Презентация " традиционная культура кубанского казачества". Духовно-нравственные основы современного российского казачества

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Большая часть современных казачьих поселений Кубани была основана в конце XVIII и в течение XIX века в процессе заселения края. Дом казака среднего достатка устраивался, обыкновенно, в две комнаты. Крыша делается из камыша, соломы, иногда железа. Какой бы ни был дом - деревянный, турлучный, маленький, большой - он обязательно обмазывался глиной и белился

3 слайд

Описание слайда:

Вот как строились турлучные дома «По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы - «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой. Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулакы»- глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой)». Общественные здания: атаманское правление, школы возводили из кирпича с железными крышами. Они до сих пор украшают кубанские станицы

4 слайд

Описание слайда:

Обряд при строительстве жилья. «В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим Божье благословение на обитателей дома. После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (ее не полагалось брать за помощь). Большинство участников приглашалось и на новоселье Специальные обряды при закладке дома. «На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья - «чтобы все водилось». Матку-сволок (деревянные брусья, на которые настилался потолок) поднимали на полотенцах или цепях, «чтобы в доме не было пусто». Специальные обряды при закладке дома.

5 слайд

Описание слайда:

Внутреннее устройство убранство кубанского жилища. В первой комнате - "малой хате", или "теплушке" - находилась, печь, длинные деревянные лавки ("лавы"), небольшой круглый стол ("сырно"). Возле печи обычно стояла широкая лава для посуды, а у стены, где располагался "святой угол", деревянная кровать.

6 слайд

Описание слайда:

Святой угол: 2-3 иконы разных размеров устанавлмвались одна над другой. Сверху они укрывались длинными полотенцами, края которых свисали. Накануне и в праздничные дни зажигали лампадку, висевшую перед иконами. Зайдя в хату, любой гость глазами находил Святой угол с иконами, здоровался и крестился.

7 слайд

Описание слайда:

Пол – земляной, деревянный – большая редкость. Мебель: стол, лавки из дерева, табуретки, этажерка, кровати деревянные или железные, сундук = «скрыня» - хранили нарядную одежду, на крышке с помощью скалки и рубеля гладили одежду. Их передавали по наследству. Прялка, чугунные утюги, макитры, глэчики, зеркало – все в постоянном использовании

8 слайд

Описание слайда:

Во второй комнате, "великой хате", в интерьере пре­обладала добротная, изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды - "горка", или "угольник", комод для белья и одежды, кованые и деревянные сундуки. На стенах висели обрамленные вышитыми полотенцами ("рушниками") семейные фотографии, цветные литографии с изображением православных святых мест; картины местных художников с изображением казачьих военных действий, в основном, относящихся к периоду l-й мировой войны; зеркала в деревянных резных рамах. Семейные фотографии имели определенное место в интерьер. Они были традиционными семейными реликвиями. Традиционным элементом украшения кубанского казачьего жилища были "рушники". Их делали из тканей домашнего производства, которые изготовлялись в основном из конопли или фабричной ткани - "миткаля". Часто рушники богато орна­ментировались, обшивались с двух поперечных концов круже­вом. Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца и выполнялась крестом или двухсторонней гладью.

9 слайд

Описание слайда:

ОДЕЖДА КАЗАКА В начальный период заселения края черноморцы сохранили одежду и вооружение, присущие запорожцам. Конные казаки носили синие шаровары, синий кунтуш, под который надевался кафтан красного цвета. В 1810 году была утверждена форма обмундирования черноморских казаков: шаровары и куртка из грубого сукна. Покрой черкески целиком заимствован у горских народов. Шили её длиной ниже колен, с низким вырезом на груди, открывавшем бешмет; Рукава делали с широким отворотами. На груди нашивали подкладку для газырей; это служило вместе с кавказским поясом, часто серебряным набобом, украшением черкески. Красота и богатство казачьего костюма заключалась в том, чтобы в нем было больше серебра.

10 слайд

Описание слайда:

Бешмет, архалук, черкеска. Термин «бешмет» заимствован у народов Кавказа, но бытовал и русский термин – «чекмень». Бешмет шили из разнообразных фабричных тканей ярких цветов – красного, малинового, синего, розового и др. Застежка у бешмета была спереди на крючках, воротник высокий, стойка, длинный узкий рукав был на манжете. Иногда ворот и планку застежки обшивали ярким или серебряным шнуром, а на груди пришивали небольшие карманы.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Головным убором казаку служила папаха - барашковая шапка с суконным верхом. Она могла иметь разные фасоны: низкая с плоским верхом или конусообразная. Неотъемлемой частью казачьего костюма был башлык, который носился поверх папахи. Он представлял собой квадратный капюшон с длинными лопастями, которыми укутывали в непогоду шею.

13 слайд

Описание слайда:

Кубанские казаки так объясняют чуб с левой стороны фуражки: справа ангел стоит - там порядок, а слева черт крутит - вот казак и выходит!

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

Важный элемент костюма казачки головной убор. Казачки носили платки, а в XIX веке – “файшонки” . ФАЙШОНКА - головной убор замужних женщин, представлявший собой ажурную косынку, плетенную из черных шелковых или хлопчатобумажных нитей. Носили они в полном соответствии с семейным положениемзамужняя женщина никогда не показалась бы на людях без файшонки.

17 слайд

Описание слайда:

Повседневная одежда казачек состояла из длинной нижней рубахи с длинными рукавами и круглым слегка приссбореным воротом, кофточки и юбки из ситца. Поверх рубахи надевали несколько юбок: нижнюю ситцевую, затем холщевую и одну или больше из ситца, а то и шелка.

18 слайд

Описание слайда:

В праздники поверх рубахи надевали длинную широкую юбку с оборками и кружевами или бахромой на них. Носили юбку так, чтобы на рубахе была видна вышивка. Праздничные кофты (“кирасы”) шили короткие, до пояса. Застегивались они сбоку или сзади большим количеством мелких пуговиц. Длинные рукава, иногда со сборками на плечах, сужались к кисти.

19 слайд

Описание слайда:

Важной деталью был фартук, он мог быть любой модели черного или белого цвета и обязательно с оборками и кружевами. Дополняли всю эту красоту черные или красные лакированные сапожки на каблучке и с блестящими застежками.

