Урок Духовные и нравственные качества Герасима сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Милосердие в русской литературе Произведения где встречается милосердие

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Тема: Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов

Цели урока:

Ι. Образовательные: проанализировать первую часть рассказа (образ барыни и Герасима; образ Татьяны и Герасима); формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку.

Личностные УУД : формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

    регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.

    познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.

    коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, построение кластера, фронтальный опрос, художественный пересказ,

Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, учебник, иллюстрации к произведению, отрывок из мультипликационного фильма “Муму” режиссера Валентина Караваева, наглядный материал (иллюстрации, детские рисунки).

Тип урока : урок “открытия” новых знаний.

Литература:

    Рассказ И.С.Тургенева “Муму”.

    Учебник “Литература 5 класс” в 2-х частях, издательство “Просвещение”, 2016, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин .

    О.А.Еремина “Уроки литературы в 5 классе” книга для учителя.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент). слайд 1

Сегодня у нас особенный урок. К нам пришли гости. Подарите им свои улыбки, посмотрите, как они улыбаются вам в ответ, и начнем занятие.

Прозвенел звонок, начинаем наш урок.
Чтобы многое узнать, надо думать, рассуждать.

И внимательными быть, и старательными быть.

И тогда уж точно каждый, знания свои покажет!

Желаю, чтобы сегодняшний урок принес вам только радость.

II. Проверка домашнего задания слайд 2 Мозговой штурм

На прошлом уроке мы познакомились с биографией великого русского писателя И.С. Тургенева “Муму”. Какие основные факты биографии вам запомнились? (ответы учащихся)

Притча «Все в твоих руках»

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Сообщение темы: «Характеристика образ главного героя из рассказа Тургенева «Муму»» и постановка целей слайд 3

Исходя из темы, скажите, какие цели на этом уроке вы можете поставить перед собой?

Анализировать первую часть рассказа (образ барыни, Татьяны и Герасима);

оценивать поступки героя – обобщать, делать выводы;

обогащать словарный запас;

учиться работать в паре:

уважать мнение собеседника.

Дома вы читали рассказ “Муму”. Работаем в парах. Слайд 4

Для более продуктивной работы в паре вам в помощь предлагаются памятки-инструкции. Нет ошибок – “5”; одна или две ошибки – “4”; три, четыре ошибки – “3”.

Восстановите последовательность эпизодов в рассказе “Муму”. Поставьте номера 1–9 Слайд 5

1. Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.

2. Жизнь Герасима в доме барыни.

3. Герасим находит щенка.

4. Любовь Герасима к Татьяне.

5. Расставание с Татьяной.

6. Барыня требует уничтожить собаку.

7. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.

8. Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку.

9. Встреча Муму и барыни

Проверка. Слайд 6

III . Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

1. Ребус Слайд 7

Вычеркните все буквы английского алфавита и прочитайте ребус.

r г l л g у d х s о n н i е w м z о й

ГЛУХОНЕМОЙ

Что обозначает это слово ? (Это человек л ишенный способности говорить вследствие врожденной или приобретенной глухоты.)
– Как вы думаете, кому будет посвящен наш урок?
(Герасиму.)

2. Работа с классом. Для того, чтобы начать характеристику героя, давайте вспомним на что необходимо обратить внимание.

когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание? (Внешний вид, одежда…)
– Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? (Нет.)
– На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать незнакомца? (На поступки, на отношение к окружающим людям…)
– Для чего нужно обращать внимание на все это? (Чтобы, понять: что из себя представляет этот человек, какими нравственными качествами обладает…)

Выстраивается схема.

Выстраивается схема.

Молодцы! Герасим – это новый для нас персонаж из рассказа И. Тургенева “Муму”. Чтобы понять, что из себя он представляет, на что мы будем обращать внимание, когда вновь будем перечитывать это замечательное произведение? (На портрет, на поступки…) Слайд 8

На слайде у нас получился кластер, который поможет нам при знакомстве с Герасимом.

IV. Постановка учебной задачи.

Поскольку Герасим о себе ничего рассказать не может, представление о нем складывается из сравнения его с окружающими. Но для начала вспомним героев, которые окружали Герасима «Игра узнай героя»

Слайд 9-13

IV. Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.
– Посмотрите: герой один, а мнений о нем много. Попробуем разобраться, что из себя представляет этот человек.
Слайд 14

1.Работа с текстом. Достижение понимания на уровне содержания.

Как выглядит дом барыни и какое первое описание барыне дает автор? Что мы узнали о ней в самом начале рассказа? Слайд 15

В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный , давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи .”

Как вы понимаете слова: “День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи”?

(Утром человека называют его детство и юность, день – это зрелость, вечер – старость. Тургенев хочет сказать, что жизнь этой женщины была безрадостной, и старость совсем мрачной.)

