Анализ сказки-были А.П. Платонова «Неизвестный цветок. Анализ произведения неизвестный цветок платонова

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

1) Особенности жанра произведения. Произведение А.П. Платонова «Неизвестный цветок» относится к жанру литературной сказки. В литературной сказке видна позиция писателя, суть авторского замысла. «Неизвестный цветок» по жанру сказка-быль. Сказка-быль - литературный жанр, совмещающий признаки двух жанров: сказки (повествование, основанное на вымысле) и были (повествование, основанное на реальных событиях). Начало произведения А.П. Платонова «Неизвестный цветок» напоминает жанр сказки: «Жил на свете маленький цветок».

2) Особенности сюжета. Сюжет - последовательность событий в художественном произведении.

Как описывается в произведении место, где жил цветок? (на пустыре, там не росла трава, лежали одни старые камни, была сухая мертвая глина)

Как заканчивается произведение А.П. Платонова? (рассказом о новом неизвестном цветке, который вырос среди камней)

3) Характеристика героев произведения.

Образ цветка.

Когда начал свою жизнь маленький цветок? («однажды упало из ветра одно семечко»)

Что делал цветок, чтобы выжить на пустыре? («Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти».)

Какие природные явления помогали маленькому цветку выжить? (ветер и роса)

Каким был маленький цветок? (трудолюбивым)

Как А.П. Платонов описывает венчик, который однажды распустился у цветка? («Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь».)

Почему пионеры воспринимали маленький цветок как героя? (цветок выжил, несмотря на трудности, и расцвел)

Образ девочки Даши. Даша - пионерка, трудолюбивая девочка, вдали от дома скучает по маме, пишет ей письмо; умеет ценить красоту природы, всю зиму помнит о маленьком цветке, добрая душа.

Почему девочка Даша проходила мимо пустыря? (девочка была в пионерском лагере, соскучилась по матери, поэтому «написала матери письмо и понесла письмо до станции, чтобы оно скорее дошло»)

Что почувствовала Даша, подойдя к пустырю? (благоухание)

Какую связь увидела Даша между собой и одиноким цветком, растущим на пустыре? («Может, этот цветок скучает там по своей матери, как я», - подумала Даша».)

Что сделали ребята на пустыре? (удобрили почву на пустыре)

О чем думала Даша всю долгую зиму? («о маленьком, неизвестном по имени цветке»)

4) Художественные особенности сказки-были.

Какие эпитеты использует писатель для описания пустыря, на котором вырос маленький цветок? («голый каменный пустырь», «мертвую глину», «голый камень», «сухую глину»)

Какие художественно-выразительные средства описывают неизвестный цветок? (эпитеты: «листья его не могли... стать зелёными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета», «венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного», «светился живым мерцающим огнем»; сравнение: лепестки, «как у звезды»; метафоры: «выпустило из себя тонкие волоски корешка», «листья тяжелели от росы»; олицетворения: «томилось это семечко», «приютилось оно», «цветок всю ночь сторожил росу и собирал её по каплям», «он трудился день и ночь», «он... превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости», «цветок... не хотел жить печально», «он дремал» и др.)

Какой поэтический приём использует А.П. Платонов при описании встречи девочки и цветка? (олицетворение: цветок говорит с Дашей, рассказывая о своей судьбе)

Жанр произведения сказка-быль. Главных героев два – сам диковинный цветок и девочка Даша.

Завязка – появление неизвестного цветка на пустыре. Развитие действия – описание роста, выживания и формирования растения. Кульминация – встреча с девочкой Дашей и ее работа по облагораживанию пустыря. Развязка – на пустыре растет потомок неизвестного цветка, ставший еще красивее, чем его отец.

В иносказательной манере в сказке повествуется о необходимости преодоления жизненных трудностей. Если почва, на которой взрастает то или иное существо, становится благородной, это вовсе не означает, что улучшится жизнь этого существа.

Даша, придя через год на удобренный пустырь, не обнаружила цветка – он погиб. Но его потомок растет в тех же трудных условиях, на камнях. Отец передал ему жизненную силу и умение преодолевать трудности. Следствием этого стало внешнее совершенствование нового цветка.

