Пропорциональная избирательная система процентный барьер. Пропорциональная избирательная система РФ (признаки, достоинства)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Тема Избирательные системы

1.Общая характеристика избирательных систем.

2.Мажоритарная избирательная система.

3.Пропорциональная избирательная система.

4.Смешанная избирательная система.

Общая характеристика избирательных систем

Истинные демократии представляют собой политические системы, в которых доступ к власти и право принимать решения осуществляются по результатам всеобщих свободных выборов. В современном государстве основной формой выборов является голосование, которое можно рассматривать как отбор наиболее достойных. Основной функцией выборов является перевод решений, принятых избирателями, т.е. их голосов, в конституционные правительственные полномочия и депутатские мандаты. Способы подсчета голосов и порядок распределения депутатских мандатов и являются избирательными системами.

Избирательная система - это приемы и способы, при помощи которых распределяются депутатские мандаты между кандидатами на соответствующие государственные посты согласно результатам голосования. Способы перевода решений избирателей в полномочия власти и парламентские места составляют характеристики избирательной системы:

v Количественный критерий, по которому определяются результаты выборов - один победитель или несколько;

v Тип избирательных округов - одномандатный или многомандатный;

v Тип избирательного списка и способы его заполнения.

Исходя из различных сочетаний данных признаков выделяют 2 типа избирательных систем: мажоритарную и пропорциональную. Способ голосования при избрании кандидатов и метод распределения депутатских мандатов и правительственных полномочий являются главными факторами по которым отличают одну избирательную систему от другой. Выбор в пользу той или иной системы в конкретной стране диктуется историческими условиями, специфическими задачами политического развития и культурно-политическими традициями. Если в Великобритании и США на протяжении столетий существует мажоритарная система, то в континентальной Европе - пропорциональная

Мажоритарная избирательная система

Мажоритарная избирательная система - общий тип избирательных систем, в основу которых при определении результатов голосования положен принцип большинства и один победитель. Основная цель мажоритарной системы - определение победителя и сплоченного большинства, способного проводить преемственную политику. Голоса, отданные за проигравших кандидатов, просто не учитываются. Мажоритарная система применяется в 83 странах мира: США, Великобритания, Япония, Канада .

Различают 3 типа мажоритарной системы:

  • Мажоритарная система абсолютного большинства;
  • Мажоритарная система простого (относительного) большинства;
  • Мажоритарная система квалифицированного большинства.

Мажоритарная система абсолютного большинства - способ определения результатов голосования, при котором для получения мандата требуется собрать абсолютное большинство голосов (50% + 1), т.е. число, превышающее хотя бы на один голос половину численности избирателей в данном округе (обычно от числа проголосовавших). Преимущество данной системы в простоте определения результатов, а также в том, что победитель действительно представляет абсолютное большинство избирателей. Недостаток - существует возможность отсутствия абсолютного большинства, а значит и победителя, что приводит к повторному голосованию, до тех пор, пока не соберется абсолютное большинство. С целью сокращения расходов в отдельных странах вводится механизм перебаллотировки, которая означает определение победителя в двухтуровом голосовании: в 1 туре для победы необходимо абсолютное большинство, во 2 туре требуется простое большинство, т.е. надо просто опередить конкурентов. Мажоритарная система относительного большинства - способ определения результатов голосования, при котором требуется собрать простое или относительное большинство голосов, т.е. больше чем у оппонентов. Преимущество данной системы в обязательном наличии результата. Недостаток - значительная степень неучтенных голосов. Данная система возникла в Великобритании и действует в 43 странах. Мажоритарная система квалифицированного большинства - это способ определения результатов голосования, при котором кандидату для победы необходимо собрать четко установленное количество голосов избирателей, всегда превышающее половину избирателей проживающих в округе (2/3, ¾ и т.д.). Из-за сложности проведения, данная система на сегодняшний день не применяется.

Преимущества

2. Определенность результата, соревновательный характер выборов;

3. Тесная связь депутата с избирательным округом;

4. Политическая ответственность депутата перед избирателями;

5. Взаимосвязь общенациональных проблем с местными;

6. Создание стабильного однопартийного правительства и монолитного большинства в парламенте, способных работать сообща и проводить преемственную политику;

Недостатки

1. Слабая представленность;

3. Существует возможность злоупотреблений, манипулирование избирательными округами;

4. Победитель в реальности может не располагать большинством голосов в масштабах страны;

5. Исключение третьих партий из правительственных и парламентских коалиций, несмотря на регулярно получаемую высокую долю голосов.

Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная избирательная система - способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест выборных органов пропорционально полученному каждой партией или списком кандидатов количеству голосов.

Впервые пропорциональная система была применена в Бельгии в 1884 г. В настоящее время используется в 57 странах: Израиль, Австрия, Дания, Швеция, Нидерланды .

Отличительные черты пропорциональной системы:

ü Строгое соответствие между количеством голосов на выборах и представительством в парламенте.

ü Акцент на представленности различных групп населения в органах власти.

ü Наличие многомандатных округов.

ü Справедливый характер, т.к. отсутствуют проигравшие или потерянные голоса.

Существует 2 основных типа пропорциональной системы:

  • Пропорциональная система партийных списков
  • Пропорциональная система передачи голосов.

