Как пишутся сложные прилагательные через дефис примеры. Слитное и дефисное написание прилагательных

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

Урок русского языка в 6 классе

Цели урока:

    Формирование знаний правописания сложных прилагательных,

    Развивать аналитическое мышление, память учащихся

    Способствовать воспитанию ответственного отношения к учебному труду.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Какие есть вопросы по домашнему заданию?

Дети под диктовку на листочках записывают словосочетания с прилагательными, где пишется -НН-:

    деревянными изделиями

    утиный нос

    обыкновенным резцом

    стеклянный графин

    кожаный портфель

    оловянный солдатик

    песчаный берег

    безветренный день

    торфяное болото

    соломенная крыша

Дети должны выписать номера 1, 3, 4, 6, 8, 10.

3. Подготовка к изучению нового материала

На перемене учитель раздает распечатанные тексты (по одному на парту) - отрывок из произведения И.А.Бунина

В отрывке текста, который отксерокопирован для каждого ученика, предлагается выделить слова, которые помогают Бунину передать цвет и оттенки цветов.

Один ребенок читает вслух:

Над нами, в бездонной глубине, ткани облаков окрасились в нежно-малиновый цвет. А через мгновение все изменилось: восточный ветер стал сине-лиловым, море над ним – густо-фиолетовое. И всё огромней разгорались полосы на закатном небосклоне.

Учитель сразу же задает вопрос:

О чем этот текст? (О природе, о наступлении вечера, закат)

Давайте найдем прилагательные, обозначающие оттенки цвета и выпишем их в тетрадь:

Нежно-малиновый Сине-лиловый Густо-фиолетовое

В чем особенность этих прилагательных? Особенность заключается в том, что эти прилагательные пишутся через дефис.

4. Объяснение нового материала

Учитель вслед за ребенком четко проговаривает правило: сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов, дополнительные оттенки качества или признака всегда пишутся через дефис. Акцентируется внимание на слове всегда.

Например: бледно-голубой, сладко-кислый, иссиня-черный и др.

Учитель предлагает открыть детям учебник (учебник 6 класс М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская) и познакомится с правилом написания прилагательных через дефис.

Один ребенок читает вслух и комментирует правило, придумывая свои примеры.

Дефис употребляется, если сложное прилагательное образовано от сложных существительных, которые пишутся через дефис: в учебнике юго-западный (юго-запад) , свой пример: северо-восточный (северо-восток);

Дефис употребляется, если сложное прилагательное образовано путем сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз и:

Пример: горько-соленый (горький и соленый), русско-английский (русский и английский).

Слитно пишутся сложные прилагательные, которые образованы на основе словосочетания: железнодорожный (железная дорога).

Теперь учитель предлагает выполнить следующее задание:

Небходимо разделить тетрадь на две части (заполнение таблицы на пройденное правило, учителем заранее начерчена или спроецирована на доску):

Задание: заполнить своими примерами таблицу.

Слитное написание прилагательных

Дефисное написание прилагательных

В тетрадь для записи слов выписываем трудные слова зеленой ручкой, которые необходимо запомнить: общественно полезный и общественно-политический.

5. Первичное закрепление

Учитель читает стихотворение-подсказку, дети внимательно слушают и выписывают сложные прилагательные, потом объясняют, как написали и по какому правилу:

Тёмно-русый паренёк Шел на северо-восток Так он к вечеру устал, Что лимонно-желтым стал, Но зато успел понять, Где в словах дефис вставлять. Будешь помнить наш урок В школе скажет педагог: «Этот парень – голова!»
(«Радионяня»)

Ребята выписывают: темно-русый, северо-восток, лимонно-желтым.

(Чаще всего дети попадаются на уловку и выписывают северо-восток как прилагательное).

Объяснение детей:

Темно-русый – сложное прилагательное обозначает оттенок цвета, поэтому пишется через дефис.
Лимонно-желтым – сложное прилагательное обозначает оттенок цвета, поэтому пишется через дефис.

Какой частью речи является северо-восток ?

Рассуждение учеников:

Существительным, от него можно образовать сложное прилагательное – северо-восточный , которое будет писаться через дефис.

На доске записано слово горько-соленый , учитель задает вопрос: как мы будем рассуждать при написание сложного прилагательного?

