться до каждого, и его все знают. А если настоящий профессионал возглавляет учреждение культуры, то такому учреждению обеспечен успех. В 2014 году, в Год культуры, мы получили Диплом лучшего учреждения культуры РФ, находящегося на территории сельского поселения, и вошли в 100 лучших учреждений культуры РФ.
Для меня работа директора учреждения культуры - это постоянный творческий поиск, в этом году я отмечаю 30-летний стаж работы в отрасли.
Поздравляю с праздником своих коллег - ярких звездочек. И желаю гореть самим - зажечь других!

Марина Иванова, директор МБУ
«Культурно-спортивный комплекс»
Менделеевского сельского поселения.

Жить работой, дышать творчеством

Быть работником культуры - это значит успешно заниматься любимым и понятным для себя делом. Жить работой, дышать творчеством, отдыхать задумками!
Это значит быть в центре самых интересных, увлекательных дел и ярких событий! Общаться с людьми разного возраста: идти в ногу с активной и творческой молодёжью, набираться мудрости и опыта от людей старшего поколения, зажигать маленькие звёздочки таланта в детях и помогать разгореться всем ярким пламенем творчества перед любознательным и взыскательным зрителем.
Быть работником культуры - значит опираться в своей работе на сплочённый круг единомышленников и почти 30 лет быть руководителем хорового коллектива, где каждая участница-певунья по-особенному дорога тебе и незаменима!
Быть работником культуры - это значит увлекать и вести за собой всех к намеченной цели, невзирая на усталость или домашние заботы. Это значит, что вся твоя семья живёт клубными проблемами и нуждами. Это значит - твои родные дети с самых малых лет находятся в гуще культурной жизни и всегда на сцене рядом! Это значит, что все праздничные мероприятия дома культуры - это, по сути, твои семейные праздники!
Быть работником культуры, значит стараться всегда находить что-то новое, необычное, чтобы в очередной раз дарить людям бурю положительных эмоций, впечатлений, удивлять и радовать всех окружающих!
Это значит, на протяжении стольких лет быть коллегой самых активных и позитивных людей, знающих и умеющих сделать жизнь простого человека разнообразной и незабываемой!
Дорогие мои коллеги-клубники! От всей души искренне поздравляю вас с Днём культуры! Желаю вам здоровья, благополучия, семейного тепла и уюта! Пусть каждый день приносит вам улыбки, радость и любовь!

Семинар «Формы и методы работы учреждений культуры клубного типа: инновации и традиции» Основные вопросы семинара:

