Харламов алексей алексеевич картины. Академические темы и портреты

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Юные цветочницы (Young flower girl)

Художник Алексей Алексеевич Харламов (Alexei Harlamoff) родился в октябре 1840 года в селе Дьячевка Петровского уезда Саратовской губернии, в многодетной семье крепостного крестьянина. Алексей Алексеевич был седьмым ребёнком в семье.

Вскоре после рождения Алексея помещик решил продать родителей будущего художника другому помещику, а детей оставить в своём хозяйстве. Поскольку Алексей был совсем маленьким, то его продали вместе с родителями. В 1850 году семья Харламовых получила свободу и вскоре перебралась в Санкт-Петербург.

В возрасте 12 лет Алексей Харламов начал брать уроки живописи у вольнослушателя Академии художеств В.Я Афанасьева. После двух лет занятий, в 1854 году, Харламов поступил в Императорскую Академию художеств, в класс профессора А.Т. Маркова. За успехи в живописи и рисовании слушатель Харламов был награждён двумя Малыми серебряными медалями (в 1857 и в 1862 годах), а в 1863 году - уже две Большие серебряные медали. В 1866 году Алексей Харламов был награждён Малой золотой медалью за полотно «Крещение киевлян», а ещё через два года – Большой золотой медалью за картину «Возвращение блудного сына в родительский дом».

В 1869 году Харламов, как пенсионер академии, выезжает за границу где посещает музеи Германии, Швейцарии, Великобритании, Италии и Испании, Голландии и Бельгии. Некоторое время художник живёт и работает в Париже.

Портрет четверых детей от второго брака П.П. Демидова (1839-1885), Авроры, Анатолия, Марии и Павла (Portrait of the children of Paul Pavlovich Demidoff, 2nd Prince of San Donato (1839-1885))

В 1872 году Алексей Харламов становится членом Товарищества передвижных художественных выставок – много лет художник будет посылать свои работы на ежегодные выставки Товарищества в России. В том же 1872 году художник вернулся в Париж и поступил в ателье модного в ту пору французского художника Леона Бона.

В 1874 году за представленные на академическую выставку картины Алексей Алексеевич Харламов был удостоен звания академика. В том же году художник познакомился с Тургеневым и именно благодаря Тургеневу, который показал Эмилю Золя картины молодого русского художника, и Золя в своих «Парижских письмах» посвятил Алексею Харламову восторженный пассаж. Портреты Харламова Золя назвал «дебютом крупного таланта».

И именно Тургенев предрёк Харламову большое будущее: «Здесь появились два замечательных художника – Репин и Харламов, - писал он. – Второй особенно далёко пойдёт». Можно говорить о том, что именно благодаря Тургеневу молодой художник буквально за год сделал в Париже блестящую карьеру.

Осенью 1875 года Харламов, после окончания установленного академией срока пенсионерства вернулся в Россию, однако через год снова уехал в Париж. И теперь уже навсегда.

В Париже художник снимает мастерскую, которая достаточно быстро превращается в модное художественное ателье. Харламов экспериментирует с новыми возможностями передачи световоздушной среды, постоянно ищет новые направления в живописи, увлекается живописью салонной, в которой пытается не столько повторить старинных итальянцев, сколько показать детали быта эпохи Возрождения. Впрочем, увлечение живописью времен ренессанса и пленэром быстро прошло. Он вернулся к портрету и много лет рисовал просто «прекрасные головки» - портреты вне пространства и времени.

Искусствоведы говорят о том, что художник вернулся к женскому портрету по одной простой причине – такая живопись была востребована и хорошо продавалась в Европе.

Последние годы своей жизни художник Алексей Алексеевич Харламов провёл в забвении, одиночестве и бедности. Он умер весной 1925 года в Париже и был похоронен на кладбище Пер-Лашез.

Картины художника Алексея Алексеевича Харламова (Alexei Harlamoff)

Маленькая швея (The little seamstress)

Две девушки, разбирающие цветы (Two girls arranging flowers)

Портрет девочки (Portrait of a Young Girl)

Девушка в пестром платке (Girl with colorful shawl)

Летнее время (Summertime)

Девушка с рыжими волосами (Young Girl with Red Hair)

Девочка с тамбурином (Girl with tambourine)

Девушка, пускающая мыльные пузыри (Young girl blowing bubbles)

Русская красавица (A Russian Beauty)

Портрет девушки (Portrait of a Young Girl)

Фелия Литвинн (Portrait Of Felia Litvinne)

Белокурая роза (A fair rose)

Ваза с розами (Vase of roses)

Выбор яблок (Choosing apples)

Две девочки (Two Girls)

Девочка с виноградом (Young girl with grapes)

Девочка с коралловым ожерельем и платком (Girl with coral necklace and shawl)

Портрет девушки в красном платке (Portrait of a young girl with a red veil)

Девушка с красным платком (Girl with a red shawl)

Девушка с фруктами (Girl with fruit)

Ваза с цветами (Vase of flowers)

Девушка с цветами (Girl with flowers)

Дети с цветами

Портрет девушки в белом платке

Портрет девочки с букетом

Алексей Алексеевич Харламов (18 октября 1840, село Дьячевка, Саратовская губерния - 10 апреля 1925, Париж) - русский художник, мастер портрета.