Это сложное прилагательное, образованное от двух независимых слов, между которыми можно вставить союз и горький и соленый, поэтому данное прилагательное пишется через дефис.

По учебнику устно по цепочке выполняется упражнение:

(Сельско)хозяйственный, (физико)математический, (русско)английский, (стале)литейный, (средне)вековой, (туго)плавкий, (зеленовато)серый, (десяти)этажный, (паровозо)ремонтный,(юго)восточный, (изжелта)красный, (трех)метровый, (садово)огородный, (рельсо)прокатный, (северо)западный, (сорока)километровый, (древне)русский, (фабрично)заводской, (хлопчато)бумажный, (двух)комнатный, (чугуно)литейный.

Открываем тетрадь Богдановой Г.А. стр.39, упр.79:

Один из учащихся читает задание: обозначьте в словосочетаниях главное слово и зависимое и образуйте от них прилагательные:

Дальний Восток – Древний Рим – (языки) восточных славян – Черные волосы – Длинные ноги (журавля) – Широкие плечи (юноши) – (дом) из крупных паилей –

Учитель спрашивает выборочно.

Ребята, сложные прилагательные, обозначающие оттенки цвета или сочетания цветов помогают «увидеть» разнообразие, разноцветие окружающего нас мира.

В произведениях И.А. Бунина – великого мастера слова – очень часто используются такие прилагательные (мы сегодня их уже рассматривали частично).

Выпишите из примеров, взятых из произведений писателя, сложные прилагательные вместе с существительными. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:

    (Зелено)серебристый свет,
    (Не)уловимый свет
    Восход…т над землёй.

    1. (Прозрачно)бледный, как весной,
      Сл…зит…ся снег (не)давней стужи.

      Вдруг молния всю чащу озарила
      Таинствен…ым и (бледно)синим светом.

    Там глыбы (ж…лто)пепельных камней.

    1. И ягоды (туманно)сини
      На можжевельнике сухом.

      Лишь море в летн…й штиль
      Все так же сыпл…т ласково на рифы
      (Лазурно)фосфорическую пыль.

    В семье г…рдились жеребц…м (сиво)железного цвета.

    1. Серп месяца, (мутно) красный и поникший на сторону,
      Покачивался на краю неба.

    На полянах, в солнечн…м блеске, сверкали паутинки и неподвижно рдели (светло)золотые клены.

    Слабо брезж…т (синевато)свинцовый свет угасающего дня.

Ученики выполняют самостоятельно, учитель у трех учеников проверяет, ставит отметки, с остальными проверяют вслух.

6. Итог урока

Давайте ещё раз проговорим правило, когда сложные прилагательные пишутся слитно, а когда раздельно:

Слитно пишутся сложные прилагательные, которые образованы на основе словосочетания.

Железнодорожный < железная дорога

Через дефис пишутся сложные прилагательные:

    обозначают оттенки цветов: жёлто-синий

    образованы от сложных существительных, которые пишутся через дефис: юго-западный< юго-запад

    Слово образовано от сочетания независимых слов: садово-огородный< сад и огород.

Есть слова, которые необходимо запомнить:

Общественно полезный Общественно-политический

7. Домашнее задание

Домашнее задание учитель записывает на доске. Домашнее задание на усмотрение учителя. Например, упр. 309. В одну колонку нужно выписать сложные прилагательные, в другую – прилагательные, которые пишутся через дефис. Один из учеников читает задание. Учитель выясняет, всем ли понятно, как выполнять упражнение.

Открытый урок русского языка в 6 классе

Тема урока. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

Тип урока – изучение нового материала.

Цели урока:

    образовательные: знать условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных, уметь правильно писать сложные прилагательные и обосновывать выбор слитного или дефисного написания;

    развивающие: совершенствовать орфографическую зоркость; развивать монологическую речь;

    воспитательные: воспитывать умение работать в группе, уважительное отношение к мнению одноклассников.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, листы самооценки, разноцветные фигуры, раздаточный материал.

Ход урока.

I . Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Ну, проверьте-ка, ребята, всё ль на месте, все ль в порядке: ручки, книжки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать, только лишь оценку пять.

Поэтому желаю вам интересной и плодотворной работы на уроке. А начнем урок с оформления тетрадей. Запишите в своих рабочих тетрадях число, классная работа.

