Мелодия регистр. Основные элементы музыкального языка. Мкоу «бородинская сош»

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Мелодия является душой композиции, она позволяет понять настроение произведения и передать чувства грусти или веселья, мелодия может быть скачкообразной, плавной или отрывистой. Все завит от того, как её видит автор. Темп

Темп определяет скорость исполнения, которая выражается в трех скоростях: медленный, быстрый и умеренный. Для их обозначения применяют термины, которые пришли к нам из итальянского языка. Так, для медленного - адажио, для быстрого - престо и аллегро, а для умеренного - анданте. Кроме того, темп может быть оживленным, спокойным и др.

Ритм и размер как средства музыкальной выразительности определяют настроение и движение музыки. Ритм может быть разным, спокойным, равномерным, отрывистым, синкопированным, четким и др. Так же, как и ритмы, окружающие нас в жизни. Размер нужен для музыкантов, которые определяют, как играть музыку. Их записывают дробями в виде четвертей.

Лад в музыке определяет её направление. Если это минор, то она печальная, грустная или задумчиво-мечтательная, может быть ностальгическая. Мажор соответствует веселой, радостной, ясной музыке. Лад может быть и переменным, когда минор сменяется

Тембр окрашивает музыку, поэтому музыка может характеризоваться как звонкая, темная, светлая и пр. Каждый музыкальный инструмент обладает своим тембром, также как и голос конкретного человека

Регистр музыки подразделяется на низкий, средний и высокий, но это важно непосредственно музыкантам, которые исполняют мелодию, или экспертам, которые проводят анализ произведения Такие средства, как интонация, акцент и пауза позволяют четко понять, что хочет сказать композитор.

ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ,

ИХ РОЛЬ В СОЗДАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

Музыка – это специфическая форма художественного отражения действительности в музыкальном образе. Существует гипотеза, что музыка произошла из выразительной человеческой речи. Музыкальный образ создаётся с помощью средств музыкальной выразительности:

ТЕМП – скорость исполнения музыки.

ТЕМБР – окраска звука. При определении тембра преобладают слова ассоциативного значения (прозрачная, стеклянная, сочная, бархатная музыка).

ИНТОНАЦИЯ – несёт в себе основное смысловое ядро в музыке, поэтому наиболее важна. Интонация в широком смысле – это развёртывание всего музыкального произведения от начала до конца, интонирование музыкального произведения. Интонация секунды определяет направление музыкального произведения.

РИТМ – последовательность звуков, различных по длине.

ЛАД – эмоциональная окраска звуков, сочетание звуков по высоте (мажор, минор)

РЕГИСТРЫ – высокие, средние, низкие.

ЖАНР – вид художественного творчества, связанный с породившей его исторической действительностью, жизнью и бытом людей (песня, танец, марш – «3 кита» - Кобалевский).

Музыка близка эмоциональной натуре ребёнка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становятся переживания.

Музыка – величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию. Она способна вдохновить, зажечь человека, вселить в него дух бодрости и энергии, но может и привести в состояние тоски, скорби или тихой грусти.

Учитывая огромное воздействие музыки на эмоции и стремление ребёнка понять и почувствовать её содержание, особенно важно использовать музыкальные произведения, художественно конкретно отображающие близкую и доступную ему действительность. Известно, что одним из источников возникновения музыкальных образов являются реальные звучания природы и человеческой речи – всё то, что воспринимает слух человека в окружающем мире.

Развиваясь в процессе звукового общения, музыка была вначале неразрывна с речью и танцем. Она приспосабливалась к ритму трудовых движений, облегчала их, объединяла людей единым стремлением. Как живописец подражает формам и краскам природы, так и музыкант подражает звучанию – интонациям, тембру, модуляциям голоса. Однако суть музыки не в звукоподражаниях и изобразительных моментах. Музыкальный образ лишён непосредственной, конкретной видимости, но он динамичен по своей природе и обобщённо, звуковыми средствами выражает существенные процессы жизни. «Эмоциональное переживание и окрашенная чувством идея, выражаемые через звуки особого рода, в основе которых лежит интонация человеческой речи, - такова природа музыкального образа». (Бореев Ю.Б.)

Воздействуя на чувства и мысли людей, музыка способствует эмоциональному познанию окружающей действительности и помогает её преобразованию, изменению. При помощи своего эмоционального языка музыка воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его.

