Болезни и их лечение. Хватает, да не сыт, Людям отдаёт

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Собственные дома в столицах имели дворяне со значительным годовым доходом до 10 тыс. рублей. Особняки, как правило, строились каменные и передавались из поколения в поколение без переделок. Они были одно или двухэтажные.

Горожане часто строили дома из дерева и покрывали их штукатуркой, чтобы внешне они напоминали каменные. Были и такие дома: низ каменный, верх деревянный. Очень часто с улицы дом имел один этаж, а со стороны двора - два. За такой дом хозяин платил меньше налог.

Городской дом начинался с передней, где стояли вешалки для одежды. Рядом с ней могла находиться лакейская, а по другую сторону - кладовая с железной дверью. Для прислуги была еще и девичья. Дворник с семьей жил отдельно, недалеко от ворот. В богатом дворянском особняке было 10-15 человек прислуги мужского и женского пола - два лакея, горничные, няньки, кормилица, экономка, прачка, повар или кухарка, посудомойка, кучер, садовник.

Даже в одноэтажном особняке для нужд господ отводилось семь-восемь комнат: две гостиные, диванная, спальня, кабинет, детская, зала для танцев, столовая. Стены комнат были обшиты обоями - с орнаментом или гладкими, в зависимости от моды. Потолки украшали лепниной, позолотой, интерьер - бронзой, бархатом, гобеленами, картинами, зеркалами, часами. В зале непременно стоял рояль. Пол был паркетный, иногда покрыт коврами.

Гостиная такого дворянского дома, выходящая окнами на улицу, была уставлена креслами, софами и диванами из мебельного гарнитура, столами. На столиках раскладывали альбомы со стихами, ставили фарфоровые игрушки, в шкафах помещали фаянсовую посуду - признак зажиточности. На стенах вешали канделябры. Изразцовая печь с узорами дополняла интерьер.

Кроме зала и парадных гостиных, все остальные комнаты были приспособлены для житья. В малой гостиной помещали скромный гарнитур, клавикорды, трельяж - трехстворчатое зеркало из составных стенок с резьбой по дереву. Было очень модно ставить ширмы. В кабинете располагался письменный стол с креслом, конторка для работы стоя, конторка для трубок, шкафы с книгами. В столовой стояли стол - сороконожка и горка с посудой. К спальне обычно примыкали две комнаты - гардеробная с вешалками и сундуками для нарядов господ и уборная. Там находился умывальник и ящик для грязного белья. А в кресле красного дерева господа отправляли свои нужды. Все эти комнаты выходили окнами во двор.

Все в дворянском доме было продумано. Уважением к старшему поколению проникнуто даже расположение лестницы - из девичьей прямо в бабушкину комнату.

Русская изба

Деревянная крестьянская изба на многие века стала преобладающим жилищем 90% населения России. Это легко изнашиваемая постройка и до нас дошли избы не старше середины XIX века. Но в своем устройстве они сохранили древние строительные традиции. Возводили их обычно из мелкослойной сосны, а в некоторых районах рек Мезени и Печоры из лиственницы.

Главным инструментом при постройке всех русских деревянных сооружений был топор. Отсюда говорят не построить, а срубить дом. Пилу стали применять в конце XVIII в., а в некоторых местах с середины XIX в. Конструктивно избы решались в форме квадратного или прямоугольного сруба из образующих стены венцов-рядов горизонтально положенных бревен, связанных в углах врубками. Решение плана избы просто и лаконично. Изба объединена под общей кровлей с хозяйственными постройками. Для внешнего облика избы характерна живописная асимметрия в размещении крыльца, ворот, ввоза, двора и окон, что придает особый уют и интимность русскому крестьянскому жилищу. Крестьянское жилище состояло из клети, избы, сеней, горницы, подклети и чулана. Основное жилое помещение - изба с русской печью.

Устройство русской печи особенно интересно. Объединенная своими деревянными частями с внутренней архитектурой избы в одно целое она воплощает в себе идею домашнего очага. Вот почему столько любви вложено народными мастерами в архитектурную обработку печи и ее деревянных деталей. Выпущенные концы толстых брусков подпечья, подпирающих тяжелый шесток печи спереди и лавку-лежанку сбоку, обрабатывали топором в выразительных формах, соответствующих их назначению как опоры большого груза. Печной коник, отгораживающий шесток у печного столба, вытесывали топором в виде смелых изгибов шеи коня.

Каменная громада печи не вырастает непосредственно из дощатого пола, а имеет постепенный переход в своих деревянных частях. Стремление придать деревянным деталям красивые формы, а также в самой кладке выразить эстетические наклонности приводит к созданию художественной целостности всего сооружения. Иногда у печи устраивался угол для стряпни, отделенный деревянной филенчатой ярко расписанной перегородкой, шедшей не до самого верха. Часто эта перегородка превращалась в двусторонний и расписной встроенный шкаф. Роспись носила либо геометрический характер (мотив солнца), либо изображала цветы. В росписи преобладали зеленый, белый, красный, розовый, желтый, черные цвета.

Мебель русских крестьян отличалась особой массивностью и прочностью. Лаконичные и массивные формы так органично вписывались в архитектуру жилища, что было довольно сложно распознать, где кончается стена или пол и начинается мебель. Само слово «мебель» означает части интерьера, которые можно двигать с места на место. Однако к таким предметам в крестьянской избе можно было отнести только скамьи, короба, сундуки и табуреты. Все остальные предметы были намертво присоединены к стенам и составляли с избой единое целое.

Сундуки были главным местом хранения вещей в крестьянской избе. Праздничная одежда, ткани, вышивки и другая ценная семейная собственность, включая девичье приданое, хранились в сундуках, которые являлись неотъемлемой частью интерьера крестьянского жилища. Наиболее древние сундуки представляли собой простые деревянные коробки с ручками и плоской крышкой на петлях. Обычно сундуки снабжались внутренними замками и обивались железом для прочности.