2. Просмотр мультфильма (2 минуты) Слайд 16

Я предлагаю вам просмотреть начало “Муму” режиссера Валентина Караваева и ответить: чем отличается начало мультфильма от начала рассказа И.Тургенева?

С какой целью режиссер добавил эпизод с мухой?

(Режиссер Валентин Караваев добавил эпизод с мухой, чтобы показать капризы, смену настроения, самодурство барыни. Самодурство – это поведение человека, который действует по своей прихоти он очень капризничает и при этом унижает достоинство других людей.)

Режиссер показывает нам условия быта главного героя, на примере поведения барыни. Какие они?

3. Портрет Герасима. Слайд 17

Давайте прочитаем 2 абзац рассказа и ответим на вопрос: “Чем выделяется Герасим среди окружающих? С какой авторской характеристики начинается повествование о нем?”

Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его не истомной работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж... Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником”. Автор использует такие слова как:

Замечательный” – 1. Выдающийся, необычайно хороший. 2 .То же, что примечательный, достойный особого внимания.

Славный” 1. Пользующийся славой, широко известный чем-то выдающимся. 2 . Симпатичный, очень хороший – разг.)

Как работал Герасим?

Но вот привычный ход его жизни нарушается. Как сказано об этом в тексте? Слайд 18

(“…привезли в Москву, купили…, сшили…, дали… и определили…”)

Какой же силой должна обладать одинокая старушка, чтобы так обойтись с богатырем?

(Старуха – помещица, а Герасим – крепостной.)

Кто такой “крепостной крестьянин”

Крепостные крестьяне – прикрепленные к земле и лично подчиненные одному хозяину крестьяне. Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному помещику, а ее детей – другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк).

    Работа с термином “сравнение”. Как вначале воспринимает Герасим свою новую жизнь?

ЧТЕНИЕ ТЕКСТА СТР. 190–191.

Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий , как дерево растет на плодородной земле... Переселенный в город, он не понимал, что́ с ним такое деется, – скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо , – взяли, поставили на вагон железной дороги – и вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и визгом, а куда мчат – бог весть! Занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ; в полчаса все у него было готово, и он опять то останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих, как бы желая добиться от них решения загадочного своего положения, то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь…”

Слайд 19 . Что такое сравнение? (СРАВНЕНИЕ – это художественный прием, при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим .) Найдите сравнение в описании Герасима.

вырос немой и могучий, как ………….(дерево растет на плодородной земле)”

скучал и недоумевал, как ……….(недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо)”

бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как……… (пойманный зверь)”

Продолжите мою фразу: “Эти сравнения помогают подчеркнуть…” (его любовь к свободной жизни.)

6. Знакомство с новым термином «Гипербола». Гипербола – сильное преувеличение.

1 абзац “Ему отвели…” СТР.192 Слайд 20

Прочитайте описание каморки Герасима. Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жилье дворника?

Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбаках, истинно богатырскую кровать ; сто пудов можно было положить на нее – не погнулась бы ; под кроватью находился дюжий сундук ; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства , а возле столика – стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый , что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только черный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили”.

(Тургенев так подробно описывает каморку Герасима, чтобы с помощью этого описания подробнее показать характер героя: нелюдимый, сильный.)

Тургенев, рассказывая о Герасиме, использует гиперболы. – Найдите примеры гипербол в тексте. Слайд 21

(– он работал за четверых;
– один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли;
– сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой…)

8. Физкультминутка. Слайд 22-23

9. Отношение Герасима с окружающими его людьми и Татьяной. Слайд 24

И.С. Тургенев назвал своего героя Герасимом. Что обозначает это имя и соответствует ли оно герою? (Значение имени Герасим произошло от греческого имени Герасимос, означающее “уважаемый”, “почтенный”) СТР.191 последний абзац “Со всей остальной челядью…)

Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских – они его побаивались, – а коротких: он считал их за своих. Они с ним объяснялись знаками, и он их понимал, в точности исполнял все приказания, но права свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице. Вообще Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться, – а то беда! Увидит, тотчас схватит за ноги, повертит раз десять на воздухе колесом и бросит врозь. На дворе у барыни водились тоже гуси; но гусь, известно, птица важная и рассудительная; Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал на степенного гусака.”

Как сложились отношения Герасима с дворовыми? Почему Герасим чувствует свое превосходство над окружающими? Воспроизведите эпизоды столкновений между обитателями барского дома. СТР. 191 со слов…

“…а что насчет чужих, так после того, как он однажды ночью, поймав двух воров, стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води, все в околотке очень стали уважать его ; даже днем проходившие, вовсе уже не мошенники, а просто незнакомые люди при виде грозного дворника отмахивались и кричали на него, как будто он мог слышать их крики.”

