Блестящая карьера и разбитое сердце. История жизни Людмилы Семеняки. Людмила Ивановна Семеняка. Биографическая справка Людмила семеняка личная

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Cеменяка Ludmila Semenyaka Карьера: Балет
Рождение: Россия, 16.1.1952
Артистизм и творческая энергия Людмилы Семеняки проявляются во многих областях. Она создает балетные либретто, разрабатывает дизайн балетных костюмов и аксессуаров, изучает литературу, музыку, кино, живопись и скульптуру. Она - желанный гость радио- и телепередач. С удовольствием проводит творческие встречи с публикой и коллегами, щедро делится своим опытом с ученицами, которых опекает по-матерински.

Танцевальные способности и артистизм Людмилы в первый раз проявились в хореографическом кружке Дворца пионеров имени Жданова. В 10 лет она поступила в Ленинградское хореографическое училище имени Агриппины Вагановой, и уже в 12 лет дебютировала на сцене Театра оперы и балета имени Кирова (в настоящее время Мариинский театр) в сольной партии маленькой Мари в балете Щелкунчик (постановка Василия Вайнонена).

В 1969 году Людмила Семеняка стала лауреатом Первого международного конкурса артистов балета в Москве, где ее отметили Галина Уланова и Юрий Григорович.

В 1970 году она окончила училище по классу Нины Беликовой, ученицы Агриппины Вагановой, и была приглашена в Театр оперы и балета имени Кирова, где исполнила сольные партии Коломбины в "Медном всаднике", Амура в "Дон Кихоте", принцессы Флорины в "Спящей красавице", па-де-труа в "Лебедином озере" и занималась под руководством Ирины Колпаковой.

В 1972 году, потом Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета в Москве, где Людмила стала серебряным лауреатом, Юрий Григорович пригласил ее в Большой театр. В 1972 году артистка с успехом дебютировала в спектакле Большого театра "Лебединое озеро" на сцене Кремлевского Дворца съездов в роли Одетты-Одиллии. Ее наставником стала легендарная Галина Уланова, оказавшая наиболее значительное воздействие на творчество балерины.

Артистический взлет Семеняки стремителен и успешен. Юрий Григорович возложил ей весь строгий репертуар и центральные партии во всех своих балетах. Среди ее ролей - Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро"), Жизель ("Жизель"), Аврора и принцесса Флорина ("Спящая красавица"), Китри ("Дон Кихот"), Никия ("Баядерка"), Раймонда, Сильфида ("Шопениана"), Балерина ("Петрушка"), Катерина ("Каменный цветок"), Ширин ("Легенда о любви"), Мари ("Щелкунчик"), Фригия ("Спартак"), Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Анастасия ("Иван Грозный"), Рита ("Золотой век"), шекспировские образы Леди Макбет ("Макбет" Владимира Васильева), Геро и Беатриче ("Любовью за любовь" Веры Боккадоро по мотивам комедии "Много шума из ничего"). За образ современницы Валентины в "Ангаре" А.Эшпая (по мотивам пьесы "Иркутская история" Александра Арбузова) Л. Семеняка удостоена Государственной премии СССР (1976).

Балерина удачно гастролирует на лучших сценах мира. Ее выступления становятся событием в Париже, Лондоне, Стокгольме, Токио, Нью-Йорке, Праге, Будапеште и многих других городах. В том же 1976 году она завоевывает первую премию и золотую медаль Первого международного конкурса артистов балета в Токио, а в Париже Серж Лифарь вручает ей Премию имени Анны Павловой Парижской академии танца.

В то же время Семеняка активно участвует в художественной жизни у себя на Родине. В 1975 году она удостоена премии Ленинского комсомола, которой отмечаются лучшие достижения молодежи. Балерина становится желанным гостем и участником торжественных творческих отчетов, шефских концертов, общественных акций. Она стала членом Комитета защиты мира, ее приглашают в Национальную академию творчества и как пропагандиста искусства русского балета направляют в всевозможные гастрольные поездки по всей стране. Балерина завоевывает популярность от Петрозаводска до Красноярска. В 1986 году ей присуждают звание Народной артистки СССР. В том же году Людмила Семеняка получает в Лондоне престижную английскую премию Evening Standart за лучшие достижения в области хореографического искусства.

