Композиция романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» и её роль в раскрытии личности Печорина (Школьные сочинения). Композиционные особенности романа м. лермонтова «герой нашего времени» I. Вступительное слово учителя

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Разделы: Литература

М.Ю.Лермонтов

“Герой нашего времени” – первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции. Век М.Ю.Лермонтова в романе. Печорин как представитель “портрета поколения”.

Домашнее задание к уроку.

  1. Чтение романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”.
  2. Анализ композиции произведения.

а) Кто рассказывает историю Печорина?

  • Степень знакомства рассказчика с героем.
  • Его социальный статус.
  • Интеллектуально-культурный уровень.
  • Нравственные качества.

б) Проанализируйте сюжет романа.

в) Восстановите хронологическую последовательность событий в романе (фабула).

3. Индивидуальное задание лингвистам.

а) Рефлексия – лексическое значение слова.

б) А.И.Герцен, В. Г. Белинский – историко-биографический комментарий.

Индивидуальное задание: рассказ о фабуле романа по В. Набокову.

Герой Нашего Времени…это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения.

М.Ю.Лермонтов.

Русское общество познакомилось с “длинной цепью повестей” М.Ю.Лермонтова под общим названием “Герой нашего времени” в 1839-1840 годах. С марта по февраль сочинение печаталось в журнале “Отечественные записки”. В 1840 г. “Герой нашего времени” вышел отдельной книгой.

Пришло время и нам познакомиться с этим произведением, составить собственное о нем представление, сформулировать (определить) собственное (личное) отношение к его героям.

Ответы учащихся.

Вы не одиноки в оценке произведения и его героя. Появление романа М. Ю. Лермонтова сразу же вызвало острую полемику в обществе.

  • Николай I находил роман “отвратительным”, показывающим “большую испорченность автора”.
  • Охранительная критика обрушилась на роман Лермонтова, усматривая в нем клевету на русскую действительность. Профессор С.П. Шевырев стремился доказать, что Печорин не больше как подражание западным образцам, что он не имеет корней в русской жизни.
  • Раньше других с необычайной верностью оценил “Героя нашего времени” В.Г. Белинский, отметивший в нем “богатство содержания”, “глубокое знание человеческого сердца и современного общества”.
  • А что же автор? Ко второму изданию “Героя нашего времени” М.Ю. Лермонтов пишет “Предисловие”, в котором настаивал на том, что “Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”. Именно поэтому эти слова вынесены в качестве эпиграфа нашего урока.

– Что же это за поколение, к которому принадлежат и сам М. Ю. Лермонтов, и его герой?

Говорит доктор филологических наук, профессор Панченко (Приложение 2).

Остановимся на этой теме более подробно. Чтобы говорить о веке М.Ю.Лермонтова, необходимо владеть определенной лексикой. Следите за моей мыслью, опираясь на слова, записанные на доске справа.

Миросозерцание М. Ю. Лермонтова складывалось в конце 20-х-начале 30-х годов Х1Х века, в эпоху идейного кризиса передовой дворянской интеллигенции, связанного с поражением декабрьского восстания и николаевской реакцией во всех сферах общественной жизни.

Николай I – укротитель революций, жандарм Европы, тюремщик декабристов и т.д., с точки зрения “коммунистической” историографии. А.С. Пушкин же, чьи отношения с императором были сложными и неоднозначными, отмечал несомненные достоинства и петровский масштаб его личности. “С величайшим уважением” отзывался о Николае I Ф.М. Достоевский, оказавшийся, как известно, по его воле на каторге. Противоречивые оценки личности. Дело в том, что Николай I отвергал всякую революцию как идею, как принцип, как метод преобразования действительности. Восстание декабристов – это не только благородные побуждения уничтожить “разные несправедливости и унижения”, но нарушение офицерской присяги, попытка насильственного изменения государственного строя, преступное кровопролитие. И как реакция – жесткий политический режим, установленный императором.

Идейный кризис – кризис идей. Идеи, идеалы, цели и смысл жизни пушкинского поколения – все было разрушено. Это тяжелые времена, позднее они будут названы эпохой безвременья. В такие годы говорят о бездуховности, о падении нравственности. Может быть, и мы с вами пережили или переживаем такие времена, связанные с распадом Советского Союза… Но вернемся в 30-е годы ХIХ столетия.

