Как рассказать о дне славянской письменности дошкольникам. Конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему «День славянской письменности. Сценарий праздника ко Дню славянской письменности и культуры в детском саду

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Екатерина Малыгина

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 г. НЕМАНА» д/о

Развлечение «День славянской письменности и культуры »

для детей старшего дошкольного возраста .

Подготовила и провела :

Малыгина Е. А.

Цель : Знакомить дошкольников со славянской культурой .

Задачи :

1. Продолжить формирование интереса и уважения к родной культуре .

2. Развивать познавательный интерес, расширять кругозор.

3. Познакомить со старославянским алфавитом ;

4. Обратить внимание детей на значимость каждой буквы кириллицы

5. Воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма, гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям.

Ход мероприятия:

Воспитатель в народном костюме заходит в зал

Воспитатель

По широкой Руси нашей, матушке,

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются .

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных ,

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими ,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Звучит праздничный колокольный звон. Дети змейкой заходят в зал и останавливаются лицом к гостям

Русоволосые, сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные .

Древляне, русичи, славяне

Скажите, кто мы?

Дети (хором) Мы – славяне !

Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зовёмся ныне россияне,

Издревле кто мы?

Дети (хором) Мы – славяне !

Мы чтим берёзы белоствольные,

Мы любим песни наши вольные.

Зовёмся Оли, Маши, Тани

Скажите, кто мы?

Дети (хором) Мы – славяне !

Звучит колокольный звон. Дети садятся на места.

Выходит воспитатель со свитком в руках.

Воспитатель

Здравствуйте, славные наши гостюшки , разлюбезные милые детушки. Расскажу я вам о святой Руси, о далёких временах, вам неведомых.

Жили – были тогда добры молодцы, раскрасавицы красные девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. Вот грамоты наши предки не ведали, не умели книг читать да письма писать .

(Слайд 2) И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл и Мефодий. Родом они были из македонского города Солуни. Кирилл изучал богословие и преподавал философию. Его и прозвали философом, а по-русски мудрецом. Еще с детства мечтал он написать книги, понятные славянам . Ему стал помогать старший брат Мефодий . Долго речь они русскую слушали, а потом её стали записывать. И придумали они буквицы, а из них и составили азбуку. (Слайд 3)

Раскрывает свиток, показывает азбуку. Слайд 4

Звучит хор «Славься » из оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин» .

Воспитатель Как называется эта азбука?

Дети (хором) Кириллица!

Воспитатель А почему она так названа?

Дети В честь Кирилла, её создателя.

Воспитатель Посмотрите повнимательней на эти буквы.

Не напоминают ли они уже знакомые вам буквы?

Воспитатель Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имело своё имя.

Послушайте, как звучит старинная азбука : аз, буки, веди, глагол…

Названия букв напоминали людям об их жизни :

«добро» , «люди» , «земля» , «покой» и т. д.

Мы сегодня оживим эти старинные буквы и узнаем о их значении.

Звучит отрывок хора «Славься » М. И. Глинки.

Дети берут буквы и по очереди выходят

Выходит ребёнок с буквой.

Реб. А (Лиза) Здравствуйте, дети! Меня зовут АЗ. Назовите слова, которые начинаются с этой буквы.

Дети перечисляют.

Выходит ребенок с буквой.

Реб. Б (Паша) Меня зовут БУКИ. Вспомните, сколько хороших слов начинается с этой буквы.

Дети перечисляют.

Воспитатель Вам, дорогие буквы, выпала большая честь стоять вначале нашего алфавита. В народе так говорят : «Сначала «аз» , «буки» , а потом все науки». С познания азов начинается путь каждого из вас в мир знаний! А к нам спешит ещё одна буква.

Выбегает ребёнок.

Представьтесь, пожалуйста!

Реб. В Меня зовут «Веди» ! Я всё знаю, про всё ведаю.

Отгадайте мою загадку :

Она богаче всех на свете,

По ней бегут, несутся дети.

А по весне стоит вся в цвете,

И так красива на рассвете.

И кормит всех людей на свете.

Что это? Подскажите, дети. (Земля) Слайд 5

Хоровод «Земелюшка-чернозем»

Воспитатель

А мы продолжим знакомство со славянской азбукой .

Звучит фрагмент хора «Славься » М. И. Глинки.

Выбегает ребёнок.

Реб. Г Здравствуйте, дети! Я буква «Глаголь» . Глаголить, значит

говорить. Но прежде, чем говорить, надо хорошенько подумать.

В народе говорили : «Молвишь – не воротишь, и дорого бы дал за

словечко, да не выкупишь».

Воспитатель

На Руси всегда уважали тех, кто был обучен грамоте - умел читать и писать. И много пословиц про это сложили. И сейчас мы проверим, как вы знаете пословицы :

Кто много читает, тот много знает

С книгой поведешься, ума наберешься.

Побольше грамотных, поменьше дураков.

Написано пером,не вырубишь топором

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Воспитатель : Смотрите, к нам спешит ещё одна буква.

Выбегает ребёнок.

Реб. Д Добрый день ! Меня зовут «Добро» .

Какое у тебя доброе имя! Добро.

Реб. Д Слайд № 7

Доброта – лучшая черта характера человека.

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Только надо очень добрым быть,

Чтоб в беде друг друга не забыть.