Одним из главных средств создания музыкального образа является мелодия, организованная ритмически, обогащённая динамикой, тембром и т.п., поддерживаемая сопутствующими голосами.

Музыкальные образы создаются при помощи комплекса средств музыкальной выразительности и являются эмоциональным отражением образов реального мира.

Особенность музыки, её эмоциональная сила заключается в способности показать богатый мир чувств человека, возникших под воздействием окружающей жизни. «Музыка через раскрытие человеческих переживаний отражает породившую их жизнь». (Ванслов В.В.)

Характер воздействия музыкального сочинения зависит от того, насколько конкретизировано его содержание. С этой точки зрения различают музыку со словесным текстом, программную и непрограммную чисто инструментальную музыку (программная музыка снабжена словесной программой, раскрывающей её содержание).

Непрограммная музыка выражает только эмоциональное содержание. Но это содержание обязательно есть. Им определяются особые познавательные возможности музыкального искусства.

Музыка не даёт новых конкретных фактических знаний, но она может углубить имеющиеся, эмоционально насытив их.

3.Понятие

Купле́т (фр. couplet) - часть песни, включающая одну строфу текста и одно проведение мелодии (напева).

Куплет повторяется в течение песни с новыми строфами поэтического текста, при этом мелодия может оставаться неизменной или слегка варьироваться. В результате образуется так называется куплетная форма, лежащая в основе строения большинства музыкальных произведений песенного жанра.

1) Начало пения; запевание.

2) Начало хоровой песни или каждого ее куплета, исполняемое солистом.

3) Начало былины, обычно не связанное с ее основным содержанием, необходимое для привлечения внимания слушателей; зачин.

часть куплетной песни, исполняемая в конце куплета, в хоровой песне - хором после сольного Запева. В отличие от запева, текст которого в каждом куплете обновляется, П. обычно поётся на один и тот же текст. Для П. характерны простота напева, ритмическая чёткость. Часто текст П. представляет выражение общей идеи, лозунг, обращение (особенно в революционных и массовых песнях). Во многих случаях П. каждый раз исполняется дважды, что придаёт ему особую весомость. Соотношение «запев - припев» переносится и в инструментальную музыку, - возникает двухчастная форма, вторая часть которой часто также повторяется, Рондо или рондообразная форма (см. Музыкальная форма).

№4. Понятие о бесписьменной и письменной музыкальной культуре. Особенности фольклорного музыкального искусства как явления, его черты как специфического пласта музыкальной культуры: устность, вариантность и вариативность, наличие типовых напевов, синкретичность и др.

Сущность и специфика фольклора как явления, особенности музыкального языка Проблема формирования национального самосознания как основы сохранения национального своеобразия культуры в современных условиях мировой глобализации несомненно заслуживает пристального внимания уже на первоначальном этапе постижения культуры человеком – в период дошкольного детства. И фольклор (народная мудрость), и авторские произведения искусства выступают незаменимыми средствами воздействия на чувства и сознание дошкольника, поэтому любая сфера воспитания, в том числе воспитания музыкально-эстетического, предполагает использование образцов национальной культуры и, в первую очередь, музыкального фольклора. Музыкальный фольклор - это совокупность песенного, танцевального, инструментального творчества народа. Фольклор является более древним пластом музыкальной культуры, чем музыка композиторская. Это бесписьменная музыкальная культура, которая значительно отличается от письменной. Фольклор обладает рядом особенностей, учет которых позволяет эффективно использовать его в музыкальном развитии детей дошкольного возраста. 1. Для фольклорной традиции характерна устность, передача от человека к человеку, из поколения в поколение. В связи с устностью в произведениях фольклора используются частые повторы мелодических оборотов и текстов (в расчете на ограниченные возможности памяти человека), лаконичная музыкальная форма. Эти особенности делают музыкальный фольклор доступным детям дошкольного возраста. 2. В результате устности в фольклоре сложились такие черты как вариативность, вариантность. Вариантность подразумевает существование многих схожих вариантов одного образца в пространстве (различные регионы) и во времени. Вариативность - изменение образца во время его исполнения (в зависимости от возможностей исполнителя). Эти черты фольклора позволяют использовать его произведения в качестве бесценного материала для развития музыкально- творческих способностей дошкольников. Разучиваемый с дошкольниками фольклорный образец является моделью, на основе которой ребенок может импровизировать, создавать свои варианты, не вступая при этом в противоречие с самой природой фольклора. 3. В результате устности в фольклоре зафиксировались типовые мелодии, ритмы, тексты, которые переносятся из одного образца фольклора в другой, часто являются признаками жанра (терцовый лад в колыбельных песнях, распетый пятый слог во фразах колядных песен, текстовые рефрены «Шчодры вечар, добры вечар», «Каляда», «Агу, вясна!» и др.). Дошкольники, знакомясь с рядом традиционных напевов, усваивают «лексику» и «грамматику» национального музыкального (как и вербального) языка. В этом процессе обогащается музыкальный интонационный словарь ребенка, а фольклор становится для него узнаваемым (в результате частой повторяемости) и близким явлением. 4. Для фольклора (особенно раннего пласта) характерна синкретичность - слитность всех его элементов (пения, движения, использования инструментов, игрового начала). Мировосприятие ребенка также синкретично, виды музыкальной деятельности дошкольника тесно связаны между собой. Таким образом, фольклорный репертуар соответствует возрастным возможностям и потребностям ребенка дошкольного возраста

