Музыкальные инструменты древнего китая. Искусство Китая – мировое культурное наследие Уникальный стиль китайского искусства – циничный реализм

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Раз уж мы с вами начали знакомиться с современным искусством в Китае, то я подумал, что будет уместно процитировать одну неплохую статью моей знакомой, занимающейся исследованием этого вопроса.

Ольга Мерёкина: "Современное китайское искусство: 30-летний путь от социализма к капитализму. Часть I"


Работа Цзэн Фаньчжи “A Man jn Melancholy” была продана на аукционе Christie’s за $1,3 млн. в ноябре 2010 года

Возможно, на первый взгляд использование экономических терминов в отношении искусства, тем более китайского, может показаться странным. Но, в действительности, они более точно отражают те процессы, в результате которых Китай в 2010 году оказался крупнейшим рынком искусства в мире. Еще в 2007 году, когда он обошел Францию и занял третье место на пьедестале крупнейших арт-рынков, мир был удивлен. Но когда три года спустя Китай обошел Великобританию и США, лидеров рынка в течение последних пятидесяти лет, и занял первое место по объемам продаж произведений искусства, мировое арт-сообщество было повергнуто в шок. Трудно поверить, но в настоящее время Пекин является вторым крупнейшим рынком искусства после Нью-Йорка: $2,3 млрд. оборота против $2,7 млрд. Но давайте рассмотрим все по порядку.

Искусство нового Китая

Плакат конца 50-х годов - пример соцреализма

В начале XX века Поднебесная империя пребывала в глубоком кризисе. Хотя еще с конца XIX века группа реформаторов предпринимала попытки модернизации страны, которая в то время была беспомощна перед натиском иностранной экспансии. Но лишь после революции 1911 года и свержения маньчжурской династии, изменения в экономической, социально-политической и культурной сфере стали набирать обороты.

Прежде европейское изобразительное искусство практически не оказывало влияние на китайскую традиционную живопись (да и другие сферы искусства). Хотя на рубеже веков некоторые художники получали образование за рубежом, чаще в Японии, а в нескольких художественных школах даже преподавали классический западный рисунок.

Но лишь на заре нового века началась и новая эпоха в китайском мире искусства: появлялись различные группы, формировались новые направления, открывались галереи, проводились выставки. В общем, процессы в китайском искусстве того времени во многом повторяли западный путь (хотя постоянно поднимался вопрос о правильности выбора). Особенно с началом японской оккупации в 1937 году в среде китайских художников возвращение к традиционному искусству стало своего рода проявлением патриотизма. Хотя в то же время распространялись абсолютно западные формы изобразительного искусства, как плакат и карикатура.

После 1949 года, в первые годы прихода к власти Мао Цзэдуна также наблюдался культурный подъем. Это было время надежд на лучшую жизнь и будущее процветание страны. Но и это вскоре быстро сменилось тотальным контролем за творчеством со стороны государства. А на смену вечного спора между западным модернизмом и китайским гохуа пришел соцреализм, подарок Большого брата - Советского Союза.

Но в 1966 году для китайских художников наступили еще более суровые времена: Культурная революция. В результате этой политической кампании, инициированной Мао Цзэдуном, было приостановлено обучение в художественных академиях, закрыты все специализированные журналы, преследованиям подверглись 90% известных художников и профессоров, а проявление творческой индивидуальности вошло в число контрреволюционных буржуазных идей. Именно Культурная революция в будущем оказала огромное влияние на развитие современного искусства в Китае и способствовала рождению даже нескольких художественных направлений.

После смерти Великого Кормчего и официального окончания Культурной революции в 1977 году началась реабилитация художников, открыли свои двери художественные училища и академии, куда хлынули потоки желающих получить академическое художественное образование, возобновили свою деятельность печатные издания, которые публиковали работы современных западных и японских художников, а также классические китайские картины. Этот момент стал рождением современного искусства и рынка искусства в Китае.

Сквозь тернии к «Звездам»

«Крик народа», Ма Дэшэн, 1979 год

Когда в конце сентября 1979 года в парке напротив «храма пролетарского искусства», Национального музея искусств КНР, разгоняли неофициальную выставку художников, никто не мог даже представить, что это событие будут считать началом новой эпохи в китайском искусстве. Но уже десятилетие спустя творчество группы «Звезды» станет основной частью экспозиции ретроспективной выставки, посвященной китайскому искусству после Культурной революции.

Еще в 1973 году многие молодые художники стали тайно объединяться и обсуждать альтернативные формы художественного выражения, черпая вдохновение из работ западного модернизма. Первые же выставки неофициальных художественных объединений пришлись на 1979 год. Но ни выставка группы «Апрель», ни «Безымянного сообщества» не касались политических вопросов. Работы же группы «Звезды» (Ван Кэпин, Ма Дэшэн, Хуан Жуй, Ай Вэйвэй и другие) яростно атаковали маоистскую идеологию. Кроме заявлений о праве художника на индивидуальность, они отрицали теорию «искусства ради искусства», которая была распространена в художественных и ученых кругах во времена династии Мин и Цин. «Каждый художник - маленькая звезда, — говорил один из основателей группы, Ма Дэшэн, — и даже великие художники в масштабах Вселенной всего лишь маленькие звездочки». Они считали, что художник и его творчество должны быть тесно связаны с обществом, должны отражать его боли и радости, а не пытаться избежать сложностей и общественной борьбы.