И народы будут жить дружней,

Если будем мы с тобой добрей.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет ,

Доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

Воспитатель : Из «Азбуки» к нам идёт новая гостья!

Выбегает ребёнок.

Реб. Л Здравствуйте, дети! Я буква «Люди» !

Люди, вы в ладу живёте?

Ласку и любовь несёте?

Лучистое солнце не делим на части,

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья

Ты можешь, ты должен,

Ты в силах друзьям подарить.

Танец «Дружба»

Воспитатель : Знакомьтесь, к нам идёт новая буква.

Выбегает ребёнок.

Реб. М Здравствуйте, меня зовут «Мыслите» .

О моей мудрости знают с давних пор.

Попробуйте отгадать мои загадки :

1. Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

Терпеливым языком. (Книга)

2. Первая книжка для малышей.

Учит - мучит, а научит - радует. (Азбука)

3. Чёрные, кривые,

От рожденья все немые .

Станут в ряд -

Сейчас заговорят. (Буквы)

Воспитатель Есть буквы шипящие,

Есть буквы свистящие,

И только одна из них

Буква рычащая.

Выбегает ребёнок.

Реб. р Слайд 8

Здравствуйте, дети! Я буква «Рцы» !

Недаром я собой горжусь,

Ведь я начало слова «Русь» .

В сердце ты у каждого,

Родина- Россия!

Белые берёзки,

Колос налитой.

Нет тебя привольней,

Нет тебя красивей,

Нет другой на свете

Родины такой!

Реб. Русь талантами богата,

Русь талантами сильна.

Если будут петь ребята,

Значит, будет жить она.

Песня «Рощица» (Дети расходятся по всему ковру, после песни проходят на стульчики)

Спасибо, буквы, вы учите нас красоте, доброте, мудрости.

Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию, что они подарили нам славянскую азбуку . 43 буквы-сестрицы смотрят на нас и приглашают к дальнейшему знакомству. Но это будет в следующий раз. А теперь встречайте современную русскую азбуку.

Звучит музыка. Слайд 10

Выходит русский алфавит.

Русский язык.

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Он – язык луны и планет,

Наших спутников и ракет,

На совете за круглым столом

Разговаривайте на нём :

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

Воспитатель :

Мы Отчизне верно служим,

Ты - один из сыновей.

Так расти, чтоб ты был нужен,

Дорог Родине своей!

Ждет тебя за труд награда -

Цель прекрасная вдали,

Но оглядываться надо

На пути, что мы прошли.

Ничего нет лучше, краше

Милой Родины твоей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней!

Вспоминай их добрым словом -

Слава им , борцам суровым,

Слава нашей стороне !

Слава русской старине !



Анна Петришенко
Занятие с детьми старшего дошкольного возраста «День славянской письменности и культуры»

Цель: Воспитывать любовь к Родине, уважение к народным традициям.

Задачи:

Дать знания о Кирилле и Мефодии, как основоположниках славянской письменности.

Познакомить со старославянским алфавитом;

Формировать у детей представления о сходстве и различии современной и славянской азбук;

Формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру.

Методы и приемы:

Активация деятельности различных анализаторов:

словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ, вопросы проблемного характера)

игровые (подвижные, сюрпризный момент)

практические (занимательные упражнения, чтение пословиц, стихотворений, динамическая пауза, рефлексия)

Оборудование: Демонстрационный: Азбука, компьютерная презентация; камень; мелки восковые, листы бумаги; выставки книг.

Музыкальное оформление: музыкальное сопровождение

Предварительная работа.

Познавательное развитие:экскурсия в библиотеку, рассматривание книг

Речевое развитие: разучивание стихотворений и пословиц по теме занятия

Ход НОД:

Воспитатель:

(Показывает детям Азбуку.)

Что это? (книга, Азбука, учебник)

Для чего она нужна? (дети учат по ней буквы, учатся читать)

Все буквы вместе как называются (алфавит)

Алфавит – наш лучший друг, знают все на свете!

Букв есть множество вокруг, учат их все дети.

Зачем нам нужны буквы? (мы можем общаться друг с другом на расстоянии- написать письмо, узнать новое из книг и журналов)

А как появились буквы? Сейчас я расскажу о том, как появилась письменность.

Давно древние люди передавали друг другу информацию, рисуя животных, сцен охоты на скалах и камнях. Это были первые шаги человека к созданию письменности. (Слайд)

Позже люди стали заменять рисунки символами. Что бы информация сохранилась дольше, первобытные люди выбивали выбивать силуэты животных и символы на скалах острым камнем. (Слайд)

Вот и у нас есть камень из прошлого. Давайте как древние люди попробуем оставить какое-нибудь послание. (В зале большой камень. Дети на нем пытаются высечь знак)

Легко ли написать сообщение и доставить его по назначению? (нет, он тяжелый, выбивать рисунок трудно и долго)

Правильно, поэтому люди стали писать на том материале, который легче найти или изготовить. Люди стали писать заострёнными палочками – их называли писало. Вместо бумаги использовали восковые дощечки и кору берёз – бересту. (Слайд)

Шло время. На смену им пришла гусиные перья и бумага (Слайд)

Послушайте историю появления азбуки.

