Обломов и штольц авторское отношение к героям. Cочинение «Штольц Андрей Иванович — один из главных героев. Взаимоотношения Обломова и Штольца

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В романе «Обломов» Александр Гончаров затрагивает тему дружбы между совершенно разными по характеру и взглядам людьми.

Сравнительная характеристика образа Обломова и Штольца поможет читателю разобраться, способна ли она изменить человека в лучшую сторону.

Детство и воспитание

Илья Ильич Обломов рос избалованным ребенком. Родители слишком опекали сына, не предоставляли ему возможности проявить себя. Не любил учиться. Считал, что наука послана людям в наказание за грехи. Тринадцатилетним пареньком его оформили в пансион. Часто просил у матери разрешения остаться дома, не ехать на обучение. В университете не получил достаточных знаний из-за собственной лени.

Андрей Иванович Штольц был смышленым мальчиком. Знания впитывал словно губка. Отец воспитывал его в строгости. Мать не поощряла «трудовое воспитание». Когда отец отправлял сына в университет, не провел в город. Попрощался у ворот без лишних эмоций, надел ему фуражку, и так толкнул, что сшиб с ног».

Внешность

Илья имеет лишний вес. Его «пухлые руки и мягкие плечи» придавали внешности некой изнеженности. «Цвет лица его не был румяным или смуглым, он казался положительно бледным». В серых глазах всегда пребывали некие мысли, которые быстро исчезали, не успев засесть в голове.

Андрей худощав, щек у него вовсе нет, кожа смуглая. «Он был сложен из костей, нервов и мускулов, напоминал английскую лошадь». На его лице красовались выразительные зеленые глаза. От него исходит мужественность и здоровье.

Стремления и достаток

Илья Обломов в свои тридцать два года абсолютно ничего не нажил самостоятельно. Службу он оставил из-за глупой допущенной ошибки, отправив важные документы не по адресу. Он не смог выполнить простое поручение. Проживает в съемных апартаментах. Имение, доставшееся в наследство от родителей, претерпевает убытки, не приносит должного достатка. Илья Ильич ничего не смыслит в финансовых вопросах.

Не пытается что-то успевать и создавать в жизни. Лежит на диване, постоянно пребывая в сонном состоянии.

Штольц «служил, уйдя в отставку, занялся собственными делами и нажил дом и деньги. Он участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу». Не допускает промахов в работе. Достиг уважения в обществе и материальных благ, благодаря собственным усилиям. «Беспрестанно пребывает в движении: если обществу нужно послать агента в Англию или Бельгию - отправляют его. Следует создать новый проект или разобрать новую идею - выбирают Штольца».

Любовь к женщине

Андрей с уважением относится к противоположному полу. В отношениях с Ольгой Ильинской проявляет себя истинным джентльменом, способным решить все заботы любимой, радовать ее. Добился поставленной цели – женился на той, кого любит.

Илья всегда тактичен в общении с женщинами. Любил Ольгу Ильинскую, но не смог побороть в себе лень, нежелание перемен. Боялся обыденности брака. Доставлял любимой много хлопот, она часто плакала из-за его колких речей. Женился на вдове Пшеницыной, у которой снимал комнату. Она абсолютно ничего не требовала от него. Подобные отношения устраивали Обломова.

Отношение к жизни

Андрей Штольц , пышущий здоровьем, желает жить еще много лет. Хоть он и реалист, с его уст часто слышны фразы, что он хочет «прожить лет двести, триста». Придерживается цели, что все должно выполняться исходя из четко поставленных задач. Мечте не было места в его душе.

Илья Обломов называет себя «старым кафтаном». Порою озвучивает мысли, что лег бы и заснул навсегда. Любит мечтать. Его воображение часто рисует выдуманные картины. Особенно явно выделяет образы будущей супруги и детишек.

Публикация Гончаровым отрывка романа "Обломов", задолго до окончания всего романа, не обманула надежд восхищённых читателей. Напечатанный "Сон Обломова" был написан так ярко и так вкусно, как только можно представить сладкие воспоминания детства. Это та семейственная патриархальность, которая, к сожалению, уходила, замещаемая извращённо жестокими Головлёвыми. И отношение Гончарова к этому не было однозначным. Попробуем же разобраться, как отразились взгляды самого Гончарова в этом романе и какова была его позиция

По отношению к основным персонажам.

Изначально сюжет "Обломова" задумывался, по-видимому, как обобщенное жизнеописание бездеятельного, апатичного, уходящего в прошлое помещичьего класса на отдельном примере. Позиция автора по отношению к крепостному праву должна была отразиться в подробном рассказе о жизни Ильи Ильича Обломова, бездумно проводящего день за днем в своей загородной усадьбе. В соответствии с этой задумкой и писался первый том "Обломова", повествующий большей частью о детстве Ильи Ильича. При написании же последующих трех частей произведения отношение к нему Гончарова меняется.

Во-первых, автор переносит своего героя в городские условия и через него показывает свое отношение к столичному обществу. Во-вторых, усложняется сюжетная линия. О последней следует говорить отдельно. Этот прием испытания любовью, впрочем, встречается не только у Гончарова. Показывая, как ведет себя, влюбившись, тот или иной герой, автор может открыть много новых граней в душе своих персонажей, которые не проявились бы ни при каких других обстоятельствах. При этом автору предоставляется возможность преподать своего героя с той или иной стороны в зависимости от его отношения к последнему. По развязке любовного сюжета можно также судить о позиции автора относительно персонажа. Разбор произведения, конечно же, нужно начать с первой части, несмотря на то что завязка и развитие основного сюжета происходит в трех последующих.

Вначале, через разговоры основного героя, Ильи Ильича Обломова, автор характеризует его как доброжелательного и гостеприимного человека и в то же время обладающего необычайной сонливостью и ленью. И потом, для объяснения истоков его характера, Гончаров приводит сон героя, где показывает его детство. Таким образом, композиция произведения не нарушается.

Начинается повествование об идиллическом крае, где родился и вырос Обломов, с одного из основных и самых интересных моментов этой части романа. Здесь описывается природа обломовского края. Ее безмятежность и равнинность, конечно же, заметно преувеличены и порой даже граничат с чем-то сказочным, в силу общей атмосферы поместья. Однако, что интересно, по замечаниям самого Гончарова, сделанным здесь же, можно судить, что этот пейзаж во многом отражает его взгляд на природу. Из этого отрывка мы видим, что автору чужды лермонтовские описания грозных стихий. В его идиллическом месте "нет дремучих лесов - нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого". Да и неудивительно, ведь позиция Гончарова по отношению к ним вполне определенна: море "наводит только грусть" на него, а "горы и пропасти… грозны, страшны, как выпущенные и устремленные на него когти и зубы дикого зверя…". Зато в "мирном уголке", обрисованном им для Обломова, даже "небо… как родительская надежная кровля". "Солнце там ярко и жарко светит около полудня и потом удаляется… точно нехотя…" А "горы… только модели тех страшных гор", И вся природа там "представляет ряд… веселых, улыбающихся пейзажей…". Далее идет описание помещичьего и крестьянского быта, то есть того, что изначально должно стать основой произведения.