II . Проверка домашнего задания.

    «Мозговой штурм».

Какую большую тему вы сейчас изучаете?

А что вы знаете об этой части речи мы и проверим. Поможет нам ромашка. Вы должны сказать, оторвав лепесток, правильное ли утверждение или нет?

    Имя прилагательное обозначает предмет.

    Изменяется по родам, числам, падежам. Это постоянный признак.

    Прилагательное богатый (опыт) является относительным, прилагательное мамины (руки) – качественным, прилагательное зимний (день) – притяжательным.

    В суффиксах прилагательных после шипящих и ц под ударением пишется Ё, в безударном положении Е.

    Если к прилагательному относятся слова далеко не, ничуть не и подобные, оно пишется с НЕ слитно. Если прилагательное с НЕ можно заменить синонимом без НЕ, оно будет писаться раздельно.

    Выборочный диктант.

Какая орфограмма, связанная с правописанием прилагательного, на сегодняшний момент вынесена для проверки на экзамен по русскому языку. (Н и НН в именах прилагательных.) Перед вами раздаточный материал №1. Укажите номера тех словосочетаний, в которых в прилагательном пишется НН.

    Деревя..ыми изделиями

    Ути..ый нос

    Обыкнове..ым резцом

    Стекля..ый графин

    Кожа..ый портфель

    Оловя..ый солдатик

    Песча..ый берег

    Лимо..ый сок

    Торфя..ое болото

    Традицио..ый танец

(Дети должны выписать номера 1, 3, 4, 6, 8, 10.)

    Взаимопроверка.

Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего одноклассника. Верните тетради. Прокомментируем ответы. (Работает один ученик.)

    Работа с листом самооценки (за два задания).

III . Изучение нового материала.

    Формулировка темы, цели и задач урока.

Сегодня на уроке нам с вами предстоит завершить знакомство с правописанием имен прилагательных.

Прочитайте текст.

Юго - западный ветер гнал сине - зеленые волны горько – соленого моря. На борту рыболовецкого судна стоял высокий седобородый человек и смотрел вдаль. На горизонте маячил трехмачтовый бриг. Над ним висели бело – розовые облака. Одно было похоже на огромную носорожью тушу.

Слова какой части речи у нас выделены?

Что отличает их от других прилагательных?

Почему они являются сложными?

Скажите, одинаково ли пишутся сложные имена прилагательные.

Выпишем имена прилагательные с существительными, к которым они относятся, распределив их на столбики: слитно / через дефис. Докажем, что прилагательные сложные. (Работают два ученика.)

Через дефис

Рыболовецкого судна

Юго-западный ветер

Седобородый человек

Сине-зеленый волны

Трехмачтовый бриг

Горько-соленого моря

Носорожью тушу

Бело-розовые облака

А мы можем объяснить, почему нет единообразия? Нет.

Поэтому попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Запишем в тетради тему урока. (Слайд)

Какова же цель урока, как вы думаете? (Знать условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных, уметь правильно писать сложные прилагательные и обосновывать выбор слитного или дефисного написания.) (Слайд)

Как будем достигать этой цели? Какие задачи необходимо для этого выполнить? (Познакомиться с теоретическим материалом, выполнять разные упражнения на отработку и закрепление правила.)

Итак, решаем первую задачу. Для этого разделимся на группы. У вас на столах есть материал с правилом. Изучите его. Первая группа готовится рассказать о слитном написании сложных прилагательных, вторая группа о дефисном написании сложных имен прилагательных.

    Защитное слово каждой группы.

    Самостоятельная работа в группах.

Вернемся к прилагательным из текста. У вас на столах раздаточный материал желтого цвета. Посовещайтесь в группе и приготовьтесь объяснить, почему одни прилагательные из текста пишутся через дефис, а другие слитно.

    Защитное слово каждой группы. (Теперь надо поменять комментарий: первая группа говорит о дефисном написании, вторая – о слитном.)

Посмотрите внимательно, что у нас получилось? А получилось по сути графическое обозначение орфограммы. Осталось правильно комментировать орфограмму. Послушаем, как это можно делать. (Учитель приводит пример рассуждения)

IV . Закрепление изученного материала.

