Самые маленькие народы. Интересные факты о самом маленьком народе, которых вы не знали раньше. Права и свободы российских малочисленных народов

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Самые малочисленные народы мира

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА : Шкроб Г.Г.



Азиатские пигмеи Название пигмеев происходит от греческого слова «пигме», т. е. «кулак», и означает, собственно, «кулачки».

  • Эта группа малорослых темнокожих племен, попала на территорию современной Азии во время одной из миграционных волн с Африканского континента. Этнологи считают, что азиатские пигмеи стали прародителями папуасов Новой Гвинеи и Австралии. Этот небольшой народ вместе с обитателями Шри-Ланки принято объединять в австралоидную расу. Постепенно пришлые племена были вытеснены земледельческими азиатскими племенами и сохранились лишь на немногочисленных маленьких островах.

Водь Самоназвание народа – води, что в переводе с водского звучит как «здешний». Народ включен в список ЮНЕСКО исчезающих и малочисленных народов России.

  • Это малочисленные представители народа, который называют фино-уграми, они считаются коренным населением территории современного Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Ленинградские аборигены считаются самым малочисленным и древним народом современной России.На сегодняшний день водь - одна из самых малочисленных этнических групп, проживающих на территории Российской Федерации. На момент переписи 2010 года из всего, некогда многочисленного народа, осталось 64 человека. Живут эти люди в двух небольших деревнях Краколье и Лужицы что находятся в Ленинградской области, Кингисеппском районе. Водский язык считается исчезнувшим.


Гуаджа

  • Племена этого малочисленного народа проживают к востоку от Амазонии, и, по мнению ученых, ни одному другому народу так не грозит исчезновение как Гуаджа. На данный момент осталось всего около 350 представителей, треть из которых оторвана от внешнего мира, проживая в труднодоступных тропических лесахПроблемы у Гуаджа, как и у многих народов Нового света начались после начала колонизации. Гуаджа были вынуждены оставить свой оседлый образ жизни, и превратились в кочевников, что в корне нарушило их вековой уклад и поставило под угрозу исчезновения.Огромный ущерб народу нанесла вырубка лесов под сельскохозяйственные нужды, которую власти Бразилии согласились приостановить лишь под давлением международных организаций.

Кереки

  • Кереки – один из самых малочисленных народов Российской Федерации. Называют себя также «анкалгакку», что переводится как «приморские люди». На данный момент представителей этого малочисленного народа насчитывается всего несколько человек, и, скорее всего, через несколько лет не останется ни одного представителя. Очень сильно кереки пострадали от ассимиляции чукчей. Считается, что именно от этого народа чукчи научились запрягать собак в упряжки, так как именно кереки изобрели этот способ перемещения.

ЧУЛЫМЦЫ чулымские тюрки, июс кижилер (самоназвание, буквально чулымские люди), пестын кижилер (самоназвание, буквально наши люди)

  • Численность этого коренного народа России – 355 человек по состоянию на 2010 год. Несмотря на то, что большая часть чулымцев признает православие, этнос бережно хранит некоторые традиции шаманизма. Проживают чулымцы преимущественно в Томской области, в бассейне реки Чулым (приток Оби) и его притоков Яи и Кии.Интересно, что чулымский язык не имеет письменности.

Тазы

  • Тазы - метисный этнос в Приморье. Считается, что тазы образовались как результат смешанных браков китайцев, маньчжуров, удэгейцев, нанайцев.Численность этого народа, проживающего в Приморье – всего 276 человек. Язык тазов – это смесь одного из китайских диалектов с нанайским языком. Сейчас на этом языке говорит менее половины тех, кто относит себя к числу тазов.

Ливы

  • Этот крайне малочисленный народ проживает на территории Латвии. Предположительно прибыли в Прибалтику с восточного и северо-восточного направления. Ближайшие родственные ливам народы - современные , с которыми ливы поддерживали хозяйственно-языковые связи до начала XX века , в особенности с рыбаками острова Сааремаа , и водь (проживающий сейчас в нескольких деревнях Ленинградской области). Основными занятиями ливов испокон веков были пиратство, рыбалка и охота. Сегодня народ практически полностью ассимилировался На 2016 год у 168 жителей Латвии национальность «лив» указана в данных Регистра жителей [

Питкэрнцы

  • Этот народ является самым малочисленным в мире и проживает на небольшом острове Питкэрн в Океании. Численность питкэрнцев – около 60 человек. Все они являются потомками моряков британского военного корабля «Баунти», высадившихся здесь в 1790 году. Язык питкэрнцев – это смесь упрощенного английского, таитянского и морской

Окиеки

  • Окиеки, которых также называют огиеками или акиеками, - это африканский народ, обитающий на северо-востоке Танзании, на юге (в лесу Мау) и на западе (в лесах вокруг вулкана Элгон) Кении.По официальной статистике в 2000 году численность этого народа составляла 869 человек, примерно половина из них владела окиекийским языком. Остальные жители общаются на мешаном языке, сформировавшись от соседних народов. Основную часть своей жизни они проводят в лесу, охотясь на антилоп и диких свиней. Кроме того это племя занимается сбором меда диких пчел в лесу Мау.Проблема исчезновения племени Окиеков начались после того как кенийское правительство потребовало от народов живущих в лесу покинуть данную территорию, поскольку в стране начала действовать программа по борьбе с незаконной вырубкой леса. Но правозащитные организации считают, что народ вытесняют и уничтожают из-за чайных плантаторов и лесозаготовительных компаний. За последние 15 лет исчезло около 25% деревьев леса Мау. Вследствие чего уменьшалась популяция антилоп и диких свиней, усложнив жизнь африканскому народу.

