Стекольный завод красный май вышний волочек. Стекольный завод «Красный май

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Иногда, немного отчаявшись или разочаровавшись, бывает очень приятно неожиданно наткнуться на прекрасное и красивое. Такое, что в один момент перекроет серые предыдущие эмоции и впечатления. Так было со мной в , когда после промокших по колено ног от нечищенных заснеженных дорожек зашли мы в потрясающий музей стекла завода «Красный Май». Посмотрим, что за краски смогли отогреть и обаять?

В 1859 году в селе Ключино московским предпринимателем Самариным был основан химический завод, где выпускалась такая продукция, как купорос и купоросное масло, лампадное масло и нашатырный спирт, крепкие водки и другие различные кислоты. Самарину, к сожалению, средств на развитие производства совсем не хватало и в 1873 году завод был продан вышневолоцкому богатому купцу. Им стал А.В.Болотин и на базе завода основал стекольное производство.

В тот же год новые хозяева построили первую печь и начали выработку стеклянной посуды и плафонов.

Настоящий расцвет производства начался с приходом на завод опытного стекловара Василия Векшина - обладателя тайны оставления шихты для варки цветных стекол.

На заводе начали выпускать цветное стекло с разнообразной цветовой палитрой.

В 1882 и 1886 году продукция завода была удостоена золотой и серебряной медалей на различных выставках. В 1920 году завод был национализирован, а с 1 мая 1923 года его переименовали в завод "Красный Май".

До 1940 годов были построены ванные печи непрерывного действия. Вырабатывалось ламповое стекло и оконное, столовая посуда.

В 30-х годах выполнялся заказ на производство светильников для освещения московского метрополитена.

В годы Великой Отечественной войны вырабатывалось стекло для нужд военно-морского флота, авиации и медицины, семафоры и светофорные линзы, аккумуляторные сосуды и прочее.

В 1944 году предприятие получило правительственный заказ на изготовление рубинового стекла для кремлевских звезд.

Заказ был успешно выполнен в 1946 году, а заводу было вручено Красное знамя ВЦСПС и Наркомата легкой промышленности на вечное хранение.

В 1950-1960 годах выпускались изделия из цветного стекла, раскрашенные золотом, люстрой, силикатными красками, а также широкий ассортимент хрустальных изделий.

С 1959 года завод "Красный Май" начал работать с сульфидно-цинковым стеклом, которое за неисчерпаемое богатство цвета назвали "русским чудом".

Художники на предприятии создавали уникальные декоративные композиции из этого стекла, которые очень успешно демонстрировались на выставках не только в нашей стране, но и за рубежом.

Брюссель, Нью-Йорк, Монреаль, Париж, Лондон по достоинству оценили красномайское стекло.

В 1974 году в связи с реконструкцией Красной площади завод снова выполнил почетный заказ по изготовлению рубиновых кремлевских звезд.

В 1980 году завод "Красный Май" был награжден почетным орденом Трудового Красного Знамени.

В 1983 году предприятие выполнило большой заказ по изготовлению светильников из прозрачного и молочного стекла для Московской консерватории им. П.И.Чайковского.

В 1986 году по просьбе правительства Болгарии было изготовлено рубиновое стекло для мемориала дружбы на Шипке и для Дома правительства в Софии.

В 2001 году стеклозавод "Красный Май" был закрыт и постепенно превратился в руины.

Но память о его истории и великих талантливых мастерах и художниках до сих пор жива в коллекции художественного стекла, которая была собрана и открыта для обозрения еще в 1968 году и теперь демонстрируется в новом музее стекла в Вышнем Волочке.

Посетите при возможности этот музей.

Ну, вдруг занесет вас в Волочёк и захочется красоты и ярких красок?

Адрес музея: г. Вышний Волочёк, улица М. Магомаева, дом 17. Работает ежедневно, кроме понедельника, с 10 до 18.

А в завершение еще некоторая полезная информация и благодарности за насыщенный туристический информационный тур. Наша поездка в Вышний Волочёк конечно бы не состоялась без давней и плодотворной дружбы сообщества

История развала завода «Красный май» в некотором смысле каноническая. Предприятие достойно пережило 90-е во главе с «красным директором» Л. Шапиро. В начале нулевых в совет директоров завода были введены новые люди, которые быстро довели его до банкротства и приватизировали. Главным учредителем ООО «Стекольный завод «Красный май» до сих пор числится Михаил Пружинин, а соучредителем – Андрей Устиновский. Оба находятся уже 5 лет в розыске по громкому уголовному делу в отношении ОПГ «Ростовские». Следствие считает их главарями этой преступной группировки, костяк которой, несмотря на название, составляли жители Петербурга. Остальные «ростовские» получили в 2011 году реальные сроки по обвинениям в вымогательстве, мошенничестве и злоупотреблении должностными полномочиями.

