Усадьба графов шереметьевых. Усадьба «Останкино» — загородная резиденция «русского Креза. В настоящее время усадьба на реконструкции

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Останкинский дворец графа Шереметьева

Музей-усадьба Останкино в Москве - это уникальный памятник архитектуры 18 века в северной части столицы. Расположенная близко к центру она привлекает строгими формами классицистической архитектуры, красотой интерьеров дворца и тишиной старинного парка. Музей-усадьба Останкино в Москве относится к охраняемой природной зоне столицы.

Фото -Д.Козаков Боярская вотчина с прудом (XVI в.), церковью Св. Живоначальной Троицы (XVII в.), господским домом и дубравой становится в конце XVIII века дворцово-паковым ансамблем, парадной летней резиденцией графа Н.П. Шереметева



На месте современной усадьбы Останкино (первоначально Осташково) 400 лет назад стояли дремучие леса, в которых были разбросаны немногочисленные селения. В этих местах царские егеря часто охотились на медведей и лосей, за что близлежащие земли получили названия "Лосиный остров", "Лось", "Медведково".



Первое письменное упоминание о селе и его владельце относится к 1558 году. Иван Грозный отдал эти земли во владение служилому человеку Алексею Сатину, который в годы опричнины был им же и казнен. Новым владельцем имения был поставлен известный дипломат, дьяк посольского приказа Василий Щелкалов. При нем Останкино становится настоящей усадьбой (конец XVI - нач. XVII вв.). Щелканов строит боярский дом с поселением в нем деловых людей, деревянную церковь Троицы. Тогда же был вырыт большой пруд, разбит огород, засажена дубовая роща.


После Смутного времени разоренную усадьбу восстанавливали уже новые хозяева - князья Черкасские, кроме того, ими была построена сохранившаяся и поныне каменная красавица-церковь в честь Живоначальной Троицы на месте сгоревшей деревянной с пятикупольным храмом, с двумя приделами, тремя шатровыми крыльцами и колокольней с высоким шпилем (теперь увенчанной шатром).



Останкино связано с фамилией Шереметевых с 1743 года, когда граф Петр Борисович Шереметев женился на княжне Варваре Алексеевне Черкасской - единственной дочери Черкасских. В приданое она получила 24 вотчины, в число которых входило и Останкино, а сам молодой хозяин, владевший усадьбой Кусково, в Останкине создает фруктовый сад, разбивает парк, строит новые хоромы.



После смерти Шереметева-старшего (1788 год) в права наследника вступает его сын Николай Петрович Шереметев, к которому переходит не только усадьба Останкино, но и владения отца в 17 губерниях с 200 тысячами крестьян, с зажиточными селами, в которых крестьяне занимались художественными ремеслами.


Молодой граф Шереметев был одним из самых богатых и просвещенных аристократов своего времени: знал несколько иностранных языков, учился за границей, объездил множество европейских стран, знакомясь с литературой и искусством, собрал большую библиотеку.


По приезде в Россию он задумал создать в Останкине Дворец искусств с театром, художественными галереями, с богато декорированными парадными комнатами и залами, открытыми как для отечественных, так и для иноземных гостей. Он видел в этом служение не только личностным потребностям, но и славе всероссийской.





Дворец строился с 1791 по 1798 годы. В его проектировании участвовали архитекторы Джакомо Кваренги, Франческо Кампорези, а также русские архитекторы Е. Назаров и крепостной зодчий П. Аргунов. Строительство вели крепостные мастера, которыми руководили ответственные архитекторы А. Миронов, Г. Дикушин, П. Бизяев. Интерьеры оформляли также крепостные художники: декоратор Г. Мухин, художник Н. Аргунов, резчики Ф. Пряхин и И. Мочалин, паркетчики Ф. Прядченко, Е. Четвериков. Завершал отделку здания П. Аргунов.



Останкинский дворец был построен в стиле классицизма. Монументальный и величественный, он казался возведенным из камня, хотя материалом для него послужило дерево.



Общая композиция дворца исходит из схемы в виде буквы "П" с парадным двором. Здание выдержано в классической симметрии. Большой купол венчает центральную часть здания, оформленного тремя классическими портиками: центральным и двумя боковыми. Павильоны с обеих сторон (Итальянский и Египетский) соединены с главным зданием одноэтажными галереями.



Главным помещением в центре дворца является театральный зал. Следует отметить, что граф создал необычный театр, где крепостные получали хорошее актерское образование от известных русских и зарубежных артистов. Музыкальной частью заведовал композитор, капельмейстер и учитель пения Иван Дегтярев, сложными механизмами сцены управлял Федор Пряхин.



Все это было сотворено золотых рук мастерами - крепостными умельцами графа, который набирал самых способных крестьян по разным селам, посылал их учиться в Академию художеств и даже в Италию.




В 1801 году Шереметев навсегда уезжает в Петербург, женившись на молодой, но уже прославленной актрисе своего театра Прасковье Ивановне Ковалевой-Жемчуговой - дочери крепостного кузнеца, не признанной в свете и умершей от чахотки в 34 года после рождения сына Дмитрия. Вскоре умирает и сам граф. Их сына воспитывала балерина того же театра Т. В. Шлыкова-Гранатова.



