Нравственный выбор героев. (По повести «Сотников»). Тема душевной стой­кости и предательства в повести Сотников Дружба между сотниковым и рыбаком

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В повести Быкова , персонаж Рыбак - один из двух партизан отправившихся за провизией. Он опытный военный, сильный, смелый и очень расчетливый. Мужчину так же можно назвать патриотом своей страны. Он, несмотря на тяготы военного времени, старается четко соблюдать все приказы руководства. Мужчину часто посылают на тяжелые задания. Этот раз не стал исключением.

Возможно, вернулся бы из деревни с едой, если бы с ним не отправился Сотников, который чувствовал сильнейшее недомогание. Из-за этого мужчины медленнее передвигались, часто останавливались, вступили в перестрелку с полицаями, а потом были вынуждены скрываться в чужой избе.

К сожалению, на этом неудачи партизан не закончились. Когда в дом, где они прятались, вошли полицаи с обыском, Сотникова стал душить сильнейший кашель. Он то и стал для них полным разоблачителем, благодаря чему оба товарища вместе с хозяйкой дома, попали в плен к фашистам.

Та ночь в подвале для мужчин была самой тяжелой. Каждый думал, оставят ли их в живых и до последнего надеялись на спасение. Когда все же последняя надежда на спасение растворилась, каждый из мужчин придумал свой план дальнейших действий. И если для Сотникова совершенно очевидным стало то, что лучше взять вину на себя, чтобы других освободили, то Рыбак явно не собирался умирать.

На допросе, полицаи увидели его «потенциал» и постарались переманить на их сторону. Однако, Рыбак на отрез отказался от предательства. Теперь же, когда смерть была не жуткой догадкой в головах пленников, а становилась очевидным фактом, ему просто необходимо было сделать все, чтобы выжить.

Мужчина, как и в детстве, чувствовал страх. Но тогда по его вине пострадала девочка, лошадь и повозка, теперь же мог пострадать он сам. От его дальнейших действий завесила его единственная жизнь.

Поэтому, Рыбак, не медля, принимает решение перейти на сторону фашистов, утром, до того, как огласят приговор. Только бы успеть поговорить с начальником, только бы выжить! Потом он обязательно сбежит к своим, и будет все как прежде!

Рыбак делает свой последний «стратегический ход» и его помиловали. Только он не ожидал того, что будет сам вести Сотникова к месту «ликвидации». Сам будет придерживать бревно, чтоб тот вскарабкался и не упал раньше времени. Рыбак, не считал еще себя предателем. Он не делал ничего противозаконного, он не убивал и не вешал. сам выбил у себя пенек из-под ног…

На самом деле, у мужчины уже пошел процесс разрушения личности. Находясь практически на свободе, он даже не постарался пойти в «ва-банк» и устроить диверсию. Так или иначе, никто живым отсюда не уйдет. Пострадают все поголовно. Но тогда Рыбак еще был уверен, что после казни сбежит от полицаев.

Казнь состоялась. Рыбак почувствовал, что в нутрии его что-то надломилось. Возможно, это было угрызение совести, а может просто жалость к остальным бывшим сокамерникам. И тогда он вдруг ощутил безысходность положения. Он понял, что бессмысленно остался жить, и то, что теперь его навсегда будут терзать совесть.

Рыбак решает осуществить побег, но ничего не получается. Тогда мужчину одолевает горестное раскаяние за свою сохраненную такой ценою жизнь. Последний шанс расквитаться со своим существованием терпит фиаско, ремень, на котором мужчина решает повеситься, не оказывается при нем.

И только тогда «партизан» перестает спорить с судьбою и становится настоящим «предателем», соглашаясь с безысходностью.

Повесть «Сотников» — одно из главных произведений о войне 1941-1945 года, с которым всем нам предстоит ознакомиться в школьные годы, когда тема верности и предательства особенно актуальна для нас. В этом возрасте очень важно научиться разбираться в людях и их намерениях. Так что разбор данной книги от Многомудрого Литрекона поможет не только любителям истории, но и всем тем, кто хочет сразу узнавать в окружающих хорошие и плохие черты.

Василь Быков написал повесть “Сотников” в 1969 году. Идею для сюжета он взял из своей собственной жизни. Во время войны он встретил сослуживца, который в какой-то момент согласился сотрудничать со сторонниками немецкой армии. Эта встреча натолкнула автора на рассуждения о готовности человека предать принципы ради спасения собственной жизни.

Изначально произведение называлось “Ликвидация”, но позже автор поменял название на фамилию одного из героев. Почему же Быков назвал повесть “Сотников”? Ведь даже большая часть сюжета подается от лица Рыбака. Можно предположить, что таким образом он показывает нам свое отношение к ситуации, сложившейся в произведении. Автор дает понять, что сам он целиком на стороне Сотникова и тоже выбрал бы смерть с чистой совестью, а не служение врагам. Кроме того, именно этот герой является катализатором всех событий. Он согласился идти на задание, не находясь в лучшем самочувствии. Из-за его состояния партизаны потеряли много времени в дороге. Из-за него полицаи нашли их в доме Демчихи. Т. е самопожертвование Сотникова стало причиной всех ужасных событий. Таким образом, именно он и является главным героем произведения.

Жанр и направление

Произведение “Сотников” является реалистической повестью, так как основано на истории, действительно произошедшей в годы войны. Автор правдиво показывает суть партизанских отрядов, их занятия и цели. Быков и сам был участником военных действий, поэтому многие моменты произведения написаны как бы от “первого лица”.

Кроме того, писатель отмечает, что философская основа произведения построена на экзистенциализме, т. е. человеческая жизнь признается иррациональной, непостижимой уму. Два абсолютно разных человека оказываются в одинаковых обстоятельствах и, хотя один умирает, а второй остается живым, итог жизни этих людей один — они обречены.

