Образ потерянного поколения в герое нашего времени. Тема урока: «Портрет поколения» (По роману «Герой нашего времени»). Дыхание назревающей революции обостряет социальное чувство поэта. Вего лирике проявляется личная заинтересованность в происходящих собы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

МОУ СОШ №37

Программно-методическое обеспечение:

Образовательная система «Школа 2100»: , Чиндилова твоей литературы (Литературное путешествие по реке времени). Учебник для 9-го класса.–М.: «Баласс», 2008.;

«Если бы я была художником и задумала написать портрет своего поколения, я бы нарисовала приоткрытую дверь, из которой бы шел свет.

Этот свет нужен нам, потому что мы часто ищем наугад то, что принесет нам счастье. А мир, в котором мы живем, суров и жесток, агрессивен и безжалостен!

Свет на моей картине – это те мои сверстники, которые освещают этот мир. К счастью, таких много. Разве вам не приходилось в сложной жизненной ситуации увидеть в глазах незнакомого человека этот свет, согревающий и обещающий помочь?

Я верю, что моё поколение обязательно найдет эту дверь и, однажды встретившись со светом, ни за что не захочет жить во тьме».

(Звучит романс «Выхожу один я на дорогу…»: проблема жизненного выбора; лирический герой – в открытом, распахнутом мире, перед ним – устремленная вдаль дорога, над ним – открытое небо; примирение Лермонтова с собой, судьбой, творцом.)

Учитель снимает с доски листы ватмана с нарисованной на них полуоткрытой дверью, и учащиеся видят свои фотографии.

Учитель: Сегодня мы вместе попытались написать портрет поколения. А вот каким будет портрет вашего поколения, зависит только от вас – ваших мыслей и, самое главное, ваших поступков.

VII. Домашнее задание

Заполнение таблицы «Черты характера Печорина», групповое задание: «Я защищаю Печорина…», «Я обвиняю Печорина…» (5 аргументов в защиту Печорина, 5 аргументов в обвинение Печорина).

Приложение

Запись на доске:

Жажда деятельности – погоня за удовольствиями и рискованными приключениями, растрата сил на мелкие страсти и пустые дела; глубокий аналитический ум, способность к самоанализу – признание себя единственным судьёй над собой; знание людей – предельный индивидуализм и эгоизм, равнодушие и бездушие; сильная воля, смелость, отвага – безрассудность, игра с опасностью; неприятие действительности – отсутствие жизненной цели; любовь к природе, понимание прекрасного – подавление искренних чувств ;

Карточка-информатор

Предисловие к роману

Предисловие ко всему роману было написано Лермонтовым ко второму изданию в 1841 году. Это был отклик писателя на критику. Лермонтова задела статья, в которой критик назвал главного героя человеком безнравственным и порочным, не имеющим корней в русской жизни. Кроме того, до Лермонтова дошли сведения, что роман возмутил самого государя. Николай I будто бы назвал его «жалкой книгой, показывающей большую испорченность автора».

Карточка-информатор

О романе «Герой нашего времени»

: «Живой человек носит в своем духе, в своем сердце, в своей крови жизнь общества: он болеет его недугами, мучится его страданиями, цветет его здоровьем».

: «…В произведениях Лермонтова виден избыток несокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении, но в них уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства. Нигде нет пушкинского разгула по миру жизни; но везде вопросы, которые мучат душу, леденят сердце…»

Таким образом, в центре романа Лермонтова «Герой нашего времени» стоит проблема личности, «героя времени», который, вбирая в себя все противоречия своей эпохи, в то же время находится в глубоком конфликте с обществом и окружающими его людьми.

Она определяет своеобразие идейно-тематического содержания романа, и с ней связаны многие другие сюжетно-тематические линии произведения.

Взаимоотношения личности и общества интересуют писателя как в социально-психологическом, так и в философском плане: он ставит героя перед необходимостью решения социальных проблем, и проблем универсальных, общечеловеческих.

В них органично вплетаются темы свободы и предопределения , любви и дружбы, счастья и роковой судьбы. В «Бэле» герой словно проверяет на себе, возможно ли сближение человека цивилизации и «естественного», природного человека.

Вместе с тем возникает и тема истинного и ложного романтизма , которая реализуется через столкновение Печорина - подлинного романтика - с теми героями, которые лишь обладают внешними атрибутами романтизма: горцы, контрабандисты, Грушницкий, Вернер.

Тема взаимоотношений исключительной личности и косной среды рассматривается в истории взаимоотношений Печорина и «водяного общества». А линия Печорин - Максим Максимыч вводит и тему поколений.

Тема истинной и ложной дружбы также связана с этими героями, но в большей степени она развивается в «Княжне Мери» через линию взаимоотношений Печорина и Грушницкого.

  • Тема любви

Большое место в романе занимает тема любви - она представлена почти во всех его частях. Героини, в которых воплощаются различные типы женских характеров, призваны не только показать разные грани этого великого чувства, но и выявить отношение к нему Печорина, а вместе с тем прояснить его взгляды по важнейшим нравственно-философским проблемам.

Ситуация, в которую Печорин попадает в «Тамани», заставляет его задуматься над вопросом: отчего судьба поставила его в такие отношения с людьми, что он невольно приносит им только несчастья?