Стол обычно был значительных размеров в расчете на большую семью. Крышка стола прямоугольная, делали ее из хороших досок без сучков и тщательно обрабатывали до особой гладкости. Подстолье решалось по-разному: в виде дощатых боковин с выемкой внизу, соединенных проножкой; в виде ножек, соединенных двумя проножками или кругом; без царги или с царгой; с одним или двумя выдвижными ящиками. Иногда резьбой покрывали края столовой доски и грани массивных ножек, оканчивающихся в своей нижней части резными перехватцами. Помимо обеденных изготовляли кухонные столы для приготовления пищи - поставцы, которые размещали около печи. Поставцы были выше обеденных столов, чтобы за ними удобно было работать стоя, и имели внизу полки с закрывающимися дверцами и выдвижные ящики. Были распространены также небольшие столики, на которых стоял ларец или лежала книга, они имели более декоративное решение.

Исследователи относят появление стульев в крестьянской избе к середине XIX века. До этого времени только древние скамьи были главным элементом интерьера избы. Они расставлялись вдоль стен жилища и не были приспособлены к перемещению. На этих скамьях люди спали, работали, ели, готовили и встречали гостей. Переносные скамьи имели четыре ножки и две широкие доски в качестве сидения. Они могли быть как со спинкой, так и без неё. Давным-давно русские крестьяне в качестве сидения использовали небольшие табуретки, вырезанные из сосновых корней: ножками служили концы корней. Так называемые сиденья работника (для работы дома) с тремя ножками тоже широко использовались в русских деревнях.

Прообразом шкафов и гардеробов послужили так называемые «спальные полки», намертво прикрепленные к стенам. На них люди спали. Обычно такая полка закрывалась занавеской, которая всё же не спасала от пыли. Именно по этой причине занавеска позже была заменена на деревянные двери с петлями. Это привело к появлению новых предметов мебели в крестьянской избе: шкафов и гардеробов. Поначалу они были намертво присоединены к стенам жилища, а затем отделились от них. На этом этапе у шкафов и гардеробов появилась задняя стенка, которая конечно была не нужна, если шкаф плотно приставлен к стене.

Светцы представляли собой литую подставку для лучины, которая являлась единственным источником освещения в русской избе на протяжении многих веков. Обычно в качестве лучины использовали берёзу, которая горела ярко и не дымила. Также использовались тополь, дуб, клён и сосна. Первые русские светцы из-за недостатка материалов изготавливались из старых подков. Они не представляли собой ничего особенного и имели форму вилки с тремя или четырьмя зубцами. Противоположная часть была заострена и загнута под углом, который позволял вставлять её в деревянную стену. Горящая лучина помещалась между зубцов, а огарки падали в специальную ванночку, наполненную водой. В дальнейшем кузнецы стали изготавливать светцы с двумя и более «вилками». А ещё позже у светцов появилась деревянная подставка, что позволяла поставить его на любое место в избе.

Ручные прялки являлись одним из наиболее интересных феноменов русского национального искусства. Они были древнейшими приспособлениями для изготовления пряжи. По своему дизайну русские ручные прялки делились на два типа: «корневые» и «разъёмные» (состоящие из нескольких частей). Оба типа включали в себя две основные части: вертикальную лопасть, на которой укреплялась кудель, и горизонтальное донце, на котором сидела пряха. Корневые прялки вырезались из цельного куска дерева: нижняя часть - из корня, а лопасть - из прямого ствола дерева. Это наиболее древний вид прялок.

Деревянная утварь занимает особенное место среди произведений русского национального искусства. Традиции производства таких вещей нарабатывались веками, впитывая опыт многих поколений мастеров. Выдолбленные и вырезанные предметы утвари были наиболее древней формой деревянной посуды, которая характеризовалась простотой и массивностью. Крестьянин изготавливал каждый предмет самостоятельно с начала и до конца; вот почему каждый предмет имеет свою уникальную форму. Да и не могло быть никакой однообразности в традициях русской деревни, которые уходят корнями вглубь веков. Каждый предмет нёс в себе отпечаток личности его создателя. Деревянные ложки, например, изготавливались на Руси с древнейших времён. Технология их производства довольно проста: из небольшой баклуши мастер выдалбливал внутреннюю часть, а внешнюю вырезал ножом. Ручка получалась круглой и толстой. Сам размер подобной ложки впечатляет. Ложки, изготовленные монахами, вырезались и украшались с особенной тщательностью.

По словам известного ученого Ю. М. Лотмана, «быт - это обычное протекание жизни в ее реально- практических формах; быт - это вещи, которые окружают нас, наши привычки и каждодневное поведение. Быт окружает нас, как воздух, и, как воздух, он заметен только тогда, когда его не хватает или он портится. Мы замечаем особенности чужого быта, но свой быт для нас неуловим - мы склонны считать его «просто жизнью», естественной нормой практического бытия. Итак, быт всегда находится в сфере практики, это мир вещей прежде всего» (Лотман 1994, 10).

Словосочетание «традиционный быт» буквально означает протекание повседневной жизни человека в формах, определенных традицией, - в обществе, где принятые и устоявшиеся правила поведения, навыки, система представлений передаются из поколения в поколение. Естественно, что традиционный быт всегда имеет этническую окраску. Именно поэтому словосочетание «традиционный быт» часто заменяется словами «народный быт», «национальный бытовой уклад », «традиционная бытовая культура» и др. В книге идет речь главным образом о бытовом укладе жизни крестьян и населения небольших провинциальных городов, сохранивших связь с сельской местностью. Это обусловлено тем, что в России XVIII - первой четверти XIX в. именно крестьянство было носителем традиционных форм культуры и быта.

Русское дворянство, большая часть купечества, рабочие крупных промышленных предприятий жили в рамках европейской культуры, урбанистической в своей основе и наднациональной по сути. Образ жизни дворянина и крестьянина настолько различались, что это позволило говорить о наличии у русских людей двух разных цивилизаций: дворянской и крестьянской. По мнению известного историка А. А. Зимина, «расхождения между цивилизациями в XVIII и XIX веках было настолько разительным, что могло создаться впечатление о двух мирах, живших каждый своей жизнью» (Зимин 2002, 11). Такой разрыв в бытовой культуре русского народа произошел в петровскую эпоху, на рубеже XVII-XVIII вв. До этого времени представители всех слоев русского общества жили в рамках традиционной культуры, характерными чертами которой были статичность, замкнутость, верность старине.

