Костюмированный бал в зимнем дворце 1903 года

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Надежда Илларионовна Танеева, урожденная Толстая, в наряде боярыни:

Великий князь Михаил Александрович в "полевом наряде царевича":

Великая княгиня Мария Павловна в костюме боярыни:

Фрейлина императрицы Александры Федоровны княжна София Ивановна Орбелиани в костюме боярышни:

Великий князь Сергей Александрович в княжеском наряде:

Великий князь Андрей Владимирович в костюме сокольничего :

Великий князь Алексей Александрович в костюме боярина:

Княгиня Елена Константиновна Кочубей, урожденная Белосельская-Белозерская, в костюме шляхетской малороссийской госпожи:

Великая княгиня Елизавета Федоровна в княжеском костюме:

Князь Николай Николаевич Гагарин в костюме посадского человека:

Фрейлина государынь императриц графиня Александра Дмитриевна Толстая в костюме боярышни:

Великий князь Георгий Михайлович в костюме постельничего:

Графиня Мария Николаевна Лейхтенбергская, урожденная графиня Граббе, супруга герцога Николая Николаевича в боярском летнике:

Великий князь Михаил Николаевич в костюме атамана запорожских казаков:

Вчера была интересная дата - 109 лет со дня одного из самых известных придворных балов в Зимнем дворце времен последнего русского царя - "Русского бала 1903 года".
В следующем году будет круглее дата - 110 лет.
А 9 лет назад в Эрмитаже даже выставка была посвященная этому балу.

Про него написано много, но я решила, что в моем журнале должен быть вот такой отдельный пост про него.

Мое глубокое убеждение, что бал этот был сделан по подобию знаменитого 1897 года, в дни когда отмечался бриллиантовый юбилей правления королевы Виктории. Хотя конечно в то время была мода на такие костюмированные балы, но все же очень уж похоже.

Ничего подобного ни до, ни после этого события не видели стены Эрмитажа. На этом балу собралась без преувеличения, вся политическая элита России, весь дипломатический корпус, иностранные послы. Именно этот Бал называют последним балом Российской империи. Не было после ничего подобного.
11 февраля 1903 года гости собирались в Романовской галерее Эрмитажа, а в Большом (Николаевском) зале Зимнего дворца, шествуя попарно, они отдавали "русский поклон" хозяевам. Центральным событием вечера был концерт в Эрмитажном театре со сценами из оперы Модеста Мусоргского "Борис Годунов", (заглавные партии исполняли Федор Шаляпин и Нина Фигнер), из балетов Минкуса "Баядерка" и П.И. Чайковского "Лебединое озеро" в постановке Мариуса Петипа (при участии Анны Павловой). После спектакля в Павильонном зале танцевали "Русскую". Ужин проходил в Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа, где был сервирован вечерний стол. Затем Их Величества с участниками бала проследовали в Павильонный зал, где вечер завершился танцами.

13 февраля 1903 года состоялась вторая часть бала; среди гостей присутствовали назначенные Ее Величеством 65 "танцующих офицеров". Члены царской семьи собрались в Малахитовой гостиной, остальные – в прилегающих помещениях. В одиннадцатом часу вечера все участники перешли танцевать в Концертный зал, где за позолоченной решеткой на подиуме находился придворный оркестр в костюмах трубачей царя Алексея Михайловича, а в большом Николаевском зале были расставлены 34 круглых стола для ужина. Буфеты располагались в Концертном зале и Малой столовой, столики с чаем и вином – в Малахитовом зале.

После ужина гости и хозяева возвратились в Концертный зал и танцевали до часа ночи. Общие вальсы, кадрили и мазурки начались после исполнения специально подготовленных трех танцев: русского, хоровода и плясовой под руководством главного режиссера балетной труппы Аистова и танцовщика Кшесинского. Кавалерами выступали молодые офицеры гвардейских полков: кавалергарды, конногвардейцы и уланы. Группа танцующих прошла серьезную подготовку: 10 февраля 1903 года на генеральной репетиции в Павильонном зале дамы явились в сарафанах и кокошниках, мужчины – в костюмах стрельцов, сокольничих и др. В качестве "жюри" на репетиции присутствовали Императрица Александра Федоровна и Великая княгиня Елизавета Федоровна.