Но помимо авангардистов, которые открыто выступали против властей, после Культурной революции в китайском академическом искусстве также сформировались новые направления, в основе взглядов которых лежал критический реализм и гуманистические идеи китайской литературы начала XX века: «Шрамы» (Scar Art) и «Почвенники» (Native Soil). Место героев соцреализма в творчестве группы «Шрамы» заняли жертвы Культурной революции, «потерянное поколение» (Чэн Цунлинь). «Почвенники» искали своих героев в провинциях, среди малых народностей и простых китайцев (тибетская серия Чэнь Даньцина, «Отец» Ло Чжунли). Приверженцы критического реализма оставались в рамках официальных институтов и, как правило, избегали открытых конфликтов с властями, уделяя больше внимания технике и эстетической привлекательности работ.

Китайские художники этого поколения, рожденные в конце 40-х и начале 50-х годов, лично пережили все тяготы Культурной революции: многие из них студентами были сосланы в сельские районы. Память от суровых временах и стала основой их творчества, радикального как у «Звезд» или сентиментального как у «Шрамов» и «Почвенников».

Новая волна 1985 года

Во многом благодаря небольшому ветерку свободы, который повеял с началом экономических реформ с конца 70-х годов, в городах стали создаваться часто неофициальные сообщества художников и творческой интеллигенции. Некоторые из них зашли слишком далеко в своих политических дискуссиях - вплоть до категорических высказываний против партии. Ответной реакцией правительства на это распространение западных либеральных идей стала политическая кампания 1983-84 годов, которая была направлена на борьбу с любыми проявлениями «буржуазной культуры», от эротики до экзистенциализма.

Художественное сообщество Китая ответили стремительным распространением неофициальных арт-групп (по оценкам, их число превышало 80), известных под общим названием «Движение Новой волны 1985 года». Участниками этих многочисленных творческих объединений, различных в своих взглядах и теоретических подходах, стали молодые художники, часто только покинувшие стены художественных академий. В числе этого нового движения была и «Северное сообщество», и объединение «Пруд», и дадаисты из Сямэня.

И хотя в отношении различных групп мнения критиков расходятся, большинство из них соглашаются с тем, что это было модернистское движение, стремившееся восстановить гуманистические и рационалистические идеи в национальном сознании. По мнению участников, это движение было своего рода продолжением исторического процесса, начавшегося в первые десятилетия XX века и прерванного в его середине. Это поколение, рожденных в конце 50-х годов и получивших образование в начале 80-х, также пережило Культурную революцию, правда, в менее зрелом возрасте. Но их воспоминания не служили основой для творчества, а, скорее, позволяли им принять западную модернистскую философию.

Движение, массовость, стремление к единению определяли состояние артистической среды в 80-е годы. Массовые кампании, заявленные цели и общий враг активно использовались с 50-х годов Компартией Китая. «Новая волна» хотя и заявляла о противоположных с партией целях, но во многом в своей деятельности походила на политические кампании правительства: при всем разнообразии художественных групп и направлений их деятельность мотивировалась общественно-политическими целями.

Кульминацией развития движения «Новая волна 1985» стала выставка «China / Avant-Garde» («Китай / Авангард»), открытие которой состоялось в феврале 1989 года. Идея организовать выставку современного искусства в Пекине впервые была высказана еще в 1986 году на встрече художников-авангардистов в городе Чжухае. Но лишь три года спустя эта идея была реализована. Правда, проходила выставка в атмосфере сильного социального напряжения, которое через три месяца вылилось в хорошие известные иностранному читателю события на площади Тяньаньмэнь. В день открытия выставки из-за стрельбы в зале, которая являлась частью перформанса молодой художницы, власти приостановили выставку, а ее повторное открытие состоялось через несколько дней. «China / Avant-Garde» стала своего рода «точкой невозврата» эпохи авангарда в китайском современном искусстве. Уже полгода спустя власти ужесточили контроль во всех сферах общества, приостановив нарастающую либерализацию, и поставили жирную точку в развитии открыто политизированных художественных направлений.

Предположим, Вы оказались в приличном обществе, и речь зашла о современном искусстве. Как и положено нормальному человеку, Вы в нем не разбираетесь. Мы предлагаем экспресс-гид по главным китайским художникам из мира contemporary art - с его помощью вы сможете сохранять умный вид на протяжении всей беседы, а возможно, даже скажете что-то уместное.

Что такое "китайское актуальное искусство" и откуда оно взялось?

До смерти Мао Цзэдуна в 1976 в Китае длилась «культурная революция», в ходе которой искусство приравнивалось к подрывной антиреволюционной деятельности и искоренялось каленым железом. После смерти диктатора запрет был снят и десятки авангардных художников вышли из подполья. В 1989 они организовали первую большую выставку в пекинской Национальной галерее, завоевали сердца западных кураторов, которые немедленно распознали в полотнах трагедию коммунистической диктатуры и безразличие системы к личности, и на этом веселье закончилось. Власти разогнали выставку, расстреляли студентов на площади Тяньаньмэнь и прикрыли либеральную лавочку.

