В. А. Жуковский — первый поэт-романтик в русской литературе. Литературные направления и методы Кто является автором русского романтизма

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
2) Сентиментализм
Сентиментализм – литературное направление, которое признавало чувство основным критерием человеческой личности. Сентиментализм зародился в Европе и России примерно одновременно, во второй половине 18 в., как противовес господствовавшей в то время жесткой классической теории.
Сентиментализм был тесно связан с идеями Просвещения. Он отводил первостепенное место проявлениям душевных качеств человека, психологическому анализу, стремился пробудить в сердцах читателей понимание природы человека и любовь к ней вместе с гуманным отношением ко всем слабым, страдающим и гонимым. Чувства и переживания человека достойны внимания независимо от его сословной принадлежности – идея всеобщего равенства людей.
Основные жанры сентиментализма:
повесть
элегия
роман
письма
путешествия
мемуары

Родиной сентиментализма можно считать Англию. Поэты Дж. Томсон, Т. Грей, Э. Юнг старались пробудить в читателях любовь к окружающей природе, рисуя в своих произведениях простые и мирные сельские ландшафты, сочувствие к нуждам бедных людей. Ярким представителем английского сентиментализма был С. Ричардсон. На первое место он выдвинул психологический анализ и привлек внимание читателей к судьбам своих героев. Писатель Лоуренс Стерн проповедовал гуманизм как высшую ценность человека.
Во французской литературе сентиментализм представлен романами аббата Прево, П. К. де Шамблен де Мариво, Ж.-Ж. Руссо, А. Б. де Сен-Пьер.
В немецкой литературе – произведениями Ф. Г. Клопштока, Ф. М. Клингера, И. В. Гете, И. Ф. Шиллера, С. Ларош.
В русскую литературу сентиментализм пришел с переводами произведений западноевропейских сентименталистов. Первыми сентиментальными произведениями русской литературы можно назвать «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева, «Письма русского путешественника» и «Бедную Лизу» Н.И. Карамзина.

3)Романтизм
Романтизм зародился в Европе в конце 18 – начале 19 вв. как противовес господствовавшему ранее классицизму с его прагматизмом и следованием установленным законам. Романтизм, в противоположность классицизму, пропагандировал отступление от правил. Предпосылки романтизма кроются в Великой Французской революции 1789-1794 гг., свергнувшей власть буржуазии, а вместе с ней – буржуазные законы и идеалы.
Романтизм, как и сентиментализм, большое внимание уделял личности человека, его чувствам и переживаниям. Главный конфликт романтизма заключался в противостоянии личности и общества. На фоне научно-технического прогресса, усложняющегося социального и политического устройства шло духовное опустошение личности. Романтики стремились привлечь внимание читателей к этому обстоятельству, вызвать в обществе протест против бездуховности и эгоизма.
Романтики разочаровались в окружающем мире, и это разочарование четко прослеживается в их произведениях. Некоторые из них, такие как Ф. Р. Шатобриан и В. А. Жуковский, считали, что человек не может противостоять загадочным силам, должен подчиниться им и не пытаться изменить свою судьбу. Другие романтики, такие как Дж. Байрон, П. Б. Шелли, Ш. Петефи, А. Мицкевич, ранний А. С. Пушкин, считали, что необходимо бороться с так называемым «мировым злом», и противопоставляли ему силу человеческого духа.
Внутренний мир романтического героя был полон переживаний и страстей, на протяжении всего произведения автор заставлял его бороться с окружающим миром, долгом и совестью. Романтики изображали чувства в крайних их проявлениях: высокую и страстную любовь, жестокое предательство, презренную зависть, низменное честолюбие. Но романтиков интересовал не только внутренний мир человека, но и тайны бытия, сущность всего живого, может быть, поэтому в их произведениях так много мистического и загадочного.
В немецкой литературе романтизм наиболее ярко выразился в произведениях Новалиса, В. Тика, Ф. Гёльдерлина, Г. Клейста, Э. Т. А. Гофмана. Английский романтизм представлен творчеством У. Вордсворта, С. Т. Колриджа, Р. Саути, В. Скотта, Дж. Китса, Дж. Г. Байрона, П. Б. Шелли. Во Франции романтизм появился только к началу 1820-х гг. Основными представителями были Ф. Р. Шатобриан, Ж. Сталь, Э. П. Сенанкура, П. Мериме, В. Гюго, Ж. Санд, А. Виньи, А. Дюма (отец).
На развитие русского романтизма большое влияние оказала Великая Французская революция и Отечественная война 1812 г. Романтизм в России принято делить на два периода – до и после восстания декабристов в 1825 г. Представители первого периода (В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин периода южной ссылки), верили в победу духовной свободы над обыденной жизнью, но после разгрома декабристов, расстрелов и ссылок романтический герой превращается в отверженного и непонятого обществом человека, а конфликт личности и общества становится неразрешимым. Яркими представителями второго периода были М. Ю. Лермонтов, Е. А. Баратынский, Д. В. Веневитинов, А. С. Хомяков, Ф. И. Тютчев.
Основные жанры романтизма:
Элегия
Идиллия
Баллада
Новелла
Роман
Фантастическая повесть

Эстетические и теоретические каноны романтизма
Идея двоемирия – это борьба между объективной реальностью и субъективным мироощущением. В реализме эта концепция отсутствует. Идея двоемирия имеет две модификации:
уход в мир фантазии;
концепция путешествия, дороги.

Концепция героя:
романтический герой всегда исключительная личность;
герой всегда в конфликте с окружающей действительностью;
неудовлетворенность героя, которая проявляется в лирической тональности;
эстетическая целеустремленность к недостижимому идеалу.

Психологический параллелизм – тождество внутреннего состояния героя окружающей природе.
Речевой стиль романтического произведения:
предельная экспрессия;
принцип контраста на уровне композиции;
изобилие символов.

Эстетические категории романтизма:
неприятие буржуазной действительности, ее идеологии и прагматизма; романтики отрицали систему ценностей, которая была основана на стабильности, иерархичности, строгой системе ценностей (дом, уют, христианская мораль);
культивирование индивидуальности и художественного мировосприятия; отвергаемая романтизмом действительность подчинялась субъективным мирам, основанным на творческой фантазии художника.


4)Реализм
Реализм – литературное направление, которое объективно отражает окружающую действительность доступными ему художественными средствами. Основным приемом реализма является типизация фактов действительности, образов и характеров. Писатели-реалисты ставят своих героев в определенные условия и показывают, каким образом эти условия повлияли на личность.
В то время как писателей-романтиков волновало несоответствие окружающего мира их внутреннему мироощущению, то писателя-реалиста интересует, как окружающий мир влияет на личность. Поступки героев реалистических произведений обусловлены жизненными обстоятельствами, другими словами, если бы человек жил в другое время, в другом месте, в другой социально-культурной среде, то и он сам был бы другим.
Основы реализма заложил еще Аристотель в 4 в. до н. э. Вместо понятия «реализм» он использовал близкое ему по смыслу понятие «подражание». Затем реализм возродился в эпоху Возрождения и эпоху Просвещения. В 40-х гг. 19 в. в Европе, России и Америке реализм пришел на смену романтизму.
В зависимости от содержательных мотивов, воссозданных в произведении, различают:
критический (социальный) реализм;
реализм характеров;
психологический реализм;
гротескный реализм.