Алексей Харламов родился в многодетной семье крепостного крестьянина. У родителей он был седьмым ребенком. Вскоре после его рождения хозяева решили продать его родителей другой помещице, оставив при этом детей себе. Маленькому Алеше повезло - из-за младенческого возраста он не мог быть отлучен от матери и потому был продан вместе с родителями. В 1850 году родители Алексея вместе с ним и ещё двумя младшими детьми получили свободу. Вскоре семья переехала в Санкт-Петербург.

В Санкт-Петербурге Алексей в 12 лет начинает брать уроки рисования у вольнослушателя Академии художеств В. Я. Афанасьева. Он очень старается в учебе и в 1854 году поступает в Императорскую Академию художеств, где становится учеником профессора А. Т. Маркова, представителя позднего классицизма. За успехи в рисовании и живописи Алексей Алексеевич 1857 и 1862 гг. получает две Малые серебряные медали, а в 1863 году - две Большие серебряные. В 1866 году Харламов получает Малую золотую медаль за картину «Крещение киевлян», а в 1868 году - Большую золотую медаль за полотно «Возвращение блудного сына в родительский дом».

В 1869 году Харламов в числе лучших выпускников Академии получает право на пенсионную поездку за границу. Алексей Алексеевич много путешествует по Европе: посещает художественные музеи Германии, Великобритании, Франции, Испании, Италии, Швейцарии, Бельгии, Голландии. Некоторое время живет в Париже. В 1871-1872 годах по заказу музея Петербургской Академии художеств он делает во дворце Маурицхейс в Гааге копию картины Рембрандта «Урок анатомии доктора Тульпа». В 1872 же году Харламов вступает в Товарищество передвижных художественных выставок. Впоследствии художник будет регулярно посылать свои картины на ежегодные выставки передвижников в Санкт-Петербург.

В конце 1872 года художник возвращается в Париж, где поступает в ателье модного французского художника Леона Бонна. Аристократические и буржуазные салоны Третьей республики были заполнены портретами и историческими картинами Бонна. Этот модный живописец успешно передавал внешнее сходство с натурой и при этом сохранял видимость «музейного» искусства. Отдавая дань его механическому мастерству, современник назвал Бонна «превосходным, однообразным и тривиальным художником». Вслед за Бонна Харламов удачно имитировал в своих произведениях внешний вид классической живописи - любимых им старых испанских мастеров, Рембрандта, итальянцев XVII века. Именно под влиянием Бонна окончательно оформился художественный стиль Харламова.

В 1874 году Харламов отправил на академическую выставку в Санкт-Петербург три свои работы - «Бедный музыкант», «Головка итальянки» и «Головка мордовки». За эти картины и за сделанную в Гааге копию с «Урока анатомии» Рембрандта он получил звание академика. Тогда же, в 1874 году, Харламов познакомился с жившим в Париже Иваном Сергеевичем Тургеневым. Тургенев был очарован талантом молодого русского художника и предрек ему большое будущее: «Здесь появились два замечательных художника - Репин и Харламов, - писал он. - Второй особенно далеко пойдет». Во многом благодаря знакомству с Тургеневым и супругами Виардо, их протекции и заказам Харламов за один год сделал стремительную карьеру.

Выставленные в Салоне 1875 года портреты Полины и Луи Виардо работы Харламова имели блестящую прессу, организованную Тургеневым. Именно по совету русского писателя Эмиль Золя, посылавший в петербургский «Вестник Европы» свои «Парижские письма», посвятил Харламову восторженный пассаж. В харламовских портретах Золя увидел «дебют крупного таланта». Другой рецензент отмечал «мощь, энергию, уверенность лепки, глубину и жар колеров».

В конце 1875 года после окончания срока пенсионерства Харламов приехал в Россию, однако уже осенью следующего года он навсегда возвращается во Францию. Произошло это, по мнению известного журналиста того времени Н. Н. Брешко-Брешковского, потому, что в 1870-е годы в России «от картин не только большая публика, но даже и сами художники требовали гражданского служения, а не технические достоинства». И поэтому Харламов «рисковал остаться неоцененным». Другой причиной эмиграции Харламова было и то, что Алексей Алексеевич, как писал И. Е. Репин, «ужасно любит Париж» и желал бы там остаться навсегда.

По возвращении в Париж Харламов снимает мастерскую в доме на Пляс Пигаль и превращает её в модное ателье. Позднее Харламов купил дом в Веле. Этот город был любим художником. В дар городку он передал многие свои работы. В Веле же Алексей Алексеевич познакомился с юной Фанни Шютц (Фелией Литвин), ставшей впоследствии знаменитой певицей. Их дружба будет продолжаться вплоть до смерти художника.

Со второй половины 1870-х Харламова увлекает передача световоздушной среды. В некоторых своих работах, в частности в акварели «Головка» (1881, в настоящее время находится в Саратовском музее имени А. Н. Радищева), он близко подходит к пленэру, наполняет изображение светом, воздухом. В эти же годы у Харламова появилась тема в салонном духе, которую можно назвать «Итальянцы эпохи Ренессанса». В новом цикле Харламов обращается не столько к манере письма старых мастеров, сколько к бытовым подробностям эпохи Возрождения. Однако увлечение эпохой Ренессанса, как и пленэром, было мимолетным. Виртуоз раз и навсегда заученного приема, художник продолжал до конца своих дней производить бесконечные вариации однообразно красивых головок итальянок и цыганок - вне времени и вне художественного развития. Единственным полотном, явившимся ярким исключением, стал портрет И. С. Тургенева, о котором сам писатель говорил ещё в процессе работы: «Харламов пишет с меня портрет, который выйдет превосходный».