В «Княжне Мери» Печорин берется решать вопросы о внутренних противоречиях, человеческой души, противоречиях между сердце и разумом, чувством и поступком, целью и средствами.

  • Философская тема

В «Фаталисте» центральное место занимает философская проблема предопределения и личной воли, возможности человека воздействовать на естественный ход жизни. Она тесно связана с общей нравственно-философской проблематикой романа - стремлением личности к самопознанию, поискам смысла жизни.

В рамках этой проблематики в романе рассматривается целый ряд сложнейших вопросов, не имеющих однозначных решений.

В чем заключается истинный смысл жизни? Что такое добро и зло? Что такое самопознание человека, какую роль играют в нем страсти, воля, рассудок? Свободен ли человек в своих поступках, несет ли он за них нравственную ответственность? Существует ли какая-то опора вне самого человека или все замыкается на его личности? А если существует, то имеет ли право человек, какой бы сильной волей он ни обладал, играть жизнью, судьбой, душой других людей? Несет ли он расплату за это?

На все эти вопросы роман не дает однозначного ответа, но благодаря постановке такого рода проблем позволяет раскрыть тему личности всесторонне и многогранно.

Размышления Печорина над этими философскими вопросами встречаются во всех частях романа, особенно тех, которые входят в «Журнал Печорина», но более всего философская проблематика характерна для его последней части - «Фаталиста».

Это попытка дать философское истолкование характера Печорина, найти причины глубокого духовного кризиса всего поколения, представленного в его лице, и поставить проблему свободы личности и возможности ее действий.

Она приобрела особую актуальность в эпоху «бездействия», о которой Лермонтов писал в стихотворении «Дума». В романе эта проблема получает дальнейшее развитие, приобретая характер философского размышления.

Тема судьбы поколения в романе Лермонтова «Герой нашего времени».

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Талант и пылкая любовь свободы,

Когда мы их употребить не можем?

М.Ю. Лермонтов. Монолог.

Юность Лермонтова пришлась на время, которое принято называть «эпохой безвременья». Это очень сложный период в истории России, основным признаком его было отсутствие общественных идеалов. Декабристы потерпели поражение. Лучшие из лучших казнены, сосланы в Сибирь… Россия вступила в длительную полосу реакции.

Один из самых важных вопросов, который волнуют поэта, - судьба молодых людей 30-х годов. Это отразилось в его творчестве. Лермонтов с беспощадным реализмом говорит о неспособности своего поколения выполнить историческую миссию.

Печально я гляжу на наше поколенье…

Это первая строка стихотворения «Дума». Меня удивила в ней «раздвоенность»: Лермонтов не отделяет себя от происходящего («наше поколенье») и все-таки чувствует собственную избранность (« я гляжу»- это взгляд со стороны). В этом отгадка его мировосприятия: у поэта есть силы прожить жизнь ярко, наполнено, он пытается разобраться в себе, найти опору для своей деятельности. Его строгий приговор своим сверстникам – желание пробудить в них жажду деятельности. Это и дает ему право говорить «с строгостью судьи и гражданина».

Подобные рассуждения о «несостоятельности поколения» 30-х годов 19 века мы находим и в романе Лермонтова «Герой нашего времени». Произведение социально-психологическое и нравственно-философское. «В основной идее романа Лермонтова лежит важный современный вопрос о внутреннем человеке»,-писал Белинский. Главный герой – Григорий Александрович Печорин. На протяжении всего произведения автор стремится раскрыть его внутренний мир. Этим объяснено композиционное своеобразие романа. Произведение поделено на пять самостоятельных частей, расположенных без хронологической последовательности. Казалось бы, такое построение лишь усложняет восприятие читателя. Но разгадка кроется в том, что у разных глав разные рассказчики. Роман написан так, что мы постепенно узнаем все «странности» Печорина. В первой главе «Бела» о герое рассказывает штабс-капитан Максим Максимович - пожилой человек, которому трудно понять Григория Александровича, ведь они представители разных поколений, у них разное воспитание, образование. Максим Максимович и сам признается: «Странный был малый». Однако уже в этой главе мы видим, что в Печорине объединились совершенно противоречивые качества: выносливость и изнеженность, доброта и эгоизм, предприимчивость и бездеятельность.

Глава «Максим Максимыч» в хронологическом варианте должна бы завершать роман, но в тесте стоит второй. В чем же причина? Завесу над тайной характера героя приоткрывает второй рассказчик – случайный попутчик Максима Максимовича, человек по возрасту, убеждениям, мировосприятию близкий Печорину, да и самому автору, а значит, способный понять, что происходит в душе главного героя.

Впервые в русской литературе в данном произведении дан психологический портрет. Прочитав описание внешности Печорина, мы понимаем, что перед нами уставший от жизни человек, не способный реализовать данные ему от природы возможности. Именно эта черта была ведущей для молодых людей лермонтовского поколения. Печорин не может открыто проявлять свои чувства. Обрадовавшись на сколько это для него возможно встрече с Максимом Максимовичем, он в итоге лишь протягивает ему руку. Старик расстроен. Но и Григорий Александрович страдает от своей холодности, от неспособности испытывать ярких эмоций. Бездеятельность, невостребованность убили в нем этот дар.

