Социальный этикет в разных странах. Этикет разных стран мира. Современные и те, что знакомы человеку из истории

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Этикет по своей сущности выполняет нациообразующую функцию. Ибо народом мы называем не просто совместно живущее население, но прежде всего этническую общность, сплоченную традициями, обычаями, ритуалами. Человек в Древней Руси мог выжить только в условиях семьи, коллектива. Это связано как с особенностями климата (сильные морозы, продолжительные дожди, засуха, бедные почвы), так и с геополитической обстановкой (постоянные набеги на Русь с юга и запада).

Повседневный труд и защита достояний, созданных трудом, - все это было главной задачей для соплеменников. Древний русич должен был быть крепким и выносливым. Дети - будущие кормильцы и защитники - не только овладевали необходимыми навыками и знаниями, но и становились продолжателями обычаев и традиций племени. Самыми любимыми развлечениями мужчин и мальчиков были те, что давали возможность показать силу и удаль: борьба, кулачные бои, бег наперегонки. Девочек учили прядильному мастерству. Юношей с двенадцати лет отдавали в военную слободу. Там опытные воины формировали необходимые навыки для защиты своего племени от вражеских набегов .

Древнерусские племена состояли из родов - совокупность родственных друг другу семей, живших вместе, владевших общей собственностью и управляемых одним родовым старшиною. Родовые старшины имели большую власть каждый в своем роде; а сойдясь вместе на совет (вече), они решали дела за все свое племя . Отсюда и незыблемость правила подчинения младших воле старших, почтение, послушание и покорность по отношению к отцу с матерью. Без родительского благословения немыслимо было ни одно сколько- нибудь важное событие в жизни человека: выбор невесты, свадьба, уход из отчего дома...

Наиболее полно эталоны и нормы поведения сформулировал «Домострой », свод житейских правил и наставлений XVI столетия. «Слово “домострой” включает два славянских слова: “дому строитель”. Само сочетание “домострой” появилось в русском языке в XV веке как перевод греческого слова «экономика» (дом-экос, закон-номос). “Дом” - не просто жилище, но и все, что с ним связано - семья, взаимоотношения, хозяйство. В мировоззрении русского народа “дом” является источником внутренней гармонии, от которой зависит тепло домашнего очага, лад с родными и близкими, покой и уверенность в себе», - пишут авторы учебного пособия с говорящим названием «Культура дома» .

Обеспечивая преемственность и целостность семейного коллектива, где младшие (жена, дети, домочадцы) безусловно подчинены старшему (отцу), «Домострой» снижал возможность зарождения семейных конфликтов. Каждый знал свои права и обязанности, и если субординация нарушалась, остальные члены семейства одергивали нарушителя. Согласно «Домострою», похвала должна произноситься прилюдно, а наказание - осуществляться наедине. «Наказание» - это наставление, наказ, а не обязательно битье палкой или розгами. Последнее средство также предлагается в «Домострое», но как крайняя мера .

На Руси всегда большое внимание уделялось порядку в доме. «У хозяйственной жены всегда дом и прибран и чист, во дворе и перед воротами на улице слуги всегда подметают мусор и выгребают грязь, а зимою и снег разгребают. А щепки и опилки и прочий хлам надо прибирать, чтобы всегда все было в порядке и чисто. В конюшне же и в хлеву и в остальных всех службах устроено все как следует, припрятано и подчищено и подметено - в добрый дом такой, хорошо обряженный, точно в рай войти», - читаем в «Домострое». Если в Европе в это время, как мы уже говорили, «орошают занавеси, мочатся в камины, на стены, с балконов», то на Руси нормой является соблюдение правил личной гигиены. «К числу народных обычаев, существующих даже в царских и боярских домах, принадлежали: мытье в бане накануне свадьбы и после нее, также подстилка ржаных снопов вместо постели и усаживание молодых на меха. Мытье в бане выражало чистоту брачного ложа и вообще чистоплотность, спанье на снопах - прибыток в доме, а на мехах сидение - богатство» .

В нашей истории есть примеры, когда традиции менялись радикально. Вспоминаются великие реформы Петра I, начавшиеся сломки прежних культурных принципов, служивших основой древнерусского этикета. Вернувшись из-за границы в 1698 г., царь-преобразо- ватель собственноручно стал обрезать бороды своим боярам. Как известно, на Руси окладистая борода считалась символом принадлежности к мужскому полу. В 1700 г. появился указ, запрещающий носить длиннополое платье. Вместо традиционного костюма горожанам предписывалось обзавестись венгерскими или немецкими кафтанами. Указом 1702 г. вводился новый порядок бракосочетания: смотрины были заменены обручением, которому предшествовала личная встреча жениха и невесты. Брак по принуждению родителей был также запрещен царским указом .

