Символика в скульптуре и живописи. Аллегорическая скульптура. Из чего состоит меч

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Всеукраинский проект «Разом за природу» продолжает прием заявок на участие в конкурсе современной скульптуры «Символ Карпат». По его итогам выберут лучший проект и затем установят в Моршине скульптуру евразийской рыси. Поучаствовать в конкурсе можно . А мы нашли для вас самые интересные примеры того, как скульптуры становились символами городов.

The Spoonbridge and Cherry

Где: 726 Vineland Pl, Миннеаполис, Миннесота

Арт-инсталляция в виде гигантской ложки и вишни была создана в 1985 году художником Класом Ольденбургом. Она стала центральной частью Скульптурного сада Миннеаполиса, крупнейшего городского парка скульптур в мире.

Сама ложка весит около двух тонн, а вишня – 500 кг. Стебель вишни – это фонтан, который распыляет воду и затем она по ложке стекает в пруд.

Кстати, сам водоем по форме напоминает липовое семя. И это неслучайно: рядом с ним растет много липовых деревьев.

Cloud Gate


Где: 201 E. Randolph St., Миллениум-парк, Чикаго

“Клауд Гейт”, одна из самых посещаемых достопримечательностей Чикаго, впервые была показана публике в 2004 году на открытии Миллениум-парка . «Боб», как называют эту работу Капура, весит 110 тонн и состоит из 168 пластин нержавеющей стали. Швы между ними отполированы настолько, что скульптура выглядит монолитной и невероятно легкой, несмотря на огромные размеры и значительный вес.

Лондонский художник Аниш Капур дал ей название «Облачные ворота» по простой причине – 80 процентов ее поверхности отражает небо. А в нижней части скульптуры находится вогнутый купол, войдя в который, посетители могут увидеть свое отражение в разных перспективах.

LOVE

Где: Avenue of the Americas, 55th Street & 6th Ave, Нью-Йорк

LOVE считают иконой поп-арта наряду с изображением Мэрилин Монро и банкой супа “Кэмпбелл” Энди Уорхола. Дизайн в виде букв LO над VE изначально был воплощен художником Робертом Индианой в живописной форме, когда в 1964 году MoMA заказали ему рождественскую открытку. В юности художник посещал христианскую церковь, где висели плакаты, гласящие «Бог есть любовь». Они и вдохновили Индиану на создание LOVE: четырех букв полужирным шрифтом в яркой цветовой гамме.

В 1970 году Индиана повторил дизайн LOVE в виде скульптуры, ставшей символом Нью-Йорка.

Интересно, что Роберт Индиана не зарегистрировал авторское право на свое произведение. В конце 60-х, когда появилось огромное количество «пиратских» версий LOVE, Индиана попытался защитить авторские права на свою работу, но потерпел неудачу.

Der Hase

Где: Tiergarthertorplatz, Нюрнберг, Бавария, Германия

Нюрнберг - город кроликов и зайцев. Здесь их можно найти повсюду, в разнообразных воплощениях: от фигурок и шоколадных монет в сувенирных лавках до арт-объектов. И это неслучайно.

В 1502 году Альбрехт Дюрер создал рисунок «Заяц». Это одна из первых работ, которую он подписал и датировал. Жители Нюрнберга так полюбили изображенного Дюрером зайчика, что копии картины появились почти в каждом доме.

По его мотивам в 1984 году немецкий авангардист Юрген Гертц создал гротескную скульптурную композицию Der Hase – фигуру гигантского бронзового кролика с выпученными глазами, вылезающего из деревянного ящика. А рядом с ним притаился маленький позолоченный заяц. Скульптура создана как пародия на знаменитую графическую работу Дюрера и установлена напротив дома-музея выдающегося художника.

Angel of the North


Где: Durham road, Гейтсхед, Англия

С момента установки в 1998 году “Ангел Севера” стал самым узнаваемым символом Гейтсхеда, города на северо-востоке Англии.

Эта гигантская 20-метровая скульптура с размахом крыльев 54 метра и весом 208 тонн создана современным монументалистом Энтони Гормли.

Скульптуру решили установить на склоне холма, что было непросто, учитывая особенности ее конструкции. Статуя должна выдерживать скорость ветра в 160 км/ч, и потому требовала сооружения бетонного фундамента на 21 м под землей. В итоге общий вес конструкции составил 700 тонн, из которых 500 тонн приходится на фундамент, а 200 тонн – вес скульптуры.

Многие жители Гейтсхеда возражали против появления статуи, считая, что она будет отвлекать водителей и вызывать дорожные происшествия на трассе А1. Кроме того, газета «Гетсхед-пост» опубликовала разгромную статью, в которой сравнивала работу Гормли со скульптурой Икара Альберта Шпеера, заказанную в 1930-х годах нацистами.

