Виды и методы криминалистической фотографии. Сущность процесса фотографирования Основы процессов получения фотографического изображения

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Совокупность технологических операций по изготовлению печатных форм (См. Печатная форма) с иллюстрационных оригиналов. Наиболее распространены фотомеханические Р. п., в ходе которых последовательно получают фотоформы (негативы и… … Большая советская энциклопедия

ОСТ 68-13-99: Виды и процессы геодезической и картографической производственной деятельности. Термины и определения - Терминология ОСТ 68 13 99: Виды и процессы геодезической и картографической производственной деятельности. Термины и определения: 5.1.4 (геодезические) геодинамические измерения Производственный процесс, основным содержанием которого являются… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Твердые, негнущиеся П. всевозможного вида, покрытые светочувствительным слоем, приспособленным к воспроизведению фотографических изображений. Параллельно с П. фотографическими для той же цели приготовляются чувствительная бумага и пленки,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Фотографические процессы способы получения фотографий от подготовки исходного материала до момента получения готовой фотографии, описываемые в комплексе. Классические химические способы получения фотографий на различных фотоматериалах. Цифровые… … Википедия

Paraphotography - Фотографические процессы (за исключением галогенидосеребряной фотографии) … Краткий толковый словарь по полиграфии

Фотография, подвергнутая кросспроцессингу E6 → C41 Кросспроцесс или кросспроцессинг … Википедия

Непроявленная фотоплёнка Плёночная фотография фотографический способ получения неподвижного изображения объектов, использующий получение и хранение информации в аналоговой форме на … Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Чибисов. Константин Владимирович Чибисов … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Тонирование. Тонирование, вирирование, окрашивание процесс придания чёрно белому позитиву какого либо цветного тона. При тонировании фотоотпечатков чаще всего используются цвета сепия или… … Википедия

Книги

  • Фотографические процессы регистрации информации , Редько Анатолий Владимирович, Константинова Елена Владимировна. Книга состоит из четырех самостоятельных разделов, охватывающих широкий круг вопросов и проблем,…

07.09.2016

Фотопленка отличается от других фотоматериалов, таких как фотопластинки и фотобумага, тем, что светочувствительный слой нанесен на одновременно прозрачную и гибкую основу.

Состав фотопленки

Прозрачная и гибкая основа фотопленки представляет собой пластиковую ленту с перфорацией по краям и нанесенным на нее светочувствительным составом. На заре фото- и кинематографии материалом для нее служила нитроцеллюлоза, но впоследствии этот крайне горючий пластик был заменен на ацетат целлюлозы. На подложку наносится один или несколько слоев фотоэмульсии, содержащей серебро. Размер его частиц влияет на уровень чувствительности, контраста, зернистости и разрешения пленки.

Процесс создания негатива и позитива из пленки

Процесс создания черно-белого негатива включает три стадии:

  1. Экспонирование. Под действием света, попадающего на чувствительную эмульсию за время открытия затвора камеры, изменяется структура эмульсионного покрытия. Чем больше света попадает на участок, тем темнее он станет выглядеть. На пленке образуется скрытое изображение. Чтобы оно проявилось, фотопленку обрабатывают специальными реактивами.
  2. Проявка. Чтобы усилить полученное на пленке скрытое изображение, ее подвергают химической реакции. В результате, участки, на которые попал свет, становятся непрозрачными, а затемненные области остаются светлыми. Так получается негатив, то есть изображение, инвертированное по светлоте.
  3. Фиксация. Под воздействием фиксирующего состава с пленки удаляются частички серебра, не подвергшиеся облучению светом, а проявленный слой эмульсии становится нечувствительным к дальнейшему его воздействию. Негативы, прошедшие три стадии обработки считаются готовыми. Для получения позитивного изображения, операции экспонирования, проявки и фиксации повторяются в том же порядке, но воздействию на этот раз подвергается фотобумага.

Процесс проявления фотоснимка

Разновидности фотопленки

Существуют два основных вида фотопленки:

  • Черно-белая,
  • Цветная.

Черно-белая пленка также имеет монохромную разновидность. Она отличается от классической тем, что изображение получается не черным, а окрашенным в один цвет. Цветная пленка позволяет передавать весь спектр природных цветов снимаемого объекта.

Каждый из видов подразделяется на типы:

  • Негативная,
  • Позитивная,
  • Обращаемая.

Главной характеристикой любой пленки является ее светочувствительность. От этого показателя зависит время экспозиции при съемке и качество получаемых фотографий.

Интересные публикации на сайте

Попов Денис, Гуревич Роман

Эта научная работа заняла 1 место на городской научно-творческой конференции в 2006 году. Ребята рассказывают об истории возникновения фотографии.

В практической части работы рассказывают о старинных рецептах фотографии.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Областная научно-творческая конференция учащихся

Секция «Химия»

старинными методами

Выполнили:Гуревич Роман

Попов Денис, 9 класс

МОУ Гимназия №1

Руководитель: Щербатых Н.В.

