Презентация на тему фольклор. Понятие о фольклоре Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой






















1 из 21

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Фольклор – устное народное творчество. Художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, - историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания.

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Жанры Календарный цикл. Закон жизни человека (годового земледельческого круга)Семейно-бытовые песни (колыбельные, плач, пени детского календаря, песни позднего времени)Трудовые песни Народная свадьба (плачи, величание жениха, невесты)Танцевальные песни (хороводные плясовые)Эпические произведения (былины, рассказы)Городская народная песня (городской романс) Песни демократических движенийЧастушкиВоинские (военно-бытовые)Инструментальная музыка

№ слайда 5

Описание слайда:

Народное творчество Трудовые припевки и песниВ устном песенном творчестве русского народа до наших дней сохранились песенные жанры, непосредственно связанные с трудовой деятельностью, с ритмом трудовых процессов. Это трудовые припевки и возгласы – сигналы, сопровождающие некоторые виды наиболее тяжёлых артельных работ. Традиционные возгласы – сигналы: «Взяли, двинули, ух».

№ слайда 6

Описание слайда:

Календарные земледельческие песни В календарный земледельческий цикл входили разнообразные жанры песен: трудовые, величальные, обрядовые, заклички стихийных сил и явлений природы, хороводные, лирические. Среди древнейших земледельческих праздников важное место занимает праздник «Зимнего солнцеворота». Большая часть зимних календарных песен исполнялись на протяжении зимних святок (праздничное время в старину с 25 декабря по 6 января). Почти повсеместно святочными вечерами устраивались общественные сборища, сопровождаемые пением лирических, шуточных, а также игровых песен.

№ слайда 7

Описание слайда:

Исторические песниТермин «исторической песни» был введён в фольклористику исследователями для обозначения народных песен и сказов о судьбах Русской земли, об исторических событиях и героях. Большинство песен 16-17 веков складывались свидетелями исторических событий. Лирические песниСодержание протяжных лирических песен составляет в первую очередь область духовного мира, выражения разнообразных душевных переживаний, чувств и настроений простых русских людей. Лирические песни разнообразны, в них поётся о любви к родному городу – краю, родне, семье, о горькой тяжёлой доле.

№ слайда 8

Описание слайда:

Городская народная песняНовые городские народные песни складывались и исполнялись городскими ремеслиниками, рабочими, солдатами и матросами. Одним из ведущих жанров городского фольклора следует считать солдатскую строевую песню. ЧастушкиЛирические, шуточные, сатирические песни. В них более ярко отражены различные стороны народного быта, многообразные переживания и чувства. Название «частушки» не единственное, наряду с ним в народе встречаются и другие обозначения: «припевки», «коротушки», «прибаски», «прибаутки», «частоговорки», «стишки», «скоморошные». Любовно-лирические частушки более развитого мелодического склада почти повсеместно известны как «страдания».

№ слайда 9

Описание слайда:

Русские народные музыкальные инструменты Инструменты: духовые, струнные (щипковые и смычковые). В числе них различные дудки, жалейки, волынки, постушечьи трубы, рожки, гусли, балалайки, скрипки, гудки, лиры, бубны, барабаны, трещотки. В 19 веке появляются семиструнная гитара, гармоника, баяны. К числу инструментов древнейшего происхождения относятся кугиклы. Этот инструмент имеется в наши дни в Курской, Брянской и Калужской областях. Из языковых инструментов наибольшим распространением пользуется жалейка. Гудок – струнный инструмент овальной формы. Имеет 3 струны, смычок лукообразной формы.

№ слайда 10

Описание слайда:

Рожок – пастушечий инструмент наибольшие распространение имеет в северных областях.Барабан был употребляем у скоморохов и поводырей медведей.Лира – струнный инструмент с деревянным корпусом, напоминающий гитару. При вращении рукоятки выступающее наружу колесо соприкасается со струнами и заставляет их звучать.

№ слайда 11

Описание слайда:

№ слайда 12

Описание слайда:

Праздники на Руси Зимние праздники. Зимние святки – с 25 декабря по 6 января(все даты даны по старому стилю). Рождество – 25 декабря. Святые вечера – с 25 декабря по 1 января. Васильев день – 1 января. Страшные вечера – с 1 января по 6 января. Крещение – 6 января. Масленица – восьмая неделя перед Пасхой.

№ слайда 13

Описание слайда:

Весенне-летние праздники. Сороки – 9 марта; день весеннего равноденствия. Пасха – первое воскресенье после первого весеннего новолуния(между22 марта и 25 апреля. Егорьев день – 23 апреля. Летние святки – русальская или семицкая неделя, седьмая неделя после Пасхи. Семик – четверг на русальской неделе, седьмой после Пасхи. Троица – воскресенье на русальской неделе, седьмое после Пасхи. Аграфена Купальница – 23 июня. Иван Купала – 24 июня. Петров день – 29 июня.

