Галерея в эрмитаже художник доу. Военная галерея эрмитажа

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Издано по повелению Государя Императора. , 89 л.л. гелиогравюр и фототипий на дорогой картонной бумаге, 294, стр. текста на веленевой бумаге. Помещены 329 портретов размером 11,4х9,8 см. в алфавитном порядке фамилий изображенных лиц героев Отечественной войны 1812 года. По 4 портрета на лист в золотой орнаментальной рамке. Кроме того, помещены еще 4 больших портрета во весь рост Императора Александра I, Цесаревича и Великого Князя Костантина Павловича, Князя М.Б. Барклая-де-Толли и Князя М.И. Голенищева-Кутузова, выполненных гелиогравюрой. Приведены также 2 больших вида Военной галереи, исполненных гелиогравюрой. Все портреты «Военной галереи 1812 года», кроме большого портрета Императора Александра I, принадлежащего кисти Крюгера, написаны в первой половине 20-х годов XIX столетия специально вызванным для этого в 1819 году в Санкт-Петербург английским художником, известным в то время портретистом Георгом Дау (Dawe), по воле Императора Александра I. Многие из портретов Дау писал с натуры, иные же - с наиболее верных изображений. Вслед за собранием портретов, во второй половине книги, помещается в том же порядке справочный текст, дающий возможность ознакомиться со служебной деятельностью, преимущественно в войсках и в особенности в эпоху войн с Наполеоном, всех тех лиц, которые изображены на портретах. Эти сведения не биографии, а только сокращенные послужные списки, давающие, между прочим, краткий перечень боевых подвигов и наград каждого деятеля той славной эпохи. Кропотливая работа, как послужные списки, исполнена секретарем Императорского Русского Исторического общества А.А. Голомбиевским. В издательском зеленом коленкоровом переплете с художественным тиснением золотом и серебром, а также еще 3-мя красками на передней крышке. Оригинальные светло-зеленые форзацы с растительным орнаментом. Формат: 42х35 см. Вес 8,5 кг. Это роскошное издание напечатано было в небольшом количестве экземпляров не для продажи. Редкость в таком виде!

Библиографические источники:

1. Антикварный каталог Акционерного о-ва «Международная книга» №22, Военное дело. Army and Navy. Москва, 1933, №428.

2. Антикварный каталог Акционерного о-ва «Международная книга» 50, Военная история. History of the Russian Army. Москва, 1934, №124.

3. Библиографический указатель литературы и рекомендательные цены по разделу «Русская история» Мосбуккниги, №67, 250 рублей!



Николай Михайлович (1859-1919) – Великий Князь, генерал от инфантерии, масон. Участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 г.г., служил в Кавалергардском полку. Внес большой вклад в русскую историческую науку, опубликовал ряд изданий и исследований об эпохе Александра I. Они посвящены личности самого императора и его сподвижникам, дипломатическим отношениям между Россией и Францией. Ему принадлежит знаменитое издание «Русские портреты XVIII и XIX столетий». Великий Князь состоял председателем Императорского Русского Исторического и Географического Обществ, директором музея Александра III. Николай Михайлович составил огромную коллекцию бабочек. С ним поддерживали дружеские отношения М. Добужинский, С. Дягилев, А.Бенуа, он был знаком с французскими политическими деятелями Р. Пуанкаре и Ж. Клемансо. В 1915 г. ему присваивается по представлению профессоров Московского университета ученая степень доктора русской истории. Разделял взгляды оппозиционного думского большинства на критическое положение в стране, приветствовал Временное правительство. Высказывался против вовлечения России в Первую мировую войну, предсказывал предстоящие социальные потрясения. Расстрелян большевиками в Петропавловской крепости: о его освобождении ходатайствовали А.В. Луначарский и М. Горький, В.И. Ленин дал на него разрешение, но на тот момент Николай Михайлович уже был казнен. Его литературный архив приобрела Королевская Берлинская академия.

Газина Алина Дмитриевна

Творческая работа Газиной Алины высоко оценена жюри Всероссийского ежегодного фестиваля творчества кадет “ЮНЫЕ ТАЛАНТЫ ОТЧИЗНЫ” в номинации "Журналистика".

