Шукшин в рассказе материнское. Материнское сердце. Просмотр видеоролика «Лишние…» и беседа с классом

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
  • проанализировать текст рассказа “Материнское сердце”. На примере жизни героя раскрыть причинно-следственные связи между преступлением и наказанием. Пробудить чувство ответственности за содеянное, размышляя о понятии “сыновний долг”;
  • формировать чуткое и уважительное отношение к матери, вызвать желание быть достойными сыновьями;
  • учить анализировать, рассуждать, делать выводы, сравнивать;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • способствовать формированию навыков правильности ответов на поставленный вопрос;
  • активизировать эмоциональные реакции учеников, добиться сопереживания;
  • способствовать формированию коммуникативных навыков.

Тип урока: комбинированный.

  • словесный (беседа, рассказ);
  • наглядный;
  • элементы проблемного метода (сочинение-миниатюра, приемы устного словесного рисования, самостоятельное мышление);
  • дедуктивный (умение анализировать, делать умозаключения);
  • вопросно-ответное общение.

Оборудование к уроку: портрет В.М.Шукшина, портрет матери Шукшина – М.С.Шукшиной, тексты с рассказом В.М.Шукшина “Материнское сердце”, видеокассета с записью художественного фильма “Калина красная”, аудиокассета с музыкой, видеокассета с записью клипа О.Газманова “Мама”, видеомагнитофон, телевизор, аудиомагнитофон, плакат с записью слов “раскаяние”, “совесть”, выставка рисунков учащихся по рассказам В.М.Шукшина, сигнальные карточки, вопросы для беседы, памятки “Как работать в группе”.

Формы организации учебной деятельности:

  • фронтальная,
  • групповая,
  • индивидуальная.

Структура урока:

I. Организационный этап.

II. Начало урока:

  • определение целей;
  • поэтическая страничка.

III. Объяснение нового материала:

  1. Отношение В.М.Шукшина к своей матери.
  2. Просмотр фрагмента художественного фильма “Калина красная”.
  3. Работа над значением слов “совесть”, “раскаяние”,

IV. Закрепление ЗУНов (сочинение-миниатюра).

V. Контроль над результатом УД (“Юный скульптор”).

VI. Подведение итогов урока.

Эпиграфы:

Посмотри на нашу маму... Это народ с большой буквы”.
(В.М.Шукшин)

“Все матери богаты, если любят своих детей”.
(М.Метерлинк)

Ход урока

I. Организационный момент (внешняя и внутренняя психологическая готовность, перекличка класса).

II. Начало урока.

Звучит песня “Мама” в исполнении О.Газманова (видеозапись).

Учитель: Как вы думаете, о ком сегодня мы будем говорить?

Ученики: О маме.

Учитель: Правильно, о маме, о любви к ней, о ее сердце.

Тема нашего урока так и называется “Сердце матери” по рассказу нашего земляка В.М.Шукшина “Материнское сердце”. Вы знаете, что 2009 год объявлен годом Шукшина на Алтае.

Мы проанализируем текст рассказа, на примере жизни героя раскроем проблему преступности и ее причины, попробуем прикоснуться к самому сокровенному – душе, заглянуть в нее, растревожить порой уснувшую совесть.

А помним ли мы о своих матерях? Не изболелось ли сердце у наших родных о нас, не забыли ли мы ласковое слово, не обидели ли мы ненароком самого дорогого нам человека?

Несколько учеников к сегодняшнему уроку написали стихотворения о маме. Послушаем их (см. Приложение1 ).

III. Объяснение нового материала.

Учитель: Давайте вспомним, как В.М.Шукшин относился к своей матери – М.С.Шукшиной (любил, писал теплые письма, присылал деньги и расстраивался; что она их не тратит).

Да, верная опора для В.М.Шукшина – мать.

“Учись, буду помогать. Как-нибудь выдюжу”. “Пусть едет, там он больше пользы принесет”, – говорила его мама.

В.М.Шукшин всегда помнил и понимал, что сделала для него мать в главном – в стремлении, чтобы сын стал настоящим человеком. И сын отвечал ей тем же. Послушайте строки из его писем: “Сплю и вижу, мама, как мы с тобой вместе живем”. “Милая, душа томит об Вас, Мамочка, как твое здоровье, родная?”.

В письме к сестре Шукшин писал: “Посмотри на нашу маму... Это народ с большой буквы”. Эти слова мы и возьмем эпиграфом к нашему уроку.

Запишите число, тему, эпиграф. План урока на доске.

– Как вы думаете, только ли к матери Шукшина можно отнести эти слова?

Ученик: Эти слова можно отнести к матери, которая любит своего ребенка, заботится о нем, переживает за него.

– Именно о такой матери идет речь в рассказе В.М.Шукшина “Материнское сердце”.

Беседа по рассказу “Материнское сердце”.

1. Из скольких частей состоит рассказ?

Ученик: Рассказ состоит из двух частей. В первой речь идет о Витьке и описывается его преступление. Вторая, большая часть рассказа, посвящена матери Витьки Борзёнкова.

2. То, что произошло с Витькой, случайность ли это?

Ученик: Случайным поступок героя назвать нельзя. Пил, хоть пить не умел, от выпитого становился дурной; ремень носил флотский с залитым в него свинцом: жениться собирался без любви (так легко пошел с незнакомой девушкой); мать не жалел; на работе не все в порядке, если хорошую характеристику обещают написать, то только из одолжения, из сочувствия к матери. (Работа со словом “за литый”, “зали тый”.)

3. Что нам известно о матери Витьки?

Ученик: Мать прожила тяжелую жизнь, нелегко ей и сейчас. Читаем по тексту рассказа: “Мать Витьки родила пятерых детей, рано осталась вдовой (Витька грудной был, когда пришла похоронка об отце в сорок втором году). Старший сын ее тоже погиб на войне в сорок пятом году, девочка умерла от истощения в сорок шестом, следующие два сына выжили, мальчиками еще, спасаясь от великого голода, ушли по вербовке в ФЗУ и теперь жили в разных городах. Витьку мать выходила из последних сил, все распродала, осталась нищей, но сына выходила – крепкий вырос, ладный собой, добрый... Все бы хорошо, но пьяный – дурак-дураком становится”.

4. Сознает ли Витька, что он матери обязан не только своим рождением, но и тем, что выжил в годы войны? Выполняет ли он свой сыновний долг? Стал ли он кормильцем, опорой для нее?

5. Какое чувство вызывает мать, кинувшаяся спасать сына? Найдите в тексте, что пишет об этом автор?

Ученик: “Тяжело было смотреть на мать. Сколько тоски и горя, сколько отчаяния было в ее голосе, что становилось не по себе. И хоть милиционеры – народ до жалости неохочий, даже и они – кто отвернулся, кто стал закуривать...”.

6. Почему мать многое как будто не слышит, когда ей говорят о преступлении? Найдите ответ в тексте.

Ученик: “Материнское сердце, оно мудрое, но там, где замаячила беда родному дитю, мать не способна воспринимать посторонний разум, и логика тут ни при чем”.