Джарава

  • Племя Джарава проживают в Индии на побережье остров Южный и Средний Адаман. Численность темнокожего население, которые относятся к австралоидной большой расе, составляет около 300 человек. Разговаривает этот народ исчезающем языке джарава, входящем к адаманской языковой семье.На сегодняшний день это почти единственное племя на земле, которое практически не общается с внешним миром. Племя Джарава редко конфликтовали с соседними племенами. Но в отличии от других народов не принимали никаких подарков оставленных антропологами. Ящики из пакетами риса, бананы и ткань они выбрасывали в море. И только в 1974 году миссионерам удалось частично установить с ними контакт и раз в месяц племя Джарава получает гуманитарный груз в виде риса и фруктов. Мешки с провиантом оставляют на берегу, а ночью индийцы уносят его в свой поселок. В конце 90-х индийское правительство объявило район где проживает племя Джарава закрытой для посещения зоной, чтобы не вносить раздор в их жизнь и не заражать вирусными болезнями.


Несмотря на все попытки историков и этнографов создать четкую картину развития некоторых народов, в истории происхождения многих наций и народностей до сих пор остается много секретов и белых пятен. В нашем обзоре собраны самые загадочные народы нашей планеты – некоторых из них канули в лету, а другие живут и развиваются и сегодя.

1. Русские


Как всем известно, русские - самый загадочный народ на Земле. Причем, этому есть научное обоснование. Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению о происхождении этого народа и ответить на вопрос, когда же русские стали русскими. Споры ведутся и по вопросу, откуда происходит это слово. Предков русских ищут среди норманнов, скифов, сарматов, вендов и даже южносибирских усуней.

2. Майя


Никто не знает, откуда пришли эти люди, и куда они исчезли. Некоторые ученые считают, что майя связаны с легендарными атлантами, другие предполагают, что их предками были египтяне.

Майя создали эффективную систему сельского хозяйства и имели глубокие познания в астрономии. Их календарь был использован другими народами Центральной Америки. Майя пользовались иероглифической системой письма, которая была расшифрована лишь частично. Их цивилизация была очень развита на момент прибытия конкистадоров. Сейчас же создается впечатление, что майя пришли из ниоткуда и исчезли в никуда.

3. Лапландцы или саамы


Народности, которую русские также называют лопарями, не менее 5000 лет. Ученые до сих пор спорят об их происхождении. Некоторые считают, что лапландцы являются монголоидами, другие настаивают на версии, что саамы - палеоевропейцы. Их язык, как полагают, принадлежит к группе финно-угорских языков, но при этом существует десять диалектов саамского языка, которые настолько разные, чтобы их можно было назвать независимыми. Иногда сами лапландцы с трудом понимают друг друга.

4. Пруссаки


Само происхождение пруссаков является тайной. Они был впервые упомянуты в IX веке в записях анонимного торговца, а затем в польских и немецких хрониках. Лингвисты нашли аналоги в различных индоевропейских языках и считают, что проследить слово "пруссаки" можно до санскритского слова "пуруша" (человек). О прусском языке известно не так много, поскольку последний носитель языка умер в 1677 году. В XVII веке началась история пруссачества и Прусского королевства, но эти люди имели мало общего с оригинальными прибалтийскими пруссаками.

5. Казаки


Ученые не знают, откуда изначально появились казаки. Их родина может быть на Северном Кавказе или на Азовском море или на западе Туркестана... Их родословная может восходить к скифам, аланам, черкесам, хазарам или готам. Каждая версия имеет своих сторонников и свои аргументы. Казаки сегодня представляют собой полиэтническое сообщество, но они постоянно подчеркивают, что они являются отдельной нацией.

6. Парсы


Парсы - этноконфессиональная группа последователей зороастризма иранского происхождения в Южной Азии. На сегодняшний день их численность составляет менее 130 тысяч человек. У парсов есть свои собственные храмы и так называемые "башни молчания" для захоронения мертвых (трупы, которые выкладываются на крыши этих башен, склевывают стервятники). Их часто сравнивают с евреями, которые также были вынуждены покинуть свою родину, и которые до сих пор бережно хранят традиции свое культы.

7. Гуцулы

По-прежнему не выяснен вопрос, что означает слово "гуцул". Некоторые ученые считают, что этимология слова связана с молдавским "гоц" или "гутц" ("бандит"), другие полагают, что название происходит от слова "кочул" ("пастух"). Гуцулами чаще всего называют украинских горцев, у которых до сих пор практикуется традиции мольфарства (колдовства) и которые очень чтят своих колдунов.

8. Хетты


Государство хеттов было очень влиятельным на геополитической карте древнего мира. Эти люди первыми создали конституцию и начали использовать колесницы. Тем не менее, о них известно не так много. О хронологии хеттов известно только из источников их соседей, но нет ни единого упоминания о том, почему и куда они исчезли. Немецкий ученый Иоганн Леманн написал в своей книге, что хетты ушли на север и ассимилировались с германскими племенами. Но это только одна из версий.

9. Шумеры


Это один из самых загадочных народов в древнем мире. Ничего не известно об их происхождении и о происхождении их языка. Большое количество омонимов позволяет нам предположить, что это был политонический язык (подобно современному китайскому), то есть смысл сказанного часто зависел от тона. Шумеры были очень развиты - они стали первыми на Ближнем Востоке, кто начал использовать колесо, кто создал систему орошения и уникальную письменность. Также у шумеров на впечатляющем уровне была развита математика и астрономия.

10. Этруски


Они вошли в историю довольно неожиданно и именно так они исчезли. Археологи считают, что этруски жили на северо-западе Апеннинского полуострова, где создали довольно развитую цивилизацию. Этруски основали первые итальянские города. Теоретически они могли бы переселиться на восток и стать основателями славянского этноса (их язык имеет много общего с славянскими).