Сама мысль, пронесенная здесь, не нова: бездействующие помещики, основу жизни которых составляет вопрос о том, что выбрать на обед, и крестьяне, работающие изо дня в день на благо господ. Интересно не это, а то, как отражает Гончаров свое отношение к этому образу жизни. Здесь, как и во всем в Обломовке, краски как бы притушены. Вот как описывается здесь жизнь крестьян: "Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, уверенные, что и все другие живут точно так же и что жить иначе - грех…" Я думаю, что автор прибегнул к такому стилю, поскольку, отразив свою позицию по отношению к проблеме крепостного права, он не должен был нарушить атмосферу всеобщей сонливости, столь важную для главного героя. Ведь каково бы ни было отношение Гончарова к помещикам, мне кажется, что в глубине души он сочувствует и симпатизирует Обломову. Эта же всеобщая апатия, которая окружала Илью Ильича в детстве, могла бы отчасти его оправдать.

Здесь впервые Гончаровым упоминается Штольц. Позиция автора по отношению к нему в будущем ясна. Он должен будет стать обобщенным образом передового человека, включающим в себя твердость характера, гибкий ум, постоянную жажду действия, т.е. отобразить полную противоположность Обломову. Соответственно, и условия воспитания, формирующие его будущий характер, автор делает совершенно иными, нежели в Обломовке.

Теперь, перейдя к трем основным частям романа, надо сказать, что основной сюжетной линией здесь являются взаимоотношения между Ольгой Ильинской и Ильёй Ильичом Обломовым. Однако вначале нужно рассмотреть, как отразилась авторская позиция в отношении Обломова и Штольца в их сравнении. В таком случае, рассматривая развитие любовной линии между Ольгой, Обломовым и Штольцем, мы сможем еще раз подчеркнуть тот или иной взгляд автора на личности этих двух персонажей. Наделенный лишь самыми правильными и необходимыми чертами характера, автору, как и читателю, несомненно нравится Штольц, но в то же время, как и большинство из нас, Гончаров испытывает чувство симпатии к Илье Ильичу.

Эта позиция автора по отношению к своим героям отразилась не только на их судьбах, но даже и в портретах. Вот как он описывает Обломова: "Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица". А вот описание Штольца: "Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь… Цвет лица смугловатый и никакого румянца; глаза хоть немного зеленоватые, но выразительные". Один не может не вызывать симпатии мягкостью и мечтательностью натуры, отразившимися и на лице, другой восхищает своей твердостью и целеустремленностью, читаемыми во всем облике.

Отношение автора к ним выразилось и через взаимные характеристики героев. И здесь надо поговорить о странной дружбе между этими двумя диаметрально противоположными людьми. Навряд ли дело лишь в детской, когда-то соединявшей их привязанности. Но что же тогда связывает их? Если дружбу Обломова можно объяснить необходимостью в сильном, деловом человеке, который бы всегда пришел на помощь его нерешительной и сонливой натуре, то чем объяснить привязанность Штольца к Обломову? Думаю, что на этот вопрос можно ответить словами самого Андрея: "Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!"

Теперь можно подойти к любовному сюжету. Но, прежде чем описывать взаимоотношения Ольги с Обломовым и Штольцем, надо сказать об отношении автора к ней самой. Гончаров несомненно доброжелателен к своей героине. Она наделена такими чертами, как проницательность, уравновешенность, гордость. Несомненно, восхищает автора чувство долга, которым прежде всего руководствуется героиня, возвышенность ее души, отражающаяся в прекрасном голосе. Все это чувствуется и во внешнем облике Ольги: "Нос образовывал чуть заметную грациозную линию; губы тонкие и большей частью сжатые; признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли. То же присутствие мысли и в зорком, всегда бодром… взгляде серо-голубых глаз…" И походку ее автор описывает как "легкую, почти неуловимую". Думаю, не случайно придает Гончаров ей эту особую одухотворенность. Она призвана быть как бы ангелом-хранителем Обломова, разбудить его уснувшую душу.

Как же раскрывает автор образ Обломова через его отношения с Ольгой? Хорошие или плохие черты выявит через это Гончаров у Ильи Ильича? Конечно, миссия Ольги с самого начала была обречена. Человек не может жить лишь любовью, не думая более ни о чем. Однако через нее автор открыл в герое, которому явно симпатизирует, множество положительных черт. На некоторое время Гончаров просто преображает Обломова: "Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или по крайней мере самоуверенности". Ну при каких еще обстоятельствах "чистое, верное сердце" Ильи Ильича смогло бы себя так проявить.

В отношениях же Ольги со Штольцем все происходит совсем наоборот. Их союз закономерен и гармоничен. Они похожи и потому хорошо понимают друг друга. Самой судьбой им предопределено долгое спокойное счастье. Но здесь, правда, неявно, автор указывает на скрытый недостаток в натуре Штольца. Ольга, которая, казалось бы, должна быть абсолютно счастлива, испытывает какое-то странное беспокойство, объяснить которое не может даже Андрей. И сам собою напрашивается вопрос, не смутная ли это тоска Ольги по страстному чувству, которое не может дать ей Штольц. Быть может, здесь автор хотел сказать, что этому правильному и передовому герою не хватает немного безумных порывов. Как бы там ни было, судьбы обоих героев складываются относительно удачно. Штольц обретает свое счастье с Ольгой, а Обломов находит свою Обломовку на Верхлевской улице и доживает там свой век с женщиной, о которой всегда мечтал. Такая развязка еще раз показывает, что позиция автора по отношению к обоим своим героям носит положительный характер.

Как интересно автор сопоставляет: энергия, бодрость, деятельность и сонные мечты, бесконечные проэкты чего-то прекрасного… Казалось бы естественным, что симпатии автора относятся к бодрому, энергичному человеку… Но – "хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало, они редки; это перлы в толпе!" Ну что тут скажешь… И как не согласиться с Тургеневым, который сказал: "Пока останется хоть один русский – до тех пор будут помнить Обломова".

(1 votes, average: 5.00 out of 5)

Отдавая дань своему времени, г. Гончаров вывел и противоядие Обломову - Штольца. Но по поводу этого лица мы должны еще раз повторить наше постоянное мнение, - что не может забегать слишком далеко вперед жизни, Штольцев, людей с цельным, деятельным характером, при котором всякая мысль тотчас же является стремлением и переходит в дело, еще нет в жизни нашего общества (разумеем образованное общество, которому доступны высшие стремления; в массе, где идеи и стремления ограничены очень близкими и немногими предметами, такие люди беспрестанно попадаются).