(2 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Стихотворение была написано в 1811 году, несомненно, факты биографии оказывают влияние на содержание стихотворения. «Цветок» – не исключение. Каждый, кто...
  2. Одним из лучших стихотворений Андрея Андреевича Вознесенского я считаю «Неизвестный – реквием в двух шагах, с эпилогом». Это стихотворение посвящено...
  3. Самый знаменитый рассказ Гаршина. Не являясь строго автобиографическим, он тем не менее впитал личный опыт писателя, страдавшего маниакально-депрессивным психозом и...
  4. Мальчик приходит к своей корове в сарай, разговаривает с любимицей, хочет обнять ее, но та равнодушна к ласке. Она сосредоточенно...
  5. «В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчет с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования. В...
  6. Прослужив всю войну, гвардии капитан Алексей Алексеевич Иванов убывает из армии по демобилизации. На станции, долго дожидаясь поезда, он знакомится...
  7. В 1927 году был написан рассказ А. Платонова «Песчаная учительница». Прототипом главной героини стала невеста самого писателя М. Кашинцева, которая,...

«Неизвестный цветок» Платонов

«Неизвестный цветок» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

1) Особенности жанра произведения. Произведение А.П. Платонова «Неизвестный цветок » относится к жанру литературной сказки. В литературной сказке видна позиция писателя, суть авторского замысла. «Неизвестный цветок» по жанру сказка-быль. Сказка-быль — литературный жанр, совмещающий признаки двух жанров: сказки (повествование, основанное на вымысле) и были (повествование, основанное на реальных событиях). Начало произведения А.П. Платонова «Неизвестный цветок» напоминает жанр сказки: «Жил на свете маленький цветок».

2) Особенности сюжета. Сюжет — последовательность событий в художественном произведении.

Как описывается в произведении место, где жил цветок? (на пустыре, там не росла трава, лежали одни старые камни, была сухая мертвая глина)

Как заканчивается произведение А.П. Платонова? (рассказом о новом неизвестном цветке, который вырос среди камней)

3) Характеристика героев произведения.

Образ цветка.

Когда начал свою жизнь маленький цветок? («однажды упало из ветра одно семечко»)

Что делал цветок, чтобы выжить на пустыре? («Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти».)

Какие природные явления помогали маленькому цветку выжить? (ветер и роса)

Каким был маленький цветок? (трудолюбивым)

Как А.П. Платонов описывает венчик, который однажды распустился у цветка? («Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь».)

Почему пионеры воспринимали маленький цветок как героя? (цветок выжил, несмотря на трудности, и расцвел)

Образ девочки Даши. Даша — пионерка, трудолюбивая девочка, вдали от дома скучает по маме, пишет ей письмо; умеет ценить красоту природы, всю зиму помнит о маленьком цветке, добрая душа.

Почему девочка Даша проходила мимо пустыря? (девочка была в пионерском лагере, соскучилась по матери, поэтому «написала матери письмо и понесла письмо до станции, чтобы оно скорее дошло»)

Что почувствовала Даша, подойдя к пустырю? (благоухание)

Какую связь увидела Даша между собой и одиноким цветком, растущим на пустыре? («Может, этот цветок скучает там по своей матери, как я», — подумала Даша».)

Что сделали ребята на пустыре? (удобрили почву на пустыре)

О чем думала Даша всю долгую зиму? («о маленьком, неизвестном по имени цветке»)

4) Художественные особенности сказки-были.

Какие эпитеты использует писатель для описания пустыря, на котором вырос маленький цветок? («голый каменный пустырь», «мертвую глину», «голый камень», «сухую глину»)

Какие художественно-выразительные средства описывают неизвестный цветок? (эпитеты: «листья его не могли... стать зелёными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета», «венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного», «светился живым мерцающим огнем»; сравнение: лепестки, «как у звезды»; метафоры: «выпустило из себя тонкие волоски корешка», «листья тяжелели от росы»; олицетворения: «томилось это семечко», «приютилось оно», «цветок всю ночь сторожил росу и собирал её по каплям», «он трудился день и ночь», «он... превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости», «цветок... не хотел жить печально», «он дремал» и др.)

Какой поэтический приём использует А.П. Платонов при описании встречи девочки и цветка? (олицетворение: цветок говорит с Дашей, рассказывая о своей судьбе)

У одного их самых трогательных, на мой взгляд, произведений Андрея Платоновича Платонова «Неизвестный цветок» нет определенного жанра, сам автор определил жанр своего произведения как «сказка-быль», это связано с тем, что в нем очень тесно переплетаются, правда и вымысел.