№ слайда 14

Описание слайда:

Цикл календарных песен Календарные песни жанрово многообразны, но существуют они в неразрывном единстве представляющем собой своеобразный цикл. Он представляет собой соотношение языческого календаря с церковно-христианским. Путём наложения праздников образовалось двоеверие – слияние язычества и христианства. Обряды и соответствующие им песни призваны были обеспечить хороший урожай, приплод скота, рождение детей, благополучие. Для более яркого претворения обрядовых действий человек пользовался магией пения.В календаре 4 цикла: - летнего солнцеворота (24 июня)- зимнего солнцеворота - весеннего (21 марта)- осеннего (конец жатвы)

№ слайда 15

Описание слайда:

Песни зимнего календаряколядыподблюдныеМасленичныеКоляды – магические песни. Славяне называли их «колядка», «таусень», «саусень», «щедровки», «виноградье». Изображают светлую желанную сторону жизни. Исполняются коляды ансамблями или детей, или молодёжи, или пожилых людей. Пели очень громко, считалось, что это воздействует на силы природы. Надевали маски и танцевали. Подблюдные песниПодблюдные песни (гадальные). Название происходит от формы исполнения. Девушки наливали блюдо с водой, бросали туда предметы и гадали. Исполнялось на святки с 7 по 19 января. Святки – «светлые вечера». Масленичные песниМасленица- праздник проводов зимы. В древности этот праздник был самым великим по масштабам. Смысл праздника – заклинание солнца, которому следовало помочь совершить круг, чтобы приблизить весну. Блины – символ солнца. Кульминация праздника – «похороны» чучела, которое сжигали под смех и песни в последний день масленичной недели.

№ слайда 16

Описание слайда:

Песни весеннего календаря- закликание- вербные- волочебныеВьюнишные Весну встречали в разных местах в разное время. Крестьяне считали, что приход весны можно ускорить, выполнив определенные обрядовые действия. Выпекали из теста фигурки птиц (обычно жаворонков). Девушки и дети взбирались на крыши домов, сараев, поленницы, на деревья и с высоты закликали весну. В веснянках-закличках просили весенних птиц принести из-за синего моря ключи с замками, «закрыть зиму холодную» и открыть «отпереть лето теплое». После исполнения веснянок головки «жаворонков» натыкали на солому, покрывавшую крышу, а остальное печенье съедали.

№ слайда 17

Описание слайда:

В Егорьев день впервые после зимы выгоняли скот на пастбища, подхлестывая животных ветками вербы. Этот праздник был преимущественно мужским. Мужчины обходили поля, закликая Егория уберечь скот от падежа, болезней, от зверей и сглаза. Подростки ходили от двора ко двору и пели перед каждым домом песни-пожелания. В этом весеннем празднике особенная роль отводилась пастуху. Он должен был ритуальной игрой на пастушеском рожке и специальными заговорами сохранить скот целым и невредимым на все время, пока скот пасется в поле.

№ слайда 18

Описание слайда:

Конец весны – начало лета (май – июнь) – время новых праздников.Самый многообрядовый среди них – летние святки или русальская неделя.Главные действующие лица во время летних святок – девушки; главный герой исполнявшихся песен – березка, воплощавшая для крестьян животворную и растительную силу.

№ слайда 19

Описание слайда:

В Семик, празднично одевшись, девушки отправлялись в лес завивать березу: перевязывали концы деревьев кольцами, сплетали березовые верхушки с травой, пригнув березу. Венок, образованный ветвями, представлял собой магический круг. Березу завивали на несколько дней – до Троицына дня, когда шли смотреть, завял венок или нет, и в зависимости от этого предугадывали, счастливым или несчастным будет ближайший год и как сложится судьба гадающей девушки. Как и все календарные ритуалы, троицко-семицкие обряды связаны с будущим плодородием: урожаем и браком. После завивания березы ходили смотреть поля. Гадая о судьбе девушки, плели венки и, пуская их по воде, ждали, прибьется ли венок к берегу, поплывет ли по течению, что означало скорое или нескорое замужество; утонувший венок сулил смерть…

№ слайда 20

Описание слайда:

Иван Купала Времени летнего солнцестояния (22-24 июня), когда солнечное тепло и свет достигали наибольшей силы, соответствовал праздник «Иван Купала», связанный с древним культом солнца и огня. Крестьяне считали, что в купальскую ночь оживает вся нечистая сила, и нужно стеречь домашний скот и хлеб от нее. На Ивана Купалу собирали целебные травы (особой популярностью пользовалась иван-да-марья). Волшебно-всесильным считался папоротник, расцветающий, по легендам, раз в году именно в купальскую ночь. Тем, кто нашел цветущий папоротник, должны были открыться места кладов.