Суть

Основные события происходят во время вылазки двух бойцов за провизией для партизанского отряда. 26-летний учитель болен простудой, но вызывается пойти в селение вместе с Рыбаком — крепким и здоровым парнем. Мужчины идут на риск, кругом нацисты, но другого выхода нет — нужно помочь отряду.

В дороге напарников заметили оккупанты, завязался бой, и партизаны вынуждены были отступать, чтобы спрятаться в деревне. Там они забрались в дом с ребятишками, и пришедшая хозяйка сдалась на уговоры и оставила бойцов у себя с риском для жизни.

Из-за болезни Сотникова полицаи все же нашли беглецов и повели на допрос. Учитель выдержал все пытки, а Рыбак испугался и согласился сотрудничать с врагами. В финале несговорчивого пленника казнят, но он выбивает у себя из-под ног подпорку, чтобы не дать сделать этого бывшему товарищу.

Рыбаку стыдно за свой выбор, он все еще надеется сбежать от фрицев к своим, но читатель понимает, что ему не удастся это сделать. У предателя больше нет родины.

Главные герои и их характеристика

  1. Сотников — заглавный герой повести, бывший учитель, 26 лет. В начале войны командовал батареей, но попал в плен. После побега присоединился к одному из партизанских отрядов. Сотников является примером человека с железными жизненными ориентирами, которые не могут измениться под действием каких-либо обстоятельств. Обладает слабым здоровьем, которое, по сути, и является причиной многих событий, происходящих в повести. Для Быкова этот герой -моральный ориентир, пример нравственной стойкости, выбравший “чистую” смерть, а не “грязную” жизнь. Все описание Сотникова строится именно на силе его характера, которая противопоставляется физической силе Рыбака.
  2. Рыбак — напарник Сотникова, полная его противоположность. Хороший солдат, сила которого основана на отличном здоровье и выносливости. В начале войны был старшиной отряда, ушел в партизаны после ранения. В первой части произведения именно Рыбак вызывает симпатию. Он отправляется в опасный поход, чтобы помочь своему отряду, при этом практически тащит за собой больного Сотникова. Он представляется человеком ответственным, сильным, надежным. Но в ходе развития действий он превращается в предателя, помогающего убить своего друга. Однако Рыбака нельзя назвать исключительно плохим человеком. Он — лишь жертва обстоятельств, сложившихся во многом не из-за него. Несмотря на это, персонаж, конечно же, сам несет ответственность за нравственный выбор, который он делает. Ничто не может оправдать его в полной мере. Хотя и трудно обвинить человека в желании жить, однако жизнь ли -служение врагам, уничтожающим все, что тебе дорого? Конечно нет. И сам Рыбак это понимает, но в тот момент, когда стало уже слишком поздно, чтобы поменять решение.
  3. Демчиха — простая русская женщина, в дом которой Сотников и Рыбак случайно забрели в поисках укрытия. Хотя сначала она и не очень добро настроена по отношению к партизанам, в итоге помогает им, за что потом сама и погибает. Обстоятельства ставят перед ней тяжелый нравственный выбор: помочь партизанам или выдать их и точно спасти себя и детей. Но душа обычной русской женщины не может сдать своих, она пытается найти самый положительный выход из ситуации и помочь всем.

Тематика и проблематика

В повести «Сотников» Василь Быков затрагивает множество важным тем, которые особенно характерны для произведений с военной тематикой: смелость, героизм, самопожертвование, верность, любовь к родине, предательство, но основой всего произведения является проблема нравственного выбора. Каждому из героев приходится принимать свое трудное решение. Сотников и Рыбак могут выбрать, кем стать: мертвым героем или живым предателем. Демчиха решает: обеспечить безопасность своей семье или попытаться помочь партизанам. Даже старосте Петру приходится выбирать (хотя это действие и происходит еще до начала повествования): отказать полицаям и подпортить и без того плохую жизнь односельчан или принять предложение, помочь окружающим, но повесить на себя ярлык предателя

В этом и заключается одна из главных нравственных проблем войны. Каждый день нужно выбирать: либо придерживаешься своих принципов и живешь плохо, а может и вообще умираешь, либо идешь на сделку с совестью ради лучших условий или сохранения жизни.

Так основные темы описывал сам писатель:

Про задумку “Сотникова” В. Быков писал: “Прежде всего и главным образом меня интересовали две моральные проблемы, которые можно сформулировать так: “Что такое человек перед уничтожающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности защитить жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?”

Главная мысль

Конечно, далеко не все могут сделать выбор, который мы бы посчитали правильным, опираясь на наши нравственные ценности, но ведь у каждого они свои. Не нужно осуждать человека за его выбор, лучше смотреть за своими действиями. Именно поэтому авторская позиция Быкова практически не заметна. Он описывает ситуацию, показывает разные пути выхода из нее, и все же окончательное решение остается за каждым из нас. Но для того чтобы потом не жалеть о содеянном, необходимо расставить правильные приоритеты. Писатель на практике показывает, что сила духа гораздо важнее физической силы, поэтому человек должен развивать ее и полагаться именно на нее в сложных обстоятельствах. Выбирать можно лишь тогда, когда оба пути доступны, а малодушным людям самопожертвование не по плечу.

При этом, автор дает нам урок: нужно уметь нести ответственность за свои поступки и решения, в этом и смысл финала книги. Рыбак практически сразу же осознал, что сделал только хуже для себя, теперь ему придется страдать, даже самостоятельно закончить жизнь не представляется возможным. Это мучение теперь и становится его ответственностью за предательство. В этом и заключается основная идея произведения.

Чему учит?

