Откуда пошло столь уважительное отношение к хлебу?  Хлеб. Мы — славяне! В городе к хлебу уважительно относятся все

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Этот текст нужно написать другими словами(изменить), напишите пожалуйста, буду очень признательна! Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь. Существует неразрывная связь между отношением к хлебу и нравственным состоянием общества. О всяком, кто честно зарабатывает себе на хлеб, в народе уважительно: "Он ест свой хлеб" и, наоборот, пренебрежительно о живущем за чей-то счет: "нахлебник" Хлеб доставшийся даром, не заработанный трудом, человека портит, потому что мешает его нравственной основе. Тем тяжелее труд по добыванию каждого хлебного колоса, каждого кусочка этого чудесного дара, чем уважительнее благоговения относиться человек к хлебу и тем чище душа его, тем совестливее и добрее сам человек.


Раньше у славян был обычай, те кто разломять хлеб, будут друзьями навсегда. И сейчас хлеб – это символ мира, дружбы и добра. Жизнь идет и меняется, но хлеб до сих пор остается самым большим богатством. С хлебом провожали тех, кто уходил на фронт, защищать нашу Родину, и встречали, вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто когда-то ушел от нас и больше никогда не вернётся. Каждый человек по-своему ценит и относится к хлебу. Но всё-таки одно общее есть для всех - хлеб - это жизнь! В народе уважительно относятся к тем, к то честным трудом зарабатывает на хлеб, о них говорят: "Он ест свой хлеб", а к тем, кто живет, за счёт других и ничегоне делает: "нахлебник". Считалось, если хлеб не заработан трудом человека, а просто достался "на халяву" портит человека, мешая его морали и благородности. Чем труднее достаётся хлеб человека, тем уважительней относятся к нему окружающие, и чем чище душа и сердце его тем честнее и добрее сам человек.





Текст от 9 класса. Типа изложение. На пробном, кстати, экзамене. Авторские знаки и грамотность сохранены.

Вариация на тему раз.
Издавна у славян был обычай. Люди бравшие хлеб становились друзьями с хлебом на всю жизнь. При вкушении хлеба жизнь изменяется. И хлеб становится твоим другом навсегда. Народ считает, что хлеб жизнь, жизнь хлеб бог.
Существует связь с хлебом. Хлеб всегда стоит на почетном месте. Хороших гостей встречают хлебом-солью. Но не каждый гость знает, что хлеб надо надломить самому съесть и гостям раздать. Не каждый человек знает, что перед разломом хлеба его надо поцеловать.

Вариация на тему два.
Издавна у славян был обычий. Хлеб ценили, когда провожали в путь когото, когда умирал ктото. Хлеб нельзя бросать, потому что грех наказывал. Люди прислонившийся хлеб оставались навсегда верными друзьями друг другу. Хлеб батюшка был всех народов обычий, когда провожали людей на другой свет.
В каждой зернышке была вложена в хлеб. Нахлебники живут за чужой счет, они зарабатывают на хлеб что бы прожить жизнь. Но есть одно без всякого исключение, хлеб - это жизнь человека. Гостей встречают всегда на праздниках с хлебом и солью.
Уважение к хлебу и любви в семье. К хлебу надо относиться аккуратно. Чем добрее его душа, тем совестливей человек. Кто не ценит хлеб, того наказывал грех.

Еще из одной работы, полувариация:
Люди, преложившие хлеб, становяться друзьями пожизненно.

И еще одна:
При вкушении хлеба жизнь народа изменяется.

Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, возникают новые ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом принято провожать в дальнюю дорогу. С хлебом принято встречать солдат, вернувшихся с войны. Хлебом принято поминать тех, кто уже никогда не вернется.И каждый по-своему помнит и ценит хлеб. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.
Существует неразрывная связь между отношением к хлебу и нравственным состоянием общества.О всяком, кто честно зарабатывает себе на хлеб,в народе уважительно говорят, что он ест свой хлеб. И, наоборот, пренебрежительно отзываются о нахлебниках, живущих за чужой счет..
Хлеб, доставшийся даром,не заработанный трудом,человека портит, потому что лишает его нравственной основы.Чем тяжелее труд по добыванию каждого хлебного колоса, каждого кусочка этого чудесного дара, тем уважительнее, благоговейнее относится человек к хлебу и тем чище душа его,тем совестливее и добрее сам человек.