Докажите, что “светлым пятном” в жизни Герасима была Татьяна. (“Полюбилась она ему; кротким ли выражением лица, робостью ли движений – бог его знает!”)
- В чём сходство Герасима и Татьяны?
Слайд 25

С ранней молодости ее держали в черном теле; работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали ее плохо, жалованье она получала самое маленькое; родни у ней все равно что не было: один какой-то старый ключник, оставленный за негодностью в деревне, доводился ей дядей, да другие дядья у ней в мужиках состояли, – вот и все. Когда-то она слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни, хотя та ее почти в глаза не знала”.

Какие качества характера проявляются в его поведении?

Эпизод прощания Герасима с Татьяной...

Выразительно прочитайте эпизод прощания Герасима с Татьяной . СТР. 202–203.

Когда же все было готово, и мужики уже держали вожжи в руках и ждали только слов: “С богом!”, Герасим вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок, купленный им для нее же с год тому назад. Татьяна, с великим равнодушием переносившая до того мгновения все превратности своей жизни, тут, однако, не вытерпела, прослезилась и, садясь в телегу, по-христиански три раза поцеловалась с Герасимом . Он хотел проводить ее до заставы и пошел сперва рядом с ее телегой, но вдруг остановился на Крымском броду, махнул рукой и отправился вдоль реки.”

Слайд 24. Как характеризует Герасима сцена расставания с Татьяной? Герасим великодушен. Он и через год не утратил доброго расположения к Татьяне. Он, единственный из всех, пожалел ее и сумел облегчить минуты расставания с домом. Он не испугался насмешек, “вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок...”.

VII. Рефлексия «Все в твоих руках».

В конце урока вопрос учащимся:

- За что бы вы себя могли похвалить?

Пожалуйста, все встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями.
– Если вам было скучно, не интересно, то поднимите руки вверх.
– Если вы себя чувствовали отлично, то обнимите себе.
– Если вы получили на уроке новые знания, тогда сядьте на свои места.
– Да, мы все разные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, то, чем был обделен Герасим. А почему И.С.Тургенев сделал своего героя глухонемым, вы узнаете на последующих уроках.

VIII. Информация о домашнем задании. Слайд 27

Рассказ о Герасиме от имени Татьяны, барыни (на выбор)

Оценки

  • Поступки, совершенные из милосердия, на первый взгляд могут показаться нелепыми и бессмысленными
  • Человек может проявлять милосердие даже в самых сложных для него ситуациях
  • Поступки, связанные с помощью сиротам, можно назвать милосердными
  • Проявление милосердия часто требует от человека жертв, но эти жертвы всегда чем-то оправданы
  • Люди, проявляющие милосердие, достойны уважения

Аргументы

Л.Н. Толстой «Война и мир». Наташа Ростова проявляет милосердие — одно из важнейших человеческих качеств. Когда все начинают уезжать из захваченной французами Москвы, девушка распоряжается отдать подводы раненым, а не везти на них свои собственные вещи. Помощь людям для Наташи Ростовой гораздо важнее материального благополучия. И ей совершенно не важно, что среди вещей, которые должны были быть увезены, приданое — часть ее будущего.

М. Шолохов «Судьба человека». Андрей Соколов, несмотря на тяжелые жизненные испытания, не потерял способности проявлять милосердие. Он потерял семью и дом, но не смог не обратить внимание на судьбу Ванюшки — маленького мальчика, родители которого погибли. Андрей Соколов сказал мальчику, что является его отцом, и забрал к себе. Способность к милосердию сделала ребенка счастливым. Да, Андрей Соколов не забыл свою семью и ужасы войны, но он не оставил в беде Ваню. А значит, сердце его не очерствело.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Судьба Родиона Раскольникова тяжела. Он живет в жалкой, темной комнате, недоедает. После убийства старухи-процентщицы вся жизнь его напоминает страдание. Раскольников по-прежнему беден: взятое из квартиры он прячет под камень, а не забирает себе. Однако последние герой отдает вдове Мармеладова на похороны, не может пройти мимо случившегося несчастья, хотя самому ему не на что существовать. Родион Раскольников оказывается способным на милосердие, несмотря на убийство и созданную им ужасную теорию.

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». На что угодно готова пойти Маргарита, чтобы увидеть своего Мастера. Она идет на сделку с дьяволом, соглашается быть королевой на страшном балу у сатаны. Но когда Воланд спрашивает, что она желает, Маргарита просит лишь о том, чтобы Фриде перестали подавать платок, которым она заткнула рот собственному ребенку и закопала его в землю. Маргарита желает избавить совершенно чужого для нее человека от страданий, в этом и проявляется милосердие. Она уже не просит о встрече с Мастером, потому что не может не позаботиться о Фриде, пройти мимо чужого горя.