11. Армяне


Происхождение армян также является тайной. Существует много версий. Некоторые ученые считают, что армяне произошли от народа древнего государства Урарту, но в генетическом коде армян есть компонент не только урартов, но и хурритов и ливийцев, не говоря уже о протоармянах. Также есть греческие версии их происхождения. Большинство ученых, однако, придерживаются смешанно-миграционной гипотезы армянского этногенеза.

12. Цыгане


Согласно лингвистическим и генетическим исследованиям, предки цыган покинули территорию Индии в количестве, которое не превышало 1000 человек. На сегодняшний день во всем мире насчитывается около 10 миллионов цыган. В средние века европейцы считали, что цыгане являются египтянами. Их называли "племенем фараона" по вполне определенной причине: европейцы были поражены цыганской традицией бальзамировать своих мертвых и хоронить вместе с ними в склепах все, что может потребоваться в другой жизни. Эта цыганская традиция все еще жива.

13. Евреи


Это один из самых загадочных народов и с евреями связано много тайн. В конце VIII века до н.э. пять шестых (10 из 12-ти всех этносов, образующих расу) евреев исчезли. Куда они делись - загадка и поныне.

Ценителям женской красоты обязательно понравятся .

14. Гуанчи


Гуанчи являются коренными жителями Канарских островов. Неизвестно, как они появились на острове Тенерифе - у них не было кораблей и гуанчи ничего не знали о мореплавании. Их антропологический тип не соответствует широте, где они жили. Также многие споры вызваны наличием прямоугольных пирамид на Тенерифе - они похожи на пирамиды майя и ацтеков в Мексике. Никто не знает, когда и почему они были возведены.

15. Хазары


Все, что люди сегодня знают о хазарах, было взято из записей соседних с ними народностей. А от самих хазар не осталось практически ничего. Их появление было внезапным и неожиданным, ровно как и их исчезновение.

16. Баски


Возраст, происхождение и язык басков являются загадкой современной истории. Баскский язык, эускара, как полагают, является единственным пережитком пра-индоевропейского языка, который не принадлежит ни к одной языковой группе, существующей сегодня. Согласно результатам исследования National Geographic, проведенного в 2012 году, все баски имеют набор генов, которые в значительной степени отличается от других народов, живущих вокруг них.

17. Халдеи


Халдеи жили в конце II - начале I тыс лет до нашей эры на территории Южной и Центральной Месопотамии. В 626-538 г.г. до н.э. халдейская династия правила Вавилоном, основав нововавилонскую империю. Халдеи и сегодня ассоциируются с магией и астрологией. В Древней Греции и Риме жрецов и вавилонских астрологов называли халдеями. Они предсказывали будущее Александру Великому и его преемникам.

18. Сарматы


Геродот как-то назвал сарматов "ящерами с человеческими головами". М. Ломоносов считал, что они были предками славян, а польские дворяне считали себя их прямыми потомками. Сарматы оставили после себя много секретов. К примеру, у этой народности была традиция искусственной деформации черепа, что позволяло людям делать себе яйцевидную форму головы.

19. Калаши


Малочисленная народность, живущая на севере Пакистана, в горах Гиндукуша, примечательна тем, что их цвет кожи белее, чем у других народов Азии. Споры о калашах и утихают уже не первое столетие. Сами люди настаивают на их связи с Александром Македонским. Их язык является фонологически нетипичным для данной местности и имеет базовую структуру санскрита. Несмотря на попытки исламизации, многие придерживаются многобожия.

20. Филистимляне


Современное понятие "филистимляне" происходит от названия местности "Филистия". Филистимляне - самый загадочный народ, упомянутый в Библии. Только они и хетты знали технологию производства стали и именно они положили начало железному веку. Согласно Библии, филистимляне прибыли с острова Кафтор (Крит). Критское происхождение филистимлян подтверждается египетскими рукописями и археологическими находками. Неизвестно, куда они исчезли, но наиболее вероятно, что филистимляне были ассимилированы восточно-средиземноморскими народами.


В России проживает порядка 200 различных народов, однако, некоторые из них вскоре могут навсегда исчезнуть. Согласно переписи населения, численность некоторых народов не превышает 10 человек, а это значит, что с уходом последнего представителя уйдет язык и культура этого народа. Далее предлагаем познакомиться с народами, которые совсем скоро могут стать еще одной страницей в истории нашей страны.


1. Ханты. Это самая многочисленная народность в списке - по данным переписи, в России 31 000 хантов. Живут на севере Западной Сибири, разводят оленей, ловят рыбу и охотятся, побывать в спа-салоне spalotus.me им вряд ли удастся. На фото шаман.


11. Коряки. Коренные жители северной части полуострова Камчатка, сейчас их в России всего шесть с лишним тысяч человек. Один из самых северных народов мира. Каюр - погонщик собачьей упряжки в поселке Ильпырь.


12. Тофалары. Тофаларка в национальном костюме.


13. Всего 600 тофала́ров (раньше их называли карагасами) живет сейчас в Восточной Сибири.


14. Арчинцы. В переписи 2010 года только 12 человек указали такую национальность, видимо, поэтому их включили в состав аварцев. Живут в Дагестане. Национальный головной убор женщин-арчинок.


15. Водь. Жители Ленинградской области. Сейчас их осталось чуть больше семидесяти. Девушка в национальном костюме


16. Н.Ф. Нестеров - представитель древнего водского рода. В руках у него «чапиу» - они нужны для плетения больших рыболовецких сетей.