20 слайд

Описание слайда:

Необходимо отметить возрастные различия в одежде. Самым красочным и лучшим по качеству материала был костюм девушек или молодых женщин. К 35 годам женщины предпочитали одеваться в более темную однотонную одежду упрощенного покроя.

21 слайд

Описание слайда:

22 слайд

Описание слайда:

Казачьи заповеди «Семья – святыня брака. Никто не имеет права вмешиваться в жизнь семьи без ее просьбы. Семья – основа казачьего общества. Глава семьи – отец, с него спрос за все. Отец! Добейся в семье авторитета и взаимопонимания. Воспитай детей своих честными, смелыми, добрыми и отзывчивыми, бескомпромиссными в борьбе со злом, преданными Отчизне. Воспитай их казаками. Дай детям достойное образование. Казак обязан оберегать женщину, защищать ее честь и достоинство. Этим ты обеспечишь будущее своего народа. Казак не имеет права вмешиваться в женские дела. Чти мать свою и отца».

23 слайд

Описание слайда:

Лет с трёх-пяти казачок приучался к верховой езде. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти. Рукопашному бою учили с трёх лет. Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Но время для игры оставалось. И крёстный, и атаман, и старики следили, чтобы мальчонку «не заездили», чтобы играть позволяли. Но сами игры были такими, что в них казак обучался либо работе либо воинскому искусству.

24 слайд

Описание слайда:

Обряды и обычаи, которыми была окружена жизнь девочки, - домашние, семейные, девочке внушалось, что самое главное - спокойная душа и чистое сердце, а счастье - крепкая семья и честно заработанный достаток, хотя жизнь казачки была полна великих тревог, а трудов и страданий в ней было не меньше, а то и больше, чем в жизни казака. Все «женские» обычаи были шутливыми, не жестокими, а веселыми. Так, «смывали с дочушки заботы» - тетки, мамки, няньки, крестная первый раз с песнями и добрыми пожеланиями купали девочку. В это время отец - единственный мужчина, допускавшийся на этот праздник, ел «отцовскую кашу»,- горелую, пересоленную, наперченную, политую горчицей. Он должен был съесть ее, не поморщившись, «чтобы девочке меньше горького в жизни досталось». Трудиться девочки начинали с очень раннего возраста. Участвовали во всех работах: стирали, мыли полы, ставили заплатки, пришивали пуговицы. С пяти лет учились вышивать, шить, вязать на спицах и крючком - это умела каждая казачка. Делалось это в игре: обшивали кукол, а учились на всю жизнь. Особенная девичья работа - нянчить младших!

25 слайд

Описание слайда:

Свадьба у казаков была отнюдь не развлекательным зрелищем, а имела воспитательное значение. Причем нравственный урок преподносился не в поздравлениях и напутствиях, а разыгрывался в обрядовых действах. По обычаю свадебный стол накрывали в двух домах - у жениха и невесты и сидели за ним только женатые люди. В доме жениха на столе молодых ждало гильцэ - вставленное в хлеб деревце, украшенное бумажными цветами, лентами, конфетами, веточки его могли обвить тестом и запечь. Оно символизировало создание семьи - вьется новое гнездо. Потом шли к невесте, но неженатые хлопцы не пускали суженого в дом, требуя выкуп. А ребенок из числа родственников жены держал в руках палку с налепленными репьями, которую вполне мог запустить новобрачному в чуб. От него тоже надо было откупаться.

26 слайд

Описание слайда:

Рождение детей было истинным предназначением брака. Появление детей в семье, по мнению церкви, знаменовало благочестивость брака. Дети считались основным богатством семьи и общества в целом. В молодых семьях ребенка ожидали с нетерпением. Наиболее желательным был мальчик. Казак. На его «прокормление» давался земельный участок - пай, а на девочку такого пая не полагалось. Появление на свет ребеночка сопровождалось двумя семейными торжествами: справлялись родины и крестины.

27 слайд

Описание слайда:

Родины устраивались вскоре после разрешения женщины от бремени, разумеется, в том случае, если роды прошли благополучно, и ребенок признался жизнеспособным. Происходило это на второй-третий день Крещение было строго обязательно для каждого рожденного в православной семье. Оно могло проходить в храме и в доме. Естественно, первое ценилось выше. Хорошо известно, что духовное рождение считалось значительнее телесного, и по этой причине день рождения фактический становился менее заметным по сравнению с днем ангела или именинами. Многие люди вообще не знали точной даты своего рождения, но зато твердо помнили, в какой день крещены, в честь какого святого названы.

28 слайд

Описание слайда:

Воспитание казаков начиналось, чуть ли не с младенческого возраста. Обучение было тяжелым и постоянным. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой - с десяти. Ловкость и сноровку развивали и детские игры, большей частью подвижные. Не боясь синяков, не жалея носов, казачата рубились деревянными шашками, кололись камышовыми пиками, захватывали «знамена», «пленных» и т. п. С 10–11-летнего возраста казачат приучали владеть холодным и огнестрельным оружием. Основой семейного воспитания были положительные примеры боевых подвигов, безупречной службы деда, отца, родственников, станичников.

29 слайд

Описание слайда:

Джигитовка – езда верхом на лошади, во время которой казак выполняет различные гимнастические и акробатические трюки. Это было военное искусство. Если перевести слово джигитовка с тюркского – это означает лихой или храбрый человек. Казачья община проводила обучение своих людей для разных целей. В основную базу трюков входили: быстрые заскоки на лошадь, соскоки, перескоки, езда задом на перед и т.д.

30 слайд

Описание слайда:

Фольклор (Песни, танцы, поговорки, былины, игры) Особенно богат и разнообразен песенно-музыкальный фольклор. Вся душа кубанского народа в песнях. Они из далёкого прошлого, от дедов и прадедов донесли до нас то, чем жил народ, во что верил, донесли тревоги и радости. В будни и праздники, в счастье и беде песня всегда была рядом с казаком. Основные жанры - исторические, бытовые, календарные песни, исключая былины- были известны на Кубани.

31 слайд

Описание слайда:

Танцевальная культура казаков включала в себя старинные русские и украинские танцы, ряд горских танцев (лезгинка). Казаки знали и исполняли «Круговую», «Казачка», «Журавля», «Метелицу» и др. Из европейских танцев – «кадриль», «полька», однако, они были не особо распространены в казацкой среде.