Константин Литвин

главный художник
завода «Красный май»
с 1986 по 2002 гг.

В 90-е годы, когда директором был Леонид Дмитриевич Шапиро, завод выживал. Мы шли даже достаточно прилично по сравнению с другими. Потом Шапиро ушел на пенсию, была какая-то чехарда с руководством, но мы еще работали, наконец, в 2002 году пришел новый директор Валов, поставили его питерские товарищи вместе с тогдашним мэром города Хасаиновым. Для начала они решили приватизировать завод. Для того, чтобы купить его за копейки, они его обанкротили. Они обанкротили, погасили все печи и разогнали всех сотрудников. Это был 2002 год. Завод они получили, но обратно он не заработал. Что-то подобное переживали тогда все большие стекольные заводы. И Гусь-Хрустальный, и Дятьково, они перебирались из одного банкротства в другое, третье, но оставались на плаву. Так, худо-бедно, но шевелились. А вот наш в общем пошел ко дну.

А вообще наш завод был третьим по величине стекольным заводом в стране. Гусь-Хрустальный, Дятьково и «Красный Май». Лучший период его деятельности – это было более трех тысяч работающих и очень широкий ассортимент посуды и осветительной арматуры. В общем, один из лучших заводов был. И первый завод по цветному стеклу, наверное, вообще лучший в стране. У нас варили такие стекла, как сульфидное,рубиновое и так далее. Неслучайно заказ на кремлевские звезды именно мы получили. Это была гордость страны.

Эти странные люди, появившиеся в совете директоров, не слушали меня, не слушали других специалистов и занимались только тем, что выводили деньги из предприятия

Теперь там ничего не осталось кроме музея. Сначала они распродали все, что было железного, на металлолом, а закончили тем, что разбирали все перегородки кирпичные, которые в цехах были, продавали кирпич и сдавали цеха. Хотя перед окончательным закрытием мы их уговорили, они включили печь, и эта печь каждый месяц давала прибыль в миллион рублей. По тем временам это были очень приличные деньги.Я им говорил, как главный художник: «Включите печь, мы сделаем ассортимент и заработаем энное количество денег, построим еще две печи, потом купим новую линию и так далее. Нельзя сказать, что никто не покупал продукцию. У нас же были еще такие вещи, как листовое стекло цветное. Мы были монополисты. Никто в стране больше не делал вот это цветное узорчатое стекло, стекло с рисунком, оно еще и армированное. Индийское, которое экспортировали, было на несколько порядков дороже. Строительные и мебельные компании с радостью покупали это стекло. Но эти странные люди, появившиеся в совете директоров, не слушали меня, не слушали других специалистов и занимались только тем, что выводили деньги из предприятия. Некомпетентность – вот что похоронило наш завод.

Музей, конечно, жалко. Он тоже принадлежит этим товарищам. Там здание, которое не отапливается вообще. И там одна девочка, которая приезжает, только если экскурсию заказывают. А экспонаты там представляют большую культурную и материальную ценность. Заводу больше 150 лет, много дореволюционной продукции, когда это еще был завод купца Болотина, поставщика его императорского величества, между прочим.

Некомпетентность – вот что похоронило наш завод.

Мы-то с женой нормально пережили, мы художники, у нас мастерская, занимаемся холодной обработкой. Набрали заказов, делаем выставки, ведем достаточно активную творческую жизнь. А вот для многих рабочих остановка завода оказалась равносильна смерти.

Поскольку предприятие был градообразующим, на нем в поселке работали почти все. Кто-то после закрытия поехал охранником работать, кто-то в Москву, кто-то уехал на другие заводы, кто-то спился, кто-то умер, кто-то вообще покончил с собой. Жутко. Просто об этом без слез невозможно говорить. Понимаете, многие мастера обладали узкой специальностью при очень высокой квалификации, к работе своей относились с гордостью и уважением, – и вдруг оказались у разбитого корыта. Другие заводы тогда тоже на ладан дышали, работы по специальности нет, и когда такой мастер идет охранником устраиваться, это, конечно, трагедия.

