Акварельная краска. Технология живописных материалов В роли связующего вещества часто применяются

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Дорогие читатели, в данной статье мы расскажем вам о живописи акварелью, ее составе, видах, технике писания и новинках в области рисования данным материалом.

Характеристика живописи с применением акварельных красок

Акварель – это живопись с использованием водорастворимых прозрачных красок.

Ее свойства – это воздушность, легкость, тонкие переходы цвета.

Акварельная техника объединяет в себе черты графики и живописи. У графики акварель взяла ключевую роль бумаги и отсутствие рельефного мазка, у живописи – позаимствовала построение форм и пространства цветом, наличие множественных тонов.

В основном, акварелью рисуют на бумаге. Работая, приходится очень часто ее смачивать водой. Характерный размытый мазок может образоваться только на мокрой бумаге. Существуют разные способы ее смачивания. Бумагу можно натянуть на специальную рамку и затем смочить. Также ее выкладывают на мокрую фланель или на стекло. Степень смачивания непосредственно зависит от требуемого результата. Нередко художники используют и другие способы.

Чтобы вода полностью впиталась в бумагу, рекомендуется оставить маленькие лужицы на ее поверхности. Благодаря этому можно добиться различных эффектов.

Состав акварели

Акварельная краска состоит из красящего связующего пигмента (декстрин и гуммиарабик), пластификатора (инвертированный сахар и глицерин) и различных добавок. Не применив пластификатор, краска быстро становилась бы хрупкой и пересыхала. При помощи добавления антисептирующего вещества – фенола – предотвращается появление плесени. Еще одна чрезвычайно важная добавка, которая вводится для препятствия скатывания краски в капли, – это желчь быка.

Виды акварельных красок

Акварельные краски бывают двух видов: «школьные» и «художественные».

Школьные акварельные краски Профессиональные акварельные краски

Школьные краски значительно уступают художественным краскам по дисперсности, ровному слою, возможности лессировки и стойкости свету. Но самое главное – это уметь ими пользоваться. Настоящий мастер может создать шедевр, используя самые обычные школьные краски.

Новинка: акварельные карандаши

Недавно в продаже появились акварельные карандаши. Рисовать этими карандашами можно двумя способами: сначала раскрашивают необходимый участок, а потом размывают его водой, или же смачивают бумагу и потом рисуют карандашами. Благодаря второму способу можно достичь более насыщенного и яркого цвета.

Полный состав акварели у производителей указывать не принято. Чаще всего на упаковке мы найдём лишь указание пигментов, на основе которых сделана краска. Но давайте разберёмся, что ещё может скрываться внутри тюбика и какую роль выполняют различные ингредиенты.

Всё, что мы рассмотрим в этой статье - это лишь общая информация, на основании которой вы можете составить представление о рецептуре красок.
В действительности же, рецептура каждой краски каждого производителя уникальна и является коммерческой тайной.

Итак, приступим!

Красящий агент

Основой любого красящего состава является красящий агент. Именно он определяет цвет будущей краски, её красящую способность, светостойкость и многие другие свойства. Красящие агенты можно разделить на пигменты и красители.

Краситель - способное окрашивать другие материалы вещество, обычно растворимое в воде.
Пигмент - окрашенное вещество, нерастворимое в воде. Проще говоря, это цветной порошок (перетертый очень мелко), частицы которого никак не связаны друг с другом.

Если речь идёт о профессиональной акварели, то в большинстве случаев мы имеем дело именно с пигментами.

Мало того, что частицы пигмента сами по себе никак не связаны друг с другом, они ещё и не образуют никакой связи с поверхностью, на которую нанесены. Если бы мы попытались рисовать смесью пигмента с водой, после высыхания эта смесь начала бы осыпаться с листа.



Для того, чтобы обеспечить сцепление частиц пигмента с поверхностью и чтобы краска взаимодействовала с бумагой привычным нам способом, используется так называемое связующее вещество.