Ученик: “У матери в эту минуту было на душе другое: она вдруг совсем перестала понимать, что есть на свете – милиция, прокурор, суд, тюрьма... Рядом сидел ее ребенок, виноватый, беспомощный... И кто же может сейчас отнять его у нее, когда она – только она, никто больше – нужна ему?”.

7. Как чувствует себя мать, когда идет на свидание с сыном? Найдите в тексте.

Ученик: “В глазах матери все туманилось и плыло... Она молча плакала, вытирала слезы концом платка, но шла привычно скоро, иногда только спотыкалась о торчащие доски тротуара... Но шла и шла, торопилась. Ей теперь, она понимала, надо поспешать, надо успеть, пока они его не засудили, А то потом вызволять будет трудно. Она верила этому. Она всю жизнь свою только и делала, что справлялась с горем, и все вот так – на ходу, скоро, вытирая слезы концом платка. Неистребимо жила в ней вера в добрых людей, которые помогут. Эти – ладно – эти за своего обиделись, а те – подальше которые – те помогут. Неужели же не помогут? Она все им расскажет – помогут. Странно, мать ни разу не подумала о сыне, что он совершил преступление, она знала одно: с сыном случилась большая беда. И кто же будет вызволять его из беды, если не мать? Кто? Господи, да она пешком пойдет в эти краевые организации, она будет день и ночь идти и идти... Найдет она этих добрых людей, найдет”.

8. Что беспокоит мать при встрече с сыном?

Ученик: “Мать Мудрым сердцем своим поняла, какое отчаяние гнетет душу ее ребенка.

Ученик: “Господа помоги батюшка, – твердила она в уме беспрерывно. – Не допусти сына до худых мыслей, образумь его. Он маленько заполошный – как бы ни сделал чего над собой”.

9. Как ведет себя мать, почему?

Ученик: Старается успокоить Витьку, идет на то, что говорит неправду о потерпевшем и о том, что ей обещали обязательно помочь. Она вселяет в сына уверенность, что все будет хорошо. Пытается поддержать его морально.

10. Итак, виноват ли Витька? Что вы скажете теперь?

11. Перед кем он виноват?

Ученик: Перед потерпевшими, перед обществом, перед матерью. Главная вина Витьки, конечно, перед ней.

12. Жалко вам героев? А кого больше и почему?

13. Почему Шукшин дал такое название своему произведению?

Ученик: Рассказ имеет такое название не случайно. Для Шукшина было важно описать, какие тяготы легли на сердце матери, сколько ей пришлось пережить, потому он так подробно и описывает действия матери после того, что случилось с сыном.

14. Можно ли Витькину мать назвать богатой? Не в материальном, а духовном смысле? В чем это богатство заключается?

Учащиеся делают вывод, что главное ее богатство заключается в любви.

Учитель: Так же считает и бельгийский писатель рубежа 19–20 веков Морис Метерлинк: “Все матери богаты, если они любят своих детей”.

Учитель: Тема матери звучит во многих произведениях В.М.Шукшина. Например, в кинофильме “Калина красная”, в котором главный герой Егор Прокудин, семнадцать лет не видел мать. Посмотрите фрагмент этого фильма.

Просмотр видеокассеты.

Учитель: А в этом фильме как главный герой относится к своей матери? Чувствует ли он вину перед ней? Раскаивается ли он? Пробуждается ли в нем совесть?

Посмотрите, как пишет об этом В.М.Шукшин в киноповести “Калина красная”: “Он (Егор Прокудин) увидел, услышал, узнал, что никогда не замолить ежу величайшего из человеческих грехов – греха перед матерью, что никогда уже его больная совесть не заживет”.

Учитель. А Витька Борзёнков раскаивается? Как вы думаете, почему Витька не рассказывает матери всю правду о случившемся?

Учитель, Как вы понимаете значение слов “совесть” и “раскаяние”? Посмотрите, как поясняются эти слова в Словаре русского языка.

(Вывешивается плакат со словами “совесть” и “раскаяние”.)

Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

Раскаяние – это сознание своей вины, сожаление о совершенном проступке.

Учитель: Запишите значение этих слов в тетрадь.

IV. Закрепление ЗУНов.

Учитель: Возможно, кто-то из вас после сегодняшнего урока пересмотрит свое отношение к маме, напишет ей доброе теплое письмо и покается в чем-то перед ней.

Предлагаю написать вам небольшое сочинение-рассуждение “Признание маме”, в котором вы ответите на такой вопрос: О чем заставил меня задуматься рассказ В.М.Шукшина “Материнское сердце”?

Чтение нескольких сочинений (см. Приложение2 ).

V. Контроль УД.

Работа по группам.

Учитель: Как вы думаете, такие матери, как мать Витьки Борзёнкова, потерявшая в войну мужа и старшего сына, похоронившая единственную дочь, умершую от голода, но все-таки сумевшая воспитать троих сыновей и не растерявшая душевной щедрости, теплоты и любви к своим детям, достойна памятника?

Представьте себя скульпторами. Вам доверено создать проект памятника Матери с большой буквы. Каким бы вы его сделали? Посоветуйтесь и дайте устный ответ. Можете нарисовать. Бумага и карандаши на партах.

Контролерами в группах будут... Ваша задача – регулировать взаимоотношения в группах.

Редакторами будут... В ваши функции входит слежение за правильностью выполнения задания.

Какая группа первой закончит работу, поднимите сигнальную карточку.

Памятка “Как работать в группе” лежит у вас на столах (см. Приложение3 ).

Звучит спокойная музыка.

Проверка задания.

VI. Подведение итогов урока.

Учитель: Ребята, кого рассказ “Материнское сердце” не оставил равнодушным? Почему? Что больше всего понравилось сегодня на уроке?

Учитель: Я очень рада, ребята, что рассказ затронул ваши души, заставил вас задуматься о себе, о жизни, о матери. В.М.Шукшин помог нам с вами понять самих себя.