4.Понятие

Инструментальная музыка - музыка, исполняемая на инструментах, без участия человеческого голоса. Различают сольную, ансамблевую и оркестровую инструментальную музыку. Широко распространена в классической музыке, джазе, электронной музыке, нью-эйдже, пост-роке и т. д.

Мир музыки богат и разнообразен. Чтобы увидеть красоту этого мира, нужно научиться понимать музыку, изучить музыкальный язык и разобраться в средствах музыкальной выразительности .

Когда мы слушаем музыку, затрагивающую струны нашей души, мы не анализируем ее, не раскладываем на отдельные составляющие. Мы слушаем, сопереживаем, радуемся или печалимся. Для нас музыка – единое целое. Но чтобы лучше понять произведение, нам следует иметь представление об элементах музыки и о выразительных средствах музыки.

Музыкальные звуки

Музыкальные звуки, в отличие от шумовых звуков, имеют определенную высоту и длительность, динамику и тембр. К музыкальным звукам применимы понятия метр и ритм, гармония и регистр, лад, темп и размер. Все эти элементы – средства музыкальной выразительности.

Элементы музыкальной выразительности
Мелодия

Иногда мы ловим себя на мысли, что в голове у нас звучит навязчивый мотив, или мы напеваем понравившуюся песенку. В этих случаях звучит мелодия – одноголосно выраженная музыкальная мысль. Звучащая без аккомпанемента мелодия может быть самостоятельным произведением, например, народные песни. И характер этих песен разнообразен – от грустных, скорбных, печальных до веселых, удалых. Мелодия – основа музыкального искусства, в ней, как уже было сказано, выражается музыкальная мысль.

У мелодии есть свои законы строения. Мелодия складывается из отдельных звуков, но между этими звуками существует взаимосвязь. Звуки могут быть разными по высоте – низкими, средними, высокими. Они могут быть долгими и короткими. Если в основе мелодии долгие, выдержанные звуки, то мелодия звучит неторопливо, повествовательно. Если мелодию составляют короткие звуки, она превратится в подвижное, стремительное и кружевное полотно.

Лад

Есть звуки устойчивые и неустойчивые. Устойчивые звуки звучат ясно, они опорные, а неустойчивые – звучат настойчиво. Остановка мелодии на неустойчивом звуке требует продолжения и перехода в устойчивые звуки. Или как говорят: неустойчивые звуки стремятся перейти в звуки устойчивые. Взаимосвязь неустойчивых и устойчивых звуков — основа музыкальной речи. Соотношение неустойчивых и устойчивых звуков образует лад . Лад определяет порядок, систему и превращает ряд звуков в осмысленную мелодию.

Ладов в музыке много, на самые распространенные – мажорный и минорный лады. От лада зависит характер мелодии. Если мелодия в мажоре – она бодрая и веселая, если же в миноре – звучит грустно и печально. Мелодия может быть напевной, а может быть декламационной, похожей на человеческую речь – речитатив.

Регистры

По характеру звучания звуки делятся на регистры – верхний, средний, нижний .