Критический реализм основное внимание уделял реальным обстоятельствам, которые оказывают влияние на человека. Примерами критического реализма являются произведения Стендаля, О. Бальзака, Ч. Диккенса, У. Теккерея, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова.
Характерный реализм, напротив, показывал сильную личность, которая может бороться с обстоятельствами. Психологический реализм большее внимание уделял внутреннему миру, психологии героев. Основными представителями этих разновидностей реализма являются Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой.

В гротескном реализме допускаются отступления от реальности, в некоторых произведениях отступления граничат с фантастикой, при этом чем больше гротеск, тем сильнее автор критикует действительность. Гротескный реализм развит в творчестве Аристофана, Ф. Рабле, Дж. Свифта, Э. Гофмана, в сатирических повестях Н. В. Гоголя, произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина, М. А. Булгакова.

5) Модернизм

Модернизм – совокупность художественных направлений, пропагандировавших свободу самовыражения. Модернизм зародился в Западной Европе во второй половине 19 в. как новая форма творчества, противопоставленная традиционному искусству. Модернизм проявился во всех видах искусства – живописи, архитектуре, литературе.
Главной отличительной чертой модернизма является его способность менять окружающий мир. Автор не стремится реалистично или иносказательно изобразить действительность, как это было в реализме, или внутренний мир героя, как это было в сентиментализме и романтизме, а изображает собственный внутренний мир и собственное отношение к окружающей действительности, выражает личные впечатления и даже фантазии.
Особенности модернизма:
отрицание классического художественного наследия;
декламируемое расхождение с теорией и практикой реализма;
ориентация на человека индивидуального, а не социального;
повышенное внимание к духовной, а не социальной сфере жизни человека;
ориентация на форму в ущерб содержанию.
Крупнейшими течениями модернизма были импрессионизм, символизм и модерн. Импрессионизм стремился запечатлеть мгновение в том виде, каким его увидел или почувствовал автор. В этом авторском восприятии может сплетаться прошлое, настоящее и будущее, важно впечатление, которое какой-либо предмет или явление оказало на автора, а не сам этот предмет.
Символисты пытались найти во всем происходящем тайный смысл, наделяли привычные образы и слова мистическим значением. Стиль модерн пропагандировал отказ от правильных геометрических форм и прямых линий в пользу плавных и изогнутых линий. Особенно ярко модерн проявился в архитектуре и прикладном искусстве.
В 80-х гг. 19 в. зародилось новое течение модернизма – декаданс. В искусстве декаданса человек поставлен в невыносимые обстоятельства, он надломлен, обречен, потерял вкус к жизни.
Основные черты декаданса:
цинизм (нигилистическое отношение к общечеловеческим ценностям);
эротизм;
тонатос (по З. Фрейду – стремление к смерти, упадок, разложение личности).

В литературе модернизм представлен следующими течениями:
акмеизм;
символизм;
футуризм;
имажинизм.

Наиболее яркими представителями модернизма в литературе являются французские поэты Ш. Бодлер, П. Верлен, русские поэты Н. Гумилев, А. А. Блок, В. В. Маяковский, А. Ахматова, И. Северянин, английский писатель О. Уайльд, американский писатель Э. По, скандинавский драматург Г. Ибсен.

6) Натурализм

Натурализм – название течения в европейской литературе и искусстве, возникшего в 70-х гг. XIX в. и особенно широко развернувшегося в 80-90-х гг., когда натурализм стал самым влиятельным направлением. Теоретическое обоснование нового течения дал Эмиль Золя в книге "Экспериментальный роман".
Конец XIX в. (в особенности 80-е гг.) знаменует собой расцвет и укрепление промышленного капитала, перерастающего в финансовый. Этому соответствует, с одной стороны, высокий уровень техники и усиление эксплуатации, с другой – рост самосознания и классовой борьбы пролетариата. Буржуазия превращается в класс реакционный, борющийся с новой революционной силой – пролетариатом. Мелкая буржуазия колеблется между этими основными классами, и эти колебания отражаются на позициях мелкобуржуазных писателей, примкнувших к натурализму.
Основные требования, предъявленные натуралистами к литературе: научность, объективность, аполитичность во имя "общечеловеческой правды". Литература должна стоять на уровне современной науки, должна быть проникнута научностью. Понятно, натуралисты кладут в основу своих произведений только ту науку, которая не отрицает существующего общественного строя. Основой своей теории натуралисты делают механистический естественно-научный материализм типа Э. Геккеля, Г. Спенсера и Ч. Ломброзо, приспособляя к интересам господствующего класса учение о наследственности (наследственность объявляется причиной социального расслоения, дающего преимущества одним перед другими), философию позитивизма Огюста Конта и мелкобуржуазных утопистов (Сен-Симон).
Посредством объективного и научного показа недостатков современной действительности французские натуралисты надеются воздействовать на умы людей и тем самым вызвать проведение ряда реформ, чтобы спасти существующий строй от надвигающейся революции.
Теоретик и вождь французского натурализма, Э. Золя причислял к натуральной школе Г. Флобера, братьев Гонкур, А. Додэ и ряд других менее известных писателей. К непосредственным предшественникам натурализма Золя относил французских реалистов: О. Бальзака и Стендаля. Но на самом деле никто из этих писателей, не исключая самого Золя, не был натуралистом в том смысле, в котором понимал это направление Золя-теоретик. К натурализму как стилю ведущего класса приобщались на время писатели весьма разнородные и по художественному методу, и по принадлежности к различным классовым группировкам. Характерно, что объединяющим моментом являлся не художественный метод, а именно реформистские тенденции натурализма.
Для последователей натурализма характерно лишь частичное признание комплекса требований, выдвинутых теоретиками натурализма. Следуя одному из принципов этого стиля, они отталкиваются от других, резко отличаясь между собой, представляя как различные общественные тенденции, так и различные художественные методы. Целый ряд последователей натурализма воспринял его реформистскую сущность, отбросив без стеснения даже такое типичное для натурализма требование, как требование объективности и точности. Так поступили немецкие "ранние натуралисты" (М. Крецер, Б. Билле, В. Бельше и другие).
Под знаком распада, сближения с импрессионизмом пошло дальнейшее развитие натурализма. Возникший в Германии несколько позже, чем во Франции, немецкий натурализм явился стилем преимущественно мелкобуржуазным. Здесь разложение патриархальной мелкой буржуазии и обострение процессов капитализации создает все новые и новые кадры интеллигенции, которые далеко не всегда находят себе применение. В их среду все больше и больше проникает разочарование в силе науки. Постепенно терпят крушение надежды на разрешение социальных противоречий в рамках капиталистического строя.
Немецкий натурализм, а также натурализм в скандинавской литературе представляют собой целиком переходную ступень от натурализма к импрессионизму. Так, известный немецкий историк Лампрехт в своей "Истории германского народа" предложил этот стиль назвать "физиологическим импрессионизмом". Этот термин в дальнейшем применяется рядом историков немецкой литературы. Действительно, от натуралистического стиля, известного во Франции, остается лишь преклонение перед физиологией. Многие немецкие писатели-натуралисты даже не пытаются скрыть свою тенденциозность. В центре ее ставится обычно какая-нибудь проблема, социальная или физиологическая, вокруг которой группируются факты, ее иллюстрирующие (алкоголизм в "Перед восходом солнца" Гауптмана, наследственность в "Привидениях" Ибсена).
Основоположниками немецкого натурализма явились А. Гольц и Ф. Шляф. Основные их принципы изложены в брошюре Гольца "Искусство", где Гольц утверждает, что "искусство имеет тенденцию снова стать природой, и оно становится ею сообразно имеющимся налицо условиям репродукции и практического применения". Отрицается также сложность фабулы. Место богатого событиями романа французов (Золя) занимает рассказ или новелла, чрезвычайно бедная фабулой. Главное место здесь отводится кропотливой передаче настроений, зрительных и слуховых ощущений. На смену роману приходят также драма и стихотворение, к которому французские натуралисты относились крайне отрицательно как к "роду развлекательного искусства". Особое внимание уделяется драме (Г. Ибсен, Г. Гауптман, А. Гольц, Ф. Шляф, Г. Зудерман), в которой также отрицается интенсивно развитое действие, даются лишь катастрофа и фиксация переживаний героев ("Нора", "Привидения", "Перед восходом солнца", "Мастер Эльце" и другие). В дальнейшем натуралистическая драма перерождается в драму импрессионистическую, символическую.
В России натурализм не получил какого-либо развития. Натуралистичными называли ранние произведения Ф. И. Панферова и М. А. Шолохова.