По распоряжению Александры Федоровны после балов 11 и 13 февраля лучшие фотографы Санкт-Петербурга - Боассон и Эглер, Ренц и Шредер, Левицкий и другие - выполнили одиночные портреты и групповые снимки участников бала. Эти фотографии послужили основой для издания альбома с фототипиями, содержащего 173 изображения. Альбомы распространялись (за определенную плату) с благотворительной целью, в первую очередь среди участников бала. Знакомство с фототипиями позволяет представить общую направленность художественного оформления маскарадных костюмов всех участников бала. Он вышел в 1904 году.


« » на Яндекс.Фотках
Спустя некоторое время, отдельные экземпляры данного альбома, выставлялись на продажу на аукционах, на Западе и стоившие огромные суммы. Отдельную ценность, представляют в данном издании костюмы эпохи Алексея Михайловича. За всё советское время, данное событие, и альбом ни разу не упоминались и уж тем более не переиздавались. О существовании этого альбома, как и о самом Бале 1903 года, знали не многие

На картинке переиздание этого Альбома 2003 года.

А так как посты с картинками из этой книги есть в ЖЖ и лучше уже не сделаешь, я просто дам вам сслыки на них.
Один из самых красивых и полных я считаю пост Алисы в сообществе "История красоты" .

В Эрмитаже сохранилось несколько костюмов с этого бала.

Для тех кому интересно.

А еще почитайте как готовилась к балу Великая княгиня Ксения Александровна. Это ее письма к княгине Александре Александровне Оболенской в январе 1903 года:
Милая Апрак,

Хорошо, узнаю завтра, в 12-го у меня будет Иванова с моделью костюма, надо примерить - очень хотелось бы иметь тебя! Также для кокошника рисунок Фаберже мне прислал. Если можешь, приезжай, пожалуйста!

----
Милая Апрак,

Завтра в 12-го у меня будут портниха Иванова и какой-то господин, которого я видела на выставке (исторический костюм) и просила его сделать мне рисунок башмака! Он, по-видимому, понимает койчто в старине и может дать указание по поводу костюма! Вопрос этот мне надоел и я, наконец, хочу с ним завтра покончить. Не хочешь ли тоже приехать?! Буду очень благодарна, надеюсь, позавтракаешь с нами.

Милая Апрак,

Приезжай, пожалуйста, завтра к завтраку в пол 1-го. Решим насчет кокошника и всего прочего! Благодарю за рисунок. Не предпринимала еще ничего по делу Беккера.

21 гелиогравюра и 174 светопечати. Album du bal costume au Palais d"hiver, Fevrier 1903. 21 photogravues et 174 phototypies. Спб., печатано в Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг, 1904. Титул на русском и французском языках. В п/к переплете эпохи с тиснением золотом на корешке и верхней крышке. 45,7х35,2 см. Как вариант, в издательской коленкоровой папке. 10 тетрадей. Альбом представляет собой коллекцию снимков высочайших особ и лиц, бывших на означенном балу в русских костюмах XVII века. Большая редкость, т.к. издание изначально предназначалось для участников бала.

Библиографические источники:

Антикварный каталог Акционерного о-ва «Международная книга» М., 1924-1936, № 54. М., 1934. Books on Art. № 22 - $20!



Группа танцевавших во время бала "Русскую".



Группа офицеров Л-Гв. Преображенского полка.



Группа офицеров Л-Гв. Конного полка.


Группа офицеров Л-Гв. Гусарского Е.И.В. полка.

