Общая характеристика основных литературных направлений 20 века. Развитие мировой литературы конца ХХ–XXI вв. польская литература

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Если можешь, иди вперёд века,
если не можешь, иди с веком,
но никогда не будь позади века.
Валерий Брюсов

Русская литература рубежа ХІХ-ХХ веков — важная веха историко-литературного процесса, яркая и своеобразная эпоха, время, когда подводились итоги века минувшего, анализировались культурные достижения и промахи, приобретения и утраты. Новая литература, отталкиваясь от исканий Достоевского, Толстого, Чехова, пыталась найти ответы на волнующие современников вопросы. В качестве ориентиров были выбраны «вечные ценности», отстаиваемые великими классиками. В то же время русская литература рубежа веков отразила процесс смены эпох и утверждения новых реалий. В 1905 году Лев Толстой писал: «Век и конец века на евангельском языке не означает конца и начала столетия, но означает конец одного мировоззрения, одной веры, одного способа общения людей и начало другого мировоззрения, другой веры, другого способа общения». В чём же выразилось это другое мировоззрение? Новым по сравнению с прошедшим веком было мироощущение человека. Традиционные для ХIХ века категории жалости, сострадания, самоотречения критиче-ски переосмысливались русскими философами и писателями, главными словами эпохи рубежа веков были исчерпанность, пограничность, перелом . Осознание кризисности времени отразилось и в художественных произведениях, которые были далеко не однородными. Но объединяло русских писателей рубежа веков отрицание серой обыденности, скучного бездеятельного существования. Общим, по словам известного литературного критика Семёна Венгерова, было «устремление в высь, в даль, в глубь, но только прочь от постылой плоскости серого прозябания».

Усложнение общей картины мира начала ХХ века, её калейдоскопичность и фрагментарность, шаткость таких фундаментальных понятий, как судьба и человеческая жизнь, в литературе приводят к изменениям в жанровой системе. Традиционный для русской литературы ХIХ века роман вытесняется более подвижными жанрами — рассказом и очерком, в которых писатели сосредоточиваются на отдельных событиях человеческой жизни.

Как вам известно, в русской литературе второй половины ХIХ века главенствующую роль играл реализм. Это литературное направление остаётся популярным и на рубеже ХIХ - ХХ веков. Яркими представителями реализма конца ХIХ — начала ХХ веков были Максим Горький, Владимир Короленко, Леонид Андреев, Иван Бунин, Александр Куприн . Напомним, что в этот период продолжают творить и такие признанные авторы, как Л.Н. Толстой и А.П. Чехов . Так, в 1899 году Толстой заканчивает свой роман «Воскресение» , а в 1904 году Чехов пишет пьесу «Вишнёвый сад» .

Таким образом, новые качества русской литературы рубежа веков возникали в тесном контакте с традицией.

Не менее значительные изменения произошли и в поэзии. Классический реализм поэтов второй половины ХIХ века сменяется новаторской, загадочной, мистической лирикой Серебряного века, с самыми значительными представителями которой вам ещё предстоит познакомиться.

Одной из особенностей русской литературы этого периода было и одновременное сосуществование нескольких литературных направлений и течений. В прошлом оказался и приоритет одной эстетической системы и плавный переход от одного направления к другому, когда, например, классицизм уступал место сентиментализму, а ему на смену приходил романтизм. В русской литературе рубежа ХIХ-ХХ веков одновременно сосуществовали реализм и нереалистические направления и течения. Причём внутри они также не были однородными. В этот период наблюдается небывалый всплеск и стремительное развитие различных литературных объединений, группировок, школ, мастерских. «Литература разручеилась», — заметил один из ведущих критиков начала века Пётр Пильский.

Важной тенденцией для русской литературы рубежа веков было и усиление контактов с мировой литературой. Это стало возможным, прежде всего, благодаря всемирному признанию таких писателей, как Лев Толстой и Фёдор Достоевский, популяризации русской культуры за границей (например русские сезоны Сергея Дягилева). Но самому широкому культурному взаимообмену способствовала переводческая деятельность русских писателей, таких как Иван Бунин, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Николай Гумилёв и др. Материал с сайта

