Некоторые тенденции формирования художественных направлений дальнего востока. Удаленное обучение искусствоведению Где и как получить образование

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Пресс-релиз

V Дальневосточный Зимний фестиваль, посвященный

55-летию Дальневосточного государственного института искусств

В 2017 году Дальневосточный государственный институт отмечает 55-летний юбилей.

Первый в России вуз, объединивший три вида искусства – музыку, театр, живопись – был создан как Дальневосточный педагогический институт искусств. В год своего 30-летия (1992) он был переименован в Дальневосточный государственный институт искусств, в 2000 году институт стал академией, в 2015 – вновь переименован в Дальневосточный государственный институт искусств.

В совместном обучении музыкантов, художников, драматических артистов и режиссеров предполагалось найти множество точек соприкосновения: общие или родственные дисциплины, широкие возможности, открывающиеся в сфере синтетических видов искусств, например – оперы, где объединены музыка, живопись и театр, творческое взаимообогащающее общение.

Министерство культуры серьезно отнеслось к созданию нового вуза. Были изданы соответствующие приказы: о поручении шефства над музыкальным факультетом – Московской государственной консерватории им. Чайковского; над театральным факультетом – Государственному институту театрального искусства им. Луначарского; над художественным факультетом – Институту живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. Кроме того, этим учебным заведениям было предписано безвозмездно выделить из своих фондов мольберты, книги по искусству, академические работы, слепки с античных голов для рисунка, музыкальные инструменты, ноты, книги для библиотеки. Средним учебным заведениям – обеспечить достаточное количество абитуриентов для Дальневосточного педагогического института искусств.

Создание института искусств стало событием в культурной жизни Приморского края и всего Дальнего Востока. Появилась возможность подготовки кадров высокой квалификации для театров, оркестров, преподавателей для школ и училищ, художников.

Фундамент высшего образования в сфере искусства на Дальнем Востоке заложили прекрасные педагоги, выпускники центральных вузов: Московской консерватории: В.А. Гутерман, М.Р. Дрейер, В.М.Касаткин, Е.А.Калганов, А.В.Митин; выпускники Ленинградской консерватории: А.С. Введенский, Е.Г. Уринсон; Уральской консерватории – А.И.Жилина, Одесской консерватории - С.Л.Ярошевич, ГИТИСа - О.И. Старостина и Б.Г. Кульнев, выпускник Ленинградского художественного института им. Репина В.А.Гончаренко и другие. Музыкальный факультет начал заниматься по обычному плану консерваторий, художественный – по плану института им. Сурикова, театральный – по плану училища им. Щепкина.

С самого начала и по настоящее время Дальневосточный государственный институт искусств является центром профессионального музыкального, театрального и художественного образования на Дальнем Востоке. В Институте создана трехуровневая система художественного образования (детская школа искусств – училище – творческий вуз):

детский эстетический центр «Мир искусства», детская школа искусств;

музыкальный колледж;

вуз: программы специалитета, бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и ассистентуры-стажировки; дополнительные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

В состав Института входят три факультета: музыкальный (консерватория), театральный и художественный, создано иностранное отделение (с1998 года).

Дальневосточный государственный институт искусств – член объединённого диссертационного совета Д 999.025.04 при Дальневосточном федеральном университете (по специальностям 17.00.02 – Музыкальное искусство (искусствоведение) и 24.00.01 – Теория и история культуры (искусствоведение и культурология).

Научная и творческая деятельность института обширна и разнообразна. Вот только некоторые, наиболее значимые проекты:

    «Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток – Запад» - ежегодная научная конференция

    I и II Всероссийский музыкальный конкурс (региональные этапы).

    Международный конкурс молодых музыкантов-исполнителей «Музыкальный Владивосток»

    «Арт Владивосток» - Международная выставка-конкурс творческих работ студентов и молодых художников Дальнего Востока, России и стран АТЭС.

    Всероссийская Олимпиада по музыкально-теоретическим предметам «Шедевры мировой музыкальной культуры» для учащихся профессиональных образовательных учреждений и детских школ искусств.

    Региональная творческая школа «Театральный прибой»

    «Дебют молодых музыкантов-исполнителей, лауреатов международных конкурсов – жителям городов и поселений Дальнего Востока» .

    Повышение квалификации преподавателей образовательных учреждений отрасли культуры и искусства культуры и общеобразовательных школ «Академии искусств».

    I Дальневосточный конкурс-фестиваль эстрадной музыки.

    Краевой фестиваль детского творчества.

    Дальневосточный Зимний фестиваль искусств

    Дальневосточный конкурс исполнительского мастерства «Золотой ключ» преподавателей детских музыкальных школ и детских школ искусств им. Г.Я.Низовского.

    I Международный российско-китайский детский фестиваль искусств «Восточный калейдоскоп».

    Дальневосточный конкурс чтецов «Моя любовь – моя Россия»

    Краевой Конкурс исполнителей современной музыки .

    Конкурс на лучшее исполнение произведений композиторов второй половины XX века

    «Ткачевские чтения» – конкурс чтецов им. народного артиста РФ Л.А.Ткачева, «Театральная надежда»

    «Пленэр»

    Дистанционные мастер-классы с использованием Дисклавира. Владивосток – Москва.

    «Из истории творческих школ Института искусств: истоки, традиции, выдающиеся педагоги…».

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ТВОРЧЕСКИЕ КОЛЛЕКТИВЫ:

Симфонический оркестр – лауреат Гран-при VII Дальневосточного конкурса инструментальной музыки «Метроном».

Оркестр народных инструментов - лауреат первых премий IV и V Международных конкурсов молодых музыкантов-исполнителей «Музыкальный Владивосток» 2005–2007 гг., обладатель Гран-при V Всероссийского конкурса им. Н.Н. Калинина (Санкт-Петербург, 2009 г.)

Академический хор – лауреат краевого конкурса «Поющий океан», обладатель Гран-при VI Международного конкурса «Музыкальный Владивосток».