учитель химии МОУ Гимназия №1

Самара 2006

Введение 3

1.Теоретическая часть 4

1.1.История изобретения и развития фотографии 4

1.2. Современные представления о химической 6

Сущности стадий получения фотоизображения

1.3. Процесс проявления и проявляющие растворы 8

1.3.1. Неорганические проявляющие вещества 8

1.3.2. Органические проявляющие вещества 8

1.4. Процесс фиксирования 8

2.Экспериментальная часть 10

2.1. Соляная печать 10

2.2. Бессеребряная фотография 11

Заключение 12

Список литературы 13

Введение

Сегодня уже трудно представить, что фотографии когда-то не существовало – так мы сжились и свыклись с нею. Однако так было не всегда и нам захотелось перенестись почти на 200 лет назад, узнать, откуда родом фотография, кто ее изобрел, оказаться на месте первых фотографов.

В данной работе рассматривается история фотографии и химические реакции, лежащие в основе фотографического процесса. В практической части работы выполнены фотографические изображения старинными методами.

1. Теоретическая часть

  1. История изобретения и развития фотографии

Фотография (фото – свет, графо – рисую, пишу – греч.) – рисование светом, светопись – была открыта не сразу и не одним человеком. В это изобретение вложен труд многих учёных. Фотография стала возможна в тот самый день, когда открытие светочувствительности галоидных соединений серебра позволило зафиксировать и запечатлеть световые лучи, испускаемые по-разному освещенными объектами. Но еще задолго до фотографии было и кадрирование художником будущего сюжета полотна, и перспектива, изобретенная Альберти, и оптика камеры-обскуры, и труд еще многих и многих поколений людей разных стран мира. Люди давно стремились найти способ получения изображений, который не требовал бы долгого и утомительного труда художника. Некоторые предпосылки для этого существовали уже в отдалённые времена. Одним из наиболее важных вкладов в создание реальных условий для изобретения способа превращения оптического изображения в химический процесс в светочувствительном слое послужило открытие молодого русского химика–любителя, впоследствии известного государственного деятеля и дипломата Алексея Петровича Бестужева-Рюмина (1693-1766). В 1725 году, занимаясь составлением жидких лечебных смесей, он наблюдал в своей лаборатории весьма примечательное явление: растворы солей железа проявляли чувствительность к солнечному свету. Это было первое наблюдение, обратившее внимание ученых на неизученное еще интересное свойство солей некоторых металлов. Спустя два года немецкий химик Г. Шульце (1687-1744) заметил светочувствительность солей серебра и представил доказательства чувствительности к свету солей брома. Он же доказал, что смешанный с мелом нитрат серебра темнеет под воздействием именно света, а не воздуха или тепла. Шведский химик Карл Шееле пришел к тем же выводам в 1777 году, ставя опыты с хлоридом серебра. Для регистрации света он впервые использовал бумагу, на поверхность которой был нанесен хлорид серебра. Разложение хлорида серебра Шееле выразил схематическим уравнением:

2AgCl = 2Ag + Cl 2

Потемнение соли вызывается образующимся металлическим серебром. Таким образом, участки бумаги, на которые попадал свет, темнели, а незасвеченные оставались неизменными. Для истории фотографии важно и то, что Шееле впервые предложил способ закрепления изображения, получившегося на засвеченных участках. Для этого он использовал раствор аммиака, который растворял незасвеченный хлорид серебра в соответствии с уравнением:

AgCl + 2NH 3 = Ag(NH 3 ) 2 Cl

Поскольку хлорид серебра удалялся, то дальнейшее действие света на материал прекращалось. К сожалению, этот способ фиксации изображения был надолго оставлен без внимания. Лишь в 1839 году полученное с помощью света в камере-обскуре изображение было, наконец, закреплено на серебряной пластинке.

На несомненную связь фотохимического превращения в веществах с поглощением света впервые указал в 1818 г. русский учёный Х. И. Гротгус (1785–1822). Он установил влияние температуры на поглощение и излучение света, причём доказал, что понижение температуры увеличивает поглощение, а повышение температуры увеличивает излучение света. В своих сообщениях Гротгус чётко сформулировал мысль о том, что только те лучи могут химически действовать на вещество, которые этим веществом поглощаются. Это положение со временем, уже после открытия фотографии, стало первым, основным законом фотохимии. Независимо от Гротгуса ту же особенность установили в 1842 г. английский учёный Д. Гершель (1792–1871) и в 1843 г. американский профессор химии Д. Дрейпер (1811–1882). Поэтому историки науки основной закон фотохимии называют ныне законом Гротгуса – Гершеля – Дрейпера. Для понимания и удовлетворительного объяснения этого закона важную роль в дальнейшем сыграла теория Планка, согласно которой излучение света происходит прерывисто определёнными и неделимыми порциями энергии, называемыми квантами.

И все-таки годом рождения фотографии принято считать 1839 г., когда французский художник Луи Жак Дагер представил на рассмотрение парижской Академии наук изобретение, способное с помощью светового луча получать прочное изображение на серебряной пластинке в камере-обскуре. Это изобретение принадлежало талантливому французскому изобретателю Жозефу Нисефору Ньепсу, получившему в 1826 г первый световой рисунок. Впоследствии он проводил свои опыты совместно с Дагером. После смерти Ньепса Дагер продолжил поиски более совершенной конструкции фотоаппарата и способа обработки светочувствительного материала, подведя под опыты и теорию Ньепса практическую базу. Изобретение Ньепса и Дагера получило название дагерротипии.

Процесс изготовления дагерротипов был довольно сложен. «Световые рисунки» создавались на серебряных пластинках, предварительно обработанных и помещенных в камеру-обскуру. После воздействия световых лучей через объектив камеры пластинки подвергали дальнейшей обработке, в конечном результате получая изображение.