(фестиваль проводился в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 года». Творческой темой фестиваля

2012 года стало 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года) и Дипломом II степенина Пятом межрегиональном филологическом мегапроекте «Листая календарь. Война 1812 года»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Галерея героев 1812 года

Эссе

Выполнила воспитанница 31 взвода

МБОУ «Уваровский кадетский корпус

Им. Святого Георгия Победоносца»

ГАЗИНА АЛИНА ДМИТРИЕВНА

Руководитель:

Учитель русского языка и литературы

Агеева Марина Викторовна

Уварово

2013

Галерея героев 1812 года

(Военная галерея Зимнего дворца)

Эссе

Толпою тесною художник поместил

Сюда начальников народных наших сил

Покрытых славою чудесного похода

И вечной памятью двенадцатого года.

А.С.Пушкин

В 2012 году исполняется 200 лет Победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Это было величайшее испытание для русского народа. И простые мужики, и армия проявили высокий героизм и мужество и развеяли миф о непобедимости Наполеона, освободив своё Отечество от иноземных захватчиков. Эта война раскрыла могучие народные силы, показала лучшие качества русской нации, любовь к Родине, мужество, самопожертвование. Отечественная война явила славную плеяду выдающихся полководцев и военачальников.

Мне захотелось посетить Галерею Героев Отечественной войны 1812 года, размещённую в Эрмитаже. Именно она является своеобразным отголоском тех героических дней. Военная галерея 1812 года стала памятником подвигу русской армии и военачальников. На стенах галереи – портреты участников войны с Наполеоном 1812-1814 годов, исполненные Джорджем Доу и его петербургскими помощниками А.В. Поляковым и В.А. Голике.

Вот передо мной, в средней части галереи, находятся два портрета в полный рост. На них изображены прославленные фельдмаршалы М. И. Кутузов и Барклай де Толли. Как величественен Кутузов в генеральском мундире и шинели, с лентой и орденами на груди - звездой ордена св. Андрея Первозванного, со звездами орденов св. Георгия, св. Владимира, Марии-Терезии и с портретом Александра I!

Портрет Барклая де Толли, как и портрет Кутузова, относится к числу лучших произведений художника. Высокая, затянутая в узкий мундир фигура, одиноко вырисовывается на фоне лагеря русских войск под Парижем. А небо над ним ещё затемнено тяжелой тучей - последним отзвуком отшумевшей военной грозы.

А вот Багратион… Талантливый военачальник, отважный генерал, один из самых славных и любимых народом героев Отечественной войны. «Князь Петр» - так ласково называл Суворов Багратиона. На портрете Военной галереи Багратион изображен одетым в генеральский мундир с золотым шитьем в виде дубовых листьев на воротнике. Именно таким, каким изобразил его художник, - с голубой Андреевской лентой, с тремя звездами орденов Андрея, Георгия и Владимира и многими орденскими крестами - видели Багратиона в Бородинском сражении. Его лицо выражает спокойствие и непреклонность, свойственные ему во время боя.

А это знаменитый гусар и поэт – Денис Васильевич Давыдов, герой Отечественной войны 1812 года, командир партизанского отряда из гусар и казаков. Он наводил ужас на врага. Слава о боевых подвигах Давыдова вышла за пределы России, о нем писали во многих европейских журналах и газетах. На портрете мы видим, что лицо Давыдова прямо обращено на зрителя, а плечи повёрнуты почти в профиль. Он уверен в себе и чувствует себя раскованно и непринуждённо. Глаза Д. Давыдова широко раскрыты и внимательно смотрят вдаль. Чувствуется, что этот человек не только храбрый воин, но и глубоко чувствующий, умный человек. Ярким пятном на картине выделяется ментик героя, расшитый золотыми шнурками и опушённый чёрным батиком.

Только почему для Военной галереи выбрали именно этот портрет? Ведь многим известен портрет Давыдова кисти Ореста Кипренского: бравый гусар в красном ментике, расшитом золотыми галунами, в белых лосинах, стоит горделиво, опираясь на колонну. В его левой руке – сабля. Главное внимание ХУДОЖНИК уделяет лицу воина и мыслителя, в котором есть одухотворенность, мечтательная задумчивость, лирическая приподнятость. Подчеркнуто непринужденная поза Давыдова создает образ, полный энергии и личностного достоинства, слитого с чувством воинской чести. Подобная интерпретация образа полковника выражает сложившееся в русском обществе начала века представление об идеальном воине - защитнике отечества. Высоко оценивал этот портрет современный искусствовед М.В.Алпатов: «В фигуре его есть гусарская молодцеватость и русская удаль и вместе с тем угадывается, что он способен и к живому, страстному чувству, и к раздумьям. Давыдов стоит, чуть прислонившись к каменной плите, его спокойствия не нарушает быстрый взгляд черных глаз. Яркий луч падает на белые лосины гусара, и это светлое пятно в сочетании с красным цветом ментика смягчает блеск золотых позументов».