Ансамбль камерной музыки «Кончертоне» - лауреат Международного конкурса им. Шендерева (1997 г., III премия), II Международного конкурса в Пекине (1999 г., II премия).

Русское инструментальное трио «Владивосток» в неизменном составе со дня основания в 1990 году: заслуженные артисты РФ Николай Ляхов (балалайка), Александр Капитан (баян), Сергей Арбуз (балалайка-контрабас).

Лауреаты: Международного конкурса им. Г.Шендерева (Россия, 1997 г. - Серебряный диплом); 17-го Международного конкурса «Grand Prix» (Франция, г.Бишвиллер, 1997 г. - Гран-при и Золотая медаль); II Международного конкурса баянистов-аккордеонистов (Китай, г.Пекин, 1999 г. - 1-я премия); 38-го Международного конкурса баянистов-аккордеонистов, (Германия, г.Клингенталь, 2001 г.- 3-я премия).

Оперная студия – лауреат I премии Международного конкурса «Музыкальный Владивосток» (2014, 2016 г.г.)

Трио «Экспекто» - лауреат международных конкурсов баянистов-аккордеонистов в г. Харбине (КНР, 2014 г., 1 премия), в Кастельфидардо (Италия), 2015г, 1 премия, «золотая медаль»).

Квартет «Коллаж» лауреат международных конкурсов баянистов-аккордеонистов в г. Харбине (КНР, 2016 г., 1 премия).

Трио «Ориент» лауреат международного конкурса в г. Ланчано (Италия, 2014 г., 1 премия).

Выпускники, внесшие значительный вклад в развитие культуры,

искусства и художественного образования

Музыковеды, доктора искусствоведения: профессор РГПУ им. Герцена Е.В. Герцман, профессор Санкт-Петербургской консерватории, заслуженный деятель искусств Карелии У Ген-Ир, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Р.Л. Поспелова, профессор РАМ им. Гнесиных Е.М. Алкон, профессор кафедры изобразительного искусства Школы искусства культуры и спорта ДВФУ Г.В. Алексеева, профессор Московского государственного института культуры Н.И. Ефимова, профессор, и.о. заведующего кафедрой философии, истории, теории культуры и искусства Московского государственного института музыки им. А.Г. Шнитке А.Г. Алябьева, профессора ДВГИИ О.М. Шушкова, Ю.Л. Фиденко.

Музыканты-исполнители: Заслуженный артист РФ, руководитель ансамбля «Джанг» Н.И. Эрденко, Заслуженный артист РФ, заведующий кафедрой оркестрового дирижирования, профессор РАМ им. Гнесиных Б.С. Ворон, заслуженный артист РФ, профессор Ф.Г. Кальман, заслуженный артист РФ, профессор А.К. Капитан, Лауреат международного конкурса, Заслуженный деятель искусств РС(Я), профессор кафедры оркестровых струнных инструментов Высшей школы музыки РС (Я) (института) им. В.А. Босикова О.Г. Кошелева.

Актеры: Народные артисты РФ А.Михайлов, С. Степанченко, Ю. Кузнецов, С. Стругачев, Лауреат Государственной премии В. Приемыхов, Заслуженная артистка РФ В. Цыганова; Народные артисты РФ, актеры Приморского краевого драматического театра им. Горького, профессора кафедры мастерства актера А.П. Славский, В. Н. Сергияков, Народный артист РФ, лауреат премии Правительства РФ в области культуры, художественный руководитель Приморского краевого академического театра имени М.Горького Е.С. Звеняцкий, заслуженные артисты А.И. Запорожец, С. Салахутдинова.

Заслуженные художники РФ С.А. Литвинов, С.М. Черкасов, И.И. Дункай.

Приглашаем всех на концерты

V Дальневосточного зимнего фестиваля искусств,

Информация о концертах – на сайте www.dv-art.ru

Малая история искусств. Искусство стран Дальнего Востока. Виноградова Н.А., Николаева Н.С.

М.: 1979. - 374 с.

Настоящий том "Малой истории искусств" посвящен искусству стран Дальнего Востока. Он принадлежит перу советских исследователей Н. Виноградовой и Н. Николаевой. На огромной территории, условно обозначаемой как Дальний Восток, развивалась яркая и самобытная культура, оставившая выдающиеся произведения человеческого гения в литературе, философии, изобразительном искусстве. На материале архитектуры, скульптуры, живописи и декоративных ремесел Китая, Кореи, Японии и Монголии, охватывающем хронологические рамки от глубокой древности до конца XIX века, авторы убедительно показывают, что искусство стран Дальнего Востока, не будучи изолированным от историко-культурного процесса, подчиняясь его самым общим законам, в то же время представляет собой самостоятельное явление в мировом искусстве. Книга снабжена научным аппаратом - синхронистической таблицей, словарем, библиографией. Богато иллюстрирована цветными и тоновыми иллюстрациями.

Формат: pdf

Размер: 24 Мб

Скачать: yandex.disk

СОДЕРЖАНИЕ
6 Предисловие Я. С. Николаева
9 КИТАЙ Н.А.Виноградова
10 Введение
16 Искусство древнейшего и древнего периодов (IV тыс. до н. э. - III в. н.э.)
31 Искусство IV-VI веков
47 Искусство VII-XIII веков
117 Искусство конца XIII-XIV века
125 Искусство конца XIV-XIX века
153 КОРЕЯ Н. А. Виноградова
154 Введение
158 Искусство древнейшего и древнего периодов (III тыс. до н. э. -первые века до н. э.)
163 Искусство периода трех государств - Когурё, Пэкче и Силла (первые века до н. э. - VII в. н. э.)
177 Искусство VIII-IX веков. Период объединенного Силла
189 Искусство Х-XIV веков. Период Коре
196 Искусство XIV - начала XIX века
207 ЯПОНИЯ Н. С. Николаева
208 Введение
211 Искусство древнейшего и древнего периодов (IV тыс. до н. э. - VI в. н. э.)
220 Искусство VI-VIII веков
242 Искусство IX-XII веков
263 Искусство XIII-XV веков
289 Искусство XVI - начала XVII века
306 Искусство второй половины XVII-XIX века
329 МОНГОЛИЯ Н.А.Виноградова
330 Введение
333 Искусство древнейшего и древнего периодов
337 Искусство феодального периода (XIII - начало XX века)
353 ПРИЛОЖЕНИЯ
354 Словарь терминов
357 Синхронистическая таблица
367 Краткая библиография
371 Указатель имен
художников и архитекторов