Давным- давно наши предки обрабатывали землю, вели хозяйство, строили дома, ткали холсты, вышивали, а книг читать и письма писать не умели. В те времена жили два брата проповедника. Кирилл и Мефодий. Младший брат Кирилл решил написать книги, понятные славянам, но для этого нужно было придумать славянские буквы. Это и сделали братья. В их азбуке было 44 буквы. (слайд)

В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учреждён праздник – День славянской письменности и культуры. Каждый год, 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют святых Кирилла и Мефодия. (слайд)

Первыми славянскими азбуками стали Глаголица и Кириллица. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя- Кирилла. Позже эта азбука стала основой для русского алфавита (слайды) .

Книги на Руси делали из пергамента: специально обработанной кожи овцы. На одну книгу иногда уходило до 30 шкур животных - целое стадо! Вот почему книги стоили дорого и покупали их только очень богатые люди. (слайд)

Обычные письма писали на более дешевом материале бересте. Знаки наносились костяным стерженьком. Берестяные новгородские грамоты подтвердили предположение, что уже в Древней Руси было немало умевших писать и читать. (слайд)

Рефлексия.

Давайте, ребята, и мы напишем послание в прошлое.

(раздаем бумагу и восковые мелки)

С появлением древнерусского алфавита, стали писаться книги. В основном это были церковные книги, поучения и научные труды. (слайд)

Каждая буква в старорусском алфавите имеет свое имя: аз, буки, веди, земля.

Названия букв напоминали людям о таких словах, как: «добро», «живете», «земля», «люди», «покой»

Физминутка

Ребята, а у вас есть имена? Давайте поиграем?

У кого имя начинается на букву «А» - потопаем, у кого имя начинается на «Б»- хлопаем, все остальные попрыгаем…

Первая бука древнего алфавита называлась «Аз» вторая - «Буки». Попробуйте их сложить и посмотрите, что получится. (дети складывают написанные на бумаге слоги)

Получилось слово «АЗБУКА».

В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.

Ребята, а Вы знаете пословицы о пользе учения?

(Дети читают пословицы на усмотрение педагога)

Не пером пишут - умом.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Побольше грамотных, поменьше дураков.

Кто хочет много знать, тому мало надо спать.

Идти в науку – терпеть муку.

Божьей волей свет стоит, наукой люди живут.

Без муки нет и науки.

Ничего не мыслить – век киснуть.

Прошло много времени, прежде чем человек придумал печатный станок. Первым в России печатные книги издал Иван Фёдоров. Это было более 400 лет назад. (слайд)

Первый букварь был написан и напечатан в 1574 году. Он был без картинок и совсем не был похож на букварь, по которому учим алфавит сейчас. Славянские буквы гораздо сложнее и труднее русских, для их запоминания нужно было больше времени и усилий, чем для запоминания русских. «Азбуку учат – на всю избу кричат» Послушайте, как в старину учили грамоту.

«Как церковный грамотей в старину учил детей» (дети читают стих)

В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк, –

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б – как Аз да Буки,

В – как Веди, Г – Глаголь.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Вот какой чудной вначале

Наша грамота была!

Вот каким пером писали –

Из гусиного крыла!

Шло время и из алфавита трудные буквы исключили, другие заменили. И наш алфавит теперь выглядит так (слайд)

А буквы мы учим теперь вот по такому букварю (слайд)

(Дети читают стихи)

Буквы каждому нужны,

Буквы каждому важны,

Формируем из них слово,

А из слова будет речь!

Люди б не умели,

Если б не было букв,

Не было б общенья.

Два брата Кирилл и Мефодий,

Спасибо хотим вам сказать

За буквы, что очень нужны нам,

Мы бесконечно благодарны святым Кириллу и Мефодию за то, что они создали славянскую азбуку. Сейчас мы даже не можем себе представить, как бы мы обходились без книг. Из книг мы познаём много нового и интересного, книга нас многому учит. Перед тем как книга приходит в наш дом, многие люди вкладывают свой труд для создания этой книги, об этом мы с вами уже говорили на других занятиях, а сейчас мы предлагаем вам рассмотреть книги.

(дети приглашаются на выставку книг)

Праздник Дня славянской письменности и культуры в старшей группе детского сада

Цель: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям.

Задачи:

Познакомить со старославянским алфавитом;

Формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему

Миру;

Звучит праздничный колокольный звон.

Воспитатель:

По широкой Руси нашей, матушке,

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Сегодня мы поговорим о нашей истории, о возникновении славянской письменности. Ежегодно 24 мая России отмечается День славянской письменности и культуры. Без культуры, грамоты, письменности не может жить нация, народ, государство.

Тома в обложке синей,
Знакомые тома,
В них бьётся пульс России,
В них вечна жизнь сама.
Страница за страницей…
На всё найдёшь ответ.
Нет, им не запылиться
И через много лет.

Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек.

Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.

(Демонстрация наскальных рисунков)

Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами.

(Демонстрация наскальных символов-букв)

Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было неудобно, и понять эти знаки можно было по-разному.

Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.

(Иллюстрация с изображением Кирилла и Мефодия)

Ввы видите изображение двух братьев в монашеском одеянии. Это Кирилл (в миру Константин) и Мефодий (в миру Михаил). Родом из города Солуни (Салоники), который находится в Греции. Просветители славян, создатели славянской азбуки, проповедники. Они были очень образованными людьми. Происходили из благочестивой славянской семьи, их отец был военачальником. Кирилл начал посещать школу с 8 лет, осваивал греческий, латинский языки. Кирилл и Мефодий участвовали в боевых походах, выполняли дипломатические миссии, переводили книги, были отправлены с просветительской миссией в Моравию. Но просвещение славян оказалось невозможным без книг на их языке. Поэтому Кирилл и Мефодий приступили к созданию славянской азбуки. 24 мая 863 года братья огласили изобретение славянского алфавита.