7) Натуральная школа

Под натуральной школой литературная критика понимает направление, зародившееся в русской литературе в 40-х гг. 19 в. Это была эпоха все более обострявшихся противоречий между крепостническим укладом и ростом капиталистических элементов. Последователи натуральной школы в своих произведениях попытались отразить противоречия и настроения того времени. Сам термин «натуральная школа» появился в критике благодаря Ф. Булгарину.
Натуральная школа в том расширенном применении термина, как он употреблялся в 40-х годах, не обозначает единого направления, но является понятием в значительной мере условным. К натуральной школе причисляли таких разнородных по их классовой основе и художественному облику писателей, как И. С. Тургенев и Ф. М. Достоевский, Д. В. Григорович и И. А. Гончаров, Н. А. Некрасов и И. И. Панаев.
Наиболее общими признаками, на основании которых писатель считался принадлежащим к натуральной школе, являлись следующие: общественно-значимая тематика, захватывавшая более широкий круг, чем даже круг социальных наблюдений (зачастую в "низких" слоях общества), критическое отношение к социальной действительности, реализм художественного выражения, боровшийся против приукрашивания действительности, эстетства, романтической риторики.
В. Г. Белинский выделял реализм натуральной школы, утверждая важнейшей особенностью "истину", а не "ложь" изображения. Натуральная школа обращается не к идеальным, выдуманным героям, но к "толпе", к "массе", к людям обыкновенным и чаще всего к людям "низкого звания". Распространенные в 40-х гг. всяческие "физиологические" очерки удовлетворяли этой потребности в отражении иной, недворянской жизни, хотя бы всего лишь в отражении внешне-бытовом, поверхностном.
Н. Г. Чернышевский особенно резко акцентирует как существеннейшую и основную черту "литературы гоголевского периода" ее критическое, "отрицательное" отношение к действительности – "литература гоголевского периода" является здесь другим именем той же натуральной школы: именно к Н. В. Гоголю – автору "Мертвых душ", "Ревизора", "Шинели" – как родоначальнику возводили натуральную школу В. Г. Белинский и ряд других критиков. Действительно, многие писатели, причисляемые к натуральной школе, испытали на себе мощное влияние различных сторон творчества Н. В. Гоголя. Кроме Гоголя, на писателей натуральной школы оказывали влияние такие представители западноевропейской мелкобуржуазной и буржуазной литературы, как Ч. Диккенс, О. Бальзак, Жорж Санд.
Одно из течений натуральной школы, представленное либеральным, капитализирующимся дворянством и примыкавшими к нему социальными прослойками, отличалось поверхностным и осторожным характером критики действительности: это или безобидная ирония по отношению к отдельным сторонам дворянской действительности или дворянски-ограниченный протест против крепостного права. Круг социальных наблюдений данной группы ограничивался барской усадьбой. Представители этого течения натуральной школы: И. С. Тургенев, Д. В. Григорович, И. И. Панаев.
Другое течение натуральной школы опиралось преимущественно на городское мещанство 40-х годов, ущемленное, с одной стороны, еще цепким крепостничеством, а с другой – растущим промышленным капитализмом. Определенная роль здесь принадлежала Ф. М. Достоевскому, автору ряда психологических романов и повестей ("Бедные люди", "Двойник" и других).
Третье течение в натуральной школе, представленное так называемыми "разночинцами", идеологами революционной крестьянской демократии, дает в своем творчестве наиболее ясное выражение тенденций, которые связывались современниками (В.Г. Белинский) с именем натуральной школы и противостояли дворянской эстетике. Полнее и резче всего эти тенденции проявили себя у Н. А. Некрасова. К этой же группе надо отнести А. И. Герцена ("Кто виноват?"), М. Е. Салтыкова-Щедрина ("Запутанное дело").