Судьба сводит ее с выдающимися мастерами балета Мариной Семеновой, Асафом Мессерером, Алисией Марковой и многими другими. Среди партнеров Людмилы Семеняки было рядом 100 танцовщиков, в числе которых лучшие исполнители своей эпохи: Владимир Васильев, Михаил Барышников, Николай Фадеечев, Марис Лиепа, Михаил Лавровский, Александр Годунов, Юрий Соловьев, Ирек Мухаммедов, Фарух Рузиматов, Лоран Илэр, Фернандо Бухонес, Хулио Бокка, Пер Артур Сегерстрем и другие. Людмила Семеняка - первая исполнительница партии Роксаны в балете Ролана Пети "Сирано де Бержерак" на музыку М.Констана, перенесенного на сцену Большого театра в 1989 году, а ещё партии Сони Мармеладовой в балете "Преступление и наказание" на музыку Аарво Пярта, поставленного для балерины хореографом Май Мурдмаа в 1990 году в театре "Эстония" (Таллин).

Ее имя стоит в ряду выдающихся мастеров мирового балета и является синонимом понятия "русская учебное заведение классического танца". Интерпретациям балерины посвящены десятки статей ведущих мировых балетных критиков и историков танца Мэри Кларк, Клайва Барнса, Анны Киссельгоф и других. Знаменитый британский критик Клемент Крисп писал о Семеняке: "Это строгий танец в его величии и чистоте, изысканная техника, соединенная с необыкновенной выразительностью. Ее искусство имеет безупречную родословную, является частью активный традиции, связанной напрямую со знаменитыми петербургскими балеринами XIX века. Людмила Семеняка с честью продолжает эту традицию манерой своего танца, аристократизмом, которым пронизан произвольный ее жест".

Стиль Семеняки называют балетным бельканто: самые виртуозные хореографические пассажи она исполняет нетрудно и ясно, подобно тому как они поставлены нарочно для нее. Восхищаясь безупречным сложением балерины, критики в особенности ценят в ее танце естественность манер, свободу, с которой она пользуется природными данными и техникой в танце, а ещё органичное сочетание безукоризненного петербургского академизма с яркой эмоциональной манерой московского исполнительства. Когда Семеняка появляется на сцене, через публику подобно тому как проходит электрический разряд, заставляющий присматривать за каждым движением балерины. Семеняка - разноплановая артистка. Она продолжает традиции психологической школы русского театра, развивавшейся в творчестве Ермоловой, Шаляпина, Анны Павловой, Станиславского, Улановой. Особенно близки Семеняке русские образы и основные мотивы русского искусства. Ее героиням свойственны нежность, лиризм, лучистое озарение и в то же время стойкость, жертвенность, служение долгу.

В 1970-е годы, в эпоху строгой разграниченности амплуа, Семеняка оказалась одной из первых балерин, начавших исполнять разноплановые роли. Когда же в начале 1990-х посреди артистов вошло в привычку приниматься за любые роли и исполнительские повадки нивелировались, она, еще раз же одна из первых, занялась стилизацией. Балерина находит способы сформировать образ старинного стиля, не отказываясь от современной танцевальной техники и эстетики.

Людмила Семеняка выступает в лучших театрах Вашингтона, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Лондона, Парижа, Вены, Стокгольма, Амстердама, Берлина, Франкфурта, Висбадена, Мадрида, Рима, Милана, Венеции, Варшавы, Праги, Будапешта, Каира, а кроме того в Австралии, Японии, на Филиппинах, в Аргентине, Бразилии, Чили, Мексике и других странах в составе труппы Большого, а кроме того с ведущими зарубежными балетными компаниями. Среди ее наиболее значительных зарубежных выступлений - участие в юбилейном вечере Галины Улановой (Hommage a Oulanova, Париж, зал Плейель, 1981), выступления в главных партиях классического репертуара в спектаклях театров ABT (Нью-Йорк), "Гранд-опера" (Париж), Шведской королевской оперы и других.