Сам автор сознавал это, говоря о нашем обществе: «Вот глаза очнулись от дремоты, послышались бойкие широкие шаги, живые голоса... Сколько Штольцев должно появиться под русскими именами!» Должно явиться их много, в этом нет сомнения; но теперь пока для них нет почвы. Оттого-то из романа Гончарова мы видим и видим только, что Штольц - человек деятельный, все о чем-то хлопочет, бегает, приобретает, говорит, что жить - значит трудиться, и пр. Но что он делает и как он ухитряется делать что - нибудь порядочное там, где другие ничего не могут сделать, - это для нас остается тайной. Он мигом устроил Обломовку для Ильи Ильича; - как? этого мы не знаем. Он мигом уничтожил фальшивый вексель Ильи Ильича; - как? это мы не знаем. Поехав к начальнику Ивана Матвеича, которому Обломов дал вексель, поговорил с ним дружески - Ивана Матвеича призвали в присутствие и не только что вексель велели возвратить, но даже и из службы выходить приказали. И поделом ему, разумеется; но, судя по этому случаю, Штольц не дорос еще до идеала общественного русского деятеля. Да и нельзя еще: рано. И мы не понимаем, как мог Штольц в своей деятельности успокоиться от всех стремлений и потребностей, которые одолевали даже 198 И. А. Гончаров Обломова, как мог он удовлетвориться своим положением, успокоиться на своем одиноком, отдельном, исключительном счастье... Не надо забывать, что под ним болото, что вблизи находится старая Обломовка, что нужно еще расчищать лес, чтобы выйти на большую дорогу и убежать от обломовщины. Делал ли что-нибудь для этого Штольц, что именно делал и как делал, - мы не знаем. А без этого мы не можем удовлетвориться его личностью... Можем сказать только то, что не он тот человек, который «сумеет, на языке, понятном для русской души, сказать нам это всемогущее слово: «вперед!» Может быть, Ольга Ильинская способнее, нежели Штольц, к этому подвигу, ближе его стоит к нашей молодой жизни. Мы ничего не говорили о женщинах, созданных Гончаровым: ни об Ольге, ни об Агафье Матвеевне Пшеницыной (ни даже об Анисье и Акулине, которые тоже отличаются своим особым характером), потому что сознавали свое совершеннейшее бессилие что-нибудь сносное сказать о них.

Разбирать женские типы, созданные Гончаровым, значит предъявлять претензию быть великим знатоком женского сердца. Не имея же этого качества, женщинами Гончарова можно только восхищаться. Дамы говорят, что верность и тонкость психологического анализа у Гончарова - изумительна, и дамам в этом случае нельзя не поверить... Прибавить же что-нибудь к их отзыву мы не осмеливаемся, потому что боимся пускаться в эту совершенно неведомую для нас страну. Но мы берем на себя смелость, в заключение статьи, сказать несколько слов об Ольге и об отношениях ее к обломовщине. Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни. Оттого она необыкновенной ясностью и простотой своей логики и изумительной гармонией своего сердца и воли поражает нас до того, что мы готовы усомниться в ее даже поэтической правде и сказать: «таких девушек не бывает». Но, следя за нею во все продолжение романа, мы находим, что она постоянно верна себе и своему развитию, что она представляет не сентенцию автора, а живое лицо, только такое, каких мы еще не встречали. В ней-то более, нежели в Штольце, можно видеть намек на новую русскую жизнь; от нее можно ожидать слова, которое сожжет и развеет обломовщину... Она начинает с любви к Обломову, с веры в него, в его нравственное преобразование... Долго и упорно, с любовью и нежной заботливостью трудится она над тем, чтобы возбудить жизнь, вызвать деятельность в этом человеке. Она не хочет верить, чтобы он был так бессилен на добро; любя в нем свою надежду, свое будущее создание, она делает для него все: пренебрегает даже условными приличиями, едет к нему одна, никому не сказавшись, и не боится, подобно ему, потери своей репутации.

Но она с удивительным тактом замечает тотчас же всякую фальшь, проявляющуюся в его натуре, и чрезвычайно просто объясняет ему, как и почему это ложь, а не . Он, например, пишет ей письмо, о котором мы говорили выше, и потом уверяет ее, что писал это единственно из заботы о ней, совершенно забывши себя, жертвуя собою, и т. д. «Нет, - отвечает она, - неправда; если бы вы думали только о моем счастии и считали необходимою для него разлуку с вами, то вы бы просто уехали, не посылая мне предварительно никаких писем». Он говорит, что боится ее несчастия, если она со временем поймет, что ошиблась в нем, разлюбит его и полюбит другого. Она спрашивает в ответ на это: «Где же вы тут видите несчастье мое? Теперь я вас люблю, и мне хорошо; а после я полюблю другого, и, значит, мне с другим будет хорошо. Напрасно вы обо мне беспокоитесь». Эта простота и ясность мышления заключает в себе задатки новой жизни, не той, в условиях которой выросло современное общество... Потом, - как воля Ольги послушна ее сердцу! Она продолжает свои отношения и любовь к Обломову, несмотря на все посторонние неприятности, насмешки и т. п., до тех пор, пока не убеждается в его решительной дрянности. Тогда она прямо объявляет ему, что ошиблась в нем, и уже не может решиться соединить с ним свою судьбу. Она еще хвалит и ласкает его и при этом отказе, и даже после; но своим поступком она уничтожает его, как ни один из обломовцев не был уничтожаем женщиной. Она просто и кротко сказала ему: «Я узнала недавно только, что я люблю в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья; ты нежен... как голубь; ты спрячешь голову под крыло - и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей... да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то еще, а чего - не знаю!» И она оставляет Обломова, и она стремится к своему нему-то, хотя еще и не знает его хорошенько.

Наконец она находит его в Штольце, соединяется с ним, счастлива; но и тут не останавливается, не замирает. Какие - то туманные вопросы и сомнения тревожат ее, она чего-то допытывается. Автор не раскрыл перед нами ее волнений во всей их полноте, и мы можем ошибиться в предположении насчет их свойства. Но нам кажется, что это в ее сердце и голове веяние новой жизни, к которой она несравненно ближе Штольца. Ясно, что она не хочет склонять голову и смиренно переживать трудные минуты, в надежде, что потом опять улыбнется жизнь. Она бросила Обломова, когда перестала в него верить; она оставит и Штольца, ежели перестанет верить в него. А это случится, ежели вопросы и сомнения не перестанут мучить ее, а он будет продолжать ей советы - принять их, как новую стихию жизни, и склонить голову. Обломовщина хорошо ей знакома, она сумеет различить ее во всех видах под всеми ласками и всегда найдет в себе столько сил, чтобы произвести над нею суд беспощадный...

И.А.Гончаров «ОБЛОМОВ»

И ИЛИ ШТОЛЬЦ ОБЛОМОВ

Андрей Иванович Штольц «Он был весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щёк у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной окружности; цвет лица ровный, смуглый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные».

Жизнь в имении оказала огромное влияние на Илью Ильича. Именно она определила поэтическое начало в его характере, его представления о семейной жизни. Герой стремится к духовной жизни, которая складывается вокруг семьи и любви. Человек, душа которого «чиста и ясна, как стекло», «благородный и нежный», Обломов не принимает мир ограниченного и бездуховного общества и по-своему (пассивно) сопротивляется ему.