А ведь Печорин – человек умный, наделенный от природы тонким мировосприятием. Ему не чуждо понимание красоты. Не случайно его глазами мы видим описание природы в последующих трех главах, представляющих собой дневниковые записи Григория Александровича. Он склонен к самоанализу, а значит, прекрасно осознает то, что с ним происходит. Печорин никому не желает зла. Но все вокруг складывается так, что окружающим он несет беду: встревожено благополучие «бедных контрабандистов», погибает на дуэли Грушницкий, несчастна княжна Мери, разбито сердце Веры. По словам самого Печорина, он играет «роль топора в руках судьбы». Не злой по натуре, Печорин не может никому сочувствовать. «Да и какое мне дело до переживаний и бед человеческих»,- заявляет он. Справедливости ради надо сказать, что Григорий Александрович способен осудить себя за некоторые поступки, но общая система его нравственных ценностей от этого не меняется. На первом плане у него всегда его собственные интересы. Особенно хорошо это видно из его дневниковых записей. Размышляя о счастье, он пишет: «Счастье – это насыщенная гордость.»

Весьма сомнительны нравственные критерии Печорина по отношению к женщинам. Следуя законам дворянского кодекса, он способен вступиться за «честь невинной девушки» и вызвать на дуэль Грушницкого, распускающего слухи о княжне Мери. Но в то же самое время он бездумно разрушает судьбы Белы и Мери, рассуждая при этом, что «вдохнуть аромат распустившегося цветка» есть величайшее наслаждение. Не способный любить, он не может нести ответственность за свои поступки. Но сам же Печорин, страдая от собственного эгоизма, строго судит себя. Он долгое время мучается от вины перед Белой, стараясь смягчить разочарование Мери, добивается последней встречи с ней, мчится в погоне за уезжающей Верой. «Если я причина несчастья других, то и сам не менее несчастен»,-говорит Печорин. Он пишет о своей раздвоенности, о том, что в нем находятся как бы два человека, один из которых действует, другой – судит.

Прочитав «Героя нашего времени», представители официальной власти встревожились: им в пример ставили не идеальную личность, а человека достаточно порочного.

Но в предисловии к роману Лермонтов напишет: «Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины». В этой цитате отгадка «странности» выбора главного героя. Пришло время, когда необходимо говорить о нравственных недостатках людей, вскрывать язвы, помогать находить выход из создавшейся ситуации. Цель автора – пробудить ото сна, бездеятельности тех, кто может изменить Россию к лучшему, помочь думающим людям найти применение своим возможностям. чтобы не настало время, когда их поколение

… с строгостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом.

В каждом литературном произведении судьба персонажей связана с образом своего поколения, ведь герои отображают свое время, в котором они живут. Ярким примером является роман Лермонтова «Герой нашего времени». На примере жизни Печорина автор наглядно показал образ поколения той эпохи, назвав его «потерянным».

Почему Лермонтов заинтересовался темой потерянного поколения в “Герой нашего времени”?

Лермонтов ответил на этот вопрос вначале своего произведения. Писатель сам жил в 30-е года 19 века. Его поколение ощутило жестокую реакцию царского правительства на восстание декабристов в 1825 году. Царь Николай I пресекал все революционные идеи. Лучших декабристов сослали в Сибирь или казнили. Молодым людям было трудно бороться за свои идеи, и судьба одаренной и умной молодежи была обречена.

Люди пассивно принимали общественные перемены. Молодые люди, которые выступали против этого, были обречены на одиночество. В душе они ощущали страх перед властью, неверие и сомнения. Поколение того времени жило в эпохе отказа от светлых идеалов. Люди ни к чему не стремились, а просто плыли по течению, прожигая свою жизнь на светских балах и тратя ее на разные сомнительные развлечения. Поэтому Лермонтов назвал поколение тех дней «потерянным».

Печорин – яркий образ потерянного поколения в “Герой нашего времени”

В своем романе Лермонтов показал жизнь главного героя Печорина через множество событий, которые открыли все черты его характера. Эта сильная натура была обречена на бездействие. Печорин признается в любви к миру, но другим приносит одни несчастья и ничего не может изменить к лучшему, ни в своей жизни, ни в обществе. Он признается, что миром испорчена его душа. В светском обществе главный герой прятал все свои чувства и мысли, так как боялся насмешек. Ранимую и тонкую душу Печорина современники просто бы не поняли.

Печорин не склонил головы перед текущим временем, не захотел плыть по течению. Но все заключается лишь в его раздумьях и страданиях. Конкретных действий не видно. Герой страдает и задает себе вопрос: зачем я родился и живу сейчас? Он восхищается людьми прошлого поколения, но сам современникам предложить ничего не может. О современниках главный герой говорит, что они равнодушны ко всему. В своем нелепом протесте он потерпел неудачу, но его размышления являются наболевшими мыслями наилучших людей того времени.

Трагическую судьбу Печорина раскрывает и его дневник. Видно, что парень способен переживать, горячо любить и глубоко чувствовать. Но все свои хорошие качества характера он прикрывает равнодушием и цинизмом. Это своеобразная маска самозащиты. Поэтому читателю становится ясно, что у Печорина судьбу исковеркало время и жизнь в обществе с разрушенными идеалами.