    Физминутка.

Раз – подняться, потянуться.

Два – нагнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

    Выборочно-распределительное списывание.

1 группа выписывает словосочетания, в которых сложные прилагательные пишутся слитно.

2 группа выписывает словосочетания, в которых прилагательные пишутся через дефис.

Обратите внимание на числа в скобках. Выписываете словосочетания в столбик вместе с числом. Графически обозначаем орфограмму.

(Боле)утоляющее средство (8), (паро)ходный гудок (12), (растительно)животный мир (9), (зелено)золотистые поля (11), (железно)дорожная станция (14), (шести)струнная гитара (16), (северо)восточный ветер (13), (кисло)сладкий соус (17), (взлетно)посадочная полоса (20), (водо)проводный кран (20).

    Проверка.

Если все правильно выполнено, то в сумме должно получиться число 70.

(Боле)утоляющее средство (8),

(паро)ходный гудок (12),

(железно)дорожная станция (14),

(шести)струнная гитара (16),

(водо)проводный кран (20).

Через дефис:

(растительно)животный мир (9),

(зелено)золотистые поля (11),

(северо)восточный ветер (13),

(кисло)сладкий соус (17),

(взлетно)посадочная полоса (20).

Ребята, о чем вам говорит число 70? (В этом году мы будем праздновать 70 лет, как закончилась ВОВ.)

Зачем нужно помнить об этом событии?

    Работа с листом самооценки (вся работа в группе).

    Игра «Четвертое лишнее».

Нужно выписать только то словосочетание, которое является лишним.

    (Бумажно)картонный комбинат, (русско)немецкий словарь, (фруктово)ягодный сок, (трубо)проводный канал. (Образовано от сложного существительного, которое пишется слитно.)

    (Широко)плечий мужчина, (пяти)этажный дом, (бело)ствольная береза, (красно)оранжевый диск . (Обозначает оттенок цвета.)

    (Высоко)качественный товар , (пуле)метный огонь, (верто)летный гул, (лесо)парковая зона.

    (Серо)синий шарф, (светло)голубой берет, (кисло)сладкий чай , (иссиня)черный пояс. (Можно вставить союз И.)

    (Ярко)красный мяч, (влаго)защитный плащ , (юго)западный ветер, (шахматно)шашечный турнир. (Образовано на основе словосочетания.)

    Работа с листом самооценки.

    Найдите соответствие.

1 (синие)пресиние глаза

А Слитно, от существительного, которое пишется слитно

2 (трудо)любивый человек

Б Через дефис, от существительного, которое пишется через дефис

3 (северо)западное направление

В Через дефис, можно вставить союз И

4 (мясо)молочный продукт

Г Через дефис, обозначает оттенок цвета

5 (пеше)ходная дорожка

Д Слитно, образовано на основе словосочетания

Прокомментируем ответы.

Проверим при помощи ключа.

V. Итог урока.

Давайте вернемся к цели сегодняшнего урока.

Знать условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных, уметь правильно писать сложные прилагательные и обосновывать выбор слитного или дефисного написания.

Достиг ли каждый из вас цели?

    Тест (с использованием сигнальных карточек).

через дефис ?

А) (добро)желательный

Б) (северо)восточный

В) (двух)комнатный

В каком случае сложное прилагательное пишется слитно ?

А) (русско)немецкий

Б) (документально)художественный

В) (длинно)ногий

Сложное прилагательное кисло-сладкий пишется через дефис, потому что

А) можно вставить союз И

В) образовано от существительного, которое пишется через дефис

Сложное прилагательное вездеходный пишется слитно, потому что

А) можно вставить союз И

Б) образовано на основе словосочетания

В) образовано от существительного, которое пишется слитно

В каком случае сложное прилагательное пишется через дефис ?

А) (темно)каштановый

Б) (бело)ствольная

В) (пяти)летний

    Работа с листом самооценки.

    Рефлексия.

Посмотрите в свой лист-самооценки и скажите, как сегодня вы себя чувствовали на уроке. Для этого воспользуйтесь разноцветными фигурами.

Справлялся самостоятельно со всеми заданиями

Справлялся, но с помощью одноклассников, учителя

Требуется помощь со стороны учителя

А теперь закрасьте человечка на лестнице успеха, который говорит о вашем состоянии знаний по теме сегодняшнего урока.