№ слайда 21

Описание слайда:

После ритуалов в ночь на Ивана Купалу и встречи солнца в Петров день- вплоть до жатвы не было никаких праздничных обрядов.Жнивные же ритуалы не были жестко связаны с календарем, ибо зависели от срока поспевания зерна. Так как жатва, в отличие от пахоты и сева, была женским делом, то жнивные обряды и связанные с ними песни – прежде всего женские. Трем этапам жатвы соответствуют три вида песен:-зажиночные – в начале уборки урожая; -жнивные – во время полевых работ (в этих песнях говорится в основном о самом труде крестьянок в поле); -дожиночные (обжиночные) – поются после окончания жатвы. В конце уборки хлеба в поле оставляли немного колосьев и завивали несжатый пучок или, пригнув его к земле, закапывали вместе с хлебом и солью. Последний сноп украшали и несли в дом.

краткое содержание презентаций

Русское народное творчество

Слайдов: 20 Слов: 908 Звуков: 0 Эффектов: 0

Русское народное творчество. Цель проекта. Компетентности проекта. Методическая задача проекта. Изучаемые вопросы. Что такое фольклор. Фольклор. Обозначение художественной деятельности народных масс. Какие русские народные сказки вы знаете. Русские народные сказки. Русское народное творчество. Почему русские народные песни так называются. Русская народная лирическая песня. Пестушки. Заключение. Что вы узнали о фольклоре. Русское народное творчество. Русское народное творчество. Русское народное творчество. Используемые ресурсы. - Русское народное творчество.ppt

Народный фольклор

Слайдов: 21 Слов: 733 Звуков: 0 Эффектов: 0

Фольклор. Что такое фольклор. Что принадлежит к фольклору. Архитектура. Народный фольклор. Народный фольклор. Одежда. Народный фольклор. Мужской костюм. Народный фольклор. Народная музыка. Народные танцы. Народные песни. Народное декоративное творчество. Хохлома. Народный фольклор. Дымковская игрушка. Устная словесность. Русская сказка. Народный фольклор. Волшебные сказки. - Народный фольклор.ppt

Русский народный фольклор

Слайдов: 11 Слов: 168 Звуков: 0 Эффектов: 63

Многообразие русского фольклора. Слово «фольклор» появилось в XIX веке, пришло из английского языка. Устное. Из уст в уста. Народное. Автор - народ. Творчество. Создано в результате труда. 1.Календарная обрядовая поэзия; 2.Семейная обрядовая поэзия. Обрядовая поэзия. Поговорки. Заруби себе на носу. Пословицы. Загадки. Потешки Пестушки. Считалки. Игры. Заклички и приговорки. Сказки. Небылицы. Потешки. Частушки. Песни. Жанры. Фольклора. - Русский народный фольклор.ppt

Фольклорные жанры в литературе

Слайдов: 20 Слов: 738 Звуков: 0 Эффектов: 136

Прогноз погоды в нашем классе. Фольклор. Значение фольклора. Малые жанры фольклора. Загадка. Большинство загадок построено на метафоре. Как «построена» загадка. Сочиняем загадку. Творческая работа. Что за золото пословицы русские. Объясни смысл пословицы. Сопоставьте темы пословиц. Подбери пословицу. Поговорка. Семеро одного не ждут. Узнай пословицы и поговорки. Какую роль играют пословицы и поговорки в нашей жизни. Висит сито, не руками свито. Домашнее задание. Погода в нашем классе. - Фольклорные жанры в литературе.ppt

Жанры русского фольклора

Слайдов: 12 Слов: 1038 Звуков: 0 Эффектов: 73

Малые жанры фольклора. Загадки. Отгадайте загадки. Пословицы. Шутки. Скороговорки. Потешки. Сказки. Песня. Смуглянка. Считалки. Жанры русского фольклора. - Жанры русского фольклора.pptx

Обряды и обрядовый фольклор

Слайдов: 32 Слов: 1430 Звуков: 0 Эффектов: 77

Фольклор. Что такое фольклор. Жанры фольклора. Обрядовый фольклор. Обряд. Песни весны. Веснянки. Жаворонки. Песни «русальной недели». Песни Троицы. Троицын день. Иван Купала. Ласточка. Устраивают игрища. Обряды и обрядовый фольклор. Молодёжь. Обряды и обрядовый фольклор. Осенние песни. Зимние песни. Колядки. Щедрый денёк. Некоторые приметы Святок. Дедушка. Обряды и обрядовый фольклор. Обряды и обрядовый фольклор. Весёлое прощание с зимой. Масленица. Обряды и обрядовый фольклор. Обряды и обрядовый фольклор. Встреча. Дни Масленицы. Что такое обряд. -








