Также именно связующее определяет тип будущей краски. Конечно, мы с вами говорим об акварели, где используется водорастворимое связующее. Но, если вместо него взять, например, льняное масло, то мы могли бы получить масляные краски. Ведь пигменты, по большей части, в красках используются одни и те же.

Главным преимуществом связующего для акварели является то, что оно может быть повторно растворено в воде даже после полного высыхания. Именно поэтому подсохшие на палитре акварельные краски достаточно смочить водой для повторного использования, именно поэтому мы можем протирать и выбирать краску с листа и после высыхания красочного слоя.

Что может служить связующим для акварели?

Исторически люди использовали целое многообразие различных веществ - это могли быть смолы, крахмалы, клеи животного происхождения и так далее.
То есть единого варианта не было. Кстати, по одной из теорий именно поэтому акварель получила своё название не в честь связующего (как масло или акрил), а в честь своего растворителя - воды.

В XVIII века в Европе начали использовать гуммиарабик, и до сих пор именно он остаётся самым популярным акварельным связующим. Гуммиарабик - это твёрдая прозрачная смола желтоватого оттенка, состоящая из высохшего сока некоторых видов акаций.

Цена гуммиарабика достаточно высока, поэтому в бюджетных сериях и в красках общего назначения используются более дешёвые связующие. Например, активно используется декстрин - вещество, получаемое из различных крахмалов. Также в качестве замены существуют достойные варианты не только растительных, но и синтетических связующих.

Добавки и наполнители

Первая коммерческая акварель состояла в основном из пигмента, воды и гуммиарабика и представляла собой твёрдые плитки. Перед применением такие плитки необходимо было натирать на тёрке и длительное время размачивать в воде.

Чтобы наша краска имела привычную пастозную консистенцию, а в высохшем виде размачивалась от прикосновения влажной кистью, в неё добавляют различные пластификаторы и увлажнители.

Одним из наиболее популярных пластификаторов в акварели является глицерин, а в качестве увлажнителя может использоваться сахарный сироп или мёд.

И это только самые основные добавки! Помимо этого в акварели так же могут содержаться различные диспергаторы, консерванты, загустители и так далее. Важно понимать, что всё это находится в составе не просто так.

Каждый пигмент обладает своими характеристиками, и для того, чтобы изготовить из них краски примерно похожие по консистенции и поведению, требуются индивидуальный подход и уникальные рецептуры.

Стоит ещё добавить, что специальные наполнители могут использоваться для понижения концентрации пигмента и уменьшения конечной стоимости краски. Такие наполнители часто используются в красках на основе наиболее дорогих пигментов. Также нормальной практикой считается их использование в ученических сериях, это делает краски более доступными. Добавление таких наполнителей обычно не сказывается на свойствах сохранности краски. Однако чрезмерное их использование может приводить к так называемой мылкости краски и снижению её насыщенности.

Добавки и наполнители играют важную роль в составе краски и в большинстве случаев работают в пользу потребителя, если только производитель не злоупотребляет их количеством в погоне за удешевлением производства.

На этом наш краткий экскурс подошёл к концу. Теперь вы знаете наверняка, что акварельная краска - это не просто неопределённая субстанция какого-то цвета, а сложносоставное вещество, каждый элемент которого исполняет своё предназначение.

Статья подготовлена экспертами акварельной лаборатории watercolor.lab.

ARTadmin

Акварель и ее свойства.

Акварель - это живопись прозрачными водяными красками на бумаге.

Французский художник Э. Делакруа писал: «То, что даёт тонкость и блеск живописи на белой бумаге, без сомнения, есть прозрачность, заключающаяся в существе белой бумаги. Свет, пронизывающий нанесённую на белую поверхность краску, - даже в самых густых тенях - создаёт блеск и особую светимость акварели. Прелесть этой живописи ещё и в мягкости, естественности переходов одного цвета в другой, безграничном разнообразии тончайших оттенков» . Это высказывание Э. Делакруа важно понять и запомнить всем любителям акварельной живописи. Грязь, помутнение цвета и появление глухих пятен в акварельных этюдах появляются прежде всего тогда, когда начинающие пишут так же густо, как гуашью и маслом. Прозрачность - вот что надо ценить и беречь в акварели.