Несмотря на критику, «Ангел Севера» был установлен и стал одной из самых известных городских скульптур в мире. Так как статуя установлена рядом с одной из крупнейших автомагистралей Великобритании, ежедневно ее видит около 90 000 человек.

Читайте нас у
Telegram

С готическим зодчеством неразрывно связано развитие пластики. Скульптуре принадлежало первое место в изобразительном искусстве этого времени. Она усиливала эмоциональность и зрелищность готической архитектуры, в ней наиболее очевидно проявлялось стремление к чувственно-поэтическому, изобразительному воплощению не только религиозных представлений времени, но и наивно обоготворенной человеком природы и его самого как ее совершенного порождения. Особенно богато украшался готический собор, который Виктор Гюго образно сравнивал с гигантской книгой. Главное место в его внешнем и внутреннем декоративном убранстве принадлежало статуе и рельефу. Композиционный и идейный замысел скульптурного декора был подчинен разработанной теологами программе.

Пророк Иеремия


Пророк Даниил


Колодец пророков

Клаус Слютер, Колодец пророков, 1395–1406 годы, монастырь Шанмоль, Дижон, Франция

В храме, олицетворяющем, как и прежде, образ вселенной, теперь наиболее развернуто в зримых чувственных формах представлялась религиозная история человечества с ее возвышенными и низменными сторонами, с ее жизненной многосложностью. Тысячи статуй и рельефов выполнялись в мастерских при соборах. В их создании часто принимали участие многие поколения художников и подмастерьев. Средоточием скульптурных композиций стали порталы, где большие по размеру статуи апостолов, пророков, святых располагались вереницами, как бы встречая посетителей. Тимпаны, арки порталов, промежутки между ними, галереи верхних ярусов, ниши башенок, вимперги украшались горельефами, декоративными рельефами и статуями. Множество мелких фигур и отдельных сцен размещалось в трансептах, на консолях, цоколях, постаментах, контрфорсах, крышах. Капители и карнизы заполнялись изображениями птиц, листьев, цветов, разнообразных плодов, по выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам точно пробегали каменные полураспустившиеся листочки (краббы), шпили увенчивались цветком (крестоцвет). Все эти орнаментальные мотивы как бы вдыхали чувство жизни природы в архитектурные формы. Подобное изобилие растительной орнаментики не встречается в других архитектурных стилях.

Готическая скульптура – органическая часть архитектуры собора. Она включается в архитектурную конструкцию, входит в состав функциональных элементов постройки. В Реймском соборе она даже определяет его внешний облик. Взаимодействие архитектуры со скульптурой и живописью порождало то неповторимое разнообразие впечатлений, которым готика обогащала современников. Статуи сохраняют теснейшую связь со стеной, с опорой. Фигуры удлиненных пропорций как бы вторят вертикальным членениям архитектуры, подчиняясь динамическому ритму целого, образуя единый архитектурно-скульптурный ансамбль. Размеры их находились в точном соотношении с архитектурными формами, зависели от установленного религиозными канонами месторасположения. В готической архитектуре увеличилась не только степень подчинения скульптуры архитектуре, но и поднялось самостоятельное значение скульптуры. Готика продолжила начатое романскими ваятелями обособление человеческого образа от общего декоративного убранства. Стала более свободной трактовка художественной формы, усилилась роль статуарной круглой пластики, ее взаимодействие с окружающей пространственной и световоздушной средой. Статуи часто отделялись от стены, помещались в нишах на отдельных постаментах. Легкие изгибы, повороты торсов и перенесение тяжести тела на одну ногу, характерные живые позы и жесты придают фигурам динамичность, которая несколько нарушает вертикальный архитектурный ритм собора.


Санта Репарата
Музей дель Дуомо, Флоренция


Кампанила собора Санта
Мария дель Фьоре, 1337–1343


Надежда, 1330
Баптистерий, Флоренция

Скульптор и архитектор Андреа Пизано, двери флорентийского баптистерия, рельефы и статуи флорентийского собора