Образование и воспитание. Воспитание, как и образование, было двойственным: мечтая о том, чтобы из сына вырос «добрый бурш», отец всячески поощрял мальчишеские драки. Если же Андрей появлялся без подготовленного «назубок» урока, Иван Богданович отправлял сына туда, откуда пришёл, - и всякий раз юный Штольц возвращался с выученными уроками. Мать Штольца, наоборот, стремилась воспитать истинного дворянина, порядочного, чистенького мальчика с завитыми кудрями – « в сыне ей мерещился идеал барина, хотя и выскочки, из чёрного тела, от отца бюргера, но всё-таки сына русской дворянки». Из этого причудливого сочетания и сформировался характер Штольца.

Нормальное состояние На нём был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намёка на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него… Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием…»

Илья Ильич Обломов Психологический портрет героя «Это был человек лет тридцати двух-трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, но отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворённые губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всём лице теплился ровный свет беспечности …»

Стихия Штольца – постоянное движение. В свои тридцать с небольшим лет он чувствует себя хорошо и привольно только, когда ощущает свою нужность сразу во всех концах света. Самое же главное в характере Штольца – «как в организме нет у него ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа».

ДИВАН «Но цвет жизни распустился и не дал плодов» ОТСТАВКА Увлечение книгами, 1-1,5 года, охлаждение УВЛЕЧЕНИЕ СВЕТОМ «Радовался пустякам и от пустяков же страдал» СЛУЖБА «Жизнь разделялась на 2 половины: скука и труд –синонимы, покой и мирное веселье» (философия Обломова) ПОДГОТОВКА К СЛУЖБЕ «Высокие мечты о роли в обществе» В О С Х О Ж Д Е Н И Е К Д И В А Н У

И ИЛИ ШТОЛЬЦ ОБЛОМОВ ДВИЖЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТРУД РАЦИОНАЛИЗМ ПРАКТИЦИЗМ ЖЕЛАНИЕ ПРЕУСПЕТЬ И СКОЛОТИТЬ КАПИТАЛ ЛЕЖАНИЕ ЛЕНЬ И АПАТИЯ ОТСУТСТВИЕ ТРУДА МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬ НЕПРАКТИЧНОСТЬ ЖЕЛАНИЕ ТИШИНЫ И ПОКОЯ

Обломов и Штольц Несмотря на разность характеров, друзей неотступно влекло друг к другу. Рядом со Штольцем – рассудительным, прагматичным, твёрдо стоящим на земле, Обломов чувствовал себя спокойнее и увереннее. Но сам Штольц ещё более нуждался в Илье Ильиче.

ИНТЕРПРЕТАЦИИ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ 1. Автор приверженец « штольцевского » отношения к жизни, сочувствующий Обломову, но не разделяющий миросозерцания Ильи Ильича 2. Он (автор) признает и демонстрирует превосходство обломовской созерцательности над ограниченностью рационалиста и прагматика Штольца 3 . В романе сосуществуют две «правды» - « штольцевская » и «обломовская» - и та и другая ограничены, не абсолютны, в идеале желателен их синтез

Творческое задание. Напишите письмо Обломову или Штольцу, выскажите свое отношение к образу жизни героя, поговорите с ним, постарайтесь убедить в своём мнении. Используйте в письме художественные приёмы и средства убедительности речи.

ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА ДВА УКЛАДА РУССКОЙ ЖИЗНИ ПАТРИАРХАЛЬНЫЙ БУРЖУАЗНЫЙ Крепостнические порядки, инертность и однообразие помещичьей жизни Активное отношение к жизни, но откровенный эгоизм и делячество

В контексте романа обломовщина трактуется по-разному. В социальном аспекте, с одной стороны, это проявление пороков крепостничества, помещичьей жизни. С другой стороны, это национальное явление, которое может рассматриваться с позиций русского национального характера. Однако обломовщина – это и психологическое явление, характерное для людей определённого психологического типа. Соединив в себе эти аспекты, обломовщина иллюстрирует «бегство от реальности», жизнь в иллюзорном мире, сознательный отказ от жизненной активности. Обломовщина в романе

Обломовка Уходящая РОССИЯ феодальный мир натурального хозяйства патриархальность и семейственность противостояние прогрессу оторванность от настоящей жизни ПРИГОВОР тоска по уходящей жизни?

Домашнее задание. Дать письменный ответ на вопрос: «Поможет ли России Андрей Ильич Обломов, сын Обломова, воспитанный Штольцем?» Прочитать статью учебника «Добролюбов и Дружинин о романе Гончарова» стр.291-294, устно ответить на вопросы

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 10 классе по роману И.А.Гончарова

«Штольц и Обломов. Антиподы или двойники?»

Цели:

сформулировать проблемный и исследовательский вопросы урока;

развивать умение анализировать художественное произведение, делать сравнительный анализ;

воспитывать у обучающихся интерес к русской литературе, развивать их творческие способности.

Оборудование: проектор, компьютер (презентация), текст романа И.А.Гончарова «Обломов», карточки с заданиями

Формы работы : фронтальная работа, работа в группах, парах, индивидуальная работа

Применяются следующие технологии обучения : проблемное обучение, групповые технологии, технология мастерских, компьютерные (новые информационные) технологии обучения.

Ход урока.

1. Оргмомент

2. Определение темы и задач урока

3. Анализ текста

4. Творческая лаборатория

5.Домашнее задание

6. Физминутка

7.Работа с выдержками из критических статей

8. Итоги урока, рефлексия

ПОНЯТИЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПАРЫ: герои-антиподы и литературные двойники

Найдите лишнее! Онегин – Ленский, Татьяна - Ольга, Печорин - Грушницкий, Гринёв - Швабрин, Катерина - Варвара, Добчинский - Бобчинский

Добчинский - Бобчинский – это двойники (близнецы)

Вывод. Остальные герои разные, непохожие.

Как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок?

Литературной паре Обломов и Штольц

Какую же проблему нам предстоит решить сегодня?

Кем же являются Обломов и Штольц? Антиподы? Двойники?

Исследование. Работа в группах.

Гончаров он нарочито, специально пользуется уже узнаваемым в литературе способом характеристики героя - сравнительной характеристикой. Вспомните, что представляют собой прямая (отношение автора, мнение других героев, собственное мнение героя) и косвенная характеристика (портрет, интерьер, речь, поступки и мысли героя)

Для ответа на вопрос “ Штольц – антипод или двойник Обломова? ” учащимся предлагается определить к ритерии сравнения этих героев.

В результате обсуждения сформулированы следующие критерии:

  1. Происхождение, воспитаниевоспитание Андрея Штольца ((гл.1, часть2,
  2. Мысли и поступки героев. Отношение героя к жизни, службе, обществу, деятельность героя
  3. Цель жизни (.Кто, по-вашему, более прав, более убедителен в утверждении своего жизненного идеала - Штольц или Обломов
  1. Отношение автора и других действующих лиц к героям

Письменно (таблица).

Оформить рабочий лист Записывается на лист заголовок, цитаты, основные положения и вывод группы.

Группах (6 групп).

их листов

Задача слушателей

4. Связывание выводов групп.