Реформы Петра Первого и его преемников в экономической и политической сферах жизни, развитие промышленности, торговли, установление прочных контактов с европейскими странами произвели переворот в культурном сознании страны. Обновление русской жизни было связано с ориентацией на светскую культуру Западной Европы - верхние слои русского общества и горожане оказались готовыми к ее восприятию и усвоению. Русское крестьянство, наоборот, в массе своей тяготело к традиционному патриархальному укладу жизни. Протопоп Аввакум в XVII в. выразил это мироощущение так: «Держу до смерти, якоже приях; не прелагаю предел вечных, до нас положено: лежи оно так во веки веком!» Стремление жить, как жили отцы и деды, поддерживалось верой в раз и навсегда обретенную «правду-истину» православия, принятого Русью в X в.

Появление каких-либо новшеств рассматривалось как откат в сторону, нарушение установленного Богом миропорядка. Замкнутость русского средневекового сознания, неготовность к общению с другими культурами вырастала из веры в особую миссию России, в избранность православного народа. В крестьянской среде постепенный отход от традиций начался в середине - второй половине XIX в. Новые веяния, зародившиеся в торговых и ремесленных селах, население которых имело прочные контакты с городом, затем достигли многих деревень, в том числе и самых отдаленных от крупных промышленных центров. В наши дни образ жизни русских крестьян строится по городской модели, но у них сохранилось и множество «остатков милой старины», безвозвратно исчезнувших из быта горожан.

Мир русской деревни представлен в книге через описание крестьянского жилища и вещей, которыми люди пользовались в своей повседневной практике. Такой подход вполне правомерен. И дом, и любой предмет обихода наделены «памятью», и потому, изучая их, можно немало узнать о социальных, религиозных, хозяйственных сторонах жизни их владельцев. Дом был средоточием жизненных сил человека, здесь он был защищен от непогоды и врагов, от опасностей внешнего мира. Здесь сменяли друг друга поколения предков, здесь он продолжал свой род, здесь столетиями формировался русский традиционный быт, который включал в себя множество предметов, необходимых человеку для жизни и работы.

Прежде всего это были орудия труда: пахотные и для боронования почвы, уборки и дальнейшей обработки урожая, с помощью которых добывался хлеб насущный; приспособления для ухода за скотом; инструменты, применявшиеся в ремеслах и промыслах. Немалое значение имел зимний и летний транспорт. Жизнь проходила в доме, внутреннее убранство которого было организовано для работы и отдыха. Дом был заполнен вещами, использовавшимися для его украшения, придания ему уюта, предметами религиозного культа, а также разнообразной утварью. Человек не мог обходиться без одежды: повседневной и праздничной, без обуви, головных уборов и др. Все эти предметы народного быта создавались либо самими крестьянами, либо деревенскими или городскими ремесленника- ми, учитывавшими потребности и вкусы своих заказчиков.

Вещи, выходившие из рук мастера, были хорошо продуманы и нередко поражали удивительной красотой. В. С. Воронов, известный специалист в области русского народного декоративного творчества, писал: «Все многообразное обилие бытовых памятников - от мощного резного наличника и расписных саней до резной указки, цветной глиняной игрушки и вершкового медного фигурного замка - поражает богатством зрелой творческой фантазии, остроумия, выдумки, наблюдательности, декоративного чутья, конструктивной смелости, технической сноровки - всей полнотой художественной одаренности, при которой легко и просто было крестьянину-художнику разнообразно конструировать и обильно украшать любую вещь обихода, обращая повседневную жизнь в глубокий и нешумный праздник живой красоты » (Воронов 1972,32-33).

Предметный мир русских крестьян был сравнительно единообразен на всем занимаемом ими пространстве России. Это особенно касается сельскохозяйственных, ремесленных орудий, транспортных средств, предметов обстановки и убранства жилища, которые за редким исключением всюду были одинаковы, что объясняется схожими природными и климатическими условиями, земледельческим типом крестьянского хозяйства. Местным своеобразием отличались предметы, мало связанные с производственной деятельностью людей, такие, как, например, одежда или праздничная утварь. Так, костюм замужней крестьянки из Вологодской губернии был не похож на костюм женщины из Курской губернии; сосуды для подачи на стол пива из Вятской губернии были не такими, как в деревнях Воронежской губернии.

Местные различия обусловливались огромными пространствами России, разобщенностью ее отдельных территорий, влиянием соседних народов и др. Характерной особенностью предметного мира русского крестьянина была его относительная неизменность, стабильность. В XVIII - начале XX в. он был в основном таким же, как и в XII- XIII вв.: такими же были соха с двумя сошниками и перекладной пблицей, деревянная борона, серп, коса, ведро, коромысло, глиняный горшок, миска, ложка, рубаха, сапоги, стол, лавка и множество других нужных человеку вещей. Это связано с вековой устойчивостью жизненных условий русских крестьян, неизменностью их главного занятия - земледелия, которое и определяло материальные потребности. В то же время предметный мир крестьян-земледельцев не был однажды сформировавшимся и застывшим.

На протяжении столетий в него постепенно включались новые вещи, необходимость которых определялась техническим прогрессом и, как следствие этого, неизбежным, хотя и сравнительно медленным изменением образа жизни. Так, в начале XV-XVI в. появилась коса-литовка, в XVII-XVIII вв. в крестьянском обиходе стало использоваться такое пахотное орудие, как косуля, в XIX в. крестьяне стали пить чай из самовара, готовить еду на чугунной сковороде, женщины начали повязывать голову вместо старинного убруса квадратным платком, надевать вместо рубахи и сарафана парочку - юбку с кофточкой. То, что когда- то казалось чужим, постепенно укоренялось, становилось своим, традиционным. Параллельно с этим из обихода уходили вещи, изжившие себя.

В первой половине XIX в. перестали пользоваться сундуками- подголовниками для хранения денег и ценностей в пути. В конце XIX в. из праздничного обихода исчез скобкарь, который с XII в. служил для подачи пива на стол. Смена предметов происходила незаметно; с одними вещами расставались без сожаления, другие, утрачивая функциональность, превращались в обрядовые, третьи оставлялись «на поминок» об ушедших из этого мира людях. Каждый предмет русского традиционного быта имел двуединую природу: в повседневной практике вещи использовались по своему прямому, утилитарному назначению, в обрядовой практике они проявляли значения символов.