В 1717 г. увидело свет «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов повелением Его императорского Величества Государя Петра Великого блаженная и вечнодостойная памяти». Его можно назвать первым сводом правил светского этикета в России в его европейском понимании. Благопристойное поведение - ключевое понятие этого сборника: соответствие индивидуальных манер общепринятым нормам приличия, ведь благопристойный - это «не оскорбляющий чувства стыдливости» (В.И. Даль). Напомнив читателям о необходимости почтения к родителям (этот постулат древнерусской морали остается незыблемым и в XVIII веке), «Юности честное зерцало...» на первое место ставит такую добродетель, как благочестие. Благочестие - это не только соблюдение религиозных обрядов, но в первую очередь - воспитанность. Она проявляется в общественной жизни в виде таких положительных качеств личности молодого дворянина, как почтительность и вежливость: «Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и делах: на руку не дерзок и не драчлив...» . Этот памятник эпохи реформ Петра Великого построен на социальной антитезе: передовой человек эпохи Просвещения и невежественные, праздные люди прошлого. Здесь четко разграничиваются внешний лоск, элегантность манер светского образа жизни, когда «младый отрок бодр, трудолюбив, прилежен и беспокоен, подобно как в часах маятник», и тунеядство бездельников, которые «живут лениво, не бодро, а разум их заимится и иступится...», т.е. придет в негодность. Если первые, овладев нормам приличий и этикета, становятся галантными кавалерами, то вторые подобны животным - не стригут ногтей, «жрут как свиньи», невоздержанны в еде и питье.

В светском лексиконе людей XVIII в. часто встречается слово «куртаг» - заимствованное из французского языка. Куртаг - выход при царском дворе, приемный день в императорской резиденции. Фамусов в комедии А. Грибоедова говорит об одном из вельмож эпохи Екатерины И:

На куртаге ему случилось обступиться:

Упал, да так, что чуть затылка не пришиб.

Елизавета Петровна, предшественница Екатерины Великой на престоле, устраивала частые куртаги по самым разным поводам и без повода. Екатерина Алексеевна, тогда еще жена наследника - будущего Петра III, вспоминала: «В 1744 году в Москве императрице вздумалось приказать, чтобы на придворные маскарады все мужчины являлись в женских нарядах и все женщины в мужских, и при этом без масок на лицах. Это были превращенные куртаги: мужчины в огромных юбках на китовых усах, одетые и причесанные точно так, как одевались дамы на куртагах; а дамы в мужских придворных костюмах. Такие метаморфозы вовсе не нравились мужчинам, большая часть их являлась на маскарад в самом дурном расположении духа, потому что они не могли не чувствовать, как они безобразны в дамском наряде. С другой стороны, дамы казались жалкими мальчиками; кто был постарше, того безобразили толстые короткие ноги; и из всех них мужской костюм шел только к одной императрице. При своем высоком росте и некоторой дюжести она была чудно хороша в мужском наряде. Ни у одного мужчины я никогда в жизни не видела такой прекрасной ноги; нижняя часть ноги была удивительно стройна. Ее Величество отлично танцевала и во всяком наряде, мужском и женском, умела придавать всем своим движениям какую-то особенную прелесть. На нее нельзя было довольно налюбоваться, и бывало с сожалением перестаешь смотреть на нее, потому что ничего лучшего больше не увидишь» .

Правила светского этикета в его европейском понимании постепенно приживаются в России. Ассамблеи, т.е. балы, увеселительные вечера, входят в плоть и кровь дворянского общества. Вся русская классическая литература наполнена описаниями светских развлечений - балов и вечеров: комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова, роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова и его драма «Маскарад», эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого и др. Везде светская жизнь предстает как пустое времяпрепровождения, бессмысленное занятие. На балах и вечерах звучат заученные, ничего не значащие фразы, церемонность и ритуализированность поведения гостей превращает их в манекены. Вспомним описание светского вечера из романа Л. Толстого: «Гостиная Анны Павловны Шерер начала понемногу наполняться. Приехала высшая знать Петербурга, люди самые разнородные по возрастам и характерам, но одинаковые по обществу, в каком все жили <...> Все гости совершали обряд приветствования никому неизвестной, никому неинтересной и ненужной тетушки <...> Все подходившие, из приличия не выказывая поспешности, с чувством облегчения исполненной тяжелой обязанности отходили от старушки, чтобы уж весь вечер ни разу не подойти к ней». Появляется Пьер Безухов: «Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне». Один из присутствующих вельмож произносит слова, «не изменяя голоса и тоном, в котором из-за приличия и участия просвечивало равнодушие и даже насмешка» и т.д. Превратившись в застывший ритуал, светский этикет становится формой узаконенного лицемерия.

Светское воспитание - овладение умениями, отвечающими вкусам высшего общества. Например, обучение танцам. Вспомним строки из «Евгения Онегина» А.С. Пушкина:

Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно...

Обучение танцам начиналось рано - с пяти-шести лет. Сам Пушкин учился им уже в 1808 г. (родился будущий великий поэт в 1799 г.). Длительные тренировки придавали молодому человеку не только ловкость во время танцев, но и уверенность в движениях, свободу и непринужденность в постановке фигуры, что определенным образом влияло и на психологический строй человека: в условном мире светского общения он чувствовал себя уверенно и свободно, как опытный актер на сцене . Отметим в связи с этим попытку введения в 80-х годах XX в. в советских школах такого предмета, как «Ритмика». Обучение в младших классах (6-8 лет) движению под музыку, к сожалению, продолжилось недолго и было свернуто в годы «перестройки». В настоящее время педагогами отмечается необходимость введения в сетку школьных часов «коррекционной ритмики». С ее помощью можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка.

Итак, бал XIX столетия начинался польским полонезом. Вторым бальным танцем был вальс. Мазурка составляла центр бала и была его кульминацией. Легкость, изысканность, грациозность - все это характеризовало французскую манеру исполнения мазурки .