Дагерротипия как одно из направлений фотографии 19 века существовало около двух десятков лет наряду с калонтипией, почти одновременно изобретенной англичанином Фоксом Тальботом и заложившей основы современной фотографии.

Способ Тальбота был значительнее удобнее и практичнее. Он заключался в том, что изображение в камере-обскуре получалось не на пластинках серебра, а на бумаге, пропитанной светочувствительным раствором. Это были негативы, с которых печаталось позитивное изображение на светочувствительной бумаге.

Свой вклад в развитие фотографии уже в первые годы ее существования внесли и русские изобретатели. Так, уже в 1840 году А.Ф. Грековым был усовершенствован способ Дагера. Греков получил прочное изображение не на дорогостоящей серебряной пластинке, а на более доступных материалах – меди и латуни, а также нашел способ воспроизведения дагерротипов на бумаге, впервые в мире использовав дагерротипию в полиграфии. Ему же принадлежал и первый «художественный кабинет» в Москве, где Греков занимался портретом в «светописи».

Успешно занимался дагерротипией в России и другой талантливый фотограф С.Л.Левицкий, начавший свою деятельность со съемки пейзажей. В дальнейшем Левицкий стал портретистом и оставил последующим поколениям уникальные кадры, запечатлевшие Н.В. Гоголя, А.А. Иванова и других художников русской колонии в Риме.

Шли годы. Фотография получила распространение во всем мире. Определились жанры, совершенствовались технические средства, применяемые в соответствии с творческими задачами, появились направления в фотографии.

1.2. Современные представления о химической сущности стадий получения фотоизображения

Первой стадией фотографического процесса является экспонирование фотоматериала светом и появление скрытого изображения. Механизм образования последнего учеными не выяснен окончательно. Существуют различные теории и взгляды. Однако у специалистов нет сомнения, что оно создается атомами металлического серебра, которые так или иначе образуются вследствие фотохимической реакции, например

AgBr =Ag + Br

Обратному протеканию реакции, т.е. окислению атомов серебра атомами брома, в фотоэмульсии препятствует желатин. Многие ученые считают, что первой стадией фотолиза является отрыв электрона от галогенидного иона с образованием атома галогена. Электрон перемещается по микрокристаллу и попадает в потенциальную энергетическую яму. Наличие в яме одного или нескольких электронов придает ей отрицательный заряд. В соответствии с законом Кулона эти электроны притягивают к себе положительно заряженные ионы серебра и восстанавливают их. В результате вокруг ямы образуются группы атомов серебра в соответствии с уравнением nAg + + ne = nAg

Устойчивую группу атомов серебра, образующуюся под действием света, в микрокристалле галогенида серебра называют центром скрытого изображения. Скрытое изображение невидимо не только невооруженным глазом, но и на оптическом микроскопе.

Сущность второй стадии - проявления (визуализации) скрытого изображения -сводится к химическому восстановлению галогенидов серебра на освещенных участках фотоматериала. Специфика этого процесса состоит в том, что восстановитель должен действовать на облученные светом микрокристаллы намного быстрее, чем на необлученные. Значительно большая скорость восстановления облученных кристаллов связана с тем, что образовавшиеся частицы металлического серебра оказывают каталитическое действие на реакцию химического восстановления. В результате проявления происходит усиление скрытого изображения в 10 5 -10 11 раз.

Фотографический проявитель – многокомпонентная смесь. Она содержит химический восстановитель; вещество, создающее щелочную реакцию раствора (Na 2 CO 3 ,K 2 CO 3 , Na 4 B 4 O 7 , NaOH); вещество, предохраняющее восстановитель от быстрого окисления кислородом воздуха (обычноNa 2 SO 3 ); вещество, устраняющее вуаль. Проявитель растворяют в воде. Среди химических восстановителей в проявителе чаще всего используют гидрохинон.

После проявления изображения следует третья стадия : его закрепление (фиксирование). Для этого необходимо удалить с фотоматериала незасвеченные и потому невосстановленные проявителем кристаллы галогенида серебра. Цель достигается путем перевода малорастворимой в воде соли серебра в хорошо растворимую. Наиболее распространенным средством закрепления изображения является тиосульфат натрия Na 2 S 2 O 3 . Его старое название – гипосульфит. Данная соль переводит галогенид серебра в растворимое комплексное соединениеNa 3 Ag(S 2 O 3 ) 2 .

AgBr + 2 Na 2 S 2 O 3 =Na 3 Ag(S 2 O 3 ) 2 + NaBr

После обработки фиксажным раствором фотоматериала его необходимо тщательно промыть водой. Операция фиксирования изображения требует некоторого времени. Если ее прервать или использовать истощенный фиксирующий раствор, то образуется не комплексное соединение, а малорастворимая соль NaAgS 2 O 3 .Она не удаляется полностью с фотоматериала и со временем разлагается 2NaAgS 2 O 3 + 2H 2 O = Ag 2 S + H 2 S + 2NaHSO 4

Сульфид серебра в зависимости от величины кристаллов окрашен в коричневый цвет или черный цвет и потому на фотоматериалах появляются бурые или желтые пятна. Если операция закрепления проведена правильно, то изображение будет устойчиво и фотоматериал может быть высушен.

В результате трех изложенных стадий фотопроцесса на фотопленке появляется негативное изображение. Для создания позитивного изображения необходимо повторить процесс, освещая фотобумагу через пленку, на которой имеется негативное изображение.

