Иван шишкин гравюры. Художник шишкин. творческая лаборатория

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Собственность и издание А.Ф. Маркса в С.-Петербурге. Soixante Eau - fortes du Professeur I.I. Chichkine. (1870-1892). Propriete et edition de A.F. Marcks. St. Petersbourg. Спб., Маркс. 1894. Титул + гравированный титул-офорт, , 60 л.л. офортов. В голубой коленкоровой издательской папке с многоцветным тиснением на передней крышке. Формат папки: 42,0х31,5 см. Формат листов: 40,5х30,5 см. Превосходная сохранность, из числа первых оттисков. Экземпляр из библиотеки Владимира Андреевича Балашева. В комплектном и хорошем издательском виде - величайшая редкость!

И.И. Шишкин (1832-1898) - тонкий рисовальщик карандашом и пером, был гравером-профессионалом. Он создал за свою жизнь свыше ста листов, посвятив их целиком изображению родной русской природы. Его офортные работы отличаются тонким знанием природы, прекрасным и верным рисунком и совершенной техникой. И.И. Шишкин - замечательный художник русского пейзажа - с офортом бегло познакомился в 1863 г. в Швейцарии у Коллера. Основательно он стал им заниматься в Петербурге в кругу художников-передвижников в основанном ими «Обществе русских аквафортистов» (1871 - 1874). Наряду с живописью он много времени и сил уделял изготовлению офортных досок. Работал он углубленно и сосредоточенно. Нам известно множество пробных оттисков, сделанных с досок в процессе их изготовления. Кроме обычного приема иглой, И.И. Шишкин применял мягкий лак, акватинту, сухую иглу. Материалами для его граверных произведений служили многочисленные его натурные рисунки. Своими автографическими офортными произведениями И.И. Шишкин намного расширил круг своих зрителей, привлекая их внимание к родной русской природе. В этом была огромная заслуга И.И. Шишкина, создавшего свыше сотни офортов, выходивших в свет отдельными произведениями или целыми сериями. В 1868 году выходит первый альбом его гравюр (шесть литографий) - «Этюды с натуры пером на камне», а в мае 1873 года подготавливает и сам печатает первый альбом офортов (11 листов), выпущенный в качестве премии «Общества поощрения художников». Следующие две папки выходят в 1878 и в 1886 годах, ну и,как кульминация, в 1894 году выходит альбом «60 офортов И. И. Шишкина. 1870 - 1892» (изд. А. Ф. Маркса, Спб.). Кроме того, И. И. Шишкин создал более двух десятков автоцинкографий (так называемый выпуклый офорт), специально предназначенных в качестве приложений к журналам «Пчела», «Свет» и «Нива». Талант нашего бесподобного пейзажиста, полагаем, достаточно известен повсюду в России, где теплится хотя бы малейший интерес к искусству. Его многолетняя усидчивая деятельность произвела многое множество картин, рисунков и гравюр, разошедшихся в массе художественной публики, и кто из видавших эти произведения многозаслуженного профессора не удивлялся его глубокому знанию форм и эффектов русской природы и его мастерству передавать ее впечатления тонко, внятно, характерно. Кого не восхищали его виды непроходимых лесных трущоб, какие можно встретить только на нашем севере, его портреты елей и сосен, растущих на песчаных обрывах или среди густых папоротников, его веселые дорожки и просеки в березовых и дубовых рощах, его широко расстилающиеся луга у берегов рек и речек, его благодатные нивы, покрывающие гладкие и холмистые местности, и, наконец, его угрюмые финляндские и крымские скалы, нависшие над морем или над загроможденным ущельем. И все эти разнообразные мотивы русского ландшафта передаются художником в высшей степени своеобразно, с ему одному свойственным пониманием и чувством природы, свидетельствующим о его безграничной любви к родине. Эта оригинальность, в связи с мастерством рисовальщика и вообще техники, ставит Шишкина высоко среди пейзажистов не только России, но и Западной Европы. Всякий раз, когда знаменитый художник кладет в сторону кисти и вооружается карандашом, рисовальным пером или гравировальною иглою, под его рукою создаются пейзажи замечательные столько же по силе и гармоничности тонов, сколько и по магистральности рисунка. Мы должны указать по поводу лежащей пред нами серии его офортов, которой он только что увеличил свой уже и без того почтенный гравировальный oeuvre. В этом его альбоме, что ни лист - великолепная картина, целиком схваченная из природы, но опоэтизированная чувством художника, и притом исполненная с таким совершенством, которому мог бы позавидовать любой из знаменитейших европейских мастеров. Ни об одном из наших современных художников не хочется сказать так много и по душе, как об Иване Ивановиче Шишкине, и едва ли кто-нибудь из его товарищей представляет собою такой цельный и законченный образ, такую характерную фигуру, какою является этот истинный «поэт природы».

