Доходное место анализ. Богатый опыт бедного студента. Дипломная работа по пьесе А. Н. Островского "Доходное место". Несколько интересных сочинений

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

1. История создания произведения.

Когда Александр Николаевич Островский работал в Московском, а затем в Коммерческом суде писарем, у него возникает замысел «Доходного места». Писатель признавался, что он бы не написал свою комедию, если бы не был «в такой передряге». Так, биографические сведения и впечатления писателя, который знал подробности многих судебных дел, становятся основой произведения «Доходное место», в котором отражаются личная позиция автора и его собственное «я».

8 ноября 1856 года А.Н. Островский начинает работу над комедией. Создавая ее, писатель делал пометки в своем дневнике: «Тут будут наши гражданские слезы». «Доходное место» было завершено 20 декабря того же года. Пьеса была впервые опубликована в 1857 году в журнале «Русская беседа». В декабре того же года комедия должна была быть поставлена в Малом театре, однако пьеса становится под запретом. Лишь в 1863 году ее разрешили поставить на сцене. «Доходное место» было принято публикой сначала в Александрийском театре, а затем в Малом театре.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

В жанровом отношении произведение А.Н. Островского «Доходное место» относят к комедии.

3. Название произведения и его смысл.

Доходное место – это место, которое получает Белогубов в произведении. Впервые – в четвертом действии – эту фразу в произведении произносит жена главного героя. Оно синонимично с понятием «тепленького местечка», что уже говорит о проблематике произведения.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

По родовым канонам повествование ведется от третьего лица.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

А.Н. Островский в своей комедии «Доходное место» поднимает социальные проблемы. В центре его внимания оказывается общество, которое стояло на пути к переменам. Писатель показывает чиновничий мир, который отличается порочностью и грешностью.

С социальной проблематикой тесно переплетена и нравственная. А.Н. Островский показывает нравственные ценности людей, их отношение к семье, к морали, к честности. Автор поднимает проблему становления личности, проблему поиска смысла жизни. Писатель показывает, что общественное зло только набирает обороты. С этим связаны и тема бедности народа и несправедливости власти, проблема неравного брака.

А.Н. Островский призывает бороться с порочным обществом, идти на бунт против него.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

В основу сюжета «Доходного места» легли события времен правления Александра II. Местом действия становится Москва.

В центре повествования – судьба молодого человека, который не хочет идти на поводу у общества. Жадов готов жить бедно, но свободно от общественных принципов и правил. А.Н. Островский показывает влияние окружающих людей на мировоззрение главного героя, который, слушая свою жену, идет просить «доходное место». Однако нравственность героя возобладает над желаниями других людей, и Жадов остается верен своим взглядам на жизнь.

Конфликт произведения, который является своеобразным двигателем сюжета, заключается в размышлениях о том, как жить: по совести или по корысти.

7. Система образов произведения.

Центральным персонажем комедии «Доходное место» является Жадов. Вокруг этого образа было множество споров о том, кто же он на самом деле.

Это человек, который обличает человеческие пороки, поэтому его часто сравнивают с грибоедовским героем – Чацким.

А.Н. Островский проводит своего персонажа через испытания и страдания. Жадов оказывается под влиянием и воздействием общества, которое давит на него. Особую роль выполняет жена главного героя, которая должна бы поддерживать своего мужа, однако она подталкивает Жадова на подлые принципы, характерные для всего общества. Окружающие люди подталкивают главного героя к обыденной для них жизни, не понимая, что она далека от идеала.

8. Композиция произведения.

Композиционно пьеса «Доходное место» делится на 5 действий. События всего произведения строятся на основе конфликтов между персонажами и их мировоззрениями.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Главным художественным приемом, которым пользуется А.Н. Островский во многих своих пьесах, является наличие говорящих фамилий. «Жадов» образовано от «жадать» - жадно к чему-то стремиться.

Отличительной особенностью является яркий язык произведения. Помимо диалогов, присутствуют и повествовательные предложения, которые являются приемом бытописания.

А.Н. Островский также использует сатирические приемы: ирония, юмор, сарказм. Они передают основную идею пьесы.

10. Отзыв о произведении.

«Доходное место» - произведение великого писателя, которое раскрывает конфликт между обществом и отдельной личностью, показывая несовершенство социума.