Настоящий том посвящен истории искусства народов Китая, Кореи, Японии и Монголии с древности до XIX века. На протяжении нескольких тысячелетий на огромной территории, условно обозначаемой как Дальний Восток, развивалась яркая и самобытная культура, оставившая выдающиеся произведения человеческого гения в литературе, философии, изобразительных искусствах, архитектуре.
Рассматриваемый в книге длительный исторический период включает два последовательно сменявших друг друга типа культуры - древнюю и средневековую. Уже в древности народами Дальнего Востока были созданы значительные памятники духовной и материальной культуры. Но их главный вклад в культуру человечества - выдающиеся произведения живописи, скульптуры, архитектуры и декоративных искусств, созданные в эпоху средневековья.


Искусство Индии

Первой цивилизацией на индийской земле была Хараппская культура в долине Инда, процветавшая за 2500 лет до н.э. Прежде чем исчезнуть под натиском арийских племён, она увековечила себя рядом замечательных шедевров скульптуры и градостроительства. Со временем арии завладели всей Северной Индией, но за тысячелетнее владычество не оставили после себя никаких памятников искусства. Основы индийской художественной традиции были заложены лишь в III веке до н.э.

Индийское искусство изначально носило религиозный характер, отражая мировоззрения индуизма, джайнизма и буддизма. Индусы издревле отличались обострённым восприятием окружающего мира, и главное место в их искусстве по праву занимала архитектура.

В древних скульптурах, вышедших из-под резца представителей аскетического буддизма, ещё нет и следа бьющего через край жизнелюбия. Одно время было даже запрещено создавать портретные изображения Будды. Однако после отмены запрета в северо-восточной провинции Гандхара начали появляться изваяния Будды в образе человека, созданные в эллиническом «греко-буддийском» стиле, оказавшем заметное влияние на искусство всего региона.

В провинции Гандхара в первые века н.э. появилась новая художественная школа, соединившая традиционные буддийские каноны с некоторыми чертами греческого искусства, принесённого в Индию войсками Александра Македонского (конец IV века до н.э.). Так, бесчисленные изображения Будды из камня и стука (смесь гипса, мраморной крошки и клея) приобрели характерно удлинённое лицо, широко открытые глаза и тонкий нос.

Сравнительно сдержанный стиль преобладал и в классическую эпоху Гуптов (320-600 гг. н.э.), хотя к этому времени буддизм впитал многие элементы индуистских мифов. К примеру, якшини – лесные божества женского рода – буддистскими ваятелями изображались в облике пышнотелых танцовщиц в манере, весьма далёкой от аскетизма.

В любом из произведений индийского искусства – буддийском или индуистском – изначально заложена в закодированном виде религиозно-философская информация. Так, чрезвычайно важна поза, в которой изображён Будда: медитация или поучения. Существуют канонические особенности облика Будды: удлинённые мочки ушей, деформированные украшениями, которые он носил в молодости, когда был принцем; волосы, собранные в спиралевидные пучки на голове, и т.д. Такие детали дают зрителю ключ, помогающий определить идею и, соответственно, необходимый для общения с божеством ритуал. Индуистское искусство также в значительной мере закодировано. Здесь важна любая, даже мелкая, деталь – поворот головы божества, положение и количество рук, система украшений. Знаменитая статуэтка танцующего бога Шивы – целая энциклопедия индуизма. Каждым прыжком своего танца он создаёт или разрушает Миры; четыре руки означают бесконечное могущество; дуга с язычками пламени – символ космической энергии; маленькая женская фигурка в волосах – богиня реки Ганг и т.д. Зашифрованность смысла свойственна искусству ряда стран Юго-Восточной Азии, входящих в ареал индуистской культуры.

Яркую картинку жизни Древней Индии воссоздают настроение росписи пещерных храмов Аджанты, поражающие красочностью и гармонией многофигурных композиций.

Аджанта – это своеобразный монастырь – университет, где живут и учатся монахи. Храмы Аджанты вытесаны в 29 скалах, которые находятся рядом с красочными берегами реки Вагхаро. Фасады этих скальных храмов относятся к Гупту – периоду роскошных декоративных скульптур.

Скульптурные памятники Аджанты продолжают старые традиции, но формы намного свободны, усовершенствованы. Внутри храма почти всё исписано. Сюжеты живописи взяты из жизни Будды и связаны с мифологическими сценами Старой Индии. Здесь мастерски изображены люди, птицы, звери, растения и цветы.

Индийскою архитектуру можно назвать разновидностью скульптуры, так как многие святилища не возводились из отдельных орнаментов, а высекались из каменного монолита и по ходу работ покрывались богатейшим ковром скульптурных украшений.

С особой силой эта черта проявилась в тысячах храмов, выросших в период возрождения индуизма между 600 и 1200 годами н.э. Похожие на горы многоярусные башни покрыты резными барельефами и статуями, придающими храмам Мамаллапурама и Эллоры на редкость органичный облик.

Влияние буддийского и индуистского искусства ощущается далеко за пределами Индии. Ангкор Ват – крупнейший из множества индуистских храмов, возведённых в Калебодже в Х – ХII веках. Это огромный, обнесённый рвом комплекс из пяти резных конических башен, центральная из которых взметнулась в высь на 60 метров. Среди буддийских храмов не знает себе равных уникальное святилище на холме. Боробудур, что на острове Ява, в котором богатство скульптурного декора подчинено строгому архитектурному замыслу. В других краях – Тибете, Китае и Японии – буддизм тоже дал начало высокоразвитым и самобытным художественным традициям.