Интерьеры парадных залов сохранили подлинный декор и убранство. Особенное изящество придают залам осветительные приборы из хрусталя, бронзы, золоченого резного дерева. Украшением останкинских интерьеров является наборный художественный паркет.



С июня по сентябрь в Останкинском театре проводится традиционный фестиваль "Шереметевские сезоны", продолжающий музыкальные и театральные традиции усадьбы. Постановка опер и балетов XVIII столетия, разнообразные концертные программы, исполняющиеся в зале исторического театра, дают возможность ощутить театральное назначение Останкинского дворца, погрузиться в атмосферу усадебных праздников




Скульптуры и лепнина фасада Шереметьевского дворца


Церковь в Останкино
Церковь Живоначальной Троицы (1678-1692 гг.) построена из красного кирпича. Фасады здания декорированы многоцветными изразцами с изображением цветов, фантастических птиц и животных, белокаменной резьбой, фигурной кирпичной кладкой. В центральной части церкви иконостас с иконами XVII-XVIII вв




Останкино оставалось родовым имением Шереметевых вплоть до 1917 года. После революции 1917 года усадьба была национализирована и функционировала как музей-усадьба, а с 1938 г. - как музей творчества крепостных. С тех пор здесь постоянно ведется большая научная работа по восстановлению и реставрации дворца, создаются каталоги его коллекций.




Как общедоступный музей, усадьба Останкино открылась для посетителей 1 мая 1919 г. по инициативе Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса. Сейчас в музее проводится комплексная научная реставрация. Ежегодно с 18 мая по 30 сентября открытая для показа часть дворца включается в обзорную экскурсию по усадьбе






Останкинский дворец построен из сибирской сосны с наружной штукатуркой и внутренней декоративной отделкой (1792-1798) в стиле русского классицизма. Архитекторы: Кампорези, Старов, Бренна. Скромный декор оштукатуренных стен состоит из гипсовых барельефов на мифологические темы, стенные ниши "оживлены" скульптурными изображениями героев античной мифологии, связанных с культом Диониса и Аполлона







Оштукатуренные стены его кажутся каменными. Бледно-розовый цвет фасада дворца носил поэтическое название "цвет нимфы во время зари". Этот изысканный цвет и белые колонны создавали ощущение чистоты. Гармония линий и красота интерьеров завораживают гостей вот уже несколько столетий.






Главный фасад украшен величественным шестиколонным портиком коринфского ордера, установленным на выступе первого этажа. Фасад, обращенный к парку, украшает десяти колонная лоджия ионического ордера. Наружные стены дворца украшены барельефами работы скульпторов Ф. Гордеева и Г. Замараева. Самая главная часть дворца - театральный зал, соединяющийся закрытыми галереями с Египетским и Итальянским павильонами, которые использовались для парадных приемов и театральных постановок




Театр музея-усадьбы Останкино


В то время одной из модных забав был театр. Увлечение театром у Н.П. Шереметева переросло в дело всей его жизни. По замыслу графа Останкинский дворец должен был стать Пантеоном искусств, дворцом в котором царит театр. Театр был открыт в 1795 году оперой И.Козловского на слова А.Потемкина "Взятие Измаила или Зельмира и Смелон". В труппе театра было около 200 актеров, певцов и музыкантов. В репертуаре были балет, оперы и комедии.



Машина ветра


Машина грома
Ставились не только произведения русских авторов, но также и французских и итальянских композиторов. Граф Шереметев устраивал праздники в честь высоких особ, которые обычно сопровождались представлением с участием талантливых актеров. На сцене театра блистала крепостная актриса Прасковья Жемчугова - талантливая певица.



Последний праздник, в честь императора Александра I, состоялся в 1801 году. Вскоре театр был распущен, а владельцы покинули дворец. До наших дней театральный зал дошел в своем "бальном" виде, но и сегодня здесь осуществляются постановки старинных опер и звучат камерные оркестры. Зал остается лучшим по акустике залом столицы. Он выстроен в форме подковы, что обеспечивает хорошую видимость со всех мест и прекрасную акустику. Зал оформлен в голубых и розовых тонах и вмещает до 250 зрителей.



Зрительный зал
Зрительный зал был невелик, но отделан с большим изяществом. Амфитеатр был отделен от партера балюстрадой, за которой между коринфскими колоннами располагались лоджии бельэтажа, и над ними, под самым потолком верхняя галерея. Залы дворца предназначались для фойе и использовались как концертные и банкетные: Египетский зал, Итальянский зал, Малиновая гостиная, картинная галерея, концертный зал и т. д. Их можно назвать парадными помещениями с хрустальными люстрами, паркетными полами, росписями, позолоченной лепниной, стильной мебелью, обивкой стен шелком, картинами, гравюрами, скульптурами. Роскошно были отделаны даже небольшие угловые комнаты и переходные галереи


Потолок театра


Двухэтажный театр расположен в центре дворца и окружен системой парадных залов. В оформлении парадных залов использована своеобразная театрализованная версия классицизма. В отделке интерьеров использованы ткани, позолота и резьба по дереву, роспись по бумаге.

Внутреннее убранство



Внутреннее убранство дворца удивляет своей нарядностью и простотой. Большая часть декора выполнена из дерева, имитирующего мрамор, бронзу и другие материалы. Основной вид отделки залов - золоченая резьба. Большую часть резного декора выполнил резчик П.Споль. Особенно красив он в Итальянском павильоне.