8) Конструктивизм

Конструктивизм – художественное направление, зародившееся в Западной Европе после Первой мировой войны. Истоки конструктивизма лежат в тезисе немецкого архитектора Г. Земпера, который утверждал, что эстетическая ценность всякого художественного произведения определяется соответствием трех его элементов: произведения, материала, из которого оно сделано, и технической обработки этого материала.
В этом тезисе, который впоследствии был принят функционалистами и функционалистами-конструктивистами (Л. Райт в Америке, Я. Й. П. Ауд в Голландии, В. Гропиус в Германии), выдвигается на первый план материально-техническая и материально-утилитарная сторона искусства и, по существу, выхолащивается идеологическая сторона его.
На Западе конструктивистические тенденции во время Первой мировой войны и в послевоенный период выразились в разнообразных направлениях, более или менее "ортодоксально" трактующих основной тезис конструктивизма. Так, во Франции и Голландии конструктивизм выразился в "пуризме", в "эстетике машин", в "неопластицизме" (изоискусство), эстетизирующем формализме Корбюзье (в архитектуре). В Германии – в обнаженном культе вещи (псевдоконструктивизм), однобоком рационализме школы Гропиуса (архитектура), отвлеченном формализме (в беспредметном кино).
В России группа конструктивистов появилась в 1922 г. В нее вошли А. Н. Чичерин, К. Л. Зелинский, И. Л. Сельвинский. Конструктивизм был первоначально узко формальным направлением, выдвигающим на первый план понимание литературного произведения как конструкции. В дальнейшем конструктивисты освободились от этого узко эстетического и формального уклона и выдвинули значительно более широкие обоснования своей творческой платформы.
От конструктивизма отходит А. Н. Чичерин, вокруг И. Л. Сельвинского и К. Л. Зелинского группируется ряд авторов (В. Инбер, Б. Агапов, А. Габрилович, Н. Панов), и в 1924 г. организуется литературный центр конструктивистов (ЛЦК). В своей декларации ЛЦК прежде всего исходит из заявления о необходимости для искусства максимально близкого участия в "организационном натиске рабочего класса", в строительстве социалистической культуры. Отсюда возникает установка конструктивизма на насыщение искусства (в частности, поэзии) современной тематикой.
Основную тему, всегда привлекавшую к себе внимание конструктивистов, можно обозначить так: "Интеллигенция в революции и строительстве". С особенным вниманием останавливаясь на образе интеллигента в гражданской войне (И. Л. Сельвинский, «Командарм 2») и в строительстве (И. Л. Сельвинский «Пушторг»), конструктивисты прежде всего выдвигают в болезненно-преувеличенном виде его удельный вес и значение в процессе строительства. Особенно отчетливо это выступает в "Пушторге", где исключительному специалисту Полуярову противопоставлен бездарный коммунист Кроль, мешающий ему работать и доводящий его до самоубийства. Здесь пафос техники работы как таковой заслоняет основные социальные конфликты современной действительности.
Это преувеличение роли интеллигенции находит свое теоретическое развертывание в статье основного теоретика конструктивизма Корнелия Зелинского «Конструктивизм и социализм», где он рассматривает конструктивизм как целостное мировоззрение эпохи, переходной к социализму, как конденсированное выражение в литературе переживаемого периода. При этом опять-таки основные социальные противоречия этого периода Зелинским подменяются борьбой человека и природы, пафосом голой техники, трактуемой вне социальных условий, вне классовой борьбы. Эти ошибочные положения Зелинского, вызвавшие резкий отпор со стороны марксистской критики, были далеко не случайны и с большой четкостью вскрывали ту социальную природу конструктивизма, которую легко наметить и в творческой практике всей группы.
Социальным источником, питающим конструктивизм, является, несомненно, та прослойка городской мелкой буржуазии, которую можно обозначить как техническую квалифицированную интеллигенцию. Не случайно, что в творчестве Сельвинского (являющегося наиболее крупным поэтом конструктивизма) первого периода с несомненностью обнаруживается характерный для русского буржуазного довоенного стиля образ сильной индивидуальности, мощного строителя и завоевателя жизни, индивидуалистического по самой своей сущности.
В 1930 г. ЛЦК распался, взамен него образовалась «Литературная бригада М. 1», объявляющая себя организацией переходной к РАППу (Российской ассоциации пролетарских писателей), ставящей своей задачей постепенный переход писателей-попутчиков на рельсы коммунистической идеологии, к стилю пролетарской литературы и осуждающей прежние ошибки конструктивизма, хотя и сохраняющей его творческий метод.
Однако противоречивость и зигзагообразность продвижения конструктивизма к рабочему классу дает себя знать и здесь. Об этом свидетельствует поэма Сельвинского «Декларация прав поэта». Подтверждением этого является и то, что бригада М. 1, просуществовав менее года, в декабре 1930 г. тоже распустилась, признав, что не разрешила поставленных перед собой задач.

9)Постмодернизм

Постмодернизм в переводе с немецкого языка буквально означает «то, что следует за модернизмом». Это литературное направление появилось во второй половине 20 в. Оно отражает всю сложность окружающей действительности, ее зависимость от культуры предшествующих веков и информационной насыщенности современности.
Постмодернистов не устраивало, что литература разделилась на элитарную и массовую. Постмодернизм выступал против всякого модерна в литературе и отрицал массовую культуру. Первые произведения постмодернистов появились в форме детектива, триллера, фэнтези, за которыми скрывалось серьезное содержание.
Постмодернисты считали, что высшее искусство закончилось. Чтобы двигаться дальше, нужно научиться правильно использовать низшие жанры поп-культуры: триллер, вестерн, фэнтези, фантастику, эротику. Постмодернизм находит в этих жанрах исток новой мифологии. Произведения становятся ориентированы и на элитарного читателя, и на невзыскательную публику.
Признаки постмодернизма:
использование предшествующих текстов в качестве потенциала для собственных произведений (большое количество цитат, нельзя понять произведение, если ты не знаешь литературу предшествующих эпох);
переосмысление элементов культуры прошлого;
многоуровневая организация текста;
особая организация текста (игровой элемент).
Постмодернизм ставил под сомнение существование смысла как такового. С другой стороны, смысл постмодернистских произведений определяется присущим ему пафосом – критикой массовой культуры. Постмодернизм старается стереть границу между искусством и жизнью. Всё существующее и когда-либо существовавшее – это текст. Постмодернисты говорили, что все уже было написано до них, что ничего нового придумать нельзя и им остается только играть словами, брать готовые (уже когда-то и кем-то придуманные, написанные) идеи, фразы, тексты и собирать из них произведения. В этом нет никакого смысла, потому что и самого автора в произведении нет.
Литературные произведения похожи на коллаж, составленный из несопоставимых образов и объединенный в целое единообразием техники. Такая техника получила название пастиш. Это итальянское слово переводится как опера-попурри, а в литературе оно обозначает сопоставление нескольких стилей в одном произведении. На первых этапах постмодернизма пастиш – специфическая форма пародии или самопародии, но затем – способ приспособления к действительности, способ показать иллюзорность массовой культуры.
С постмодернизмом связано понятие интертекстуальности. Этот термин ввела Ю. Кристева в 1967 г. Она считала, что историю и общество можно рассматривать как текст, тогда культура – единый интертекст, который служит авантекстом (все тексты, которые предшествуют данному) для любого вновь появляющегося текста, при этом здесь теряется индивидуальность текста, которая растворяется в цитатах. Для модернизма характерно цитатное мышление.
Интертекстуальность – присутствие в тексте двух или нескольких текстов.
Паратекст – отношение текста к заглавию, эпиграфу, послесловию, предисловию.
Метатекстуальность – это могут быть комментарии или ссылка на предтекст.
Гипертекстуальность – осмеяние или пародирование одного текста другим.
Архитекстуальность – жанровая связь текстов.
Человек в постмодернизме изображается в состоянии полной деструкции (в данном случае деструкцию можно понимать как нарушение сознания). В произведении нет развития характера, образ героя предстает в размытом виде. Этот прием называет дефокализация. Он преследует две цели:
избежать излишнего героического пафоса;
увести в тень героя: герой не выдвигается на первый план, он вообще не нужен в произведении.