Тем бы и кончилось, но западный арт-рынок так прочно и безудержно влюбился в успевших заявить о себе китайских художников, что компартия прельстилась манящим международным престижем и вернула все как было.

Основное течение китайского авангарда называют «циничным реализмом»: через формальные приемы соцреализма показываются страшные реалии психологического надлома китайского общества.

Самые известные художники

Юэ Миньцзюнь

Что изображает: Персонажи с идентичными лицами ухохатываются во время казни, расстрела и т. д. Все одеты как китайские рабочие или Мао Цзэдун.

Чем интересен: лица рабочих повторяют смех Будды Майтреи, который советует улыбаться, глядя в будущее. Одновременно, это отсылка к искусственно счастливым лицам китайских рабочих на пропагандистских плакатах. Гротескность улыбок показывает, что за маской смеха скрывается беспомощность и застывший ужас.

Цзэн Фаньчжи

Что изображает: китайских мужчин в приклеенных к лицу белых масках, сцены из больничной жизни, тайную вечерю с китайскими пионерами

Чем интересен: в ранних работах - экспрессивным пессимизмом и психологизмом, в поздних - остроумным символизмом. Напряженные фигуры скрываются за масками и вынуждены исполнять навязанные роли. Тайная Вечеря изображается в стенах китайской школы, за столом сидят ученики в красных галстуках. Иуду отличает европейский деловой стиль одежды (рубашка и желтый галстук). Это аллегория движения китайского общества к капитализму и западному миру.

Чжан Сяоган

Что изображает: монохромные семейные портреты в стиле десятилетия «культурной революции»

Чем интересен: ухватывает тонкое психологическое состояние нации в годы культурной революции. На портретах запечатлены фигуры, позирующие в искусственно правильных позах. Застывшая мимика делает лица одинаковыми, но в каждом выражении читается ожидание и страх.Каждый член семьи замкнут в себе, индивидуальность выбивается едва заметными деталями.

Чжан Хуан

Что изображает: художник получил известность за счет своих перформансов. Например, он раздевается, обмазывается медом и сидит возле общественной уборной в Пекине, пока мухи не облепят его с ног до головы.

Чем интересен: концептуалист и мазохист, исследует глубину физического страдания и терпения.

Цай Гоцян

Что изображает: еще один мастер перформансов. После расстрела студентов на площади Тяньаньмэнь художник отправил послание инопланетянам - построил макет площади и взорвал его. Мощный взрыв было видно из космоса. С тех пор много всего взрывает для инопланетян.

Чем интересен: прошел путь от концептуалиста до придворного пиротехника компартии. Эффектная визуальная составляющая поздних работ принесла ему славу виртуоза. В 2008 году правительство КНР пригласило Цай Гоцяна режиссировать пиротехническое шоу на Олимпиаде.

Выставка «Отчужденный рай. Современное искусство Китая коллекции DSL» откроется в Москве в конце октября.Накануне ее открытия мы рассказываем о китайском современном искусстве, успех которого объясняется отнюдь не только талантом художников.

В 2012 году работа «Орел на сосне» китайского художника Ци Байши была продана за рекордные на тот момент $57,2 млн. На аукционных торгах азиатским искусством сейчас не протолкнуться: коллекционеры готовы выкладывать миллионы долларов, чтобы приобрести картину Чжана Сяогана или Ю Минчжуа. Мы постарались выяснить, почему китайское искусство переживает такой бум.

1. Аукционные дома

В экономике Китай стремительно догоняет США и имеет все шансы в ближайшем будущем потеснить их с первого места. Это подтвердили данные нового обзора Программы международных сопоставлений (ICP). Китайские бизнесмены активно вкладывают свои капиталы в современное искусство, считая его перспективнее рынка недвижимости и акций.

В 2012 году эксперты крупнейшей аналитической компании Artprice подсчитали, как экономический рост Китая изменил структуру глобального арт-рынка. Общий доход от продаж искусства в Китае в 2011 году составил $4,9 млрд. Китай с большим отрывом обошел США ($2,72 млрд) и Великобританию ($2,4 млрд).

Уже пять аукционных домов Китая находятся в топе мировых лидеров по продажам современного искусства. За последние десять лет доля Christie"s и Sotheby"s на рынке значительно уменьшилась – с 73 % до 47%. Третье место по значимости занимает аукционный дом Сhina Guardian, он продал самый дорогой лот 2012 года, картину «Орел на сосне» китайского художника Ци Байши ($57,2 млн).

Орел на сосне, Ци Байши

Художественная ценность полотен Ци Байши и Чжана Дацяня, работы которых продаются на торгах за баснословные суммы, неоспорима. Но и это не главная причина процветания китайских аукционных домов.

2. Национальность коллекционеров

Этот пункт совсем не о толерантности, а скорее о психологии покупателей. Логично, что русские коллекционеры предпочитают русских художников. Так же и китайские бизнесмены вкладывают в работы соотечественников больше, чем в другие.


3. «Yahui» и взятки по-китайски

Среди китайских чиновников выделяют «культивированных функционеров», которые принимают взятки в виде произведений искусства. Перед объявлением торгов оценщик объявляет очень низкую рыночную стоимость картины или скульптуры, поэтому произведения искусства не могут быть причиной обвинений во взяточничестве. Процесс подобного подкупа получил название «yahui». В конечном счете, благодаря махинациям чиновников «yahui» стал мощной движущей силой художественного рынка Китая.