Потребность освоить “ошибки отцов”, заново осмыслить то, что казалось непреложным предшествующему поколению, выработать свою собственную нравственно- философскую позицию – характернейшая черта эпохи 20-30 годов.

Практическое действие оказывалось невозможным в силу как объективных (жесткая политика самодержавия), так и субъективных причин: прежде чем действовать, необходимо было преодолеть идейный кризис, эпоху сомнения и скептицизма; четко определить во имя чего и как действовать. Именно поэтому в 30-е годы исключительное значение для общества приобрели философские поиски лучших его представителей. Делать это было чрезвычайно трудно. Торжествовало совсем другое. Всюду, насколько хватал глаз, медленно текла, по выражению Герцена, “глубокая и грязная река цивилизованной России, с ее аристократами, бюрократами, офицерами, жандармами, великими князьями и императором – бесформенная и безгласная масса низости, раболепства, жестокости и зависти, увлекающая и поглощающая все”.

Человек и судьба, человек и его назначение, цель и смысл человеческой жизни, ее возможности и действительность, свобода воли и необходимость – все эти вопросы получили в романе образное воплощение.

Проблема личности – центральная в романе: “История души человеческой…едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа”. И это высказывание М.Ю. Лермонтова могло стать эпиграфом к нашему уроку.

Печорин не случайно утвердил себя в глазах поколения 30-х годов как типический характер последекабристской эпохи. И судьбой своей, страданиями и сомнениями своими, и всем складом своего внутреннего мира он действительно принадлежит тому времени. Не понять этого – значит, ничего не понять. Ни в герое, ни в самом романе.

Понять – это и есть, собственно, цель нашего урока.

Обратимся к композиции сочинения.

I. – Кто рассказывает историю Печорина?

Ответы учащихся.

  • Максим Максимыч – штабс-капитан, человек из народа, давно служит на Кавказе, много повидал на своем веку. Добрый человек, но ограниченный. Провел немало времени вместе с Печориным, но так и не разобрался в “странностях” своего аристократического сослуживца, человека слишком далекого от него социального круга.
  • Странствующий офицер (офицер-повествователь). Способен глубже понять Печорина, ближе к нему по своему интеллектуально-культурному уровню, чем Максим Максимыч. Однако судить о нем может только на основании услышанного от доброго, но ограниченного Максима Максимыча. Печорина “…видел…только раз…в жизни на большой дороге”. Впоследствии, ознакомившись с попавшим в его руки дневником Печорина, повествователь выскажет свое мнение о герое, но оно не является ни исчерпывающим, ни однозначным.
  • И наконец, повествование целиком переходит в руки самого героя- человека искреннего, “кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки”; человека зрелого ума и нетщеславного.

II. – Каким образом Лермонтов выстраивает сюжет произведения?

Ответы учащихся (запись на доске сюжета и фабулы произведения делается перед уроком двумя учащимися).

Можно ли это собрание повестей назвать романом? Почему у Пушкина “Повести Белкина”? Почему у Гоголя сборник повестей “Вечера на хуторе близ Диканьки”?

- Почему Лермонтов не торопится назвать свое детище романом , обозначая его очень по-разному: как “записки”, “сочинения”, “длинная цепь повестей”? Запомним этот вопрос.

III. – Восстановите хронологический порядок событий.

Ответы учащихся. Коррекция записи фабулы романа, сделанной перед уроком.

Хронология событий, положенных в основу произведения, по В. Набокову.

“Тамань”: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт-Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани;

“Княжна Мери”: 10 мая – 17 июня 1832; Печорин приезжает из действующего отряда на воды в Пятигорск и затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким он переведен в крепость под начальство Максима Максимыча;

“Фаталист”: декабрь 1832 года – Печорин на две недели приезжает из крепости Максима Максимыча в казачью станицу;

“Бэла”: весна 1833 года – Печорин похищает дочь “мирнова князя”, а через четыре месяца она погибает от рук Казбича;

“Максим Максимыча”: осень 1837 года – Печорин, отправляясь в Персию, вновь оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем”.