17. Нивхи (гиляки). Проживают около устья реки Амур (Хабаровский край) и на северной части острова Сахалин. Название переводится как «человек», или гилэми - «люди на веслах». Всего чуть больше 4 000 человек в России. Нивх в праздничном костюме


18. Селькупы. Сельку́пы (или остяки-самоеды) - народ, живущий на севере Западной Сибири. В России осталось 3 600 человек. Остяки-самоеды


19. Оленевод


20. Нганасаны. Нганасаны населяют восток Таймырского муниципального района Красноярского края и территорию, подчинённую администрации города Дудинка. Самый северный народ Евразии, в России их 860 человек. Самоназвание «ня» - «товарищ». Маленький Никита и Алексей Чунанчары


24. Кеты. Ке́ты (самоназвание кето, кет - «человек»), в России живет чуть больше тысячи человек. Семья кетов, начало ХХ века.


25. Долганы. Считаются самым северным тюркоязычным народом мира. Казаки, которые принесли с собой православие, давали долганам при крещении свои фамилии: Кудряков, Жарков, Чуприн, Поротов. Фамилии сохранились до сих пор. Сейчас в России осталось чуть меньше 8 000 человек, живут в Красноярском крае и Республике Саха. Девушки в национальных костюмах.

Малочисленные народы

Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее – малочисленные народы Севера) – народы численностью менее 50 тысяч человек, проживающие в северных районах России, в Сибири и на российском Дальнем Востоке на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Общая информация

Коренные малочисленные народы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока – это официальное наименование, более кратко их обычно называют народами Севера. Рождение этой группы относится к самому началу становления советской власти, к 1920-м годам, когда было принято особое постановление «О содействии народностям северных окраин». В то время удалось насчитать порядка 50, если не больше, различных групп, которые проживали на территории Крайнего Севера. Они, как правило, занимались оленеводством, и их образ жизни существенно отличался от того, что видели себе первые советские большевики.

Шло время, эта категория продолжала оставаться как особая категория учета, постепенно этот список выкристаллизовывался, появлялись более точные наименования отдельных этнических групп, и в послевоенный период, по крайней мере начиная с 1960-х, особенно в 1970-х годах, эта категория стала включать 26 народов. И когда говорили о народах Севера, подразумевали 26 коренных народов Севера – их называли еще в свое время малыми народами Севера. Это различные языковые группы, люди, говорящие на различных языках, в том числе и на таких, близких родственников которых до сих пор не удается обнаружить. Это язык кетов, чьи отношения с другими языками достаточно сложные, язык нивхов, ряд других языков.

Несмотря на те меры, которое принимало государство (в то время это называлось Коммунистическая партия Советского Союза и советское правительство), принимались отдельные постановления по экономическому развитию этих народов, тому, как облегчить их экономическое существование – все-таки положение оставалось достаточно сложным: распространялся алкоголизм, было очень много социальных болезней. Так постепенно мы дожили до конца 1980-х годов, когда вдруг оказалось, что 26 народов не уснули, не забыли своих языков, не потеряли своей культуры и даже, если что-то и произошло, они хотят это восстановить, реконструировать и так далее, хотят использовать в своей современной жизни.

В самом начале 1990-х годов этот список вдруг начал жить второй жизнью. В него были включены некоторые народы Южной Сибири, и так стало не 26, а 30 народов. Затем постепенно, в течение 1990-х – начала 2000-х годов, этот список расширялся, расширялся, и на сегодняшний день это порядка 40–45 этнических групп, начиная с европейской части России и заканчивая Дальним Востоком, значительное количество этнических групп входят в этот так называемый список коренных малочисленных народов севера Сибири и Дальнего Востока.

Что нужно для того, чтобы оказаться в этом списке?

В первую очередь тебе как народу официально запрещается плодиться и размножаться в том смысле, что, пусть это прозвучит грубо, ты не должен быть более 50 000 человек. Есть ограничение по численности. Ты должен жить на территории своих предков, заниматься традиционным хозяйством, сохранять традиционную культуру и язык. Все на самом деле не так просто, не просто иметь особое самоназвание, а ты должен считать себя самостоятельным народом. Все очень-очень непросто, даже с тем же самоназванием.

Попробуем посмотреть, скажем, на алтайцев. Алтайцы сами по себе не входят в список коренных малочисленных народов. И долгое время в советской этнографии, советской науке считалось, что это единый народ, сформировавшийся, правда, из разных групп, но они сложились в единую социалистическую народность. Когда наступил конец 1980-х – начало 1990-х годов, выяснилось, что те, из кого сложились алтайцы, до сих пор помнят, что они не вполне алтайцы. Так появились на карте Республики Алтай и на этнографической карте новые этнические группы: челканцы, тубалары, кумандинцы, собственно алтайцы, теленгиты. Часть из них попала в список коренных малочисленных народов Севера. Была очень сложная ситуация – перепись 2002 года, когда властные структуры Республики Алтай очень боялись, что за счет того, что значительная часть бывших алтайцев вдруг записалась в коренные малочисленные народы, численность населения республики, то есть титульного народа, существенно уменьшится и тогда у них отберут портфели – не станет республики, и люди лишатся своих должностей. Все оказалось хорошо: в нашей стране нет такой прямой корреляции между титульной этнической группой и статусом того образования, в котором она живет, – это может быть республика, автономный округ или что-то еще.

Но, что касается этнической идентичности, ситуация гораздо сложнее. Мы сказали, что выделилось несколько групп из этих алтайцев. Но если мы возьмем каждую из них, то обнаружится, что каждая из них состоит из 5, 10, а может быть, 20 подразделений. Они называются род, или, по-алтайски, «сьок» (‘кость’), часть из них имеет очень древнее происхождение. В тот же самый 2002 год руководители родов – они называются зайсаны, – когда узнали, что ответ людей никак не скажется на статусе республики, сказали: «Ой, как хорошо. Так, может, сейчас запишемся найманами, кыпчаками (по названию рода)». То есть реально получается так, что человек в общем алтаец, но в то же время он может быть представителем какой-то этнической группы в составе алтайцев. Он может быть представителем своего рода. Если покопаться, то можно обнаружить еще более мелкие.

