ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ
Мелодия
«Мелодия всегда будет самым чистым выражением человеческой мысли»
Ш. Гуно
Богаты и разнообразны выразительные средства музыки. Если художник в рисунке и красках, скульптор в дереве или мраморе, а писатель и поэт в словах воссоздают картины окружающей жизни, то композиторы делают это с помощью музыкальных инструментов. В отличие от звуков немузыкальных (шум, скрежет, шорох). Музыкальные звуки имеют точную высоту и определенную длительность. Кроме того, они могут иметь различную окраску, звучать громко или тихо, исполняться быстро или медленно. Метр ритм, лад и гармония, регистр и тембр, динамика и темп – это все выразительные средства музыкального искусства.
Главное из средств музыкальной выразительности - МЕЛОДИЯ. Она является основой всякого произведения. П. И. Чайковский, этот великий создатель мелодий, говорил: «Мелодия – душа музыки». Ибо где, как не в ней – то светлой и радостной, то тревожной и сумрачной – слышатся нам человеческие надежды, печали, тревоги, раздумья…»
Слово «мелодия» произошло от двух слов - melos - песнь, и ode - пение. Мелодия – это одноголосно выраженная музыкальная мысль. В общем, мелодия - это то, что мы с вами можем пропеть. Даже если мы не запомнили всю ее целиком, мы напеваем отдельные ее мотивы, фразы. Ведь в музыкальной речи, так же как и в речи словесной, есть и предложения, и фразы. Несколько звуков образуют мотив - маленькую частицу мелодии. Несколько мотивов составляют фразу, а фразы образуют предложения.
Народное музыкальное творчество – неисчерпаемая сокровищница замечательных мелодий. Лучшие песни народов мира отличаются красотой и выразительностью.
Вот, например, русская народная песня «Ай, во поле липенька» . Ее мелодия легка и изящна. Подвижный темп, плавное движение, светлая мажорная окраска помогают выразить радостное настроение, ощущение молодости и счастья.
Иной характер мелодии в песне «Ах ты, ноченька» . Печальное настроение девушки сравнивается здесь с осенней темной ноченькой. Неторопливо течет широкая мелодия в минорном ладу.
«Серенада» Ф. Шуберта – одна из самых проникновенных лирических мелодий, созданных для голоса. Как и любая другая серенада, она поется ночью в честь возлюбленной…
В мелодии «Серенады» мы угадываем все чувства, которыми живет сердце возлюбленного в этот ночной час; и нежную грусть, и томление, и надежду на скорую встречу. Наверное «серенада» Шуберта – о счастливой любви: наступит день, влюбленные встретятся, и все же ее мелодия открывает нам очень многое – то, чего нет в словах и о чем вообще рассказать очень трудно. Молодость, возлюбленная, ночная песня, летящая к ней, - вот содержание произведения, в котором перечислено все, кроме самого главного. Главное же заключено в мелодии, рассказывающей нам о том, как много печали даже в самой счастливой любви и как может быть печален человек даже в своей радости.
Немало на свете и веселых мелодий, рожденных в минуты радости или дни праздников. Даже среди серенад – большей частью грустных и задумчивых – можно найти жизнерадостные и подвижные мелодии, полные очарования и оптимизма. Кому не знакома прелестная и грациозная «Маленькая ночная серенада» В. А. Моцарта , мелодия которой полна света и обаяния праздничной ночи!
В Вене XVIII века было принято устраивать небольшие ночные концерты под окнами того человека, которого хочешь отметить вниманием. Разумеется, смысл музыки, исполнявшейся в его честь, был вовсе не лирическим и не сокровенным, как в любовной серенаде, а скорее забавным и чуть озорным. Поэтому в таком ночном концерте учувствовало несколько человек – ведь радость объединяет людей! Для исполнения серенады Моцарта требовался струнный оркестр – собрание виртуозных и выразительных инструментов, так волшебно певших в тишине венской ночи.
Мелодия «Маленькой ночной серенады» пленяет тонкостью и изяществом; слушая ее, мы не думаем о том, что это всего лишь бытовая музыка, написанная по заказу для ночного концерта. Напротив, в ее звуках живет для нас облик старой Вены, необычайно музыкального города, где днем и ночью можно было услышать то чудесное пение, то игру на скрипке, причем даже самая легкая музыка была необыкновенно прекрасной – ведь ее писал Моцарт!