В 1990-1991 годах балерина работала по контракту в труппе Английского национального балета (дебют в партии Золушки в балете Прокофьева "Золушка", хореограф Бен Стивенсон) и Шотландского национального балета (дебют в партии Авроры в балете "Спящая красавица"). Историческим событием печать назвала выступления Людмилы Семеняки в труппе театра "Колон" (Буэнос-Айрес, Аргентина), отмеченные специальной премией. В 1990 году об ее участии в премьере балета "Спящая красавица" аргентинская газета "La Nation" писала: "Современная техника и выразительность превращают Аврору Семеняки в символ вечной красоты классического танца. Ее линии изысканны и чисты". В 1992 году Людмила Семеняка с огромным успехом танцевала в театре "Колон" премьеру балета "Баядерка" в редакции Натальи Макаровой. Как события воспринимаются и благотворительные гала-концерты Людмилы Семеняки, выступавшей в окружении звезд мирового балета в Нью-Орлеане, городах Израиля и Брюсселе.

Период творческой зрелости балерины пришелся на эпоху Михаила Горбачева, предоставившего Семеняке право обозначиться балетным символом перестройки: в 1987 году на сцене вашингтонского Кеннеди-центра она выступила в гала-концерте, предварявшем историческую встречу Генерального секретаря КПСС с Президентом США Рональдом Рейганом.

Людмила Семеняка участвовала в возрождении благотворительного движения в России. В 1989 году при поддержке Фонда культуры и Правительства СССР она провела одну из первых благотворительных акций - гала-концерт "Приглашает Людмила Семеняка" в московском Концертном зале имени П.И. Чайковского, на котором присутствовали М.С. Горбачев с супругой и члены Правительства СССР. Вечер стал значительным общественным и художественным событием. Наряду со сценами из классических балетов и спектаклей Большого театра Семеняка представила фрагменты не исполнявшихся у нас балетов "Сильвия" Баланчина и "В поисках утраченного времени" Ролана Пети, а ещё па-де-де из балетов "Эсмеральда" (редакция Гилпин/Березов) и "Талисман" (хореография М.Петипа в редакции О.Йордан и А.Ермолаева, восстановлена П.Гусевым для Людмилы Семеняки, премьера 22.12.1984, ГАБТ). Партнерами балерины выступили Ирек Мухаммедов, Юрий Посохов, Вадим Писарев, Гедиминас Таранда.

Проработав 25 лет на сцене Большого театра, балерина продолжает расширять свой репертуар. В Петербургском театре оперы и балета имени Мусоргского она встречается с хранительницей датской хореографической школы Эльзой-Марианной фон Розен, которая передает Семеняке образ Сильфиды в одноименном балете Августа Бурнонвиля. В ее репертуар входят Девушка ("Видение розы", хореограф М.Фокин), центральные партии в балетах "Серенада" и "Тема с вариациями" (хореограф Дж.Баланчин), Фанни Черрито ("Па-де-катр", хореограф Антон Долин, по мотивам Жюля Перро), Гран па из балета М.Петипа "Пахита", "Лебедь" (хореограф М.Фокин), па-де-де "Лето" (хореограф К.МакМиллан), Дама сердца в "Фантазии на тему Казановы" (хореограф Михаил Лавровский) и Джульетта в прославленной постановке "Ромео и Джульетты" хореографа Леонида Лавровского.

В 1999 году Людмила Семеняка дебютировала как балетмейстер-постановщик, подготовив для своего сольного выступления номер "Из роли в роль" на музыку Моцарта.

Поддерживая связь с Большим театром, Людмила Семеняка гастролирует, участвует в крупных международных фестивалях в России и на Украине, удачно выступает во всех педагогических амплуа: дает уроки, мастер-классы, помогает балеринам готовить партии и конкурсные программы. Она - член жюри международных конкурсов артистов балета: в Любляне (1998), международном конкурсе имени Ю.Григоровича "Фуэте Артека" (Крым, 1998 и 1999), имени Сержа Лифаря (Киев, 1999), в Нагое (2000 и 2001), международного приза Benois de la danse (2000).