Значительные перемены в традициях художественного творчества произошли с распространением новой религии – ислама, принесённого в Индию арабскими завоевателями ещё в VIII веке. Своего апогея влияние исламской культуры достигло при Великих Моголах, правивших большей частью Индии с XVI века. Возведением великолепных мечетей и усыпальниц прославились султан Акбар (1556 – 1605) и его приемники – Джан-Игр и Шах-Джахан.

Тадж-Махал – жемчужина индийской архитектуры. Скорбя по умершей при родах супруге, император Шах-Джахан возвёл в Агре этот беломраморный мавзолей, искусно украшенный мозаикой из драгоценных камней. Окружённая садом царская усыпальница расположена на берегу реки Джамны. Беломраморное здание поднято на семиметровом постаменте. В плане оно представляет восьми угольник, точнее квадрат со срезанными углами. Все фасады прорезаны высокими и глубокими нишами. Мавзолей увенчан круглым «луковичным» куполом, за лёгкость и стройность сравнивавшимся поэтами с «облаком, опирающимся на воздушный трон». Его внушительный объём подчёркивается четырьмя небольшими куполами минаретов, стоящих по краям платформы. Внутреннее пространство невелико и занято двумя кенотафами (ложными гробницами) Мумтаз и самого Шах-Джахана. Сами захоронения в склепе под зданиями.

При Моголах наступил расцвет пришедшего из Персии искусства миниатюры. Термином «миниатюра» принято называть живописные книжные иллюстрации любого формата. К их созданию султан Акбар привлёк художников со всей Индии, в том числе индусов. В придворных мастерских сложился энергичный светский стиль, во многом отличавшийся от декоративной персидской традиции. Сверкающие, словно самоцветы, полные динамизма миниатюры эпохи Моголов открывают перед нами поразительно живую картину индийской жизни до воцарения фанатичного Аурангзеба (1658-1707).

Искусство Китая

Китайская цивилизация единственная из всех сохранила многовековую преемственность культурных традиций. Некоторые типично китайские черты – пристрастие к игре полутонов и шелковистой фактуре нефрита – уходят корнями ещё в доисторические времена. Великое китайское искусство зародилось примерно за 1500 лет до н.э., в эпоху династии Шан-Инь, с возникновением иероглифического письма и приобретением верховным правителем божественного статуса «сына неба».

К этому длящемуся 500 лет периоду относятся великое многообразие массивных, мрачноватых бронзовых сосудов для жертвоприношений предкам, украшенный отвлечёнными символами. На самом деле это предельно стилизованные изображения мифических существ, в том числе драконов. Присущий многим цивилизациям культ предков занял главное место в верованиях китайцев. Однако в искусстве позднейших веков дух магической таинственности постепенно уступил место холодной созерцательности.

В эпоху Шан-Инь начал формироваться старый опаясывающий план городов (Аньян), в центре которых строили дворец владыки и храм. Жилые дома и дворец строили из твёрдой смеси земли (лёсс) и деревянной добавки без камней. Появились пиктография и иероглифические записи, основы лунного календаря. Именно в это время сформировался стиль орнамента, сохранившийся ещё долгие века. Простая бронзовая посуда снаружи украшалась символическими образами, а внутри – иероглифическими записями, с именами знатных людей или дарственными надписями. В этот период символические образы далеки от реальности и отличались абстрактной формой.

Система религиозно – философского даосизма и конфуцианства сделали большой вклад в культуру и искусство. В середине первого тысячелетия до н.э. сформировались основные принципы архитектуры и планировки городов. Строили много фортификационных сооружений, отдельные защитные стены с севера империи стали объединяться в одну сплошную Великую китайскую стену (3 век до н.э. – 15 век; высота от 5 до 10 метров, ширина от 5 до 8 метров и длина 5000 км.) с четырёхугольными охранными башнями. Формируются каркасные конструкции, деревянная (позже кирпичная) типы прямоугольного плана строения. Двускатные крыши построек покрылись соломой (позже черепицей). Распространяются подземные двухэтажные мавзолеи. Их стены и потолки украшались стенной живописью, инкрустацией, около ставились каменные статуи фантастических животных. Появились характерные виды китайской живописи.

После многовековых междоусобиц Китай был объединён императором династии Цинь (ок. 221 – 209 гг. до н.э.). О маниакальной жажде самовозвеличения этого владыки говорит уникальная археологическая находка. Сделанная в 1974 г.: в гробнице императора обнаружили целую армию терракотовых (из неглазурованной керамики) воинов в человеческий рост, призванных служить ему в загробной жизни.

За годы правления династии Хань (209 г. до н.э. – 270 г. н.э.) Китай превратился в огромную империю со сложной социальной структурой. Конфуцианство – этическое учение, проповедовавшее умеренность и верность семейному и гражданскому долгу, оказало глубокое влияние на мировоззрение китайцев, особенно на касту учёных чиновников, сформированную системой экзаменов на допуск к государственной службе. Чиновники, часто будучи художниками и поэтами, играли заметную роль в развитии китайского искусства. Новые элементы были привнесены даосизмом – близким к природе интуитивно – магическим учением, возникшим в эпоху Хань.

Ханьское искусство дошло до нас прежде всего в виде погребальных даров – одежды, украшений и косметики, а также бронзовых и керамических статуэток, барельефов и фигурной черепицы. Пришедшей из Индии буддизм вдохновил китайских мастеров на поиск новых форм и художественных приёмов, проявившихся в высеченных на индийский манер пещерных храмах и статуях Юныгана.

Судя по немногочисленным дошедшим до нас памятникам, в эпоху Хань сложились прочные традиции живописи, отличавшейся удивительной лёгкостью и свободой кисти. Впоследствии живопись стала поистине массовым искусством, и за многие века Китай дал миру немало выдающихся художников, школ и течений. Тонкое восприятие красоты окружающей природы вывело на первый план жанр пейзажа, особенно горного, значение которого в китайском искусстве очень велико – данный жанр не имеет аналогов в культурах. Картины нередко создавались как иллюстрации к поэмам или другим произведениям, а безукоризненная каллиграфия надписей сама по себе почиталась как искусство.