Отрывок, разумеется, так себе, но не такой уж сложный. Соблазн опять же в том, что это есть в Сети, причем в разных вариантах, следовательно дети начали списывать откуда попало и забыли изначально прочитанный им текст изложения.

ГБС(К) ОУ РМ « Краснослободская коррекционная школа – интернат VIII вида.»

БЕСЕДА:

« Бережное отношение к хлебу»

ВЫПОЛНИЛА:

20.02.2015г.

2014 -2015 уч. год.

Беседа: «Бережное отношение к хлебу.»

Цели: Прививать у детей бережное отношение к хлебу; рассказать детям историю возникновения хлеба; показать значимость хлеба в жизни человека.

Ход беседы

Мы встречаемся с ним каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого произносят с любовью и теплотой люди на всех языках.

Хлеб всегда считается символом благополучия и достатка. Этот продукт питания - самое надежное средство защиты людей от голода.

Как появился хлеб на земле? Этому открытию свыше 15 тыс. лет. Давным-давно люди ели просто зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камней и смешивать с водой. Самый первый хлеб был в виде жидкой каши.

Когда люди научились добывать огонь, то стали поджаривать раздробленные зерна с водой.

В древности очень почитался хлеб, он считался отдельным блюдом.

В средние века во многих европейских странах свежеиспеченный хлеб могли есть только члены королевской семьи, хлеб вчерашний предназначался для окружения короля (высшего общества), хлебные изделия выпеченные два дня назад ели помещики и дворяне, хлеб трехдневной давности служил пищей для монахов и школьников, а хлебом, испеченным четыре дня назад, кормились крестьяне и мелкие ремесленники.

На Руси выпечка хлеба считалась делом ответственным и почетным. Пекли хлебы с медом, маком, творогом, ковриги, пироги, сайки, калачи. Пекари подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников.

О хлебе в народе говорили как о живом существе: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка. Так же как и к хлебу, испокон веков относился народ и к труду тех, кто создавал его. На Руси пекари пользовались особым уважением, их никогда не называли Ивашка, Федька, Петрушка - величали уважительно, полными именами Иван, Федор, Петр. Высоко ценили хлеб на Руси. Уважали людей, которые растят и убирают хлеб.

Во все времена хлеб был и остается продуктом, способным прокормить человека в самую черную годину жизни.

В одном из своих стихотворений Владимир Солоухин вспоминает:

Минуту я запомнил ту
Из детства озорного.
Вдруг скучно сделалось во рту
От хлеба, от ржаного,
И бросил наземь я кусок
От дедушки украдкой
И наступил я на кусок
Босой чумазой пяткой.
И растоптал… И весь как был
Зарылся носом в пыль я.
А раньше дед меня не бил!

Есть только одно слово равнозначное слову “хлеб” - это слово “жизнь”.

В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба - 125 грамм - дневной паек жителей осажденного города. Это святой блокадный хлеб.

В годы войны в Ленинграде хранилась коллекция семенного фонда страны. Люди голодали, но берегли лучшие сорта зерен для будущих поколений.

«Жила на свете девочка по имени Инге. Была она прехорошенькая, но гордая и жестокая. Однажды мать испекла хлеб и сказала: “Доченька, отнеси этот хлеб нашей бабушке”. Инге надела лучшее свое платье и нарядные башмачки и отправилась в путь.

Дорога проходила через болото. Жалко стало Инге своих нарядных башмачков. Бросила она хлеб в грязь и наступила на него, чтобы перейти через лужу. Но только Инге наступила на хлеб, как хлеб вместе с нею стал стремительно погружаться в болото. И оказалась Инге в зловонном подземелье у ядовитой старухи-болотницы. Злая болотница превратила девочку в истукана. Руки и ноги ее окаменели, жирные пауки оплели ее своей паутиной.

Пастухи видели, что случилось на болоте, и вскоре повсюду узнали историю о девочке, которая наступила на хлеб.