1 из 39

Презентация на тему: Фольклор

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Тема: Эволюция устного народного творчества в современном обществе. Анастасия Баглариду, Егор Тутариков 8А ГБОУ Гимназия 1552 Объект исследования: Фольклор. Предмет исследования: Поговорки и пословицы, былины, исторические и лирические песни, частушки. Проблема: В современном обществе фольклор не так популярен, как раньше. Его недооценивают, поэтому складывается впечатление, что фольклор как жанр не развивается, а стоит на месте. Гипотеза: Пути развития устного народного творчества заключаются в появлении новых жанров, а также в развитии изобразительных средств языка. Эпитет является катализатором, движущей силой развития фольклорных жанров. Благодаря «раскрепощению» эпитета появился такой жанр как частушка. Актуальность: Вследствие развития современных технологий, сохранение красоты и самобытности родного языка является одной из актуальных проблем современного общества. Всё большее число людей забывает о национальном характере русского языка, что ведёт к снижению любви и интереса к национальным традициям. Цель исследования: Доказать или опровергнуть гипотезу. Выявить и обозначить путь развития фольклора, а также его формы и средства развития.

№ слайда 3

Описание слайда:

ПЛАН. I. Теоретическая часть. 1.Исторические сведения о фольклоре. 1) Понятие о фольклоре. 2) Жанры (славянская мифология – 3 начала…). 3) История (собиратели). II. Исследование. Практическая часть 1.Продолжатели традиций фольклора. 1) Появление современных романсов (Ирина Скорик). 2) Духовные песни (Ирина Скорик). 2.Сравнительный анализ и новые фольклорные жанры. 1) Городской (детский фольклор) и деревенский фольклор: a) Былины (подражание). b) Частушки c) Анекдоты d) Фолк-рок е) Стихи- поздравления к празднику. III. Творческая часть Выводы.

№ слайда 4

Описание слайда:

Фолькло р (англ. folklore - «народная мудрость») - народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы. Народное творчество, зародившееся глубоко в древности, - историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. Фольклор – сложное, синтетическое искусство. Нередко в его произведениях соединяются элементы различных видов искусств – словесного, музыкального, театрального. Его изучают разные науки – история, психология, социология, этнология (этнография).

№ слайда 5

Описание слайда:

Роль фольклора трудно переоценить. А.С.Пушкин, вспоминая детские годы в 1816 году писал: Ах, умолчу ль о мамушке моей, О прелести таинственных ночей. Когда в чепце, в старинном одеянье, Она, духов молитвой уклоня, С усердием перекрестит меня И шепотом рассказывать мне станет О мертвецах, о подвигах Бовы... .............. .............. Терялся я в порыве сладких дум; В глуши лесной, средь муромских пустыней Встречал лихих Полканов и Добрыней, И в вымыслах носился юный ум...

№ слайда 6

Описание слайда:

Интересно проследить, как зародился фольклор. История наших пращуров причудлива и полна загадок. Верно ли, что во времена великого переселения народов они явились в Европу из глубин Азии, из Индии, с Иранского нагорья? Каков был их единый праязык, из которого, как из семечка - яблоко, вырос и расцвел широко шумный сад наречий и говоров? Древо жизни славян-руссов тянется своими корнями в глубины первобытных эпох, палеолита и мезозоя. Тогда-то и зародились перворостки, первообразы нашего фольклора: богатырь Медвежье УШКО - получеловек-полумедведь, культ медвежьей лапы, культ Волоса-Велеса, заговоры сил природы, сказки о животных и стихийных явлениях природы (Морозко). Первобытные охотники изначально поклонялись, как сказано в «Слове об идолах» (XII век), упырям и берегиням, затем верховному владыке Роду и рожаницам Ладе и Леле - божествам живительных сил природы.

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

При более тщательном изучении этого вопроса мы узнали, что эволюция фольклора тесна связана с историческим развитием общества. Переход к земледелию (IV-III тысячелетия до н.э.) отмечен возникновением земного божества Мать Сыра Земля (Мокошь). Землепашец уже обращает внимание на движение Солнца, Луны и звезд, ведет счет по аграрномагическому календарю. Возникает культ бога солнца Сварога и его отпрыска Сварожича-огня, культ солнечноликого Дажьбога. Первое тысячелетие до н.э. - время возникновения богатырского эпоса, мифов и сказаний, дошедших до нас в обличье волшебных сказок, поверий, преданий о Золотом царстве, о богатыре - победителе Змея. В последующие столетия на передний план в пантеоне язычества выдвигается громоносный Перун, покровитель воинов и князей. С его именем связан расцвет языческих верований накануне образования Киевской державы и в период ее становления (IX-Х вв.). Здесь язычество стало единственной государственной религией, а Перун - первобогом. Принятие христианства почти не затронуло религиозные устои деревни. Но и в городах языческие заговоры, обряды, поверья, выработанные на протяжении долгих веков, не могли исчезнуть бесследно. Даже князья, княгини и дружинники по-прежнему принимали участие в общенародных игрищах и празднествах, например в русалиях. Предводители дружин наведываются к волхвам, а их домочадцев врачуют вещие женки и чародейки. По свидетельству современников, церкви нередко пустовали, а гусляры, кощунники (сказители мифов и преданий) занимали толпы народа в любую погоду.