  1. Формы как способ реализации содержания деятельности учреждений культуры клубного типа.
  2. Классификация основных, традиционных, форм клубной деятельности.
  3. Инновационные формы культурно-досуговой деятельности.
  4. Средства и методы - структурная основа формы мероприятия.
Цели:
  1. Обучение основным формам и методам деятельности учреждений культуры клубного типа.
  2. Повышение квалификации специалистов культурно-досуговых учреждений.
  1. I . Формы как способ реализации содержания
деятельности учреждений культуры. К числу важнейших компонентов методики культурно - досуговой деятельности относятся формы деятельности учреждений элементов функционирования учреждения культуры, компонент культурно - досуговой деятельности. Под формами - программами культурно - досуговой деятельности следует понимать способы и приемы организации людей в учреждении культуры, по месту жительства в целях доведения до них определенного содержания. Формы - программы культурно - досуговой деятельности - не существуют сами по себе. По отношению к содержанию форма - программа носит зависимый характер. Каждое средство воздействия требует соответствующих форм организации людей. Отмечая зависимость форм и их правильное использование, в свою очередь, имеют большое значение. Формы - программы обладают известной самостоятельностью, они могут оказать и оказывают обратное влияние на содержание деятельности. От выбора форм часто зависит результат деятельности. Содержание деятельности должно обязательно облекаться в определенную форму. Формы работы клубных учреждений - это способы и приёмы организации клубной аудитории. Выбранная форма программы влияет на отбор содержания, а содержание, в свою очередь, лепит форму. Форма - это способ существования содержания.
  1. II . Классификация основных форм клубной деятельности .
В зависимости от способов организации клубной аудитории формы бывают индивидуальные, групповые и массовые. Индивидуальны формы:
  1. Беседы: в обыденном смысле - литературная или театральная форма устного или письменного обмена в разговоре между двумя и более людьми; - в философском и научных смыслах - специфическая форма и организация общения, коммуникации.
  1. Адресное обслуживание. Культурно-досуговая форма для определенной категории людей, ограниченных в возможностях передвижения. Относится к новым формам работы учреждений культуры.
  1. Консультации: объяснение, разъяснение каких-либо понятий. Ответы на вопросы. В полной мере относится к методическо-образовательным формам работы. Применимо к деятельности учреждений культуры может использоваться как составная часть какой-либо клубной формы (мастер-класс, адресное обслуживание, вечер-встреча и т.п.)
Групповые формы: А). Досуговые, развлекательные. 1.Вечера: это хорошая возможность организовать людей в определённом месте, отдохнуть, пообщаться, обсудить и проанализировать ситуации, проблемы и успехи. Вечера могут быть нескольких форм в зависимости от цели организации досуга:
  • Вечер-встреча. Это могут быть встречи с интересными людьми, с ветеранами, с поэтами села и т.п.
  • Вечер воспоминание. Может быть как отдельным мероприятием, но в большинстве случаев используется как составная часть других форм(например гостинная, вечер-встреча и др.)
  • Вечер отдыха. Это мероприятие развлекательного характера, с использованием разнообразного музыкального оформления, игр, конкурсов, танцев. Как разновидность вечера отдыха считается вечер-кафе – вечер отдыха за столиками, с использованием напитков и других продуктов питания.
  • Дискотеки. Танцевальные программы с минимальным использованием других средств и методов организации досуга.
  • Камерные формы организации досуга салон и гостиная - мероприятия для узкого круга лиц, связанных общностью интересов. Особенная чета - проведение их в небольшом, ограниченном пространстве, приближенном к домашней уютной обстановке с относительно небольшом количестве участников, где исполнители находятся в непосредственной близости от зрителей. В искусстве понятие «камерный» часто несет значение «сокращенный».
  1. Игровые программы: основной метод организации досуга в этих мероприятиях – игровые элементы. В зависимости от других используемых методов игровые программы могут быть:
  • Конкурсно-игровыми;
  • Театрализовано-игровыми;
  • Сюжетно-игровыми (например, по сюжету телеигр).
Б). Информационно-просветительские мероприятия несут яркую тематическую направленность и характеризуются наличием познавательного содержания, возможны элементы агитации и пропаганды (например, здорового образа жизни).
  1. Выставка (экскурсия) - это показ, каково бы ни было его наименование, путём представления средств, имеющихся в распоряжении человечества для удовлетворения потребностей, а также в целях прогресса в одной или нескольких областях его деятельности. Различают выставки периодические (временные) и постоянные. Для УККТ выставки, как правило, проводятся на протяжении небольшого промежутка времени, т.е. временные. Могут быть как отдельным мероприятием, так и составной частью другого мероприятия.
  1. Круглый стол - собрание в рамках более крупного мероприятия В современном значении выражение круглый стол употребляется с XX века как название одного из способов организации обсуждения некоторого вопроса.
Более того, зачастую круглый стол играет скорее информационно-пропагандистскую роль, а не служит инструментом выработки конкретных решений.
  1. Тематическая программа. Ее содержание, методы и приемы несут строгую тематическую направленность. Могут быть использованы элементы других различных форм мероприятий для достижения оптимального результата в донесении информации выбранной тематики до аудитории. Направленность может быть разной (патриотической, музыкальной, игровой, профилактической, экологической, литературной и др).
  1. Агитбригады – пропагандистская форма мероприятий. В настоящее время относится к устаревшим формам культурно-досуговой деятельности.
  1. 5. Лекции: устное систематическое и последовательное изложение материала по какой - либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д.
Тренинги: метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Мастер-классы: форма и метод практического обучения и тренировки определенных навыков Лекции и тренинги не являются формами клубной работы, но могут применяться при проведении других форм информационно-просветительских мероприятий или занятий клубных формирований. В). Клубные формирования. 1.Любительские объединения или клубы по интересам. Создаются на добровольной основе самими участниками или специалистами культуры на базе КДУ. Их отличает общность интересов участников, свобода общения, свобода выбора форм и периодичности общения. Деятельность любительских объединений регламентируется положением о клубных формированиях и уставу конкретного объединения, принятого по согласованию с его участниками.
  1. Кружок – творческое объединение людей, имеющих общие интересы в сфере творчества, основной деятельностью которых является овладение определенными навыками творческой деятельности различных жанров (вокального, хореографического и др). Кружки – основа деятельности коллективов художественной самодеятельности.
Массовые формы. К массовым формам относятся зрелищные программы рассчитанные на большое количество зрителей и участников.
  1. Концерт - публичное исполнение музыкальных произведений, балетных, эстрадных и т. п. номеров по определённой, заранее составленной, программе.
  1. Спектакль - произведение сценического искусства. В основе спектакля в драматическом театре лежит литературное произведение - пьеса или сценарий, требующий импровизации, в музыкальном театре - сочинение музыкально-драматическое.
  • Литературно-музыкальная композиция – разновидность спектакля, отличием которой является комбинированное использование произведений нескольких авторов (поэтов, писателей, музыкантов)
  1. Ярмарка - регулярные торжища широкого значения: рынок, регулярно, периодически организуемый в традиционно определённом месте, сопровождаемый театрализованной концертной и игровой программой.
  1. Праздник - день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь, весёлое препровождение свободного времени; день какого-либо радостного события. Как форма организации досуга, праздник – это массовые развлекательные мероприятие, включающее в себя набор культурно-досуговых средств и методов, с использованием различных культурно-досуговых форм работы и имеющий относительно длительное продолжение во времени – не менее двух часов. Праздники могут быть:
  • Календарными (Новый год, День пожилого человека и т.п.);
  • Государственными (День Победы, День конституции и т.п.);
  • Фольклорными (Масленица, Спас, Троица и т.п.);
  • Семейными (день рождение, юбилей, свадьба и т.п.);
  • Профессиональные (день учителя, день строителя и т.п.).
  1. Бал - собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев. Балы отличаются от обычных танцев или дискотеки повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором танцев, следующих в заранее определённом порядке. Бал-маскарад отличается от бала наличием карнавальных масок или костюмов на присутствующих. В настоящее время в практике культурно-досуговых учреждений используются редко.
  1. 6. Конкурс. В культурно-досуговой деятельности – показательное соревнование. Мероприятие рассчитанное на широкий круг зрителей с заранее подготовленными участниками, с состязательными элементами, с конечной целью – выявление победителя.
  1. Фестиваль - массовое празднество, показ достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или другого вида искусства без выявления победителя или определения рейтинга среди участников.
  1. Митинг – торжественное мероприятие, посвященное важному событию или дате.
  1. Парад – торжественное прохождение перед зрителями, публикой, войск, различных коллективов, организаций, движений или партий и т.д.