Восстановим картину, сделанных М. Ю. Лермонтовым, “хронологических смещений”. Она выглядит так: начинается роман с середины событий и доводится последовательно до конца жизни героя. Затем события в романе развертываются от начала изображаемой цепи событий к ее середине.

- Почему Лермонтов нарушает хронологию событий?

Вот три вопроса, требующие немедленного разрешения.

Ответы учащихся.

Выводы учителя (в зависимости от полноты ответов учащихся).

Все это правда, но не вся правда. Лермонтов создал совершенно новый роман – новый по форме и содержанию: психологический роман.

Психологизм – это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей и переживаний литературного персонажа с помощью специфических средств художественной литературы.

Сюжетом сочинения становится “история души человеческой”.

Лермонтов дает нам сначала услышать о герое, потом посмотреть на него и, наконец, раскрывает перед нами его дневник.

Смена рассказчиков нацелена на то, чтобы анализ внутреннего мира делался более глубоким и всеобъемлющим.

  • Добрый, но ограниченный Максим Максимыч.
  • Офицер-повествователь.
  • “Наблюдения ума зрелого над самим собою”.

В.Г. Белинский утверждал, что роман “несмотря на его эпизодическую отрывочность, “нельзя читать не в том порядке, в каком расположил сам автор: иначе вы прочтете две превосходных повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать”.

М. Ю. Лермонтов чувствовал новизну своего сочинения, объединившего такие жанры, как путевой очерк, рассказ, светская повесть, кавказская новелла и имел для этого всякие основания. Это был первый психологический роман в русской литературе.

Роман «Герой нашего времени», написанный М. Ю. Лермонтовым, считается первым лирико-психологическим романом в русской литературе. Читатели того времени считали, что в образе Печорина воплощены черты характера самого Лермонтова. Но автор стремился создать портрет современника, как он сам признается, «просто было весело рисовать современного человека, каким он его понимает, и к его и вашему несчастью, слишком часто встречал. Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить - это уж бог знает!»

Структура романа

Композиция романа далека от классической. Классическая структура литературного произведения состоит из пролога (предисловия), экспозиции, завязки, основных действий, кульминации, развязки и эпилога. Соблюдается также хронологическая последовательность. В романе «Герой нашего времени» композиция многокомпонентная, то есть имеет несколько завязок, экспозиций, кульминаций и развязок. Нарушена и хронология событий. Пролог в романе присутствует. В нем Лермонтов пытается объяснить цель написания своего романа. Это своеобразный диалог с читателем. Роман разделен на 5 частей.

Часть первая

В 1-й части 3 главы. Связующим является повествование о поездке автора и знакомство его с Максимом Максимычем. Наряду с Печориным – это ключевая фигура, помогающая понять образ главного героя романа.

Глава 1. Бэла.

В этой части Лермонтов начинает рассказ от своего имени, повествует о поездке по Военно-Грузинской дороге, о своем знакомстве со штабс-капитаном Максимом Максимычем. Эта часть повествования – экспозиция. А потом передает слово этому старому служаке, и тот рассказывает о своем знакомстве с Печориным и историю его любви с Белой. С рассказа Максима Максимыча о Печорине начинается завязка этой главы и всего романа. Действие главы приобретает свое развитие с момента похищения Бэлы и появления ее в доме Печорина. Кульминация — похищение Бэлы Казбичем, ее ранение и гибель. Печорин переживал гибель девушки, вероятно, винил себя в случившемся.

Глава 2. Максим Максимыч

Экспозиция – автор прибывает во Владикавказ и узнает, что ему предстоит здесь пробыть 3 дня в ожидании оказии. Он решает записать рассказ о Бэле. Завязка – на другой день прибывает повозка с Максим Максимычем. Развитие действия – Максим Максимыч узнает о приезде Печорина, ждет его. Автор видит Печорина, описывает его противоречивую внешность. Кульминация – встреча Максима Максимыча с Печориным, обида. Развязка – автор получает тетради Печорина и в этот же день уезжает, расставшись с огорченным Максимом Максимычем.

Журнал Печорина

Главу «Журнал Печорина» Лермонтов не пронумеровал, как первые 2 главы. Лермонтов выделил Печоринские записки. Таким образом, журнал Печорина представляет собой книгу в книге. Эту новую книгу, начатую в первой части романа, предваряет предисловие, в котором Лермонтов объясняет причину своего стремление опубликовать Печоринские записи. «Журнал Печорина» начинается первой главой, что только подчеркивает вложенность одного произведения в другое.