Драматический дар Людмилы Семеняки нашел безусловное подтверждение на драматической сцене. В 2000 году в театре "Школа современной пьесы" сознательно для Л.Семеняки был поставлен спектакль "Прекрасное снадобье от тоски" по пьесе Семена Злотникова, где ее партнером выступил Альберт Филозов.

С ее участием сняты фильмы-балеты: "Танцует Людмила Семеняка", "The Bolshoi ballerina", "Монолог балерины", "Приглашает Людмила Семеняка", "Раймонда", "Спартак", "Каменный цветок", "Щелкунчик", "Мир Улановой" и другие.

Артистизм и творческая энергия Людмилы Семеняки проявляются во многих областях. Она создает балетные либретто, разрабатывает дизайн балетных костюмов и аксессуаров, изучает литературу, музыку, кино, живопись и скульптуру. Она - желанный гость радио- и телепередач. С удовольствием проводит творческие встречи с публикой и коллегами, щедро делится своим опытом с ученицами, которых опекает по-матерински.

Для нее сильно значимо общение с природой, в котором балерина находит источник многих художественных идей. Высший толк своей жизни Людмила Семеняка видит в воспитании сына Ивана, которому стремится передать лучшие качества своей личности.

Живет и работает в Москве.

Так же читайте биографии известных людей:
Людмила Петрушевская Ludmila Petrushevskaya

Прозаик, драматург. Родилась в семье служащего. Прожила тяжелое военное полуголодное детство, скиталась по родственникам, жила в детдоме под Уфой...

Людмила Магомедова Ludmila Magomedova

В 1993 году Людмила Магомедова была удостоена награды "Золотая плака Чистернино" на юге Италии за партию Тоски и серию концертов итальянской оперной..

Российская балерина, хореограф и балетмейстер Людмила Семеняка , народная артистка СССР, народная артистка РСФСР, заслуженная артистка РСФСР.

Биография Людмилы Семеняки

Людмила родилась в Ленинграде (Санкт-Петербург) в 1952 году в семье строителя и аппаратчицы химлаборатории. Свои первые уроки балета она получила во Дворце пионеров имени Жданова, куда девочку отвели родители. На тот момент Людмиле было уже девять лет, но для нее сделали исключение благодаря хрупкому телосложению.

«Моя жизнь в балете началась с павильона, примыкающего к Дворцу пионеров имени Жданова в Ленинграде. В царское время там держали придворных лошадей, а в советское разместили кружки детского творчества. В первый раз оказавшись во дворце, я с замиранием сердца разглядывала роскошное помещение, украшенное золотой лепниной и зеркалами».

Уже в десять лет Людмила поступила в Ленинградское Академическое хореографическое училище им. Вагановой, а в двенадцать начала выступать на сцене Театра оперы и балета им. Кирова. В 1970 году была официально принята в труппу театра и проработала там два года по распределению, после чего ушла в Большой театр, куда ее пригласили сразу по выпуску из училища.

В Большом Людмила проработала до 1998 года. За это время Семеняка исполнила все ведущие балетные роли самых известных балетных постановок. Позднее она выступала на сценах разных стран мира, в том числе работала в труппе Английского национального балета.

Людмила является обладательницей большого количества различных премий и наград, в числе которых Премия Evening Standard (Лондон), Премия Елены Смирновой (Буэнос-Айрес), Государственная премия СССР и др.

В 1999 году Людмила впервые попробовала себя в качестве балетмейстера.

В период с 2000 по 2004 год являлась актрисой Московского театра «Школа современной пьесы».

С 2002 года Людмила стала преподавателем Большого театра. Она часто выступает в различных конкурсах в качестве члена жюри.

Личная жизнь Людмилы Семеняки

Людмила Семеняка дважды была замужем, но оба брака (с артистами балета Михаилом Лавровским и Андрисом Лиепой) окончились разводом. Своего единственного сына Ивана Людмила родила в 36 лет, не будучи замужем.