Огромную эмоциональную выразительность статуям придавали драпировки одежд, подчеркивающие пластичность и гибкость человеческого тела, его жизнь в пространственной среде. Складки приобрели естественную тяжесть; глубоко западая, они порождали богатую игру света и тени, уподоблялись то каннелюрам колонн, то образовывали напряженные резкие изломы, то струились легкими потоками, то ниспадали бурными свободными каскадами, как бы вторя человеческим переживаниям. Часто сквозь тонкую одежду просвечивало тело, красоту которого начинали признавать и чувствовать и поэты и скульпторы того времени. Внимание сосредоточивалось на пластической и духовной выразительности лиц. В характеристике святых появлялись человечность, мягкость. Их образы становились разнообразными, остроиндивидуальными, конкретными, возвышенное сочеталось в них с повседневным житейским. Человеческое лицо оживлялось выразительным взглядом, мыслью или переживаниями. Обращенные к окружающим и друг к другу святые, исполненные душевной близости, как бы сердечно беседовали между собой. Готический художник передавал тонкие душевные движения, радость и тревогу, сострадание, гнев, страстную взволнованность, томительное раздумье.

Появляются скульптурные группы, объединенные сюжетом и драматическим действием, разнообразные по композиции. Святые жены рыдают над гробом Спасителя, ангелы ликуют, апостолы в «Тайной вечере» волнуются, грешники в аду мучаются. Возрождая пластические завоевания греков (профильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готические мастера идут самостоятельным путем. Их отношение к окружающему миру носит более личный, эмоциональный характер. Стремление усилить чувственную достоверность образа обнаруживало себя в острой наблюдательности и жадном интересе к единичному, частному, индивидуальному, портретному и даже необычному, случайному. Человеческое лицо, как красивое, так и уродливое, для средневекового мастера было отблеском вечной красоты и мудрости мироздания. Отсюда интерес к характерным жизненным деталям, которыми они обогащали пластику. Расцвет скульптуры начался на рубеже 12–13 столетий во Франции, когда процесс национального пробуждения был на подъеме. Простота и изящество четких форм, плавность и чистота контуров, ясность пропорций, сдержанные жесты служили во французской скульптуре выражением нравственной силы, духовного совершенства.

Высшие достижения готической скульптуры связаны со строительством Шартрского, Реймского и Амьенского соборов, насчитывающих до двух тысяч скульптурных произведений, которые отличаются высоким эстетическим пафосом. Здесь вырабатывались классические приемы скульптурного декора и разрабатывался синтез всех искусств под эгидой архитектуры. Шартрские мастера создали ряд превосходных по яркой индивидуальной характерности и одухотворенности образов, например, мудрых ветхозаветных «царей» западного портала – с печатью надменности и замкнутости в лице или в состоянии внутренней напряженности. Зрелым мастерством отличается статуя святого Феодора с южного портала – в нем воплощен идеальный чистый образ христианского рыцаря с доверчивым открытым лицом юноши, сосредоточенного, немного грустного и вместе с тем непоколебимо мужественного. Меняя точку зрения, зритель обнаруживает различные аспекты характера воина. Исключительна по сложности и многогранности внутреннего мира портретная голова Ренье де Мусона (надгробие аббатства Иософат около Шартра), шартрского епископа с лицом, отмеченным интеллектуальностью, силой мысли, нервным напряжением.


Ханс Мульчер
Святая Троица, 1430,
Собор в Ульме, Германия


Мишель Коломб
Надгробная плита Маргриты де Фой,
1502, собор, Нант, Франция


Мишель Коломб, Святой
Георгий, поражающий дракона,
замок Гайон, Франция

В статуях святых – Мартина, Григория и Иеронима южного портала Шартрского собора сделан решительный шаг в совершенствовании построения человеческой фигуры. Сохраняя необходимое для архитектуры фронтальное положение, мастер оживил фигуры святых едва заметным движением – легким поворотом голов, сдержанным жестом. Каждый образ – определенный характер с соответствующим ему состоянием: Мартин гневен и властен, Георгий сердечен, тихий Иероним вдумчив. Вместе с тем все три фигуры объединены единым ощущением нравственной силы, душевного благородства – люди этой эпохи сообразовывались в своих помыслах и поступках с высоким, но отвлеченным понятием чести, верности, великодушия. В дальнейшем французская скульптура шла по пути все большей свободы в постановке фигур, повороты, жесты, движения становились отчетливыми и разнообразными. Среди реймских статуй особой силой пластического выражения отмечены мощные фигуры двух женщин – Марии и Елизаветы. Каждая из них имеет самостоятельное пластическое значение. Вместе с тем они внутренне объединены молчаливым диалогом, переживаниями. Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению новой жизни. Ее голова наиболее пластически сложна. Ниспадающее с вьющихся волос покрывало то затеняет, то открывает лицо и позволяет с разных точек зрения уловить тонкие оттенки настроений, проскальзывающих в чертах: то спокойствия, то грусти, то просветленности, которая доминирует в профиле. Духовное волнение выражено не только в классически прекрасных чертах, но в движении корпуса, в трепетной вибрации драпировок одежд, гибких извилистых линиях контуров. Марии с ее духовным подъемом, с ее величавой грацией противопоставлен образ пожилой, суровой, умудренной, исполненной чувства достоинства и трагического предчувствия Елизаветы. Созданные реймскими мастерами образы привлекают нравственной силой, высотой душевных порывов и в то же время близкой античному идеалу телесной жизненностью, простотой и характерностью, обаянием женской красоты. Задумчива Анна с тонкими чертами лица француженки, темпераментен святой Иосиф (группа «Сретение», 1240-е годы) – элегантный светский человек с искрящимся галльским умом. Выразительны детали: острый, задорный взгляд, франтовато закрученные усы, буйно вьющаяся шевелюра, кудрявая бородка, стремительный поворот головы к собеседнику. Энергичная светотеневая моделировка усиливает живость выражения.