Очарованный светлыми моцартовскими мелодиями, русский певец Ф. Шаляпин так выразил свое отношение к великому венскому классику: «Идешь в дом, простой, без лишних украшений, уютный, большие окна, море света, кругом зелень, все приветливо, и тебя встречает радушный хозяин, усаживает тебя, и так хорошо себя чувствуешь, что не хочешь уходить. Это Моцарт».
В этих искренних словах отражена лишь одна сторона музыки Моцарта – та, что связана с самыми светлыми образами и настроениями. Но, пожалуй, во всей многовековой истории музыки не найдешь композитора, чьи мелодии были бы только радостными и гармоничными. И это закономерно: ведь жизнь никогда не бывает только светлой, только ясной, в ней неизбежны утраты и разочарования, ошибки и заблуждения.
Именно в искусстве наиболее ярко проявляют себя те чувства и раздумья, которыми живет человек.
И поэтому не стоит удивляться, когда тот же самый Моцарт, написавший «Маленькую ночную серенаду», тот Моцарт, которого композитор А. Рубинштейн называл Гелиосом – богом солнца музыки, о котором восклицал: «Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт!» - создает одно из самых скорбных во всем мировом искусстве сочинений – свой Реквием.
Умирающий композитор, последние месяцы своей жизни посвятивший этому произведению, так написал о нем в одном из своих писем: «Передо мной моя погребальная песнь. Не могу оставить ее незавершенной».
Реквием был заказан Моцарту неким незнакомцем, одетым во все черное, который однажды постучался в дом композитора и передал этот заказ как поручение очень важного лица. Моцарт с увлечением принялся за работу, в то время как болезнь уже подтачивала его силы.
Душевное состояние Моцарта в период над Реквиемом с огромной драматической силой передал А. С. Пушкин в маленькой трагедии «Моцарт и Сальери».
Мне день и ночь покоя не дает мой черный человек.
За мною всюду как тень он гонится.
Вот и теперь мне кажется, он с нами сам – третий сидит.
Моцарт не успел завершить свой Реквием. Незаконченные разделы после смерти композитора были дописаны его учеником Ф. Зюсмайром, который был досконально посвящен Моцартом в замысел всего сочинения.
Моцарт остановился вначале «Lacrimosa», дальше он не мог уже продолжать. В этой части, входящей в кульминационную зону сочинения, после гнева, ужаса, мрака предшествующих частей наступает состояние возвышенной лирической скорби. Мелодия «Lacrimosa» («Слезный день») основана на интонации вздоха и плача, одновременно являя образец глубокой искренности и благородной сдержанности чувства.
Рождественская музыкальная сказка Чайковского полна прекрасных ярких мелодий: то напряженно-драматических, то тихих и нежных, то песенных, то танцевальных. Можно даже сказать, что музыка в этом балете достигла своей предельной выразительности – так убедительно и достоверное повествует она о событиях возвышенной и трогательной сказки Гофмана.
Несмотря на обращение к сказочному сюжету из немецкой литературы, музыка «Щелкунчика» глубоко русская, как и вообще музыка Чайковского. И новогодние танцы, и волшебные картины зимней природы – все это в балете проникнуто интонациями, близкими и понятными каждому человеку, выросшему в России, в атмосфере ее культуры, музыки и обычаев. Не случайно сам П. Чайковский признавался: «Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку Русь… Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи».
Слушая мелодию Па-де-де из балета «Щелкунчик», удивляешься, как много в музыке от живой выразительности человеческой речи! Наверное, в этом ее свойстве снова и снова обнаруживает себя происхождение мелодии от интонации человеческого голоса. Ей доступны малейшие оттенки – и вопрос, и восклицание, и даже многоточие…
Вслушайтесь в интонационное развитие музыки этого фрагмента – и вы убедитесь, что в нем присутствует все многообразие эмоционального высказывания. Но есть в ней и то, о чем великий романтик Г. Гейне сказал: «Где кончаются слова, там начинается музыка». Может быть, правота этих слов особенно очевидна, если речь идет о мелодии: ведь именно мелодия ближе всего к интонации живой речи. И все же – разве можно содержание мелодии передать словами? Вспомните, как трогательна, как необыкновенно выразительна «Мелодия» («Жалоба Эвридики») из оперы К. Глюка «Орфей и «Эвридика» и как о многом может сказать она, не прибегая к словам.