1.3. Процесс проявления и проявляющие растворы

Проявление - избирательный процесс восстановления экспонированных микрокристаллов галогенида серебра в эмульсионном слое фотоматериала, способствующий превращению скрытого изображения в видимое. Специальные растворы, применяемые для этих целей, называются проявителями. Они представляют собой сложную многокомпонентную систему, состоящую из одного проявляющего вещества или нескольких, щелочи, антиоксиданта, антивуалента и других веществ.

1.3.1. Неорганические проявляющие вещества

Из неорганических проявляющих веществ практический интерес представляют соединения двухвалентного железа, которые применялись еще на раннем этапе развития фотографии. В последние годы особый интерес вызывают у специалистов ванадиевые проявляющие растворы. Кроме этого используют гидразин (N 2 H 4 ), гидроксиламин(NH 2 OH), дитионат натрия (Na 2 S 2 O 4 )

1.3.2. Органические проявляющие вещества

В настоящее время почти все основные проявляющие вещества – органические производные ароматических углеводородов (бензола). Органические проявляющие вещества можно разделить на три типа:

1) многоатомные фенолы: гидрохинон, пирокатехин, пирогаллол

2) аминофенолы: парааминофенол, метол, глицин, амидол

3) ароматические диамины

1.4. Процесс фиксирования

После завершения процесса проявления фотоматериала следует промежуточная промывка водой или кислая стоп-ванна, содержащая слабую кислоту. Во время этих операций происходит прерывание процесса проявления за счет удаления из фотографического слоя избытка компонентов проявляющего раствора. Далее следует процесс, называемый фиксированием, задачей которого является перевод непроявленных труднорастворимых соединений галогенидов серебра в неэкспонированных участках эмульсионного слоя в водорастворимые соединения, которые затем легко и полностью удаляются из слоя, что обеспечивает стабильность и длительный срок хранения изображения на фотоматериале.

Для перевода практически нерастворимых в воде галогенидов серебра широкое распространение получил тиосульфат натрия, который образует с серебром легкорастворимые в воде стабильные комплексные соединения, не оказывая при этом вредного воздействия на восстановленное серебро и желатин фотослоя. Существуют и другие соединения, способные образовывать с галогенидами серебра комплексные соединения, которые находят ограниченное применение в фотографии в связи с тем, что они ядовиты и дороже, чем тиосульфат натрия, и, кроме того, существенно размягчают желатин эмульсионного слоя. Применяют такие соединения в основном при быстрой обработке высокозадубленных специальных материалов для стабилизации изображения – перевода неэкспонированного и непроявленного галогенида серебра в прозрачные и светостойкие комплексные соединения. После процесса стабилизации, как правило, исключается окончательная водная промывка фотоматериала, при этом срок хранения фотографического изображения значительно сокращается.

2. Экспериментальная часть

В практической части нашей работы мы попытались воспроизвести несколько старинных способов получения фотоизображения (соляная печать, бессеребрянная фотография).

2.1. Соляная печать

В 100 г теплой воды (около 40°С) размешали 2 г желатина. Через 20 минут разбухший желатин размешали до полного растворения и добавили 6 г хлорида аммония и 6 г нитрата натрия (оба этих вещества можно приобрести в любом химическом магазине), размешанных в 180 граммах воды. Солевой раствор для покрытия бумаги готов. Он пригоден в течение нескольких недель - пока не разложится содержащийся в нем желатин.

В качестве основы для нанесения раствора мы использовали плотную акварельную бумагу. Листы бумаги погружали на 30 секунд в ванночку с раствором солей. Необходимо следить за тем, чтобы на поверхности бумаги не остались воздушные пузырьки, поскольку впоследствии это приведет к неоднородности покрытия поверхности. Затем бумагу тщательно просушили, избегая прикосновений к поверхности.

Сенсибилизацию бумаги провели раствором нитрата серебра, приготовленным следующим образом: в 30 мл дистиллированной воды, нагретой до температуры 38°С, растворили 4 г нитрата серебра. Раствор нитрата серебра требует предельно аккуратного отношения. Работать следует непременно в резиновых перчатках. В противном случае на руках останутся несмываемые в течение нескольких дней темно-коричневые пятна. Раствор нанесли кистью на приготовленную бумагу при свете лампы накаливания. Поскольку раствор прозрачен, то покрывать поверхность бумаги следует внимательно, не оставляя пустых мест. Для надежности мы нанесли два слоя раствора.

После просушивания - а очень важно, чтобы бумага была полностью сухая, - можно приступать к экспонированию. Печать проводилась контактным способом. Негатив уложили на бумагу и накрыли стеклом (еще лучше было бы использовать специальную рамку для контактной печати). Экспонирование на солнечном свету обычно продолжается от 3 до 10 минут в зависимости от интенсивности освещения и плотности негатива (в нашем случае время составило 8 минут). Очень быстро засвеченная бумага приобретала светло-коричневый цвет, но процесс еще продолжался. Время от времени мы проверяли степень засветки бумаги, перенося рамку в темное место и приподнимая негатив.

После появления на бумаге изображения требуемой плотности бумагу тщательно промыли проточной водой в течение нескольких минут, пока стекающая вода не стала абсолютно прозрачной. Следует отметить, что отпечаток несколько посветлел в процессе промывки и закрепления.

