Анализ произведения Ремарка «Три товарища. Эрих мария ремарктри товарища

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В Германии, только что пережившей разгром в Первой мировой войне. В стране наступил экономический кризис. Улицы городов наводнились вернувшимися с фронта и разочарованными в жизни солдатами.

Роберт, Отто и Готтфрид

Как и другим ровесникам, повоевать пришлось и трем основным героям романа Ремарка. Роберт Локамп, Отто Кестер и Готтфрид Ленц неразлучны. Этих персонажей очень подробно описал Ремарк. «Три товарища», отзывы о которых посыпались как град сразу после первой публикации книги, описывают будни ремонтной автомастерской, где работают лучшие друзья. Первый день повествования - день рождения Роберта (ему исполняется тридцать лет). Главному герою (из трех друзей именно на нем больше всего внимания концентрирует автор) не нравятся подобные праздники из-за того, что во время них его одолевают неприятные воспоминания о пережитом.

Роберт был совсем мальчишкой, когда по призыву попал на фронт. Там ему пришлось пережить множество ужасов, о которых он так и не смог забыть, вернувшись к мирной жизни. Это и ранения друзей, и мучительная смерть однополчан от удушья из-за отравляющего газа. Затем наступили инфляция, голод и другие мытарства, ставшие нормой для разрушенной страны. Отто Кестер после войны попытался выучиться в университете, но бросил учебу, стал летчиком, потом гонщиком и, наконец, пришел в автомобильный бизнес. Локамп и Ленц присоединились к нему в качестве партнеров. Эту особенность их отношений особенно старался выделить Ремарк. «Три товарища», отзывы о которых часто подчеркивают дружбу как основную тему романа, раз за разом демонстрируют тесные и доверительные отношения между Локампом, Ленцем и Кестером.

Покупка «Карла»

Еще одна важная тема «Трех товарищей» (как и всего остального творчества Ремарка) - это алкоголь. В первой главе Ленц дарит Роберту на день рождения 6 бутылок редкого и старого рома. Длинные и неординарные описания алкоголя - одна из фирменных черт такого мастера прозы, как Эрих Мария Ремарк. «Три товарища», отзывы о которых на протяжении многих лет остаются только положительными, немало повествуют о попытках друзей заработать в непростое время. Неразлучная троица купила на местном аукционе старую рухлядь и собралась сделать из нее настоящий гоночный кар. Под предлогом работы над этим автомобилем и прерывается утреннее празднование дня рождения Роберта.

Между собой друзья называют своего любимца «Карлом». Поставив его на колеса, вечером они отправляются в пригород, где собираются полноценно отметить день рождения. По дороге Кестер, Ленц и Локамп, дурачась, обгоняют остальные автомобили, попавшиеся им на шоссе. Уже в ресторане им встречаются водитель и пассажирка одной из этих машин. Все вместе впятером они организуют маленькое праздничное застолье. Пассажирка по имени Патриция Хольман оставляет Роберту свой номер.

Потерянное поколение

Все отзывы о книге «Три товарища» отмечают безрадостность обстановки, в которой происходит действие книги. К примеру, Локамп живет в меблированных комнатах с соседями разной степени запущенности. Юноша Георг Блок собирается поступать в институт, сутками корпит над книгами, проедает последние деньги, заработанные на руднике, и страдает от проблем со здоровьем. Русский эмигрант граф Орлов живет в постоянном страхе того, что и в Европе до него доберутся большевики. Супружеская пара Хассе давно позабыла о гармонии и постоянно ссорится из-за своего финансового состояния.

На примере личностных портретов самых разных людей демонстрирует свое мастерство писателя Ремарк. «Три товарища» - это целая галерея людей, так или иначе пострадавших от обстоятельств бурной эпохи. Потерянное поколение - так сам характеризовал их прозаик. Позже этот термин стал популярным среди литературоведов (к нему также относят творчество Неподалеку от пансиона Роберта находится кафе «Интернациональ», где до автомастерской он работал пианистом.

Новая встреча с Пат

Через несколько дней после дня рождения Роберт встречается с Патрицией в кафе. Их свидание довольно необычно. Локамп практически ничего не знает о девушке, которую встретил по совершенной случайности. Неуверенность Роберта компенсируется тем, что он давно знаком с публикой и персоналом публичного заведения, что заметно снимает его напряжение. По мнению главного героя, он испортил первое свидание тем, что слишком много выпил и наговорил лишнего. По совету Ленца он отправляет Пат (так сокращенно он зовет Патрицию) букет роз и извиняется за оплошность.

В кафе Ремарк описывает еще одного фронтовика - Валентина Гаузера. Этот знакомый Роберта получил от родственников наследство и теперь старательно пропивает его. Он не хочет ни к чему стремиться. Побывавший на войне Гаузер рад уже тому, что выжил и может теперь пить, когда ему вздумается. Апатия и безразличность - настроения, которые постоянно пририсовывает своим персонажам Ремарк. «Три товарища», отзывы критиков и простых читателей - все это вторит автору.

В луна-парке

Наступила новая встреча Роберта и Патриции. Теперь они решили покататься на машине. Девушка никогда не водила автомобиль, и Роберт дает ей попрактиковаться на тихой улочке. Затем пара идет в бар, где встречает Ленца. Троица (включая Готтфрида) решает отправиться в луна-парк. Там друзьям приглянулся павильон с забрасыванием колец на крючки. Ленц и Локамп выигрывают все призы.

Фронтовые товарищи сразу же вспоминают дни передышек на фронте, когда им приходилось убивать свободное время бросками шляп на крючки. Удача сопутствует им сразу в двух павильонах. Они идут в третий, но хозяин объясняет, что он закрывается. В луна-парке у «стрелков» появляется множество поклонников, с любопытством наблюдающих за их очным соревнованием. Друзья отдают большую часть призов этим зевакам. Вечер явно удается на славу. Патриция входит в круг друзей Роберта. Так постепенно без резких поворотов развивается сюжет книги «Три товарища». Фильм, снятый по мотивам романа в 1938 году, в целом повторяет его фабулу.