32 слайд

Описание слайда:

Очи бояться, а руки роблять. (Глаза боятся, а руки делают.) Не сиди сложа рукы, тай и нэ будэ скукы. (Не будет скуки, если заняты руки.) Живэ, як мыша в крупах. (Живет, как кот в сметане.) Що посеешь, то и пожнешь. (Что посеешь, то и пожнешь.) Казак без седла - что черкес без кинжала. Куда казака доля не закинет - все будет казак. Казак голоден, а конь его сыт. Человек без родины - что соловей без песни. Береги землю родимую, как мать любимую. В устном творчестве казаков нашли отражение и былинные сюжеты. В конце 19 века были записаны первые былины, которые сами казаки называли «старинными», такие, как: «Богатыри на часах», «Про Александрушку Македонского», «Илья Муромец на червленом корабле» и др. В среде казаков бытовали и многочисленны сказки, пословицы, поговорки. Они были неотъемлемой частью разговорной речи казаков. Среди бытующих на Кубани пословиц и поговорок немало общерусских, но произносимых на свой лад, на кубанском диалекте (говоре). Есть и другие пословицы и поговорки, в которых просматривается тип казака, человека решительного и в то же время осторожного, щедрой души и в то же время скуповатого, человека красивого в своих принципах жить по вере и заветам прадедов.

33 слайд

Описание слайда:

Большое внимание казаки уделяли военизированным играм, которые готовили юношей к службе. Особое внимание уделялось умению хорошо ездить на коне, владению в совершенстве холодным и огнестрельным оружием, умению метко стрелять на скаку, скрытно и бесшумно ходить и подбираться к противнику, ориентироваться на местности, знать приемы борьбы. Живя в окружении горских народов, казаки не могли не перенять у них некоторые игры, в то же время, передавая им свои. Например, у осетин они восприняли такие игры, как «Перетягивание каната», «Кюри», «Борьба на поясах», «Борьба всадников», «Наездники и кони». Ряд игр казаки переняли у кабардинцев.

34 слайд

Описание слайда:

Праздники В календарном круге праздников и обрядов кубанского казачества можно выделить три блока. Первый - это православные праздники и входящие в них обряды годового круга. Ко второму блоку относятся обряды, связанные с основными видами земледельческой и скотоводческой деятельности казаков, прежде всего с началами и окончаниями наиболее важных работ, имеющих сезонную приуроченность (пахота, сев, первый выгон скота в стадо т.п). Третий составляли войсковые, воинские праздники и обряды, которые были связаны или сознательно приурочивались к конкретным датам православного календаря

35 слайд

Описание слайда:

Все заметные события жизни кубанских казаков связаны с православной верой. Как и по всей России, на Кубани чтили и широко отмечали календарные праздники: Рождество Христово, Новый год, Масленицу, Пасху, Троицу.

Описание слайда:

Традиционные виды народного промысла и ремесла. Лозоплетение - один из древнейших народных промыслов. На Кубань оно было завезено черноморскими казаками из Украины в конце XVIII века. Домашнюю утварь, от овощных корзин до плетней и хозяйственных построек жители Кубанских станиц, делали из лозы. . Даже первые кордонные постройки изготавливали казаки из лозы. Всевозможные корзины, разнообразные плетни, кошели (емкости для хранения зерна), овчарни плелись из гибкой, золотистой ивовой лозы. Народные мастера плели свои изделия не только из лозы, но и из соломы (шляпы – «Брыль», игрушки, обереги), различных трав, талаша (корзины, игрушки, циновки.)

38 слайд

Описание слайда:

Искусство художественной обработки дерева имеет на Кубани глубокую традицию и в настоящее время широко развивается. Лесные богатства Кубани издавна сделали дерево наиболее доступным и любимым материалом в народных промыслах: тележном, колесном, обозном, корытном, клепочном и других. Деревянная посуда – бочки, ведра, корыта, чаши, ложки, ступы, мешалки и другие предметы изготавливались во всех горных и предгорных станицах, богатых лесом. Из дерева казаки любили мастерить мебель, резные зеркала, наличники окон, деревянные резные надкрылечные зонты, сундуки с росписью.

39 слайд

Описание слайда:

Гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики. Краевед И.Д. Попко называет четыре основных района, где гончарное дело получило значительное развитие. Это станицы Пашковская, Старощербиновская, Рождественская и Баталпашинская. Станицы Пашковская и Елизаветинская обладали лучшими на Кубани залежами гончарной глины. В основном, выделывалась простая посуда, незатейливые игрушки для детей, часто гончарное производство соединялось с выделкой кирпича. Трудно выделить типичные, характерные только для Кубани черты керамики. Одной из причин является то, что ремеслом занимались, главным образом, иногородние и переселенцы из различных районов страны. Они приносили с собой профессиональные навыки, художественные приемы, характерные для определенного района.

Описание слайда:

Ткачество. Очень нужным предметом в каждой кубанской хате был ткацкий станок. Уже с 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству. Нитки для изготовления ткани делали из конопли и овечьей шерсти. Когда была подготовлена пряжа, в дом вносили разборный ткацкий станок, собирали его, и начиналось волшебство: нити на глазах превращались в полотно! Из сотканного полотна изготавливали одежду, рушники, скатерти и др. Все эти предметы были просто необходимы в каждой казачьей хате. На вид орнамент неприметен, Но он столетия живёт. Не зря его на белом свете Народ издревне бережет. Быть может, нитками зигзаги. В узоре вытканы не зря.

42 слайд

Описание слайда:

Вышивание – самый популярный и любимый в народе вид рукоделия. Яркими цветами вышивали девушки свадебную одежду, головные уборы, пояса, передники, скатерти, подзоры и платки. С любовью дарили их на свадьбу своим избранникам, а так же гостям и родственникам. Особенно щедро украшались вышивкой рушники. Полотенце играло в жизни казаков важную роль. Ведь в каждой кубанской семье были рушники и женщины обязательно должны были их вышивать. Наши предки- земледельцы сопровождали традиционными обрядами главные события в своей жизни, в которых широко использовали рушники. В поте лица своего люди добывали хлеб насущный, и когда он появлялся на столе, его как святыню клали на рушник. Вышитые полотенца вешали на придорожные кресты, в часовнях.