В данном фрагменте композитор обратился к чистой мелодии – и эта мелодия сама по себе сумела завоевать весь мир!
Не следует ли из сказанного, что мелодия – это язык, который близок и понятен всем – людям, жившим в различные времена, говорящим на разных языках, детям и взрослым? Ведь для любого человека одинаково выражается радость, и печаль человеческая везде одинакова, и ласковые интонации никогда не спутаешь с грубыми и повелительными, на каком бы языке они не звучали. И если мы носим в себе дорогие нам образы и надежды, то в минуты, когда звучит волнующая нас мелодия, они становятся более яркими, живыми, осязаемыми.
Не означает ли это, что мелодия угадывает нас самих – наши затаенные чувства, наши невысказанные мысли? Ведь не случайно говорят: «струны души», когда хотят обозначить то, что дает нам возможность воспринимать и любить безграничную прелесть окружающего мира.
Подведем итоги:
1. Что такое мелодия, и какой она бывает?
2. В каких музыкальных жанрах чаще всего господствует мелодия?
3. Вспомните несколько мелодий, в которых бы выражались различные интонации: грустная, ласковая, веселая и т. д.
4. Как вы понимаете слова П. Чайковского: «мелодия – душа музыки»?
5. Как содержание музыки влияет на характер мелодии?
Презентация
В комплекте:
1. Презентация: 17 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
«Ах ты, ноченька», русская народная песня (в исполнении Дмитрия Хворостовского), mp3;
«Ах ты, ноченька», русская народная песня (в исполнении мужского хора Санкт-Петербургского подворья монастыря Оптиной Пустыни), mp3;
«Ах ты, ноченька», русская народная песня (в исполнении Фёдора Шаляпина), mp3;
Глюк. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика», mp3;
«Ай, во поле липонька», русская народная песня (в исполнении Сергея Лемешева), mp3;
Моцарт. Маленькая ночная серенада, mp3;
Моцарт. Реквием «Lacrimosa» («Слезный день»), mp3;
Чайковский. Па-де-де из балета «Щелкунчик», mp3;
Шуберт. Серенада, mp3;
3. Статья, docx.
Каждое искусство имеет свои приемы и механизмы передачи эмоций, вот и музыка обладает собственным языком. Средства музыкальной выразительности представлены тембром, темпом, ладом, ритмом, размером, регистром, динамикой и мелодией. Кроме того, при анализе музыкального произведения учитываются акцент и пауза, интонация или гармония.
Мелодия
Мелодия является душой композиции, она позволяет понять настроение произведения и передать чувства грусти или веселья, мелодия может быть скачкообразной, плавной или отрывистой. Все завит от того, как её видит автор.
Темп
Темп определяет скорость исполнения, которая выражается в трех скоростях: медленный, быстрый и умеренный. Для их обозначения применяют термины, которые пришли к нам из итальянского языка. Так, для медленного - адажио, для быстрого - престо и аллегро, а для умеренного - анданте. Кроме того, темп может быть оживленным, спокойным и др.
Ритм и размер
Ритм и размер как средства музыкальной выразительности определяют настроение и движение музыки. Ритм может быть разным, спокойным, равномерным, отрывистым, синкопированным, четким и др. Так же, как и ритмы, окружающие нас в жизни. Размер нужен для музыкантов, которые определяют, как играть музыку. Их записывают дробями в виде четвертей.
Лад
Лад в музыке определяет её направление. Если это минор, то она печальная, грустная или задумчиво-мечтательная, может быть ностальгическая. Мажор соответствует веселой, радостной, ясной музыке. Лад может быть и переменным, когда минор сменяется мажором и наоборот.
Тембр
Тембр окрашивает музыку, поэтому музыка может характеризоваться как звонкая, темная, светлая и пр. Каждый музыкальный инструмент обладает своим тембром, также как и голос конкретного человека.
Регистр
Регистр музыки подразделяется на низкий, средний и высокий, но это важно непосредственно музыкантам, которые исполняют мелодию, или экспертам, которые проводят анализ произведения.