VI . Домашнее задание.

Домашнее задание сегодня у вас разноуровневое. Вы сами оцениваете свои возможности и выполняете задание либо на 3, либо на 4, либо на 5.

Ребята, я рада, что мы с вами успешно изучили тему. Желаю вам успеха. Спасибо за урок!

Приложение 1 (домашнее задание)

ЗАДАНИЕ 1 (на «3»)
ПОСЧИТАЕМ?

Задание: Обведите номера слов, которые пишутся слитно. Сложите все их. В результате должно получиться число 86.

1. (Много)летний.
2. (Жилищно)строительный.
3. (Народно)освободительное движение.
4. (Механико)математический факультет.
5. (Восточно)Европейская равнина.
6. (Волго)Донское пароходство.
7. (Свеже)испеченный.
8. (Быстро)ходный.
9. (Пол)ночный.
10. (Девяти)летний.
11. (Древне)русский.
12. (Чисто)шерстяной.
13. (Седо)бородый.
14. (Ярко)красный.
15. (Северо)осетинское искусство.

ЗАДАНИЕ 2 (на «4»)
ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Задание: из сочетаний слов образуйте словосочетания «прилагательное + существительное», причем прилагательное должно быть сложным.

1. Машина, которая очищает хлопок.
2. Трубка, которая проводит пар.
3. Бумага, чувствительная к свету.
4. Завод, где строятся корабли.
5. Фабрика, на которой прядут шелк.
6. Средняя за год выработка.
7. Культура Древней Руси.
8. Ветер с северо-запада.
9. Рабочие фабрик и заводов.
10. Словарь русский и французский.
11. Государство буржуазное и помещичье.
12. Промышленность кожевенная и обувная.
13. Литература по сельскому хозяйству.
14. Секция шахматная и шашечная.
15. Завод, где ремонтируют вагоны.
16. Депо вагонное и паровозное.
17. Лицо матовое и бледное.
18. Лимоны желтые и янтарные.
19. Человек с бледным лицом.
20. Природа Дальнего Востока.
21. Лес из деревьев низкого роста.
22. Снасти для ловли рыбы.
23. Паруса разного цвета.
24. Бабочка с желтыми крыльями.
25. Орды татар и монголов.
26. Праздник общий для народа.
27. Девушка с голубыми глазами.
28. Его глубоко уважают.

ЗАДАНИЕ 3(на «5»)
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Задание: Распределите данные ниже слова в два столбика: с дефисным и слитным написанием. Объясните написание.

(Средне)месячная зарплата, (лево)бережная низменность, (мелко)масштабный, (робин)гудовские приключения, (обще)народный, (журнально)газетный, (крупно)габаритный, (научно)просветительский, (народно)поэтический, (учебно)вспомогательный, (умеренно)холодный, (медико)судебный, (словарно)технический, (общественно)исторические законы, (общественно)опасные элементы, (морально)устойчивый человек, (научно)популярный, (сто)километровый, (стихийно)бунтарский, (темно)глазый, (темно)волосый, (темно)серый, (фруктово)ягодный, (слабо)кислый, (словарно)грамматический, (овоще)консервный, (военно)административный, (научно)исследовательский, (средне)азиатский, (шахматно)шашечный.

Приложение 2

Работа в группе

«4 лишнее»

Соответствие

Оценка учителя

Лист самооценки учени____ 6 класса _______________________

Работа в группе

«4 лишнее»

Соответствие

Оценка учителя

23-24 отлично («5») 22-18 хорошо («4») 17-10 удовлетворительно («3»)

III. Имена прилагательные

§ 80. Пишутся слитно сложные имена прилагательные:

1. Образованные от слитно пишущихся сложных имен существительных, например: водопроводный (водопровод), земледельческий (земледелец, земледелие), новосибирский (Новосибирск).

2. Образованные из сочетаний слов, по своему значению подчиненных одно другому, например: железнодорожный (железная дорога), народнохозяйственный (народное хозяйство), естественнонаучный (естественные науки), сложноподчиненное (сложное по способу подчинения), рельсопрокатный (прокатывающий рельсы), общенародный (общий для народа), полезащитный (образующий защиту для полей), металлорежущий (режущий металл); сюда же относятся обозначающие единое понятие образования (в том числе и терминологические) из наречия и прилагательного (или причастия), например: малоупотребительный, близлежащий, животрепещущий, глубокоуважаемый, свежеиспеченный, ясновидящий, сильнодействующий, дикорастущий, вечнозеленый, гладкокрашеный .