4. Уникальный стиль китайского искусства – циничный реализм

Китайским художникам удалось точно отразить культурные и политические явления современного азиатского мира. Эстетика их работ интересна не только самим китайцам, но и искушенным современным искусством европейцам и американцам.

Циничный реализм возник в ответ на соцреализм, традиционный в коммунистическом Китае. Искусные художественные приемы выворачивают наизнанку политическую систему КНР, ее безразличие к личности. Ярким примером могут послужить работы Ю Минчжуа. На всех его картинах изображены герои с неестественно смеющимися лицами во время страшных трагедий.

Власти Китая по-прежнему пресекают любую критику политического строя. В 2011 году казалось, что правительство сделало послабление в отношении художников: в Пекине была выставлена скульптура «Офицер» Жао Жао. Она представляла собой разбросанные куски восьмиметровой статуи китайского военного, на форме которого была выгравирована дата ареста Ай Вэйвэя. Вскоре было объявлено, что скульптуру конфисковали на границе во время перевозки работ художника на его выставку в Нью-Йорк.


Работа Энди Уорхола «15 минут вечности» была изъята из экспозиции выставки в Шанхае. Кураторы не смогли убедить китайское правительство, что картина не ставила целью выразить неуважение к Мао Цзэдуну

Немного рассмотрев основной контекст китайского современного искусства, пора перейти к авторам, которыми так восхищается западный мир.

1. Ай Вэйвэй

Настоящий герой нашего времени, который вывелкитайское искусство на новый уровень и не случайно возглавляет наш список. Ранее никому еще не хватало смелости столь остро и искусно выступить против китайского правительства.


В знаменитой серии фото «Fuck Off» художник показывает средний палец символам государственной власти, в том числе императорскому дворцу в Пекине. Этот, с одной стороны, наивный, а с другой – очень сильный жест емко выражает отношение к ненавистным Ай Вэйвэюкитайским властям.


Точная иллюстрация отношения Ай Вэйвэя к китайскому правительству

Есть и вполне безобидные, но не менее запоминающиеся акции. Когда художнику запретили выезжать за пределы своего двора, он ежедневно стал ставить в корзину велосипеда цветы и назвал их «Цветами свободы». Вэйвэй намеревается делать это до его освобождения из-под домашнего ареста.

Для этого автора нет границ:мы уже о том, как будучи под домашним арестом, он активно готовится к открытию своей выставки в Великобритании. Его 3D-копия будет приветствовать посетителей экспозиции и передвигаться с ними по залам.

2. Лю Вэй


В 2004 году критики пришли в эстетический шок, когда Лю Вэй представил работу «Расстройство желудка II». Это куча экскрементов из смолы и остаточных продуктов китайской нефтехимии. Сам художник описывает работу так: «Идея композиции происходит от изображения гиганта, который сожрал все, что появлялось у него на пути. Если вы обратите внимание, то увидите, что не все, что он так жадно проглотил, было переварено. Эти экскременты – сцена войны». При ближайшем рассмотрении можно увидеть, что «не переваренными» оказались сотни игрушечных солдатиков, самолетов и оружия.


Расстройство желудка II

В своих работах Лю Вэй призывает людей не возлагать большие надежды на развитие высоких технологий. К сожалению, они лишь растрачивают природные энергоресурсы, а не сохраняют их.

3. Сунь Юань и Пэн Юй

Этот творческий союз известен по всему миру использованием в своих работах нетрадиционных материалов: человеческого жира, живых животных и трупов.

Самой известной работой дуэта считается инсталляция «Дом престарелых». Тринадцать скульптур в натуральную величину в инвалидных креслах хаотично передвигаются по пространству галереи. В персонажах угадываются мировые политические деятели: арабские лидеры, американские президенты XX века и другие. Парализованные и бессильные, беззубые и старые, они медленно наталкиваются друг на друга и пугают посетителей выставки своей реалистичностью.


«Дом престарелых»

Главная идея инсталляции заключается в том, что несмотря на долгие десятилетия, мировые лидеры так и не смоглидоговориться друг с другом во имя мира для своих граждан. Художники редко дают интервью, объясняя это тем, что в их работах не нужно ничего додумывать. Перед зрителями они представляют реальную картину будущего дипломатических переговоров, решения которых не имеют силы для обеих сторон.

4. Чжан Сяоган

Серия «Родословная: большая семья», начатая в начале 1990-х годов, получила наибольшую популярностьв его творчестве. Эти картины – стилизация старых семейных фотографий, сделанных в годы культурной революции в 1960-1970 года. Художник разработал собственную технику «ложного портрета».


Родословная: большая семья

На его портретах можно увидеть одинаковые, словно клонированные лица с одинаковой мимикой. Для художника это символизирует коллективный характер китайского народа.

Чжан Сяоган принадлежит к числу наиболее дорогих и продаваемых современных китайских художников и пользуется спросом у иностранных коллекционеров. В 2007 году одна из его картин была продана на аукционе за $ 3,8 млн – самую высокую цену, заплаченную за работу современного китайского художника. «Родословная: Большая семья №3» была куплена коллекционером из Тайваня за $6,07 млн на Sotheby’s.