Соблюдение норм этикета было обязательным для всех, кто был вхож в высшее общество, в том числе и для императора. За свое пренебрежение к обычаям и ритуалам россиян поплатился короной и жизнью царь Петр III (1761-1762). Рожденный в Голштинии (Германия), он прожил в России 18 лет, но так и не принял русских традиций. Для Петра III, урожденного Карла-Петра-Ульриха, такие культурные ценности, как православная вера, церковные обряды и ритуалы, мало что значили. Историк В.О. Ключевский писал: Петр «в придворной церкви во время богослужения принимал послов, ходя взад и вперед, точно у себя в кабинете, громко разговаривал, высовывал язык священнослужителям, раз на Троицын день, когда все опустились на колени, с громким смехом вышел из церкви» . Правил своей империей Петр III только 186 дней. В июне 1762 г. он был свергнут с престола, а затем убит.

Традиции этикета носят характер неписаных правил. Они впитываются нами из окружающего мира: общение с родными, близкими, в школе, на улице. Когда показывают советскую кинохронику или художественные фильмы о советском прошлом (например, «Два товарища» (режиссер - В. Пендраковский), «Исчезнувшая империя» (режиссер - К. Шахназаров)), бросается в глаза то, как одеты учащиеся школ, техникумом, вузов. Ношение школьной формы тогда было обязательным. В средних специальных и высших учебных заведениях был более демократичный стиль одежды. Однако кадры беспристрастно фиксируют строгость, официальность в выборе молодежью костюма для учебы. Заглянув в современную учебную аудиторию, мы увидим абсолютную разношерстность в одежде: короткие юбки, длинные ногти, «готический» стиль вперемешку с «косухами» и серьгами в ушах юношей... Нужен ли дресс-код (предписанный стиль одежды) для современного студента? Полагаем, что да. Ведь внешнее отражает внутреннее содержание. Учебное заведение - это не дискотека, не кафе-бар. Приоритетом здесь является получение знаний, а не свободное времяпрепровождение. К тому же студенты - будущие специалисты. Им придется соблюдать дресс- код, принятый в данной фирме.

Этика студента не заканчивается сферой одежды. Высшее образование обязывает быть серьезным и аккуратным: не размахивать руками, не шуметь в коридорах и аудиториях, быть вежливым с преподавателями и товарищами по группе. Во время лекции не перебивать профессора, а задавать вопросы после ее завершения или вежливо поинтересоваться на перемене, есть ли у лектора время для уточнения отдельных аспектов учебного материала. Этический аспект присутствует также в процессе подготовки и выступления на семинаре, в ходе обсуждения курсовой или дипломной работы. Запрещается выдавать чужие мысли за свои. Поэтому необходимо ссылаться на первоисточник (учебник, учебное пособие, монографию, научную статью, интернет-сайт и др.). В противном случае это будет называться плагиатом - присвоением чужого авторства. Необходимо с уважением относиться к иной, отличающейся от вашей, точке зрения. В ходе научного обсуждения проблемы необходимо назвать имена и фамилии тех ученых, что ранее исследовали данный вопрос. Каждый ваш тезис должен быть подкреплен аргументами, ссылкой на авторитетное мнение. Делая выводы, не забудьте подвести итоги сказанному ранее, постарайтесь обозначить перспективы дальнейшего исследования. Не забудьте начать свое выступление с приветствия «Уважаемые коллеги!» и закончить его фразой «Благодарю за внимание. Есть ли ко мне вопросы?».

Следовать правилам - это не значит ущемлять свою индивидуальность. Наоборот, человек прилично одетый, улыбающийся, отзывчивый в глубине души чувствует себя спокойнее, увереннее. Речь идет о самодостаточности личности! «Школы стерв», ошибочное понимание агрессии и хамства как независимости и превосходства, прожигание жизни являются тупиковыми формами, не имеющими под собой никакой мировоззренческой платформы. Простота в общении, помощь нуждающемуся и обездоленному во всех культурах всегда приветствовались и ставились в пример. В общем, как в «Домострое»: «Тем, кто старше тебя, честь воздавай и кланяйся, средних почитай как братьев, немощных и скорбных любовно утешь, а младших как чад возлюби - ни одному созданию Божию не будь лиходеем» .

Отрадно, что, несмотря на катаклизмы XX в., русский народ сохранил добро и незлопамятность (подчеркнем это слово!) в своем сердце. По этому поводу вспоминается драматическая история из книги «Враг народа» Д. Рогозина, содействовавшего освобождению из чеченского плена пожилого русского строителя. «Его украли, держали в сыром подвале жилого дома ровно четырнадцать месяцев. Выжить ему удалось лишь за счет смекалки и удивительной воли <...> Своих извергов старик не проклинал, вспоминал лишь, как все семейство преспокойно ужинало за столом, установленным над входом в его подвал. Все - от мала до велика - знали, что в зиндане заживо гниет пожилой заложник, и считали это делом обычным. Старик взахлеб рассказывал мне все новые подробности своих злоключений, как будто куда-то спешил, а я все удивлялся, откуда в нем такая тяга к жизни, такая уникальная способность в нечеловеческой неволе сохранить достоинство и человеческий облик» . В истории государства Российского немало примеров, когда наши предки помогали больным и раненым иноземным солдатам, а не издевались над ними. Например, окруженным в январе 1943 г. под Сталинградом немцам была гарантирована жизнь. Стараниями советских командиров были организованы приемные пункты и лагеря для военнопленных. Наши врачи, санитары, медсестры лечили обмороженных и оголодавших немецких солдат, боролись с инфекционными заболеваниями. Для сравнения вспомним знаменитую директиву Гитлера немецкой армии, окружившей Ленинград в 1942 г.: не принимать капитуляцию города, так как проблемы выживания населения и его снабжения продовольствием не могут и не должны решаться немецкой стороной. Его ближайший сподвижник нацист Геринг говорил: «В этом году в России умрет от голода от 20 до 30 миллионов человек. Пожалуй, хорошо, что так случится, ибо некоторые народы должны быть истреблены»