Однажды горячая слеза упала на голову окаменевшей Инге. Это плакала ее мать. “Какой толку, что мать теперь хнычет обо мне”, - подумала Инге, и душа ее от этих мыслей становилась еще грубее.

Эту историю услышала маленькая девочка. “Бедная, бедная Инге! - заплакала она, - как бы я хотела, чтобы Инге попросила прощения, и ей позволили вернуться на землю”. Слова эти дошли до самого сердца Инге. И она залилась слезами раскаяния.

В тот же миг луч света проник в зловонное подземелье, и Инге маленькой птичкой вылетела на волю. Она вернулась в родительский дом. Инге и ее мама снова стали счастливыми, потому, что девочка научилась ценить хлеб».

Ребята, никогда не забывайте, что случилось с девочкой, наступившей на хлеб!

Сейчас у нас в стране изобилие хлеба и хлебных изделий. И нередко можем видеть брошенный на землю ломоть хлеба, недоеденные батоны, буханки в мусоросборниках, беззаботных школьников, кидающих друг в друга оставшиеся от обеда булочки или горбушки хлеба.

Во все времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое может нанести человек.

Его сравнивали с золотом, с солнцем, самой жизнью. Недаром у многих народов в древности хлеб, как солнце и золото, обозначался одним символом - кругом с точкой посредине.

Хлеб берегли, в честь хлеба слагали гимны, хлебом-солью встречали гостей.

Хлеб - практически единственный продукт, который не теряет своей привлекательности, сохраняет способность оставаться полезным и самым необходимым продуктом.

Если хлеб зачерствеет, он все равно сможет служить людям добрую службу.

Никогда не выбрасывайте черствый хлеб. И в наши дни во многих семьях, где умеют бережно относиться к хлебу, где знают ему истинную цену, хозяйки могут приготовить блюдо, основу которого составляет черствый хлеб.


Загадка:

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)

Он каждый день на нашем столе. Без него не обходится ни завтрак, ни обед. Он сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни. Он наш верный друг, имя которое мы произносим с любовью и теплотой. Его имя – это хлеб. Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме. А часто ли мы задумываемся, когда берем хлеб в руки, сколько лет хлебу?

1.Ученые полагают, свыше 15 тысяч. Правда, они оговариваются, что хлеб в те давние времена мало чем напоминал нынешний. Это были плотные поджаренные куски зерновой массы.

В древнем Египте 5-6 тысяч лет назад произошло как бы второе рождение хлеба. Там научились разрыхлять тесто, способом брожения , используя чудодейственную силу микроскопических организмов – хлебопекарных дрожжей и молочнокислых бактерий. Искусство приготовления “кислого хлеба” от египтян перешло к грекам. Большим лакомством считался разрыхленный пшеничный хлеб и в Древнем Риме. Там появились довольно крупные пекарни, в которых мастера выпекали многие сорта хлеба.

На Руси владели секретом приготовления дрожжевого теста с незапамятных времен. Пекарни когда-то назывались избами. Но пекли хлеб практически в каждом доме. Лишь несколько веков назад возникла специализация хлебных дел мастеров. Появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, ситники, калачники. С ростом благосостояния населения страны доля потребления самого хлеба немного падает, но, тем не менее, это еще основной продукт на столе рабочего, крестьянина, на солдатском столе. Со временем возникает все больше блюд с использованием муки.

2.С хлебом связано много обрядов. У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. Хлеб брали с собой, отправляясь свататься; с хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания ; везли хлеб вместе с приданым невесты. Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача. Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу. Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу. Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

Сколько же людей причастны к тому, чтобы хлеб появился на нашем столе?

Какие профессии вы можете назвать, которые связаны с выращиванием и изготовлением хлеба?

^ Конкурс «Подумай!»

Артист, комбайнер, врач, пекарь, тракторист, шофер, швея, аптекарь , учитель, мельник, агроном, продавец, селекционер.

Выберите только те профессии, которые связаны с производством хлеба.

От зернышка к буханке.