Лучшего определения ему трудно подыскать. Он действительно живет с нею одною жизнью, весь отдается ей, и она не имеет от своего истолкователя никаких тайн. Вглядитесь в портрет нашего «лесовика» (да простит мне читатель это выражение), не только вглядитесь, но вдумайтесь в этого крепкого и сильного человека, от которого веет на вас смолистым и здоровым запахом темного бора, мощью старорусских заповедных дебрей. В группе художников, которым русская живопись обязана замечательным развитием в ней пейзажа, одно из первых мест принадлежит профессору Ивану Ивановичу Шишкину. Он приобрел его своею горячею любовью к природе, своим редким пониманием особенностей, свойственных ей в нашем отечестве, строгим изучением своей специальности не столько под руководством каких-либо наставников, сколько при помощи врожденной наблюдательности и усидчивого труда, - короче, талантом сильным, самобытным, не зарытым под спуд. Эти качества с первым появлением произведений Шишкина перед публикой обратили на него общее внимание, мало-помалу распространяли его известность, и, наконец, закрепили за ним славу первоклассного пейзажиста в нашей школе, - славу, которая сохранится за ним и в истории русского искусства. Шишкин по всей справедливости слывет самым сильным рисовальщиком среди наших пейзажистов, удивительным знатоком растительных форм, воспроизводимых им в картинах с тонким пониманием как общего характера, так и мельчайших отличительных черт всякой породы деревьев, кустов и трав. Берется ли он за изображение соснового или елового леса - отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, являются у него с истинной их физиономией, без всяких прикрас или убавок, в том виде и с теми частностями, которые вполне объясняются и обусловливаются местом, почвой и климатом, где художник заставляет их расти. Пишет ли он дуб или березу, эти деревья принимают у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах и кореньях, гласящие о том, что он не только схватил их в один какой-либо определенный момент, но и старался постигнуть их прежнее существование. Эта верность формам природы, это осмысленное, полное любви отношение к избранным сюжетам, кладут яркую и привлекательную печать на каждую работу, выходящую из-под кисти нашего почтенного пейзажиста. Шишкин привлекательный во всех своих произведениях, в особенности хорош тогда, когда работает карандашом или пером, или же играет гравировальною иглою. Кто соглашается с таким нашим взглядом, тот, подобно нам, найдет объяснение этому взгляду в самих свойствах таланта нашего художника. Сверх картин, писанных масляными красками, Шишкин произвел на своем веку несколько десятков исполненных пером рисунков, высоко ценимых любителями этого рода произведений. Но как картины, так и рисунки искусного мастера доступны для приобретения лишь немногим избранным фортуны; большинство же смертных должны довольствоваться фотографическими снимками с тех и других. Такие снимки с произведений г. Шишкина распространены в значительном количестве и очень уважаются любителями пейзажей. Но что значит фотография, всегда тусклая и смутная, в сравнении с блестящим и сочным эстампом, оттиснутым с гравировальной металлической доски? Поэтому пришедшая Шишкину мысль заняться гравированием на меди крепкою водкою (офортом) была счастливою мыслью. Этот род гравюры, простой по своим приемам и благодатный по результатам, прежде всего и пуще всего требует от художника умения хорошо рисовать и некоторые навыки работы пером и мокрою тушью. Шишкин был уже большой искусник по той и другой части, когда впервые вооружился гравировальною иглою и вытравил первую зачерченную ею доску. Это было в 1853 г. Его первый офорт назывался «Горная дорога». Позднее в Цюрихе, где наш пейзажист находился в качестве пенсионера Академии Художеств, посланного за границу для довершения своего художественного образования, он исполнил две гравюры, как бы из шалости, но они вышли настолько удачно, что не могли не внушить ему охоты более серьезно предаться офорту. Но последовавшее вскоре затем возвращение на родину и необходимость много работать кистью для того, чтобы упрочить здесь свою репутацию, как живописца, отвлекли нашего художника от полюбленного им дела. Только в 1870 г., когда в Петербурге образовался кружок под названием Общества русских аквафортистов, он снова принялся за гравирование, причем, как более опытный между членами этого кружка, помогал многим своими советами и примером. С того времени Шишкин не переставал заниматься офортом в минуты досуга от более многодельных и крупных художественных работ и выпускал свои эстампы то отдельными листами, то целыми сериями, возбуждая каждый раз энтузиазм наших собирателей гравюр и заставляя их друг пред другом гоняться за первыми и лучшими оттисками этих произведений.

Одно время, с целью найти такой способ размножения своих композиций, который соединял бы в себе достоинства медного офорта с удобствами печатания в обыкновенном типографском станке, а следовательно, превосходил бы офорт в отношении дешевизны и многочисленности получаемых равносильных оттисков, - предпринял Шишкин ряд опытов цинкографии, или, как он назывался, выпуклого офорта. Наиболее удачные из этих опытов появлялись в журнале «Пчела», и были, бесспорно, лучшими между ее иллюстрациями. Уступая во многом настоящим офортным гравюрам, они тем не менее очень интересны, потому что в них является художник самолично, а не в истолковании ксилографа, всегда более или менее искажающего воспроизводимый им рисунок. При своей пытливости и настойчивости Шишкин, конечно, продолжал бы еще трудиться над выработкой своего выпуклого офорта, если бы изобретение и новейшие успехи фотоцинкотипии не сделали подобное дело излишним. Боясь идти наперекор скромности уважаемого профессора, не станем распространяться в похвалах таланту его как гравера. Скажем только, что если он - один из первых в ряду русских живописцев пейзажа, то как гравер-пейзажист - единственный и небывалый в России. Мало того, среди аквафортистов столь богатой мастерами этого рода Западной Европы найдется лишь мало соперников ему по искусству передавать в гравюре растения, особенно густые леса, сосны и ели. Живи и работай он в одном из таких центров художественной деятельности, как Париж, Лондон или Вена, или заботься он о распространении своих эстампов вообще в чужих краях, - известность его сделалась бы широкою.

Но, к сожалению, он не умел или не желал искать репутации вне пределов своей родины. Он был горячий патриот и довольствовался тем, что его знали и уважали соотечественники. Среди последних в настоящую пору отдают ему за его гравюры должную дань уважения лишь немногие - горячие любители искусства и страстные собиратели русских эстампов, но придет время - мы в этом уверены, - когда офорты Шишкина будут высоко цениться обширным кругом людей с тонким вкусом, одинаково чутких к художественности и больших, написанных красками картин, и сравнительно маленьких, одноцветных оттисков с гравировальных досок. Во всяком случае, имя Шишкина со временем займет одну из видных страниц в словаре пока еще немногочисленных русских peintres-graveurs. Иван Иванович Шишкин сложен так же, как слажены «кондовые» сосны, на диво поднявшиеся из, по-видимому, бесплодных песков. А. Ф. Маркс очень хорошо сделал, что к собранию вышеприведенных 60 офортов, изданных в 1894 году, приложил и портрет, исполненный тем же способом самим художником. Он превосходно передает не только внешний облик Ивана Ивановича Шишкина - он говорит вашей душе, вы понимаете человека - по спокойным, пристальным и вдумчивым глазам узнаете его манеру наблюдать и всматриваться в сокровенные красоты скромной природы нашего Севера. Это живое лицо - разом делающее вас, постороннего обозревателя, - знакомым художника. И вот нам рисуется утопающее в сумраке и прохладе чернолесье, с тихим лепетом ключа в овраге, с огнистым и расплывчатым закатом солнечных лучей, проникающих сюда сквозь переплеты вершин, и посреди этой свежести и тишины - Мастер-художник, таким, каков он сейчас перед нами в своем проникновенном офорте.