На работу отводим 6-7 минут

Задание группе литературных критиков: Изучите материалы статей Н.А. Добролюбова, А.В. Дружинина, Б Бурсова,Я. И, Кулешова, посвященные роману «Обломов» и его героям и подготовьте ответ на воп

ВЫВОДЫ:

Назовите положительные и отрицательные черты Обломова и Штольца. В чём сила и слабость их характеров? Запись на листах

Жизнь, время, исторические условия вызывают на сцену героя-деятеля, творца своей судьбы. Так роман Гончарова, законченный в 1858 году, готовит появление героев И.С. Тургенева, Н.Г. Чернышевского, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, то есть 1860-е годы

Почему столь разные люди, как Обломов и Штольц, дружат всю жизнь? (Обломов и Штольц в широком смысле есть как бы две крайности национального русского характера, в котором сочетаются чудовищная лень, мечтательная созерцательность, деловитость, талант, любовь к ближнему).

Почему Андрей Иванович Штольц завидует Обломову, почему так теплеет его взгляд, когда он смотрит в сторону Обломовки?

Творческое задание

Напишите письмо Обломову или Штольцу

Желающие зачитывают письма (2-3 человека)

Домашнее задание

Образы Обломова и Штольца связаны с проблематикой романа

Обломовка – символ уходящей России

Будущее России, конечно, в детях. Поможет ли стране сын Обломова, воспитанный Штольцем?

На заключительном этапе урока провести рефлексию, предложить в течение 2-3 минут заполнить карту:

Предварительный просмотр:

И.А.Гончаров «Обломов»

Раздаточный материал

Н. А. Добролюбов рассматривает характер Обломова с позиций революционеров-демократов. Он видит его последним в ряду "лишних людей" и обличает "облом овщину" как общественный порок.

Как Н.А. Добролюбов

Как Добролюбов

<...>В чем заключаются главные черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от его апатии ко всему, что делается на свете. Причина же апатии заключается отчасти в его внешнем положении, отчасти же в образе его умственного и нравственного развития. По внешнему своему положению - он барин; «у него есть Захар и еще триста Захаров», по выражению автора.

<...>.Ясно, что Обломов не тупая, статическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, - развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это так переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обусловливаются, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-нибудь границу. Это нравственное рабство Обломова составляет едва ли не самую любопытную сторону его личности и всей его истории...

…Из романа Гончарова мы и видим только, что Штольц - человек деятельный, все о чем-то хлопочет, бегает, приобретает, говорит, что жить - значит трудиться и пр. Но что он делает, и как он ухитряется делать что-нибудь порядочное там, где другие ничего не могут сделать, - это для нас остается тайной Штольц не дорос еще до идеала общественного русского деятеля. И мы не понимаем, как мог Штольц в своей деятельности успокоиться от всех стремлений и потребностей, которые одолевали даже Обломова, как мог он удовлетвориться своим положением, успокоиться на своем одиноком, отдельном, исключительном счастье… Не надо забывать, что под ним болото, что вблизи находится старая Обломовка, что нужно еще расчищать лес, чтобы выйти на большую дорогу и убежать от обломовщины. Делал ли что-нибудь для этого Штольц, что именно делал и как делал, - мы не знаем. А без этого мы не можем удовлетвориться его личностью… Можем сказать только то, что не он тот человек, который сумеет на языке, понятном для русской души, сказать нам это всемогущее слово: «вперед!»

Н.А. Добролюб ов. «Что такое обломовщина?» 1859

Как Б. Бурсов объясняет причины бездействия Обломова?

Обломов угасает и потому, что он как помещик может ничего не делать, и потому, что как человек он не желает ничем заниматься в ущерб своему человеческому достоинству <...> Человек сознательно идет на то, чтобы совсем угаснуть, но не стать чиновником или дельцом, не вступить в сделку со своей совестью <...> В обрисовке Гончарова Обломов предстает как человек, хотя и безнадежно отставший от требований времени, вс е же не идущий на компромиссы. Однако, если взглянуть на Обломова с точки зрения вопросов, предъявляемых историей к передовому человеку, то окажется, что бескомпромиссность Обломова мнимая

Б. Бурсов. «Национальное своеобразие русской литературы.» 1964

Каким видит Обломова- человека критик А.В. Дружинин ?

Как А.В. Дружинин говорит о причинах бездействия Обломова?

«Не за комические стороны, не за жалостную жизнь, не за проявления общих всем нам слабостей любим мы Илью Ильича Обломова. Он дорог нам как человек своего края и своего времени, как незлобный и нежный ребенок, способный, при иных обстоятельствах жизни и ином развитии, на дела истинной любви и милосердия. Он дорог нам как самостоятельная и чистая натура, вполне независимая от той схоластико-моральной истасканности, что пятнает собою огромное большинство людей, его презирающих. Он дорог нам по истине, какой проникнуто все его создание, по тысяче корней, которыми поэт-художник связал его с нашей родной почвой. И, наконец, он любезен нам, как чудак, который в нашу эпоху себялюбия и неправды мирно покончил свой век, не обидевши ни одного человека, не обманувши ни одного человека и не научивши ни одного человека чему-нибудь скверному.»

(…) Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственных болезней, какими страдает не один из практических людей, кидающих в него камнями. Он не имеет ничего общего с бесчисленной массой грешников нашего времени, самонадеянно берущихся за дела , к которым не имеют призвания.

А. В. Дружинин сравнивает Гончарова с фламандскими живописцами. Он считает, что Обломов "любезен всем нам и стоит беспредельной любви", называет его чудаком.

А.В .Дружинин «Обломов» Роман И.А.Гончарова

Как критик Я.И. Кулешов говорит о причинах деятельности Штольца?

Каков нравственный облик Ш тольца в представлении критика?

Штольц-это машина, методически работающая. Он напичкан добродетелями, чтобы во всем покрасоваться перед Обломовым, во всех случаях быть «на высоте». Но цельного характера, его души мы не видим. Он деятелен, в меру цивилизован, знает рациональные принципы хозяйства и даже ценит Бетховена, он вежлив, но никогда не увлечен. Все дело для него - средство, а не цель. Он и Ольгу оставляет с поручением увлечь Обломова, вызволить в светские гостиные, а остальное Штольца не интересовало. Штольц трудится ради самого труда, а высшего идеала он не имел и не подозревал, что идеалы нужны. Над целью жизни он никогда не задумывался. Штольц на высокой ступени своей активной жизни оказывался тем же Обломовым, уготавливающим Ольге роль «матери-созидательницы и участницы нравственной и общественной жизни целого счастливого поколения.

Итог урока. В критике мнения разделились на два "лагеря" в решении вопроса, что важнее: "художественность" или "социальная значимость" произведения.

Татьяна Ларина

Ольга Ларина

Катерина

Варвара

Печорин

Грушницкий

Бобчинский

Добчинский

Гринёв

Швабрин

Задания для работы в группах

1 ГРУППА

Происхождение, воспитание и образование , заложенная жизненная программа (

2 ГРУППА

Портретная характеристика, значение имени, окружающая обстановка

3 ГРУППА

4 ГРУППА

Цель жизни (Как представляют себе смысл, идеал, норму жизни Обломов и Штольц (главы 4-5, часть2)

(Спор Обломова и Штольца - ч. 2 глава 9).