Н.Д. Телешов «Домой». Маленький Семка, сын умерших от тифа переселенцев, больше всего хочет вернуться в свое родное село Белое. Мальчик сбегает из барака и отправляется в путь. По дороге он встречает незнакомого дедушку, они идут вместе. Дедушка тоже идет в родные края. В дороге Семка заболевает. Дедушка относит его в город, в больницу, хотя знает, что ему нельзя туда идти: оказывается, он уже третий раз сбегает с каторги. Там дедушку и ловят, а потом отправляют снова на каторгу. Несмотря на опасность для самого себя, дедушка проявляет милосердие по отношению к Семке — он не может бросить больного ребенка в беде. Собственное счастье становится для человека менее значимым, чем жизнь ребенка.

Н.Д. Телешов «Елка Митрича». Семен Дмитриевич в канун Рождества понял, что у всех будет праздник, кроме восьми детей-сирот, живущих в одном из бараков. Митрич во что бы то ни стало решил порадовать ребят. Хотя ему было тяжело, он принес елку, купил конфет на полтинник, выданный переселенческим чиновником. Семен Дмитриевич отрезал каждому из ребят по кусочку колбаски, хотя для него колбаса была любимым лакомством. Сочувствие, сострадание, милосердие подтолкнули Митрича на этот поступок. И итог оказался действительно прекрасным: радость, смех, восторженные крики наполнили прежде мрачную комнату. Дети были счастливы от устроенного им праздника, а Митрич от того, что сделал это доброе дело.

И. Бунин «Лапти». Нефед не мог не осуществить желание больного ребенка, который все время просил какие-то красные лапти. Несмотря на непогоду, он отправился за лаптями и фуксином пешком в Новоселки, находившиеся за шесть верст от дома. Для Нефеда желание помочь ребенку было важнее, чем обеспечение собственной безопасности. Он оказался способным на самопожертвование — в каком-то смысле высшую степень милосердия. Нефед погиб. Его привезли домой мужики. За пазухой у Нефеда нашли пузырек с фуксином и новые лапти.

В. Распутин «Уроки французского». Для Лидии Михайловны, учительницы французского языка, желание помочь своему ученику оказалось важнее сохранения собственной репутации. Женщина знала, что ребенок недоедал, из-за чего и играл на деньги. Поэтому она предложила мальчику играть на деньги с ней. Это недопустимо для учителя. Когда обо всем узнал директор, Лидия Михайловна была вынуждена уехать на Родину, на Кубань. Но мы понимаем, что ее поступок вовсе не плох — это проявление милосердия. Недопустимое, казалось бы, поведение учительницы на самом деле несло добро и заботу о ребенке.

Милосердие - качество нынче удручающее редкое. Мы разучились сострадать и быть снисходительными. Люди легко впадают в гнев, их души черствеют, помощь ближнему и умение прощать становятся раритетными явлениями. Книги про милосердие откроют вам мир сострадания и любви к ближнему, напомнят, что самое важное наше качество - человечность. Снизойти до того, кому нужна помощь и сочувствие, не сложно, а ведь единственный милосердный порыв способен спасти кому-то жизнь…

«Милосердие, конечно же, должно быть везде» — об этом говорят и молодая учительница французского, что так трепетно и нежно поддерживала далеко не богатого ученика, помогая не только углубленным изучением языка, но и пропитанием. Вот только чем же это обернется для нее?

.
На этот раз знаменитая Лидия Чарская радует своих читателей довольно эмоциональной повестью, главным героем которой становится добрая и нежная девочка Лена, что совсем недавно потеряла родных. Какие же испытания приготовит ей печальная череда обстоятельств?

Что же может изменить кровавая и жестокая война? Увы, но Сашка как никто другой знает ответ на этот вопрос, ведь именно война раз и навсегда перечеркнула всю его жизнь, преподнеся не только новые встречи, но и непередаваемые чувства. Вот только чем же они обернуться?

Как известно самыми жестокими бывают лишь озлобленные друг на друга дети. С этим неоспоримым фактом знакома и Лена Бессольцева, что в одночасье стала изгоем и посмешищем для собственного класса. Но сможет ли она навсегда изменить свое положение или же беды окончательно сломят ее?

.
Всепоглощающая и до боли безжалостная война затронула и судьбу русского солдата — Ивана Терешки, что вновь попал в немецкий плен, едва избежав холодного касания смерти. Решившись на новый побег, он и не думал о том, чем же он может оборваться: спасением или же смертью?

.
Чем же может обернуться новое знакомство? Отвечая на этот вопрос, разорившаяся семья Мерцаловых и не знала, что их чрезвычайно шаткое положение изменит одно довольно неудачное и вместе с тем невообразимо счастливое знакомство с пожилым талантливым доктором.

.
Не секрет, что все жители старой ночлежки противоречат друг другу, так девушка из публичного дома, мечтающая обрести настоящую любовь перечеркивает впечатление от бывшего мастера, что отказался от дела под страхом любовника жены. Так кто же из героев окажется на самом дне?