«Поэт природы» - именно. Поэт, думающий ее образами, разбирающий красоту ее там, где простой смертный пройдет равнодушно, безучастно. Для Ивана Ивановича Шишкина как для настоящего поэта - в его родной стихии нет великого или малого. Достаточно треплющихся по ветру былинок, цветов, поднявшихся над травою, широких и запыленных листьев лопуха, чтобы в его творческой фантазии создались картины, полные истинной прелести и силы. Дымок, стелющийся вдали между стволами сосен, просветы неба сквозь дремлющие ветви - все это говорит его сердцу, а в истолковании художника и нашему. Вы видите, что это все живет, чувствует, теплится, дышит под его кистью и карандашом. Вас самих тянет прочь от душного, шумного и суетливого города в величавое и торжественное своим спокойным говором зеленое царство. Его «Лесные цветы» - ведь это сама идиллия, переданная в живом образе. Крошечный рисунок, - но вы чувствуете его жизненную правду, вы вместе с этим поэтом природы понимаете, что в ней нет и не должно быть малого и незначительного. Лесной ручей (офорт № 2) чуть струится в камнях. Кругом молчат деревья, хранящие в своих листах свежесть. Трава, напоенная его живительной водой, пышно раскидывается кругом. Так тихо и сладко делается на душе - точно в нее самую художник перенес мистический покой и благоговейное молчание своего возлюбленного леса. Чтобы дать полное понятие о собрании офортов, пришлось бы перечислять все его нумера. Нужно некоторое принуждение над собою, чтобы говорить не о всех. Ну как миновать, например, этот несравненный уголок леса («На порубке», №5) ночью. Темное небо вызвездило. Полное какой-то неразгаданной тайны, оно мерещится вам за черными стволами деревьев, некоторые из них уже легли под топором. Далеко из глубины бора светится огонек костра. А ночь кругом молчит, и за вершинами неподвижных лесных великанов ее загадочные созвездия медленно и торжественно совершают обычный свой оборот над окутанной мраком землею. Ясный день - ручей капризно змеится и пропадает вдали чуть различимым извивом. Белые, полные солнечного света облака высоко поднялись над уголком расступившегося леса, и на их мареве чернеют привольно раскинутые крылья птиц. И опять ночь зимняя, лунная. Звезды чуть теплятся. Воздуха так много между этими опушенными снегом соснами и елями. Вдали, на темном фоне неба они только чудятся. Точно стоят там трудно различимые фантомы, а перед вами полянка, облитая мечтательным светом месяца, сквозь пуховины осыпавшего их снега торчат стебли оставшихся от лета растений, и в белом тонком насте они же чернеют, неподвижные и безжизненные. Далеко-далеко между деревьями тускло светятся другие, чуть тронутые луной, полянки. Как хороши все эти маленькие «поэмы в рисунках» у нашего поэта природы. Посмотрите на это море. Обрыв чуть покрыт землею каменного берега, могучее дерево уцепилось на нем, пустило в его расщелины свои крепкие корни и пышно облиствело под солнцем над полувоздушной далью. Чайки реют внизу. Движение бездонных вод чудится - вы его видите не глазами, а чувствуете. Дальше - дальше белеет парус. Куда несется он по лазурной пустыне? А вот задумчивая, полная света и красоты южная ночь. Черные и мрачные скалы Гурзуфа обрываются пугающими воображение массами - опять в то же чуть зыблющееся безбрежное море. Месяц, чуть тронутый узенькою тучкою, отразился в его глубинах. Тишина, безлюдье, простор - только этот камень да мерцающие воды что-то без слов говорят вашей душе. А вот еще (№37) - выступ Аю-Дага за великолепной южной сосною - чудным образчиком творчества этой природы. Море спокойно лежит в мощных объятиях скал. Оно не волнуется и не кажется засыпающим. Жарко. Солнце отражено облаками, какие-то черные птицы несутся над ними. Не предвестники ли бури? Но до чего мы мало еще знаем наших лучших художников. Право, начинаешь верить, что артистка провинциального театра, после «Ревизора» пожелавшая немедленно поехать в Петербург пожать руку Гоголю, - не анекдот. Ведь и Ивана Ивановича Шишкина многие грамотные люди считают исключительно автором «сосен» и северных лесных пустынь. А между тем под его карандашом и кистью также живет и воскресает перед нами далекое теплое море, высятся мощные Крымские скалы (№36, 58). Самый камень в его руках полон странной, несколько мрачной красоты. Через утес в другой бьет солнце. Он так и горит перед нами, весь расписанный загадочными трещинами. Скала впереди бросает на него резкую тень, в щели между ними вы чувствуете сумрак и прохладу среди палящего полудня. Каменное великолепие горных долин передано мастерски. У И.И. Шишкина ночи дышат. У нашего поэта природы - рядом с мастерством и техникой идет то, что не часто встречается и у настоящих поэтов. С определенным образом, так или иначе говорящим вашей душе, рядом набросаны, как будто бы вскользь, черточки, которые вы с первого взгляда не отличите. Любуясь этими изящными уголками чудного божьего мира во второй и третий раз, вы в них почувствуете новую красоту, упущенную вами прелесть. Все эти «На лесной меже» (№16), «Полянка» (№20), «Опушка» (№21), «Сосны» (№27) и много других, помимо их удивительной верности природе, погружают вас в мир неуловимых ощущений. Случалось ли вам в солнечный день остановиться у леса в тени и задуматься? В вашей душе точно тени от облаков бегут неопределенные, но чудные впечатления. Вы уходите в мечтательные созерцания как-то недающейся вам в руки красоты. Именно то же я испытал, рассматривая эти вдохновенные рисунки. Особенно два из них: «Дремучий лес» (№26) и «Сосны» (№27) - сколько в них мощи, силы, глубины... Взгляд в этом царстве древесных стволов уходит бог знает куда, и там, где густится тьма, он все еще угадывает новые и новые силуэты и образы. А ночь над морем! Где-то далеко-далеко луна отразилась в воде у самого горизонта... Здесь, на берегу, у резко очерченных во мраке черных деревьев, костер и около него люди... Тянет туда вволю надышаться свободою, свежестью, налюбоваться этой красотою... Всякий раз, когда делается особенно скучно, а за окнами хмурится тоскливый и скупой на ласку зимний день, открывайте эти офорты и вместе с «поэтом природы» Иваном Ивановичем Шишкиным уходите в его заколдованное царство, теряйтесь в его лесах, вволю дышите солнечным светом и теплом, слушайте говор лесных вершин и прибой царственного моря, грезя его лунными ночами - и, возвращаясь к скучной городской действительности, чувствуйте себя освеженными и бодрыми. Нужно знать кропотливое производство офорта, чтобы понять, сколько труда и усилий потрачено на это издание. Маленькая невнимательность, рассеянность - и начинай все сначала. Чтобы добиться тех результатов, которые дает это издание, нужно было упорно и долго преследовать свою цель, преодолеть тысячи препятствий. Сколько великолепных удавшихся досок приходилось вновь переделывать, потому что, по мнению требовательного художника, они не вполне передавали известное настроение. Рассказывая в предисловии, как Иван Иванович Шишкин работал над этим, издатель говорит: «Он не только печатал листы, но и варьировал их до бесконечности, рисовал на доске краской, клал новые тени, делал другие пятна, звезды, лунные блики... Весь в возбуждении работы, сильный, уверенный, он являлся действительно большим мастером, напоминающим собою художников былого времени». Появление офортов в свет является не только удавшимся издательским предприятием, но и крупной заслугой их автора. Можно изучать саму Россию в этих художественных очерках со всем бесконечным разнообразием ее характерных черт, контрастов, тонких и неуловимых для других подробностей, являющихся выпукло и ясно в творчестве нашего «поэта природы». Всех исполненных Шишкиным офортов Д. Ровинский насчитывает до сотни; он указывает, сверх того, на 68 оригинальных литографий и на 15 цинкографических опытов этого мастера. А. Беггров, в 1884 - 1885 гг., издал в двух сериях сборник 24-х фототипических снимков с угольных рисунков, исполненных для него Шишкиным, а Ф. Булгаков «Альбом русской живописи. Картины и рисунки И.И. Шишкина» (Спб., 1892); А. Пальчиков «Перечень печатных листов И.И. Шишкина» (Спб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI - XIX веков» (том II, Спб., 1885).