Это примерная классификация традиционных форм культурно-досуговой деятельности, которые используются специалистами культуры на протяжении многих лет. Нужно заметить, что довольно редко формы применяются «в чистом виде», в основном они дополняют друг друга или переходят из одной категории в другую. Например, конкурсно-игровая может перейти в дискотеку, а групповая форма вечер отдыха стать массовой при большом скоплении посетителей. Но некоторые утрачивают свою актуальность и востребованность, подвергаются видоизменению адаптируясь к современности. Как всеобщая закономерность на смену старого и в дополнение к традиционному приходит новое. III . Инновационные формы культурно-досуговой деятельности. Политические потрясения конца 1980 - начала 1990-х гг., последовавшие затем экономические преобразования привели к существенным переменам и в социально-культурной сфере. С идеологическим воспитанием и культурным обслуживанием было покончено быстрее, чем предполагалось. Сегодня все мы являемся свидетелями нового этапа в развитии культуры и досуга. На смену «культурно-просветительной работе» пришла та самая культурно-досуговая деятельность, о проблемах и перспективах развития которой сегодня много говорят и пишут. Само слово «деятельность» как бы характеризует развивающиеся в сфере свободного времени процессы: демократичность путей и способов организации досуговых акций, живое и непосредственное участие населения в реализации культурных проектов и программ. Во всяком случае с прежними трафаретно-шаблонными подходами и, казалось, застывшими на вечные времена методиками в организации досуговых занятий людей приходится расставаться решительно и бесповоротно. Высокие идеалы, во имя которых и велась вся культурно-просветительная работа в массах, и которыми руководствовались культработники, оказались нежизнеспособными. Потенциальная аудитория воспитательных культурно-досуговых мероприятий значительно расширилась, а ее реальные (не предполагаемые, как это было прежде) потребности резко изменились. Это обстоятельство поначалу поставило культработников в тупик: работать прежними методами они уже не могли, а новыми еще не овладели. В этой ситуации полпреды культуры, как это не раз случалось и раньше, пошли путем механического подражания западным образцам и стандартам, без должных к тому оснований перенося на российскую почву чуждый менталитету россиян заморский опыт. Появились игорные дома, казино, ночные бары и клубы, в которых можно услышать и увидеть многое из того, что еще недавно считалось запретным плодом. Прежние методы воспитания - осуждение и порицание, пресечение и наказание - и раньше-то были не особенно действенными, в условиях же полной вседозволенности, порожденной безграничной демократией (можно все, что не запрещено), они попросту не работают. Ни партийные догмы, ни профсоюзные дотации, ни комсомольский оптимизм, ни даже усилия общественности теперь не работают, надеяться стало не на кого, все экономические, управленческие и педагогические решения культработникам теперь приходится принимать самостоятельно. Словом, настало время основательно пересмотреть свой профессиональный багаж, искать инновационные подходы, овладевать новыми технологиями деятельности и управления. По сути дела, настает новый этап в развитии культуры и досуга. Современная культурология рассматривает культурно-досуговую деятельность как процесс создания условий для мотивационного выбора личностью предметной деятельности. Причем процесс этот определяется потребностями личности, ее интересами. Пришло время не просто снисходительно учитывать запросы потенциальной или реальной аудитории, но положить их в основу всей сегодняшней деятельности учреждений культуры. С развитием рыночных отношений культурно-досуговая деятельность вплотную приблизилась к маркетинговым технологиям, в основании которых как раз и лежит проблема поиска и удовлетворения потребностей отдельных граждан или социальных групп. Сама же культурно-досуговая деятельность постепенно трансформируется в индустрию досуга. Оптимизация деятельности культурно-досуговых учреждений лежит на пересечении нескольких направлений: критический анализ опыта наших предшественников и необходимость взять из него все, что еще может работать в современных условиях и способствовать решению сегодняшних задач; творческое использование зарубежного опыта (в равной мере годится опыт и ближнего, и дальнего зарубежья) организации досуга населения и, наконец, собственные неустанные поиски каждого культурно-досугового учреждения, каждого творческого коллектива и каждого творчески мыслящего работника культуры. Инновационные формы деятельности культурно-досуговых учреждений диктуются потребностями населения. К новым клубной работы формам можно отнести такие формы как:
  • Акция - это ограниченное во времени воздействие на целевую группу населения с целью популяризации и пропаганды. Публичные общественно-политические действия, ставящие целью привлечь внимание. Зачастую акции не имеют чёткой долгосрочной цели и не связаны с другими мероприятиями, в которые вовлечены их участники. Результат достигается с помощью ярких внешних атрибутов;
  • Корпоратив –точного определения этой форме пока нет, но можно определить как «праздник в коллективе, организации, компании, предприятии»
  • Шоу - мероприятие развлекательного характера. Как правило, проводится перед публикой. Имеет постановочный характер. Нечто показное, рассчитанное на шумный внешний эффект Может быть: авиационное, автомобильное, телевизионное, ледовое, световое лазерное, цирковое, политическое и др. Как форма клубной работы пока не сформировалась. Популярными видами комплексных досуговых программ являются шоу-программы, пышное костюмированное сценическое действие с участием «звезд» (в небольших городах - местного значения), динамически яркое, насыщенное спецэффектами, зрелищное, несущее в себе сквозной сюжет с завязкой, кульминацией и развязкой.
  • Флэшмоб - это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится.
  • Тимбилдинг – это корпоративная ролевая игра направленная на сплочение коллектива. Можно к этой форме отнести любой корпоративный досуг;
  • Батл – это вид конкурса, поединок между группами или отдельными участниками с элементами экспромтной борьбы, демонстрации.
В настоящее время в структуре современной культуры все большее место занимают увеселительные программы, различные шоу, которым отводится значительная роль в деле идейного, нравственного и художественного воспитания людей, организации их быта и досуга. Конечно, досуговое творчество, которое является по преимуществу любительским, не всегда достигает высшего, профессионального уровня, тем не менее, оно, выступая в качестве надежного средства, раскрытия таланта каждого человека, имеет большой общественный эффект.
  1. IV . Средства и методы - структурная основа формы мероприятия.
Средства культурно - досуговой деятельности - это пути (каналы) или способы передачи содержания (идей, научных взглядов, событий, фактов, образов художественных произведений, жизненных примеров) в целях оказания влияния на сознание, чувства и волю посетителей учреждения культуры. В методике культурно - досуговой деятельности средствами называют инструменты, с помощью которых раскрывается содержание. Содержание деятельности, заключенное а ту или иную форму, невозможно реализовать без использования определённых средств. Средства - это основные инструменты, с помощью которых осуществляется социально - культурная деятельность, своеобразный “механизм” доведения содержания деятельности до аудитории. Они подразделяются на:
  • Художественно - выразительные средства : живое слово, музыка.
Живое слово - Слово как ведущее средство в социально - культурной деятельности. Живое слово - форма литературного, а иногда и ораторского искусства, художественное выступление, в котором текст, стихи, истории, эссе больше говорятся, чем поются. Музыка - вид искусства, художественным материалом которого является звук, особым образом организованный во времени.
  • Хореография , пение, драматургия.
Хореография - танцевальное искусство в целом. Один из древнейших видов творчества, выразительным средством которого служат движения человеческого тела, связанные с музыкальным сопровождением. Происхождение пения связано со стремлением человека выразить своё настроение в звуках голоса. Постепенно развиваясь, пение становится предметом особого искусства. Пение применяется не только в соло, но и в совместном исполнении (дуэт, трио, квартет, квинтет, хор, ансамбль, то есть пение солистов с хором). Драматургия - теория и искусство построения драматического произведения, а также сюжетно - образная концепция такого произведения. Драматургией называют также совокупность драматических произведений отдельного писателя, страны или народа, эпохи. Понимание основных элементов драматического произведения и принципов драматургии исторически изменчивы. Драма трактовалась как действие совершающееся (a не уже совершившееся) при взаимодействии характера и внешнего положения действующих лиц. Действие представляет собой известную перемену в известный промежуток времени.
  • Изобразительные средства : оформление клубного пространства (сцены зала, фойе, вестибюля, кружковых комнат и т.п.); свет, декорации, костюмы, видеоряд (кино, слайды, видео, телевидение)
  • Технические средства : световая, аудио и видеоаппаратура.
Свет - электромагнитное излучение, испускаемое нагретым или находящимся в возбуждённом состоянии веществом, воспринимаемое человеческим глазом. Нередко, под светом понимают не только видимый свет, но и примыкающие к нему широкие области спектра. Аудио - общий термин, относящийся к звуковыми технологиями. Зачастую под термином аудио понимают звук, записанный на звуковым носителем; реже под аудио подразумевается запись и воспроизведение звука, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура. Видеоаппаратура - множество технологий записи, обработки, передачи, хранения и воспроизведения визуального или аудиовизуального материала, а также распространённое название для собственно видеоматериала, телесигнала или кинофильма, в том числе записанного на физическом носителе (видеокассете, видеодиске и т.п.).
  • Материальные средства : оборудование, инвентарь, музыкальные инструменты, канцелярские принадлежности, поделочные материалы (ткань, бумага, дерево, металл, глина, краски, пластилин и т.п.)