Такие средства, как интонация, акцент и пауза позволяют четко понять, что хочет сказать композитор.
Средства музыкальной выразительности на видео
Музыкальная форма:
Анализ музыкальных произведений:
Мотив, фраза и предложение в музыке:
Коркодинова Дарья Александровна
Должность:
преподаватель музыкально – теоретических дисциплин
Учебное заведение:
МАУДО "Детская школа искусств №3"
Населённый пункт:
ХМАО – Югра, г. Нижневартовск
Наименование материала:
Конспект урока
Тема:
"Средства музыкальной выразительности"
Дата публикации:
05.10.2018
Раздел:
дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств №3 г. Нижневартовска
Конспект урока по «Слушанию музыки» 1 класс.
Тема: Средства музыкальной выразительности.
Выполнила: педагог музыкально – теоретических дисциплин
Коркодинова Дарья Александровна.
Г. Нижневартовск 2018
Цель урока: Формирование и усвоение новых знаний.
Задачи урока:
Образовательные: 1. Ознакомление детей с различными средствами музыкальной
выразительности
2. Умение отличать средства музыкальной выразительности
3. Применять полученные знания на других занятиях (хор,
сольфеджио, спец. инструмент)
Воспитательные: 1. Формирование навыков слушания музыки
2. Формирования навыков анализа музыкальных произведений (в
соответствии с возрастом)
3. Воспитание эстетических и эмоциональных чувств.
Развивающие: 1.Развитие эмоционального восприятия.
2. Развитие воображения, памяти, мышления.
3. Развитие слухового внимания и музыкальную память.
План урока.
Организационный момент
Объяснение нового материала
Домашнее задание
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами познакомимся с музыкой по
подробнее. А знаете ли вы, что помогает музыке быть такой красивой и
разной? Знаете ли вы, что такое средства музыкальной выразительности?
Давайте разберемся!
Объяснение нового материала.
Музыка, по словам древнегреческого философа Платона, придает жизнь и
веселье всему существующему в мире, является воплощением того
прекрасного и возвышенного, что есть на земле.
Когда мы с вами слушаем музыку, мы прежде всего чувствуем ее общий
характер или настроение. Но с помощью чего это передается? (ответы
С помощью средств музыкальной выразительности. Это маленькие
помощники музыки, их много, и они разные. Давайте же с ними
познакомимся.
Мелодия – это то, без чего музыка существовать не может. Это основная
мысль, зерно музыки. Мелодия бывает разной: если мы ее можем спеть,
то она вокальная. Давайте попробуем спеть песню «Два веселых гуся».
Получилось? (Да). Значит мелодия в этой песне – вокальная, давайте это
Другой вид мелодии – полная противоположность вокальной. Если
мелодию сложно или невозможно спеть, то такая мелодия называется
инструментальной. Давайте сейчас послушаем музыкальное
произведения под названием «Баба-яга» композитора Лядова и
попробуем спеть мелодию. Ну как? Получилось? (Нет) Значит это мелодия
Инструментальная. (записываем)
Есть еще один вид мелодии называется кантилена. Это очень протяжная,
свободная и красивая мелодия. Яркий пример такой мелодии являются
русские народные протяжные песни. (Слушаем р.н.п. «По зорюшке, заре»)
И последний вид мелодии очень необычный. Называется речитатив. Это
пение, которое приближённо к разговорной речи. (Слушаем Римского –
Корсаково «Речитатив Марфы») (записываем)
Мелодия всегда связанна с другим средством выразительности, без
которого она не может существовать – это РИТМ. Ритм – это чередование
различных длительностей (Показываю хлопками). Именно он обладает
способностью влиять на характер музыки. Например, если музыка
лирична и напевна, то ритм ровный, спокойный, а если взволнованная, то
ритм прерывистый, а иногда и скачкообразный. (записываем)
Так же в музыке важен ЛАД – это то, что предает настроение (веселое или
грустное). Лад бывает мажорный и минорный. (Показываю на
инструменте). Давайте запишем, и немного порисуем. Минорный лад
мы нарисуем как тучу, а мажорный как яркое солнышко.