Все участники знаменитого бала были одеты в костюмы «допетровской эпохи», специально созданные выдающимся художником А.Я. Головиным, а также И.А. Всеволожским, С.С. Соломко и лучшими портными-костюмерами Н.П. Ламановой, И.И. Каффи, А.Ф.Иващенко и Е.Т. Ивановой. Роскошь в костюмах удачно сочеталась с изяществом. По словам современников, бал был не просто «великолепным зрелищем, но цельным произведением искусства». По желанию последней русской императрицы Александры Федоровны лучшими фотографами Петербурга сделаны фотографии всех участников костюмированного действа. В 1904 году ограниченным тиражом вышел альбом этих фотографий. Сохранилась до наших дней и часть бальных нарядов. Блеск карнавальных костюмов был столь ослепителен, что они стали эталоном для художников сцены и кинематографа, обращавшихся впоследствии к историческим темам.

Е.И.В. Государь Император Николай Александрович.

Е.И.В. Государыня императрица Александра Феодоровна.

Костюмированный бал, проходивший в Зимнем дворце 11 и 13 февраля 1903 года - знаменитый маскарад, во время которого вся знать Российской империи присутствовала в чрезвычайно роскошных костюмах «допетровского времени». Эти костюмы дошли до нашего времени запечатленными в фотографиях, которые являются ценным историческим источником. До настоящего времени этот бал остается самым известным праздником в Санкт-Петербурге времени царствования Николая II. Бал, устроенный к ознаменованию очередной годовщины дома Романовых, состоялся по окончании Рождественского поста и проходил в два этапа: 11 февраля 1903 года состоялся Вечер, а 13 февраля непосредственно сам Костюмированный бал. 11 февраля гости собирались в Романовской галерее Эрмитажа, затем, шествуя попарно, приветствовали императорскую семью, совершив так называемый «русский поклон». Следом состоялся концерт в Эрмитажном театре, со сценами из оперы Мусоргского «Борис Годунов» (исполняли Фёдор Шаляпин и Медея Фигнер), из балетов Минкуса «Баядерка» и Чайковского «Лебединое озеро» в постановке Мариуса Петипа (при участии Анны Павловой).

Е.И.В. Великая Княгиня Мария Павловна.

Е.И.В. Великий Князь Борис Владимирович.

Е.И.В. Великий Князь Андрей Владимирович.

После спектакля в Павильонном зале танцевали «Русскую». За ним последовал праздничный ужин, проходивший в Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа. Завершился вечер танцами. 13 февраля 1903 года состоялась вторая (основная) часть бала. Все участники нарядились в костюмы эпохи царя Алексея Михайловича. Так, например Николай II был одет в костюм царя («выходное платье царя Алексея Михайловича»: кафтан и опашень золотой парчи, царская шапка и жезл - ныне хранится в Оружейной палате), а императрица Александра Фёдоровна в костюм царицы Марии Ильиничны. Придворные дамы были одеты в сарафаны и кокошники, а кавалеры появились в костюмах стрельцов или сокольничих. Среди 390 гостей присутствовали назначенные императрицей 65 «танцующих офицеров», также в одежде стрельцов или сокольничьих XVII века. «Самым зрелищным развлечением в старом московском стиле был костюмированный бал в феврале 1903 г. Николай рассматривал его не как обычный маскарад, но как первый шаг к восстановлению обрядов и костюмов московского двора. Придворные получили указание явиться на бал в одеждах XVII в. «Очень красиво выглядела зала, наполненная древними русскими людьми»,- записал Николай в своём дневнике». « «Впечатление получилось сказочное, - писал очевидец события, - от массы старинных национальных костюмов, богато украшенных редкими мехами, великолепными бриллиантами, жемчугами и самоцветными камнями, по большей части в старинных оправах. В этот день фамильные драгоценности появились в таком изобилии, которое превосходило всякие ожидания».

Е.И.В. Великий Князь Михаил Николаевич.

Е.И.В. Великий Князь Николай Николаевич.

Е.И.В. Великий Князь Дмитрий Константинович.

Е.И.В. Великий Князь Константин Константинович.

Е.И.В. Великая Княгиня Елизавета Феодоровна.