Испокон веков хлеб был не простой едой. Он был мерилом не только общественного благосостояния, но и человеческой совести. Хлебом-солью встречали друзей. За хлеб бились с врагом насмерть. Хлебом, как именем матери, клялись. Хлеб был продуктом, вызывающим особое, можно сказать, святое чувство. За хлеб, который был нужен умирающим от голода детям Москвы, Ленинграда, Поволжья в годы войны, революции, отдавали свою жизнь сотни людей

1941-1945 г. Война. Вспомним блокадный город Ленинград, ныне Санкт-Петербург. Погибло много детей. В музее истории г. Санкт-Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. 125 граммов в сутки. 80% жмыха, травы, древесной стружки, немного отрубей и лишь 20% муки – вот каким был ленинградский блокадный хлеб. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей города. А людям нужно было жить, работать, нужно было выжить назло врагу, назло бомбежкам и обстрелу.

В годы тягот и лишений

Новый мир мужал и креп

Шел народ в огне сражений

За свободу и за хлеб.

Хлеб войны. Он замешан на великом труде, слезах матерей, хлеб, ковавший Победу. У хлеба есть еще одно название, которое сейчас знает не каждый школьник. Хлеб на Руси называли жито. В этимологическом словаре указано, что оно образовано от слова жити (жить) с помощью суффикса - то.

Не случайно слово хлеб входит во многие пословицы и поговорки.

^ Конкурс «Собери пословицы»

Хлеб - батюшка, вода - матушка.

Худ обед, когда хлеба нет.

Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.

Палата бела, а без хлеба в ней беда.

^ Это интересно.

Хлебные рекордсмены.

Самая длинная плетёная булка - 9,2 метра - была выпечена в городе Акапулько (Мексика) в 1996 году. А самая большая буханка хлеба была изготовлена в 1988 году в Йоханнесбурге (ЮАР). Её длина составляла три метра, ширина и высота - более метра, а весила Гигантская буханка одну тонну и 430 килограммов!

^ Хлебный король.

Французский король Генрих IV ко всем своим титулам добавлял ещё один: "король хлеба". Обеспечивать хлебом нацию ещё более ответственное дело, чем править своими подданными, справедливо полагал монарх.

^ Хлеб - против насморка.

Во время колониальных войн среди английских солдат было распространено убеждение, что насморк можно вылечить, нюхая буханку свежеиспечённого хлеба. Любопытно, что в древнем мире целебные свойства приписывались только чёрствому хлебу.

^ Весомый подарок

Излюбленным хлебным лакомством на Руси были пряники. В старину их дарили на именины, подносили невесте в виде свадебного подарка, потчевали дорогих гостей, угощали ребятишек. Праздничные пряники весили порой около пуда (более 16 кг)

^ Популярная добавка.

За всю жизнь человек съедает в общей сложности 15 тонн хлеба! Причём основная его часть потребляется не отдельно, а заодно с другими продуктами питания.

^ Берегите хлеб!

Поэта Григория Люшнина после освобождения из концлагеря, где он находился в плену, вынесли на руках. Взрослый мужчина весил всего26 кг. Это, ребята, вес ребенка 6–7 лет. В лагере он написал стихотворение, где говорится о том, как надо беречь хлеб и жалеть даже хлебную крошку:

Крошка хлеба на землю упала,

Меньше хлеба на крошку стало.

Где_то в поле неубранном нашем

Столько зерен лежит на пашнях.

Вот собрать бы их вместе – да в кучу!

Хлеб бы выпекли белый, пахучий!

Мы б окрепли и сильными стали,

Мы б тюремные стены сломали,

Снова вышли бы в бой под бомбежку.

Да, жалеть надо хлебную крошку!

Вот так относились к хлебу во время войны. К великому сожалению в наше время не все люди знают и понимают какова цена хлеба. Не денежная!

Как вы думаете есть ли легкий хлеб?

Сейчас вы посмотрите отрывок из белорусской сказки«Легкий хлеб» и ответите на вопрос: что значит «легкий хлеб»? Уважают ли в народе того, кто хочет есть легкий хлеб?

^ Ходить по земле – непростая наука,

Не кормит земля нерадивых и глупых.

Ты ей помоги терпеливой работой:

Хлеб станет веселым от теплой заботы.