Может, есть какое-то объяснение тому, что в Эрмитаж помещена работа Джорджа Доу, а не Ореста Кипренского? Поиск по каталогам меня удивил! Оказывается, портрет нарядного гусара с задумчивым взором изображает не Дениса Давыдова, а его двоюродного брата – Евграфа Давыдова! И этой ошибке сто сорок лет! Судьба Евграфа Давыдова сложилась и счастливо и трагично. Вызывает восхищение военная карьера Евграфа Давыдова: в 1797 г. - корнет, а к 1807-му уже полковник! Лейб-гвардейский гусарский полк, в котором служил, Евграф снарядил на свои деньги. В 1805 г. он сражается под Аустерлицем, в 1812-м - под Островном пуля пробивает ему руку, и Евграфа отправляют на лечение: Бородинское сражение проходит без него. В 1813 г. полковник возвращается в строй и после сражения под Лютценом восхищенный его храбростью император Александр I дарит ему золотую шпагу с бриллиантами, на которой было высечены слова "За храбрость". Он отличается в боях под Баутценом и под Пирном, а в Богемии (Кульмское сражение) гусары Евграфа Давыдова полностью истребляют 1-й армейский корпус французского генерала Доминика Вандама. И 38-летний Евграф становится генералом! «Битва народов» под Лейпцигом в августе 1813 г. превратила Евграфа Давыдова в калеку: он лишился левой ноги и правой руки ниже локтя. За это сражение он получил орден Георгия 3-й степени, австрийский командорский крест ордена Леопольда и прусский орден Красного орла 2-го класса. При отставке его произвели в генерал-майоры. Евграф Давыдов умер на сорок восьмом году жизни, и только на портрете кисти Кипренского он навсегда остался красавцем гусаром, любимцем женщин и баловнем судьбы…

Вот портрет мужчины средних лет в генеральском мундире. Его мягкая улыбка и внимательный взгляд заставляют остановиться. Это Алексей Васильевич Воейков, генерал, поэт и переводчик. Воейков - потомственный дворянин, уроженец села Рассказово Тамбовской губернии. В Бородинском сражении он командовал бригадой в боях за деревню Шевардино, участвовал в сражениях под Тарутиным, Малоярославцем и Красным, кавалер орденов святой Анны и святого Владимира, награжден двумя золотыми шпагами «За храбрость». Полученные на войне раны подорвали здоровье героя. Он уходит в отставку и поселяется в имении жены Старая Ольшанка (ныне д. Красное Знамя Уваровского района). В память о муже Вера Николаевна Воейкова построила храм Воскресения Христова, который считался одной из ярчайших жемчужин тамбовского православия. Имение Старая Ольшанка разрушили время и люди, но храм сохранился. Этот архитектурный памятник хоть и медленно, но восстанавливается, и это, я думаю, будет замечательная дань памяти генералу Воейкову, чей портрет по праву занимает достойное место в Галерее героев Отечественной войны 1812 года…

К сожалению, я никогда не была в Санкт-Петербурге, воочию не любовалась шедеврами Эрмитажа, но виртуальная экскурсия в галерею Героев Отечественной войны 1812 года позволила мне познакомиться не только с портретной живописью, но и с несколькими яркими страницами славной военной истории нашего Отечества.

«Экскурсия по Военной галерее Эрмитажа» (к 250-летию Эрмитажа) Выполнил: Студент гр.№19 Ковешников Данила Руководитель: Преподаватель истории и обществознания Витулева Валентина Ивановна

Военная галерея - одна из галерей Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Галерея состоит из 332 портретов русских генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 года.

Ф. Крюгер Портрет императора Александра I

Ф. Крюгер Портрет прусского короля Фридриха-Вильгельма III

П. Крафт Портрет австрийского императора Франца I

В советское время галерею дополнили четырьмя портретами дворцовых гренадер, специальных войск, созданных в 1827 году для охраны дома ветеранов Отечественной войны. Эти портреты также выполнил Джордж Доу. Д.Доу Портрет дворцового гренадера Ильи Ямника

Зал, в котором разместилась галерея, был спроектирован архитектором Карло Росси Архитектор Карло Росси (1775-1849гг.)