Акварельная бумага должна быть плотной (от 170 до 850 гр.) – для улучшения впитываемости. Поверхность акварельной бумаги почти всегда шершавая, с различными фактурами. Это качество позволяет краске «цепляться» за поверхность и ложиться лучше. Кроме того, неровная, бугристая поверхность создает определенный оптический эффект, ведь акварель - техника, дающая прозрачные, воздушные изображения. И фактурная бумага придает им дополнительный эффект объемности.

Белая бумага, отражая лучи света сквозь прозрачные слои акварельных красок, придает особую свежесть оттенкам. Нельзя писать на серой или желтой бумаге. Не на всякую бумагу хорошо ложится акварельная краска. Нужны лучшие сорта отбеленной, имеющей зернистую фактуру, бумаги - ватман, полуватман. Не годится чертежная бумага, с глянцевитой поверхности которой краска стекает.

Качество бумаги для акварели определяют пробными мазками: они не должны расползаться, слишком быстро впитываться или сворачиваться, высохший слой краски должен смываться без повреждения поверхности бумаги.

Выбрать бумагу для акварели помогает и такой прием: край листа подцепляют ногтем и немного отводят, а потом отпускают; если при этом слышится резкий щелчок, значит бумага плотная, нормально проклеенная.

Бывает, что и на пригодном для акварели полуватмане местами краска, как ртуть, сворачивается, не ложится ровным слоем. Такие листы надо промыть теплой водой, которая удалит следы жира или слишком сильную проклейку, и краска станет ложиться равномерно.

Когда приобретете опыт в акварели, сможете писать и на более рыхлой бумаге, продающейся в "Папках для художника".

Бумага имеет свойство коробиться от влаги, что может затруднить исполнение этюда. Во избежание этого бумагу для акварельных этюдов или наклеивают на планшет или натягивают в стираторах.

Поговорим о глобальных характеристиках акварельной бумаги. Что вообще главное в ней?

  • Основным показателем является конечно же вес. Он определяется в граммах на квадратный метр. И чем выше этот показатель, тем толще бумага и тем она более стойкая к смыванию и мокрым техникам, но при этом и цена данной бумаги выше. Наиболее распространённый вес для акварельной бумаги - 200-300 г./кв.м.
  • Состав бумаги так же определяет её качество. Так, считается, что лучшая акварельная бумага - это 100% хлопок. Но важно отметить, что чем больше в составе бумаги хлопка, тем больше она приглушает яркость цвета, но тем лучше получаются мокрые техники.
  • Ещё одной немаловажной деталью является фактурность . Встречаются в основном 3 разновидности фактур:
    HP – Hot Pressed – Satine (french) – гладкая бумага. Хорошо подходит для техники "сухая кисть" и для работ с высокой детализацией и реалистичностью.
    NOT – Cold Pressed – Grain Fin (french) – небольшая фактура. Используется как в сухих так и в мокрых техниках, при этом фактуры бывают различные.
    Rough – Torchon (french) – c хорошо выраженной фактурой. Больше подходит для мокрой техники и слабой детализации. Хорошо смотрится в больших по размерам работах, придаёт им объёмности.

Если говорить о марках акварельной бумаги, то на данный момент пользуются популярностью российский ГОСЗНАК, FABRIANO (Италия), CANSON и ARCHES (Франция), INGRES (Германия) . Сама пользуюсь сейчас ГОСЗНАКом и очень довольна, хотя некоторые жалуются на то, что она мылится.

В целом можно сказать, что выбор акварельной бумаги очень индивидуален и зависит от требований художника, его техники и способа работы. И то, что подходит вам не всегда может подходить другим. Главный совет в этом отношении - пробуйте и экспериментируйте, и будет вам счастье.))