Писатель заложил в книге важную мораль, а именно – превосходство моральных ценностей над земными потребностями. Все мы хотим жить, но для высоконравственных людей в этом вопросе важно не «что», а «как». Можно пресмыкаться и унижаться, вымаливая возможность существовать, но позволительно ли назвать это полноценной жизнью? Едва ли. Поэтому для них гораздо важнее, как жить. Потеряв возможность самостоятельно выбирать, Сотников отказывается и от жизни, ведь то, что предпочитает Рыбак, кажется ему не спасением, а пыткой.

Вывод из прочитанного текста можно сделать такой: важно правильно расставить приоритеты и жить по своему морально-нравственному кодексу, несмотря на возможные негативные последствия, иначе отступление от него может грозить полным разочарованием в жизни.

Критика

Советская критика положительно оценивала данную книгу, и даже европейские авторы высказывались о ней весьма позитивно.

В «Сотникове», по мнению венгерского критика Антала Вечека, автор не стал с самого начала разграничивать героев на плохих и хороших, как это делали его коллеги. Напротив, он смешал краски, показав подлинного человека с большой буквы больным и слабым, а изменника – ответственным и сильным любимцем коллектива. Так он показал неоднозначность внешних проявлений человеческой натуры.

В книге «Литература дальних дорог» Клод Прево написал, что Сотников упорно «верит в великие принципы и в человеческую нравственную силу» и гибелью своей вдохновляет людей на сопротивление нацизму. Герой даже встречается взглядом с мальчиком и улыбается ему одними глазами, чтобы передать ему свое последнее слово.

По замечанию Кати Яневой из Болгарии, Василь Быков «умеет «слушать» своих непретенциозных героев, улавливая много больше того, что они говорят, глубоко заглядывая в их психику и социальные истоки их поведения».

Но были и другие случаи, когда писатель не был понят рецензентами. К примеру, Шарлотта Шмитц заявила, что между поступками персонажей нет разницы в том смысле, что оба они пришли к поражению. Один отдал жизнь, другой – честь. Оба не были довольны результатом, да и для партизанского отряда польза от их рейда сомнительна.

На это Быков ответил жестко:

Я не знаю, каковы критерии подвига у Ш. Шмитц, но для меня Сотников - герой. Да, он не разгромил врага, но он оставался человеком в самой бесчеловечной ситуации. Как подвиг выглядит его стойкость и в глазах тех нескольких десятков людей, которые явились свидетелями его последних минут и на чьих глазах искал свой путь к спасению жизни Рыбак.

Урок литературы

11 класс

с использованием современных образовательных технологий

«Проблема нравственного выбора в повести В.В. Быков «Сотников»

Гулимова Т.О.

Учитель ГБОУ СОШ № 210

Санкт-Петербург

Задачи урока:

Личностные

  1. совершенствование духовно- нравственных качеств, уважительного отношения к русской литературе;
  2. совершенствование умения решать познавательные задачи с помощью различных источников информации.

Метапредметные

  1. развивать умение понимать проблему, выдвигать гипотезу;
  2. развивать умение подбирать материал для аргументации собственной позиции, формулировать выводы;
  3. развивать умение работать с разными источниками информации.

Предметные

  1. развивать умение понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в произведении вневременные нравственные ценности и их современное звучание;
  2. развивать умение анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;
  3. развивать умение понимать и формулировать тему и идею произведения, нравственный пафос произведения;
  4. развивать умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  5. закрепление умения определять элементы сюжета произведения, роль изобразительно-выразительных средств языка;
  6. закрепление умения понимать авторскую позицию и формулировать свою позицию по отношению к ней;
  7. закрепление навыка отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вести диалог
  8. закрепление умения писать сочинение, связанное с проблематикой изученного произведения.

Ход урока

Нравственный человек много делает ради

своих друзей и ради отечества, даже если бы

Ему при этом пришлось потерять жизнь.

Аристотель

  1. Постановка задачи

20 век – век глобальных перемен, катастроф, век революций и жесточайших войн. Это переломная эпоха в истории человечества. Люди, попавшие в жернова истории, вынуждены были делать свой нравственный выбор: совершить благородный поступок и погибнуть, отказаться от своих нравственных принципов и сохранить себе жизнь. Что важнее – это каждый решал для себя сам. Порой этот выбор был невыносимо тяжек, раздавливая человека, отступившего от понятий чести, справедливости и добра. Порой и порядочные, честные люди не могли совладать с естественным желанием спасти свою жизнь во что бы то ни стало. Эпоха ломала человеческие души и крушила представления человека о морали, этике, заставляя отрекаться от привычных нравственных ценностей. И только те люди, которые сумел сохранить человеческое достоинство, которые остались верны своим убеждениям, которые не предали свои идеалы, достойны именоваться героями.

В повести Василя Быкова, как и во многих других произведениях 20-го века, проблема нравственного выбора является основной. Обсуждению этой проблемы мы и посвящаем сегодня урок литературы. Раскрыть тему нравственного выбора невозможно без сопоставительной характеристики главных героев повести – Сотникова и Рыбака.

(На доске) «… прежде всего и главным образом меня интересовали два нравственных момента, которые упрощенно можно определить так: что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?»

  1. Слово о писателе (сообщение ученика)

Василь Владимирович Быков (1924 – 2003)

Родился в деревне Бычки Ушачского района Витебской области в крестьянской семье. В июне 1941 года экстерном сдал экзамены за 10 класс. Война застала его на Украине, где он участвовал в оборонных работах. Во время отступления, в Белгороде, отстал от своей колонны и был арестован и чуть не расстрелян как немецкий шпион. Воевал в составе армейского инженерного батальона. Призван в армию в 1942 году, окончил Саратовское пехотное училище. Осенью 1943 года присвоено звание младшего лейтенанта. Участвовал в освобождении Румынии, с действующей армией прошёл по Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии; старший лейтенант, командир взвода полковой, затем армейской артиллерии. О войне в книге воспоминаний «Долгая дорога домой» вспоминал так:

В 1955 г. Окончательно демобилизовался из армии. С конца 1997 г. Жил за границей в политической эмиграции в Финляндии, Германии, Чехии. Похоронен в Минске.