В «Журнале» повествование ведется от лица Печорина. Хронологически оно возвращается назад.

Глава 1. Тамань

Глава повествует о приключениях главного героя в Тамани. Здесь судьба свела его с контрабандистами. Экспозиция – приезд Печорина в Тамань и поиск квартиры. Завязка сюжета с момента его знакомства со Слепым. События начинают развиваться с появлением девушки на крыше. Кульминация — момент, когда девушка заманила Печорина и пыталась его утопить. Но мужчина оказался сильнее. За бортом оказалась Ундина. Дитя моря не утонула. Развязка – Печорин оставляет городок контрабандистов – Тамань. На этом первая часть заканчивается.

Часть вторая

Продолжение журнала Печорина, а точнее, его окончание – во второй части романа. Часть вторая начинается второй главой, продолжая «Журнал Печорина» которая называется «Княжна Мери».

Княжна Мери

Эта часть повествования полна драматизма. Повесть о княжне Мери можно считать кульминационной в романе. Главные герои этой повести: Печорин, Грушницкий, Княжна Мери. Герои второго плана – Вера, Доктор Вернер, капитан. Герои третьего плана – мать Мери, муж Веры, поклонники Мери, товарищи капитана.

Экспозиция романа – приезд Печорина в Пятигорск, и утренний выход в город. Завязка сюжета начинается со встречи с Грушницким, который представляет Печорину княгиню и княжну Лиговских.

События начинают развиваться с момента, когда Печорин защищает княжну Мери от пьяного капитана. Капитан озлился на Печорина и решает отомстить ему, но отомстить руками Грушницкого. Дуэль, болезнь Мери и признание Веры мужу — кульминация повести. Развязка тоже наполнена драматизма. Вера уезжает, а Печорин загоняет коня, пытаясь догнать ее. Княгиня Лиговская предлагает Печорину жениться на его дочери, в чем он отказывает, и признается Мери, что никогда не любил ее.

Повесть о княжне Мери записывалась в крепости, следовательно, ее события произошли раньше, чем Печорин встретил Бэлу.

Фаталист

И наконец, третья глава журнала «Фаталист» События этого повествования развивались тоже до встречи с Бэлой, но когда Печорин служил с Максимом Максимычем. В заключение романа читатель еще раз встречается с этим замечательным и простодушным штабс-капитаном. В этой повести Печорин не является главным героем. Он оказывается на втором плане, хотя участвует в споре с Вуличем, одним из офицеров, становится свидетелем его гибели и потом обезоруживает казака. На первом плане в этой повести – серб Вулич и пьяный казак. Кульминацией этой главы романа является выстрел Вулича и осечка. Но развитие действия продолжается до ареста казака, зарубившего серба. Развязка – возвращение Печорина в крепость и разговор с Максимом Максимычем о предопределении.

Заключение

Таким образом, композиция романа «Герой нашего времени» имеет несколько характерных особенностей:

  • нарушение хронологии;
  • вложение одного повествования в другое;
  • несколько рассказчиков: автор, Максим Максимыч и сам Печорин.

Композиция романа подчинена задаче наиболее полного раскрытия характера и внутреннего мира главного героя. После прочтения романа нельзя не согласиться с В.Г. Белинским, который считал, что «это не собрание нескольких рассказов и повестей, а роман, в котором один главный герой и одна основная идея”.

Тема романа Лермонтова «Герой нашего времени» (1840) — изображение общественной ситуации 30 — 40-х годов XIX века. Этот период в истории России принято называть «межвременьем», потому что общество переживало так называемую смену идеалов. Восстание декабристов потерпело поражение, что свидетельствовало об ошибочности их общественно-политических убеждений. Но, разочаровавшись в декабристских идеалах, общество пока ещё не сформировало новых общественных целей. Таким образом, молодые люди (в том числе и Лермонтов), живущие в 30 — 40-е годы, могут быть отнесены к «потерянному поколению»: они находятся как бы на распутье. Старые идеалы уже отвергнуты, а новые ещё не найдены. Лермонтов так писал о своём поколении в стихотворении «Дума» (1838): И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, Как пир на празднике чужом.