Египетский зал



Узорчатый паркет из редких пород дерева, стены, обитые атласом и бархатом. Парадные залы дворца славятся золоченой мебелью 18 и начала 19 веков работы русских и европейских мастеров. Светильники, настенные и другие украшения часто выполнялись специально для Останкинского Дворца. Все предметы находятся на своих местах и дошли до нас в своем первозданном состоянии. Как писал очевидец: «… все блестит золотом, мраморами, статуями, вазами».





Египетский зал
Здесь также представлена коллекция портретов 18-19 вв. работы известных мастеров, а также редкие полотна неизвестных художников. К сожалению, из тридцати подлинных античных скульптур до наших дней дошло только пять. Поэтому дворцовая скульптура представлена в основном копиями. Сохранились также работы западно-европейских скульпторов Кановы и Лемуана, Буазо и Трискорни. Среди изделий из фарфора сохранились предметы из коллекции Черкасских. Это изделия японского и китайского фарфора 16-18 вв. Можно видеть и коллекцию вееров из собрания известного коллекционера Ф.Е.Вишневского
.



Балкон 2 этажа

Останкинский парк



Вместе со строительством дворца Н.П. Шереметев разбил регулярный парк во французском стиле, а позже он создал пейзажный парк. Регулярный парк был основной частью так называемого Увеселительного сада, в который также входили партер и насыпная горка "Парнас", "Собственный садик" и кедровая роща. Увеселительный сад располагался рядом со дворцом. Ближайшая к имению часть рощи (так называемый Прибавочный сад) была превращена в Английский парк. Над созданием естественного пейзажного сада трудился садовник-англичанин. Были созданы 5 искусственных прудов. В саду росли дубы и липы, клен и различные кустарники - лещина, жимолость и калина. Вдоль Ботанической улицы разместился Парк скульптур. Здесь разбиты цветники, устроены две беседки с колоннами, эстрада и открытая галерея.



Музей ведет активную выставочную работу, представляя временные выставки из своих фондов как во дворце, так и за его пределами. Для посетителей открыты театр, часть парадных залов и парк. В наши дни музей-усадьба Останкино в Москве представляет собой уникальный дворцово-парковый ансамбль с единственным в России деревянным театральным зданием конца 18 века



Северо-Восток Москвы. Годы. События. Люди (рук. авторского колл. К.А. Аверьянов). М., 2012. С. 325 - 342. ISBN 978-5-9904122-1-7.
Останкино — статья из Большой советской энциклопедии
Останкино — статья из Нового энциклопедического словаря изобразительного искусства
Глозман И. М., Рапопорт В. Л., Семенова И. Г. Кусково. Останкино. Архангельское. — М.: Искусство, 1976. — 207 с. — (Города и музеи мира).

Адрес: Россия, Москва, 1-я Останкинская улица, 5
Дата постройки: 1798 год
Основные достопримечательности: храм Живоначальной Троицы, Парадный двор, Дворец, Парк
Координаты: 55°49"29.8"N 37°36"53.1"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Содержание:

История усадьбы

Формирование архитектурного комплекса «Останкино» происходило на протяжении 4-х веков. Первые упоминания о нем как о селе Осташкино встречаются в исторических летописях XVI столетия (1558 г.). Владельцем этой местности в северной части Москвы тогда был Щелкалов Василий, который построил на территории своей усадьбы деревянную Троицкую церковь. С наступлением Смутного времени село было разорено, а церковь – сожжена.

Усадьба Останкино c высоты птичьего полёта

Впоследствии имение перешло во владение к Черкасскому Ивану Борисовичу, по указанию которого здание святыни было возведено заново. Работы по ее строительству велись на протяжении 2-х лет – с 1625 по 1627 годы. Но и этот храм со временем сгорел, а его место заняла 5-главая красная кирпичная церковь, отделанная белым резным камнем и декорированная полихромными изразцами. Тут она стоит и поныне. Внутри храма расположен резной 9-ярусный иконостас, 2 яруса которого сохранились со времен постройки здания, а остальные были пристроены уже в XVIII веке.

Усадьба Останкино с большим барским домом, садом и необычным храмом была настолько хороша, что сама императрица Анна Ивановна в 1730 году пожаловала на ее территорию. В 1732 году сюда 4 раза приезжала другая императрица – Елизавета Петровна. Здесь же проходила и церемония бракосочетания Варвары Черкасской (дочери хозяина) с графом Шереметевым Петром Борисовичем. Со смертью хозяина Черкасского усадьба перешла во владение к Шереметевым и пробыла их собственностью с 1743 по 1917 гг.

Вид на усадьбу с противоположной стороны Останкинского пруда

В 1767 году по решению Шереметева П.Б. здание церкви было дополнено колокольней, однако самые серьезные изменения, связанные с обустройством усадебного участка, произошли при Николае Петровиче – другом члене семьи Шереметевых. Он затеял строительство дворца и разбитие парка. Со смертью Николая Петровича усадьба обрела нового хозяина – в 1809 г. им стал его 6-летний сын Дмитрий, поэтому на протяжении последующих нескольких лет дворец был далек от светской жизни.