Хотя керамика производилась в Китае не одну тысячу лет, в эпоху Тан (618-906) данное ремесло обрело черты подлинного искусства. Именно в это время появились новые формы и цветная глазурь, придававшая изделиям красочный вид. К числу наиболее известных памятников этой династии принадлежат погребальные керамические статуэтки людей и животных, не уступавшие по выразительности крупным структурным формам. Особой красотой и экспрессией отличаются прекрасные конные фигурки эпохи Тан.

На заре эпохи Тан китайцы овладели секретом изготовления фарфора. Этот тонкий, твёрдый, полупрозрачный, белоснежный материал не имел себе равных по изяществу, которое было доведено до совершенства изысканной отделкой в эпоху Сун (960-1260) и при последующих династиях. Знаменитый бело-голубой фарфор изготавливался в эпоху монгольской династии Юань (1260-1368).

Большую роль в истории китайской культуры сыграла древняя китайская книга мудрости и предсказания судьбы, называемая «книга перемен». Здесь мир понимается как своеобразный зародыш, внутри которого соединялись мужская светлая сила – янь и женская тёмная – инь. Эти два начала не существуют один без другого. «Книга перемен» имела большое влияние на дальнейшее развитие эстетической мысли и китайского искусства.

В начале эпохи Сун китайцы стали коллекционировать произведения искусства минувших династий, а художники нередко возрождали стили древних времён. Впрочем, искусство эпохи Мин (1368-1644) и ранней эпохи Цин (1644-1912) ценно само по себе, несмотря на постепенное угасание творческой энергии.

В период династии Мин и Цин формировались симметричные, правильного плана города с внутренней и внешней частью. Почти заново перестроена столица Пекин. Прикладное искусство достигло такого уровня, что создало образ Китая в Европе.

Искусство Японии

Из века в век Япония развивалась обособленно от всех цивилизаций, за исключением Китая. Рост китайского влияния начался в V-VI вв., когда вместе с новой системой государственного правления в Японию с континента пришли письменность, буддизм и различные искусства. Японцы всегда умели впитывать иноземные новшества, придавая им национальные черты. К примеру, японская скульптура придавала куда большее значение портретному сходству, нежели китайская.

Развитию японской живописи способствовали контакты с континентом, откуда в начале VII века было позаимствовано искусство изготовления красок, бумаги и туши.

Большое значение для судеб японской живописи, равно как и скульптуры, имело распространение в стране буддизма, поскольку потребности буддийской культовой практики создавали определённый спрос на произведения этих видов искусства. Так, с Х века с целью распространения среди верующих знаний о событиях буддийской священной истории в массовом порядке создавались так называемые эмакимоно (длинные горизонтальные свитки), на которых изображались сцены из буддийской священной истории или из связанных с нею притч.

Японская живопись в VII веке была весьма ещё проста и безыскусна. Представления о ней дают росписи на ковчеге Тамамуси из храма Хорюдзи, отображавшие те же сцены, которые воспроизводились на эмакимоно. Росписи выполнены красной, зелёной и жёлтой краской на чёрном фоне. Некоторые росписи на стенах храмов, относящиеся к VII веку, имеют много общего с аналогичными росписями в Индии.

С VII века в Японии начинается развитие жанровой и пейзажной живописи. До наших дней дошла ширма под условным названием «Женщина с птичьими перьями». На ширме изображена женщина, стоящая под деревом, волосы и кимоно её украшены перьями. Рисунок исполнен лёгкими, струящимися линиями.

Первоначально японские художники, от части в связи с характером тематики, над которой они работали (буддийская живопись), находились под сильным китайским влиянием: писали в китайском стиле, или стиле кара-э. Но со временем в противовес картинам в китайском стиле кара-э стали появляться светские по тематике картины в японском силе, или стиле ямато-э (живопись Ямато). В X-XII веках стиль ямато-э стал господствующим в живописи, хотя произведения сугубо религиозного характера всё ещё писались в китайском стиле. В этот период получила распространение техника нанесения контуров рисунка мельчайшей золотой фольгой.

Одним из образцов исторической живописи эпохи Камакура является знаменитый свиток XIII века «Хэйдзи-моногатари», на котором запечатлено восстание, поднятое в 1159 г. главой крупного самурайского клана Ёсимото Минамото. Как и миниатюры в древнерусских летописях, свитки, подобные «Хэйдзи-моногатари», являются не только выдающимися памятниками искусства, но и историческими свидетельствами. Соединяя текст и изображение, они воспроизводили по горячим следам бурные события княжеских усобиц второй половины XII века, воспевали военные подвиги и высокие моральные качества вышедшего на арену истории нового военно-дворянского сословия – самураев.

Величайшим художником периода Муромати является Сэссю (1420-1506), который создал свой собственный стиль. Ему принадлежит выдающееся произведение японской живописи «Длинный пейзажный свиток», датированное 1486 г., имеющее в длину 17 м при ширине 4 м. На свитке изображены четыре времени года. Сэссю был отличный портретист, о чём свидетельствует написанный им портрет Масуда Канэтака.

В последние десятилетия периода Муромати происходит процесс интенсивной профессионализации живописи. В начале XVI века возникает знаменитая школа Кано, основанная Кано Масанобу (1434-1530), который заложил основы декоративного направления в живописи. Одним из ранних произведений жанровой живописи школы Кано является роспись художником Хидзёри ширмы на тему «Любование клёнами в Такао».

С конца XVI века основными формами живописи становятся стенопись, картины на складных ширмах. Произведения живописи украшают дворцы аристократов, дома горожан, монастыри и храмы. Развивается стиль декоративных панно – да-ми-э. Такие панно писали сочными красками на золотой фольге.

Признаком высокого уровня развития живописи является существование в конце XVI века ряда живописных школ, в том числе Кано, Тоса, Ункоку, Сога, Хасэгава, Кайхо.

В течение XVII-XIX веков исчезает ряд некогда прославленных школ, но их место занимают новые, такие как школа гравюры на дереве укиё-э, школы Маруяма-Сидзе, Нанга, европейской живописи. Центрами культуры и искусства позднего средневековья (оно затянулся в Японии практически до XIX века) становятся наряду с древними городами Нара и Киото новая столица Эдо (современный Токио), Осака, Нагасаки и др.