В 1856 году Островский написал комедию «Доходное место». Действующие лица пьесы - чиновники разных рангов, от штатского генерала Вышневского, достигшего больших чинов и богатств, до безымянных молодых чиновников, прислуживающих старому служаке Юсову, секретарю Вышневского.
Комедия появилась в печати в 1857 году, когда уже стали обозначаться контуры «новой, буржуазной России, выраставшей из крепостнической эпохи». В этот период определяется принципиальное отличие между либеральным и революционно-демократическим направлениями в литературе, к этому времени драматург сближается с революционными демократами, печатается в «Современнике», их печатном органе.
В комедии «Доходное место» с замечательной художественной силой драматургом разоблачено чиновничье «темное царство». Это одно из самых ярких произведений русской обличительной литературы. Недаром «Доходное место» запретили ставить на сцене. Только после отмены крепостного права, в 1863 году, пьеса была разрешена к постановке.
Островский прекрасно знал быт чиновников. Вспоминая свою службу в светском и коммерческом судах, он признавался: «Не будь я в этом аду, не написать бы мне «Доходного места».
Вопреки либералам, полагавшим, что все недочеты в деятельности бюрократической машины царской России являются следствием испорченности отдельных людей, Островский в своей комедии вскрывает социальные корни взяточничества и самодурства в чиновничьей среде. Он не просто описывает темный мир чиновничества, живущего доходами с «кривосудия и всяческой неправды», творимой им в судах и других казенных заведениях,- драматург обличает само мировоззрение этих взяточников и самодуров.
Характеризуя в статье «Темное царство» самодурство в чиновничьем мире, Добролюбов писал: «В сфере чиновнической оно еще гаже и возмутительнее, чем в купеческой, потому что здесь дело постоянно идет об общих интересах и прикрывается именем права и закона... Законов никаких никто не признает, честности никто в толк взять не может, ума не определяют иначе, как способностью нажиться, главною добродетелью признают смирение пред волею старших».
Старый чиновник Юсов - самая яркая фигура в комедии по живописности изображения и по обличительной силе. Юсов кажется не злым и не сварливым человеком. Он даже похваляется тем, что любит «выводить в люди» молодежь без роду, без племени, и действительно «выводит» малограмотного чиновника Белогу-бова, но делает это не по доброте душевной: покровительствуя Белогубову и ему подобным, Юсов обеспечивает себе послушных пособников.
Он убежденный взяточник. Торговля законом - для него жизненное правило, навеки установленное на благо чиновников, больших и малых. Чиновник, не берущий взяток и проповедующий обязательность честности, для Юсова - враг и вольнодумец. Юсов не скрывает, что берет взятки, как не скрывает своих поступков человек, считающий, что ни в чем не выходит за рамки нравственного порядка и государственного закона.
Таких же убеждений держится и генерал Вышневский, и молодой чиновник Белогубов, и вдова-чиновница Кукушкина, и ее дочь Юлинька. Они все не случайные люди, а типичные представители царской бюрократии.
В глазах Островского, как указывал Чернышевский, взяточничество «не произвольное преступление нескольких дурных людей, а старый обычай, тесно связанный со многими другими обычаями, столь же важными и вредными, со многими коренными понятиями о жизни».
Юсов возмущен критикой в адрес начальства: «Кабы Аристарх Владимирыч при его уме да знал законы и все порядки так, как его предшественник, ну, и конец... конец... и разговаривать нечего. Поезжай за ним, как по железной дороге. Так ухватились за него, да и ступай. И чины, и ордена, и всякие угодья, и дома, и деревни с пустошами. Дух захватывает!»
Всей сплоченной касте чиновников в комедии противопоставлен Жадов - молодой человек с университетским образованием. Чувство глубокого негодования вызы-
вает у Жадова неправда, с какой он сталкивается в своей практической деятельности. «Как я буду молчать, когда на каждом шагу вижу мерзости? Я еще не потерял веру в человека и думал, что мои слова произведут на них действие». Но у Жадова не хватает силы воли на борьбу с несправедливостью. Под давлением семейных обстоятельств он идет, в конце концов, просить доходного места у своего дядюшки Вышневского.
Жадов сам знает, что не способен к борьбе, но он человек нового времени и представитель демократической среды. Какова бы ни была его личная слабость, за ним - сила новой общественной мысли. «...Всегда были и будут слабые люди. Вот вам доказательств - я сам»,- говорит Жадов Вышневскому, но тут же указывает старому генералу-взяточнику на людей нового, демократического лагеря: «...слышатся энергичные возгласы против общественного зла... начинает создаваться общественное мнение... в юношах воспитывается чувство долга, чувство справедливости, и оно растет, растет и приносит плоды. Не увидите вы, так мы увидим...»
Островский не скрывает слабостей Жадова, его бессилия перед бюрократической средой, его бездейственности, хотя в уста героя писатель вкладывает много своих мыслей. Как писал Добролюбов, Островский, «без сомнения, сочувствовал тем прекрасным вещам, которые говорит Жадов; но в то же время он умел почувствовать, что заставить Жадова делать все эти прекрасные вещи - значило бы исказить настоящую русскую действительность».
В финале комедии Островский с исключительным мастерством изображает поведение Юсова и Вышневского. «...Юсов,- пишет Добролюбов,- узнав, что все ведомство Вышневского отдано под суд, выражает искреннее убеждение, что это по грехам нашим - наказание за гордость...» Вышневский то же самое объясняет, только несколько рациональнее: «Моя быстрая карьера и заметное обогащение - вооружили против меня сильных людей...» И, сходясь в этом объяснении, оба администратора остаются затем совершенно спокойны совестию относительно законности своих действий... Да и отчего бы не быть им спокойными, когда их деятельность, равно как и все их понятия и стремления, так гармонируют с общим ходом дел и устройством «темного царства»?
Комедия «Доходное место» возбудила ненависть взяточников, крепостников и получила высокое признание со стороны лучших людей своего времени. И сейчас «Доходное место» не сходит со сцен лучших театров, продолжая бороться с темными сторонами жизни, обличая пороки, утверждая истинное благородство.

Исходное предлагаемое обстоятельство пьесы - в обществе правит власть денег.

Исходное предлагаемое обстоятельство исходного события - пора платить по счетам

  • · Исходное событие - Протест жены Вышневского
  • · Основное событие - Жадов решает жить по-своему
  • · Центральное событие - «Компромисс с собой»
  • · Финальное событие - «Расплата»
  • · Главное событие - «На перепутье»

островский пьеса писатель

Идейно-тематический анализ

Под темой обычно понимается круг явлений, отобранных автором для создания художественного произведения. Иными словами, тема - это проблема, раскрываемая автором на определенном материале . Понятие темы можно трактовать широко, говоря о так называемых вечных темах - любви и ненависти, жизни и смерти, верности и предательстве, взаимоотношениях в семье, противостоянии среде и обстоятельствам. На практике тема произведения определяется более узко и конкретно. Так, тему любви можно рассматривать под разным углом: первой любви, неразделенной любви, любви и ревности, любви-ненависти, трагической любви, любовного треугольника, любви светлой, горькой, поздней и т.д. В зависимости от этической и эстетической позиции автора, предлагаемого им сюжетного хода и, разумеется, его художественного таланта тема произведения получает соответствующее решение. Понятие темы не такое простое, как кажется на первый взгляд, потому что оно часто смыкается, с одной стороны, с понятием художественного материала, с другой - с художественной идеей. Материал произведения - это бытовой и социальный фон, на котором разворачивается действие произведения. Так, тема любви и предательства может разворачиваться на любом фоне - деревенском, городском, историческом, космическом и т.д. Но среда, в которой происходит действие, будет накладывать свой отпечаток на специфику отношений между героями. Тема часто бывает тесно связана с художественной идеей произведения . Конечно, речь идет не об умозрительной идее, а о воплощении этой идеи в образах и сюжетной конструкции. В отличие от ученого, который свою идею, гипотезу доказывает опытами или формулами, писатель и драматург, используя художественные средства, показывают нам сотворенную ими реальность или фантазию.