Помимо 60 офортов, изданных у А.Ф. Маркса в 1894 году, приведем перечень отдельных изданий работ прославленного художника:

1. Шишкин И.И. Гравюры на меди Шишкина. Премия о-ва поощрения художеств на 1873г. Спб., 1873г. Облож., 11 л. гравюр. В папке. 63 см..

2. Шишкин И.И. 25 гравюр на меди a l’eau - fortes с 73 по 78 год. И. Шишкина. Спб., Маркс. 1878г. Грав. тит. л., 24 л.л. офортов. В папке. 45 см. Напечатано при участии художника И. Волконского.

3. Шишкин И.И. Офорты И.И. Шишкина. 1885-1886 г. Издание ведено А. Пальчиковым. Спб., Собств. автора. 1886г. 1 л. оглавлен., 26 л. гравюр. В папке. 44 см.

4. Шишкин И.И. Этюды пером на камне. 6 литографий + литогр. обл. Спб., 6 мая 1868.

5. Souvenirs du Japon par M. Paul Mukhanoff. Litogr. Par Chichkine. Sankt-Petersbourg, 1862. 16 plts.

6. Вышеславцев А. Очерки пером и карандашем из кругосветного плавания в 1857-60 г.г. С 27 литогр. рисунками. Издание М.О. Вольфа. Спб.-Москва, 1867. 14 рисунков, рисованных Шишкиным на камне, с набросков А. Вышеславцева.

26 июля антикварные галереи «КАБИНЕТЪ» в Центральном доме художника представляют выставку всех 60 офортов Ивана Шишкина из знаменитой папки А.Ф. Маркса

Центральный дом художника
26 июля – 4 сентября 2016,
Крымский вал, 10/14, залы 14Б и 15

26 июля в залах Центрального дома художника на Крымском валу откроется выставка «Офорты и графика Ивана Ивановича Шишкина», организованная антикварными галереями «КАБИНЕТЪ».

Впервые в едином выставочном пространстве предстанут все 60 офортов из знаменитой папки А.Ф. Маркса – последнего и самого полного альбома печатной графики И.И. Шишкина (1832–1898), которого современники считали лучшим русским аквафортистом.

Подобно тому, как роман Пушкина «Евгений Онегин» называют энциклопедией русской жизни, уникальный альбом офортов Шишкина, изданный А.Ф. Марксом в 1894 году и включающий в себя 60 лучших работ, может быть созвучно назван энциклопедией русской природы и человека. На этих офортах все мельчайшие нюансы времен года, дня и ночи, солнца и луны, воздуха гроз и зноя, лесов и полей, рек и озер представлены в контексте неразрывной «природной жизни» русского человека.

Это ретроспективное издание дает исчерпывающее представление об эволюции творчества Шишкина-офортиста. Подготавливая альбом, Шишкин собрал все сохранившиеся у него доски, прошел большинство из них офортной иглой и дополнительным травлением, некоторые переделал композиционно, как, например, офорт 1876 года «Зимняя ночь», который в новом альбоме получил название «Зимняя лунная ночь». Также в альбом вошли девятнадцать новых работ, не издававшихся ранее.