Это трогательная история о маленьком, одиноком цветке, жившем на пустыре. Вся жизнь этого цветка это тяжелая борьба за выживание. Еще, будучи маленьким семечком, он пророс, оказавшись в ямке между камнем и глиной, питаясь лишь росой и пылью. Но, несмотря на все лишения, неизвестный цветок был не похож на другие цветы, «одна жилка синяя, другая красная», своими лепестками он был похож на яркую звезду.

Дальше читатель знакомится со вторым персонажем этой сказки-были ̶ девочкой Дашей, отдыхающей недалеко от пустыря в пионерском лагере. Когда она идет на станцию, чтобы отправить письмо своей маме, с пустыря она слышит нежный цветочный аромат. И следуя за запахом, она находит Неизвестный цветок, так происходит их знакомство. Даша очень скучала по своим родным и так же, как и цветок, чувствовала себя одинокой. Поэтому в Неизвестном цветке она нашла родственную душу. Она приходила к нему каждый день, и они разговаривали, цветок сказал, что не знает своего имени, потому что некому его здесь звать, ведь здесь совершенно пусто.

Девочка, тронутая этим маленьким, но очень стойким цветком, сделала все, чтобы условия его существования были для него благоприятны. Она рассказала о своем новом друге пионерам из отряда, и совместными усилиями они сделали почву пустыря плодородной, чтобы на следующий год там выросли новые цветы. После четырехдневной работы пионеры смогли удобрить весь пустырь и совершенно забыли об этом цветке, только Даша перед отъездом пришла проститься с маленьким цветком-тружеником.

На следующее лето Даша вновь поехала в тот же пионерский лагерь, где в прошлом году познакомилась с Неизвестным цветком. И она первым делом побежала на пустырь. А пустыря больше не было: повсюду росли зеленые травы и цвели разнообразные пестрые цветы, благоухающие как тот самый цветок, летали разноцветные бабочки и весело порхали птицы. Из необитаемого, одинокого это место превратилось в прекрасный дом для многих живых существ. И все это благодаря стойкости и трудолюбию маленького цветка и отзывчивости и доброте Даши. Но, к сожалению девочки, Неизвестного цветка среди всего этого разнообразия красок не было, но был его сын. Но пионерка нашла другой цветок, он был похож на своего предшественника. Этот цветок вырос из камня, а если точнее, то между двух очень близко расположенных камней. Он был прекраснее прошлого цветка, и он был также трудолюбив и терпелив, как и его отец.

Таким образом, автор старается донести до читателей, что при должном желании, терпении и трудолюбии можно преодолеть любые преграды, даже те, что на первый взгляд кажутся непреодолимыми. Также автор уделяет внимание доброму поступку девочки, что наталкивает читателя на мысль, что вторым важным принципом счастливой жизни является милосердие и отзывчивость.

Анализ 2

Произведение, в виде незатейливой истории про цветок, выросший на пустыре, говорит о важной мировоззренческой проблеме – роли собственных усилий в формировании человека.

Автор пишет, что цветок, выросший на самой бесплодной земле о, оказался самым красивым и жизнеспособным. В рассказ, чрезвычайно бедном событиями, он вводит пионерку девочку Дашу. Это абсолютно положительный образ. Она любит природу, хочет заботиться о тех, которому приходится трудно. В частности, Даша приводит пионеров на пустырь, и они удобряют его. Девочка ставила перед собой цель облегчить жизнь цветам, помочь им стать еще лучше, но она заметила, что из потомков первого прекрасного цветка только один стал тоже красивым – выросший опять в неудобном месте, где приходилось бороться за существование. Остальные, получившие подкормку и, поставленные в более комфортные условия существования, деградировали, стали менее красивыми.

Платонов сознательно сливает два понятия: красоту и жизнестойкость. Действительно, исследования в области психологии показывают, что нам подсознательно нравится все сильное и способное преодолевать трудности. Здесь писатель стремился выразить свой протест против изнеженности и лени, которые дает комфортное и беззаботное существование, позволяющее людям не проявлять свои задатки и таланты и вести унылую, жалкую и безынтересную жизнь.