Многие знают и любят рассказы В. М. Шукшина. Маленькие жизненные ситуации, на которые никто бы не обратил внимания, вошли во всеми любимые сборники коротких рассказов. Простые и понятные, они заставляют думать. Рассказ “Материнское сердце”, о котором я хочу поведать, не стал исключением. Эта история раскрывает всю полноту и глубину материнского сердца, которое отказывается от логики и здравого смысла во имя спасения собственного дитя.
Тема “отцов и детей” присутствовала в литературе всегда, но достаточно редко эта тема описывала

Взаимоотношения матери и сына.
Произошел конфликт, но не семейный, а между матерью и “законом”, который она готова нарушить, лишь бы спасти своего ребенка.
Ее сын Виктор Борзенков собрался жениться и, чтобы заработать денег, едет на рынок продать сало. Получив сто пятьдесят рублей, он отходит к ларьку выпить стакан красного вина, там он знакомится с молодой девушкой, которая предлагает продолжить их разговор у нее дома. И естественно, наутро он проснулся в незнакомом месте, без денег и с больной головой. Еще на рынке он спрятал червонец, на всякий случай, и этот случай выдался. Вернувшись к ларьку, он выпивает бутылку вина из горла и забрасывает ее в парк. Люди, находившиеся рядом, попытались вразумить его словами, но дело дошло до драки. Намотав на руку свой флотский ремень и оставив бляху, как кистень, Витька “отправил” в больницу двух нападавших. Под горячую руку попался и милиционер, который попытался его остановить. Милиционер с травмой головы был отправлен в больницу, а Витька Борзенков в КПЗ. Узнав о случившемся, мать Вити бросила все дела и поехала по всем инстанциям, надеясь освободить своего сына. Она ни разу не подумала, что он совершил преступлен
Ие, что есть закон, по которому его должны судить. “Материнское сердце, оно – мудрое, но там, где замаячила беда родному дитю, мать не способна воспринимать посторонний разум, и логика тут ни при чем”.
Автор попытался передать те переживания, которые испытывала мать Вити. И я считаю, что это одна из самых удачных попыток. Жизненная трагедия превращается в историю с глубоким идейным смыслом. А самым ярким моментом, раскрывающим основную мысль произведения, стала сцена встречи матери с сыном в тюрьме, когда она приходит к нему на свидание. “У матери в эту минуту было на душе другое: она вдруг совсем перестала понимать, что есть на свете – милиция, прокурор, суд, тюрьма… Рядом сидел ее ребенок, виноватый, беспомощный… И кто же может сейчас отнять его у нее, когда
Она, никто больше – нужна ему? И действительно, она ему нужна. Он свято чтит свою мать и ни за что не даст ее в обиду. Но еще до встречи ему становится стыдно. “Мучительно стыдно. Жалко мать. Он знал, что она придет к нему, пробьется через все законы, – ждал этого и страшился”. Он сам боялся ее обидеть.
Эти чувства глубоки и бездонны, и ясно, что выразить их словами просто невозможно. Но автор использует тот стиль, который понятен простому человеку, тот язык, который делает это произведение общедоступным. Помимо этого автор встает на сторону главных героев, и, хотя оспаривать закон трудно и даже невозможно, здесь на первое место выходит материнская любовь, которая не поддается никаким законам.
“И та неистребимая вера, что добрые люди помогут ей, вела ее и вела, мать нигде не мешкала, не останавливалась, чтоб наплакаться вволю. Она – действовала”. “Ничего, добрые люди помогут”. Она верила, что помогут.

(Пока оценок нет)

Другие сочинения:

  1. Свою Рецензию я решил написать на рассказ Василия Макаровича Шукшина “Срезал”, написанный в 1970 году. Я знаком с Шукшиным-актером, я видела много фильмов с его участием. Также Шукшин был мне интересен как режиссер. Мне Запомнились такие его известные фильмы, как Read More ......
  2. Большинство героев В. М. Шукшина, на мой взгляд, условно можно разделить на две категории: деревенские “чудики” и “новоявленных” горожане, имеющих деревенские корни. Герой рассказа “Два письма” относится именно ко второй категории. Николай Иванович – уже зрелый человек, довольно благополучный и Read More ......
  3. Возьмем, “классический” рассказ “Чудик” и зададим для начала себе вопрос: а можно ли принимать его название за чистую монету, то есть считает ли Шукшин своего героя “чудиком” в собственном смысле слова? На первый взгляд кажется, что да, считает. “Чудик обладал Read More ......
  4. Все прекрасное в человеке – от лучей солнца и от молока Матери, – вот что насыщает нас любовью к жизни! М. Горький. Мама… Так трогательно и просто назвал Иван Бойко свой удивительный рассказ, насквозь пронизанный самой прекрасной любовью на свете Read More ......
  5. “Нам незачем наши сердца холодить; И так уж на улице вьюга”. (С. Куняев) Каждый писатель в своих произведениях пытается отразить жизнь того Времени, в котором он живет. Великие писатели никогда не приукрашивают Жизнь, описанную ими в своих произведениях. Так в Read More ......
  6. “Нравственность есть Правда”, – писал Василий Шукшин. Правда и нравственность в литературе неотделимы. Светлая любовь, непримиримость ко всякому злу и доброта, восхищение красотой Земли высказывается в произведениях Виктора Астафьева “от первого лица”, со всей прямотой и бесстрашием. “По натуре своей Read More ......
  7. Тема рассказа Б. Зайцева – это вечное обретение себя, очищение через земные муки. Перед нами возникает целая история жизни крестьянки, познавшей страдания, горечь утрат, крушение надежд, но принявшей в конечном итоге свою жизнь, благодарной судьбе и богу. Примечательно, что через Read More ......
  8. В последние годы история России подвергается переосмыслению и, прежде всего это коснулось событий революции и гражданской войны. Нет уже у людей былого восхищения подвигами красной армии, резкого неприятия белого движения. Но еще тогда, в те далекие 20-е годы, многие писатели Read More ......
Рецензия на рассказ В. М. Шукшина “Материнское сердце”

«Наука поведения» в рассказе В.М. Шукшина

«Материнское сердце».

Цели урока:

обучающая: рассмотреть духовный мир героев рассказа В.М. Шукшина «материнское сердце» (работа по восприятию и осмыслению нравственных проблем произведения, дальнейшее обучение навыкам работы с прозаическим текстом)

развивающая: расширять круг читательских интересов учащихся, умение выделить главное в художественном тексте.

воспитывающая: формирование нравственных черт характера – ответственность за свои поступки перед близкими, обществом, осознание себя как личности.

Тип урока – урок закрепления и совершенствования знаний, умений, навыков.

Вид урока - урок – размышление.

Метод – частично – поисковый, аналитическая беседа

Формы – работа с ключевыми понятиями, решение проблемных заданий

Оборудование- портрет писателя, репродукции картин, словарь С.И.Ожегова, музыкальная фонограмма, раздаточный материал.

«Есть прекраснейшее существо, у которого

Мы в долгу – это мать» Н. Островский

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Слайд №1 Мы продолжаем изучение творчества В.М.Шукшина. Сегодня на уроке для анализа рассказ «Материнское сердце». Тема урока «Наука поведения» в рассказе В.М.Шукшина «Материнское сердце» (запись в тетради темы, эпиграфа)

Слайд №2 «Есть прекраснейшее существо, у которого мы в долгу – это мать» Н.Островский

  1. Слово учителя (музыка)

Образ матери… К нему обращались во все времена поэты и писатели, композиторы и художники, потому что это самый близкий нам человек – это мать.

Слайд №3 Полотна Леонардо Да Винчи, Боровиковского, Маргерит Жерар и другие произведения искусства воспели этот образ и продолжают воспевать.

Матери… Матери… Им всегда более дорог свой ребёнок – пусть он не Моцарт, не прославленный учёный, не полководец – победитель, пусть он не очень удачливый, даже убогий.