«Карл» на гонках

Друзья завершают ремонт и модификацию «Карла». Кестер как главный гонщик троицы записывает машину на гонки. Всю ночь накануне соревнования друзья проверяют исправность техники. У посторонних механиков на трассе аляповатый «Карл» вызывает безудержный смех, но Кестер настаивает на своем и готовится к старту. На трибунах собрались Локамп, Ленц и Патриция. Вновь сводит своих ключевых героев в одной сцене Ремарк. «Три товарища», отзывы о которых называют основой книги подробные диалоги, действительно меняют темп, когда перед читателем разворачивается очередной разговор или столкновение интересов. А вот на страницах, занятых внутренними мыслями Роберта, повествование становится вязким и рваным.

Кестеру, несмотря на насмешки противников, удается приехать к финишу первым. Победа - повод для праздничного ужина у бармена Альфонса (общего приятеля компании Роберта). В конце вечера Локамп и Патриция незаметно покидают застолье. Девушка остается ночевать у Роберта. Главный герой удивляется тому, что может вызывать какие-то серьезные чувства у женщины, так как вся его сознательная жизнь прошла под знаком крепкой мужской дружбы. Все эти противоречивые мысли и рассуждения скрупулезно описывает Эрих Ремарк. «Три товарища», отзывы и рецензии на книгу производят на читателя впечатление, что эта книга стала выдающейся благодаря своему глубокому психологизму, а не сюжетным перипетиям.

Прошлое Патриции

До сих пор работа в автомастерской худо-бедно кормила друзей, но из-за очередного скачка инфляции у техников пропадают последние заказы. Кошельки стремительно пустеют, и троица решает на последние сбережения купить такси и по очереди крутить баранку по улицам города. В этой сфере у новичков множество конкурентов. Во время своего первого рейса Роберт вздорит с другим таксистом и дерется с ним. Остыв, мужчины находят общий язык. Вскоре Роберт заводит дружбу с другим водителем Густавом.

Продолжается и основная сюжетная линия книги «Три товарища». Отзывы простых читателей и критиков единогласны: именно благодаря отношениям Роберта и Патриции роман является одним из самых знаменитых во всей библиографии немецкого писателя. Локамп впервые попадает в квартиру своей подруги. У девушки не осталось семьи, и теперь она снимает две комнаты квартиры, когда-то целиком принадлежавшей родителям Пат. Хозяйка угощает гостя ромом и рассказывает новые факты о своей жизни.

Патриция пережила мытарства, привычные для тогдашней Германии. Она долго голодала и год провела в больнице. У нее не осталось денег, родных и работы. Пат собирается устроиться продавщицей в магазин грампластинок. Роберт, который больше всего хочет помочь, понимает, что со своими скромными доходами не в состоянии поддержать девушку. Ему начинает казаться, что Патриции нужен совсем другой мужчина - обеспеченный и основательный. Так ставит своих героев перед испытаниями и непростыми решениями Ремарк. «Три товарища», отзывы о них и все, что написано о романе, единодушно свидетельствует - это вовсе не приторная беллетристика с простыми выходами и счастливым концом.

Отпуск на море

На протяжении нескольких глав Роберт пытается продать отремонтированный кадиллак перекупщику Блюменталю. Этот делец отличается крутым нравом и неуступчивостью в сделках. Но Роберту, нашедшему к потенциальному покупателю ключик, наконец удается заработать на машине приличные деньги. Суммы хватает, чтобы окупить инвестиции друзей и дать им прибыль, которой они уже давно не видели. После удачной сделки в мастерской снова праздник.

На заработанные деньги Роберт и Патриция отправляются на море. Начало отпуска пары - один из самых светлых моментов книги «Три товарища». Ремарк, отзывы о книге которого показывают его как писателя, нагнетающего печальное настроение, на этот раз ненадолго дал своим героям полноценно насладиться жизнью.

Роберт специально выбрал отель, в котором прежде уже прожил один послевоенный год. Пара купается в море и загорает на пляже. Локамп вспоминает, как в 1917 году его отряд точно так же предавался маленьким радостям жизни, хотя бы ненадолго избавившись от амуниции. На второй день у Патриции начинается кровотечение. Роберт звонит друзьям, и те находят ее врача. Через пару недель девушка приходит в себя и возвращается домой. Однако тревожный звоночек уже прозвенел. К подобным неприятным поворотам сюжета часто прибегал Эрих Мария Ремарк. «Три товарища» в этом смысле не исключение для его фирменного стиля повествования.

Новые вызовы

Доктор знакомит Роберта с историей болезни Пат и настаивает на ее отправке в санаторий. Дополнительная причина для беспокойства - испортившаяся влажная погода, которая негативно отражается на здоровье. Патриция действительно ложится в больницу. Локамп часто навещает ее, а перед отъездом девушки дарит щенка - для того чтобы ей не было так скучно и одиноко.

В мастерской и на такси почти нет работы. Друзья едут в горы обкатывать «Карла» накануне новых гонок. На их глазах происходит авария. Мужчины спасают пострадавших в столкновении. Автомастерская получает несколько новых заказов на ремонт, что оказывается очень кстати. Владелец одной из машин становится банкротом. Транспортное средство не застраховано, и друзья не могут отбить деньги, вложенные в его ремонт. Из-за этого им приходится продать мастерскую.

Появление радикалов

На фоне все ухудшающегося экономического положения в городе становится неспокойно. Постоянно проходят демонстрации недовольных, иногда завязываются перестрелки. Однажды Ленц идет на один из митингов. Отто и Роберт отправляются разыскивать друга.