.
Навряд ли в современном мире бедность сможет удивить хоть кого-либо. Однако на мальчишку из богатой семьи бедность наложила свой отпечаток, сосредоточив удар на сиротах, что были вынуждены собственноручно добывать себе еду и кров. Чем же закончится эта история для каждого из детей?

.
Что же увидел голодная замерзшая девочка, освещая собственный путь лишь тусклым сиянием зажжённой спички? Было ли ее ведение сном или же происходило в реальности? А главное — почему в холодный зимний вечер она осталась одна на пустынной улице, занесенной белоснежным снегом?

.
Небезызвестная трилогия расскажет о российской интеллигенции, что претерпела вмешательство революционного движения. В центре истории — девушки по имени Катя, чье сердце выбрало себе спутника — молодого прогрессивного и самодурного поэта, с кем, собственно и изменила ее сестра.

.
Кто бы мог представить, что Смерть тоже склонен к милосердию, ведь имея столь необычное мировоззрение и работу достаточно сложно стать заботливый и любящим отцом для приемной дочери. Так что же выйдет из такой до ужаса странной семьи, что так явно отличается ото всех?

.
Никто и представить не мог, что озлобленный столь безжалостными поступками людей, молодой детеныш потомок волчицы и пса, так яро нуждается в человеческой любви, заботе и ласке. Получит ли он то, что так необходимо собственному сердцу или же вновь останется в стороне?

Е. Керсновская \»Что стоит человек\».
Чем может закончиться немой и безжалостный поединок против общества и государственного строя? В любом случае именно эта битва оставит собственный след на тяжёлой судьбе главной героини, обрекая ее на мучительные воспоминания. Вот только что же захочет вспомнить автор?

А. П. Чехов «Студент».
Достаточно эмоциональное и сентиментальный рассказ Чехова «Студент» откроет перед читателями завесу тех чувств, что вызывают сострадание. Ведь именно состраданием заполнен то вечер, что пережил студент, рассказывая несчастной одинокой вдове об Иисусе и Петре.

.
Забавно, но две достаточно пожилые ведьмы прежде стороной обходили королевские козни и заговоры, предпочитая держаться от них как можно дальше. И все бы ничего, если бы не юный наследник престола, что однажды угодил в ведьмовской шабаш, навсегда изменив каждого из участников.

.
Очередная история сэра Терри теперь же покажет своим читателям довольно весёлую поездку трех ведьм, что в одночасье стали феями-крестными для девушки, чья жизнь обречена на вечные узы сказки. Удастся ли закадычным друзьям победить зло и спасти свою подопечную?

.
Казалась бы перед нами простая детская сказка, но именно она расскажет каждому из своих читателей о милосердии и чистых помыслах, изобразив на своих страницах приключение юной девушки с нежным именем Софи, что стала жертвой проклятия и собственных чувств.

Свобода или власть? Похожие вопросы задает себе и Жан Вальжан, исправляя столь нелепые ошибки туманного прошлого. Однако благородству и самопожертвованию главного герою упорно противостоит французский инспектор, что ставит закон выше человеческой жизни.

Любовь, как известно, чувство не подвластное велению разума. Одним из наиболее ярких примеров можно считать и горбуна из Нотр дама, что потерял собственную голову от первого взгляда прекрасной цыганки. Но будет ли это взаимным или же вновь обреченным на трагичную смерть?

Давно знакомый конфликт поколений встречается в романе Тургенева, еще раз заставляя читателей пересмотреть собственные взгляды на жизненные и моральные ценности, возглавляют которые родные и близкие люди, что были как в судьбе Арсения, так и в жизни Евгения.

Роман, сочетающий в себе три мира, без труда и с терпкими нотами радости покажет вам истинную всепоглощающую любовь, настоящую преисподнюю и ее обитателей, что строят невероятные козни прямо за спинами друг друга. Удастся ли героям выдержать каждый из ударов, что приготовила судьба?

Дети как никто драгой чувствуют справедливость и ее отсутствие. Наверняка вы согласитесь с этим незатейливым фактом, внимательно изучив ту историю, что расскажет нам расизме и изнасиловании, о моральных ценностях и том, что должно быть превыше всего.

«Нетерпение сердца» вновь покажет читателям два состояния великой жалости и милосердия, что так яро нуждаются друг в друге. Эту мысль поддерживает и главный герой от лица, которого и будет вестись затейливое повествование, окутывая читателей вереницей тайн и интриг.

Как бы то ни было странным, но в жизни Родиона Раскольникова мало что имело правду и человечность. Может быть, поэтому надоев себе в роли «твари дрожащей» юноша отваживается на кровавое преступление, что точно не пройдет бесследно, уводя за собой новую цепочку событий.

Душещипательная история о собаке по кличке Кусака, в свое время ставшая культовым уроком милосердия и доброты, популярна и в современном мире. Ведь кто как не «Кусака» расскажет вам о том, что же делает человека человеком, еще раз напомнив о любви и, верности и дружбе?