43 слайд

Описание слайда:

Использование определенных цветов не случайно, оно символично. Красный цвет- символ солнца, огня, крови. Это любовь, красота, смелость, великодушие, победа. Чёрный- цвет земли, пашни, ночи, покоя. Зеленый цвет- цвет растительного мира, цвет природного богатства. Жёлтый цвет, цвет разлуки, использовали очень редко. Синий- цвет воды и неба. Обереговые знаки: Каждая линия каждый знак были полны смыслом. Прямой линией обозначали поверхность земли. Волнистой горизонтальной – воду. Волнистой вертикальной – дождь. Скрещивающимися линиями - огонь и молнию. Круг, квадрат, ромб - Солнце и Луну. Женская фигура символизировала образ матери-земли. Олень, конь приносили счастье, веселье, благополучие, богатства и радости.Птица – символ счастья. Конь- верный друг казака. Он делит с хозяином холод, голод, выносит своего раненого хозяина с поля боя.

44 слайд

Описание слайда:

Тот, кто не уважает обычаи своего народа, не хранит их в своем сердце, тот позорит не только свой народ, но прежде всего не уважает самого себя, свой род, своих древних предков. Ф.А.Щербина

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Культура и быт казачества Подготовила: Елисеева М.А. Учитель русского языка и литературы МБОУ школы №27 Красноглинского района

Законы казачества Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. Чрезвычайно строго в казачьей среде соблюдались традиции, обычаи, поверья, нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы. Уважительное отношение к старшим. Безмерное почитание гостя. Уважение к женщине (матери, сестре, жене).

Казаки и родители, отношение к старшим Родители были настолько почитаемыми, что без их благословения нельзя было начинать никакую работу. Не почитать отца или мать считалось великим грехом. На «Вы» обращались ко всем старшим. В присутствии старшего не разрешалось курить, непристойно ругаться, вступать без разрешения в разговор.

Для казака его гости, это еще одна «святыня»! Гость считался божьим посланцем. Гостю за столом отводилось самое почетное место. Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия.

Отношение к женщине Казаки с особым почтением относились к женщинам – матери, сестре, жене. В семье казака отношения строились на библейских заповедях, которые велели жене беспрекословно слушаться мужа и подчиняться ему. Женщина не должна была вмешиваться в мужские дела, а мужчина в женские Обязанности по дому четко разграничивались, и было позором, если женщина выполняла мужскую работу, а мужчина женскую. Это было недопустимо. . Если того требовали обстоятельства, казак заступался за любую женщину, кем бы она ему не была и относился к ней с почтением, поскольку женщина была будущим казачьего народа.

Казак – это человек особого склада характера. Типичные черты казака: Мужество и отвага были главными составляющими настоящего казака. Так же типичными чертами характера являлись доброта и честность. настоящий казак всегда должен быть предельно собран, досконально подтянут и идеально опрятен. Он должен иметь хорошую осанку, статную фигуру и бравую выправку, достойную настоящего воина. Каждый казак умел абсолютно все: понимать язык птиц и животных, подражать им, искусно маскируя себя от глаз врага; затаивать дыхание и подолгу недвижимо сидеть под водой; проплывать километры на спине, дыша через соломинку; плести силки и сети; изготовлять нехитрую посуду и чинить одежду.

Одежда казака К своей одеже казак относился с уважением, как ко второй коже, поэтому никогда не носил чужой одежды, тем более с убитых, без особого обряда очищения. Самая колоритная часть наряда казака – это шаровары. Их изготавливали из различных видов ткани для разных званий и времен года. Синие штаны носили в будние дни. Для похода же в церковь или на праздник предназначались только алые. Дальше бешмет и русская рубаха – первую носили навыпуск, вторую заправляли в шаровары.

В 20-е годы 19 века пришла и осталась навсегда черкеска – длинный приталенный кафтан из тонкого сукна застегивающийся на крючки от груди до середины длины, с широкими рукавами. На груди черкески нашиваются газырницы,бывшие местом хранения патронов, ныне просто украшение. Папаха или казачья фуражка не просто головной убор. Снимать папаху разрешено только в особых случаях. На Кавказе - практически никогда. Специфика папахи в том, что она не позволяет ходить с опущенной головой. Она как будто сама "воспитывает" человека, заставляя его "не гнуть спины". Вернувшись с войны живым, казак бросал папаху в волны родовой реки, шапками голосовали на казачьих сходах, в них зашивали иконы и написанные от руки молитвы, за отворот клали ценные бумаги, приказы.

(Лекционный курс дисциплины)

ПРЕДИСЛОВИЕ К ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ
(ЛЕКЦИОННОМУ) КУРСУ

Казачество – весьма интересный и сложный этносоциальный и этнопсихокультурный феномен, известный на протяжении длительного исторического периода. Это общность людей, отличающаяся самобытной традиционной культурой, философией и комплексом неповторимых художественно-эстетических особенностей. Несмотря на многочисленность определений понятия «казачество», имеющихся в новейшее время, единого и однозначно принятого всеми не существует ввиду множества противоречивых теорий о генезисе и эволюционных трансформациях в становлении казачьей народности. Тем не менее, сложившийся обобщенный образ казака в отечественной и мировой культуре узнаваем.
Целью данной работы является выявление и артикуляция наиболее существенных, инвариантных и жизненно важных компонентов социокультурного явления казачества в актуальных условиях его возрождения, характеризующих казаков как традиционно – ориентированную, социально здоровую, хозяйственно-организованную и творчески деятельную категорию граждан с высоким духовно-нравственным потенциалом развития в межкультурном пространстве народов современной России. В качестве важнейшей морально-этической составляющей жизнедеятельности казачества следует назвать его преимущественно православное вероисповедание , которое является базовой и консолидирующей духовной детерминантой , позволяющей сохранять уклад повседневной казачьей культуры, взаимоотношений в семье, православного воспитания детей, наряду с привнесением в систему христианских ценностей обрядовых черт конкретной казачьей этнокультуры. Символично, что многие представители казачьих родов стали выдающимися деятелями Русской Православной Церкви и прославлены в лике святых.
Казачество – это и общепризнанное высокоорганизованное военно-патриотическое сословие, благодаря которому исторически осуществлялась эффективная защита границ государства. Самобытную воинскую культуру российского казачества правомерно охарактеризовать как традиционную культуру воина – патриота, защитника веры, Отечества, национального и культурного достояния. Считаем необходимым сделать акцент: в категорию «казачество» должны быть объединены все казаки как единый, целостный социальный организм, имея в виду его исторически сложившиеся духовно-нравственные основания, особенности бытовой культуры, специфику диалектов, обычаев, национально-психологических и нравственно-эстетических свойств. Несмотря на имеющиеся объективные трудности идентификации и самореализации современного казачества,важно, чтобы его ценные качества - духовная направленность, патриотизм, свободолюбие, способность к самоорганизации, высокая хозяйственная культура и социальное служение в сочетании с высокой образовательной мотивацией и самобытностью эстетической культуры, нашли перспективное воплощение в созидательных преобразованиях российского общества.