(Изображение:Азбука. Глаголица и Кириллица)

Глаголица и Кириллица – это первые славянские азбуки. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя. В Древней Руси глаголица использовалась для передачи церковных текстов и просуществовала 3 века, а в бытовой письменности использовали кириллицу. В кириллице 43 буквы, в последствии эта азбука стала основой русского алфавита.

(Изображение первых книг)

В 988 году в Киеве была открыта дворцовая школа «учения книжного». Возник новый центр книжной культуры, школа соединила Киевскую Русь с европейской цивилизацией.

Книги на Руси были очень дорогими. Их делали на пергаменте: кожу овцы вымачивали в извести, высушивали, потом втирали мёд.

(Изображение: Берестяные грамоты)

На Руси долго использовали и другой материал для письма – бересту. Знаки на бересту наносились костяным стерженьком.

С 10 века на основе глаголицы и кириллицы на древнерусском языке распространяется литература. Чаще всего это были церковные книги, поучения, учёные труды.

(Изображение:. АЗБУКА)

Внешний вид букв славянского алфавита помогает нам увидеть мир глазами наших предков. Каждая буква индивидуальна, неповторима и имеет свое имя: веди, люди, буки, аз, земля.

Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди», «покой».

«Аз» и «Буки». Получилось слово «АЗБУКА».

В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.

Ребята, послушайте пословицы о пользе учения.

  • Кто хочет много знать, тому мало надо спать.
  • Идти в науку – терпеть муку.
  • Божьей волей свет стоит, наукой люди живут.
  • Без муки нет и науки.
  • Ничего не мыслить – век киснуть.

Всего 44 буквы-сестрицы смотрят на нас со старинного свитка. Именно они стали основой современной русской азбуки.

(Изображение:Памятники Кириллу и Мефодию)

В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учреждён праздник – День славянской письменности и культуры. Этот праздник пришёл к нам из Болгарии, где этой традиции уже более 100 лет. И по сей день в канун праздника болгары возлагают цветы к памятникам Кириллу и Мефодию.

В нашей стране праздник стал отмечаться с 1986 г. В 1992 году скульптор В.Клыков создал памятник славянским просветителям, Кириллу и Мефодию, который установлен в Москве.

Русский язык.
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он – язык луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.

24 мая весь наш народ отмечает Праздник славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия этого памятника установлена Неугасимая Лампада - знак вечной памяти. С тех пор каждый год 24 мая мы чествуем Кирилла и Мефодия.

Очень жаль, что Праздник славянской письменности мы стали отмечать с большим опозданием, потому что в других славянских странах этот день отмечается давным-давно, всенародно, очень красочно и по-настоящему празднично.

(38 слайд. Святые Кирилл и Мефодий)

Солунские братья Кирилл и Мефодий – гордость всего славянского мира. Они говорили: разве не для всех светит солнце, разве не для всех идет дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди – братья, все равны перед Господом, и всем нужна грамота. Православная церковь братьев Кирилла и Мефодия причислила к лику святых.

Два брата, Кирилл и Мефодий,
Спасибо хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам
Чтоб научить нас читать.

Гринько Алла Васильевна
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №5 "Солнышко"
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2019-12-08 Проект “Неделя славянской письменности и культуры” Гринько Алла Васильевна МКДОУ детский сад №5 "Солнышко" Прививать детям любовь к родному слову, родному языку, отечественной истории

Проект “Неделя славянской письменности и культуры”

Пояснительная записка

Культура – это то, что оправдывает существование народа и нации, это святыня нации, которую он собирает и сохраняет.

Знание родной культуры неизбежно повлечет любовь к ней, научит ценить ее. В наше время, когда массово идет пропаганда чужеродной культуры, особенно важно помнить и знать свою русскую культуру и ее историю.

Поэтому мы обращаемся к истокам нашей культуры, отдавая дань первоучителям словенским Святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию, принесшим на славянскую землю письменность и приобщившим многомиллионные славянские народы к мировой цивилизации, мировой культуре.

Труды этих великих просветителей стали общим достоянием всех славян, положили основу их нравственному и умственному развитию. Так велика заслуга братьев Кирилла и Мефодия в истории просвещения и поднятия общей культуры славянских народов.

Актуальность работы состоит в том, что знание родной культуры, ее истоков, факторов, влияющих на нее, необходимы каждому образованному человеку. Кроме того, знание культуры необходимо для формирования полноценной личности, расширения кругозора, формирования уважительного отношения к другим культурным формам.

Культура любого народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.

Основой любой культуры является письменность. Трудно представить нашу культуру без “Слова о полку Игореве”, Московского Кремля, собора Василия Блаженного, сокровищ Оружейной палаты и многого другого. Немало воды утекло с того далекого времени. Растеряв много ценного на этом пути, люди, наконец, становятся мудрее и бережливее. Возрождаются из небытия многие русские традиции и обряды. Растет интерес к народной культуре и быту. Хочется надеяться, что это не временное увлечение, не дань мимолетной моде, а серьезное желание восстановить прерванную связь времен. Человек, с надеждой смотрящий в будущее, не может жить только настоящим. Еще Пушкин заметил, что уважение к минувшему – черта, отличающая образованность от дикости.