Затем проэкспонированную бумагу фиксировали в течение 10 минут в растворе тиосульфата натрия (можно попробовать использовать и обычный закрепитель для черно-белой фотобумаги). Данный раствор приготавливается следующим образом: в 500 мл воды, нагретой до температуры 32°С, добавляется 50 г тиосульфата натрия, и далее все охлаждается до температуры 20°С. После закрепления отпечатки в течение 10 минут промывали в холодной проточной воде.

Для повышения стойкости отпечатка к внешним условиям или, как сейчас говорят, для улучшения архивных качеств, а также для придания более теплого оттенка его можно тонировать раствором хлорида золота и тетрабората натрия. При этом менее стойкие молекулы серебра замещаются более стойкими молекулами золота.

2.2. Бессеребрянная фотография

Серебро - драгоценный металл, нужный не только для фотографии. И поэтому исследователи искали такие светочувствительные вещества и системы, которые не содержали бы серебра. На этом пути есть удачные находки, но и полноценного заменителя пока не найдено. Мы испробовали различные рецепты бессеребрянной фотографии, но наиболее удачными на наш взгляд явились следующие:

1) Кружок фильтровальной бумаги опустили в раствор, содержащий по 20 мл 5% растворов красной кровяной соли, хлорида железа (III) и щавелевой кислоты. Пропитанную бумагу извлекли из раствора и высушили в темноте. Затем положили кальку с рисунком и засветили солнечным светом. Освещенные места станут темно-синими. Проявления не нужно, а для закрепления промыли бумагу водой.

2) В одном стакане растворили в 100 мл воды по 0,4 г хлорида железа (III) и щавелевой кислоты, в другом – 1,4 г хлорида меди в таком же количестве воды. Смешали 10 мл первого и 0,6 мл второго и высушили в темноте. Заготовили проявитель: 3,5 г медного купороса, 17 г сегнетовой соли, 5 г едкого натра на 100 мл воды и смешали с 25 мл 40% раствора формальдегида. Засветили бумагу на солнечном свете через кальку с рисунком. Изображение проявится после 15-минутной выдержки в проявителе и промывке в большом количестве воды.

Заключение

Современная фотография находит все большее применение в науке, технике и повседневной жизни. На начальных этапах невозможно было предугадать, сколь широки будут возможности использования фотографического метода. Благодаря фотографии человечество получает изображения элементарных частиц, составляющих атом, и изображения земного шара, Луны и других планет; изображения живой клетки и кристаллических решеток минералов, изучает процессы, протекающие за одну миллионную долю секунды, и процессы, длящиеся десятилетия. Несмотря на то, что цифровая фотография вытесняет аналоговую, мы думаем, что старая фотография не умрет. Рецепты старых фотомастеров будут жить в веках. И наша работа тому свидетельство.

Список литературы

1. Ольгин О. Опыты без взрывов-М.:Химия,1995

2. Бажак К. История фотографии. Возникновение изображения. М.:ООО «Издательство АСТ»:,2003

3. Химия и жизнь №5 1991 Гравюра без резца

4. С.Морозов Творческая фотография

5. В.Р.Ильченко Перекрестки физики, химии и биологии. М.: Просвещение-1986

6. А.В. Редько Основы черно-белых и цветных фотопроцессов. М.: «Искусство», 1990

Технология получения фотографического изображения

старинными методами

Гуревич Роман, Попов Денис,

9 класс МОУ Гимназия №1

Стремление сохранить визуальную память об окружающем нас мире и дорогих сердцу людях всегда было свойственно человеку. Скульпторы ваяли монументы, живописцы создавали картины. Однако это все было недоступно для широких масс. Ситуация изменилась лишь с появлением и развитием фотографии. Сейчас вряд ли можно найти человека, не имеющего хотя бы нескольких фотографических изображений. В архивах и семейных альбомах (а теперь и на лазерных дисках) хранится память нескольких поколений людей.

В данной работе рассматривается история развития фотографии и химические реакции, лежащие в основе фотографического процесса. В практической части работы получены фотографические изображения методами, использовавшимися в XIX веке.

Объект исследования: химические процессы, лежавшие в основе фотографического процесса XIX века.

Методы исследования : лабораторные способы получения фотографического изображения по старинным технологиям.

Результаты работы: отработана технология получения фотографического изображения методом соляной печати, изготовлена бессеребряная фотография.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Технология получения фотографического изображения старинными методами Попов Денис 9 «Б» Гуревич Роман 9 «Б» МОУ Гимназия №1

Вехи фотографии Фотография (фото-свет, графо - рисую, пишу - греч.) - рисование светом. 1725г - А.П.Бесстужев-Рюмин наблюдал чувствительность солей железа к солнечному свету 1727г – Г.Шульце заметил светочувствительность солей серебра и представил доказательство чувствительности к свету солей брома. 1777 г –К.Шееле впервые предложил способ закрепления изображения получившегося на засвеченных участках бумаги, покрытой хлоридом серебра. 1835г -французский изобретатель Ж.Н.Ньепс открывает уникальное свойство паров ртути проявлять скрытое изображение на экспонированной йодированной несеребряной пластины. 1837- Ньепсу удается зафиксировать невидимое изображение.