На примере главного героя Лермонтов показал все пороки того времени, когда двойственность человеческой натуры, слабость и мелкие страсти переплетаются с силой и ясным умом. Это потерянное поколение не нашло достойного места в жизни, и образ Печорина является ярким тому подтверждением. На страницах романа автор призывал современников не плыть пассивно по течению, а действовать и активно сопротивляться любому злу и подлости.

Образ Печорина и тема поколения в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Именно М. Ю Лермонтов впервые в русской литературе поставил проблему потерянного поколения. Писатель выразил в своем романе «Герой нашего времени» глубокую двойственность человека, его силу и слабость. Пассивное неприятие общественных перемен порождало одиночество, страхи, сомнения, душевное ожесточение.

Главный герой романа Печорин явился выразителем пороков всего поколения. Критик В.Г. Белинский замечал, что в самих пороках Печорина кроется что-то великое. Герой не склоняет головы перед временем, не плывет по течению. В своем осмыслении эпохи, бессмысленном протесте Печорин потерпел крах, но его раздумья – это наболевшие мысли лучших людей того времени.

Его глазами читатель видит «водяное общество», светские рауты, представителей дворянского сословия, Грушницкого, доктора Вернера. Поколение 30-х годов застало мрачную эпоху отказа от каких бы то ни было идеалов, устремлений. В этом кроется причина осуждения автором своего поколения: оно вянет в бездействии, пассивности, равнодушии. Поколение Лермонтова жило в страхе, покорности перед властью. Именно поэтому просматривается такая тесная связь идейного содержания всего романа и стихотворения «Печально я гляжу на наше поколенье».

Показывая важность среды и обстоятельств, Лермонтов в образе своего героя сосредотачивает внимание не на процессе его формирования, а на итоге его развития. О детстве и юности героя читатель узнает лишь по отрывкам из его дневника. Печорин формировался как личность в тех кругах дворянской интеллигенции, где было в моде осмеивать все искренние проявления человека. Это наложило отпечаток на его характере, искалечило героя морально: «Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собою и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли». Лермонтов изобразил не просто портрет героя эпохи, это «история души человеческой».

Лермонтов еще в предисловии говорит о типичности своего героя. Но автор надеется, что читатели найдут оправдание поступкам, в которых до сей поры обвиняли человека. Печорин открывается Максиму Максимычу, признается, что считает себя причиной несчастий других, ему надоели удовольствия высшего света.

Герой считает, что душа его испорчена светом. Он хорошо узнал пружины общества и «стал искусен в науке жизни». Герой замкнут в себе, страдает от одиночества. Печорин ждал от перевода на Кавказ многого, но скоро и опасность стала ему привычной. Не принесла душевного обновления любовь Бэлы. Но остаться одному Печорину не удается. Его постоянно влечет общение с людьми. Его привлекает опасность, всё, что волнует кровь.

Лермонтова выгодно отличается от других своих современников тем, что его тревожат вопросы осознания человеческого бытия, цели и смысла жизни. Он чувствует в себе силы необъятные, но не знает, как их применить

Окружающий Печорина мир построен на духовном рабстве – люди мучают друг друга, чтобы получить удовольствие от страданий другого. Обиженный в свою очередь мечтает лишь об одном – отомстить обидчику, унизить не только его, но и всё общество, весь мир.

Оставшись наедине с самим собой, Печорин беспощаден не только к своим оппонентам, но и к самому себе. Во всех неудачах он винит, прежде всего, себя. Печорин постоянно ощущает свою нравственную ущербность. Он постоянно говорит о двух половинах души, о том, что лучшая часть души «высохла», «испарилась, умерла». Герой обвиняет мир, людей, время в своем духовном рабстве, разочаровывается во всем, что когда-то радовало его. Начиная со второй половины XIX века, за Печориным упрочилось определение «лишнего человека». Лермонтов искренне сожалеет о горькой судьбе своих современников, многие из которых оказались лишними людьми в своей стране. Рассуждая о том, есть ли предопределение в жизни, Печорин превращает свою жизнь в цепь экспериментов над собой и окружающими. По мысли Лермонтова, поколение, потерявшее веру в добро, справедливость, лишает себя уверенности в завтрашнем дне. Сам Печорин отмечает, что его поколение уже не способно на жертвы.

Таким образом, МЮ Лермонтов необычайно остро ставил вопрос поколения. С одной стороны, перед нами открывается широкая панорама света, представителей пошлого «водяного общества» с их мелкими страстями, с другой стороны – черты поколения находят свое выражение в образе главного героя, его страданиях и поисках. Автор призывает свое поколение не плыть по течению, не подстраиваться под зло и насилие, не ждать, а действовать, сопротивляться подлости и пассивности.

Тема «страшного мира» в лирике А.А. Блока (на примере 2 – 3 стихотворений)

Тема страшного мира звучит в третьем томе стихотворений А.Блока, в одноименном цикле(1910-1916). Но эта тема является сквозной в лирике поэта-символиста. Она присутствует и в первом, и во втором томе. Часто эти мотивы трактуют как обличение буржуазного общества, но это не совсем верно. Это лишь внешняя, видимая сторона «страшного мира». Глубинная его суть намного важнее для поэта. Человек, живущий в страшном мире, испытывает его тлетворное влияние.