Родословная: Большая семья №3

5. Цао Фэй

Циничный реализм в работах Фэй приобретает новые смыслы, связанные с процессом глобализации. Самое яркое воплощение ее идей – видео «Взбесившиеся псы». В своих работах девушка ломает стереотип о прилежных и исполнительных китайцах. Здесь ее соотечественники предстают немного сумасшедшими и глубоко интегрированными в систему всемирного производства и потребления. В процессе глобализации они остаются «покорными псами», способными принять навязанные им роли.

В тексте, предваряющем работу «Взбесившиеся псы», говорится: «Мы ручные, терпеливые и послушные. Хозяин может созвать или разогнать нас одним своим жестом. Мы жалкая свора собак и готовы быть животными, пойманными в капкан модернизации. Когда же мы, наконец, покусаем хозяина и станем настоящими взбесившимися псами?»


Цао Фэй в своем фильме «Бешеные псы»

Фильм представляет собой шумное постановочное действо, в котором корпоративные служащие, загримированные под собак, ползают на четвереньках по офису, лают, бросаются друг на друга, валяются на полу и едят из миски. Все они одеты в костюмы британской марки Burberry. Фоном звучат европейские поп-хиты, исполняемые на китайском языке.

Благодаря вышеперечисленным экономическим, политическим предпосылкам и таланту лидеров китайского арт-движения коллекционеры со всего мира мечтают иметь у себя произведения современного китайского искусства. Запад все еще переосмысливает азиатский мир, в том числе и в культурном плане. А Китай, в свою очередь, переосмысливает действия своего правительства на фоне глобализации.

Продажи китайского современного искусства бьют все рекорды на аукционах, Sotheby’s утраивает торги современного азиатского искусства, в музеях всего мира показываются выставки Modern and Contemporary Chinese Art. Не стал исключением и Санкт-Петербург, где в сентябре в Лофт Проекте «Этажи» проходила выставка китайских художников. Журналу «365» стало интересно откуда возник такой интерес к современному китайскому искусству, и мы решили вспомнить 7 ключевых фигур, без которых оно было бы совсем другим.

«Современное искусство» противопоставляется традиционному искусству. Согласно высказыванию знаменитого критика, У Хуна, термин «современное искусство» имеет глубокий авангардистский смысл, обычно обозначающий, что в традиционной или ортодоксальной системе живописи происходят разнообразные сложные эксперименты. Действительно, современное китайское искусство сейчас неимоверно быстро развивается, составляет конкуренцию европейскому искусству как в культурном, так и в экономическом плане.

Откуда возник весь феномен современного китайского искусства? В первые годы правления Мао Цзэдуна (с 1949 года) наблюдался подъем искусств, люди надеялись на приход светлого будущего, но на деле же явился тотальный контроль. Самые тяжелые времена начались с наступлением «культурной революции» (с 1966 года): начали закрываться художественные учебные заведения, а сами художники подвергались гонениям. Реабилитация началась только после смерти Мао. Художники объединялись в тайные кружки, где обсуждали альтернативные формы искусства. Наиболее яростной противницей маосизма была группа «Звезда». В нее входили Ван Кэпин, Ма Дэшэн, Хуан Жуй, Ай Вэйвэй и другие. «Каждый художник – маленькая звезда, - говорил один из основателей группы, Ма Дэшэн, - и даже великие художники в масштабах Вселенной всего лишь маленькие звездочки».

Из художников этой группы наиболее известен Ай Вейвей. В 2011 году он даже занял первое место в списке самых влиятельных лиц в арт-индустрии. Некоторое время художник жил в США, но в 1993 году вернулся в Китай. Там помимо творческой работы, занялся резкой критикой китайского правительства. Искусство Ай Вэйвэя включает скульптурные инсталляции, видео и фотоработы. В своих работах художник использует традиционное китайское искусство в прямом смысле: он разбивает древние вазы (Dropping a Han Dynasty Urn, 1995-2004), рисует на вазе логотип Coca Cola (Han Dynasty Urn with Coca-Cola Logo, 1994). Помимо всего этого, у Ай Вейвея есть и совсем необычные проекты. 1001 читателю своего блога он оплатил путешествие в Кассель и задокументировал эту поездку. Также купил 1001 стул династии Цин. Весь проект, получивший название Fairytale («Сказка»), можно было увидеть в 2007 году на выставке «Документа».

Есть у Ай Вэйвея и архитектурные проекты: в 2006 году художник в соавторстве с архитекторами разработал особняк в северной части штата Нью-Йорк для коллекционера Кристофера Цая.

Интересно творчество Чжана Сяогана, художника-символиста и сюрреалиста. Картины в его серии Bloodline («Родословная»), преимущественного однотонные с вкраплениями ярких цветовых пятен. Это стилизованные портреты китайцев, как правило, с большими глазами (как не вспомнить Маргарет Кин). Манера этих портретов напоминает также семейные портреты 1950-1960 годов. Этот проект связан с воспоминаниями о детстве, художник вдохновлялся фотопортретами своей матери. Образы на картинах мистические, в них соединяются призраки прошлого и настоящего. Чжан Сяоган не политизированный художник — его интересует прежде всего индивидуальность человека, психологические проблемы.