Танцы проходили в Концертном зале Эрмитажа (придворный оркестр также был одет в древнерусские костюмы), и продолжались до часа ночи. Общие вальсы, кадрили и мазурки начались после исполнения специально подготовленных трёх танцев: русского, хоровода и плясовой под руководством главного режиссёра балетной труппы Аистова и танцовщика Кшесинского. В «русском» участвовали 20 пар, и солировали великая княгиня Елизавета Фёдоровна и княгиня Зинаида Юсупова. (Балу предшествовала генеральная репетиция 10 февраля 1903 года). Ужин сопровождался знаменитым Архангельским хором. После окончания по пожеланию императрицы участники были запечатлены лучшими фотографами Санкт-Петербурга (в снимках «Боассонна и Эгглера», «Рейссерт и Фличе», «Левицкий и сын», «К. Е. фон Ганн и Ко», Д. Асикритова, А. Ясвоина, Л. Городецкого и Е. Мразовской, Д. Здобнова, Ив. Войно-Оранского, Ренца и Ф. Шрадера, и других), которые создали одиночные портреты и групповые фотографии участников. Великий Князь Александр Михайлович - Книга воспоминаний: "Ксения была в наряде боярыни, богато вышитом, сиявшем драгоценностями, который ей очень шел. Я был одет в платье соколничьего, которое состояло из белого с золотом кафтана, с нашитыми на груди и спине золотыми орлами, розовой шелковой рубашки, голубых шаровар и желтых сафьяновых сапог. Остальные гости следовали прихоти своей фантазии и вкуса, оставаясь, однако, в рамках эпохи XVII века." "Государь и Государыня вышли в нарядах Московских Царя и Царицы времен Алексея Михайловича. Аликс выглядела поразительно, но Государь для своего роскошного наряда быль недостаточно велик ростом."

Е.И.В. Великий Князь Георгий Михайлович.

Е.И.В. Великий Князь Сергей Александрович.

Е.И.В. Великий Князь Алексий Александрович.

"На балу шло соревнование за первенство между Великой Княгиней Елисаветой Федоровной (Эллой) и княгиней Зинаидой Юсуповой. Сердце мое, ныло при виде этих двух «безумных увлечений» моей ранней молодости. Я танцевал все танцы с княгиней Юсуповой до тех пор, пока очередь не дошла до «русской». Княгиня танцевала этот танец лучше любой заправской балерины, на мою же долю выпали аплодисменты и молчаливое восхищение." "22 января 1903 г. «весь» Петербург танцевал в Зимнем Дворце. Я точно помню эту дату, так как это был последний большой придворный бал в истории Импеpии. Почти четверть столетия прошло с той достопамятной ночи, когда я и Никки смотрели на появление Царя Освободителя под руку с княгиней под оводами этих зал, отражавших в своих зеркалах семь поколений Романовых. Внешность кавалергардов оставалась все та же, но лицо Империи резко изменилось. Новая, враждебная Россия смотрела чрез громадные окна дворца. Я грустно улыбнулся, когда прочел приписку в тексте приглашения, согласно которому все гости должны были быть в русских костюмах XVII века. Хоть на одну ночь Никки хотел вернуться к славному прошлому своего рода...Бал прошел с большим успехом и был повторен во всех деталях чрез неделю в доме богатейшего графа А. Д. Шереметева. Это замечательное воспроизведение картины XVII века, вероятно, произвело странное впечатление на иностранных дипломатов. Пока мы танцевали, в Петербурге шли забастовки рабочих, и тучи все более и более сгущались на Дальнем Востоке."

Его Высочество Принц Сиамский Чакрабон.

Его Высочество Герцог Михаил Георгиевич Мекленбург - Стрелицкий.