В главе, посвященной этим событиям, особенно точен и вдумчив Ремарк. «Три товарища», отзывы о которых с первых дней издания говорили о них, как о книге глубоко пацифистской, оказались как никогда правы. Роберт, внимательно следивший за людьми на митингах, заметил, что в толпах много фашиствующих популистов. Эти ораторы обращались к мелким чиновникам, рабочим, бухгалтерам и другим сильно пострадавшим от экономического пике людям. Все они стали жертвами нарастающей радикальной пропаганды, предлагавшей избавиться от предателей и вредителей, виноватых во всех бедах.

Роман Ремарка был издан в 1936 году, а сюжет судя по всему разворачивается во второй половине 1920-х гг. Писав книгу, автор прекрасно осознавал, куда ведут его страну нацисты. И хотя Вторая мировая война еще не началась, уже тогда в немецком обществе произошли кардинальные перемены. Начались репрессии, люди жили в состоянии патриотического угара. На страницах «Трех товарищей» Ремарк показал, как зародилось и набрало популярность реваншистское движение, давшее Германии Гитлера. Вскоре прозаику пришлось иммигрировать из страны, а его книги оказались под запретом. «Трех товарищей» сжигали на кострах вместе с другой идеологически неправильной литературой.

Развязка

Отто и Роберт не зря беспокоились о Ленце. На митинге тот конфликтует с провокаторами. Во время бурного спора из толпы неожиданно выбегает молодчик и хладнокровно убивает Ленца, прошедшего всю войну. Кестер и Локамп клянутся отомстить за друга. Они чуть было не настигают преступника в пригородном общепите, однако ему удается бежать. В конце концов провокатор был убит Альфонсом. Роберт сообщает Отто эту новость и возвращается в свой пансион, где его ждет телеграмма, в которой Пат просит его как можно быстрее приехать в санаторий.

Локамп отправляется в больницу на «Карле» вместе с Кестером. Патриции впервые за долгое время разрешают выйти за пределы медицинского учреждения. Роберт и Отто выслушивают доктора, рассказывающего о чудесных выздоровлениях пациентов. Однако друзья, так много повидавшие, уже понимают истинный смысл слов врача, но даже не пытаются утешить друг друга. Вскоре Кестер уезжает в город, а Роберт остается в санатории. На прощание Патриция попросила передать привет Ленцу. Друзьям не хватило духу рассказать ей о гибели весельчака Готтфрида.

Еще через некоторое время Роберт получает от Отто посылку с деньгами. Он понимает, что Кестер продал «Карла» - последний свой актив. Главный герой приходит в отчаяние от груды навалившихся ужасных новостей. В этом постепенном сгущении красок и заключается весь Ремарк. «Три товарища», краткое содержание и отзывы о которых называют роман логичным звеном в творческой цепи писателя, правы. В этой книге полностью выдержана стилистика прозаика.

В марте начинает теплеть. В горах происходят первые снежные обвалы. Грохот еще больше нагнетает атмосферу в санатории. Патриции день ото дня становится хуже. Она умирает ночью, держа руку Роберта. Вместе с ее жизнью заканчивается роман Ремарка.

I

Небо было желтым, как латунь; его еще не закоптило дымом. За крышами фабрики оно светилось особенно сильно. Вот-вот должно было взойти солнце. Я посмотрел на часы - еще не было восьми. Я пришел на четверть часа раньше обычного.

Я открыл ворота и подготовил насос бензиновой колонки. Всегда в это время уже подъезжали заправляться первые машины.

Вдруг за своей спиной я услышал хриплое кряхтение, - казалось, будто под землей проворачивают ржавый винт. Я остановился и прислушался. Потом пошел через двор обратно в мастерскую и осторожно приоткрыл дверь. В полутемном помещении, спотыкаясь, бродило привидение. Оно было в грязном белом платке, синем переднике, в толстых мягких туфлях и размахивало метлой; весило оно не менее девяноста килограммов; это была наша уборщица Матильда Штосс.

Некоторое время я наблюдал за ней. С грацией бегемота сновала она взад и вперед между автомобильными радиаторами и глухим голосом напевала песню о верном гусаре. На столе у окна стояли две бутылки коньяка. В одной уже почти ничего не оставалось. Накануне вечером она была полна.

Однако, фрау Штосс… - сказал я.

Пение оборвалось. Метла упала на пол. Блаженная ухмылка погасла. Теперь уже я оказался привидением.

Иисусе Христе, - заикаясь пробормотала Матильда и уставилась на меня покрасневшими глазами. - Так рано я вас не ждала.

Догадываюсь. Ну как? Пришлось по вкусу?

Еще бы, но мне так неприятно. - Она вытерла рот. - Я просто ошалела.

Ну, это уж преувеличение. Вы только пьяны. Пьяны в дым.

Она с трудом сохраняла равновесие. Ее усики подрагивали, и веки хлопали, как у старой совы. Но постепенно ей всё же удалось несколько прийти в себя. Она решительно шагнула вперед:

Господин Локамп, человек всего лишь человек. Сначала я только понюхала, потом сделала глоточек, а то у меня с желудком неладно, - да, а потом, видать, меня бес попутал. Не надо было вводить в искушение старую женщину и оставлять бутылку на столе.

Уже не впервые заставал я ее в таком виде. Каждое утро она приходила на два часа убирать мастерскую; там можно было оставить сколько угодно денег, она не прикасалась к ним. Но водка была для нее что сало для крысы.

Я поднял бутылку:

Ну конечно, коньяк для клиентов вы не тронули, а налегли на хороший, который господин Кестер держит для себя.

На обветренном лице Матильды мелькнула усмешка:

Что правда, то правда - в этом я разбираюсь. Но, господин Локамп, вы же не выдадите меня, беззащитную вдову.

Я покачал головой:

Сегодня нет.