Изменяется трактовка традиционных образов. Изображая сцены из жизни Христа, готический мастер обнаруживает близость его к страдающему человечеству. Таков образ Христа-страннника (Реймский собор), самоуглубленного, скорбного, примирившегося с судьбой. В Христе благословляющем (Амьенский собор) гармоничные черты отмечены печатью мудрой нравственной красоты и мужественной силы. Повелительный жест руки точно призывает зрителя к достойной чистой жизни. В народной среде был любим образ Мадонны с младенцем па руках, воплощающий девичью чистоту и материнскую нежность. С 13 века ей часто посвящаются порталы. Она изображается с гибким станом, с нежно склоненной к младенцу головой, улыбающейся, с полузакрытыми глазами. Женственное очарование и мягкость отмечают «Золоченую мадонну» южного фасада Амьенского собора (конец 13 века). Широкие волны линий, идущих от бедра к ступне, уже заметные в реймских статуях, приобретают здесь характер движения, полного благородного ритма. Плавная линия выявляет изящество изгиба торса, бедра и колен. В статуях Амьенского собора пропорции правильны, драпировки естественно ложатся по фигуре. Им не свойственна экспрессия произведений шартрских мастеров. Они полнокровны и просты, пластически более совершенны. Реймские мастера порою приближаются к античной классике. Две женские статуи Страсбургского собора (1230-е годы) привлекают духовной чистотой, изяществом стройных пропорций. Одна из них символизирует торжествующую христианскую Церковь, другая – побежденную Синагогу. Образ Церкви, с властным взглядом, с гордой осанкой, оттененной плавным ритмом складок одежд, дан как положительный. Роняющая разорванные скрижали Завета Синагога с завязанными глазами трагична. Она воплощает осужденную католицизмом ложную иудейскую религию. Поникшая голова, сложное спиралевидное движение гибкого тела, неожиданно резкий надлом копья выражают душевное смятение, неустойчивость. Обращают внимание меткие наблюдения художника, стремление воспроизвести конкретные детали. Сквозь повязку на лице Синагоги просвечивают очертания глаз, через тонкую ткань, покрывающую руку Церкви, проступают ее изящные формы.

Скульптура Страсбургского собора соединила черты, свойственные французской и немецкой готике: высокий этический строй французской пластики и экспрессивность немецкой. В мир возвышенных образов готической скульптуры часто включались бытовые мотивы, в которых давала себя знать народная струя искусства: гротескные фигуры монахов, жанровые фигуры мясников, аптекарей, косарей, сборщиков винограда, торговцев. Тонкий юмор царит в сценах «Страшного суда», утративших суровый характер. Среди уродливых грешников часто встречаются короли, монахи и богачи. Изображаются «Каменные календари» (Амьенский собор), повествующие о характерных для каждого месяца работах и занятиях крестьян. В 1385 году герцог Бургундии Филипп Смелый основал картезианский монастырь Шанмоль в окрестностях Дижона во Франции. С 1390-х годов по заказу герцога лучшие мастера возводили монастырские здания и создавали произволения скульптуры. Одним из них был нидерландский скульптор Клаус Слютер, который исполнил для монастыря шесть каменных статуй пророков в человеческий рост.

В Германии скульптура была менее развита. Более тяжеловесная в своих формах, чем французская, она захватывает силой драматических образов. Тенденция к индивидуализации характера и чувств рождает почти портретность Елизаветы Бамбергского собора (1230–1240), с суровыми чертами волевого лица, с мрачно-взволнованным взором. Резкие угловатые формы, беспокойные ломаные складки одежд усиливают драматизм образа. В Германии рано появляются конные изображения. Бамбергский всадник – воплощение мужества и рыцарской энергии.

