Диссиденты в ссср. Писатели-диссиденты

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Специально для ОУ Алексей Макаров вспомнил важнейшие события в истории диссидентского движения в Советском Союзе.

Июль 1958 года

Открытие памятника Маяковскому в Москве и начало неофициальных встреч молодежи на площади у памятника. Многие участники поэтических чтений впоследствии станут известными диссидентами.


1959–1960 годы

Александр Гинзбург издает три номера самиздатского поэтического журнала «Синтаксис», в которых публикуются большинство известных российских поэтов середины XX века - от Ахмадулиной до Бродского.


1–2 июня 1962 года

Демонстрация рабочих с протестом против повышения цен в Новочеркасске. На разгон митингующих брошены войска. Несколько десятков человек убиты.

Февраль–март 1964 года

Арест в Ленинграде поэта Иосифа Бродского по обвинению в «тунеядстве»; приговор - 5 лет ссылки. Освобожден в сентябре 1965 года благодаря многочисленным, но непубличным действиям интеллигенции, а также давлению мировой общественности. Неофициальная запись процесса, сделанная журналисткой Фридой Вигдоровой, положит начало новому жанру самиздата.

5 декабря 1965 года

«Митинг гласности» на Пушкинской площади в связи с арестом в сентябре 1965 писателей Андрея Синявского и Юлия Даниэля, публиковавшихся под псевдонимами за рубежом. Считается отправной точкой диссидентского движения.


22 января 1967 года

Владимир Буковский организовывает демонстрацию на Пушкинской площади с протестом против принятых новых политических статей Уголовного кодекса, в т. ч. статьи 190-3 «Организация или активное участие в групповых действиях, нарушающих общественный порядок», а также в связи с арестом единомышленников (Александра Гинзбурга, Юрия Галанскова и др.). Буковский и его товарищи будут осуждены по тем статьям УК, против которых они протестовали.

11 января 1968 года

Лариса Богораз и Павел Литвинов выпускают в связи с процессом над Александром Гинзбургом, Юрием Галансковым, Алексеем Добровольским и Верой Лашковой обращение « », утверждая в обществе идею, что права человека не являются внутренним делом государства.


30 апреля 1968 года

Выходит первый выпуск правозащитного бюллетеня «Хроника текущих событий» (последний датирован 31 декабря 1982). Беспристрастный тон и фактографическая точность сделали его стержнем диссидентского движения. Со всеми выпусками можно ознакомиться по ссылке: http://www.memo.ru/history/diss/chr/index.htm .


25 августа 1968 года

«Демонстрация семерых» на Красной площади с протестом против вторжения войск стран Варшавского договора в Чехословакию. Участница демонстрации (и первый редактор «Хроники текущих событий») поэт Наталья Горбаневская составит документальный сборник «Полдень» о демонстрации и процессе над ее участниками.

20 мая 1969 года

Создана первая правозащитная ассоциация в СССР - Инициативная группа защиты прав человека. Адресатом ее посланий будет Комиссия по правам человека ООН.


4 ноября 1970 года

Андрей Сахаров, Валерий Чалидзе и Андрей Твердохлебов основывают правозащитную экспертную организацию - Комитет прав человека.

1971 год

Академик Андрей Сахаров (уже известный как автор «Размышлений о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе») посылает «Памятную записку» генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу с предложением демократических реформ.

1972–1973 годы

Усиление давления на правозащитников в России и Украине. Арестованные Петр Якир и Виктор Красин дают в ходе следствия и на суде признательные показания, что приводит к приостановке выхода «Хроники текущих событий» и временному кризису диссидентского движения.

12–13 февраля 1974 года

Арест, предъявление обвинения в «измене Родине» и высылка в ФРГ писателя, лауреата Нобелевской премии (1970) Александра Солженицына, чей «опыт художественного исследования» «Архипелаг ГУЛаг» вышел в декабре 1973 года в Париже.


30 октября 1974 года

Впервые отмечается День политзаключенного СССР. В Москве проходит пресс-конференция для иностранных журналистов, в политических лагерях - голодовки.

Октябрь 1975 года

Академику Андрею Сахарову присуждена Нобелевская премия мира.


12 мая 1976 года

Создание Московской общественной группы содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР. В дальнейшем Хельсинкские группы возникают в Литве, Грузии, Украине и Армении, а также в западных странах. В Хельсинкском акте обращалось внимание на взаимосвязь прав человека и международной безопасности.

1976–1978 годы

Создание специализированных правозащитных ассоциаций: Христианского комитета защиты прав верующих в СССР, Рабочей комиссии по расследованию использования психиатрии в политических целях, Инициативной группы защиты прав инвалидов.

22 января 1980 года

Андрей Сахаров задержан в Москве по дороге на работу, специальным указом Верховного совета СССР лишен всех государственных наград и без суда выслан в Горький (город, закрытый для посещения иностранцами).

6 сентября 1982 года

Трое последних членов Московской Хельсинкской группы (Елена Боннэр, Софья Каллистратова, Наум Мейман) заявляют, что она прекращает свою деятельность из-за репрессий.

8 декабря 1986 года

После многодневной голодовки с требованием освободить всех политзаключенных в Чистопольской тюрьме умирает правозащитник, автор книги «Мои показания» Анатолий Марченко.


16 декабря 1986 года

Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев звонит в Горький на квартиру академика Сахарова (накануне туда специально был проведен телефон) и сообщает ему о разрешении вернуться в Москву. Сахаров требует освобождения всех политзаключенных в СССР.


Январь–февраль 1987 года

Начинается процесс освобождения политзаключенных. Многих из них заставляют подписывать обязательства «не нарушать советских законов».

Дожившие до преклонных лет писатели-шестидесятники по сию пору создают образ ласкового дурачка Хрущева в благодарность за то, что этот генсек именно им устлал коврами дорогу к писательским кормушкам сразу после XXсъезда КПСС, именно их, а не других, цэковское окружение Хрущёва выдвинуло в «юные гении» строго по списку, утвержденному в апартаментах ЦК КПСС за подписью самого Никиты Сергеевича.

Именно шестидесятники первыми завопили о том, что война СССР против Гитлера была несправедливой, захватнической. Так повелело им Горбачевское ЦК.

Первым отрекся от своего военного прошлого и признался в том, что он и не воевал-то как следует никогда, до этого кичившийся своим фронтовым прошлым Булат Окуджава. Бард и сценарист отказался даже от самого значительного своего поэтического открытия, сделавшего его истинно народным поэтом: «А нынче нам нужна одна победа, одна на всех. Мы за ценой не постоим». Он заявил: «Я так не считал на войне. Так считали персонажи фильма, к которому я написал эту песню». Заявлявший при Хрущеве Евгений Евтушенко: «А любил я Россию всею кровью, хребтом, ее реки в разливе, и когда подо льдом… Если будет Россия, значит, буду и я», — при Путине уравнял себя с самым талантливым из «шестидесятников» Василием Аксеновым, то есть стал откровенным, махровым русофобом.