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

Постепенно фольклор отходит от бытовых функций и приобретает элементы художественности. В нем возрастает роль художественного начала, краеугольным камнем которого является эпитет. В итоге исторической эволюции фольклор стал поэтическим по главным и основополагающим качествам, переработав в себе традиции всех предшествующих состояний фольклора. Художественное творчество воплотилось во всех видах сказок: сказках о животных, волшебных, бытовых. Такой вид творчества представлен и в загадках.

№ слайда 11

Описание слайда:

Лирическая песня тоже выполняет художественную функцию. Они исполняются вне обрядов. Содержание и форма лирических песен связаны с выражением переживаний и чувств исполнителей. К художественному песенному фольклору новейшей формации современные исследователи относят романсы и частушки. Отдельный род художественных представлений образует так называемый ярмарочный фольклор. Он возник из ярмарочных представлений, выкриков торговцев, балаганных зазывал, балагурной речи, шуток и прибауток народных. На стыке соединения давних традиций фольклора и веяний новой культуры развился жанр анекдота.

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

Таким образом, в XIX–начале XX века был собран огромный материал и появились основные классические издания русского устного народного творчества. Это имело колоссальное значение как для науки, так и для всей русской культуры. В 1875 году писатель П.И. Мельников-Печерский в письме к П.В. Шейну так охарактеризовал значение труда фольклористов-собирателей: "В продолжение четверти столетия я много ездил по России, много записал песен, сказаний, поверий и пр. и т. п., но я бы ступить не мог, если бы не было трудов покойного Даля и Киреевского, не было Ваших трудов, напечатанных у Бодянского, трудов Л. Майкова, Максимова и – да успокоит Господь в недрах Авраама его душу – Якушкина. Ваше сравнение своих работ с работой муравья я нахожу несовсем справедливым. Пчелы вы, а не муравьи – ваше дело мед собирать, наше дело мед (hudromel) варить. Не будь вас, мы бы варили какой-нибудь промозглый квас, а не мед. Не пройдет и полувека, как в народе иссякнут дедовские предания, обычаи, старорусские песни замолкнут или исказятся под влиянием трактирной и кабацкой цивилизации, но Ваши труды до отдаленных времен, до позднейших наших потомков сохранят черты старинного нашего быта. Вы долговечнее нас".

№ слайда 14

Описание слайда:

№ слайда 15

Описание слайда:

Ирина Скорик – в настоящее время является одной из самых ярких исполнителей в жанре русского романса и духовной песни. Репертуар Ирины Скорик уникален. Это эксклюзив, личное достояние артистки. Не переступая грани классического искусства, каждый исполненный ею романс, будь то старинный или современный, благодаря её авторским аранжировкам и исполнительскому таланту превращается в яркую художественную миниатюру.

№ слайда 16

Описание слайда:

Ирина Скорик (о песне): Наша Россия-матушка поистине богата талантами, мостовые можно мостить, но одна беда – их редко можно услышать, т.к. настоящее искусство, русская песня заменена зарубежной дешевой подделкой, лжекультурой. Но песню как русскую душу, нельзя уничтожить, теплится она неугасимой свечой в родных глубинках, как лампадка перед иконой, охраняя от недобрых взглядов свою истинную веру, свою культуру. Все очень просто. Интонации русской песни – интонации русского народа – это голос Родины, голос матери, голос нашего сердца. Народная мудрость гласит – «В русской песне живет душа русского народа». Русская песня – это уникальный самобытный памятник культуры. Основа народной песни – это, прежде всего ее высокая духовная направленность, которая вместила в себя природное богатство Русской земли, характерные черты, традиции русского быта, а главное, - правильное вероисповедание. Русская песня – это живое творчество русского народа и, покуда она будет жить, будет жить и наша великая русская культура.

№ слайда 17

Описание слайда:

№ слайда 18

Описание слайда:

№ слайда 19

Описание слайда:

Современная былина о подвиге Добрыни Никитича Из того ли-то из города из Питера Выезжал Добрынюшка, по батюшке Никитич. Да Никитичу –то матушка наказывала: «Не бойся, Добрынюшка, нечисти разной! А на бой иди с улыбкой, Тогда и победишь ты.» И всякий раз Добрынюшка её совету следовал. Когда воссияло солнце красное На то ли на небушко синее, Донеслись до славного города Питера слухи, Что в Южной Осетии, У соседей великой и могучей России Развелось нечисти разной. И обратился к Добрынюшке нашему Сам президент Руси великой И попросил помочь соседям нашим. Добрыня отказывать не стал ему И помочь соседям согласился. Тогда и началась резня той самой нечисти. Падали насмерть все, Кто попал под Никитича меч острый. Поблагодарил тогда президент наш его И не просто, а дом ему новый пожаловал. Вот и кончился новый подвиг Добрыни Никитича!