У легкого хлеба ни цвета, ни вкуса,

Тебя превратит он в лентяя и труса.

И лоб расшибешь, тумаков нахватаешь,

А может случиться, себя потеряешь.

От трудного дела всегда поумнеешь,

Не зря говорится: пожнешь,

что посеешь.

- Очень часто можно наблюдать на наших улицах вот такую картину:

Булка

Три паренька по переулку
Играя будто бы в футбол,
Туда – сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул,
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
- Вы кто такой? – спросили дети,
Забыв на время про футбол.
- Я пекарь! – человек ответил,
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой. (С. Михалков)

Как вы оцениваете поступок этих мальчиков?

Вы думаете мальчики прислушались к словам пекаря и поняли свою ошибку?

А в Древнем Риме за покушение на жизнь пекаря виновный карался смертной казнью. Профессия пекаря – самая древняя на Земле. Особенно ценился тот пекарь, который умел делать хлеб на дрожжах. Этот сорт хлеба был очень дорогим. Его могли позволить себе купить только очень богатые люди.

Как же нужно поступить, если вы недоели кусочек хлеба?

1. Не играй с хлебом.

2. Остатки хлеба отдай птицам.

А еще, ребята, из черствого хлеба можно приготовить много вкусных блюд.

1.На земле без хлеба

Сильному не жить.

В небо не подняться,

По морю не плыть.

2.Этим хлебом мы живем,

Славу хлебу мы поем,

Слава хлебу, слава хлеборобу,

Слава людям и всему народу.

3.Как земли хозяин

Хлеб в руках держи.

Каждой крошкой хлеба

крепче дорожи.

Этими словами мне хочется закончить наш разговор о хлебе.

Как возникает любовь к хлебу, которая затем переходит в страсть , а постепенно на смену им приходит привычка ?

ЛЮБОВЬ


Хлеб. Мы с ним встретились в тот момент, когда материнское молоко заменилось разнообразной пищей и с тех пор не представляем жизни без него.
В хлеб мы влюбляемся не задумываясь. О том, насколько он для нас полезен – мы иногда даже и не подозреваем. Мы просто его любим.
Самый вкусный, несравненный,
Всем знакомый с детских лет -
Это наш обыкновенный
И любимый русский хлеб.

«Привычка к хлебу, как ни к одному другому продукту обусловлена настолько глубокими национальными традициями, что она порождает определенный условный рефлекс, влияет в целом на психику человека» - считает В.В.Похлебкин (исследователь кулинарной антропологии).

О пользе и вреде хлеба спорят многие, но непреложным остается факт,
что хлеб сохраняет и поддерживает наше здоровье.



Природа заложила в пшеничное и ржаное зерно комплекс жизненно необходимых веществ: белков, углеводов, жиров, витаминов, минеральных соединений.

За счет потребления хлеба удовлетворяется на 30% потребность в калориях, белках.
Более, чем наполовину в витаминах группы В, солях фосфора, железа, углеводах.

Хлеб, в отличие от других продуктов, обладает хорошей усвояемостью даже при ежедневном употреблении, которая связана с особенностями химического и физического состава входящих в него веществ:

*белки находятся в денатурированном виде
*крахмал – клейстеризован
*жир - в составе эмульсии
*углеводы, пищевые волокна – в сильно набухшем, размягченном состоянии.

Благодаря этому, хлеб придает пище благоприятную для работы пищеварительного тракта консистенцию.

Психофизическое значение связано с внешним видом, ароматом, вкусом, цветом корки.

Ученые определили «аромат счастья» №1 –это аромат свежевыпеченного хлеба.

Хлеб - не только основа русского национального стола, но и нечто большее.
Он - символ народного благополучия.

Именно поэтому с хлебом в России связаны обычаи, которые пережили многие столетия и в почти неизменном виде дошли до наших дней.

Таков, например, древний русский обычай приветствовать друзей, дорогих, почетных, знатных гостей, молодоженов, новоселов хлебом и солью.

Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути.

«Хлеб всему голова». Он занимает важное место в духовной жизни человека: для древних греков хлеб был даром богов, в Индии считали, что жизнь человека, не употребляющего хлеба, будет несчастной, на Руси хлеб всегда был символом достатка.