Стефан Цвейг в одном из своих произведений выделил два рода сострадания. Одно является малодушным и сентиментальным. Испытывая его, человек стремится скорее избавиться от мыслей, навеянных чужим несчастьем. Подобное чувство австрийский автор назвал «нетерпением сердца». Но есть другое, истинное. Оно является не чем иным, как милосердием. Это чувство наполняет решимостью и желанием действовать. Сделать все, что в человеческих силах и свыше их. в литературе русских и зарубежных авторов, а также его настоящие и мнимые формы - тема этой статьи.

Что такое милосердие?

Милосердие - это христианское понятие, под которым подразумевается заботливое и доброжелательное отношение к другому человеку. В Новом Завете оно является универсальным условием, которое должен соблюдать каждый христианин. Лишь любовь к ближнему способна приблизить к Богу. «Прежде примирись с братом своим», - говорится в Библии.

В художественной литературе встречаются в русском искусстве и произведениях зарубежных авторов. Без них, возможно, проза утратила бы свою ценность. Настоящая литература призвана передавать духовный опыт человечества. Совершить это невозможно без изображения основной христианской добродетели.

Дмитрий Нехлюдов

Пример милосердия в литературе - действия Нехлюдова после встречи с Катюшей Масловой в зале суда и осознание того, что он стал виновником ее нравственной гибели. Сюжетных линий в этом романе несколько. Трактовали произведение Толстого критики в разные времена по-своему. Но действия главного героя после его духовного воскресения подтверждают то, что руководствовался он истинным состраданием к героине - женщине, которая не сразу поверила в его добрые намерения. Способность совершать добро, несмотря на недоверие и насмешки, отличает настоящее милосердие от ложного.

Широко раскрыта тема милосердия в русской литературе. Примеры присутствуют и во многих романах и повестях Льва Толстого, и в произведениях других русских классиков.

Соня Мармеладова

Ярчайший пример милосердия в литературе - образ Изображая его, Достоевский создал антипод главному герою романа «Преступление и наказание». Рассматривая этих двух персонажей, можно выявить основное различие между ними.

Мармеладова способна на истинное сострадание. Она идет на жертву ради своей семьи. Затем ради Раскольникова. Сам же Родион Романович умеет сочувствовать. Он помогает обездоленным, униженным и оскорбленным. Но делает это словно по пути к своей цели, которой он, впрочем, так и не достигнет, поскольку не руководствуется в своих действиях важными христианскими законами. И в этом заключается главная идея произведения Достоевского.

Студент

Примеры милосердия в русской литературе - герои рассказов Антона Чехова. В творчестве этого писателя присутствует безграничная вера в человека, в его способность стать лучше. Особенно сильное впечатление производит рассказ «Студент». Встреча главного героя этого произведения с двумя женщинами спасает его от одиночества и отчаяния. Действие происходит в холодный вечер, накануне Пасхи. Мысли о человеческой беззащитности перед суровой всесильной стихией одолевают молодого человека. Но вот он встречает простых женщин и, присаживаясь рядом с ними у костра, выступает в роли рассказчика. Он повествует о том, что произошло девятнадцать веков назад: о предательстве Петра и о том, как Иисус предсказал поступок своего ученика. Одна из женщин начинает плакать.

Библейская история производит на них сильное впечатление. И нет больше в душе студента сомнений. растопило их. Рассказ Чехова имеет простейший сюжет, но, прочитав его, читатель постигает, насколько важно любить и уважать людей, прощать друг другу ошибки.

Лидия Михайловна

Пример милосердия в литературе - отношения героев рассказа Валентина Распутина «Уроки французского». В своих произведениях этот автор затрагивал извечные темы добра, долга и справедливости. Судьба отдельного человека - основное в его творчестве. Жить нужно не по строгим законам и четким правилам, а основываясь на понимании, любви и сострадании.

И именно этим принципом руководствуется Лидия Михайловна - учительница из рассказа Распутина. В голодное послевоенное время она стремится помочь своему ученику, нарушая все педагогические нормы. Она не только работает над его произношением. Учительница ведет со своим учеником интересные отвлеченные беседы, играет с ним в «чику» на деньги. Она пытается хотя бы в скрытой форме поддержать мальчика материально.

Герой

Тема милосердия в литературе раскрыта по-разному на всех этапах ее развития. Но русские классики о сострадании сказали так проникновенно, как, пожалуй, никто в мировой культуре. Их произведения стали образцом для авторов по всему миру. Тьма и свет везде и всегда дополняют друг друга. Как сказал персонаж Булгакова: «Люди любят деньги, легкомысленны, но в их сердца стучится иногда милосердие». В последних лет тему добра и зла не так часто поднимали. Автор книги «Черное на белом» все же сделал это так, как никто прежде.