№ слайда 20

Описание слайда:

Былина о славном богатыре Иванушке-школяре и о подвиге его ученическом. Ой вы гой ecu, добры молодцы, Добры молодцы, красны девицы, Вы честной народ ученический! Ой, ты гой ecu, свет учительша, Ты Татьянушка дочка Виктора! Вы дозвольте словами старыми Вам поведать былину новую Про Иванушку добра молодца Да про бой его с ленью лютою. То не бор шумит-пригибается, На Иванушку мать ругается: «Сколько можно, сын, ленью мучиться? Оседлала тебя проклятущая! В дневнике твоём даже троек нет, Все колы стоят, хоть заборы строй! Али думаешь ты, Иванушка, Стать сидельцем почище Муромца? На печи Илья тридцать лет сидел, Ты ж который год за компьютером-Панасоником навороченным. Чем сидеть весь день за компьютером, Чем бродить по экрану «Сталкером», Ты б занялся, сынок, уроками, Да принёс мне домой хоть троечку. Коль от лени ты не избавишься -Наказание будет страшное.

Фольклор. Народные инструменты. Устное народное творчество. Русский фольклор. Народные традиции. Детский фольклор. Жанр фольклора. Устное народное творчество и литература. Фольклорные песни. Жанры устного народного творчества. Музыкальный фольклор. Малые жанры фольклора. Фольклор (5 класс). Народный орнамент. Обрядовый фольклор.

Жанры фольклора. Фольклор (устное народное творчество). "Устное народное творчество" "Малые жанры устного народного творчества". Календарно-обрядовый фольклор. Проект «Русский фольклор». Кубанский фольклор. Малые жанры детского фольклора. Фольклор карелии. Составление устного рассказа по картинке.

Культура и искусство устной речи. Фольклорная карусель. Традиции русской народной игры. Фольклор и современность. ФОЛЬКЛОР Календарно-обрядовые песни. Малые жанры фольклора 5 класс. Развитие речи детей раннего возраста средствами малого фольклора. Русский фольклор в детских играх. Тема: Малые жанры устного народного творчества.

Драматические жанры фольклора. «Фольклор как средство приобщения детей к русской народной культуре. Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина и С.А. Есенина. Знатоки детского фольклора. Образ коня в русском фольклоре. Игровой и потешный семейный фольклор.

Образ Бабы- Яги в русском фольклоре. Фольклор Улигеры. Проект «Город народных мастеров». Фольклорные минутки. Поэтический памятник подвигу народному. Иван-дурак -персонаж русского фольклора. Урок внеклассного чтения 2 класс Малые фольклорные жанры. Приобщение детей к истокам русской народной культуры через малые фольклорные формы.

Конспект по литературе 5 класс, с применением ИКТ.

Урок №2

Тема урока . Русский фольклор. Колыбельные песни, пестушки, потешки.

Цели урока :

    Обучающие:

- познакомить учащихся с понятием «фольклор», его жанрам;.

- дать образное представление об истоках колыбельной песни;

- формирование знаний учащихся о малых жанрах детского фольклора – колыбельных песнях, пестушках, потешках; обогащение словарного запаса учащихся.

    Развивающие:

- прививать навык чтения своеобразных жанров фольклора; учить воспринимать их душой;

- воспитывать чувство ритмики народных песен, потешек;

- отрабатывать навыки выразительного чтения;

- развитие у школьников исследовательской и коммуникативной культуры.

    Воспитательные:

- приобщать к традициям народной культуры;

- учить видеть красоту и многообразие слов;

- воспитание интереса к фольклорным традициям русского народа.

Тип урока : урок формирования (усвоения) и усовершенствования навыков и умений.

Форма урока : мультимедийный урок с элементами исследования.

Методы и приемы:

1. Методы : словесный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.

2. Приемы : беседа по вопросам, рассказ учителя, словарная работа, творческая самостоятельная работа,

выразительное чтение статьи учебника, оценка чтения по выданной таблице, аналитическая работа с текстом статьи учебниками, составление таблицы.

Оборудование и ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, медиапрезентация к уроку (среда POWER POINT ), учебник

карточки, выставка читательских дневников, звукозапись колыбельных песен, фрагмент из м/ф «Умка ищет друга».

Теория литературы : фольклор, народная песня.

Эпиграф к уроку . « Подлинную историю … народа нельзя знать не зная устного народного творчества » М. Горький

Этапы урока

Ход урока

Примечание

1. Организационный

II . Опрос по домашнему заданию

2.Беседа по прочитанной за лето литературе, знакомство с читательскими дневниками.

Слайд №2

III . Актуализация опорных знаний и их корректирование

(вводные задания)

Игра «Угадайка» (на доске прикреплены карточки) .