Завтра в Большом театре спектакль в честь великой балерины

19 января Большой театр России отмечает юбилей одной из своих самых ярких балерин, а ныне педагога труппы. Круглой дате посвятят спектакль «Лебединое озеро»: в 1972 году в главной роли — Одетты-Одиллии — Семеняка дебютировала на сцене Большого. На сей раз Одеттой-Одиллией предстанет Светлана Захарова, а принца Зигфрида впервые в спектакле Большого будет танцевать американский премьер Дэвид Холберг.

«Галина Уланова и Юрий Григорович заметили меня, еще ученицу ленинградской вагановской школы, на всесоюзном отборе к Первому Международному конкурсу артистов балета в Москве, который стал событием для всего мира, — рассказывает Людмила Ивановна о начале своего творческого пути. — После победы на этом конкурсе возникла возможность пригласить меня в Большой. Принцем Зигфридом в моем дебютном „Лебедином озере“ был сам Николай Фадеечев, партнер Улановой.

Трудно сравнить с чем-либо-то счастье, которое я испытала, когда после спектакля вся труппа осталась на сцене и приветствовала меня аплодисментами: я сдала экзамен на балерину, меня приняли коллеги! И еще было огромное личное счастье — брак с выдающимся танцовщиком Михаилом Лавровским. Я вошла в Большой театр и в семью, которая создавала его историю. А Галина Сергеевна, для которой творил Мишин отец, выдающийся балетмейстер Леонид Лавровский, стала моим учителем».

За тридцать лет исполнительской карьеры Людмила Семеняка завоевала признание во всем мире, как разноплановая балерина, соединившая образцовый петербургский академизм, владение разными стилями современной хореографии, выдающееся актерское мастерство.

Она исполнила все ведущие классические партии: Аврору в «Спящей красавице» и Раймонду, Одетту-Одиллию, Жизель, Сильфиду, Китри в «Дон Кихоте», Никию в «Баядерке» и другие. Семеняка — единственная балерина, танцевавшая главные роли во всех балетах Юрия Григоровича. А наряду с этим в ее репертуар входило множество постановок лучших отечественных и зарубежных балетмейстеров.

Сегодня Людмила Семеняка — мастер энциклопедической широты профессиональных умений. Она могла бы свободно подписаться под знаменитым выражением Джулии Ламберт из романа Моэма «Театр», применив его к своему виду искусства: «Чего я не знаю о танце, того и знать не нужно». Но только она никогда такое не подпишет: останавливаться на достигнутом — не в характере Семеняки. Доказательство тому — хотя бы недавние ее работы как балетмейстера-постановщика.

В Астрахани Семеняка поставила собственную версию балета «Бахчисарайский фонтан» — к 100-летию его создателя и уроженца города, хореографа Ростислава Захарова, у которого она училась на балетмейстерском факультете ГИТИСа. Она не просто сочинила танцы, стилизуя манеру Захарова, но создала новую композицию спектакля со стремительно развивающимся действием. Эпизоды польского бала, нападения татарских войск, танцы жен в гареме сменяют друг друга, запоминаясь яркими пластическими решениями.

В екатеринбургской постановке «Жизели» она выступила не только редактором классического шедевра, но и автором костюмов.

А самым впечатляющим открытием Семеняки стала ее авторская версия «Лебединого озера» в Екатеринбурге с небанальной трактовкой сюжета и новыми танцами. Действие спектакля разворачивается в замке мрачного рыцаря Ротбарта, вассала Владетельной принцессы, прибывающей к нему в гости вместе с сыном, принцем Зигфридом. Преображение замка в озеро и развитие отношений Зигфрида и Одетты представлены как история поиска духовных истин, которые герой не осознает, даже видя в упор, и может обрести, лишь пройдя психологические испытания.

В динамичное, лишенное отвлекающих подробностей действие вписались знаменитые танцы лебедей в хореографии Льва Иванова, па-де де Одиллии и Зигфрида в хореографии Мариуса Петипы и две вариации Александра Горского. Остальное Семеняка сочинила сама. Ее танцы, составленные из простых элегантных движений, отличаются музыкальностью, стройностью композиции и выразительностью комбинаций. Кульминацией спектакля стал поставленный Семенякой дуэт героев в четвертом действии, близкий по своей трагической безысходности к заключительной сцене Татьяны и Онегина. Принц готов искупить невольное предательство, но даже понимание и прощение героини уже не могут изменить роковую ситуацию.