Звуки среднего регистра звучат мягко и полнозвучно. Низкие звуки – мрачные, гулкие. Высокие звуки – светлые и звонкие. С помощью высоких звуков можно изобразить щебет птиц, капель, рассвет. Например, у Глинки в песне «Жаворонок» в высоком регистре рояля звучит мелодия с короткими длительностями, мелкими украшениями. Эта мелодия напоминает птичьи переливы.

С помощью низких звуков мы можем изобразить медведя в малиннике, раскаты грома. Мусоргский, например, очень правдоподобно изобразил тяжелую повозку в пьесе «Быдло» из «Картинок с выставки».

Ритм

Мелодии присущ порядок не только по звуковысотности, но и по времени. Соотношение звуков по длительности называется ритмом . В мелодии мы слышим, как чередуются долгие и короткие звуки. Ровные звуки в спокойном темпе – мелодия плавная, неторопливая. Разнообразные длительности – чередование долгих и коротких звуков – мелодия гибкая, прихотливая.

Ритму подчиняется вся наша жизнь: ритмично бьется сердце, ритмично наше дыхание. Ритмично чередуются поры года, сменяются день и ночь. Ритмичны шаги и стук колес. Равномерно движутся стрелки часов и мелькают кадры фильма.

Движение Земли определяет ритм всей нашей жизни: в сутках 24 часа – за это время Земля совершает оборот вокруг своей оси. А один оборот вокруг Солнца Земля совершает за год.

Есть ритм и в музыке. Ритм – важный музыкальный элемент. Именно по ритму мы можем различить вальс, польку, марш. Ритм может быть самым разнообразным благодаря чередованию длительностей – долгих или коротких.

Метр

При всем разнообразии ритма отдельные звуки в мелодии – ударные, более тяжеловесные и появляются через равные промежутки времени. В вальсе, например, мы слышим чередование – раз, два, три. И зрительно ощущаем поворот кружащейся в танце пары. А когда движемся под звуки марша, мы чувствуем равномерное чередование – раз, два, раз, два.

Чередование сильных и слабых долей (ударных и более легких безударных) называется метром . В вальсе мы слышим чередование трех долей-шагов – сильной, слабой, слабой – раз, два, три. Доля – это быстрота счета, это равномерные удары-шаги, выраженные, в основном, четвертными длительностями.

В начале произведения указывается размер произведения, например, две четверти, три четверти, четыре четверти. Если размер три четверти, то это означает, что в произведении будут постоянно повторяться три доли-удара: первая – сильная, ударная, вторая и третья – слабые, безударные. И каждая доля-шаг будет равна четвертной длительности. А в каком темпе будут двигаться доли-шаги — композитор указывает в начале произведения – медленно, быстро, спокойно, умеренно.

Сегодня мы поговорили о средствах музыкальной выразительности – мелодии, ладе, регистрах, ритме и метре. разберем музыкальные средства выразительности: темп, гармонию, нюансы, штрихи, тембр и форму.

До встречи!

С уважением, Ирина Анищенко

Мы продолжаем наш цикл статей по теории музыки, и сегодня речь пойдет о том, что такое лад, тональность и интервалы в музыке.

В прошлой статье мы с вами изучили нотное письмо и увидели, как в целом выглядит музыка в письменном виде, и какая нота за какой звук отвечает. Чтобы вам было проще вовлечься в данный урок, давайте вспомним с вами то, как выглядит звукоряд:

То, что вы видите на картинке выше – это гамма До мажор. О том, почему она называется именно “До мажор” речь пойдет немного позже. А сейчас мы с вами поговорим о гамме.

Гамма – это звукоряд, ступени которого находятся на расстоянии в один тон либо в полутон друг от друга. Обычно гаммы играют музыканты для разогрева и для развития моторики пальцев.

Ступени гаммы от первой и до седьмой нумеруются римскими цифрами.

Каждая ступень лада имеет свое название:

  • I ступень – тоника (Т)
  • II ступень – нисходящий вводный звук
  • III ступень – медианта (средняя)
  • IV ступень – субдоминанта (S)
  • V ступень – доминанта (D)
  • VI ступень – субмедианта (нижняя медианта)
  • VII ступень – восходящий вводный звук

Вы наверняка понимаете, что ноты в музыке находятся в определенном соотношении между собой. Поэтому нельзя просто ударить по струнам гитары или обвалиться на клавиши фортепиано, чтобы получилась ласкающая слух мелодия. И прежде всего это самое соотношение выражается в том, что в музыке существуют звуки, которые будто бы выделяются из общей массы нот. Такие звуки называются устойчивыми и зачастую завершают мелодию.