Акварель - это водяные краски. Но акварелью также называют и технику живописи, и отдельное произведение, выполненное акварельными красками. Основное качество акварели - прозрачность и мягкость красочного слоя.
Однако, кажущиеся простота и легкость с какой художник-профессионал создаёт картины в этой технике, обманчива.

Акварельная живопись требует мастерства владения кистью, умения безошибочно положить на поверхность краску - от широкой смелой заливки до чёткого завершающего мазка. При этом необходимо знать, как краски ведут себя на различных видах бумаги, какой эффект дают при наложении друг на друга, какими красками можно писать по сырой бумаге в технике Алла Прима, чтобы они остались сочными и насыщенными. В изобразительном искусстве акварель занимает особое место потому, что ею можно создавать и живописные, и графические, и декоративные произведения - в зависимости от задач, которые ставит перед собой художник.

Для художника, занимающегося акварельной живописью, немаловажную роль играют как сами краски, так и удобство их использования. Широки возможности акварели: цвета то сочны и звонки, то воздушны, едва уловимы, то плотны и напряженны. Акварелист должен обладать развитым чувством цвета, знать возможности различных сортов бумаги и особенности акварельных красок.

Сейчас как в России, так и за рубежом, существует множество фирм, производящих акварельные краски, но не все они соответствуют высоким требованиям, которые предъявляют к ним художники, работающие в технике акварельной живописи.

Сравнивать достоинства и недостатки профессиональных и полупрофессиональных красок не имеет смысла, так как их различия очевидны, и спутать их трудно. Наша же задача - протестировать современные профессиональные акварельные краски различных мировых производителей и посмотреть, какими возможностями они обладают и для какой техники подходят.

Для тестирования взяли несколько наборов акварельных красок.

Определить на взгляд, какие цвета перед нами, практически невозможно: чёрные, синие, тёмно-красные и коричневые выглядели одинаково - тёмными пятнами без каких-либо существенных цветовых различий, и только жёлтые, охры, алая и светло-зелёная имели свой собственный цвет.

Остальные же краски пришлось определять опытным путём, пробуя каждый цвет на палитре. И в дальнейшем, во время работы над акварельным листом, это существенно тормозило творческий процесс, хотя работа этими красками оставляет приятное ощущение: они легко смешиваются и дают тонкие колористические переходы. Удобно и то, что краски легко набираются на кисть и мягко ложатся на бумагу. При работе по сырой бумаге в технике Алла Прима после высыхания цвета довольно сильно светлеют, поэтому добиться контрастной живописи можно только по сухой бумаге, перекрывая несколькими слоями ранее положенные мазки. Тогда краски ложатся плотно, как гуашь.

Venezia (Maimery, Италия)

Мягкая акварель в тюбиках. Эти краски выделяются дизайном, внушительными для акварели тюбиками 15 мл, эстетикой подачи дорогих художественных красок, когда всё продумано и работает на то, чтобы при покупке выбрали именно их. Но нас сейчас интересует самое главное - насколько они удобны в работе и насколько пигменты сохраняют свои свойства и цветовые характеристики при взаимодействии с акварельной бумагой. Уже первые мазки показали, что краски достойны внимания художников, профессионалов, занимающихся акварельной живописью: хорошая цветовая палитра, сочные синие, красные, прозрачные жёлтые, охры мягко взаимодействуют между собой, создавая дополнительные цветовые нюансы акварельной техники. К сожалению, коричневые и чёрные пигменты, даже при повторном наложении мазка, не набирают нужной тональной насыщенности. Чёрная же краска и при многослойной прописи выглядит, как сепия. Есть существенное неудобство и в работе ими. Поскольку акварель в тюбиках мягкая и выдавливается на палитру, при насыщенной живописи пигмент не всегда равномерно набирается на кисть и так же неравномерно ложится на поверхность бумаги. При лессировках, когда краски многократно наносятся на предыдущие высохшие спои, эти недостатки не сильно заметны, но при работе по сырой поверхности бумаги в технике Алла Прима это сильно мешает, поскольку образуются неравномерные сгустки красочного слоя, который при высыхании разрушает цельность положенного мазка. Мягкая акварель больше подходит для классической живописи, хотя при определённом опыте работы этими красками и в технике по-сырому художник-акварелист может создать великолепные образцы.