Однако главное дело Семеняки — ее труд в качестве педагога Большого театра на протяжении последних десяти лет. Наиболее интересно это проявляется в работе со Светланой Захаровой, о которой Людмила Ивановна говорит: «Светлана подобна драгоценной скрипке Страдивари. Она наделена даром красоты, которую вносит в каждую линию и позу». Вместе с тем о каждой из своих подопечных Семеняка готова рассказывать бесконечно. Это артистки разных поколений и положения в труппе: Елена Андриенко, Анастасия Горячева, Анна Никулина, Анастасия Меськова, Евгения Образцова, Виктория Осипова, Маргарита Шрайнер.

«Молодым необходимо много внимания и участия, но при этом иногда нужно вовремя оставить их в покое, — замечает Людмила Ивановна. — Все, с кем я работаю, для меня прежде всего коллеги. И я стараюсь остаться для них коллегой, не навязывать своих знаний, а открывать новое в себе и в них. Мои ученицы — яркие самостоятельные личности, я и не ждала встреч с другими. Благодарна судьбе за то, что она свела меня с людьми, которые хорошо меня понимают».

Мнения

Юрий Григорович, б алетмейстер:

— Людмила Семеняка, балерина ленинградской школы, появилась в Москве, в Большом балете в радостную пору его истории — и появилась так естественно, что, казалось, она здесь была всегда. Так появляются на балу, предъявляя себя, свою юность и чистоту высшему обществу.

К ее появлению «на балу» было все готово — был репертуар, который она опять-таки с радостным интересом приняла и быстро освоила. Был благодарный зритель, встречавший достойные имена с бурным восторгом и быстро отозвавшийся на ее приход. Была труппа сверходаренных артистов и педагогов, у которой можно было многому научиться.

Семеняка как настоящая принцесса приняла все эти дары, но не стала капризной «принцессой на горошине». Ее вклад в искусство Большого балета несомненен — она обогатила его своей гармоничной природой, для балета созданной, своим ощущением цветущей красоты и одновременно ее хрупкости. Ей удавалось именно это сочетание. Им окрашивались в ее исполнении сказки («Спящая красавица», «Щелкунчик»), трагедии («Спартак», «Ромео и Джульетта»), романтическая драма («Жизель»), легенды («Лебединое озеро», «Легенда о любви», «Раймонда»), комедия («Любовью за любовь»), современная история («Ангара»). Повсюду она хотела быть носительницей гармонии, и ее героини стремились эту гармонию сохранить. Может быть, это и есть ее тема, с которой она прожила на сцене Большого театра и носительницей которой осталась.

Михаил Лавровский, т анцовщик Большого театра, бывший супруг Семеняки:

— Блистательная балерина, звезда, которая в 70-е затмила всех! Обладает потрясающей ленинградской школой. И фигурка замечательная — просто фарфоровая статуэтка. С изумительной техникой. Настоящая представительница русской классической школы. Помню, как они с Михаилом Барышниковым в чисто классической манере танцевали па-де-де из «Дон Кихота»: она еще ученица училища, а он уже танцовщик. Они идеально подходили друг другу по эмоции, по трактовке танца.

Впервые я ее увидел в номере «Мы», который был идеально для нее сделан Генрихом Майоровым: просто шедевр! Мы тогда смотрели концерт вместе с Юрием Владимировым, нашим великим танцовщиком, и были оба поражены. Потом Людмила долго не могла от этого номера отделаться, все ее видели только в нем. Она обижалась, но у каждого своя стезя. Принцесса Флорина в «Спящей красавице», сама Спящая красавица, когда Людочка уже до нее дозрела, — вот это ее настоящие роли.

Я сам для нее потом поставил «Рапсодию» Листа — одну из моих лучших, я считаю, вещей. Но потом мы разошлись, и ей, естественно, было не до меня.

Недавно я видел ее по телевизору. Прекрасно говорит о балете, точно чувствует. Молодец.

Рассказать друзьям