Немецкая готика сыграла важную роль в развитии портретной скульптуры. В статуе маркграфа Эккехарда Наумбургского собора (середина 13 века) дан типичный образ властного, грубого рыцаря с чувственным надменным лицом. Хрупкость и лиричность отличают его супругу Уту – меланхоличную, сосредоточенную, с неповторимо индивидуальной выразительностью как бы внезапно запечатленных движений. С 60-х годов 13 века одухотворенность вытеснялась манерностью миловидных образов, особо проявлявшейся в мелкой пластике. В 14 столетии доминировало холодное изящество, натуралистическая приземленность. Искреннее вдохновение зачастую подменялось условной схематизацией.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

К самым замечательным произведениям древнеегипетского искусства относятся два скульптурных портрета царицы Нефертити (XIV в. до н.э.). Особенно известен бюст из раскрашенного известняка, сделанный в натуральную величину. На царице надет высокий синий головной убор, большое разноцветное ожерелье. Лицо окрашено в розовый цвет, губы красные, брови черные. В правой орбите сохранился глаз из горного хрусталя со зрачком из черного дерева. Тонкая длинная шея словно гнется под тяжестью убора. Голова выдвинута немного вперед, и это движение придает равновесие всей скульптуре.

3 слайд

Описание слайда:

Не менее прекрасна и головка, предназначавшаяся для небольшой статуи царицы. Ее высота 19 см, она сделана из песчаника теплого желтого оттенка, хорошо передающего цвет загорелой кожи. Скульптор по каким-то причинам не закончил работу он не доделал уши, не отполировал поверхность камня, не прорезал орбиты для глаз. Но, несмотря на незавершенность, головка производит огромное впечатление увидев ее хотя бы один раз, забыть ее, как и описанный выше цветной бюст, уже невозможно. Царица изображена здесь еще юной. Чуть улыбаются губы с милыми ямочками в углах. Лицо полно задумчивой мечтательности - это мечты молодости о будущем счастье, о предстоящих радостях, успехах, мечты, которых уже нет на первом портрете.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Французский скульптор и график. Один из наиболее знаменитых ваятелей Франции. Один из основоположников импрессионизма в скульптуре. Творчество Родена тяготеет к сложным символическим образам, к выявлению широкого спектра человеческих эмоций - от ясной гармонии и мягкого лиризма до отчаяния и мрачной сосредоточенности. Произведения Родена приобретают эскизный, как бы незаконченный характер, что позволяет мастеру создавать впечатление мучительного рождения форм из стихийной, аморфной материи. Вместе с тем Роден всегда сохранял пластическую определенность форм и придавал особое значение их фактурной осязаемости.

7 слайд

Описание слайда:

«Бронзовый век» О.Роден 1876г. Бронза. Музей О.Родена. Париж. «Мыслитель» О.Роден 1880 – 1900г. Бронза. Музей О.Родена. Париж.

8 слайд

Описание слайда:

«Три тени». Около 1880 г. Бронза. Музей О.Родена «Уголино» 1882 г. Бронза. Музей О.Родена

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Памятник Оноре де Бальзаку, заказанный Родену Обществом литераторов, стал последней крупной работой скульптора. Четыре года мастер искал образ, полностью соответствовавший его представлению о великом романисте. Бальзак шествует закутанный в монашескую рясу, грубый, могучий, подобный скале. Выставленная в Салоне 1898 г. статуя вызвала очередной скандал. Роден заставило бы меня вскочить от негодования... Если истина должна умереть - последующие поколения разломают на куски моего Бальзака. Если истина не подлежит гибели - я вам предсказываю, что моя статуя совершит свой путь...». Художник оказался прав, и в 1939 г. бронзовый памятник Бальзаку был установлен в Париже на пересечении бульваров Распай и Монпарнас.

11 слайд

Описание слайда:

«Венера Милосская» Общепринятое название греческой мраморной статуи бргини любви Афродиты (сер.2в. До н.э.). Найдена на острове Мелос (Юж. Греция). В настоящее время храниться в Лувре… Афроди́та (др.-греч. Ἀφροδίτη, в древности истолковывалось как производное от ἀφρός - «пена») - в греческой мифологии богиня красоты и любви, включавшаяся в число двенадцати великих олимпийских богов. Она также богиня плодородия, вечной весны и жизни. Она - богиня браков и даже родов, а также «детопитательница». Любовной власти Афродиты подчинялись боги и люди; неподвластны ей были только Афина, Артемида и Гестия. Была безжалостна к тем, кто отвергает любовь. Жена Гефеста или Ареса.