Например, метлой подметали избу, в Страстной четверг метла использовалась для защиты дома от нечистой силы: женщина садилась на нее верхом и с определенными заклинаниями объезжала свой дом. В ступе толкли пестом крупяные зерна, в руках свахи ступа с пестом превращались в символ мужского и женского соития. Шубу носили в холодное время года, - шуба, расстеленная для молодоженов на лавке, становилась знаком их плодовитости в браке. Горшок был непременным атрибутом свадебного и похоронного ритуалов, его разбивали в знак изменения статуса человека. После брачной ночи его разбивал дружка на пороге комнаты новобрачных, тем самым как бы показывая присутствующим, что ночь прошла благополучно. В ритуале похорон горшок разбивали при выносе покойника из дома, чтобы умерший не смог вернуться в мир живых. Кокошник оставался женским праздничным головным убором и символом замужества. «Вещность» и «знаковость» присутствовали во всех предметах народного быта.

Одни предметы обладали большим семиотическим статусом, другие - меньшим. Высокой степенью знаковости были наделены, например, полотенца - полотнища орнаментированной ткани, предназначенные для украшения интерьера. В родинно-крестильной, свадебной, погребально-поминальной обрядности они выступали преимущественно как знаки принадлежности человека к определенной семье - «роду-племени». В отдельных ситуациях некоторые предметы, превращаясь в символы, полностью теряли свою вещную природу.

Так,. Ю. М. Лотман в той же книге дал примеры, когда хлеб из привычной для нас сферы употребления переходит в сферу значения: в словах известной христианской молитвы «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» хлеб превращается в пищу, потребную для поддержания жизни; в словах Иисуса Христа, приведенных в Евангелии от Иоанна: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко мне не будет алкать» (Иоанн, 6:35), хлеб и обозначающее его слово образуют сложное символическое сочетание. Традиционный русский быт настолько богат и ярок, что представить его в одной книге во всей полноте фактически невозможно. В этом энциклопедическом словаре объединены статьи об устройстве крестьянского жилища, о транспорте, об орудиях труда и об основных предметах крестьянского обихода, которые дают возможность рассказать об ушедшей в прошлое жизни многих поколений людей.

3 В крестьянской избе

Жилище крестьянина было приспособлено к его образу жизни. Оно состояло из холодных помещений – клети и сеней и теплого – избы с печью. Сени соединяли холодную клеть и теплую избу, хозяйственный двор и дом. В них крестьяне хранили свое добро, а в теплое время года спали. В доме обязательно был подклет, или подпол (т. е. то, что было под полом, под клетью). Это было холодное помещение, там хранили съестные припасы.

Русская изба состояла из горизонтально сложенных бревен – венцов, которые складывали друг на друга, вырубив по краям круглые углубления. В них–то и клали следующее бревно. Между бревнами для тепла прокладывали мох. Избы строили в старину из ели или сосны. От бревен в избе стоял приятный смолистый запах.

Рубка углов избы: 1 – «в обло»; 2 – «в лапу»

Крышу делали покатой с двух сторон. Богатые крестьяне покрывали ее тоненькими дощечками из осины, которые скрепляли одну с другой. Бедняки же крыли свои дома соломой. Солому на крышу складывали рядами, начиная снизу. Каждый ряд привязывали к основе кровли лыком. Затем солому «счесывали» граблями и поливали жидкой глиной для прочности. Верх кровли прижимали тяжелым бревном, передний конец которого имел форму конской головы. Отсюда и пошло название конёк.

Почти весь фасад крестьянского дома украшали резьбой. Резьбу делали на ставнях, наличниках окон, которые появились в XVII в., опушках навесов крыльца. Считалось, что изображения животных, птиц, орнамент охраняют жилье от нечистой силы.

Изба на подклете XII–XIII вв. Реконструкция

Если мы войдем в крестьянскую избу, то обязательно споткнемся. Почему? Оказывается, навешенная на кованых петлях дверь была с низкой притолокой наверху и высоким порогом внизу. Об него–то и спотыкался входящий. Тепло берегли и старались таким путем его не выпустить наружу.

Окна делали маленькими, чтобы света хватало только для работы. В передней стене избы было обычно три окна. Эти оконца закрывались (заволакивались) дощечками и назывались волоковыми. Иногда их затягивали бычьим пузырем или промасленной холстиной. Через окно, которое было ближе к печке, выпускали дым при топке, так как трубы на крыше не было. Это называлось топить «по–черному».

В одной из боковых стен крестьянской избы делали косящатое окно – с косяками и вертикальными брусьями. Через это окно наблюдали за двором, через него свет падал на лавку, сидя на которой хозяин занимался ремеслом.

Волоковое окно

Косящатое окно

Изба на жилом подклете. Реконструкция. На втором этаже видна печь на опечке

Ухват и чугун

В северных районах Руси, ее центральных областях полы настилали из половиц – половинок бревен, вдоль избы от двери к передним окнам. На Юге полы были земляными, смазанными жидкой глиной.

Центральное место в доме занимала печь. Достаточно вспомнить, что и само слово «изба» произошло от слова «истопить»: «истопка» – отапливаемая часть дома, отсюда и «истьба» (изба). В избе, где печь топили «по–черному», потолка не было: дым выходил в окошко под самой крышей. Такие крестьянские избы назывались курными. Печь с трубой и изба с потолком были только у богатых. Почему так? В курной избе все стены были черные, закопченные. Оказывается, такие закопченные стены дольше не гниют, изба могла служить сотню лет, да и дров печь без трубы «съедала» меньше.

Печь в крестьянском доме ставили на опечек – фундамент из бревен. Внутри выкладывали под – днище, где горели дрова и готовили пищу. Верхняя часть печи называлась сводом, отверстие – устьем. Печь занимала почти четвертую часть крестьянской избы. От расположения печи зависела внутренняя планировка избы: даже поговорка возникла – «Плясать от печки». Печь ставили в одном из углов, справа или слева от входа, но так, чтобы она была хорошо освещена. Расположение устья печи относительно двери зависело от климата. В местностях с теплым климатом печь ставили устьем к входу, в районах с суровым климатом – устьем к стене.