К сожалению, судьба папок офортов Шишкина, благополучно бытовавших в уютном мире кабинетной культуры XIX века с ее специальными шкафами и столами для хранения и просмотра гравюр, в последующее неспокойное время сложилась печально. Подавляющее большинство папок и альбомов было разобрано и распродано в виде отдельных листов. Сегодня есть масса коллекционеров, владеющих многими, может, даже лучшими образцами. Но до сих пор не было возможности показать знаменитую папку целиком. Наша выставка позволяет современному зрителю увидеть эту энциклопедию русской природы и человека полностью, без утрат.

Помимо папки Маркса, в экспозиции представлены отдельные редкие офорты, выполненные как на бумаге, так и на шелке: «Можжевельник. Крым» (1885), ставшая последней гравюра «Дуб» (1897), а также уникальный, существующий в единственном экземпляре, цветной автопортрет Шишкина из собрания издателя А.Е. Пальчикова. Всего на выставке будет выставлено 90 экспонатов.

Устроители взяли на себя смелость предложить новую трактовку офортов Шишкина, перенеся их в 3D изображения и объединив получившиеся стереопостеры в тематические триптихи.

К выставке выпущен альбом-каталог, в который вошли репродукции работ из экспозиции, а также все известные списки офортов художника.

Традиционно на выставке можно будет приобрести сувенирную продукцию: открытки и декоративные тарелки с репродукциями, а также изготовленные ручным способом по уникальной авторской технологии постеры, достоверно имитирующие офорт.

Выставка будет работать с 26 июля по 4 сентября 2016 года ежедневно, кроме понедельника, с 11-00 до 20-00 в залах 14Б и 15 на втором этаже Центрального дома художника на Крымском валу.

Офорты Шишкина И.И. — вершина русского гравировального искусства. Иван Иванович Шишкин добился больших успехов в искусстве эстампа - литографии и офорте, которыми увлекся еще в Училище живописи, ваяния и зодчества. Им были созданы впоследствии несколько альбомов гравюр: литографический «Этюды с натуры пером на камне», 1869 г. и три офортных – «Гравюры на меди крепкой водкой И.И. Шишкина», СПб, 1873; «25 гравюр на меди И. И. Шишкина» СПб, 1878; «Офорты И. И. Шишкина 1885 -1886», СПб, издание А. Е. Пальчикова, 1886. В 1894 году Товарищество А. Ф. Маркс выпустило ретроспективный альбом «60 офортов И.И. Шишкина 1870-1892», в который вошли все авторские репринты из предыдущих альбомов и 19 новых композиций, созданных специально для этого издания. Стоит подчеркнуть, что Иван Иванович Шишкин был одним из лучших офортистов своего времени, великим знатоком и экспериментатором в области эстампа. Все доски гравировал лично, вносил по ходу печати авторские правки, благодаря чему мы имеем один и тот же лист с некоторыми вариациями. Для каждого сюжета художник искал особые технические приемы, иногда рисовал на доске кистью, употреблял различные подкладки помимо бумаги – батист, бархат, шелк

Альбом офортов Шишкина издательства А.Ф. Маркса

В альбоме Маркса И.И. Шишкин собрал и переиздал офорты, созданные им за двадцать лет. А. Ф. Маркс желал дать офортам Шишкина наибольшее распространение и известность, приобрел у автора офортные доски в полную собственность. Офорты, напечатанные с этих досок с авторскими исправлениями, по указаниям самого художника, и составили настоящий альбом. Офорты И.И.Шишкина представляют большой интерес для знатоков и любителей, так как являются одной из вершин в искусстве офорта, дают понятие о его разнообразных приемах, завораживают виртуозной игры линий и модуляциями черно-белых теней

Как и в живописи И.И. Шишкина, сюжеты его фортов – природа. Это панорамные пейзажи, лесные боры, могучие деревья, камни, ручьи, зимние валежники – природа в ее первозданном, нетронутом человеком, и даже животными виде

К сожалению, найти полное издание Маркса с 60 офортами Шишкина в наши дни практически невозможно, так как многие годы папки варварски распродавались, выбирались так называемые лучшие, с коммерческой точки зрения листы. Мы представляем вашему вниманию наиболее полное издание офортов И.И. Шишкина

Купить офорты Шишкина

В нашем антикварном салоне Вы можете купить офорты И.И. Шишкина издательства А.Ф. Маркса как в виде отдельных листов, так и полным комплектом

Оценить офорты Шишкина

Если Вы хотите оценить офорты, рисунки или живопись И.И. Шишкина, воспользуйтесь нашей Квалифицированные эксперты в области русского искусства XIX века смогут дать предварительное заключение о датировке и подлинности по присланным фотографиям. Для детальной атрибуции необходим визуальный осмотр

22 мая 2015 года в выставочном зале Белгородского государственного художественного музея в рамках проекта «Достояние музеев России – белгородцам!» состоялось торжественное открытие выставки «Иван Шишкин. Офорты» из фондов Севастопольского художественного музея им. М.П. Крошицкого.

На выставке зритель может познакомиться с интересной и, вместе с тем, менее известной длей наследия мастера, – гравюрами. В музей М.П. Крошицкого эстампы с изображениями природы попали в 1989 году, полную коллекцию печатных произведений передала музею вдова ботаника и геолога Евгения Лавренко, члена Академии наук СССР и страстного коллекционера.

Шишкин Иван Иванович родился 13 января 1832 года в маленьком провинциальном городе Елабуга, расположенном на высоком берегу Камы. В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её, объяснив свой поступок отсутствием желания становиться чиновником.

В Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852–1856) Шишкин поступил только к двадцати годам, с трудом преодолев устои семьи, противившейся (за исключением отца) его желанию стать художником. В августе 1852 года он был уже включен в список учеников, принятых в Московское Училище живописи и ваяния, где получил хорошую подготовку под руководством Аполлона Мокрицкого, бывшего воспитанника Алексея Венецианова.

В училище Иван Шишкин сразу раскрыл себя как непревзойденный пейзажист. Здесь же он впервые познакомился с техникой гравюры и воспроизвел чужую работу под названием «Горная дорога» (1853), но уже в этом произведении чувствовался самобытный художественный почерк будущего мастера.