Отчасти причина консервативной преданности Харламова одному художественному стилю объясняется востребованностью и высокой оценкой этого стиля у западной публики последней четверти XIX столетия. Художник постоянно выставлялся в парижском Салоне, участвовал на Всемирных выставках, получал награды. В 1888 году на Международной Выставке в Глазго его картина «Дети с цветами» произвела сильное впечатление на королеву Великобритании Викторию. Проявляла интерес к его творчеству и часть русской аристократии. Так, картина «Женская головка» была приобретена императрицей Марией Федоровной. У Харламова просто не было потребности и смысла в переменах, освоении новых стилей и направлений. Однако этот консерватизм, столь долго сопутствовавший успеху художника, обернулся для него трагедией в начале века XX-го, когда художественные вкусы общества значительно изменились.

Последние годы жизни Алексей Харламов провел в бедности и одиночестве. Единственной, кто скрашивал его старость, была французская оперная певица Фелия Литвин. Умер Алексей Алексеевич Харламов весной 1925 года в Париже. Похоронен 13 апреля того же года на кладбище Пер-Лашез.

Вторник, 14 Октября 2014 г. 05:30 + в цитатник

ПОРТРЕТ

Портрет молодой девушки
1884
масло, холст
Portrait of a young girl
Alexei Harlamoff


Девочка
1890
масло, холст
Girl
Alexei Harlamoff
Primorye State Art Gallery


Алексей Алексеевич Харламов (1840 - 1925) - русский живописец, мастер портрета. Родился в с. Дьячивка Дьячевка Порзовской волости Петровского уезда Саратовской губернии 18 октября 1840 года в семье дворовых поручицы Анны Сергеевны Киреевой Алексея Григорьева и Екатерины Евграфовой. Позднее семья (вероятно, при получении вольной и при переходе в мещанское сословие Саратова) стала носить фамилию Харламовых.

Семья была многодетной; у родителей будущего художника было 9 детей, двое из которых умерли в младенчестве. Будущий живописец был седьмым ребенком в семье. Вольную родители получили в 1850 году только с тремя младшими детьми (на этот момент они были крепостными госпожи Загейновой). В числе этих младших детей был и будущий художник. Что стало со старшими детьми и когда семья стала принадлежать Загейновой - остается неясным.

Первым "наставником по искусству" Алексея Харламова стал художник Владимир Яковлевич Афанасьев.

В 1854 году, в 14-лет, Харламов стал вольнослушателем Санкт-Петербургской Академии художеств. Он был учеником в историческом классе профессора Маркова, представителя "эпигонского" классицизма. Местонахождение большей части работ академического периода неизвестно, кроме одной - полотна 1865 года "Анания перед апостолами". Оно хранится в музее Академии. Эту картину Харламов писал на Малую золотую медаль, но награды за нее не получил.


Девушка с цветами
1878
The Flower Girl (also known as Girl reading)
Alexei Harlamoff

За период обучения неоднократно получал академические награды: в 1857 и 1862 - малые серебряные медали за рисунок и этюд, в 1863 г. - две большие серебряные медали за рисунок и этюд, в 1866 г. - малую золотую медаль, в 1868 г. - большую золотую медаль. Академию окончил со званием классного художника 1-й степени и правом пенсионерской поездки за границу. В 1869 году как пенсионер Академии отправился в Париж, также посетил Берлин и Лондон.

В 1870 году из-за франко-прусскую войну на некоторое время переехал в Бельгию. В Гааге выполнил на заказ Петербургской Академии художеств копию с картины Рембрандта «Урок анатомии доктора Тульпа». Осенью 1872 вернулся во Францию. Принимал частные уроки у живописца Л. Бонна. В 1873 году был удостоен бронзовой медали на Всемирной выставке в Вене. Участвовал в выставках в залах Петербургской Академии художеств и парижском Салоне.



Девочка с жемчужным ожерельем
1881
масло, холст
Girl with a Pearl Necklace
Alexei Harlamoff
Private collection

В 1874 году Харламов отправил на академическую выставку в Петербург три свои работы - "Бедный музыкант", "Головка итальянки" и "Головка мордовки". За эти картины и за сделанную в Гааге копию с "Урока анатомии" Рембрандта он получил звание академика. Тогда же, в 1874 году, Харламов познакомился с жившим в Париже Тургеневым. Тургенев был очарован талантом молодого русского художника и предрек ему большое будущее: "Здесь появились два замечательных художника - Репин и Харламов, - писал он. - Второй особенно далеко пойдет". Во многом благодаря знакомству с Тургеневым и супругами Виардо, их протекции и заказам Харламов за один год сделал стремительную карьеру.

Большую часть своей жизни художник провел во Франции, изредка приезжая в Россию.