Их бескорыстие, их верность и преданность своему долгу поистине безграничны. Способность к такой самоотверженности раздвигает стены старого дома, границы одной семьи – женщина, отдающая себя без остатка своим детям, создаёт вокруг климат сердечности, доброты. Таково свойство подлинной человечности. Быть сыном или дочерью тоже высокое предназначение.

«Берегите матерей!» - провозгласил Р. Гамзатов. Можно добавить: берегите так, как они берегут нас! Этот призыв был бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. И всё же… Дарить покой и радость – в наших руках.

3. Знакомство с новым.

Короткий рассказ В.М.Шукшина «Материнское сердце» поднимает именно эту проблему – проблему долга, проблему ответственности за своё предназначение на Земле – быть сыном матери.

Обратимся к рассказу . Беседа по вопросам текста. Слайд №4

- Кратко расскажите сюжет рассказа.

Почему рассказ называется «Материнское сердце», ведь речь идёт о поведении молодого человека? (очень много переживаний выпало на долю матери).

Подтвердите текстом переживания матери и её мытарства по освобождению сына.(Мать испугалась, взмолилась, заметалась по селу, пришла в милицию, воскликнула, мать поняла и замолчала, перекрестила сына и т.д.)

«Каждое слово - в сердце отдаёт»

Поразмышляем о значении слова «сердце» Слайд №5

Определение к слову сердце:

  1. Центральный орган кровообращения в виде мускульного мешка (у человека с левой стороны грудной клетки, груди). Сердце бьётся. Порок сердца (одна из болезней).
  2. Переносное значение. Этот орган как символ переживаний, чувств, настроений человека. Золотое сердце у кого – нибудь (об очень добром человеке).
  3. Переносное значение. Важнейшее место чего – нибудь, средоточие. Москва – сердце нашей Родины. (Словарь Ожёгова)

Запись в тетрадях лексического 2 значения слова сердце.

Беседа:

Есть ли ещё в рассказе кто – нибудь из близких родственников, кто помог Витьке в его беде? (Мать одна. И это беда, которая на неё свалилась. Ей трудно. Она прошла все инстанции, нигде не нашла помощи.)

К кому ещё обращается мать за помощью? (К Богу)

Почему мать, обращаясь к Богу, говорит: «Забегу, свечку Николаю Угоднику поставлю, попрошу его»? (Николай Угодник помогает именно таким, как Витька)

Слово учителя: На Руси Николая Угодника называют Николай Заступник, Николай Чудотворец, он помогает осуждённым, а именно оступившимся.

Каким образом оступился Витька? (Напился, подрался, попал в КПЗ, теперь ему грозит суд).

Каково теперь состояние Витьки, после случившегося? (по тексту)

(Витька переживает, ему стыдно, но почему же случилось то, что случилось? (безответственность, легкомыслие).

Каким было воспитание Витьки?

Судя по тому, что в каком возрасте, уже собрался жениться, обзавестись семьёй, можно предположить, каким сыном был Витька? (Не совсем послушным, не всегда внимательным, не всегда обязательным).

Почему Витька, а не Виктор?

1) Это деревенское обращение, уже устоявшееся в обиходе деревенских людей.

2) Видимо, нет уважения со стороны автора к нему. Само обращение подтверждает, что перед ними не всегда серьёзный, не особо пользующийся авторитетом человек в деревне.

Да, необдуманный поступок, итог – бесконечные страдания матери. Каждый человек стремится к душевному равновесию, гармонии (согласованность, стройность). Если поставить на весы всё происходящее, какая несоразмерная картина получается.

Слайд №6 Задание: разместить из данного списка отрицательные и положительные качества, которые составляют поведение человека(искушение, ответственность, любовь к матери, легкомыслие, излишняя доверчивость, алкоголизм, искренность, целеустремлённость)

С одной стороны – легко, запросто совершённый поступок сына, а с другой стороны – такие страдания и мытарства матери. Ведь мать постоянно в действии.

Можно ли назвать поведение Витьки только поступком? (Это серьёзное отступление от норм поведения, предстоит суд)

Как тогда можно назвать Витьку, если он перешёл нормы поведения? Слайд №7

Обратимся к словарю (отступник – неодобрительный человек, который отступил от прежних убеждений) Словарь Ожегова. Запись в тетрадь.

Безмерные страдания матери, теперь уже явные бессонные ночи, дальнейшие хождения по инстанциям (ведь рассказ заканчивается на её решении действовать дальше). Вот итог его отступления.

Какое чувство теперь переживает Витька? (Чувство вины, совести) Обратимся к словарю Слайд №8 (Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом) Запись в тетради.

Совесть – высшее мерило человеческой ценности. Она заговорила в Витьке.

- Какова окончательная позиция автора по отношению к Витьке? (Раз в нём заговорила совесть – есть надежда на нравственное возрождение. Автор даёт шанс своему герою понять цену отступничества, обсудить до конца своё поведение, ещё раз задуматься над собой.)

Кого ещё можно назвать отступником? (Риту).

Подумаем, как можно охарактеризовать её поведение? (Безнравственным).

Слово отступник, отступление чаще встречается в библейских мотивах. Если мы обратимся к Библии, к его Завету, то найдём следующую заповедь, она считается 5-ой

заповедью Божия: Слайд №9 «Чти отца твоего и мать твою, да благо ли будет, и долголетен будеши на Земли» (прочесть и записать в тетради)

Какова связь между рассказом и 5 –ой заповедью Божия? (Все беды Витьки от нарушения этой заповеди).

Почему, говоря о нормах поведения, говорят о «Науке»? (В её основе лежат секреты этой науки, которые заложены в Библии).

Какова главная идея рассказа? (Ответственность человека за свои поступки. Запись в тетради)

Какой теперь можно сделать вывод? (Таким образом, Шукшин призывает своих героев и читателей к нравственным ориентирам, которыми должен овладеть человек, умеющий ценить и высоко нести честь семьи. Запись в тетради)

Вы, стоящие на пороге семейной жизни, должны помнить: все проступки детей оставляют на материнском сердце раны, отметины.

Слайд №10 Обратимся к эпиграфу. Почему мы в долгу у матерей? (Она дала нам жизнь, мы должны сохранить ей жизнь, продлить её, а значит, не нарушать её покой, не причинять ей беды, горести, страдания)

Слайд №11 Стихотворение В. Романчина «У матерей священные права»

У матерей священные прав:

Казнить и миловать,

Надеяться и плакать,

И жребий свой.

Приобретя едва

Нести сквозь радости,

Сомнения и слякоть.

У матерей обязанность одна:

Себя забыв,

В заботах распыляться.

И плоть, и душу

Выложив до дна

Душой и плотью

В ком – то повторяться.

И ничего не требовать взамен!

Лишь жертвенно

Надеяться и верить,

Любя такой любовью без измен,

Что мерками земными не измерить.

У матерей и чаянья одни:

Самоотверженно у жизни на исходе

Стоять за жизнь

И в чём – то тут сродни

Они великой Матери – Природе.

И пусть за всё

Воздастся щедро ей!