Зачем нужно включаться в этот список?

Раз существует список, в него можно попасть, в него можно записаться. Если ты не входишь в этот список, то у тебя не будет каких-то льгот. О льготах, как правило, говорят: «Они записались туда, потому что хотят льгот». Льготы, конечно, какие-то есть, если ты о них знаешь и можешь ими воспользоваться. Часть людей не знает, что они есть. Это льготы на медицинское обслуживание, на получение дров (актуально в деревнях), это может быть льготное поступление твоих детей в университет, есть еще какой-то список этих льгот. Но это на самом деле не самое важное. Есть такой момент: тебе хочется жить на своей земле, и другой земли у тебя нет. Если ты не входишь в этот список коренных малочисленных народов Севера, то с тобой будут обращаться как со всеми, хотя ты и так гражданин Российской Федерации. Тогда у тебя не будет дополнительных рычагов в плане защиты территории, на которой ты и твои предки жили, охотились, ловили рыбу, занимались тем традиционным образом жизни, который для тебя очень важен.

Почему очень важен? Иногда со смехом, иногда без смеха говорят: «Ну что с него взять? Даже если он «белый воротничок», наступает время путины или собирать шишки в тайге, он уходит в тайгу собирать шишки или в путину, пропадает в море и занимается добычей рыбы». Человек работает в офисе, но он не может без этого. Здесь рассказывают со смехом или даже пренебрежением. Если мы окажемся, скажем, на территории США, тогда мы просто обнаружим, что уважающие себя компании будут на это время предоставлять человеку отпуск, потому что они понимают, что он без этого не может, и не потому, что это его прихоть, что он хочет на рыбалку, как любой из нас может захотеть на выходные куда-то поехать отдохнуть. Нет, это что-то сидит в крови, что гонит человека из офиса обратно в тайгу, на земли своих предков.

Если у тебя нет возможности дополнительно защитить эту землю, то могут произойти разные сложные жизненные ситуации. Не секрет, что территория проживания малых коренных народов Севера обильна полезными ископаемыми. Это может быть все что угодно: золото, уран, ртуть, нефть, газ, уголь. И эти люди живут на землях, которые представляются очень важными с точки зрения стратегического развития государства.

7 самых малых народов России

Чулымцы

Чулымские тюрки или июс кижилер («чулымские люди»), живут на берегах реки Чулым в Красноярском крае и имеют свой язык. В прежние времена проживали в улусах, где строили землянки (одыг), полуземлянки (кыштаг), юрты и чумы. Занимались рыболовством, охотой на пушного зверя, добывали лекарственные травы, кедровый орех, выращивали ячмень и просо, заготавливали бересту и лыко, плели веревки, сети, изготавливали лодки, лыжи, нарты. Позже стали растить рожь, овес и пшеницу и жить в избах. И женщины, и мужчины носили штаны, сшитые из налимьих шкурок и рубашки, отороченные мехом. Женщины заплетали множество кос, носили подвески из монет и украшения. Для жилищ характерны чувалы с открытыми очагами, глиняные низкие печи (кемега), нары и сундуки. Одни чулымчцы приняли православие, другие остались шаманистами. У народа сохранился традиционный фольклор и ремесла, но родным языком владеют только 17% из 355 человек.

Ороки

Коренные жители Сахалина. Сами называют себя уйльта, что означает «оленные». Орокский язык не имеет письменности, на нем разговаривает почти половина из 295 оставшихся ороков. Ороками народность прозвали японцы. Уйльта занимаются охотой – морской и таежной, рыбалкой (добывают горбушу, кету, кижуча и симу), оленеводством и собирательством. Сейчас оленеводство пришло в упадок, а охота и рыбалка находятся под угрозой из-за нефтяных разработок и проблем с землями. Ученые оценивают перспективы дальнейшего существования народности с большой осторожностью.

Энцы

Шаманисты энцы, они же енисейские самоеды, сами называют себя эньчо, могади или пэбай. Живут на Таймыре в устье Енисея в Красноярском крае. Традиционное жилище – конический чум. Из 227 человек родным языком владеет только треть. Остальные разговаривают на русском или ненецком. Национальная одежда энцев — парка, меховые штаны и чулки. У женщин парка распашная, у мужчин – цельная. Традиционной пищей является свежее или мороженное мясо, свежая рыба, рыбная мука – порса. Испокон веков энцы занимаются охотой на северного оленя, оленеводством, добывают песца. Почти все современные энцы живут в стационарных поселках.

Тазы

Тазы (тадзы, дацзы) – немногочисленная и довольно молодая народность, проживающая на реке Уссури в Приморском крае. В первый раз упоминается в XVIII веке. Тазы произошли от смешения нанайцев и удэгейцев с маньчжурами и китайцами. Язык похож на диалекты северного Китая, но очень сильно отличается. Сейчас на территории России насчитывают 274 тазы, и почти никто из них не говорит на родном языке. Если в конце XIX века его знали 1050 человек, то сейчас им владеют несколько пожилых женщин в селе Михайловка. Тазы живут охотой, рыболовством, собирательством, земледелием и животноводством. В последнее время стремятся возродить культуру и обычаи предков.

Ижора

Финно-угорская народность ижора (ижоры) жила на одноименном притоке Невы. Самоназвание народа — каръялайшт, что означает «карелы». Язык близок к карельскому. Исповедуют православие. Во времена Смуты ижоры попали под власть шведов, и спасаясь от внедрения лютеранства, переселились на русские земли. Главным занятием ижор стало рыболовство, а именно – добыча корюшки и салаки. Ижоры плотничали, занимались ткачеством и корзиноплетением. В середине XIX века в Петербургской и в Выборгской губерниях проживало 18000 ижор. На численности населения катастрофически сказались события II мировой. Часть деревень сгорела, ижоры были вывезены на территорию Финляндии, а вернувшиеся оттуда перевезены в Сибирь. Те, кто остались на месте, растворились среди русского населения. Сейчас ижор осталось всего 266 человек.