Когда завод закрыли, взрослые мужики и деды, которые там работали, они просто плакали все. Они остановили печи со стеклом, полные печи. Обычно печь когда останавливают, ее всю вычерпывают, ее вырабатывают полностью для того, чтобы потом зажечь. А здесь печи были просто выключены, и все. Мужики ревели. Это же означало, что все, конец, песня спета, продолжения не будет. Я говорил, просто прокатилась серия самоубийств. Завод – это же не оборудование, это люди. Они тут поколениями работали. Я знал выдувальщика в седьмом поколении! Представляете, его прапрадеды с середины 19 века тут работали. Для таких, как он, просто стимул жить пропал.












По общему мнению, «Ростовские» действовали в тесной связке с городской администрацией. Пружинин («Пружина») и Устиновский официально являлись помощниками мэра, в здании администрации у них были кабинеты. Мэр Хасаинов пробыл у власти почти 15 лет, получив за это время контроль над многими предприятиями города. В 2009 году в Вышнем Волочке было организовано оппозиционное мэру и его команде движение «Новый город». Власть удалось поменять, но ненадолго. Перед уходом Хасаинов провел через местное собрание закон, ограничивающий срок полномочий главы города до двух лет. В 2011 году мэром стал Алексей Пантюшкин, друг Хасаинова. Срок полномочий был вновь продлен до четырех лет, но трагическое происшествие не позволило исполнить их до конца. Ранним утром 19 июля этого года Алексей Пантюшкин умер от разрыва сердца в номере-люкс пятизвездочного отеля в Турции. О его смерти сообщила девушка, оказавшаяся с ним в это раннее время в одном номере. Впрочем, упоминания о ней в российскую прессу почти не просочились. Вместе с мэром в пятизвездочном отеле отдыхали еще 12 городских чиновников разного уровня и пола – все без семей. На какие деньги была организована поездка, так и осталось неизвестным. Пантюшкина похоронили на городской Аллее Славы. Вышний Волочек ждет новых выборов.

Евгений Ступкин

краевед, бывший депутат вышневолоцкой гордумы,
один из основателей движения
«Новый город»

У нас же практически процентов 70 предприятий города закрыто или уничтожено с помощью Хасаинова. Он действовал в русле той же политики, что была в Твери и в Москве, просто отличался размерами. Дорогу строили сейчас окружную для федеральной трассы - так выяснилось, что чуть ли не половина земли, по которой она прошла, принадлежит Хасаинову. Но он же ничего не изобрел. Бывший губернатор Зеленин скупил все лучшие земли Тверской области по дешевке.

Вышний Волочек был индустриальным центром – вторым по значимости городом Тверской области. Все эти заводы знаменитые наши пошли под нож. Не только «Красный май». Например, завод дубильных экстрактов – таких во всей России меньше десятка – уникальную, незаменимую продукцию выпускал. Сегодня даже руин от него не осталось – и покупаем ту же продукцию, правда, худшего качества и много дороже, за рубежом. Знаменитый Зеленогорский завод ферментных препаратов - уникальный завод, уникальные разработки. Обанкротили.

Построили прекрасный кирпичный завод – построили на госденьги, тут же его обанкротили, и та же самая фирма, которая его строила, купила его уже в 10 раз дешевле, понимаете? То есть схема перехода бюджетных денег в частный карман отработана чётко.

У нас же ничего не осталось сейчас. Ну, единственно, что - лес… - лесокомбинат живой, леспромхоз живой. Там директорами нормальные мужики. Большинство лесных предприятий в стране сегодня только и знают, что вырубить и сразу же продать кругляком. Наши леспромхоз и лесокомбинат кругляк не продают совсем – все сырьё идёт в переработку. А большинство просто везут кругляк.

До сих пор половина Вышнего Волочка, практически вся инфраструктура города, все системы жизнеобеспечения города находятся в частных руках, то есть контролируются Хасаиновым и его подельниками. Вода, газ, свет, тепло, все. Даже если нет никаких денег, все равно же люди будут за это платить. И тарифы на эти услуги у нас растут стремительно. Это даже не оголтелый капитализм, это что-то другое. Например, раньше можно было различить – вот это бандит, вот это чиновник. Сегодня эти два понятия настолько слились, что стали единым целым. Единая система, жесткая снизу до верху, вертикальная, мощная, прочная, хорошая. Как ее разрушить, я, например, ума не приложу.

Хасаинова уже шесть лет, как нет у власти, но если человеку принадлежит половина города, каким образом городской власти с ним можно не контактировать? Естественно, с ним считаются. Вышний Волочек - это не что-то уникальное, так работает система по всей России.

До чего доходило – строили завод на госденьги, тут же его банкротили, и та же самая фирма, которая его строила, покупала его уже в 10 раз дешевле, понимаете?