Стремительное развитие театрального искусства, бурное развитие киноиндустрии, открытие многочисленных художе-ственных выставок, галерей привело к увеличению зрительской и читательской аудитории и способствовало усилению влияния искусства на духовную жизнь страны. В этом влиянии разные виды искусства, в том числе и литература, нередко взаимопроникали друг в друга, т. е. происходил своеобразный синтез искусств. Так, музыкальностью обладали стихи Александра Блока, живописность была присуща поэзии Николая Гумилёва и прозе Ивана Бунина. Для многих представителей этого периода характерен также и творческий универсализм. Например, Михаил Кузмин сочетал в своём творчестве поэзию и композиторскую деятельность, поэты Давид Бурлюк и Владимир Маяковский занимались изобразительным искусством. Межвидовая диффузия происходила и в жанровых разновидностях. Композитор Александр Скрябин называл свои симфонии «поэмами », а поэт Андрей Белый , наоборот, свои стихи считал «симфониями ».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • отечественная литература, музыка начала 20 века-основные тенденции развития в русле событий эпохи
  • «литература разручеилась».
  • как рубеж веков отразился на литературе?
  • основные направления развития русской литературы
  • ведущие направления в литературе рубежа веков

В конце 19 — начале 20 века радикально преображаются все стороны русской жизни: политика, экономика, наука, технология, культура, искусство. Возникают различные, иногда прямо противоположные, оценки социально-экономических и культурных перспектив развития страны. Общим же становится ощущение наступления новой эпохи, несущей смену политической ситуации и переоценку прежних духовных и эстетических идеалов. Литература не могла не откликнуться на коренные изменения в жизни страны. Происходит пересмотр художественных ориентиров, кардинальное обновление литературных приёмов. В это время особенно динамично развивается русская поэзия. Чуть позже этот период получит название «поэтического ренессанса» или Серебряного века русской литературы.

Реализм в начале 20 века

Реализм не исчезает, он продолжает развиваться. Ещё активно работают Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и В.Г. Короленко, уже мощно заявили о себе М. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн... В рамках эстетики реализма нашли яркое проявление творческие индивидуальности писателей 19 столетия, их гражданская позиция и нравственные идеалы — в реализме в равной мере отразились взгляды авторов, разделяющих христианское, прежде всего православное, миропонимание, — от Ф.М. Достоевского до И.А. Бунина, и тех, для кого это миропонимание было чуждо, — от В.Г. Белинского до М. Горького.

Однако в начале 20 столетия многих литераторов эстетика реализма уже не удовлетворяла — начинают возникать новые эстетические школы. Писатели объединяются в различные группы, выдвигают творческие принципы, участвуют в полемиках — утверждаются литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и др.

Символизм в начале 20 века

Русский символизм, крупнейшее из модернистских течений, зарождался не только как литературное явление, но и как особое мировоззрение, соединяющее в себе художественное, философское и религиозное начала. Датой возникновение новой эстетической системы принято считать 1892 гож, когда Д.С. Мережковский сделал доклад "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы". В нём были провозглашены главные принципы будущих символистов: «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Центральное место в эстетике символизма было отведено символу, образу, обладающему потенциальной неисчерпаемостью смысла.

Рациональному познанию мира символисты противопоставили конструирование мира в творчестве, познание окружающего через искусство, которое В. Брюсов определил как "постижение мира иными, не рассудочными путями". В мифологии разных народов символисты находили универсальные философские модели, с помощью которых возможно постижение глубинных основ человеческой души и решение духовных проблем современности. С особым вниманием представители этого направления относились и к наследию русской классической литературы — в работах и статьях символистов нашли отражение новые интерпретации творчества Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского, Тютчева. Символизм дал культуре имена выдающихся писателей — Д. Мережковского, А. Блока, Андрея Белого, В. Брюсова; эстетика символизма имела огромное влияние на многих представителей других литературных течений.

Акмеизм в начале 20 века

Акмеизм родился в лоне символизма: группа молодых поэтов сначала основали литературное объединение «Цех поэтов», а затем провозгласили себя представителями нового литературного течения — акмеизма (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, вершина). Его главные представители — Н. Гумилёв, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам. В отличие от символистов, стремящихся познать непознаваемое, постичь высшие сущности, акмеисты вновь обратились к ценности человеческой жизни, многообразию яркого земного мира. Главным же требованием к художественной форме произведений стала живописная чёткость образов, выверенная и точная композиция, стилистическое равновесие, отточенность деталей. Важнейшее место в эстетической системе ценностей акмеисты отводили памяти — категории, связанной с сохранением лучших отечественных традиций и мирового культурного наследия.