Пропорциональная система партийных списков . Ее особенность заключается в наличии многомандатных округов (в роли округа может выступать вся территория государства) и формировании партийных списков как способа выдвижения кандидатов. В результате конкурентами на выборах являются не отдельные кандидаты, а политические партии. Избиратели же голосуют за партию, т.е. за ее партийный список и весь сразу, притом, что он создавался без их участия. Мандаты распределяются между партиями в соответствии с общим количеством голосов, полученных по всему избирательному округу. Технически механизм распределения мандатов следующий: сумма голосов отданных за все партии делиться на количество мест в парламенте. Полученный результат является «избирательным метром», т.е. числом голосов, необходимым для получения одного места в парламенте. Сколько раз этот метр уложится в число голосов полученных партией, столько мест она получит в парламенте. Чтобы не допустить в парламент экстремистские партии, а также избежать партийной раздробленности и неэффективной парламентской деятельности, устанавливается процентный порог. Преодолевшие его партии допускаются к распределению мест, остальные исключаются. В Украине барьер 4%, в России - 5%, в Турции - 10%. Пропорциональная система передачи голосов (Ирландия, Австралия). В отличии от системы партсписков, где голосование осуществляется за партии, данная система дает возможность избирателю выбирать еще и между кандидатами от партии, которую он поддерживает. Кандидаты, набравшие достаточное количество голосов, объявляются избранными; лишние голоса, отданные за них, передаются кандидатам, недобравшим голоса. Такая система справедлива по отношению к избирателям, учитывая мнение всех.

Преимущества

2. Способствует становлению многопартийной системы;

3. Стимулирует коалиционные действия и коалиционное парламентское большинство;

4. Защищает интересы политических меньшинств;

5. Более или менее четкие партийные идентификации избирателей.

Недостатки

1. Сложность определения результатов;

2. Передача партиям права назначать депутатов;

3. Не существует связи депутатов с избирательными округами;

4. Слабое влияние избирателей на правительственные решения;

5. Тенденция к установлению партийной олигархии;

6. Предоставление преимуществ мелким партиям, что может привести к разрушению крупных.

Смешанная избирательная система

Одним из вариантов избирательной системы является смешанная избирательная система, которая призвана нейтрализовать недостатки и усилить преимущества обеих систем. Данная система характеризуется объединением элементов пропорциональной и мажоритарной систем. Как правило, выделяют 2 вида смешанной системы:

  • Смешанная система структурного типа - предполагает двухпалатный парламент, где одна палата (состоящая из представителей административно-территориальных единиц) избирается по мажоритарной системе, а вторая (нижняя) - по пропорциональной системе.
  • Смешанная система линейного типа - возможен однопалатный парламент, где часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а остальные по пропорциональной.

Вторым видом избирательных систем является пропорциональная система. Впервые она внедрена в 1889 г. в Бельгии, а теперь 57 стран используют эту систему, в том числе Израиль, ФРГ, Испания, Италия, Португалия.

Пропорциональная система обеспечивает более справедливое, чем мажоритарная, соотношение между полученными голосами и местами в парламенте. С ее помощью в органах власти представлена реальная картина противоборства и расстановки политических сил.

При пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между партиями пропорционально количеству голосов избирателей, собранных каждой из них в пределах избирательного округа. При применении этой системы округи всегда многомандатные.

Есть два пути создания избирательных округов при применении пропорциональной системы подсчета голосов. Наиболее распространенный способ, когда пределы избирательных округов совпадают с пределами административно-территориальных единиц. Реже применяют способ, когда территория всего государства составляет единственный избирательный округ.

За влиянием избирателей на расположение кандидатов в списке для голосования различают следующие виды пропорциональной системы:

  • 1) с жесткими списками;
  • 2) с преференциями;
  • 3) с полужесткими списками.

При применении жестких списков избиратель голосует за список партии, что он избирает, в целом. В избирательном бюллетене указываются только названия, эмблемы партий, иногда определенное количество первых кандидатов в партийных списках. Система жестких списков практикуется в Испании, Португалии, Израиле, России, Украине.

При применении системы преференций (в переводе значит "преимущество") избиратель не просто голосует за списки партии, которая избирает, но и делает пометку напротив номеру того кандидата в кандидатском списке от партии, которому он отдает свой голос. Таким образом, избирается тот, кто получил наибольшее число преференций, в случае равенства количества преференций у нескольких кандидатов от партии преимущество отдают тому, кто занимает высшее место в партийном списке. Система преференций практикуется в Финляндии, Бельгии, Нидерландах.

Система полужестких списков предусматривает возможность для избирателя голосовать:

  • 1) за список в целом;
  • 2) определять преференции, заметив или вписав фамилии одного или нескольких кандидатов. В первом случае голоса избирателей подсчитываются по системе жестких списков, во втором - по системе преференций. Эта система практикуется в Швейцарии, Австрии, Италии.

Пропорциональная система с жесткими списками имеет свои преимущества: при голосовании избирается, прежде всего, политическая платформа и программа будущей деятельности партии; данная система проще всего по форме осуществления и самая дешевая. Недостатком ее является то, что партийный список может "вытянуть" в депутаты, сенаторы, и тому подобное неизвестных, некомпетентных, непопулярных политиков. В отличие от этого, система преференций дает возможность расширить сферу волеизъявление само избирателей, потому что голосуют и списки, и персоналы". 1 в этом ее преимущество, однако недостатком является, так сказать, мажоритарная - избиратель ориентируется больше на отдельные политические личности, а не на интересы и задания партии в целом. Внедрение системы с полужесткими списками вызвано необходимостью преодолеть изъяны системы жестких списков и преференций.

Общей, так сказать, "обременительным" обстоятельством при внедрении пропорциональной системы является достаточно сложная система обсчета голосов избирателей. Это более или менее сложный математический обсчет требует двухэтапной операции. На начальной стадии каждый список получает столько мест, сколько раз он отвечает избирательному коэффициенту. Поскольку количество мест, отведенных для отдельного списка, является общим количеством голосов, полученных по этому списку, всегда остаются несколько голосов. Эти голоса являются остатком (или избытком), который учитывается вплоть до логического завершения распределения голосов избирателей. Избирательный коэффициент (избирательная квота, избирательный метр) - это делитель, который используется для признания количества мест, которые получит каждый список во время распределения. Чаще всего используют простой коэффициент, который получается после голосования путем деления в каждом округе отдельно общего количества поданных голосов на количество мест на замещение (заполнение). Существуют другие виды коэффициентов: коэффициент Хегенбаха-Бишоффа, стандартный коэффициент, коэффициент снижения, двойной коэффициент, избирательный коэффициент.