  • Финансовые средства - это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежные средств. Обычно речь идет о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятиях). Важнейшим понятием в области финансов является бюджет.
  • Основное место занимают средства массовой информации , которые делятся на печатные и электронные. Они являются основным источником информации о событиях в мире политике, экономики, социальной сферы, науки, культуры, образования, спорта, шоу - бизнесы, используемой в культурно - досуговой деятельности.
Каждое средство служит носителем (передатчиком) того или иного содержания. В зависимости от характера содержания и назначения выбирается определенное средство или, чаще, набор средств. Арсенал средств культурно - досуговой деятельности разнообразен. Кадры должны уметь в каждом конкретном случае выбрать и использовать те из них, которые дадут наибольший эффект, будут наиболее действенными, обеспечат наилучшее выполнение задачи. Слово как ведущее средство в социально - культурной деятельности. Закономерности использования средств наглядности в культурно - просветительной деятельности. Закономерности использования художест - венных средств в социально - культурной деятельности. Оптимизация использования профессионального и самодеятельного искусства как средство культурно - просветительной деятельности во всех формах работы учреждений культуры. Принцип систематизации средств интеллектуально - эмоциональной выразительности социально - культурной деятельности. Следует отметить, что все средства между собой тесно взаимосвязаны и выбираются с учетом определенного объекта воздействия и тематической направленности мероприятия. Для успешного применения средств социально - культурной деятельности необходимо соблюдение следующих требований: выбор средств должен зависеть от цели мероприятия, воспитательной акции, так как именно цель определяет средство; количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать задачам, причем недостаток средств, а также их избыток одинаково вредны; педагог должен в совершенстве владеть методикой применения средств социально - культурной деятельности, знать их слабые и сильные стороны. . Методы социально - культурной деятельности В культурно - досуговой деятельности имеется три родовых метода: метод иллюстрирования, метод театрализации, метод игры. Другие методы, используемые в культурно - досуговой деятельности, не относятся к родовым, в привнесены из других областей знаний: социологии, педагогики, психологии. Так, например, при планировании работы с конкретной аудиторией используются различные методы её изучения - методы социологического исследования. Для того чтобы создать культурно - досуговой программу недостаточно только хорошо разбираться в законах ее драматургического построения. Необходимо понимать, точно знать потенциальные возможности методов монтажа, иллюстрирования, театрализации и игры.. Метод иллюстрирования Суть метода иллюстрирования состоит в особой организации содержания информационного материала с помощью показа в какой либо форме. Говоря о методе иллюстрирования, следует иметь в виду, что он за счет синтеза различных эмоционально - выразительных средств осуществляет дополнение к информации, делая ее зримой. Во всех случаях в рамках однородного по содержанию информационно - развивающего материала, его иллюстрирование (показ) средствами искусства создает художественную форму, обладающую большой силой эмоционального воздействия. При этом иллюстрирование не просто вносит элемент художественности в содержание культурно - досуговой программы, а раскрывает, развивает, углубляет, конкретизирует тему. Одна и та же тема может быть проиллюстрирована по разному с учетом разнообразных художественных выразительных средств. Предпочтение методу иллюстрирования режиссер - постановщик отдает в зависимости от типа программы, ее формы, характера аудитории. По своей природе метод иллюстрирования соответствует типу информационно - просветительных программ, а в художественно - публицистических и культурно - развлекательных программах он может использоваться в качестве дополнительного метода. На практике сложились два вида иллюстрирования: художественное и наглядное. Например, в лекции, которая является и методом распространения знаний и формой культурно - досуговой деятельности, используется метод иллюстрирования в виде книжных выставок, фото стендов или экспозиций репродукций, художественного чтения, музыки, показа фрагментов из научно - популярных и документальных кинофильмов. Привнесение с помощью метода иллюстрирования элемента художественности в информационно - просветительную программу позволяет создать такую сценическую композицию, в которой документы, документальные кадры, фотографии в соединении с художественными образами - поэтическими, хореографическими, музыкальными - достигают эмоционального эффекта огромной силы. Метод театрализации Метод театрализации в современных досуговых программах состоит в соединении звуков, цвета, мелодии в пространстве и времени, раскрывающих образ в разных вариациях, просят их через единое “сквозное действие”, которое объединеняет и подчиняет себе все используемый компоненты по законам сценария. Метод театрализации – это художественно - педагогический метод, являющийся, с одной стороны, способом единства драматургической обработки материала по законам театра, где есть завязка действия, его развитие, кульминация и развязка, а с другой стороны художественно оформленное действие группы, коллектива или масс участников, являющееся стимулом игрового действия самой массы участников. Следовательно, метод театрализации предстает не как один из методов в культурно - досуговой программах, используемый во всех ее вариантах, а как сложный творческий метод, наиболее близко стоящий к театру, имеющий глубокое социально - психологическое обоснование. Метод игры Следующий родовой метод культурно - досуговой деятельности - игра. Игра также имеет свою теорию, это и метод и форма. Принято считать, что исходным, определяющим в игре является то, что участник игры создает себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем собственным знаниям, умениям и навыкам, которые он при этом придает окружающим предметам. Переход действия в воображаемую ситуацию особенно характерен для развития игры в специфических культурно - досуговой деятельности. Игра здесь рассматривается как продукт развития, притом опережающего потребности практической жизни, как действие изнутри созревающих функций, рождающих функций, рождающихся во взаимоотношениях с окружающим миром. Метод игры в культурно - досуговой программе наиболее удачно сочетает в себе информационно - логическое и информационно - образное начала, синтезирующие просвещение, педагогику, искусство и творчество, обладающие необыкновенной силой воздействия на мысли и чувства человека. Практическое задание: Аудитории выдаются листы бумаги, на которых написаны разные формы работы. Нужно в течении 5-10 минут составить сценарный план мероприятия по заданной теме (одной для всех, например, международный женский день) и по указанной форме (для каждого своей). С такой ситуацией специалисты сталкиваются повседневно (есть тема, нужно выбрать форму). Данное задание демонстрирует разнообразие форм, широту выбора. Проходит обсуждение. При обсуждении выявляются факторы, которые могут влиять на решение при выборе формы проведения мероприятия. Заключение. Специалист социально - культурной деятельности центральная фигура воспитательного процесса, именно он является носителем цели и идеалов, идей, традиций, обладателем научных знаний и мастерства воспитания. Вопрос о методах культурно - досуговой деятельности - сложный. Дать их четкую классификацию очень трудно, но очевидно содержание работы, необходимость творческого подхода к выбору методов и приемов в деятельности учреждений культуры, которыми накоплен большой опыт использования различных средств, форм и методов в зависимости от обстановки и решаемых задач. Специалистам социально - культурной сферы владеть ими, уметь их творчески применять. Профессиональное мастерство специалиста учреждения культуры состоит в том, что бы из всего многообразия средств, форм и методов выбрать, те которые в каждом конкретном случае дадут возможность наилучшим образом решить стоящие задачи. В одном случае это будет тематический вечер, в другом - лекция, в третьем - концерт художественной самодеятельности и т.д. Нужны поиски новых, более эффективных сочетаний содержания, форм, методов и средств с целью вызвать у людей интерес, привлечь их в учреждение культуры. Список используемой литературы
  1. Гагин В.П. Выразительные средства клубной работы. Гагин В.П.: «Эксмо», 2005 г.
  1. Гагин В.П. Интересно ли в вашем клубе. Гагин В.П.: «Политиздат», 2000 г.
  1. Генкин Д.М. Организация и методика художественно - массовой работы Генкин Д.М.: «Просвещение», 2006 г.
  1. Гончаров И.П. Социально культурная - деятельность, учреждений культуры, клубного типа Гончаров И.П.: бизнес центр «Каретный двор», 2004 г.
  1. Жарков А.Д. Культурно - досуговая деятельность. Жарков А.Д. Чижиков В.И.: под научной редакцией академии РАЕН, 2002 г.
  1. Жарков А.Д. Культурно - досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований. Жарков А.Д. Жаркова Л.С.: научное пособие «Феникс», 2002 г.
  1. Жарков А.Д. Организация культурно - просветительной работы\ Жарков А.Д.: «Просвещеие», 2003 г.
  1. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды\ Конович А.А.: «Москва», 2006 г.
  1. Красильников Ю.Д. Основы СКД/ Красильников Ю.Д. Киселёв Т.Г.: «Юрайт», 2006 г.
  1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка\ Ожегов С.И Шведова Н.Ю.: «Москва», 2003 г.
  1. Стрельцов Ю.А. Методика воспитательной работы в клубе. Стрельцов Ю.А.: «Эксмо», 2004 г.
  1. Тригодин В.Е. Педагогика воспитательной работы в клубе. Тригодин В.Е.: «Дрофа», 2002 г.
  1. Тригодин В.Е. Клуб и свободное время\ Тригодин В.Е.: «Аст», 2003 г.
  1. Чижиков В.М. Методическое обеспечение культурно - досуговой деятельности\ Чижиков В.М.: МГИК, 2009 г.
  1. http://ru.wikipedia.org
  1. http://biblios.newgoo.net/t5404 - topic
  1. http://revolution./culture/00213325_0.html
  1. http://www.uspu.ru/specialnosti/107 - institut - psihologii/467 - socialnokulturnaja - dejatelnost