  1. Анализ произведения

Повесть «Сотников» была написана в 1970 году.

  1. Сравнительная характеристика Сотникова и Рыбака

- Сравните портреты героев. Какой вывод можно сделать?

Параметры

Сотников

Рыбак

Портрет, физическое состояние

Физически нездоров

Полон жизненных сил

Социальное происхождение

Интеллигент, до войны работал учителем

Деревенский парень, привык к тяжёлому крестьянскому труду

Выносливость, способность справляться с жизненными трудностями

Преодолевает трудности партизанской жизни благодаря силе духа, упорству. Перед тем как попасть в окружение, подбил несколько танков.

Преодолевает тяготы партизанского быта благодаря физической силе и крепкому здоровью

Как оказался в партизанском отряде

По идейным соображениям;

после того как трижды совершал попытки выйти из окружения;

стремился бороться с врагом в любых условиях

Пошёл в партизаны, потому что так поступали многие; оставаться в деревне было опасно – его могли отправить в германское рабство

Какие качества характера располагают к Рыбаку?

В какой момент по отношению к нему появляется настороженность?

2) У старосты

Как в отказе Рыбака расстрелять старосту Петра, вопреки требованиям Сотникова, проявилось различие нравственных позиций товарищей? На чьей стороне автор?

Склонность к компромиссам

Сотников

Рыбак

К компромиссам не склонен вообще.

Готов идти на компромисс с врагом.

Прекрасно понимает законы войны: если ты пощадишь врага, то погибнешь сам; война диктует свои жёсткие условия

Он терпимее к старосте Петру, служащему немцам.

Уже знает, что такое предательство. Пожалев старосту Петра, партизаны подставляют под удар самих себя.

Ему недостаёт твёрдости характера и последовательности в своих действиях.

  1. Перестрелка с полицаями

(Только мысль о том, как он объяснит произошедшее командиру отряда, заставила Рыбака вернуться за раненым)

Отношение к товарищу

  1. В хате у Дёмчихи

Как ведёт себя Дёмчиха во время ареста партизан?

Сравните поведение женщины и Рыбака.

(Дёмчиха не упрекает партизан в своей трагедии, несмотря на то, что её дети останутся круглыми сиротами.)

- Что тревожит каждого из героев?

  1. Образы полицаев

Как изображены в повести полицаи: Стась, Будила, Портнов?

Найдите в тексте слова, дающие экспрессивную характеристику этих персонажей.

(Автор глубоко презирает предателей. Отступив от нравственных законов, они перестали быть людьми. Полицаи в повести «взвизгивают», «вызвериваются», «ощетиниваются», т.е. ведут себя, как шавки, выслуживающиеся перед своими хозяевами. Стась предал даже родной язык, говоря на дикой смеси белорусского с немецким»: «Яволь в подвал! Биттэ прошу!»)

  1. В плену

(Невозможны уступки злу во имя добра. Вступив на путь измены, впоследствии с него не свернёшь. Отказ полковника от любых компромиссов стал его последней победой над врагом. Поступок полковника – идеал поведения истинного патриота.)

– Что ужаснуло Рыбака, когда он увидел Сотникова, вернувшегося после допроса?

(Пётр: «Звери». Рыбак: это же самое будет с ним.)

– Какую позицию во время допроса избрал Рыбак?

(Подстраиваться, хитрить.)

– Что раздражает его в Сотникове? (Принципиальность.)

– А Сотникова? (Молчание. Сначала хотел взять все на себя, чтобы закрыть других.)

– Почему Рыбака не пытали?

– Чем закончится его путь?

– В чём видит Сотников причину падения (предательства) Рыбака? (Партизан он хороший, а человеческие качества не дотягивают.)

  1. Нравственный выбор

Какой нравственный выбор делают Сотников и Рыбак?

  1. Сон Сотникова

Прокомментируйте сон героя.

Сон: отец во сне говорит: «Был огонь, и была высшая справедливость на свете…». Есть Высший суд, перед которым ответственны все без исключения. Мальчик в будёновке – олицетворение грядущего поколения: Сотников должен повторить подвиг русского полковника перед лицом будущего, передать завет грядущим поколениям.

(Сотников берёт на себя всю вину, пытаясь спасти других людей – для него важно достойно умереть, совершив добро.)

  1. Финал

Обратите внимание, как меняется лексика героя в финале. Отступает на второй план физическая немощь. Мы слышим голос мудрого, уставшего человека. В его речи звучат слова высокой духовности, вневременные.

(Совесть – мерило поступков. Милость, терпеть, совесть, нравственность, Бтблия)

Нет слова Бог, не звучит молитва, но слова молитвы прочитываются в семантике текста. Пророк Исайи:

Горе тем, которые зло называют добром, и добро злом, тьму почитают светом, и свет тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое горьким!
Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!..
Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;
Научитесь делать добро; ищите правды…
(Книга пророка Исаии: гл. 5: 20-21; гл. 1:16-17)

- Как будто звучат строки из отцовской Библии. Кажется, что взошёл Сотников не на эшафот, а на какую-то немыслимую высоту, с которой мог посмотреть без злости даже на Рыбака.

– Подтвердите текстом эту высоту Сотникова и падение Рыбака.

– Что видит Сотников с этой высоты?

(Природу, глаза ребёнка, церковь – мир, который его не предаст.)

(Рыбак собственноручно казнит товарища. И хотя он спасён от физической смерти, он обрекает себя на долгую, позорную смерть предателя, Иуды. Рыбак, как Иуда, пытается повеситься, и нигде иначе, как в уборной, среди вони человеческих отходов, даже готов броситься головой вниз, но не решается. Унизительное рабское существование становится для него пожизненным наказанием.)

На доске изображение старой церкви.