Тематика стихотворений меняется в корне по сравнению с начальным этапом творчества поэта. Блок затрагивает здесь проблему города, его бездуховности, тему социальных противоречий. Стихия, губительные страсти овладевают человеком. В стихотворениях, посвященных теме «страшного мира», ощущается опыт личной судьбы Блока. Постепенно углублялся трагический тон произведений. Герой словно вбирал в свою душу трагические диссонансы, уродливые изменения окружающего мира. Внутреннее столкновение чистоты и красоты с последующим «поруганием» всех заветов доведено здесь до предела. Поэтому цикл открывается огненными строками «К Музе», совмещающими в себе несовместимое: чудо и ад, «проклятье красоты» и «страшные ласки».

Поэт исходил в своих произведениях из чувства неудовлетворенности: «Душа хочет любить одно прекрасное, а бедные люди так несовершенны и так мало в них прекрасного». Иногда стихотворения этого цикла воспринимаются как отдельные, самостоятельные главки в целостном произведении: «Пляски смерти», «Жизнь моего приятеля», «Черная кровь». Последовательность их размещения логична: в первой – картина бессмысленного существования «страшного мира», во втором – судьба одного человека, в третьем – внутреннее состояние опустошенной личности. Сильное впечатление производит это стихотворение Блока. В нем исступленный монолог человека, раненного плотской, низменной страстью – «черной кровью». Это история двух героев. Каждое из стихотворений передает крутые переломы в развитии их отношений. Перед нами девять сцен – девять вспышек в противоборстве с темным инстинктом. Конец стихотворения трагичный, кровавый – убийство возлюбленной. Блок воплотил здесь не столкновение чистоты с пороком, а постепенное отравление «черной кровью».

В «страшном мире» гаснут все человеческие проявления. А поэт всем сердце жаждет возрождения личности. Душа лирического героя трагически переживает состояние собственной греховности, безверия, опустошенности, смертельной усталости. В этом мире отсутствуют естественность, здоровые человеческие чувства. Любви в этом мире нет. Есть лишь «горькая страсть, как полынь», «низкая страсть» («Унижение», «На островах», «В ресторане», «Черная кровь»).

Лирический герой цикла «Страшный мир» растрачивает сокровища своей души: он – то лермонтовский демон, несущий гибель себе и окружающим («Демон»), то – «стареющий юноша» («Двойник»). Прием «двойничества» лег в основу трагико-сатирического цикла «Жизнь моего приятеля» (1913-1915). Это история человека, который «в сумасшествии тихом» тусклых, безрадостных будней растратил богатства своей души. Трагическое мироощущение большинства произведений этого цикла находят крайнее выражение в тех из них, где законы «страшного мира» приобретают космические масштабы. Мотивы безысходности, рокового круговорота жизни звучит в стихотворениях «Миры летят. Года летят, Пустая», «Ночь, улица, фонарь, аптека…»).

Один из ведущих мотивов у Блока – омертвление мира городской цивилизации. Лаконичный выразительный образ этой цивилизации предстает в стихотворении «Фабрика», даже цвет («жолты») здесь символизирует однообразие и безумство мира. Мысль о роковом круговороте жизни, о ее безысходности удивительно просто и сильно выражена в известном восьмистишии «Ночь, улица, фонарь, аптека» (1912). Этому способствует его кольцевая композиция, точные, емкие эпитеты («бессмысленный и тусклый свет»), необычная смелая гипербола («Умрешь – начнешь опять сначала»).

Поиски личного счастья лирический герой осознает как греховные. Ведь счастье в «страшном мире» чревато душевной черствостью, моральной глухотой. Одно из наиболее показательных стихотворений в этом плане – «Незнакомка»(1904-1908). Жанр этого произведения – рассказ в стихах. Сюжет – встреча в загородном ресторане. При этом все зримые образы материального мира у Блока обретают символический подтекст. Повествование о ресторанной встрече превращается в рассказ о человеке, угнетенном пошлостью окружающего мира, его стремлении освободиться от этого. Поэт ярко описывает социально-бытовой фон ресторана: «женский визг», «пьяницы с глазами кроликов». Деталей немного, но они выразительны. Они служат средством раскрытия души лирического героя. Детали быта сопрягаются с пейзажем («весенним тлетворным духом»). Это своеобразный символ темного начала, которое туманит сознание человека. Все это рождает чувство разлада, дисгармонии бытия. С приходом Незнакомки человек забывает о страшном мире, и ему открывается «берег очарованный». Однако страшный мир не исчезает. Раздвоенность сознания, двоемирие, в котором оказывается герой, делают стихотворение трагичным.

Тему страшного мира продолжают циклы «Возмездие» и «Ямбы». Многие стихотворения «Возмездия» отражают конкретные события и душевные потрясения поэта («О доблестях, о подвигах, о славе», «На смерть младенца»).

Говоря «нет» темному настоящему, А.Блок убежден в том, что крушение старых устоев жизни неизбежно. Он не признает торжества «страшного мира» над людьми и не капитулирует перед ним. Не случайно поэт говорил: «Трудное надо преодолеть. А за ним будет ясный день». Таким образом, тема «страшного мира» является важным этапом творческого пути А.Блока. Эта тема отразила острые социальные противоречия того времени, глубокие философские противоречия эпохи.