Но и среди устойчивых звуков есть свой лидер – тоника. Она является основной опорой всей мелодии. На примере ниже вы можете послушать мелодию без тоники:

Кажется, что чего-то не хватает, правда? Хочется закончить мелодию.

И, конечно же, в противовес устойчивым звукам существуют и неустойчивые. Неустойчивые тяготеют к устойчивым звукам, стремятся соединиться с ними. И переход неустойчивого звука в устойчивый – это разрешение .

Итак, мы с вами поняли, что существует определенная закономерность, по которой строится музыка. И эта закономерность называется ладом. Лад всегда лежит в основе любой музыкальной композиции и именно он организовывает все звуки в музыке, придает мелодии характер.

Чтобы продолжить наш рассказ о ладах, нам нужно немного отвлечься и рассказать вам об интервалах.

– это одновременное или последовательное сочетание звуков. Одновременный интервал называется гармоническим, а последовательный – мелодическим. Нижний звук интервала – это его основание, а верхний – вершина. На примере левый интервал – гармонический, а правый – мелодический.

Мелодические интервалы могут быть как восходящими (то есть читаются снизу вверх), так и нисходящими (то есть наоборот). Гармонические же интервалы читаются только снизу вверх.

Интервалы, которые образуются в пределах одной октавы, называются простыми. И всего их восемь:

  1. Прима
  2. Секунда
  3. Терция
  4. Кварта
  5. Квинта
  6. Секста
  7. Септима
  8. Октава

Но все простые интервалы также делятся. Мы же помним о том, что расстояние между соседними ступенями может равняться тону или полутону. Отсюда следует, что некоторые интервалы могут быть двух видов:

  1. Чистая прима – 0 тонов
  2. Малая секунда – 1/2 тона
  3. Большая секунда – 1 тон
  4. Малая терция – 1 и 1/2 тона
  5. Большая терция – 2 тона
  6. Чистая кварта – 2 и 1/2 тона
  7. Увеличенная кварта – 3 тона
  8. Уменьшенная квинта – 3 тона
  9. Чистая квинта – 3 и 1/2 тона
  10. Малая секста – 4 тона
  11. Большая секста – 3 и 1/2 тона
  12. Малая септима – 5 тонов
  13. Большая септима – 5 и 1/2 тона
  14. Чистая октава – 6 тонов

Не будем вас более перегружать подробностями об интервалах. Заметим только, что интервалы делятся на консонирующие и диссонирующие. Консонанс – это сливающееся, согласное звучание. Диссонанс – это резкое, не сливающееся звучание, ну или попросту “неприятное”.

Консонирующие интервалы:

1. Весьма совершенный консонанс:

  • Чистая прима
  • Чистая октава

2. Совершенный консонанс:

  • Чистая кварта
  • Чистая квинта

3. Несовершенный консонанс:

  • Малая терция
  • Большая терция
  • Малая секста
  • Большая секста

К диссонирующим интервалам относятся все остальные.

Теперь вернемся к ладам. Лады бывают разными, но мы с вами разберем самые основные: мажорный и минорный.

(в дословном переводе – больший лад) – это лад, устойчивые звуки в котором образуют мажорное (большое) трезвучие, то есть созвучие, которое состоит из трех звуков. Звуки мажорного трезвучия располагаются по терциям: между нижним и средним звуками находится большая, а между средним и верхним – малая. Между верхним и нижним же образуется чистая квинта. Мажорное трезвучие, которое строится на тонике (то есть на первой ступени лада) – это тоническое трезвучие.

В таком ладу неустойчивые звуки находятся между устойчивыми. Мажорный лад состоит из семи ступеней, а последовательный звукоряд лада – это и будет гамма, о которой мы говорили выше.

В мажорном ладу интервалы между ступенями располагаются таким образом: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.

Минорный лад (меньший лад) – это лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие. Минорное трезвучие состоит из малой терции между нижней и средней ступенью, и большой между средней и верхней.

В минорном ладу интервалы располагаются так: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.