В настоящее время почти все религии считают хлеб благословенной пищей, а в Христианстве хлеб – это воплощение тела Христа.

У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу.

В христианстве хлеб играет центральную роль в таинстве Святого Причастия, пресуществляясь во время Евхаристии в Тело и Кровь Христову.

В молитве Отче наш, просьба: «хлеб наш насущный дай нам на сей день» стоит раньше, чем просьба о прощении. Иисус начал с физических потребностей, потому что без физического здоровья мы прекратили бы наше существование и не имели бы духовных нужд.

Мы - славяне! Семенова Мария Васильевна

Хлеб

Каждому из нас приходилось слышать о необходимости уважительного, бережного отношения к хлебу. Однако причину при этом называют обычно одну: в хлебе, мол, заключён нелёгкий человеческий труд. Между тем нелёгкий труд вложен во всякую хорошую вещь или продукт питания. Почему же именно хлеб – «всему голова»? Потому, что в прошлые времена было больше нечего есть? Но ведь мы уже видели – это не так.

Дело в том, что теперь просто мало кто помнит о глубоких мифологических корнях, которые имеют наши взгляды на хлеб.

Знак засеянного поля

Выше уже говорилось о том, как относились славяне-язычники к Земле, в частности к хлебному полю. Добавлю ещё, что в изобразительном искусстве древних культур засеянное поле изображается тем же знаком, что и женская беременность. Этот знак дожил до наших времён в традиционных узорах вышивки на одежде. Отсюда уже следует, что хлеб был для славян священным даром Богов. Запрещалось, между прочим, бить по столу кулаком: стол – это Божья ладонь!

Знак засеянного поля: 1 – на средневековой церковной вышивке, 2 – на женской статуэтке, 3 – в античной росписи, 4 – на алтарике для первых плодов, 5 – на русской деревянной солонке

Кроме того, ту же репу, например, можно есть и сырую, а зерно требует тепловой обработки. Его надо хотя бы поджарить. А чтобы сварить простейшую кашу, нужно обеспечить «союз» Огня, Воды и зерна – продукта Земли. Все эти три сути были для славян Божествами, всем трём поклонялись. Сладкая (сваренная на меду) каша, заправленная ягодами, являлась древнейшей языческой ритуальной едой: она несла мощную идею плодородия, победы над Смертью, вечного возвращения Жизни. Уместно напомнить здесь о Яриле и о «воскресающем» зерне, которое только радуется собственным «похоронам». В священной каше с зерном соединяется ещё и мёд – один из символов «живой воды» у самых разных народов, и ягоды, также связанные с идеей «неисчислимого» плодородия. И вся эта символика «прочитывалась» древними так же легко, как мы читаем вот эту книжку, сразу схватывая смысл и не думая про каждую букву!

Стоит ли удивляться, что языческая каша прекрасно вписалась в христианские ритуалы и доныне живёт под названием кутьи, которой угощаются на поминках? Разве что вместо мёда кладут теперь сахар, вместо лесных ягод – изюм, а вместо цельной пшеницы – рис…

Другой древнейшей ритуальной едой с незапамятных пор у славян были блины. Учёные-языковеды пишут, что произношение слова «блин» – искажённое: когда-то оно произносилось «млин» и происходит от того же корня, что «молоть» и «мелкий», обозначая таким образом пищу из размолотого зерна. Возможно, первоначально муку или мелко раздробленное зерно заваривали кипятком и ели ложками, потом однажды пролили на раскалённые камни очага и обнаружили, что новая еда очень вкусна. В блинах, как и в каше-кутье, заключены те же священные сути, а кроме всего прочего, румяный, круглый блин отчасти схож с Солнцем, «умирающим и воскресающим» каждую зиму. Вот почему и доныне блины пекут опять-таки на поминках и ещё на Масленицу, когда празднуется победа над злой Богиней Мораной – холодом, смертью и тьмой, празднуется воскрешение Солнца, Жизни, Весны…

Освоив приготовление каш и блинов, древнейшие предки славян так или иначе вышли и на хлеб.