Возвращаясь к пьесе «Доходное место», мы выделили следующий круг проблем, поднятых автором в пьесе: тема бедности, «неравный брак», коррупция власти, тема семьи, выбор жизненного пути, становление личности. В результате размышлений мы делаем следующие акцентировки:

Тема (как материал) - «бунтарство интеллигенции» как способ исправить общество

Тема (как проблема) - урок жизни;

Идея: за свои принципы нужно бороться до конца

Сверхзадача: пробудить личное желание участвовать в излечении старых язв современного общества

Конфликт: жить по совести или выгодно продаться

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве. Его отец, выпускник Московской духовной семинарии, служил в Московском городском суде. Он занимался частной судебной практикой по имущественным и коммерческим делам. Мать из семьи духовного сословия, дочь пономаря и просвирни, умерла, когда будущему драматургу было восемь лет.

Детство и раннюю юность Островский проводит в Замоскворечье - особом уголке Москвы с его устоявшимся купеческо-мещанским бытом. Ему легче легкого было исполнить совет Пушкина: «Не худо нам иногда прислушиваться к московским просвирням. Они говорят удивительно чистым и правильным языком». Бабушка Наталья Ивановна жила в семье Островских и служила просвирней в приходе. Нянюшка Авдотья Ивановна Кутузова славилась как большая мастерица сказывать сказки. Его крестный отец - титулярный советник, его крестная мать - надворная советница. От них и от бывавших в доме сослуживцев отца будущий автор «Доходного места» мог вдоволь понаслышаться чиновничьих разговоров. А с тех пор как отец оставляет службу и становиться частным поверенным по делам торговых фирм, в доме не переводятся купцы.

Александр еще в детстве пристрастился к чтению, получает хорошее домашнее образование, знает греческий, латинский, французский, немецкий, впоследствии - английский, итальянский, испанский языки. Когда Александру минуло тринадцать лет, отец женился второй раз на дочери обрусевшего шведского барона, которая не слишком занималась воспитанием детей от первого брака своего мужа. С ее приходом заметно меняется домашний уклад, чиновный быт перекраивается на дворянский манер, изменяется окружение, в доме раздаются новые речи. К этому времени будущим драматургом перечитана чуть ли не вся отцовская библиотека, где можно было найти первые издания «Руслана и Людмилы», «Цыган», «Горе от ума» и многих других образцовых произведений отечественной литературы.

1835 -1 840 гг . - Островский учится в Первой Московской гимназии. Уже в это время Островский становится завсегдатаем Малого театра.

1840 г. - зачислен на юридический факультет Московского университета. Там Островскому посещает лекции таких знатоков истории, юриспруденции и литературы, как Т.Н. Грановский, Н.И. Крылов, М.П. Погодин. Здесь будущему автору «Минина» и «Воеводы» впервые открываются богатства русских летописей, язык предстает перед ним в исторической перспективе. 1843 г. - Островский уходит из университета, не пожелав пересдавать экзамен.

1843 г. - поступил в канцелярию московского Совестного суда, позднее служил в Коммерческом суде (1845 -1 851 ). Этот опыт сыграл значительную роль в творчестве Островского.

1847 г. - в «Московском городском листке» Островский публикует первый набросок будущей комедии «Свои люди - сочтёмся» под названием «Несостоятельный должник», затем комедию «Картина семейного счастья» (впоследствии «Семейная картина») и очерк в прозе «Записки замоскворецкого жителя». «С амый памятный для меня день в моей жизни, - вспоминал Островский, - 14 февраля 1847 года С этого дня я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в свое призвание » .

Признание Островскому приносит комедия «Свои люди - сочтёмся» (первоначальное название - «Банкрут», закончена в конце 1849 г.). Ещё до публикации она стала популярной (в чтении автора и П.М. Садовского), вызвала одобрительные отклики H.В. Гоголя, И.А. Гончарова, Т.H. Грановского и др.

«Он начал необыкновенно…» - свидетельствует И.С. Тургенев. Его первая же большая пьеса «Свои люди - сочтемся» произвела громадное впечатление. Ее называли русским «Тартюфом», «Бригадиром» XIX столетия, купеческим «Горем от ума», сравнивали с «Ревизором»; вчера еще никому неведомое имя Островского ставилось рядом с именами величайших комедиаграфов - Мольера, Фонвизина, Грибоедова, Гоголя.

После комедии «Свои люди - сочтёмся» Островский каждый год выпускает по одной, а иногда по две-три пьесы, написав, таким образом, 47 пьес различных жанров - от трагедии до драматических эпизодов. Кроме того, есть ещё пьесы, написанные совместно с другими драматургами - С.А. Гедеоновым, Н.Я. Соловьёвым, П.М. Невежиным, а также свыше 20 переводных пьес (К. Гольдони, Н. Маккиавели, М. Сервантес, Теренций и т.д.).

Обладая незаурядным общественным темпераментом, Островский всю жизнь деятельно боролся за создание реалистического театра нового типа, за подлинно художественный национальный репертуар, за новую этику актёра.

1856 г . - Островский - постоянный сотрудник журнала «Современник» - сближается с деятелями демократической русской журналистики. В годы общественного подъёма перед крестьянской реформой 1861 года вновь усиливается социальная критика в его творчестве, острее становится драматизм конфликтов («В чужом пиру похмелье» (1855), «Доходное место» (1856), «Гроза», (1859).

1865 г . - Островский создал Московский артистический кружок , основал и возглавил общество русских драматических писателей (1870 г.), писал в различные ведомства многочисленные «Записки», «Проекты», «Соображения», предлагая принять срочные меры, чтобы остановить упадок театрального искусства.