Она опустила подоткнутые юбки.

Ну, так я смоюсь. А то придет господин Кестер, и тогда такое начнется…

Я подошел к шкафу и отпер его:

Матильда!

Она поспешно заковыляла ко мне. Я высоко поднял коричневую четырехгранную бутылку.

Она протестующе замахала руками:

Это не я! Честью клянусь! Этого я не трогала!

Знаю, - ответил я и налил полную рюмку. - А знаком ли вам этот напиток?

Еще бы! - она облизнула губы. - Ром! Выдержанный, старый, ямайский!

Верно. Вот и выпейте стаканчик. - Я? - она отшатнулась. - Господин Локамп, это уж слишком. Вы пытаете меня на медленном огне. Старуха Штосс тайком вылакала ваш коньяк, а вы ром еще ей подносите. Вы - просто святой, да и только! Нет, уж лучше я сдохну, чем выпью.

Вот как? - сказал я и сделал вид, что собираюсь забрать рюмку.

Ну, раз уж так… - она быстро схватила рюмку. - Раз дают, надо брать. Даже когда не понимаешь толком, почему. За ваше здоровье! Может, у вас день рождения?

Да, вы в точку попали, Матильда!

В самом деле? Правда? - Она вцепилась в мою руку и тряхнула ее. - От всего сердца желаю счастья! И деньжонок побольше! Господин Локамп! - Она вытерла рот.

Я так разволновалась, что надо бы еще одну пропустить! Я же люблю вас, как родного сына.

Вот и хорошо!

Я налил ей еще рюмку. Она выпила ее единым духом и, осыпая меня добрыми пожеланиями, вышла из мастерской.

* * *

Я убрал бутылки и сел к столу. Бледный луч солнца, проникавший через окно, освещал мои руки. Странное чувство испытываешь все-таки в день рождения, даже если никакого значения не придаешь ему. Тридцать лет… Было время, когда мне казалось, что я никак не доживу до двадцати, так хотелось поскорее стать взрослым. А потом…

Я вытащил из ящика листок почтовой бумаги и стал вспоминать. Детство, школа… Все это так далеко ушло, словно никогда и не было. Настоящая жизнь началась только в 1916 году. Как раз тогда я стал новобранцем. Тощий, долговязый, восемнадцатилетний, я падал и вскакивал под команду усатого унтер-офицера на старой пашне за казармой. В один из первых вечеров моя мать пришла в казарму навестить меня. Ей пришлось прождать целый час. Я неправильно уложил ранец и в наказание должен был в свободное время чистить уборную. Мать хотела помочь мне, но ей не разрешили. Она плакала, а я так устал, что заснул, когда она сидела со мной.

1917 год. Фландрия. Мы с Мидендорфом купили в погребке бутылку красного вина. Собирались покутить. Но не вышло. На рассвете англичане открыли ураганный огонь. В полдень ранили Кестера. Майер и Петере были убиты перед вечером. А к ночи, когда мы уже надеялись отдохнуть и откупорили бутылку, началась газовая атака. Удушливые облака заползали в блиндажи. Правда, мы вовремя надели противогазы. Но у Мидендорфа маска прорвалась. Когда он заметил, было уже поздно. Пока он срывал ее и искал другую, он наглотался газа, и его рвало кровью. Он умер на следующее утро; лицо было зеленым и черным. А шея вся истерзана. Он пытался разорвать ее ногтями, чтобы глотнуть воздух.

Это первая книга, где проституток считают за людей, показывают, что у них тоже есть проблемы, заботы.

Они тоже нервничают, боятся, переживают, живут. В чем-то им больше повезло, в чем-то меньше.

Работа не самая приятная и классная.

Она похожа на работу водителя в автобусе, тоже нужно находить компромисс с людьми и обслуживать их, не нахамить, не побить, а культурно и доходчиво объяснить что-то.

Проститутка конечно не водитель, но тоже работает с клиентами, хоть и обслуживает их в другом плане, но работа есть работа.

В книге автор часто описывает природу, но на мой взгляд, уделять ей настолько много времени не стоит.

Лучше рассказать что-то другое, более интересное .

Например, переживания, взаимоотношения, взгляды людей на жизнь того времени.

Очень классно описываются те ожидания прибытия письма к адресату. Сегодня такого нельзя увидеть.

Теперь достал мобильный телефон и доставай другого абонента хоть по каждые 5 мин. названивая.

Что я не единожды замечаю, чуть ли не в каждой книге, фильме, сериале показывается или описывается, как главный герой (герои) бухают разные крепкие напитки по отдельности или смешивая их походу.

Это какой-то бич современности и вообще болезнь человека.

Пить по праздникам это ясно и немного, но просто так бухать, чтобы забыться и забыть проблемы?

Я вас умоляю, это же смешно! Как будто после опьянения все проблемы решатся и все будет ок?

Что носили в карманах в 20 веке:

Монеты, перочинный ножик, ключи, сигареты…

А что в наши дни? Мобильный телефон (вещь первой необходимости), ключи и деньги.

Персонажи книги “Три товарища”

Робби Локамп главный персонаж книги.

Немного неуверенный в себе мужчина, он хочет взять некоторые черты от успешных или влиятельных людей, которых иногда видит.

Встречая фронляйн Хольман он не верит, что удача улыбается ему и судьба благоволит и такая красивая женщина может его любить.

Это показывает низкую самооценку Робби.

Он не знает психологии и не представляет, как видят женщины этот мир.

Как они выбирают себе партнера для проживания и отношений.

В тоже время Робби честный, преданный друг, товарищ для своих друзей и девушки Пат.

Готтфрид Ленц – любимец женщин, отличный психолог и любитель
выпить, как и вся компания друзей.

Он всегда смотрит на Робби, как на ребенка, который не знает, что ему делать и как себя вести в отношениях с женщиной.