Хлеб унаследовал все священные свойства, о которых только что говорилось, но многое и добавилось. Всем нам случалось видеть (и трогать руками) тесто, приготовленное для пирога. Если же не случалось – полюбопытствуем. Оно кажется совершенно живым – тёплое, нежное, дышащее. О поверьях, связанных с тестом и хлебом, учёными написано множество книг; сколько-нибудь полно пересказать их здесь невозможно. Вот хотя бы некоторые воззрения. Возвращаясь домой с похорон, наши предки старались первым долгом заглянуть в квашню с тестом, чтобы священная сила Жизни изгнала Смерть за порог. На квашню, покрытую подушкой, перед свадьбой усаживали невесту, чтобы новая семья жила весело, богато, дружно и многодетно. Вынимая хлебы из печи, примечали, в какую сторону наклонились макушечки ковриг: если вовнутрь печи – к прибытку в доме, наружу – к разорению и беде. На свадьбах перемешивали хлеб, испеченный в доме невесты, с хлебом, испеченным в доме жениха: быть двум семьям отныне «хлебами из одной печи»… О том, что это было не просто иносказанием, подробнее рассказывает глава «В едином хлебе». А почему молодых осыпали зерном, я думаю, теперь понятно и без подсказки.

Печь для выпечки хлеба. X век

А вот как в древней Англии определяли преступника: давали подозреваемому съесть сухую корочку хлеба. И если он внезапно давился, – значит, был виноват. Сегодня мы объяснили бы это волнением преступника, боящегося разоблачения, но в древности не сомневались, что святой хлеб сам указывает злодея…

Упомянув об Англии, вспомним два хорошо известных всем слова: «леди» (lady) и «лорд» (lord). Оказывается, они имеют к хлебу самое непосредственное отношение. Вот что можно прочесть в толковых словарях английского языка: «леди» в первоначальном значении – это попросту «та, что замешивает тесто для хлеба»; «лорд» же – «хранитель хлебов». Когда в древней Англии разводилась супружеская пара, муж получал из домашнего имущества весь хлеб, выпеченный к моменту развода. А жена – всё тесто, ещё находившееся в квашне!

А что такое «коровай»? Да-да, это слово правильнее писать именно так, а не «каравай», как мы привыкли. Уже было рассказано, как язычники в необходимых случаях приносили в жертву животных, в частности коров и быков. Однако бывало и так, что требовалось умилостивить Богов, а жизнь не позволяла расстаться с коровой-кормилицей. Вот тогда и лепили из теста изображение коровы, а позже – хлеб, увенчанный рожками, «коровай». В первые века русского православия Христианская Церковь порицала «молёные», то есть выпеченные с языческими молитвами, короваи, которые приносили в жертву Роду и Рожаницам. Потом борьба эта утихла, смысл её давно позабылся, а короваи остались. Осталось и наше отношение к хлебу…

Обрядовое печенье «мосты», «козули», «кресты», «жаворонки», «богачи»

Из книги Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (X-XV вв.) автора Мулен Лео

Хлеб В Средние века хлеб наряду с бобами являлся основной пищей. Долго были распространенными каша из проса, затем из ячменя, овсянка, каша из ржи, пшеничная для богачей («сливки, пшеницы и рис», – писал Франсуа Вийон). Затем начали делать галеты, мало чем отличавшиеся от

автора Чуев Феликс Иванович

Хлеб скоту Таня, домработница, рассказывает, что у нее на родине, в Тульской области, хлебом кормят скот. И все стараются взять побольше черного хлеба: «Если берешь две буханки черного, тебе в нагрузку дают батон белого за двадцать пять копеек. Писали об этом в газетах, на

Из книги Молотов. Полудержавный властелин автора Чуев Феликс Иванович

Хлеб - Хлеб какой, - возмущается Малашкин, - есть нельзя. Домешали чем-то, что это такое? При Сталине трудновато было доставать хлеба, но хлеб был замечательный!.. Он человек большой, и Вячеслав Михайлович рядом с ним. Иногда не хватало хлеба, ордера были, но хлеб