– Церковь… Опишите её… («Заброшенная людьми, но недалеко от деревни» – надежда на то, что может быть, люди снова обратят свой взгляд на неё, и, тогда вновь вернется то, что потеряли их души.)

– Глаза мальчика. В русской литературе есть художественный прием, который Блок позже назовет «встречей глаз». Искра – духовное понимание – преемственность здесь.

Л.Н. Толстого благодаря такой встрече глаз французский офицер не отправил на смерть Пьера Безухова. У Достоевского встреча светлых глаз Сонечки и темных Раскольникова объединяет их.

- В трудной ситуации выбора Рыбак оказался Иудой, предавшим и Сотникова, и товарищей, он сам определил цену своей жизни перед лицом грозившей смерти. Сотников перед лицом неумолимой смерти делает единственно возможный для себя выбор заветов отца – спасения чести, совести, души. И, как знать, может быть, будь в последние минуты жизни у Сотникова Библия отца, он перечитывал бы именно эти строки…

Прислушайтесь и вы к ним. Постарайтесь найти отзвук в собственной душе:

Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать…
И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне…
Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.
(Евангелие отМатфея: гл. 10:19, 28; гл. 7:13-14)

Как вы понимаете финал повести?

(Оступившись один раз, человек уже не может остановиться, как бы он того ни хотел. Жизнь, купленная предательством, достойна только презрения. Человек, не изменивший своим нравственным убеждениям, даже погибнув, остаётся вечно живым в памяти потомков.)

  1. Итоги

А) Слово учителя

Для прозы Быкова характерно противопоставление физического и нравственного здоровья человека. Однако ущербность души раскрывается не сразу, не в обыденной жизни: необходим «момент истины» , ситуация категорического нравственного выбора. В партизанскую разведку отправляются двое: полный жизненных сил Рыбак и не отличающийся мощью интеллигентный Сотников, сам вызвавшийся пойти на задание, несмотря на хворь. Сотников – сугубо штатский человек, до войны работавший учителем в школе. Физическую силу ему заменяет упрямство и сила характера.

Рыбак же с 12 лет занимался тяжёлым крестьянским трудом, он легче переносил физические нагрузки и тяготы партизанского быта. Рыбак более склонен к нравственному компромиссу. Он отказывается расстрелять старосту Петра, служившего фашистам. Но то, что хорошо в мирной жизни, губительно в условиях войны. Сотников прекрасно понимает законы войны, он познал, что такое плен, предательство, потому на компромиссы с совестью не шёл.

Быков не жалеет чёрных красок для изображения полицаев: люди, отступившие от нравственных законов, перестают быть для него людьми.

Рыбак пытается перехитрить своего врага, не понимая, что уже вступил на путь предательства, потому что поставил собственное спасение выше законов чести, товарищества. Шаг за шагом он постепенно уступает врагу, предавая сначала Дёмчиху, затем Сотникова. Сотников, в отличие от Рыбака пытается взять на себя вину других людей, чтобы спасти их, для него важно достойно умереть. Как Христос, Сотников идёт на смерть за «други своя», во имя человечества. Как и Христос, он будет предан товарищем.

Б ) Оценка выступлений и работы учащихся на уроке .

(Отчёт о принятом в группе решении, о том, как работала группа. Оценивание работы в группах проводят сами учащиеся.)

В) Задание для тех, кто не сумел проявить себя в ходе семинара:

Дайте толкование следующим словам и выражениям: нравственность, нравственный выбор, честь, предательство, благородство, патриотизм.

Г) Записать вывод по теме урока в рабочую тетрадь.

  1. Домашнее задание:

Написать развёрнутый ответ на вопросы:

- « В чём заключается суть подвига Сотникова? »

- « Как Рыбак становится предателем? »

Приложение

Задание к уроку по группам

Задание для всех групп:

Найдите в тексте повести портреты Сотникова и Рыбака, сопоставьте их. Чем отличаются герои повести друг от друга? Как каждый из них попал в партизаны?

Как вы понимаете финал повести? Объясните его смысл.

1 группа:

Как в отказе Рыбака расстрелять старосту Петра, вопреки требованиям Сотникова, проявилась разность нравственных позиций товарищей? На чьей стороне автор?

Как проявляют себя герои повести в эпизоде перестрелки с полицаями?

2 группа:

Почему струсивший было Рыбак всё же возвращается на выручку товарищу?

Какую роль в повести играет сцена допроса русского полковника, свидетелем которой оказался Сотников во время допроса в плену?

3 группа:

Как ведёт себя Дёмчиха во время ареста партизан? Сравните поведение женщины и Рыбака в этой ситуации?

Как изображены в повести полицаи: Стась, Будила, Портнов? Найдите в тексте слова, дающие экспрессивную характеристику этих персонажей.

4 группа:

Какой нравственный выбор делает Рыбак, пытаясь спастись?

Можно ли его назвать закоренелым негодяем?

Какой нравственный выбор делает Сотников? Как он ведёт себя накануне смерти? Прокомментируйте сон героя.

Почему Сотников, глядя на приготовленную ему петлю, думает: «Одна на двоих»?


Урок литературы

Класс

«Проблема нравственного выбора в повести В.В. Быков «Сотников»

Ход урока

Нравственный человек много делает ради

своих друзей и ради отечества, даже если бы

ему при этом пришлось потерять жизнь.

Аристотель

20 век – век глобальных перемен, катастроф, век революций и жесточайших войн. Это переломная эпоха в истории человечества. Люди, попавшие в жернова истории, вынуждены были делать свой нравственный выбор: совершить благородный поступок и погибнуть, отказаться от своих нравственных принципов и сохранить себе жизнь. Что важнее – это каждый решал для себя сам. Порой этот выбор был невыносимо тяжек, раздавливая человека, отступившего от понятий чести, справедливости и добра. Порой и порядочные, честные люди не могли совладать с естественным желанием спасти свою жизнь во что бы то ни стало. Эпоха ломала человеческие души и крушила представления человека о морали, этике, заставляя отрекаться от привычных нравственных ценностей. И только те люди, которые сумел сохранить человеческое достоинство, которые остались верны своим убеждениям, которые не предали свои идеалы, достойны именоваться героями.