На слух минорный и мажорный лады довольно легко отличить друг от друга. Если мелодия звучит весело и энергично – то это мажорный лад, ну а если вы слышите грустную и плавную мелодию – то это минорный лад.

Тональность – это высота, на которой расположена тоника лада. Название тональности соответствует названию ее лада, к примеру: До мажор, Ре минор и т.д.

Предположим, что вы решили спеть ту или иную песню, но она оказалась вам слишком низкой для вашего голоса. Поэтому нам нужно переписать мелодию в более высокой тональности. Для этого нужно переписать все ноты на нужное количество тонов выше. Но стоит учитывать, что существуют тональности, и выходить за их пределы – равносильно созданию диссонанса. Если вам интересно, как переносить мелодию из одной тональности в другую – напишите об этом в комментариях, и мы подробно разберем эту тему в следующей статье.

Музыкальный образ — это комплекс выразительных средств , которые воздействуют на слушателей своими специфическими характеристиками. Основные мысли, чувства музыкального образа передает:

1) мелодия. Образ обогащается и другими элементами музыкальной речи — 2) строем, 3) гармонией, 4) динамикой, 5) приемами подачи музыкального материала, 6) конструкцией самого произведения.

Выразительные средства, создающие музыкальный образ, вызывают ассоциации с явлениями жизни, переживаниями человека. Какое волнующее чувство вызывает, например, герой оперы Бородина князь Игорь, который стремится к свободе, борьбы во имя своей родины! Или стремительная мелодия, которая передает почти очевидно полет шмеля из оперы «Сказка о царе Солтане» Римского-Корсакова! Понятно, что соединение выразительных средств музыки со словом (в песне, опере), с сюжетом (в программном произведении), с действием (в спектакле) делает музыкальный образ более понятным, конкретным. Но даже без связи с литературным текстом инструментальное произведение, не имеющее программы, названия, дает возможность почувствовать, представить содержание музыкального образа.Многие музыковеды говорят о сходстве словесной и музыкальной речи. Эта идентичность наблюдается и в интонации, и в движении, и в дроблении этого движения (паузы, фразы, предложения). Музыкальный и словесный язык объединяет интонационная природа музыки, ее своеобразные «вопросы» и «ответы», взволнованные или спокойные «рассказ», «зов» и др. Непосредственно с музыкальным образом связаны понятия четкость и изобразительность в музыке.

«Не может быть художественного образа без внешней конкретизации его содержания, выступающего в красках, формах, линиях, звуках». Четкое содержание произведений должен быть «выраженное» отображаться в определенных интонационных оборотах, мотивах с присущей им мелодикой, ритмом, гармонией. Существует тесная связь четкой и изобразительной функции искусства.

Основные средства музыкальной выразительности

Музыка существует во времени, а одна из свойств звука — его длина. Звук всегда занимает некоторое время. С временной природой музыки связана одна из заметных, хотя и самых общих ее выразительных средств — скорость, темп. Вместе с другими средствами музыки он во многом определяет ее облик, настроение, передавая те эмоции, мысли, чувства, которые заложены в произведении. Спокойная музыка идет в медленном темпе, тогда когда драматический характер будет требовать быстрого темпа. В медленном темпе написана музыка, в которой передается состояние покоя (романс «Островок» Рахманинова), или возвышенные эмоции («Чакона» Баха), или горестные интонации (« Мелодия Глюка, первая часть» Лунной сонаты " Бетховена) .
Средний темп — достаточно нейтральный и встречается в музыке разных настроений. Быстрый темп встречается при передаче неразрывного движения («Полет шмеля» Римского-Корсакова, «Попутная песня» Глинки, многие этюды). Быстрая музыка передает светлое, праздничное настроение, кипучую энергию и т.д. Быстрый темп используется и в музыке драматической, внутренне напряженной.

В чувстве темпа важны не все звуки, а только те, которые имеют акценты, более «тяжелые». В любой музыке периодически возникают акценты, а между ними слабые, который в человеческом языке ударные слоги чередуются с безударными. И чувство темпа зависит от времени, которое проходит между соседними акцентированными звуками. Акценты организуют время в музыке, разделяя его на определенные расстояния.