Вехи фотографии 1839- год рождения фотографии, когда французский художник Л.Ж.Дагер представил на рассмотрение парижской Академии наук изобретение, способное с помощью светового луча получать прочное изображение на серебряной пластинке в камере-обскуре. 1851г.- английский скульптор Ф.С.Арчир предположил мокрый коллодионный процесс. 1873г. – Г.Фогель изготовил охроматические пластинки. 1883г. –американский фотолюбитель Г.В.Гудвин подал заявку на изобретение «Фотографическая пленка и процесс ее производства». 1900-х гг Ричард Меддокс предложил съемку на сухих броможелатиновых пластинках. 1904г.- появились первые пластинки для цветных фотографий, выпущенные фирмой «Люмьер».

Основные стадии фотографии Первой стадией является экспонирование фотоматериала светом и появление скрытого изображения Вторая стадия – это проявление скрытого изображения Третья стадия – это закрепление изображения

Рецепты старинной фотографии Бессеребряная фотография 1) Кружок фильтровальной бумаги опустили в раствор, содержащий по 20 мл 5% растворов красной кровяной соли, хлорида железа (III) и щавелевой кислоты. Пропитанную бумагу извлекли из раствора и высушили в темноте. Затем положили кальку с рисунком и засветили солнечным светом. Освещенные места станут темно-синими. Проявления не нужно, а для закрепления промыли бумагу водой.

Рецепты старинной фотографии Соляная печать В 100 г теплой воды размешали 2 г желатина. Через 20 минут разбухший желатин размешали до полного растворения и добавили 6 г хлорида аммония и 6 г нитрата натрия,размешанных в 180 граммах воды. . Листы бумаги погружали на 30 секунд в ванночку с раствором солей. Затем бумагу тщательно просушили. Сенсибилизацию бумаги провели раствором нитрата серебра, приготовленным следующим образом: в 30 мл дистиллированной воды, нагретой до температуры 38°С, растворили 4 г нитрата серебра.

Рецепты старинной фотографии Соляная печать Печать проводилась контактным способом. Негатив уложили на бумагу и накрыли стеклом. Экспонирование на солнечном свету обычно продолжается от 3 до 10 минут. После появления на бумаге изображения требуемой плотности бумагу тщательно промыли проточной водой Затем проэкспонированную бумагу фиксировали в течение 10 минут в растворе тиосульфата натрия).

Заключение Современная фотография находит все большее применение в науке, технике и повседневной жизни. На начальных этапах невозможно было предугадать, сколь широки будут возможности использования фотографического метода. Благодаря фотографии человечество получает изображения элементарных частиц, составляющих атом, и изображения земного шара, Луны и других планет; изображения живой клетки и кристаллических решеток минералов, изучает процессы, протекающие за одну миллионную долю секунды, и процессы, длящиеся десятилетия. Несмотря на то, что цифровая фотография вытесняет аналоговую, мы думаем, что старая фотография не умрет. Рецепты старых фотомастеров будут жить в веках. И наша работа тому свидетельство. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Свет состоит из быстроменяющихся электрических и магнитных полей в виде фотонов. Фотон обладает энергией, пропорциональной частоте света. Чтобы зарегистрировать изображение, энергия фотона должна быть затрачена на создание каким-либо способом изменений в фотодетекторе. Для регистрации оптических изображений использу­ются фотохимические или фотоэлектрические системы. В фотохимиче­ском процессе энергия поглощенного фотона приводит к такому изме­нению химической структуры вещества, что информация об изобра­жении хранится в измененном расположении атомов материала. В фо­тоэлектрическом процессе фотон взаимодействует со средой так, что освобождается электрон, и информация об изображении хранится в освобожденных электронах. В большинстве фотохимических и фото­электрических процессов фотоны сначала взаимодействуют с электро­нами, вызывая их перераспределение; главное различие этих процес­сов - в способе хранения информации.

Фотографический процесс - это фотохимический процесс.

Классический фотографический процесс может быть разделен на три стадии:

Экспонирование,

Проявление,

Фиксирование.

Экспозиция - это взаимодействие фотона с веществом, сопрово­ждающееся формированием изображения. Проявление - процесс, в котором изображение становится видимым. Фиксирование - процесс, в котором изображение становится устойчивым. В процессе про явления происходит значительное усиление зарегистрированной ин­формации.

Бумажная основа фотографического материала для печати может покрываться лаком для уменьшения поглощения воды (или химиче­ских реактивов) волокнами бумаги. Лицевая сторона бумаги часто по­крывается интенсивно-белым соединением (сульфатом бария), улуч­шающим отражательную способность бумаги. Эмульсия, которая на­носится в виде многослойного покрытия, образует следующий слой, который вместе с защитным слоем желатины составляет верхнее по­крытие фотобумаги.

Обычно фотографируемый объект освещается несколькими ис­точниками света (редко одним), которые могут давать как равномер­ное, так и неравномерное освещение. Сами объекты отражают свет по-разному: некоторые способны отражать много света (например, белые поверхности - бумага, снег), в то время как другие практически не от­ражают свет (например, черный бархат, сажа). Не всегда отраженный от предмета свет будет обладать таким же цветом, что и падающий. Од­нако, предполагая, что фотопленка является панхроматической, т.е. чувствительной к общему ^количеству отраженного предметом света, этот эффект можно не учитывать.