Цзян Фэнци еще один успешный художник. Работы его очень экспрессивны. Серию «Больница» он посвятил отношениям пациентов и власти. Другие серии художника также показывают его довольно пессимистичный взгляд на мир.

Название выставки в «Этажах» – «Освобождение настоящего от прошлого». Художники переосмысливают национальные традиции, используют традиционные, но вносят и новые техники. В начале экспозиции работа Цзян Цзиня «Нарцисс и эхо – Разве вода и ветер не помнят» (Narcissus and Echo – Shall the water and wind not remember). Произведение выполнено в виде триптиха в 2014 году. Автор использует технику туши на бумаге – суми-э. Техника суми-э возникла в Китае в эпоху Сун. Это монохромная живопись, похожая на акварель. Цзян Цзинь воплощает традиционный сюжет: цветы, бабочки, горы, фигуры людей у реки — все очень гармонично.

Представлен на выставке и видео арт. Это работа пекинской видеохудожницы Ван Жуй под названием «Любишь меня, любишь его?» (2013 г.). Видео длится 15 минут, на нем руки гладят руки изо льда, видно, что пальцы у них постепенно тают. Быть может художница хотела сказать о быстротечности и непостоянстве любви? Или о том, что любовь может растопить ледяное сердце?

Работы Стефана Вонг Ло «Полет над землей», выполненные в технике аппликации, напоминают по цветовой гамме образы из фильмов Вонг Кар-Вая.

Определенно, звезды выставки — две скульптуры Му Бояня. Его скульптуры гротескны, они изображают очень полных людей. Проблема лишнего веса заинтересовала художника в 2005 году, после чего он вдохновился на создание данных скульптур. Они напоминают и просветлённых буддийских монахов, и современных людей с проблемой лишнего веса. Скульптуры «Крепко» (2015 г.) и «Давай!» (2015 г.) выполнены в технике крашенной смолы. В данных работах скульптор изображает скорее даже не взрослых людей, а младенцев.

Смогли ли современные китайские художники освободиться от прошлого, решать зрителю, но связь поколений четко прослеживается в их работах, и становится ясно, что от прошлого не так-то просто уйти. Это подтверждает использование техники суми-э, а также инсталляции в которых задействованы древние артефакты. До сих пор современные китайские художники не освободились от влияния маосизма, протест и память о котором до сих пор присутствует в их творчестве. Художники стилизуют свои произведения под времена маосизма; воспоминания о прошлом могут как, например, на полотнах Чжана Сяогана, быть ключевыми в творчестве художника. Неугомонный Ай Вэйвэй выдумывает все новые и новые перформансы, но и он обращается к традиционной культуре. Китайскому искусству всегда было, есть и будет чем удивить зрителя – его наследие бесконечно, а новые представители будут и дальше находить вдохновение в китайских традициях.

Текст: Анна Кожеурова

На мировой арене современное китайское искусство появилось сравнительно недавно. Так называемый «китайский бум» произошел в 2005 году, когда при небольшом количестве объективных причин цены на живопись художников современного Китая выросли более чем в десять раз. На мировой арене современное китайское искусство появилось сравнительно недавно. Так называемый «китайский бум» произошел в 2005 году, когда при небольшом количестве объективных причин цены на живопись художников современного Китая выросли более чем в десять раз. Существует мнение, что на самом деле проводится информационная война на международном художественном рынке. Проведение многомиллионных сделок по покупке китайского предмета искусства не всегда подтверждается фактами. Часто возникают случаи отсрочки оплаты лота в связи с появлением сомнений в подлинности памятника. Так, например, самая дорогая картина, проданная на аукционе Christie’s в 2011 году, «Долгая жизнь, мирная земля» Ци Байши в течение двух лет находилась на складе. С помощью таких инстанций как правительство КНР, СМИ, дилеры стоимость произведений искусства искусственно завышается. Так, эксперты заявляют о «проведении китайским правительством политики фальсифицирования процветающего, стабильного и благополучного фона КНР с целью привлечения в страну денег иностранных инвесторов». Благодаря объявлениям о рекордных суммах продаж, китайские аукционные дома и представительства мировых на территории КНР стали международными лидерами арт-рынка, что позволило поднять цены на произведения из Китая. Так же на настоящий момент довольно трудно осуществима оценка предметов китайского искусства, так как отсутствуют соответствующие критерии, что также способствует вольной трактовке стоимости произведения. Таким образом, по словам Эбигейл Р. Эсман, «мыльный пузырь» предметов искусства выгоден правительству КНР. В свою очередь, дилеры современного китайского искусства неестественным образом повышают цены на работы протежируемых ими художников. Согласно высказыванию доктора Клэра МакЭндрю «столь резкий взлет китайского рынка был обусловлен растущим благосостоянием, сильным внутренним предложением и инвестициями покупателей. То, что Китай занял лидирующее положение на мировом арт-рынке не означает, что в ближайшие годы он сохранит свое положение. Китайский рынок столкнется с проблемой реализации более стабильного и долгосрочного роста»

Тем не менее на настоящий момент китайские художники известны и популярны во всех мире, они делают до 39% выручки на рынке современного искусства. Этому факту есть как объективные объяснения, так и основывающееся на личном, субъективном вкусе покупателя и так далее, в чем и следует в дальнейшем разобраться.