Из книги Испанские репортажи 1931-1939 автора Эренбург Илья Григорьевич

Из книги Демографическая история Европы автора Ливи Баччи Массимо

Хлеб и то, что с хлебом Об основных тенденциях питания европейского народонаселения в прошлом известно немногое: при обилии эпизодического и анекдотического материала не хватает достоверной базовой информации. Поэтому трудно более-менее однозначно установить,

Из книги Нерон. Владыка Земного Ада автора Грант Майкл

Хлеб и зрелища И, добавляет Тацит, народу также нравились развлечения, которые предоставлял император, поскольку это был второй элемент девиза «хлеба и зрелищ!» – panem et circenses – классического рецепта, с помощью которого цезари пользовались благосклонностью населения

Из книги Германский вермахт в русских кандалах автора Литвинов Александр Максимович

Собачкин хлеб - Сынок, что ж ты подвел тетю Маню? - в комнату мама вошла с настроением испорченным. - Щавель так поздно принес… Почему? Разве не знал, что мужчины придут на обед?- Знал, - Валерик потупился, - а потом и забыл…- А забыл почему?- Потому. На базаре там

Из книги 100 знаменитых символов Украины автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Из книги Великий Ленин. «Вечно живой» автора Поцелуев Владимир

Битва за хлеб Продовольственный кризис, начавшийся в 1915 г. в связи с общим расстройством российской экономики вследствие войны, поставил страну перед экономической катастрофой. Временным правительством были созданы Общегосударственный и местные продовольственные

Из книги Повседневная жизнь победителей: быт советских людей в послевоенное время (1945-1955) автора Короткова Марина Владимировна

«Второй хлеб» Основная реалия повседневной жизни того времени, шлейфом тянувшаяся из военной эпохи, - постоянная нехватка еды, полуголодное существование. Не хватало самого главного - хлеба. «Вторым хлебом» стала картошка, ее потребление увеличилось вдвое, она спасала

Из книги «Как в посольских обычаях ведется...» автора Юзефович Леонид

Хлеб да соль Торжественный обед, устраивавшийся государем для иностранных дипломатов, издавна был на Руси столь же обязателен, как и пир в честь гостя, принятый в частном быту. «Ради посла было пированье почестное», - говорится в былинах. В 1566 году, договариваясь о

Из книги Крейсер "Эмден" автора Мюккэ Хэльмут фон

6. Хлеб наш насущный Самым серьезным для нас вопросом было снабжение углем. Уголыцик "Markomannia" самоотверженно следовал за нами из Циндао в Индийский океан, но он оказался почти пуст, когда "Эмден" начал свои операции в этих водах. А у нас не было ни одной гавани, где мы могли бы

Из книги Авантюры открытого моря автора Черкашин Николай Андреевич

Красный хлеб В маленький баварский городок Вайсенбург осенью 41-го года доставили шесть экипажей с интернированных советских судов «Хасан», «Волгалес», «Днестр», «Магнитогорск», «Эльтон» и «Каганович». Их разместили в старинном замке Вюрцбург, расположенном на вершине

автора

ХЛЕБ Каждый день, когда мама уходила на работу в свой научный институт, Лёнька ждал открытия ларька, в котором продавали хлеб по карточкам. Ждал и думал о еде. Теперь он всегда о ней думал. Вспоминал, как до войны они всей семьей обедали в пятой столовой. Отец потирал руки и

Из книги Повести о войне и блокаде [антология] автора Смирнов-Охтин Игорь Иосифович

ОПАСНЫЙ ХЛЕБ По льду Ладожского озера машины ехали ночью. В каждой машине – по несколько человек. Мама объяснила Лёньке, что машины – это фронтовые радиостанции. Они отправляются на фронт.Лёнька хотел спросить маму, как же радиостанции попадут на фронт, если они едут в

Из книги Мы - славяне! автора Семенова Мария Васильевна

Хлеб Каждому из нас приходилось слышать о необходимости уважительного, бережного отношения к хлебу. Однако причину при этом называют обычно одну: в хлебе, мол, заключён нелёгкий человеческий труд. Между тем нелёгкий труд вложен во всякую хорошую вещь или продукт питания.

Рассказать друзьям