1860 -1 875 гг . - В это время Островский пишет пьесы, отражающие жизнь России после реформы. Островский продолжает писать бытовые комедии и драмы («Тяжёлые дни», 1863 г., «Шутники», 1864 г., «Пучина», 1865 г.), по-прежнему высокоталантливые, но скорее закреплявшие уже найденные мотивы, чем осваивавшие новые. В это время Островский обращается также к проблемам отечественной истории, к патриотической теме. На основе изучения широкого круга источников он создаёт цикл исторических пьес: «Козьма Захарьич Минин - Сухорук» (1861 г.; 2-я редакция 1866), «Воевода» (1864 г.; 2-я редакция 1885), «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1866 г.), «Тушино» (1866 г.). Кроме того, создаётся цикл сатирических комедий («На всякого мудреца довольно простоты» (1868), «Горячее сердце» (1868 г.), «Бешеные деньги» (1869 г.), «Лес» (1870), «Волки и овцы» (1875 г.). Особняком среди пьес второго периода стоит драматическая поэма в стихах «Снегурочка» (1873 г.) - «весенняя сказка», по определению автора, созданная на основе народных сказок, поверий, обычаев занимает особое место в наследии Островского. В начале 1873 года Малый театр был закрыт на ремонт. Три труппы императорских московских театров, драматическая, оперная и балетная должны были выступать на сцене Большого театра, и понадобились спектакли, в которых все три труппы могли быть задействованы. Дирекция обратилась с предложением написать соответствующую пьесу к Островскому. Музыку по личной просьбе драматурга заказали 33-летнему П.И. Чайковскому, молодому профессору Московской консерватории, который уже был автором двух выдающихся симфоний, трех опер. «Снегурочка» стала на его творческом пути мостиком от первых композиторских опытов и гениальных прозрений к «Лебединому озеру», «Евгению Онегину». В «Снегурочке» поэтические и утопические воззрения Островского на возможность гармонических отношений между людьми облекаются в форму литературной «сказки для театра», в которой фигурируют образы, родственные образам славянской мифологии. В 1881 году на сцене Мариинского театра состоялась успешная премьера оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», которую композитор называл своим лучшим произведением. Сам А.Н. Островский по достоинству оценил творение Римского-Корсакова: «Музыка к моей «Снегурочке» удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».

Творчество Островского оказало решающее влияние на развитие русской драматургии и русского театра. Как драматург и режиссёр Островский содействовал формированию новой школы реалистической игры, выдвижению плеяды актёров (особенно в московском Малом театре: семья Садовских, С.В. Васильев, Л.П. Косицкая, позднее - Г.Н. Федотова, М.Н. Ермолова и др.). Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.

Основные идеи реформы театра:

* театр должен быть построен на условностях (есть 4-я стена, отделяющая зрителей от актёров);

* неизменность отношения к языку: мастерство речевых характеристик, выражающих почти все о героях;

* ставка на всю труппу, а не на одного актёра;

* «люди ходят смотреть игру, а не самую пьесу - её можно и прочитать».

Театральная биография Островского вообще не совпадала с его литературной биографией. Зрители знакомились с его пьесами совсем не в том порядке, в каком они были написаны и напечатаны. Только через шесть лет после того, как Островский начал печататься, 14 января 1853 года поднялся занавес на первом представлении комедии «Не в свои сани не садись» в Малом театре. Пьеса, показанная зрителям первой, была шестой законченной пьесой Островского.

1853 г . - драматург вступил в гражданский брак с девицей Агафьей Ивановной Ивановой (у которой от него было четверо детей), что привело к разрыву отношений с отцом. По рассказам очевидцев, это была добрая, сердечная женщина, которой Островский во многом был обязан знанием московского быта.

К этому периоду жизни драматурга относятся пьесы, отражающие жизнь дореформенной России. В начале этого периода Островский активно сотрудничает как редактор и как критик с журналом «Москвитянин», публикует в нем свои пьесы. Начиная как продолжатель гоголевской обличительной традиции («Свои люди - сочтёмся», «Бедная невеста», «Не сошлись характерами»), затем, отчасти под влиянием главного идеолога журнала «Москвитянин» А.А. Григорьева, в пьесах Островского начинают звучать мотивы идеализации русской патриархальности, обычаев старины («Не в свои сани не садись» (1852), «Бедность не порок» (1853), «Не так живи, как хочется» (1854). Эти настроения приглушают критический пафос Островского.

1863 г . - Член-корреспондент Императорской Санкт - Петербургской Академии Наук.

1869 г . - после смерти Агафьи Ивановны от туберкулеза, Островский вступил в новый брак с актрисой Малого театра Марией Васильевой. От второго брака у писателя родилось пятеро детей.

1875 -1886 гг . - Почти все драматические сочинения Островского 70-х и начала 80-х гг. печатаются в журнале «Отечественные записки». В этот период Островский создает значительные социально-психологические драмы и комедии о трагических судьбах богато одарённых, тонко чувствующих женщин в мире цинизма и корысти («Бесприданница», 1878 г., «Последняя жертва», 1878 г., «Таланты и поклонники», 1882 г., и др.). Здесь писатель разрабатывает и новые формы сценической выразительности, в некоторых отношениях предвосхищающие пьесы А.П. Чехова: сохраняя характерные черты своей драматургии, Островский стремится воплотить «внутреннюю борьбу» в «интеллигентной, тонкой комедии».

Литературные взгляды Островского сложились под влиянием эстетики В.Г. Белинского. Для Островского, как и для других писателей, начинавших в 40-е годы, художник - это своего рода исследователь - «физиолог», который подвергает специальному изучению различные части общественного организма, открывая для современников ещё не исследованные области жизни. В открытой области эти тенденции нашли выражение в жанре так называемого «физиологического очерка», широко распространённого в литературе 40-50-х гг. Островский был одним из наиболее убеждённых выразителей этой тенденции. Многие его ранние сочинения написаны в манере «физиологического очерка» (зарисовки замоскворецкого быта; драматические этюды и «картины»: «Семейная картина», «Утро молодого человека», «Неожиданный случай»; позднее, в 1857 году, - «Не сошлись характерами»).

В более сложном преломлении черты этого стиля сказались и в большинстве других произведений Островского: он изучал жизнь своей эпохи, наблюдая её словно под микроскопом, как внимательный исследователь - экспериментатор. Наглядно это показывают дневники его поездок по России и особенно материалы многомесячной поездки (1865 г.) по верхней Волге с целью всестороннего обследования края.

Опубликованный отчёт Островского об этой поездке и черновые записи представляют своего рода энциклопедию сведений по экономике, составу населения, обычаям, нравам этого края. При этом Островский не перестаёт быть художником - после этой поездки волжский ландшафт как поэтический лейтмотив входит во многие его пьесы, начиная с «Грозы» и заканчивая «Бесприданницей» и «Воеводой (Сон на Волге)». Кроме того, возникает замысел цикла пьес под названием «Ночи на Волге» (осуществлён частично).