Идея романа выражена в самом заглавии — «Герой нашего времени». Так Лермонтов назвал Печорина. Характеристика главного героя весьма иронична, потому что слово «герой» может быть понято по крайней мере в трёх значениях. Во-первых, герой — это просто участник события; во-вторых, герой — это человек, совершивший подвиг доблести и чести; в-третьих, слово «герой» может употребляться иронически, когда этим словом называется недостойный человек, то есть «герой» воспринимается как «антигерой». Ирония писателя заключается в том, что автор не объясняет, в каком значении он употребляет слово «герой». В предисловии к «Журналу Печорина» автор пишет: «Может быть, некоторые читатели захотят узнать моё мнение о характере Печорина. Мой ответ — заглавие этой книги. "Да это злая ирония!" — скажут они. — "Не знаю"».

«Герой нашего времени» — социально-психологический роман: Лермонтов описывает состояние русского общества в период межвременья, а главное внимание уделяет раскрытию характера Печорина — представителя современного российского общества. И сюжет, и композиция служат решению этой художественной задачи.

Сюжет романа необычен. В нём отсутствует экспозиция: читатель ничего не знает о жизни Печорина до его приезда на Кавказ, кто его родители, как он воспитывался, какое у него образование, почему он оказался на Кавказе. В сюжете нет и завязки — например приезда Печорина на Кавказ. В романе само действие представлено как ряд эпизодов из жизни главного героя, описанных в пяти повестях. Поэтому в романе пять кульминаций, которые одновременно являются кульминациями отдельных повестей. В романе есть развязка: это сообщение, что «Печорин, возвращаясь из Персии, умер» (предисловие к «Журналу Печорина»). Таким образом, общая сюжетная линия романа представлена только кульминациями и развязкой.

Каждая отдельная повесть имеет свой законченный сюжет. Это можно легко доказать на примере «Тамани». Завязкой повести является ночная сцена, когда Печорин случайно подглядел встречу контрабандистов. Описание же городка Тамани, дома, где Печорин получил временный постой, и обитателей этого дома — экспозиция повести. Кульминацией становится сцена ночного свидания, в результате которого герой чуть не утонул. Развязка наступает сразу же после неудачного свидания: Печорин видит, как девушка-контрабандистка уплывает со своим милым Янко, прихватив большие узлы, в которых, как потом выяснилось, были вещи, украденные у Печорина. Повесть заканчивается своеобразным эпилогом, где главный герой рассуждает о своём приключении и о своей несчастной судьбе — разрушать всё вокруг себя.

Композиция романа также, как и сюжет, необычна. Как уже было отмечено, общий сюжет романа не имеет экспозиции и завязки, а развязка находится в середине текста. Весь роман построен по кольцевой композиции: начинается с «Бэлы» и кончается «Фаталистом», то есть время обеих повестей относится к периоду службы главного героя в далёкой горной крепости, вначале и в конце присутствуют два героя — Максим Максимович и Печорин.

Кроме того, пять повестей, которые составляют всё произведение, расположены странным образом, с нарушением временной последовательности. По намёкам, разбросанным в романе, учитывая логику развития действия, можно утверждать, что повести должны быть расположены следующим образом: «Княжна Мери», «Бэла», одновременно с ней «Фаталист», потом «Максим Максимович». Литературоведы спорят о месте в этом ряду повести «Тамань». По одной версии «Тамань» открывает приключения Печорина на Кавказе, по другой — эта повесть может быть поставлена в любое место хронологической цепи, потому что в «Тамани» отсутствуют какие-либо сведения или намёки на события в других повестях. Из приведённых точек зрения более убедительной кажется вторая.

Повести в романе расположены не в хронологической последовательности, а именно: «Бэла», «Максим Максимович», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Почему же Лермонтов выбирает именно такое построение? Потому что для писателя важна прежде всего не временная последовательность, но наиболее полное раскрытие характера главного героя. Избранная писателем очерёдность повестей лучше всего служит поставленной задаче.