Распределение избытков (остатки) проводится двумя основными методами:

  • 1) метод наибольших избытков включает распределение мест по списку, который имеет наибольшее количество непредставленных голосов, отложенных от первого распределения, и так далее, пока все места не будут распределены.
  • 2) метод наибольшего среднего - метод, путем которого общее количество голосов, полученных по списку, делится на количество мест, уже полученных по этому списку, плюс одно фиктивное место. Список, который таким образом получает больше всего среднее, получает следующее место и так далее, пока все места не будут распределены.

Существуют другие методы обсчет избытков: метод д"Хонта, метод Сен-лапо, модифицированный метод Сен-лапо.

С целью предотвращения быстрого роста количества мелких, непредставительских партий при пропорциональных системах выборов внедряют избирательный порог, который заключается в том, что для участия в распределении мест после голосования допускаются только те партийные списки, которые набрали определенный, установленный в законодательстве процент голосов. Эти пороги бывают разные.

Таким образом, и мажоритарная, и пропорциональная системы имеют и свои плюсы, и свои минусы. Поэтому сегодня все отчетливее наблюдается тенденция объединения этих систем: когда часть кандидатов избирается по одной системе, а часть - по другой (как, например, в Германии, где половина нижней палаты парламента формируется по мажоритарному, а половина - по пропорциональному принципу). Одновременно комбинируются различные способы подсчета голосов.

Главное отличие пропорциональных избирательных систем от мажоритарных состоит в том, что они строятся не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между получаемыми голосами и завоеванными мандатами. Применение пропорциональной системы позволяет добиться относительного соответствия между количеством голосов и количеством мандатов.

При пропорциональной системе создаются многомандатные округа, от каждого из которых избирается несколько депутатов. Выборы являются строго партийными. Каждая партия выдвигает свой список кандидатов на выборные должности, а избиратель голосует за список своей партии в целом. После того, как избиратели выразили свою волю, а голоса подсчитаны, определяется избирательный метр или избирательная квота , т.е. наименьшее количество голосов, необходимое для избрания одного депутата. Распределение мандатов между партиями производится делением полученных голосов на квоту. Сколько раз квота уложится в количестве полученных партией голосов, столько мандатов партия получит.

Избирательная квота определяется разными методами :

1) Метод Томаса Хейра . Это самый простой метод. Голоса избирателей в рамках конкретного округа, поданных за списки всех партий, суммируются и делятся на количество депутатских мандатов, подлежащих избранию в данном избирательном округе. Такая квота также называется естественной.

Пример :

Дано: 5-мандатный избирательный округ, 4 партии (А, Б, В, Г). Распределение голосов:

А) 50; Б) 24; В) 16; Г) 10.

Делим на количество мандатов (подлежащих избранию депутатов): 100/5=20. Это и есть квота. То есть для того, чтобы партии получить одно место в парламенте, надо получить 20 голосов.

Теперь определим, сколько мест получит каждая из партий.

В) и Г) 0 мандатов.

В итоге распределено 3 мандата, а 2 еще осталось.

Как же распределяются оставшиеся мандаты? Чаще всего используется способ наибольшего остатка , т.е. мандат получает та партия, у кого осталось больше всего неиспользованных голосов. В нашем случае это партия В. Последний мандат остается партии Г.

Может также использоваться способ наибольшего избирательного числа : нераспределенные по квоте мандаты передаются партиям, набравшим наибольшее количество голосов избирателей.

2) Метод Хогенбах-Бишофа , называемый искусственной квотой. Смысл заключается в том, что к числу мандатов добавляется единица, и это искусственно уменьшает в итоге избирательный метр, что дает возможность распределить большее количество мандатов.

В нашем примере избирательная квота получается равной: 100/(5+1)=16,6.

В) и Г) 0 мандатов.

Таким образом, нераспределенным остается 1 мандат.

3) Метод Генри Друпа. К числу мандатов добавляется две единицы, что еще больше уменьшает метр.

В нашем примере избирательная квота получается равной: 100/(5+1+1)=14,28.

В таком случае мандаты распределятся более полно:

А) 50/14,28=3 мандата (остаток 7);

Б) 24/14,28=1 мандат (остаток 9);

В)16/14,28=1 мандат (остаток 1);

Г) 0 мандатов.

Таким образом, распределены все 5 мандатов.

4) Метод делителей Виктора Д’Ондта или правило наибольшего среднего.

В нашем примере это выглядит таким образом:

А - 50 16,6 12,5
Б - 24 4,8
В - 16 5,33 3,2
Г - 10 3,33 2,5

Затем полученные частные размещают в порядке убывания: 50; 25; 24; 16,6; 16 ; 12,5; 12 и т.д.

То число, порядковый номер которого соответствует числу мандатов (в нашем примере пятое число, т.е. 16, т.к. число мест равно 5), является общим делителем, т.е. избирательной квотой.

Каждая партия получает столько мест, сколько раз общий делитель укладывается в собранном этой партией числе голосов.

Конечный результат будет следующим:

А) 50/16=3 мандата (остаток 2);

Б) 24/16=1 мандат (остаток 8);

В)16/16=1 мандат (остаток 0);

Г) 0 мандатов.

Существуют и иные методы.

Второй вопрос касается того, как распределить полученные мандаты среди кандидатов, выдвинутых партией в список. Выделяют три подходы в решении этого вопроса:

1) Метод связанных списков – мандаты получают кандидаты в порядке очередности их расположения в списке, начиная с первого.

2) Метод свободных списков – предполагает преференциальное голосование. Избиратель во время голосования проставляет напротив фамилий кандидатов цифры 1, 2, 3, 4 и т.д., указывая тем самым желаемую очередность получения мандатов кандидатами.