Хасаинов почти 15 лет правил. Одним из тех, кто его сбрасывал, был я. Мы сначала на 70% свою Думу собрали, где не было его холуев, а потом уже и его скинули. Но, как говорится, за что боролись, на то и напоролись. Руководил борьбой с Хасаиновым Бабушкин, он уже потом выразился как-то, что операция по свержению Хасаинова - лучший его бизнес-проект. В общем, так и вышло. Мэром стал родственник Бабушкина, с командой Хасаинова они быстро договорились и разделили сферы влияния. В общем, всех нас кинули – всю команду, которая смогла убрать Хасаинова из мэров, да по большому счёту, и весь город – всех его жителей, 80 % которых проголосовали за смену власти. Я из «политики» ушёл - снова занимаюсь своим любимым краеведением, дописываю книгу «Вышневолоцкая пушкиниана» - почти два десятка друзей и знакомых Пушкина жили в наших краях, представляете?!

Часть 1. О звёздах кремлёвских замолвите слово
Наступивший год мог бы быть отмечен двумя датами - пусть не юбилейными, но по-своему знаменательными: 157-летием с момента основания под Вышним Волочком химического завода и 87-летием с того дня, как этот завод получил последнее своё имя, под которым его все знают - «Красный Май». Знали. Сегодня вместо уникального предприятия, известного когда-то своим хрусталём, одни руины.

Впрочем, есть и круглая дата - ровно 70 лет назад над Московским Кремлём засияли звёзды из стекла, изготовленного на «Красном Мае». Когда-то завод был знаменит в масштабах всего СССР. Ещё бы! «Над всей страной сияют кремлёвские звёзды, сделанные руками красномайских мастеров» , - читаю путеводитель 1988 года. Конечно, не целиком: рубиновые навершия шпилей башен - это сложное инженерное сооружение, над созданием которого трудились десятки предприятий и НИИ. Но изготовленное на «Красном Мае» многослойное стекло - далеко не последняя часть этого сооружения. Потому слова почти тридцатилетней давности, несмотря на пафос, близки к истине. А что осталось от той гордости? Разрушенные цеха, которые вряд ли уже когда отстроят. Да музей, что выживает на одном лишь честном слове.

* * *
В нескольких километрах от Вышнего Волочка в сторону Петербурга находится посёлок Красномайский. Правда, местные жители его так не называют, данный топоним существует лишь в официальных документах. «Поеду на Красный Май», «Живу на Красном Мае», - говоря так, люди имеют в виду именно посёлок, а не завод. В середине XIX века здесь была деревня Ключино, где в 1859 году и возник будущий флагман стекольной промышленности. Сначала как химический. У первого его владельца - титулярного советника Самарина - на дальнейшее развитие производства не хватило средств, и спустя три года завод был выкуплен купцом второй гильдии Андреем Болотиным, который вскоре построил на этом месте стекольный. Позже он основал ещё один завод на территории нынешнего Вышневолоцкого района - Борисовский (ныне - ОАО «Медстекло Борисовское»). Первая стекловаренная печь на Ключинском заводе была запущена купцом и основателем династии стеклоделов Болотиных в 1873 году. Также на средства владельцев завода был выстроен вполне благоустроенный по меркам того времени рабочий посёлок.

К началу XX столетия Ключинский завод производил стеклянную аптекарскую, столовую и кондитерскую посуду, керосиновые лампы, плафоны, выполняя заказы едва ли не со всех концов империи. Вскоре грянула Октябрьская революция, завод был национализирован и в 1929 году получил название «Красный Май». Вокруг предприятия вырос посёлок на 5 тысяч жителей с больницей, школой, музыкальной школой, ПТУ, готовившем помимо специалистов-стеклоделов, трактористов и автослесарей. О «Красном Мае» много писали в областной и центральной прессе. Вспомним, о чём тогда рассказывали газеты и журналы и сравним всё это с нынешними остатками былого величия.

«Когда смотришь на кремлёвские звёзды, кажется, будто они испокон века венчают остроконечные башни: до того органичен их пламень в единстве с прекрасным памятником русского зодчества, до того естественная в нашем сознании неразрывность двух символов - сердце Родины и пятиконечная звезда» («Правда», 1985 г.). Так уж повелось, что мы говорим «Красный Май», а подразумеваем пять рубиновых наверший. И наоборот. Поэтому и начать свой рассказ мне хочется именно с этой страницы. Тем более, что вышневолоцкие звёзды, и ныне украшающие Спасскую, Никольскую, Боровицкую, Троицкую и, Водовзводную башни Кремля, были не первыми.