Чем отличается народное и барское представление о счастье? (По поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)

В своей эпической поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов остро ставит вопрос о счастье. Эта вечная тема находит свое оригинальное воплощение в творчестве поэта. Он показывает нам судьбы людей, на которых держится Россия. Некрасов пытается найти вариант счастья у благополучного человека, но в итоге счастливым оказывается обездоленный, бездомный Гриша Добросклонов.

Счастливых людей трудно найти, потому что у каждого свое представление о счастье. Крестьяне-путешественники, которые сошлись на «столбовой дороженьке»: Роман, Демьян, Лука, братья Губины (Иван и Митродор), старик Пахом, Пров – первоначально уверены, что припеваючи живут попы, купцы, помещики, чиновники, царь. Эти упоминания с первых строк указывают на дальнейший путь мужиков. Уже вступление к поэме, пролог, был необычным для современной Некрасову литературы. Введя пролог, поэт стремился сразу обнажить главную мысль своего произведения, указать на ее значительность, предупредить о долговременности событий, которые совершаются в поэме. Именно в прологе сформулирован рефрен – «Кому живется весело, вольготно на Руси», который постоянным напоминанием пройдет через всю поэму. Причем, это не вопрос, а утверждение. Таким образом, представление о счастье у крестьян напрямую связано с общественной иерархией. Но этого оказывается недостаточно. Как понимать счастье? С чем его сравнить? Каковы его критерии? В какой-то мере оно сопряжено с социальным благополучием. В то же время счастье может иметь разные варианты.

По Некрасову, счастье не зависит от имущественного положения. Именно к этому выводу приходят путники в конце путешествия. Некрасов показал особенности крестьянской психологии. Когда мужикам досталась скатерть-самобранка, им даже в голову не приходит мысль о даровом богатстве. Они просят у «бедной птахи» только свой мужицкий минимум: хлеб, квас, огурчики. И это они делают лишь для того, чтобы докопаться до смысла жизни.

В соответствии с намеченным замыслом – узнать, кто же счастлив на Руси, крестьяне приходят к попу (глава «Поп»). Рассказ этого героя имеет особый характер. Сначала он обозначает понятие счастья как «покой, богатство, честь». Но постепенно выясняется, что ничего этого нет и не было у попа. Причем, его рассказ ведется так, что мы узнаем не только о его жизни, но и о существовании всего поповского сословия: в прошлом, настоящем, в отношении к помещикам, раскольникам. Рассказ все время разрастается: в нем приведены картины недавней привольной помещичьей жизни и горе крестьянской жизни. Более того, представлено недоброжелательное, презрительное отношение крестьянства к попам вообще. Но всё это связано с главным вопросом о счастье. Уже здесь он расширен и углублен. Некрасов не просто противопоставил жизнь верхов жизни низов. Верхи в образе попов тоже несчастливы. Они находятся в кризисе, когда старое рушится, а новое еще не определилось. Он видит несостоятельность, бессилие, неблагополучие внешне благополучной жизни.

Проблема счастья развивается в следующей главе - «Сельская ярмонка». В этой главе читатель встречается с народными собирательными образами: Дарьюшкой, Ермилой Гириным, Якимом Нагим. Крестьяне видят в народе правдолюбие, талант и тяжелые страдания. В этой главе сам сюжет поиска, подчиняясь замыслу народной поэмы, приобретает новый поворот. Странники идут уже в народ, «в толпу - искать счастливого».

Четвертая глава первой части так и названа «Счастливые». Поэт делает неожиданный сюжетный поворот. Восприятие читателя настраивается на рассказ о счастье. Однако рассказы о счастье представляют собой рассказы несчастливых людей. «Счастливые» названа глава о несчастных. Недаром рассказ каждого «счастливца» прерывается авторским замечанием: «дьячок уволенный», «старуха старая, седая, одноглазая», «солдат… чуть живой», «разбитый на ноги дворовый человек». Старуха счастлива оттого, что вырастила огромную редьку, солдат оттого, что остался жить. Лишь один рассказ молодого каменотеса сообщает если не о счастье, то о каком-то благополучии. Но и его рассказ сопровождается параллельным рассказом другого каменотеса, больного, униженного.

Сами рассказы героев таковы, что рисуют картины народной жизни. Деревенская старуха, каменотес, белорусский печник – это люди, собравшиеся со всей страны. Представлены все возрасты, положения, состояния несчастной мужицкой жизни. Итоги будто бы подведены: о мужицком счастье не может быть и речи. История жизни Ермилы Гирина доказывает подвижничество русского народа. Этот герой смог устоять против искушения, посвятил свою жизнь служению народу.