3) Метод полусвязанных списков – один мандат получает кандидат, первый по списку, а остальные мандаты распределяются по преференциям.

Законодательство некоторых зарубежных государств вводит так называемый «заградительный барьер», представляющий собой требование, согласно которому участие в распределении мандатов принимают только партии, набравшие установленное число голосов. Так, согласно избирательному закону ФРГ 1956 года в бундестаге могут быть представлены только те партии, которые получили не менее 5%голосов избирателей всей страны.

! Самостоятельно смотреть, что такое панаширование, блокирование .

Выделяют также систему единственного передаваемого голоса . Она применяется в Ирландии, Австралии, Индии. При этой системе избиратель выбирает одного из кандидатов, указанных в списке, а также одновременно указывает, кому из списка он еще отдает предпочтение. Если кандидат номер один набирает необходимое число голосов для получения мандата, то остальные («лишние») голоса передаются кандидату под номером два.

Смешанная избирательная система соединяет в себе черты мажоритарной и пропорциональной систем.

Так, в ФРГ половина депутатов избирается по мажоритарной системе относительного большинства, а другая половина - по пропорциональной системе. В Австралии палата представителей избирается по мажоритарной системе относительного большинства, а сенат - по пропорциональной системе.

Если количество избираемых депутатов по двух системам одинаковое, то смешанная система является симметричной, а если разное – то ассиметричной.

Выше рассмотрены лишь основные виды мажоритарных и пропорциональных избирательных систем, однако в действительности картина выглядит значительно сложнее.

Пропорциональная система, если она не искажена различного рода дополнениями и поправками, дает относительно верное отражение в представительном органе действительного соотношения политических сил в государстве.

? Смотреть самостоятельно, какие разновидности избирательной системы существуют еще.

Референдум.

Понятие и виды референдума.

Референдум, как и выборы, представляет собой институт непосредственной демократии. Процедура проведения как выборов, так и референдума очень схожа. И в выборах и в референдуме участвуют избиратели: либо весь избирательный корпус - если проводятся общенациональные выборы или общенациональный референдум, либо часть избирательного корпуса - если проводятся региональные выборы или региональный референдум.

Основное отличие процедуры выборов от процедуры референдума состоит в объекте волеизъявления избирателей. При выборах таким объектом является кандидат в депутаты или на какую-нибудь должность вне представительного учреждения (президент, вице-президент, губернатор штата), то есть всегда конкретное физическое лицо или лица.

При референдуме объектом волеизъявления является не человек (кандидат), а определенный вопрос, по которому проводится референдум: закон, законопроект, конституция, внутриполитическая проблема.

Наконец, следует сказать, что результаты выборов могут определяться как по мажоритарным, так и по пропорциональным системам, а результаты референдума могут быть определены только на основе принципов мажоритаризма.

Что касается чисто организационной стороны проведения выборов и референдума, то они практически совершенно одинаковы, за исключением того, что при референдуме избирательные округа не нужны. Ими являются лишь вся стран, либо регион.

Референдум представляет собой обращение к избирательному корпусу для окончательного решения какого-либо (большей частью законодательного или конституционного) вопроса. Это обращение может исходить как от парламента, так и от главы государства в случае решения общенациональных вопросов, или от местных властей к местному избирательному корпусу для решения местных вопросов.

Виды :

Общенациональный и региональный;

Конституционный и законодательный;

Консультативный и императивный (решение обязательно);

Обязательный (проведение референдума обязательно) и факультативный;

Утверждающий и охраняющий.

Можно классифицировать и по другим основаниям (например, по инициаторам проведения).

Наряду с референдумом существует также такое понятие как плебисцит . В одних странах эти термины отождествляются, в других применяются оба (Бразилия). Встречается точка зрения, что плебисцит носит обязательный характер, а референдум консультативный, либо плебисцит проводится по наиболее важным, судьбоносным вопросам.

Обычно родиной референдума считают Швейцарию, хотя есть основания считать, что плебисциты Луи-Наполеона 1851 и 1852 гг. были по сути дела референдумами.

История референдума в XX веке прошла несколько этапов. В целом можно говорить о расширении сферы его применения, о возрастании роли всенародного голосования при решении важных вопросов как общенационального, так и местного значения. Процедура референдума используется для принятия конституций и поправок к ним, для одобрения законопроектов, для изменения формы правления (Италия, Иран), для получения предварительного согласия избирательного корпуса при принятии важного международных или внутригосударственных решений. В ряде стран (Швейцария, США) референдум широко применяется для решения местных вопросов.

Важное значение имеет вопрос о формуле референдума (то есть о вопросе, выносимом на референдум), так как во многом от постановки вопроса зависит результат голосования. Вопрос должен быть четко и недвусмысленно сформулирован и должен предполагать однозначный ответ.

В законодательстве зарубежных стран могут определяться вопросы, которые не допускается выносить на референдум.

Пропорциональная избирательная система - одна из разновидностей избирательных систем , применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов , если эти кандидаты преодолели процентный барьер .

Достоинствами пропорциональной избирательной системы считаются примерно равное представительство политических сил в представительном органе в зависимости от популярности у избирателей и возможность меньшинства иметь своих представителей в парламенте, недостатками - частичная утрата связи депутатов с избирателями и с конкретными регионами.

Пропорциональная избирательная система в сочетании с мажоритарной избирательной системой образует смешанную избирательную систему .

Пропорциональная избирательная система сформировалась в XIX веке с появлением системы политических партий . Вероятно, система получила своё первое научное обоснование в книге последователя утописта-социалиста Шарля Фурье , члена Первого Интернационала Виктора Консидерана (фр. Victor Considérant ), опубликованной в 1892 году . Практическая реализация стала делом математиков и поэтому разные варианты системы носят их имена. Бельгия стала первым государством, принявшим пропорциональную избирательную систему в 1899 году .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Избирательные системы. Что такое избирательный округ? Пропорциональная, смешанная, мажоритарная.