Печь всегда строили на определенном расстоянии от стены, чтобы не было пожара. Небольшое пространство между стеной и печью называлось запечьем – его использовали для хозяйственных нужд. Здесь хозяйка хранила необходимые принадлежности для работы: ухваты разных размеров, кочергу, чапельник, большую лопату.

Ухваты – это «рогатые» полукруглые приспособления для того, чтобы ставить горшки в печку. Низ горшка, или чугуна, входил между рогами ухвата. Чапельником доставали сковороды из печи: для этого посередине железной полосы делали отогнутый язык. Эти приспособления насаживали на деревянную рукоять. С помощью деревянной лопаты ставили в печь хлеб, а кочергой выгребали угли, золу.

У печи был обязательно шесток, где стояли горшки. На него сгребали угли. Под шестком в нише хранили инвентарь, лучину, а зимой… там жили куры. Были и маленькие ниши для хранения хозяйственных мелочей, сушки рукавиц.

Печь в крестьянской семье любили все: она кормила вкусной, пропаренной, ни с чем не сравнимой едой. Печь грела дом, на печи спали старики. Но более всего времени проводила около печи хозяйка дома. Угол около устья печи так и называли – бабий кут, т. е. женский угол. Здесь хозяйка готовила пищу, здесь был шкаф для хранения кухонной посуды – посудник.

Другой угол – около двери и напротив окна – был мужским. Здесь стояла лавка, на которой хозяин работал, а иногда и спал. Под лавкой хранили крестьянское добро. А на стене висела конская сбруя, одежда и принадлежности для работы. Угол этот, как и стоявшую здесь лавку, называли коник: на лавке делали узоры в виде конской головы.

Деревянные ложки. XIII и XV вв.

Черпаки. XV в.

Подумайте, почему так часто в крестьянской избе встречается узор с конской головой.

Между печью и боковой стеной под потолком настилали полати, где спали дети, хранили имущество, сушили лук, горох. Об этом даже скороговорку сложили:

Под матицей, под потолком

Висит полколпака гороху

Без червячка, без червоточинки.

Со стороны входа к печке примыкала пристройка из досок – припечек, или голбец. На нем можно было сидеть, с него – залезть на печку или по лестнице спуститься в погреб. В припечке хранили и домашнюю утварь.

В крестьянском доме все было продумано до мелочей. Специальное железное кольцо вставлялось в центральную балку потолка избы – матицу, к нему крепилась детская люлька. Крестьянка, сидя за работой на лавке, вставляла ногу в петлю люльки и качала ее. Чтобы не было пожара, там, где горела лучина, обязательно на полу ставили ящик с землей, куда летели искры.

Внутренний вид избы с полатями. Реконструкция

Внутренний вид избы XVII в. Реконструкция

Главным углом крестьянского дома был красный угол: здесь висела особая полочка с иконами – божница, под ней стоял обеденный стол. Это почетное место в крестьянской избе всегда располагалось по диагонали от печи. Входивший в избу человек обязательно устремлял взгляд в этот угол, снимал шапку, крестился и низко кланялся иконам. И только потом здоровался.

Вообще, крестьяне были очень верующими, да и само слово «крестьянин» произошло от родственных «христианин», «христианский». Большое значение крестьянская семья придавала молитвам: утренним, вечерним, перед едой. Это был обязательный ритуал. Не помолясь, не начинали никакого дела. Регулярно посещали крестьяне церковь, особенно зимой и осенью, когда были свободны от хозяйственных тягот. Крестьянская семья также строго соблюдала посты. Любили крестьяне иконы: их бережно хранили и передавали из поколения в поколение. У икон зажигали лампады – специальные небольшие сосуды с маслом. Божницу украшали вышитыми полотенцами – рушниками.

Русское село в XVII в. Гравюра

Рукомойник. XVI в.

Русские крестьяне, искренне веровавшие в Бога, не могли плохо работать на земле, которую считали божественным творением.

В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, нехитрой конструкции: стол в красном углу размером по числу едоков, лавки, прибитые к стенам, переносные скамьи, сундуки. В сундуках хранилось добро, поэтому в нескольких местах их обивали железными полосами, закрывали на замки. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась крестьянская семья.

Крестьянская изба отличалась чистотой: уборку делали регулярно, занавески и рушники меняли часто. Рядом с печкой в избе всегда был рукомойник – глиняный кувшин с двумя носиками: с одной стороны воду наливали, с другой – выливали. Грязная вода собиралась в лохань – специальное деревянное ведро. Воду носили тоже в деревянных ведрах на коромысле. Это о нем говорили: «Ни свет ни заря пошел, согнувшись, со двора».

Вся посуда в крестьянском доме была деревянной, а горшки и латки (низкие плоские миски) – глиняными. Чугуны делали из твердого материала – чугуна. Печные чугуны имели округлое туловище и узкое дно. Благодаря такой форме печной жар равномерно распределялся по поверхности горшков.

Жидкости хранили в глиняных крынках с круглым туловищем, небольшим донцем и вытянутым горлом. Для хранения кваса, пива использовались корчаги, ендовы (с носиком) и братины (без него). Наиболее распространенной формой ковша на Руси была плывущая уточка, носик которой служил ручкой.

Глиняную посуду покрывали простой глазурью, деревянную украшали росписью и резьбой. Многие из ковшей, чашек, мисок и ложек сегодня находятся в музеях России.

Ковш. XVII в.

Деревянная посуда XII–XIII вв.: 1 – тарелка (видны следы резания мяса); 2 – миска; 3 – ставец; 4 – блюдо; 5 – ендова

Бондарные изделия X–XIII вв.: 1 – кадка; 2 – шайка; 3 – бочка; 4 – ушат; 5 – лохань; 6 – ведро

Тесло и скобель

В крестьянском хозяйстве широко использовались и бондарные изделия: бочки, кадки, чаны, ушаты, лохани, шайки. Ушат назывался так, потому что с двух сторон к нему приделывали ушки с дырочками. В них продевали палку, чтобы удобнее было носить в ушате воду. Шайки были с одной ручкой. Бочками называли большие емкости округлой формы с узким дном, а у кадок дно было широкое.