Культурно досуговые учреждения сегодня имеют неопределенный правовой статус, что затрудняет не только их непосредственную деятельность, но и контрольные мероприятия, а также сбор статистических данных об их работе.

Культурно досуговые учреждения: правовой статус

Культурно-досуговая деятельность не относится к федеральным полномочиям, это целиком и полностью прерогатива региональных и муниципальных властей.

И если музеи и библиотеки действуют не только в рамках закона о культуре, но и в рамках «отраслевых» федеральных законодательных актов - о музейном деле, о библиотечно-информационном обслуживании, то культурно-досуговая деятельность не имеет столь четкого регламента и ее регулирование на федеральном уровне ограничивается документами, которые носят рекомендательный характер.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: ,

В связи с этим сбор и анализ информации по домам и дворцам культуры в масштабах страны затруднен и, как результат, отсутствуют централизованные статистические данные.

Например, в Москве, по итогам 2014 года действовало 84 культурных центра, относящихся к ведению департамента культуры, за год их посетило около 2 млн человек. Цифра эта очень невелика, особенно если сравнивать с крупными культурными площадками - музеями, театрами.

Но, к сожалению, методики подсчета весьма несовершенны, учитывая, что вход в Дом культуры всегда свободный и бесплатный (платным могут быть только мероприятия и участие в кружках, тогда как вход в музеи и театры всегда осуществляется по билетам).

На этом фоне некоторые ведомственные ДК становились центрами неформальной, неофициальной культурной жизни. Так, например, один из лучших концертов Владимира Высоцкого состоялся в ДК «Коммуна», ареной для выступлений советских рок-музыкантов был московский ДК «Энергетик», а при Доме культуры им. Горбунова появилась первая в стране рок-лаборатория.

В 1990-е гг.

Сокращение бюджетного финансирования коснулось всей отрасли культуры, но только в культурно-досуговой сфере имел место полный отказ от финансирования: перевод на полную самоокупаемость, массовое закрытие учреждений (продажа и переоборудование под другие виды деятельности, прежде всего торговлю), передача муниципальным и региональным властям (которые не всегда могли содержать учреждения на должном уровне).

В отличие от традиционных культурных институций - музеев, театров, библиотек, функционально привязанных к наследию, дома культуры в условиях перемен остались без внятного заказа как со стороны власти, так и со стороны населения, а экономические потрясения еще более усугубили это положение.

Сомнительного качества шоу, случайные арендаторы, устаревшие клубные формирования, религиозные мероприятия (от баптистов до буддистов), дискотеки невысокого уровня и тому подобная, зачастую совершенно несистемная и случайная деятельность, подрывали популярность и авторитет ДК как учреждений, призванных продвигать в массы лучшие культурные образцы. Одновременно ветшали и захламлялись помещения.

К концу ХХ в.

В этом бурном море выявилось как минимум два направления работы, которые большинству действующих дворцов и домов культуры удалось сохранить, - это кружки и студии (преимущественно детские) и , особенно для старшей возрастной категории. В условиях дефицита общественных, некоммерческих пространств и какого-либо досуга, особенно для социально незащищенных категорий населения, эти направления деятельности неизменно оставались востребованными.