Футуризм в начале 20 века

Уничижительные отзывы о предшествующей и современной литературе давали представители другого модернистского течения — футуризма (от лат. futurum — будущее). Необходимым условием существования этого литературного явления его представители считали атмосферу эпатажа, вызова общественному вкусу, литературного скандала. Тяга футуристов к массовым театрализованным действиям с переодеваниями, раскрашиванием лиц и рук была вызвана представлением о том, что поэзия должна выйти из книг на площадь, зазвучать перед зрителями-слушателями. Футуристы (В. Маяковский, В. Хлебников, Д. Бурлюк, А. Кручёных, Е. Гуро и др.) выдвинули программу преображения мира с помощью нового искусства, отказавшегося от наследия предшественников. При этом, в отличие от представителей других литературных течений, в обосновании творчества они опирались на фундаментальные науки — математику, физику, филологию. Формально-стилевыми особенностями поэзии футуризма стало обновление значения многих слов, словотворчество, отказ от знаков препинания, особое графическое оформление стихов, депоэтизация языка (введение вульгаризмов, технических терминов, уничтожение привычных границ между «высоким» и «низким»).

Вывод

Таким образом, в истории русской культуры начало 20 века отмечено появлением многообразных литературных течений, различных эстетических взглядов и школ. Однако самобытные писатели, подлинные художники слова преодолевали узкие рамки деклараций, создавали высокохудожественные произведения, пережившие свою эпоху и вошедшие в сокровищницу русской литературы.

Важнейшей особенностью начинающегося 20 века была всеобщая тяга к культуре. Не быть на премьере спектакля в театре, не присутствовать на вечере самобытного и уже нашумевшего поэта, в литературных гостиных и салонах, не читать только что вышедшей поэтической книги считалось признаком дурного вкуса, несовременным, не модным. Когда культура становится модным явлением — это хороший признак. «Мода на культуру» — не новое для России явление. Так было во времена В.А. Жуковского и А.С. Пушкина: вспомним «Зелёную лампу» и «Арзамас», «Общество любителей российской словесности» и др. В начале нового века, ровно через сто лет, ситуация практически повторилась. Серебряный век пришёл на смену веку золотому, поддерживая и сохраняя связь времён.

Литературный процесс XX века своими корнями уходит в век XIX.

Глубинные связи, существующие между литературой XIX и XX веков определили во многом своеобразие развития литературных направлений нового искусства, формирование различных течений и школ, возникновение новых принципов отношения искусства к действительности.

Литература XX века отразила коренные социальные изменения, прок шедшие в России. Эпоха Октябрьской революции, круто изменившая судьбы страны, не могла не оказать решающего воздействия на национальное самосознание народа и интеллигенции.

Время рубежа XIX-XX столетий называют русским ренессансом . Рос­сия переживает в этот период небывалый по размаху культурный подъем: в литературе той поры творили Лев Толстой и Чехов, Горький и Бунин, Куприн и Л.Андреев; в музыке - Римский-Корсаков и Скрябин, Рахманинов и Стравинский; в театре - Станиславский и Комиссаржевская, в опере - Шаляпин и Нежданова. При всех конфликтах и противостояния идеологических и эстетических каждый художник-творец имел право отстаивать свое видение мира и человека.

Явлением в литературной жизни рубежа веков был символизм , с которым прежде всего связано понятие "серебряный век" русской поэзии. Символисты чутко уловили и выразили тревожное предощущение социальной катастрофы. В их произведениях за­печатлен романтический порыв к миропорядку, где царит духовная свобода и единение людей. Это были поэты и прозаики и одновременно философы и мыслители, широко эрудированные люди, обновившие поэтический язык, создавшие новые формы стиха, его ритмику, словарь и краски. Брюсов, Баль­монт, Белый, Блок, Бунин - у каждого из них свой голос, своя палитра, свой облик. Симво­листы свято верили в искусство, в его великую преображающую земное бы­тие роль.

Своеобразным развитием идей символизма стал акмеизм (от греч. слова "акме" - высшая степень чего-либо, цветущая сила), возникший из отри­цания представления символистов об истинности мира, созданной интуицией художника. Акмеисты (А.Ахматова, Н.Гумилев, О.Мандельштам) провозгла­шали высокую самоценность земного мира, утверждали права конкретного слова, которому возвращали изначальный смысл, освободив его от многозначительности символистских толкований.