«Без вины виноватые» - последний из шедевров Островского. В августе 1883 года, как раз в пору работы над этой пьесой, драматург писал своему брату: «Забота писательская: есть много начатого, есть хорошие сюжеты, но…они неудобны, нужно выбирать что-нибудь помельче. Я уж доживаю свой век; когда же я успею высказаться? Так и сойти в могилу, не сделав всего, что бы я мог сделать?»

В конце жизни Островский, наконец-то, достиг материального достатка (он получал пожизненную пенсию 3 тыс. рублей), а также в 1884 году занял должность заведующего репертуарной частью московских театров (драматург всю жизнь мечтал служить театру). Но здоровье его было подорвано, силы истощены.

Островский не только учил, он и учился. Многочисленные опыты Островского в области перевода античной, английской, испанской, итальянской и французской драматической литературы не только свидетельствовали о его прекрасном знакомстве с драматической литературой всех времен и народов, но и по справедливости рассматривались исследователями его творчества как своеобразная школа драматургического мастерства, которую Островский проходил всю свою жизнь (он начал в 1850 году с перевода шекспировской комедии «Укрощение строптивой»).

Смерть застала его за переводом шекспировской трагедии «Антоний и Клеопатра») 2 (14) июня 1886 года в имении Щелыково, Костромской области, от наследственной болезни - стенокардии. Он сошел в могилу, не сделав всего, что он мог сделать, но сделал он чрезвычайно много.

После смерти писателя, Московская дума устроила в Москве читальню имени А.Н. Островского. 27 мая 1929 года, в Москве, на Театральной площади перед зданием Малого театра, где осуществлялись постановки его пьес, был открыт памятник Островскому (скульптор Н.А. Андреев, архитектор И.П. Машков).

А.Н. Островский занесен в российскую Книгу рекордов «Диво» как «самый плодовитый драматург» (1993). Драматург остался в истории русской литературы не просто «Колумбом Замоскворечья», как назвала его литературная критика, но создателем русского демократического театра, к театральной практике применившим достижения русской психологической прозы 19 века. Островский являет собой редчайший пример сценического долголетия, его пьесы не сходят со сцены - это примета истинно народного писателя. В драматургии Островского вместилась вся Россия - ее быт, ее нравы, ее история, ее сказки, ее поэзия. Нам даже трудно представить себе, насколько беднее было бы наше представление о России, о русском человеке, о русской природе и даже о самих себе, если бы не существовало для нас мира созданий Островского.

2. Из истории постановки

Самая первая постановка прошла 1857 в Казанском театре (антреприза Милославского; Жадов - Дудукин, Юсов - Виноградов, Кукушкина - Стрелкова 1-я)

16 декабря 1857 , накануне премьеры в Малом театре, цензура отменила разрешение на постановку, и пьеса была снята с репертуара. Вторичное разрешение поступило в 1863 г .

27 сентября 1863 года - постановка в Александринском театре в бенефис Е.М. Левкеевой. (Вышневский - Григорьев 1-й, Вышневская - Е.М. Левкеева, Жадов - А.А. Нильский, Мыкин - П.И. Зубров, Юсов - Васильев 2-й, Белогубов - Ф.А. Бурдин, Кукушкина - Ю.Н. Линская, Полина - Подобедова 2-я, Юлинька - М.А. Спорова, Досужев - И.Ф. Горбунов, Стеша - В.В. Стрельская). Из последующих дореволюционных постановок Александринки: 1870 (Юсов - Виноградов), 1890 (Жадов - Дальский), 1893 , 1899 (Жадов - Самойлов, Полина - Домашева), 1913 (Вышневский - Корвин-Круковский, Жадов - Ходотов, Юсов - Варламов, Кукушкина - Стрельская, Досужев - Судьбинин).

14 октября 1863 - в Малом театре поставлена в бенефис Е.Н. Васильевой (режиссер Богданов, Вышневский - Дмитревский, Вышневская - Васильева, Жадов - Шумский, Мыкин - Колосов, Юсов - П. Садовский, Белогубов - Рассказов, Кукушкина - Акимова, Юлинька - А.П. Савина, Полина - Колосова, Досужев - В. Ленский) (1907 ; реж. Н. Попов, Вышневский - Айдаров, Вышневская - Яблочкина, Жадов - Остужев, Юсов - К. Рыбаков, Белогубов - Н. Яковлев, Кукушкина - О. Садовская, Досужев - М. Садовский).

Из последующих постановок:

· Оренбург, антреприза Рассказова (1876);

· Иркутск (1877);

· Екатеринбург, антреприза П.М. Медведева (1879);

· Армянская драматическая труппа (1880; Вышневский - Мнакян, Жадов - Адамян, Юлинька - Сирануш),

· театр Корша (1884 , Жадов - Солонин; 1901 , Жадов - Остужев, Кукушкина - Блюменталь-Тамарина; 1902 , Жадов - Чарин, Юсов - Петровский, Белогубов - Кригер, Полина - Мартынова, Досужев - Светлов); 1918 .

· Ярославль (1895, 1896);

· т-р «Драматического общества», Рига (1899),

· Харьков (1901);

· укр. т-р «Русская беседа», Львов (1906);

· театр «Соловцов», Киев (1909),

· укр. труппа под рук. Н.К. Садовского, Киев (1909; Вышневский - Садовский, Вышневская - Линицкая, Жадов - Марьяненко);

· театр Суворина, Петербург (1913 , реж. Гловацкий; Жадов - Самойлов, Юсов - В.А. Зубов, Белогубов - Топорков, Кукушкина - Корчагина-Александровская).

· Малый театр 13 марта 1917 . Отдельные сцены из спектакля; доход от спектакля поступил в распоряжение Московского совета рабочих депутатов.