Сыпучие продукты хранили в деревянных поставцах с крышками, берестяных туесах и бураках. В ходу были плетеные изделия – лукошки, корзины, короба из лыка и прутьев.

Всю утварь крестьяне делали с помощью незатейливых инструментов. Главным из них был топор. Были плотницкие, большие топоры и столярные, маленькие топорики. При долблении корыт, изготовлении бочек и кадок использовался особый топор – тесло. Для строгания и шкурения дерева применяли скобель – плоскую, неширокую, слегка изогнутую пластину с лезвием на рабочей части. Для сверления применяли буравы. Не сразу появилась пила: в древности все делали топорами.

Шли столетия, а крестьянская изба с ее домашней нехитрой утварью передавалась из поколения в поколение, не меняясь. Новое поколение приобретало лишь больше опыта и сноровки в изготовлении изделий и постройке домов.

Вопросы и задания

1. Как строили крестьянскую избу? Из каких частей она состояла? Попробуйте нарисовать ее план.

2. Опишите, как выглядела крестьянская изба изнутри.

3. Как в крестьянской избе располагались окна, печи и лавки? Почему именно так?

4. Какую роль играла в крестьянском доме русская печь и как она была устроена?

5. Нарисуйте предметы крестьянской утвари:

а) печную утварь; б) кухонную утварь; в) мебель; г) инструменты для работы.

6. Перепишите, вставьте пропущенные буквы и объясните слова:

к–ч–рга

к–р–мысло

кр–стьянин

п–ловица

рук–мойник

п–ставец

7. Составьте подробный рассказ «В крестьянской избе».

8. Разгадайте загадки и нарисуйте отгадки к ним.

1. Основа – соснова, Уток – соломенный.

2. Марья–царевна Сама в избе, Рукава во дворе.

3. Два подьячих Водят Марью вертячу.

4. Белое ест, Черное роняет.

5. Мать толста, Дочь красна, Сын – сокол, Под небеса ушел.

6. Годится молиться, Годится горшки покрывать.

7. Черный конь Скачет в огонь.

8. Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит, отдает,

Сам в угол идет.

9. – Черныш–загарыш!

Куда поехал?

– Молчи, кручено–верчено,

Там же будешь.

10. Три братца

Пошли купаться,

Два купаются,

Третий на берегу валяется.

Искупались, вышли,

На третьем повисли.

11. Рыба в море,

Хвост на заборе.

12. Стоит попадья,

Тремя поясами подпоясана.

13. С ушами, да не слышит.

14. Все голубки

Вокруг одной пролубки.

Отгадки: ведра и коромысло, икона, горящая лучина, ковшик, кадка, крыша, кочерга, ложки и миска, матица, петли и дверь, печь, ухват, ушат, чугун и горшок.

Задачи курса:

  1. Воспитание учащихся в духе уважения к предкам, их образу жизни.
  2. Повышение познавательного интереса к культурному наследию прошлого, его сохранению.
  3. Формирование умения самостоятельно анализировать события связанные с жизнью народа.

В результате изучения курса учащиеся должны:

  1. анализировать полученную информацию.
  2. владеть терминами по теме курса.
  3. уметь самостоятельно искать информацию
  4. владеть навыками работы с источниками
  5. уметь высказывать собственное мнение

Тематическое планирование курса

Раздел Тема

Возможные формы и темы уроков (по выбору учителя)

Раздел 1 История русской деревни

Крестьянская изба

«В горнице моей светло»(изба). Русская печь. Красный угол. Окно. Подклет. Крыльцо. Лавка. Стол. (Лекция. Практикум)

Крестьянский двор

Сбруя. Кнут и рожок. Барабанка. Конюшня. Седло (Лекция. Составление тестов)

Земледельцы

Загадки хлебопашества. Амбар. Изба для хлеба (рига). Овин. Плуг. Соха. Борона. Коса. Серп. Вилы. Трепало. Гумно. Цеп. Мельница. (Лекция. Составление тестов)

Крестьянская утварь

Соль и солонка. Квашня-символ плодородия. Бочки. Сосуд. Кубок. Ушат. Рушники.

Крестьянская одежда

«Сорока». Шугай. Балахон. Юбка. Сарафан. «Чулочек расписной» (Лекция)

Ремесленники

Прялка. Пяльцы. Лапти. Лодка. Пряник. Народная игрушка. Колокола. (Лекция)

Раздел II Народные традиции и праздники

Святки. Евдокия. Масленица. Пост. Верба, бей до слез. Пасха. Красная Горка. Троица. Покров. Январь. Душа человека. Крест. (Лекция. Дискуссия. Проектная работа учащихся. Защита проектов)

Возможны посещения музеев: Музей прикладного искусства и быта России ХУНв. в Патриаршем дворце. Гостиный Двор, Культурно-образовательный центр ЭТНОМИР в Калужской области и д

Использованная литература

    Афанасьев А.Н.

Мифология Древней Руси. М., 2005

БеловинскийЛ.В.

Энциклопедический словарь российской жизни и истории. М., 2004

Громыко М.М.

Мир русской деревни. М., 1991

Дорожкина

Н.И. (статья «Мы идем в музей!». «История», №20,2007)

Живая вода.

Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. М.Д977

Забелин И.И.

Домашний быт русского народа в 16-17 вв. Т.1-3. М., 1895-1901

Ключевский

И.О. История русского быта. М., 1995

Короткова М.&.

Путешествие в историю русского быта. М., 2006

Кончаловская Н.

Наша древняя столица. М., 1996

Калашников В.

Славянская мифология. М., 2003

На Буяне, славном острове (сборник русского фольклора). Л., 1976

Русские иконы. М., 2004

Энциклопедия для детей. История религии. Т.6. 4.2; История России. Т.5.Ч.2. М., 1996-1997

Тема З. Земледельцы

Волшебный плуг.