Угадайте, к какому жанру произведений относятся следующие тексты:

1. На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. Кто ты будешь такой?(Учитель открывает на доске карточку: считалки)

2. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда (Учитель открывает на доске карточку: пословицы).

3. Заря заряница по миру ходила, слезу уронила; месяц видел, солнце скрало (Роса). (Учитель открывает на доске карточку: загадки).

4. Жили-были старик да старуха, у них была дочка Аленушка да сынок Иванушка. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»). (Учитель открывает на доске карточку: сказки).

5. От топота копыт пыль по полю летит. (Учитель открывает на доске карточку: скороговорки).

Беседа.

Слово учителя. Виды произведений вы сумели определить верно. Но почему-то нигде не назван автор, хотя мы с вами всегда с уважением относимся к авторам. Почему же автора не назвали? Забыли?

Конечно же, все эти произведения имеют автора, но имени его мы не знаем. Их сочинил народ.

Значит, все эти произведения называются произведениями устного народного творчества. Перед нами народное искусство. Искусство русского народа. Сочинил когда-то один, передал другому, другой третьему, а автора никто уже не помнит.

Так почему же оно называется устным? Я ведь вам читала написанное.

Действительно, это теперь можно записать. А раньше, когда не было письменности, неграмотные крестьяне на Руси передавали их из уст в уста. Каждый еще, рассказывая другому, кое-что забывал и вставлял свои слова. Это творчество русского народа. Хотя у других народов тоже есть свое творчество.

Может, вы вспомните, как по-другому называется устное народное творчество?

Да, верно. Фольклор-от английских слов “народ” и “учение”, т. е. народная мудрость.

Запись в «Словарь...» значения терминафольклор.

О чем говорит толкование этого термина?


Слайд №3


Слайд № 5


Слайд №6

IV . Постановка целей и задач урока

Работа над эпиграфом к уроку.


Слайд №7

V . Работа по теме урока

V .1.Мотивация учебной деятельности

V .2. Пробные задания

(использование изученного в стандартных условиях)

V .3.Творческие задания

(использование изученного в нестандартных условиях)

1. Слово учителя

- Русское устное народное творчество отличается необычайным богатством и своеобразием жанров, тем, героев. Корнями оно уходит в древнеславянскую художественную культуру. Фольклор прошел огромный путь развития и отра­зил труд и быт, идеалы русского народа. Фольклор выразил горячую и задушев­ную любовь русского народа к своей Родине, о которой в пословице говорится: «Велика святорусская земля, а везде солнышко!»

2. Составление сравнительной таблицы «Фольклор и литература»

(Таблицу учитель и учащиеся составляют по вопросам беседы.)

Чем отличается фольклор от литературных произведений?

Как создаются фольклорные и литературные произведения?

Видели ли вы на обложках книг «Русские сказки», «Пословицы и поговор­ки» имя их автора? Почему?

Бывает ли, что вы рассказываете сказку другу, а он вас исправляет, говоря: «А я читал, там было немного по-другому». Почему это происходит?

Какие жанры (виды) фольклора вы знаете? (Сказки, сказы, былины, песни, пословицы, поговорки)

Запись в тетради.

Жанры детского фольклора : колыбельные песни, пестушки, потешки, ско­роговорки, заклички, игры, дразнилки, загадки, страшилки, нелепицы-не-складухи, школьные стишки, анекдоты, озорные песенки.

Проведение физкультминутки

Хлопаем в ладошки,

Пусть попляшут ножки,

Пусть попляшут ножки

По ровненькой дорожке. (Пляшут).

Устали наши ножки – 2 раза.

Вот наш дом, где мы живем.

Ножки накрест – опускайся

И команды дожидайся.

А когда скажу: “Вставай!”

Им рукой не помогай. Вставай!

Ножки вместе, ножки врозь,

Ножки прямо, ножки вкось.

Ножки здесь и ножки там.

Что за шум и что за гам?

Ну-ка быстро по домам!

4. Продолжение слова учителя (беседа)

Познание мира каждым из нас начинается с фольклора. Мама убаюкивала нас песней, бабушка рассказывала сказку. Растем мы- и познаем новые жанры устного народного творчества: загадки учат думать, считалки используем, когда играем с друзьями. Мудрость народа рождала краткие выражения: пословицы и поговорки, которые передают основные правила жизни. Основным источником была русская жизнь, многовековой трудовой опыт, быт, начиная с колыбели до последних дней жизни.

Как думаете, все ли жанры устного народного творчества мы перечислили? Ведь карточка одна у нас еще не раскрыта.

Хотите узнать, что там написано?

Ой, люли, люли, ли

Спи, дитяточка, усни.

Уж ты котик-коток,

Приди, котик, ночевать,

Мою детку качать.

Баю-баю-бай … (Колыбельная песня).