Умеет пошутить, подколоть и дать нужный совет в подходящее время.

Патриция Хольман – девушка Роберта Локампа. Она ощущает новизну, ищет стабильности, любви и понимания от своего мужчины.

И Пат находит все это в Робби. Фронляйн Хольман умеет красиво одеваться, у нее есть связи и богатые друзья, но это все ей не интересно, ведь у нее есть Робби.

Пат красива и умна, но узнав её лучше Робби узнает, что она смертельно больна и не сможет поправиться.

Но господин Локамп свято верит в то, что Пат будет здорова, и нарожает ему детей. Ведь все люди хотят верить в хорошее будущее, как без него можно прожить.

Отто Кестер – был военным летчиком, он автогонщик-любитель, многократно выигрывал гонки на своем автомобиле “Карл”. Точнее авто “Карл” общее всех трех товарищей. Также Отто занимался боксом.

Конец книги “Три товарища” какой-то незаконченный, Пат умерла, Робби пока ещё в больнице в горах, а что дальше?

Книга вообщем интересна, особенно история трех товарищах, их дружба, общение, жизнь, отношения, приключения и гонки на любимом авто “Карле”, но слишком уж большой упор сделан на теме сухот, что мне лично не понравилось.

КЧ "Классический экспресс"

Если не смеяться над двадцатым веком, то надо застрелиться. Но долго смеяться над ним нельзя. Скорее взвоешь от горя.

Э.М.Ремарк Три товарища.

По-моему именно эта цитата идет сквозной через все творчество Ремарка и отражает самую его суть. Смех сквозь слезы. Самоирония у пропасти с безысходностью. Устраивайтесь поудобнее в настоящем моменте. И что бы ни случилось с нами завтра, у нас в запасе есть сегодня и сейчас. И этот миг только ваш. И т.д.

Между первым и вторым знакомством с книгой более десятка лет, а в восприятии и осознании – огромная пропасть. Великолепный язык ничуть не померк, любимый цитатник после Ремарка снова довольно распух. Но, боже, какая депрессивность, какой мрак вокруг, сколько печали сквозит во всем, даже в веселье.
Книги Ремарка – это продукт своего времени и наилучшее отражение реальной ситуации. Понять по урокам истории почему появилась сама возможность Третьего Рейха невозможно. Все равно остается доля скепсиса, что даже в самых сложных ситуациях нельзя было фанатеть от лозунгов Гитлера, что это против правил, преступление против всего человечества. Читая книги Ремарка, действительно начинаешь видеть плодородную почву, не хватает только идей и лидера, чтобы все посеянное зацвело буйным цветом. Нельзя ждать от его книг позитива, Ремарк не может врать, впереди у Германии глубокие потрясения и, если бы мы увидели здесь иную историю, значит, фашизм стал бы сном, всего лишь сном... И если это не ваш автор, значит, в жизни у вас стакан наполовину полон, с чем и поздравляю. Немецкий реализм 20-х страшен, начала 30-х – еще страшнее. По-настоящему тяжелые времена для Германии еще не наступили. Великая депрессия только маячит на горизонте, но пока не унесла от голода тысячи жизней, проститутки еще могут откладывать деньги, а не продавать себя исключительно за кусок хлеба. Душа немца требует приюта, мозг отключки от повседневных забот. Вера в Бога разрушена, каторжный труд не приносит стабильности, количество самоубийств не достигло пика, но поражает масштабностью. Одни поднимают свой дух песнопениями на кладбище, другие факельными шествиями, третьи пока позволяют себе прожигать жизнь и спускать последние деньги в баре за бутылкой отличного рома.

Ром - это ведь не просто напиток, это скорее друг, с которым вам всегда легко. Он изменяет мир. Поэтому его и пьют.

Стойка бара была капитанским мостиком на корабле жизни, и мы, шумя, неслись навстречу будущему.

Мне тяжело было перечитывать Ремарка, это скорее хороший знак. Значит, внутренне я пока не настроена отпустить на самотек собственную жизни и мне есть во что верить, хочется жить, растить детей и строить планы. Ремарк отнюдь не погружает меня в депрессию, но дает пинка и силы, дабы не опуститься, не скатиться и не допустить.

До чего же теперешние молодые люди все странные. Прошлое вы ненавидите, настоящее презираете, а будущее вам безразлично. Вряд ли это приведёт к хорошему концу.

Покорность, - подумал я. - Что она изменяет? Бороться, бороться - вот единственное, что оставалось в этой свалке, в которой в конечном счёте так или иначе будешь побеждён. Бороться за то немногое, что тебе дорого. А покориться можно и в семьдесят лет.

Теперь пару слов о героях. В 20 лет они пример для подражания: благородство, дружба, любовь выходят на первый план. После 30 начинаешь видеть все их неприглядные стороны. Война взрослит каждого. Вчера ты был пацаном, а на фронте в миг становишься мужчиной. Сколько всего пережили эти бравые парни, и что? Откуда столько пофигизма, равнодушия, отсутствие каких-либо жизненных целей – потерянное поколение, разрушенные жизни, раздавленные взрослые. Что они могут дать своим детям? Ущербные взрослые растят ущербных детей, где взять силы, надежду, веру? Люди готовы поверить в черта, лишь бы он им пообещал перемены и поднял самооценку. Я читала будто о своих сыновьях, а не ровесниках, некоторое ощущение подросткового романа не покидало. О чем только думают эти псевдовзрослые? Но хотела бы я видеть своего 30-летнего сына таким? Нет. Я надеюсь, что к тому времени это будет взрослый мужчина, твердо стоящий на ногах, а эпоха ежедневных коллективных пьянок у стойки бара останется в студенческом прошлом.
В аннотации заявлено о нерушимой дружбе, о неземной любви и это действительно так. Бескорыстная дружба вызывает некоторую зависть, в современном мире дружба (как собственно и любовь) порой расцениваются как выгодное капиталовложение. А проникновенная любовь Робби к Пат (именно Робби к Пат, так как Пат вряд ли смогла бы любить вечно Робби, или вовсе не смогла в иных обстоятельствах) для меня чуть ли не является эталонной. Я не люблю громких фраз, сюсюканья, мне важны поступки и отношение, когда можно не бояться предстать перед мужчиной больной и некрасивой, но быть от этого не менее любимой. И в горе и в радости... В реальной жизни чаще в радости, в горе многие "любимые" одиноки.