· Губернский показательный т-р, Омск (1921),

· театр Революции, Москва (1923, 1932, реж. Мейерхольд; Вышневский - Лишин, Щагин, Вышневская - Богданова, Жадов - Бодров, Соловьёв, Мыкин - Лукьянов, Юсов - Дм. Орлов, Белогубов - Белокуров, Кукушкина - Васильева, Марченко, Юлинька - Деткова, Полина - Бабанова, Досужев - Старковский.

· Саратовский театр драмы (в роли Юлиньки - Дора Фёдоровна Степурина)

· Омский ТЮЗ (в роли Жадова - Вацлав Янович Дворжецкий)

· Малый театр (Николай Александрович Анненков исполнял роли Жадова и Белогубова )

· 1929 - Армянский театр имени Сундукяна в постановке Рубена Симонова (Вышневский - Вартанян, Кочарян, Жадов - Г. Нерсесян, Юсов - Манвелян, Белогубов - Вагаршян, Кукушкина - Гулазян, Юлинька - Гарагаш, Полина - Р. Вартанян)

· 1944 - Саратовский ТЮЗ

· 1967 - Московский театр Сатиры в постановке Марка Захарова (в роли Жадова - Андрей Александрович Миронов, Юленька - Татьяна Николаевна Егорова). (Известность Захарову принес поставленный в этом театре спектакль «Доходное место» А. Островского (1967). Режиссер и художник В. Левенталь поместили Жадова (А. Миронов) «в лабиринт бесконечных дверей, стульев, столов, поставленных на два круга, один внутри другого». Герой петлял в лабиринте вращавшихся кругов в поисках выхода. «Понять жизнь» здесь означало «освоиться в сценическом пространстве». … После раннего и горького опыта с запрещенным спектаклем Доходное место Захаров словно зарекся ломиться в закрытые двери, но выучился входить в открытые) Энциклопедия Кругосвет об этой постановке:

· 2003 - Театр «Сатирикон» в постановке Константина Райкина.

Экранизации

1981 - «Вакансия» - фильм режиссёра Маргариты Микаэлян

2008 - «Взятки гладки» - фильм режиссёра Игоря Масленникова

3. Событийный анализ пьесы

Исходное предлагаемое обстоятельство пьесы - в обществе правит власть денег.

Исходное предлагаемое обстоятельство исходного события - пора платить по счетам

· Исходное событие - Протест жены Вышневского

· Основное событие - Жадов решает жить по-своему

· Центральное событие - «Компромисс с собой»

· Финальное событие - «Расплата»

· Главное событие - «На перепутье»

островский пьеса писатель

4. Идейно-тематический анализ

Под темой обычно понимается круг явлений, отобранных автором для создания художественного произведения. Иными словами, тема -это проблема, раскрываемая автором на определенном материале . Понятие темы можно трактовать широко, говоря о так называемых вечных темах - любви и ненависти, жизни и смерти, верности и предательстве, взаимоотношениях в семье, противостоянии среде и обстоятельствам. На практике тема произведения определяется более узко и конкретно. Так, тему любви можно рассматривать под разным углом: первой любви, неразделенной любви, любви и ревности, любви-ненависти, трагической любви, любовного треугольника, любви светлой, горькой, поздней и т.д. В зависимости от этической и эстетической позиции автора, предлагаемого им сюжетного хода и, разумеется, его художественного таланта тема произведения получает соответствующее решение. Понятие темы не такое простое, как кажется на первый взгляд, потому что оно часто смыкается, с одной стороны, с понятием художественного материала, с другой - с художественной идеей. Материал произведения - это бытовой и социальный фон, на котором разворачивается действие произведения. Так, тема любви и предательства может разворачиваться на любом фоне - деревенском, городском, историческом, космическом и т.д. Но среда, в которой происходит действие, будет накладывать свой отпечаток на специфику отношений между героями. Тема часто бывает тесно связана с художественной идеей произведения . Конечно, речь идет не об умозрительной идее, а о воплощении этой идеи в образах и сюжетной конструкции. В отличие от ученого, который свою идею, гипотезу доказывает опытами или формулами, писатель и драматург, используя художественные средства, показывают нам сотворенную ими реальность или фантазию.

Возвращаясь к пьесе «Доходное место», мы выделили следующий круг проблем, поднятых автором в пьесе: тема бедности, «неравный брак», коррупция власти, тема семьи, выбор жизненного пути, становление личности. В результате размышлений мы делаем следующие акцентировки:

Тема (как материал) - «бунтарство интеллигенции» как способ исправить общество

Тема (как проблема) - урок жизни;

Идея: за свои принципы нужно бороться до конца

Сверхзадача: пробудить личное желание участвовать в излечении старых язв современного общества

Конфликт: жить по совести или выгодно продаться

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Изучение драматических произведений. Специфика драмы. Анализ драмы. Специфика изучения пьесы А.Н. Островского. Методические исследования о преподавании пьесы. Тематическое планирование по пьесе. Конспекты уроков по изучению произведения.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2007

    Изучение драматических произведений. Специфика драмы. Анализ драмы. Вопросы теории литературы. Специфика изучения пьесы А.Н. Островского. Методические исследования о преподавании пьесы "Гроза". Конспекты уроков по изучению пьесы "Гроза".

    курсовая работа , добавлен 04.12.2006

    Краткий очерк жизни, этапы личностного и творческого становления известного российского писателя Н.Г. Чернышевского. Начало и этапы литературной деятельности данного автора, анализ тематики и содержания выдающихся произведений, место в мировой литературе.

    презентация , добавлен 13.05.2015

    Театр в России до А.Н. Островского. От раннего творчества к зрелому (пьесы). Идеи, темы и социальные характеры в драматических произведениях автора. Творческое начало (демократизм и новаторство Островского), направления социально-этической драматургии.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2012

    Идейный пафос пьес А.Н. Островского. Определение места, которое занимают пьесы "Гроза" и "Бесприданница" в его литературном творчестве. Героини Кабанова и Огудалова как отражение русского женского национального характера. Сравнительный анализ образов.

    курсовая работа , добавлен 08.05.2012

    Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления российского писателя Антона Чехова, место драматических произведений в его наследии. Новаторство Чехова в драматургии и анализ внутреннего мира его героев, тема любви в последних пьесах писателя.