Каким должно быть клубное учреждение сегодня

Главная особенность этой отрасли - разнообразие функций - от кружков до концертных программ. Фактически дома культуры балансируют между концертной площадкой и центром дополнительного образования, между просветительским и развлекательным учреждением, между досугом и образованием, между отдыхом и творческой работой.

Между тем на фоне изменений, происходящих с учреждениями другого типа - музеями, театрами, библиотеками, которые стремятся разнообразить предоставляемые услуги и заниматься и образовательными, и развлекательными программами, открывать кафе, сувенирные и книжные магазины и т. д., так называемые клубные учреждения находятся в выигрышном положении.

Они не связаны обязательными рамками сохранения коллекций или постановки спектаклей, не отягощены академическими традициями и не ограничены в форматах деятельности, как это происходит с традиционными культурными институциями.

Современные независимые культурно досуговые учреждения площадки, которые появились в крупных городах (Центр современного искусства Винзавод, Центр дизайна Art Play, дизайн-завод «Флакон» в Москве, Лофт-проект «Этажи», креативное пространство «Ткачи» в Санкт-Петербурге и другие) также отличает междисциплинарность, открытость к самым разным форматам деятельности, активное сотрудничество с творческими бизнесами.

Примите к сведению

«В этом году в Москве открылось еще три культурных центра, модернизированных в соответствии с отработанными в Культурном центре ЗИЛ принципами и подходами. Это КЦ „Дружба“ (район Бирюлево Западное), КЦ „Северное Чертаново“ и КЦ „Онежский“ (Головинский район). Несмотря на то что эти объекты сильно отличаются от ЗИЛа (и по размерам, и по местоположению), новая организация работы показала свою эффективность.

Так, например, с момента открытия обновленной площадки ДК „Дружба“ посещаемость выросла практически вдвое. Особой популярностью пользуются кружки научно-технического творчества для организации которых Политехнический музей помог обучить преподавателей».

Можно утверждать, что новая форма институциональной деятельности - многофункциональный культурный центр - является наиболее передовой в глобальном масштабе. Есть еще одно важное для развития домов культуры обстоятельство. Если музеи и театры работают преимущественно в крупных и средних городах, то сеть клубных учреждений по-прежнему сохраняется повсеместно в малых городах, сельских поселениях.

Фактически дома культуры были и остаются единственными досугообразующими предприятиями во множестве населенных пунктов, сохраняя значимый потенциал для трансляции культурных ценностей. Сегодня дома культуры имеют реальную перспективу стать многофункциональными культурными центрами - центрами притяжения жителей.

Необходимо более тщательно прорабатывать стандарты их деятельности - каждому жителю должно быть понятно, что именно происходит и будет происходить в домах культуры. Дома культуры - это очень разные учреждения. Среди них есть внушительные комплексы, располагающие тысячами квадратных метров, большими театрально-концертными залами и развитой инфраструктурой.

Есть и совсем небольшие, расположенные на первых этажах жилых домов, всего на нескольких десятках метров площади, с очень ограниченными возможностями для разворачивания новых программ и проектов.

Это очень разный масштаб и очень разные условия работы, но тем не менее и в этих случаях могут быть выявлены общие подходы к оказанию услуг. Попробуем далее остановиться на основных подходах к развитию домов и дворцов культуры, которые актуальны практически для всех учреждений.


Культурный центр начинается с зоны приема гостей

Одна из ключевых задач любого культурного центра - не только привлечь, но и удержать посетителя. Дома культуры как междисциплинарные площадки предлагают различные мероприятия и занятия практически для всех возрастов. Следовательно, необходимо сделать так, чтобы человек не просто пришел, но и остался в стенах культурного центра как можно дольше, поучаствовал в разных мероприятиях и затем вернулся вновь.

Человеку, который зашел в дом культуры (особенно если это происходит впервые), бывает сложно сориентироваться в том, какие услуги ему могут быть предложены. Объявления хаотичны и разнонаправлены, а вопросы задать очень часто некому. Взрослые, пришедшие узнать что-то о досуге для детей, остаются в стороне от других интересных «взрослых» событий, подростки и молодые люди стесняются настойчиво искать дополнительную информацию, а ценовая политика учреждения зачастую остается непрозрачной для большинства посетителей.

Первым решением этой проблемы является организация зоны для приема гостей. Важно организовать комфортное пребывание всех групп посетителей, всех возрастов, вне зависимости от целей и продолжительности посещения.

Как организовать зону для гостей

Дежурный администратор. Установите стол и дежурства сотрудников для ответа на вопросы в течение всего времени работы центра. Дружелюбная зона приема гостей, где администраторы могут ответить на любые вопросы, выдать интересующие буклеты и снабдить иной полезной информацией, решает проблему «первого посещения», обеспечивает эффективную связь между посетителями, руководителями кружков и организаторами мероприятий, которые не всегда на месте.

Разумеется, администраторы обязаны не только знать стоимость тех или иных занятий, но и четко предоставлять информацию о платных и бесплатных услугах, количестве бесплатных мест в кружках.

Касса. Идеально, если в зоне приема гостей будет расположена касса, работающая в те же часы, что и учреждение. Многие занятые люди просто не хотят бежать к руководителю кружка за квитанцией, а затем идти оплачивать ее в Сбербанк.

Также важна возможность оплаты услуг пластиковыми картами, поскольку сегодня эта услуга стала привычной и само собой разумеющейся, особенно для горожан. Несоответствие стандартов обслуживания современному уровню может отпугнуть значительную часть аудитории, особенно молодой и платежеспособной.

Навигация. Несмотря на присутствие администраторов, даже в не очень больших помещениях необходима навигация. Указатели, схема здания, таблички на кабинетах и залах для занятий должны быть выполнены в едином стиле, и желательно, чтобы стиль информационных сообщений совпадал с фирменным стилем учреждения (логотип, буклет, сайт).

Это формирует единую эстетику пространства дома культуры, которая часто лишена целостности, а во многих случаях стихийные объявления, запрещающие таблички и прошлогодние расписания создают впечатление неопрятности и хаоса.

Место для отдыха и ожидания. Дети занимаются танцами, за закрытыми дверями звучит музыка, а у входа столпились ожидающие своих детей родители, бабушки и дедушки. Некоторые родители пришли с колясками, в которых спят младшие дети, поскольку их не с кем было оставить дома.

В крупных ДК - wi-fi, комфортные зоны для отдыха и работы - стулья, банкетки, диваны и обязательно столы. Столы дают возможность детям порисовать сидя за ними, а некоторым родителям - налить ребенку чай или бульон из термоса, дать бутерброд, перекусить в комфортной обстановке.