Древнекитайский мудрец Конфуций говорил, что все добродетели имеют своим источником этикет. Предыстория этикета, формирование в социуме норм приличий, манер поведения в обществе заключены в традициях и обычаях этноса, своеобразии культурноисторического развития народа. Культура всегда подразумевает сохранение предшествующего опыта. Поэтому осмысление традиций этикета, их изучение и преемственное использование в жизни людей третьего тысячелетия позволят избежать распространения нигилизма и радикализма в обществе.

Традиция - это передача в течение длительного времени - от поколения к поколению - таких элементов социального и культурного наследия, как общественные установки, нормы поведения, ценности, обычаи, обряды, ритуалы. Традиции являются тем механизмом, с помощью которого общество, коллективы вносят свои ценности и нормы в сознание людей. Они стабилизируют общество, жизнь отдельного коллектива . Например, традициями как европейских, так и восточных народов предусмотрено получение женихом приданого невесты. Приданое, читаем в словаре В.И. Даля, - «богатство невесты, что за нею идет по наследству, или в дар от родных; женино имущество» . Оно выставлялось на всеобщее обозрение с тем, чтобы любой мог увидеть ценности, которые получали жених и невеста после свадьбы. В русском языке поныне сохранились пословицы: «Верь приданому после свадьбы», «Приданое - в сундуке, а дурак - на руке». Для перевозки приданого снаряжали поезд, т.е. ряд повозок, следующих одна за другой. Чтобы подчеркнуть богатство приданого невесты, более или менее тяжелые вещи раскладывались на несколько повозок. Поезд двигался по самым многолюдным улицам, останавливаясь на перекрестках. Во время переноса приданого собравшиеся гости, родня жениха и невесты с вещами в руках отплясывали на улице, невзирая даже на дурную погоду. Когда стихала музыка, пели веселые песни . Эта традиция жива до сих пор. Например, в день свадьбы требуют выкуп за невесту (символическая плата за выдачу приданого невесты), брачный картеж с шумом проезжает по оживленным местам.

Нарушение сложившихся традиций воспринимается как святотатство, кощунство. Исследователь древнерусской культуры Б.А. Успенский вводит даже специальный термин «анти-поведение» . На наш взгляд, его примером могут служить события в Москве в начале XVII столетия. Представители польской шляхты (дворянство) прибыли в столицу на свадьбу русского царя Лжедмитрия I (1605-1606) и дочери польского магната Марины Мнишек (умерла в 1614г.). Ненависть москвичей к гостям из Речи Посполитой стала следствием неуважительного отношения польской стороны к русским традициям. В православных храмах они вели себя без всякого почтения: входили туда в шляпах и при оружии, облокачивались на гробницы с мощами чудотворцев. В ходе свадебного обряда грубо нарушались сложившиеся на Руси обычаи. Наевшись и напившись, шляхтичи пустились в пляс. В России для солидных людей считалось зазорным и неприличным скакать и выделывать коленца. Танцы были уделом скоморохов. Советская поэтесса Н. Кончаловская в книге «Наша древняя столица» так образно выразила это поругание национальных традиций:

Пляшут под музыку польские паны,

Русским красавицам стыдно глядеть.

Сроду такой не видали стыдобы:

Женскому полу плясать во хмелю.

Не приходилось и слыхивать, чтобы Девки, горланя, прошли по Кремлю.

Шляется шляхта по древней столице,

Озорничает средь ясного дня -

В древнем соборе сидят на гробнице,

Шпорами нагло о плиты звеня.

Нарушен был и религиозный этикет: супругой русского царя могла быть только православная, а Марина Мнишек придерживалась обрядов Римской церкви. Женитьба на католичке и ее коронация стали последней каплей в чаше терпения москвичей: вспыхнуло народное восстание, в ходе которого Лжедмитрий I был убит.

Обычай - стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для его членов. По сей день мы машем уезжающим рукой. Таков обычай прощания, пожелания доброго пути. В его основе языческие представления наших предков, поклонявшихся стихиям огня, воды, воздуха и т.д. Этим способом «навивался» попутный ветер, помогающий уходящему благополучно добраться до дома. До наших дней дожил еще один обычай: женщина должна идти справа от мужчины. Он уходит корнями в далекое прошлое, когда слева мужчины носили шпагу или саблю, и при нападении возникала необходимость быстро вытащить ее из ножен.