Примечание. Сложные прилагательные, в состав которых входят наречия, не следует смешивать со словосочетаниями, состоящими из наречия и прилагательного (или причастия) и пишущимися раздельно, например: диаметрально противоположный, прямо противоположный, чисто русский, детски наивный, плохо скрываемый, отчетливо выраженный .

3. Употребляемые в качестве терминов и образованные из двух или трех основ, независимо от характера последних, например: грудобрюшная (преграда), индоевропейские (языки), древневерхненемецкий (язык), двууглекислый (газ); также – глухонемой .

§ 81. Пишутся через дефис сложные имена прилагательные:

1. Образованные от существительных, пишущихся через дефис, от личных именований – сочетаний имен и фамилий, а также от названий населенных пунктов, представляющих собой сочетания имен и фамилий, имен и отчеств, например: дизель-моторный, социал-демократический, бурят-монгольский, северо-восточный, алма-атинский, орехово-зуевский, нижне-масловский, усть-абаканский, ромен-роллановский, вальтер-скоттовский, лев-толстовский, ерофей-павловичский .

Примечание 1. Пишется слитно прилагательное москворецкий .

Примечание 2. Имена прилагательные, образованные от имен собственных, пишущихся через дефис, и имеющие приставку, отсутствующую у существительного, пишутся слитно, например: приамударьинский, заиссыккульский .

2. Образованные из двух или более основ, обозначающих равноправные понятия, например: беспроцентно-выигрышный, выпукло-вогнутый, партийно-комсомольский, садово-огородный, мясо-молочный, англо-японский, русско-немецко-французский (словарь), сине-бело-красный (флаг).

3. Образованные из двух основ и обозначающие: а) качество с дополнительным оттенком, например: раскатисто-громкий, горько-соленый ; б) оттенки цветов, например: бледно-розовый, ярко-синий, темно-русый, черно-бурый, синевато-голубой, золотисто-желтый, пепельно-серый, бутылочно-зеленый, лимонно-желтый, изжелта-красный .

4. Входящие в состав географических собственных имен и начинающиеся с восточно-, запад-но-, северно- и северо-, южно- и юго- , например: Западно-Казахстанская область, Восточно-Китайское море, Южно-Африканский Союз .

Примечание 1. Прилагательные, образованные из двух или более основ, не подходящие под перечисленные правила, пишутся через дефис, например: литературно-художественный (альманах), политико-массовая (работа), словарно-технический (отдел), подзолисто-болотный, рыхло-комковато-пылеватый, удлиненно-ланцетовидный .

Примечание 2. Через дефис пишутся также слова, первой составной частью которых являются сам-, сама- , например: сам-друг, сам-трете й, сам-пят, сама-пята .

Значительную часть русской орфографии занимают правила дефисного, раздельного и слитного написания словоформ. Сложные прилагательные, примеры правописания которых будут приведены в статье, иллюстрируют правила орфографии русского языка.

Сложное слово - что это?

В лексическом арсенале русского языка есть простые слова, состоящие из одного корня, одной основы (синий, юный, красный, осенни й). Если слово состоит из нескольких основ или частей основ, то оно считается сложным. Сложные прилагательные, примеры которых даны ниже в таблицах, состоят из двух корней.

Сложное слово: способы образования

Образуются тремя основными способами: сложение, сращение, аббревиация.

Сложные слова: способы образования
Способ Описание Сложные существительные и сложные прилагательные: примеры
Сложение Морфологический при котором сложное слово образуется путем слияния основ с помощью гласной (соединительная гласная О следует за твердыми согласными, гласная Е - за мягкими). шерстоткацкий, плотоядный, кровеносный, дальнеструйный
Сращение Лексико-синтаксический способ: в сложное сливается целое сочетание слов без соединительных гласных. двухэтажный (из двух этажей), сорокадневный (из сорока дней), сумасшедший (с ума сошедший)
Аббревиация Условно-фонетический способ: сложное слово (существительное) образуется из сочетаний слов, но, в отличие от сращения, соединяются лишь части основ: слоги, буквы. универмаг, зарплата, КамАЗ, НАТО, ЕГЭ

Сложные прилагательные: слитное написание

Правописание сложных прилагательных подчиняется ряду правил орфографии, иллюстрируют их сложные примеры которых даны в таблицах ниже.