Глава 1. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ КАЗАЧЕСТВА

Концепции происхождения

В настоящее время концепций о происхождении казачества имеется немало. В качестве одной из авторитетных называется теория известного отечественного ученого Л.Н. Гумилева , который считал казаков субэтносом великорусского этноса. Субэтнос Гумилев определял в качестве«таксономической единицы внутри этноса как зримого целого, не нарушающего его единства» . Иными словами –это общность, обладающая характеристиками народа, но при этом прочно связанная с основным этносом. В качестве значимого фактора в теории
Л.Н. Гумилева выступает тесная связь этноса и субэтноса с его родным ландшафтом, существенно влияющим на специфику, самобытность и способы хозяйственной культуры. Родовым ландшафтным лоном для казачества объективно считаются долины великих рек степной полосы Дона, Днепра, Волги, Яика, Терека, Кубани. В древности, как считает исследователь казачества В.Е. Шамбаров, прошлые степные народы являлись скотоводами, создававшими постоянные селения, пригодные для проживания людей, разведения скота и ухода за ним в тяжелый зимний период.Из соображения целесообразности их строили не посреди голой степи, а вблизи рек, долины которых были покрыты густыми лесами и кустарниками, что подтверждается археологическими раскопками. Города скифов обнаружены на Днепре, их столица располагалась возле Запорожья, а роксоланы зимовали в городках на Нижнем Дону (роксола́ны - от лат. Rhoxolani, древнегреческий Ροξολάνοι, от аланского roxs alan/ruxs alan «светлый алан») - ираноязычное сармато-аланское племя, кочевавшее со II в. до н. э. по 1 пол. I тысячелетия н. э. в землях Северного Причерноморья и Дунайского региона). Но евразийские степи были и «торной дорогой», по которой, находясь в состоянии постоянного военного противоборства, приходили новые народы. Покрытые зарослями долины рек, острова, плавни, болота являлись естественным укрытием, где часть побежденных могла спастись. Выжить в таких условиях могли самые сильные, выносливые и свободолюбивые. Благодаря такому «естественному» отбору в процессе историко-культурной эволюции образовались древнейшие корни казачества. Целесообразно рассмотреть и теорию, не основанную на положении о том, что казачество является частью субэтноса великорусского этноса.