Паспорт проекта

1. Гринько Алла Васильевна

2. Участники проекта: воспитатели, дети группы «Непоседы», родители

3. Области программы: познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие, речевое развитие

4. Тип проекта: познавательный, краткосрочный

5. Актуальность проекта:

6. Цель проекта: прививать детям любовь к родному слову, родному языку, отечественной истории.

7. Задачи проекта:

· дать знания о Кирилле и Мефодии, как основоположниках славянской письменности.

· познакомить со старославянским алфавитом;

· формировать у детей представления о сходстве и различии современной и славянской азбук;

· формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру.

План мероприятий по реализации проекта

«Неделя славянской письменности и культуры»

в старшей группе «Непоседы»

МКДОУ детского сада №5 «Солнышко» г. Новопавловска

Цель: Прививать детям любовь к родному слову, родному языку, отечественной истории.

Тема: «Открытие недели славянской письменности и культуры»

1. Рассказ воспитателя о предстоящем празднике, чтение сказок, пословиц.

Цель : расширять кругозор, познакомит ь с истоками русской письменности.

2. Показ презентации «Виртуальная экскурсия в историю книгоиздания на Руси».

Цель: формировать у детей представление о роли книги в жизни человека, истории создания книги, книгопечатания.

3. Оформление тематической книжной выставки в группе: совместное творчество воспитатели – дети – родители.

Цель: приобщить родителей к совместной деятельности с детьми, воспитывать патриотические качества, любовь к Родине, развивать интерес к книге и ее истории.

1. Работа в книжном уголке:

· знакомство с выставкой «Воскресла в сказках старина»,

· рассматривание книг (оформление, тематика, назначение, направленность),

· чтение сказок

Цель: вызвать интерес к выставке, к книгам с необычными буквами.

Проблемная ситуация: что было бы, если бы все книги исчезли?

2. Занятие

Цель: знакомство с именами равноапостольных Кирилл и Мефодий, первыми письменными источниками, толкованием букв и их написанием.

1. Посещение выставки в районной детской библиотеке им. Романько «Аз, Буки, Веди»

Цель: познакомить детей с великим трудом Кирилла и Мефодия, как появились первые буквы, без которых у нас не было бы сегодня ни одной книги , вызвать у детей желание научиться читать.

2. Нарисовать и украсить букву.

Цель: формировать и развить у детей творческие и индивидуальные способности, расширять знания в области истории и духовно-нравственной культуры.

3. Изготовление рукописных книг – самоделок (совместное творчество детей и родителей, детей и педагогов);

Цель: закрепить представления детей о разнообразии содержания книг, в них представлено богатство всей картины мира: мир животных и людей, мир вещей, мир живой и неживой природы. Развивать навыки ручного труда, учить бережному отношению к книге.

1. «Истоки письменности» встреча со священником православного Храма Владимирской иконы Божьей Матери (совместно с воспитанниками воскресной школы)

2. Чтение «Как церковный грамотей в старину учил детей»

Цель: познакомить детей с нравами и обычаями на Руси, дать знания о том, кто в старину обучал детей грамоте.

3. «Звени и пой, златая Русь!» выступление фольклорного ансамбля «Станичники» пол руководством Ковальчук И.Ф.

Цель: воспитывать любовь к народному фольклору, вызвать интерес, желание исполнить народные песни.

4. Конкурс рисунков «Люблю тебя, моя Россия»

Цель: приобщать детей к истории России, сохранять и передавать культурный и исторический опыт.

1. «Путешествие азбуки по России»

Цель: воспитание социально активной личности, патриотизма и гражданственности у детей.

2. Подведение итогов недели « Славянской письменности и культуры»

Мероприятия с родителями:

Наглядная информация: папка – передвижка «День славянской письменности и культуры»

Консультация «Испокон века книга растит человека»

Результат реализации проекта:

· Дети познакомятся с древним русским алфавитом, с его создателями;

· Повысится интерес к русской истории; желание узнать как можно больше о возникновении книги.

Рассказ воспитателя о «День славянской письменности и культуры»

Сегодня мы поговорим о нашей истории, о возникновении славянской письменности. Ежегодно 24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры. Без культуры, грамоты, письменности не может жить нация, народ, государство.

Тома в обложке синей,
Знакомые тома,
В них бьётся пульс России,
В них вечна жизнь сама.
Страница за страницей…
На всё найдёшь ответ.
Нет, им не запылиться
И через много лет.

Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек.

Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.

Надписи делались на камнях, скале, на доске. Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.

Кирилл и Мефодий – просветители славян, создатели славянской азбуки.

В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учреждён праздник – День славянской письменности и культуры. Этот праздник пришёл к нам из Болгарии, где этой традиции уже более 100 лет. И по сей день в канун праздника болгары возлагают цветы к памятникам Кириллу и Мефодию.

В нашей стране праздник стал отмечаться с 1986 г. В 1992 году скульптор В.Клыков создал памятник славянским просветителям, Кириллу и Мефодию, который установлен в Москве.

Два брата, Кирилл и Мефодий,
Спасибо хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам
Чтоб научить нас читать.