    Обществознание ЕГЭ 2017. Выборы Типы избирательных систем

    ✪ Избирательная система. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию (Политика)

    ✪ #Избирательные системы ЕГЭ | Часть 1| Подготовка к ЕГЭ по обществу 2018...

    ✪ Избирательные системы: всё, что надо знать в ЕГЭ

    Субтитры

Различные системы пропорционального представительства

Существуют различные методы реализации пропорционального представительства, которые позволяют добиться либо большей пропорциональности, либо в большей степени дают определенный результат выборов.

Партийные списки в многомандатных избирательных округах

Каждая из участвующих в выборах партий располагает своих кандидатов в партийном списке в порядке предпочтения.

При «закрытом списке» избиратели голосуют за партийный список, а не отдельного кандидата. Каждая партия получает количество мест пропорциональное полученным голосам. Эти места занимают представители партии в том порядке, который они занимают в партийном списке. Эта система используется при выборах в Европейский парламент во всех странах Европейского союза . Эта система используется также в Израиле , где вся страна является одним избирательным округом с одним «закрытым списком». Система выборов с пропорциональным представительством и «закрытыми» партийными списками используется в Южной Африке .

Система выборов по партийным спискам с дополнительными одномандатными округами

Эта система выборов объединяет две системы - пропорционального представительства и одномандатных округов. Такая «гибридная» система имеет определенные преимущества в странах с большим населением, так как позволяет соблюдать баланс между местными или общенациональными интересами. Эта «смешанная система» также используются в странах, где население неоднородно и живёт в разнообразных географических, социальных, культурных и экономических условиях. Эта система используется в Боливии , Германии , Лесото , Мексике , Новой Зеландии и Великобритании [ ] и при выборах в парламент Шотландии и законодательную ассамблею Уэльса . До 2007 года эта система применялась и в Российской Федерации.

Один «передаваемый» голос за нескольких кандидатов в многомандатных избирательных округах

Этот метод пропорционального представительства использует систему «предпочтения» избирателей. Каждый избиратель голосует за двух или более кандидатов. В результате избирается больше кандидатов, чем имеется вакантных мест. Чтобы победить при такой системе успешный кандидат должен набрать минимальную квоту голосов. Эта квота определяется делением общего количества поданных голосов на количество вакантных мест плюс одно место. Например, если имеется девять вакантных мест, то все поданные голоса делятся на десять (9+1), и кандидаты, набравшие этот минимум голосов, занимают вакансии. На практике лишь в немногих случаях распределение вакансий происходит после первого подсчета голосов.

При втором подсчёте голосов, голоса, поданные за кандидатов, сверх минимальной квоты автоматически «передаются» другим избранным кандидатам, и те, таким образом, получают необходимую квоту голосов, чтобы занять вакансию. При другом способе подсчёта голоса, поданные за кандидатов, набравших голосов меньше всех, «передаются» кандидату, идущему первым по числу поданных голосов среди кандидатов не набравших квоту и, таким образом, он получают необходимую квоту.

Этот процесс подсчета голосов продолжается, пока все имеющиеся вакансии не будут заполнены. Несмотря на то, что такой процесс подсчёта голосов и определения победителей выборов относительно сложен, большинство избирателей находят по крайней мере одного из своих кандидатов фактически избранным. Эта система применяется в Австралии при выборах в сенат и в палату представителей Тасмании и Австралийского столичного округа и выборах в Законодательные советы штатов Новый Южный Уэльс , Южная Австралия , Западная Австралия и Виктория . Она также используется в Шотландии , Ирландии , Северной Ирландии , и на Мальте при выборах в местные органы власти, а также в отдельных округах в Новой Зеландии.

Достоинства и недостатки пропорциональной системы

Достоинства

  • Система пропорционального представительства позволяет каждой политической партии получить число мест пропорционально числу голосов. Вот почему эта система может показаться более справедливой, чем мажоритарная система.
  • Если квота достаточно низкая, то мелкие партии тоже получают места.
  • Самые различные группы избирателей могут обеспечить места для своих представителей, и поэтому результат выборов рассматривается населением как справедливый.
  • При этой системе избиратели более склонны голосовать за кандидатов, близких к их собственной позиции, а не за кандидатов, которые имеют больше шансов быть избранными .
  • Система пропорционального представительства при открытых списках позволяет избирателям выбирать и кандидата, и политическую партию, и, таким образом, уменьшается влияние партий на персональный состав своих представителей в парламенте.
  • В этой системе меньше вероятность попадания в парламент представителей криминальных структур или теневого бизнеса, которые способны не вполне легальными методами обеспечить себе победу на выборах в регионах.

Недостатки

  • При закрытых списках возможно использование «технологии паровоза», когда во главу избирательного списка ставятся популярные личности, которые затем отказываются от своих мандатов, в результате чего в парламент попадают никому не известные личности из конца списка («вагоны»).
  • При парламентской республике (а также, как правило, при конституционной монархии) правительство формирует та партия, которая преобладает в парламенте. При пропорциональной системе выборов более, чем при мажоритарной, вероятно, что ни у одной из партий не будет абсолютного большинства, и потребуется сформировать коалиционное правительство . Коалиционное же правительство, если оно состоит из идеологических противников, будет неустойчивым и будет не в состоянии провести какие-либо крупные реформы.
  • В регионах, где имеются многочисленные разнородные группы избирателей, может появиться большое число мелких партий, и, таким образом, будет затруднено создание работоспособной коалиции. Однако использование избирательных квот может уменьшить эту проблему.

Пропорциональная избирательная система может быть применена только в многомандатных и общегосударственных (национальных) избирательных округах. В одномандатном округе ее применить нельзя, поскольку одно место нельзя разделить между различными кандидатами или партийными списками. Главное в пропорциональной системе -- не установление большинства голосов, хотя, конечно, подсчет голосов по разным партийным спискам кандидатов необходим и при этой системе, а вычисление избирательной квоты (избирательного метра).