Вольное казачество

Согласно высказанным доводам, казаки представляют собой самобытное славянское племя, автономный народный организм, имеющий такое же право, как великороссы и украинцы, считать себя особым славянским народом . Предки казаков, в соответствии с доводами
Ш. Н. Балинова, являются коренными обитателями Востока Европы, т. е. современных Казачьих Земель. Восток Европы географически разделяется на две полосы: лесную и степную (на севере еще имеется тундровая полоса, а на юге - горная ). Коренными жителями именно степной полосы на Востоке Европы с давних времён являлись казачьи предки, сведения о которых относятся к эпохе, намного опередившей возникновение Московского царства. Когда на Востоке Европы устанавливают своё владычество готы (IIст.), Черноморско-Азовское побережье осваивают славянские народы - анты . Историко-археологические исследования доказывают, что уже в первой половине VI столетия эти славяно-антскиеплемена владели бассейном Дона и продвинулись к берегам Азовского моря.
С начала VII ст. на территории современных Казачьих Земель создаётся государство Аваро-Гуннов, в состав которого входят славяно-анты. С этого периода в исторических документах уже не упоминается о славяно-антах, поскольку их племенное наименование «растворяется» в государственно-политическим названием - Аваро-Гуннов . С середины VII ст. (642),по имеющимся научным фактам, устанавливается существование славянской народности - русов, располагавшихся в степной полосе. В низовьях Волги и на Дону новыми степными завоевателями создается государство Хазар, в составе которого русы и славяно-анты проживают на Дону, Донце, Нижней Волге, на Тереке, на Кубани. В Хазарской Империи русы были настолько многочисленны, что арабские писатели называют государство Хазар Русо-Хазарским . а Чёрное море - Руским . Главными центрами русов были: в Подонье (Казакии) г. Руссия (Артана,Танаис, впоследствии переименованный в Азов, по имени половецкого хана Азуфа) и Матарха (Тмутаракань) в устье Кубани. Сами русы отличались воинственным духом, принимали широкое участие в торговой деятельности Хазарского государства, достигли значительного культурного развития, подвергаясь воздействию двух культур - арабской и византийской .
Арабский географ Масуди, посетивший в X веке Приазовский Край, пишет: «между большими и известными реками, впадающими в море Понтус (Чёрное), находится одна, называемая Танаис (Дон) , которая приходит с севера. Берега её обитаемы многочисленным народом славянским и другими народами. Таким образом, сильный и воинственный славянский народ Русь заселял с давних времён территорию современных Казачьих Земель и, с середины VII века, входил в состав Хазарской Империи. В дальнейшем - с IX столетия, под натиском новых азиатских завоевателей, венгров, торков и печенегов , начался распад Хазарской Империи и отделение её окраин: Поднепровья - впоследствии Киевское государство, и Среднего Поволжья - Камской Болгарии. Русы же Подонско - Приазовские ещё продолжали оставаться в составе Хазарской Империи. Камская Болгария (в среднем течении Волги и по Каме), находившаяся под влиянием арабской культуры , уже в первой половине IX ст. приняла ислам. Русь Подонско-Приазовская (Казакия) - аланы и казаки - примерно в то же время стала христианской ; следовательно, она стала христианской значительно раньше Руси Киевской Крещение Руси великим князем Владимиром, как известно, состоялось в 988 году).О том, что Русь Подонско - Приазовская стала христианской раньше Руси Киевской, свидетельствует патриарх Фотий и Устав Византийского императора Льва Философа (836 - 911)о чине митрополичьих
церквей,где на 61 месте указана построенная церковь Русская .
Таким образом, на территории Казакии укореняется народность славяно-русов, с самобытной этнической культурой и христианской религией. Относительно единое славянское племя русов в середине IX ст., под влиянием различных факторов разделилось: Камская Болгария, где преобладал тюркский элемент, отделившись от ядра Хазарской империи, оказалась под властью тюрков и, как уже было сказано, приняла ислам. Русь Поднепровская - предки Запорожцев - также отделившись отцентра Хазарии, подпала под власть дружинников Рюрика - Аскольда и Дира , а затем, в 882 году, сын Рюрика, Игорь, при своём воспитателе Олеге, закладывает основы Киевской великокняжеской династии . В данный период ІІриазовско - Подонская Русь продолжает оставаться в составе уцелевшего ядра Хазарской империи. Этим объясняется и то обстоятельство, что с этого времени в русских летописях не упоминается о славяно-руском населении Приазовья и Подонья. Славяно-русский народ продолжал жить в составе уцелевшего ядра Хазарской империи на своей древней земле, лишь утратив связь и постоянное общение с остальными отделившимися частями славяно - русов Поднепровья. Следствием похода Святослава, сына Игоря (после короткого правления его жены, Ольги) в 943 году, в Подонье и Приазовье Хазарская империя была разгромлена и состоялось введение части её территориального ядра - Казакии - в состав русского (Киевского) государства, под названием Тмутараканского княжества . Этим вхождением была восстановлена, прервавшаяся ранее связь Руси Приазовско-Подноской с Русью Поднепровской.
После убийства печенегами в 972 г. Святослава его сыновья - Олег, Ярополк и Владимир - начали борьбу за власть. После гибели Олега, эта борьба ещё больше ожесточилась между оставшимися двумя братьями - Ярополком и Владимиром. Первый опирался в своей борьбе на силы степной полосы, а второй прибег к помощи наемных варяжских сил. Превосходство сил и средств было на стороне кн. Ярополка, и лишь его гибель дали возможность Владимиру, оставшемуся единственным наследником державы Святослава, соединить в своих руках власть над всем Руским (Киевским) государством .Князь Владимир покорил Крым, который вошёл в состав Тмутараканского княжества, отданное им, в свою очередь, позднее в
в удел своему сыну Мстиславу. Принятие христианства в последней четверти X ст. Киевской Русью при Владимире Крестителеявилось основой религиозного, культурногои государственногоединства. Русь Приазовско-Подонскаядо этого события более столетия уже являлось христианской.
Таким образом, в результате успешных военных действий Киевских князей и принятия христианства Киевской Русью, восстановиласьсвязь славян Востока Европы под главенством Киевского великого князя.Предки же казаков, славяно-русы Подонья и Приазовья (Тмутараканское княжество),представляли особое княжество и сохранили древние формы народной культуры.В середине половине XI в. в степной полосе появляются новые завоеватели - половцы, которые снова«отрезают» Тмутараканское княжество от Киевского государства, и связь между ними снова прерывается. Поэтому, в русских летописях, с конца XI ст., повествование о Тмутараканском княжестве уже не ведется при том, чтоего население, города продолжали развиваться. Тмутараканское княжество утратило свой статус лишь как особое княжество Киевского государства. Оторванное от центра, предоставленное самому себе, оно ещё теснее сблизилось с тюркскими народами, но сохраняя при этом своё славянское лицо, свою христианскую религию и этническую культуру. В соответствии с вышеупомянутой концепцией, именно с момента отрыва в половине XI ст. Тмутараканского княжества от Киевской Руси, начинается формирование той особой славянской народности, прямыми потомками которой являются современные казаки . На территории Казакин, в составе Хазарской империи на протяжении сотен лет, а, затем, в составе Тмутараканского княжества в течение длительного исторического периода жили
общей жизнью две народности: славяно-русы и тюрки-казахи, имевшие идентичный народный быт, родственную этнопсихологию,
подвергавшиеся одинаково влиянию одной, византийской культуры, развивавшейся в одинаковой духовно-психологической атмосфере, а с середины IX ст. исповедовавшие общую христианскую веру.