Дополнительные услуги. Буккроссинг, настольные игры формируют полноценные зоны отдыха. Сюда можно прийти в холодное время года просто поболтать, поиграть в настольные игры, выпить кофе (например, из кофейного автомата, если нет возможности организовать кафе), поработать на компьютере.

Здесь не бывает мелочей, важны все детали: наличие пеленальных столиков в туалетах, специальных подставок для малышей, чтобы они могли самостоятельно помыть руки в умывальнике, мыло, туалетная бумага, хорошо работающая сушка для рук и т. д.

Мы не должны забывать, что подобные услуги входят в наш быт повсеместно - на вокзалах, в аэропортах, торговых центрах, школах, на рабочих местах, - всюду мы видим эти важные мелочи, которые делают нашу жизнь более комфортной. Их отсутствие, которое раньше посетители просто не замечали, сегодня вызывает недоумение и портит имидж площадки зачастую гораздо сильнее, чем неинтересное мероприятие.

Опыт успешных культурных центров показал, что, как только в них появились комфортные зоны для посетителей, детей на занятия чаще стали приводить родители, а не бабушки и дедушки.

Таким образом, организация комфортной зоны пребывания посетителей решает и важную социальную задачу - позволяет занятым родителям проводить больше времени со своими детьми.

Перечень основных видов КДУ и их основных функций

Тип Основные функции
Дом (Дворец) культуры Обеспечение досуга населения. Обеспечение условий для развития народного творчества и самодеятельного искусства. Выставочная деятельность. Обеспечение условий для реализациисоциально-культурных инициатив населения. Содействие гражданскому воспитанию
Дворец молодежи Обеспечение досуга населения (молодежи). Обеспечение условий для массового отдыха. Обеспечение условий для развития народного творчества и самодеятельного искусства. Выставочная деятельность. Обеспечение условий для реализации социально-культурных инициатив населения (молодежи). Содействие гражданскому воспитанию
Культурно-спортивный комплекс Обеспечение досуга населения. Обеспечение условий для массового отдыха населения. Обеспечение условий для самодеятельного творчества. Предоставление спортивно-оздоровительных услуг. Выставочная деятельность. Обеспечение условий для реализации культурно-оздоровительных и спортивных инициатив населения
Культурный центр;социально-культурный центр Обеспечение досуга населения. Обеспечение условий для развития народного творчества и любительского искусства. Обеспечение информационных и методических услуг. Сохранение нематериального культурного наследия; выставочная деятельность. Обеспечение условий для оказаниясоциально-культурных услуг и поддержки
Национально (этно)-культурный центр Обеспечение сохранения и развития национальных культурных традиций. Обеспечение досуга населения. Обеспечение условий для социально-культурных инициатив населения. Выставочная деятельность. Обеспечение развития художественного и декоративно-прикладного творчества
Дом (Центр) ремесел Сохранение материального и нематериального культурного наследия. Развитие ремесленнических традиций. Обеспечение досуга населения. Создание и распространение ремесленнических изделий. Выставочная деятельность. Создание и распространение методик ремесленнического мастерства
Дом фольклора Сохранение нематериального культурного наследия, выставочная деятельность. Обеспечение досуга населения. Исследование местных фольклорных традиций
Дом народного творчества Сохранение нематериального культурного наследия во всем многообразии жанров и этнических особенностей. Создание методик интеграции традиционных творческих навыков в современный творческий процесс, выставочная деятельность. Обеспечение досуга населения. Информатизация и методическое обеспечение творческих процессов. Организация и проведение народных праздников, фестивалей народного творчества и любительского искусства
Передвижные культурные центры Внестационарное обеспечение досуга населения. Организация выездных информационных, выставочных, праздничных мероприятий. Оказание социально-культурных услуг
Информационно-методические центры Обеспечение информационных и методических услуг. Выставочная деятельность. Информатизация творческих процессов


Новые программы и творческая энергия горожан

Крупные ДК должны стать центрами творческих инициатив - для оживления своей деятельности они могут предоставлять на конкурсной основе площадку для реализации проектов всем желающим.

Одним из направлений кружковой работы, которое когда-то присутствовало во многих домах культуры, а впоследствии было незаслуженно забыто, является научно-техническое творчество. Это направление ценно еще и тем, что предлагает услуги для подростковой и мальчиковой аудитории, которая далеко не всегда интересуется танцами, пением и изобразительным искусством.

Старшее поколение было и остается одной из наиболее многочисленных и постоянных аудиторий домов культуры. Как правило, для людей старшего возраста работают хоровые и фольклорные студии, организуются бесплатные мероприятия. Это чрезвычайно заинтересованная и благодарная аудитория, которая во всем мире и в нашей стране стремительно увеличивается, однако предлагаемые ей формы досуга остаются ограниченными.

В какие новые инициативы могло бы включиться старшее поколение? Востребованным направлением является организация курсов по обучению компьютерной грамотности. Эту работу уже ведут многие библиотеки, но и дома культуры не должны оставаться в стороне. Культурно досуговые учреждения, связанные с локальной историей, вызывают наибольший интерес. Это документальные спектакли, построенные на воспоминаниях старшего поколения, выставки, представляющие материалы из архивов, встречи и беседы, где старшее поколение встречается с детьми и молодежью. Важно, чтобы все эти программы были продуманы и тщательно подготовлены.

Когда мы говорим о программах для старшего поколения, это не означает, что все программы должны быть консервативны и традиционны.

Пример

Культурный центр ЗИЛ второй год подряд реализует проект «Модный подиум зрелой красоты» (одежда для моделей 50+). Это показ мод, который делается профессиональными дизайнерами и в котором участвуют только непрофессиональные модели – обычные люди старше 50 лет. Эта программа неизменно привлекает большое внимание СМИ и пользуется растущей популярностью.

Каким будет ДК завтра?

Домам и дворцам культуры, которые готовы превратиться в современные культурные центры, приходится решать много проблем. Необходимы стандарты, лучшие образцы, нормативные документы, ориентиры для будущего развития, чтобы консолидировать профессиональное сообщество работников культурно-досуговой отрасли.

Сегодня, когда главным ресурсом развития городов и территорий становятся уже не фабрики и заводы, а творческий, человеческий капитал, именно дома культуры призваны давать возможность людям раскрыть свои способности, свои таланты - вне зависимости от возраста или рода занятий. Современное глобальное сетевое общество делает не столь актуальным донесение до людей определенной суммы информации и знаний, но зато ставит во главу угла развитие творческого начала в человеке. И именно культурные центры, с их широкими междисциплинарными возможностями, способны комплексно и системно решать задачи городского и территориального развития.