24 мая весь наш народ будет отмечать Праздник славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия этого памятника установлена Неугасимая Лампада – знак вечной памяти. С тех пор каждый год 24 мая мы чествуем Кирилла и Мефодия.

Очень жаль, что Праздник славянской письменности мы стали отмечать с большим опозданием, потому что в других славянских странах этот день отмечается давным-давно, всенародно, очень красочно и по-настоящему празднично.

По широкой Руси – нашей матушке –

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются

Вспоминают Кирилла с Мефодием –

Братьев славных, равноапостольных

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии,Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Русоволосые и сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные,

Древляне, русичи, поляне,

Скажите, кто вы?

МЫ – СЛАВЯНЕ!

Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зоветесь ныне – россияне,

Издревле, кто вы?

МЫ – СЛАВЯНЕ!

В нашем городе, как и по всей России, День памяти святителей Кирилла и Мефодия церковно-государственный праздник – День славянской культуры и письменности

«Путешествие азбуки по России»

организационно- образовательная деятельность

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие»

Программное содержание:

Воспитание социально активной личности, патриотизма и гражданственности у детей.

Расширение исторических знаний и представлений у дошкольников. Развивать у детей фантазию, творчество, воображение и умение выбирать изобразительный материал.

Материал демонстрационный:

репродукция иконы святых равноапостальных Кирилла и Мефодия;

листы с изображением букв славянской азбуки;

шапочки-ободки со славянскими буквицами;

кроссворд с ключевым словом – Родина,

аудиозапись песни «Мы едем, едем, едем в далёкие края» муз. М. Старокадомского, сл. С. Михалкова.

Материал изобразительной деятельности: белая бумага на каждого ребёнка, набор цветной бумаги, картон цветной, простые карандаши, цветные карандаши обычные, краски гуашь и акварель, пластилин, доска для лепки, стек, ножницы, клей, клеёнка, кисточки: тонкая, средняя и щетинистая, баночки с водой, салфетки для рисования и аппликации.

Ход занятия.

Воспитатель. Как называется страна, в которой мы живём?

Дети. Россия.

Воспитатель. Назовите, одним словом, что изображено на мольберте?

Дети. Государственные символы нашей страны.

Воспитатель. Что вы видите на этом мольберте?

Дети. Кроссворд.

Воспитатель. Этот кроссворд поможет нам узнать, как вы знаете символы Российской Федерации?

1. Гдавный символ – эмблема любого государства. (Герб).

2. Какая птица изображена на гербе? (Орёл).

3. Отчий кров любого гражданина нашей страны? (Дом) .

4. Главная торжественная песня любого государства. (Гимн).

5. Люди, проживающие в какой либо стране? (Народ).

6. Государственный символ из ткани. (Флаг).

Воспитатель. Прочитайте ключевое слово, которое получилось в красных клеточках.

Дети. Родина.

Воспитатель. Кто из вас знает стихотворение о Родине?

Ребёнок .

Здесь теплое поле наполнено рожью.

Здесь плещутся зори в ладонях лугов.

Сюда златокрылые ангелы Божьи

По лучикам света сошли с облаков.

И землю водой святой оросили,

И синий простор осенили крестом.

И нет у нас Родины, кроме России –

Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.

(Синявский)

Воспитатель. Из чего состоит ключевое слово?

Дети. Слово состоит из букв.

Воспитатель. Известно ли вам, ребята, что было время, когда славянские народы, к которым относимся и мы Русские, не знали грамоты, букв. Не могли читать и писать? У них не было даже азбуки, букв, которыми можно было пользоваться при письме. Тех, кто придумал азбуку для славян, называют учителями славян. Потому что эти люди, составившие азбуку, много потрудились для того, чтобы целые славянские народы научились читать и писать.

Святые, которых называют просветителями славян, были родными братьями. Вот они изображены на иконе. Их имена Кирилл и Мефодий. 24 мая отмечается праздник славянской культуры и письменности, в день памяти святых братьев Кирилла и Мефодия, просветителей славян.

Братья Кирилл и Мефодий придумали славянскую азбуку, положили начало славянской книжной культуре и просвещению народов. Кирилл и Мефодий старались сделать буквы азбуки красивыми, чтобы руке нетрудно было их писать. Этими буквами были написаны слова многих мудрых книг. Как создателя письменности, святого Кирилла обычно изображают со свитком азбуки в руках

Посмотрите на буквы славянской азбуки. Вот какие красивые эти буквы! Каждая буква в славянской письменности особенная. Буквы отражают дух народа: мудрость, силу и красоту. Глубокий смысл заложен уже в названии каждой славянской буквы.

Воспитатель . Ребята, слышите, к нам кто-то спешит?

Звучит музыка аудиозапись песни «Мы едим, едем, едем, в далёкие края» муз. М. Старокадомского, сл. С. Михалкова. В группу входят дети, заранее подготовленные воспитателем на голове которых одеты картонные шапочки-ободки (на каждой шапочке написана одна из буквиц славянской азбуки).

Эти буквы славянского алфавита путешествуют по нашей стране. Давайте послушаем, что они нам расскажут.

Буква «Аз» . Здравствуйте я буква Аз. Я азбуке начало. По имени первой буквы азбуки начало грамоты (да и начала любого дела) назывались «азами». В старину говорили: «С познания азов начинается мудрость».

Буква «Буки» . А меня зовут буква Буки. В народе говорят: Сначала аз да буки, потом науки».