Пожар, начавшийся в Зимнем дворце 17 декабря 1837 года уничтожил убранство всех залов, в том числе и Военной галереи. Но ни один портрет не пострадал. Б.Грин. Пожар в Зимнем дворце 17 декабря 1837 года

Галерея открылась при Николае Первом в 1826 году. Портрет императора Николая I

Здесь представлено более трёхсот изображений генералов и фельдмаршалов. 150 портретов написаны с натуры, 150 - по гравюрам, поскольку герои уже умерли. 13 рам пустуют: они подписаны, но изображения людей найти не смогли.

Михаил Андреевич Милорадович (1771-1825гг.), генерал от инфантерии

Петр Иванович Багратион (1765-1812гг.), генерал от инфантерии

Денис Васильевич Давыдов (1784-1839гг.), генерал-лейтенант

Александр Иванович Остерман-Толстой (1770-1857гг.), генерал-лейтенант

Кульмский крест Тогда же появилась новая награда - Кульмский крест. Первоначально его изготавливали из трофеев - металлических касок французских кирасир. Сейчас в Эрмитаже хранится два таких креста.

Сергей Григорьевич Волконский (1788-1865гг.), генерал-майор

Алексей Андреевич Аракчеев (1769-1834гг.), граф

Михаил Илларионович Кутузов (1745-1813гг.), генерал-фельдмаршал

Михаил Богданович Барклай де Толли (1761-1818гг.), генерал-фельдмаршал

П. фон Гесс «Бородинское сражение» В галерее есть и картины, изображающие главные сражения войны.

П. фон Гесс «Отступление французов через реку Березину»

У русского царя в чертогах есть палата: Она не золотом, не бархатом богата; Не в ней алмаз венца хранится за стеклом: Но сверху до низу, во всю длину, кругом, Своею кистию свободной и широкой Ее разрисовал художник быстро- окой. Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадон, Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен, Ни плясок, ни охот, - а всё плащи, да шпаги, Да лица, полные воинственной отваги. Толпою тесною художник поместил Сюда начальников народных наших сил, Покрытых славою чудесного похода И вечной памятью двенадцатого года. Нередко медленно меж ими я брожу И на знакомые их образы гляжу, И, мнится, слышу их воинственные клики. А.С.Пушкин

Литература: 1.Набор открыток «Герои Отечественной войны 1812 года», М., Изобразительное искусство, 1990 2. http://www.liveinternet.ru/users/ustava51/post301475690/ 3. http:// library.pgups.ru/jirbis2/images/gallery_1812.pdf

Г. Чернецов, 1827 … Википедия

Военная галерея Зимнего дворца, Э. П. Гау, 1862 Военная галерея одна из галерей Зимнего дворца в Санкт Петербурге. Галерея состоит из 332 портретов русских генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Портреты написаны Джорджем Доу… … Википедия

Военная галерея - Зимнего дворца (ныне в составе Эрмитажа), собрание портретов русских полководцев и военачальников — участников Отечественной войны 1812 и Заграничных походов 1813—14 (написаны в 1819—28 английским портретистом Дж. Доу при участии… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

Запрос «Отечественная война» перенаправляется сюда; см. также другие значения. У этого термина существуют и другие значения, см. Война 1812 года. Отечественная война 1812 года Наполеоновские войны … Википедия

Не следует путать с Тучков, Павел Алексеевич (градоначальник Москвы). В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Тучков. Павел Алексеевич Тучков 3 й … Википедия

Наградная медаль в честь 100 летия победы в Отечественной войне 1812 года. Надпись: «Славный год сей минул, но не пройдут содеянные в нём подвиги» Отечественная война 1812 года оставила глубокий след в сознании российского общества, во … Википедия

Здание Московской городской думы Дата основания 2012 Местонахождение … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Сражение под Смоленском. Сражение за Смоленск (1812) Отечественная война 1812 года … Википедия

- … Википедия

Книги

  • Военная галерея 1812 года , Мартиросова Мария Альбертовна. Книга знакомит с собранием портретов русских героев войны 1812-1814 г.–«Военной галереей» Эрмитажа, главным трудом английского художника Х YIII–Х I Х в. Д. Доу. Книга содержит биографические…
  • Военная галерея 1812 года Джордж Доу , Пантилеева А. (ред.-сост.). Книга знакомит с собранием портретов русских героев войны 1812-1814 г.–«Военной галереей» Эрмитажа, главным трудом английского художника Х YIII–Х I Х в. Д. Доу. Книга содержит биографические…

Военная галерея Зимнего дворца Государственный Эрмитаж

Среди мемориальных сооружений, созданных в память 1812 года, своеобразным памятником является Военная галерея Зимнего дворца