Обряд - воплощение бытовых, религиозных и иных обычаев в различных ситуациях. Издавна традиционный русский свадебный обряд состоял из двух, в определенной мере противопоставленных друг другу частей: с одной стороны - официальной, юридической, церковной (венчания), с другой - семейной (веселого загула, т.е. собственно свадьбы). Причем главной, окончательно скрепляющей семейный союз, в народе считалась вторая часть, семейная. Если по какой-то причине свадьба откладывалась (хотя и венчание уже состоялось), молодые находились врозь до собственно свадебной церемонии. В наши дни, также как и раньше, «свадебная часть» бракосочетания длится гораздо дольше (иногда несколько дней!), чем «официальная», регистрирующая часть (в отделении ЗАГСа и в храме).

Ритуал - разновидность обряда, упорядоченная система и последовательность действий, произнесения речей, церемониал. Ритуалы в разных культурах имеют свои особенности. Например, в европейских придворных кругах велась борьба за малейшие привилегии участвовать в ритуале, поскольку такое участие подтверждало аристократические преимущества перед другими, менее знатными дворянами. Одним дамам разрешалось сидеть возле короля, другие вынуждены были стоять. Существовал этикет, который предписывал одним сидеть в креслах или на табуретках, в креслах с той или иной спинкой; одни имели преимущество идти впереди иностранных принцев, другие - позади. Были и такие, которым дозволялось держать свечу при раздевании короля, хотя покои при этом ярко освещались . В русской культуре исторически сложилась следующая символика цвета в одеянии православных священнослужителей: золотые (желтые) одеяния или белые - богослужение в честь Христа

Спасителя, пророков, апостолов, при совершении таинств (треб) и отпевании; голубой и белый - для праздников в честь Пресвятой Богородицы; красный - в день памяти мучеников и т.д. Даже во времена СССР, когда велась атеистическая пропаганда, в некоторых русских семьях так или иначе отмечался главный православный праздник - Пасха. Советские люди, даже и не соблюдавшие церковный пост, крайне редко ходившие в храмы (или вовсе туда не ходившие), красили яйца, пекли куличи, обращались друг к другу в близком кругу в Светлое воскресение с традиционным для этого дня приветствием: «Христос воскресе!».

Традиции, обычаи, обряды, ритуалы воплощают моральную сущность общества. «Нравственность является идеологическим отражением общих жизненных интересов эпохи» - писал немецкий ученый Эдуард Фукс (1870-1940) . В конце XX - начале XXI в. все чаще раздавались голоса о «падении нравов», «всеобщей безнравственности», отсутствии у современных людей понятий о нормах приличия и т.д. В связи с этим считаем уместным совершить небольшой исторический экскурс в глубь веков, подробнее остановившись на картине нравов Европы в эпоху Возрождения.

В XVI-XVII вв. произошел величайший переворот в системе духовных ценностей. Средневековый аскетизм сменился стремлением к полноте жизни, радости земных наслаждений. Сформировался европейский индивидуализм с новым типом личности. Речь идет об уверенном в себе, предприимчивом, энергичном, полном планов и надежд, не лишенном эгоизма, даже подчас хищничества, властном, волевом человеке. Его интересуют исключительно земные проблемы, в личности ценятся высокая работоспособность, инициативность, умение все уметь, все знать, все мочь, побольше успеть и т.д.

Человек эпохи Ренессанса, в отличие от средневекового аскета, обладал пышущим здоровьем, крепким телосложением. В книге «Физиология человека» (XVI в., Франция) физические данные мужчины описываются так: «Мужчины от природы имеют крупный стан, широкие лица, немного загнутые брови, большие глаза, четырехугольный подбородок, толстые жилистые шеи, крепкие плечи и ребра, широкую грудь, впалый живот, костистые и выступающие бедра, жилистые крепкие ляжки и руки, твердые колени, крепкие голени, выступающие икры, стройные ноги» и т.д. В женщине любили пышные формы. Дама, корсаж (часть женского платья, покрывающая бюст) которой предвещает роскошную грудь, ценится превыше всего. Таковы женщины с чувственных полотен фламандского художника Питера Пауля Рубенса (1570-1640). Современник объясняет, почему для мужчин крупные женщины предпочтительнее субтильных: «Гораздо приятнее управлять высоким и красивым конем, и последний доставляет всаднику гораздо больше удовольствия, чем маленькая кляча».

Чувственность, переходящая в сладострастие, воспринимается как естественное проявление человеческой натуры. «Законы природы важнее всего. Природа ничто не создала даром и снабдила нас благородными органами не только для того, чтобы мы ими пренебрегали, а для того, чтобы мы ими пользовались», - говорят герои романа «Декамерон» итальянского писателя Джованни Бокаччо (1313-1375). «Брак с сильным и хорошо сложенным мужчиной» - основа физического здоровья женщины.

Впервые в Европе нормы этикета становятся востребованными широкими слоями населения: дворянством, купечеством, городскими жителями. Хорошие манеры были необходимы кавалеру, чтобы очаровать даму. Из Франции в европейские языки, а в XVIII в. и в русский, приходят понятия «куртуазия» и «элеганция». Куртуазия - придворный этикет, вежливость, учтивость; элеганция - вежливость, внешний лоск, светскость в эпоху Возрождения . Отсюда и прилагательное элегантный - красивый, изящный. В век Ренессанса формируются представления о придворном этикете. В их основе эталоны и правила поведения в данном обществе. Мужчина воспринимался социумом в качестве хозяина дома, отца семейства. В гостиной комнате его кресло находилось на возвышении, а гости располагались в порядке, соответствующем их статусу.