«Студия» (ОАО «ГАММА», Москва)

Двадцать четыре цвета - палитра не уступает лучшим образцам зарубежных профессиональных акварельных красок. Четыре вида синих - от классического ультрамарина до бирюзового, хорошая подборка, жёлтого, охры, сиен, красных вместе с остальными красками создают богатую цветовую гамму. При работе лессировками по сухой поверхности краски дают прозрачный слой, а при повторных прописях хорошо набирают тон и цвет, не забивая при этом структуру акварельной бумаги. Пигменты хорошо смешиваются и равномерно ложатся на лист. В технике Алла Прима краски дают равномерный мазок, мягко перетекая друг в друга, создавая при этом множество тончайших акварельных нюансов, дополняя без того богатую цветовую палитру. Как художник, я была несколько удивлена, не найдя в этом наборе изумрудно-зелёной краски, которая присутствует во всех профессиональных наборах мировых изготовителей акварельных красок, и та зелёная, которая, возможно, должна была заменить изумрудно-зелёную, «звучит» более глухо. Хорошо размешанная краска даёт ровный кроющий слой, оставаясь матовой после высыхания. Таким образом, акварель отвечает всем требованиям профессиональных художников. В остальном краски превосходят многие аналогичные мировые образцы.

«Белые ночи» (Завод художественных красок, Санкт-Петербург)

Передо мной лежит коробка акварельных художественных красок «Белые ночи», выпущенных в 2005 году. Колер легко набирается в ворс кисти и так же легко ложится на лист. Цвет распределяется по поверхности равномерно и в густых, и в прозрачных мазках, после высыхания остаётся матовым, не теряя своей насыщенности. В технике Алла Прима по сырому листу бумаги краски дают множество тончайших акварельных переходов, плавно втекая друг в друга, но при этом более густые рисующие мазки сохраняют форму и насыщенность. Красочный слой не забивает структуру бумаги, даёт ей возможность как бы светиться изнутри и даже при повторных прописях сохраняет свою «акварелыность». Акварель соответствует требованиям профессиональных художников. Следующая задача - выяснить характерные особенности акварельных красок при использовании распространённых технических приёмов. Во время живописи, пока акварель ещё не высохла, её можно снять жёстким кусочком картона, металлическим лезвием или черенком кисти, оставляя тонкие светлые линии и небольшие плоскости.

Aquafine (Daler-Rowney, Англия)

После того как краски Aquafine мазками легли на акварельный лист, металлическим лезвием сняли слой колера с поверхности бумаги. Получились светлые, почти белые линии - в сыром виде краски легко управляемы. Когда акварельный слой высох, попробовали смыть его при помощи губки. Оказалось, что промыть добела его невозможно. Колер проник сквозь проклеенную поверхность листа и впитался в волокно бумажной массы. Это значит, что такими красками нужно писать в один сеанс наверняка, без последующих исправлений смывом.

Venezia (Maimery, Италия)

Такой же тест, проведённый с красками Venezia, показал, что мягкие краски при процарапывании лезвием не снимаются до конца, оставляя затёкшие края и цветовой подмалёвок, а при полном высыхании красочного слоя с использованием губки колер смывается избирательно, в зависимости от плотности и толщины положенных мазков.
Акварельные краски российских производителей «Студия» ОАО ГАММА (Москва) и краски «Белые ночи» , выпускаемые заводом художественных красок Санкт-Петербурга, можно объединить в одну группу, так как существенных различий при использовании технических приёмов в этом тексте между ними нет.

Полувлажная поверхность почти полностью снимается лезвием, кусочком жёсткого картона, черенком кисти, от тонкой линии до более широкой поверхности, а после высыхания можно практически полностью смыть акварельный слой, который, конечно, не будет абсолютно белым, но приближен к нему. Добела не смываются также кармин, краплак и фиолетово-розовые.