Водь

Самоназвание этого православного финно-угорского исчезающего народа России – водьялайн, ва́ддялайзыд. В переписи 2010 года только 64 человека причислили себя к водь. Язык народности близок к юго-восточному наречию эстонского языка и к ливскому языку. Испокон веков водь жили южнее Финского залива, на территории так называемой Водской пятины, которая упоминается в летописях. Сама народность сформировалась еще в I тысячелетии нашей эры. Основой жизни было земледелие. Выращивали рожь, овес, ячмень, разводили скот и птицу, занимались рыболовством. Жили в ригах, наподобие эстонских, а с XIX века – в избах. Девушки носили сарафан из белого холста, короткую кофту «ихад». Молодые люди сами выбирали себе жениха и невесту. Замужние женщины коротко стриглись, а пожилые брились наголо и носили головной убор «пайкас». В обрядах народа сохранилось много языческих пережитков. Сейчас культура води находится под изучением, создан музей, ведется преподавание языка.

Кереки

Исчезающий народ. На всей территории России их осталось только четыре человека. А в 2002 году было восемь. Трагедия этого палеоазиатского народа заключалась в том, что издревле они жили на рубеже Чукотки и Камчатки и оказались между двух огней: чукчи воевали с коряками, а доставалось анкалгакку – именно так называют себя кереки. В переводе это означает «народ, живущий у моря». Враги сжигали жилища, женщин уводили в рабство, мужчин убивали.

Много кереков погибло во время эпидемий, охвативших земли в конце XVIII века. Сами кереки вели оседлый образ жизни, пропитание добывали рыболовством и охотой, били морского и пушного зверя. Занимались оленеводством. Кереки внесли свой вклад в езду на собаках. Запряжка собак цугом — это их изобретение. Чукчи запрягали собак «веером». Керекский язык относится к чукотско-камчатским. В 1991 году на Чукотке осталось три человека, разговаривавших на нем. Для его сохранения был записан словарь, в который вошло около 5000 слов.

Что делать с этими людьми?

Все хорошо помнят фильм «Аватар» и того противного персонажа, который говорил, что «они сидят на моих бабках». Иногда складывается такое впечатление, что те фирмы, которые пытаются каким-то образом урегулировать отношения с людьми, проживающими в тех местах, где можно что-то добывать и продавать, именно так к ним относятся, то есть это люди, которые просто мешаются. Ситуация довольно сложная, потому что везде, во всех случаях, где происходит что-то подобное (это может быть какое-то священное озеро Ноуто, где проживают ханты или лесные ненцы, это может быть Кузбасс с его залежами угля, это может быть Сахалин с его запасами нефти), происходит некое столкновение интересов, более или менее отчетливо выраженное, между коренными малочисленными народами Севера, между местным населением, в принципе вообще всем. Потому что какая разница между тобой, аборигеном, и русским старожилом, ведущим себя точно так же, живущим на той же земле, занимающимся той же рыбалкой, охотой и так далее и точно так же страдающим от грязной воды и прочих негативных последствий добычи или разработки каких-то ископаемых. К числу так называемых стейкхолдеров, помимо аборигенов, относятся государственные структуры и сами компании, которые пытаются извлечь какую-то прибыль из этой земли.

Если ты не входишь в этот список коренных малочисленных народов Севера, то тебе будет гораздо сложнее защищать свою землю и свои права на тот образ жизни, который ты хочешь вести. Это важно – сохранять свою культуру, потому что если у тебя не будет той территории, где ты компактно проживаешь со своими соплеменниками, то будет очень сложно обеспечить твоим детям изучение родного языка, передачу каких-то традиционных ценностей. Это не значит, что исчезнет народ, пропадет, но в том, как ты воспринимаешь ситуацию, может быть такая мысль, что, если у меня пропадет язык, я перестану быть каким-то народом. Конечно, не перестанешь. По всей территории Сибири огромное количество народов Севера потеряло свои языки, но это не значит, что они не говорят ни на каком языке. Где-то родным стал якутский язык, практически у всех – русский. Тем не менее люди сохраняют свою этническую идентичность, они хотят развиваться дальше, и список дает им эту возможность.

Но здесь есть один интересный поворот, о котором пока никто не задумывался. Дело в том, что все чаще слышно среди молодого поколения у коренных малочисленных народов Севера, которое потеряло, собственно говоря, этническую специфику (они все говорят на русском языке, не носят традиционную одежду): «Мы – КМНсы, мы – КМНсы». Появляется некая общность, может быть, это сословная идентичность, как в царской России. И в этом смысле государству, видимо, имеет смысл присмотреться к тем процессам, которые сейчас происходят на Севере, и, возможно, если говорить о помощи, она может быть не конкретным этническим группам, а той новой сословной общности, которая называется коренные малочисленные народы Севера.

Почему исчезают северные народы?

Малые народы отличаются от больших не только численностью. Им труднее сохранить самобытность. Китаец может приехать в Хельсинки, жениться на финке, прожить там с ней всю жизнь, но он до кониа своих дней останется китайцем, а финном не станет. Более того, даже в детях его, наверное, будет много китайского, и это проявляется не только во внешнем облике, но значительно глубже – в особенностях психологии, поведения, вкусов (хотя бы просто кулинарных). Если же в подобную ситуацию попадёт кто-нибудь из народа саами – они живут на Кольском полуострове, в Северной Норвегии и в Северной Финляндии, – то, несмотря на близость к родным местам, он через какое-то время по существу станет финном.