Фигура Евтушенко является типичной для определенной категории литераторов-«шестидесятников», которых следовало бы назвать «блатными литераторами». Внук командарма первого ранга, репрессированного, как водится, именно в 1937 году, вырос в московской Марьиной роще среди шпаны и готового на все мыслимые мерзости блатняка, спасшийся в детстве от войны в глубоком сибирском тылу в качестве беженца, проработавший фактически за всю свою жизнь всего несколько месяцев в геологической партии в Сибири, обратил на себя внимание чекистов и партаппаратчиков стихотворением «Бабий яр» не столько художественными его достоинствами, сколько политической заданностью.

В пересказе Евтушенко в его «Автобиографии», которую он якобы тайно передал во французское издательство «Галлимар», стихотворение «Бабий яр» произвело едва ли не революцию в СССР и чуть не привело к свержению советской власти. Вполне возможно, что на Лубянке Евгения Александровича и потрепал генерал рукой по щёчке, даже возможно, что вложил ему в рот конфетку; наверняка в ресторане Центрального Дома Литераторов в честь Евтушенко подняли не один десяток тостов, и была произнесена не одна здравица. Но вот в провинции это якобы эпохальное событие прошло незаметно. Встречал я не раз это стихотворение в многочисленных советских сборниках поэзии Евтушенко и даже в антологиях, предназначенных для пропаганды современной советской поэзии среди молодежи и юношества. Тем не менее, до сего дня критики и политики пишут о том, что «Бабий яр» был в советское время под запретом, а автор (имевший, кстати, в квартире телефон, напрямую связанный со всесильным шефом КГБ Ю. Андроповым и посетивший за казенный счет более 120 стран, по его собственному признанию) преследовался советской властью.

В СССР «Автобиография» Евгения Евтушенко вышла в полуторамиллионнотиражной «Роман-газете» и многочисленными отдельными изданиями под названием, сворованным Евгением Александровичем у гения мирового кино шведа Бергмана, «Земляничная поляна», а затем одна из глав была даже экранизирована опять-таки за счет советского государства самим автором. То есть перед нами – образ типичного «шестидесятника, претерпевшего муки от советской власти непризнанного гения». Типичного в чём? В том, что данных литераторов после XXсъезда КПСС специально выбирали спецслужбы из огромного списка начинающих писателей и поэтов по определенным критериям. Главным из требований, предъявляемых к блатным литераторам, признавалось кровное происхождение от старых большевиков , оказавшихся репрессированными во время культа личности Сталина в чинах очень высоких, желательно генеральских: Юрий Трифонов, Василий Аксенов, Евгений Евтушенко, Новелла Матвеева, Чингиз Айтматов, Нодар Думбадзе, Булат Окуджава и так далее. Вторым критерием должна быть затаенная юными дарованиями на всю жизнь обида на советскую власть за то, что их в детстве вышвырнул Сталин из золотых клеток в подворотни. В третьих, «юные гении» должны были обладать повышенным честолюбием и быть готовыми на любую подлость ради удовлетворения вышеназванного своего душевного качества. В четвертых, именно на этих самых блатных литераторов возлагалась обязанность вытеснить собой из редколлегий литературных журналов и издательств тех профессиональных редакторов и писателей, которые могли бы по-настоящему развить литературный процесс в виде традиционного для русской литературы направления критического реализма . Так оказались совсем молодые и абсолютно профессионально непригодные к исполнению своих обязанностей Аксенов, Вознесенский, Айтматов, Евтушенко и т.д. высокооплачиваемыми членами редакционных коллегий множества журналов не только Москвы и Ленинграда, но и провинциальных изданий. Те, кто их на эти ПОСТЫ (бунтарей – на посты!!!) ставил, прекрасно понимали, что эти молодые хищники будут печатать в этих изданиях только себя, только друг друга и только лиц из своей стаи , никого чужого они на страницы советских журналов и книг не пропустят.

И блатные литераторы этой формации честно отрабатывали свой хлеб. Точнее, в большинстве своем они даже не работали в редакциях, а только приходили за жалованьем в кассу, как это делал, например, Айтматов – сын репрессированного в 1937 году наркома мелиорации Киргизии, бывший одновременно и владельцем двух министерских портфелей Киргизской ССР, и секретарем трех творческих союзов, и членом семи редколлегий, и участником всевозможных совещаний, встреч, заседаний, членом республиканского ЦК Компартии и одновременно покровителем диссидентов. Тем более, порой даже забывал о дне зарплаты своей в советских рублях привыкший к долларам с пеленок, плэйбой и кремлевский выкормыш Василий Аксенов. Исключение составила дочь Героя Гражданской войны на Дальнем Востоке, также репрессированного при Сталине, Новелла Николаевна Матвеева, которая ввиду ли только своей порядочности, из-за своей ли физической немощи, осталась честной перед своим народом, удовольствовавшись квартирой в престижном писательском доме и редкими публикациями исключительно в центральной прессе. Всю эту категорию блатных литераторов я бы условно назвал «Дети Арбата» — по названию скандально известной повести «шестидесятника» А. Рыбакова, которого, как мне думается, надо причислить к категории «и примкнувших к шестидесятникам литературным шестеркам», этот писатель был все-таки фронтовиком, а перед тем, как стать идеологом перестройки, своими произведениями «Кортик», «Бронзовая птица» и повестями о Кроше оказал положительное влияние на формирование сознания советского человека, чего не сумели сделать «дети Арбата», хотя и стремились к этому изо всех сил.

«Литературные шестерки» — это литераторы особого толка. Они на литературный советский Олимп пробивались из низов, достигали и постов, и известности самостоятельно, а не были выдвинуты туда, подобно «детям Арбата». «Литературные шестерки» боролись за место под солнцем очень рьяно, рвали противников и конкурентов зубами, руками, ногами, используя все мыслимые способы для того, чтобы напечататься и получить хотя бы республиканскую известность и, соответственно, должность. Самой яркой из них московской фигурой следует назвать Андрея Вознесенского, который сутками не спал, стремясь попасть на глаза к известным писателям и поэтам 1950-60-х годов (вспомним вырвавшееся из уст Твардовского о нем: «Хоть бы его трамвай, что ли, переехал!»), сочинял и распространял по Москве небылицы о своем необычном происхождении: то он – незаконнорожденный сын сталинского премьера, то он – опять-таки незаконный сын Бориса Пастернака, то еще придумает какую легенду о своей исключительности и о любви к нему сильных и известных мира сего – то Хрущева, то Неруды. Поэт талантливый, оригинальный, но, как всякий маменькин сыночек, не уверенный в себе вечный сопляк, а потому абсолютно неуправляемый близкими, оказался весьма легко управляемым специалистами из органов охраны государства. Существует немало прямых свидетельств и косвенных доказательств того, что Вознесенский сотрудничал с КГБ СССР в течение многих лет и был одним из «засланных казачков» в группу литераторов, которые соучаствовали в организации якобы антисоветского, но фактически весьма благонадежного по отношению к СССР, известного альманаха «Метрополь». Именно этой службой объясняется тот факт, что Андрею Вознесенскому была вручена Государственная премия СССР за достижения в поэзии сразу же после выхода вышеназванного альманаха и в самом начале скандала вокруг этого неразрешенного советской цензурой американского издания. Авторы сборника этого – это либо сыночки советско-партийного бомонда 1970-х годов типа Виктора Ерофеева, превратившего русскую словесность в помойную яму, либо полные оторвы, либо, как оказалось на проверку, стукачи, а сам альманах стал одним из звеньев гениальной операции КГБ СССР, осуществленной под руководством генерала армии С. Цвигуна с использованием провокатора Василия Аксенова и денег американского миллиардера. Словом, «альманах ЛП» литературно-провокационный…