В повести Василя Быкова, как и во многих других произведениях 20-го века, проблема нравственного выбора является основной. Обсуждению этой проблемы мы и посвящаем сегодня урок литературы. Раскрыть тему нравственного выбора невозможно без сопоставительной характеристики главных героев повести – Сотникова и Рыбака.

(На доске) «… прежде всего и главным образом меня интересовали два нравственных момента, которые упрощенно можно определить так: что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?»

Слово о писателе

Василь Владимирович Быков (1924 – 2003)

Родился в деревне Бычки Ушачского района Витебской области в крестьянской семье. В июне 1941 года экстерном сдал экзамены за 10 класс. Война застала его на Украине, где он участвовал в оборонных работах. Во время отступления, в Белгороде, отстал от своей колонны и был арестован и чуть не расстрелян как немецкий шпион. Воевал в составе армейского инженерного батальона. Призван в армию в 1942 году, окончил Саратовское пехотное училище. Осенью 1943 года присвоено звание младшего лейтенанта. Участвовал в освобождении Румынии, с действующей армией прошёл по Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии; старший лейтенант, командир взвода полковой, затем армейской артиллерии. О войне в книге воспоминаний «Долгая дорога домой» вспоминал так:

В 1955 г. Окончательно демобилизовался из армии. С конца 1997 г. Жил за границей в политической эмиграции в Финляндии, Германии, Чехии. Похоронен в Минске.

Анализ произведения

Повесть «Сотников» была написана в 1970 году.

Сравнительная характеристика Сотникова и Рыбака

- Сравните портреты героев. Какой вывод можно сделать?

Параметры Сотников Рыбак
Портрет, физическое состояние Физически нездоров Полон жизненных сил
Социальное происхождение Интеллигент, до войны работал учителем Деревенский парень, привык к тяжёлому крестьянскому труду
Выносливость, способность справляться с жизненными трудностями Преодолевает трудности партизанской жизни благодаря силе духа, упорству. Перед тем как попасть в окружение, подбил несколько танков. Преодолевает тяготы партизанского быта благодаря физической силе и крепкому здоровью
Как оказался в партизанском отряде По идейным соображениям; после того как трижды совершал попытки выйти из окружения; стремился бороться с врагом в любых условиях Пошёл в партизаны, потому что так поступали многие; оставаться в деревне было опасно – его могли отправить в германское рабство

Какие качества характера располагают к Рыбаку?

В какой момент по отношению к нему появляется настороженность?

У старосты

Как в отказе Рыбака расстрелять старосту Петра, вопреки требованиям Сотникова, проявилось различие нравственных позиций товарищей? На чьей стороне автор?

Склонность к компромиссам

Перестрелка с полицаями

(Только мысль о том, как он объяснит произошедшее командиру отряда, заставила Рыбака вернуться за раненым)

Отношение к товарищу

3) В хате у Дёмчихи

Как ведёт себя Дёмчиха во время ареста партизан?

Сравните поведение женщины и Рыбака.

(Дёмчиха не упрекает партизан в своей трагедии, несмотря на то, что её дети останутся круглыми сиротами.)

- Что тревожит каждого из героев?

Образы полицаев

Как изображены в повести полицаи: Стась, Будила, Портнов?

Найдите в тексте слова, дающие экспрессивную характеристику этих персонажей.

(Автор глубоко презирает предателей. Отступив от нравственных законов, они перестали быть людьми. Полицаи в повести «взвизгивают», «вызвериваются», «ощетиниваются», т.е. ведут себя, как шавки, выслуживающиеся перед своими хозяевами. Стась предал даже родной язык, говоря на дикой смеси белорусского с немецким»: «Яволь в подвал! Биттэ прошу!»)

В плену

(Невозможны уступки злу во имя добра. Вступив на путь измены, впоследствии с него не свернёшь. Отказ полковника от любых компромиссов стал его последней победой над врагом. Поступок полковника – идеал поведения истинного патриота.)

– Что ужаснуло Рыбака, когда он увидел Сотникова, вернувшегося после допроса?

(Пётр: «Звери». Рыбак: это же самое будет с ним.)

– Какую позицию во время допроса избрал Рыбак?

(Подстраиваться, хитрить.)

– Что раздражает его в Сотникове? (Принципиальность.)

– А Сотникова? (Молчание. Сначала хотел взять все на себя, чтобы закрыть других.)

– Почему Рыбака не пытали?

– Чем закончится его путь?

– В чём видит Сотников причину падения (предательства) Рыбака? (Партизан он хороший, а человеческие качества не дотягивают.)

Нравственный выбор

Какой нравственный выбор делают Сотников и Рыбак?

Сон Сотникова

Прокомментируйте сон героя.

Сон: отец во сне говорит: «Был огонь, и была высшая справедливость на свете…». Есть Высший суд, перед которым ответственны все без исключения. Мальчик в будёновке – олицетворение грядущего поколения: Сотников должен повторить подвиг русского полковника перед лицом будущего, передать завет грядущим поколениям.

(Сотников берёт на себя всю вину, пытаясь спасти других людей – для него важно достойно умереть, совершив добро.)

Финал

Обратите внимание, как меняется лексика героя в финале. Отступает на второй план физическая немощь. Мы слышим голос мудрого, уставшего человека. В его речи звучат слова высокой духовности, вневременные.