Искусство эпохи Эдо (1615-1868) характеризуется особым демократизмом и сочетанием художественного и функционального. Примером такого сочетания является живопись на ширмах. Именно на парных ширмах написаны «Красные и белые цветы сливы» - самое значительное и знаменитое из сохранившихся произведений великого художника Огата Корина (1658-1716), шедевр, по праву причисляемый к лучшим созданиям не только японской, но и мировой живописи.

Одним из наиболее популярных жанров японской мелкой пластики были нэцкэ. В нэцкэ преломился художественный канон средневековья в сочетании с ренесеансной раскованностью искусств в эпоху Эдо. Эти произведения миниатюрной пластики как бы сфокусировали в себе тысячелетия пластического опыта Японии: от диковатых догу Дзёмона, ханива Поздних Курганов до канонической культуры средневековья, каменных будд и живого дерева Энку. Из классического наследия заимствовали мастера нэцкэ богатство экспрессии, чувство меры, завершённость и точность композиции, совершенство деталей.

Материал для нэцкэ был самым различным: дерево, слоновая кость, металл, янтарь, лак, фарфор. Над каждой вещью мастер трудился иногда целые годы. Тематика их варьировалась безгранично: изображения людей, животных, богов, исторических лиц, персонажей народных поверий. Расцвет того чисто городского прикладного искусства приходится на вторую половину XVIII века.

В своё время в прошлом столетии, Европа, а затем и Россия именно через гравюру впервые познакомилась с феноменом японского искусства. Мастера укиё-э добивались максимально простоты и доходчивости как в выборе сюжетов, так и в их воплощении. Сюжетами гравюр были в основном жанровые сценки из повседневной жизни города и его обитателей: торговцев, артистов, гейш.

Укиё-э, как особая художественная школа, выдвинула целый ряд первоклассных мастеров. Начальный этап в развитии сюжетной гравюры связан с именем Хисикава Моронобу (1618-1694). Первым мастером многоцветной гравюры был Судзуки Харанобу, творивший в середине XVIII века. Главные мотивы его творчества – лирические сцены с преимущественным влиянием не к действию, а к передаче чувств и настроений: нежности, грусти, любви.

Подобно древнему изысканному искусству эпохи Хэйан, мастера укиё-э возрождали в новой городской среде своеобразный культ утончённой женской красоты, с той только разницей, что вместо горных хэйанских аристократок героинями гравюр стали изящные гейши из увеселительных кварталов Эдо.

Художник Утамаро (1753-1806) представляет собой, может быть, уникальный в истории мировой живописи пример мастера, безраздельно посвятившего своё творчество изображению женщин – в разных жизненных обстоятельствах, в разнообразных позах и туалетах. Одна из лучших его работ – «Гейша Осама».

Высочайшего уровня жанр японской гравюры достиг в творчестве Кацусика Хокусая (1760-1849). Ему свойственны неизвестные ранее в японском искусстве полнота охвата жизни, интерес ко всем её сторонам – от случайной уличной сцены до величественных явлений природы.

В возрасте 70 лет Хокусай создаёт свою самую знаменитую серию гравюр «36 видов Фудзи», за нею последовали серии «Мосты», «Большие цветы», «Путешествия по водопадам страны», альбом «100 видов Фудзи». Каждая гравюра – ценный памятник живописного искусства, а серии в целом дают глубокую своеобразную концепцию бытия, мироздания, места человека в нём, традиционную в лучшем смысле слова, т.е. укоренённую в тысячелетней истории японского художественного мышления, и совершенно новаторскую, временами дерзкую, по средствам исполнения.

Творчество Хокусая достойно связывает многовековые художественные традиции Японии с современными установками художественного творчества и его восприятия. Блистательно возродив пейзажный жанр, давший в средние века такие шедевры, как «Зимний пейзаж» Сэссю, Хокусай вывел его из канона средневековья прямо в художественную практику XIX-XX веков, оказав и оказывая влияние не только на французских импрессионистов и постимпрессионистов (Ван Гога, Гогена, Матисса), но и на русских художников «Мира искусства» и другие, уже современные школы.

Искусство цветной гравюры укиёэ явилось в целом прекрасным итогом, и, может быть, даже своеобразным завершением неповторимых путей японского изобразительного искусства.



Открытие и хозяйственное освоение Дальнего Востока сопровождалось и культурным освоением. Развитие культуры дальневосточного региона происходило под воздействием общероссийских факторов, в русле отечественной (русской) культуры. В истории развития культуры Дальнего Востока современные исследователи хронологически выделяют несколько периодов.

Первый - XVII в. - до 80-х годов XIX в. - это период зарождения и становления русской культуры на Дальнем Востоке и Русской Америке, налаживание культурно-исторических контактов с коренными народами региона.

Второй период - 80-е годы XIX - начало XX в. - характеризуется зарождением и развитием профессиональной художественной культуры, развитием науки и образования.

Третий период приходится на десятилетия Советской власти (с 1917 - 90-е годы XX в.) и связан с созданием и развитием советской, социалистической культуры. Рассмотрим некоторые характерные особенности этих периодов.

Открытие и освоение русскими людьми Дальнего Востока в XVII в. сопровождалось распространением русской культуры на новых землях и установлением контактов с аборигенным населением.

В период с 80-х годов XVII до середины XIX века, в связи с потерей Приамурья по Нерчинскому договору (1689 г.) культурное развитие дальневосточного региона протекало, главным образом, в его северной части (Охотское побережье, Камчатка, Русская Америка).

Лидирующую роль в распространении русской культуры на новых землях и приобщения коренного населения к русской культуре сыграла Русская православная церковь и ее служители.

Это объяснялось, во-первых, тем, что православная религия оставалась главной нравственной опорой русского человека.

Во-вторых, профессиональная культура здесь делала свои первые робкие шаги.