В наше время изготовляется несколько видов акварельных красок:

1) твердые краски, имеющие вид плиток различной формы,

2) мягкие краски, заключаемые в фаянсовые чашечки,

3) медовые краски, продающиеся, подобно темпере и масляным краскам, в оловянных тюбиках,

4) гуашь - жидкие краски, заключенные в стеклянные банки*.


Связующим веществом всех лучших видов акварельных красок служит растительный клей: гуммиарабик, декстрин, трагант и плодовый клей (вишневый); кроме того, мед, глицерин, сахар-леденец **, воск и некоторые смолы, преимущественно смолы-бальзамы. Назначение последних состоит в том, чтобы придавать краскам способность не так легко размываться по высыхании, в чем безусловно нуждаются те из них, которые содержат в своем составе слишком большое количество меда, глицерина и т. п.
В более дешевые сорта акварельных красок, а также красок, предназначаемых не для живописи, а для чертежей и т. п., входят в качестве связующего вещества также обыкновенный столярный клей, рыбий клей и картофельная патока.
Ввиду малой устойчивости главнейших связующих веществ акварели неоднократно делались попытки заменить их другими, обладающими большей прочностью; до сих пор, однако, ничего заслуживающего внимания не было предложено. К такого рода нововведениям нужно отнести и два вида акварели: «акварель, фиксируемую огнем», и «акварель на саркоколе», предложенные Ж. Вибером и Описанные им в его труде «La science de la peinture». Связующим веществом красок в данном случае служат воск и смоло-камеди. Обе названные техники мало похожи на акварель и, как видим, успеха не имели.
Вся красота и сила акварели заключаются в ее прозрачных красках, и потому естественно, что она нуждается в особом красочном материале, который или по своей природе уже наиболее отвечал бы запросам акварели, или же становился таковым после известной обработки. Так как даже непрозрачные по своей сущности краски при тонком измельчении получают известную степень прозрачности, то одним из важнейших условий при выделке акварельных красок является наиболее тонкое их размельчение.
Ни один из способов живописи не нуждается в таких тонко размельчённых красках, как акварель *; вот почему и приготовление хороших акварельных красок ручным способом - дело нелегкое. Но, кроме тонкого измельчения красок, при выделке акварели необходимо соблюдение и другого, не менее важного условия - краски должны быть составлены таким образом, чтобы порошок их при самом обильном разжижении акварели водою «висел» в связующем веществе и не выпадал из него. Только при этом условии «висения» и постепенного оседания на бумагу вещества краски получается равномерная ее раскладка; в противном же случае краска распределяется неровно, образуя точки, пятна и т. п.
Приготовление хороших акварельных красок достигается, таким образом, наиболее тонким размельчением их и составлением отвечающего делу, связующего вещества **.

* Частички тонко тертых красок имеют здесь около 25 микронов (0,00025 мм) и менее в поперечнике и находятся, таким образом, в воде в состоянии так наз. «суспензии» или «коллоидного раствора».
** На этом основании идеально составленные акварельные краски представляют собой смешение коллоидного раствора неорганического вещества (тонко измельченной минеральной краски) с коллоидным раствором органических веществ (клея, гумми и т. п. связующих веществ красок).

Немногим известно, что для большинства видов красок, к примеру, акварельных, масляных, гуашевых, темперных - применяется одна и та же материальная основа, не меняющаяся долгие века.

Все мы, наверное, запомнили наши первые краски на акварельных основах в округлых формочках и длиной кистью. Многие пробовали акварельные краски на вкус и ничего не могли поделать с привычкой пробовать кисть на язык, как карандаш. Но, акварельную краску, увы, кушать нельзя, несмотря на то, что в её составе содержится некоторое количество мёда.

Основными компонентами всех красок являются пигментированные частицы и связующие вещества.