Собрав в букет

Любовь и откровенье,

Придите, дети,

К матери своей

И станьте перед нею

На колени.

Слово учителя: Помните, ребята, что среди всех сердец на Земле Материнское сердце – особенное. У него особенное предназначение – принадлежать матери. Жертвенность материнского сердца естественна, но естественной должна быть и ваша готовность оградить и защитить это сердце, и тем самым с честью выполнять свой долг – быть настоящим сыном или дочерью.

Слайд №12 Стихотворение С. Киплинг «Владей собой среди толпы смятенной, останься честен, говоря с толпой»

Владей собой среди толпы смятенной

Останься честен, говоря с толпой.

Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,

Пусть все в свой час считаются с тобой.

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег,

Тогда весь мир ты примешь во владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь Человек! С.Киплинг.

Итог:

Так как, по мысли В.Шукшина, нельзя жить?

Какие жизненные принципы он не принимает?

Против каких нравственных пороков он восстаёт?

О чём заставил думать?

Какие вопросы, поднятые писателем, актуальны сегодня?

Слайд №13 Дом. задание: прочитать самостоятельно и подумать над произведением В.М.Шукшина «Живёт такой парень»

Оценки

Комментарий оценок.

Десять заповедей человечности.

  1. Не убий и не начинай войны.
  2. Не помысли народ врагом других народов.
  3. Не укради и не присваивай труда ближнего своего.
  4. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло.
  5. Уважай мысли и чувства братьев своих.
  6. Чти родителей и прародителей своих и всё, сотворённое ими, сохраняй и почитай.
  7. Чти природу как мать свою и помощницу.
  8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.
  9. Пусть живёт всё живое и мыслится всё мыслимое.
  10. Пусть свободным будет всё, ибо всё рождается свободным.

Сердце – 1.Центральный орган кровообращения в виде мускульного мешка (у человека с левой стороны грудной полости, груди). Сердце бьётся. Порок сердца. 2. Перен. Этот орган как символ переживаний, чувств, настроений человека. Золотое сердце у кого – нибудь. 3. перен. Важнейшее место чего – нибудь, средоточие. Москва – сердце нашей Родины.

Отступник – (неодобрит.) Человек, который отступил от прежних убеждений.

Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

Сочинение

Многие знают и любят рассказы В. М. Шукшина. Маленькие жизненные ситуации, на которые никто бы не обратил внимания, вошли во всеми любимые сборники коротких рассказов. Простые и понятные, они заставляют думать. Рассказ “Материнское сердце”, о котором я хочу поведать, не стал исключением. Эта история раскрывает всю полноту и глубину материнского сердца, которое отказывается от логики и здравого смысла во имя спасения собственного дитя.
Тема “отцов и детей” присутствовала в литературе всегда, но достаточно редко эта тема описывала взаимоотношения матери и сына.
Произошел конфликт, но не семейный, а между матерью и “законом”, который она готова нарушить, лишь бы спасти своего ребенка.
Ее сын Виктор Борзенков собрался жениться и, чтобы заработать денег, едет на рынок продать сало. Получив сто пятьдесят рублей, он отходит к ларьку выпить стакан красного вина, там он знакомится с молодой девушкой, которая предлагает продолжить их разговор у нее дома. И естественно, наутро он проснулся в незнакомом месте, без денег и с больной головой. Еще на рынке он спрятал червонец, на всякий случай, и этот случай выдался. Вернувшись к ларьку, он выпивает бутылку вина из горла и забрасывает ее в парк. Люди, находившиеся рядом, попытались вразумить его словами, но дело дошло до драки. Намотав на руку свой флотский ремень и оставив бляху, как кистень, Витька “отправил” в больницу двух нападавших. Под горячую руку попался и милиционер, который попытался его остановить. Милиционер с травмой головы был отправлен в больницу, а Витька Борзенков в КПЗ. Узнав о случившемся, мать Вити бросила все дела и поехала по всем инстанциям, надеясь освободить своего сына. Она ни разу не подумала, что он совершил преступлен
ие, что есть закон, по которому его должны судить. “Материнское сердце, оно - мудрое, но там, где замаячила беда родному дитю, мать не способна воспринимать посторонний разум, и логика тут ни при чем”.
Автор попытался передать те переживания, которые испытывала мать Вити. И я считаю, что это одна из самых удачных попыток. Жизненная трагедия превращается в историю с глубоким идейным смыслом. А самым ярким моментом, раскрывающим основную мысль произведения, стала сцена встречи матери с сыном в тюрьме, когда она приходит к нему на свидание. “У матери в эту минуту было на душе другое: она вдруг совсем перестала понимать, что есть на свете - милиция, прокурор, суд, тюрьма... Рядом сидел ее ребенок, виноватый, беспомощный... И кто же может сейчас отнять его у нее, когда
она, никто больше - нужна ему? И действительно, она ему нужна. Он свято чтит свою мать и ни за что не даст ее в обиду. Но еще до встречи ему становится стыдно. “Мучительно стыдно. Жалко мать. Он знал, что она придет к нему, пробьется через все законы, - ждал этого и страшился”. Он сам боялся ее обидеть.
Эти чувства глубоки и бездонны, и ясно, что выразить их словами просто невозможно. Но автор использует тот стиль, который понятен простому человеку, тот язык, который делает это произведение общедоступным. Помимо этого автор встает на сторону главных героев, и, хотя оспаривать закон трудно и даже невозможно, здесь на первое место выходит материнская любовь, которая не поддается никаким законам.
“И та неистребимая вера, что добрые люди помогут ей, вела ее и вела, мать нигде не мешкала, не останавливалась, чтоб наплакаться вволю. Она - действовала”. “Ничего, добрые люди помогут”. Она верила, что помогут.

Ничипоров И. Б.

С ранних рассказов начала 60-х гг. образ матери раскрывается в интерьере бытовой лирической зарисовки, пронизанной автобиографическими ассоциациями. В «Далеких зимних вечерах» (1961) это изображение деревенской жизни детей Ваньки и Наташки с матерью в условиях военных лишений, причем, по воспоминаниям Н.М.Зиновьевой (Шукшиной), некоторые из выведенных здесь бытовых подробностей, как, например, «стряпание» домашних пельменей, имеют реальную подоснову . В художественном плане центральной в рассказе становится образно-символическая антитеза тепла и холода, уюта и хаоса, что связано с постижением гармонизирующего воздействия матери и на детские души, и на картину бытия в целом: «Родной, веселый голос ее сразу наполнил всю избу; пустоты и холода в избе как не бывало… началась светлая жизнь» . Образ матери раскрывается в щедрой детализации как предметно-бытового («стрекот швейной машинки»), так и речевого характера. Ее сочувственные, «задумчивые» слова о воюющем на фронте отце детей воссоздают трагедийный исторический фон действия, сводят единичное и эпохальное, вселенское в целостном духовно-нравственном пространстве: «Отцу нашему тоже трудно там… Небось в снегу сидят, сердешные… Хоть бы уж зимой-то не воевали» .