Юная модель
1883
масло, холст
The Young Model
Alexei Harlamoff
Private collection

Умер художник в 1925 году в Париже в возрасте 85 лет. О последних годах жизни Харламова писала в своих воспоминаниях певица Фелия Литвин: "Когда-то его дела шли хорошо, но под конец ему пришлось пережить много горя. Мне выпала печальная радость заботиться о нем до его последнего часа. Он жил в ателье, расположенном под самой крышей. Для меня было настоящей пыткой ежедневно карабкаться на его чердак, но я шла на это с радостью. Увы, в 1925 году он умер". Далее она пишет: "Он скончался у меня на руках… Я любила его как отца. Он был свидетелем начала моей карьеры и в дни моей старости остался мне верным другом".
Свои работы и архив он завещал Фелии Литвин.


Портрет Фелии Литвин
Холст, масло
55 x 46 см
Частное собрание



Портрет Фелии Литвин
Холст масло


Портрет девушки
1881
масло, холст
Portrait of a Young Girl
Alexei Harlamoff



Сестры
1888
масло, холст
Sisters
Alexei Harlamoff
Private collection



Темноволосая красавица
1890
масло, холст
Dark Haired Beauty
Alexei Harlamoff


Лето
1890
масло, холст
Summertime
Alexei Harlamoff



Подруги
1892
масло, холст
Friends
Alexei Harlamoff



Две девочки
1894
масло, холст
Two Girls
Alexei Harlamoff



Женщина с ребенком
1894
Woman and child
Alexei Harlamoff



Мать и дочь
1901
масло, холст
Mother and Daughter
Alexei Harlamoff



Портрет девочки
1904
масло, холст
Portrait of a young girl
Alexei Harlamoff



Портрет девочки.
1904
пастель
Little Girl with Head-dress
Alexei Harlamoff
Far Еast Museum of Fine Arts-Khabarovsk



Портрет девочки
1904
масло, холст
Portrait of a young girl
Alexei Harlamoff
Private collection



Цыганка с цветами
1907
масло, холст
Gypsy Girl with Flowers
Alexei Harlamoff
Private collection



Маленькая швея
1910
масло, холст
The Little Seamstress>
Alexei Harlamoff
Private collection



Две сестры
1913
масло, холст
Two Sisters
Alexei Harlamoff



Дочь художника
The Artist"s Daughter
Alexei Harlamoff



Красавица с каштановыми волосами
An auburn beauty
Alexei Harlamoff


Темно-рыжая красавица с красными розами
масло, холст
Auburn-haired Beauty with Bouquet of Roses
Alexei Harlamoff
Private collection



Девочка, пускающая мыльные пузыри
масло, холст
Blowing bubbles
Alexei Harlamoff
Private collection



Делим яблоки
масло, холст
Choosing apples
Alexei Harlamoff



Созерцание
Contemplation
Alexei Harlamoff



Созерцание
масло, холст
Contemplation
Alexei Harlamoff
Private collection



Созерцание
масло, холст
Contemplation
Alexei Harlamoff
Private collection


Мечтание
Faraway Thoughts
Alexei Harlamoff


art-catalog.ru

.

Ранние годы

Алексей Харламов родился в многодетной семье крепостного крестьянина . У родителей он был седьмым ребенком. Вскоре после его рождения хозяева решили продать его родителей другой помещице, оставив при этом детей себе. Маленькому Алеше повезло - из-за младенческого возраста он не мог быть отлучен от матери и потому был продан вместе с родителями. В 1850 году родители Алексея вместе с ним и ещё двумя младшими детьми получили свободу. Вскоре семья переехала в Санкт-Петербург .

В Санкт-Петербурге Алексей в 12 лет начинает брать уроки рисования у вольнослушателя Академии художеств В. Я. Афанасьева . Он очень старается в учебе и в 1854 году поступает в Императорскую Академию художеств , где становится учеником профессора А. Т. Маркова , представителя позднего классицизма . За успехи в рисовании и живописи Алексей Алексеевич и гг. получает две Малые серебряные медали, а в 1863 году - две Большие серебряные. В 1866 году Харламов получает Малую золотую медаль за картину «Крещение киевлян», а в 1868 году - Большую золотую медаль за полотно «Возвращение блудного сына в родительский дом».

Первые годы за границей

Художественное наследие Харламова

«Маленький Бонна», как именовали его парижане, «русско-испанский француз», как язвительно отзывалась русская критика, Харламов тем не менее живо интересовался событиями русской культуры. Домашний друг И. С. Тургенева и русского художника А. П. Боголюбова , знакомый композитора С. И. Танеева , Харламов был одним из создателей комитета в пользу неимущих русских художников в Париже. Живопись самого Харламова имела неизменный коммерческий успех. Хотя она и не отражала истинного состояния русского искусства того, всё же способствовала утверждению престижа русской живописи в Европе.

В начале XXI века интерес к произведениям художника возрос снова. Так в 2006 году картина А. А. Харламова «Маленькая швея» была продана на лондонском аукционе Bonhams за 610 тыс. фунтов стерлингов , а картина «Юные цветочницы» на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке в 2007 году ушла почти за 3 миллиона долларов .

Кроме частных коллекций картины Алексея Харламова есть и в музеях. Так в России они представлены в Третьяковской галерее , Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге , Радищевском музее в Саратове , музеях Астрахани , Владивостока , Краснодара , Рыбинска , Иркутска , Хабаровска , Ярославля .