Пат… она мне нравилась и отталкивала одновременно. Нравилась своей женской мудростью, умением правильно подбодрить любимого, не быть женщиной-пилой и т.д. Временами ловила себя на мысли, что кое-что необходимо взять и себе на вооружение. Отталкивала Пат своей неприспособленностью и нежеланием изменить собственную жизнь. Были деньги, положение, связи и что мы имеем в итоге? Жизнь в гамаке на балконе с уютной книгой в руках. А чему она стремилась научиться, старалась ли она приспособиться к новому времени? Если поглубже заглянуть в себя, то описанная штрихами многострадальная жизнь и нелепая смерть жены булочника выглядит куда большей несправедливостью, чем та же смерть плывущей по течению Пат. Чем планировала зарабатывать себе на хлеб эта благородная женщина в будущем? Она уже продала комнату в родительском доме, спустила кое-что из мебели, начала кататься на машине с людьми, имевшими стабильный заработок. Еще немного и должность секретутки ее бы не смутила. Опять же в этом случае Лиза из Интернационаля вызывает во мне более глубокое уважение. Пат абсолютно точно определила свою суть:

- Не половинка и не целое. Так... Фрагмент...

Наверное, это бич многих послереволюционных интеллигентов. Старая жизнь разрушена, прежние идеалы растоптаны, к новой реальности они приспособиться не успевают, не могут и не желают.

Мы слишком много знаем и слишком мало умеем... потому что знаем слишком много.

Только глупец побеждает в жизни, умник видит слишком много препятствий и теряет уверенность, не успев ещё ничего начать.

В качестве вывода хочу отметить, что Ремарк – велик и реалистичен, но зачитываться им нужно дозировано, дабы учиться на чужих ошибках, а не быть затянутым в пучину чужих неудач.

Об этом романе можно долго рассказывать. Одно то, что он переполнен различного рода афоризмами и весомыми жизненными истинами выводит его на один уровень с произведениями известных современников. И это умение непревзойдённо у Ремарка, писать такие книги в моменты душевных невзгод, словно живя в них и вместе со своими героями решая проблемы того времени, ничуть не фантастические, а реальные, которые коснулись в первой половине XX века всех жителей Европы.

«Три товарища» — третья по счету книга Ремарка, замыкающая трилогию о потерянном поколении («На западном фронте без перемен» и «Возвращение»). Ее автор писал почти 4 года, известно, что сначала он выпустил небольшой роман «Пат», а потом переделал его в полномасштабную картину нравов послевоенной Германии. Сам писатель в это время уже жил в изгнании, в нейтральной Швейцарии, опасаясь за свою жизнь. Его творения сжигали на немецких площадях, именуя предательскими и вражескими происками. Потому произведение было пропитано скорбью и отчаянием человека, которого так же убивали на нацистских митингах, как его героя Ленца.

Как раз перед изданием романа ему предложили вернуться в Германию, но он, зная порядки тайной полиции, отказался. После публикации на немецком языке (изначально он напечатал книгу в Дании) его официально лишили гражданства.

О чем роман?

Анализ романа «Три товарища» Ремарка уходит своими корнями глубоко в историю. Германия только что оправилась от крови и разрушения Первой Мировой войны. Но, помимо разрушенных зданий и погибших людей, она оставила множество живых, чьи судьбы были изодраны в клочья застигшим их кризисом. Страдающие от безработицы, нищеты, отсутствия должного социального обеспечения – эти люди находили утешение в барах и увеселительных заведениях. Там, где можно было забыть и забыться одновременно, где даже самая остро болевшая душа под действием спиртного на мгновение успокаивалась, а боль временно стихала.

И в этой мрачной картине из криков, послевоенных политических всплесков, призраков прошлого и кошмарных пробуждений в холодном поту Э. Ремарк показывает нам трёх друзей, военных товарищей, которые уже теперь в мирное время вместе продолжали свой путь (это Роберт Локамп, Готфрид Ленц и Отто Кестер). Вот, про что написана книга «Три товарища». Они работают в автомобильной мастерской, которой владеет Кестер, благодаря чему и держатся на плаву. Живут, по сути своей, воспоминаниями, так как никакого светлого будущего сквозь мглу разрушения и смерти не видно. Главный герой часто вспоминает, как вместе они воевали, как складывалась жизнь после войны. И, несмотря на гнёт воспоминаний, друзья не потеряли своё чувство юмора и старались не слишком часто поднимать запутанные и тёмные задворки своих судеб, чтобы не сойти с ума. Ведь, если слишком много думать о плохом и не уметь шутить, то наверняка можно лишиться рассудка.