Не менее важный ТЕМП в музыке. Темп – это скорость музыкального
произведения. Он бывает быстрым (аллегро), умеренным (анданте) и
медленным (адажио). (записываем)
Еще одно средство музыкальной выразительности – ТЕМБР. Тембр – это
окраска звука. Именно из-за тембра мы можем отличить голос мамы, от
скажет слово «музыка» и мы послушаем, отличается ли у нас тембр голоса
или нет. (проговариваем) Отличается? (ответы детей) Конечно да, ведь
Регистр – высота звука. Регистр бывает высокий, средний и низкий.
(показываю на фортепиано). Например, если я захочу изобразить мышку
на фортепиано, в каком регистре мне лучше это сделать? (в высоком).
Правильно, а если я захочу показать большого медведя? (в низком).
Совершенно, верно. А кошка мяукает в каком регистре? (в среднем).
Давайте поиграем? Я буду играть мелодии в разных регистрах, а вы будете
угадывать какое животное сейчас говорит. (играем, а затем записываем
регистры)
Это основные средства выразительности, но есть еще и дополнительные,
которые делают музыку более выразительной и чарующей. Это фактура –
строение звуковой «ткани». Например, если музыкальное произведение
состоит только из одной мелодии, то такая фактура называется
гомофонной, а если таких мелодий несколько, и они равные между собой,
то такая фактура называется полифонической. Это не единственные виды
фактур, их гораздо больше, но про них я вам расскажу на следующих
Существуют еще штрихи – способ извлечение звука и динамика – сила
звука. А знаете ли вы откуда произошло название нашего инструмента
«фортепиано»? Оно состоит из двух слов «forte» - громко и «piano» - тихо.
Ну ка ребята, подскажите, как переводится фортепиано? (Громкотихо).
Именно так переводится имя нашего любимого инструмента.
Итог
Благодаря сочетанию всех вышеперечисленных средств музыкальной
выразительности и появляется прекрасная музыка.
Давайте попробуем теперь с вами услышать все эти средства в
произведении Чайковского «Новая кукла».
Напишите в тетради все средства музыкальной выразительности в
столбик, послушайте произведение и выберите правильный вариант для
каждого из средств. (слушаем и анализируем)
А теперь подведем итог и разгадаем музыкальный кроссворд!
Домашнее задание
Прослушайте ваше произведение по специальности и попробуйте
самостоятельно проанализировать его. А на этом наш урок подходит к
концу, всего доброго, до свидания!
Главная > ДокументСРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Музыка - язык звуков. Разные элементы музыкального языка (высота, долгота, громкость, окраска звуков и т.д.) помогают композиторам выражать различные настроения, создавать разные музыкальные образы. Эти элементы музыкального языка также называют средствами музыкальной выразительности . Всего их 10:
- регистр 6. метр
тембр 7. лад
темп 8. гармония
динамика 9. фактура
ритм 10. мелодия
Регистр | Женские голоса | Мужские голоса |
Meццо-сопрано | ||
- м
ужской
(плотный, яркий тембр), женский
(теплый, прозрачный тембр), смешанный
(полнозвучный, богатый, яркий тембр), детский
хор (светлый, легкий тембр).
Стунные инструменты | Деревянные духовые инструменты | Meдные духовые инструменты | Ударные инструменты |
Скрипка | Флейта | Валторна | Литавры |
Альт | Гобой | Tруба | Барабан |
Виолончель | Kларнет | Tромбон | Kсилофон |
Контрабас | Фагот | Tуба | Колокольчики и др. |
1. | М е д л е н н ы е темпы | Выражают в музыке покой, сдержанность, раздумье, боль. |
2. | У м е р е н н ы е темпы | Связаны с неторопливым движением, умеренной активностью. |
3. | Б ы с т р ы е темпы | Представляют радость, волнение, энергию, игривость, юмор. |
М е д л е н н ы е темпы | У м е р е н н ы е темпы | Б ы с т р ы е темпы |
Largo - широко | Andantino - немного быстрее, чем Andanto | Allegro - быстро |
Lento - протяжно | Vivo - живо |
|
Adagio - медленно | Moderato - умеренно | Vivace - живо |
Grave - тяжело | Presto - очень быстро |
|
Andante - довольно медленно, спокойно | Allegretto - немного медленнее, чем Allegro | Prestissimo - в высшей степени быстро |
Постепенное з а м е д л е н и етемпа (обычно в конце произведения, ощущение успокоения) | Постепенное у с к о р е н и е темпа (обычно в средних разделах произведения, нарастание взволнованности) |
Ritenuto - удерживая | Accelerando - ускоряя |
Ritardando - запаздывая | Animando - воодушевляясь |
Allargando - pасширяя | Stringendo - ускоряя, торопясь |
- Piu
- более meno
- менее non troppo
- не слишком molto assai
- очень, весьма subito
- внезапно,неожиданно poco
- немного poco a poco
- понемногу, мало-помалу
Основные обозначения динамических оттенков:
Piano pianissimo | ppp | предельно тихо |
Pianissimo | pp | очень тихо |
Piano | p | |
Mezzo piano | mp | не очень тихо |
Mecco forte | mf | не очень громко |
Forte | f | |
Fortissimo | ff | очень громко |
Forte fortissimo | fff | предельно громко |
- Crescendo
- cresc
. - усиливая
- Sforzando
- sforc., sfc., sf
.- внезапно усиливая
- Subito forte
- sub.f.