(Совесть – мерило поступков. Милость, терпеть, совесть, нравственность, Бтблия)

Нет слова Бог, не звучит молитва, но слова молитвы прочитываются в семантике текста. Пророк Исайи:

Горе тем, которые зло называют добром, и добро злом, тьму почитают светом, и свет тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое горьким!
Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!..
Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;
Научитесь делать добро; ищите правды…
(Книга пророка Исаии: гл. 5: 20-21; гл. 1:16-17)

- Как будто звучат строки из отцовской Библии. Кажется, что взошёл Сотников не на эшафот, а на какую-то немыслимую высоту, с которой мог посмотреть без злости даже на Рыбака.

– Подтвердите текстом эту высоту Сотникова и падение Рыбака.

– Что видит Сотников с этой высоты?

(Природу, глаза ребёнка, церковь – мир, который его не предаст.)

(Рыбак собственноручно казнит товарища. И хотя он спасён от физической смерти, он обрекает себя на долгую, позорную смерть предателя, Иуды. Рыбак, как Иуда, пытается повеситься, и нигде иначе, как в уборной, среди вони человеческих отходов, даже готов броситься головой вниз, но не решается. Унизительное рабское существование становится для него пожизненным наказанием.)

На доске изображение старой церкви.

– Церковь… Опишите её… («Заброшенная людьми, но недалеко от деревни» – надежда на то, что может быть, люди снова обратят свой взгляд на неё, и, тогда вновь вернется то, что потеряли их души.)

– Глаза мальчика. В русской литературе есть художественный прием, который Блок позже назовет «встречей глаз». Искра – духовное понимание – преемственность здесь.

Л.Н. Толстого благодаря такой встрече глаз французский офицер не отправил на смерть Пьера Безухова. У Достоевского встреча светлых глаз Сонечки и темных Раскольникова объединяет их.

- В трудной ситуации выбора Рыбак оказался Иудой, предавшим и Сотникова, и товарищей, он сам определил цену своей жизни перед лицом грозившей смерти. Сотников перед лицом неумолимой смерти делает единственно возможный для себя выбор заветов отца – спасения чести, совести, души. И, как знать, может быть, будь в последние минуты жизни у Сотникова Библия отца, он перечитывал бы именно эти строки…

Прислушайтесь и вы к ним. Постарайтесь найти отзвук в собственной душе:

Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать…
И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне…
Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.
(Евангелие отМатфея: гл. 10:19, 28; гл. 7:13-14)

Как вы понимаете финал повести?

(Оступившись один раз, человек уже не может остановиться, как бы он того ни хотел. Жизнь, купленная предательством, достойна только презрения. Человек, не изменивший своим нравственным убеждениям, даже погибнув, остаётся вечно живым в памяти потомков.)

9) Итоги

А) Слово учителя

Для прозы Быкова характерно противопоставление физического и нравственного здоровья человека. Однако ущербность души раскрывается не сразу, не в обыденной жизни: необходим «момент истины» , ситуация категорического нравственного выбора. В партизанскую разведкуотправляются двое: полный жизненных сил Рыбак и не отличающийся мощью интеллигентный Сотников, сам вызвавшийся пойти на задание, несмотря на хворь. Сотников – сугубо штатский человек, до войны работавший учителем в школе. Физическую силу ему заменяет упрямство и сила характера.

Рыбак же с 12 лет занимался тяжёлым крестьянским трудом, он легче переносил физические нагрузки и тяготы партизанского быта. Рыбак более склонен к нравственному компромиссу. Он отказывается расстрелять старосту Петра, служившего фашистам. Но то, что хорошо в мирной жизни, губительно в условиях войны. Сотников прекрасно понимает законы войны, он познал, что такое плен, предательство, потому на компромиссы с совестью не шёл.

Быков не жалеет чёрных красок для изображения полицаев: люди, отступившие от нравственных законов, перестают быть для него людьми.

Рыбак пытается перехитрить своего врага, не понимая, что уже вступил на путь предательства, потому что поставил собственное спасение выше законов чести, товарищества. Шаг за шагом он постепенно уступает врагу, предавая сначала Дёмчиху, затем Сотникова. Сотников, в отличие от Рыбака пытается взять на себя вину других людей, чтобы спасти их, для него важно достойно умереть. Как Христос, Сотников идёт на смерть за «други своя», во имя человечества. Как и Христос, он будет предан товарищем.

Б) Оценка выступлений и работы учащихся на уроке .

(Отчёт о принятом в группе решении, о том, как работала группа. Оценивание работы в группах проводят сами учащиеся.)

В) Задание для тех, кто не сумел проявить себя в ходе семинара:

Дайте толкование следующим словам и выражениям: нравственность, нравственный выбор, честь, предательство, благородство, патриотизм.

Г) Записать вывод по теме урока в рабочую тетрадь.

10) Домашнее задание:

Написать развёрнутый ответ на вопросы:

- «В чём заключается суть подвига Сотникова? »

- «Как Рыбак становится предателем? »

Приложение

Задание к уроку по группам

Задание для всех групп:

Найдите в тексте повести портреты Сотникова и Рыбака, сопоставьте их. Чем отличаются герои повести друг от друга? Как каждый из них попал в партизаны?

Как вы понимаете финал повести? Объясните его смысл.

1 группа:

Как в отказе Рыбака расстрелять старосту Петра, вопреки требованиям Сотникова, проявилась разность нравственных позиций товарищей? На чьей стороне автор?

Как проявляют себя герои повести в эпизоде перестрелки с полицаями?

2 группа:

Почему струсивший было Рыбак всё же возвращается на выручку товарищу?

Какую роль в повести играет сцена допроса русского полковника, свидетелем которой оказался Сотников во время допроса в плену?

3 группа:

Как ведёт себя Дёмчиха во время ареста партизан? Сравните поведение женщины и Рыбака в этой ситуации?

Как изображены в повести полицаи: Стась, Будила, Портнов? Найдите в тексте слова, дающие экспрессивную характеристику этих персонажей.

4 группа:

Какой нравственный выбор делает Рыбак, пытаясь спастись?