Главные герои

  1. Роберт Локамп – главный герой романа. Человек тонкой душевной организации, чувствительный, рефлексирующий и глубоко несчастный. Большую часть действия он сидит в баре в поисках забвения. Его сердце больно ранили испытания военных лет, утраты и ощущение хаоса вокруг. Ему уже исполнилось 30, но ни семьи, ни работы, ни даже своего дома он не нажил. К кризису среднего возраста прибавился кризис мировоззрения уцелевшего солдата, который мысленно все еще в обороне. Свои горькие думы мужчина заглушает болтовней и выпивкой, но судьба дает ему шанс пересмотреть свою жизненную позицию: он влюбился и совершил подвиг, впустив женщину в свой ощетинившийся внутренний мир. Любовь преображает героя, он становится чутким, внимательным и даже счастливым, его цинизм уступает место сентиментальности. Однако все его надежды на будущее умирают после смерти Патриции.
  2. Патриция Хольман – главная героиня романа «Три товарища», возлюбленная Роберта. Болезненно красивая женщина с тонкими чертами лица и стройной фигурой. Внешняя хрупкость объясняется тем, что Пат больна туберкулезом. В детстве она пережила лишения, недоедала, и в результате, как и сотни таких детей, приобрела затаенную в груди смерть. Девушка, тем не менее, весела и открыта новым впечатлениям. Она искренне любит и дарит всю себя без остатка. Чувство юмора, жизнелюбие, отзывчивость и открытость делают ее верной подругой товарищам Локампа.
  3. Готтфрид Ленц – один из товарищей, «бумажный романтик». Молодой мужчина с легким и веселым нравом, заводила и холерик. Всегда в приподнятом расположении духа. Немного болтлив, часто иронизирует, балагурит и высказывает общее мнение. Судя по огромному количеству фотографий из разных стран, много путешествовал, возможно, служил в разведке. Тоже имеет насыщенное фронтовое прошлое. Трагически погибает на митинге фашистов, где его смертельно ранят по ошибке.
  4. Отто Кестер – серьезный и вдумчивый человек, самый педантичный персонаж в романе «Три товарища». Во время войны был летчиком, а после увлекся любительскими гонками, переделав кадиллак в гоночный кар. Именно ему принадлежит мастерская, где работают все товарищи. Он обладает практической сметкой и волевым характером, не раз выручает менее приспособленных к существованию друзей из беды. Отзывчив и добр, воспринимает беду Роберта, как свою, и погружается в его проблемы с головой, хотя сам живет не лучше. Его щедрости Пат обязана последними месяцами своей жизни, с трудом вырванными у болезни.
  5. Карл (гоночная машина кадиллак) – изобретение Кестера, феноменально быстрый автомобиль, не раз побеждавший в гонках. Он же помогает товарищам в любой экстренной ситуации и чутко реагирует на эмоциональное состояние водителя.
  6. Смысл произведения

    Ремарк хотел показать, как война порождает потерянное поколение, как калечит жизни ни в чем не повинных людей по обеим сторонам баррикад. Молодые люди хоть и воевали на стороне агрессора, сами не хотели мирового господства, но сполна познали расплату за амбиции своего государства. Упадок во всех сферах деятельности общества, изображенный в романе, — результат поражения Германии в Первой мировой. Отсюда и все беды трех товарищей: полнейшая неустроенность, внутренние кризисы, бедность, отсутствие перспектив, проблемы с алкоголем и разочарованность. Жертвой социального катаклизма (зарождающегося фашизма) стал Ленц, от недоедания в связи с дифицитом военного положения смертельно заболела Пат. На судьбе героев писатель изобразил черную метку войны, поэтому главной идеей романа «Три товарища» можно считать антимилитаристский, гуманистический посыл в вечность, предостережение потомкам о том, как уродлива и ужасна кровавая бойня на самом деле. Когда зрелищные баталии проходят, остаются перемолотые в жерновах истории люди.