5. История колыбельной песни.

Как вы думаете, сколько колыбельных песен на свете?

А как они дошли до наших дней?

Значит, о каких песнях мы будем сегодня говорить?

Благодаря чему они дошли до нас?

Колыбельных песен не так уж и много, но они передаются из поколения в поколение, просто каждая мама поет по-своему, что-то изменяя, дополняя. И колыбельная песня рождается как бы заново. Колыбельные песни есть у каждого народа. Эти песни, как считали предки, защищали спящего ребенка от проделок темной силы.

Давайте послушаем колыбельную песню.

А почему песню назвали колыбельной?

На слайде №12: КОЛЫБЕЛЬ (ЛЮЛЬКА, КАЧАЛКА, ЗЫБКА).

Подбери синонимы к этому слову.

Как вас убаюкивали в детстве?

Каким тоном пела вам мама песню?

Да, верно именно любовь, ласка передается с колыбельной песней. Пусть ребенок еще не слышит, но уже чувствует.

А что он чувствует, как вы думаете? (ласку, любовь, нежность матери)

Колыбельную песню поют, чтобы ребенок рос чистым в душе, нежным и добрым.

В песнях исполнители обращаются часто к животным, призывая их защитить и уберечь ребенка от невзгод.

6.Творческая работа в группах

А сейчас я вас приглашаю в творческую мастерскую. У вас две карточки. Прочитайте задание на этих карточках и выберите только одну с тем заданием, которое вам понравилось больше. Работаем.

РАССТАВЬ СТРОЧКИ ПО ПОРЯДКУ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛАСЬ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ.

Прилетели журавли

Ой, люли – люли – люли!

А ворота скрип – скрип

Они сели на ворота

У нас Ваня спи – спит.

Не будите у нас Ваню

В речке струйки говорят

К нам в окно луна глядит

В небе звездочки горят

Малым детям спать велит.

РАССТАВЬ СТРОЧКИ ПО ПОРЯДКУ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛАСЬ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ

Не ложися на краю

И утащит во лесок

Баю – баюшки-баю

Придет серенький волчок

Под ракитовый кусток


7.Продолжение работы над темой

А сколько лет существует колыбельная песня?

А теперь попробуем с вами перенестись на несколько десятков лет назад. Представьте простую крестьянскую избу. Посередине избы на березовом шесте, который называли ОЧЕП, висит люлька. И вам надо спеть младенцу песню.

(Дети исполняют колыбельные, которые они приготовили.)

У нас есть ребята, которые тоже дома поработали и приготовили для вас колыбельные песни.

Какое настроение слышится в этих песнях?

О чем мечтают мамы, когда поют своим детям колыбельные песни?

Колыбельные песни пелись в старину без музыкального сопровождения, «речитативом»Заглянем в толковый словарь. Прочитаем.

РЕЧИТАТИВ – напевная речь в вокально-музыкальном произведении.

    Значит, как исполняли колыбельные песни?

    Какой темп выберете для этой песни?

    Какую громкость? Какой тон?

    Какие чувства хотели бы передать при чтении этой песни?

8. Анализ текстов колыбельных песен.

Попробуем все это выполнить при чтении песни. А вы должны выбрать, кому это удалось лучше. (работа с текстами учебника).

9.Работа над материалом урока.

Слово учителя . Вслушайтесь в тексты и подумайте, для кого сочиняли эти строчки:

Идет коза рогатая за малыми ребятами,

Кто соску сосет, молочко кто не пьет,

Того бу, забоду, на рога посажу!

Ладушки, ладушки, где были? У бабушки.

Что ели? Кашку. Что пили? Бражку.

Сорока-белобока, кашку варила. Деток кормила.

Этому дала, этому дала…А этому не дала.

Ты воды не носил, дров не рубил, каши не варил.

Тебе нет ничего.

Для кого сочиняли тексты? С какой целью? Может быть, чтобы ребенок уснул? А, может, утешить, поиграть? Как бы вы назвали такие стишки? Объясните ответ.

Такие стишки называют потешками . Почему, как думаете?

Они сопровождают игры ребенка с пальчиками (“Сорока-белобока”), ручками (“Ладушки”), ножками.

Потешки – жанр устного народного творчества.

Для каких детей сочиняли эти песенки? Ведь вы тоже дети! Может, для вас?

Объясните свой ответ.

Дети учатся разным вещам: умываться, хлопать в ладоши, самые маленькие – выполнять движения ручками и ножками.

2.Словарная работа

Значения каких слов вы не поняли? Давайте все вместе попробуем выяснить смысл слов, записанных на доске, которые вы встретили в текстах потешек:

лишеньки (устар.) – лихо беда горе зло

пуще – сильнее

припарь – пригрей

плетень – забор

3. Творческая работа с заучиванием наизусть или воспроизведением в памяти учащихся

Рассказать друзьям