Несколько раньше акмеистов на литературную арену вышли футурис­ты , утверждавшие возможность создания нового искусства путем отказа от искусства прошлого. Объявляя классику отжившим явлением, призы­вая сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого... с "парохода" современности, футуристы (от лат. слова "futurum" - будущее) утверждали свое право на обновление слов, на создание нового слова, выражающего древнейший смысл звука (В.Хлебников). В 1910-е годы в России существовало несколько групп футуристов: кубофутуристы (В.Хлебников, Д.Бурлюк А.Крученых, В. Маяковский), кружок "Центрифуга" (Н.Асеев, Б.Пастер нак), эгофутуристы (И.Северянин). В.Маяковский был одним из вдохновенных участников обновления искусства и, несмотря на существующую между ним и футуризмом связь, сразу заявил о себе как о самобытном таланте. Маяковский стал глашатаем бунта против "жирных", ненавидя современную ему жестокую действительность. Нарушая нормы классического стихосложения, ломая привычные ритмы, поэзия Маяковского была ярко экспрессивна, выражала трагическое мироощущение ее лирического героя.



Удивительным явлением поэзии "серебряного века" стало возникновение в 1900-х годах течения "неокрестьянских" поэтов , которым суждено было сыграть значительную роль в духовной культуре XX столетия (С.Клюев, С.Клычков, С.Есенин, П.Орешин). Эти поэты, при всем их различии, родовыми корнями были связаны с русской деревней, крестьянством. Пути эти поэтов к творчеству были различны, но все они выступали как продолжатели традиций поэзии русского крестьянства Кольцова, Никитина, Сурикова. Народная песня, сказка, былина, усвоенная с детства, с одной стороны, усвоение образов классической поэзии Пушкина и Некрасова рождали са­мобытную поэзию одного из наиболее ярких представителей этого течения - С.Есенина.

Одной из ве­дущих тенденций литературного процесса начала XX века становится обра­щение к романтизму . Романтический пафос утверждения нового мира и че­ловека, рожденного Октябрем, проявился прежде всего в лирических жан­рах, в обращении поэтов к таким жанрам высокой лирики конца XVIII - XIX века, как ода и баллада.



Этапом в развитии романтизма как литературного направления в XX веке стало творчество М.Горького. Пафос романтической веры в безграничные возможности человека определяет идейно-художественную концепцию его рассказов и повестей 1890-1900 годов. Вместе с тем Горький, уже в предрево­люционные годы, обращается к реализму, к большим видам эпической прозы - повестям и роману ("Фома Гордеев", "Трое", "Мать").

С именем и творчеством Горького связано такое понятие, как "социа­листический реализм" , литературное направление и метод, идейно-эстети­ческая концепция которого была сформулирована М. Горьким. В послед­нее десятилетие ведутся ожесточенные споры о том, можно ли рассматри­вать "социалистический реализм" как явление искусства, поскольку лите­ратурный процесс в России советской эпохи находился под жестким иде­ологическим контролем. Именно в творчестве М. Горь­кого проявилось значение данного этапа развития литературы в изобра­жении действительности как творящейся на глазах у человека истории; это исследование психологии коллективного сознания, его активного, преобразующего мир начала, это сочетание критического пафоса изображения действительности с глубокой верой в человека и его будущее. Социалистический реализм как художественный метод был во многом нормативен (выбор темы, героев, принципов изображения), но эти "ограничения" были обусловлены задачей создания образа героя времени - труженика, творца, созидателя (творчество А.Серафимовича, Ф.Гладкова, ЛЛеонова, В.Катае­ва, М.Шагинян и др.).

К 20-м годам в русской литературе складывается тенденция к эпичес­кому осмыслению действительности . Искусство ставит перед собой зада­чу отразить судьбу отдельной личности в стремительном движении вре­мени. Так рождаются лиро-эпические поэмы В.Маяковского и С.Есени­на, Э.Багрицкого и Б.Пастернака. В прозаических жанрах возникает но­вая видовая форма романа, опирающаяся на документ и использующая ху­дожественный вымысел (Д.Фурманов "Чапаев"). Другим типом романа становится произведение, в котором исследуется психология массы, коллектива (А.Фадеев "Разгром"); в новых исторических условиях развивается жанр социально-психологического романа (М.Булгаков "Белая гвардия"). В 20-е годы складываются подходы к созданию крупной эпической формы - романа-эпопеи ("Тихий Дон", "Жизнь Клима Самгина", " Хождение по мукам"), окончательное становление которой произойдет в 40-e годы.