Начало 30-х годов XIX века знаменуется для усадьбы наступлением нового периода – ее парк превращается в излюбленное место гуляний москвичей независимо от их сословий. А со 2-й половины этого же столетия дворец вновь оживает и оказывается в центре внимания. С конца XIX века имение превратилось для хозяев в хороший источник дохода – они построили здесь летние дачи и сдавали их в аренду для отдыха.

В 1917 г. хозяин усадьбы Шереметев Александр Дмитриевич покинул Россию , и весь Останкинский комплекс стал собственностью государства – заботу о нем на себя взяла Комиссия по охране искусства и старины Моссовета.

Дворец усадьбы Останкино

Описание дворца Останкинского комплекса

Над разработкой проекта дворца трудились лучшие зодчие того времени: Старов, Кампорези и Бренна. Строительные работы велись на протяжении 6 лет (1792 – 1798 гг.) Мироновым и Аргуновым – крепостными архитекторами Шереметева. Результатом их труда стал деревянный дворец с оштукатуренными стенами, которые на первый взгляд кажутся каменными. Фасад, выкрашенный в бледно-розовый цвет, имел необычное название «цвет нимфы во время зари». За счет нежности цвета и белизны колонн вся конструкция передавала необычайное ощущение чистоты. В целом дворцовое здание стало воплощением стиля Классицизм. Украшением его главного фасада служит шестиколонный портик коринфского ордера, стоящий на выступе нижнего этажа. А украшением фасада, обращенного к парковой зоне, является 10-колонная лоджия ионического ордера. На наружных стенах дворца находятся барельефы – работы знаменитых скульпторов Замараева и Гордеева. Главной частью дворца считается театральный зал, который через закрытые галереи соединяется с павильонами – Египетским и Итальянским.

Храм Живоначальной Троицы

Внутреннее убранство усадебного дворца поражает простотой и нарядностью. Большая часть декора изготовлена из дерева, но оно имитирует разнообразные дорогостоящие материалы. При отделке залов применялась только золоченая резьба. За все резные работы отвечал резчик Споль. В Итальянском павильоне резной декор необычаен и красив – узорчатый паркет в нем настелен из редчайших пород дерева, а его стены обиты бархатом и атласной тканью. Во всех парадных залах стоит золоченая мебель, изготовленная русскими и европейским мастерами в XVIII – начале XIX столетий. Все виды украшений и светильники в свое время были изготовлены специально для дворца усадьбы Останкино.

Во дворце старинного Останкинского комплекса находится коллекция портретов – это работы известных мастеров XVIII – XIX ст., и уникальные полотна художников, чьи имена остались неизвестными. Когда-то во дворце хранилось 30 подлинных античных статуй, но, к сожалению, большинство древних скульптур было по разным причинам утрачено. И сегодня посетители дворца могут увидеть только пять из них. Среди фарфоровых изделий встречаются предметы, входившие в коллекцию семейства Черкасских. Всё это древние изделия из китайского и японского фарфора. Привлекает взор посетителей и коллекция вееров, собранная коллекционером Вишневским Ф.Е.

Парк усадьбы с видом на беседку "Миловзор" и декоративные скульптуры

Театр усадьбы Останкино – место развлечения москвичей

В XVIII веке посещение театра считалось модным мероприятием. Театральным искусством увлекался и Николай Петрович Шереметев. Желая превратить свой дворец в Пантеон искусств, он открыл собственный театр. Основой для первой постановки послужила опера Козловского «Взятие Измаила или Зельмира и Смелон». Театральная труппа состояла из пары сотен актеров, музыкантов и певцов, а их репертуар составляли оперы, комедии и балет. На сцене Останкинского театра Москвы зрители видели постановки произведений русских и зарубежных композиторов.

В помещении театра граф Шереметев любил устраивать праздники в честь знатных особ, прибывающих в усадьбу. В этих случаях в постановках участвовали самые талантливые актеры. Театральной звездой того времени была крепостная актриса и певица Прасковья Жемчугова. Проводился праздник и в честь приезда Александра I, но он был уже последним. В начале XIX века владельцы усадьбы распустили театр и покинули дворец. На сегодняшний день театральный зал сохранил свой «бальный» вид, и в нем все так же звучат камерные оркестры и воплощаются постановки старинных опер. Вместительным назвать его сложно, ведь полюбоваться театральным мастерством актеров здесь могут не более 250 человек, но зато он является лучшим во всей столице в плане акустики. Хорошая акустика здесь достигается за счет формы, в которой выстроен зал – по виду это подкова. Цветовое оформление театрального зала представлено голубыми и розовыми тонами.

Мемориал Добровольцам 13-ой и 6-ой дивизий народного ополчения оборонявших Москву в парке усадьбы

Приусадебный парк Останкино

Одновременно со строительными работами по возведению дворца велись и работы по разбивке сада. Сам Шереметев задумал окружить дворец регулярным парком, разбитым во французском стиле. Позднее он создал и пейзажный парк. Однако первый, регулярный парк, составлял основу Увеселительного сада, в котором имелись партер, кедровая роща, «Собственный садик», насыпная горка. Увеселительный сад соседствовал с дворцовым зданием. Часть кедровой рощи, находящаяся ближе к имению, называлась Прибавочным садом, но позднее ее превратили в Английский парк. Все работы по его созданию были возложены на садовника – настоящего англичанина. В саду удачно прижились липы и дубы, клёны и лещина, калина и жимолость. Парковый участок дополняли 5 искусственных прудов. Вдоль Ботанической улицы по задумке хозяина был размещен Парк скульптур. Помимо цветников, статуй и беседок с колоннами здесь имеются открытая галерея и эстрада.