Четырнадцатого мая - день святого пророка Иеремии. В народе этого святого называют по-своему - Еремей-запрягальник, да к тому же еще и приговаривали: «Еремей, подыми лукошко с семенами». Все просто - пора поля засевать, тепло пришло. Говорят, что о готовности земли к посеву можно узнать, не имея для этого какого-то образования. Обычно в деревнях люди клали руки на землю и замечали: если земля теплая, то уже нет никакой опасности для семян, а вот если прохладно, зябко рукам, то явно в недрах еще лед не растаял.

Вообще посев- это дело серьезное. Семена люди готовили загодя, выбирая при этом самые хорошие. Помимо различных бытовых хитростей (где хранить зерна, как хранить) были еще и общепринятые обереги. Например, во многих регионах России первую ритуальную горстку зерна принято было держать в красном углу, за иконами. В день посева обязательно ходили в церковь, служили молебны на нивах, окропляли святой водой землю-кормилицу. Вступая в поле, засевалыцики молились на три стороны, кроме северной. Затем они бросали на каждую сторону по горсти жита с низким поклоном и только потом уже приступали к посеву. Говорят, что тот, кто на ниве потеряет, тот и хлеб имеет. Действительно, тяжелый это труд, но одними руками землю не обработаешь. Именно поэтому светлые умы придумали себе подспорье - плуг и другие почвообрабатывающие орудия. Слово «плуг» славянского происхождения и означает оно «плывущий, ползущий по земле» - почти что корабль. На первый взгляд, конструкция не такая уж и сложная, но на самом деле совсем не простая.

Мы знаем, что в русских деревнях были распространены плуги трех видов - малороссийский, русский и сабан. Плуги разных типов отличались деталями конструкции, размерами, однако все они имели полоз, ассиметричный лемех и резец. Такое устройство плуга позволяло отрезать пласты земли по вертикали, подрезать их снизу, переворачивать на одну сторону и приваливать один к другому. Глубина пахоты на целине была не менее 13-18см, на мягкой земле -31см, а ширина пласта достигала 50см.

Корпус плуга состоял из полоза с лемехом, отвала, двух рукояток, стойки, грядиля, резца (резака, плужного ножа). Надо сказать, что некоторые плуги были настолько громоздкими и тяжелыми, что запрягать в них приходилось до шести пар волов.

С плугом у народа были связаны некоторые сказания. Так, по одному из них, первый плуг дали людям святые Борис и Глеб. Они же сделали и первую борозду. В старинной легенде говорится, что в далекие времена, когда никто еще не знал плуга, Бог послал людям страшное наказание в лице чудовищного змея, который каждый год требовал себе в жертву юношу. Так продолжалось сто лет, до тех пор пока один из обреченных на смерть не попытался спастись. Убегая От змея, он ворвался в кузницу к святым Борису и Глебу. Борис же схватил змея, преследовавшего юношу, раскаленными щипцами за язык, впряг его в плуг и сделал первую глубокую борозду. Затем загнал змея в море и утопил. После этого Борис стал ковать плуги и раздавать их людям.

В сказаниях русского народа плугом (сохой) могли управлять только могучие богатыри, такие как Микула Селянинович, Никита Кожемяка, языческие боги, например Перун, христианские святые - Борис, Глеб, Козьма, Демьян. Во многих колядках, исполнявшихся во время святок, говорится о том, что землю пашет Иисус Христос, святой Петр помогает, а Богородица засевает ее зерном.

Плуг, по представлениям русского народа, обладает магической силой. Считалось, что лемех плуга, положенный под стол в ночь на Новый год, даст плодородие земле. С помощью плуга можно предотвратить гибель скота и людей. Для этого надо ночью пропахать плугом борозду вокруг деревни, выполняя определенные ритуальные действия. Стоит отметить, что в подобном обряде участвовали только девушки и старые женщины. Они надевали длинные белые рубахи, распускали волосы, причем одна или две из них впрягались в оглобли плуга, а еще одна - управляла им. Остальные шумели, кричали или пели особые песни. Плугом они проводили некую границу, за которую нечистая сила и различные холеры не могли уже пройти.

Тестовые задания (для контроля изучения Раздела I) (правильные ответы выделены)

1. Что такое толока?

    совместная работа общинников

так называлось место, где обмолачивали зерно

2. Что в крестьянской среде называлось «беседой»?

    сговор между родителями жениха и невесты по поводу предстоящей свадьбы

    будничные посиделки крестьян

    собрание крестьян накануне сбора урожая

3. Как называлась основная кухонная утварь, которой пользовались крестьяне?

    загнетка

4. Что у российских крестьян называлось свяслом?

    соломенный жгут для связывания снопов

лодочные весла

высокие стога сена

5. Как называлась верхняя длинная крестьянская одежда из грубой шерстяной материи в виде
халата?

  • 6. Чтобы определить «спелость земли» - срок начала весенней пахоты, крестьяне брали горсть
    земли и крепко сжав ее в кулаке - выпускали. В каком случае считалось, что земля готова к
    севу?

    1. если земля упадет комком

      если земля рассыпается при падении

      если большая часть земли останется на ладони

    7. Что крестьяне называли потравой?

      пищу для скота

      покосные луга

      вытаптывание скотом посевов

    8. Какую сельскохозяйственную культуру крестьяне традиционно считали самой надежной и
    урожайной?

    9. Что такое литовка?

      грабли с короткой ручкой для сгребания сена

      большая русская коса на длинном черенке

      серп, который использовали во время жатвы хлеба

    10. Что крестьяне называли вервью?

      льняную и пеньковую веревку

    глубокие овраги

    упряжь для лошадей

    Также в качестве творческого задания по разделу I можно предложить отгадать загадки и нарисовать отгадки к ним.

    1. Щука-вертуха хвостом махнула,
      Леса пали, а горы встали. (Покос)
    2. Возле Вани.
      На кургане
      Стоит курочка с серьгами. (Овес)

    3. Столбики точеные,
      Головки золоченые. (Рожь)
    4. Широко, а не море.
      Золото, а не деньги.
      Сегодня на земле,
      Завтра на столе.(Пшеница)

    5. Стоят на полянах
      Мужички в желтых кафтанах.
      (Снопы на поле)
    6. Без чего хлеба не испечешь?
      (Без корки)

    Существует много пословиц и поговорок о земле и крестьянской работе. Объясните, как понимаете их.