Вторая половина 20-х - начало 30-х годов отмечена развитием сатирических традиций в прозе, поэзии и драматургии. В эти годы все отчетливее начинают проявляться отрицательные стороны нового общественного строя, формирующегося в Советской России. В рассказах М.Зощенко, повестях Булгакова, романах И.Илъфа и Е.Петрова, пьесах В.Маяковского, рассказах Толстого резкой критике подвергается рожденный революцией новый социально-психологический тип бюрократа, мещанина, приспособленца, выявляются объективные социально-исторические корни формирования психологии данного типа. Сатира советской эпохи наследует традиции Гоголя и Щедрина в художественном изображении чуждых гуманизму общественных явлений: широко используются элементы фантастики, иронии, гротеска наряду с пафосом утверждения, органически формирующим новый тип художественного мышления.

Эпическое начало, мощно заявившее о себе в конце 20-х годов, завершится созданием эпопейного жанра , взявшего на себя задачу осмысления исторических путей становления русской нации на новом этапе ее судьбы. Всем ходом развития русской литературы, и прежде всего опытом национально-исторической эпопеи Л.Толстого, подготовлено рождение романа "Петр Первый" А.Толстого. Проблемы "государство и народ", "человек и история", интеллигенция и революция" отразились в этом историко-документальном по типу повествования психологическом полотне. Исследованию одной из важнейших нравственно-философских и исторических проблем - проблеме судеб народных масс в революции - посвящен роман-эпопея "Жизнь Клима Самгина" М.Горького, "Хождение по мукам" А.Толстого - эпос о потерянной и возвращенной родине, а "Тихий Дон" М.Шолохова - эпопея-трагедия русского народа.

Литература 40-50-х годов отразила один из сложнейших этапов в судьбе России. Это была литература, воспевшая подвиг советского народа , его реальную силу и нравственную стойкость в схватке с врагом.

В 40-е годы лирическая поэзия определяет своеобразие литературного процесса. Одические и элегические жанры, различные формы песни, опирается на традиции русского фольклора (в поэзии А.Твардовского, А.Суркова, А.Ахматовой, Б.Пастернака, В.Инбер), отражали мир чувств и дум народа в годы великих испытаний.

Особую роль в литературе 40-х годов сыграли документально-публицистические жанры (очерки и повести А.Толстого, М.Шолохова, А.Платонова, определившие во многом становление повествовательных жанров о войне, созданных уже в 50-е годы ("Судьба человека" М.Шолохова). Новое поколение литераторов (Ю.Бондарев, В.Быков, Г.Бакланов), прошедшее войну, продолжало традицию изображения человека на войне, расширив и углу­бив нравственную и философскую проблематику очерков и повестей воен­ных лет.

Нравственные конфликты, ушедшие на второй план в годы войны, вновь заявили о себе в 60-е годы. Советская литература обращается к исследова­нию психологии человека, прошедшего испытание войной ("Две зимы и три лета" Ф.Абрамова); появляется жанр "лирической прозы" в творчестве В.Солоухина, О.Берггольц. Развитие жанра "лирической прозы" происходит в дальнейшем творчестве В.Астафьева, Е.Носова.

Глубоким анализом нравственных процессов в жизни общества и отдельного человека, вызванных к жизни эпохой тоталитарного господства коммунистической идеологии процессов, разрушающих личность, деформирующих ее, отмечены произведения, созданные в 50-60-е годы, - это роман Б.Пастернака "Доктор Живаго", романы-исследования А.Солженицына, поэмы А.Ахматовой "Реквием", А.Твардовского "По праву памяти".

Евгений Замятин говорил, что писателю необходима духовная свобода. В противном случае «у русской литературы останется толь­ко одно: ее прошлое».

Если всмотреться в глубинные токи литературной жизни, то нельзя не заметить, что ее движение в наши дни все меньше определяется уз­коидеологическими и политическими задачами. Возникает литерату­ра, уже не претендующая на учительскую роль. Она подчеркнуто скеп­тически, вплоть до презрительного пародирования, до «чернухи» и де­монстративного политического «нигилизма», относится к идеологичес­ким моделям.

И в то же время она потрясенно останавливается перед словно бы заново раскрывшейся глубиной и напряженностью экзистенциальных проблем. Человек в ней погружается в неотвратимые вопросы о смысле его личной жизни, о ценностях мира, в котором ему приходится жить, - вопросы, страшно запущенные или решенные в предшествующей ли­тературе не в пользу духовного выживания человека, его «самостоянья».

Это направление в литературе связано, например, с драматургией А. Вампилова, прозой В. Маканина, А. Битова, С. Каледина, с книгой «Москва - Петушки» В. Ерофеева, прозой и пьесами Л. Петрушевской и т. д.