Награды

  • Кавалер Ордена Почётного легиона ( , Франция).
  • Орден Святого Владимира ().

Галерея

    The Flower Seller2.jpg

    «Портрет Девочки с красной шалью», частная коллекция.

    Harlamoff Alexej Literary Pursuits of a Young Lady.jpg

    «Читающая девушка», частная коллекция.

    The Flower Girls.jpg

    «Дети с цветами», частная коллекция.

    A Russian Beauty.jpg

    «Русская красавица», частная коллекция.

Источники

Напишите отзыв о статье "Харламов, Алексей Алексеевич"

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Русский биографический словарь А. А. Половцова

Отрывок, характеризующий Харламов, Алексей Алексеевич

«Но, может быть, это моя рубашка на столе, – думал князь Андрей, – а это мои ноги, а это дверь; но отчего же все тянется и выдвигается и пити пити пити и ти ти – и пити пити пити… – Довольно, перестань, пожалуйста, оставь, – тяжело просил кого то князь Андрей. И вдруг опять выплывала мысль и чувство с необыкновенной ясностью и силой.
«Да, любовь, – думал он опять с совершенной ясностью), но не та любовь, которая любит за что нибудь, для чего нибудь или почему нибудь, но та любовь, которую я испытал в первый раз, когда, умирая, я увидал своего врага и все таки полюбил его. Я испытал то чувство любви, которая есть самая сущность души и для которой не нужно предмета. Я и теперь испытываю это блаженное чувство. Любить ближних, любить врагов своих. Все любить – любить бога во всех проявлениях. Любить человека дорогого можно человеческой любовью; но только врага можно любить любовью божеской. И от этого то я испытал такую радость, когда я почувствовал, что люблю того человека. Что с ним? Жив ли он… Любя человеческой любовью, можно от любви перейти к ненависти; но божеская любовь не может измениться. Ничто, ни смерть, ничто не может разрушить ее. Она есть сущность души. А сколь многих людей я ненавидел в своей жизни. И из всех людей никого больше не любил я и не ненавидел, как ее». И он живо представил себе Наташу не так, как он представлял себе ее прежде, с одною ее прелестью, радостной для себя; но в первый раз представил себе ее душу. И он понял ее чувство, ее страданья, стыд, раскаянье. Он теперь в первый раз поняд всю жестокость своего отказа, видел жестокость своего разрыва с нею. «Ежели бы мне было возможно только еще один раз увидать ее. Один раз, глядя в эти глаза, сказать…»
И пити пити пити и ти ти, и пити пити – бум, ударилась муха… И внимание его вдруг перенеслось в другой мир действительности и бреда, в котором что то происходило особенное. Все так же в этом мире все воздвигалось, не разрушаясь, здание, все так же тянулось что то, так же с красным кругом горела свечка, та же рубашка сфинкс лежала у двери; но, кроме всего этого, что то скрипнуло, пахнуло свежим ветром, и новый белый сфинкс, стоячий, явился пред дверью. И в голове этого сфинкса было бледное лицо и блестящие глаза той самой Наташи, о которой он сейчас думал.
«О, как тяжел этот неперестающий бред!» – подумал князь Андрей, стараясь изгнать это лицо из своего воображения. Но лицо это стояло пред ним с силою действительности, и лицо это приближалось. Князь Андрей хотел вернуться к прежнему миру чистой мысли, но он не мог, и бред втягивал его в свою область. Тихий шепчущий голос продолжал свой мерный лепет, что то давило, тянулось, и странное лицо стояло перед ним. Князь Андрей собрал все свои силы, чтобы опомниться; он пошевелился, и вдруг в ушах его зазвенело, в глазах помутилось, и он, как человек, окунувшийся в воду, потерял сознание. Когда он очнулся, Наташа, та самая живая Наташа, которую изо всех людей в мире ему более всего хотелось любить той новой, чистой божеской любовью, которая была теперь открыта ему, стояла перед ним на коленях. Он понял, что это была живая, настоящая Наташа, и не удивился, но тихо обрадовался. Наташа, стоя на коленях, испуганно, но прикованно (она не могла двинуться) глядела на него, удерживая рыдания. Лицо ее было бледно и неподвижно. Только в нижней части его трепетало что то.
Князь Андрей облегчительно вздохнул, улыбнулся и протянул руку.
– Вы? – сказал он. – Как счастливо!
Наташа быстрым, но осторожным движением подвинулась к нему на коленях и, взяв осторожно его руку, нагнулась над ней лицом и стала целовать ее, чуть дотрогиваясь губами.
– Простите! – сказала она шепотом, подняв голову и взглядывая на него. – Простите меня!
– Я вас люблю, – сказал князь Андрей.
– Простите…
– Что простить? – спросил князь Андрей.
– Простите меня за то, что я сделала, – чуть слышным, прерывным шепотом проговорила Наташа и чаще стала, чуть дотрогиваясь губами, целовать руку.
– Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде, – сказал князь Андрей, поднимая рукой ее лицо так, чтобы он мог глядеть в ее глаза.
Глаза эти, налитые счастливыми слезами, робко, сострадательно и радостно любовно смотрели на него. Худое и бледное лицо Наташи с распухшими губами было более чем некрасиво, оно было страшно. Но князь Андрей не видел этого лица, он видел сияющие глаза, которые были прекрасны. Сзади их послышался говор.
Петр камердинер, теперь совсем очнувшийся от сна, разбудил доктора. Тимохин, не спавший все время от боли в ноге, давно уже видел все, что делалось, и, старательно закрывая простыней свое неодетое тело, ежился на лавке.
– Это что такое? – сказал доктор, приподнявшись с своего ложа. – Извольте идти, сударыня.
В это же время в дверь стучалась девушка, посланная графиней, хватившейся дочери.
Как сомнамбулка, которую разбудили в середине ее сна, Наташа вышла из комнаты и, вернувшись в свою избу, рыдая упала на свою постель.