Смотря на то, на каком основном составляющем будет замешиваться краска, можно сказать какой она в результате окажется, гуашью или акварелью. Хотя пигментированные частицы у всех видов красок одинаковы, как капли воды. Краски изобрели в такой глубокой древности, что имя изобретателя попросту растворилось в потоке времени.

Наши древние предки перетирали сажу с пережженной глиной, смешивали с животным клеем и создавали с помощью полученного красочного состава свою бессмертную наскальную живопись. Глиняными и охряными красками они разрисовывали стены своих пещер, и эти рисунки сохранились до наших дней!

С течением времени составы красок усложнялись. Человек стал добавлять в них минеральные, каменные, глиняные порошки, изобрёл множество химических добавок. Несмотря на прогресс, есть художники, предпочитающие работать с красками, изготовленными по древним технологиям. Это современные иконописцы и реставраторы. Для воссоздания старых икон и картин им нужны краски по старым рецептам.

Они перетирают краски руками, в их мастерских стоит свинцовая ступка, в которой для прозрачного зелёного цвета растираются в пыль малахиты, для чёрного цвета перетирают виноградную косточку, красная краска добывается из ртутной минеральной киновари, а из лазурита - голубая.

Цветовое разнообразие красок росло и множилось с изобретением новых технологий.

В современном лакокрасочном производстве используются пигментированные частицы на минеральных и органических основах, дарованных нам матушкой-природой, либо искусственно выведенные материалы. К примеру, природный ультрамарин из очень дорогой минеральной ляписной лазури, заменил его «тёзка» синтетического производства.

Люди занимаются живописью не первое тысячелетие. В этом можно убедиться, сходив на любую выставку античного искусства или изучив каталог древних наскальных рисунков.

Если есть рисунок, то должна быть и краска, которой он был нарисован. Но, как древние люди, решившие запечатлеть свою сложную, первобытную жизнь, добыли её? Впрочем, ответ лежит на поверхности. Наверняка древние люди замечали, что многие ягодные культуры имеют хорошую красящую способность, и они решили использовать это качество. Помимо растительной палитры, первобытный человек научился использовать глину, сажу и несколько доступных ему минеральных пигментов для своих творческих потребностей.

Экспериментировал первый в человеческой истории живописец с размахом. Его первая и главная цель состояла в том, чтобы его работы сохранялись подольше. Следовательно, краска должна обладать стойкостью и долговечностью. А для этого необходимо связующее вещество. Эту роль можно возложить на глину, клеи животных происхождений, либо на яйцо. Кстати, яичные желтки и поныне применяются в изготовлении красок как одно из связующих звеньев красочной системы.

Чтобы разнообразить цветовую гамму первых красок, люди использовали охру и умбру.


Любая краска состоит из четырёх основополагающих компонентов. Это:

  • Красящие пигментированные частицы.
  • Основное связующее вещество.
  • Растворительные добавления.
  • Наполнительные материалы.

Все перечисленные компоненты оказывают своё уникальное влияние на различные параметры краски. О пигментированных частицах уж было много сказано, так что сразу переходим к связующему веществу.

В роли связующего вещества часто применяются:

  • натуральный либо животный клей,
  • природная смола,
  • углеводородные соединения растворимые в жидких средах,
  • твёрдые масляные продукты,
  • полимерные добавления.

Весь этот джентльменский набор служит в красках плёнкообразователем. Именно они, по мере высыхания красочного материала, из-за своих связующих характеристик, покрывают обрабатываемую поверхность прочным слоем, сохраняющим в красящем материале пигментированные частицы и наполнительные вещества.

Растворительные добавления необходимы для уменьшения вязкости краски, что упрощает работу с кистью и делает удобным нанесение краски на рабочую плоскость. Растворители выбирают в связке со связующими веществами, использованными в определённом виде краски. В основном это:

  • водные,
  • масляные,
  • спиртовые,
  • кетоновые,
  • эфирные,
  • другие углеводородные соединения.

Наполнительные материалы добавляются в красочные составы, чтобы модифицировать текстуру и усилить матовость. Невозможно представить без наполнительных материалов производство термоустойчивой краски, применяемой в гончарных мастерских и при различных росписях.