Буква «Рцы» . Здравствуйте, я буква Рцы.

Недаром я собой горжусь,

ведь я начало слова «Русь».

Русь талантами богата,

Русь талантами сильна.

Если будут плясать ребята,

Значит, будет жить она.

Исполняется хоровод «Во поле береза стояла».

Буква «Веди» . Моё имя – буква Веди. Я всё знаю, всё ведаю.

Буква «Глаголь» . Здравствуйте! Я буква Глаголь. Глаголить – значить «говорить», «молвить». Существует поговорка: «Слово молвишь – не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь».

Воспитатель . Значит, чтобы сказать, надо сначала подумать. Сейчас наши ребята подумают и назовут пословицы о грамоте и учёбе.

Дети .

Ученье – свет, а не ученье – тьма.

Азбука – к мудрости ступенька.

Что написано пером, не вырубишь топором.

Кто хочет много знать, тому меньше надо спать.

Красна птица пером, а человек умом.

Грамоте учиться – всегда пригодиться.

Век живи – век учись.

Воспитатель. Буква «Глаголь» учит нас быть мудрыми, владеть своим словом.

Буква «Добро» . Добрый день! Меня зовут Добро.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце светит,

Радуются взрослые и дети!

Воспитатель . Про добро тоже много пословиц сложил русский народ.

Дети (поочерёдно называют пословицы о добре).

Час в добре пробудешь – всё горе забудешь.

Сей добро, посыпай добром, жни добро, обеляй добром.

В ком добра нет, в том и правды мало.

Добро не лихо – ходит в мире тихо.

Воспитатель . А вот ещё буква – «Люди»

Буква «Люди» . Здравствуйте, дети! Я – буква «Люди».

Люди вы в ладу живите,

Ласку и любовь несите!

Лучистое солнце не делим на части,

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья

Ты можешь, ты должен,

Ты просто обязан друзьям подарить.

Все буквы:

Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям.

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит!

Под музыку песни «Мы едем, едем, едем, в далёкие края» буквы уходят.

Воспитатель. Буквы отправились в далёкое путешествие по нашей стране. Мы сегодня с вами изобразим это путешествие. Пофантазируйте, на чем могут путешествовать буквы по нашей стране. Подумайте, каким материалом изобразительным вы будете выполнять свою работу. Кто придумал сюжет, знает каким материалом, будет выполнять свою работу, может приступать к заданию.

Дети самостоятельно берут материал и приступают к практической деятельности.

В конце развлечения все работы выставляются на выставке, и каждый ребёнок рассказывает, на чем путешествуют буквы на его изображение и каким изобразительным материалом он пользовался.

Просмотреть свитедельство о публикации


, . .

Праздник славянской письменности и культуры.

для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: воспитывать люб овь к Родине , чувство гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям.

Задачи:

- по знаком и т ь со старославянским алфавитом;

- формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему

миру;

Звучит праздничный колокольный звон. Дети змейкой заходят в зал и останавливаются лицом к гостям. Воспитатели в народных костюмах заходят в зал и останавливаются за детьми.

Воспитатель1 По широкой Руси нашей, матушке,

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Воспитатель2 Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Воспитатель1 Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Воспитатель2 Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Звучит колокольный звон.

Реб. Русоволосые, сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные.

Древляне, русичи, славяне

Скажите, кто мы?

Дети (хором) Мы – славяне!

Реб. Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зовёмся ныне россияне,

Издревле кто мы?

Дети (хором) Мы – славяне!

Реб. Мы чтим берёзы белоствольные,

Мы любим песни наши вольные.

Зовёмся Маши, Юли, Тани

Скажите, кто мы?

Дети (хором) Мы – славяне!

Звучит песня «Родная песенка» Ю.Чичкова.

Звучит колокольный звон. Мальчики садятся на места.

Девочки перестраиваются в центре зала парами.

Хоровод с платочками «Берёзы» И. Матвиенко

Выходит воспитатель со свитком в руках.

Воспитатель1

Гой вы, славные наши гостюшки, разлюбезные милые детушки. Расскажу я вам о святой Руси, о далёких временах, вам неведомых.

Жили – были тогда добры молодцы, раскрасавицы красные девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. Вот грамоты наши предки не ведали, не умели книг читать да письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл и Мефодий. Долго речь они русскую слушали, а потом её стали записывать. И придумали они буквицы, а из них и составили азбуку.

Раскрывает свиток, показывает азбуку.

Звучит хор «Славься» из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин».

Воспитатель2 Как называется эта азбука?

Дети (хором) Кириллица!

Воспитатель2 А почему она так названа?

Дети В честь Кирилла, её создателя.

Воспитатель2 Посмотрите повнимательней на эти буквы.

Не напоминают ли они уже знакомые вам буквы?

Воспитатель1 Каждая буква в древней славянской азбуке была

Особенной. Она имело своё имя. Послушайте, как звучит

старинная азбука: аз, буки, веди, глагол…

Названия букв напоминали людям об их жизни:

«добро», «люди», «земля», «покой» и т.д.

Пусть эти старинные буквы оживут с помощью нашей

волшебной азбуки.

Звучит отрывок хора «Славься» М.И. Глинки.

Дети берут буквы и прячутся за волшебной книгой.

Выходит ребёнок с буквой.