Пройдя сложный путь многовекового совместного проживания на одной территории, в общих природных условиях, переживая одинаковые военно-политические события образовавшаяся народность Тмутараканского княжества явилась родоначальницей современного Донского Казачества , которое, в свою очередь, послужило источником становления других казачьих Войск, за исключением нынешних кубанских Черноморцев, потомков Запорожцев. Отсутствию упоминания в русских летописях о славянах Тмутараканского княжества казачьи историки дают свои объяснения: под влиянием тех военно-политических событий, которые совершались тогда на Востоке Европы, в силу наступившего (после смерти в 1054 г. в. кн. Ярослава), длительного периода междоусобной войны князей - началась дифференциация относительно единого славянского народа на Востоке Европы и наметились пути их расселения. Например, немного раньше «часть алан и черкас (касоги или касахи) Святослав после удачного похода на Хазарию, переселил на Днепр, где они, вместе с прибывавшими впоследствии другими тюрко-татарскими племенами, смешавшись с местным славяно-русским населением, усвоив его язык, образовали особую народность, дав ей своё этническое имя Черкасов (черные клобуки). Из этих Черкасов и создалось затем поднепровское казачество с Запорожьем».
В это время наметились, основные «ячейки», из которых впоследствии образовались те народно-государственные организмы, которые
впоследствии будут называться Русью Юго-Западной, Русью Северо-Восточнойи отдельно от них Русь Юго-Восточная (Казакия).
Население этих государственных организмов, в силу разрыва связи, попадает в различные географические, экономические и бытовые условия; жизнь и развитие их протекает в различной духовно-психологической атмосфере. В Восточной Руси широким потоком начинает вливаться финская этнокультура ; интеграция тюркского элемента усиливаетсяв Юго-Восточной Руси (Казакии); народ, который называется мигами, казахами, черкасами, кабарами (все они являются идентичными) полностью смешивается с населением Тмутаракани. Таким образом, наступает полный разрыв между отдельными частями славяно-русов Востока Европы и, что закономерно для Северо-Восточной Руси, а, следовательно, и для русских летописцев, Русь Юго-Восточная (Казакия) становится «землей незнаваемой». Но уже через сто с лишним лет, а именно с 1147 г.,русские летописцы снова упоминают о славянском населении Тмутараканского княжества, но называют его не славяно-русами, а «бродниками» . Эти «бродники», согласно русской летописи, - а это прежнее славяно-русское население Тмутараканского княжества - живут на той же территории славяно-русов, представляя из себя уже сложившуюся народность, стойкую, способную на противодействие чужому влиянию, что дало им возможность и под владычеством половцев сохранить свой славянский тип, язык, свою христианскую религию. У этих «бродников» были свои города, церкви, существовало даже земледелие, что совершенно противоречит предположению некоторых историков, которые производили это название от слова «бродить» (т. е., «бродники», по их версии, были бродячие люди, бездомные скитальцы, случайно забредшие на Дон). Такой подход опровергает известный русский историк П.В. Голубовский, который пишет: «Бродники есть община, выработавшаяся из остатков Подонского населения, вследствие исторических и этнографических условий, в которые это население было поставлено... Бродники жили в восточной части степи - в Подонье и по берегам Азовского моря; они исповедовали православие и
участвовали в предприятиях половцев». Ученый обоснованно утверждает, что бродники - это славяно-русское население Тмутараканского княжества.
Казачьи историки название «бродники», установившееся за населением Тмутараканского княжества, объясняют следующим образом: в те времена всякое славяно-русское население и его войско входило в состав того или иного русского княжества; славяно-русское же население Тмутараканского княжества не входило ни в какое княжество, а войско его помогало и воевало с кем хотело, и в этом смысле было «бродячим». Исследователь казачества И.Ф.Быкадоров пишет о том, что новая народность - бродники образовалась от смешения русов с тюркскими племенами.Данное название, которое является не этническим , а бытовым и профессиональным, могло быть дано потому, что, очевидно, «они из войны сделали себе род ремесла, как средневековые швейцарцы или ландскнехты, и участвовали в войнах на стороне различных суверенов из-за материальных выгод - «бродили» от одного к другому. Возможно и другое объяснение: бродникам поручалась охрана бродов на Дону и по другим рекам». Бродники, входя в состав половецкого государства , участвуя в войнах вместе с ними, часто действуя и самостоятельно, отличалисьсвоим особым общественным и военным устройством, управлением, имели своё войско и приобрели широкую известность в Европе.Они представляли из себя настолько серьёзную организованную силу, что появившиеся в первой четверти XIII ст. на Востоке Европы новые кочевые завоеватели - монголы - установили с ними добрые взаимоотношения. Во время первого монгольского нашествия, в битве на Калке в 1223 г., бродницкое войско под водительством своего воеводы Пласкини , дралось против половцев и русских князей на стороне монголов. Поэтому совершенно естественно, что «бродники» в течение всего
времени владычества монголов на Востоке Европы до конца XIV ст.,
будучи на хорошем счету у монголов, сохранили в полной неприкосновенности свое народно-общественное устройство, свою религию, свою военную организацию и широкую национальную автономию.
Если же принять во внимание существовавшую у монголов определённую политическую систему не вмешиваться во внутреннюю жизнь уже покорённого народа и полную веротерпимость, то логично предположить, что бродники при монголах сохранили в полной неприкосновенности своё национальное лицо, внутреннее устройство своей народной жизни. Бродники подпадали под защиту этой монгольской политической системы, так как с самого начала появления монголов явились их верными союзниками. Поэтому они пользовались в полной мере всей «льготой», предоставляемой этой монгольской системой и сохранили в полной неприкосновенности этнокультурную и этнопсихологическую автономность : прежнее внутреннее устройство народной жизни, управления, организации, народно-хозяйственной деятельности, быта и пользовались полной свободой вероисповедания. В 1261г.для бродников была учреждена подонская епархия .В период монгольского владычества на Востоке Европы (1240-1400) в государственной системе Золотой Орды население Северо-Восточной Руси (Московия) , будучи земледельческим, играло роль поставщика материальных средств завоевателям(монголам); бухарцы, хивинцы, камские болгары выполняли функции торгового класса, сословия; а народы степной полосы, в том числе и бродники , являлись
для монголов необходимой вооружённой силой , вместе с самими
монголами являясь источником военного могущества Золотой Орды.
Бродники были свободны от дани и податей, подчинены непосредственно Хану Золотой Орды, сохраняли в полной неприкосновенности своё национальное лицо, этнокультурную идентичность.В их обязанность входила постоянная боеготовность конного войска.Итак,занимая в государственной системе Золотой Орды положение и значение военно-служилого сословия , внутри себя население Подонья было свободным и вольным народом.О том, что славянское население Тмутараканского княжества (Подонья), не исчезая, проживало в составе Золотой Орды и за время пребывания под её властью приобрело своё народное название «каляк» , свидетельствует выписка из древней летописи в часовне на Лубянке, в честь иконы Божией Матери, Выписка гласит:
«Там, на верховьях Дона, народ христианский воинского чина
живущий, зовомый козаци , в радости сретающий его (Вел. кн. Дмитрия Донского ) со снятыми иконами и со кресты поздравяюща ему».