    реферат , добавлен 07.05.2009

    Краткий биографический очерк А. Куприна как известного российского писателя, этапы его личностного и творческого становления. Жанры, в которых работал данный автор, его место и значение в мировой и отечественной литературе. Тематика произведений.

    презентация , добавлен 15.04.2015

    Краткий биографический очерк, этапы личностного и творческого становления известного российского литератора И.А. Гончарова. Основы периоды жизни Гончарова, его учеба и карьерное развитие. Анализ некоторых произведений писателя: "Обломов", "Обрыв".

    презентация , добавлен 06.11.2011

    "Пучина" – одна из самых глубоких и мудрых пьес Островского - история человеческой души, слабой и доброй, тонущей в пучине житейского моря. Вереница живых и разнообразных характеров, характеристика действующих лиц. Развитие конфликта и развязка пьесы.

    анализ книги , добавлен 10.01.2008

    Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления известного российского писателя М.А. Осоргина. Этапы его обучения и первые издания. Политические устремления данного автора, основные причины его притеснений со стороны большевистских властей.

Урок по творчеству А.Н. Островского. А.Н. Островский. «Доходное место». Анализ конфликтных ситуаций в пьесе.

Цель урока:

    научить учащихся воспринимать и анализировать драматические произведения, выявлять противоречия и приемы их преодоления в сюжете литературного произведения;

    научить применять алгоритм решения противоречий в структурировании анализа драматического произведения;

    прививать любовь к изучению художественной литературы.

Задачи урока:

    Используя анализ внесистемных ресурсов, рассмотреть историю создания пьесы, смысл названия, значимые имена и фамилии героев пьесы.

    Научить учащихся рассматривать конфликт в драматическом произведение, используя методику ТРИЗ.

Оборудование: текст пьесы, таблица «Алгоритм решений противоречий».

Учащиеся побывали в «Чехов – центре» на премьере комедии в пяти действиях «Доходное место» А.Н. Островского.

Ход урока.

    Беседа. Вопросы к учащимся:

    Какие биографические сведения А.Н. Островского нашли отражение в пьесе «Доходное место».

Ответы учащихся:

    Служба в московском Совестном (1843 -1845), а потом в Коммерческом (1845 – 1851) суде. «Не будь я в такой передряге, не написал бы «Доходного места». (А.Н. Островский).

    Кто стал прототипом Акима Акимыча Юсова? (Чиновник Замухрышкин).

    Кем служил Островский в суде? (Писарем. Поэтому хорошо знал дела, рассматриваемые в суде).

    Какое получил образование? (Два курса Московского университета).

Учащиеся говорят о христианском мировоззрении драматурга, о

событиях, связанных с его женитьбой. Эти все данные о писателе сыграли особую роль в создании пьесы «Доходное место».

    Сообщение учащихся об истории написания пьесы.

писал в дневнике: «Тут будут наши гражданские слезы». Л.Н. Толстой оценил появление пьесы так: «Комедия Островского, по-моему, есть лучшее его произведение, та же мрачная глубина, которая слышится в «Банкруте», после него в первый раз, после него в первый раз слышится тут о мире взяточников – чиновников».

19 сентября 1857 года пьеса была разрешена драматической цензурой. Однако, накануне премьеры, которая должна была состояться в Малом театре 20 декабря 1857 года, стало известно о запрещении пьесы. Только через шесть лет, в 1863 году 27 сентября, в присутствии автора пьеса была сыграна в Александринском театре. Пьеса была восторженна принята публикой. В Малом театре впервые была поставлена 14 октября 1863 года.

    Ученикам предлагается высказать мнение по поводу смысла названия пьесы «Доходное место».

    Словарная работа.

Учащиеся в словаре находят объяснение слов «столоначальник» -

чиновник, заведующий «столом», небольшим отделом канцелярии; «Коллежский асессор» - гражданский чин VIII класса, дававший право на потомственное дворянство.

    Знакомство с действующими лицами пьесы и объяснение их значимых имен и фамилий:

    Аристарх Владимирович Вышневский – Аристарх – от греческого «лучший начальник». Фамилия от слова «В вышних» - усиливает значимый смысл фамилии чиновника высокого ранга.

    Василий Николаевич Жадов (племянник) - фамилия образована от глагола «жадать» - страстно стремиться, жадно желать.

    Аким Акимыч Юсов (старый чиновник, служащий под начальством Вышневского. От буквы ЮС – исчезнувшей буквы церковно-славянской азбуки. «Юсами» называли старых подьячих, бумажных крючкотворов, знатоков судейских ловушек.

    Онисим Панфилыч Белогубов (молодой чиновник, подчиненный Юсову). Онисим (греческое) – «полезный», Панфил (греческое) – «общий друг». Белогубый – безбородый и безусый, у кого молоко на губах не обсохло.

    Фелисата Герасимовна Кукушкина (вдова коллежского асессора). Фелиста (латинское) – «счастливая», Герасим (греческое) – «почтенный», Кукушкина – фигурально: беззаботная мать, покидающая детей.

    Досужев – Досужий – умелый, хороший знаток своего дела. Досужливый – свободный от дел, обязательных занятий. Оба этих оттенка в фамилии.

    Мыкин (приятель, учитель Жадова) – «мыкать горе», «мыкаться по свету».

    Рассмотрим тематику произведения.

Учащиеся составляют системный оператор тематики и зачитывают

экран «подсистема»:

    показан мир чиновников-взяточников II половины XIX века, их отношение к нравственным ценностям;

    моральные ценности построения семьи;

    отношения в семье между мужем и женой, матерью и дочерьми;

    жить честно? или «практично»?

О каких «гражданских слезах» говорил А.Н. Островский, о

«мрачной глубине мира взяточников – чиновников» говорил Л.Н. Толстой, давая характеристику пьесе?

«Смеются над чиновником, который жил на одну зарплату и уважают взяточника» (Жадов). Итак, какой аспект темы преобладает? Показан мир чиновников – взяточников II половины XIX века. (Жить честно? или «практично»?). Учащиеся отмечают, что тема актуальна сегодня, в XXI веке, только называется «мир коррупции».

    Конфликт в драматическом произведении – это двигатель сюжета.

Для того, чтобы проанализировать конфликт пьесы, необходимо

использовать алгоритм решения противоречий – элемент системы ТРИЗ.