Яркими представителями постмодернизма в литературе являются Дж. Фаулз, Дж. Барт, А. Роб-Грийе, Ф. Соллерс, Х. Кортасар, М. Павич, Дж. Джойс и другие.

Зародился еще в конце XVIII столетия, однако наибольшего расцвета достиг в 1830-х годах. С начала 1850-х годов период начинает идти на спад, однако нити его тянутся сквозь весь XIX век, давая основу таким направлениям, как символизм, декаданс и неоромантизм.

Возникновение романтизма

Родиной направления считается Европа, в частности Англия и Франция, откуда и пошло название данного художественного направления - «romantisme». Объясняется это тем, что романтизм 19 века возник как следствие Великой французской революции.

Революция разрушила всю существовавшую ранее иерархию, перемешала общество и социальные слои. Человек стал ощущать одиночество и начал искать утешения в азартных играх и прочих развлечениях. На фоне этого и возникла идея о том, что вся жизнь представляет собой игру, в которой есть и победители, и проигравшие. Главным героем каждого романтического произведения становится человек, играющий с роком, с судьбой.

Что такое романтизм

Романтизм - это все то, что существует только в книгах: непонятные, невероятные и фантастические явления, в то же время сопряженные с утверждением личности через ее духовную и творческую жизнь. Главным образом события разворачиваются на фоне выраженных страстей, все герои обладают ярко проявленными характерами, нередко бывают наделены бунтарским духом.

Писатели эпохи романтизма делают упор на то, что главная ценность в жизни - личность человека. Каждая личность - это отдельный мир, полный удивительной красоты. Именно оттуда черпается все вдохновение и возвышенные чувства, а также появляется склонность к идеализации.

По утверждению писателей-романистов, идеал - понятие эфемерное, но тем не менее имеющее право на существование. Идеал находится за пределами всего обыденного, поэтому главный герой, и его идеи напрямую противопоставлены житейским отношениям и материальным вещам.

Отличительные черты

Особенности романтизма как заключаются в основных идеях и конфликтах.

Главная идея практически каждого произведения - постоянное передвижение героя в физическом пространстве. Этот факт как бы отражает смятение души, его непрерывно текущие размышления и одновременно - изменения в окружающем его мире.

Как и многие художественные направления, романтизм имеет собственные конфликты. Здесь вся концепция строится на сложных взаимоотношениях главного героя с окружающим миром. Он весьма эгоцентричен и в то же время бунтует против низменных, пошлых, материальных предметов действительности, что так или иначе проявляется в поступках, мыслях и идеях персонажа. Наиболее ярко выражены в этом плане следующие литературные примеры романтизма: Чайльд-Гарольд - главный герой из «Паломничества Чайльд-Гарольда» Байрона и Печорин - из «Героя нашего времени» Лермонтова.

Если же обобщить все вышесказанное, то выходит, что основа любого подобного произведения - разрыв между реальностью и идеализированным миром, имеющий весьма острые грани.

Романтизм в европейской литературе

Европейский романтизм 19 века замечателен тем, что по своему большинству произведения его имеют фантастическую основу. Это многочисленные сказочные легенды, новеллы и повести.

Основными странами, в которых романтизм как литературное направление проявился наиболее выразительно, являются Франция, Англия и Германия.

Данное художественное явление имеет несколько этапов:

  1. 1801-1815 годы. Начало формирования романтической эстетики.
  2. 1815-1830 годы. Становление и расцвет течения, определение основных постулатов данного направления.
  3. 1830-1848 годы. Романтизм облекается в более социальные формы.

Каждая из вышеперечисленных стран внесла свой, особенный вклад в развитие означенного культурного явления. Во Франции романтические имели более политическую окраску, писатели были враждебно настроены по отношению к новой буржуазии. Это общество, по мнению французских деятелей, губило целостность личности, ее красоту и свободу духа.

В английских преданиях романтизм существовал уже достаточно давно, однако до конца XVIII века не выделялся в качестве отдельного литературного направления. Английские произведения, в отличие от французских, наполнены готикой, религией, национальным фольклором, культурой крестьянского и рабочего обществ (в том числе и духовного толка). Кроме того, английские проза и лирика наполнены путешествиями в дальние страны и исследованиями чужих земель.

В Германии романтизм как литературное направление сформировался под влиянием идеалистической философии. Основами стали индивидуальность и угнетаемые феодализмом, а также восприятие вселенной как единой живой системы. Почти каждое немецкое произведение пронизано размышлениями о бытии человека и жизни его духа.

Европа: примеры произведений

Наиболее приметными европейскими произведениями в духе романтизма считаются следующие литературные сочинения:

Трактат «Гений христианства», повести «Атала» и «Рене» Шатобриана;

Романы «Дельфина», «Коринна, или Италия» Жермены де Сталь;

Роман «Адольф» Бенжамена Констана;

Роман «Исповедь сына века» Мюссе;

Роман «Сен-Мар» Виньи;

Манифест «Предисловие» к произведению «Кромвель», роман «Собор Парижской богоматери» Гюго;

Драма «Генрих III и его двор», серия романов о мушкетерах, «Граф Монте-Кристо» и «Королева Марго» Дюма;

Романы «Индиана», «Странствующий подмастерье», «Орас», «Консуэло» Жорж Санд;

Манифест «Расин и Шекспир» Стендаля;

Поэмы «Старый моряк» и «Кристабэль» Колриджа;

- «Восточные поэмы» и «Манфред» Байрона;

Собрание сочинений Бальзака;

Роман «Айвенго» Вальтера Скотта;

Сказка «Гиацинт и Роза», роман «Генрих фон Офтердинген» Новалиса;

Сборники новелл, сказки и романы Гофмана.

Романтизм в русской литературе

Русский романтизм 19 века зародился под непосредственным влиянием западноевропейской литературы. Однако, несмотря на это, он имел свои характерные черты, которые отслеживались еще в предыдущих периодах.

Данное художественное явление в России в полной мере отражало всю неприязнь передовиков и революционеров к господствующей буржуазии, в частности, к ее образу жизни - разнузданному, безнравственному и жестокому. Русский романтизм 19 века был прямым следствием бунтарских настроений и предвкушения переломных вех в истории страны.