Зал, в котором разместилась галерея, был спроектирован архитектором Карло России, строился с июня по ноябрь 1826 года. Потолок с тремя световыми фонарями был расписан по эскизам Джованни Скотти. Портрет Карла Ивановича Росси. Художник Б.Ш. Митуар 1820-е годы

Торжественная церемония открытия зала состоялась 25 декабря 1826 года в годовщину изгнания армии Наполеона из России. К открытию галереи многие портреты ещё не были написаны и на стенах были размещены рамы, затянутые зелёным репсом, с именными табличками. По мере написания картины размещались на своих местах. Большинство портретов писалось с натуры, а для уже погибших или умерших персонажей использовались портреты, написанные ранее. Рота Дворцовых Гренадер. Художник К. К. Пиратский

Картина Г.Г.Чернецова запечатлела вид галереи в 1827 году. Потолок с тремя световыми фонарями, по стенам расположены пять горизонтальных рядов нагрудных портретов в золоченых рамах, разделенных колоннами, портретами в рост и дверями в соседние помещения. По сторонам этих дверей вверху находились двенадцать лепных лавровых венков, окружающих названия мест, где происходили наиболее значительные сражения 1812-1814 годов, начиная с Клястиц, Бородина и Тарутина до Бриена, Лаона и Парижа. Военная галерея Зимнего дворца. Г. Чернецов. 1827 год.

Здесь поместили 332 портрета генералов русской армии, участников войны 1812 года и заграничного похода 1813 - 1814 гг

Император Александр I лично утверждал составленные Главным штабом списки генералов, чьи портреты должны были украсить Военную галерею. Это были участники Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 гг., которые состояли в генеральском чине или были произведены в генералы вскоре после окончания войны. Портрет Александра I . Художник Ф.Крюгера, в торце галереи.

Портреты для Военной Галереи написаны Джорджем Доу и его ассистентами Александром Васильевичем Поляковым и Василием Александровичем Голике. Портрет Джорджа Доу (сидит), написанный его учеником Василием Голике (стоит) в окружении семьи Голике. 1834 год.

В 1830-х годах в галерее были помещены большие конные портреты Александра I и его союзников короля прусского Фридриха-Вильгельма III и императора австрийского Франца I. Два первых написаны берлинским придворным художником Ф. Крюгером, третий - венским живописцем П. Крафтом. Портрет Франца I Художник П.Крафт Портрет Фридриха-Вильгельма III Художник Ф.Крюгер

Еще позднее в галерею поместили две работы художника Петера фон Гесса, современника Джорджа Доу, - «Бородинское сражение» и «Отступление французов через реку Березину». Бородинское сражение. Художник Петер фон Гесс. 1843 год

Отступление французов через реку Березину. Художник Петер фон Гесс. 1844 год.

Пожар, начавшийся в Зимнем дворце 17 декабря 1837 года, уничтожил убранство всех залов, в том числе и Военной галереи. Но ни один портрет не пострадал. Новая отделка галереи была выполнена по чертежам В. П. Стасова. Архитектор внёс некоторые изменения, придавшие галерее торжественно-строгий и более внушительный облик: длина галереи была увеличена почти на 6 метров, а над карнизом разместились хоры – обходная галерея. Военная галерея Зимнего дворца. Художник П. Гау. 1862 год.

В 1949 г.оду, к 150-летию со дня рождения А.С.Пушкина, в Военной галерее была установлена мраморная доска со строками из стихотворения великого русского поэта «Полководец». В 1834-1836 годах А.С.Пушкин часто посещал Военную галерею. Ее вдохновенным и точным описанием начинается созданное в 1835 году стихотворение «Полководец», посвященное Барклаю де Толли. «Толпою тесною художник поместил. Сюда начальников народных наших сил, Покрытых славою чудесного похода И вечной памятью двенадцатого года.» А.С.Пушкин

среди 15 командиров бригад гвардейской, полевой и резервной артиллерии, принявших участие в Бородинском сражении, 10 человек (66,6 процента) были воспитанниками кадетских корпусов из 47 командиров артиллерийских рот гвардейской, полевой, резервной и запасной артиллерии, сражавшихся на Бородинском поле, 34 человека, или 72,3 процента, окончили кадетские корпуса в конной артиллерии воспитанники кадетских корпусов - командиры конных рот - составили 72,7 процента

В Военной галерее представлено 56 портретов воспитанников кадетских корпусов

Рассказать друзьям