Уважаемая Наталья Владимировна, досточтимые отцы,

дорогие братья и сестры!

Сердечно всех вас приветствуя, с радостью передаю вам отеческое благословение и пожелания помощи Божией в трудах от Высокопреосвященнейшего митрополита Ростовского и Новочеркассского Меркурия, главы Ростовской митрополии, председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации, доверившего мне представлять его на этом Круглом столе.

Начало становления систематического образования у казаков Юга России связано с общей реформой образования в России, предпринятой императрицей Екатериной II в конце XVIII века, а затем с реформой российского образования при императоре Александре I в 1804 году. Главным результатом предпринятых преобразований стала преемственность , как бы мы сказали сейчас, начальной и основной ступеней общего образования , – приходских и уездных училищ и гимназий на Дону и Кубани.

И Министерство народного просвещения, и Русская Православная Церковь, и войсковые правления в соработничестве обеспечили формирование и развитие самобытного регионального казачьего компонента в уездных, окружных училищах и гимназиях. Основа этого компонента – православное воспитание, воспитание в соответствии с христианскими духовно-нравственными ценностями и идеалами , без чего вообще немыслимо казачье образование ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем. В дополнение к христианскому воспитанию преподавались дисциплины военно-прикладного характера. В XIX веке начинают закладываться основы профессионального военного казачьего образования : это образование давалось в полковых и бригадных школах, целью которых была подготовка младшего командного состава казачьего войска.

Примечательно, что обучение могло происходить и в зрелом возрасте, что вовсе не считалось зазорным, а государство и Церковь старались всячески поддерживать стремление казаков к качественному профильному образованию. В результате в системе казачьего образования появляются воскресные школы и классы для взрослых казаков .

Благодаря такому тесному соработничеству Церкви и государства, активной заинтересованности представителей казачьей интеллигенции в сохранении самобытной культуры, казачество Юга России к началу XX века имело хорошо организованную систему образования , включающую казачий региональный компонент, ориентированную на военно-патриотическое и православное воспитание, реализующую при этом государственные образовательные стандарты. В этот период возникают и первые специализированные высшие учебные заведения.

Сформулированный в 1833 году Министром народного просвещения Сергеем Семеновичем Уваровым триединый принцип «Православие, самодержавие, народность »стал основой казачьего образования на многие десятилетия и воплотился в образе человека казачьей культуры, верного сына Православной Церкви и истинного патриота России. Таким образом, формируется особая система казачьего воспитания , сочетающая умения и навыки защитника Отечества с приверженностью православным традициям и ценностям .

С началом Гражданской войны в России казачьи кадетские корпуса были закрыты.

Возрождение кадетских образовательных учреждений в современной России началось в 1992 году . Казачья образовательная система начинала строиться в различных типах: казачья школа, казачий кадетский корпус, в некоторых обычных школах появлялись кадетские классы. Первые кадетские корпуса как учебные военные заведения нового типа стали появляться сначала в Новочеркасске, Ростове-на-Дону и Новосибирске, затем в Воронеже, Москве и Санкт-Петербурге. В настоящее время их уже около 40. Сегодня казачьи кадетские корпуса – это одно из самобытнейших и динамично развивающихся направлений отечественного образования .

Безусловно, основной целью воспитания и обучения кадетов является формирование высоконравственной и образованной личности – человека, хорошо знающего историю и культурные традиции России, настоящего патриота и деятельного христианина.

В настоящее время, в режиме максимального государственного благоприятствования возрождению самобытных традиций казачества, недостаточно лишь заявлять верность славному прошлому и говорить о необходимости восстановления традиций. Нужны конкретные практические шаги по подготовке учителей, разработке учебно-методического обеспечения для образовательных организаций с казачьей спецификой .

Принципиально важным становится осмысление перспектив казачьего образования с точки зрения, в первую очередь, аксиологии и совершенствование на этой основе концептуальных положений современного православного казачьего образования. Такой акцент на православном компоненте тем более важен, что традицию военно-патриотического воспитания восприняли в советское время суворовские училища; существует, кроме того, и целая сеть школ с так называемым этноконфессиональным компонентом, углубленным изучением той или иной традиционной культуры. И, тем не менее, несмотря на это казачьи школы и кадетские корпуса занимают в современной российской системе образования совершенно особое место .

Если вернуться к исходному посылу, от которого берет начало вся современная система казачьего образования, то его уникальность и самобытность становятся очевидны. Иногда можно услышать высказывания относительно приоритета общечеловеческих ценностей над традиционными, что последние в значительной мере уже утратили свою актуальность и значение для образования. Но несмотря на меняющиеся исторические обстоятельства, по большому счету специфика и перспективы развития отечественного казачьего образования обусловлены всё теми же принципами, что и столетия назад. Вспомним слова уже упоминаемого мною министра С.С. Уварова, обращенные к императору Николаю I: «...Чтобы Россия усиливалась, чтобы она благоденствовала, чтобы она жила – нам осталось три великих государственных начала, а именно: 1. Национальная религия. 2. Самодержавие. 3. Народность » .

В переложении на современный язык и с учетом настоящих реалий применительно к процессу образования и социализации – это, прежде всего, духовно-нравственное и военно-патриотическое воспитание . Практическая реализация данных направлений предполагает творческую переработку богатого культурного и духовного наследия наряду с привлечением педагогических новаций, создание особой образовательной среды, в которой духовно-нравственное воспитание на основе православного мировоззрения выступает как главный организующий фактор . Конечно, такой комплексный подход требует не только специальной подготовки и переподготовки кадров священнослужителей и педагогов, но и выстраивания долгосрочных церковно-государственных отношений в этой области , согласования совместной стратегии развития, что мы и наблюдаем во многих регионах. В связи с этим, пользуясь случаем, хотел бы выразить сердечную благодарность органам государственной власти, управления образованием за готовность к активному сотрудничеству с Русской Православной Церковью в области развития казачьего образования. Надеюсь, что наши совместные труды будут и впредь столь же плодотворны.

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации совместно с Синодальным комитетом по взаимодействию с казачеством, руководством епархий с традиционно казачьим населением во многом несут ответственность за сохранение православного компонента, духовно-нравственное развитие воспитанников казачьих кадетских корпусов, гимназий, детских садов. Но наши благие намерения применительно к современной системе казачьего воспитания будут по-настоящему воплощены в жизнь только при условии первостепенного внимания к сохранению православной составляющей со стороны руководства образовательных учреждений, территориальных казачьих общин.

В заключении хотел бы привести слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА, сказанные им на заседании Высшего Церковного Совета в 9 сентября этого года. Возрождение казачества, по мысли Святейшего Владыки, «является очень важной частью возрождения наших национальных традиций, обычаев, но, самое главное, православного духа, который всегда оживотворял и наполнял жизнь казачьего сообщества » .

Дай Бог, чтобы развитие системы казачьего образования способствовало в том числе и духовно-нравственному оздоровлению нашего общества, утверждению христианских ценностей в жизни народа, более тесному приобщению наших современников к вере, к богатому духовному и культурному наследия Православия.

Сердечно благодарю вас за внимание.

Рассказать друзьям