- внезапно громко
- Diminuendo
- dim
. - уменьшая, ослабляя звук
- Decrescendo
-decresc
. - ослабляя
- Smorzando
- smorc
. - замирая
- Morendo
- morendo
- замирая
Повторение одинаковых длительностей в произведениях медленного или умеренного темпа создает спокойный, уравновешенный образ. В произведениях быстрого темпа - этюдах, токкатах, прелюдиях – повторение одинаковых длительностей (часто встречаются шестнадцатые длительности) придает музыке энергичный, активный характер. Чаще встречаются ритмические группы, объединенные нотами разной длительности. Они образуют разнообразные ритмические рисунки. | Реже встречаются следующие ритмические фигуры: Пунктирный ритм (характерен для марша, танца) - обостряет, активизирует движение. Синкопа - перемещение акцента с сильной тактовой доли на слабую. Синкопа создает эффект неожиданности. Триоль - деление длительности на три равные части. Триоли придают легкость движению.Остинато – многократное повторение одной ритмической фигуры. |
Строгий метр сильные и слабые доли такта чередуются равномерно | Свободный метр акценты распределяются неравномерно , в современной музыке может не указываться размер или отсутствовать деление на такты | |
Двухдольный метр - одна сильная и одна слабая тактовые доли (/- ) напр., полька или марш. | Трехдольный метр - одна сильная и две слабые тактовые доли (/-- ), напр., вальс. | Полиметрия – одновременное сочетание двухдольного и трехдольного метра.Переменный метр - меняется на протяжении произведения. |
- Простые
– имеющие только одну
сильную долю (двухдольные, напр. 2
4
или трехдольные, напр. 3
4
или 3
8
). Сложные
- сочетание простых одинаковых
метров (только двухдольных, напр. 4
4
= 2 4 + 2 4 или только трехдольных, напр. 6
8
= 3 8 + 3 8). Смешанные
– сочетание метров разного
(двухдольного и трехдольного) типа (напр., 5
4
= 2 4 + 3 4 , или 3 4 + 2 4 , либо 7
4
= 2 4 + 2 4 + 3 4 и др.).
Хорей (/ -) | Ямб (- /) | Дактиль (/ - -) |
Бу- ря мгло- ю не- бо кро- ет. | В ле-су ро-ди -лась е -лоч-ка | Слы- шу ли го- лос твой звон- кий и лаc- ко-вый |
- Полька
- 2 4 , ритмические группы с шестнадцатыми нотами. Вальс
- 3 4 , аккомпанемент с акцентом на первой доле. Марш
- 4 4 , пунктирный ритм.
Ямб: Хорей: Дактиль:
2. Какие типы метра и какой особый метрический прием использовал латышский композитор Ромуалд Калс o нс при обработке латышской народной песни «А r meitām dancot gāju » ?..................................................................................................................................................
..................................................................................................................................................
Р . Калсонс . Обработка лат. нар. песни “Ar meitām dancot g ā ju”
3. Раздели следующие нотные примеры на такты в размере 2 4 и 3 4 , затем сыграй или спой:
4. Дополни текст!