Богатство и разнообразие растительных форм поистине увлекло художника. Ему казалось интересным все – изображение старого пня, коряги, сухого дерева, былинок на ветру. Иван старательно изучал анатомию природы, делая множество зарисовок с натуры. Все рисунки будущего мастера были предельно просты – сосна на обрыве или у воды, кустарник на болотистой равнине, каменистый берег извилистой реки. Вместе с тем художник изображал телеги, сараи, заборы, придорожные часовенки, пасеки и ульи, всевозможные лодчонки, которые впоследствии также нашли свое место во множестве работ, хоть и имели второстепенное значение.

К окончанию обучения Шишкин уже приобрел некоторые профессиональные навыки как пейзажист и стал заметно выделяться талантом среди товарищей. Но желание к совершенствованию рисунка подвигло его в январе 1856 года отправиться в Санкт-Петербург для поступления в Академию художеств.

Спустя несколько месяцев после поступления, Шишкин начинает привлекать внимание преподавателей своими пейзажами с изображением окрестностей Петербурга, а в 1857 году получает за них две малые серебряные медали, а в 1858 и малую золотую медаль. К этим годам относятся и первые опыты молодого художника в литографии. По авторским наброскам Иван Шишкин исполняет 14 работ литографским карандашом на камне для книги Алексея Владимировича Вышеславцева «Очерки пером и карандашем из кругосветного плавания (1857–1860)». Но из-за нехватки денежных средств данные произведения увидели свет в «Русском художественном альбоме» лишь в 1961-м году.

Обучение Шишкина в Академии художеств у Сократа Воробьева почти никак не сказалось на его творчестве. Подлинной школой для Ивана Ивановича стал остров Валаам, служивший местом летней практики учеников-академиков и поразивший художника своими гранитными скалами, вековыми соснами и елями. Окончив в 1960-м году Академию художеств с большой золотой медалью за «Местность Кукко на Валааме», Шишкин уезжает в пенсионерскую поездку за границу.

В 1863 году в Цюрихе (Швейцария) Шишкин посещает мастерскую профессора живописи Рудольфа Коллера, анималиста и пейзажиста. Коллер в то время жил и работал в доме на берегу прекрасного Цюрихского озера, которое, как и сам город, окружен горами. Именно там Иван Шишкин снова пробует себя в технике офорта, популярно именуемой граверами того времени «царской водкой». Позднее художник пробно исполняет ещё две гравюры, но они выходят настолько хорошими, что пробуждают у мастера желание серьезней отнестись к созданию подобных произведений. К сожалению, последовавший возврат на Родину и необходимость много работать над живописными полотнами отвлекают художника от полюбившегося занятия.

Получив по возвращении из пенсионерской поездки звание академика, Шишкин становится одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. В 1970 году он снова принимается за гравирование и основывает «Обществе русских аквафортистов» (1871–1874), будучи членом-учредителем товарищества. Как более опытный среди членов кружка, помогает многим своим советом и примером, и вместе с ними публикует свои работы в коллективных изданиях гравюр.

В 70-е годы Шишкин начал посвящать все больше времени гравюрам, стараясь выкроить минуты досуга между написанием крупных живописных произведений. К этому времени относятся его знаменитые полотна «Пасека в лесу» (1876) и «Рожь» (1878).

Если другие художники современники в основном использовали офорт для репродуцирования своих работ, то Иван Шишкин нашел в ней способ создания новых произведений, позволяющий сохранить манеру и богатство линейно-штрихового рисунка. Он выпускает эстампы, как отдельными листами, так и целыми сериями, с каждым разом все больше пробуждая энтузиазм коллекционеров и заставляя соревноваться в погоне за первыми и лучшими оттисками произведений.

Шишкин много времени и сил уделяет изготовлению офортных досок и создает за свою жизнь свыше ста листов, посвятив их целиком изображению родной русской природы, в которых сумел органически объединить черты романтизма и реализма. Кроме обычного приема иглой, художник в работе активно применял мягкий лак, акватинту и сухую иглу. Одно время, с целью найти новый, менее затратный и более действенный способ размножения своих композиций Шишкин предпринимает ряд опытов в цинкографии.

В 1968 году выходит первый альбом его гравюр (6 литографий) «Этюды с натуры пером и на камне», в мае 1873 года он подготавливает и сам печатает свой первый альбом офортов (11 листов), выпущенный в качестве премии «Общества поощрения художников». Следующие две папки выходят в 1878 и в 1886 годах, ну а в 1894 году выпускается альбом «60 офортов И.И. Шишкина. 1870–1892».

Ретроспективный альбом, выпущенный санкт-петербургским издательством Адольфа Федоровича Маркса, вобрал в себя все лучшие гравюрные работы Ивана Шишкина. Сегодня доподлинно известно, что хоть издатель и выкупил у художника офортные доски в полную собственность, но продолжал тиражировать листы под чутким руководством мастера. И это не удивительно, Маркс и Шишкин уже давно поддерживали партнерские отношения. Их деловые связи установились, когда Иван Иванович начал иллюстрировать первый в России массовый еженедельный журнал «для семейного чтения» – «Нива».

Примечательно, что на выставке в Белгородском государственном художественном музее представлены все 60 офортных листов, изначально вошедших в альбом. Некоторые из них как раз готовились как приложение к журналам «Пчела», «Свет» и «Нива».

К подобным произведениям относится пейзаж «Ульи», художник приблизил к зрителю ульи и крытый соломой сарай, сократил подробный рассказ и достиг большой емкости и цельности художественного образа.

В 80-е и 90-е годы художника все чаще привлекают изменчивые состояния природы, быстро проходящие моменты. Благодаря интересу к свето-воздушной среде ему хорошо удаются произведения с переменчивым состоянием природы: небом после дождя («Перед грозой», «На реке после дождя»), ночью («На прорубке», «Гурзуф») и сумерками («Зорька»).