«Азиатское искусство стремительно выходит на международный уровень, наблюдается значительное увеличение покупок как жителями остальной Азии, так и Запада», считает Ким Чуан Мок, глава департамента живописи Южно-азиатского региона. На настоящий момент самыми дорогими художниками Китая являются Цзен Фаньчжи, Цуй Ручжоу, Фань Цзен, Чжоу Чунья и Чжан Сяоган. При этом работа Цзен Фаньчжи «Тайная вечеря» в 2013 году была продана на аукционе Sotheby’s за 23,3 млн долларов, что является рекордной суммой не только для азиатского рынка, но и западного, ставя ее на четвертое место в списке самых дорогих работ современных художников.

За три года Китай обошел по объему продаж на арт-рынке США и Великобританию, которые изначально занимали лидирующие позиции в мире. Среди департаментов Christie"s рынок азиатского искусства стоит на втором месте по важности и доходности. По данным Artprice, на Китай приходится 33% рынка современного искусства, в то время, как на американский - 30%, на британский - 19%, а на французский - 5%.

Почему же современное китайское искусство так популярно?

Сегодня китайское искусство является чрезвычайно актуальным и важным, отчасти потому, что таковым стал сам Китай. Искусство сосредоточилось вокруг экономически сильного центра. Но росту цен есть вполне конкретные объяснения.

В 2001 году Китай вступил в ВТО , что повлияло на увеличение присутствия аукционных домов в регионе, которые в свою очередь стали подстраиваться под личные предпочтения новых покупателей. Так, за первое десятилетие XXI века на территории КНР открылось около ста аукционных домов. Как местного значения, такие как Poly International, China Guardian, так и международного: с 2005 года в Пекине компания Forever International Auction Company Limited осуществляет деятельность согласно полученной лицензии от Christie’s, в 2013-2014 годах мировые лидеры Christie’s и Sotheby’s открыли свои непосредственные представительства в Шанхае, Пекине и Гонконге. В результате, если в 2006 году доля Китая от мирового художественного рынка составляла 5%, то уже в 2011-около 40%.

В 2005 году случился так называемый «Китайский бум» , в рамках которого цены на произведения китайских мастеров резко выросли с нескольких десятков тысяч до миллиона долларов. Так, если одна из картин Mask Series Цзен Фаньчжи в 2004 году была продана за 384000 HKD, то уже в 2006 году работа из этой же серии ушла за 960000 HKD. Ута Гросеник, немецкий историк живописи, считает, что это связано с местом проведения Олимпийских игр-с Пекином. «Внимание к современному Китаю перенеслось на актуальное китайское искусство, которое оказалось понятным западному зрителю».

В периоды экономической нестабильности рынок искусства растет . 2007-2008 годы характеризуются специалистами как период резкого увеличения объема продаж живописи в целом на 70%, также усилением спроса на современное китайское искусство. Это можно проследить по продажам Цзен Фаньчжи на аукционных торгах Sotheby’s и Christies. В 2008 кризисном году он побил ценовой рекорд. Картина «Mask series №6» была продана на Christies за 9,66 миллионов долларов, что превышает самую дорогую продажу за 2007 и 2006 годы почти в 9 раз. Во время экономического кризиса искусство стоит на втором месте по популярности в качестве альтернативного актива после предметов роскоши. «Наличие объектов тезаврации в портфеле компании позволяет не только диверсифицировать риски, но и обеспечить дополнительную доходность, опережающую некоторые показатели фондового рынка.»

Для китайских предпринимателей, которые являются основными покупателями, инвестирование в искусство представляется наиболее рациональным и перспективным, так как Коммунистическая партия Китая ограничила спекуляции с недвижимостью, что привело к необходимости поиска новых путей решения проблемы. Предметы искусства идеальны для сохранения анонимности инвестора. «Самые известные способы крупных вложений в искусство представителей развивающихся стран, в частности Китая, – это собрания хедж-фондов и организаций с прямыми инвестициями, когда фактически осуществляется покупка части в портфеле из нескольких позиций предметов искусства, но не покупается право собственности.» Запрет о вывозе капитала размером превышающим 50000 $ в год китайские инвесторы научились обходить. Декларируется заниженная стоимость работы, разница переводится на заграничные счета. Таким образом, вычислить отток капитала в другую страну практически невозможно. «Картины для таких инвесторов-инструмент инвестиционного механизма, идеального по степени секретности.» Для этих целей на протяжении первого десятилетия XX века в Китае формировались институты, позволяющие осуществить инвестиции в объекты тезаврации. Так, на настоящий момент на территории КНР существует более 25 фондов художественных ценностей и арт-биржи, выпускаются специальные издания, помогающие сделать правильные и выгодные инвестиции.

Популярность инвестиций в современное искусство стала увеличиваться с ростом количества молодых предпринимателей и увеличению прожиточного минимума представителя среднего класса стран БРИК. Так в Китае на настоящий момент 15 миллиардеров, 300000 миллионеров, а средняя заработная плата составляет 2000 $. «Современное искусство второй половины двадцатого века как раз понятно молодым бизнесменам, у которых, возможно, нет времени ходить по музеям и галереям или читать книги и листать каталоги». Эти люди зачастую не имеют должного уровня образования, но располагают достаточной суммой для правильных инвестиций, что приводит к большому числу китайских инвесторов в искусство и малому коллекционеров оного. Но они знают, что произведение вырастет в цене, а следовательно позднее его можно будет выгодно перепродать.