В литературе того времени выделяется два направления: психологическое и гражданское. Первое было основано на описании и анализе чувств и переживаний, второе же - на пропаганде борьбы с современным обществом. Общей же и главной идеей всех романистов служило то, что поэт или писатель должен был вести себя согласно тем идеалам, которые он описывал в своих произведениях.

Россия: примеры произведений

Самые яркие примеры романтизма в литературе России XIX века - это:

Повести «Ундина», «Шильонский узник», баллады «Лесной царь», «Рыбак», «Ленора» Жуковского;

Сочинения «Евгений Онегин», «Пиковая дама» Пушкина;

- «Ночь перед Рождеством» Гоголя;

- «Герой нашего времени» Лермонтова.

Романтизм в американской литературе

В Америке направление получило чуть более позднее развитие: начальный этап его датируется 1820-1830 годами, последующий - 1840-1860 годами XIX века. На оба этапа исключительное влияние оказали гражданские волнения как во Франции (что послужило толчком к созданию США), так непосредственно и в самой Америке (война за независимость от Англии и война между Севером и Югом).

Художественные направления в американском романтизме представлены двумя видами: аболиционистским, ратовавшим за освобождение от рабства, и восточным, идеализировавшим плантаторство.

Американская литература указанного периода зиждется на переосмыслении знаний и жанров, захваченных из Европы и перемешанных со своеобразным укладом и темпом жизни на пока еще новом и мало изведанном материке. Американские произведения богато сдобрены национальными интонациями, чувством независимости и борьбы за свободу.

Американский романтизм. Примеры произведений

Цикл «Альгамбра», рассказы «Жених-призрак», «Рип Ван Винкль» и «Легенда о Сонной Лощине» Вашингтона Ирвинга;

Роман «Последний из могикан» Фенимора Купера;

Стихотворение «Ворон», рассказы «Лигейя», «Золотой жук», «Падение дома Ашеров» и другие Э. Алана По;

Романы «Алая буква» и «Дом о семи фронтонах» Гортона;

Романы «Тайпи» и «Моби Дик» Мелвилла;

Роман «Хижина дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу;

Поэтически переложенные легенды «Эвангелина», «Песнь о Гайавате», «Сватовство Майлза Стендиша» Лонгфелло;

Сборник «Листья травы» Уитмена;

Сочинение "Женщина в девятнадцатом столетии" Маргарет Фуллер.

Романтизм как литературное направление оказал достаточно сильное влияние на музыкальное, театральное искусство и живопись - достаточно вспомнить многочисленные постановки и картины тех времен. Произошло это главным образом из-за таких качеств направления, как высокая эстетичность и эмоциональность, героизм и пафосность, рыцарство, идеализация и гуманизм. Несмотря на то что век романтизма был достаточно недолгим, это нисколько не повлияло на популярность книг, написанных в XIX веке, в последующие десятилетия - произведения литературного искусства того периода любимы и почитаемы публикой и по сей день.

Кто являлся представителем романтизма в литературе, Вы узнаете, прочтя эту статью.

Представители романтизма в литературе

Романтизм является идейным и художественным направлением, которое возникло в американской и европейской культуре конца XVIII века — начале XIX века, в качестве реакции на эстетику классицизма. Вначале романтизм сложился в 1790–тые годы в немецкой поэзии и философии, позже распространился во Франции, Англии и остальных странах.

Основные идеи романтизма – признание ценностей духовно-творческой жизни, права на свободу и независимость. В литературе герои обладают бунтарским сильным нравом, а сюжеты отличались накалом страстей.

Основные представители романтизма в литературе России XIX века

Русский романтизм сочетал в себе человеческую личность, заключенную в прекрасный и таинственный мир гармонии, высоких чувств и красоты. Представители данного романтизма в своих произведениях изображали не реальный мир и главного героя, наполненного переживаниями и мыслями.

  • Представители романтизма Англии

Произведения отличаются мрачноватой готикой, религиозным содержанием, элементами культуры рабочего, национального фольклора и крестьянского класса. Особенность английского романтизма в том, что авторы подробно описывают путешествия, странствия в далекие земли, а также их исследования. Самые известные авторы и произведения: «Путешествие Чайльд-Гарольда», «Манфред» и «Восточные поэмы» , «Айвенго» .

  • Представители романтизма Германии

На развитие немецкого романтизма в литературе оказала влияние философия, которая пропагандировала свободу и индивидуализм личности. Произведения наполнены размышлениями о бытие человека, его душе. Они также отличаются мифологическими и сказочными мотивами. Самые известные авторы и произведения: сказки, новеллы и романы , сказки , произведения .

  • Представители романтизма Америки

В американской литературе романтизм развился намного позже, чем в Европе. Литературные произведения разделены на 2 вида — восточные (сторонники плантаторства) и аболиционистские (те, кто поддерживают права рабов, их освобождение). Они переполнены острыми чувствами борьбы за независимость, равенство и свободу. Представители американского романтизма — («Падение дома Ашеров», («Лигейя»), Вашигтон Ирвинг («Жених-призрак», «Легенда о сонной лощине»), Натаниэль Готорн («Дом о семи фронтонах», «Алая Буква»), Фенимор Купер («Последний из могикан»), Гарриет Бичер-Стоу («Хижина дяди Тома), («Легенда о Гайавате»), Герман Мелвилл («Тайпи», «Моби Дик») и (поэтический сборник «Листья травы»).

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, все об самых ярких представителях течения романтизма в литературе.

Художественное направление в европейской литературе, театре, музыке, изобразительном искусстве XIX века. Романтизм зародился в Германии, потом распространился в других странах Европы, включая и Россию, где в 1800-е заявил о себе первый романтик - Василий Андреевич Жуковский.

Романтизм возник как антитеза классицизму и альтернатива эстетическим идеалам века Просвещения. Расцвет этого направления продолжался до конца 1830-х, в дальнейшем его история переплетается с реализмом. Отмечен ярко выраженным субъективным началом, по словам Виссарион Григорьевич Белинский, это «есть не что иное, как внутренний мир души, сокровенная жизнь сердца».

Произведения романтиков характеризуются полетом фантазии художника, свободным сочетанием высокого и низкого, трагического и комического, бытового и фантастического. Романтики обновили литературные жанры поэмы и баллады, утвердили исторические жанры (романа, поэмы, драмы), создали обработки народных сказок и сделали фольклор предметом серьезного эстетического интереса. С романтизмом связан значительный период творчества Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова, Николая Васильевича Гоголя. Романтизм оказал влияние на многие литературные течения XX века - символизм, акмеизм, футуризм.

Гении . Первоначально, у древних римлян, - дух-покровитель, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Романтики наделили гениальностью художника, обладающего высшей степенью творческой одаренности. При этом главным проявлением гения являлась не столько духовность, сколько оригинальность.

Романтический художник . Романтики утверждали личность художника как критерий творчества и требовали судить его творения по законам, которые он сам себе установил. Пренебрегая каноном, романтический поэт руководствуется таким пониманием истины и красоты, которое ему подсказывает Бог. Поэт осознает себя не просто стихотворцем, но жрецом и пророком.