С этого дня, во время всего дальнейшего путешествия Ростовых, на всех отдыхах и ночлегах, Наташа не отходила от раненого Болконского, и доктор должен был признаться, что он не ожидал от девицы ни такой твердости, ни такого искусства ходить за раненым.
Как ни страшна казалась для графини мысль, что князь Андрей мог (весьма вероятно, по словам доктора) умереть во время дороги на руках ее дочери, она не могла противиться Наташе. Хотя вследствие теперь установившегося сближения между раненым князем Андреем и Наташей приходило в голову, что в случае выздоровления прежние отношения жениха и невесты будут возобновлены, никто, еще менее Наташа и князь Андрей, не говорил об этом: нерешенный, висящий вопрос жизни или смерти не только над Болконским, но над Россией заслонял все другие предположения.

Пьер проснулся 3 го сентября поздно. Голова его болела, платье, в котором он спал не раздеваясь, тяготило его тело, и на душе было смутное сознание чего то постыдного, совершенного накануне; это постыдное был вчерашний разговор с капитаном Рамбалем.
Часы показывали одиннадцать, но на дворе казалось особенно пасмурно. Пьер встал, протер глаза и, увидав пистолет с вырезным ложем, который Герасим положил опять на письменный стол, Пьер вспомнил то, где он находился и что ему предстояло именно в нынешний день.
«Уж не опоздал ли я? – подумал Пьер. – Нет, вероятно, он сделает свой въезд в Москву не ранее двенадцати». Пьер не позволял себе размышлять о том, что ему предстояло, но торопился поскорее действовать.
Оправив на себе платье, Пьер взял в руки пистолет и сбирался уже идти. Но тут ему в первый раз пришла мысль о том, каким образом, не в руке же, по улице нести ему это оружие. Даже и под широким кафтаном трудно было спрятать большой пистолет. Ни за поясом, ни под мышкой нельзя было поместить его незаметным. Кроме того, пистолет был разряжен, а Пьер не успел зарядить его. «Все равно, кинжал», – сказал себе Пьер, хотя он не раз, обсуживая исполнение своего намерения, решал сам с собою, что главная ошибка студента в 1809 году состояла в том, что он хотел убить Наполеона кинжалом. Но, как будто главная цель Пьера состояла не в том, чтобы исполнить задуманное дело, а в том, чтобы показать самому себе, что не отрекается от своего намерения и делает все для исполнения его, Пьер поспешно взял купленный им у Сухаревой башни вместе с пистолетом тупой зазубренный кинжал в зеленых ножнах и спрятал его под жилет.
Подпоясав кафтан и надвинув шапку, Пьер, стараясь не шуметь и не встретить капитана, прошел по коридору и вышел на улицу.
Тот пожар, на который так равнодушно смотрел он накануне вечером, за ночь значительно увеличился. Москва горела уже с разных сторон. Горели в одно и то же время Каретный ряд, Замоскворечье, Гостиный двор, Поварская, барки на Москве реке и дровяной рынок у Дорогомиловского моста.
Путь Пьера лежал через переулки на Поварскую и оттуда на Арбат, к Николе Явленному, у которого он в воображении своем давно определил место, на котором должно быть совершено его дело. У большей части домов были заперты ворота и ставни. Улицы и переулки были пустынны. В воздухе пахло гарью и дымом. Изредка встречались русские с беспокойно робкими лицами и французы с негородским, лагерным видом, шедшие по серединам улиц. И те и другие с удивлением смотрели на Пьера. Кроме большого роста и толщины, кроме странного мрачно сосредоточенного и страдальческого выражения лица и всей фигуры, русские присматривались к Пьеру, потому что не понимали, к какому сословию мог принадлежать этот человек. Французы же с удивлением провожали его глазами, в особенности потому, что Пьер, противно всем другим русским, испуганно или любопытна смотревшим на французов, не обращал на них никакого внимания. У ворот одного дома три француза, толковавшие что то не понимавшим их русским людям, остановили Пьера, спрашивая, не знает ли он по французски?
Пьер отрицательно покачал головой и пошел дальше. В другом переулке на него крикнул часовой, стоявший у зеленого ящика, и Пьер только на повторенный грозный крик и звук ружья, взятого часовым на руку, понял, что он должен был обойти другой стороной улицы. Он ничего не слышал и не видел вокруг себя. Он, как что то страшное и чуждое ему, с поспешностью и ужасом нес в себе свое намерение, боясь – наученный опытом прошлой ночи – как нибудь растерять его. Но Пьеру не суждено было донести в целости свое настроение до того места, куда он направлялся. Кроме того, ежели бы даже он и не был ничем задержан на пути, намерение его не могло быть исполнено уже потому, что Наполеон тому назад более четырех часов проехал из Дорогомиловского предместья через Арбат в Кремль и теперь в самом мрачном расположении духа сидел в царском кабинете кремлевского дворца и отдавал подробные, обстоятельные приказания о мерах, которые немедленно должны были бытт, приняты для тушения пожара, предупреждения мародерства и успокоения жителей. Но Пьер не знал этого; он, весь поглощенный предстоящим, мучился, как мучаются люди, упрямо предпринявшие дело невозможное – не по трудностям, но по несвойственности дела с своей природой; он мучился страхом того, что он ослабеет в решительную минуту и, вследствие того, потеряет уважение к себе.
Он хотя ничего не видел и не слышал вокруг себя, но инстинктом соображал дорогу и не ошибался переулками, выводившими его на Поварскую.
По мере того как Пьер приближался к Поварской, дым становился сильнее и сильнее, становилось даже тепло от огня пожара. Изредка взвивались огненные языка из за крыш домов. Больше народу встречалось на улицах, и народ этот был тревожнее. Но Пьер, хотя и чувствовал, что что то такое необыкновенное творилось вокруг него, не отдавал себе отчета о том, что он подходил к пожару. Проходя по тропинке, шедшей по большому незастроенному месту, примыкавшему одной стороной к Поварской, другой к садам дома князя Грузинского, Пьер вдруг услыхал подле самого себя отчаянный плач женщины. Он остановился, как бы пробудившись от сна, и поднял голову.
В стороне от тропинки, на засохшей пыльной траве, были свалены кучей домашние пожитки: перины, самовар, образа и сундуки. На земле подле сундуков сидела немолодая худая женщина, с длинными высунувшимися верхними зубами, одетая в черный салоп и чепчик. Женщина эта, качаясь и приговаривая что то, надрываясь плакала. Две девочки, от десяти до двенадцати лет, одетые в грязные коротенькие платьица и салопчики, с выражением недоумения на бледных, испуганных лицах, смотрели на мать. Меньшой мальчик, лет семи, в чуйке и в чужом огромном картузе, плакал на руках старухи няньки. Босоногая грязная девка сидела на сундуке и, распустив белесую косу, обдергивала опаленные волосы, принюхиваясь к ним. Муж, невысокий сутуловатый человек в вицмундире, с колесообразными бакенбардочками и гладкими височками, видневшимися из под прямо надетого картуза, с неподвижным лицом раздвигал сундуки, поставленные один на другом, и вытаскивал из под них какие то одеяния.