Усадьба Шереметьева в Останкине — это одна из усадеб Москвы, ныне музей.

Одной из достопримечательностей Москвы является усадьба Шереметьева, которая окружена прекрасным парком с дубовой рощей. Прославилась она в XIX веке тем, что крепостные актеры графа устраивали здесь театрализованные представления, на которые съезжалась вся московская элита.

История усадьбы Останкино

Еще в середине XVI века на месте усадьбы Останкино находилась небольшая деревушка на Останкинском суходоле. Причем Иван Грозный подарил ее норвежцу Орну, который командовал одним из отрядов опричников. Вот только место это было весьма зловещим. Ходили слухи, что здесь хоронили самоубийц. Поэтому норвежец не очень обрадовался такому подарку. Он старался держаться как можно дальше от Останкино.

Зато дьяк Щелкалов в 1584 году с радостью приобрел эти земли. Ведь зловещие слухи хорошо сбили цену на них. Он сразу же строит здесь небольшой деревянный храм. Возле церквушки был выкопан пруд, на берегах которого высадили саженцы дубов. Причем эти дубы были приобретены в Сибири. Эта кедровая роща существует и сейчас.

В Смутные времена Останкино было разорено поляками. А возрождаться имение начало в 1620 году, когда его владельцем стал князь Черкасский. Он возвел здесь кирпичную церковь. Отметим, что она сохранилась до наших дней в изначальном виде. Достаточно длительное время имение использовалось лишь в сельскохозяйственных целях.

Но в середине XVIII века Останкино досталось Петру Шереметьеву. Он разбивает здесь парк и возводит летний павильон, где регулярно устраивали балы и приемы. Причем в парке имелись даже защищенные от дождя аллеи.

В 1788 году Останкино становится собственностью Николая Шереметьева, который возводит здесь летний дворец. Хоть его и построили из дерева, но фасад дворца был покрыт слоем розовой штукатуркой. Поэтому создавалось впечатление, что это добротный каменный дворец. Но прославился он тем, что именно здесь устраивались самые интересные театрализованные выступления в Москве крепостные актеры графа.

В 2013 году усадьба Останкино была закрыта на реконструкцию. Планируется, что восстановительные работы закончатся в 2020 году. Но помимо дворца в историческом парке Останкино можно посетить сад XVIII века, кедровую рощу, парк скульптур, танцевальную веранду, скейт-парк и всевозможные спортивные площадки и аттракционы.

Архитектурный ансамбль усадьбы

В состав усадьбы Шереметьево входят следующие объекты:

  • Храм Святой Троицы
  • Дворец
  • Парадный двор

Удивительным образом деревянное здание дворца графа Шереметева сохранилось до наших дней, но уже c середины прошлого столетия в нём ведутся реставрационные работы. Советские архитекторы старались привести интерьеры в соответствие с оригинальным вариантом конца VIII века, при этом сохраняя так называемые «контрольные окна» более поздних наслоений. В процессе заменялись сгнившие деревянные конструкции, восстанавливались утраченные фрагменты декора, частично положен новый паркет. По некоторым прогнозам, публиковавшимся в СМИ, музей откроется для посетителей в 2017-2018 годах. Но эти сроки не вполне соответствуют реальному положению дел, работы предстоит ещё много.

Николай Петрович Шереметев принадлежал к знатному роду и обладал немалым состоянием, но далеко не все аристократы оставили о себе долгую память в истории. Граф Шереметев состоял директором Московского дворянского банка, служил в сенатских департаментах, однако государственная служба его никогда не привлекала. Свою жизнь и свои устремления он посвятил созданию лучшей в России того времени театральной труппе.

Домашний театр появился у Шереметевых ещё до постройки останкинского ансамбля, спектакли шли в усадьбе Кусково. В репертуар созданной графом Николаем Петровичем крепостной труппы входило около сотни опер, балетов и комедий, причём граф отдавал предпочтение жанру комической оперы на музыку французских, итальянских и русских композиторов, а роли исполняли крепостные артисты. Вернувшись из длительной европейской поездки, Николай Шереметев задумал построить дворец искусств. В 1788 году он получил в наследство от отца останкинские угодья и вскоре приступил к реализации амбициозного замысла. К тому времени в Останкине уже стояла церковь и был разбит сад, получивший название Увеселительный.

Строительство началось по проекту архитектора Франческо Кампорези, но Шереметев не остановился на первоначальном варианте и привлёк свежие творческие силы в лице Джакомо Кваренги и команды русских архитекторов — Старова, Миронова, Дикушина. Для улучшения акустики дворец был задуман деревянным, а не каменным. Собственно театр находился в главном здании, которое соединялось переходами с двумя павильонами — Египетским и Итальянским. Крепостной зодчий Павел Аргунов, учившийся у Баженова и знакомый с петербургской дворцовой архитектурой, стал одним из руководителей проекта и работал над планировкой театрального зала, а крепостной механик Фёдор Пряхин изготовил механизмы для трансформации зрительного зала в бальный и другую сценическую машинерию. Дворовые люди Шереметевых оказались и талантливыми художниками-декораторами.