Реб. Здравствуйте, дети! Угадайте, какая это буква? Верно, меня

зовут АЗ. Назовите слова, которые начинаются с этой буквы.

Дети перечисляют.

Выходит ребенок с буквой.

Реб. А теперь угадайте, как меня зовут? Верно, меня зовут БУКИ.

Вспомните, сколько хороших слов начинается с этой буквы.

Дети перечисляют.

А теперь назовите нас по порядку. Что получилось?

Дети АЗБУКА.

Воспитатель2 Получилось слово « Азбука». Вам, дорогие буквы, выпала

большая честь стоять вначале нашего алфавита. В народе так

говорят: « Сначала «аз», «буки», а потом все науки». С познания

азов начинается путь каждого из вас в мир знаний! А к нам спешит

ещё одна буква.

Выбегает ребёнок.

Представьтесь, пожалуйста!

Реб. Меня зовут «Веди»! Я всё знаю, про всё ведаю.

Отгадайте мою загадку:

– Смотри, уж в золотой багряный лес

Скользнул луч солнца золотой с небес.

И на земле ковёр лежит златой.

Когда лес одевается в наряд цветной?

Дети Осенью!

Хоровод «Здравствуй, осень!» Т.Попатенко

Воспитатель1 А мы продолжим знакомство со славянской азбукой.

Звучит фрагмент хора «Славься» М.И.Глинки.

Выбегает ребёнок.

Реб. Здравствуйте, дети! Я буква «Глаголь». Глаголить, значит

Говорить. Но прежде, чем говорить, надо хорошенько подумать.

В народе говорили: « Молвишь – не воротишь, и дорого бы дал за

словечко, да не выкупишь». Я предлагаю провести конкурс чтецов.

Свободные стихи.

Воспитатель2 Смотрите, к нам спешит ещё одна буква.

Выбегает ребёнок.

Реб. Добрый день, дети! Меня зовут буква «Добро».

Не дразните собак, не гоняйте кошек,

Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек.

И тогда воробьи песенкой разбудят,

А царапать и кусать вас никто не будет.

Хор рук «Музыкальный момент» Ф. Шуберт.

Воспитатель1 Из «Азбуки» к нам идёт новая гостья!

Выбегает ребёнок.

Реб. Здравствуйте, дети! Я буква «Люди»!

Люди, вы в ладу живёте?

Ласку и любовь несёте?

Лягушонок – да и тот

Без любви не проживёт!

Песня «Лягушонок» Протасовой – исполняют солисты.

Воспитатель 2 Знакомьтесь, к нам идёт новая буква.

Выбегает ребёнок.

Реб. Здравствуйте, меня зовут «Мыслите». О моей мудрости знают с

давних пор.

Мудрецам давно известно:

Там, где умным мыслям тесно,

Нет ни зависти, ни скуки.

Мастера там на все руки:

Шить, варить и рисовать,

Песни петь и танцевать.

Танец «Ну и до свидания» И.Штраус

Воспитатель 1 Есть буквы шипящие,

Есть буквы свистящие,

И только одна из них

Буква рычащая.

Выбегает ребёнок.

Реб. Здравствуйте, дети! Я буква «Рцы»!

Недаром я собой горжусь,

Ведь я начало слова «Русь».

Танец «Сударушка» р.н.м.

Воспитатель 2 Очень дети игры любят,

Поиграем с вами в бубен.

Игра «Бубен».

(поют) Бубен, бубен долгий нос!

По чём в городе овёс?

Две копейки с пятаком.

Ехал Ваня с колпаком.

Овса Ваня не купил,

Только лошадь утопил,

Бубен бегать научил.

Бубен, бубен, беги за нами, хватай руками!

Воспитатель 1 Русь талантами богата,

Русь талантами сильна.

Если будут петь ребята,

Значит, будет жить она.

Частушки.

Мы частушки пропоём

И в весёлый пляс пойдём!

Запрягу я кошку в дрожки,

А котёнка в тарантас.

Повезу свою подружку

Всем соседям напоказ.

Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги.

Оглянулася назад,

Сапоги мои лежат.

Ты куда, Ванюша, едешь,

Ведь телега без колёс?

А Ванюша отвечает:

«Заготавливать овёс!»

А у нас во дворе

Квакали лягушки.

А я с печки босиком

Думала, подружки.

Мы, ребята, шутку любим,

Шутка делу не вредит.

Гармонист ни на минутку

Без работы не сидит.

Научилась я работать,

Научилась я плясать.

А ещё я научилась

Громко песни распевать.

Рассыпься горох

С грядки на грядку.

Раздайся, народ,

Я пойду вприсядку.

Я сирени наломаю,

Набросаю у ворот.

Заплету я русу косу,

Пусть завидует народ.

Песни весело поются,

Гости за столом сидят.

А хозяева трясутся

Неужели всё съедят?

Ох, кончаем петь частушки

До другого вечера.

Вы сидите до утра,

Если делать нечего.

Воспитатель 2 Спасибо, буквы, вы учите нас красоте, доброте, мудрости.

Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию, что они подарили нам славянскую азбуку. 44 сестрицы – буквы смотрят на нас с этого старинного свитка и приглашают к дальнейшему знакомству. Но это будет уже другая история. А теперь, ребята, встречайте современную азбуку.

Звучит «Величальная».

Двое детей заносят плакат с изображением современного алфавита.

Реб. Буква к букве – будет слово.

Рассказать друзьям