Характер Печорина раскрывается постепенно. В «Бэле» о главном герое рассказывает Максим Максимович, человек добрый, честный, но довольно ограниченный, недостаточно образованный для того, чтобы понять Печорина. В результате, из рассказа штабс-капитана, Печорина можно представить крайним эгоистом, который по своей прихоти, не задумываясь, губит Бэлу. Печорин — человек, который сам для себя устанавливает правила поведения: он помогает Азамату украсть у Казбича чудесную лошадь, что явно противоречит кодексу чести русского офицера. Но, несмотря на такие неприглядные поступки, Максим Максимович замечает, что характер Печорина противоречив: Григорий Александрович быстро охладел к Бэле, однако очень тяжело переживал её смерть; он не боялся на охоте идти против кабана, но бледнел от скрипа двери и т.д. Эти непонятные противоречия оставляют у читателя впечатление, что Печорин не заурядный злодей и эгоист, а человек с неоднозначным, сложным (то есть интересным) характером.

Такое впечатление усиливается во второй повести, где Печорина описывает безымянный офицер-путешественник, более близкий главному герою по взглядам и развитию, чем Максим Максимович. Офицер наблюдает во Владикавказе нетоварищеское поведение Печорина, который не спешит встретиться с добрым штабс-капитаном, но одновременно наблюдатель отмечает, что Печорин побледнел и принуждённо зевнул, когда Максим Максимович упомянул о Бэле. Кроме того, рассказчик даёт психологический портрет Печорина, в котором сочетаются самые противоречивые черты. Волосы у героя светлые, а усы и брови тёмные; походка небрежная и ленивая, а руками не размахивает; у него стройная, крепкая фигура, а сидит он так, как будто у него в спине нет ни одной косточки; на вид ему тридцать лет, а в улыбке есть что-то детское и т.д. Это портретное описание ещё больше подчёркивает противоречивость характера главного героя.

Три последние повести составляют дневник («журнал», как говорили во времена Лермонтова), в котором Печорин сам рассказывает о себе и своих мыслях. Из «Тамани» выясняется, что Григорий Александрович имеет чрезвычайно деятельную натуру: из любопытства, не задумываясь о последствиях, он вмешивается в жизнь совершенно посторонних людей. Из самых опасных ситуаций ему удаётся счастливо выпутаться (не умея плавать, он бесстрашно отправляется в лодке на свидание и в критический момент успевает - таки скинуть девушку в воду). Заканчивая свой рассказ о случае в Тамани, Печорин, однако, не очень радуется счастливому финалу, но с грустью отмечает, что и здесь, как обычно, оставил после своего приключения только беды и разрушения, вопреки собственным желаниям.

В «Княжне Мери» к прежним чертам героя (эгоизму, презрению к общепринятым правилам чести, таланту подчинять себе окружающих, влюблять в себя дам и вызывать ненависть кавалеров) добавляется очень важная черта, которая выясняется в решительный момент жизни Печорина — из ночных размышлений перед дуэлью. Григорий Александрович, вполне допуская, что завтра может быть убит, подводит своеобразный итог прожитой жизни. Он спрашивает себя, для чего жил, ради какой цели родился, и не находит ответов. Перед читателем предстаёт страдающий от собственной бесполезности, одиночества человек, о котором никто не пожалеет, никто не заплачет в случае его смерти.

В последней повести «Фаталист» автор отодвигает на второй план эпизоды, в которых проявляется уже известный читателю эгоизм Печорина (бессердечное пари с Вуличем), а подробно описывает успешный захват пьяного казака, который произошёл бескровно, благодаря решимости и смелости Печорина. Автор доказывает, что главный герой способен не только на эгоистические поступки, но и на деятельное добро. Таким образом, характер Печорина поворачивается к читателю совершенно неожиданной стороной.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что роман «Герой нашего времени» чрезвычайно сложен как по построению, так и по идейному содержанию. Эта сложность обусловлена, в свою очередь, психологической неоднозначностью образа Печорина.

Общий сюжет произведения имеет практически только два обязательных элемента — пять кульминаций и развязку. Композиция кольцевая и, кроме этого, необычная потому, что нарушены, во-первых, логическая последовательность элементов общего сюжета (развязка находится в середине романа), во-вторых, временная последовательность событий. Такое построение подчинено постепенному раскрытию характера главного героя — от бессердечного эгоиста и циника в начале романа до очень привлекательного человека, способного на благородные поступки, в конце. Иными словами, последовательность повестей в «Герое нашего времени» мотивируется не только сменой рассказчиков (Максим Максимович, автор, Печорин), но и постепенным знакомством читателя с главным героем.