Автор не дает своего глубокого анализа действительно важной философской и этической проблемы, которую он поставил в данном произведении. Он показывает результат жизни растений, в образе которых он демонстрирует свое понимание людей и общества, в целом. Однако следует заметить, что подобное восхваление силы и воли к жизни, развития через преодоления трудностей, может вести и к отрицательным последствиям. В рассказе, фактически, читателя подталкивают и к еще одному выводу: забота, сострадание и милосердие – вредны для самих слабых. Подобные воззрения удобны, так как очень помогают облегчить жизнь, отказавшись от моральных и нравственных обязательств. Именно подобными примерами всегда подпитывались эгоизм, жестокость и равнодушие.

Однако, в целом, можно заключить, что основная идея произведения верна. Действительно, именно преодоление трудностей двигает вперед прогресс и делает человека личностью. Рассказ учит бороться и двигаться вперед, что вряд ли можно отрицать.

Несколько интересных сочинений

  • Влияние родителей на становление личности ребенка Итоговое сочинение

    Человек родился. Каждый человек на самом деле частичка своих родителей, ведь это они его создатели. Часто мы берём от родителей всё самое лучшее, но бывает, что и всё самое худшее тоже сидит в нас именно от родителей

  • Художественные особенности рассказов Чехова

    Художественная особенность рассказов Чехова состоит в том, что он с невероятной точностью и добрым юмором описал жизнь своих современников.

  • Сочинение Образ Князя Тугоуховского в комедии Горе от ума Грибоедова

    Князю Тугоуховскому отведена второстепенная роль в комедии Грибоедова под названием «Горе от ума». Он один из первых прибывает на бал, который проводился в доме Фамусовых.

  • Сочинение по картине Левитана Лесное озеро (описание)

    Эта картина, как и много других работ художника говорит об истинной любви к своей Родине.

  • Спешите делать добрые делаКаждый человек в своей жизни сталкивается с добротой по отношению к себе или другим. Доброта - это то, что делает наше общество гуманнее и сострадательнее в стремлении дарить радость окружающим людям, проявлять искренние чувства.

Тема урока: Урок - открытие. Прекрасное в жизни человека.

Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок»

Цели:

  1. Чтение и идейно-художественный анализ сказки-были;
  2. Определение основной мыли сказки;
  3. Выработка умения ориентироваться в тексте художественного произведения;
  4. Воспитание читательского вкуса;

Оборудование урока:

1.Мультимедийная презентация;

2. Портрет А. Платонова;

Ход урока.

  1. Организационный момент . (Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте гостей нашего урока. Запись даты, темы, эпиграфа (слайд 1,2 )
  2. Сообщение темы урока.

1.Вступительное слово учителя.

  • Я Вас приглашаю в путешествие! А каждое путешествие открывает нам что-то новое. Сегодня мы окунемся в художественный мир Андрея Платонова.

Зачитывают (Семенов, Стебо)

  • Сказку «Неизвестный цветок» писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятит свою жизнь памяти отца. Спустя многие годы, эта маленькое произведение было высоко оценено. (слайд 3)
  • Определите вид этой сказки. (Литературная, авторская) Почему вы так решили?
  • Как обозначил жанр произведения Платонов? (сказка-быль).

А сейчас мы вспомним.

  • Что мы называем сказкой? Какими чертами обладает любая сказка? (вымысел, занимательность, поучительность) (слайд 4 )
  • Что такое быль?
  • Что такое притча?
  • «Притча, сотканная из мелодий надежды, тоски, веры в справедливость

детей. Чистое золото поэзии сердца», - скажет о ней критик

Виктор Чалмаев (Слайд 4 )