Первый шаг называется: фиксация проблемной ситуации.

Задание: Определите минимальное количество действующих лиц, образующих систему, в которой возникла проблема. Сколько таких систем в пьесе? Составьте композицию конфликтующих образов. Составьте композицию проблематики.

    Композиция образов

(система, в которой возникла проблема)

Аристарх Вышневский – Анна Павловна, его жена.

Досужев

Жадов - Вышневский

Полина - Юсов

Кукушкин

Белогубов - Жадов

Юсов – Мыкин

Вышневский –

Юлинька - Досужев

Кукушкина – Юлинька

Полина

семьи: Вышневский – жена

Жадов - Полина

антиподы: Белогубов - Юлинька

Кукушкина - коллекционный асессор Кукушкин

(жена)

Учащиеся по группам составляют, объясняя причины конфликтной ситуации в каждой группе (системе). Каждую систему можно рассматривать отдельно.

    Композиция проблематики (можно использовать цитаты).

Определяется центральная. Нравоописательная:

1. Жить с чистой совестью и испытывать презрение общества или «жить практически взяточником и иметь уважение в обществе.

2. Любовь, супружеская верность, гармония отношений или расчет, «любовь за дары…». «Сердце жаждет другой любви – деньги».

3. Отношение «матери и дочери»:

а) «Они у меня не так воспитаны, к работе не приучены». «Я их готовила замуж за благородных людей».

б) образованность или безграмотность, мещанство, вещизм (критерии Кукушкиной). «Что нужно для образованной женщины?»: «чтобы хорошо была одета»; «чтобы прислуга была»; «спокойствие, отдалена от всего по своему благородству». «В нас благородство врожденное».

4. Бессовестная лесть, чинопочитание, прислуживание или честное служение. «Приятное искательство к начальству». «Я вас боялся, а теперь презираю». «Вы завидуете людям с чистой совестью. Это не купите не за какие деньги».

Второй шаг:

Задача: составьте системный оператор для элементов одной из проблем и запишите выявленное противоречие. (Проблемы по одной распределены между учениками).

Пример СО по проблеме: любовь, супружеская верность, гармония.

НС

1. Благословение.

2. Душа.

3. Семья Жадова.

«Благословение потомства».

«Слава для избранных» (Жадов)

С

Любовь (в семье)

Функция: духовное единство

«Детей будем в строгих правилах воспитывать».

«Правила, которые они знают, лучше, честнее тех правил, которыми руководствуется общество» (Жадов)

ПС

    Потребность в общении.

    Альтруизм(жертвенность)

    Понимание друг друга.

    Сочувствие и сострадание.

    «Одна душа».

    «Потребность в защите».

В какой части подсистемы возникла проблема между Жадовым и Полиной? Учащиеся по парам составляют системный оператор проблем и находят задачу, основной конфликт, причину возникновения конфликта. Составляют противоречие по формуле:

«Если (внести изменения), то (что будет хорошо), но (что будет плохо).

Пример. Если не жить с чистой совестью , как живут все, то будет доход, уважение в обществе. («Взяточником быть выгоднее» (Юсов)), но жизнь будет безнравственна, грешна, будет мучить совесть, и, соответственно, ответишь перед Богом за все, что делаешь. («Я хочу сохранить за собой дорогое право глядеть всякому в глаза прямо, без стыда» Жадов).

Третий шаг.

Идеальный конечный результат, по которому сверяется решение конфликта. Система сама хочет изменений.

«Слава для избранных» (Жадов).

«Взяточник будет бояться суда общественного больше, чем уголовного» (Жадов).

«Я вас боялся, а теперь презираю» (Жадов).

Четвертый шаг.

Анализ ресурсов. Учащиеся определяют, что для решения проблемной ситуации: жить честно? или «практично»? автор использует внутрисистемные, надсистемные ресурсы и ресурсы времени. Жадов говорит: «Если вся жизнь моя будет состоять из трудов и лишений, я не буду роптать… Одного утешения буду просить я у Бога : я буду ждать того времени , когда взяточник будет бояться суда общественного больше, чем уголовного». « Я хочу сохранить за собой дорогое право глядеть всякому в глаза прямо, без стыда ».

Пятый шаг.

Составление противоречия. Душа человека (изменяемый элемент должна стремиться к святости, праведности (требование 1) для того, чтобы не распространялись и не росли ложь, зло, насилие, и должна признавать себя греховной (антитребование 1) для того, чтобы знать, от чего избавляться, с чем бороться всю жизнь.

Шестой шаг.

Решение противоречия. А. Н. Островский имел христианское мировоззрение, поэтому решение в пьесе выглядит так: нравственное совершенствование возможно только в союзе с Творцом, который является источником любви, гармонии, света, святости. Жадов говорит: «Однако утешения буду просить я у Бога…» «Борьба трудна и часть пагубна; но тем больше славы для избранных; на них благословение потомства; без них ложь, зло, насилие выросли бы до того, что закрыли бы от людей свет солнечный…».

Учащиеся подводят итог: к сожалению, пока растут ложь и зло, и не выросло еще то поколение, которое будет бояться суда общественного… Нам остается только, кА Жадову, просит утешения у Бога и трудиться над своею душой, чтобы в ней не побеждало зло, ведь по словам Достоевского, в душе ежедневно идет борьба между Богом и сатаною, между добром и злом. А человек всегда стоит перед выбором: с кем быть?... Так стоял и Жадов в пьесе А.Н. Островского «Доходное место».

Домашнее задание.

Используя алгоритм решения противоречий, сделать анализ проблемной ситуации в семье (на примере семей, показанных Н.А. Островским в пьесах «Гроза» и «Доходное место». Сравнительный анализ).

Цитатный материал (по пьесе «Доходное место»).

    «В его лета любовь еще не покупают» (Анна Павловна).

    «Любить даром?» (Кукушкина).

    «Пилите мужа» (Кукушкина).

    «У всех принято жить в роскоши» (Юлинька).

    «Все решительно холодны к мужьям» (Кукушкина).

    «У вас есть знакомые купцы, чтобы дарили материал на платья?» (Полина).

    «За глупость Бог счастье дал» (Полина).

Рассказать друзьям