Байронизм . Произведения Джорджа Гордона Байрона, его поэмы «Чайльд-Гарольд», «Манфред», «Каин», «Дон Жуан», породили целое течение европейского романтизма, дань которому отдали и русские романтики: Александр Сергеевич Пушкин, Кондратий Федорович Рылеев, Иван Иванович Козлов. «Байронизм появился в минуту страшной тоски людей, разочарования их и почти отчаяния, - писал Федор Михайлович Достоевский. - Это была новая и неслыханная еще тогда муза мести и печали, проклятия и отчаяния. Дух байронизма вдруг пронесся как бы по всему человечеству, все оно откликнулось ему».

В сочинениях русских романтиков постоянно встречаются мотивы и образы поэзии Байрона. В частности, образ скитальца, гонимого миром, вечного странника. Наиболее характерные в этом отношении произведения - «Кавказский пленник» Пушкина, «Демон» Лермонтова. Русские романтики усматривали в Байроне самое яркое воплощение романтической личности. И каждый по-своему преодолевал в себе его дух. Этому феномену Вячеслав Иванович Иванов посвятил эссе «Байронизм как событие в жизни русского духа» (1916).

Гофманиана . Немецкий романтизм в лице Эрнста Теодора Амадея Гофмана оказал на русских представителей этого направления не менее сильное воздействие, чем Байрон. Гофману также подражали и под его влиянием были созданы сказочные повести Антония Погорельского, роман Владимира Федоровича Одоевского «Русские ночи». Произведения Гофмана повлияли на молодого Федора Михайловича Достоевского (в пору создания повести «Двойник»), хотя эпоха романтизма к тому времени фактически уже закончилась.

Романтический герой . Отличительные признаки романтического героя - одиночество, разочарованность, преждевременная старость души. Это герой, который много любил и ненавидел, но больше всего страдал, как говорит о себе лермонтовский Арбенин, главный персонаж драмы «Маскарад» (1836). Романтический герой болезненно переживает разлад между идеалом и действительностью, особенно остро ощутимый в любви, которая неизменно обрекает его на поиски недостижимого совершенства.

Романтический гротеск . Гротеск в искусстве (и литературе) существовал до романтизма и после него. Однако именно романтики придали этому понятию особый смысл и утвердили его в качестве важнейшей категории эстетики. Развернутое истолкование этого понятия впервые встречается в предисловии Виктора Гюго к его трагедии «Кромвель». Для романтиков гротеск служил эстетической альтернативой классицистическому принципу «очищенной природы» и вытекающему из него требованию художественной идеализации. Гротеск приближал искусство к жизни, позволяя воспроизводить контрасты бытия (высокого и низкого, трагического и комического), открывал возможности смешения жанров и стилей. Важным средством гротеска служила научная фантастика . Образцы романтического гротеска в русской литературе можно видеть в произведениях Александра Сергеевича Пушкина (сон Татьяны в «Евгении Онегине», повести «Пиковая дама» и «Гробовщик»), Михаила Юрьевича Лермонтова («Маскарад», «Демон»), Николая Васильевича Гоголя («мало-российские» и «петербургские» повести - «Вий», «Страшная месть», «Нос», «Портрет», «Записки сумасшедшего»). Новое значение гротеск приобрел в реалистической прозе XIX века, литературных течениях и художественных направлениях XX века.

На рубеже XVIII и XIX веков европейская и, в том числе американская, культура переживали зарождение, совершенно отличного от периода размышлений и философии Просвещения, - этапа Романтизма. Вкрапляясь постепенно из Германии в культуру и искусство Англии, Франции, России и других европейских стран, Романтизм обогащал художественный мир новыми красками, сюжетными линиями и смелостью обнаженной натуры.

Название свежего течения родилось из тесного переплетения нескольких значений однозвучных слов разных стран - romantisme (Франция), romance (Испания), romantic (Англия). Впоследствии имя направления укоренилось и дошло до наших дней как romantique - нечто живописно-странное, фантастически-красивое, существующее тольк в книгах, но не в действительности.

Общая характеристика

Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленным переворотом, обозначенным появлением паровой машины, паровоза,парохода, фотографии и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке.

Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. То есть романтисты хотели показать необычного человека в необычных обстоятельствах. Одним словом, романтисты противостояли прогрессивной цивилизации.

Романтизм в живописи

Глубина собственных личных переживаний и мыслей - вот что передают живописцы через свой художественный образ, который сделан с помощью цвета, композиции и акцентов. В различных европейских странах существовали свои особенности в трактовке романтического образа. Всё это связано с философским течением, а также общественно-политической обстановкой, на которое единственным живым откликом было искусство. Не была исключением и живопись.

Германия того времени была раздроблена на маленькие герцогства и княжества и переживала суровые публичные потрясения. Живописцы не изображали героев-титанов, не делали монументальных полотен, в данном случае энтузиазм вызывал глубокий духовный мир человека, нравственные искания, его величие и красоту. Потому в наибольшей степени романтизм в живописи Германии представлен в пейзажах и портретах.

Традиционный эталон этого жанра - это Работы Отто Рунге. В портретах этого живописца, через обработку черт лица и глаз, через контраст тени и света передаётся рвение художника продемонстрировать противоречивость личности, ее глубину и мощь чувствования. Благодаря пейзажу гиперболизированное и в меньшей степени умопомрачительное изображение деревьев, птиц и цветов. Отто Рунге также пытался открывать многоплановость человеческой личности, её схожесть с природой, неопознанной и различной.

Автопортрет «Ми втроем» , 1805, Филипп Отто Рунге

Во Франции романтизм в живописи развивался по иным принципам. Бурная общественная жизнь, а также революционные потрясения проявляются в живописи тяготением живописцев к изображению умопомрачительных и исторических сюжетов, также, с «нервным» возбуждением и патетикой, которые достигались ослепительным цветовым контрастом, некоторой хаотичностью, экспрессией движений, а также стихийностью композиций.

В творчестве Т.Жерико наиболее ярко представлены романтические идеи. Живописец создавал пульсирующую глубину эмоций, профессионально воспользовавшись светом и цветом, изображал возвышенный порыв к свободе и борьбе.

«Дерби в Эпсоме», 1821, Теодор Жерико

«Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку», 1812

Свое отражение эпоха Романтизма также нашла в полотнах художников, обличающих внутренние страхи, порывы, любовь и ненависть в четких контрастах света, тени и полутонов. Выбеленные тела Г.И.Фюсли наряду с фантасмагорией вымышленных чудовищ, обнаженные трогательные женские тела Э.Делакруа на фоне мрачных обломков и дыма,картины, написанные магической силой кисти испанского живописца Ф. Гойя, свежесть штиля и мрачность шторма И.Айвазовского - вытянули из глубины веков Готики и Возрождения на поверхность то, что ранее так умело маскировалось общепринятыми канонами.