Отдельной строкой следует выделить тут писателей-диссидентов 1960-70-х годов. Писатели-диссиденты, которые никогда не причисляли себя к «шестидесятникам» и дистанцировались всегда и от «Детей Арбата» и от «блатных литераторов». Я имею в виду А. Солженицына, В. Войновича, В. Владимова и некоторых других. У них у каждого своя судьба, они порой поступали мужественно и честно, боролись с системой яростно, умели не продаваться. Хотя порой и жульничали, хитрили, изворачивались. Они и к Хрущеву относились и относятся без особого пиетета, но с уважением. Я являюсь политическим противником оных писателей, не раз писал о совершенных ими мерзостях, но, тем не менее, почитаю их личностями самостоятельными, не способными оказаться в кодле «шестидесятников», возглавляемых с момента перестройки Андреем Битовым – прекрасным стилистом, которому всегда было нечего и не о чем писать, ибо за душой у этого манерного, фальшивого насквозь человека нет ничего, кроме позы и умения рассуждать обо всем и ни о чем одновременно. Объединяет писателей-диссидентов с «детьми Арбата» и с «блатными литераторами» только патологическая ненависть к СССР и населявшим эту страну народам.

В остальном все три группы литераторов, именующихся в литературоведении постсоветского периода «литераторами-шестидесятниками», существуют сами по себе.

Отдельно здесь можно сказать о писателях-фронтовиках и писателях-деревенщиках , появившихся и прогремевших именно в этот период существования советской власти в России. Среди них было тоже немало жуликов, которые легко переметнулись в банду «шестидесятников», но все-таки в большей части это были писатели и поэты высокого гражданского мужества и ответственности перед советским народом: Н. Рубцов, В. Шукшин, Б. Можаев, С. Смирнов, В. Зелинский, С. Злобин и многие, многие другие.

Единственная беда их состоит в том, что никто из этих писателей с гражданским патриотическим сознанием так и не собрался описать и донести до сведения потомков типичных «детей Арбата», «блатных литераторов» и писателей-диссидентов. Исключение составляет роман-памфлет И. Шевцова «Тля». Автором же, попытавшимся представить поколение «шестидесятников» героями, пожалуй, может статься один лишь Юрий Гердт (был зав. отделом прозы в литературном журнале «Простор», давно проживает в США), автор романа, в котором главный герой по имени Ким являет собой как бы собирательный образ всех «детей Арбата» и «блатных литераторов». Толстенный роман его был выпущен незадолго до снятия Никиты Хрущева с поста главы государства, был очень популярен в среде как раз той публики, которая якобы в 1960-е годы была потрясена стихотворением Евтушенко «Бабий яр» и по сию пору гордится своей псевдореволюционностью.

Валерий Куклин

  • 2. Временные виды искусства
  • 7. Современное искусство
  • 8. Наука – важнейший элемент культуры. Основные этапы развития науки. Связь науки с производством.
  • 9. Основные этапы развития научной революции. Научная картина мира.
  • 1 Этап. В XVII веке произошла первая научная революция. Она связана с революцией в естествознании.
  • 2 Этап. На рубеже XIX-хх вв. Произошла новая научная революция, начавшаяся в физике и охватившая все основные отрасли науки.
  • 3 Этап. В середине хх века началась научно-техническая революция (нтр).
  • 10. Культурогенез. Культура и цивилизация, их взаимосвязь.
  • 5) Язык.
  • Классификация цивилизации
  • 11. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции н.Я Данилевского, о.Шпенглера.
  • Концепция локальных культур н.Я.Данилевского
  • Концепция о. Шпенглера
  • 12. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции а. Тойнби
  • Стадии жизни цивилизации в концепции Тойнби
  • 2) Этап роста.
  • 3) Этап надлома
  • 13. Возникновение и становление постмодернизма.
  • 14. Постмодернизм как образ жизни.
  • 15. Типология культур. Восточные и западные типы культур.
  • 1 Ступень - доистория, длившаяся сотни тысячелетий.
  • 7. Выделение культур по месту и времени их возникновения:
  • 16. Культура и человек. Инкультурация и социализация.
  • 17. Культура и личность
  • 18. Культура и образование. Образование в современном мире.
  • 2. Задача унификация образования (единообразие, единая форма образования) в развитых странах.
  • 19. Возникновение культуры. Материальная и духовная культура первобытного общества.
  • 20. Своеобразие культуры Древнеегипетской цивилизации.
  • 1. Культура эпохи Древнего и Среднего царства
  • 2. Культура эпохи Нового царства.
  • 21. Культура древней Индии.
  • 22. Культурное наследие Древнего Китая
  • Периодизация истории и культуры Древнего Китая:
  • 23. Культура древней Японии
  • 24. Культура средневековой Японии.
  • 25. Крито-микенская культура в мифах и археологических исследованиях
  • II. История эллинизма (конец IV-I вв. До н. Э.)
  • 26. Характеристика Византийской культуры
  • 27. Культура западноевропейского средневековья
  • 28. Культура арабо-мусульманского Востока в средние века
  • 29. Характеристика культуры эпохи Возрождения
  • 30. Культура России в первой половине XVIII века
  • М.В.Ломоносов
  • 31. Культура, наука и образование в России во второй половине XVIII века.
  • 32. Культура России в первой половине XIX века. «Золотой век» русской культуры.
  • 33. Культура России во второй половине XIX века.
  • 34. «Серебряный век» русской культуры (1890-е – 1917 гг.).
  • 35. Развитие просвещения, образования, науки в России на рубеже XIX–xXвв.
  • 36. Развитие образования и просвещения в России после Октябрьской революции и в 1920-е годы.
  • 37. Развитие высшей школы и науки после Октябрьской революции и в 20-е годы в России.
  • 38. Деятельность обществ «Долой неграмотность» и «Воинствующих безбожников». Движение «Пролеткульта».
  • 39. Отношение к «попутчикам» в литературе и искусстве в 1920 - е годы.
  • 40. Культура российского зарубежья в 1920-е годы.
  • 41. Культурная революция 1930-х годов в ссср
  • 42. Подготовка кадров новой советской технической и гуманитарной интеллигенции в 30-е годы в России. Развитие науки, литературы и искусства
  • 43. Влияние культа личности, политики массовых репрессий на творческую интеллигенцию.
  • 44. Религия и церковь в условиях сталинского тоталитаризма. Отношение власти к культовым сооружениям в 30-е годы, и к памятникам истории и культуры в целом.
  • 45. «Оттепель» в духовной жизни советского общества после хх съезда кпсс.
  • 46. Развитие образования и науки в ссср в середине 1950-х – середине 1960-х годов
  • 47. Духовная жизнь советского общества в середине 1960-х – начале 80-х годов.
  • 48. Достижения и просчеты в системе народного образования, высшей школы в 1970–начале 80-х гг. В России
  • 49. Диссидентское и правозащитное движение в ссср
  • 50. Образование, наука и культура в условиях рынка в 1990-х гг.
  • 51. Природа и культура. Роль природы в становлении культуры.
  • 52. Экология и экологическая культура.
  • 49. Диссидентское и правозащитное движение в ссср