Углубление психологического анализа при создании образов матерей соотнесено у Шукшина с художественным познанием неизбывного драматизма их отношений с сыновьями, что становится магистральным сюжетом рассказов «Племянник главбуха», «Сураз», «Крепкий мужик» и др. В «Племяннике главбуха» (1961) личность матери предстает в воспоминаниях юного героя, покинувшего дом и тоскующего в городе. При том, что Витька с матерью зачастую «не понимали друг друга», поскольку мать воплощала охранительное, домашнее начало, а Витьке «нравилась жизнь вольная» , – его восприятие матери оказывается значительно шире бытовых, повседневных отношений. В подробностях ее поведения, речи он интуитивно распознает высокую культуру родственного обращения с домашним, природным универсумом: «Он вспомнил, как мать разговаривает с предметами… с дождиком… матушкой дороженькой… с печкой…» . Как будет показано в рассказе «В профиль и анфас» (1967), подобное материнское одухотворение близкого и дальнего пространства обладало немалым педагогическим потенциалом, преподносило герою урок сыновства. Она заставляла сына перед отъездом проститься с печью, «всякий раз… напоминала, как надо говорить»: «Матушка печь, как ты меня поила и кормила, так благослови в дорогу дальнюю» .

В «Племяннике главбуха» щемящие воспоминания о матери помогают герою ощутить присутствие материнской ипостаси в природе, в бескрайней степи: «Матушка степь, помоги мне, пожалуйста… Стало легче оттого, что он попросил матушку степь» . Посредством утонченной психологической детализации в произведении передается хрупкость, трепетность материнско-сыновних отношений – в частности, растерянность, неловкость матери при разговоре с подрастающим сыном о возможном втором замужестве. Использованное в финале драматургическое положение «одной на сцене» позволяет изнутри высветить антиномичный душевный мир героини, передать мудрое прозрение ею остро драматичных ритмов бытия: «Плакала и сама не понимала отчего: от радости ли, что сын помаленьку становится мужчиной, от горя ли, что жизнь, кажется, так и пройдет…» .

Драматизм отношений матери с непутевым, не укоренившимся в жизни сыном еще более рельефно прорисовывается в рассказе «В профиль и анфас»: и в подвижной пластике диалогов, и в горьком укоре материнского обобщения («Пошто же, сынок, только про себя думаешь?.. Про матерей-то пошто не думаете?» ), и в несобственно прямой речи сына, напоминающей психологическую ремарку к напряженному «драматургическому» действию: «Они настойчивые, матери. И беспомощные» . Эта антиномия силы, величия матери – и ее уязвимости, беспомощности запечатлена в «жестовой» детализации финального эпизода расставания с сыном: «Бездумно, не то задумчиво глядела в ту сторону, куда поедет сын… голова ее затряслась у него на груди… перекрестила его» . Лейтмотив этого эпизода («А мать все стояла… Смотрела вслед ему») замедляет ритм повествования, представляя сиюминутные коллизии на фоне немеркнущих ценностных ориентиров.

Творческая попытка изобразить личность матери в эволюции, в призме ее переживаний высветить сложный, исполненный болезненных противоречий душевный склад центрального героя осуществлена в рассказе «Сураз» (1969). Внешние поступки еще молодой матери, «немилосердно выпоровшей» сына за школьные проказы, а затем «ночь рвавшей на себе волосы и вывшей над сыном», получают глубокую психологическую мотивировку: «Прижила Спирьку от «проезжего молодца» и болезненно любила и ненавидела в нем того молодца» . Отголоски этой женской, материнской драмы раскроются в сюжетной динамике рассказа в деструктивном мироощущении самого Спирьки Расторгуева. В зрелые же годы мать героя становится воплощением устойчивого, домашнего начала («жалела, стыдилась, что он никак не заведет семью» ). Ее суд над ним – любящий и милостивый – пробуждает тайные струны в душе героя, проступающие как во внешнем поведении, так и в сокровенной сердечной работе: «Нашел впотьмах голову матери, погладил по жидким теплым волосам. Он, бывало, выпимши ласкал мать» . Невольное возвращение Спиридона к внутренней молитве, мыслям о матери, о ее страданиях за него становится лейтмотивом всего рассказа и являет незримую силу противодействия общей трагедийной логике судьбы: «вот кого больно оставлять в этой жизни – мать», «все хотелось отвязаться от мысли о матери», «вспомнилась мать, и он побежал, чтоб убежать от этой мысли – о матери» . Этими внутренними метаниями исподволь обусловлена в рассказе и история сложных отношений героя с манящей его стихией женственности – от болезненного вожделения к замужней учительнице до подлинной героики самоотверженного спасения погибавшей от голода матери двух малолетних детей.

В системе нравственно-философских координат шукшинского рассказа личность матери становится воплощением охранительного начала, судьба же центрального героя подчас раскрывается в призме ее восприятия и оценок, что составляет важнейший ракурс изображения картины мира.

В одном из ключевых эпизодов рассказа «Крепкий мужик» (1969) мать разрушившего сельскую церковь бригадира Шурыгина занимает позицию сурового, вовсе не снисходительного, в отличие от сюжетной ситуации рассказа «Сураз», нравственного суда над впавшим в духовное беспамятство сыном. В ее ярком речевом самовыражении проступают не попираемые никакими извне приходящими обстоятельствами глубины народного религиозного сознания. Просветляющее, укорененное в многовековой традиции видение церкви как родного дома («она сил прибавляла») сочетается в речах матери с апокалипсическими нотами грозного пророчества сыну о Высшем возмездии за совершенный грех: «То ли дома окочурисся в одночасье, то ли где лесиной прижмет невзначай» .

Пророческий потенциал материнского слова обнаруживается и в рассказе «Беспалый» (1972), где контуры назревающей семейной драмы героя обозначаются через сочувственный взгляд матери. В проходном, казалось, эпизоде ее внешне сугубо бытового столкновения с невесткой звучит мудрое материнское слово об устроении супружеских отношений, заключающее в себе невольное предвидение («Не век ты собралась с мужем жить» ). А в рассказе «Ванька Тепляшин» (1972) в остроконфликтной драматургии «больничного» эпизода, «нелепого» происшествия художественно постигается антиномия житейской незащищенности матери – и ее потаенной мудрости. На уровне композиционной организации повествования данная антиномия раскрывается в контрастном наложении двух точек зрения на мир – сына и матери. В живом, любяще-сыновнем восприятии Ваньки Тепляшина, емко отраженном авторской «ремаркой» («так она вольно вскрикнула, радость человеческая» ), набрасываются психологические штрихи к первоначальному портрету матери: «Пробирается через улицу, оглядывается – боится…» . В узловом конфликтном эпизоде с больничным охранником индивидуализированные черты этого портрета обретают расширительный, архетипический смысл, в них просматривается тягостная инерция вековой социальной униженности простой русской женщины: в образе просящей, «взмолившейся» матери, в передаче ее «заученно-жалкого, привычно-жалкого» голоса, в «жестовой» детализации ее поведения: «Мать сидела на скамеечке… и вытирала полушалком слезы» . В финальном же диалоге материнское слово, проникнутое «горькой думой» о сыне, открывает высоту зоркого обобщения о жизненной драме героя, тупиках его максималистского мировосприятия и неустроенности («Нигде ты, сынок, как-то не можешь закрепиться» ). Комментирующая этот разговор лаконичная ремарка («Мать никогда не переговорить») знаменует пересечение взглядов героя и повествователя, в ситуативном выдает присутствие вечного и дорастает до уровня афористично выраженной житейской мудрости.