Перед вами сочинение на тему «Композиционные особенности романа М. Лермонтова «Герой нашего времени». Давайте, прежде чем приступить к написанию сочинения, вспомним и назовем композиционные особенности романа «Герой нашего времени».

Вспомнили? Отлично! давайте приступим к написанию сочинения.

Сочинение КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ”.

«Желания? Что пользы напрасно и вечно желать?

А годы проходят, — все лучшие годы.»

М. Ю. Лермонтов

«Герой нашего времени» — одна из первых попыток создания в русской литературе психологического реалистического романа. Цель, замысел М.Ю. Лермонтова — показать современного ему человека, его психологию, как сам автор отмечает, «портрет, составленный из пороков нашего поколения, в полном их развитии» .

Для того, чтобы воплотить свой замысел, раскрыть характер героя наиболее полно, объективно, писатель использует необычное композиционное построение романа: здесь нарушена хронологическая последовательность событий. Необычна не только композиция романа. Это произведение представляет собой уникальный жанровый сплав- соединение различных жанров, уже освоенных русской прозой: здесь использованы и путевые записки, и светская повесть, и излюбленный романтиками дневник-иcповедь.

Роман Лермонтова — социально-психологический и нравственно­-философский. «В основной идее романа лежит важный современный вопрос о внутреннем человеке» , — пишет Белинский. Стремление автора достигнуть максимальной объективности и многогранности в изображении главного героя вынуждает его прибегнуть к нестандартной структуре повествования: автор как бы передоверяет рассказ о своем герое то странствующему офицеру, то Максиму Максимычу, то самому Печорину.

Если мы захотим восстановить хронологию событий, описываемых в романе, то начать следует с происшествия в Тамани, через которую проходит путь героя на Кавказ. В Пятигорске и Кисловодске Печорин пробудет около месяца («Княжна Мери»), откуда будет сослан за дуэль с Грушницким в крепость. Из крепости Печорин отлучается в казачью станицу («Фаталист»). По возвращении его в крепость и разыгрывается история с похищением Бэлы. Затем происходит последняя встреча читателя с Печориным, уже не военным, а светским человеком, отъезжающим в Персию («Максим Максимыч»). А из предисловия офицера-повествователя мы узнаем о смерти героя. Таковы события жизни Григория Александровича Печорина в их хронологической последовательности. Но Лермонтов определил порядок расположения частей, следующих друг за другом вне хронологии реальных событий, потому что каждая из повестей играла свою особую значимую роль в системе всего произведения.

Читая повесть «Максим Максимыч», мы знакомимся с портретом Печорина, так психологически тонко и глубоко написанным образованным и знакомым с писательским трудом офицером-повествователем. Он замечает и белизну кожи Печорина, и несмеющиеся, полные грусти глаза, и «благородный лоб», и «породистую» красоту, и холодность Печорина. Все это одновременно привлекает и отталкивает читателя. Непосредственный взгляд на портрет героя делает его несравненно ближе к читателю, нежели та система повествователей, через, которую мы знакомимся с Печориным в главе «Бэла». Максим Максимыч рассказывает историю путешественнику-офицеру, тот ведет путевые заметки, и уже из них обо всем узнает читатель.

Затем автор открывает перед нами исповедальные страницы «Журнала Печорина». Мы видим героя опять в новом ракурсе — такого, каким он был наедине с самим собой, каким мог предстать только в своем дневнике, но никогда бы не открылся перед людьми. Это подтверждается и словами из предисловия к «Журналу Печорина», из которых ясно видно, что он не предназначался для чужого глаза, а тем более для печати. Это было «следствие наблюдения ума зрелого над самим собой», и написан он «без тщеславного желания возбудить, участие или удивление». Так Лермонтов, используя подобную «расстановку» глав своего романа, максимально приближает главного героя к читателю, позволяет заглянуть в самую глубину его внутреннего мира.