Избирательная квота - это число голосов, необходимое для избрания хотя бы одного депутата из того или иного списка кандидатов, выдвинутых партией, избирательным объединением и т.д. Предположим, что в избирательном округе, от которого избираются пять депутатов, подано 100 тыс. голосов, признанных действительными. В выборах участвовали четыре партии (объединения, блока и т.д.), каждая из которых выдвигала пять кандидатов, надеясь получить все места по округу. На деле партия А получила 56 тыс. голосов, партия Б -- 24 тыс., партия В -- 15 тыс., партия Г -- 5 тыс. При данной системе отнюдь не все депутатские места получит партия А, как это было бы при мажоритарной системе, поскольку эта партия набрала более половины голосов. Напротив, места будут распределены окружной избирательной комиссией (или центральной комиссией, если речь идет об общегосударственном округе) пропорционально собранным каждой партией голосам. Чтобы их распределить, нужно сначала вычислить избирательную квоту, что и делает избирательная комиссия округа (при применении пропорциональной системы в общегосударственном округе это делает центральная избирательная комиссия или орган, выполняющий ее функции).

Избирательная квота может быть вычислена по-разному, в зависимости от того, какой способ предусматривает избирательный закон данной страны: в Израиле, например, он иной, чем в Болгарии, а в Германии (при применении смешанной системы) он отличается от принятого в Латвии или Швейцарии. Метод вычисления квоты указан в законе (например, в Болгарии используется метод д"Ондта)

Самый простой способ вычисления квоты -- определение так называемой естественной квоты. Квота может определяться как для каждого округа в отдельности, так и для всей страны в целом. Простейший способ определения квоты, был предложен около ста лет назад английским ученым Т. Хэйром. Квота определяется посредством деления общего числа поданных по данному округу голосов на количество подлежащих распределению мандатов. Данный способ применяется в настоящее время в Нидерландах, Румынии, Эстонии и др. При этом способе общее количество поданных по округу голосов делится на число депутатских мест по данному округу. В нашем примере мы делим 100 тыс. (голосов) на 5 (депутатских мест) и получаем 20 тыс. Следовательно, квота по данному округу равна 20 тыс. голосов, и каждая партия (список) получит столько депутатских мест, сколько раз собранное ею число голосов укладывается в число 20 тыс. Так, если партия получила 20 тыс. голосов, она будет иметь одно место, если 40 тыс. -- два, если 60 тыс. -- три и т.д. Точно так же вычисляются квота и места по общегосударственному (национальному, федеральному) избирательному округу, только числа в данном случае будут гораздо крупнее: депутатских мест -- десятки и сотни (что соответствует общей численности депутатов избираемого парламента, если он целиком избирается по данной системе), а голосов -- сотни тысяч и даже десятки миллионов, но математические действия в принципе те же.

Вернемся к нашему первому примеру. Партии получили не 20 тыс., 40 тыс. и т.д., а другое число голосов. Партия А, собравшая 56 тыс. голосов, будет иметь два места (56 тыс.: 20 тыс. = 2), но у нее в остатке (неиспользованными) окажутся 16 тыс., голосов. Этого числа недостаточно для квоты. Партия Б, собравшая 24 тыс. голосов, получит одно место (остаток -- 4 тыс.). Партии В и Г не получат ни одного места, так как голосов, собранных ими, недостаточно для квоты. Мы распределили только три места, а нужно распределить пять. При таком вычислении квоты два места останутся нераспределенными и будут распределены между партиями уже в соответствии с дополнительными правилами, предусмотренными на этот случай законом данной страны. В некоторых странах эта система вычисления квоты усовершенствована: к делителю (числу мандатов) прибавляют единицу или даже две, в результате чего квота получается меньше, а возможность распределить сразу больше мест увеличивается. Такая квота называется искусственной квотой , а способ вычисления -- системой Хагенбаха-Бишоффа, Друпа. В нашем примере, если мы прибавим единицу к числу мест, число 100 тыс. (голосов) нужно делить не на 5 (мест), а на 6, и квота составит не 20 тыс., а 16,6 тыс., что дает возможность распределить сразу 4 места (партия А получает 3 места и партия Б -- 1). Если же прибавим к делителю цифру 2, то квота будет составлять 14,3 тыс. (100 тыс.: 7 = 14,3 тыс.), что дает возможность распределить все пять мест. Однако при искусственном увеличении делителя надо соблюдать осторожность: квота может получиться столь малой, что не хватит депутатских мест.

Более широкое распространение среди таких методов получил метод, предложенный математиком д"Ондтом. В законах стран, использующих его, он так и называется: метод д"Ондта и применяется очень широко (на выборах в Европейский парламент, на выборах в органы местного самоуправления в Испании, Болгарии, Польше). При данном методе вычисления квоты голоса, полученные каждой партией, делятся на ряд последовательных целых чисел, начиная с единицы, -- делителей. Обычно бывает достаточно деления на 1, 2, 3, 4 (для округа)

Обратимся к тому же самому примеру в нашем избирательном округе: четыре партии борются за пять мест по округу; они получили соответственно 56 тыс., 24 тыс., 15 тыс. и 5 тыс. голосов.

Расставим полученные числа голосов в убывающем порядке: 56 тыс., 28 тыс., 24 тыс., 18,6 тыс., 15 тыс., 12 тыс., 8 тыс. и т.д. Квота, которую мы ищем, будет находиться в этом ряду на таком месте, которое соответствует числу депутатов, избираемых от округа. В данном случае избирается 5 депутатов, значит, наша квота находится на пятом месте, т.е. составляет, по системе д"Ондта, 15 тыс. человек. Таким образом по методу д"Ондтом, квота будет меньше -- 15 тыс. Это дает возможность сразу распределить все места: партия А получает 3 места (56:15 = 3 + 11 тыс. голосов в остатке), партия Б -- 1 место (24: 15 = 1 + 9 тыс. голосов в остатке), партия В -- 1 место (ровно 15 тыс. голосов), партия Г мест не получит.