Кроме того, основу православной религии составляли гуманизм, всечеловеческое начало. Ее заповедями, ее требованиями руководствовались русские первопроходцы, вступавшие в контакт с коренными жителями Дальнего Востока. Служители церкви, как свидетельствуют источники, как рядовые, так и облеченные высоким саном, не жалели ни сил, ни жизни для выполнения своей высокой миссии.

Первые священнослужители прибыли на Дальний Восток в 1639 году вместе с воеводами новообразованного Якутского уезда. Уже в 1671 г. в Албазине и Кумарском остроге были основаны два монастыря священником Гермогеном. В 1681 г. были созданы Селенгинский Троицкий и Посольский Спасо-Преображенский монастыри - центры развития русского православия и русской культуры на востоке страны. В 70-е гг. XVII в. почти в каждом остроге была церковь.

С приходом русских землепроходцев на Дальнем Востоке стало рождаться просвещение: стали создаваться школы, появилась грамота. Школы стали одним из звеньев в становлении русской культуры на Дальнем Востоке. Особенно интенсивно развивается строительство школ с созданием поселений на новых землях, с формированием городов и других населенных пунктов. Характерно, что школы грамоты создавались не только при церквях, монастырях, но и по инициативе землепроходцев и мореплавателей. В них обучались дети и русского, и аборигенного населения.

В XVII - первой половине XIX в. на Дальнем Востоке зародилась и литература. На ее становление оказали влияние книги, попадавшие на восточные окраины из России различными путями: с экспедициями, переселенцами, духовными миссиями, частными лицами. Это были книги религиозного, справочного, юридического, художественного содержания; книги рукописные и печатные. Уже в XVII в. при острогах, монастырях, школах, учебных заведениях стали возникать библиотеки. Богатую литургическую литературу имела библиотека Воскресенской церкви Албазина. Среди жителей Албазина встречались грамотные люди, знающие не только книгу, но и издававшие их. К ним следует отнести священника Максима Леонтьева, воеводу Албазина Алексея Толбузина, купцов Ушаковых и Нарициных-Мусатовых.

В XVIII в. на дальневосточной окраине появляются записки, мемуары, письма, посвященные истории края, его природе и населению, о новых поселениях и т.д. Среди них следует назвать записки «российского купца Григория Шелихова странствование с 1783 по1787 год из Охотска по Восточному океану к американским берегам» (издана в 1791 г.). Книга вызвала большой интерес читателей. Поэт Гавриил Державин назвал Г.И.Шелихова «Колумбом Российским».

Большое влияние на формирующуюся литературу на Дальнем Востоке оказали декабристы, талантливые литераторы Н.А. Бестужев, Д.И. Завалишин, В.Л.Давыдов и др., оставившие многочисленные записки, мемуары. Творчество декабристов, их высокая гражданственность, протест против угнетения и крепостничества, их вера в светлое будущее, оказали большое влияние на молодую литературу Сибири и Дальнего Востока.

Важной составляющей духовной жизни русских землепроходцев, переселенцев Дальнего Востока были песни, былины, легенды. Например, у русских казаков в фольклоре сохранились легенды «Страшная беда» (о тяжелых испытаниях, которые выпали на долю казаков, осваивающих в XVII веке Забайкалье), «Про то, как раньше жилось» (о строительстве первых острогов и покорении бурятских и тунгусских племен). Особое место в духовной жизни первопроходцев и переселенцев занимала песня. В песнях, исполняемых от Забайкалья до Русской Америки, всюду, где жили русские люди, отражалась история открытия и освоения Дальнего Востока. В этом плане большой интерес представляют исторические песни «Во Сибирской, во Украине, во Даурской стороне».

Обширный пласт составляли шуточные произведения, служившие сопровождением хоровода или пляски.

Характерной особенностью становления культуры на Дальнем Востоке было взаимодействие и взаимовлияние культур - русского православного христианства и языческого - аборигенов. Русские люди, оказавшись не только в специфической природно-климатической среде, но и в непривычном этническом окружении, вынуждены были адаптироваться к новым условиям, перенимать у местного аборигенного населения материальную и духовную культуру.

В ходе освоения дальневосточных земель шел активный процесс взаимодействия двух культур: русской культуры с языческой культурой аборигенов.

Рассматривая влияние русской культуры на культуру аборигенов, ученые отмечают, что наибольшие изменения в результате культурных контактов испытала сфера традиционной материальной культуры аборигенов, она обогатилась новыми элементами.

Коренные народы Дальнего Востока заимствовали у русских новые сельскохозяйственные культуры, приемы земледелия, отдельные этносы южной части региона переходили к оседлости и перенимали крестьянский образ жизни. В хозяйстве аборигенов стало развиваться животноводство, появились верховые и тягловые лошади.

Постепенно все народы Дальнего Востока освоили технику русского срубного домостроения, появились русские печи, а на месте канов стали устанавливать деревянные нары, впоследствии и кровати.

К началу ХХ века русская изба стала основным типом жилья. Влияние русской культуры нашло отражение в дополнении к национальной пище в виде муки, крупы, картофеля, овощей.

Аборигены заимствовали от русских способы заготовки пищи: засолку, жарение; стали употреблять глиняную и металлическую посуду. Очень скоро коренные народы региона стали перенимать русскую одежду, обувь, а наиболее зажиточные из них (нанайцы, негидальцы) стали носить рубашки-косоворотки, сапоги, кафтаны, фуражки, как русские купцы. Для пошива и украшения одежды широко использовали такие материалы как ткани, нитки, бисер.

Под влиянием русской культуры декоративное искусство всех коренных народностей Дальнего Востока стала во второй половине XIX - начале ХХ в. немного богаче. Особенно сильным было влияние русских в искусстве ительменов, алеутов. Эти народности в декоративном искусстве широко использовали вышивку гладью, русские фабричные ткани, русский бисер. Эвенкийские и эвенские мастерицы очень умело использовали для украшения одежды, сумок, поясов русскую цветную ткань, цветные нитки.