    Проблематика

    1. Проблема послевоенной депрессии в обществе: экономический, социальный и личностный кризис. Война никогда не приносит ничего хорошего и полезного. Она сеет лишь хаос и разрушения. И наши герои знали это как никто другой. Тяжелейшие попытки подняться со всеобщего дна, карабкаться вопреки законам времени, пытаться приумножить те гроши, которые есть, наконец, сохранить самого себя – в этом заключался смысл существования общества Германии в начале 20 века. Многие из тех, кому посчастливилось иметь свой угол, могли, по крайней мере, не платить за него, или же попросту сдавать, чтобы иметь чуть больше денег. Прочие же зарабатывали, как могли, в том числе и не самыми гуманными методами, колеблясь между мелкими аферами и откровенным разбоем. Единственными местами, пользовавшимися очевидным успехом, – были бары и кафе, в которых люди заседали в силу своей безысходности и желания забыться. Но со временем деньги кончались, и даже у этих заведений постоянные гости сменялись пустующими креслами.
    2. Проблема маргинализации общества и зарождающегося фашизма неслучайно поставлена в романе «Три товарища». Агрессивный режим преследовал автора и изгнал его из Германии. Внутри этой среды нашлось немало людей, которые приступили не только закон, но и потеряли чувство собственного достоинства. Именно по вине одного из таких людей жертвой стычки на митинге фашизма становится один из товарищей Готфрид Ленц, который, видимо, своей активностью привлёк внимание сторонников нового режима. В этот день Роберт, Кестер и Пат теряют одного из своих друзей. Впрочем, последняя из них так и не узнает об этом.
    3. Проблема тотальной безысходности. Очень печальна судьба и самого Роберта. Устав от бесконечной пелены смерти перед глазами, наш герой продолжает получать удары судьбы один за другим. Сначала погибает Ленц, потом кончаются деньги и рушится их и без того скудный бизнес. Приходится пожертвовать мастерской. А когда обнаруживается, что и Пат тяжело больна, то для того, чтобы спасти одного друга, Отто и Роберту приходится пожертвовать другим. Они продают Карла – свой гоночный автомобиль, который они так заботливо собирали по крупицам, ведь денег на новую машину у них, конечно же, не было. И даже несмотря на помощь, силы Пат становятся всё слабее и слабее. Роберт только встретил своего человека, которого полюбил, как тут же она стала буквально таять на глазах. Сам он, Роберт, понимал, что неспособен обратить этот процесс впять. Тяжёлая болезнь Патриции Хольман высасывала из неё силы, тянула в тот мир, о котором Локамп знал не понаслышке. И куда ни за что не хотел её отпускать. Но человек не всесилен. В этой ситуации герой не мог что-либо изменить. Как и в своей разрушенной жизни. Как и в жизни Ленца. Ничего нельзя было поделать.
    4. Проблема потери близкого человека. В книге «Три товарища» особое место занимают переживания Роберта о постепенной утрате любимой женщины. И они с каждым моментом обостряются, нарастают, а после смерти Пат как будто стихают и замирают, словно один, оставленный и забытый всей Вселенной огонёк маленькой звезды вдруг решил потухнуть, не оставляя после себя ни взрыва, ни чего-либо ещё. Только огромную чёрную дыру, засасывающую в небытие человеческую душу.
    5. Проблема безверия: Смерть Бога в 20 веке. И в этом смысле очень легко объясняется потеря веры в Бога Робертом и другими жителями Германии. Ещё на митинге друзья дали понять, что обществу нужна своеобразная «религия». И кто бы мог подумать, что ещё через десяток лет этой религией станет тоталитарный режим, который обратит их соотечественников в бегство? Бог умирает в сердцах людей в 20 веке. Там остаются только раны от гремящих ранее, а ныне умолкших пушек. Роберт очень хорошо характеризует веру в Бога в тот период «…серое бесконечное небо сумасшедшего бога, который придумал жизнь и смерть, чтобы развлекаться». Без божества покинутый мир начал искать смысл жизни и нравственную опору в сумасбродных теориях идеологов Третьего Рейха. Эта удручающая тенденция лишь угадывается в недалеком будущем, которое ощущается нами в романе «Три товарища».
    6. Утрата смысла в жизни. Возлюбленная Роберта, постепенно угасая, будто бы оставляет его наедине с этим хаосом, в котором он не видит света. С враждебностью той страны, в которой он живёт, с отсутствием веры во что-то. Здесь герою нет места, единственным смыслом для него оставалась Пат. Но вот она умирает, и Локамп, оставленный Богом, страной и своей женщиной оказывается уже непросто разорванным в клочья, больным и старающимся свести концы с концами. Он теряет всякий смысл бытия, и отсутствие продолжения повествования после смерти Патриции Хольман сухо и твёрдо говорит нам о том, что жизненная нить человека оборвалась.
    7. Проблема дружбы. Хочется упомянуть и о названии произведения, ведь, по сути, товарищей было вовсе не трое. Прочитав роман, я нашёл там гораздо больше друзей. Это и Альфонс, который с теплотой душевной относился к гостям, шофер Густав, ставший другом Роберту и впоследствии оказавший ему немалую поддержку. Даже автомобиль «Карл» - главное транспортное средство наших героев, даже он являлся товарищем, достаточно только вспомнить, с какой теплотой вносил его описания Ремарк, зачастую олицетворяя в машине надёжного друга, который всегда выручал трёх товарищей. Но главной причиной, по которой книгу можно было бы назвать «Четыре товарища», была, конечно же, возлюбленная Локампа Патриция Хольман. Моя рецензия во многом посвящена ей – как одному из центральных персонажей романа. Пат была не только отличной подругой для его друзей, она сумела стать другом и самому Роберту. Именно здесь раскрывается тема любви. Это чувственная, сердечная связь, а рядом с ней крепко на ногах стоит дружба, по силе ничуть не уступавшая отношениям между тремя боевыми товарищами. И сам Роберт уже начинал говорить Пат не о том, что она милая и все те прочие комплименты, которые так приятно слушать девушкам. Он называл её «Пат-дружище», будто бы стараясь тем самым подчеркнуть, насколько значима и многогранна была для него эта женщина. Она и была четвертым товарищем.

    Концовка

    Книга, безусловно, трагическая, наполненная глубинным смыслом, прежде всего, о том возвышенном чувстве, которое всегда волновало всё человечество и не теряло актуальности. Этим чувством была роковая любовь Роберта к Патриции. Вместе с ней в нем умирает жизнь. Женщина в романе символизирует надежду: после ее гибели стране суждено вновь погрузиться во мрак бесплодных амбиций государственных деятелей, а ее народу в лице Роберта выпадет на долю безысходная тоска по мирному небу. Пат и была этим оазисом посреди хаоса. Глядя на нее, даже друзья Роберта почувствовали обновление и радость, однако им нет места в мире, где вновь назревает война: мы видим митинги фашистов, которые вскоре перерастут в самое кровавое событие 20 века. Так изящно, через любовную историю, Эрих Мария Ремарк, являющийся очевидцем и участником событий, выражает мрачное предсказание своей стране. Теперь мы знаем, что оно сбылось, и Роберту, и Отто не удалось выстроить новую жизнь. Конец книги «Три товарища» так и остался открытым финалом, где трагедия лишь ощущается, а не передается буквально.

    Критика

    «Три товарища» — третий роман Ремарка – писателя, который к моменту его выхода пользовался мировой известностью. Он стал голосом потерянного послевоенного поколения, неустроенного, разочарованного и циничного. Однако не всем этот голос нравился. Нацистам сентиментальные истории солдат вермахта явно не могли быть по нраву. Милитаристы по убеждениям отвергали мирный посыл автора, им казалось, что он портит общество, которому нужно собрать все силы для мести. Именно поэтому после публикации новой работы литератора лишили немецкого гражданства.

    В США, куда он бежал от преследований, его творчество оценили выше. В Голливуде сразу же взялись за экранизацию романа, а такие литературные акулы пера, как Хэмингуэй, лично познакомились с эмигрантом и выразили свой восторг по поводу нового произведения. Ремарка благосклонно принимает пресса, рецензии на его работы исключительно положительные, зато в Германии за родственные связи с автором казнили (так, была убита его сестра, а ему по почте был прислан счет за проведенную казнь).

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Рассказать друзьям