Интонация поэмы меняется. Много внимания поэт уделяет Матрене Тимофеевне Корчагиной – единственной женщине, которую крестьяне хотят назвать счастливой. За ее независимость и стойкий характер крестьяне назвали Матрену Тимофеевну «губернаторшей». Но жизнь этой женщины не позволяет назвать ее счастливой. Матрену Тимофеевну рано выдали замуж. Мужа чуть не забрали в рекруты, и только старания жены спасли его от тяжелой военной службы. Потеря сына Демушки оставила тяжелый след в ее сердце. Образ этой героини создан так, что она испытала всё и побывала во всех состояниях, в каких могла только побывать русская женщина. Некрасовская крестьянка – человек, не сломленный испытаниями, человек выстоявший. Последняя глава названа «Бабья притча». Это название неслучайно. Притча – это обобщение, формула, подведение итогов. Крестьянка уже прямо говорит от лица всех русских женщин, и шире – про женскую долю вообще. Вопрос о женском счастье решен окончательно и бесповоротно:

Не дело - между бабами

Счастливую искать.

Но такой ответ не снимает проблемы счастья. По замыслу, обозначенному в «Прологе», крестьяне должны были дойти до царя. Но Некрасов отказался от этого. Например, чиновники в поэме совсем не фигурируют. Помещика Оболта-Оболдуева назвать счастливым неправомерно. Его образ дается в сатирическом ключе.

Кто же может претендовать на звание счастливого человека? Оказывается, таким может оказаться совершенно неимущий человек – Гриша Добросклонов. Он не принадлежит ни к одной социальной группе. Он стоит над общественной иерархией в духовном плане. Его ожидает каторга, Сибирь, чахотка. Это обобщенный, символичный образ, ключевой в раскрытии темы счастья. С одной стороны, это человек определенного социального положения, сын бедного дьячка, семинарист, простой и добрый парень, любящий деревню, готовый бороться за мужика. Но Гриша – это более обобщенный образ новых сил, устремленных вперед, имеющих определенную гражданскую позицию. Он счастлив, потому что на него возложена великая миссия человека, который встал на путь освобождения народа от рабского гнета. Внутренняя, высокая идея поднимает его над миром, окрыляет его. Это человек, избранный судьбой, одержимый одной идеей – идеей свободы. Поэтому ему не нужно личного и социального благополучия. У Гриши Добросклонова может быть будущее, если его идея совпадет с историческим моментом. Его песня «Средь мира дольного» призывает к борьбе за народное счастье и свободу.

Смысл итоговых стихов поэмы действительно заключается в призыве к народному счастью, но смысл всей поэмы в том, что она показывает: такой народ заслуживает счастья и стоит того, чтобы за него бороться. Сам по себе образ Гриши Добросклонова не дает полного ответа ни на вопрос о счастье, ни на вопрос о счастливце. По мысли Некрасова, счастье одного человека (чьим бы оно ни было и что бы под ним ни понимать) – еще не разрешение вопроса, так как поэма приводит читателя к думам о «воплощении народного счастья». Таким образом, вопрос о счастье Некрасов ставит не в узком социальном смысле, а в философском и духовном плане. С социальной точки зрения эта проблема неразрешима. Некрасов подводит читателя к мысли, что счастье заключается в высокой цели, осмысленной деятельности, сопряженной с благополучием народа.

Образ Маши Мироновой и смысл названия романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Роман «Капитанская дочка» занимает особое место в творчестве А. С. Пушкина. Это произведение основано на исторических событиях. Оно относит нас в 18 век, во времена правления Екатерины Великой, когда разгорелась крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева.

В самом названии «Капитанская дочка» содержится сопряжение двух миров: частного и общего. Произведение, повествующее об одном из взрывов в русской истории 18 века, облечено в формы «семейственных записок». Название романа подчеркивает косвенное отношение центральных героев к истории: Маши – капитанской дочки, Гринева – дворянского сына. Все происходящие события оцениваются прежде всего с нравственной, человеческой точки зрения, что очень важно для самого автора.

Марья Ивановна Гринева – одна из главных героинь романа. С ней связана, прежде всего, любовная линия произведения. Петр Гринев знакомится с Машей в Белгородской крепости, куда он был направлен на службу. Родители Маши – Иван Кузьмич и Василиса Егоровна – люди простые, добрые, они верны своему дому и друг другу.

Такой же была воспитана и Маша. Пушкин относится к ней с большой симпатией, потому облик ее поэтичен, грациозен и лиричен. Маша скромна и застенчива. Она стесняется, что за ней не дают приданого.

Маша и Петр Гринев полюбили друг друга. Чувство Маши к Петру сильно и глубоко. Но в своей любви она более рассудительна. Маша разумно отказала Петру после получения письма от его отца, который противился браку сына с капитанской дочкой. Героиня была воспитана в патриархальных условиях: в старину брак без согласия родителей считался грехом. Кроме того, она знала, что отец, человек крутого нрава, не простит сыну женитьбы против его воли. Маша не хотела причинить боль любимому человеку, мешать его счастью. Она бескорыстна в любви, самоотверженна и тверда в своих убеждениях. Особенно эта твердость проявилась в главе «Сирота», когда даже грозящая смерть от рук Швабрина не изменила, а только усилила любовь Маши к Петру. «Я никогда не буду его женой: я лучше решилась умереть и умру, если меня не избавят», - такие слова бросает эта «тихая» девушка.