С середины XIX века русское влияние стало заметным и в искусстве народностей Амура и Сахалина. Так, нанайцы стали носить рубашки русского покроя, а на традиционных женских халатах можно было увидеть кайму из русской кружевной тесьмы. В домашнем производстве стали использовать плотничьи и столярные инструменты, что оказало свое влияние на совершенствование резьбы по дереву.

Во второй половине XIX века в развитии культуры дальневосточного региона происходят качественные изменения, связанные с уровнем социально-экономического развития и характером формирования населения региона, а также его геополитическим положением.

Во-первых, изменилась география культурного строительства. В отличие от начального этапа освоения Дальнего Востока, когда культурные процессы протекали главным образом на Камчатке, побережье Охотского моря и в Русской Америке, с середины XIX в. центрами культуры стали южные районы: Амурская, Приморская и Забайкальская области. Это объяснялось тем, что Приамурье и Приморье, на основе заключенных с Китаем мирных договоров (Айгунского в 1858 г., Пекинского в 1860 г.), были присоединены к России. В 1867 году Русская Америка (Аляска) была продана Россией Соединенным Штатам Америки. Задачи хозяйственного освоения дальневосточного региона требовали заселения новых российских земель и обеспечения их социально-экономического и культурного развития.

Во-вторых, огромное значение для культурного развития региона имело строительство Транссибирской железнодорожной магистрали (1891-1916 гг.) и КВЖД (1897-1903 гг.). С 1893 г. был открыт морской путь из Одессы до Владивостока. Установление железнодорожной и морской связи Дальнего Востока с Сибирью и Европейской Россией ускорило государственное переселение населения с западных губерний на Дальний Восток и социально-экономическое и культурное развитие региона.

В-третьих, особенности социально-экономического развития региона повлияли и на формирование культурной среды. Прежде всего, в культурном строительстве весомую роль играли не только правительство и местные власти, но и растущая численно дальневосточная интеллигенция - ядро, основа региональной культурной среды. Именно интеллигенция особенно остро выражала общественную потребность в удовлетворении культурных запросов населения. Благодаря ее инициативе в регионе зарождаются все виды профессионального искусства.

Особенностью культурного развития дальневосточного региона во второй половине XIX века - начале ХХ в. было одновременное развитие всех областей культуры и искусства: образования, науки, художественной и музыкальной культуры, театрального дела, то есть шло активное формирование социокультурного пространства этого края. Следует отметить одну из главных особенностей Дальнего Востока - это высокий уровень грамотности его населения по сравнению с Сибирью и Европейской Россией.

Получило развитие среднее и высшее специальное образование. Здесь на Дальнем Востоке, как и в центре страны были созданы: Морское училище - в Николаевске-на-Амуре; речное - в Благовещенске; железнодорожное - в Хабаровске. В 1899 г. во Владивостоке был создан первый по всей Восточной Сибири и Дальнем Востоке - Восточный институт.

Трудности становления народного образования были связаны с нехваткой не только школ, но и учителей. Достаточно сказать, что среди всех педагогических работников региона, только 4% имели специальное образование.

Развитие промышленности, железнодорожное и военно-морское строительство, массовое переселение населения на Дальний Восток с середины XIX в. ускорили развитие науки.

Положительное влияние на развитие дальневосточной науки оказал открытый в 1899 г. во Владивостоке Восточный институт.

Отличительной особенностью Дальнего Востока было большое количество изделий периодической печати. Оно свидетельствовало о социально-экономическом и культурном развитии региона, и том, что в крае сформировался отряд профессиональных журналистов, литераторов и появился многочисленный читатель. Периодическая печать охватывала все наиболее заселенные и развитые области региона, и отражала интересы всех слоев населения.

Характерной приметой становления культуры Дальнего Востока в этот период является зарождение и развитие профессиональной художественной культуры. Однако, в отличие от художественной культуры России, она создавалась в форме любительских объединений (музыкальных, театральных и т.д.). Это можно объяснить, прежде всего, поздним вхождением Дальнего Востока, по сравнению с другими регионами страны, в состав России. Сказались также отдаленность региона от Европейской России, недостаточность финансирования культуры и профессиональных кадров.

Зарождение театра на Дальнем Востоке началось с 60-х гг. XIX века с любительских спектаклей для солдат, офицеров. 24 декабря 1860 г. в одной из казарм Благовещенска нижние чины линейного батальона и артиллерийской команды представили спектакль «Станционный смотритель» (по А.С. Пушкину) и водевиль «Много шума из пустяков» А.А. Яблочкина. Первые упоминания о театральных постановках любителей во Владивостоке относятся к началу 1870-х гг. В 1873 г. запасной фельдшер Бакушев с писарями флотского экипажа и гарнизона, а также женщинами-каторжанками представили на суд зрителей спектакль по пьесе А.Н. Островского «Бедность не порок». В Хабаровске первый любительский спектакль был поставлен в Общественном собрании города в 1873 г. Профессиональные театральные труппы на Дальнем Востоке создаются в начале 90-х гг. XIX в. В городах Владивостоке, Благовещенске, Хабаровске создаются постоянные театры.

Музыкальная культура на Дальнем Востоке, как и театральная, развивалась от любительской к профессиональной. Зарождение музыкального искусства началось с флотских оркестров. В 1860 г. в Николаевске-на-Амуре был учрежден военный оркестр со штатом 51 чел., а в 1862 г. - во Владивостоке. В 80-е гг. XIX века в Благовещенске, во Владивостоке, в Чите, Хабаровске появляются музыкальные кружки, которые стали играть значительную роль в удовлетворении музыкальных потребностей жителей городов.

Большое значение для зарождения в регионе профессиональной музыкальной, так и всей художественной культуры имела гастрольно-концертная деятельность артистов Сибири и Европейской России. С середины 90-х гг. до начала ХХ века гастроли становятся неотъемлемой частью культурной жизни региона. Система гастрольно-концертной практики оказала влияние на музыкальную жизнь дальневосточных городов, повышала культурный уровень населения, формировала вкусы дальневосточной публики, облегчала адаптацию вновь прибывших, стимулировала развитие региона.

Рассказать друзьям