22 июля 1795 года на новой сцене состоялась премьера лирической драмы «Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила». Успех был настолько очевиден, что потребовались новые залы для размещения гостей-театралов и для репетиций труппы, состоявшей из 170 человек — актёров, музыкантов, декораторов. Перепланировкой руководил Павел Аргунов. А спустя два года дворцовым интерьерам в срочном порядке добавили пышности — граф Шереметев готовился встретить императора Павла I. Государь со свитой по дворцу прогулялся, но быстро уехал, чем изрядно разочаровал хозяина.

Крепостные театры не были редкостью в конце VIII века, в Москве свои труппы создавали Апраксин, Воронцов, Пашков, Гагарина, Голицын, Дурасов, мода перекинулась на Петербург и другие города. Но, в отличие от многих помещичьих театров, шереметевский был богат не только декорациями и гардеробами (согласно описи имущества — 194 декорации и почти сотня сундуков с одеждой и реквизитом), но талантливыми людьми. Это и режиссёр Василий Вороблевский, композитор Степан Дегтярёв, скрипичный мастер Иван Батов, актёры Петр Петров, Андрей Новиков, Григорий Кахановский, Андрей Чухнов, Иван Кривошеев, певицы Мария Черкасова, Арина Калмыкова, танцовщица Татьяна Шлыкова.

Юная дочь кузнеца Прасковья Ковалёва выступала в шереметевском театре как оперная солистка под псевдонимом Жемчугова. Обладательница прекрасного голоса и актёрского таланта стала фавориткой графа, который подписал ей вольную, а в 1801 году тайно обвенчался. Увы, это уже был закат яркой лав-стори — Николай Шереметев из-за своей болезни и петербургской службы не мог серьёзно заниматься театром, а его супруга потеряла голос и вскоре умерла от чахотки. Шереметев не был филантропом, его театральные звёзды не получили свободу, а вновь стали лакеями и прачками. Впрочем, выполняя волю Прасковьи Жемчуговой, он пожертвовал часть состояния в пользу бедных и начал строительство Странноприимного дома.

В 1809 году граф Николай Петрович Шереметев скончался и усадьба перешла во владении наследников. В XIX веке здесь многое изменилось, в 1812 году во дворце квартировали французские войска, были утрачены театральные декорации и костюмы, позднее снесены обветшавшие постройки, а театр лишился сцены и стал зимним садом. Последние заметные перемены произошли в 1856 году, когда дворец стал временной резиденцией императора Александра II. Кстати, Ротонда восстановлена по состоянию на 1856 год, когда в ней находился кабинет Александра II. После Октябрьской революции дворец был национализирован Советской властью и открылся для посетителей как Музей творчества крепостных.

При этом до недавнего времени не существовало комплексного плана реставрации и уникальная постройка стала приходить в аварийное состояние. Корреспонденты «Русского Блоггера» ознакомились с современным состоянием дворцовых залов и убедились, насколько сложная задача стоит перед реставраторами. Музей закрылся для посетителей несколько лет назад, но выставочная деятельность продолжается на других площадках, так, в Оперном доме в Царицыно экспонируются скульптуры. Значительная часть музейных экспонатов складирована в дворцовых помещениях, где пока не ведутся работы, люстры завёрнуты в целлофан, паркет накрыт войлочными дорожками. Театральный зал и не узнать — его пространство заполнено металлическими конструкциями, на которых предстоит работать мастерам. В большинстве залов работа заморожена в ожидании согласования проектной документации, переданной в ФАУ «Главгосэкспертиза России».

По мере поступления информации будет обновляться официальный сайт Музея-усадьбы Останкино, где созданы разделы о прошедших и предстоящих этапах реставрационных работ: http://ostankino-museum.ru/

Некоторые нюансы происходящего прокомментировал историк искусства Геннадий Викторович Вдовин, работающий в музее-усадьбе Останкино более 30 лет, а с 1993 года занимающий должность директора.

«Русский Блоггер»: Про Останкино ходят зловещие городские легенды…

Всякий памятник живёт мифами и останкинский миф довольно устойчивый. Во время возведения дворца Николай Петрович окружал стройку тайной, огородил двухметровым забором с караулом, с поимкой шпионов. Это делалось, чтобы повторить петропавловский миф, рождение Петербурга в одночасье из ничего, распахивается занавес — и вот волшебная штука. И этот миф продолжает развиваться до сих пор. У Орлова в «Альтисте Данилове» окрестности населены всякой нечистью, у Пелевина, у Лукьяненко. Мы к этому спокойно относимся.

Неужели Шереметев не мог пригласить профессиональных актёров?

Крепостные артисты не были крестьянами от сохи, не пахари, не доярки, а те, кого можно назвать крепостной интеллигенцией. Шереметев создавал профессиональную труппу и на это денег не жалел. Создать такую труппу из московских театральных артистов вряд ли было возможно, это значило вступить в соревнование с государем.

Почему граф Шереметев считал дворец недостроенным?

С одной стороны, в завещательном письме сыну Николай Шереметев пишет как о памятнике на века, хотя и деревянном, на маленьком фундаменте, с другой стороны полагает его недостроенным, о чём свидетельствуют планы расширения дворца на север, которые сохранились в нашем архиве, в собрании архитектурной графики.