Темперная краска

В её основе использована водорастворимая эмульсия, которая заменила желтковую смесь, применявшуюся в старые времена в традиционных иконописных работах. При больших объёмах производства темперной краски используются казеиновые добавления в сочетании с искусственными поливинилацетатными смолами.

Краски на темперной основе отличаются тем, сохнут крайне быстрыми темпами, меняя при этом изначальные тоновые и цветовые параметры. Однако, её прочность и долговечность не подлежат никаким сомнениям. Картины, написанные темперной краской, это искусство, созданное не на один век.

Одна из самых распространённых красочных систем. Её производят уже на протяжении нескольких десятков веков, ведь акварельную краску придумали как делать китайцы одновременно с бумагой. Европейцы же узнали о ней лишь в начале второго тысячелетия нашей эры.

Основу акварельных красок составляют:

  • Природный гуммиарабик.
  • Растительные смолы.
  • Пластифицирующие вещества.
  • Глицерин либо сахарный песок.

Такие основополагающие материалы придают акварельным краскам неповторимую лёгкость и прозрачность. Помимо этих основных компонентов в акварель в непременном порядке включают антисептические вещества, тот же фенол, и именно поэтому акварельная краска всё не должна входить в состав нашего меню.

Гуашевая краска

По своим составляющим компонентам гуашевая краска родственна акварели. В гуаши главную скрипку также играют пигментированные частицы и водорастворимое составляющее на клеевой основе. Но в отличии от акварели, гуашь обогащена натуральными белилами. Это делает её немного плотнее. К тому же по мере высыхания краска высветляется и придаёт поверхности нежную бархатистость. Картины, написанные гуашью или акварелью, отличаются особенной живостью и трепетностью.

Такая краска замешивается на сохнущем масле, в основном на прошедшем уникальную технологическую переработку льняном масле. В состав масляной краски входят также алкидные смоляные добавления и сиккативные растворительные вещества, обеспечивающие краске максимально быстрое высыхание. Краска на масляной основе появилась на европейском континенте в самой середине средневековья, однако имя человека, которому удалось её изобрести, установить невозможно.

Остатки рисунков сделанных масляной краской основой которой были маковое и ореховые масла обнаружены на стенах пещер, в которых обитали первые буддийские монахи, а масляная варёная олифа применялась ещё жителями в Древнем Риме. Краски на масляных основах не меняют цветовые характеристики по мере высыхания, и обладают удивительной глубиной и яркостью цвета.

Если спрессовать пигменты льняного масла, можно получить масляный мел. Если тот же процесс прессования проделать с краской на восковой основе, получим прекрасный восковый мел.

Пастельная краска тоже изготавливается методом прессования, но масла в неё не добавляются. Новые технологические разработки позволили значительно расширить ассортимент производимой красочной продукции.

Также разнообразился цветовой выбор красок, сегодня насчитывается несколько тысяч оттенков всех цветов, чего при старых способах производства добиться было невозможно. Тем не менее, пигментированная система на минеральной и органической основах, выработанной много веков назад, осталась практически неизменной даже в условиях бурно развивающегося технологического прогресса.

материалы по теме

Производство по выпуску металлического кремния ГК «Титан» ранее планировалось организовать в Омске. Тем не менее, население города отстояли право на безопасную экологию. Сегодня против строительства данного завода на территории Южного Урала выступают жители Новоуральска. Под петицией свои подписи поставили свыше 30 тысяч человек.

Современные производители сталкиваются с большой проблемой при разработке малярной лакокрасочной продукции, и одной из причин может быть то, что образцы красок просто дают им возможность оценить протекание дисперсии в реакционной емкости. Теперь исследователи из Fraunhofer сотрудничают с Потсдамским PDW Analytics GmbH впервые для постоянного наблюдения за производством лаков, красок и клеев в реальном времени и таким образом проектирования более эффективного метода для разработки красок.

Рассказать друзьям