Для поздних рассказов Шукшина оказывается весьма характерным насыщение порой эскизных, связанных с матерями эпизодов потенциалом бытийных, социальных обобщений. Так, в рассказе «Боря» (1973) напряженное ожидание прихода матери пребывающим в больничной палате героем высветляет сокровенные пласты его душевной жизни, а наблюдения повествователя за ним откристаллизовываются в философское размышление об иерархии нравственных ценностей, о величии обычной жалости к человеку, квинтэссенцией которой является сострадательная по своей природе материнская любовь: «Мать – самое уважаемое, что ни есть в жизни, самое родное – вся состоит из жалости. Она любит свое дитя, уважает, ревнует, хочет ему добра – много всякого, но неизменно, всю жизнь – жалеет» . Этически направленная авторская мысль обращена к природной тайне самой личности матери, непостижимым образом способствующей гармонизации мира: «Оставь ей все, а отними жалость, и жизнь в три недели превратится во всесветный бардак» . Симптоматичное проявление подобной гармонизации выхвачено из потока повседневности в рассказе «Други игрищ и забав» (1974). Здесь возникает уникальный в шукшинской характерологии образ еще совсем юной матери Алевтины, переживающей под воздействием свершившегося события глубинное, пока не осознанное для нее самой изменение, преображение внутреннего существа. Материнская ипостась как знак душевного превосходства, свыше ниспосланный дар вступает в стремительной событийной динамике рассказа в резкий контраст с поведением суетящихся, выясняющих отношения родственников: «Она, как стала матерью, сразу как-то поумнела, осмелела, часто баловалась со своим Антоном и смеялась» .

С годами в прозе писателя возникают особые рассказы – портреты матерей, где пути художественного воплощения центрального образа оказываются весьма разнообразными и могут быть основаны на использовании фольклорных архетипов, на сказовом самораскрытии героини, на объективном авторском повествовании.

Из многовековой фольклорной традиции прорастает образ страждущей за сына матери в рассказе «В воскресенье мать-старушка…» (1967). Его лейтмотивом становится прочувствованное исполнение слепым народным певцом Ганей песни про «мать-старушку», принесшую в тюрьму «передачку… родному сыну» . Эта популярная в военные годы песня становится значимым коммуникативным событием, ибо в воображении самого «сказителя», слушателей дорисовывались подробности картины, когда «виделось, как мать-старушка подошла к воротам тюрьмы» . Прямое речевое самовыражение матери, заключающее в себе обобщение народного опыта («А то люди говорят…»), таит ее глубинное, постигаемое уже на надсловесном уровне переживание, которое и образует смысловую кульминацию Ганиной песни:

Повернулась мать-старушка,

От ворот тюрьмы пошла…

И никто про то не знает –

На душе что понесла .

Примечательна сопряженность образного ряда данного рассказа с непосредственным общением Шукшина с матерью, которая выслала сыну слова этой помнившейся ему лишь по мотиву песни . Подобным автобиографизмом пронизан и рассказ «Сны матери» (1973; первоначальное название «Сны моей матери»), где в сказовой форме материнского повествования («рассказывала она их не один раз» ), в живой диалогической ткани, с характерными особенностями народного говора рисуются грани ее личности, выявляются потаенные душевные искания.

Эти пять снов в самом деле объединены темой «потустороннего мира» , однако было бы неточным трактовать их исключительно в свете переживания «суеверного страха» перед загадками бытия. За попытками заглянуть в таинственные, подчас пугающие письмена судьбы, растворенные в бытовых реалиях, – как, например, в экспозиционном сне или в пророчестве о гибели мужа – проступают незамутненные источники народной веры, прозрение надматериального измерения Божьего мира. Именно христианским сознанием продиктованы здесь и восприятие явившихся во сне «двух мальчиков в сутаночках», передающих для сестры героини призыв не плакать без меры об умерших дочерях; и стремление выполнить наказ умерших «Авдотьиных девочек» о помощи бедным. Смиренное осознание собственного несовершенства приходит к героине в сновидческой встрече с рано ушедшей из жизни подругой, где в духовном озарении перед земным взором приоткрываются различные уровни загробного бытия.

Актуализация надрационального сновидческого измерения при постижении глубин материнской души происходит и в экспозиционной части рассказа «Письмо» (1970), где старуха Кандаурова остро ощущает духовную недостаточность человеческого существования вне Богообщения («Да где же у меня Бог-то?» ). Как и в «Снах матери», здесь наблюдается прямое сказовое самораскрытие матери в ее письме к дочери, зятю и внукам. Сила материнского догляда, позволяющего интуитивно воссоздать конкретные эпизоды не вполне благополучной семейной жизни дочери, обнаруживает в монологичной, казалось, форме письма «драматургический» потенциал живого действия. Знаменитая «всеохватывающая диалогичность шукшинского рассказа» выразилась здесь в разнонаправленном, эмоционально гибком, мудром материнском слове. Это и исповедальные проекции на собственный детский опыт («Мы тоже када-то росли у отца с матерей, тоже, бывало, не слушались ихного совета, а потом жалели, но было поздно» ), и воспоминания о своем несчастливом замужестве, и вразумляющий юмор в обращении к зятю: «Еслив ты опять приедешь такой задумчивый, огрею шумовкой по голове, у тебя мысли-то перестроютца» . В миросозерцании героини совершается антиномичное переплетение радостно-торжественного видения жизни («Господи, думала старуха, хорошо, хорошо на земле, хорошо» ) – и заключенного в финальном психологическом штрихе самоиронического модуса, противоположного наивной восторженности: «Старая! – сказала она себе. – Гляди-ко, ишо раз жить собралась!.. Видали ее!» .