Применяя метод д"Ондта, нам удалось сразу распределить все депутатские места. Нередко складывается такая комбинация числа голосов, полученных партиями, что сразу распределить места не удается. Поэтому в некоторых странах этот метод усовершенствовали. В Болгарии число голосов делится на нечетные цифры: 1, 3, 5, 7 и т.д., в Латвии -- на 1, 4, 7 и т.д. И все же и при таких усовершенствованиях при применении метода д"Ондта (крайне редко)) как и при использовании метода Хэйра (очень часто), не удается сразу распределить все выделенные округу или в общегосударственном масштабе места. В этом случае очень важны дополнительные правила, установленные в законе страны.

При пропорциональной избирательной системе также может быть иногда два тура. В этом случае ко второму туру допускаются только партии, собравшие определенную долю голосов (например, не менее 17% в Греции). Дополнительные правила распределения мандатов при пропорциональной системе. Таких правил несколько, но иногда их комбинируют, соединяют с некоторыми модификациями.

1. правило наибольшего остатка (используется, например, в Германии и Италии в многомандатных округах). Если в законе страны сказано, что нераспределенные по квоте места получают по очереди партии, у которых наибольшие остатки голосов, то в нашем первом примере при вычислении квоты по системе Хэйра (квота -- 20 тыс.) места получат партия «А» (у нее остаток 16 тыс. голосов) и партия В, которая имеет 15 тыс. голосов и по квоте не получила ни одного места (следовательно, у нее это весь остаток голосов). Партии Б и Г права на дополнительные места не имеют: у партии Б остаток лишь 4 тыс. голосов, у партии Г -- 5 тыс. Таким образом, партия А будет иметь три депутатских мандата (2 по Квоте и один -- дополнительный за 16 тыс. голосов), партия Б -- 1 место по квоте и партия В -- 1 место как дополнительное (за наибольший остаток по причине неиспользованных голосов). В итоге получается, что партии Б 1 депутатское место обошлось в 24 тыс. голосов, партии А -- в 18,6 тыс., а партии В -- в 15 тыс. Обычно такого вопиющего неравенства не бывает, применяются определенные корректирующие меры, указанные в законе, но все же неравенство между партиями в соотношении числа голосов и полученных мест бывает достаточно большим.

При всех усовершенствованиях в мире нет избирательной системы, которая обеспечила бы абсолютное равенство, и, видимо, несмотря на достижения компьютеризации, создать такую систему невозможно, тем более что на практике подсчет идет не на тысячи голосов, а на единицы, и абсолютно точно распределить места, скажем, между 717 837 голосами и 423 513 голосами невозможно.

  • 2. правило - наибольшего избирательного числа (используется в Италии при выборах Палаты депутатов -- нижней палаты парламента). Если в законе указано это правило, то места, не распределенные по квоте, передаются по очереди в виде премии тем партиям, которые собрали наибольшее число голосов. В нашем примере одно дополнительное место получают партия А и следующая за ней по числу голосов партия Б. Здесь тоже неизбежно неравенство в соотношении числа голосов и числа мест: при применении метода Хэйра партия А будет иметь три места (два по квоте и одно дополнительное), и одно место обойдется ей в 18,6 тыс. голосов, а партия Б будет иметь два места, и каждое будет стоить ей 12 тыс. голосов. Партия же В, собравшая 15 тыс. голосов, ни одного депутатского места не получит. выборы квота мажоритарная пропорциональная
  • 3. правило - суммировать в масштабах страны все остатки голосов партий по отдельно взятым округам и нераспределенное число мест по стране в целом, а затем вычислить новую квоту, но уже не для округа, а для страны в целом, и по этой квоте распределить между партиями оставшиеся места. Так делается, например, в Нидерландах. После применения естественной квоты оставшиеся нераспределенными места распределяются по квоте д"Ондта, а если и после этого останутся нераспределенные мандаты, их получат кандидаты, стоящие на первых местах партийного списка. Эта система может быть более точной, хотя и в данном случае полного равенства быть не может.
  • 4. правило - в общегосударственных округах . Оно связано с тем, что нераспределенными остались места не из-за применения квоты, а из-за действия заградительного барьера (заградительного пункта), введенный в интересах целесообразности, прежде всего для создания в парламенте крупный партийных фракций и для того, чтобы правительство опиралось в парламенте на партийное большинство, а не имело перед собой раздробленный конгломерат мелких и мельчайших партий.

Заградительный пункт -- это установленная в законе минимальная доли голосов избирателей, которую необходимо получить партии (списку ее кандидатов) в целом по стране, чтобы иметь доступ к депутатским мандатам. Только при условии, что партия, ее кандидаты получили этот минимум голосов, она допускается к участию в распределении депутатских мандатов по пропорциональной системе. Если партия этот минимум голосов не получила, она отстраняется избирательной комиссией от участия в дележе мест, собранные ею голоса пропадают, а все места делятся только между теми партиями, которые преодолели заградительный барьер. Заградительный пункт неодинаков в различных странах: 1% -- в Израиле, 2% -- в Дании, 2,5% -- в Шри-Ланке, 3% -- в Аргентине, Испании, 4% -- в Болгарии, Венгрии, Украине, Швеции, Италии (с 1993 г.), 5% -- в Германии, Литве (с 1996 г.), Польше (но для блоков -- 8%), в Словакии (но для коалиции из 2--5 партий в Словакии заградительный барьер повышается и составляет 7%), 8% -- в Египте, 10% -- в Турции, 11% для партийных коалиций в Чехии, 17% в Греции. Путем применения заградительного барьера многие партии, особенно в постсоциалистических странах, где партийные системы еще не устоялись и наблюдается обилие партий, участвующих в выборах, а также в некоторых странах Латинской Америки, где наблюдается такая же картина и в выборах участвуют иногда более сотни партий, отстраняются от распределения мест, хотя бы они и получили необходимую квоту (несколько квот) голосов избирателей.