Так происходит и с народами Севера и Дальнего Востока России. Они сохраняют национальную самобытность, пока живут в посёлках, занимаются традиционным хозяйством. Если же уезжают из родных мест, отрываются от собственного народа, то растворяются в другом и становятся русскими, якутами, бурятами – в зависимости от того, куда попадут и как сложится жизнь. Поэтому численность их почти не растёт, хотя рождаемость достаточно высока. Чтобы не потерять национальную самобытность, нужно жить среди своего народа, в его исконной среде обитания.

Конечно, у малых народов есть интеллигенция – учителя, художники, учёные, писатели, врачи. Они живут в окружном или областном центре, но, чтобы не потерять связь с родным народом, им нужно немало времени проводить в посёлках.

Чтобы сохранить малые народы, необходимо поддерживать традиционное хозяйство. В этом главная трудность. Оленьи пастбиша из-за растущей добычи нефти и газа сокращаются, моря и реки загрязнены, поэтому не может развиваться рыболовство. Падает спрос на оленье мясо и пушнину. Интересы коренного населения и краевых властей, крупных компаний, просто местных браконьеров вступают в противоречие, и в таком конфликте сила не на стороне малых народов.

В конце XX в. руководство округов и республик (в особенности в Якутии, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах) стало уделять больше внимания проблемам сохранения национальной культуры. Стали регулярны фестивали культур малых народов, на которых выступают сказители, исполняются обряды, проводятся спортивные состязания.

Во всём мире благополучие, уровень жизни, сохранность культуры малочисленных национальных меньшинств (индейцев в странах Америки, аборигенов Австралии, айнов Японии и т. д.) входят в визитную карточку страны, служат показателем её прогрессивности. Поэтому значимость судеб малых народов Севера для России несоизмеримо больше по сравнению с их малой численностью, составляющей всего 0,1 % населения страны.

Политика государства

У антропологов принято критиковать государственную политику по отношению к малочисленным народам Севера.

Политика по отношению к народам Севера в разные годы менялась. До революции они были особым сословием – инородцами, которые обладали самоуправлением в определенных пределах. После 1920-х гг. культура, экономика и общество северян, как и остальной страны, претерпели серьезные трансформации. Была принята идея развития народов Севера и вывода их из состояния «отсталости». Экономика Севера стала дотационной.

В конце 1980-х – начале 1990-х гг. этнографы сформулировали обоснование прямой взаимозависимости традиционной культурной самобытности, традиционного хозяйства и традиционной среды обитания. К романтическому тезису о почве и крови были добавлены хозяйство и язык. Парадоксальная идея того, что условием сохранения и развития этнической культуры – языка и обычаев – является ведение традиционного хозяйства в традиционной среде обитания. Эта фактически концепция герметичной традиционности стала идеологией для движения КМНС. Она была логичным обоснованием альянса этнических интеллигенции и нарождающегося бизнеса. В 1990-х гг. романтизм получил финансовую базу – сначала гранты благотворительных иностранных фондов, а затем и добывающих компаний. Индустрия этнологической экспертизы была закреплена в том же законе.

Исследования антропологов сегодня показывают, что хозяйствование может существовать и развиваться без сохранения языка. В то время как и языки могут выходить из живого семейного общения при ведении хозяйства. К примеру, удэгейский, саамский, многие диалекты эвенкийского и многие другие языки КМНС уже не звучат в тайге и тундре. Однако, это не мешает людям заниматься оленеводством, охотой, рыболовством.

Кроме культурных деятелей и бизнесменов, среди КМНС сформировался самостоятельных слой лидеров и политических активистов,

Среди активистов КМНС существует точка зрения, что льготы должны быть не выборочными, а распространяться на всех представителей КМНС, где бы они ни жили и чем бы ни занимались. В качестве аргументов предлагаются, например, доводы, что в организме необходимость рыбы в рационе заложена на генетическом уровне. Вариантом решения этой проблемы предлагается расширение районов традиционного проживания и традиционного хозяйства на всю территорию региона.

Сельская местность в районах Крайнего Севера – весьма не простое место для жизни. В сельском хозяйстве там работают люди различного этнического происхождения. Они используют те же технологии, преодолевают те же трудности, сталкиваются с теми же вызовами. Эта деятельность должна получать государственную поддержку также независимо от этнической принадлежности. Государственная гарантия защиты прав народов России прежде всего в гарантии отсутствия какой-либо дискриминации по этническому и религиозному признаку.

Как показывает анализ, Закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» выделяется своим подходом из всей российской правовой системы. Этот закон рассматривает народы как субъекты права. Невозможность вести дает основание для формирования сословия – группы людей, наделяемые правами благодаря своему этническому происхождению. Исполнители законов на местах будут долго сталкиваться с попытками юридически закрыть принципиально открытую социальную систему.

Принципиальным выходом из этой ситуации может быть преодоление романтизма традиционности и разделение политики поддержки экономической деятельности и поддержки этнокультурной деятельности. В социально-экономической части необходимо льготы и субсидии КМНС распространить на все сельское население Крайнего Севера.

В этнокультурной части государство может оказать следующие виды поддержки:

  1. Научная поддержка, в лице научно-исследовательских организаций и вузов, в разработке ими программ и подготовке специалистов.
  2. Правовая поддержка в виде разработки и принятия норм сохранения и развития этнокультурного наследия.
  3. Организационная поддержка в виде разработке и реализации этнокультурных программ учреждений культуры и образовательных учреждений.
  4. Финансовая поддержка НКО, развивающих этнокультурные инициативы в виде грантовой поддержки перспективных проектов.

В России проживают 776 национальностей, многие из которых насчитывают не больше нескольких сотен человек, а некоторые находятся на грани исчезновения. Мы вспомнили малые народы нашей страны.