Колыбельные песни обычно исполняются в.................................. темпе и........................................ динамике, а марши - в.............................................. темпе и.............................................. динамике. Исключение составляют траурные марши , темп которых всегда............................................, а динамика -............................... .
5. Какие слова по-русски произносятся с данными окончаниями:
..............………….джo, ...........................
чe,
.......................
шендо
?
- Подумай:
трихорд - лад, состоящий из трех звуков.
тетрахорд - лад, состоящий из четырех звуков.
пентатоника - лад, состоящий из пяти звуков.
семиступенные лады (мажор, минор, старинные лады).
Лады без полутонов | Семиступенные лады | Лады с двумя и более полутонами подряд |
Трихорд – лад в диапазоне кварты, состоит из большой секунды и малой терции. Пе н татоника - лад из пяти звуков, расположенных по большим секундам и малым терциям. Другое название этого лада – «китайская гамма» , т.к. он часто встречается в восточной музыке).Целотонный, или увеличенный лад – лад из 6 звуков, каждый из которых отстоит от соседнего на один (целый) тон. Они не создают взаимных тяготений и поэтому производит странное, фантастическое впечатление. В русской музыке впервые применил М.И. Глинка в опере «Руслан и Людмила» для характеристики Черномора. Отсюда другое название этого лада – «гамма Черномора» . | Мажор – лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие. Лад светлой, радостной окраски. Mинор - лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие. Лад темной, печальной окраски. Переменный лад (лад, в котором имеются два устойчивых трезвучия): -параллельные (напр. Дo мажор – ля минор) - одноименные (напр. Соль мажор - соль минор) лады. Старинные лады – похожи на современные мажор или минор, но отличающиеся от них отдельными ступенями -миксолидиский, лидийский, фригийский, дорийский ) | Хроматический лад – лад, в котором наряду с основными ступенями есть повышенные или пониженные на полтона ступени (встречается в музыке 20 века). |
Средства музыкальной выразительности: как анализировать музыкальное произведение
Каждое искусство имеет свои приемы и механизмы передачи эмоций, вот и музыка обладает собственным языком. Средства музыкальной выразительности представлены тембром, темпом, ладом, ритмом, размером, регистром, динамикой и мелодией. Кроме того, при анализе музыкального произведения учитываются акцент и пауза, интонация или гармония.
Мелодия
Мелодия является душой композиции, она позволяет понять настроение произведения и передать чувства грусти или веселья, мелодия может быть скачкообразной, плавной или отрывистой. Все завит от того, как её видит автор.
Темп
Темп определяет скорость исполнения, которая выражается в трех скоростях: медленный, быстрый и умеренный. Для их обозначения применяют термины, которые пришли к нам из итальянского языка. Так, для медленного - адажио, для быстрого - престо и аллегро, а для умеренного - анданте. Кроме того, темп может быть оживленным, спокойным и др.
Ритм и размер
Ритм и размер как средства музыкальной выразительности определяют настроение и движение музыки. Ритм может быть разным, спокойным, равномерным, отрывистым, синкопированным, четким и др. Так же, как и ритмы, окружающие нас в жизни. Размер нужен для музыкантов, которые определяют, как играть музыку. Их записывают дробями в виде четвертей.
Лад
Лад в музыке определяет её направление. Если это минор, то она печальная, грустная или задумчиво-мечтательная, может быть ностальгическая. Мажор соответствует веселой, радостной, ясной музыке. Лад может быть и переменным, когда минор сменяется мажором и наоборот.
Тембр
Тембр окрашивает музыку, поэтому музыка может характеризоваться как звонкая, темная, светлая и пр. Каждый музыкальный инструмент обладает своим тембром, также как и голос конкретного человека.
Регистр
Регистр музыки подразделяется на низкий, средний и высокий, но это важно непосредственно музыкантам, которые исполняют мелодию, или экспертам, которые проводят анализ произведения.
Такие средства, как интонация, акцент и пауза позволяют четко понять, что хочет сказать композитор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема:«Характер музыки и средства музыкальной выразительности»Цели: Закреплять умение учащихся различать слухо- зрительно и на слух музыку различного характера, определять доступные средства музы...
презентация "Средства музыкальной выразительности"
Музыка заставляет думать, помогает расслабиться, учит... А можем ли мы сказать о ней более подробно? Давайте попробуем....