Кошмар, 1781, Иоганн Генрих Фюсли

Свобода, ведущая народ, 1830, Эжен Делакруа

Радуга, Иван Айвазовский

Если живопись XIII и XIV веков была скупа на эмоции, а в последующее трехсотлетие становления искусства Раннего и Высокого Возрождения, с его преодолением религиозности и слепой веры в иное или периода Просвещения, положившего конец «охоте на ведьм», то художественное отображение на полотнах Романтизма позволило заглянуть в мир отличный от реального.

Для передачи страстей художники прибегали к использованию сочных красок, ярких мазков и насыщению картин «спецэффектами».

Бидермейер

Одним из ответвлений романтизма в живописи является стиль бидермейер . Основная черта бидермейера - идеализм. В живописи преобладают бытовые сценки, а в других жанрах картины носят камерный характер. Живопись стремится найти черты идиллической привлекательности в мире маленького человека. Эта тенденция уходит корнями в особенности национального немецкого быта, в первую очередь бюргерства.

Книжный червь, ок. 1850, К. Шпицвег

Один из наиболее крупных представителей живописи бидермейера, Карл Шпицвег, писал чудаков-обывателей, как их называли в Германии, филистеров , каким он был и сам.

Конечно, его герои ограничены, это - маленькие люди провинции, поливающие розы на балконе, почтальоны, кухарки, писари. В картинах Шпицвега есть юмор, он посмеивается над своими персонажами, но беззлобно.

Постепенно понятие «бидермейер» распространилось на моду, прикладное искусство, графику, интерьер, мебель. В прикладном искусстве наибольшее развитие получают роспись фарфора и стекла. К 1900 году это слово стало также обозначать «старые добрые времена».

Бидермейер - стиль провинциальный, хотя в этом стиле работали и столичные художники, в Берлине и Вене. Проник бидермейер и в Россию. Его влияние есть в работах русских мастеров, А. Г. Венецианова и В. А. Тропинина . Выражение «русский бидермейер» существует, хотя и звучит нелепо.

Спящий пастушок, 1823-24, А. Г. Венецианов

Семейный портрет графов Морковых, 1813, В. А. Тропинин

В России бидермейер - это пушкинские времена. Мода бидермейера - мода пушкинских времен. Это редингот , жилет и цилиндр у мужчин, трость, узкие брюки со штрипками. Иногда - фрак. Женщины носили платья с узкой талией, широкими декольте, широкими юбками в форме колокола, шляпки. Вещи были просты, без сложных украшений.

Для интерьеров в стиле бидермейер характерны интимность, сбалансированность пропорций, простота форм и светлые цвета. Помещения были светлые и просторные, отчего интерьер воспринимался в меру простым, но психологически комфортным. Стены комнат с глубокими оконными нишами, окрашивали в белый или другие светлые тона, оклеивали тиснёными полосатыми обоями. Рисунок на оконных занавесках и мебельной обивке был одинаковым. Эти матерчатые детали интерьера были цветными и содержали рисунки с изображением цветов.

Появляется понятие «чистой комнаты», то есть комнаты, которой не пользовались в будние дни. Такая, обычно закрытая «воскресная комната», служила только для приема гостей. Дополнительный уют жилому интерьеру придавала окрашенная в тёплые тона мебель и настенные акварели, гравюры, а также большое число украшений и сувениров. Как и в случае со стилевыми предпочтениями, практичный бидермейер отбирает только те предметы меблировки, которые соответствуют его представлению о функциональности и комфорте. Никогда еще мебель настолько полно не отвечала своему предназначению, как в эту эпоху, - декоративность отходит на второй план.

В начале XX века бидермейер стал оцениваться негативно. Его понимали как «пошлый, мещанский». Ему действительно были присущи такие черты, как интимность, камерность, сентиментальность, поэтизация вещей, что и привело к такой оценке.

Романтизм в литературе

Противостоял романтизм эпохе Просвещения и в словесном плане: язык романтических произведений, стремясь быть естественным, «простым», доступным для всех читателей, представлял собой нечто противоположное классике с ее благородной, «возвышенной» тематикой, характерной, например, для классической трагедии.

Романтический герой  - личность сложная, страстная, внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий. Романтиков интересовали все страсти, и высокие и низкие, которые противопоставлялись друг другу. Высокая страсть - любовь во всех ее проявлениях, низкая - жадность, честолюбие, зависть. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души - характерные черты романтизма.

У поздних западноевропейских романтиков пессимизм по отношению к обществу приобретает космические масштабы, становится «болезнью века». Героям многих романтических произведений (Ф.Р.Шатобриана, А.Мюссе, Дж.Байрона, А.Виньи, А.Ламартина, Г.Гейне и др.) свойственны настроения безнадежности, отчаяния, которые приобретают общечеловеческий характер. Совершенство утрачено навсегда, миром правит зло, воскресает древний хаос. Тема «страшного мира», свойственная всей романтической литературе, наиболее ярко воплотилась в так называемом «черном жанре», а также в произведениях Байрона, К.Брентано, Э.Т.А.Гофмана, Э.По и Н.Хоторна.

В то же время романтизм зиждется на идеях, бросающих вызов «страшному миру», - прежде всего идеях свободы. Разочарование романтизма - это разочарование в действительности, но прогресс и цивилизация - лишь одна ее сторона. Неприятие этой стороны, отсутствие веры в возможности цивилизации предоставляют другой путь, путь к идеалу, к вечному, к абсолюту. Этот путь должен разрешить все противоречия, полностью изменить жизнь. Это путь к совершенству, «к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого» (А.Де Виньи).

Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (поэты «озерной школы», Шатобриан, В.А.Жуковский). У других «мировое зло» вызывало протест, требовало отмщения, борьбы. (Дж.Байрон, П.Б.Шелли, Ш.Петефи, А.Мицкевич, ранний А.С.Пушкин). Общим же было то, что все они видели в человеке единую сущность, задача которой вовсе не сводится лишь к решению обыденных задач. Напротив, не отрицая повседневности, романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе, доверяя своему религиозному и поэтическому чувству.

Кстати, именно благодаря Жуковскому в русскую литературу входит один из любимейших жанров западноевропейских романтиков - баллада . Благодаря переводам Жуковского русские читатели познакомились с балладами Гете, Шиллера, Бюргера, Саути, В.Скотта. «Переводчик в прозе есть раб, переводчик в стихах - соперник» , эти слова принадлежат самому Жуковскому и отражают его отношение к собственным переводам.

После Жуковского к жанру баллады обращаются многие поэты - А.С.Пушкин (Песнь о Вещем Олеге , Утопленник) , М.Ю.Лермонтов (Воздушный корабль , Русалка) , А.К.Толстой (Василий Шибанов) и др.

Рассказать друзьям