Впервые пятиконечные звёзды сменили символ самодержавной России - двуглавых орлов - осенью 1935 года. Они были изготовлены из высоколегированной нержавеющей стали и красной меди, в центре каждой звезды был выложен позолоченный серп и молот. Однако первые звёзды недолго украшали кремлёвские башни. Во-первых, быстро потускнели под воздействием атмосферных осадков, во-вторых, в общей композиции Кремля смотрелись довольно нелепо и нарушали архитектурный ансамбль. Поэтому было принято решение установить рубиновые светящиеся звёзды.

Новые навершия появились 2 ноября 1937-го. Каждая из них могла вращаться наподобие флюгера и имела каркас в виде многогранной пирамиды. Заказ на изготовление рубинового стекла получил завод «Автостекло» в городе Константиновка на Донбассе. Оно должно было пропускать красные лучи определённой длины волн, быть механически прочным, устойчивым к резким перепадам температуры, не обесцвечиваться и не разрушаться от воздействия солнечной радиации. Остекленение звёзд было двойным: внутренний слой состоял из молочного (матового, глухого белого) стекла толщиной в 2 мм, благодаря которому свет от лампы рассеивался равномерно по всей поверхности, и наружный - из рубинового 6-7 мм. Вес каждой звезды составлял около тонны, площадь поверхности - от 8 до 9 квадратных метров.

Во время Великой Отечественной войны звёзды погасили и зачехлили. Когда уже после Победы их вновь открыли, на рубиновой поверхности обнаружились множественные трещины и следы от осколков снарядов. Необходима была реставрация. На это раз варить стекло поручили Вышневолоцкому заводу «Красный Май». Здешние мастера сделали его четырёхслойным: внизу прозрачный хрусталь, затем матовое стекло, снова хрустальное и, наконец, рубиновое. Это нужно, чтобы звезда и днём при солнечном свете, и ночью, подсвеченная изнутри, была одного цвета. «Рубиновые звёзды, изготовленные на Константиновском заводе, не выполнили задачу, которую поставили конструкторы. Двойной слой стекла - молочного и рубинового - не давал возможности сохранить яркий цвет звёзд. Между слоями набивалась пыль. А многослойное стекло к тому времени вырабатывали, по-моему, только на «Красном Мае» («Калининская правда», 1987 г.). «Думаю, что читателям будет интересно узнать, как делались опытные образцы звёздного стекла. На изготовление многослойного рубина только для одной звезды потребовалось 32 тонны высококачественного люберецкого песка, 3 тонны цинковых муфельных белил, 1.5 тонны борной кислоты, 16 тонн кальцинированной соды, 3 тонны поташа, 1.5 тонны калиевой селитры» («Юность», 1981 г.).

Засияли обновлённые звёзды в 1946 году. И сияют до сих пор, несмотря на призывы некоторых общественников вновь заменить их орлами. Следующая реконструкция рубиновых «светил» была в 1974-м, и вновь в ней участвовали красномайские мастера. Несмотря на имеющийся опыт, технологию варки пришлось создавать, что называется, с нуля: архивные документы, по которым можно было восстановить «рецептуру», не сохранились.

Надо сказать, что в 2010 году про 75-летие первых Кремлёвских звёзд много писали в центральных СМИ, а про вклад «Красного Мая» ни разу нигде не упомянули. Ни в 1996-м, когда завод ещё худо-бедно, но работал, несмотря на то, что зарплату там стали уже выдавать вазами и фужерами. Ни в 2006-м - хотя бы вдогонку уже ушедшему поезду…

* * *
«Вчера с Вышневолоцкого завода «Красный Май» отправлена партия деталей из бесцветного и молочного стекла для осветительных приборов Московской консерватории имени П. И. Чайковского. Нелегко было мастерам-стеклоделам повторять причудливые формы старинных люстр и бра, которые вот уже более ста лет освещают залы этого музыкального учебного заведения» (Калининская правда, 1983 г.). «Несколько лет назад мастера Вышневолоцкого стекольного завода «Красный Май» по просьбе болгарских друзей изготовили рубиновое стекло для мемориал дружбы, построенного на знаменитой Шипке. И вот новый заказ из Болгарии - сделать четырёхслойное стекло для звезды, которая будет венчать Дом партии в Софии. Исполнить экспортный заказ поручено бригадам мастеров Н. Ермакова, А. Кузнецова, Н. Насонова и А. Бобовникова» («Правда», 1986 г.).