В 1904 году по заказу Императорского двора в Экспедиции заготовления государственных бумаг был выпущен специальный подарочный «Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце», содержавший 21 гелиогравюры и 174 фототипий. Экземпляры распространялись за определенную плату с благотворительной целью в первую очередь среди участников бала. В этих же костюмах некоторые гости появились на балу во дворце Шереметева, который состоялся 14 февраля того же года. Кроме того, подобный бал à la russe имел место 20 годами ранее, 25 января 1883 года во дворце Владимира Александровича и Марии Павловны; и 1894 году во дворце Шереметьевых. Костюмы для бала создавались заранее по специальным эскизам художника Сергея Соломко и с привлечением консультантов и стоили целые состояния. Современники также отмечают огромное количество драгоценностей, которыми были осыпаны гости. Несколько костюмов, в которые были одеты участники этих празднеств, сохранились в фондах Эрмитажа. Они поступили в музей из различных источников: из дворцов, принадлежавших членам императорской фамилии (Зимнего и Ново-Михайловского), из особняков петербургской знати (Юсуповых, Голицыных, Бобринских).


11 февраля 1903 года в Зимнем дворце состоялся вечер, а 13 февраля - грандиозный костюмированный бал. Это был последний бал императорской России. До настоящего времени этот бал, за которым закрепилось условное название «Бал 1903 года», остается самым известным праздником в Санкт-Петербурге времени царствования последнего из рода Романовых. Замечательно то, что несколько костюмов, в которые были одеты участники этих празднеств, сохранились в фондах Государственного Эрмитажа. Они поступили в музей из различных источников: из дворцов, принадлежавших членам императорской фамилии (Зимнего и Ново-Михайловского), из особняков петербургской знати (Юсуповых, Голицыных, Бобринских), а также из музеев и Музейного фонда, который существовал в 1920-1930-х годах (туда поступали предметы искусства из многочисленных национализированных особняков петербургской знати). Сохранившиеся на вещах маркировки и документы поступления подтверждают их происхождение.Большое значение для атрибуции маскарадного платья Эрмитажного собрания имеет альбом с портретами участников бала 1903 года. По распоряжению Александры Федоровны после балов 11 и 13 февраля лучшие фотографы Санкт-Петербурга - Боассон и Эглер, Александр, Ренца и Шредер, Левицкий и другие - выполнили одиночные портреты и групповые снимки участников бала. Эти фотографии послужили основой для издания альбома с фототипиями, содержащего около двухсот изображений. Альбомы распространялись (за определенную, довольно высокую, плату) с благотворительной целью в первую очередь среди участников бала. Прекрасно выполненные фотографии позволяют увидеть мельчайшие детали костюмов и на основании сопоставления с имеющимися в музее вещами атрибутировать целый ряд одежд, головных уборов, рукавиц и обуви. Таким образом были выявлены отдельные предметы и комплекты, принадлежавшие двенадцати участникам маскарада. В этих же костюмах они появились на балу во дворце Шереметева, который состоялся 14 февраля того же года. Знакомство с фототипиями позволяет представить направленность художественного оформления маскарадных костюмов участников бала в их реальном воплощении. Здесь представлены бояре и боярышни, различные придворные чины времен Алексея Михайловича, сокольничьи, стрельцы, горожанки в различных одеждах: от богатых ферезей и платен до крестьянских сарафанов с душегреями.
Его Императорское Величество Государь Император Николай Александрович - выходное платье царя Алексея Михайловича

Императрица Александра Федоровна - парадная одежда русской царицы.