В офортах Шишкина можно встретить множество изображений памятников природного и археологического наследия. Среди них «Царев Курган», «Ели в Шуваловском парке» и «Гора Аю-Даг» – портрет «несостоявшегося» вулкана, покрытого реликтовыми растениями, особых сортов фисташек и можжевельника.

«Лесные цветы», «Первый снег», «Поле», «Крым» и многие другие произведения, помимо их удивительной верности природе, погружают зрителя в мир неуловимых ощущений. Лесной ручей чуть струится в камнях. Кругом виднеются живописные разломы скал и обрывы. Молчат вековые ели, кондовые сосны, дубы, рощи березок и кустарники папоротника, хранящие в своих листьях свежесть. Движение вод и трав чудиться – его видишь не глазами, а чувствуешь. Везде тишина и простор.

Среди наиболее интересных произведений выставки – офорт «Муравейник», и не один, а целых два. Один из этих ценных экспонатов приехал в Белгород с остальными листами альбома, а второй подарен Белгородскому государственному художественному музею в 2007 Губернатором Белгородской области Е.С. Савченко на открытие нового здания.

В экспозиции можно увидеть и автопортрет Ивана Шишкина, исполненный в 1886 году. Фон портрета выполнен динамичным штрихом, как и большинство произведений мастера.

Офорты И.И. Шишкина представляют большой интерес, так как дают наглядное понятие о разнообразных приемах офорта, игры линий и теней в черно-белом цвете.

В произведениях видно стремление художника к пластической трактовке природных форм, анатомичности рисунка, а также хорошая профессиональная выучка.

Живи и работай он в одном из европейских художественных центров своего времени или заботься больше о распространении эстампов за рубежом, – известность Ивана Ивановича Шишкина как превосходного гравера была бы большей. К сожалению, сегодня офортам Шишкина дань уважения отдают лишь горячие любители искусства и страстные коллекционеры.

И в конце хотелось бы отметить, что данная экспозиция поистине является уникальной. Она не только знакомит посетителя с редким печатным изданием, но и позволяет насладиться малоизвестными произведениями выдающегося мастера, лучшие из которых стали классикой национальной живописи и графики.

2012 Культурология и искусствоведение № 2(6)

УДК 76:027.7 (571.16)

М.А. Петрова

ОФОРТЫ И.И. ШИШКИНА В НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКЕ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА*

Статья посвящена коллекции «Офорты профессора И.И. Шишкина», которая хранится в фонде Научной библиотеки Томского государственного университета. Автор приводит предысторию создания данной коллекции и краткую характеристику техники офорта. Анализируются особенности альбома и история его появления в библиотеке. Коллекция рассматривается как часть наследия великого русского художника, которая характеризует его как талантливого офортиста.

Ключевые слова: И.И. Шишкин, офорты в Научной библиотеке Томского государственного университета, офорты И.И. Шишкина.

Иван Иванович Шишкин является одним из самых крупных русских пейзажистов второй половины XIX в. Чтобы понять его картины, ощутить своеобразие его незаурядной личности, необходимо познакомиться с его творческими позициями, взглядами, процессом духовного становления, развитием таланта пейзажиста.

Человек исключительного трудолюбия, Шишкин занимался живописью с настоящим упоением, с радостью и порой даже с ожесточением. «Художник и ученый совершенствуется до конца своих дней», - написал он на одном из рисунков, сделанном в Московском училище живописи, ваяния и зодчества .

Шишкин сумел в своем творчестве наиболее полно выразить народные представления о русской природе, русском лесе. Именно поэтому он считается одним из крупнейших представителей русской реалистической пейзажной живописи второй половины XIX в. «Шишкинский лес» стал таким же типичным понятием, как «тургеневская девушка» или «левитановская осень».

Шишкин принадлежал к кругу передовой академической молодежи, которая воспитывалась на идеях прогрессивной материалистической эстетики и литературы и восставала против искусства, чуждого современности, против казенно-бюрократических порядков. Для Шишкина долгом художника было войти в жизнь русского общества, заинтересоваться его судьбой, проникнуться «идеями века» .

Основанный на углубленном аналитическом исследовании природы, творческий метод Шишкина был созвучен эпохе просветительства со свойственным ей интересом к точным наукам, и в частности к естествознанию. Утверждение этого нового реалистического метода, который развенчивал освященные академическим авторитетом установки псевдоромантического пейзажа, явилось важнейшей заслугой художника.

* Статья подготовлена при финансовой поддержке совместного конкурса РГНФ и Администрации Томской области, проект №11-11-70001а/Т.

Ясное понимание задач, стоявших перед русским реалистическим искусством, ярко выраженный демократизм взглядов, неприятие академической системы естественно привели художника в ряды передвижников. Здесь, в Товариществе передвижных художественных выставок, одним из учредителей которого в 1870 г. стал Шишкин, он нашел истинных друзей-единомышленников, а его произведения - отзывчивого зрителя. С основания Товарищества передвижных художественных выставок Шишкин до конца своей жизни оставался в числе его членов .

Наряду с живописным наследием Шишкина большим и значительным вкладом в сокровищницу национальной художественной культуры являются также рисунки и многочисленные офорты, исполненные художником.

Офорт - способ изготовления авторской печатной формы, который соединяет методы ручного гравирования с химическим травлением. Медную или цинковую пластину толщиной от 0,5 до 2,5 мм покрывают кислотоупорным лаком или кислотоупорным грунтом, в состав которого входят воск, канифоль, асфальт. Линии рисунка процарапывают по лаковой пленке (грунту), обнажая поверхность металла. Затем пластину в несколько приемов травят: медную - раствором хлорного железа, цинковую - азотной кислотой, получая углубленные печатающие элементы. После первого травления, достаточного для незначительного углубления штрихов в самых светлых местах изображения, эти места закрывают защитным лаком, исключая их в дальнейшем из процессов травления. Затем подвергают пластину второму травлению, выкрывают лаком участки следующей градации тона и т.д. Благодаря этому штрихи получаются различной глубины и притом более простыми средствами, чем в резцовой гравюре. В конце лак удаляют.