  • Сейчас мы с вами прослушаем «чистое золото поэзии» в актерском прочтении. Вслушивайтесь в каждое слово. Следите по тексту. (Прослушивание аудиозаписи) (слайды6-9)
  • . Прослушивание сказки.
  • . Работа по тексту.
  • Какое впечатление произвела на вас сказка-быль? Что осталось непонятным?
  • Поясним некоторые слова из текста. (слайд 10 )
  • А сейчас мы с вами вместе вернемся к тексту сказки и постараемся разобраться, О ЧЕМ И КАК хотел рассказать нам Платонов.
  • Какой эпизод вам понравился больше всего? Были ли такие эпизоды, при чтении которых вам становилось грустно?
  • На какие части вы бы разделили текст? (История цветка до знакомства с Дашей, разговор с девочкой, новая жизнь пустыря год спустя.)
  • Найдите первую часть.
  • Какой была жизнь цветка на пустыре? (слайд 11 )
  • Найдите в тексте слова, подтверждающие ваши ответы.
  • У любого цветка есть стебель, венчик, листья. Любой цветок растет, питается влагой, ловит лучи солнца и борется за свое существование. Чем цветок из сказки Платонова не похож на все остальные? (Он живой, наделен чувствами, волей, умел говорить, у него рос сын) Как называется такой литературный прием?(олицетв)
  • Автор пишет о цветке: «Венчик у него составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды» Можно ли согласиться с Платоновым? (Цветок на пустыре, словно звезда в безбрежном пространстве неба) (слайд 12 )
  • Для чего людям нужны звезды? Цветы? (Мечтать, поразмышлять, насладиться красотой мироздания)
  • Были ли в жизни цветка радости? Какие? (Подтвердите цитатами из текста)
  • Была ли у цветка самая главная цель в жизни?
  • Можно ли сказать, что цветок вышел победителем в борьбе с теми условиями, в которых ему довелось родиться и жить? (В середине лета… до конца абзаца )
  • Найдите в тексте слова, помогающие определить отношение автора к цветку.
  • Как вы думаете, почему так много места уделяется описанию жизни цветка на пустыре? (Чтобы мы сделали открытие. Лучше узнали о жизни цветка )
  • Вдумайтесь в афоризмы. Как вы понимаете смысл этих слов? (слайд 13)
  • В чем убеждает Платонов читателя сказки-были? Какова идея сказки? Прочитайте. (слайд14 )

Найдите вторую часть.

  • Вы не забыли о том, что сегодня мы делаем открытие? Какие условия необходимы, чтобы свершилось открытие? (неизвестное, незнакомое)
  • Разве этого достаточно?
  • Должен быть и тот, кто делает открытие, первооткрыватель. Любой ли человек может быть первооткрывателем? Вернемся к тексту.
  • Почему Даша оказалась около пустыря?
  • В каком она была настроении? Найдите в тексте.
  • Почему Даша завидовала письму? Переживали ли вы нечто подобное в своей жизни?

ГРУСТЬПО МАМЕ -ВНУТРЕННЯЯ СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ-ОТКРЫТОЕ ДОБРЫМ ЧУВСТВАМ СЕРДЦЕ-БЛАГОУХАНИЕ-ВОСПОМИНАНИЕ О РАССКАЗАННОЙ МАМОЙ СКАЗКЕ.

  • Какую роль в развитии сюжета играет воспоминание маминой сказке? (Благодаря сказке Даша постаралась разыскать источник благоухания)
  • Почему Даша шагнула на пустырь и заговорила с цветком? (Хотела отвлечься от грустных мыслей, была любознательной)
  • Как вы думаете, цветок помог чем-нибудь Даше? (Развеял грусть, Даша словно помогала цветку из маминой сказки, заслуживая одобрение очень любимого человека)
  • Сочувствие, сопереживание, сострадание- это важные свойства человеческой души. Даша познакомилась с цветком, постаралась понять его, проявила деятельное сострадание, помнила о нем в разлуке, стала настоящим другом. (слайд 16 )
  • Даша совершила открытие маленькой неизвестной жизни, сделала шаг навстречу одинокой душе, сумела разглядеть то, что никто до нее не замечал.
  • О чем говорится в

третьей части?

  • Дали ли результаты усилия детей? (да, пустырь преобразился)
  • Почему Даше стало грустно? (много цветов, но нет того о ком помнила всю зиму)
  • Где Даша нашла такой же, но только новый цветок? (в прежних, даже еще более тяжелых условиях) (слайд 17)
  • Что унаследовал сын от отца? Что изменилось?
  • Какое чувство вызывает новый цветок у вас?
  • . Итог урока.

Ребята. Всем спасибо. Каждый из вас личность, вы умеете говорить и слушать.

Ребята, прошувыйти всем к доске. Поднимите лепесточки-ладошки выше, сожмите правую ладонь в кулачки. Много сердечек… А если их все объединить-получится огромное сердце, полное доброты, гуманности. В таком мире легче жить?

  1. .Домашнее задание.

ОЦЕНКИ ЗА УРОК

Расспроси своих родных, вспомните сами, были ли в жизни маленькие, но очень важные открытия? На следующем уроке мы обсудим эти открытия.

Рассказать друзьям