Зачастую ту или иную эпоху, ее великих деятелей мы воспринимаем, представляя этикетные особенности данного общества. Вот начало стихотворения В. Набокова «Шекспир»:

Среди вельмож времен Елизаветы и ты блистал, чтил пышные заветы, и круг брыжей, атласным серебром обтянутая ляжка, клин бородки - все было, как у всех...

Брыжи - воротник на груди в виде оборок. Его носили современники У. Шекспира, философа Ф. Бэкона. Именно такое одеяние мужчин той эпохи запечатлено на полотнах великих художников. Например, «Портрет мужчины в брыжах и с эспаньолкой» Рембрандта.

Прием пищи монарха обставлялся чрезвычайно пышно. Ниже приведено описание современником ритуала обедов и ужинов английской королевы Елизаветы I (1558-1603). Сначала двое джентльменов вносят в покои монарха символы королевской власти - жезл и покров. Они три раза преклоняют колени, расстилают на столе скатерть и уходят. Затем два других джентльмена приносят соль, блюдо и хлеб. Преклонив колени, они также удаляются. Далее две знатные дамы приносят нож для дегустации. Приседают в реверансе (почтительный поклон с приседанием) и остаются в комнате до конца трапезы. Телохранители королевы вносят двадцать четыре блюда в золотой посуде, и одна из знатных дам отрезает кусочек от кушанья, дает его попробовать телохранителю, чтобы обезопасить первое лицо в государстве от отравления. Затем и сама Елизавета I приступает к трапезе. Не съеденные ею блюда достаются фрейлинам .

Конечно, не стоит утрировать. Элегантность в одежде придворных находилась в противоречии с тем, что мы бы сейчас назвали «цивилизованным поведением». На королевских приемах во Франции не хватало ночных горшков, с которыми бегали лакеи (отправление естественных надобностей в присутствии других до начала XIX столетия в Европе не считалось чем-то неприличным и вписывалось в существующие нравы). В Версале, Фонтенбло, Лувре придворные «орошают занавеси, мочатся в камины, на стены, с балконов». Поэтому двор так часто меняет место своего пребывания: королевские резиденции после испражнений гостей чистят и моют

Один из самых распространенных жестов - вот этот.

Если в США он означает «все ОК», то в Японии - деньги, во Франции - ноль, а в Португалии - вовсе неприличный жест.

Легкое постукивание себя пальцем по носу означает, что, скорее всего, вы говорите неправду. В Англии это расценят как знак, что кто-то вам что-то сообщает по секрету, в Голландии укажут на то, что кто-то пьян.

Англичанин и испанец, хлопнув себя по лбу, выразит, таким образом, крайнее восхищение собой, а немец - крайнее возмущение кем-то.

Пытаясь показать, что кто-то говорит глупость, мы крутим пальцем у виска.

Голландец же таким образом сообщит, что услышал невероятно остроумную фразу. Даже смех трактуется по-разному. Если у нас улыбка - это веселье, то в Африке - крайнее изумление. Между южными и северными странами в этикете вообще глобальные различия. Чем дальше от экватора, тем люди педантичнее и пунктуальнее. На юге же опоздание на 15-20 минут - в порядке вещей. Кроме того, в северных странах недопустимы разного рода прикосновения, особенно между представителями противоположных полов. Исключения - рукопожатия. Южане напротив, обнимут, расцелуют, похлопают по спине каждого гостя. Но, опять-таки, будут аккуратны с противоположным полом. Отправляясь в другие страны, неплохо было бы узнать про распорядок дня, который приемлем там. Например, в южных странах очень длительные обеды. Они длятся по 2-3 часа.

В Италии не принято самостоятельно носить чемоданы. Для этого есть специально обученные люди. Более того, в Италии даже не вызывают самостоятельно такси. Нужно зайти в любое кафе и попросить хозяина, чтобы он за вас это сделал. Делается это бесплатно либо за символическую стоимость.

Страна, где к этикету относятся наиболее щепетильно, - это Англия. Особенно там чтут застольные правила. Умение достойно обращаться с вилками и ножами - минимум, который не позволит вам показаться грубым невеждой в глазах британцев.

В Англии не принято делать комплименты, дарить подарки, говорить о работе после того, как закончился рабочий день.

Во Франции имеет значение застольный этикет. Обед длится 2-3 часа. При этом из-за стола нельзя выходить ни при каких обстоятельствах. Более того, в беседе участвовать должны все участники обеда. Ни в коем случае не разбивайтесь на маленькие группки, когда ведете беседу.

Помимо этого во Франции принято опаздывать на обед минут на 15.

Там крайне развит национализм. Французы очень любят свой язык, свою культуру. Было бы неплохо знать несколько слов на французском и иметь представление о культуре Франции.

Совершенно отдельная история - этикет мусульманских стран. Отправляясь туда, прежде всего, обратите внимание на свою одежду. Желательно, чтобы у женщины руки, ноги и плечи были закрыты. Женщина в наших странах проходит вперед в дверь, в мусульманских - вперед пройдет мужчина, а после - все женщины.

К женщине нельзя обращаться, у нее не стоит уточнять никакие вопросы. Все вопросы в мусульманских странах решают только мужчины.