Появление этой, условно говоря, «экзистенциальной» литературы (от лат. existentia - существование), разумеется, не перечеркивает большой традиции, которая всегда существовала.

Заслуги большой литературы и в советские времена неоспоримы. Даже в наиболее неблагоприятные для нее годы без особой надежды на появление в свет (а поэтому и вне конъюнктурной «идеологии») сидел над рукописями Андрей Платонов, писала «Поэму без героя» Анна Ахматова, создавали свои романы Б. Пастернак и В. Гроссман. Совер­шенно вопреки рекомендованным образцам начиналась «военная» и «деревенская» проза, пришли в литературу А. Солженицын, В.Астафь­ев, Ф. Абрамов, В. Распутин, В. Шаламов, В. Шукшин...

Но следует сказать и то, что одной традицией, даже самой ценной, не исчерпывается живая литература.

Сегодняшняя новая литература углубляется одновременно в «быт», в поток повседневной жизни, в «молекулярный» анализ текущего и, ка­залось бы, преходящего. И погружается - в глубь души, в смутные про­странства сознания современного человека, оказавшегося перед неразрешенностью главных смыслов своего существования. Сегодня в «быто­вого», обычного человека перемещается новая, еще неведомая ему ду­ховная активность. Показать пути ее воплощения в новых судьбах, не похожих на все, что было пережито русским человеком на протяжении последнего столетия, - вот поле, на которое вступила новая литература.

Иным становится отношение к книге. Может показаться даже, что литература, особенно текущая, умира­ет за невостребованностью. Еще немного - и читать будет почти неко­му. В том числе и великую классику всех времен и народов - интерес к чтению пал в последние годы. А те, кто читает книги, - читает их по привычке и зачастую, увы, псевдолитературу.

Сегодня, на рубеже XXI века, естественно задать вопрос: а есть ли будущее у русской литературы?

Вероятно, будут существовать одновременно и параллельно, как это было всегда, две литературы. Одна - «для внутреннего употребления» как иногда, даря свои книги, писал В. Маяковский. Это будет литера­тура вечных вопросов, которые стоят перед каждым человеком.

И - рядом, но не пересекаясь с этой литературой, - будет суще­ствовать «массовая литература», беллетристика, привлекающая тем, что она снимает с человека духовные перегрузки, освобождает его от труд­ного личного выбора, от собственного решения своих вопросов...

Культура Запада ХХ века прошла две основные стадии. Первая соответствует позднему империализму, эпохе массового конвейерного производства и тоталитарного сознания. Это первая половина века, годы 1918-1945, время, когда в результате научно-технической революции возникли новые формы культуры — радио и кинематограф, потеснившие литературу в сознании людей. Вторая стадия — период после 1945 года, когда становится очевидно, что буржуазное общество, несмотря на мрачные прогнозы Маркса и Ницше, жизнеспособно, и в нем происходит глубокая внутренняя перестройка: возникают современные системы радикальной демократии, оформляется “общество потребления”, идут процессы глобализации мировой экономики. Информационная революция конца ХХ века вообще меняет отношение человека к печатному слову, книги все чаще читают с экранов дисплеев, и в развитых странах Запада роль литературы в общественном сознании неуклонно падает при все возрастающей конкуренции со стороны кино и рок-музыки.

Литературное развитие в ХХ веке ускоряется, общепризнанной единицей членения литературного процесса становится уже не отрезок времени длиной в столетие, как это было раньше, а десятилетие. Каждое десятилетие ХХ века порождало новые направления в литературе, создавались громкие манифесты, провозглашались новые школы. Под этой бурной поверхностью, за самой интенсивностью поисков не всегда легко разглядеть внутренний смысл и закономерности смены литературных направлений.

Реализм в ХХ веке представлен множеством имен в свое время знаменитых писателей, но сегодня видно, что, какова бы ни была их прижизненная популярность, реалистический роман в ХХ столетии существовал в основном в силу инерции. Реализм как устремленность к научному анализу мира и человека исходит из уверенности в познаваемости мира, из оптимистической убежденности, что слово — идеальный и объективный инструмент познания действительности, что социальные пороки, выявленные в слове, подлежат исправлению. Мы видели, что все эти постулаты реализма поставлены под вопрос уже у Конрада. Катастрофическая действительность ХХ века окончательно подорвала мировоззренческую основу реализма — исторический оптимизм и веру в прогресс, поэтому, хотя формы реалистического повествования сохранились, они воспринимались эстетически развитым читателем как пережиток прошлого.