    Свое несогласие с существующей обстановкой в стране, с отказом властей от либерализации общества выражали диссиденты.

    Диссидент – инакомыслящий человек, не разделяющий господствующую идеологию, несогласный. Диссидентство как явление характерно для тоталитарных режимов в период их кризиса и разложения.

    Ядром диссидентского движения являлась правозащитная деятельность.

    Основные формы диссидентской деятельности

      Сбор и распространение запрещенной властями информации (самиздат).

      Протесты и обращения в адрес вышестоящего руководства страны и правоохранительных органов.

      Подготовка и распространение «открытых писем» в защиту незаконно осужденных или посвященных злободневным проблемам общественно-политической жизни общества.

      Демонстрации и митинги.

      Конкретная моральная и материальная помощь отдельным лицам, подвергшимся незаконным репрессиям, и их семьям.

    Диссидентство представляло моральную и идеологическую угрозу системе. В диссидентское движение входили правозащитные, национально-освободительные, религиозные организации и движения.

    В сентябре 1966 года в УК РСФСР было внесено несколько дополнительных статей, в том числе статьи 190 (1) и 190(3), которые «облегчали» преследование всех инакомыслящих. По предложению председателя КГБ Ю.В. Андропова борьбе с инакомыслием стало уделяться больше внимания. Было создано пятое управление КГБ (по борьбе с диссидентством).

    В письмах в вышестоящие инстанции диссиденты смело осуждали незаконные привилегии номенклатуры, искусственное возвеличивание фигуры Генсека Л.И. Брежнева, монопольное положение КПСС, фактическое бесправие Советов. Авторы писем требовали введения конституционных гарантий против нового культа личности, права безбоязненно мыслить и высказывать свое мнение».

    Важной частью диссидентского движения стала самодельно размноженная литература – «самиздат». В «самиздате» издавались многочисленные машинописные журналы: «Вече», «Поиски» «Память» – в Москве, «Сигма», «Часы», «37» – в Ленинграде и др. «Самиздат» распространял публицистические и художественные произведения, критиковал советскую действительность и разоблачал сталинизм. Правозащитники раскрывали положение заключенных, преследование за убеждения, использование психиатрии как средства политического подавления. Благодаря музыкальному «самиздату» советские люди широко узнали песни Б. Окуджавы, А. Галича, В. Высоцкого.

    Сильным толчком, приведшим к возникновению правозащитного движения в СССР, стал судебный процесс над писателями А. Синявским и Ю. Даниэлем. Синявский и Даниэль опубликовали под псевдонимами несколько литературных произведений на Западе. В СССР их обвинили в антисоветской деятельности и арестовали. В феврале 1966 г. состоялся суд. Это был первый открытый политический процесс после смерти Сталина, и он произвел гнетущее впечатление на современников: писателей судили за литературные произведения, и, несмотря на давление, они не признали своей вины. Свою деятельность и свои произведения они не считали противоречащими советским законам.

    Слухи об аресте писателей напомнили советской общественности процессы над «врагами народа» и вызвали возмущение многих людей. 5 декабря 1965 года, то есть в день Конституции, произошла первая за многие десятилетия не санкционированная властями демонстрация на Пушкинской площади. В ней приняло участие около 200 человек – главным образом студенты московских вузов. Демонстрация проходила под лозунгами: «Требуем гласности над Синявским и Даниэлем!» и «Уважайте советскую Конституцию!». Демонстрацию быстро разогнали, плакаты отняли и разорвали. Около 20 человек было задержано, многие участники-студенты были исключены из вузов. Некоторых поместили в психиатрические лечебницы.

    Значительная часть творческой интеллигенции решительно возражала против суда над писателями за их произведения. Верховный суд приговорил А. Синявского к семи, а Ю. Даниэля – к пяти годам исправительно-трудовых лагерей строго режима. Столь жесткие меры были не случайны: Синявский и Даниэль, по существу, критиковали не частные недостатки, упущения, а самую суть командно-административной системы.

    После суда над Ю. Даниэлем и А. Синявским двое диссидентов А. Гинзбург и Ю. Галансков – составили и распространили «Белую книгу» об этом процессе. В нее вошли советские и зарубежные газетные статьи о суде, письма протеста, последнее слово подсудимых и многие другие материалы. В 1967 г. составителей книги и двух их «сообщников» (В. Пашкову и А. Добровольского) арестовали. Состоялся суд – «процесс четырех», как его тогда окрестили. Гинзбург получил пять лет заключения, а Галансков – семь лет.

    Именно этот второй публичный политический процесс вызвал самые широкие общественные протесты. Письма протеста подписали около тысячи человек – совершенно небывалое прежде количество. Многие еще не совсем понимали, чем это им грозило. Теперь их увольняли с работы. Последствия этого были двоякими. С одной стороны, столь массовые протесты больше не повторялись. С другой – сотни людей окончательно примкнули к диссидентам. В результате движение твердо встало на ноги.

    Новый этап развития диссидентского и правозащитного движения пришелся на время подавления «Пражской весны» (1968 г.).

    В 1968 году на Западе вышел роман Солженицына «В круге первом». На следующий год автор был исключен из республиканского союза писателей.