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

Венера Капитолийская - римская скульптура, высеченная из мрамора предположительно во II веке по образцу греческой статуи Афродиты IV века до н. э.. Изображает стоящую рядом с сосудом и лежащим на нём одеянием обнажённую женщину, прикрывающую руками лоно и грудь (относится к типу Venus Pudica - «Венера скромная»). Найдена на Виминальском холме в Риме между 1667 и 1670 годами. Передана в дар Капитолийскому музею в 1754 году папой Бенедиктом XIV.

14 слайд

Описание слайда:

«Мона Лиза» Леонардо да Винчи К 1514 - 1515 гг. относится создание шедевра великого мастера - «Джоконды». До последнего времени думали, что этот портрет был написан гораздо раньше, во Флоренции, около 1503 г. Верили рассказу Вазари, который писал: «Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джоконде портрет монны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенебло. Между прочим, Леонардо прибег к следующему приему: так как мадонна Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам». Леонардо да Винчи - Мона Лиза. (Джоконда, Джиоконда)- Mona Lisa (La Gioconda)

15 слайд

Описание слайда:

Одухотворенные руки Моны Лизы так же прекрасны, как легкая улыбка на ее лице и первобытный скалистый пейзаж в туманной дали. Джоконда известна как образ загадочной, даже роковой женщины, однако эта интерпретация принадлежит 19 веку. Более вероятно, что для Леонардо эта картина была наиболее сложным и удачным упражнением в использовании сфумато, а фон картины – результат его исследований в области геологии. Вне зависимости от того, был ли сюжет светским или религиозным, пейзаж, обнажающий «кости земли», постоянно встречается в творчестве Леонардо

Г. до н. э. Не сохранилась.

В лоджиях здания Российской национальной библиотеки (б. Публичной) архитектор Росси поставил статуи учёных, философов, поэтов древности.
Всего статуй десять: здесь Геродот и Эвклид, Цицерон и Тацит, Платон и Гомер, Вергилий и Еврипид, Демосфен и Гиппократ. Венчает фасад фигура богини мудрости Минервы.
Среди них и статуя Гиппократа - главного врача мировой медицины. В правой руке его -посох, обвитый змеей.


Бог врачевания - Асклепий (Эскулап) также изображался с посохом, вокруг которого обвивается змея. Змея и чаша, как известно - эмблема медицины.

А образ дочери Асклепия Гигиеи (от её имени - гигиена), в Петербурге запечатлен в фонтане. Фонтан "Гигиея" был создан скульптором Д. Йенсеном и архитектором А. Штакеншнейдером и установлен перед фасадом Военно-медицинской академии на ул. Лебедева.


На постаменте установлена статуя сидящей Гигиеи, её левая рука с чашей протянута вперёд, а по руке, обвивая её, ползет к чаше змея.
Очень гармоничный памятник, один из моих любимых.

Фонтан со змеями
Во дворе Института Экспериментальной медицины (ИЭМ) на улице Академика Павлова расположен фонтан скульптора И. Безпалова. Бронзовая чаша установлена в центре гранитного бассейна. По краям - четыре пьедестала, на которых свернулись змеи.

Согласно книге символов свернувшееся в клубок пресмыкающееся означает не только здоровье, но и рассудительность, сомнение, предосторожность.
Там же, кстати, расположен известный памятник собаке, поставленный по инициативе академика И. Павлова - один из первых памятников животным.

Аполлон
В Летнем саду стоит статуя Аполлона Феба - бога искусств и солнечного света. Рядом с ним дерево обвила змея. Это копия античного оригинала, известного Аполлона Бельведерского итальянского мастера Паоло Трискорни.

..............


Захарьевская ул., 23. Дом Л. И. Нежинской в стиле модерн. У подъездов - огромные статуи бога солнца Ра, а на стенах- обилие декоративных элементов на тему Древнего Египта.


По количеству змей в оформлении фасада это самый «змеиный» дом в Питере.

Голова Медузы Горгоны в период классицизма и ампира , стала традиционным декоративным элементом, сопутствующим военной арматуре в архитектуре зданий и оград. Она является частым мотивом в декоре оград и мостов Санкт-Петербурга.

Южная решетка Летнего сада, выходящая на Мойку, архитектор Шарлемань

Еще фигурка нэцке.
Киёхимэ — в японском фольклоре девушка, превратившаяся в змею от тоски по своему возлюбленному.Фигурка нэцке Киёхимэ является напоминанием о возможной расплате за невыполненные обещания.