Только когда писатели-реалисты соприкасались с другими направлениями, их произведения становились подлинными событиями.

Формы реалистического повествования нашли применение в новом феномене литературы ХХ века — в массовой литературе. Это литература, создаваемая в расчете на массового читателя по четким рецептам, непритязательная в художественном смысле, идеологически направленная на поддержание существующего миропорядка. Это литературный товар, подчиняющийся всем законам рынка, ориентированный на разные категории потребителей. Так, разные серии любовных романов могут предназначаться для юных девушек, молодых женщин, делающих карьеру, для женщин старшей возрастной группы и т.д. Жанры массовой литературы — детектив, сентиментальный роман, триллер, фэнтэзи, научная фантастика — количественно преобладают в литературе ХХ века, но в силу своего откровенно коммерческого характера, развлекательной функции и высокой степени предсказуемости, “формульности”, они попадают в поле зрения критиков скорее как явления из области социологии литературы. О художественности этих произведений-однодневок никто не говорит всерьез, их чтение не требует работы ума и сердца, но дает отдых после монотонного рабочего дня, становится формой релаксации. Все жанры конформистской массовой литературы скользят по поверхности современной жизни, характеры в них созданы по давно испытанным формулам, подчеркнутая достоверность деталей, непременный моральный урок и многое другое заимствованы из реалистического романа. Однако сам удельный вес массовой литературы превратился в фактор, оказывающий обратное влияние на “высокую” литературу. Серьезные писатели ХХ века все чаще использовали в своих произведениях приемы сюжетосложения и стилевые штампы массовой литературы, разумеется, полностью переосмысляя их в русле собственных задач. Так или иначе, массовая литература играет все возрастающую роль в культуре ХХ века.

Центральными, наиболее плодотворными направлениями в литературе ХХ века стали модернизм , расцветший в первой половине века, и пришедший ему на смену после 1945 года постмодернизм . Их мы рассмотрим подробней.

1. Основные тенденции развития мировой литературы ии половины ХиХ столетие. В этот период происходит острый конфликт между противоположными тенденциями. Общий художественный упадок проявляется уже в творчестве писателей-натуралистив.(см. натурализм).До 60-70 лет относится возникновения импрессионизма в Франции, со временем в Германии и других крайнах.(см. импрессионизм). Первыми собственно декадентскими течениями есть символизм, родиной которого была Франция 70-80 гг, и эстетизм, который оформился в Англии 90-х.(см. символизм)Эстетизм - течение, которому присущий культ утонченной красоты. Его сторонники сплачивались вокруг журнала «Желтая книга» (1894-97), выдвигая лозунг «искусство ради искусства». Метром эстетизма был Оскар Уайлд. Формалистический^-формалистическое-эстетско-формалистическое искусство, которое противопоставляло себя реализма и декларировало свою аполитичность, отображало кризис буржуазного общества. Эти течения определились к началу ХХ столетие. На их основе со временем возникли новые, модернистские. Вместе с тем другим магистральным направлением в литературе этого периода есть реализм. (см. реализм) Достижение реализма были особенно большой из-за того, что внутри этого напрямую зявлялися новые качества, поднимались ростки новой литературы

2. Проблема реализма мировой литературы ии половины ХиХ столетие. Критический реализм конца ХиХ столетие вступает в новую полосу своего развития, приобретает ряд новых черт, которые отличают его от классического реализма середины столетия. На границе столетий он завоевывает руководящие позиции в мировом литературном процессе. Писатели-Реалисты действуют в Франции (Мопассан, Франс, Роллан), Великобритании (Уеллс, Шоу, Голсуорси),Германии (брать Манны, Гауптман), Скандинавских странах (ибсен, Андерсен-Ньоксе), США (Марк Твен, Лондон, Драйзер, О. Генри), а также в других странах. Подъему реализма содействовал органический звязок с традициями национального искусства, революционным романтизмом, созвучным писателям новой эпохи своей направленностью в будущее. Резко усиливается публицистический бок реалистической литературы, зявляеться открытая тенденциозность в защите своих взглядов. Прием обективной сказа, усовершенствованный Флобером, уступает приему, в котором оценка явлений, полемика, дискуссия, открытое проявление позиции писателя являются обычными вещами. Широкие обобщения, смелые гипотезы, обращение к достижениям науки и культуры - все это черты нового реализма. Литература обогащается в жанровом отношении: много разновидностей романа, обогащение тематики и структуры новеллы, подъем драматургии. Происходит процесс обновления театра, на сцену выходят важные социальные проблемы. Одним из руководящих мотивов есть изобличения буржуазного общества. Борьба за свободу творческой личности художника. Историко-революционная тема. Внимание, которое реалисты уделяют личности, помогает им достичь успехов в змалюванни характеров, ведет к углублению психологизма. Багатоманитнише становятся изобразительные средства человека в литературе, средства открытия ее внутришного мира