Цель жизни

Как жить

Отношение к жизни.

5 ГРУППА

Отношение к женщине, семейная жизнь

6 ГРУППА

7 ГРУППА

Соотнесение оценки, данной группами с взглядами критиков.

Задание группе литературных критиков: Изучите материалы статей Н.А. Добролюбова, А.В. Дружинина, Б Бурсова, Я. И, Кулешова, посвященные роману «Обломов» и его героям и подготовьте ответ на воп рос, указанный в вашем задании.

Письменно (таблица). Обломов и Штольц: сравнительная характеристика образов

В соответствии с данными критериями сравнения героев ученикам даётся задание для исследования:

Найти материал для сравнения по данному критерию (выписать цитаты);

Определить, какие черты героев нашли здесь отражение?

Дать ответ на вопрос “ Штольц – антипод или двойник Обломова?”;

Оформить рабочий лист записывается на лист заголовок, цитаты, основные положения и вывод группы.

Проводится исследовательская работа в группах.

После проведённого исследования учащиеся представляют отчёт групп в виде оформленных рабоч их листов

В группе 4 человека: спикер, секретарь, аналитик, текстолог

Задача слушателей

1. Учащиеся слушают, записывают информацию кратко в таблицу

2. Экспертная группа оценивает, внося отметки в свой рабочий лист.

3. Слушатели задают вопросы группам. Дополняют (по необходимости).

IV. Оценка экспертной группы. Проверка выводов групп

Экспертная группа рассказывает о результатах своей работы по тексту критических статей и представляет аргументированную оценку отчетов групп: отмечает полноту, соотнесённость выводов с выводами критиков, дополняет ответы.

4. Связывание выводов групп.

На основании проведённого обсуждения группы приходят к выводу, что Штольц –… Обломова 5. Формулировка обобщения.

На работу отводим 6-7 минут

Предварительный просмотр:

1 группа

Происхождение, воспитание и образование , заложенная жизненная программа (воспитание Андрея Штольца (гл.1, часть 2), Обломова (часть 1, глава 9)

Примерный ответ 1-ой группы

1. Происхождение

Обломов: из богатого дворянского рода с патриархальными традициями. его родители, как деды, ничего не делали: за них работали крепостные

Штольц: из небогатой семьи: отец (обрусевший немец) был управляющим богатого имения, мать - обедневшая русская дворянка

2.Воспитание и образование

Обломов: родители приучали его к праздности и покою (не давали поднять уроненную вещь, одеваться, налить самому себе воды) труд в Обломовке был наказанием, считалось, что на нем стоит клеймо рабства. В семье был культ еды, а после еды - крепкий сон

ВЫВОД: “ОН (Обломов) уже был не в отца и не в деда. Он учился, жил в свете, все это наводило на разные чуждые им соображения”.

Знания, полученные в пансионе университета, Обломов не сумел сделать своими, что подтверждает фраза: “Жизнь у него была сама по себе, наука сама по себе”. Основная сфера духовной жизни Обломова – мечтательность.

Штольц: отец дал ему воспитание, которое получил от своего отца: обучил всем практическим наукам, рано заставил работать и отослал от себя закончившего университет сына. отец научил его, что главное в жизни - это деньги, строгость и аккуратность

Русская культура

Немецкая культура

Мать

Отец

1. Русская литература, творческое начало, православие, душевность, доброта, музыка

1. Трудолюбие, практичность, аккуратность, сдержанность, расчетливость, прагматизм.

2. Понимание искусства, семейные ценности, дружба.

2. Карьера, обеспеченная жизнь, путешествия по странам Европы, обширные знакомства.

3. Воспоминания о матери, воспитание детей, в том числе и Андрея Обломова, образование О. Ильинской.

3. Готовность к любому повороту в жизни, надежда только на свои силы.

4. Мечта – стать русским.

Вывод: А.И. Штольц всю свою жизнь стремился стать русским; развив деловые качества, он начинает заботиться о душе.

3.Заложенная программа

Обломов: прозябание и сон - пассивное начало

Штольц: энергия и бурная деятельность - активное начало

2 группа

Портретная характеристика, значение имени, окружающая обстановка

Примерный ответ 2-ой группы

П ортрет

Автор сам дает описание портрета своего героя, он ничьим глазам не доверяет. В портрете использовано много выразительных средств . Это и неожиданные эпитеты : цвет лица безразличный, неопределенная задумчивость, холодный человек. Это и олицетворения : с глазами, гулявшими беспечно по стенам; с лица беспечность переходила в позы всего тела; ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость. Автор использовал для портрета своего героя метафоры : на лицо набегала туча заботы, начиналась игра сомнений. Использован также перенос явлений природы на человека: взгляд туманился.

Гончаров дает следующее описание его внешности: «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. … Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, рук. … Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный. … тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины. … Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью».

“Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нем был халат, настоящий восточный халат,…который, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела…Туфли на нем были длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу”. Илья Ильич Обломов “любил простор и приволье”.

«Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щёк у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смуглый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные».

Интерьер

Одна и та же комната служила и спальней, и кабинетом, и приемной, чтобы не убирать.

Что стояло в комнате?

Бюро красного дерева. Два дивана, задок у одного дивана осел вниз.

Красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами.

Шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей. Неграциозные стулья красного дерева, шаткие этажерки.

“Сам хозяин, однако, смотрел на убранство своего кабинета так холодно и рассеянно, как будто спрашивал глазами: “Кто сюда натащил все это?”

В интерьере бросается в глаза одна особенность: это очень подробное описание , здесь очень много деталей . Гончаров сам себя называл рисовальщиком.

Неожиданности 6 главы не исчерпаны. “Никто не знал и не видел этой внутренней жизни Ильи Ильича: все думали, что Обломов так себе, лежит да кушает на здоровье и что больше от него ждать нечего”; что так о нем толковали везде, где знали. Сцена: Обломов и Захар “Другой?!”

Имя

Уже сама фамилия Штольц (от немецкого stolz - "гордый") контрастна наименованию Обломова. Имя - Андрей в переводе с греческого означает «мужественный, храбрый»

3 группа

Мысли и поступки героев. Отношение героя к службе, обществу, деятельность героя

Обломов рассуждает: “С чего начать?...набросать подробную инструкцию поверенному и отправить его в деревню, Обломовку заложить, прикупить земли, послать план застроек, квартиру сдать, взять паспорт и ехать на полгода за границу, сбыть лишний жир, сбросить тяжесть, освежить душу тем воздухом, о котором мечтал некогда с другом, пожить без халата, без Захара, надевать самому чулки и снимать с себя сапоги, спать только ночью, ехать, куда все едут, потом… потом поселиться в Обломовке, знать, что такое посев и обмолот, отчего бывает мужик беден и богат, ходить в поле, ездить на выборы… И так всю жизнь! Прощай, поэтический идеал жизни! Это какая-то кузница, а не жизнь; тут вечно пламя, трескотня, жар, шум,…когда же жить?” )

На какие размышления наводят Обломова визиты знакомых? Справедливы ли его выводы?