Почернение проявленной фотопленки будет тем значительнее, чем больше света попадает на нее. Изображение, регистрируемое фо­топленкой, характеризуется некоторым распределением серых тонов, которое затем воспроизводится на фотобумаге, причем самые светлые участки негатива приводят к образованию самых темных тонов на от­печатке (позитиве). Количество света, отраженного данным участком объекта, называется яркостью. В фотографии яркость измеряется в канделах на квадратный метр. Приборы, измеряющие отраженный свет, в том числе и фотоэкспонометры, измеряют яркость или какую-либо другую величину, пропорциональную ей. Контраст объекта представляет собой отношение яркостей самой светлой и самой тем­ной его частей и иногда называется просто отношением света и тени. Фотографы часто используют понятие «тон» для описания не только градации серого цвета на фотопленке или фотобумаге, но также ярко­стей участков объекта.

Открытый пейзаж в яркий солнечный день, как правило, получает непосредственно от солнца 90% света, а в средний солнечный день - около 80%. Оставшееся количество - это солнечный свет, отражен­ный от окружающих объектов и облаков, а также рассеянный частица­ми пыли, находящимися в воздухе. Максимальное отношение ярко­стей вне помещения в солнечный день достигает 1000/1. Если не учитывать световые блики (т.е. свет, отраженный от стекла или блестяще го металла) и совершенно черный тон (например, открытый дверной проем в темную комнату), то контраст будет около 160/1. Для сравне­ния отношение яркостей на пляже в пасмурный день составляет 10/1.

Контраст между самым светлым и самым темным тоном на глянце­
вой фотобумаге (полиграфическом оттиске) составляет приблизительно 70/1. Полуматовая и матовая бумаги обладают несколько меньшим
контрастом. Следовательно, большинство объектов не может быть
воспроизведено на фотобумаге такими, какие они видимы глазом. По­
этому тональный диапазон должен быть сжат. С другой стороны, сцена
на пляже в пасмурный день может быть воспроизведена такой, какая
она видима глазом. Обычно область тонов в таком случае может быть
расширена для улучшения качества снимка. Степень сжатия (или рас­тяжения) тонального диапазона в значительной мере определяет эмо­циональное воздействие получаемого отпечатка. Если фотограф при
фотографировании высококонтрастного объекта хочет получить мак­симально близкое к действительности воспроизведение тонов, то не­
обходимо использовать несжатые тона серых средних градаций и сжатые света и тени.

Фотоаппарат и фотопленка изменяют контраст изображения объ­екта в процессе фотографирования. Через неэкспонированную, а за­тем проявленную пленку проходит приблизительно в 103 раза больше света по сравнению с засвеченной и затем проявленной пленкой.

Экспозиция - Н равна произведению освещенности Е (люкс) на время экспозиции t (сек):

С точки зрения закона взаимозаместимости, который выражает данная формула, представляет интерес усредненная экспозиция плен­ки. Особую роль играет освещенность Е пленки в ее различных точках в зависимости от освещенности объекта. В фотографии освещенность обычно измеряется в люксах (лк), время - в секундах и экспозиция - в единицах лк/с. Время экспозиции для любых участков снимка будет одинаковым. Освещенность, однако, различна для разных участков объекта: затененные участки характеризуются низкой освещенностью, светлые - высокой освещенностью. Этот разброс освещенности и яв­ляется причиной существования соответствующего диапазона экспо­зиций на фотопленке Н.

Для получения хороших результатов необходимо решить следую­щие вопросы:

Какой фотоматериал выбрать для работы;


Как экспонировать фотоматериал;

Время проявления;

Какой применить проявитель;

Какую выбрать температуру проявки?

Фотоматериал характеризуется несколькими параметрами:

Контрастность;

Светочувствительность;

Частотно-контрастная характеристика;

Разрешающая способность.

Резкость может быть как требуемой, так и нежелательной характе­ристикой снимка. Иногда интенсивное «смазывание» изображения используется для передачи эффекта движения.

Снимок не может быть более резким, чем сам объект, который на нем представлен. Относительное движение фотоаппарата и предмета уменьшает резкость. Самые резкие снимки получаются при условии неподвижности объекта и четкой фиксации фотоаппарата. Вследствие низкой контрастности объекта или мягкого освещения снимок может выглядеть менее резким. Если предмет «не в фокусе», то его изображе­ние не будет резким. Даже сфокусированный объект может быть не­резким, если объектив подвержен значительной аберрации.

Резкое изображение, полученное на фотопленке, может дать рез­кий негатив, если пленка - обладает значительными разрешением, не­обходимым для воспроизведения мелких деталей изображения. Харак­теристики фотопленки зависят от способа ее обработки. Контраст­ность пленки и ее разрешающая способность могут заметно меняться в зависимости от способа проявления. Насколько резким кажется полу­ченный отпечаток, зависит от степени его увеличения и условий, при которых он рассматривается. Если снимок рассматривать издали при плохом освещении, то он может казаться резким, несмотря на имею­щуюся нерезкость. С другой стороны, снимок не будет казаться резким при большом увеличении и если он рассматривается слишком близко с точки наилучшего наблюдения при ярком освещении.

Вопросы для самопроверки

1. Почему при обычной фотопечати предпочтение отдают глянцевой фо­тобумаге, а не матовой?

2. Какие факты из истории фотографии вам известны.

3. Назовите дату «рождения» фотографии.

4. С творчеством каких фотографов вы знакомы?

5. Какие стадии развития прошла фотография?

6. В чем заключается диалектическое единство образа и слова в рекламе?

10. Какие специальные методы фотосъемки вам известны?

11. Каковы особенности портретной съемки?