Персонаж Рубена Гальего - это он сам. Парализованный мальчик в советском интернате, которому чудом удалось выжить и рассказать о том, что происходит там. «Если ты сирота и у тебя нет ни рук, ни ног, ты обречен быть героем. Я герой», - говорит Рубен. Там, где живут дети, которые, как никто другой, нуждаются в сострадании, места этому чувству нет. Учителя врут, молодые практиканты не выдерживают «нетерпения сердца». По-настоящему честны лишь нянечки. Не все, конечно, а только настоящие.

Гальего старается в своей книге не делить людей на категории, но это ему не удается. Заботливы и ласковы только верующие нянечки. Таких мало, и их имена автор повести помнит и по сей день.

«Сашка»

Истории знакомы трогательные примеры милосердия на войне. В литературе их тоже много. Но что делать, когда это чувство становится неуместным, и его вытесняют другие - патриотизм и ненависть к врагу? Об этом повествует произведение Кондратьева «Сашка».

Русский солдат не в силах выполнить приказ командира и убить немецкого пленного. Перед ним такой же человек, как и он. Расстрелять его - спасти собственную жизнь, но поступить не по совести. Сюжет разворачивается таким образом, что Сашке не приходится совершать преступление ни против Родины, ни против своей совести. Но читатель ни минуты не сомневается, как именно поступил бы герой повести Кондратьева, если бы советский офицер не изменил своего решения.

«Чучело»

Примеры проявления милосердия в литературе обязательны для развития нравственного мира ребенка. Главная героиня повести Железнякова «Чучело» - изгой среди своих сверстников. Пострадала она в результате предательства своего друга.

Несмотря на этот неблаговидный поступок и жестокость своих одноклассников, сердце девочки не ожесточилось. Она не потеряла самообладания и оказалась выше мести и других низменных человеческих чувств.

Пересмешник

Милосердие в русской литературе связано часто с образом маленького человека. Он слаб и беззащитен. Люди не любят слабость и при виде ее отчего-то еще больше ожесточаются. Эту тему раскрыла в своем романе и американская писательница Харпер Ли.

Пересмешник - безобидная птичка. Она лишь поет людям на радость. Убить ее - большой грех. Пересмешник в произведении Харпер Ли символизирует чернокожего молодого человека, которого безвинно осуждают за тяжкое преступление. Взрослые не замечают того, что участвуют в беззаконии. Как говорит главный герой романа, адвокат осужденного: «Они сделают так еще не раз, и плакать при этом будут только дети».

Нетерпение сердца

Классическая проза формирует и корректирует душевный мир человека. Важным фактором в развитии нравственности является милосердие в произведениях литературы. Примеры, которые составляют ничтожную часть великого наследия русских и представлены в этой статье. Возвращаясь к теме о «нетерпении сердца», которым австрийский автор назвал мнимое сострадание, следует сказать о его персонаже, офицере Антоне Гоффмиллере.

Он добр и склонен к сочувствию. Его трогает судьба девушки-калеки. Но милосердие его - это сочетание слабости, жалости и сентиментальности. Осознав, что девушка влюблена в него, Гоффмиллер предает ее и тем самым убивает. Неизгладимая вина лежит у него на душе всю жизнь и становится решающей в его судьбе. Война для него - спасение от угрызений совести. Он становится героем и получает орден Марии-Терезии. Но только он один знает настоящую цену своему героизму.

С помощью образов романа «Нетерпение сердца» Цвейг выразил свое мнение о лживой чувствительности и жалости - чувствах, которые не имеют ничего общего с истинным милосердием.

Милосердие в литературе

Определение 1

Вечные темы (в искусстве) - неисчерпаемы, всегда актуальные проблемы, которые можно по-разному интерпретировать в разные исторические эпохи.

К ряду вечных проблем относятся, конечно, противостояние добра и зла, света и тьмы, конфликт разума и чувства (или долга и чувства), вопрос смысла жизни человека и многие-многие другие. В список неисчерпаемых тем входит в том числе и проблема милосердия.

Определение 2

Милосердие - сострадательная и деятельная любовь, готовность помочь.

Однако понятие милосердия гораздо шире понятия сострадания. Австрийский писатель Стефан Цвейг в своём романе «Нетерпение сердца» выделял два вида сострадания:

  1. Сострадание малодушное и сентиментальное, которое и дало названию романа. Испытывая такой вид сострадания, человек стремится как можно скорее выбросить из головы неприятные мысли о другом;
  2. Истинное сострадание, проявляющееся в желании помочь, сделать всё, что возможно, и является милосердием.

Понятием-антиподом милосердия является равнодушие. Многие авторы сопоставляли две эти парадигмы поведения в своих произведениях, предлагая своим героям сделать важный морально-нравственный выбор.

В контексте русской литературы милосердие можно рассматривать как христианское понятие (поскольку религия оказала огромное влияние на сознание русских писателей). В библейском смысле милосердие - это заботливое, доброжелательное отношение к ближнему своему, обязательное для каждого христианина.