По портретному принципу строится и рассказ «На кладбище» (1972). Психологически подробно воссозданный разговор рассказчика со старушкой на могиле ее сына являет соприкосновение преходящего и надвременного, которое изначально проистекает от мистического восприятия матерью места погребения сына как сокровенного, заповедного пространства, не терпящего присутствия чужого. Раздумья героини о Высшем предначертании, свершившемся в безвременной потере («не нам это решать дадено, вот беда» ), взыскательные нравственные оценки нынешней жизни служат композиционным обрамлением звучащего из ее уст «рассказа в рассказе», который образует смысловое ядро произведения. Посредством речевой, жестовой пластики здесь передано то, как на место привычной угнетенности «постоянным» горем у старушки в момент рассказывания выдвигается совсем иное, одухотворенное, проясненное восприятие мира («глядя на меня ясными умытыми глазами» ). В ее легендарном повествовании о чудесной встрече солдата с плачущей на кладбище женщиной рисуется священное, свободное от житейских напластований воплощение жертвенного материнства, впервые явленного самой Богородицей: «Я есть земная божья мать и плачу об вашей непутевой жизни» . Это взаимопроникновение чудесного и обыденного (у солдата «на гимнастерке-то образ божьей матери») чутко ощущается и самим рассказчиком, в связи с чем примечательным становится его импульс «снять пиджак и посмотреть – нет ли и там чего» . Данный «вставной» рассказ высветляет в произведении черты житийного жанра, которые сфокусированы на «праведном образе матери, актуализирующем богородичные черты, связанном с функцией защиты и заступничества, наполненном жалостью и милосердием к свои детям» .

Художественное постижение глубин материнского сознания в призме объективного авторского повествования осуществляется в рассказе «Материнское сердце» (1969). Остросюжетная история с Витькой Борзенковым воспроизведена здесь отрывистым пунктиром, лишь как композиционно необходимая увертюра к центральной теме – материнского сердца. С момента введения этой темы в рассказе заметно замедляются повествовательный ритм, течение художественного времени, а авторское слово насквозь «пропитывается» материнским мировидением: «Мать Витькина узнала о несчастье на другой день…» [i] .

Многомерными предстают в рассказе речевые средства раскрытия внутреннего мира матери. Краткая, в немалой степени типичная для своего времени предыстория («родила пятерых детей», муж погиб на фронте) сменяется яркими речевыми самовыражениями матери, так ни разу и не названной по имени, а предстающей в своем изначальном, высшем природном качестве. В ее прямых, насыщенных колоритом народного слова обращениях («батюшки-святы», «андел ты мой господний», «сыночки вы мои милые», «сжальтесь вы над ним», «анделы вы мои, люди добрые») предпринимается отчаянная попытка утвердить приоритет общегуманистических, христианских принципов над иными формами регуляции человеческой жизни: «Да способитесь вы как-нибудь с вашей обидушкой – простите вы его, окаянного» . Художественным «нервом» шукшинского повествования становится то, как в сфере несобственно прямой речи героини, где рациональному знанию предпочтены вера и сердечное понимание («поняла, что этот длинный враждебно настроен к ее сыну», «поняла, что и этот невзлюбил ее сына» ), материнское слово сочувственно подхватывается и вместе с тем объективируется, исподволь корректируется словом повествователя. Исходный для повествователя нравственный посыл («Материнское сердце, оно – мудрое» ) не препятствует ему вновь и вновь подвергать аналитическому осмыслению душевные устремления героини, искусно – при помощи повторов, инверсий – сохранять при этом напряженно-взволнованное звучание ее голоса: «Она вызволит сына, она верила в это, верила. Она всю жизнь свою только и делала, что справлялась с горем… Странно, мать ни разу не подумала о сыне – что он совершил преступление, она знала одно: с сыном случилась большая беда» . Подобное многозначительное пересечение веры матери с раздумьями повествователя происходит и в финальной реплике, сообщая речевой ткани рассказа художественное единство: « «Ничего, добрые люди помогут». Она верила, помогут» .

Композиционно рассказ «смонтирован» из «драматургически» напряженных сцен, где за внешним речевым поведением персонажей скрывается мощный психологический подтекст. Среди них выделяются эпизод в милиции, разговор матери с прокурором и особенно ее встреча с заключенным сыном, обрисованная в своем исконном, повторяющемся в веках значении, которое состояло в том, что «рядом сидел ее ребенок, виноватый, беспомощный» . Поразительна творческая энергия отношения матери к речи, воспринимаемой как орудие протеста против отчаяния – особенно в связи с оптимистичным «перетолковыванием» ею заведомо неутешительных слов прокурора. Теплящийся у матери опыт народной веры, выразившийся в искреннем призыве сына к молитве, несколько подтачивается, однако, проявлениями сиюминутного прагматизма («Со всех сторон будем заходить» ), изображение чего способствует объективности авторского художественного познания характеров и обстоятельств.

Итак, образы матерей, и шире – тема материнства составляют один из существенных проблемно-тематических уровней художественного мира Шукшина. Творя на протяжении более десятка лет галерею этих образов, писатель отталкивался от автобиографических воспоминаний и, сверяясь с ними, двигался к масштабным обобщениям социального опыта, к воплощению нравственных, онтологических интуиций. Образы матерей запечатлены в шукшинских рассказах и в портретно-монографическом плане, и в «драматургии» напряженных, конфликтных отношений с прочими персонажами, социальными обстоятельствами, бытийными закономерностями. Опора на восходящие к древнейшей культуре архетипические представления о материнстве органично соединилась у Шукшина с разработкой оригинальных повествовательных стратегий, изобразительно-выразительных средств создания образов матерей – в единстве исторически определенного и вечного.есь вы как-нибудь с вашей обидушкой - простите общегуманистических, христианских принципов над иными формами регуляции мент рассказывания выдвигается совсем иное, одухотворенное, проясненное восприятие мира (" место привычнойатери"альное название " " которая по просьбе сына выслала ему слова этой помнившейся лишь по мотиву песни. Подобным авни, наваются весьма разнообразными и могут быть основаны на использовании фольклоркает уникальный в шукшинской характерологии образ еще совсем юной матери Алевтины, переживающей под воздейст

Список литературы

1. Шукшин В.М. Собрание сочинений: В 3-х т. Т.2. Рассказы 1960 – 1971 годов / Сост. Л.Федосеева-Шукшина; Коммент. Л.Аннинского, Л.Федосеевой-Шукшиной. М., Мол. гвардия, 1985.

2. Шукшин В.М. Собрание сочинений: В 3-х т. Т.3. Рассказы 1972 – 1974 годов. Повести. Публицистика / Сост. Л.Федосеева-Шукшина; Коммент. Л.Аннинского, Л.Федосеевой-Шукшиной. М., Мол. гвардия, 1985.

3. Шукшин В.М. Надеюсь и верую: Рассказы. Киноповесть «Калина красная». Письма. Воспоминания. М., Воскресенье, 1999.

4. Бобровская И.В. Агиографическая традиция в творчестве В.М.Шукшина. Автореф. дис… канд. филол. наук. Барнаул, 2004.

5. Глушаков П.С. О некоторых «суеверных мотивах» в творчестве Василия Шукшина // Шукшинские чтения. Феномен Шукшина в литературе и искусстве второй половины ХХ века. Сб. матер. музейной науч.-практич. конф. 1 – 4 октября 2003 г. Барнаул, 2004. С.61 – 66.

6. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Василий Шукшин // Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: В 3-х кн. Кн.2: Семидесятые годы (1968 – 1986): Уч. пособие. М., Эдиториал УРСС, 2001. С.57 – 66.

Рассказать друзьям