Дворец почти без потерь пережил несколько войн…

Жаль, что к сохранившимся механизмам театра не хватает костюмов и декораций, которые сгорели в сарае при французах в 1812 году. А после революции Шереметевы проявили мудрость, они понимали, что власть большевиков надолго и добровольно отдали Кусково и Останкино. Кстати, в окрестностях тоже немало интересного, например, трамвайная линия пришла в Останкино в конце XIX века. А так была деревня с коровами, утками, поросятами…

На какой стадии процесс согласования проекта реставрации?

Экспертиза — это процесс сотворчества, на вопросы экспертов надо отвечать, подчищать хвосты, допридумывать. Мы надеемся, что к концу лета — началу осени этот процесс будет завершён и можно объявлять конкурс на производство работ. Сейчас ведутся первоочередные противоаварийные работы, то, без чего обойтись нельзя, чтобы памятник не рухнул, — некоторые конструктивные усиления, работа с фасадной скульптурой, работа с монументальной живописью, в основном, с плафонами.

Глава Мосгорнаследия Александр Кибовский упоминал о неких экспериментах, которым не место в Останкино…

Останкино — летний, увеселительный, неотапливаемый дворец, но велико желание ввести его в режим круглогодичного использования для счастливых трудящихся. Против этого у нас есть ряд серьёзных аргументов. Памятник двести с лишним лет лет жил именно в таком режиме и последствия перевода в другой режим просчитать никто не может. Если за бортом минус 20, а в здании плюс 20, понятно, что с этим деревянным, картонным, бумажным, папье-машовым домиком Наф-Нафа будет происходить. Просто рассыпется.

Реставрация вернёт дворец в 1795 год?

У нас нет искушения вернуть перестроенные в XIX веке интерьеры к моменту создания дворца. Девяностолетняя матрона не может выглядеть, как восемнадцатилетняя юница. Всё, что происходит с памятником, это его жизнь, и его судьба, и никакие накладные косы и вставные зубы совершенно ни к чему. Надо уметь носить седину и прочие недостатки.

Какие перемены произойдут в Увеселительном парке?

К территории Увеселительного парка решением Правительства Москвы присоединены пять гектаров, на которых планируется восстановить уничтоженные в середине XIX века службы, конный двор, оранжереи. А если использовать пространства под ними — решатся проблемы и с хранилищем, и с реставрационными мастерскими, и площадями для работы с посетителями — лекционным, и выставочным залами. Сейчас помещений катастрофически не хватает. С передачей храма в ведение Московской Патриархии мы лишились гектара земли, на котором планировалось восстановить три флигеля, там прежде были дом управляющего, театральная гардеробная. Этого ресурса мы лишились, пусть это будет на совести тогдашних органов охраны памятников.

В одном из интервью я прочитал о «консервации» облика дворца. Это означает, что музей станет исключительно научным центром, куда не будут пускать экскурсантов?

Речь шла совсем о другом. У нас нет точного представления, как действовала театральная машинерия, поэтому не планируем приводить её в действующее состояние, чтобы всё двигалось-крутилось, но с помощью современных технологий можно показать компьютерную трёхмерную реконструкцию, как, по мнению современных исследователей, это всё происходило. А в музей после его открытия, как и прежде, будут выстраиваться длинные очереди посетителей.

Хватает ли в России квалифицированных специалистов-реставраторов?

Отечественная школа реставрации ещё сохранилась, я не чувствую, что не хватает мастеров. Мы привыкли торопиться, а тут история такая, что девять женщин, даже крепко взявшись за руки, за месяц не родят ребёнка. К примеру, пока не будут укреплены конструкции — не придут паркетчики, пока не сделают работу специалисты по декору — не придут живописцы. Это технологическая цепочка.

Рубрика:

Один из интереснейших, сохранивший множество построек, усадебных комплексов Смоленской области это усадьба Шереметевых в селе Высокое. На крутом берегу реки расположился великолепный архитектурно-парковый ансамбль выполненный по проектам известного архитектора Н.Л. Бенуа. Архитектурный ансамбль, включающий в себя 19 усадебных строений, строился с 1867 по 1873 года под руководством, друга и помощника Бенуа, К.Ф. Мюллера.До наших дней сохранились практически все строения усадьбы: главный дом, дом управляющего, дом для детей, дом графини, птичник, огромный конный завод, здание школы, молочная ферма и прочие. Над всеми этими разнообразными зданиями возвышается величественный двухэтажный храм в русском стиле, так же построенный по проекту Бенуа.

Усадьба встречает нас самым старым строением - "домом графини", построенный ещё в середине XIX века. До 1860-х в сельце Высоком находились небольшой деревянный усадебный дом и несколько служебных строений, принадлежавших М.П. Мельниковой, представительнице старинного дворянского рода. В 1858 г. её дочь Александра стала женой графа Д.Н. Шереметева — правнука петровского фельдмаршала и первого российского графа Б.П. Шереметева, сына известного театрала, основателя усадьбы "Останкино" графа Н.П. Шереметева и его жены крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой. "Старый дом" — пример сравнительно скромной усадебной постройки в традициях позднего классицизма. Одноэтажный прямоугольный объем дополнен двумя закрытыми крыльцами по уличному фасаду в виде небольших ризалитов с актовыми портиками входов.