Внимательно перелистывая страницы «Тамани», «Княжны Мэри» и «Фаталиста», мы, наконец, постигаем характер Печорина в его неизбежной раздвоенности. И, узнавая причины этой «болезни», вникаем в «историю души человеческой» и задумываемся над характером времени. «Фаталистом» заканчивается роман, эта повесть играет роль, эпилога. И так замечательно, что Лермонтов именно так построил свой роман! Он завершается оптимистически. Читатель узнает о смерти Печорина в середине романа и к заключению успевает избавиться от тягостного ощущения смерти или конца. Такая особенность в композиции романа дала возможность автору закончить произведение «мажорной интонацией»: «роман заканчивается перспективой в будущее — выходом героя из трагического состояния бездейственной обреченности. Вместо траурного марша звучат поздравления с победой над смертью».

Создавая роман «Герой нашего времени», М. Ю. Лермонтов нашел новые художественные средства, каких не знала литература и которые восхищают нас по сей день соединением свободного и широкого изображения лиц и характеров с умением показывать их объективно, раскрывая одного героя сквозь восприятие другого.

Композиция — это расположение, строение произведения.

Роман «Герой нашего времени» состоит из нескольких повес-тей, которые могут восприниматься как отдельные литературные произведения. Тем не менее каждая из составляющих является необъемлемой частью целого.

Особенность композиции в том, что отдельные повести рас-положены не в хронологическом порядке (т.е. согласно фабуле), а совершенно иначе. Сюжет, то есть совокупность событий в их композиционной последовательности, не совпадает с фабулой. Лермонтов одним из первых в литературе применил подобный приём. С какой целью он это сделал?

Сюжет, не совпадающий с фабулой, помогает переключить внимание читателя с событийной, внешней стороны на внутрен-нюю сторону, с детективной на духовную.

В «Герое нашего времени» воссоздана «вершинная компози-ция», характерная для романтической поэмы. Читатель видит ге-роя только в напряжённые, драматические моменты его жизни. Промежутки же между ними оказываются не заполненными. Мы встречаемся с героем в крепости и в последней сцене тоже видим его в крепости — это создаёт эффект кольцевой композиции.

В различных частях романа мы видим главного героя с точки зрения разных персонажей: рассказчика, Максима Максимыча, самого Печорина. Таким образом, читатель видит Печорина с по-зиций разных людей.

О роли каждой повести в романе можно говорить с разных точек зрения: можно делать акцент на композиционной роли, можно — на значении в раскрытии характера Печорина, на его способности действовать в различных ситуациях. Мы сосредото-чимся на содержании отдельных повестей.

«Бэла»: Печорин отрабатывает романтический стереотип «естественная любовь к дикарке». Лермонтов реалистически раз-венчивает принятую точку зрения, что подобная любовь может быть плодотворной. Печорин показан глазами бесхитростного Максима Максимыча.

«Максим Максимыч»: Печорин нарисован в его отношении с старому сослуживцу Максиму Максимычу как свидетелю своего прошлого: вероятнее всего, он был сух с Максимом Максимычем и поспешил с ним расстаться, так как не хотел будить воспоминания об ушедшем. О Печорине повествует рассказчик — молодой обра-зованный офицер, который уже слышал историю о Бэле.

«Журнал Печорина»: о себе рассказывает сам Печорин.

«Тамань»: Печорин отрабатывает романтическую ситуацию влюблённости в «честную контрабандистку», которая заканчива-ется для него плачевно. Особенность повести в том, что в ней нет фрагментов самоанализа, а есть повествование, приближенное к разговорной речи (так Печорин мог бы рассказать о произошед-шем с ним своим товарищам). Материал с сайта

«Княжна Мэри»: жанровая основа — светская повесть, со-бытия в которой, как правило, связаны с любовной интригой в светском обществе и идеей соперничества между двумя мужчи-нами. От разговорного повествовательного стиля «Тамани» отли-чается подробными описаниями окружающего и детальным са-моанализом (рефлексией), сходна остротой сюжета. Представляет собой дневниковые записи.

Содержит взгляд на Печорина со стороны Вернера, включает реплики других героев (Веры, Мэри, Грушницкого), описываю-щие различные проявления характера Печорина.

«Фаталист»: вновь перед нами стиль устного повествова-ния (как в «Тамани»). Содержание повести — попытка понять движущие силы мира (рок, судьба или осознанная воля человека).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • герой нашего времени строение романа
Рассказать друзьям