12. Что такое композиция фотоснимка?

Кадрирование является процессом выбора ракурса съемки и масштаба захвата будущего изображения. Самое главное при кадрировании - это акцентировать внимание на нужных деталях.

Раньше фотографам было необходимо кадрировать снимки при съемке, так как сделать это во время печати изображений было очень непросто. Сейчас у фотографов есть дисплеи на камерах. Процесс кадрирования стал проще, а графические редакторы позволяют кадрировать снимок во время обработки.

Ворота в сад, провинция Цзянсу, Китай.

На самом деле, не стоит полагаться на обработку. Лучше сразу создавать правильные снимки. Это улучшит качество изображений, сэкономит много времени, которое могло было быть потрачено на обработку.

Мысли и реальность

Во время последующей обработки можно кадрировать снимок так, как изначально не планировалось. Фотограф может сфотографировать общий план, но во время кадрирования можно изменить акценты и подчеркнуть отдельный элемент снимка. Кадрирование уменьшает разрешение, поэтому об этом следует думать заранее.

Rolls Royce у отеля Peninsula, Коулун, Гонконг.

Продумывание кадра

Как пример можно рассмотреть следующий снимок. В кадре ярким пятном выделяется маковое поле, но автор решил включить в кадр дерево и здание. Все они дополняют друг друга и создают целостное изображение. Задумка автора в том, чтобы показать где именно находится поле.

Кадрирование по вертикали

Вертикальное кадрирование требует еще большего внимания к деталям. Важно показать зрителю взаимодействие переднего и заднего плана.

Замок Bouillon, Бельгия.

На снимке с замком мы видим несколько линий: мост, изгиб дороги и изгиб стены замка. Все эти линии формируют рисунок. Также стоит посмотреть на смысловое наполнение. Автор фото показывает нам местность вокруг красивого строения. Цветовая гамма теплая с преобладающим зеленым цветом. Это делает снимок естественным, природным.

Дворец Джайсалмер, Раджастан, Индия.

Делая снимок одного единственного объекта, стоит решить, как нужно снимать. Можно подойти поближе и заполнить объектом весь кадр, а можно отойти подальше и передать вид объекта в его естественном окружении.

Город Шаспьер, Бельгия.

Как выбирать главный объект

Перед выбором главного объекта стоит принять решение, какую информацию должен нести кадр.

Античный медный чайник из коллекции Яна Чжэнь Жуна, Дали, Китай.

Крупное кадрирование на объекте позволяет передать большое количество деталей самого объекта съемки. Чтобы сделать акцент на нужном объекте, его стоит расположить на особом месте в кадре.

72-летний житель провинции Юньнань, Китай.

Чтобы понять, как влияет кадрирование на снимок, можно сравнить два снимка одной и той же долины.

Первый кадр акцентирует внимание на тумане и на том, что это происходит в горах.

Следующий кадр включает в себя более обширную территорию, на которой видны дома. Акцент на тумане теперь не такой сильный. Мы можем лучше осознать, какая местность перед нами. Для многих кадров очень важен фон. Он может отразить настроение снимка, передать масштаб главного объекта и подчеркнуть его особенности.

Грузовик во время дождя на шоссе недалеко от Торонто, Канада.

При продумывании фона стоит позаботиться о технических показателях снимка: диафрагма, фокусное расстояние, выдержка и т. д.). Эти параметры позволяют создать какую-то степень размытия, подчеркнуть движение или выделить объект из окружения.

Японская макака, Нагано, Япония.

Для многих снимков не позволительно размещение границ основного объекта у самого края снимка. Стоит оставлять немного свободного места для движения взгляда.

Тадж-Махал на восходе Солнца, Индия.

Оригинальность во всём

Размещение главного объекта в середине кадра часто бывает выигрышным, но очень предсказуемым и скучным. Такой кадр будет лишен оригинальности.

Смещение объекта в сторону позволяет не упускать его из виду и показывать задний план в полной мере.

На данном кадре цвет лодок контрастен по сравнению с водой. Они занимают большую часть кадра, но также оставляют место для того, чтобы оценить происходящее вокруг.

Особое внимание к деталям

Размеры главных объектов важны для привлекательности кадра.

Снимок демонстрирует как необычно расположены хижины посреди бескрайнего моря. Именно сочетание размеров объектов создаёт особое настроение и смысл.

Фигура человека расположена правее в кадре. Вода занимает большую часть снимка. Это подчеркивает масштаб моря.

Деление кадра

Горизонт и диагональные линии делят кадр на составные части.

Горизонт не обязательно должен четко просматриваться. Он может быть условным.

Передний и задний план на фото выполнены в одной стилистике. Линия стены слева ведет взгляд зрителя к зданию вдалеке, которое на фото расположено справа. Способов деления кадра существует очень много. Самое главное - это сохранность взаимосвязи между объектами.

Правило золотого сечения

Правило золотого сечения не всегда применимо. Не стоит строго придерживаться и других правил построения кадра.

В большинстве случаев фотографы делают кадрирование интуитивно.

«Кадр в кадре» или естественные рамки

Естественные рамки позволяют зрителю очутиться в том месте, где был фотограф. Если в подобную фотографию заключить немного оригинальности, то кадр будет удачным. Это гарантировано.

Кадрирование не самый важный фактор. Без хорошего освещения, резкости и цветопередачи снимок не будет хорошим.

Рассказать друзьям