Статья из журнала "Справочник руководителя учреждения культуры", 2015

Материал проверен экспертами Актион Культура

В действительности каждый, кто живёт в России, на практике ощущает трудности, которые переживает сфера культуры. Статистика неумолимо отмечает рост цен на билеты в музеи, театры и кинотеатры. Многим россиянам приходится выбирать, на что потратить деньги: на удовлетворение материальных или духовных запросов.

Выход из непростой ситуации некоторым учёным и общественным деятелям видится в разумном сочетании интересов государства и культурного сообщества.

ДОКУМЕНТ

Фрагмент из Декларации прав культуры:

«Ответственность за сохранность культурных ценностей и культуры, как таковой, лежит на государстве. Государство, в частности, отвечает за самовозобновляемость культуры в стране, за образование, за свободу творчества при полном невмешательстве государства в творческую жизнь.

Культура во всех её формах имеет право на финансовую поддержку со стороны государства: поддержку образования и охрану культурных ценностей, в первую очередь, и культуры всех этносов, проживающих на территории государства.

На государственных организациях (воспитательных, образовательных, информирующих и пр.) лежит обязанность воспитывать уважение к культуре в целом, к культурным памятникам, культурной деятельности, интеллигенции, отдельным языкам малых и крупных этносов; не ущемлять права пользования любым языком на своей территории, учитывая, что язык является главной культурной ценностью любого народа...

Самоокупаемость культуры (или отдельной её части) может быть декретирована в тех случаях, когда она не ведёт к снижению качества культуры».

Возможно, преодоление сложностей культурного развития в условиях рынка заключается во взаимодействии государства, общественных организаций, частных лиц.

В последние годы всё шире распространяется деятельность меценатов. Культурные фонды, в которые вносят свой вклад фирмы, предприниматели, общественные деятели, не только способствуют поддержанию и возрождению памятников культуры, но и финансируют различные культурные акции: музыкальные и театральные фестивали, творческие конкурсы, гранты для наиболее талантливых исполнителей и учёных, выставки и др.

Культура России является многонациональной. В этом проявляется её уникальность. В культурной жизни страны находит место многообразие традиций, обычаев, религиозных верований, моральных норм, эстетических вкусов и т. п. Сохранение этого культурного сотрудничества - задача всех поколений россиян. Именно в сфере духовной культуры необходимы терпимость, уважение к культуре всех народов, забота о сохранении исторической памяти.

ПРОВЕРИМ СЕБЯ

1. Что включает в себя понятие культуры как достижения человека в преобразовании мира? 2. Что представляет собой духовная сфера? 3. Как связаны культура общества и культура отдельного человека? 4. Какие особенности характеризуют духовную жизнь современной России?

В КЛАССЕ И ДОМА

1. Как ты понимаешь главную мысль отрывка из стихотворения Н. Заболоцкого:

    Два мира есть у человека:
    Один, который нас творил,
    Другой, который мы от века
    Творим по мере наших сил.

Уточни свои представления о том, какой мир мы «творим по мере наших сил» и от чего зависит, каков этот мир.

2. Сделай выводы из следующих данных: 2005 год для российского кинематографа ознаменован тем, что впервые за его современную историю в пятёрку лидеров кинопроката попали сразу четыре российских фильма. Увеличилось и общее количество отечественных кассовых фильмов, о чём свидетельствуют значительные по сравнению с предыдущими годами тиражи фильмокопий.

3. Плановая проверка сохранности коллекций Эрмитажа выявила пропажу более 200 шедевров. О каких проблемах в духовной сфере свидетельствует эта ситуация? Аргументируй свои выводы.

4*. Обратитесь к материалам сайта Министерства культуры РФ (www.mkrf.ru) и на их основе подготовьте сообщение по теме «Развитие библиотек федерального ведения за последние 3 года».

5. Познакомьтесь с работой учреждений культуры, расположенных в вашем населённом пункте, выполните проектную работу по теме «Учреждения культуры - моим землякам ».

ГОВОРЯТ МУДРЫЕ

«Если культуры нет у людей в сердцах, то нигде больше её быть не может».

Ж. Дюамелъ (1888-1966),
французский писатель, врач

Записки путешественников, летописи, воспомина-ния участников войны и многие другие свидетельства прошлого содержатся в книгах. Книги бывают рукопис-ными и печатными. Они представляют для историка большую ценность . Нет такого исследователя прошло-го, который не обращался бы в библиотеку. В переводе с греческого «библион» — книга, «тека» — хранилище, то есть это слово означает «книгохранилище».

Изучение источников помогает историкам увидеть, как жили люди в прошлом. Для этого сначала надо со-брать исторические материалы, а затем тщательно проверить их достоверность.

Картинки (фото, рисунки)

  • Хранение документов в архиве
  • Государственный исторический музей. Россия, г. Москва
  • Дом-музей А.П. Чехова. Россия, г. Таганрог
  • Художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Петергоф». Россия, близ г. Санкт-Петербурга
  • Национальный музей. Чехия, г. Прага
  • Художественно-исторический музей. Австрия, г. Вена
  • Галерея Уффици. Италия, г. Флоренция
  • Национальная галерея. Великобритания, г. Лондон
  • Дворик Британского музея, г. Лондон
  • Лувр. Франция, г. Париж
  • В зале Лувра
  • Музей под открытым небом. Италия, г. Рим
  • Экспонаты Капитолийского музея. Италия, г. Рим
  • Каирский музей. Египет
  • В зале Каирского музея
  • Летний императорский дворец. Китай, г. Шанхай
  • Экспонаты музея Шикумэнь. Китай, г. Шанхай
  • Национальный музей антропологии. Модель древнего города Теночтитлана, находившегося на месте современного города Мехико. Мексика, г. Мехико
  • Экспонаты национального музея антропологии. Мексика, г. Мехико
  • Национальный музей Республики Тыва. Россия, г. Кызыл
  • Экспонаты Мемориального музея космонавтики. Россия, г. Москва

  • В залах Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Россия, г. Москва
  • Музей истории железнодорожной техники Московской железной дороги. Россия, г. Москва
  • Государственный музей оружия. Россия, г. Тула
  • В зале Государственного музея оружия
  • Арабский ботанический атлас. XV в. Библиотека Принстонского университета. США
  • Библиотека Британского музея, г. Лондон
  • Страница рукописной книги. XV в. Британская библиотека
  • Служебник. XV в. Британская библиотека
  • Библиотека Хосе Васконселоса. Мексика, г. Мехико
  • Библиотека Страхова монастыря. Чехия, г. Прага
  • Национальная библиотека Франции, г. Париж
  • Библиотека Конгресса США, г. Вашингтон
Рассказать друзьям