    Признанным духовным лидером правозащитного движения стал А.Д. Сахаров. Андрей Дмитриевич Сахаров был награжден Сталинской премией за создание водородной бомбы. Был трижды Героем Социалистического Труда. В 1968 г. он написал статью «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе». Она была опубликована в самиздатовской литературе. Он призывал «довести до конца разоблачение» И. Сталина, высоко оценивал В. Ленина. Выдвинул идею «постепенного сближения (конвергенции) капитализма и социализма», которые будут «черпать друг у друга положительные черты». «Размышления» имели во всем мире невиданный успех. В западных странах эта статья была опубликована общим тиражом 18 млн. экземпляров. Советская печать стала спорить с «Размышлениями» с большим опозданием – с 1973 г.

    В 1968 г. Сахарова отстранили от секретных работ. Вступив в конфликт с государством, он решил отказаться от денег, полученных от него. Все свои сбережения – 139 тыс. рублей – он пожертвовал на нужды медицины.

    К деятелям правозащитного движения относились такие мастера искусств, как И. Бродский, М. Ростропович, А. Тарковский, Э. Неизвестный и др., не желавшие жить под опекой государства.

    В 1970 г. в Москве был создан Комитет прав человека, в который вошли А. Сахаров, А. Солженицын, А. Твердохлебов, А. Галич. Комитет прав человека был основан как ассоциация авторов, что согласно советскому законодательству формально не только требовало разрешения властей, но даже регистрации. Комитет был первой независимой общественной ассоциацией в СССР, имевшей членство в международной Лиге прав человека, что служило гарантией того, что члены его останутся на свободе.

    Сахаров выступал в защиту политзаключенных, против смертной казни. В октябре 1975 г. Сахарову была присуждена Нобелевская премия мира. Эта награда вызвала широкое осуждение в советской печати. Сахарову не разрешили поездку за премией как «лицу, обладающему знанием государственных тайн». Вместо него 10 декабря премию получила его жена Елена Боннэр.

    Таким образом, правозащитное движение – это особое явление в политической и культурной жизни страны, наиболее радикальная форма протеста. Деятели культуры, пытавшиеся открыто выражать свои сомнения, протесты, становились опасными для власти и вынуждены были оказаться или в заключении, или за пределами СССР . Так, на протяжении 60-70-х гг. покинули Советский Союз добровольно, а также в принудительном порядке многие деятели искусства и культуры: режиссер Театра на Таганке Ю.П. Любимов; кинорежиссер А.А. Тарковский; художники – М.М. Шемякин, Э.И. Неизвестный; поэты – И.А. Бродский, А.А. Галич и др.; писатели – А.И. Солженицын, В.Н. Войнович, В.П. Аксенов и др.; музыканты – В.Н. Ростропович, Г.П. Вишневская; артисты балета – Р.Х. Нуриев, М.В. Барышников и др.

    Общая численность диссидентов в СССР по одним оценкам не превышала 2 тыс. человек, по другим – насчитывала более 13 тысяч человек.

    К оппозиции примыкали и религиозные течения. Большое внимание привлекала борьба за свободу передвижения из СССР, свободы эмиграции (прежде всего еврейской и немецкой).

    30 октября 1974 г. диссиденты впервые отметили День советского политзаключенного. В последующие годы это стало традицией. В политических лагерях родилась еще одна традиция: ежегодно 10 декабря, в День прав человека, проводить однодневную голодовку.

    В середине 1970-х годов начался новый этап диссидентского и правозащитного движения, который можно назвать «хельсинским».

    Летом 1975 г. Советский Союз подписал Заключительный акт Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Подписавшие акт страны должны были соблюдать права человека. В Москве была создана общественная группа содействия выполнению Хельсинских соглашений. Группа собирала и анализировала материал о нарушениях в стране прав человека и направляла свои отчеты правительствам всех стран – участниц соглашения. Возникли Украинская, Литовская, Грузинская, Армянская Хельсинские группы. Появление в стране Хельсинских групп было болезненно встречено властями. В конце 1979 г. – начале 1980 г. были арестованы и сосланы почти все лидеры и активные участники правозащитного движения.

    Диссиденты выразили возмущение против ввода советских войск в Афганистан. Сахаров сразу заявил иностранным журналистам о своем протесте. Его задержали. Прокурор объявил академику о лишении его всех наград и званий. Без суда, в административном порядке Сахаров был отправлен в ссылку в город Горький (ныне Нижний Новгород). Его также хотели вывести из числа академиков, но П. Капица заступался за него. В течение всего времени горьковской ссылки А. Сахарова во многих странах шла кампания в его защиту.

    Подпольные диссиденты не исчезли до самой «перестройки». В феврале 1986 года М.С. Горбачев заявил, что у нас нет политзаключенных. Но это было не так. В августе 1986 г. в Чистопольской тюрьме умер диссидент А. Марченко, объявивший голодовку. Он требовал освобождения всех политзаключенных. Вскоре после его смерти началось постепенное освобождение политзаключенных. Их освобождали не по амнистии, а каждого отдельно, требуя прошения о помиловании. Не все соглашались его написать, понимая это как признание вины.

    Из ссылки разрешили возвратиться академику А. Сахарову. Возвращение Сахарова из ссылки в декабре 1986 г. обозначило начало новой эпохи – новой политической «оттепели». Вернувшись в столицу, Сахаров сразу включился в общественную деятельность. Впервые он побывал за границей – в США, Франции, Италии, Канаде. Он стал одним из создателей правозащитной организации «Мемориал». От академии наук он был избран народным депутатом и как политический деятель стал известен всей стране. В разгар политической борьбы, в декабре 1989 г., академик Сахаров неожиданно скончался.

    Так, в годы брежневского застоя, в стране были инакомыслящие, которые бесстрашно выражали свой протест против существующей действительности, и в годы перестройки продолжали активно бороться за права человека.

    Диссидентское движение в СССР пришлось на 60 - 80 годы ХХ века. Диссидент - несогласный, инакомыслящий, человек, обладающий иным мировоззрением, отличающимся от принятых норм идеологии, господствующей в стране. Сегодня стало очень модным все неудачи внешней и внутренней политики списывать на деятельность диссидентов, но это не соответствует действительности, поскольку большая часть этих людей искренне желала добра своей стране. Суть диссидентского движения заключалась в борьбе за права человека. Их представители никогда не говорили, что СССР это плохая страна или нужно провести революцию против действующей власти. Речь шла только о том, что действующая система управления внутри страны мешает эффективному развитию.