Маша – человек сильной воли. На ее долю выпали тяжкие испытания, и она их с честью выдержала. Но вот за полосой испытаний наступила полоса затишья. Маша живет у родителей Гринева, которые «приютили сироту». Для них она – дочь героя. «Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить», - пишет Гринев. Родителей Петра привлекли к Марье Ивановне ее выдержка, разумность, ровность в обращении, а главное – искренняя и сильная любовь к их сыну. Она-то и помогла выдержать последнее испытание: Гринев был предан суду. Маша решилась на смелый поступок: поехала в Петербург, к царице с ходатайством о своем женихе. Невиновность Гринева стала ясна Екатерине из ее рассказа, из ее прошения. Гринев был оправдан. За все испытания Маша и Петр были вознаграждены тихой и счастливой семейной жизнью.

Название повести тесно связано с образом Маши Мироновой. В произведении утверждается вера в человека, в безусловную ценность его чувств, в неуничтожимость добра, честности, благородства. Все эти качества воплощены в образе простой девушки – дочери капитана Миронова.

Тема противостояния героя и толпы в ранней поэзии В.В. Маяковского (на примере 2-3 стихотворений)

В. В. Маяковский ворвался в литературу как поэт новый, нетрадиционный, «кричащий». Он раскрывал в своем творчестве темы и проблемы, которых касались и творцы прошлого (Пушкин, Лермонтов), и современные ему поэты (Блок, Есенин). Но благодаря удивительной самобытности, неповторимому таланту поэта эти темы звучали с особой свежестью и остротой.

Одной из тем, отраженных в раннем творчестве Маяковского, является тема противостояния героя и толпы, тема трагического одиночества поэта:

Я одинок,

как последний глаз у

идущего к слепым человека.

Причина такого одиночества в том, что вокруг нет людей. Есть толпа, масса, сытая, жующая, глядящая «устрицей из раковины вещей». Люди исчезли, и потому герой готов целовать «умную морду трамвая» - чтобы забыть окружающих:

Ненужных, как насморк,

и трезвых, как нарзан.

Лирический герой Маяковского одинок в этом мире. Возможно, отсюда эгоцентрический пафос многих его стихотворений: «Себе любимому посвящает эти строки автор», «Я», «Владимир Маяковский». Поэт приходит в этот мир, чтобы прославить себя и с тем же обращается к людям будущего:

«Славьте меня!» -

Вам завещаю я сад фруктовый

своей великой души.

Что стоит за эпатажем и эгоизмом героя? Неприятие автором буржуазной культуры, юношеский нигилизм и ранимость самого поэта. За своим амплуа хулигана герой скрывает тонкую, ищущую любви душу, защищая ее от тех, кто грубее, жестче, сильнее.

Так, ранимое и нежное сердце героя проявляется в стихотворении «Послушайте!» (1914). Это стихотворение – вдохновенная мечта о красоте мира:

Послушайте!

Ведь если звезды зажигают –

значит это кому-нибудь нужно?

Герой тоскует, видя беззвездное небо. Сила чувства, стремительность порыва выражены в восклицательной интонации, в нагнетании глагольных форм: врываться, боится, плачет, целует, просит…. Но красота нужна не только самому поэту – она нужна всем людям, которые часто этого не понимают. Без красоты, по мысли автора, нельзя быть счастливым.

В стихотворении «А вы могли бы?» также проведена резкая черта между «Я» и «Вы» (толпой). Лирический герой «Я» выбирает вольный бушующий океан, в блюде студня видит он таинственные очертания, и ему ничего не стоит сыграть на водосточной трубе ноктюрн. А вот «Вы» живут иначе: они не умеют преображать, расцвечивать будничную жизнь, видят вещи такими, какие они есть.

Документ

Его герой (по нескольким произведениям) 2) Тема революции и ее воплощение в поэме А. А. Блока «Двенадцать ». 3) Обломов. Обломовцы. Обломовщина (По... души в поэзии Б.Л. Пастернака. 2. Тема интеллигенции и революции и ее решение в романе Б.Л. Пастернака « ...

  • Дыхание назревающей революции обостряет социальное чувство поэта. Вего лирике проявляется личная заинтересованность в происходящих событиях. Поэт пишет о Петер

    Документ

    ... Поэма «Двенадцать » на долгие годы стала хрестоматийным олицетворением революции , а ее создатель - большевистским поэтом. Сам Блок ... героя. Находит свое воплощение в поэме и "крик" ... теми , кто этой трагедии не увидел. Это нашло свое поэтическое воплощение ...

  • А. А. Блок одно из ключевых имен русской литературы, который завершил поэтические искания всего XIX века и открыл поэзию XX века, соединив русскую классику и новое искусство

    Урок

    Чем особенность русской революции и ее отличие от бунта, по мнению Блока ? (В размахе и... звучит любимый эпитет Блока « жемчужный»? Тема : Смысл символики поэмы А. Блока «Двенадцать » Цели: раскрывая... . Пес, по замыслу Блока , воплощение старого мира. Он сам...

  • Любви в лирике А. С. Пушкина Пейзажная лирика А. С. Пушкина Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина

    Литература

    ... тему Петербурга в литературе. Сюжет поэмы А. А. Блока «Двенадцать », ее герои, своеобразие композиции Задолго до революции Александр Блок предвидел... вашу религию!». В первой части поэмы нашли воплощение многие темы лирики раннего Маяковского. Это...

  • Рассказать друзьям