«Красивый посёлок-сад с асфальтированными дорогами, благоустроенными домами-коттеджами, клубом, школой и другими общественными зданиями, с заводом-садом в центре, откуда по всему миру расходятся изделия почти двух тысяч наименований» («Калининская правда», 1959 г.). «Вчера в ГПТУ-24 Вышневолоцкого завода «Красный Май» пришло из Москвы радостное сообщение. Постановлением Главвыставкома ВДНХ СССР за разработку и участие в изготовлении ваз «Юбилейная» и «Кубок», представленных на Всесоюзный смотр художественных работ профтехучилищ, бронзовыми медалями награждены мастера производственного обучения Т. Орлова и Т. Шамрина. А учащиеся Ирина Ярош и Эдуард Ведерников удостоены медали «Юный участник ВДНХ СССР» («Калининская правда», 1983 г.). Для сравнения. Посёлок-сад - обычный окраинный посёлок, каких тысячи. Вроде не заброшенный, но и на ухоженность тоже никакого намёка. Дома-коттеджи - это, видимо, деревянные двухэтажные бараки до сих пор с выгребными ямами. Единственное, за что можно зацепиться взглядом, это небольшая церковь священномученика Фаддея , достроенная буквально несколько лет назад.

Части был город и район. Теперь посмотрим на два музея Вышнего Волочка. Это краеведческий, знакомящий с прошлым города, его уникальными каналами и знаковыми людьми, и настоящая Стеклянная сказка или Цветной сон - музей стекла бывшего завода "Красный май", несколько раз даже изготавливающий по правительственному заказу рубиновое стекло для звёзд Кремлёвских башен.

1. Стекольное производство под Вышним Волочком появилось во второй половине 19-го века, когда местный купец выкупил химический завод и основал на его базе изготовление столовой посуды, абажуров и керосиновых ламп

2. Чуть позже появляется производство цветного стекла, когда на завод пришёл опытный стекловар, знающий секрет технологии

3. Продукция завода получала высокие награды на дореволюционных выставках

8. А зверушки, ахах, поглядите, какие!

11. После революции завод национализировали, переименовали в "Красный Май", расширили и модернизировали производство. Ламповое стекло, оконное стекло, посуда, светильники для метрополитена - всё это здесь делалось. Качественную цветную продукцию, занимавшую, как и в царские времена, высокие места на международных выставках, прозвали "русским чудом"

12. В 1940-е и 1970-е года завод выполнял, наверное, самое важное задание в своей истории - правительственный заказ на изготовление рубинового стекла для Кремлёвских звёзд. Вот его кусочки

Побывав в этом музее, я уже размечтался, как попаду на производство и сделаю репортаж, но не судьба. В 2001 году стеклозавод "Красный Май" был закрыт. Ушла, скажем прямо, огромная эпоха и вырвана целая страница из книги по истории нашей страны, но память осталась. Уже ради этого музея, чтобы снова побывать здесь, я бы вернулся в Вышний летом на круизе "Мостурфлота" или зимой в рамках автобусных туров, так называемых "зимних круизов" этой компании.
Казалось бы, уже почти 17 лет нет завода, но осадочек от этого факта всё равно внутри остался.

13. А это уже Краеведческий музей Вышнего Волочка. Честно скажу, не очень люблю такие, но не пожалел, что побывал в Вышневолоцком. Ему уже более 80 лет, но от экспозиций не веет слоем музейной пыли и сюда не надо нести с собой подушку для сна от скуки. Не так давно здесь всё к тому же реконструировали.

Местные экскурсоводы - настоящие профессионалы своего дела, энтузиасты, готовые часами рассказывать про каждую деталь, про каждый экспонат как про лично им дорого человека и старинного друга. Никаких заученных фраз из путеводителей, никаких "рассказать, да побыстрее бы закончить". Так что музей я всячески всем рекомендую!

14. В Петровском зале можно не только узнать про деятельность царя, сделавшего Вышневолоцкий водный путь по-настоящему судоходным (тем самым соединив Балтику и Каспий и открыв с помощью Вышнего Волочка многие новые возможности для развития России), но и увидеть поднятые со дна каналов пушки, ядра, багры - свидетелей той эпохи

17. Голландцы, которые строили для Петра каналы в Вышнем Волочке, накосячили. Они привыкли работать с морем и не учли особенностей нашей местности. Летом озёра и реки мелели, каналы обезвоживались, движение по каналам вставало и в городах наступал голод.