    Для понимания сути достаточно даже взять пример с письмом 1970 года академика Сахарова руководству страны. Ведь в нём не говорится ничего кроме того, что действующая система управления мешает развитию гражданской науки и техники. Но даже если посмотреть на военную область, где СССР активно участвовал в гонке вооружения с США, то и там действующая система управления страной давала сбои. Много говорится о том, что гонка вооружений шла, и итоги ее сторон были примерно равны. Но никакой гонки вооружения в принципе быть не должно, поскольку еще в 60-е годы Челомей разработал несколько элементов стратегической обороны и наступления, которые позволяли обогнать западные страны в военном смысле лет на 40 лет. Но именно система управления времен Хрущева и Брежнева заблокировала эти идеи. Я привел данные пример для того чтобы продемонстрировать, что система управления страной действительно была неэффективной, и это рано или поздно должно была вылиться в ответную реакцию населения. Это и произошло в виде диссидентов, которые были незначительной группой людей по численности (не боле 100 тыс человек на всю страну), но которые видели недостатки своей страны, и предлагали эти недостатки решать, чтобы у людей в стране появились реальные права, а сама страна начала эффективно развиваться во всех направлениях.

    Причины зарождения

    СССР в 60 - 80 годы оставался страной, где по-прежнему господствовала одна идеология и одна партия. Любое отклонение от норм, принятых в Советском обществе, осуждалось, поэтому любые попытки демократических основ, даже самых минимальных, всегда пресекались. Диссидентское движение в СССР стало ответом на ужесточение позиций государства. С каждым годом, особенно это относится к брежневской эпохе, в СССР становилось всё больше проблем, но ответом государства было не решение этих проблем, а сглаживание их, прежде всего, путем ужесточении обстановке внутри страны. Это выражалось в подавлении любого инакомыслия. Собственно это и послужило причиной образования диссидентства, основные деятели которого говорили о необходимости решение тех многочисленных проблем, которые реально возникают перед государством.
    Диссидентское движение никогда не было политическим. Оно было нравственным . Вокруг этого движение сегодня возникает множество споров, но важно понимать, что оно не было однозначным и однородным. Среди несогласных людей были предатели страны, но были и те, кто желал стране лучшего.

    Этапы становления

    Основные этапы развития диссидентства и инакомыслия в СССР:

    • 1964-1972 - Генезис.
    • 1973-1974 - Непосредственное зарождение. Первый кризис.
    • 1974-1979 - Получение международного признания, а также денег из заграницы.
    • 1980-1984 - Второй кризис. Разгром движения.

    Генезис характеризуется зарождение в самой идеи, что советская идеология не является идеальной. Во многом это стало возможным из-за политики КПСС, которая после Хрущева фактически преследовала интересы правящей номенклатуры, а не государства в целом. Это привело в конечном итоге к застою, но застою не экономическому, а застою в плане развития.

    Состав движения

    Диссидентское движение в СССР в 60-80 годах прошлого века можно разделить на три большие категории:

    • Социал-демократы. Наиболее яркие представители Рой и Жорес Медведевы. Эта группа занималась критикой действующей власти с точки зрения марксистской идеологии. То есть они говорили, что происходящие в СССР не является социалистическим государством, и на самом деле Маркс имел совершенно другое в виду. Отчасти они были правы, но следует понимать, что марксистская идеология была исключительно теоретической, а СССР существовал на практике.
    • Либералы. Наиболее яркий представитель - академик Сахаров. К этой группе относятся ученые, которые с научной точки зрения доносили свое видение проблем внутри страны. Главная их претензия заключалась в том, что действующая партийная система и действующая система власти не позволяет стране развиваться и не позволяет развиваться прежде всего науке. В этом они были правы. Достаточно просто посмотреть на количество нобелевских лауреатов по техническим областям, чтобы всё стало на свои места. В 50-е годы у СССР 3 лауреата по физике и 1 по химии. В 60-е годы у СССР 3 лауреата по физике, никого по химии. В 70-е годы у СССР 1 лауреат по физике, никого по химии. В 80-е годы у СССР не было ни одного лауреата по физике и химии.
    • “Почвенники”. Яркий представитель Солженицын. Учениками можно назвать людей, которые выступали с точки зрения христианской идеологии и самобытности России. Именно с этих двух категорий они критиковали действующую систему.

    В некоторых учебниках можно найти и четвертую категорию диссидентов - правозащитники. Это люди, которые выступали с защитой диссидентов, пострадавших от власти, а также выступали с защитой прав человека в СССр и с требованием о соблюдении действующей конституции, по которой в стране была свобода слова, печати, митингов и так далее. Яркими представителями правозащитников являются Ковалёв и Якунин.

    Правозащитники

    Правозащитное направление диссидентского движения зародилось 5 декабря 1965 года. В этот день на Пушкинской площади в Москве состоялась небольшая демонстрация, ключевыми лозунгами которой была защита прав и интересов населения. Эта демонстрация мало где описывается, она была малочисленной и непродолжительной. Фактически через несколько минут после ее начала она была разогнанной милицией.

    В дальнейшем правозащитники начали выпускать газету «Хроника текущих событий», в которой описывали все случаи нарушения прав человека в СССР. При этом данная группа диссидентов работала не только в Москве, но и во всех крупных городах страны. Против правозащитников шла борьба со стороны государства, в том числе и через 5-го отдел КГБ. Большинство правозащитников, которые имели активную позицию и активно участвовали в жизни диссидентов, попали в лагеря, психиатрические больницы или были высланы из страны.


    Правозащитные организации действовали СССР примерно 15 лет, но существенных изменений в плане прав человека не достигли. Любая эффективная деятельность сопровождалось ответной реакцией властей. Именно это группа людей активно пыталась вовлечь в свою работу западные страны, в частности они постоянно обращались к западным газетам и правительствам с призывом о помощи.

    Начало движения

    Начало диссидентского движения в СССР берёт в 1965 году с судебного процесса против писателей Андрея Синявского и Юлия Даниэля. Эти литераторы опубликовали на западе под псевдонимами Абрам Терц и Николай Аржак цикл литературных произведений, которые так или иначе критиковали советскую власть. Процесс над ними затянулся, но в феврале 1966 года их осудили на 7 лет по 70 статье Уголовного кодекса СССР. Это была статья «О пропаганде в целях подрыва Советской власти». В защиту литераторов начали поступать письма в центральный комитет партии и в Верховный Совет СССР, но ответом было не смягчения мер, а возбуждение новых дел, но уже против людей, которые их отправляли. Именно с этого всё началось. Стало понятно, что государство не приемлет никакой критики, и не позволяет стране процветать никакому инакомыслию.

    Именно процесс над Синявским и Даниэлем, а также последовавшей после этого события, определили ход диссидентского движения в 60 - 80 годы - борьба с помощью литературы и открытых писем в органы управления страной. Одной из форм этого противостояния стало открытое письмо Сахарова, Турчина и Медведева Советскому руководству в 1970 году. В этом письме говорилось, что Советский Союз значительно отстает от Соединенных Штатов Америки по развитию гражданской науки и техники, и что существующая система управления тормозит общее развитие науки. Это на самом деле было так.