Отношение к просвещению: Штольц предложил открыть в деревне школу.

Обломов ответил: «Грамотность вредна мужику».

Отношение ко всему новому: Штольц рассказал о новостях в их родных местах:

«Пристань хотят строить, и предложено шоссе провести, а в городе ярмарку учреждают».

Обломов высказал убеждение, что такие нововведения «принесут несчастья».

П оступки (Хочет встать, умыться – успеет после чаю, чай можно выпить в постели, ничто не мешает думать лежа.

Он приподнялся и чуть было не встал, и даже начал опускать одну ногу с постели, но тотчас подобрал ее.

Прошло с четверть часа – ну, полно лежать, пора вставать.

“Прочту письмо, потом встану”.

“Одиннадцать часов уже, а я еще не вставал”.

Он повернулся на спину.

Звонок. Он, лежа, с любопытством глядит на двери.

Доволен ли Обломов своим способом существования?

Готов ли сам Обломов изменить свою жизнь?”. Ученики приводят цитату из романа, доказывающую, что такое желание у Обломова есть: “Дай мне своей воли и ума и веди меня, куда хочешь. За тобой я, может быть, пойду…

Мечтал в юности о бескорыстном служении России

К одноплановой характеристике нет возврата.

КУЛЬМИНАЦИОННЫМ МОМЕНТОМ оказывается сцена исповеди, просветления. “Ему грустно и больно стало за свою неразвитость, остановку в росте нравственных сил, за тяжесть, мешающую всему…” А между тем он болезненно чувствовал, что в нём зарыто, как в могиле, какое-то светлое начало, может быть, теперь уже умершее.

Тайная исповедь перед самим собой была мучительна. Но на кого свергнуть бремя упреков? И ответ следует за вопросом. Он содержится в 9 главе “Сон Обломова”.

4группа

Цель жизни (Как представляют себе смысл, идеал, норму жизни Обломов и Штольц (главы 4-5, часть2) Кто, по-вашему, более прав, более убедителен в утверждении своего жизненного идеала - Штольц или Обломов?

(Спор Обломова и Штольца - ч. 2 глава 9).

Цель жизни

Как жить

Отношение к жизни.

Речь Обломова об идеале жизни

Ч. 2, Гл. 4. Идеал похож на Обломовку, но это уже не Обломовка: есть ноты, книги, рояль, изящная мебель. Герой хочет слияния с природой, выражает свои мысли образно, поэтому Штольц назвал его поэтом.

«Жизнь: хороша жизнь! Чего там искать? интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается это все: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены совета и общества! Что водит их в жизни? Ведь они не лежат, а снуют каждый день, как мухи, взад и вперед, а что толку?.. Под этой всеобъемностью кроется пустота, отсутствие симпатии ко всему!.. Нет, это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку».

«Вся жизнь есть мысль и труд.., труд хоть безвестный, темный, но непрерывный… труд – образ, содержание, стихия и цель жизни…»

Идеал счастья Обломова – полное спокойствие и хорошая еда. Идеалы Обломова помогают ему видеть отрицательные стороны нового буржуазного уклада. Незыблемой нормой считает Обломовщину.

Что значит жизнь и каково назначение человека, по Штольцу?

“Прожить четыре времени года, то есть четыре возраста, без скачков и донести сосуд жизни до последнего дня, не пролив ни одной капли напрасно...” В мечтах главного героя, Штольц был неотъемлемой частью картин счастливой жизни в имении, полной любви, поэзии, дружественных чувств и покоя; идеал Обломов а состоит... в покое и наслаждении 8-й главе первой части

3–4-я главы второй части Суть спора - КАК ЖИТЬ?! - Как возникает спор? (Недовольство Обломова пустой жизнью общества.)

Когда наступает перелом в споре? (Трудовая тропинка: несогласие Штольца с идеалом друга, ведь это “обломовщина”; идеал утраченного рая, рисуемый Обломовым, и труд как “образ, содержание, стихия и цель жизни”.) Спор Обломова со Штольцем интересен и в историко-литературном, и в человеческом плане. В этом смысле это вечная пара, вечный спор между деятелем и созерцателем

"Деятельные Штольц и Ольга живут, чтобы что-то делать. Обломов живет просто так". Что значит - "цель жизни"? Что значит - "жить просто так", "жить, чтобы жить"?

Образ жизни Обломова вызывал у Штольца жажду деятельности:

«Надо же выйти из этого сна… Нет, я тебя не оставлю так, через неделю ты не узнаешь себя, ужо вечером я сообщу тебе подробный план о том, что я намерен я собой и тобой делать…»

Штольц считал, что жизнь – это труд, «труд – образ, содержание, стихия и цель жизни».

Обломов считал, что жизнь – есть покой и праздность.

Признание Обломова (как он представляет себе жизнь, как он хочет её прожить) вызвало обратную реакцию:

«Это не жизнь… это… какая-то обломовщина». (стр. 163)

5 группа

Отношение к женщине, семейная жизнь

Штольц: главенствующая роль мужчины в духовной жизни женщины, а Обломов руководить духовной жизнью Ольги не готов, он сам нуждается в руководстве

Обломов: ему нужна любовь не равноправная, а материнская (такая, какую ему подарила Агафья Матвеевна Пшеницына). В идеале женщины 2 начала: одно из них в Ольге, другое в Пшеницыной («Какой поцелуй! Какой чай!») Молчаливые прогулки по аллее, в лодке, чтение. Спокойная любовь.

Штольц: ему необходима равная по взглядам и силе женщина (Ольга Ильинская)

г) Отношение к Ольге Ильинской: Штольц

«…говорил с ней охотнее и чаще, нежели с другими женщинами, потому что она, хотя бессознательно, но шла простым, природным путем по жизни… Ни жеманства, ни кокетства, ник акой лжи, ни умысла!..» Обломов

Илья был с Ольгой с утра до вечера, читал с ней, посылал цветы, гулял по озеру.

«Чего не бывает на свете».

*Штольц познакомил «Обломова с Ольгой и её тёткой».

6 группа

Примерный ответ 6-ой группы

Авторская характеристика (Что можно сказать об отношении автора к своему герою? Какими приемами это раскрывается? Вот он утром просыпается, “ а ум еще не явился на помощь”. “Впрочем, надо отдать справедливость заботливости Ильи Ильича о своих делах. Он по первому неприятному письму старосты, полученному несколько лет назад, уже стал создавать в уме план разных перемен”. Автор подсмеивается над своим героем, используя прием иронии.

Мнение других героев Что Штольц называет «обломовщиной»?

Приемы, используемые автором для раскрытия образа Обломова: описание (портрет, внешний вид, интерьер), акцент на деталях, ирония, дополнение одного образа другим (Захар похож на своего хозяина), выделение типичных черт (герой Гончарова сразу похож и на Манилова, и на кого-то оч ень знакомого из нашей жизни).