Алексей Алексеевич появился на свет в 1840 году в Саратовской губернии. Мальчик родился и рос в многодетной семье крепостных крестьян, но уже через десять лет после его рождения родители получили освобождение и переехали в Санкт-Петербург.

С двенадцати лет Алексей стал вольнослушателем Академии художеств, а позднее ее учеником. Учеба в известном художественном заведении проходила успешно: юноша получил несколько малых и больших серебряных и золотых наград. Большую золотую медаль ему вручили за работу «Возвращение блудного сына в родительский дом».

После учебы художник воспользовался правом на поездку в Европу и за несколько лет побывал во многих странах, а также учился в мастерской модного в то время живописца Л. Бонна. Окончательно найдя там свой стиль, в 1874 году Харламов отправил несколько своих работ на выставку академистов в Санкт-Петербурге и получил за них звание академика. В этом же году он познакомился с небезызвестным писателем И.С. Тургеневым, благодаря рекомендациям и помощи которого слава художника выросла многократно.

По достоинству художника оценили и в Париже, куда он переехал в 1975 году, влюбившись в город еще во время пенсионерской поездки от Академии художеств. В 1900 году его наградили Орденом Почетного легиона, а в 1902 году Орденом Святого Владимира.

Однако умер Алексей Алексеевич в бедности и забвении, так как с наступлением масштабных перемен начала 20-го века его грациозные портреты барышень и девочек перестали быть интересны революционно настроенному обществу. Скончался он в 84 года в Париже.

Творчество художника

Академические темы и портреты

Начинал свою творческую деятельность Харламов с работ на академические темы, представив отличные работы в классическом стиле. Это картины «Крещение киевлян», «Возвращение блудного сына» и другие. Уже в ученической работе «Анания перед апостолами» виден большой интерес живописца к светопередаче, изящному колориту и красивости жестов. Позже все это проявилось в его детских портретах и «головках».

С середины 1870-х годов особое место в творчестве Харламова занял портрет. Он написал портреты императора Александра II, писателей Тургенева и Доде, певца Спасского, певицы Виардо-Гарсиа, графа Адлерберга и других известных персон. При работе с портретами художник особое внимание уделял внутреннему миру модели. Благодаря этому картины получались реалистичными, лишенными напыщенности и фальши - неизменных спутников многих работавших на заказ портретистов.

Женская и детская тематика

Огромное влияние на художественный стиль Харламова оказал француз Леон Бонн. Если до встречи с ним художник ваял на академические темы, то после учебы у Бонна появились его бесчисленные женские головки, портреты девушек и изображения сцен с участием детей.

Прелестные изображения девушек и девочек Харламова были столь хороши, что ими не только восхищались на выставках, их охотно заказывали в собственном парижском ателье художника. Среди клиентов были и именитые особы. Так, «Женскую головку» заказала в свою коллекцию российская императрица Мария Федоровна, а работа «Дети с цветами» пришлась по нраву королеве Великобритании.