Ее Императорское Величество Мария Павловна

Великий Князь Михаил Александрович

Великий Князь Сергей Александрович

Великий Князь Андрей Владимирович

Великая Княгиня Елизавета Федоровна

Великая княгиня Ксения Александровна - Боярыня

Великая княгиня Мария Георгиевна - Крестьянка города Торжка

Светлейший Князь Константин Александрович Горчаков

Светлейшая Княгиня Мария Михайловна Голицина

Княгиня Елена Владимировна Голицына - Боярыня

Генерал-адъютант Князь Дмитрий Борисович Голицын

Князь Феликс Феликсович Юсупов

Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова - Боярыня

Княгиня Елизавета Николаевна Оболенская

Княгиня Наталья Федоровна Карлова - Боярыня

Княгиня Надежда Александровна Барятинская

Княгиня Елена Константиновна Кочубей

Княгиня Надежда Дмитриевна Белосельская-Белозерская

Княжна Олимпиада Александрова Барятинская

Княжна Елена Николаевна Оболенская

Графиня Варвара Васильевна Мусина-Пушкина

Графиня Александра Дмитриевна Толстая

Герцог Георгий Георгиевич Мекленбург-Стрелицкий

Барон Феофил Егорович Мейендорф

Баронесса Эмма Владимировна Фредерикс

Гофмейстер двора Граф Алексей Александрович Бобринский - Боярин

Марина Николаевна Воейкова

Софья Дмитриевна Евреинова

Анна Сергеевна Истомина

Мария Николаевна Лопухина

Надежда Ильинична Новосильцева


Бал проходил в два этапа: 11 февраля 1903 года состоялся Вечер, а 13 февраля непосредственно сам Костюмированный Бал.

11 февраля, в так называемый Вечер гости собирались в Романовской галерее Эрмитажа , затем, шествуя попарно, приветствовали Императорскую семью отдавая так называемый «русский поклон». Затем состоялся концерт в театре Эрмитажа, в котором одну из партий исполнил Фёдор Шаляпин (опера Мусоргского «Борис Годунов»). Затем состоялся праздничный ужин, проходивший в Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа. Завершился вечер танцами.

13 февраля 1903 года, состоялась вторая (основная) часть бала. Все участники Бала были наряжены в костюмы эпохи царя Алексея Михайловича. Так, например Николай II был одет в костюм Алексея Михайловича, а императрица Александра Фёдоровна в костюм царицы Марии Ильиничны. Придворные дамы были одеты в сарафанах и кокошниках, а кавалеры в костюмах стрельцов, сокольничих. Подобные костюмы, которые приходилось создавать по специальным эскизам и с привлечением консультантов, стоили целые состояния. Танцы в этот вечер были в Концертном Зале, где играл придворный оркестр, одетый в костюмы эпохи Алексея Михайловича. Танцы проходили до часа ночи. Танцующие прошли предварительную подготовку и даже генеральную репетицию, где в жюри сидела сама императрица.

Бал 1903 года, выделяется среди прочих светских событий той эпохи. Ничего подобного ни до, ни после этого события не видели стены Эрмитажа. На этом балу собралась без преувеличения, вся политическая элита России, весь дипломатический корпус, иностранные послы. Шли последние, относительно стабильные годы Российской империи, заканчивалась Старая Эпоха и именно этот Бал, спустя более ста лет и видется своеобразным прощанием с прошлым, с ностальгиями и мечтами. Этот Бал был последним «прощай» старой России. Бал 1903 года вызвал широкий резонанс среди современников.

После бала, мудрая императрица Александра Фёдоровна , решила увековечить этот бал, для потомков, а значит, и для ныне живущих поколений, и пригласила лучших фотографов Петербурга, которые создали одиночные портреты и групповые фотографии участников бала в костюмах эпохи царя Алексея Михайловича.

В 1904 году вышел специальный подарочный альбом Бала 1903 года, содержавший 173 фотографии участников бала и стоивший не малых денег, распространявшийся преимущественно среди участников этого бала. Спустя некоторое время, отдельные экземпляры данного альбома, выставлялись на продажу на аукционах, на Западе и стоившие огромные суммы. Отдельную ценность, представляют в данном издании костюмы эпохи Алексея Михайловича. За всё советское время, данное событие, и альбом ни разу не упоминались и уж тем более не переиздавались. О существовании этого альбома, как и о самом Бале 1903 года, знали не многие.

Спустя ровно сто лет, издательством «Русский Антиквариат» осуществлено переиздание этого альбома .

Режиссёр Александр Сокуров, посвятил несколько минут в своём фильме «Русский Ковчег» этому балу.

Ссылки и источники

  • Костюмированный бал 1903 года в Зимнем дворце на сайте Государственного Эрмитажа.
  • Костюмы участников бала 1903 года : 26 фотографий с комментариями.
  • Фотографии некоторых участников Бала 1903 года:
Рассказать друзьям