Тема милосердия часто встречается в литературных произведениях. Поскольку одной и целей литературы является научить чему-то читателя, дать ему пищу для размышлению и сделать его духовно лучше, авторы демонстрируют на страницах своих произведений примеры как истинного, так и поверхностного (в качестве анти-примера) милосердия.

Соня Мармеладова

Одним из самых ярких примеров проявления милосердия в русской литературы мы можем встретить на страницах романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Образ Сони Мармеладовой, во многом духовно противопоставленный образу главного героя романа, Родиона Раскольникова, демонстрирует читателям истинную силу милосердия.

Соня - человек, способный на истинное, деятельное сострадание. Ради своей семьи, живущей в бедности, она пожертвовала собой, начав заниматься проституцией. Умея искренне сочувствовать, Соня помогла не только своим родным, но и Раскольникову, милосердие которого не было по-настоящему христианским. Помогая другим, он словно шёл к некой цели, которой так и не достиг, в то время как Соня была бескорыстна.

Замечание 1

Милосердие Сони Мармеладовой - та самая сила, которая в конце романа спасла Раскольникова от полнейшей духовной гибели.

Лидия Михайловна

Известна своим милосердием и героиня рассказала Валентина Распутина «Уроки французского». Лидия Михайловна, преподавательница, в своём поведении основывалась на идеях понимания, любви и деятельного сострадания. Видя, что её ученик беден и не может позволить себе купить еду, но понимая, что тот не возьмёт у неё деньги, если она их ему предложит, она нарушает правила педагогической этики и начинает играть с учеником на деньги, специально поддаваясь.

Поведение Лидии Михайловны является проявлением истинного милосердия - желания что-то предпринять, чтобы помочь человеку, попавшему в беду.

«Чучело»

Проблема милосердия поднимается и в повести Владимира Железнякова «Чучело». Здесь автор демонстрирует поведение, диаметрально противоположное милосердию.

Главная героиня, Лена Бессольцева, - изгой среди своих сверстников. Она подвергается травле, оскорблениям, обзывательствам. Она живёт в обществе жестоких детей, не знающих милосердия ни друг к другу, ни к старшим, ни к животным. Единственный в классе человек, способный на добрый поступок, в конце концов поддаётся давлению, трусит и предаёт доверившуюся ему Лену.

Замечание 2

Самой яркой сценой в повести, потрясающей своей жестокостью, становится эпизод, где одноклассники гоняют Лену по городу, словно волчья стая, крича «Сжечь Чучело!»

В конце повести Лена уезжает из города, конфликт разрешается, и автор пишет: «И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству все сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода».

Несмотря на всё пережитое, Лена осталась такой же доброй, какой была в начале произведения. Она оказалась выше мести и простила одноклассников, её сердце не ожесточилось.

Маргарита

Не обошёл проблему милосердия и Михаил Афанасьевич Булгаков в своём легендарном романе «Мастер и Маргарита».

Здесь пример проявления истинного милосердия демонстрирует Маргарита. Она искренне сострадает всем обездоленным - Понтию Пилату, его собаке Банге и девушке Фриде. Став королевой бала Воланда, Маргарита получила возможность исполнить одно своё желание. Несмотря на то, что больше всего на свете она хотела вернуть своего возлюбленного Мастера, единственное желание она потратила на то, чтобы избавить от проклятья девушку Фриду. Рассказ Фриды о её судьбе так тронул Маргариту, что она, как истинно милосердная личность, не смогла не последовать зову сердца.

В конце романа Маргарита просит у Воланда за Понтия Пилата так же, как ранее просила за Фриду. Узнав, что Пилат две тысячи лун нёс своё наказание, а Банга оставалась с ним, разделяя его участь, Маргарита не смогла оставить всё так, как есть, и не попытаться изменить ситуацию.

Замечание 3

С этим эпизодом связана одна из самых глубоких и проникновенных цитат романа: «Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит».

«Капитанская дочка»

В повести «Капитанская дочка» Александр Сергеевич Пушкин утверждает: милосердие лежит в основе совестливости. Он показывает читателям, что как зло порождает зло, так и милосердие порождает милосердие.

Пётр Гринёв, заблудившийся в метели и спасённый из неё неизвестным мужчиной, отдаёт проводнику тулуп. Это благодарность за помощь и вместе с тем проявление милосердия - Гринёв, видя, что на улице мороз, не мог оставить человека замерзать. Сотворённое добро сторицей вернулось к главному герою позже в романе, когда выяснилось, что встреченным в буране мужчиной был сам Пугачёв.

Пугачёв отвечает милосердием на милосердие: помиловал Гринёва, спас того от смертной казни. Пугачёв говорит: «… я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу». Жизнь в обмен на стакан вина и заячий тулуп - так Пушкин показывает нам силу милосердия.

Рассказать друзьям