Исправлять ситуацию и совершенствовать водный путь взялся новгородский купец М.И.Сердюков. Он, гидротехник-самоучка, посвятил водной системе Вышнего Волочка треть века. Шлюзы, бейшлоты, Цнинский канал, водохранилище - всё это результаты его трудов

18. Макет Цнинского шлюза, построенного Сердюковым

19. План гидротехнических сооружений в Вышнем Волочке, представленный Сердюковым императору Петру

20. И современная карта.
После посещения музея захотелось летом побывать на всех сооружениях, в том числе почти разрушенных временем и человеком, посмотреть всё лично и познакомиться подробнее с водной артерией, когда-то бывшей очень важной для России

21. Макет Вышнего Волочка времён Петра. Вот если в музеях есть макеты - это очень круто)

22. Смотрите, какой красавец!
Фрегат "Паллада". Первым его капитаном был Нахимов. В дальнейшем фрегат побывал во многих плаваниях, в том числе в Японии. С началом Крымской войны из-за опасения захвата англичанами был затоплен.
В разные годы на нём проходили службу вышневолоцкие и тверские дворяне

23. Каналы Вышнего Волочка были важнейшими грузовыми магистралями. Вот макет грузовой барки, выполненный по чертежу 19-го века. Как вам факт, что барка поднимала до 130 тонн груза? Я не сначала не поверил)

В Вышнем в связи с переходом с подъёма на сплав суда переоснащались. Рули и мачты снимались, обустраивались помосты, на которых стояли люди, управлявшие 4 огромными вёслами - потесями. На каждую барку сажали лоцмана и 10 рабочих

24. Помните в первой части была часовенка на месте Казанского собора 18-го века, где был зачитан указ Екатерины, даровавшей Вышнему Волочку статус города? Вот таким был этот собор, взорванный в 1930-х

Одно из мест, которое, приехав в Вышний Волочёк, нужно обязательно посетить, это музей стекла завода «Красный май». Того самого завода, чьи изделия были известны далеко за пределами нашей страны и где изготовлены рубиновые звёзды, и по сей день украшающие пять башен Московского Кремля.

О заводском музее я уже писал около двух лет назад в заметке «Красный май: от рубина до руин» . Музей тогда размещался в ветхом, неотапливаемом, с протекающей кровлей здании на территории завода, корпуса которого к тому времени уже больше десяти лет лежали в руинах . Ещё немного - и, казалось, исчезнет навсегда вслед за стекловаренными печами уникальная коллекция. К счастью, этого не случилось. В августе нынешнего года обновлённый музей открылся по адресу: улица М. Магомаева (бывшая Вагжанова), 17.

У здания, где он находится, как и самого музея, тоже непростая история. Его начали строить ещё в 80-х годах прошлого века под новую АТС (автоматическую телефонную станцию), но затем бросили - в эпоху перемен было не до развития телекоммуникаций. Больше 20 лет бетонная коробка пустовала, используясь в качестве, извиняюсь, отхожего места для продавцов располагавшегося рядом мини-рынка. Так продолжалось до тех пор, пока участок, на котором стоял долгострой, не был выкуплен. Здание довели до ума, на первом этаже разместился супермаркет «Пятёрочка», а на втором - музей стекла. Музей не государственный, это частная коллекция собственника строения Владимира Колошвы.

Здание, где располагается музей

Декоративный набор "Большой праздник"

«Красный май». Когда слышишь два этих слова, первое, что вспоминается, это пять рубиновых звёзд на Спасской, Никольской, Боровицкой, Троицкой и Водовзводной башнях главного кремля России. На одном из стендов музея можно увидеть фрагмент того самого четырёхслойного стекла, из которого сделаны навершия кремлёвских башен. Жаль - нельзя взять в руки, чтобы определить его массу. Звезды с размахом лучей от 3 до 3.75 метров весят около тонны каждая, поэтому и интересно, насколько тяжёлым окажется треугольный кусок площадью примерно 20-25 квадратных сантиметров.

Справа - фрагменты четырёхслойного стекла для кремлёвских звёзд

Всего в зале представлено более четырёх тысяч экспонатов - гораздо больше, чем было в старом здании. Первое, что встречает посетителей, это то, без чего не было бы ни звёзд, ни даже простого гранёного стакана - стекловаренная печь. Точнее, её макет и рабочие инструменты стеклодува. Музейный экскурсовод может подробно рассказать о принципе работы печи, о том, при какой температуре происходит выплавка стеклянной массы. Ознакомившись с этим, перейдём непосредственно к просмотру экспозиции.