3. Романтизм и неоромантизм. Неоромантизм - это условное наименование комплекса разных течений в европейской художественной культуре конца ХиХ - начала ХХ столетие, которые возникли прежде всего как реакция на позитивизм в идеологии и натурализм в искусстве и возродили ряд эстетичных принципов романтизма - пафос личной воли, возражение повседневного, культ иррационального, влечение к фантастике и т.п. Сюда относят французский символизм, постимпрессионизм, но большей частью этот срок применяют к английской литературе, где виднейшим представителем его есть Редиард Киплинг. Родственность неоромантизма с декадентами проявляется в том, что он создает искусственный мир. Неоромантики тяготели к жанру приключенческого, авантюрного, «экзотического» романа, основы которого заложили Имуществ Род и Купер. Первым с проповедью неоромантизма выступил Роберт Льюйс Стивенсон (1850-1894), что противопоставлял искусство буржуазной действительности. В приключенческих романах «Остров сокровищ» (1883),»Похищенный»(1886),»Катриона» (1893) и т.п. он создал захватывающий мир, которому присущий гуманизм и демократизм. Джозеф Конрад (1857-1924) - последователь Стивенсона посвящал свои романы морю. Редиард Киплинг первым ввел в литературу тип «человека действия» - солдата, чиновника, миссионера, разрабатывая колониальную тематику в непривычном плане

4. Проблема натурализма. Натурализм, который сложился в Франции как литературное течение и получил широкое распространение в Европе и Америке в последнюю треть ХиХ столетие, не был собственно декадентским течением. Он заявлял о себе как о методе, который развивает и углубляет реалистическое искусство, был родствен с реализмом, позаяв требовал от художника более внимательного, детальнишого изучения тех сторон жизни, к отображению которых он обращался, стимулировал интерес к проблемам социальной неровности, вводил к сферы художественного изображения ряд новых тем. Натуралистический метод есть переходным, он принципиально отличается от реалистического, поскольку повязаний с отказом от типизации, отбора и обобщение материала, с отказом от проникновения в сущность изображаемых явлений. Натурализм опирается на философию и естетику позитивизма. Отказ от широких социально-психологических обобщений, фотографически точное изображение действительности, акцентирование биологического принципа наследственности, действием которого натуралисты старались объяснить происхождение социальной неровности. Биологизация унижает человека. Наследственный фактор трансформируется у образ грозного фатума - божество символистов, которое проявляется у раннего Гауптмана, Гамсуна. Натурализм постепенно вырождается

Импрессионизм в литературе. Термин«импрессионизм» происходит от французского слова «impression» - «впечатление». Возникнув от начала в живописи, он розвитнувся и в литературе, большей частью в поэзии. Искусство художников (Е. Мане, О. Ренуар) было не отступлением от реализма, а его новаторским развитием. Импрессионистское искусство открывало возможности для проникновения во внутренний мир человека, выработало систему принципов его раскрытия. Абсолютизация индивидуального, субективного, такого, что не нуждается в проверки с помощью обективних критериев впечатления как первоосновы художественного образа приводит импрессионизм к отрыву виджиття.

6. Символизм как творческой метод. Символизм, который получил широкое розповиюдження не только в Франции, где возник, а и в Бельгии, Германии, имеет антиреалистичную направленность, которая проявляется в стремлении подставить на место образов, которые отображают обективну реальность, образа-символы, которые выражают неясные оттенки субективних настроил (Верлен), таинственно и иррациональная жизнь души или не менее таемничний «пение бесконечности», неумолимую судьбу (Метерлинк). В своих эстетичных настроениях и в художественной практике символисты имеют тесный звязок с философским идеализмом. Зовут к изображению потустороннего мира, отказываясь от изображения мира реального и используя для этого иррациональные символы. Возникнув как «вопль отчаяния», как протест против сытости буржуазного существования, символизм выдвинул ряд самобутних и своериднихталантив.

7. Французькалитература (основные тенденции развития, периодизация).

8. Творческий Шляхмопассана.

Рассказать друзьям