Следующим на нашем пути был дом для детей, 1869 г. постройки.

В архитектуре здания ощутимы мотивы французского классицизма XVII века.

Вся поверхность стен и угловые лопатки покрыты рустом. Торцовый фасад низкого объема, обращенный к дороге, завершен щипцом и имеет во втором этаже деревянный балкон с резными кронштейнами, балясинами и столбиками, несущими скатную кровлю.

Над большей частью второй этаж сделан мансардным, меньшая часть получает вид башенного объема с отдельной высокой крышей.

Напротив, через дорогу, находится дом управляющего.

Другое интересное по архитектуре строение — это здание птичника (1872 г.). К сожалению, находится в руинах.

Птичник расположился на берегу небольшого пруда. Кирпичная постройка в духе романской архитектуры.

У южного угла находится высокая восьмигранная башня, подражающая средневековой крепостной архитектуре.
Стены башни завершены машикулями. Винтовая лестница внутри нее приводит на верхнюю площадку, где возведена подобная маленькая башенка.

Мраморные львы на фоне школы. Прежде львы находились на пилонах при въезде в усадьбу.

Каждый лев держит фамильный герб Шереметевых.
На нем по латыни начертан девиз этой семьи: "Бог хранит всех".

Посетили мы усадьбу поздней осенью, когда опала листва, что дало хоть какую-то возможность сделать общие кадры. Однако, избежать в кадре огромного количества веток деревьев, не удалось. Главный дом, строительство которого окончено в 1871 г., построен по заказу графини А.Г. Шереметевой. Дворец — крупное здание с кирпичными стенами, побеленными по обмазке, и окрашенными в светлый тон декоративными деталями.

1901-1902 г.г. по проекту М.Ф. Мейшера в северной части дворец из-за понижения местности становится трехэтажным.

В фасадном декоре мотивы позднего классицизма соединены с подражанием западноевропейской средневековой архитектуре.

Его мансардная кровля, рустованные углы и наличники навеяны французским классицизмом XVII века.

На южном торцовом фасаде еще два входа: один — в угловом деревянном ризалите, перед другим — сильно вынесенное крыльцо с металлическим навесом на столбиках.

Два глухих окна в первом этаже южной части дома имеют цементные наличники, подражающие обрамлениям Ренессанса.

Огромное состояние, доставшееся Шереметевым благодаря таланту и удачливости их предков, позволяло последующим поколениям не заботиться о хлебе насущном, а заниматься тем, что приносило удовольствие. Вот и последний из владельцев усадьбы в селе Высокое граф Александр Дмитриевич Шереметев. Вписал в историю своего рода довольно любопытную страницу. Граф увлекался пожарным делом. В 1890 г. он создал первую в сельской России образцовую пожарную команду в 13 человек со всей необходимой экипировкой и инвентарем, а в 1891 г. в усадьбе построил пожарную каланчу "наподобие городских". Через 2 года Шереметев создал пожарную дружину общей численностью более 1000 человек, которая состояла из 14 отделений (по числу окрестных деревень). Ездил граф по окрестным деревням, высматривал там полуразвалившиеся деревянные постройки, скупал их, а затем давал приказ поджечь новоприобретенную "собственность" и пожарная команда, обученная и обеспеченная необходимым инвентарем, выезжала на тушение "пожара". Сам граф принимал непосредственное участие в этом действе. А для придания таковому еще большей солидности был приобретен пожарный автомобиль, чем не мог похвастаться даже губернский город.

Перейдём к другой грандиозной постройки имения - конному заводу (1873 г.)

Основные объемы этого незаурядного сооружения в русском стиле одноэтажные, посредине северной и южной сторон возведены двухэтажные корпуса.

Весь декор на главном фасаде южного корпуса подражает убранству фасадов Большого Кремлевского дворца и кремлевских теремов 17 века в Москве. В разорванные треугольные фронтоны верхних окон вставлены рельефные изображения лошадиных голов.

По завещанию А.Г. Шереметевой в последующем он был приспособлен под больницу, под странноприимный дом и, лишь частично, под конюшни.

Высокими щипцами по оси западного и восточного фасадов отмечены арочные проезды в большой внутренний двор.

Молочная ферма. Кирпичная хозяйственная постройка в романтических формах в "швейцарском вкусе". Сейчас уже сложно угадать какой-либо "вкус".

Амбар находится в юго-восточной части скотного двора. Первоначально несколько амбаров составляли замкнутое каре с внутренним двором. Сейчас сохранился лишь западный корпус.

В его центре находится въезд во двор, выделенный щипцом на фасаде. Небольшие боковые ризалиты также завершены
щипцами под скатами высокой кровли. Щелевидные проемы для сквозного проветривания на одной стороне сделаны одинарными,
а на другой - двойными. В поле щипцов сделаны проемы для засыпки зерна, к которым с земли подводили открытые лестницы.

Сохранились ещё кое-какие постройки (коровник, прачечная), но они уже не столь интересны. А выдающийся Тихвинский храм, что расположен на возвышенности и является доминантой усадьбы, заслуживает отдельного рассказа.

В марте 1917 г. А.Д. Шереметев уехал в Париж, взяв с собой только семейную реликвию - икону Тихвинской Божьей Матери.

Использован материал с сайта

Рассказать друзьям