    • Держись за соху: она кормилица.
    • У матушки-сошки золотые рожки.
    • Межа не стена, а перелезать нельзя.
    • Чья земля, того и хлеб.
    • Пашню пашут, руками не машут.
    • Иглой да бороной деревня стоит.
    • Каково волокно, таково и полотно.

    Раздел II. Народные традиции и праздники. Самый большой хоровод.

    Все праздничные дни, которые следуют за Пасхой, овеяны самыми светлыми красками, и, наверное, именно поэтому вся неделя носит название Светлой. По людским верованиям, на пасхальной неделе на небесах открыты ворота в рай и всякий умерший в это время попадает именно туда. Царские врата в церквях тоже открыты - это все для того, чтобы люди помнили о жизни вечной.

    Надо сказать, что дни недели на Светлой седмице имеют свои названия. Прежде всего они называются светлыми, т.е. светлый понедельник, светлый вторник и т.д. Затем идут некие индивидуальные названия. Так, к примеру, понедельник светлой седмицы называется днем благотворительности. В этот день принято ходить в больницы, давать милостыню, пожертвования на всякие благие дела и т.д. Четверг считается прощеным днем, а вот суббота в народе именуется хороводницей. Само слово говорит за себя: начинаются весенние хороводы, время молодых и незамужних. Следом за субботой идет воскресенье - Красная горка. О Красной горке в народе много рассказов ходит, но, несмотря на их разнообразие, сюжеты сводятся к одному - к свадьбе. Говорят, что в этот день хорошо играть свадьбы, якобы очень удачная жизнь будет. Но, прежде чем сделать этот сложный жизненный шаг, следует все же хорошенько присмотреться к своему спутнику. Когда, как не на Красной горке, можно это сделать. Конечно, одного дня, может быть, и недостаточно для оценки, но люди привыкли считать, что первое впечатление о человеке оказывается наиболее правильным. Красная горка - это настолько большой праздник, что зачастую выходит далеко за пределы одной деревни. Как правило, к этому дню готовятся загодя: собирают совет, выбирают место и время проведения, согласовывают расходы, которые бывают немаленькими. По традиции хороводы начинают водить с самого утра. Конечно, это удел подростков, которые только-только вошли в соответствующую половозрастную группу. А вот уже днем на улицу выходят все, кто постарше.

    Говорят, что Красная горка настолько многочисленна, что можно просто потеряться в толпе. Бывает, что само шествие на горку (главное место всего праздника) может растянуться на несколько километров. Такой хоровод называют «столбовой», или просто «столбы водить». Конечно, имеются некоторые технические сложности: те кто идет впереди, не слышат, что поют сзади. Несмотря на это, специальные запевалы стараются поддерживать гармоничное состояние всего хоровода. Такая процессия двигается очень медленно, да и куда торопиться? Некоторые успевают даже переодеться в новый наряд. Кстати о нарядах.

    К этому дню девушки готовят самые лучшие свои костюмы, украшения. Все это напоказ, каждая считает, что должна выделиться среди других, все свое умение, терпение, талант девушки собирают на выход. Считается, что по внешнему виду о человеке можно узнать многое. Взять, к примеру, головные уборы девушек - повязки, перевязки, которые надевали исключительно на праздничные гуляния. Перевязкой в народе называли головной убор в виде обруча из бересты, картона или простеганной в несколько рядов ткани. Эта нехитрая конструкция была обтянута парчой, шелком, ситцем, расшита многочисленными орнаментами. Сзади к перевязке были пришиты ленты, благодаря которым, собственно, перевязка и держалась на голове. Что же до повязки, то она несколько отличалась от перевязки - была тоньше и мягко облегала голову. Повязка представляла собой полоску ткани (шелк, бархат, парча, кумач) на подкладке из холста. Ширина повязки была от 5 до 25см, а длина составляла около 50 см. Повязку надевали на лоб или темя и завязывали тесемками на затылке под косой. Сзади к повязке пришивали две лопасти из шелка или парчи на подкладке.

    Надо сказать, что эти девичьи головные уборы были очень распространены по России. Локальные различия были лишь в орнаменте. Так, на севере повязки, перевязки украшали больше золотом, перламутром, цветным стеклом. К передней части прикрепляли поднизь из бисера и жемчуга, которая спускалась на лоб почти до бровей. А вот на юге помимо расшивки любили использовать много разноцветных лент, которые красиво спускались на спину девушки. Еще южане любили использовать перышки селезня, павлина, индюка, а также украшать головной убор искусственными цветами. Такие перевязки были схожи с украинскими венками, да так и должно быть: юг есть юг - солнце, яркие цветы, горячие сердца.

    Тестовые задания (для контроля изучения Раздела II) (правильные ответы выделены)

    1. Какая примета, связанная с духовенством, бытовала в русском народе?

      если встретишь попа или попадью, возвращающихся домой, - к удаче

      если в первый день Нового года первым встретишь попа - будешь с урожаем

      поп попадется навстречу - к несчастью

    2. Почему на праздник Пресвятой Троицы православные храмы украшаются ветками березы?

      зелень символизирует вечную жизнь

      зелень символизирует терновый венок Христа

      зелень символизирует процветание православной религии

    3. На какой период приходится Великий пост?

      от Масленицы до Пасхи

      от Рождества до Крещения

      от Крещения до дня Святой Троицы

    4. Как называют любое учение, не соответствующее церковным догмам?

      откровения

      колдовство

    5. На какой праздник приходился обряд колядования?

      на Красную горку

      на Святки

      на Масленицу

    6. Назовите одного из наиболее почитаемых святых русской православной церкви?

      апостол Петр

      Николай Чудотворец

      Иоанн Креститель

    В качестве творческого задания по разделу II предлагается объяснить пословицы и поговорки связанные с природой и приметами.

    • Вешний день целый год кормит,
    • Федул на двор заглянул - пора серпы зубрить.
    • Ивановские дожди - лучше золотой горы.
    • До Ильина дня в сене пуд меду, после Ильина дня - пуд навозу.
    • Снег глубок - год хорош.
    • Март сухой да мокрый май - будет каша и каравай.
  • Рассказать друзьям