В мусульманских странах также не принято сидеть, забросив ногу за ногу. Вы оскорбите чувства окружающих, если продемонстрируете им подошву своей обуви или голую ступню. Немало тонкостей в поведении и в восточных странах. Египет давно стал почти родным. Индия и Таиланд с каждым годом привлекают все новых поклонников своей экзотики.

В Индии не принято прикасаться к другим людям. В качестве приветствия - не рукопожатие, а две ладошки, сложенные рядом, и легкий поклон.

В Индии едят руками, а чтобы показать хозяину, что вы наелись, лучше оставить на тарелке немного еды.

Помимо этого, отправляясь в Индию, нужно помнить, что лучше иметь при себе дешевые сандалии, потому что практически во всех храмах и музеях придется разуться, а обувь оставить на входе. Чтобы потом не расстроиться, не увидев своих дорогих сандалий, лучше не брать очень дорогую обувь.

И знайте, что индийские мужчины очень любят по выходным приезжать на пляж и смотреть на раздетых женщин. Если вдруг вы столкнулись с этим, лучше не спорить, не ругаться. Если вам это неприятно, можно просто прикрыться халатом.

В Таиланде не принято наступать на порог. Тамошние жители верят, будто в нем живут добрые духи. Также в Таиланде нельзя загорать топлесс и увлекаться нудизмом, нельзя бросать жевательную резинку на тротуар. За это вам грозит штраф в 600 долларов. А если таковых денег у вас не окажется, то вас могут посадить в тюрьму.

В Таиланде ни в коем случае нельзя говорить о жаре. Это считается верхом неприличия. этикет мусульманский невербальный

В Турции в знак уважения принято приглашать в баню. Турки любят дарить подарки и принимать их. В Турции кофе вам будут наливать практически бесконечно. Он очень крепкий, без сахара, как правило, с кардамоном. Для того, чтобы отказаться, вам надо подвигать чашечкой из стороны в сторону или вовсе перевернуть ее вверх дном. Отправляясь в путешествие, будет не лишним захватить с собой сувениры. Но не будьте навязчивы в попытках вручить их свои новым знакомым.

Культур очень много. Поэтому, отправляясь за рубеж, не поленитесь, залезьте в Интернет и узнайте немного больше о той стране, куда вы направляетесь.

Оказавшись в незнакомой стране, погодите проявлять вежливость и галантность. Иногда она имеет совсем не то значение, к которому мы привыкли. И вы будете выглядеть не очень красиво.

Например, если вы в Норвегии по привычке уступите место пожилому человеку, то таким образом продемонстрируете, что здоровее его физически. А это оскорбительно.

Феминизм не знает границ, поэтому, попытавшись заплатить по счету за женщину в Америке, вы рискуете нарваться на лекцию равноправии полов, и о том, что она и сама в состоянии за себя заплатить, и не надо тут показывать, что у вас больше средств, чем у нее. По этой же причине не пытайтесь нести ее сумки. А за комплименты, если она не в настроении, можете вообще в суд угодить, как за домогательство.

Не стесняйтесь чавкать в гостях у китайцев. Так вы показываете, что вам вкусно и все очень нравится. Для убедительности, хорошо бы заляпать скатерть соусом. И это вполне серьезно.

Делая комплимент в Финляндии, предварительно придется уединиться. При всех – не считается.

В Норвегии лучше вообще никого не хвалить, не проявлять внимание и сочувствие. Подумают, что вы льстите или лезете не в свое дело.

Если вы в гостях у греческих друзей, аккуратнее с восторгами по поводу интерьера и вещей в доме. Потому что хозяевам придется подарить вам понравившуюся вещь. А она вам и не нужна совсем, вы просто так, из вежливости сказали.

Многие народы воспринимают поднятый большой палец, как знак, что вы их в чем-то обманули, подкололи, поиздевались, разыграли.

Неизвестно, стоит ли предупреждать, но не мойте посуду в гостях. Примета плохая.

Когда в Южной Корее вас пытают безумно острой едой, нормальным считается чихать, плакать, задыхаться и кашлять. Это вроде как вы сказали, что вам очень вкусно.

Если вовремя не озвучить отрыжку в Монголии и Бурятии, вас будут кормить, пока вы не лопнете. Есть отрыжка – желудок полон, все просто.

В отличие от нас, японцы и норвежцы несут на похороны нечетное количество цветов.

Не вздумайте при всех сморкаться, если вы в Японии.

В индийских семьях друг другу не говорят слова благодарности. Все свои, нечего тут распыляться на «спасибо». Хотя, и чужим такого не надо говорить. Если речь идет о подарке, похвалите его, скажите, что вам очень нравится, и вы всю жизнь мечтали.

Если в Средней Азии, за беседой, вам понемногу подливают чай в пиалу, это знак уважения, с вами хотят провести больше времени. Если же налили один раз и полную, допивайте, и идите себе. Нечего рассиживаться.

У китайцев живые цветы несут мертвым, а мертвые, то есть искусственные, живым. Чтобы не увяли. В том же Китае нужно обходить стороной число 4. У них даже четвертых этажей нет.

На юго-востоке нельзя гладить человека по голове, а еще указывать ногой в направлении человека, когда сидите нога на ногу.

Если у нас кальян передают друг другу в руки, то арабы кладут его на стол. Не суйте в руки, подумают, что вы заставляете.

Японские служащие не могут покинуть рабочее место раньше, чем их начальник.