Молодой монах Анчин обещал вернуться, но позабыл про Киехимэ, а та долго ждала его возвращения.
Кипя от гнева, она направилась к монастырю и превратилась в огромную змею-дракона. Анчин в страхе решил спрятаться от змеи под колоколом. Однако Киехимэ нашла его и оплела колокол кольцами своего тела. Огнем ненависти Киехимэ расплавила колокол и сожгла монаха, а затем покинула монастырь.
................
Стражи - наги у входа в буддийский храм в Камбодже

Скульптура Будды, сидящего на кобре

.

............
Скульптурная группа в аэропорту Тайланда Суварнабхуми по мотивам мифа о взбивании (пахтаньи) Молочного океана. Боги- дэвы и демоны- асуры занимаются пахтаньем Молочного океана , чтобы добыть нектар бессмертия амриту .
С одной стороны короля змей Васуки тянут боги, с другой - асуры.


Это принесло в мир не только амриту, но и массу ценных артефактов.

Фонтан в парке на берегу Меконга, Вьентьян, Лаос

Ват Сампхан - гигантский Храм Дракона. Тайланд

Потрясающий храм, который снаружи обвит огромным змеем-драконом
..............
И напоследок еще "рукотворный" змей
Фараонова змея
Фараоновыми змеями называют ряд реакций, которые сопровождаются образованием пористого продукта из реагирующих веществ и сопровождаются бурным выделением газа. Химический фокус))

В итоге выглядит реакция так, будто из смеси реагентов выползает большая змея и ползет по столу, как настоящая.
..............

Образ льва - самый распространённый в скульптурном искусстве как в городской среде, так и в интерьерах. Все художники изображают этих животных по-разному, встречаются порой очень даже интересные и любопытные экземпляры. У каждого свой характер. Скульптуры львов можно увидеть в Пекине, Престоне, в Париже, в Одессе, во многих городах Германии, в Санкт-Петербурге, Москве, Саратове, в Ливерпуле, Лондоне, Алупке, Лас-Вегасе, Вене, в городах Греции и других стран мира. Почему так распространены скульптуры этого царственного животного? Какие из них самые знаменитые? Об этом и пойдет речь в статье.

Почему именно лев?

Именно лев внушил человеку трепет и страх, уважение и величие. Из-за его гордого вида и поведения его называют царем зверей. Мы в своих фантазиях представляем это животное в расцвете сил, сильного, молодого, с пушистой гривой.

В архитектуре с древних времен используют огромное количество различных форм - как малых, так и больших, среди которых одной из самых распространённых является скульптура льва. Почему именно это животное?

Во-первых, лев - это образ, который символизирует мощь, царство. К этим качествам люди всегда были неравнодушны. Скульптура льва - это символ богатства.

Дома всех высокопоставленных граждан, которые имеют или имели отношение к власти, украшались этими животными.

Во-вторых, массивное, мощное, но в то же время гибкое тело льва с множеством мышц, обладающее огромной силой - это символ мощи и проворства, способности справиться с любым врагом.

В поведении царственного животного были подмечены такие качества, которые очень высоко ценились в человеческом обществе - верность, храбрость, бесстрашие. Недаром есть выражение «драться, как лев». Именно поэтому животное удостоилось такой чести, как увековечение в скульптурно-архитектурном искусстве.

История использования образа льва в скульптуре

С древних времен этих животных увековечивают в скульптуре. У каждого рода было свое тотемное млекопитающее, но самым распространенным был именно лев. Это животное у всех народов имело положительную символику. Скульптуры льва распространены в древней Ассирии, Египте, Вавилоне, Индии. Внешность этого животного можно усмотреть у многих мифических персонажей: химеры, грифона, сфинкса.

В мировых религиях львы окружены ореолом святости:

  • в буддизме именно Будду называли львом среди людей, он символизировал отвагу, защиту порядка, мудрость, веру;
  • в исламе львом Аллаха называли зятя Мухаммеда, он является символом уничтожения зла и защиты добра;
  • в индуизме Вишну превращался в полульва-получеловека;
  • в христианстве многие святые были брошены на съедение львам, но были не тронуты животными.

В Средневековье животное олицетворяло бдительную стражу, так как было наделено способностью спать с открытыми глазами. В изображали играющим с шарами, которые символизируют небесное светило - солнце. В эпоху Ренессанса лев стал символом гордости, храбрости. Именно с этого времени и началось массовое поклонение этому животному и использование его образа в скульптурном искусстве.

Скульптуры льва

Скульптурные львы встречаются в основном в городах. Это и понятно, так как искусство в основном зарождалось в крупных населенных пунктах.

В раннехристианском скульптурном искусстве лев был символом Иеронима и Марка, а чуть позже - и самого Иисуса Христа. Спустя время эти животные стали неотъемлемым украшением гербов многих государств и княжеств. Их статуями стали украшать дворцы и храмы. Так, например, Святого Марка стоит у главного входа во Дворец Дожа в Венеции.