    Еврейская проблематика диссидентства

    У многих людей есть распространённое заблуждение, что диссидентство в Советском Союзе это исключительно еврейский вопрос. На самом деле это не так. Еврейская проблематика была частью диссидентского движения, но не охватывала его полностью. Заметьте, что в классификации, которую мы приводили в начале статьи, еврейского вопроса вообще нет. Потому что это был локальный вопрос и локальная проблема, которую ни в коем случае не следует раздувать до глобальных и государственных масштабов.

    Еврейская проблематика заключалась в том, что государство всячески мешало евреям переселяться в Израиль. Для этого применялись различные меры. Достаточно сказать, что в семидесятые годы было установлено правило, что если человек хочет покинуть СССР и переселиться в другую страну, то он должен компенсировать государству затраты на собственный образование. С одной стороны это шаг абсолютно логичный и правильный, но с другой стороны Советская номенклатура довела эту идею до абсурда. При среднем уровне заработной платы в стране в 120-130 рублей, при переселении человек обязан был выплатить государству 12 000 рублей. То есть это была зарплата среднего рабочего более чем за 8 лет! Естественно эти суммы были не подъемными для населения, и естественно еврейская проблематика в СССР стала обостряться. Достаточно вспомнить, так называемый, «самолетный процесс» в Ленинграде в 1970 году, когда группа еврейских диссидентов пыталась захватить самолет, летевший в Израиль.

    Нобелевские лауреаты

    Говоря о диссидентах, большое значение и внимание уделяют нобелевским лауреатам. В 1970 году Нобелевскую премию по литературе получил Александр Солженицын, а в 1975 году академик Сахаров получил Нобелевскую премию мира. Оба видные деятели диссидентства. Если имя Сахарова используются не так обширно, то Солженицын и его Нобелевская премия сегодня раскручивается как эпицентр развитие СССР, и эпицентр его критики с правдивой подачей информации. Уже будучи нобелевским лауреатом Солженицын в 1973 году издает свою откровенную фальшивку «Архипелаг Гулаг». Сегодня часто эту книгу преподносят как исторически обоснованную и правдивую. Это не так, и в этом кроется огромный нюанс, который обязательно следует учитывать. Солженицын, в «Архипелаге Гулаг» говорит, что он не основался на исторических документах, а произведение носит исключительно импрессионистский характер. Это важно понимать, поскольку современные общественные деятели, которые пытаются выставить какие-то гипотезы и теории, основываясь на 60 миллионов жертв, обозначенных в «Архипелаге Гулаг», абсолютные профаны и никак не могут реально оценивать события. Ведь Солженицын, еще раз подчеркну, сам сказал, что в его книге нет никаких исторических фактов и документов.


    Зачистки

    Окончание диссидентского движения в СССР можно отнести к концу 1979 года, когда произошел ввод войск в Афганистан. Практически одновременно с этим событием был арестован академик Сахаров и отправлен в ссылку. После этого в Москве и других крупных городах СССР начались аресты видных деятелей диссидентского движения, большинство из которых в дальнейшем были осуждены. Примерно к концу 1983 года зачистка была полностью подавлено.

    Примечательно, что второй этап зачистки диссидентского движения в восьмидесятые годы сводился либо к аресту людей, либо к ссылкам. Излюбленная тактика по помещению людей психиатрические больницы, которая активно применялась в 60 и 70 годах, на этот раз не использовалась.

    Благодаря аресту видных деятелей, диссидентское движение в СССР было полностью подавлено.

    Освещение на западе

    Очень важным является то, как диссидентское движение преподносилась на западе. Сегодня принято говорить о том, что Запад всегда поддерживал диссидентские движения, а также защищал людей, пострадавших от советского режима. На самом деле это было не так, поскольку диссидентское движение было неоднородным. Запад в бесспорно поддерживал тех людей, которые занимали прозападные позиции, но этот же Запад абсолютно никак не реагировал, например, но преследование русских патриотов, к которым Советское правительство чаще применяла жестокие меры, чем в отношении прозападных агентов. Западные страны поддерживали только те движения внутри СССР, которые отвечали их интересам, и которые в глазах общественного мнения превозносили роль США и других западных стран.

    КГБ и его роль

    Для борьбы с диссидентами в КГБ был создан 5 отдел. Это важно отметить, поскольку это лишний раз подчеркивает, что проблема диссидентства в СССР была серьёзный, поскольку пришлось создавать целый отдел на базе КГБ. С другой стороны на определенном этапе развития государственности у КГБ появилась реальная необходимость в развитии диссидентского движения. Ведь этот Пятый отдел фактически мог существовать только при наличии диссидентов, и победа над ними означала автоматическое окончание работы данного отдела. Это важно понимать, поскольку это характерная черта советской действительности и советского аппарата управления. Людей назначают в пятое отделение, им назначается для работы целое направление внутри страны. То есть у людей появляется реальная власть. Как только они победят диссидентов, то есть выполнят ту задачу, ради которой и создавался отдел, их расформируют, а людей вернут на другие должности в другие отделы, которые работают по своим нормам и правилам, и где эти люди уже не будут обладать той властью, которая у них есть здесь и сейчас. Именно поэтому в семидесятые годы интересы КГБ и США фактически совпали - они поддерживали либеральный диссидентов. Почему именно их? Причины у каждого были свои:

    • США. Эта страна всегда поддерживает только тех, кто преклоняется перед ее системой.
    • КГБ. Диссидентское движение было 3 направлений в СССР: либералы, марксисты и ученые. Наименьшую опасность из них представляли либералы, поскольку марксисты критиковали государство с точки зрения идеологии, что было недопустимым, а ученые представляли элиту страны, получение критике от которой точно также было нежелательно. Поэтому развитие любого направления диссидентства, кроме либерального, вызвало бы отрицательную оценку работы КГБ со стороны партии. Поэтому курс был взят примерно следующий - марксистов и учёных будем приструнять, а либералов на время оставим в покое

    Профессор Фурсов, например, говорит о том, что примерно половина всех диссидентов в СССР стучали друг на друга в КГБ. Поэтому при острой необходимости и желании работать, Комитет государственной безопасности Советского Союза мог уничтожить диссидентское движение достаточно быстро и безболезненно. Но таковой была Советская реальность и советская система управления, когда нежелательные элементы были вредны для государства, но борьба с ними противоречила интересам правящих кругов. Это и было главным итогом брежневского правления, когда правящая номенклатура преследовала свои интересы, а не государственные.

    8 октября 1925 года родился писатель Андрей Синявский, с политического процесса над которым, собственно, началось диссидентское движение в СССР. Об Андрее Синявском и других известных писателях-диссидентах мы и расскажем.

    Андрей Синявский

    Андрей Донатович Синявский закончил филологический факультет МГУ в 1949 году. Творческий путь начинал как литературовед. Понимая, что созданные им художественные произведения по идеологическим соображениям в СССР никогда не будут опубликованы, Синявский пишет под псевдонимом Абрам Терц роман «Суд идет», повесть «Любимов», статью «Что такое социалистический реализм?» и передает их для публикации на Западе.