Вазы для салфеток

В любом музее экспонаты расположены, как правило, в хронологическом порядке их появления на свет. Вот и здесь в первых трёх стеллажах представлена коллекция изделий, изготовленных на заводе ещё в XIX веке, когда он ещё был не «Красным маем», а Ключинским заводом купца и промышленника Болотина. Хрустальная посуда, церковная утварь, керосиновые лампы. «Именно эти лампы, увенчанные тонкими лёгкими абажурами, в 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве были удостоены золотой медали», - писала в 1988 году газета «Красномайский стекольщик». Такими были первые ростки будущей славы местных мастеров-стеклоделов. Ещё один уникальный предмет того времени, который обязательно привлечёт внимание - кувшин с шестью отделениями внутри, разделённых перегородками. Причём эти отделения полностью изолированы друг от друга и между собой не сообщаются. Известна фамилия мастера, сделавшего этот графин - Арефьев. После него никто больше не смог создать что-либо подобное.

Чудо-графин мастера Арефьева

«Заслуженный художник РСФСР В.Я. Шевченко сочетал незаурядную одарённость, широкую профессиональную эрудицию и стремление к эксперименту и открытию. Он умел дать сульфидному стеклу своеобразную светопластическую трактовку, обнаружил в материале способность к мощной, даже стихийной выразительности» . Это информационная справка о Викторе Шевченко (1935 - 2011 г.) - члене Союза художников СССР, с 1975 года работавшем на заводе «Красный Май» старшим художником, а до этого - на Дятьковском хрустальном заводе. Декоративные панно, светильники и другие работы Шевченко можно встретить в МХАТе и Центральном доме художников. Также его изделия были удостоены первой премии на Квадриенале (выставка, проводимая один раз в четыре года - прим. Авт.) прикладного искусства соцстран в Эрфурте (ГДР) в 1974 и 1978 годах. Действительно, разве можно равнодушно пройти мимо таких композиций гутной (ручной, штучной) работы как «Изумрудная гладь», «Перекати-поле», «Деревьям расти», или «Слово о полку Игоревом»? Отколотый кусок одного из «шлемов» «Слова» - результат неосторожного обращения, в таком виде работа находилась и в старом музее.

Коллеция работ Виктора Шевченко

"Перекати-поле"

Слева - "Деревьям расти" и "Изумрудная гладь"

"Слово о полку Игореве"

«Произведения Коноплева из цветного и сульфидного стекла отличает затейливый лепной декор - вольный каскад искрящихся потоков словно бы ещё не остывшего податливого стекла. Декоративные вазы «Морской прибой», «Водопад», «Берёзки», «Горячий снег» отмечены той особой, свойственной гутному стеклу цельностью декоративного образа, когда материал, форма и цвет слиты искусной рукой художника в нерасторжимое единство» . Сергей Коноплев - потомственный стеклодел, его дед, о котором слагались легенды, трудился ещё у Болотиных. Сам Коноплёв начинал на заводе выдувальщиком, позже, окончив Московское высшее художественно-промышленное училище (ныне - Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова), стал художником. Среди других работ автора с романтическими названиями - «Золотая осень», «Побеги», «Русские узоры».

Коллекция Сергея Коноплева

"Морской прибой"

"Сумерки"

"Русские узоры"

"Золотая осень"

Сульфидное (сульфидно-цинковое) стекло, получаемое при добавлении в стеклянную массу окиси железа и сульфида цинка, с которым работали Шевченко, Коноплев и другие вышневолоцкие художники, наравне с хрустальным и рубиновым являлось одной из визитных карточек завода. Не просто визитной карточкой, «Красный Май» стал едва ли не единственным в мире предприятием, где сульфидное стекло использовалось как непременный атрибут заводского ассортимента. За богатую цветовую гамму в зависимости от условий обработки его назвали русским чудом, что подтверждено многолетней практикой. Впрочем, все эти изделия являются уникальными, выставочными экземплярами. Не менее интересна и та продукция, что выпускалась массово - графины, столовая посуда, плафоны, стилизованные под болотинские «керосинки» электрические сувениры.

Ещё в коллекции музея - подарочные изделия «Красного Мая». Точнее, их уменьшенные копии. Например, копия хрустальной вазы, подаренной первому космонавту планеты Юрию Гагарину. Как называется ваза, догадаться, думаю, не так сложно. Правильно, «Звёзды». Или декоративная композиция «Мир» (автор - Людмила Кучинская), изготовленная к очередному съезду КПСС. А вот - напоминающий подсвечник торшер из ажурного металла, обрамлённого хрусталём. Точно такой же, как уверяет экскурсовод, только больших размеров, был преподнесён советскому лидеру Леониду Брежневу на его 70-летний юбилей.

Справа - "Звёзды"

Рассказать друзьям