В России, как известно, можно «сглазить». Поэтому, вы вряд ли услышите, что дела у русского человека идут отлично, все здоровы и все в порядке. А если хвалите детей, вас заставят сплюнуть и постучать по дереву.

Не допивайте бокал в Грузии. Потому что вам будут подливать еще и еще.

Что делать, если вас пригласили на обед в другой стране? В некоторых странах они весьма странные…

Для начала необходимо узнать правила этикета в разных странах мира. Иначе можно не только попасть в неловкую ситуацию, но и навеки испортить отношения с хозяином дома.

Почему в Казахстане не наливают полную чашку чая, в Китае нельзя резать лапшу, а в Эфиопии неприлично просить отдельную тарелку?

Франция: спокойствие, только спокойствие

Само слово «этикет» французского происхождения. И это не случайно. Правилам поведения за столом, как и самой трапезе, здесь принято уделять особое внимание. Дурным вкусом во Франции считается спешка за столом. Даже если вы очень голодны, есть стоит медленно. Кстати, это полезно не только для имиджа, но и для пищеварения. К тому же не стоит набрасываться на хлеб, который приносят перед основным блюдом. Есть его по кусочку в ожидании горячего считается здесь дурным тоном.

Англия: круг общения

Англичане большое внимание уделяют не только правилам приема пищи, но и общению за столом. Например, верхом неприличия считается повышать голос во время разговора, хвастаться своими достижениями, а главное - вести беседу только с одним гостем. Тема разговора - общая для всего стола, и в беседе принимают участие все собравшиеся. неприличным считается также и перебивать собеседника - особенно гостя или главу семьи.

Китай: размер имеет значение

Сейчас длинные спагетти ассоциируются у нас в первую очередь с Италией. В то же время, по одной из версий, лапша появилась в Европе благодаря путешественнику Марко Поло. Именно он привез ее в 1292 году с собой из Китая. В самой Поднебесной лапшу едят уже тысячелетия. Первые упоминания о ней содержатся в документах, которым более 2000 лет. С тех пор в Китае настоящий культ лапши. Она олицетворяет собой здоровье и долголетие. Именно поэтому застольный этикет предписывает ни в коем случае лапшу не разрезать. Считается, что так человек укорачивает себе жизнь.

Казахстан: стакан наполовину пуст

В Казахстане гостю никогда не наливают полную чашку чая. Не стоит требовать добавки - это считается невежливым. Наполненная до краев чашка означает, что хозяин хочет быстрее выпроводить вас из своего дома. Чем меньше порция чая, которую наливают гостю, - тем больше уважения. К тому же пьют чай в Казахстане обычно из пиалы, а ее просто неудобно держать в руках, если наполнить до краев.

Таиланд: мойте руки после еды

Если в Таиланде сервировали стол ложкой и вилкой, это еще не значит, что вам предоставили выбор, чем есть. Особенно внимательно нужно относиться к блюдам из отварного риса. Вилка здесь используется только для того, чтобы положить рис на ложку. Правда, некоторые блюда из северных и северо-восточных регионов страны нужно есть только руками. В них рис имеет клейкую консистенцию, а следовательно, его сложнее брать вилкой. Расслабиться можно, лишь если вам подали блюдо без риса. Такую пищу едят вилкой. Кстати, палочками в Таиланде рис не едят. Это считается самым злостным нарушением этикета.

Чили: руки прочь!

В Чили в отношении рук все наоборот. За столом совершенно ничего нельзя есть руками. Только столовыми приборами. Даже картошку фри. Тем более стоит забыть про известное нам правило «птицу едят руками». В Чили на вас посмотрят как на варвара. Здесь, кстати, самые строгие правила этикета среди всех латиноамериканских стран.

Япония: как много в этом звуке

Не удивляйтесь, если увидите, как японцы громко чавкают, когда едят лапшу и супы. Таким образом они демонстрируют свое уважение повару. Чем громче чавканье, тем лучше удалось блюдо. Кстати, суп можно пить прямо из миски, даже не используя ложку.

Эфиопия: в лепешку

В Эфиопии неприлично просить себе отдельную тарелку. Все гости и хозяева едят из одного большого блюда. Таковы традиции гостеприимства. Пищу в Эфиопии кладут на плоскую лепешку, которую называют «ынджера». В добавок ынджеры кладут на край тарелки для того, чтобы брать с их помощью пищу. Таким образом лепешка выполняет еще и роль вилки. Кстати, брать еду принято маленькими порциями, чтобы не уронить лишнее в общую тарелку.

Адыгея: стой, кто идет

Адыги с большим уважением относятся к пище, поэтому считается непочтительным поворачиваться спиной к накрытому столу. По этой же причине все собравшиеся не могут вместе выйти из-за стола. Хотя бы один человек должен остаться сидеть, пока не вернутся остальные. Обычно остается самый старший. К тому же в Адыгее не принято отказываться от приглашения отобедать. Это может быть воспринято хозяином как оскорбление.

Ненецкий автономный округ: все пропел

Какое русское застолье проходит без песни? Обычно после того, как гости поедят и выпьют, начинают петь. Но не везде. Например, у ненцев петь и свистеть за столом категорически запрещено. Это считается верхом неприличия. Если кто-то вдруг запоет за столом, ненцы вспомнят примету «все пропоешь, все просвистишь».

http://www.moya-planeta.ru/travel/

Рассказать друзьям