    Осенью 1965 года Андрей Синявский и его друг, тоже писатель, Юлий Даниэль, были арестованы по обвинению в антисоветской пропаганде и агитации. Процесс над писателями, вошедший в историю как «Процесс Даниэля и Синявского» был первым громким политическим делом той эпохи. С него, собственно, и началось масштабное диссидентское движение в СССР.

    На суде ни Синявский, ни Даниэль виновными себя не признали. В их защиту выступили известные советские деятели культуры - поэт и переводчик Якобсон, литературные критики Буртин и Роднянская, писатели Корнилов, Паустовский, Копелев. Особую роль в попытке спасения литераторов сыграла Лидия Корнеевна Чуковская. 5 декабря 1965 года на Пушкинской площади состоялся даже митинг в поддержку Синявского и Даниэля – совершенно неслыханное в те времена дело! Среди участников митинга был и другой известный диссидент Владимир Буковский.

    Но судьба Синявского была предрешена. В феврале 1966 года Андрей Донатович и Юлий Даниэль были приговорены к 7 годам лагерей. Уже после суда появилось так называемое «письмо 63-х»: за невинно осужденных литераторов вступились практически все, кто составлял цвет тогдашней советской культуры – Богуславская, Окуджава, Тарковский, Чуковский, Самойлов, Эренбург и т.д. Это письмо даже было опубликовано в «Литературной газете».

    Тем не менее Андрей Синявский отсидел в Дубровлаге вплоть до июня 1971 года. Его письма к жене из лагеря позднее легли в основу знаменитого романа «Прогулки с Пушкиным». «…ни на шарашке, ни лагерным придурком, ни бригадиром я никогда не был. На моем деле, от КГБ, из Москвы, было начертано: „использовать только на физически тяжелых работах“, что и было исполнено,» - писал, в частности Андрей Донатович жене.

    После освобождения Андрей Синявский получил приглашение на работу в Сорбонну. Советские власти отпустили писателя во Францию. В эмиграции Андрей Донатович преподавал русскую литературу в Сорбонне, издавал вместе с женой с 1978 года журнал «Синтаксис», много писал. Наиболее известные его книги периода эмиграции - «Опавшие листья В. В. Розанова», «Спокойной ночи», «Иван-дурак». Умер Андрей Синявский в Париже в 1997 году.

    Юлий Даниэль

    Поэт, прозаик, переводчик Юлий Даниэль писал под псевдонимом Николай Аржак. Его самая известная книга – антиутопия «Говорит Москва». Как и другие произведения Юлия Даниэля, она была опубликована на Западе. В СССР недавнему фронтовику Даниэлю разрешалось зарабатывать на жизнь только переводами.

    О процессе над Даниэлем и Синявским мы уже рассказали подробно. Все, что происходило с Андреем Синявским, относится и к Юлию Даниэлю. Только приговорили Даниэля к 5 годам лагерей.

    Юлий Даниэль был освобожден в 1970 году. Жил и работал в Калуге – занимался переводами под псевдонимом Юрий Петров. Затем вернулся в Москву, где и умер в 1988 году.

    В 1991 году дело Даниэля и Синявского было пересмотрено. Состава преступления в их действиях не обнаружили. Однако никто из виновных в неправедном суде наказания не понес.

    Виктор Некрасов

    Виктор Платонович Некрасов родился в 1911 году в Киеве. Прошел всю войну, был ранен. Вышедшая в 1946 году в «Знамени» повесть Некрасова «В окопах Сталинграда» принесла ему не только Сталинскую премию, но и подлинно народную славу.

    По этой повести был снят в 1956 году фильм «Солдаты» - одна из первых крупных работ в кино Иннокентия Смоктуновского. Также по сценариям Виктора Некрасова были сняты фильмы «Город зажигает огни» и «Неизвестному солдату».

    Диссидентская деятельность Некрасова началась в 1959 году с повести «Кира Георгиевна» и выступления на страницах «Литературной газеты» с предложением увековечить жертв фашизма, расстрелянных в Бабьем Яре в Киеве. Виктора Платоновича начали обвинять «в организации сионистских сборищ». В 1966 году Виктор Некрасов подписал письмо крупных деятелей науки и культуры СССР против идеи Брежнева о реабилитации Сталина. Примерно в то же время писатель побывал в Италии, Франции и США, написав о своих поездках очерки. Некрасов был обвинен в «низкопоклонничестве перед Западом». Виктора Платоновича исключили из партии. Писатель понимал, что дальнейшая жизнь и творчество в СССР для него невозможны.

    В 1974 году Некрасов с семьей получили разрешение на эмиграцию. Жили в Швейцарии, затем во Франции. Виктор Платонович работал заместителем главного редактора журнала «Континент», сотрудничал с парижским бюро радио «Свобода».

    В начале 80-х годов Виктор Некрасов был лишен советского гражданства «за деятельность, несовместимую с высоким званием гражданина СССР». Умер писатель во Франции в 1987 году.

    Владимир Максимов

    Это одна из самых поразительных человеческих и писательских судеб XX века. Прекрасного прозаика Владимира Емельяновича Максимова, на самом деле, звали Лев Алексеевич Самсонов. Его отец пропал без вести в самом начале войны. 11-летний мальчик сбежал из дома, сменил имя и фамилию, бродяжничал по охваченной войной стране.

    Периодически Максимова ловили, отправляли в детские дома или в колонии для несовершеннолетних преступников – в зависимости от того, при каких обстоятельствах был пойман беглец. Несколько лет Владимир Максимов, осужденный по совершенно уголовным статьям, провел в лагерях.

    После очередного освобождения в 1951 году Владимир Максимов поселился на Кубани, стал публиковать свои стихи, очерки, прозу в местных газетах. В 1956 году Владимир Емельянович приехал в Москву с намерением стать серьезным писателем. «Жив человек», «Баллада о Савве», «Мы обживаем землю» - Некрасова публикуют, он становится известен, его принимают в Союз писателей СССР. Виктор Емельянович мог стать успешным, ладящим с властью советским писателем.

    Но «в стол», точнее, для самиздата Владимир Максимов пишет совсем иные вещи - «Карантин» и «Семь дней творенья». В 1973 году Владимир Емельянович исключен из Союза писателей и помещен в психушку. Что такое была карательная советская психиатрия, сегодня уже никому объяснять не надо.

    Выйдя на свободу, Максимов эмигрировал во Францию. Здесь он основал и был главным редактором журнала «Континент». За годы, проведенные в эмиграции, Владимир Максимов написал и издал такие крупные произведения, как «Ковчег незваных», «Прощание из ниоткуда», «Кочеванье до смерти».

    Владимир Максимов ушел из жизни в 1995 году в Париже, похоронен на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.


    Рассказать друзьям