7 группа

Соотнесение оценки, данной группами с взглядами критиков

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ОБЛОМОВА И ШТОЛЬЦА

Обломов: добрый, ленивый больше всего беспокоит собственный покой. для него счастье-это полный покой и хорошая еда. он проводит жизнь на диване, не снимая удобного халата. ничего не делает, ничем не интересуется, любит уходить в себя и жить в созданном им мире снов и мечтаний. поразительная детская чистота его души и самосозерцательность, достойная философа воплощение мягкости и кротости.

Штольц: сильный и умный, он находится в постоянной деятельности и не гнушается самой черной работой. благодаря своему упорному труду, силе воли, терпению и предприимчивости стал богатым и известным человеком. сформировался настоящий "железный" характер. но чем-то он напоминает машину, робота, настолько четко запрограммирована, выверена и просчитана вся его жизнь перед нами суховатый рационалист

Сопоставить характер Штольца с характером Обломова:

Обломов

Штольц

Покой (апатия)

«…он беспрестанно в движении…»

Сон (бездействие)

«равновесие практических сторон с тонкими потребностями духа»

Мечта – «скорлупа, самообман»

«он боялся всякой мечты,…хотел видеть идеал бытия и стремления человека в строгом понимании и отправлении жизни» «… Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе… У него не было идолов, зато он сохранил силу души, крепость тела, зато он был целомудренно-горд, от него веяло какой-то свежестью и силой, перед которой невольно смущались и незастенчивые женщины».

Страх перед обстоятельствами

«причину всякого страдания приписывал себе»

Бесцельность существования

«Выше всего ставил настойчивость в достижении целей»

Труд - наказание

«Труд – образ, стихия, содержание, цель жизни»

Честен, добр и кроток. Штольц говорит о нем: «Это хрустальная, прозрачная душа».

Нет программы общественного служения

Подобный человеческий тип, как в реальной жизни, так и в литературном воплощении, всегда несёт в себе нечто двойственное: его положительность вроде бы несомненна, однако многое заставляет сопротивляться возникающим симпатиям, тем более что одной из важных составляющих философии Штольца является достижение цели любым путём, невзирая на преграды («выше всего он ставил настойчивость в достижении целей»).

Письмо Обломову

Здравствуйте, Илья Ильич! Я очень обеспокоена Вашим состоянием. Ваша судьба мне настолько не безразлична, что я пытаюсь искренне помочь Вам. Но для этого мне нужно кое-что для себя уточнить: Обыкновенный ли Вы лентяй или человек, не видящий никакого смысла в жизни?

Последние события жизни Вашей меня очень беспокоят. Вы перестали жить полной жизнью, а начали бессмысленное существование. Каждый новый день похож на предыдущий, у Вас нет никаких стремлений. Помнится мне, что первого числа в Екатерингофе был праздник. Знаю также, что в тот день посетили Вас друзья, на праздник звать приходили, но Вы даже и не соизволили с постели встать. Нельзя же всячески противиться тем, кто пытается поднять Вас с уютного дивана. Каждый день друзья находят Вас за любимым занятием – лежанием на диване. Смысл жизни Вы находите в диване, халате и туфлях. Но ведь это символы лени и бездействия. У Вас даже нет желания выходить из дома, общаться с разными интересными людьми. Круг общения Ваш сузился почти до одного Захара. Вся жизнь большого города не для Вас. А ведь Вы живёте в центре. Это такая возможность посетить множество полезных и интересных мест, но Вы упускаете эту возможность. В Вас присутствует полное безразличие ко всему окружающему. Вы не хотите менять свою жизнь, потому что она Вас полностью устраивает. Но Вы не знаете другой жизни, а может быть следует попробовать внести ощутимые изменения в привычный Вам образ жизни. Даже друзья Ваши куда-то спешат, что-то делают, но Вы так и остаётесь безразличны ко всему. А ведь жизнь не стоит мёртвым грузом, она проходит, проходит Ваша любовь, возможность счастья семейного. Ваше бездействие губительно для Вас. Вы постепенно опускаетесь, а в жизни Вашей ничего не остаётся. Лучший друг Ваш, Андрей Штольц, тоже пытался возродить Вас к жизни. Я знаю, Вы на какое-то время хотели изменить и обновить себя, но ничего из этого не получилось, потому что Вы слишком боитесь новой жизни. А как же Ваша любовь к Ольге Ильинской? Вы уже начали пробуждение, появились мечты, желание жить. Но Вы снова испугались, испугались изменений в жизни.

Пока Вы не переступите черту бездействия и страха перед новыми начинаниями, Вы не достигните ничего. Подумайте над этим.

Доброжелатель


Шестидесятые годы девятнадцатого века…Новое время для России… Оно требует иных героев литературы, которые должны не только пассивно противостоять окружающей действительности, как «лишние люди», но и активно вмешиваться в жизнь, желать её переустроить и быть способными на деятельное добро.

Одним из них является Андрей Штольц, герой романа И. А.Гончарова «Обломов». По сравнению с Е. Онегиным и Г. Печориным этот деятельный человек мне нравится. Нравится потому, что он знает, чего хочет добиться в жизни и многого добивается. А разве это плохо? Правда, писатель подошел к изображению «нового человека» очень осторожно. Он практически не показал его в действии. И о деятельности друга Обломова мы можем только догадываться. Но наши предположения все равно отрадны: ведь Е. Онегин, Г. Печорин, да и И. Обломов в жизни ничего не делали, а лишь скучали…

Задумываюсь, почему этот литературный персонаж так отличается от своего друга? Потому что он принадлежат к дворянскому сословию чисто формально, а потому не изуродован такой общественной болезнью, как обломовщина.

Мне импонирует, что А. Штольц – человек дела, он не «заражен» модными в ту пору нигилистскими взглядами, осуществление его социальных идей не связано ни с каким общественным движением. Даже Илья Обломов в разговоре с другом критикует пустое и корыстное светское общество (ругать общество - это дань моде, которая пошла от «лишних людей»), а Штольц никак не реагирует на его слова. Возможно, он убеждён, что всякие политические споры - пустое времяпрепровождение, надо заниматься делом! И за это он мне нравится! Герой, несомненно, прав: критиковать легко, сделать что-нибудь толковое значительно труднее, а у Штольца и собственные дела в порядке, и чужие (обломовские) он устраивает добросовестно, как свои.

Меня привлекает образ Андрея Штольца и тем, что он нарисован И. А.Гончаровым не только деловым, но и культурным человеком, который любит музыку, восхищается пением Ольги, разбирается в искусстве и весьма начитан в литературе. В жизни он ни от чего не хочет отказываться: ни от красоты, ни от любования природой, ни от дружбы, ни от любви. Штольц –человек, живущий полной жизнью.

И последнее, за что я уважаю героя И. А.Гончарова, — это за его верность юношеской дружбе: он спасает главного героя романа от разорения, а после смерти Ильи Ильича воспитывает его сына.

Итак, Андрей Штольц — представитель «новых людей». И спасибо И. А.Гончарову, наблюдательному и чуткому художнику, который смог уловить новое в общественном настроении предреформенной эпохи.

Рассказать друзьям