Чулымские тюрки или июс кижилер («чулымские люди»), живут на берегах реки Чулым в Красноярском крае и имеют свой язык. В прежние времена проживали в улусах, где строили землянки (одыг), полуземлянки (кыштаг), юрты и чумы. Занимались рыболовством, охотой на пушного зверя, добывали лекарственные травы, кедровый орех, выращивали ячмень и просо, заготавливали бересту и лыко, плели веревки, сети, изготавливали лодки, лыжи, нарты. Позже стали растить рожь, овес и пшеницу и жить в избах. И женщины, и мужчины носили штаны, сшитые из налимьих шкурок и рубашки, отороченные мехом. Женщины заплетали множество кос, носили подвески из монет и украшения. Для жилищ характерны чувалы с открытыми очагами, глиняные низкие печи (кемега), нары и сундуки. Одни чулымчцы приняли православие, другие остались шаманистами.
У народа сохранился традиционный фольклор и ремесла, но родным языком владеют только 17% из 355 человек.

Коренные жители Сахалина. Сами называют себя уйльта, что означает «оленные».
Орокский язык не имеет письменности, на нем разговаривает почти половина из 295 оставшихся ороков. Ороками народность прозвали японцы.
Уйльта занимаются охотой – морской и таежной, рыбалкой (добывают горбушу, кету, кижуча и симу), оленеводством и собирательством. Сейчас оленеводство пришло в упадок, а охота и рыбалка находятся под угрозой из-за нефтяных разработок и проблем с землями. Ученые оценивают перспективы дальнейшего существования народности с большой осторожностью.

Шаманисты энцы, они же енисейские самоеды, сами называют себя эньчо, могади или пэбай. Живут на Таймыре в устье Енисея в Красноярском крае. Традиционное жилище - конический чум. Из 227 человек родным языком владеет только треть. Остальные разговаривают на русском или ненецком.
Национальная одежда энцев - парка, меховые штаны и чулки. У женщин парка распашная, у мужчин – цельная. Традиционной пищей является свежее или мороженное мясо, свежая рыба, рыбная мука – порса.
Испокон веков энцы занимаются охотой на северного оленя, оленеводством, добывают песца. Почти все современные энцы живут в стационарных поселках.

Тазы (тадзы, дацзы) – немногочисленная и довольно молодая народность, проживающая на реке Уссури в Приморском крае. В первый раз упоминается в XVIII веке. Тазы произошли от смешения нанайцев и удэгейцев с маньчжурами и китайцами.

Язык похож на диалекты северного Китая, но очень сильно отличается. Сейчас на территории России насчитывают 274 тазы, и почти никто из них не говорит на родном языке. Если в конце XIX века его знали 1050 человек, то сейчас им владеют несколько пожилых женщин в селе Михайловка.
Тазы живут охотой, рыболовством, собирательством, земледелием и животноводством.
В последнее время стремятся возродить культуру и обычаи предков.

Финно-угорская народность ижора (ижоры) жила на одноименном притоке Невы. Самоназвание народа - каръялайшт, что означает «карелы». Язык близок к карельскому. Исповедуют православие.
Во времена Смуты ижоры попали под власть шведов, и спасаясь от внедрения лютеранства, переселились на русские земли.
Главным занятием ижор стало рыболовство, а именно - добыча корюшки и салаки. Ижоры плотничали, занимались ткачеством и корзиноплетением. В середине XIX века в Петербургской и в Выборгской губерниях проживало 18000 ижор. На численности населения катастрофически сказались события II мировой. Часть деревень сгорела, ижоры были вывезены на территорию Финляндии, а вернувшиеся оттуда перевезены в Сибирь. Те, кто остались на месте, растворились среди русского населения. Сейчас ижор осталось всего 266 человек.

Самоназвание этого православного финно-угорского исчезающего народа России – водьялайн, ва́ддялайзыд. В переписи 2010 года только 64 человека причислили себя к водь. Язык народности близок к юго-восточному наречию эстонского языка и к ливскому языку.
Испокон веков водь жили южнее Финского залива, на территории так называемой Водской пятины, которая упоминается в летописях. Сама народность сформировалась еще в I тысячелетии нашей эры.

Основой жизни было земледелие. Выращивали рожь, овес, ячмень, разводили скот и птицу, занимались рыболовством. Жили в ригах, наподобие эстонских, а с XIX века – в избах. Девушки носили сарафан из белого холста, короткую кофту «ихад». Молодые люди сами выбирали себе жениха и невесту. Замужние женщины коротко стриглись, а пожилые брились наголо и носили головной убор «пайкас». В обрядах народа сохранилось много языческих пережитков. Сейчас культура води находится под изучением, создан музей, ведется преподавание языка.

Исчезающий народ. На всей территории России их осталось только четыре человека. А в 2002 году было восемь. Трагедия этого палеоазиатского народа заключалась в том, что издревле они жили на рубеже Чукотки и Камчатки и оказались между двух огней: чукчи воевали с коряками, а доставалось анкалгакку – именно так называют себя кереки. В переводе это означает «народ, живущий у моря».

Враги сжигали жилища, женщин уводили в рабство, мужчин убивали. Много кереков погибло во время эпидемий, охвативших земли в конце XVIII века.
Сами кереки вели оседлый образ жизни, пропитание добывали рыболовством и охотой, били морского и пушного зверя. Занимались оленеводством. Кереки внесли свой вклад в езду на собаках. Запряжка собак цугом - это их изобретение. Чукчи запрягали собак «веером».
Керекский язык относится к чукотско-камчатским. В 1991 году на Чукотке осталось три человека, разговаривавших на нем. Для его сохранения был записан словарь, в который вошло около 5000 слов.

Рассказать друзьям