Умирающий лев

Очень известной скульптурой льва во всем мире является памятник «Умирающий лев» в Люцерне. Он посвящен печальному эпизоду европейской истории. Создан по эскизу всемирно известного художника и скульптора Торвальдсена.

Скульптура посвящена швейцарским гвардейцам, 660 представителей которых стали жертвами разъяренной толпы, осаждавшей Тюильри. Отряд гвардейцев составлял дворцовую охрану Людовика - последнего французского короля.

Когда толпа людей прорвалась к дворцу, король отдал приказ: «Никому не стрелять в людей». Он не хотел стрелять в свой народ. Но граждане этого жеста не оценили. Монарх погиб, и вместе с ним погибли и его верные гвардейцы. Именно в честь их подвига и самопожертвования была высечена скульптура «Умирающий лев».

Небесные львы Будды

По традиции китайского льва многие называют «корейским» или «собакой Фу». В буддийской религии он является священным животным. Изображается он всегда в виде подносящего букет цветов Будде. Встречаются изображения божеств, сидящих верхом на льве. Царственное животное - это образ энергии, доблести и мудрости.

Собаку Фу изображают перед Буддой, как его защитника, в лапке у нее копье. Они бывают разных форм, размеров, цвета и изготовленные из различного материала. Иногда они изображены со свирепой мордой, готовые пойти на любые меры, чтобы защитить Будду от демонов.

Собаку Фу часто вышивали на древних одеждах. У китайцев есть поверье, что в лапах животного - молоко, и они очень любят играть с шарами. Древние люди, придя в лес, обязательно оставляли для них шары.

Собака Фу очень популярна в Китае и в настоящее время. Считается, что ее изображение защищает от воровства, забирает негативную энергию. Их располагают перед входной дверью в помещение.

Китайские львы, как правило, не свойственны культуре страны. Отдельные экземпляры привозились императору как подарки. Лев не присутствует в ранних китайских произведениях искусства, а получил широкое распространение только с появлением буддизма. Скульптурами львов стали украшать входы в храмы. Все китайские статуи изображают животное сидящим с одной приподнятой лапой.

Львы Санкт-Петербурга

Мраморные львы украшают многие города мира, но в Санкт-Петербурге львы, сфинксы и грифоны чувствуют себя превосходно, украшая парки, сады, набережные, площади и просто фасады домов. Итак, каменные цари зверей северной столицы России:

  • Львы Дворцовой пристани. Сторожевые животные являются самыми популярными в городе на Неве. Были установлены в 1832 году по приказу императора Николая Первого. Представляют собой пару львов-близнецов, охраняющих пристань Адмиралтейской набережной.
  • Львы на канале Грибоедова . Он был открыт в 1825 году. С тех пор чугунные двухметровые скульптуры животных восхищают коренных жителей и гостей города. Сторожевые львы мостика в пасти удерживают свисающие канаты, впившиеся в постамент лапы и напряженные спины дают понять, насколько тяжело нести веками этот груз.
  • Львы у Русского музея. Это два брата-близнеца, которые установлены на лестнице, ведущей в парк. Отлиты из чугуна, стоят в позе, вдавливая в гранит шары.
  • Дом со львами . Это роскошный особняк, который был передан Военному министерству. Его охраняют мощные львы из мрамора.
  • Львы с лестницы дворца Елагина. Первые отлитые из чугуна животные Петербурга.
  • Львы Самое многочисленное семейство скульптурных львов Петербурга расположено именно на этой набережной. Имя автора неизвестно, известно лишь примерное время их появления - это приблизительно 1790-е годы. Это очень благодушные животные, которые держат в зубах чугунную цепь.
  • Китайские львы на Петровской набережной . Уникальными и мифическими животными являются львы «Ши-цза». Высота их - около 4,5 метров, вес - 2,5 метров.
  • Гранитные львы у дома Лаваля. Точное время появления скульптур у стен особняка неизвестно.
  • Львы у Павловского дворца. Они с задумчивыми и печальными мордами, напоминающие львов-философов, установлены у флигелей дворца.

Заключение

Льва называют Он является символом власти, мощи, благородства и царственности. В египетской мифологии он - символ власти божественной. У ассирийцев и греков эти животные были спутниками богинь. Скульптуры льва создавали еще в древние времена и продолжают увековечивать это грациозное животное по сей день.

В настоящее время искусство вновь набирает силы, все, что ценилось в древние времена, становится еще более популярным сейчас.

Рассказать друзьям