Можно ли его назвать закоренелым негодяем?

Какой нравственный выбор делает Сотников? Как он ведёт себя накануне смерти? Прокомментируйте сон героя.

Почему Сотников, глядя на приготовленную ему петлю, думает: «Одна на двоих»?


Похожая информация.


Почти все произведения Василя Быкова рассказывают о Великой Отечественной войне. Это во многом объясняется тем, что писатель сам прошёл её от начала до конца. События войны он рассматривает прежде всего с нравственно-философской точки зрения. Описывая поведение людей в бесчеловечных условиях, Быков заставляет нас задуматься об истоках внутренней силы, которая присуща лучшим из его героев. В повести «Сотников» писатель убедительно показывает, что эта сила практически не зависит от физических возможностей человека и целиком относится к области духа.

В образах главных героев произведения воплощены, как мне кажется, черты двух противоположных типов личности. Оказавшись в ситуации нравственного выбора, такие люди ведут себя но разному: одни совершают предательство в обмен на свою жалкую жизнь; другие проявляют стойкость и мужество, предпочитая умереть со спокойной совестью. Таким образом в повести Василя Быкова противопоставлены два партизана — Рыбак и Сотников.

Вначале Рыбак представляется нам вполне задушевным человеком: он помогает своему больному товарищу, делится с ним последним зерном, не злится из-за нечаянной обузы. По-своему Рыбак добр. Он так и не смог убить старосту, хотя считал, что это необходимо сделать.

Страх за свою жизнь впервые проявляется у Рыбака во время погони, устроенной полицаями: сначала он хотел бросить Сотникова, оправдывая себя тем, что тому всё равно не выбраться. «Но что он скажет в лесу? » — мне кажется, именно этот вопрос заставил Рыбака вернуться к товарищу. В тот момент для него ещё было важно, что подумают о нём другие.

Когда их обнаружили на чердаке у Дёмчихи, Рыбаку «захотелось, чтобы первым поднялся Сотников». Но у того не было сил, он продолжал лежать. И Рыбак встал первым.

На допросе, испугавшись пыток, Рыбак отвечал правду, то есть выдал отряд. Когда ему предложили служить Германии, «он вдруг ясно ощутил свободу». Рыбак не только согласился вступить в полицию, но и помог повесить Сотникова, чтобы подтвердить врагам свою готовность служить им. Он думал только о свободе, надеялся, что сбежит, но после казни понял, «что с побегом покончено, что этой ликвидацией его скрутили надёжнее, чем ременной цепью. И хотя оставили в живых, но в некотором отношении также ликвидировали».

Думая обо всём происшедшем, Рыбак «не мог толком понять, как это произошло и кто в этом повинен... Очень не хотелось оказаться виноватым самому». Он оправдывал себя тем, что боролся за жизнь, что «в его несчастье больше других был виноват именно Сотников... тому уже всё безразлично в петле на арке, а каково ему-то, живому!..». Рыбак не замечает, что его лихорадочные попытки обелить себя малодушны и нелогичны. В финале произведения автор скажет о том, что произошедшее с этим героем — «это коварная судьба заплутавшего на войне человека».

Иным предстаёт путь Сотникова. Мы с самого начала угадываем в нём самолюбивого и упрямого человека. На задание он пошёл потому, «что другие отказались». Некстати приключившаяся простуда представлялась Сотникову пустяком, хотя из дальнейшего повествования становится ясно, что он был болен нешуточно. Тем не менее, Сотников отказался от еды и лекарств, предложенных ему женой старосты, потому что «он не желал этой тётке хорошего и... не мог согласиться на её сочувствие и помощь». Помня о том, как однажды такая же простая женщина выдала его полицаям, он с подозрительностью относился к доброжелательности, проявленной к нему в доме старосты.

Чувствуя приближение полицаев, Сотников думал, что, «... пока жив, он их к себе не подпустит». Этот человек не боялся смерти, ему лишь «страшно было стать для других обузой». И ещё он «испугался, что может потерять сознание, и тогда случится то самое худшее, чего он больше всего боялся на этой войне». Сотников решил не сдаваться живым. То, что вернулся Рыбак, он «относил... к обычной солдатской взаимовыручке», но «не имел бы ничего против Рыбаковой помощи, будь она обращена к кому-нибудь третьему». Сам он никогда не хотел никакой поддержки, это было «противно всему его существу».

На допросе Сотников в первую очередь старался спасти Дёмчиху, которая пострадала из-за них с Рыбаком, и уже перед казнью безуспешно попытался взять всю вину на себя. Последние усилия в своей жизни он потратил на то, чтобы встретить смерть «с солдатским достоинством».

Сотников был человеком, который ни при каких условиях не шел на сделку со своей совестью, и он ушёл из жизни с сознанием того, что ничем не запятнал свою душу. До последнего герой старался помочь людям, которые, как он считал, попали в беду из-за него.

Итак, перед нами два абсолютно противоположных характера. Для лучшего их раскрытия автор часто использует внутренние монологи героев, через которые переданы, например, колебания Рыбака в момент преследования, раздумья Сотникова, идущего на казнь.

Характеризуя героев, Быков использует и эпизоды их детства. Мы узнаём, что Сотников ещё ребёнком дал себе клятву никогда не лгать. Я думаю, что в формировании этой личности большую роль сыграл отец. Именно он воспитал в сыне честность, прямодушие и стойкость.

Повесть Василя Быкова рассказывает о событиях, которые происходили более шестидесяти лет назад. Однако нам, читателям XXI века, она интересна не только с исторической точки зрения. Ведь проблемы честности, совести, справедливости и гуманизма встают и перед нашим поколением. Как быть? Какими быть? Как сохранить в себе человеческое? Книга Василя Быкова «Сотников» помогает нам ответить на эти непростые вопросы.

Рассказать друзьям