В некоторых странах при применении пропорциональной системы разрешается преференциальный (предпочтительный) вотум (Финляндия). Он позволяет избирателю поддерживать голосованием определенную партию и вместе с тем отдать предпочтение конкретной кандидатуре или кандидатурам из данного партийного списка. Голосуя за список «своей» партии, избиратель может отметить цифрами 1, 2 или каким-то знаком тех лиц, которых он желал бы видеть избранными в первую очередь. В этом случае избирательная комиссия должна сосчитать число разных преференций и объявить избранными не тех, чьи фамилии стоят на первых местах списка, а тех, кто собрал больше первых, затем вторых преференций. Число избранных таким образом лиц, конечно, зависит от числа мест, полагающихся партии в соответствии с квотой. Закон обычно не разрешает много преференций. Например, в Австрии, Бельгии, Италии, Финляндии избирателю позволяется указать только одну преференцию.

Панашаж (или панаширование; от фр. panachage -- смешивание, пестрота), соединение списков и заградительный пункт (барьер). Панашаж -- это право избирателя, имеющего несколько голосов, голосовать в многомандатном избирательном округе за кандидатов из разных партийных списков (этим панашаж отличается от кумулятивного вотума и принципа единственного непреходящего голоса). Если закон разрешает панашаж, то это означает, что отдается предпочтение личности кандидата перед той или иной партией и ее программой. В результате избиратель может проголосовать за кандидатов от различных политических партий, за лиц неодинаковых и даже противоположных политических убеждений. Панашаж искажает сам принцип партийного подхода, всегда заложенный в пропорциональную избирательную систему.

Искажать пропорциональность партийного представительства может и прием соединения списков . Если такое разрешает закон, партии, оставаясь самостоятельными, заранее объявляют, например, что в интересах выборов они рассматривают свои два, три и т.д. списка кандидатов как единый блоковый список. В этом случае избирательная комиссия должна сначала разделить депутатские места между соединенным списком и другими списками кандидатов от иных партий. После этого партии, заявившие о соединении списков (они не обязательно объединяются в избирательный блок), делят доставшиеся им депутатские места между собой. При этом в бюллетене кандидаты блока не составляют единого списка, избиратель по-прежнему голосует за те или иные партии, заявившие о соединении списков. Смысл этого приема заключается в том, чтобы использовать остатки голосов избирателей, которые иначе пропадут, а если эти голоса будут суммированы партиями блока, то дадут им одну или несколько квот и, следовательно, дополнительные места.

Рассмотри этот прием на нашем же примере. Допустим, что партии А и Б (56 тыс. и 24 тыс. голосов) заявляют о соединении списков. Вместе у них будет 80 тыс. голосов, т.е. при квоте 20 тыс. они получат четыре места (ранее у них было только три: два -- у партии А и одно -- у партии Б). Они разделят дополнительное место по договоренности между собой, что не всегда соответствует воле избирателей.

Оценка панашажа, соединения списков, заградительного пункта сложна и может дать неодинаковые ответы с позиций политологии и юриспруденции. С точки зрения политологов, эти меры могут быть обусловлены практическими потребностями: желанием создать работоспособный парламент, где будут представлены интересы крупных групп избирателей и будет исключена утомительная борьба депутатов за мелкие, мельчайшие, а иногда и своекорыстные интересы. Рассматриваемые институты связаны с необходимостью создать стабильное правительство, которое будет руководствоваться учетом политики крупных партий, а не множества мелких депутатских групп. Заградительный барьер способствует стабильности правительства, которое мелкие партии, объединившись в блок, не смогли бы легко свергнуть путем вотума недоверия.

Панашаж дает возможность избирателю в какой-то мере учесть не только абстрактные для него партийные цели, но и конкретное поведение тех или иных кандидатов, их качества как личностей, в том числе и лидерские качества. Однако при этом ставится под сомнение основополагающий принцип равного избирательного права. Если партии, их кандидаты, получившие места по квоте, на деле лишаются их, то это нарушает равные права избирателей быть представленными в парламенте, как и равенство пассивного избирательного права.

Система единственного передаваемого (переходящего) голоса. Технически она близка к системе единственного непередаваемого голоса (мажоритарной системе), но напоминает пропорциональную систему с возможностью панашажа и преференциального вотума, тем более что она применяется только в многомандатных округах. Избиратель имеет лишь один голос, но этот голос он может использовать не для голосования за партийный список, а только для преференциального голосования за одну из кандидатур любого партийного списка кандидатов. Этот голос он использует для обозначения преференции № 1 Но он может отметить других кандидатов преференциями № 2 и 3. Сначала подсчитываются только первые преференции у каждого кандидата. Если первых преференций у него нет, он вообще исключается из дальнейших подсчетов. При подсчете преференций № 1 определяются квота и избранные депутаты Обычно многие кандидаты не добирают голоса для квоты (т.е. для избрания по первой преференции), но у них могут быть отмечены преференции № 2 и 3. В этом случае кандидату передаются голоса из преференции № 2. Может использоваться и преференция № 3 для кандидата, обозначенного в бюллетенях под № 1. Ему передается третья преференция, если первая и вторая недостаточны для квоты. Отсюда эта система получила название единственного передаваемого (переходящего) голоса.

Мажоритарная, и пропорциональная избирательная система имеет свои плюсы и минусы. Поэтому в настоящее время в мире все чаще наблюдается тенденция объединения этих систем: часть депутатов парламента или коллегиального органа местного самоуправления избирается по одной системе, а часть -- по другой.

Рассказать друзьям