Офортом называют и оттиск, полученный на бумаге с авторской печатной формы, изготовленной по данной выше технологии. Офорт - тиражная техника, где каждый оттиск пронумерован и является самостоятельным произведением. Как правило, это в среднем от 5 до 20 оттисков .

Много и серьезно работая в области гравирования, Шишкин добился больших успехов и занял почетное место в истории русского офорта XIX в. Склонность к занятиям гравированием обнаружилась у Шишкина еще в бытность его воспитанником Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Существует единственный отпечаток офорта «Горная дорога», подписанный «И.Ш.» (1853). Он воспроизводит, вероятно, какой-то чужой оригинал, но в манере исполнения уже чувствуется знакомство с правилами гравирования.

Посвящая летнее время работе над этюдами, Шишкин в зимнее время продолжал усиленно заниматься офортом, часто воспроизводя мотивы своих летних этюдов. Можно сказать, что опыт Шишкина в работе над живописными этюдами бесконечно обогатил и его офорты. Так, к 1886 г. художник выпустил уже три альбома офортов, последний из которых заключал в себе 25 листов. Некоторые листы художник печатал сам.

В 1894 г. петербургский издатель А.Ф. Маркс начал работать над последним альбомом офортов Шишкина, который вышел в свет в 1895 г. Шишкин передал в распоряжение издателя офортные доски, частью переработанные и исправленные им для данного издания. В результате этого был составлен

М.А. Петрова

альбом, включавший лучшие офортные листы художника и вышедший под названием «60 офортов профессора И.И. Шишкина».

Именно данное издание и было найдено в отделе книжных памятников и рукописей Научной библиотеки Томского государственного университета. Данное издание содержит в себе 54 офорта и 1 офорт-фронтиспис с заглавием и фамилией автора. На титульном листе было обозначено: «Счет Макушина. 9 января 1916 года. 25 рублей. Продано Профессору Михайловскому (философия права)» .

Действительно, преодолевая огромные трудности и совершенствуя свое мастерство, Шишкин как офортист представлял собой выдающееся явление. Его офорты составляют как бы энциклопедию русского пейзажа и не в меньшей степени, чем живописные работы, показывают широту и многогранность его таланта. Многие листы даны в различных «состояниях». Это показывает, что Шишкин в каждом выбранном им сюжете добивался не только удачного разрешения своего оттиска, но прежде всего внутренней завершенности создаваемого им образа. В этом отношении ярким примером служит его офорт «В Крыму», изображающий горный пейзаж. Он имеет ряд последовательно выполненных досок одного и того же мотива, в которых художник искал пути к созданию обобщенного возвышенного образа. Среди выполненных Шишкиным офортов имеется и автопортрет художника (1886).

В собрании помимо самих офортов, титульного листа присутствует также полный перечень офортов и предисловие, написанное издателем А.Ф. Марксом. Он отмечает особенности данного издания, рассказывает биографию художника и охарактеризовывает офорты и то, как Шишкин создавал их. «Он не только печатал листы, но и варьировал их до бесконечности, - пишет А.Ф. Маркс о подлинно творческом участии самого художника в издании альбома. - Шишкин рисовал на доске краской, клал новые тени... делал другие пятна, звезды, лунные блики. Весь в краске, возбужденный работой, сильный, уверенный, он являлся действительно большим мастером и повторял собой столь дорогой тип великих мастеров былого времени».

А.Ф. Маркс рассказывает и о художественной стороне альбома, отмечая, что почти все офорты проникнуты поэзией; что в каждом из них присутствует огромное «мастерство дела и рисунка».

Оставленные художником листы его офортов, вместе с досками, над которыми он так упорно работал, должны стать предметом серьезного и глубокого изучения. Для молодого поколения художников офорты Шишкина могут явиться настоящей школой, не только знакомящей с техническими приемами гравирования, но и вооружающей очень цельным методом, в основе которого лежала работа на натуре.

Офортные работы И. И. Шишкина отличаются тонким знанием природы, прекрасным и верным рисунком и совершенной техникой. Кроме обычного приема иглой, художник применял мягкий лак, акватинту, сухую иглу. Материалами для граверных произведений служили его многочисленные натурные рисунки. Своими автографическими офортными произведениями И.И. Шишкин намного расширил круг своих зрителей, привлекая их внимание к родной русской природе.

Творчество Шишкина является замечательным наследием русской культуры, имеющим мировую ценность. Высоко оцененный еще при жизни представителями передовой художественной общественности, Шишкин в наше время стал предметом подлинной гордости России. В свете современных художественных интересов оставшийся огромный живописный материал Шишкина представляет собой богатое наследие, отразившее передовые художественные идеи XIX в.

Офорты Шишкина, хранящиеся в Научной библиотеке Томского государственного университета, позволяют изучить бытование изданных знаменитым русским художником произведений. Также они обращают внимание на роль российских меценатов и издателей, таких как П.И. Макушин и А.Ф. Маркс, в судьбе российской живописи, в частности офортного искусства. Все это представляет собой огромный материал для изучения истории искусства, и составляющую часть культурного и духовного наследия страны.

Литература

1. История русской живописи. М. : Эксмо, 2010. 604 с.

2. Иван Иванович Шишкин. Переписка. Дневник. Современники о художнике / сост. и вступ. ст. И.Н. Шувалова. Л. : Искусство, 1978. 463 с.

3. Мальцева Ф. Мастера русского пейзажа. Иван Шишкин [Электронный ресурс] / Товарищество передвижных художественных выставок. Электрон. дан. М. : Товарищество худож-ников-передвижников, 2011. иЯЬ: http://tphv.ru/shishkin_malceva.php (дата обращения:

4. ЗвонцовВ.М., Шистко В.И. Офорт: техника, история. СПб., 2004. 269 с.

5. От издателя (предисловие А.Ф. Маркса) // 60 офортов профессора И.И. Шишкина. СПб.: Артистическое заведение А.Ф. Маркса, 1894.

Рассказать друзьям