Такая организация звуков, построенная на акцентировке на некоторых звуках называется метром. Другими словами, метр — определенная последовательность акцентируемых и не акцентируемых звуков. Метры бывают строгие и свободные. Расстояние между двумя ближайшими сильными звуками называется тактом (такты отделяются вертикальными линиями).
Небольшие, относительно самостоятельные части мелодии, в которых вокруг одного сильного звука объединяются несколько более слабых, составляют мотив. Сильный звук мотива может быть как в начале, так и в середине, и в конце (как в стихотворной стопе).

Определяют различные мотивы: хореичные (хорей) — с ударением на первой ноте, ямбические, начинающиеся с затакта и идущие к сильной доле (тема судьбы из Пятой симфонии Бетховена). Объединение мотивов по два, три создает более широкие построения — фразы. Фраза содержит два, а то и три акцентируемых звука. Фраза дает возможность чувствовать не только темп музыки, но и качество метра, в частности размер. Величину такта или его размер составляет сильная доля вместе со слабыми долями, например, в вальсе три доли (первая сильная, вторая — слабая).

Не всегда каждой доле такта соответствует единственный звук мелодии, обычно мелодия состоит из звуков разной длины, которые могут быть как равными долями такта, так и большими или меньшими. Для ясности музыки также важно соотношение длинных и коротких нот — музыкальный ритм. Ритмических рисунков великое множество в сравнении с размером.

Ритм простой встречается часто, он менее индивидуален. Индивидуальность присуща только развитым и разнообразным ритмическим рисункам. Ровный ритм придает музыке размерность, уравновешенность (детская песенка «Серенький козлик», медленная часть Четвертой симфонии Чайковского).

Более сложный ритм — единственный удлинненный звук и два коротких (хор «Слався» из оперы «Иван Сусанин» Глинки). Часто используется в музыке пунктирный ритм также сочетается с метром. Этот ритм характерен для сочинений маршевого и танцевального направления. В маршах и сочинениях маршевого состава иногда слабые доли (особенно затакты) раздробляются, создавая пунктирную фигуру (« Прощание славянки» марш). Встречая данный ритм, мы можем сделать вывод о связи с жанром марша. Этот ритм встречается в Мазурках, правда в этих произведениях дробиться первая сильная доля такта.
Если опорные моменты ритма и метра не совпадают, создаются так называемая синкопа — долгий звук на слабой доле. Синкопа характерна для танцевальной музыки, но встречается часто во многих произведениях легкой, эстрадной, джазовой музыки.

Вышеуказанные выразительные средства тесно связаны с временной стороной музыки, потому что темп, метр и ритм организуют музыку во времени. Надо отметить, что эти средства использует не только музыка. Темп и ритм присутствует в спектаклях, кинолентах.

Презентация по музыке на тему: Темп. Ритм. Мелодия.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Бородинская средняя общеобразовательная школа»

администрации муниципального образования Киреевский район

Подготовила: учитель музыки

МКОУ «Бородинская СОШ»

Деринг Юлия Евгеньевна


Что же такое темп музыки и откуда произошло это понятие .

  • Слово «Темп» произошло от итальянского слова Tempo, которое в свою очередь произошло от латинского слова «Tempns» - время.
  • Темпом в музыке называется скорость музыкального процесса; скорость движения (смены) метрических единиц. Темп определяет абсолютную скорость, с которой исполняется музыкальное произведение.

  • Основными музыкальными темпами (в порядке возрастания) являются:
  • ларго (очень медленно и широко);
  • адажио (медленно, спокойно);
  • анданте (в темпе спокойного шага);
  • модерато (умеренно, сдержанно);
  • аллегретто (довольно оживлённо);
  • аллегро (быстро);
  • виваче (быстро, живо);
  • престо (очень быстро).

  • Ритм в музыке - чередование музыкальных событий, происходящее в определённой последовательности. Соотношение длительностей звуков в их движении, а также соотношение сильных и слабых долей. Длительность музыкального звука (обычно одновременно с его высотой) фиксируют с помощью нот, ритмической нотации.



  • Мелодия – последовательность музыкальных тонов, имеющая определенный темп и ритм. Слушатель должен воспринимать мелодию не как набор звуков, а как единое целое.


  • Динамика в музыке, совокупность явлений, связанных с применением различных степеней силы звучания, громкости. Основные градации силы звучания: piano (в нотах сокращённо р) ≈ тихо, слабо и forte (f) ≈ громко, сильно.


Рассказать друзьям