Особый интерес представляют «головки» - портреты, на которых Харламов изображал исключительно голову модели. Именно в этом направлении он много экспериментировал с цветом, светопередачей и способом представления модели. Если для первых «головок» характерны яркий колорит и реалистичность, то в дальнейшем художник стал уходить в сторону красивости и изысканности. Картины все более подходили к типу салонного искусства, с его склонностью показывать жизнь исключительно красивой.

Рекорды продаж, цена картин Харламова

Свою жизнь художник закончил в бедности, однако сегодня спрос на его изображения прелестных девочек и женских головок очень высок. Узнаем с помощью аукционных продаж, сколько стоят картины Харламова.

Изучение данных международных аукционов показывает, что пять его наиболее крупных по цене продажи картин изображают девочек за разными занятиями. Харламов стал одним из первых мастеров, кто показывал девочек в естественной обстановке и тем самым демонстрировал их непосредственными, полными жизни и детской радости.

Первая в этом списке картина - это «Капризная девочка», выставленная на Christie`s в 2008 году. Это характерная для художника работа, выполненная им в зрелый творческий период и описывающая обычную сцену молодой матери и ее непоседливой дочки. Героини не мучаются от утомительных поз и выражений лица, от чего выглядят просто и естественно. В 1904 году это полотно было представлено на Выездной художественной выставке в России.

На торгах холст выставили с эстимейтом 1,2-1,8 млн долларов, однако он не дотянул до нижней границы и ушел за 0,96 млн долларов.

«Составление букета» - следующая работа в нашем списке. В ней звучит еще более характерная для Харламова цветочная тематика, так как он нередко изображал девочек и девушек с цветами. И вновь вместо фальшивых улыбок, поз и демонстративных нарядов мы видим прекрасную девушку в простом платье и босыми ногами, занятую составлением цветочной композиции. Именно эта естественность была для художника столь впечатляющей, что он искал ее снова и снова, меняя лишь интерьер, моделей и сами занятия.

Ранее картина уже продавалась на аукционе Christie`s в 1993 году, где ее выставили снова в 2008 году. Во втором случае она шла с эстимейтом 700-900 тыс. фунтов и ушла за 713 тыс. фунтов.

На третьей работе «Девочка, выдувающая мыльные пузыри», запечатлена тематика мыльных пузырей, к которой художник так же обращался не раз. Например, в Париже в 98-м салоне во Дворце Елисейских полей и на 16-й выставке передвижников он демонстрировал картины с изображением детей, выдувающих мыльные пузыри. Заметим, что в этой работе, как и в двух предыдущих, Харламов обращается к излюбленному художественному приему изображения девочек на фоне неказистых, часто облупившихся стен. Такой контраст помогал еще больше подчеркнуть девичью красоту.

Данная работа была представлена на Bonhams в 2008 году. С аукциона она ушла за 569 тыс. фунтов стерлингов (1,1 млн долларов).

На Bonhams в 2006 году была продана и четвертая работа о девочках. Это картина «Маленькая швея», которая была представлена в каталоге-резоне 2007 года, равно как приведенные выше картины. Каталог-резоне, описывающий все известные работы Харламова, появился в связи с ростом интереса к его творчеству и риском появления многочисленных фальшивок.

Изображение очаровательной портнихи, шьющей наряды для кукол, пришлось по вкусу посетителям аукциона. На торгах картину купили за 610 тыс. фунтов стерлингов (1,1 млн долларов).

Однако это не предел стоимости картин Харламова, потому что в 2007 году за его работу «Юные цветочницы» отдали куда большую цену. Полотно повторяет все тот же сюжет детей, собирающих цветочные букеты. На нем художник изобразил простой фон, разбросанные цветы и девочек в простых нарядах. У одной из девочек оголено плечо – еще один прием, который используется в «Маленькой швее» и множестве других картин этой тематики.

На аукционе Sotheby`s работу заявили с эстимейтом 700-900 тыс. долларов, однако на торгах цена выросла до 3,2 млн долларов, что стало ценовым рекордом картин Харламова.

Вернемся к вопросу о том, сколько стоят картины Алексея Харламова. Мы выяснили, что верхний предел уходит за миллион долларов. Что касается, нижнего предела и средних цен, то на аукционах бывали уходы за суммы от пары тысяч до нескольких сотен тысяч долларов. Приведем несколько примеров таких продаж: «Лето» (Christie`s, 2009 г., 289 тыс. фунтов), «Портрет молодой девушки» (Sotheby`s, 2013 г., 75 тыс. долларов), «Завуалированная красавица» (Christie`s, 2001, 2 тыс. долларов).

Экспертиза и продажа картин Харламова

Как оценить картину Харламова

Полотна художника могут уходить по совершенно разным ценам, так как одни из них являются ярким образцом ценного творческого периода, принесли награды художнику, находились в известных коллекциях, а другие нет. Выяснить все эти тонкости можно в ходе экспертизы картины Харламова, поскольку специалисты проводят исследование как по литературной базе, так и в лаборатории. Чем больше будет собрано информации, тем точнее эксперт сможет назвать цену холста ().

Рассказать друзьям