При этом сложные прилагательные могут писаться через дефис и слитно или являться частью словосочетания, где прилагательное не часть сложного слова.

Правописание сложных имен прилагательных
Правило Сложные прилагательные: примеры
Слитно
1 При образовании сложного от сложного которое пишется слитно. нефтепровод - нефтепроводный, пароход - пароходный
2 При образовании сложного прилагательного из подчинительного сочетания слов, в том числе из словосочетаний "существительное +прилагательное", называющих географические объекты. горнолыжный - горные лыжи, естественнонаучный - естественные науки, среднесуточный - средний за сутки; лысогорский - ягоднополянский - Ягодная Поляна
3 Если имя прилагательное обозначает научный термин или является специальным словом. чешуйчатокрылые, живородящие, млекопитающие, молочноконсервный, хлебопекарный, геологоразведочный
4 Если первая часть сложного слова следующая: высоко-, выше-, глубоко-, густо-, круто-, крупно-, легко-, мало-, мелко-, много-, низко-, ниже-, остро-, плоско-, сильно-, слабо-, толсто-, тонко-, трудно-, тяжело-, узко-, широко- . Если при таких элементах есть пояснительные слова, то написание раздельное. малоизученный (но: мало изученные студентами), трудновыводимый (но: трудно выводимые из организма), широкоизвестный (широко известный за границей)
5 обще-, верхне-, средне-, нижне-, древне-, ранне-, поздне-. общепринятый, среднерусский, нижневолжский, древнеанглийский, раннеспелый, позднескифский

Сложные прилагательные: написание через дефис

Множество пишутся полуслитно. Правила постановки дефиса и сложные слова-прилагательные (примеры) даны в таблице ниже.

Правило Сложные прилагательные через дефис: примеры
Через дефис
1 При образовании сложного имени прилагательного от сложного имени существительного, которое пишется через дефис. северо-западный - северо-запад, социал-демократический - социал-демократия, иссык-кульский - Иссык-Куль (но: заиссыккульский, так как есть приставка)
2 Если прилагательное образовано от двух имен собственных, например, от двух фамилий или имени и фамилии. Исключением являются восточные фамилии. пушкино-гоголевский, лев-толстовский, жюль-верновский (но: джекичанская, хошиминский)
3 Если прилагательное образовано путем слияния нескольких равноправных слов (между ними можно поставить союз и или но ). выпукло-вогнутый, яблочно-сливовый, русско-китайский, экспрессивно-эмоциональный
4 Если прилагательное образовано путем слияния нескольких равноправных, но неоднородных слов. официально-деловой, электронно-вычислительный, сравнительно-исторический
5 Если первая часть сложного слова - это военно-, народно-, массово-, учебно-, научно-. военно-юридический, народно-освободительный, массово-спортивный, учебно-методический, научно-технический
6 Если прилагательное отражает оттенок цвета. серо-зеленый, желто-синий, глубоко-черный
7 Сложные прилагательные-топонимы. Западно-Корейский, Северо-Осетинский, Южно-Уральский

Словосочетание "наречие+прилагательное"

Сложные слова - прилагательные, примеры которых даны выше, бывает трудно отличить от схожих словосочетаний.

Так, морально-этическое - это прилагательное, а морально во спитанный - словосочетание, где к наречию можно задать вопрос: "В каком отношении?"

Правописание сложных прилагательных: примеры из литературы

В произведениях художественной литературы широко используются сложные прилагательные.

Они позволяют точно описать объект, выделить его из окружения; они вносят в текст уникальность. Например, в рассказах И. А. Бунина множество индивидуальных эпитетов - сложных прилагательных: дымчато-лиловая даль, мутно-молочный туман, матово-бледная листва, сизокрылые орлы, нахально-красивая женщина, светло-золотые клены, худощаво-широкоплечий доктор, металлически-звонкие крики и другие.

Рассказать друзьям