В Азии, России и на Ближнем Востоке покупка предметов искусства имеет большую экономическую, культурную и "статусную" коннотацию . Таким образом, предмет искусства является еще и позитивистской инвестицией, определяющей статус владельца и поднимающей его престиж и положение в обществе. «Когда китайские инвесторы хотят диверсифицировать портфель вложений, то они чаще всего обращаются к товарам класса люкс, отмечают аналитики сайта Artprice, поэтому для них купить картину современного художника все равно, что купить что-нибудь в бутике Луи Виттон.»

Для бизнесменов и чиновников Китая покупка произведений искусства, в частности местных мастеров, представляют собой интерес, так как существует прослойка так называемых «культивированных функционеров» , которые принимаю взятки в подобном виде. Оценщик перед началом торгов занижает рыночную стоимость картины так, что она уже не может являться взяткой. Этот процесс получил название «Yahui» и в результате стал «мощной двигающей силой художественного рынка Китая».

Одной из причин популярности китайского современного искусства является и сам стиль живописи , понятный и интересный не только самим китайцам, но и западным покупателям. Художники из Китая смогли точно отобразить «культурные и политические явления современного азиатского мира», тем более что вопросы столкновения востока и запада на сегодняшний момент не перестают быть актуальными. На территории Китая осуществляется медиа-пропаганда активного участия в развитии художественного рынка страны. Вниманию реципиентов предлагается более 20 телевизионных программ, 5 журналов, освещающих такие темы как «участие в торгах художественных аукционов», «идентификация художественных реликвий» и т.д. Согласно сообщению официального сайта аукционного дома Poly International: «Poly– аукцион изобразительного искусства, главная цель которого возвратить искусство народу Китая» , из чего следует следующая причина повышенного спроса на китайское искусство.

«Китаец у не китайца не купит произведение искусства». С точки зрения этики предметы национального искусства покупают инвесторы или коллекционеры из данной страны. Таким образом они повышают цены на работы своих соотечественников и выполняют идеологическую установку-возвращают искусство на родину. Многие коллекционеры- жители регионов, такой подъем южно-азиатского искусства соотносится с притоком таковых из Сингапура, Малайзии, Тайланда и Филиппин»- считает Ким Чуан Мок, глава департамента живописи Южно-азиатского региона.

Предметы искусства, в том числе и современная живопись, закупаются для формирования коллекций новых музеев Китая . На настоящий момент наблюдается явление «музейного бума» в Китае, Так в 2011 году было открыто 390 музеев на территории КНР , соответственно существует необходимость их достойного заполнения. В Китае наиболее простым способом является приобретение работ на торгах аукционных домов, а не напрямую у художника или через галерею, это объясняет факт повышенного как спроса, так и предложения на китайское современное искусство.

В настоящий момент Китай является лидером на рынке современного искусства. Не смотря на то, что работы местных художников в основном покупают непосредственно в Китае, а реже-за рубежом сами китайцы, популярность китайской современной живописи и ее значение в контексте мирового художественного рынка отрицать нельзя. Начавшийся около десяти лет назад «китайский бум» не оставляет мир и его мастера не перестают удивлять как своими работами, так и ценами на них.

Список литературы:

  1. Ван Вэй Собирательская Деятельность и формы презентации национального искусства в музеях КНР: диссертация - Санкт-Петербург, 2014.- 202 с.
  2. Гатауллина К.Р., Кузнецова Э.Р. Сравнительный анализ поведения покупателей современной живописи в России и странах Европы// Экономика: вчера, сегодня, завтра, 2012, с.20-29
  3. Дробинина Российские и китайские арт-инвесторы. Сходства немного//Электронный ресурс: http://www.bbc.com/ (Дата обращения 12.03.2016)
  4. Завадский Очень дорогие китайцы// Электронный ресурс: http://www.tyutrin.ru/ru/blogs/10-ochen-dorogie-kitaytsy (Дата обращения 07.06.2016)
  5. Инвестиции в искусство-признак кризиса экономики.//Электронный ресурс: http://www.ntpo.com/ (Дата обращения 12.03.2016)
  6. Китайский рынок произведений искусства//Электронный ресурс: http://chinese-russian.ru/news/ (Дата обращения 13.03.2016)
  7. Чжан Далей. Ценность и ценности современного арт-рынка Китая//Электронный ресурс: http://jurnal.org/articles/2014/iskus9.html (Дата обращения 12.03.2016)
  8. Щурина С.В. «Финансовые риски инвестиций в объекты искусства»// Электронный ресурс: http://cyberleninka.ru/ (Дата обращения 12.03.2016)
  9. Avery Booker China now world’s largest art & antiques market, but what does it mean?// Электронный ресурс: http://jingdaily.com/ (Дата обращения 09.04.2016)
  10. Jordan Levin China becoming a major player in international art world//Электронный ресурс: http://www.miamiherald.com/entertainment/ent-columns-blogs/jordan-levin/article4279669.html (Дата обращения 09.04.2016)
Рассказать друзьям